Виды законов рф на федеральном уровне

§ 1. Виды законов Российской Федерации. Понятие законодательного процесса 1. Виды законов Российской Федерации

Авакьян С. А. Федеральное Собрание — парламент России. М., 1999; Он же. Десять конституционно-правововых «заповедей» законотворчест­ва // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11 «Право». 2010. № 1; Булаков О.

Согласно ст. 105, 108 Конституции РФ на федеральном уровне су­ществуют два вида законов — федеральные законы и федеральные конституционные законы.

Как отмечалось в разд. II настоящего учебного курса, согласно ст. 135 Конституции, когда речь пойдет о положениях гл. 1, 2, 9 и па­латы примут большинством в три пятых голосов каждой палаты ре­шение о необходимости их пересмотра, придется созвать Конститу­ционное Собрание, которое либо подтвердит неизменность дейст­вующей Конституции, либо разработает проект новой Конституции. Этот проект принимается двумя третями общего числа членов Кон­ституционного Собрания либо выносится на референдум РФ (по об­ращению Конституционного Собрания его назначает Президент РФ). Таким образом, по данной процедуре возникает не просто закон РФ, а новая Конституция.

В ст. 136 Конституции РФ сказано, что поправки к гл. 3—8 Кон­ституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух тре­тей субъектов РФ. По запросу Думы постановлением от 31 октября 1995 г. Конституционный Суд РФ дал толкование указанной статьи: поправки в смысле ст. 136 Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта — закона РФ о поправке к Конституции РФ. Со времени принятия Федерального закона «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» 1998 г.

Таким образом, можно говорить о трех видах законов РФ:

— законы РФ о поправках к Конституции РФ;

— федеральные конституционные законы;

Различие между этими актами может быть проведено по двум ли­ниям.

Во-первых, по предмету:

— законы о поправках имеют целевое назначение — вносят изме­нения в Конституцию;

— федеральные конституционные законы принимаются по строго определенному перечню вопросов, перечисленных в Конститу­ции РФ;

— федеральные законы принимаются по широкому, строго не оп­ределенному кругу вопросов, исключая, однако, те, по которым при­нимаются законы о поправках к Конституции или федеральные кон­ституционные законы.

Во-вторых, по требуемому большинству и процедурам при принятии:

— федеральные законы нуждаются в простом большинстве голо­сов в каждой из палат; допускают сначала отклонение верхней пала­той (своеобразное вето Совета Федерации), преодолеваемое нижней палатой, для принятия закона в прежней редакции, двумя третями го­лосов; затем возможно вето Президента, преодолеваемое в обеих па­латах двумя третями голосов;

— федеральные конституционные законы принимаются последо­вательно двумя третями голосов в Государственной Думе и тремя чет­вертями голосов в Совете Федерации (если не будет три четверти го­лосов в этой палате, закон считается непринятым, и Дума ничего не может сделать, ее возможности преодолеть решение Совета Федера­ции относительно федерального конституционного закона не преду­смотрено), после чего подлежат подписанию и обнародованию Пре­зидентом (его вето по этому виду актов не предусмотрено);

— законы РФ о поправках к Конституции РФ принимаются по приведенной процедуре федерального конституционного закона, но после этого подлежат одобрению органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. На рассмотрение закона о по­правке субъектам дается срок до одного года. Далее Совет Федерации на своем первом заседании, следующем за днем истечения данного срока, устанавливает результаты рассмотрения закона в субъектах и принимает соответствующее постановление. В течение семи дней со дня установления результатов Советом Федерации его Председатель направляет закон Президенту. Не позднее 14 дней со дня получения закона о поправке Президент подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование. Со дня официального опубликования закон вступает в силу, если в законе не установлена иная дата вступ­ления его в силу.

textbook.news

§ 2. Федеральные законы: их основные признаки, виды и верховенство

Согласно новой Конституции, закон Российской Федерации:

– федеральный конституционный закон или федеральный закон,

– это принятый Федеральным Собранием – представительным и законодательным органом Российской Федерации – акт, обяза-

тельный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории Федерации (ст.ст. 4, 76, 94).

Названные признаки понятия «закон» во многом сходны с признаками, которые закреплялись и прежней Конституцией. Однако некоторые из них свойственны именно статусу закона по новой Конституции Российской Федерации.

Во-первых, такое понятие снимает многозначность органов, создающих законы: с упразднением Съезда народных депутатов единственным законодательным органом в России стало федеральное Собрание. Оно, в отличие от Верховного Совета, стало и подлинно прямым представительным органом народов России. Над ним уже не стоит Съезд, который мог отменять законы Верховного Совета (п.14 ст. 104 Конституции Российской Федерации – России с изменениями на декабрь 1992 г.). Поэтому всякий федеральный закон становится актом верховной, представительной власти Российской Федерации.

Во-вторых, закон почти всегда – это нормативный акт, устанавливающий, излагающий, отменяющий, или изменяющий общие предписания – нормы права. Хотя текст Конституции не содержит прямого предписания о нормативности закона, такой его характер прямо вытекает из двух оснований.

1. Этимологически (по своему смыслу) слово «закон» в русском языке означает «правило», «предел, положенный свободе воли и действия»[24]. Иначе говоря, под словом «закон « всегда имеют в виду правило поведения общего значения, обязательное для всех лиц или организаций.

2. Юридический смысл слова «закон» состоит в том, что под законом имеют в виду «правило, постановление высшей власти»[25].

С древних времен и на языках других народов сложилось аналогичное смысловое значение соответствующих терминов (lex – лат., Gesetz – нем., law – англ.).

Общее юридическое правило – это и есть норма права, а закон как акт, принимаемый высшей властью, – тот источник, в котором право (нормы права) рождается и содержится, юридический источник права[26].

Общий характер (нормативность) закона не означает того, что в законе не могут содержаться отдельные индивидуальные или директивные предписания – поручения Правительству, бюджетные или плановые показатели, программные положения, деклара-

ции. Закон о государственном федеральном бюджете в основном состоит из финансовых показателей, хотя включает и отдельные нормы обычного типа общих правил.

Также неверно полагать, что нормы права должны устанавливаться или отменяться только законом Федерального Собрания: ряд постановлений Федерального Собрания может содержать правила о порядке применения норм закона, о порядке вступления законов в силу, переходные правила. Существуют также регламенты палат, не имеющие силы закона, но очень близкие к конституционным законам.

Непроходимой грани между общим и частным (отдельным) нет ни в природе, ни в общественной жизни. Поэтому качества явлений типичны для данного их рода или вида, но не абсолютны для всех случаев или особей. Важно, чтобы нетипичные черты не становились основными, главными для данного рода или вида явлений. Это положение распространяется и на правовые явления, в том числе на законы и другие нормативные акты.

К федеральным законам относятся различные виды законов, принимаемых специально уполномоченными высшими представительными органами Российской Федерации или всенародным голосованием.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. различает три вида федеральных законов.

Это, во-первых, сама Конституция (основной закон, которому должны соответствовать все другие законы и любые иные акты).

Во-вторых, это федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией.

В-третьих, это федеральные законы, не имеющие значения конституционных. В правовой доктрине они называются обыкновенными законами.

Конституция 1993 года предусматривает особый порядок внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и принятия новой Конституции. Этот порядок обеспечивает стабильность основ конституционного строя и конституционного статуса прав и свобод человека и гражданина (гл.гл. 1 и 2), а также – самой Конституции (гл. 9). Поправки и пересмотр положений гл.гл. 1, 2 и 9 Конституции могут быть осуществлены не Федеральным Собранием, а особым Конституционным Собранием, созываемым для разработки и вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции Российской Федерации. Для внесения соответствующих поправок и выработки проекта требуется квалифицированное большинство голосов. Новая Конституция принимается всенародным голосованием (ст. 135).

Характерно, что никаких иных условий, кроме предусмотренных ст. 135, для пересмотра положений названных глав 1, 2 и 9 новая Конституция не устанавливает.

Данный, весьма усложненный порядок пересмотра Конституции, несомненно, будет способствовать обеспечению ее стабильности. Однако он может создать затруднения для внесения даже технических, явно назревших изменений, например, в уровень обеспеченности тех или иных прав граждан. Сейчас это очевидно в отношении ч.-2 ст. 43 Конституции об общедоступности и бесплатности только основного общего образования, т.е. девятилетнего вместо одиннадцатилетнего. Вряд ли целесообразно для повышения уровня гарантий каждого из прав граждан (что предусмотрено международными пактами и конвенциями о правах человека как естественный процесс развития законодательства каждой страны) развертывать процесс принятия новой Конституции[27].

Особое положение среди законов Российской Федерации занимают федеральные конституционные законы. Эта форма регулирования установлена впервые в истории Российской Федерации, и в прежних российских конституциях не предусматривалась.

К федеральным конституционным законам относятся те законы, которые:

во-первых, приняты по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 108);

во-вторых, приняты квалифицированным большинством голосов, т.е. не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч. 2 ст. 108).

В отношении федерального конституционного закона, принятого Федеральным Собранием, не предусмотрена возможность возвращения его на новое рассмотрение, очевидно, ввиду того, что он уже принят квалифицированным большинством голосов. Такой закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ч. 2 ст. 108).

Юридическая сила федерального конституционного закона предусмотрена в ч. 3 ст. 76 Конституции, в которой говорится о том, что федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Было бы более уместно закрепить эту норму в ст. 108, специально посвященной федеральным конституционным законам, и дополнить данное положение Конституции естественной гарантией сохранения стабильности правового регулирования в случае наличия такого противоречия, т.е. установить приоритет федерального конституционного закона перед обыкновенным федеральным законом.

Формула ч. 1 ст. 108 о том, что федеральные конституционные законы «принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией», была бы яснее, если ее уточнить: к конституционным законам относятся те, издание которых предусмотрено Конституцией Российской Федерации в качестве конституционных. Ведь толкуя приведенную норму буквально, можно понять, что конституционные законы принимаются по всем вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Но такой вывод опровергается уже тем, что по некоторым вопросам, в частности о выборах в Государственную Думу и о формировании Совета Федерации (ст. 96), о Счетной палате (ч. 5 ст. 101), о Прокуратуре (ч. 5 ст. 129), принимаются обыкновенные федеральные законы.

Предложенная нами формула определения круга конституционных законов установила бы жесткий предел числа случаев издания конституционных законов. Сейчас их предусмотрено в Конституции всего 12. Для расширения круга конституционных законов потребуется внесение дополнений или изменений в текст даже тех глав Конституции, которые не подлежат рассмотрению Федеральным Собранием.

Наконец, федеральные обыкновенные законы принимаются обычным порядком, предусмотренным ст.ст. 104 –107 Конституции Российской Федерации для всех федеральных законов, включая и конституционные. Но в отличие от последних обыкновенные законы не требуют особого квалифицированного большинства при голосовании Федеральным Собранием.

Обыкновенные федеральные законы подлежат также отклонению Президентом и новому рассмотрению в порядке, установленном Конституцией (ст.ст. 105 и 107). Конституционные законы, как было уже сказано, отклонению Президентом не подлежат.

Важным вопросом является определение в Конституции юридической силы, верховенства и прямого действия федеральных законов на территории Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации имеет верховенство на всей территории Федерации (ст. 4). Это означает прежде всего то, что конституции республик и уставы регионов не могут противоречить федеральной Конституции. В этом положении выражается суверенитет Российской Федерации.

Часть 1 ст. 15 закрепляет высшую юридическую силу Конституции, ее прямое действие на всей территории Российской Федерации. В той же статье установлено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15). С нашей точки зрения, именно в обязанности соблюдения закона всеми и во всех своих действиях (а не только при издании нормативных актов)

состоит верховенство и прямое действие федеральных законов вообще и Конституции России, в частности.

Вместе с тем Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепляя достигнутые ранее Федеративным договором от 31 марта 1992 г. разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией и ее субъектами, сохраняет и уточняет взаимоотношения между федеральными законами, с одной стороны, и законами и иными актами субъектов Федерации – с другой. Этому посвящена ст. 76 Конституции. Согласно чч. 1 и 2 данной статьи, Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство де во всех случаях, а только по вопросам, отнесенным к ведению Федерации или к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Такое соотношение Конституции и законов Российской Федерации с конституциями и законами субъектов Федерации отвечает как самой сущности федеративных отношений в России, так и заключенному 31 марта 1992 г. Федеративному договору.

Вне проделов ведения Российской Федерации и совместного ведения Федерации и ее субъектов республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, принимая законы и иные нормативно-правовые акты (ч. 4 ст. 76). И именно в случае противоречия между федеральным законом и нормативно-правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соответствии с ч.4 ст.76 Конституции, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации (ч.6 ст.76). Иначе говоря, по вопросам собственного правового регулирования признается приоритет законов и иных нормативно-правовых актов субъекта Российской Федерации.

Ясные и четкие положения новой Конституции Российской Федерации существенно уточняют и развивают положения прежней Конституции о верховенстве и юридической силе федеральных законов в четком взаимодействии с приоритетом законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации.

sci.house

2. Виды законов.

Законы делятся на различные группы по разным основаниям. Это – следующие виды:

1) по форме: федеральный закон, кодекс, основы законодательства, модельный закон. Это различие указывает на степень систематизации, сгруппированности норм (Законодательный процесс / Отв. ред. Р.Ф. Васильев. М., 2000. С. 40);

2) по порядку принятия: принятый на референдуме или представительным органом;

3) федеральный закон и закон субъекта РФ;

4) федеральный конституционный закон;

5) закон о поправке к КонституцииРФ;

6) по юридической силе: Конституция – основной закон и обычные законы;

7) отраслевые и межотраслевые законы;

8) модельный закон.

Законы являются актами высшей юридической силы по отношению к другим правовым актам. При этом сами законы также делятся на виды в зависимости от юридической силы. Классификация законов РФ в порядке убывания юридической силы выглядит следующим образом:

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы;

4) законы субъектов Федерации.

Конституция является основным законом государства. Она представляет собой акт наивысшей юридической силы. Ни один правовой акт на территории государства не может противоречить Конституции государства. Особое место Конституции в системе нормативных актов определяется двумя ее основными свойствами:

– Конституция носит учредительный характер, т.е. устанавливает основы регулирования общественных отношений, основы государственного, общественного строя. Положения Конституции находят свое развитие в отраслевом законодательстве;

– Конституция закрепляет иерархию нормативно-правовых актов, их соподчиненность, юридическую силу того или иного акта.

Федеральные конституционные законы (ФКЗ) принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией. Например, федеральными конституционными законами регулируется деятельность Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Президента, Правительства и ряд других вопросов. ФКЗ развивают положения Конституции. Они обладают высшей юридической силой по сравнению с иными законами.

Федеральные законы (ФЗ) составляют основную массу законодательства. Они развивают, конкретизируют общие положения, установленные Конституцией и федеральными конституционными законами.

Федеральные законы подразделяются на две группы:

– кодифицированные законы (кодексы, основы законодательства);

Кодифицированные законодательные акты обладают преимуществом по сравнению с текущим законодательством, т.к. являются основополагающими актами в той или иной отрасли права. При противоречии норм кодекса и некодифицированного закона действуют предписания кодекса, если иное специально не оговорено.

Законы субъектов Федерации распространяют свое действие только на территорию того региона, законодательными органами которого они были приняты. Вопросы соотношения между собой различных видов законов оговорены в ст. 76Конституции РФ. Особенности соотношения федеральных законов и законов субъектов Федерации можно выразить правилом: при противоречии федерального закона и закона субъекта Федерации действует федеральный закон, если он касается вопросов, отнесенныхКонституциейк ведению Федерации в целом, и действует закон субъекта Федерации, если он касается вопросов, отнесенных к предметам ведения субъектов Федерации.

Все законы в зависимости от времени действия можно подразделить на:

постоянные – действуют вплоть до момента отмены, рассчитаны на неограниченно долгое действие во времени, момент прекращения действия заранее не известен;

временные – действуют ограниченный период времени, срок истечения действия закона указан в самом тексте акта. Например, Федеральный законот 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ “О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов” (с изменениями и дополнениями).

Чрезвычайные законы рассчитаны на урегулирование чрезвычайных ситуаций. В отношении этих актов заранее не известен ни момент начала его действия, ни момент окончания действия. Например, законодательство о чрезвычайных ситуациях вступает в действие после официального введения в стране чрезвычайного положения.

По признаку федеративного устройства законы можно подразделить на:

По кругу лиц законы можно подразделить на:

– общего действия (это акты, которые воздействуют на всех лиц, находящихся на территории данного государства, например Конституция, кодексы РФ и др.);

– специального действия (это акты, которые действуют только на отдельные категории субъектов, например, законы о государственных гражданских служащих, о муниципальных служащих, о педагогических работниках и др.).

По сфере действия законы можно подразделить на:

– общие – действующие на территории всей России (например, все кодексы РФ);

– местные – действующие на определенной части территории России (например, в районах Крайнего Севера, высокогорья и т.д.).

3. Задачи законов.Задачей закона является регулирование общественных отношений с определенными целями. Эти цели установлены вКонституцииРФ. Они также устанавливаются в концепциях, доктринах, программах развития.

4. Функции законов.Они определяются задачами закона и совпадают с функциями права. Основная функция закона состоит в регулировании важнейших, типичных и устойчивых отношений в обществе.

Социальное назначение закона состоит в том, что он является регулятором общественных отношений. Быть регулятором общественных отношений означает:

закреплять сложившиеся общественные отношения;

способствовать развитию существующих и появлению новых общественных отношений;

обеспечивать защиту сложившихся общественных отношений от нарушений;

решать социальные задачи, например, сделать доступным жилье, сократить коррупцию, сделать образование более качественным и т.д.

Социальное назначение права конкретизируется в его функциях. Функции права – это определяемые его сущностью и социальным назначением основные направления воздействия права через законы на поведение людей, общественные отношения.

1. Общесоциальные функции закона. Они совпадают с функциями права. Их понимают двояким образом. В одном – под общесоциальными функциями понимают направления действия закона в различных сферах, областях общественной жизни (влияние права на экономику, отношения людей в семье, в коллективе и т.д.). В другом – общесоциальные функции – это направления действия права, общие для права и иных социальных явлений. В этом случае право проявляет себя так же, как и другие явления общественной жизни (религия, политика, экономика и др.), оказывает на общество такое же воздействие, как и иные социальные феномены (это более распространенный вариант трактовки общесоциальных функций права). К общесоциальным функциям права относятся:

Ценностная (ценностно-ориентационная) функция.Воздействие закона состоит в том, что в праве содержится, выражается определенная система ценностей. Право аккумулирует ценности, принятые в данном обществе. У каждого человека складывается своя система ценностей, и когда человек сталкивается с правом, то эти две системы взаимодействуют. При этом право ориентирует людей на общепринятые ценности, закрепленные в законе. Право побуждает людей строить свою жизнь в соответствии с этими ценностями, направляет их поведение на достижение и признание (уважение) этих ценностей (например, право фиксирует ценность человеческой жизни, собственности, ряда нематериальных благ, таких как здоровье, достоинство, безопасность, деловая репутация и др.). Также работают иные социальные институты (религия, например, тоже отражает свою систему ценностей).

Воспитательная функция.В качестве социального регулятора, тесно связанного с иными нормативными системами общества – традиционной (обычной), нравственной, религиозной (конфессиональной), – право оказывает воспитывающее воздействие на поведение субъектов как через отдельные нормы, институты и механизмы (запреты, дозволения, осуществление правосудия, правовой защиты, наказания), так и в целом как самостоятельный фактор духовной жизни государства.

Информационная функция.Право представляет собой определенную информацию о правовом и неправовом, законном и незаконном, правомерном и неправомерном, о содержании неких правовых категорий и т.д. Воздействие права состоит в том, что оно доносит эту информацию до человека через определенные источники – законы, постановления, указы и т.д. Люди получают информацию о социальных возможностях того или иного поведения, что помогает им достигать поставленных целей в рамках существующего правопорядка. Специально юридические функции свойственны только праву, специфичны для права, в них право реализуется через специальные, присущие только этой нормативной системе юридические средства. Эти функции права различаются в зависимости от задач, целей, которые они решают, а также в зависимости от правовых средств, используемых для достижения этих целей.

Специально юридические функции права делятся на две группы: регулятивные и охранительные.

Суть регулятивной функции заключается в главном социальном назначении права – регулировать общественные отношения: 1) фиксировать субъектный состав правовых отношений; 2) определять круг жизненных обстоятельств (юридических фактов), с которыми нормы права связывают наступление тех или иных юридических последствий; 3) формировать права и обязанности участников (субъектов) правоотношений.

В основе регулятивной функции права лежат управомочивающие (дозволяющие) и обязывающие (предписывающие) юридические нормы. Регулятивная функция реализуется через две свои разновидности:

Регулятивно статическая функция. Ее смысл в том, чтобы закрепить, зафиксировать достигнутый уровень развития общества. Этот уровень выражается в субъективных правах. Эта функция реализует ту часть социального назначения права, которая заключается в закреплении тех или иных статусов в обществе, в обеспечении стабильности и неизменности социально-правовых ценностей (например, Конституция России в гл. 1закрепляет форму правления, государственного устройства, принципы политической системы и т.д.). Регулятивно-динамическая функция. Ее задача – обеспечить положительное развитие общества. Средства реализации этой функции – обязывание (позитивное). В основе регулятивной динамической функции находятся правовые нормы, направленные на обслуживание средствами права тех или иных социальных процессов (например, гражданский, торговый оборот обслуживают такие институты права, как договор (сделка), поставка, кредит, мена, дарение, завещание и т.д.).

В содержание охранительной функции вкладывается понятие такого правового воздействия, которое направлено на охрану (защиту) общественных отношений, образующих наиболее важные социально-экономические, культурно-нравственные и государственно-политические сферы деятельности людей и соответственно на вытеснение и ликвидацию отношений, опасных для человека, его жизни, здоровья, нравственности, социального и экономического благополучия. Задача охранительной функции права: вытеснить, устранить из жизни общества все то, что мешает его нормальному развитию. Правовые средства: запреты, санкции норм права, юридическая ответственность. В основе охранительной функции права находятся главным образом запрещающие правовые нормы. Содержание охранительной функции включает установление санкций и составов деяний, образующих основания для юридической ответственности (гражданской, уголовной, административной и т.д.).

Все функции права реализуют основное социальное назначение права – упорядочивать общественные отношения и обеспечивать их стабильность, устойчивость, независимость от внешних негативных влияний.

5. Структура законов.Структура закона производна от его функций. Регулирование общественных отношений включает определение целей регулирования (управления), затем называются функции закона. Определив функции закона, формируют структуру закона. Структура законопроекта изложена вМетодических рекомендациях по юридико-техническому оформлению законопроектов (Москва, 2003).

Структура законопроектов включает следующие элементы. Наименование законопроектаотражает его содержание и основной предмет правового регулирования. Наименование должно быть точным, четким и максимально информационно насыщенным, правильно отражать предмет правового регулирования так, чтобы исполнители могли по наименованию законодательного акта определить его основное содержание, легко запомнить, при необходимости быстро отыскать. Законодательные акты со сложными и неоправданно длинными наименованиями загромождают законодательство, затрудняют систематизацию и понимание законодательных актов. Особенно они неудобны при ссылках на них в других нормативных правовых актах, актах применения права, документах, статьях и т.д.

Второй элемент– преамбула (введение) – самостоятельная часть законопроекта, которая определяет его цели и задачи, но не является обязательной.

Преамбула: не содержит самостоятельные нормативные предписания;

не делится на статьи;

не содержит ссылки на другие законодательные акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием законодательного акта;

не содержит легальные дефиниции;

не формулирует предмет регулирования законопроекта;

Преамбула предваряет текст законопроекта.

Структурные единицы законопроекта не могут иметь преамбулу.

Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

Вводить структурную единицу “раздел”, если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

может иметь наименование:

либо обозначаться (в кодексах) следующим образом:

Обозначение и наименование части законопроекта печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим.

Наименование части законопроекта печатается полужирным шрифтом.

Раздел:имеет порядковый номер, обозначаемый римскими цифрами; имеет наименование. Обозначение и наименование раздела печатаются прописными буквами по центру страницы одно под другим. Наименование раздела печатается полужирным шрифтом.

studfiles.net

Рубрикатор

Закон. Виды законов

Виды законов: В соответствии с К. (ст 76) РФ на фед. уровне принимается два вида законов: ФКЗ и ФЗ. ФКЗ по сравнению с ФЗ обладает более высокой юр. силой. Он является органическим законом, непосредственно предусмотренным и вытекающим из содержания Конституции, детализирующим тот или иной конституционно-правовой институт. Конституция РФ предусм. обязательное принятие 13 ФКЗ (из них есть 6) Законодательный орган не м. принимать ФКЗ, не предусмотренный К. РФ. ФЗ – это закон текущего характера, он издается в соотв. с К. и ФКЗ. Конституцией предусматривается возможность принятия свыше 40 различных ФЗ.

Типология законов в РФ. С 1990 по 2001 г. было издано около 1600 федеральных (общероссийских) законов по различным отраслям права1. Многие из них имеют прямое отношение к конституционному праву и касаются принципиальных проблем организации государственной власти, прав, свобод и обязанностей граждан, избирательной системы, федеративного устройства, статуса и деятельности общественных организаций, местного самоуправления. Анализируя систему законов, нельзя не отметить такую характерную черту, как их разнообразие. Важнейшие государственно-правовые нормы зафиксированы в конституционных и «обычных» законах. Федеральные конституционные законы существуют с 1994 г. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Главный смысл и предназначение анализируемых законов как раз и состоит в том, что они в системе законоположений определены как обособленные и приоритетные акты повышенной юридической силы, развивающие фундаментальные нормы, но не являющиеся частью основного закона. Поэтому законодатель не может произвольно, без изменения существующих основных норм вводить новые конституционные законы или упразднять существующие, издавая вместо них акты текущего законодательства. В то же время допустимым является принятие конституционных законов об изменении и дополнении действующих вышеназванных актов, их отмене либо принятии в новой редакции. В противном случае будет деформирована вся «конституционная конструкция», установленная на референдуме 1993 г. На наш взгляд, целесообразно выделить следующие сущностные черты этого типа законов: Конституционные законы развивают и дополняют Конституцию РФ. «Конституционное пространство» при этом расширяется. Принимаются по вопросам, предусмотренным Основным Законом РФ: Их перечень детерминирован конституционными нормами и не является произвольным. Имеется в виду вся совокупность актов данного уровня, включая законы об изменениях и дополнениях, о ратификации и денонсации международных договоров. Особое положение этих актов, вызванное близостью к общероссийской Конституции, приводит к наделению их большей юридической силой, чем обычные законы. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76), этим лишний раз подтверждается приоритет самой Конституции РФ. Подготавливаются по специальной, усложненной и продолжи тельной процедуре в отличие от федеральных законов. Для их принятия необходима активная позиция обеих палат Федерального Собрания — голосование «за» трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Они не могут быть отклонены Президентом РФ и возвращены на новое рассмотрение. Глава государства безусловно обязан их подписать и обнародовать (ч. 2 ст. 108). Ныне действуют следующие федеральные конституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в РФ (1997 г.), о Правительстве РФ (1997 г.), о военных судах (1999 г.), о Государственном гимне (2000 г.), о Государственном гербе (2000 г.), о Государственном флаге РФ (2000 г.), о чрезвычайном положении (2001 г.), о порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового российского субъекта (2001 г.), о военном положении (2002 г.). На современном этапе принято чуть более 60% всех конституционных законов. Так, отсутствуют акты о порядке созыва Конституционного собрания, о порядке изменения статуса субъекта Федерации и некоторые другие. Близок к федеральному конституционному закону закон РФ о поправке к российской Конституции (ст. 136). Такой закон пока ни разу не принимался. Возможность принятия и форма этого акта установлена в постановлении Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 г. По всей видимости, этот закон будет иметь временное значение и прекратит свое действие сразу же после включения поправки в текст Конституции РФ. Наиболее многочисленны среди законодательных актов федеральные (ординарные) законы, принимаемые на основе обычной парламентской правотворческой процедуры. Они составляют большинство в конституционном и других отраслях права и по юридической силе идут сразу же после федеральных конституционных законов. Это, к примеру, законы о выборах, о гражданстве, о средствах массовой информации, о политических партиях, о статусе судей. Среди российских законов следует выделять такие акты, как основы законодательства и кодексы. Все субъекты РФ с 1993 г. получили право издавать свои законы, до этого подобными полномочиями обладали только республики. Представительные (законодательные) органы республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения принимают законы, направленные на определение и конкретизацию статуса государственных органов, развитие местного самоуправления, взаимодействие с федеральными структурами, обеспечение правопорядка, охрану законных прав и интересов граждан. Стержневыми законодательными актами являются конституция (для республик) и устав (для всех иных субъектов Федерации), носящие учредительный характер. Все региональные акты должны соответствовать российскому законодательству, и их действие ограничено территорией конкретного субъекта.

ifreestore.net

Популярное:

  • Правила оказания жилищных услуг Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в […]
  • Процент удержания налогов из заработной платы Удержание подоходного налога с зарплаты Поскольку выплаты работникам предприятия подпадают под определение дохода, подоходный налог с зарплаты должен удерживаться в обязательном порядке. Каждый работник является плательщиком налога на […]
  • Воры вне законе Криминология Профессиональная преступность Профессиональная преступность считается относительно самостоятельным видом преступности. Однако по некоторым криминологическим характеристикам она тесно связана с рецидивной. Проблема […]
  • Курс по праву интеллектуальной собственности Криминалистика, Зеленский В.Д., Меретуков Г.М., 2015 Криминалистика, Зеленский В.Д., Меретуков Г.М., 2015. В учебнике излагается полный курс криминалистики в объеме, соответствующем требованиям учебных программ для образовательных […]
  • Ремонт ноутбуков пособие Ремонт ноутбуков Если у ноутбука по той или иной причине закончилась гарантия, то его ремонт будет тем дороже, чем меньше знаний у "клиента". Мне хотелось бы создать доступную базу знаний по ремонту ноутбуков. Учебники писать мне раньше […]
  • 2 статьи 112 ук рф Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью 1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего Кодекса, но вызвавшего […]
  • Переселение из сельской местности в города Проблемы развития сельских территорий и пути решения Problems of development of rural areas and solutions Выходные сведения:Репина А.А., Зайцев Д.А., Корнилов Д.А. Проблемы развития сельских территорий и пути решения // Аэкономика, […]
  • Закон о надбавке за стаж работы Особые условия при оплате труда Правила установления доплат Три подводных камня в расчете отпускных Остановимся на оплате труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями. К числу местностей с тяжелыми климатическими […]