Залог зерна

Под залог зерна аграрии Башкортостана получат 1,5 миллиарда рублей

В понедельник, 12 сентября, в Доме Правительства Башкортостана прошло селекторное совещание по вопросам проведения залоговых операций с зерном и завершения сезонных полевых работ. Заседание вел заместитель Премьер-министра Правительства Башкортостана – министр сельского хозяйства республики Эрнст Исаев.

На совещание были приглашены главы администраций муниципальных районов и городских округов, заместители, курирующие вопросы сельского хозяйства, руководители сельскохозяйственных и хлебоприемных предприятий.

Как отметил Эрнст Исаев, с нынешнего года по поручению Президента Башкортостана Рустэма Хамитова начал работать механизм поддержки сельхозпроизводителей, основанный на залоговых операциях с зерном. Эта мера продиктована необходимостью поддержать сельчан в осенний период, когда цены на рынке зерна падают и приходится сбывать продукцию посредническим фирмам по низким ценам.

Между тем именно осенью аграрии остро нуждаются в финансах: им необходимы средства на завершение уборочных работ, посев озимых культур, на уплату налогов, кредитов и заработной платы сельчанам. Под залог зерна займы предоставляются по фиксированным ценам.

– Все зерно, находящееся в залоге, остается собственностью сельхозпроизводителя. И если хозяин сочтет нужным реализовать залоговое зерно по более выгодной цене, то в любое время до марта будущего года имеет право забрать его, – подчеркнул Эрнст Исаев. При этом вице-премьер отметил, что еженедельные обзоры рынка зерна и изменения цен будут доступны всем сельхозпроизводителям.

Всего аграрии республики смогут передать в залог 530 тысяч тонн зерна. Оператором определено ГУП «Башагропродукт», которое привлекает банковские кредиты в объеме 1,5 млрд рублей под залог государственных активов. Первый транш в размере 750 млн рублей ожидается уже на этой неделе.

По словам Эрнста Исаева, этот проект является пилотным – аналогов ему нет ни в одном субъекте Российской Федерации, а также на федеральном уровне. Особенно выгодно участие в залоговых операциях для небольших сельхозпредприятий и фермеров, которым затруднительно самостоятельно организовать поставки как по России, так и за рубеж.

На совещании механизм залоговых операций представил первый заместитель министра сельского хозяйства республики Николай Коваленко. Получение денег становится возможным после того, как сельхозпроизводитель передаст оператору зерно в залог. Оно передается по фиксированным ценам, основанным на динамике рынка в последние три-четыре года. Залоговое зерно будет храниться до 1 марта 2012 года, а если до этого срока сельхозтоваропроизводитель не заявит о своих правах, зерно перейдет в собственность оператора.

Кроме того, в ходе совещания был рассмотрен вопрос о завершении уборочной страды. О том, как проходит уборочная кампания, сообщил заместитель министра сельского хозяйства республики Владимир Незнанов. Сегодня уборка зерновых культур находится на завершающем этапе, хлеба убраны примерно на 80% площадей, в закрома заложено более 2 млн 700 тысяч тонн зерна. В нынешнем году в республике, как и в других регионах Российской Федерации, выращен неплохой урожай сельскохозяйственных культур. Однако, как подчеркнул Владимир Незнанов, «темпы уборки нас не устраивают». Следовательно, нужно приложить все усилия, чтобы собрать урожай без потерь.

www.bashinform.ru

Россельхознадзор / Нормативные документы

федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору

В данном разделе размещаются актуальные версии нормативно-правовых актов (законы, приказы, указы, решения Верховного суда РФ и др.), представляющие интерес для специалистов в области ветеринарии и фитосанитарии.

Дополнительную информацию Вы можете получить, задав вопрос в разделе “Электронная приемная”.

Закон от 14 мая 1993 года № 4973-1

(в ред. Федеральных законов от 02.12.1994 N 53-ФЗ, от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 16.03.2006 N 1-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 N 2232)

Содержание

(в ред. Федеральных законов от 02.12.1994 N 53-ФЗ,
от 10.01.2003 N 15-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ,
от 16.03.2006 N 1-ФЗ, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 21.12.1993 N 2232)

Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за счет собственного производства на основе максимального сочетания интересов производителей зерна и государства.

Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Зерно является национальным достоянием Российской Федерации, одним из основных факторов устойчивости ее экономики. Государство поддерживает производителей зерна целенаправленной льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

Статья 2. Государство ежегодно финансирует государственные программы научных исследований и опытно-конструкторских работ по селекции, семеноводству, производству, подработке, хранению, переработке зерновых, зернобобовых и масличных культур, а также по разработке технологий, направленных на рациональное использование зерна.

  • компенсирует производителям зерна не менее одной трети затрат, произведенных на тонну выращенного зерна, и не менее половины затрат, произведенных на тонну экологически чистого зерна и семян, проданных в федеральный или региональный фонды зерна. При определении размера компенсаций учитываются фактические затраты за предыдущий год и прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;
  • возмещает производителям зерна 50 процентов затрат на покупку зерноуборочных комбайнов;
  • возмещает производителям зерна 50 процентов и хлебоприемным предприятиям 30 процентов собственных затрат на строительство и реконструкцию материально-технической базы сушки, обработки, хранения зерна и семян.
  • Порядок финансирования государственных программ компенсации и возмещения затрат с учетом региональных особенностей определяется Правительством Российской Федерации.
  • Расходы государства на поддержку производства и переработки зерна представляются в государственном бюджете Российской Федерации отдельной строкой.
  • Статья 3. Производители зерна реализуют его по договорным ценам государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.

    Ежегодно в январе – феврале Правительство Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, представителями общественных объединений, выражающих интересы производителей зерна и его потребителей, устанавливает на зерно нижний гарантированный уровень закупочных цен с учетом цены мирового рынка. Договорные цены подлежат индексации на момент закупки зерна с учетом инфляции.

    Часть третья утратила силу. – Федеральный закон от 02.12.1994 N 53-ФЗ.

    В целях предоставления дополнительных кредитов производителям зерна государство организует и поддерживает систему залога зерна. Залог зерна осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации “О залоге”. Производители зерна участвуют в залоговых операциях на добровольной основе.

    Статья 4. Государство гарантирует производителям зерна закупку всего предъявленного к реализации зерна и продуктов его переработки, при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для производства продуктов детского питания.

    Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные меры по материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к продаже его в соответствующие фонды зерна.

    Глава III. ФОНДЫ ЗЕРНА, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

    Статья 5. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне создаются федеральный фонд зерна и региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

    Статья 6. Объем федерального фонда зерна определяется Правительством Российской Федерации и формируется за счет закупок зерна на контрактной основе в зонах его товарного производства на территории Российской Федерации, а при необходимости – за счет закупок зерна и за ее пределами.

    Статья 7. Объемы региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяются соответствующими органами исполнительной власти и формируются за счет закупок зерна на контрактной основе у его производителей как в своих административных границах, так и за их пределами.

    Статья 8. Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей на основе ежегодно составляемых балансов производства и использования зерна заключают между собой договоры о соотношении его закупок в федеральный и региональные фонды зерна на конкретной территории или об объемах дотаций из федерального фонда зерна.

    В случае недостижения объема производства зерна, предусмотренного балансом производства и использования зерна на текущий год, отдельными республикой в составе Российской Федерации, автономной областью, автономным округом, краем, областью формирование федерального фонда зерна на этой территории и регионального фонда зерна производится в соотношении, определенном указанным договором.

    Статья 9. В целях организации работы по закупке и поставке зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет государственного заказчика, статус, функции и полномочия которого устанавливаются специальными положениями.

    Государственный заказчик может на конкурсной основе передавать органам исполнительной власти, предприятиям, учреждениям и организациям выполнение части своих функций по формированию заказов на закупку и поставку зерна в федеральный фонд.

    Государственный заказчик несет ответственность за обеспечение объемов федерального фонда зерна.

    Государственный заказчик ежегодно в январе представляет Верховному Совету Российской Федерации отчет об использовании кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении потребностей Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший год.

    Статья 10. Для расчетов с производителями зерна, иными его поставщиками за зерно, поставляемое в федеральный фонд зерна, а также для закупок зерна за рубежом государственному заказчику под государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные ссуды и валютные средства.

    Статья 11. Утратила силу. – Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

    Статья 12. Для расчетов с производителями зерна и иными его поставщиками за зерно, поставляемое в региональные фонды зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, соответствующим региональным заказчикам предоставляются кредиты под гарантийные обязательства органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

    Статья 13. Производители зерна заключают контракты с государственным или региональным заказчиком на поставку зерна или продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.

    Части вторая – третья утратили силу. – Федеральный закон от 02.02.2006 N 19-ФЗ.

    Статья 14. Зерно и продукты его переработки, закупленные в федеральный фонд зерна, являются собственностью Российской Федерации. Федеральным фондом зерна распоряжается Правительство Российской Федерации.

    Федеральный фонд зерна используется:

  • для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах его переработки территорий, не производящих зерно, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Вооруженных Сил Российской Федерации, спецпотребителей, индустрии детского питания, спиртовой и крахмало-паточной промышленности;
  • для выделения недостающих по балансу на расчетный год объемов зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;
  • для предоставления зерна территориям в порядке натуральной ссуды с последующим возвратом из нового урожая;
  • для формирования государственного резерва зерна;
  • для экспорта.
  • Статья 15. Порядок использования региональных фондов зерна республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей определяется их органами исполнительной власти, которые несут ответственность за обеспечение потребностей соответствующих территорий в зерне, за исключением всех потребностей, определенных в части второй статьи 14.

    Глава IV. РЫНОК ЗЕРНА

    Статья 16. Государство содействует становлению и развитию рынка зерна, осуществляет регулирование отношений в торгово-закупочных операциях с зерном.

    Статья 17. Исключена. – Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

    Статья 18. Исключена. – Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

    Глава V. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЗЕРНА

    Статья 19. Экспорт зерна осуществляется по решению Правительства Российской Федерации, согласованному с Верховным Советом Российской Федерации, по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.

    Действие статьи 20 приостановлено до принятия решения по данному документу Федеральным Собранием Российской Федерации (Указ Президента РФ от 21.12.1993 N 2232).

    Статья 20. Решение по объему закупок зерна и продуктов его переработки по импорту в федеральный фонд зерна при необходимости принимается Правительством Российской Федерации по согласованию с Верховным Советом Российской Федерации и осуществляется в централизованном порядке через государственного заказчика.

    Органы исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, внешнеторговые организации и другие организации, предприятия и учреждения вправе проводить самостоятельные закупки зерна за рубежом за счет собственных валютных ресурсов.

    Глава VI. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЗЕРНА И ПРОДУКТОВ ЕГО ПЕРЕРАБОТКИ

    Статья 21. Государственный надзор и контроль за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки осуществляются уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.

    www.fsvps.ru

    Залог зерна

    Введите ваш e-mail:

    Финансирование под залог зерна в Республике Казахстан

    Внедрение зерновых расписок и создание такой системы является объективной потребностью зернового рынка Казахстана, необходимость которой обусловлена, как государственными, так и коммерческими интересами. Международный опыт, в таких странах как США, Канаде и в ряде других стран, показывает, что зерновые расписки являются эффективной и необходимой частью развития зерновой отрасли, способствуют развитию внутреннего рынка, эффективному кредитованию сельхозтоваропроизводителей и улучшению финансового положения хлеборобов. В связи с этим был разработан закон Республики Казахстан «О зерне» от 19 января 2001 года № 143-II (далее – «Закон о зерне»).

    “Аксином”: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

    В целях реализации Закона о зерне Правительство Республики Казахстан утвердило Правила выдачи, обращения и погашения зерновых расписок, требований к образцу зерновых расписок и бланкам, на которых выписывается зерновая расписка, Правила выпуска, приобретения, хранения и уничтожения бланков зерновых расписок от 30 ноября 2011 года № 1395 (далее – «Правила»).

    В соответствии с Законом о зерне зерновая расписка состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства, которые при необходимости могут быть отделены одно от другого. Зерновая расписка является ордерной неэмиссионной ценной бумагой.

    С внедрением данного закона упростилась процедура купли-продажи зерна, увеличилось кредитование под залог зерновых расписок (зерновую расписку, как ценную бумагу, можно оформить в качестве залогового обеспечения для получения кредита в банке, фактически под залог самого зерна). Иначе говоря, зерновая расписка является неким гарантийным письмом, в котором содержится количественно-качественная характеристика определенной партии зерна, хранящегося на элеваторе.

    Текущее законодательство позволяет осуществить залог зерна путем совершения на залоговом свидетельстве индоссамента либо залога зерновой расписки с заключением договора залога зерновой расписки.

    Согласно Правилам, при залоге зерна путем совершения индоссамента на залоговом свидетельстве данное залоговое свидетельство отделяется от складского.

    Финансирование под залог зерна позитивно сказывается на развитии сельского хозяйства в Казахстане.

    Практика показывает, что зерно как вид залога зарекомендовало себя и является реальным финансовым инструментом, пользующимся доверием у кредиторов.

    Зерновая расписка и ее залог

    Бланки зерновых расписок являются бланками строгой отчетности, изготавливаются в филиале Национального Банка Республики Казахстан – Банкнотной фабрике по заказу хлебоприемных предприятий.

    Для целей учета выпускаемых бланков зерновых расписок они содержат код МСХ, серию и номер. Код МСХ – регистрационный номер хлебоприемного предприятия, присваиваемый Министерством сельского хозяйства Республики Казахстан. Серия и номер бланка зерновой расписки присваиваются Банкнотной фабрикой Национального банка Республики Казахстан. Код МСХ, серия и номер бланка зерновой расписки должны быть идентичны на складском и залоговом свидетельствах и выполнены типографским способом. Переуступка приобретенных бланков зерновых расписок не допускается.

    Зерновая расписка обладает следующими степенями защиты:

    • рамка на лицевой стороне, выполненная способом металлографской печати;
    • латентная печать;
    • гильоширный элемент;
    • тангирная сетка 2-х видов;
    • ирисовая печать;
    • нумерация;
    • микротекст;
    • невидимое изображение;
    • текстовое оформление, невидимое под инфракрасным излучением;
    • рамка на оборотной стороне, выполненная способом офсетной печати;
    • антикопировальный элемент;
    • защищенная бумага (тонированная, не дающая собственной флуоресценции), с ирридисцентной полосой 2-х цветов, содержит в массе флуоресцентные волокна синего и зеленого цветов, проявляющиеся под ультрафиолетовыми лучами.

    Изменение или дополнение степеней защиты приобретаемых бланков запрещается.

    Преимуществом зерновой расписки, является упрощенная процедура передачи прав на зерно.

    Залог хранящегося на хлебоприемном предприятии зерна может осуществляться путем (i) совершения на залоговом свидетельстве индоссамента либо (ii) залога зерновой расписки с заключением договора залога зерновой расписки.

    При залоге зерна путем совершения индоссамента на залоговом свидетельстве данное залоговое свидетельство отделяется от складского свидетельства.

    Количество индоссаментов не ограничивается, т. е. каждый новый владелец ценной бумаги может передать ее дальше, в связи с чем, оборотоспособность зерновых расписок является весьма высокой. Считается, что ордерные ценные бумаги, как правило, отличаются повышенной надежностью.

    Индоссант – лицо, передающее права, несет ответственность не только за действительность права, но и за его осуществление.

    Принципиально важным вопросом является обеспечение активного оборота зерновой расписки, позволяющей решить вопрос получения кредитов в банках основной массе мелких сельхозтоваропроизводителей, не имеющих ликвидного залога.

    Смысл данной системы заключается в том, что на объем зерна, находящийся на складе, элеватором выписывается расписка, которая содержит в себе количественно-качественную информацию о нем. Текущий держатель зерновой расписки может предъявить документ элеватору, где ему будут обязаны отпустить соответствующий объем зерновой продукции. После этого расписка считается погашенной и изымается из оборота. Погашение также производится в случае частичной выдачи зерна, а на оставшийся объем выдается новая зерновая расписка. При ее продаже третьему лицу, продается и зерно. Новый держатель расписки может предъявить её элеватору для погашения, то есть получения зерна.

    Погашение зерновой расписки осуществляется хлебоприемным предприятием в течение трех дней с момента выдачи зерна или новой зерновой расписки путем проставления штампа с надписью «Погашено» и записи даты погашения и вида погашения.

    Можно выделить основные преимущества зерновых расписок:

    – проще осуществлять куплю-продажу зерна, передачу зерна в залог при осуществлении финансирования кредитными организациями;

    – зерновая расписка выступает в качестве базисного актива производных финансовых инструментов, целью обращения которых является страхование от потерь при падении цен и извлечение дохода из колебаний цен базисного актива в будущем;

    – владелец страхует себя от убытков, связанных с падением цен в будущем, с помощью совершения операций с производными инструментами, такими как форварды, опционы и фьючерсы, а покупатель зерновой расписки также может извлечь выгоду при росте цен на зерновые расписки в перспективе.

    Хлебоприемное предприятие обязано представить в местный исполнительный орган области карточку с фамилиями, именами и отчествами лиц, уполномоченных подписывать зерновые расписки, образцы их подписей, а также образец оттиска печати, учиняемой на зерновой расписке.

    Несоответствие подписей, оттиска печати на зерновой расписке образцам подписей и оттиску печати, указанным в карточке, предъявляемой местному исполнительному органу области, является основанием для признания данной зерновой расписки недействительной.

    Держатель складского свидетельства вправе распоряжаться хранящимся на хлебоприемном предприятии зерном, но не вправе требовать выдачи зерна с хлебоприемного предприятия до погашения долга по залоговому свидетельству в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

    Держатель залогового свидетельства имеет право:

    1) требовать от лица, отделившего залоговое свидетельство от складского, исполнения обязательства, удостоверенного залоговым свидетельством, и уплаты вознаграждения по нему;

    2) передавать залоговое свидетельство и права по нему третьим лицам.

    В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, удостоверенного залоговым свидетельством, держатель залогового свидетельства вправе обратить взыскание на зерно, указанное в залоговом свидетельстве.

    Если к моменту обращения взыскания зерно было востребовано с хлебоприемного предприятия держателем складского свидетельства, а хлебоприемному предприятию был представлен документ, удостоверяющий исполнение обеспеченного залогом обязательства и уплату вознаграждения по нему, то держатель залогового свидетельства обязан вернуть залоговое свидетельство для погашения.

    Держатель залогового свидетельства в случае неудовлетворения в срок его требования, обеспеченного залогом, вправе обратить взыскание на предмет залога для удовлетворения своих требований путем самостоятельной внесудебной реализации.

    Необходимо отметить, что при финансировании под залог как зерна у банков существует ряд рисков, в частности:

    1. повреждение имущества элеваторов, соответственно и порча зерна;
    2. хищение зерна;
    3. выпуск зерновой расписки на несуществующий объем зерна;
    4. факт подделки зерновой расписки.

    По 1 и 2 пункту выше, для устранения данных рисков был создан «Фонд гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам». Это было сделано с учетом положений агропродовольственной программы на 2003-2005 годы. Задача фонда – исключение риска непогашения зерновой расписки элеваторами, сохранение ее как ценной бумаги.

    Основной целью деятельности фонда является обеспечение защиты интересов держателей зерновых расписок от неисполнения хлебоприемными предприятиями обязательств по выданным ими зерновым распискам. Согласно Правилам создания, функционирования и ликвидации фондов гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам и участия хлебоприемных предприятий в системе гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам от 27 апреля 2004 года N 470, для того что бы стать участником необходимо соответствовать определенным требованиям.

    Таким образом, банки получили возможность кредитовать владельцев зерновых расписок при наличии гарантии сохранности зерна на элеваторах или возмещения денег при отсутствии зерна. Функции гаранта и взял на себя вышеназванный фонд.

    Хлебоприемные предприятия, которые не являются участниками системы гарантирования исполнения обязательств по зерновым распискам, обязаны осуществлять страхование своей ответственности перед держателями зерновых расписок и ее частей. Страхование в случае утраты или ухудшения качества зерна, принятого на хранение обеспечивает выплату каждому держателю зерновой расписки страховой премии. Однако страховая выплата может покрыть только до восьмидесяти процентов от рыночной стоимости утраченного или ухудшенного по качеству зерна, без применения условий франшизы.

    Однако данный вид страхования не защищает на сто процентов интересы залогодержателя. Как правило, договор страхования заключается сроком на один год. Как показывает практика, некоторые хлебоприемные предприятия не всегда продлевают страховку. В связи с этим, возможны ситуации, когда предоставляемое зерно в качестве залогового обеспечения сроком более одного года и при этом ответственность хлебоприемного предприятия не застрахована и в случае утраты или ухудшения качества зерна на момент его истребования у залогодержателя возникает риск не возврата денежных средств.

    Согласно докладу по проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования зернового рынка» от 29 декабря 2012 № 1744, возможно снизить риски указанные в пунктах 3 и 4, а именно, в целях предотвращения нарушений законодательства о зерне, проектом закона предусмотрено увеличение частоты плановых проверок хлебоприемных предприятий. По действующему законодательству плановая проверка хлебоприемных предприятий осуществляется один раз в полгода при высокой степени риска. Полугодичный интервал между плановыми проверками позволяет совершать нарушения законодательства о зерне, такой интервал дает возможность хлебоприемных предприятий восстановить объем зерна или привести в порядок учетную документацию.

    Принятие и реализация данного законопроекта должно привести к следующим ожидаемым результатам:

    1. Предотвращение нарушений законодательства о зерне хлебоприемных предприятий.

    2. Обеспечение защиты интересов субъектов агропромышленного комплекса, а также держателей зерновых расписок.

    3. Прозрачность движения зерновой расписки и оперативное формирование анализа движения зерна по стране.

    4. Снижение расходов при сделках, исключение фальсификации и сокращение затрат времени на оформление зерновой расписки.

    Хотелось бы также описать решение указанных проблем с точки зрения международного опыта. Например, Российская Федерация, В целях дальнейшего развития инструментов зернового рынка Минсельхоз подготовил законопроект, который предполагает выпуск складских свидетельств на зерно аккредитованными складами и создание саморегулируемой организации этих складов. Документ позволяет ввести в практику специализированные ценные бумаги для зерновой отрасли: двойные и простые складские свидетельства на зерно. Эти свидетельства позволят сельхозпроизводителям привлекать в банках кредитные средства.

    Как отмечают эксперты, на зерновом рынке появятся четкие правила работы, и сельхозпроизводители смогут использовать складские свидетельства на зерно в качестве залога при получении банковского финансирования. Использование системы складов общего пользования и складских свидетельств повысит общую транспарентность и надежность хранения зерна, так что кредиторы будут чувствовать себя более комфортно. В законопроекте также прописана процедура обращения взыскания заложенного товара, представленного склад­ским свидетельством, тем самым приближаясь к мировой практике.

    Заключение

    Наше законодательство в зерновой области не стоит на месте. Государство планирует введение системы электронных зерновых расписок. Как отмечает вице-министр сельского хозяйства Республики Казахстан г-н Умирьяев М.Т. на это может уйти около трех-четырех лет.

    Министерство сельского хозяйства разработало поправки в законодательство по вопросам регулирования зернового рынка.

    Одна из целей этого законопроекта – совершенствование системы электронных зерновых расписок. Институт зерновых расписок введен в Казахстане с 2001 года и в целом доказал свою эффективность на практике благодаря адекватной законодательной базе, отметил вице-министр.

    «Принципиально важным вопросом является обеспечение активного оборота зерновой расписки, позволяющего решить вопрос получения кредитов в банках основной массе средних и мелких сельхозтоваропроизводителей, не имеющих ликвидного залога. Однако введение зерновых расписок в документальной форме является существенным препятствием на пути создания системы электронных торгов зерном», – пояснил Умирьяев М.Т.»

    Таким образом, после внедрения Закона о зерне ситуация по финансированию под залог зерновых расписок значительно улучшилась. Проблемы указанные выше и пути их разрешения с учетом накопившегося казахстанского и международного опыта положительно влияют на данный сегмент рынка. Доказательством тому служат финансовые программы, разрабатываемые государством (например «Агрообизнес – 2020») и продукты, разрабатываемые банками второго уровня для сельскохозяйственных производств.

    lawfirm.ru

    Сложившаяся финансовая нестабильность сельскохозяйственных товаропроизводителей и растущие их объективные потребности в новых финансовых «вливаниях», в том числе и в кредитной форме, обусловливают необходимость поиска совершенных и надежных правовых способов обеспечения кредитоспособности субъектов аграрных отношений. Одним из таких способов является залог сельскохозяйственной продукции.

    Коммерческие залоговые операции с сельскохозяйственной продукцией регулируются нормами закона РФ «О залоге» от 29 мая 1992 г. Об этом же свидетельствует и Закон РФ «О зерне» от 14 мая 1993 г. № 4973-1, в котором указывается, что залог зерна осуществляется в соответствии с Законом РФ «О залоге» (ст.3).

    Однако при всей допустимости применения действующих правил залога в процессе осуществления залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией залог сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия служит не только способом обеспечения кредитных обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей, но и специальным средством государственного регулирования финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных организаций, предприятий. Это вытекает из норм Федерального закона «О государственном регулировании агропромышленного производства» от 14 июля 1997 г., в котором закреплено, что из средств федерального бюджета, направляемых на «поддержку и регулирование агропромышленного производства, выделяются средства» «для залога сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия» (п.1 ст.14).

    Появление указанной формы залоговых отношений связано с либерализацией зернового рынка, осуществленной на основании федеральных законов, указов Президента РФ, принятых ещё в 1992-1993 годах, и иных нормативно-правовых актов. Среди них, прежде всего, следует выделить Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд», Указ Президента РФ от 12 февраля 1993 г. «О формировании федеральных и региональных продовольственных фондов в 1993 г.» , Указ Президента РФ от 7 августа 1992 г. «О мерах по формированию федеральной контрактной системы» и постановление Правительства РФ от 3 октября 1994 г. №1121 «О создании федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». Основное предназначение этих актов заключалось в содействии формированию системы закупок зерна и иной сельскохозяйственной продукции государством на основе рыночных цен.

    В этой сфере функции по закупке продовольствия в течение четырех лет выполняла Федеральная продовольственная корпорация, которой были предоставлены исключительные права на приобретение в установленном законом порядке продовольствия для государственных нужд.

    Федеральная продовольственная корпорация обладала правом быть посредником по передаче бюджетных средств коммерческим структурам, занимающимся закупкой и продажей сельскохозяйственной продукции. В результате создания таких основ для монополизации рынка продовольствия Федеральной продовольственной корпорацией было использовано не по назначению около 3 трлн. рублей бюджетных средств. Все это привело к ликвидации Федеральной продовольственной корпорации, что было осуществлено в сентябре 1997 года. Поэтому на современном этапе развития отношений на рынке продовольствия Правительство Российской федерации делает ставку на Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, которое освобождено от не свойственных ему функций кредитования сельскохозяйственных коммерческих организаций, предприятий за счет бюджетных средств.

    В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании агропромышленного производства» государственное регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, формирование и организация использования федерального продовольственного фонда, координация действий органов государственной власти в сфере агропромышленного производства возложены на государственных агентов, определяемых Правительством Российской Федерации. Правовой режим деятельности государственных агентов на рынке продовольствия определяется постановлениями и распоряжениями Правительства РФ. На территории соответствующих субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Федерации определяют порядок деятельности государственных агентов, осуществляющих государственное регулирование рынка продовольствия в регионах (ст.8).

    Указанный Федеральный закон, определяя в качестве основного направления государственного регулирования формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных сырья и продовольствия, гарантирует товаропроизводителям возможности свободной реализации их продукции в условиях рыночной системы хозяйствования. Для стабилизации рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия государство осуществляет на нем закупочные и товарные интервенции. После ликвидации Федеральной продовольственной корпорации, бывшей при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, эти функции возложены на государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного ранка» при Министерстве сельского хозяйства, которое создано на основании постановления Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1124.

    Закупочные и товарные интервенции осуществляются в соответствии с Порядком осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 748.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997г. №1224 основными направлениями деятельности государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства являются:

    осуществление мониторинга состояния рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

    формирование системы информационного обслуживания его субъектов; анализ и прогнозирование рыночной конъюнктуры;

    изучение, разработка и представление Министерству сельского хозяйства России предложений по организационно-правовым формам регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

    содействие в установленном законом порядке развитию добросовестной конкуренции в сфере закупок и торговли сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием;

    организация и проведение в установленном порядке закупочных и товарных интервенций с целью стабилизации конъюнктуры рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.

    Нормативной базой для осуществления закупочных и товарных интервенций в целях стабилизации рынка продовольствия служит «Порядок осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия», утвержденный постановлением Правительства РФ от 10 июля 1998 г. № 178.

    Кроме того, государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» исполняет обязанности по участию в создании и обеспечении функционирования оптовых продовольственных рынков, а также берет на себя гарантии при осуществлении операции с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием. На Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка возложены функции государственного заказчика по формированию оперативного резерва Правительства РФ и поставкам продовольствия на экологически загрязненные территории. Порядок формирования оперативного резерва Правительства РФ определяется в соответствии с Положением об оперативном резерве сельскохозяйственной продукции и продовольствия Правительства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 822.

    Согласно постановлению Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 государственные закупки и поставки сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия при проведении закупочных и товарных интервенций должны осуществляться исключительно хозяйствующими субъектами рынка, которые определяются на конкурсной основе государственным унитарным предприятием «Федеральное агентство по регулированию продовольственного ранка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

    Правовое регулирование рынка государственных закупок осуществляется Федеральными законами «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13 декабря 1994 г. с изменениями от 19 июня 1995г. и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» от 2 декабря 1994 г.

    Ранее функции государственного заказчика были возложены на Федеральную продовольственную корпорацию, созданную в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 октября 1994 г. № 1121 «О создании Федеральной продовольственной корпорации и системы оптовых продовольственных рынков». Федеральная продовольственная корпорация наряду с указанными функциями должна была заниматься и товарными интервенциями для стабилизации рынка продовольствия и формированием рыночной инфраструктуры.

    Государственный заказчик обладал правом передачи части своих функций по формированию и размещению заказов для госнужд другим субъектам. Федеральная продовольственная корпорация (ФПК), используя это право, передавала на договорной основе функции заказчика другим посредникам за вознаграждение, что привело к увеличению стоимости продукции. Для формирования федерального продовольственного фонда были привлечены различные финансово-промышленные группы. В таком качестве следует привести постановления Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 62 «О привлечении финансово-промышленной группы «Союзагропром» к формированию федерального фонда продовольствия», от 7 декабря 1996 г. №1446 «О финансово-промышленной группе «Каменская агропромышленная финансовая группа». ФПК не выполнила те общегосударственные задачи, которые были поставлены перед ней действовавшим в то время законодательством. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. № 1224 о создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства, ФПК была ликвидирована, а на ее основе сформировано Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка.

    Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка, будучи по своей организационно-правовой форме унитарным предприятием, являющимся разновидностью коммерческой организации, наряду с указанными функциями государственного регулирования продовольственного рынка вправе заниматься и коммерческой деятельностью с целью получения государством доходов.

    При этом необходимо отметить, что Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка в регионах не имеет соответствующих структур. Так, например, в Иркутской области в этих целях создан Комитет по межрегиональным связям, который занимается подобными вопросами. Наряду с указанным Комитетом функционирует в этой сфере и коммерческая организация ОАО «Иркутская продовольственная корпорация». Закупками сельскохозяйственной продукции занимается также и Управление хлебопродуктов Иркутской области.

    Очевидно, проблему выбора надлежащей структуры государственных органов и коммерческих организаций для закупки сельскохозяйственной продукции пока нельзя считать решенной. Однако в законах РФ от 14 мая 1993г. № 4795-1 «О зерне» (ст. 8, 9) и «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» закреплен широкий круг субъектов, которые могут быть потенциальными государственными заказчиками сельскохозяйственной продукции (ст. 4). В таком качестве могут выступать федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия и некоммерческие организации, в том числе и потребительские кооперативы.

    В соответствии с действующим в этой сфере законодательством основная обязанность государственных заказчиков сельскохозяйственной продукции, сырья заключается в оплате продукции, поставляемой им поставщиками. Однако собственных финансовых источников у заказчиков может и не быть, поэтому финансирование осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных средств.

    Согласно закону Правительства РФ и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации гарантируют закупку сельскохозяйственной продукции по договорам, заключенным с товаропроизводителями, и предоставление денежных средств соответствующим государственным заказчикам для оплаты поставляемой продукции.

    В то же время следует отметить, что правовой механизм обеспечения реализации этой обязанности Правительства РФ в законе не закреплен, и нет четкости и ясности в порядке установления взаимоотношений государственных заказчиков и Правительства РФ.

    Если исходить из норм действующего гражданского законодательства, то Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – физическими и юридическими лицами.

    Согласно закону от имени указанных субъектов могут выступать органы государственной власти и иные субъекты в рамках их компетенции, установленной соответствующими актами (ст. 124, 125 ГК РФ).

    Законодательное определение гражданской правоспособности субъектов властных полномочий имеет не только теоретическое значение в реальной демократизации правового регулирования вертикальных интегрированных отношений, но и предоставляет широкие возможности правового обеспечения государственного регулирования аграрно-правовых отношений, особенно в сфере финансово-кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Государственное регулирование обусловлено также необходимостью совершенствования кредитных отношений в условиях аграрного кризиса и распадом ранее налаженных хозяйственных связей, так как бюджетные средства и кредиты, поступающие через ценовой канал, не всегда обеспечивают реализацию принципа непрерывности финансирования сельского хозяйства. Именно, исходя из указанных экономических предпосылок, государственный залог сельскохозяйственной продукции представляется наиболее эффективной формой кредитной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Как уже отмечалось, нормативной базой для регулирования залога сельскохозяйственной продукции является Федеральный закон «О государственном регулировании агропромышленного производства» (ст.6).

    В отличие от обычного залога при залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия принимает участие государство. В качестве залогодержателей выступают юридические лица, уполномоченные Правительством РФ на осуществление залога сельскохозяйственной продукции, а залогодателями являются сельскохозяйственные товаропроизводители.

    Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, сдаваемых в залог, залоговые ставки, порядок использования приобретенных в установленном порядке в собственность государства сельскохозяйственной продукции определяются Правительством Российской Федерации.

    Предметом залога в соответствии с законом может быть как произведенная продукция, так и продукция будущего урожая. Участие государства в залоговых операциях выражается в следующих формах: предоставление бюджетных ресурсов; кредитование; выделение бюджетных ассигнований или кредитование необходимых для компенсации затрат по хранению и обработке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, приобретенных в установленном порядке в собственность государства.

    Главная особенность залога сельскохозяйственной продукции, наряду с участием в нем государства, заключается в том, сельскохозяйственный товаропроизводитель получает беспроцентный кредит в размере стоимости заложенной продукции по залоговым ставкам, определяемым Правительством РФ.

    Правовая природа залога сельскохозяйственной продукции характеризуется и тем, что залог в данной ситуации не служит конфискационной мерой, если товаропроизводитель не выполнил договорные обязательства, а является регулируемой государством формой реализации сельскохозяйственной продукции и упорядочения денежных потоков путем предоставления кредитов.

    Государственный залог сельхозпродукции служит формой гарантированного сбыта продукции путем проведения товарных интервенций в установленном Правительством РФ порядке, что позволяет вытеснять из рынка продовольствия посредников.

    Товарные интервенции проводятся в соответствии с Порядком осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для стабилизации рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, утвержденным постановлением Правительства РФ № 748 от 10 июля 1998 г.

    Согласно указанному документу закупочные интервенции осуществляются в форме организации закупок и проведения залоговых операций с сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, а товарные интервенции – в форме реализации их распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов. Двухуровневая система осуществления закупок и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия установлена в соответствии с федеральным законом от 2 декабря 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (ст.3).

    Закупочные интервенции осуществляются в тех случаях, когда рыночные цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня, или в случае, когда товаропроизводители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать произведенную ими продукцию. Товарные же интервенции осуществляются в случае дефицита на рынке продовольствия соответствующих их видов, а также в случае роста рыночных цен сверх максимального уровня их колебаний на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.

    Координацию проведения государственных закупочных и товарных интервенций осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия России с участием государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия.

    Основные задачи и порядок деятельности государственного агента, осуществляющего государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, определены Положением о государственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, утвержденным Правительством РФ, от 10 июля 1998 г. № 748.

    Претенденты на присвоение статуса государственного агента по регулированию рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия определяются Министерством сельского хозяйства на конкурсной основе. Статус государственного агента предоставляется сроком на один год. Государственный агент осуществляет организацию и проведение государственных закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия за счет средств, выделяемых из федерального бюджета. Для осуществления товарных интервенций используются приобретенные в собственность государства заложенные сельскохозяйственные продукция, сырье и продовольствие в установленном законом порядке.

    Однако, согласно закону, классическая сущность залога заключается в обеспечении обязательства должника перед кредитором. Кредитор-залогодержатель приобретает лишь право, в случае неисполнения должником взятого на себя обязательства, обеспеченного залогом, получить удовлетворение своих имущественных интересов за счет заложенного имущества перед другими кредиторами (ст.1 Закона о залоге; ст.334 ГК РФ). Очевидно, правовая природа залога сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия несколько иная, чем у залога в классическом его понимании, как способа обеспечения исполнения обязательства. В данном случае более четко проявляется не только признанный цивилистами двойственный (вещно-правовой и обязательственно-правовой) характер залога, но и залог, как средство государственного урегулирования продвижения товаров, продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Некоторые авторы, исходя из структуры действующего ГК Российской Федерации, залог определяют как обеспечительное средство. Обеспечительное качество залога как правовой категории в процессе осуществления залоговых операций сельскохозяйственной продукцией также представляется весьма важным для имущественной гарантии возврата соответствующих бюджетных средств, ставших источником сезонного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей.

    Отмеченная роль залога весьма существенна и в связи с тем, что сельскохозяйственные товаропроизводители получают беспроцентные кредиты в размере стоимости продукции по залоговым ставкам. Но залог сельскохозяйственной продукции в России не имеет широкого практического применения. За рубежом же в странах с развитой рыночной экономикой залог зерна получил довольно значительное распространение.

    В действующем российском законодательстве тоже закреплены особенности залоговых операций с зерном. Залоговые операции с зерном осуществляются на основе складских сертификатов (свидетельств). Сертификаты служат своего рода правовым основанием, обеспечительным средством при предоставлении кредитов под залог зерна. Складской сертификат является одним из действенных инструментов финансирования торговли зерном в странах с развитой рыночной экономикой. В зарубежном праве залог зерна рассматривается в качестве неотъемлемой части системы лицензирования, контроля, страхования и цивилизованной процедуры банкротства коммерческих складов.

    Благодаря этой системе обеспечивается полное соответствие между тем, что записано в сертификате, и тем, что реально хранится на коммерческом складе. По своей правовой природе и экономической сущности складские сертификаты приравниваются к государственным ценным бумагам, так как сертификаты, выданные с соблюдением законом установленной формы и обязательных реквизитов, удостоверяют имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении (ст.142 ГК РФ).

    Внедрение и использование складского сертификата предусматривается статьей 912 ГК РФ. Согласно этой статье товарный склад выдает в подтверждение принятия товара на хранение один из следующих складских документов:

    двойное складское свидетельство;

    простое складское свидетельство;

    При этом двойное складское свидетельство состоит из двух частей – складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта ), которые могут функционировать обособленно друг от друга. Исходя из общего смысла действующего законодательства, регулирующего эти отношения, двойное складское свидетельство (каждая из двух его частей – складское свидетельство и залоговое свидетельство) и простое свидетельство являются ценными бумагами. Теоретически и практически складские документы относятся к числу товарораспорядительных ценных бумаг. Поэтому складские документы можно именовать складскими свидетельствами. Отношения, складывающиеся по поводу ценных бумаг, регулируются нормами Гражданского кодекса, которые предусмотрены седьмой главой этого кодифицированного акта. Однако нормы ГК РФ могут обеспечить необходимый уровень урегулированности этих отношений лишь с учетом специальных правил о складских свидетельствах.

    Двойное складское свидетельство должно содержать обязательный перечень тех реквизитов, которые закреплены в статье 913 ГК РФ. В частности, такие реквизиты, как наименование и место нахождения товарного склада, принявшего товар на хранение; текущий номер складского свидетельства по реестру склада; наименование субъекта, сдавшего товар на хранение; срок хранения товара; размер вознаграждения за услуги по хранению товара и дата выдачи складского свидетельства. Документ, не имеющий перечисленные реквизиты, не может быть признан законом двойным складским свидетельством.

    Согласно действующему законодательству двойное складское свидетельство, которое состоит из складского и залогового свидетельства, является ордерной ценной бумагой. Учитывая правовую природу ценных бумаг, указанные документы могут передаваться вместе или порознь по передаточным надписям. Держатели складского и залогового свидетельств приобретают различные правовые возможности. В соответствии со статьей 914 ГК РФ держатель складского и залогового свидетельств обладает правом распоряжения хранящимся на складе товаром в полном объеме. Однако держатель складского свидетельства, отделенного от залогового свидетельства, вправе распоряжаться товаром, но не может взять его со склада до погашения кредита, выданного по залоговому свидетельству. Держатель же залогового свидетельства имеет право залога на товар в размере выданного по залоговому свидетельству кредита и процентов по нему. В то же время залог складского свидетельства по своей правовой природе рассчитан только на обеспечение кредитных обязательств, вытекающих их залога данного конкретного залогового свидетельства.

    В силу указанной экономико-правовой сущности залог складского свидетельства не может быть применен для обеспечения иных обязательств.

    Залоговое свидетельство после первой его передачи товаровладельцем в залог приобретает качество долгового документа, подтверждающего конкретное обязательство товаровладельца перед залогодержателем. Новое качество этого документа выражается в том, что, во-первых, залоговое свидетельство подтверждает денежное обязательство товаровладельца по возврату кредита залогодержателю; во-вторых, заключается в том, что залоговое свидетельство служит способом обеспечения исполнения товаровладельцем взятого на себя денежного обязательства перед залогодержателем.

    Взаимные обязательства товаровладельца и залогодержателя закрепляются в договоре складского хранения. Отношения по данному договору регулируются нормами §2 главы 47 ГК РФ. Согласно ГК РФ договор хранения может быть как реальным, так и консенсуальным. Однако договор складского хранения, на мой взгляд, может быть только реальным, так как не имеющуюся на складе, например, сельскохозяйственную продукцию невозможно предоставить в залог. Одной из сторон договора складского хранения выступает товарный склад, осуществляющий на основе лицензии предпринимательскую деятельность в форме хранения товаров и призванный оказывать услуги, связанные, в частности, сельскохозяйственной продукции (ст.907 ГК РФ). Другим субъектом, проявляющим практическую инициативу в установлении правоотношения с товарным складом по хранению сельскохозяйственного сырья и продукции, является сельскохозяйственная коммерческая организация (предприятие), у которой возникает потребность в кредитах. Именно хранение сельскохозяйственной продукции в товарных складах позволяет использовать её в качестве предмета залога.

    При этом использование складского свидетельства и залогового свидетельства (варранта) в качестве ценных бумаг позволяет применять институт залогового права для движения залоговых прав сторон на хранимую сельскохозяйственную продукцию на товарном складе. Именно в этом заложена потенциальная социально-правовая ценность института залога сельскохозяйственной продукции, который, к сожалению, пока не находит широкого практического применения по ряду объективных и субъективных причин, сложившихся в сельском хозяйстве России.

    www.law.edu.ru

    Популярное:

    • Перечень документов на возврат налога по ипотеке Налоговый Кодекс РКСтатья 436. Возврат налога на добавленную стоимость дипломатическим и приравненным к ним представительствам иностранных государств, консульским учреждениям иностранного государства, аккредитованным в Республике […]
    • Закон о справках в детский сад Справка в детский сад и другие медицинские документы, необходимые для зачисления в ДОУ. Правила оформления Перед зачислением ребенка в детский сад родителям приходится провести значительное время в поликлинике, чтобы оформить все […]
    • Какие экзамены сдавать чтобы учиться на юриста Какие экзамены нужно сдавать на программиста в ВУЗ Программирование – одна из наиболее перспективных специальностей. В наше время IT-отрасль получила бурное развитие, и даже, несмотря на рост желающих поступить на программиста в прошлые […]
    • Адвокат недвижимо имущество По какой стоимости поставить на баланс недвижимое имущество? 22.03.2011г. мы задавали следующий вопрос : ЗАО, зарегистрированное в Москве, имеет в собственности земельный участок в Одинцовском районе Московской области, на котором стоит […]
    • Электронное осаго уралсиб Уралсиб ОСАГО онлайн Заказывая Уралсиб ОСАГО онлайн, владелец транспортного средства гарантирует обеспечение собственных интересов, защиту на случай попадания в ДТП. В настоящее время страховая компания является одним из лидеров отрасли, […]
    • Как оформить е полис осаго ​Что нужно знать про е-ОСАГО Система электронного ОСАГО появилась на страховом рынке в 2015 году для улучшения ситуации с доступностью полисов в ряде регионов и борьбы с навязыванием дополнительных услуг. Внедрение системы не принесло […]
    • Заявление на выписку из единого государственного реестра юридических лиц Государственная пошлина за выписку из ЕГРЮЛ Государственная пошлина за выписку из ЕГРЮЛ Что такое госпошлина? Государственная пошлина – это своеобразная выплата организацией или физическим лицом установленной законом суммы за оказание […]
    • Страховка за 3 группу инвалидности Страхование инвалидов В соответствии со статьей 2 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" всем инвалидам, независимо от группы и категории, гарантированы экономические, правовые и социальные меры, призванные создать и […]