Власть и властные полномочия в организации

Власть и властные полномочия в организации

Предшественницей СССР была РСФСР. Договор об образовании СССР 27 декабря 1922 года подписали РСФСР, Украина [en] , Белоруссия и Закавказская Советская Федеративная социалистическая республика. Наряду с Декларацией об образовании СССР, договор был утвержден Первым съездом Советов СССР 30 декабря 1922 года. В дальнейшем в состав СССР вошли — в 1925 — Узбекистан (Узбекская ССР), Туркмения (Туркменская ССР), в 1929 — Таджикистан (Таджикская ССР). В 1936 году ЗСФСР была расформирована и союзные республики Республика — форма государственного правления, при которой все высшие органы власти избираются или формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами), а граждане обладают личными и политическими правами. Большинство государств мира являются республиками.

В рамках республиканской формы правления принято различать президентскую республику, парламентскую республику и республику смешанного типа (полупрезидентскую республику). Особой разновидностью республики являлась советская республика. Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту). — Азербайджан (Азербайджанская ССР), Армения (Армянская ССР), Грузия (Грузинская ССР) стали входит в СССР напрямую. В том же 1936 году союзными республиками в составе СССР стали Казахстан (Казахская ССР) и Киргизия (Киргизская ССР); в 1940 — Молдавия (Молдавская ССР), Латвия (Латвийская ССР), Литва (Литовская ССР) и Эстония (Эстонская ССР).

Количество республик, входящих в СССР, поначалу росло довольно быстро. 27 октября 1924 к четырем республикам добавились две — на территории Туркестанской АССР, входившей в РСФСР, были образованы Узбекская и Туркменская ССР. 5 декабря 1929 — Таджикская АССР, входившая в Узбекскую ССР, была преобразована в союзную республику. 5 декабря 1936 года была упразднена ЗСФСР, и три республики, ее составлявшие (Грузия, Армения, Азербайджан), вошли в состав СССР непосредственно; Казахская и Киргизская АССР, являвшиеся частью РСФСР, были преобразованы в союзные республики. Таким образом, Конституция СССР 1936 года закрепила в составе СССР уже 11 республик.

Дальнейший рост числа союзных республик был связан с советско-финляндской и Второй мировой войнами [en] . После окончания войны с Финляндией значительная часть ее территории (Карельский перешеек, часть побережья Ладожского озера, часть полуострова Рыбачий), отойдя к СССР, была присоединена к Карельской АССР, входившей в РСФСР, в результате чего 31 марта 1940 была создана Карело-Финская ССР. Осенью 1939 года по секретному Пакту Молотова-Риббентропа Пакт Молотова-Риббентропа — секретный протокол от 23 августа о ненападении. Протокол к договору устанавливал разграничение «сфер интересов» сторон (СССР — Прибалтика, Вост. Польша, Финляндия, Бессарабия и Сев. Буковина). Договор означал резкую переориентацию во внешней политике СССР на сближение с Германией; вслед за заключением договора Германия напала на Польшу, развязав 2-ю мировую войну, а СССР присоединил территории, обозначенные в его «сфере интересов». произошло вторжение советских войск в Польшу и присоединение к СССР Западной Украины и Западной Белоруссии, бывших прежде частью Российской империи и утраченных в результате советско-польской войны и договора 1921, Бессарабии, бывшей с 1918 частью Румынии, 2 августа 1940 года была создана Молдавская ССР. До этого Молдавская АССР была частью Украинской ССР.

После вступления советских войск на территорию прибалтийских республик и организации там «социалистических революций» количество союзных республик пополнилось еще тремя: 21 июля 1940 года была создана Эстонская, 3 августа 1940 — Литовская, 5 августа — Латвийская союзные республики. Теперь их стало 16. Незначительное увеличение территории СССР в последующие годы к созданию новых союзных республик не привело. Более того, 16 июня 1956 года Карело-Финская ССР была преобразована в Карельскую АССР в составе РСФСР.

Государственный флаг СССР

Гимн Советского Союза

Гимн (греч. hymnos) — это торжественная песнь. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь определенных событий.

С 1944 до 1956 года гимн СССР исполнялся в версии, включавшей упоминание о Сталине. С 1956 по 1970 год гимн исполнялся без слов. В 1970 году писатель, поэт, баснописец, драматург, публицист, военный корреспондент, сценарист, общественный деятель Сергей Владимирович Михалков был подготовил откорректированный вариант текста гимна. С 1971 по 1991 год гимн исполнялся в новой редакции, впоследствии утверждённой указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977 года.

С 23 ноября 1990 года гимн стал исключительно союзным, так как последняя республика, не имевшая своего гимна — РСФСР — утвердила свой собственный гимн («Патриотическую песню» композитора Михаила Ивановича Глинки). Последний раз в качестве государственного гимна был исполнен 26 декабря 1991 — в последний день существования СССР.

Государственный гимн СССР — гимн Советского Союза, принятый в 1943 году, пришедший на замену Интернационалу.

Текст гимна СССР

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце [гор] свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
Нас вырастил Сталин — на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

Славься, Отечество наше свободное,
Счастья народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Мы армию нашу растили в сраженьях.
Захватчиков подлых с дороги сметём!
Мы в битвах решаем судьбу поколений,
Мы к славе Отчизну свою поведём!

Славься, Отечество наше свободное,
Славы народов надёжный оплот!
Знамя советское, знамя народное
Пусть от победы к победе ведёт!

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь.
Да здравствует созданный волей народов
Единый, могучий Советский Союз!

Славься, Отечество наше свободное,
Дружбы народов надёжный оплот!
Партия Ленина — сила народная
Нас к торжеству коммунизма ведёт!

Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил:
На правое дело он поднял народы,
На труд и на подвиги нас вдохновил!

В победе бессмертных идей коммунизма
Мы видим грядущее нашей страны,
И Красному знамени славной Отчизны
Мы будем всегда беззаветно верны!

Государственный аппарат СССР

Орган государства является структурной частью государственного аппарата. Он представлен коллективом государственных служащих или должностным лицом, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. Специфическим признаком органа государства является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах, законодательных актах. СССР определялся главным образом Конституциями, которых было принято за все годы его существования три: 1924, 1936, 1977. По Конституции 1924 года высшими органами власти в стране были Съезд Советов СССР, созывавшийся до 1927 раз в год, а затем раз в два года, и двухпалатный Центральный Исполнительный комитет (ЦИК) как постоянно действующий орган между созывами Съездов. Между сессиями ЦИКа действовал его Президиум, формально игравший роль коллективного главы государства. Съезд Советов СССР формировался на основе многоступенчатых, неравных (для городских и сельских избирателей) выборов путем открытого голосования, главным образом по производственному принципу. Выборы считались всеобщими, хотя избирательных прав, как и прежде, были лишены семь категорий граждан.

Руководители народных комиссариатов (наркоматов) и иных центральных ведомств, число которых постоянно росло, являлись членами правительства — Совета Народных Комиссаров СССР (Совнаркома Совнарком — Совет Народных Комиссаров — в 1917-1946 название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров. , СНК СНК (Совет Народных Комиссаров) — в 1917-1946 годах название высших исполнительных и распорядительных органов государственной власти СССР, союзных и автономных республик. В марте 1946 преобразованы в Советы Министров. ). Судебную систему возглавлял Верховный суд СССР, имущественные споры решались в системе арбитражных судов, надзор за законностью поручался органам прокуратуры. Система органов власти республик формировалась в соответствии с Конституцией СССР и собственными конституциями практически по подобию союзной.

На местах существовали Советы и их исполнительные комитеты (исполкомы). Со временем они утратили даже элементы самоуправления Самоуправление — самостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами. Местное самоуправление (самоуправление административно-территориальных единиц) — самостоятельная деятельность граждан по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения. , наметилось сращивание аппарата исполнительной власти с партийным аппаратом, ставшее затем реальностью. Исполкомы оттеснили Советы на второй план и осуществляли свою деятельность, как и весь государственный аппарат СССР, под непосредственным руководством и контролем партийных органов. Советская система пережила СССР и прекратила свое существование в конце 1993 года.

Конституция — основа всего текущего законодательства. В формальном смысле конституция представляет собой закон или группу законов, обладающих высшей юридической силой. СССР 1936 заменила Съезды Советов СССР и республик Верховными Советами (в СССР он был двухпалатным), между сессиями которых действовали их президиумы, внесла изменения в избирательную систему. В марте 1946 года наркоматы были переименованы в министерства, и правительство стало называться Советом министров СССР. В 1957 году был осуществлен переход от отраслевой к территориальной системе управления промышленностью и строительством — вместо министерств в административно-территориальных районах были созданы Советы народного хозяйства (совнархозы). В 1965 территориальная система заменяется отраслевой, основным звеном управления вновь становятся министерства.

Президент, как глава государства, избирается гражданами, парламентом или специальной избирательной коллегией на определенный срок. Срок полномочий, а также период деятельности на посту президента называется президентурой. Конституционная система, включающая институт президента; конституционно-правовой институт президентской власти носит название президенционализма. СССР, Совет Федерации, Правительство (Кабинет Министров), Комитет конституционного надзора. 5 сентября 1991 V Съезд народных депутатов СССР принял законы, определяющие систему федеральных органов власти и управления в «переходный период» — высшим органом представительной власти в стране вновь становился двухпалатный Верховный Совет, на межреспубликанской основе создавались Госсовет и Межреспубликанский экономический комитет. В разное время в СССР существовали чрезвычайные органы, деятельность которых носила общефедеральный (например, Государственный комитет обороны в 1941-1945) или региональный (например, Комитет особого управления Нагорно-Карабахской автономной области в 1989) характер.

Экономико-географическое положение СССР

4 мая 1966 года Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин подписал протокол об участии итальянского концерна «Фиат» в строительстве автомобильного завода в СССР.

Площадь островов свыше 2 млн. км 2 . Средняя высота 950 м, наибольшая — 8848 м (гора Джомолунгма, высшая точка Земли). Горы и плоскогорья занимают около 3 /4 территории. Основные горные системы: Гималаи, Каракорум, Памир, Тянь-Шань, Гиндукуш, Куньлунь, Б. Кавказ, Алтай, Саяны, хребты Верхоянский и Черского. Крупные нагорья: Тибетское, Иранское, Армянское, Малоазиатское, Становое, Корякское. Плоскогорья: Среднесибирское, Аравийского п-ова, Деканское.

Наиболее крупные равнины Азии: Западно-Сибирская, Туранская, Великая Китайская, Индо-Гангская, Месопотамская. На Камчатке, островах Восточной Азии и Малайского архипелага много действующих вулканов, сильная сейсмичность. . Весьма разнообразными были природные (равнины, низменности, горные хребты, плоскогорья, леса, пустыни и тундра) и климатические условия (от арктических с районами вечной мерзлоты до субтропических с почти круглогодичным летом). На его территории находилось большое количество рек, в том числе и крупнейших (Волга, Обь, Лена), озер, среди которых и самое глубокое в мире — Байкал, и даже два моря-озера — Аральское и Каспийское. По численности населения он уступал лишь Китаю и Индии. На начало 1989 года в СССР проживало 287,6 млн. человек, свыше ста больших и малых народов, различных по языку, культуре, особенностям быта, но тесно связанных общностью исторических судеб. Около половины населения составляли русские.

В результате острой политической борьбы за власть в СССР к концу 1920-х годов утвердились авторитарные методы руководства, осложненные уродливейшим культом личности Сталина. В стране была создана антидемократическая однопартийная жестко централизованная и в значительной степени милитаризованная Милитаризм (от латинского militaris — военный) — система политических, экономических и идеологических средств, используемых правящими кругами той или иной страны с целью наращивания военной мощи государства.

Попытки Никиты Сергеевича Хрущева и Михаила Сергеевича Горбачева обновить сложившуюся систему были непоследовательными и потерпели неудачу. СССР являлся страной с богатым экономическим потенциалом, занимал ведущее место в мире по разведанным запасам угля, природного газа, нефти, железных и марганцевых руд, руд цветных металлов, калийных солей, асбеста, фосфатного сырья и других полезных ископаемых, страной богатейших культурных и иных традиций, но возможности ее в значительной степени не были реализованы, хотя за почти семьдесят пять лет своего существования она неузнаваемо изменилась. Из, по существу, аграрной монархии она превратилась в индустриальную державу с военно-промышленным комплексом Военно-промышленный комплекс (ВПК) — совокупность научных, исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов) промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих продукцию и услуги в интересах обороны для силовых структур и обеспечения поставок вооружения и военной техники иностранным государствам в рамках военно-технического сотрудничества.

Обозначение принадлежит 34-му президенту США Дуайту Эйзенхауэру. ВПК Объединяет крупные государственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.) с другими производителями военной продукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами, университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениями вооруженных сил и органами государственного управления.

СССР стал страной, обеспечивавшей населению социальную защищенность, бесплатное образование и медицинскую помощь, известную уверенность в будущем. Но ни жилищный, ни продовольственный вопросы советское государство за все годы своего существования не решило. И самое главное, уровень жизни в СССР по сравнению с развитыми странами оставался весьма низким.

Цена достижений социалистического образа жизни оказалась непомерно высокой: административные методы управления экономикой не могли обеспечить экономического роста, экономическая система оказалась неэффективной, из страны крестьянской она превратилась в страну без крестьянства, огромный урон был нанесен природным ресурсам, насаждаемая сверху насквозь лживая идеология Идеология (от идея и logos — слово, учение) — система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин «идеология» нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания. окончательно разошлась с реальной действительностью.

В конце 1980-х годов экономический кризис Экономический кризис — нарушение в ходе развития экономики; проявляется в абсолютном падении производства, недогрузке производственных мощностей, росте безработицы, нарушениях в денежно-кредитной и валютно-финансовой сферах и др. дополнился политическим, ослабла стержневая роль КПСС. В кризисе оказалась и форма государственного устройства — Прибалтийские республики потребовали выхода из состава СССР, другие объявили о своем суверенитете. Руководство страны ответило на это экономической блокадой одних республик, вводом войск в столицы других.

В отличие от выборов при референдуме объектом является не кандидат или список кандидатов на должность, а вопрос — закон, законопроект, конституция, поправка к конституции, внутри политическая или внешнеполитическая проблема. Формой референдума является плебисцит — опрос населения о политической судьбе территории, на которой оно проживает. большинство населения страны (в том числе 71% граждан РСФСР, участвовавших в нем) высказалось в пользу «обновленной федерации равноправных суверенных республик», но усилия Михаила Горбачева — первого и последнего Президента СССР — подписать новый союзный договор, расширяющий права республик, не увенчались успехом. Августовские события 1991 в Москве только ускорили процесс распада СССР.

to-name.ru

Конституционное право

Конституция и федеральные законы как основные источники конституционного права

Среди источников позитивного конституционного права важнейшее место занимает конституция. Это основной закон государства, представляющий собой систему правовых норм, регулирующих основополагающие властные общественные отношения: между человеком и обществом, между гражданином и государством, а также устройство государства, его сущность и форму, механизм государственной власти.

В Российской Федерации действуют: Конституция РФ: конституции республик; уставы других субъектов Российской Федерации.

Конституция РФ

Конституция Российской Федерации занимает особое место, являясь основным источником конституционного права. Ее нормы регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения. Нормы Конституции обладают высшей юридической силой. Это означает, что никакой другой законодательный или иной нормативный правовой акт не может противоречить положениям Конституции, а в случае коллизии действуют конституционные нормы.

Конституция РФ выступает важнейшим инструментом решения такой фундаментальной задачи развития российского общества и государства, как обеспечение единства конституционно-правового пространства страны. Она составляет правовую основу, фундамент всего действующего законодательства. В соответствии с ней строится вся нормотворческая деятельность в государстве. Такая роль Конституции РФ обусловлена тем, что:

  • Конституция РФ 1993 г. принята народом путем всенародного голосования (конституция может приниматься и от имени народа, например, парламентом либо учредительным собранием);
  • Конституция РФ обладает высшей юридической силой, ее нормы имеют приоритет над нормами всех других нормативных актов (законов, подзаконных актов и т.д.). Действия государственных органов, должностных лиц, граждан и организаций не должны противоречить Конституции;
  • нормы Конституции имеют учредительный характер, являются первичными. Для их установления не существует каких-либо обязательных правовых предписаний;
  • в Конституции получают выражение наиболее принципиальные конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими;
  • Конституция характеризуется широтой содержания выраженных в ней норм (касающихся всех сфер жизни общества, его политической организации и т.д.);
  • Конституция выражает наивысшую форму воплощения государственной воли;
  • Конституция РФ выступает основой правовой системы страны. Именно ее нормы предусматривают, какие государственные органы, в каком порядке формируются и принимают законы и другие акты.
  • После принятия Конституции РФ 1993 г. в числе источников конституционного права появился еще один вид актов. Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) впервые в истории конституционного законодательства устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Более того, по аналогии с рядом зарубежных конституций (Франции и других стран) Конституция РФ устанавливает, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Из данной нормы некоторые авторы делают вывод о том, что в иерархии источников права ратифицированный международный договор стоит выше, чем закон, поскольку нормы последнего не могут отменять нормы или противоречить нормам международного договора 1 См., например: Васильева С.В., Виноградов В.А., Мазаев В.Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 42. . Представляется, что подобный вывод преждевременен, поскольку разные виды договоров имплементируются в правовую систему разными способами (в зависимости от уровня самого договора): от принятия постановления Правительства РФ о присоединении к договору до федерального закона о ратификации межгосударственного договора. Кроме того, федеральный закон о ратификации по юридической силе не отличается от другого федерального закона. Указанная норма в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ появилась в связи с тем, что в случае противоречия между положениями источников права с одинаковой юридической силой действуют положения того, который был принят последним по дате.

    К числу источников конституционного права относятся правовые акты, принимаемые СНГ, одним из членов которого является Россия. Такие акты, еще не вошедшие в практику, в будущем, возможно, будут приниматься Межпарламентской ассамблеей и наднациональными исполнительными и судебными органами. Процедура их принятия, юридическая сила и порядок действия пока окончательно не определены.

    В отдельных случаях источником конституционного права могут быть акты, издаваемые чрезвычайными государственными органами в условиях введения военного или чрезвычайною положения. В связи с этим ст. 55 Конституции РФ предусматривает, например, что некоторые права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в целях защиты конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Конституции и уставы субъектов РФ

    Наряду с Конституцией РФ, принятой в 1993 г., источниками конституционного права являются конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, и обладающие высшей юридической силой на территории республики. Но федеральная Конституция имеет верховенство на всей территории РФ (ст. 4 Конституции), т.е. конституции республик должны соответствовать правовым принципам последней и не противоречить им.

    Конституции республик, находящихся в составе Российской Федерации, принимаются высшими органами законодательной власти республики и учитывают особенности этих субъектов Федерации, так как вне предметов ведения Российской Федерации и полномочий Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов республики обладают всей полнотой государственной власти.

    Аналогичной юридической силой на своей территории обладают уставы других субъектов Российской Федерации (края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа), что вытекает из принципа равноправия субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ). Эти акты относятся к числу источников конституционного права и принимаются законодательными органами соответствующих субъектов. Структура конституции или устава субъекта Федерации, порядок их принятия определяются субъектом самостоятельно 2 Так, например, Уставом Ставропольского края закрепляется, что он является Основным законом Ставропольского края и имеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актам Ставропольского края, имеет прямое действие и применяется на всей территории Ставропольского края. Законы и иные правовые акты Ставропольского края не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным правовым актам и Уставу (Основному закону) Ставропольского края (ст. 11). .

    Конституции и уставы субъектов Российской Федерации по содержанию должны соответствовать Конституции РФ и федеральным законам. В 1990-е некоторые нормы республиканских конституций и уставов других субъектов России не всегда соответствовали нормам федеральной Конституции. Потребовались определенные усилия со стороны федерального руководства и руководства субъектов Федерации, чтобы разрешить данную проблему. Тем не менее, в конституциях и уставах субъектов РФ есть еще нормы, противоречащие Конституции РФ и федеральному законодательству.

    Конституция России также предусматривает возможность принятия федерального закона об автономной области или округе по представлению законодательных и исполнительных органов этих субъектов Федерации (п. 2 ст. 66).

    Законы — источники конституционного права

    Одним из распространенных и многочисленных источников конституционного права Российской Федерации являются законы. Они обладают наибольшей после Конституции юридической силой.

    Закон — это принятый в особом процессуальном порядке Федеральным Собранием (парламентом) РФ нормативный правовой акт по наиболее важным вопросам общественной жизни, который является обязательным для всех участников общественных отношений, имеет верховенство и прямое действие на всей территории России. В принятии закона участвует также Президент РФ, который подписывает и обнародует законы и обладает правом отлагательного вето. Российская конституционно-правовая доктрина не предусматривает права парламента делегировать свои законодательные полномочия главе государства или Правительству.

    Конституция РФ предусматривает наличие в правовой системе России двух типов законов: (1) федеральных конституционных законов и (2) федеральных законов. Они различаются по предметам правового регулирования, по юридической силе, регулируемым общественным отношениям, порядку принятия и изменению, особенностям применения в отношении к ним отлагательного вето Президента Российской Федерации.

    Федеральные конституционные законы

    Принимаются по вопросам, предусмотренным самой Конституцией, в особом, более усложненном порядке, установленном ст. 108 Конституции РФ. Предмет их регулирования — наиболее важные общественные отношения и, соответственно, ключевые конституционные институт — народовластие, государственное устройство, организация и деятельность важнейших государственных институтов и органов. Такая форма законов установлена в Российской Федерации впервые Конституцией 1993 г. Следует отметить, что в нашей стране характер конституционных законов несколько иной, чем в других странах, где предусмотрены подобные акты. В зарубежных странах, как правило, конституционные законы могут вносить изменения в конституцию и обладают такой же юридической силой, как Основной закон (Чехия, Франция). У нас для внесения поправок в Конституцию предусмотрен особый тип закона — в форме закона о поправке к Конституции РФ, имеющего наименование, отражающее суть данной поправки.

    Регулированию федеральным конституционным законом подлежат следующие вопросы: порядок введения и режима чрезвычайного положения (ст. 56): принятие в Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменения статуса субъектов (ст. 65, 66): утверждение описания и порядка использования государственных символов России (ст. 70): назначение и проведение референдумов (ст. 84): определение режима военного положения (ст. 87): введение чрезвычайного положения на территории страны или в отдельных ее местностях (ст. 88): регулирование деятельности Уполномоченного по правам человека РФ (ст. 103): определение порядка деятельности Правительства РФ (ст. 114): установление судебной системы (ст. 118), а также закрепление порядка деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда и иных федеральных судов (ст. 128): установление оснований и порядка созыва Конституционного Собрания (ст. 135): внесение изменений в ст. 65 Конституции РФ, устанавливающую состав Российской Федерации (ст. 137).

    Конституция РФ не дает четкого критерия для различения конституционного и федерального законов, но определяет более жесткий порядок принятия конституционного закона (ч. 2 ст. 108). Эти законы принимаются квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации. Ввиду такого порядка принятия Конституция РФ не наделяет Президента РФ правом вето в отношении федерального конституционного закона. Согласно ст. 108 (ч. 2) такой закон в течение 14 дней подлежит подписанию Президентом РФ.

    Конституцией РФ указывается (ч. 3 ст. 76), что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, из чего можно сделать вывод о том, что в иерархии источников права федеральные конституционные законы занимают более высокое место, следуя сразу же за Конституцией.

    Федеральные законы (обычные, или текущие)

    Не все из них выступают источниками конституционного права. Таковыми являются лишь те, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Так, Федеральный закон о гражданстве РФ, безусловно, является источником конституционного права, а Федеральный закон о соглашениях о разделе продукции таковым не является.

    Федеральные законы регулируют различные виды общественных отношений, составляющих предмет конституционного права. При этом область общественных отношений, регулируемых такими законами, предметно не лимитирована. Основной круг вопросов, подлежащих регулированию федеральными законами, определен самой Конституцией РФ в более чем 40 статьях. Так, регулированию федеральным законом подлежат: порядок приобретения и прекращения гражданства России (ст. 6); определение порядка несения военной или альтернативной службы (ст. 59); установление статуса столицы (ст. 70): определение порядка выборов Президента Российской Федерации (ст. 81); и др.

    Федеральные законы в соответствии со ст. 105 Конституции РФ принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом Российской Федерации. Они принимаются в более упрощенном порядке по сравнению с конституционными. Для их принятия достаточно абсолютного (50% + 1) большинства голосов депутатов палат федерального парламента. Данные законы могут быть отклонены Президентом РФ, в этом случае их судьба решается в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 107 Конституции РФ.

    Для характеристики законов как источников конституционного права важное значение имеют положения Конституции о том, что законы подлежат официальному опубликованию. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если не опубликованы официально для всеобщего сведения. Эти вопросы урегулированы в Федеральном законе от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». Статья 2 данного Закона устанавливает, что датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации.

    Законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ (ст. 3). Их официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете», Собрании законодательства РФ и «Парламентской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Закон вступает в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после официальною опубликования, если самим законом не установлен иной порядок вступления в силу.

    Особое место в системе законов Российской Федерации занимают законы, вносящие поправки в гл. 3-8 Конституции РФ . По порядку своего принятия такой закон не отличается от федерального конституционного закона: он подлежит одобрению не менее двумя третями от общего числа депутатов Государственной Думы и не менее тремя четвертями от общего числа членов Совета Федерации. После опубликования для всеобщего сведения уведомления о принятии такого закона (включающего в себя текст закона) принятый закон направляется в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для рассмотрения.

    Парламенты субъектов Федерации обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в срок не более одного года со дня его принятия. Одобренный законодательными органами не менее двух третей субъектов РФ закон о поправке к Конституции РФ передается Президенту РФ для подписания и официального опубликования. Закон о поправке к Конституции вступает в силу с момента официального опубликования, если законом не установлен иной срок его вступления в силу.

    Принятая поправка к Конституции РФ подлежит внесению Президентом РФ в текст Конституции.

    Таким образом, законы по сравнению с другими нормативными правовыми актами обладают следующими особенностями:

    1. принимаются только высшими органами государственной власти (парламентом совместно с главой государства, народом на референдуме);
    2. обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам;
    3. должны быть обнародованы и опубликованы;
    4. имеют особый порядок принятия в зависимости от иерархии;
    5. общеобязательность в случае необходимости обеспечивается принудительной силой государства; и т.д.

    Законы субъектов Федерации. Решения референдумов РФ

    Источниками конституционного права являются также законы, издаваемые законодательными органами субъектов Российской Федерации в соответствии с ч. 2 ст. 5; ч. 4, 6 ст. 76 Конституции РФ и соответствующих конституций и уставов субъектов Федерации.

    Субъекты РФ в лице своих органов государственной власти стали самостоятельными субъектами правотворчества. Они осуществляют собственное правовое регулирование, включающее в себя принятие законов и иных нормативных правовых актов. Республики — субъекты Федерации имеют свою конституцию и законодательство, а края, области, города федерального значения, автономные образования — свои уставы и законодательство. Федеративное устройство России основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Большинство законодательных актов субъекты РФ издают в сфере их совместной компетенции с Федерацией.

    В соответствии с принципами разграничения компетенции Конституция РФ определяет взаимоотношения между федеральными законами и законами (и другими нормативными актами) субъектов РФ. Федеральная Конституция и законы имеют верховенство не во всех случаях, а лишь по вопросам, отнесенным к ведению Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов (т.е. по вопросам, обозначенным в ст. 71 и 72 Конституции РФ). Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов все субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. По таким вопросам в случае противоречия между федеральным законом и законом субъекта Федерации будет действовать нормативный правовой акт субъекта РФ (ч. 4 6 ст. 76). Таким образом, по вопросам собственного ведения субъектов РФ признается приоритет законов и других нормативных правовых актов субъекта Федерации.

    Нормы конституционного права могут содержаться в решениях, принятых на общенациональных референдумах, что делает их одним из важных, хотя пока и немногочисленных, источников отрасли. Значение решений референдума связано с тем, что они являются результатом непосредственного осуществления народом принадлежащей ему власти.

    Решения, принятые на референдуме Российской Федерации, становятся общеобязательными актами и не нуждаются в дополнительном утверждении каким-либо органом государственной власти. Эти решения действуют на всей территории России и могут быть отменены или изменены не иначе как путем принятия решения на новом референдуме Российской Федерации. Принятое на референдуме решение подлежит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума РФ (не позднее трех дней после определения результатов всенародного голосования). Решение референдума вступает в силу со дня обнародования, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на референдуме. Если для реализации решения, принятого на референдуме Российской Федерации, требуется издание дополнительного правового акта, федеральный орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

    Правовые акты СССР и РСФСР

    Некоторые из этих актов являются источниками конституционного права России в силу принципа правопреемственности или до замены законодательства. Сохраняют свое правовое значение ряд законов и постановлений, принятых Съездом народных депутатов и Верховным Советом СССР и РСФСР, а также постановлений Совета Министров СССР и РСФСР, хотя по мере принятия новых законов и других правовых актов число их постоянно убывает.

    Особое место среди источников конституционного права занимают декларации, договоры и соглашения, например: Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Все они были приняты высшим законодательным органом страны — Съездом народных депутатов СССР или Верховным Советом РСФСР.

    1. Декларации обычно устанавливают общие принципы конституционно-правового развития. Так, Декларация о государственном суверенитете провозглашает, что суверенитет России — естественное и необходимое условие существования ее государственности, имеющей многовековую историю, культуру и традиции (п. 2); Декларация прав и свобод человека и гражданина устанавливает, что права и свободы принадлежат человеку от рождения, что они могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе (ст. 1, 2). Ныне эти принципы реализованы в принятой в 1993 г. Конституции Российской Федерации. Конституция не содержит какого-либо упоминания о праве Федерального Собрания принимать декларации, об их юридической силе и о порядке принятия. Но поскольку это и не исключено, то можно сделать вывод о том, что парламент вправе принимать подобного рода акты без притязания на их высшую юридическую силу и в порядке обычной законодательной процедуры.

    2. Договоры и соглашения являются важным источником конституционного права. Например, Федеративным договором от 31 марта 1992 г., были закреплены основы взаимоотношений Российской Федерации и ее субъектов. Федеративный договор включает в себя три договора между органами государственной власти РФ и органами всех видов субъектов РФ, а также договоры между РФ и ее отдельными субъектами. Федеративный и иные договоры действуют в части, не противоречащей Конституции РФ. В науке высказываются предложения о разработке и принятии нового Федеративного договора 3 Черепанов В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. М.: МЗ-Пресс. 2003. .

    Важным способом укрепления экономической и правовой стабильности федеративных отношений выступают договоры и соглашения между органами государственной власти России и органами государственной власти ее субъектов. Такие договоры были заключены в 1990-х более чем с половиной субъектов РФ в целях разграничения их полномочий и полномочий Федерации. Однако стоит отметить, что в них часто содержались положения, не соответствующие Конституции РФ. Данные договоры впоследствии были расторгнуты. Однако есть и примеры заключения новых договоров.

    isfic.info

    Популярное:

    • Ооо судебная экспертиза челябинск Генеральный прокурор Заместители Генерального прокурора О Генпрокуратуре России Международное сотрудничество Взаимодействие со СМИ Правовое просвещение Генеральная прокуратураРоссийской Федерации Реестр юридических лиц, привлеченных к […]
    • Андрей круз вне закона торрент Андрей Круз — Вне закона Аннотация на книгу «Вне закона»: Кто я? Что со мной произошло? Ссыльный — всплывает формулировка. За ней следующая: зовут Петр, но последнее время больше Питом звали. Торговал оружием. Нелегально? Или я убил […]
    • Какое выбрать разрешение на видеорегистратор Как выбрать видеорегистратор? По всем вопросам обучения вождению обращаться ежедневно с 9:00 до 17:00 7 (904) 510-23-35 Какой видеорегистратор лучше? На какие характеристики видеорегистратора обратить внимание? Как выбрать […]
    • Документы для возмещения пособия на погребение Возмещение расходов страхователю на выплату социального пособия на погребение Получатель пособия на погребение для его получения представляет справку о смерти в организацию (иному работодателю), которая являлась страхователем по […]
    • Осаго от партнер Осаго от партнер Тот же техосмотр, только проще и за 10 мин Тот же полис ОСАГО, только дешевле и с доставкой за 40 мин Надежные компании Мы работаем с лучшими страховыми компаниями России Лучшие цены Мы подберем оптималь-ную программу […]
    • Выход на пенсию в мвд пособие Как уйти на пенсию в МВД по смешанному стажу? Выход военнослужащих и сотрудников МВД на пенсию по смешанному стажу представляет собой заманчивую перспективу стать пенсионером в довольно раннем возрасте. Большинство не хочет терять эту […]
    • Нотариусы светогорска Нотариус Тихомирова Ангелина Владимировна - Выборгский район, г. Светогорск. Режим (часы) работы, телефон, адрес. Оценка для нотариуса в Выборгском районе ЛО. НОТАРИУС ВЫБОРГСКОГО НОТАРИАЛЬНОГО ОКРУГА Тихомирова Ангелина […]
    • Законы о краже в магазине Решение об установлении отцовства и взыскании алиментов РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Никулинский районный суд, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску об установлении отцовства и взыскании […]