РИА Рейтинг
Доходы региональных бюджетов растут, но у многих съедаются инфляцией
Динамика и структура доходов региональных бюджетов (таблица)
Экономика в июле: спад ускорился.
У более чем 10 регионов госдолг превышает собственные доходы бюджета
Мультимедиа
Расходы населения на ЖКХ в региона России — рейтинг 2015
Рейтинг социально-экономического положения регионов — 2015
РИА Рейтинг – 3 cен. В первом полугодии 2015 года доходы региональных бюджетов субъектов РФ преимущественно росли. Согласно данным Минфина РФ, по итогам января-июня 2015 года суммарный объем доходов бюджетов всех субъектов РФ составил 3 927 365.82 млн. руб. По оценке экспертов РИА Рейтинг, суммарный объем доходов вырос по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 12.1% (темпы роста оценивались без учета Республики Крым и г. Севастополь, так как по этим субъектам РФ нет данных за первое полугодие 2014 года). Рост был зафиксирован в 63 субъектах РФ, а снижение только в 20-ти, причем в 12-ти из них темпы снижения были меньше 5%. При этом необходимо отметить, что темпы роста доходов региональных бюджетов были ниже инфляции. Согласно данным Росстата, индекс потребительских цен в России в первом полугодии 2015 года составил 116% к первому полугодию 2014 года.
Эксперты РИА Рейтинг отмечают, что лидером по темпам роста суммарных доходов бюджета стала Сахалинская область, где доходы областного бюджета по итогам первого полугодия 2015 года увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 65.3%. Еще у трех регионов темпы роста превысили 40%. Это Чукотский автономный округ (+48.8%), Красноярский край (+42.7%) и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра (+40.1%).
Драйвером роста стали собственные доходы
Во всех этих субъектах РФ рост суммарных доходов был обусловлен увеличением собственных доходов, которые выросли по сравнению с первым полугодием 2014 года более чем на 40%. При этом, согласно оценке РИА Рейтинг, полученной на основе данных Минфина РФ, объем безвозмездных поступлений в данных регионах, за исключением Чукотского автономного округа, снизился. В Чукотском автономном округе рост суммарных доходов окружного бюджета был обусловлен как ростом налоговых и неналоговых доходов, так и увеличением объема безвозмездных поступлений, однако темпы роста собственных доходов были выше.
Наиболее существенно доходы регионального бюджета в первом полугодии 2015 года снизились в Республике Ингушетия (-24.4%) и Республика Мордовия (-22.7%). Сокращение доходов бюджета республики Ингушетия было обусловлено снижением на 28.2% объема безвозмездных поступлений, в то время как налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета выросли по сравнению с первым полугодием 2014 года почти на 10%. В Республике Мордовия, напротив, доходы республиканского бюджета сократились вследствие снижения налоговых и неналоговых доходов. Их объем в первом полугодии 2015 года уменьшился на 36.8%.
Налоговые и неналоговые доходы в первом полугодии 2015 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2015 года в 75-ти регионов, а снижение было зафиксировано только в 8-ми. Суммарный объем налоговых и неналоговых доходов бюджетов всех субъектов РФ (без учета Республики Крым и г. Севастополь) увеличился на 14%, а объем безвозмездных поступлений – на 5.2%. По оценке экспертов РИА Рейтинг, доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов региональных бюджетов всех субъектов РФ по итогам первого полугодия 2015 года выросла до 80.2% (78.9% в первом полугодии 2014 года).
Лидеры по доле собственных доходов – финансовые центры и нефтегазодобывающие регионы
Лидерами по доле собственных доходов в структуре суммарных доходов регионального бюджета являются Сахалинская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, г. Москва и Ненецкий автономный округ. В данных субъектах РФ суммарные доходы регионального бюджета в первом полугодии 2015 года более чем на 90% формировались за счет налоговых и неналоговых доходов, а доля безвозмездных поступлений была незначительной.
Самая низкая обеспеченность бюджета собственными доходами в Республике Тыва, Республике Алтай, Республике Ингушетия и Чеченской Республике, где по итогам первого полугодия 2015 года на долю налоговых и неналоговых доходов приходилось менее 20% суммарных доходов регионального бюджета. Соответственно доходы бюджета более чем на 80% формировались за счет безвозмездных поступлений. Еще у семи субъектов РФ доля налоговых и неналоговых доходов в суммарном объеме доходов регионального бюджета была ниже 40%.
Как было отмечено выше налоговые и неналоговые доходы региональных бюджетов в первом полугодии 2015 года снизились только у 8-ми субъектов РФ, из которых темпы снижения превысили 5% только у двух – в Тюменской области и Республике Мордовия. Причиной стало сокращение налога на прибыль организаций.
Лидерами по росту налоговых и неналоговых доходов в первом полугодии 2015 года стали Чукотский автономный округ, Сахалинская область, Красноярский край и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.
В структуре налоговых и неналоговых доходов наибольшая доля приходится на налоги на прибыль организаций и на налоги на доходы физических лиц. В суммарном объем налоговых и неналоговых доходов всех субъектов РФ в первом полугодии 2015 года на эти две статьи приходится 39.3% и 31.0% соответственно.
Наибольший вклад в формирование собственных доходов бюджета налоги на прибыль организаций вносят в Сахалинской области (89.3% налоговых и неналоговых доходов областного бюджета в первом полугодии 2015 года) и в Тюменской области (71.9%). Еще у трех субъектов РФ в Ленинградской области, Ханты-Мансийском автономном округе – Югра и Чукотском автономном округе на долю налога на прибыль организаций приходится 50 и более процентов налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.
Самый низкий вклад в формирование собственных доходов налоги на прибыль организаций вносят в Республике Тыва, Чеченской Республике и Республике Ингушетия. В данных регионах по итогам первого полугодия 2015 года доля налога на прибыль организаций составляет менее 10% налоговых и неналоговых доходов.
Налоги на прибыль показали рост в большинстве регионов
В первом полугодии 2015 года в большинстве регионов наблюдался рост поступлений налога на прибыль организаций. Рост этого налога связан с увеличением прибыли предприятий. Согласно данным Росстата, в первом полугодии 2015 года, по оперативным данным, сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых организаций и бюджетных учреждений) в действующих ценах составил +5268.8 млрд. руб., увеличившись к соответствующему периоду прошлого года на 42.6%, что во многом объясняется ростом цен.
Наиболее существенно (более чем в два раза) налоги на прибыль организаций выросли в Чукотском автономном округе, Республике Бурятия, Кировской области, Красноярском крае и Мурманской области. Сокращение поступления налога на прибыль организаций было зафиксировано только у 20-ти регионов. Из них более чем на 50% поступление в региональный бюджет налогов на прибыль организаций сократилось в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Мордовия.
НДФЛ в региональных бюджетах увеличился на 4.8%.
Поступления налогов на доходы физических лиц в первом полугодии 2015 года также преимущественно увеличивалось. Снижение было зафиксировано только у 22-х регионов, причем у 10-ти из них темпы снижения были меньше 2%. Причина такой динамики рост зарплат. Согласно данным Росстата, среднемесячная начисленная номинальная заработная плата одного работника в России в первом полугодии 2015 года выросла по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 6.1%.
Лидером по росту поступлений в региональный бюджет налогов на доходы физических лиц в первом полугодии 2015 года стали Красноярский край, Новосибирская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, где их объем вырос более чем на 10%. Наиболее существенное снижение (более чем на 5%) зафиксировано в Ивановской области, Чувашской Республике и Республике Калмыкия.
Наибольший вклад в формирование налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета налоги на доходы физических лиц вносят в г. Севастополь, Чеченской Республики, Республике Тыва, Камчатском крае и Республике Ингушетия. В данных субъектов РФ поступления налогов на доходы физических лиц обеспечивают более 50% налоговых и налоговых доходов регионального бюджета по итогам первого полугодия 2015 года.
Самая низкая зависимость доходной части регионального бюджета от налогов на доходы физических лиц в Ненецком автономном округе и Сахалинская области, где по итогам 2015 года на долю налогов на доходы физических лиц приходится менее 10% налоговых и неналоговых доходов.
Несмотря на рост доходов, региональные бюджеты большинства субъектов РФ были исполнены с дефицитом, причем в некоторых из них дефицит находится на довольно высоком уровне. По итогам первого полугодия 2015 года региональный бюджет 55-ти субъектов РФ был исполнен с дефицитом. Из них у 7-ми регионов дефицит бюджета превышает 40% налоговых и неналоговых доходов.
Таким образом, несмотря на позитивную динамику доходов в первом полугодии 2015 года, ряд регионов может столкнуться с дефицитом средств для финансирования расходных статей бюджета и будут вынуждены либо сокращать расходы, либо привлекать внешние источники финансирования, — полагают эксперты РИА Рейтинг. Это может привести к дальнейшему росту долговой нагрузки, которая и так находится на довольно высоком уровне.
riarating.ru
Государственное и региональное управление
Доходы региональных бюджетов
Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.
В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».
К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам.
Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ, законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. По региональным налогам представительный орган власти субъекта Федерации самостоятельно устанавливает налоговые ставки в пределах, установленных Налоговым Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по нему.
При установлении регионального налога законодательный орган субъекта Федерации может предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К региональным налогам и сборам относятся:
— налог на имущество организаций;
— налог на недвижимость;
— налог на игорный бизнес;
— региональные лицензионные сборы.
Бюджетным кодексом Российской Федерации урегулированы вопросы относительно распределения доходов от налогообложения добытых полезных ископаемых. 60% от суммы налога, начисленной налогоплательщикам по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется а доход регионального бюджета.
При добыче общераспространенных полезных ископаемых полная сумма налога подлежит уплате в доход бюджетов субъектов Российской Федерации.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья, распределяется следующим образом:
— 80% от суммы налога — в доход федерального бюджета;
— 20% от суммы налога — в доход регионального бюджета.
Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым в виде углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области, распределяется следующим образом:
— 74,5% от суммы налога — в доход федерального бюджета;
— 20% от суммы налога — в доход бюджета автономного округа;
— 5,5% от суммы налога — в доход бюджета края или области.
При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации или в исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также при добыче полезных ископаемых из недр за пределами территории Российской Федерации, если эта добыча осуществляется на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора) на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, полная сумма налога зачисляется в федеральный бюджет.
При распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов субъектов Федерации должны составлять не менее 50 % от суммы доходов консолидированного бюджета Российской Федерации.
К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:
— средства, получаемые от продажи регионального имущества;
— средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;
— средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
— средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;
— плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;
— доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;
— часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
— другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;
— доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.
В доходы региональных бюджетов могут зачисляться безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
В бюджеты могут также зачисляться безвозмездные перечисления по взаимным расчетам. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения бюджета и не учтенным законом о бюджете.
Иные неналоговые доходы поступают в региональные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Федерации.
Финансовая помощь от федерального бюджета в форме дотаций, субвенций и субсидий либо иной безвозвратной и безвозмездной передачи средств подлежит учету в доходах регионального бюджета, который является получателем этих средств. При этом такая финансовая помощь не является собственным доходом регионального бюджета
Собственные доходы бюджетов субъектов Федерации от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами Федерации федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам на постоянной основе полностью или частично — в процентной доле, утверждаемой законодательными органами субъектов Российской Федерации на срок не менее трех лет. Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в федеральное налоговое законодательство.
Представительней орган власти субъекта Федерации имеет право вводить региональные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним и предоставлять налоговые льготы в пределах прав, предоставленных федеральным налоговым законодательством.
Законы субъекта Федерации о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции субъекта Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения бюджета на очередной финансовый год. Внесение изменений и дополнений в законодательство субъекта Федерации о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в бюджет на текущий финансовый год.
Органы исполнительной власти субъекта Федерации могут предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в соответствии с налоговым законодательством в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных бюджетом.
При отсутствии задолженности по бюджетным ссудам регионального бюджета перед федеральным бюджетом и соблюдении предельного размера бюджетного дефицита и размера государственного долга органы исполнительной власти также могут предоставлять отсрочки или рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в региональный бюджет в части суммы федерального налога или сбора, поступающей в бюджет субъекта Федерации.
С позиции управления целесообразно использовать классификацию доходов на постоянные и непостоянные доходы. Постоянные средства складываются из налогов и сборов, регулярно взимаемых в пользу субъекта Федерации, значительная часть поступлений от услуг региональных служб, арендная плата от использования имущества, рентные платежи за пользование недрами и природными ресурсами и др. К непостоянным средствам региона относятся заемные средства, доходы от продажи имущества и др.
В бюджете средства классифицируются на функциональные и инвестиционные поступления. Поступления, внесенные в функциональную часть бюджета, направляются на покрытие соответствующих расходов функциональной части бюджета. Превышение функциональных поступлений над функциональными расходами представляет собой самостоятельный источник доходов для инвестиционной части регионального бюджета. Собственно инвестиционные поступления бюджета представляют собой доходы, предназначенные для финансирования капитальных вложений.
Несмотря на большое число источников доходов их, однако, нельзя считать взаимозаменяемыми. По возможности для финансирования текущих расходов следует использовать налоги, поступления от платежей и лишь в отдельных случаях для капитальных затрат. Для капитальных затрат целесообразно использовать субсидии, займы. Налоги для финансирования капитальных затрат использовать нежелательно.
Долгосрочные займы целесообразно использовать для целей капитальных затрат региона. Это происходит потому, что капитальные затраты будут удовлетворять запросы населения в течение длительного времени, а погашение займа и выплата процентов по нему будут осуществляться из средств налогообложения также в течение длительного времени.
Использование займов для целей погашения текущих затрат нежелательно, так как подобная политика приводит к перекладыванию здравствующими гражданами бремени выплат на будущие поколения, которые, в отличие от них, уже не смогут воспользоваться благами этих займов.
Текущие налоги и платежи малопригодны для капитальных затрат с той точки зрения, что граждане будут вынуждены полностью взять на себя бремя расходов по услугам, преимуществами которых смогут воспользоваться только будущие поколения. Если при осуществлении капитальных затрат используется статья налогов и платежей, то объем этих расходов может быть слишком мал, поскольку население может не захотеть полностью оплачивать проекты, непосредственные преимущества от которых будут слишком малы.
Тем не менее, существуют случаи, когда займы являются приемлемым источником финансирования текущих расходов. Бюджетные расходы обычно производятся по достаточно стабильному графику в течение всего года, в то же время поток поступлений в региональный бюджет может быть менее регулярен и зависит от множества факторов. В целом в течение года следует или уравновешивать свои активы и пассивы на текущих счетах или иметь небольшое положительное сальдо для того, чтобы покрывать капитальные затраты. Поэтому краткосрочные займы, практикуемые региональными органами власти для компенсации нерегулярного поступления платежей, вполне оправданы.
Кроме того, время от времени органам власти приходится идти на непредвиденные расходы. Например, возмещение ущерба от стихийного бедствия, техногенной катастрофы и т.п. Подобные чрезвычайные расходы могут финансироваться за счет использования чрезвычайных способов. Конечно, с финансовой точки зрения оптимальным было бы финансирование чрезвычайных расходов за счет специально накопленных фондов, но в условиях постоянного бюджетного дефицита на практике данный способ не всегда оправдан.
Другим чрезвычайным источником может быть продажа имущества, принадлежащего субъекту Федерации, но с точки зрения эффективной региональной политики, данный способ может быть рекомендован только в том случае, если отчуждается высоколиквидное имущество или ценные бумаги, которые покупались специально с целью их дальнейшей перепродажи. Продажа же части региональной собственности с целью приобретения другого имущества нерациональна в том числе и потому, что срочная продажа недостаточно ликвидного имущества практически всегда осуществляется по цене ниже рыночной.
Если региональные органы власти не располагают возможностями по немедленному увеличению доходов, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность привлечь займ для покрытия непредвиденных расходов.
При использовании займов на эти или иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в региональном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры. Кроме того, большинство займов и кредитов выдается на жестких условиях соблюдения схемы погашения основного долга и регулярной уплаты процентов. Такие ограничения уменьшают возможности оперативного управления финансовыми потоками, так как вынуждают в первую очередь направлять доходы на выполнение обязательств перед кредиторами, а не перед населением.
www.bibliotekar.ru
ФНС в 2017 году увеличила налоговые поступления в консолидированный бюджет на 20%
Показатель достиг 17,3 трлн рублей
МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Федеральная налоговая служба (ФНС) за 2017 год перечислила в консолидированный бюджет страны 17,3 трлн рублей налоговых поступлений, что на 20% больше, чем в 2016 году. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Мишустин, выступая на заседании расширенной коллегии ФНС России.
«В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны — более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП», — сказал Мишустин. По его словам, в федеральный бюджет поступило — 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%.
Ненефтегазовые доходы обеспечили 60% прироста налоговых поступлений, отметил глава ФНС.
«Более половины, 60% прироста поступлений обеспечили ненефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль — 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС — 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%)», — информировал Мишустин.
По его словам, двузначные темпы роста также показали акцизы — 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги — 1,2 трлн рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ — 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.
Мишустин добавил, что прирост поступлений по ненефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП после снижения в 2015-2016 годах и законодательным изменениям. «Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды», — сообщил глава ведомства.
По информации ФНС, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за пять лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.
Внебюджетные фонды
За 2017 год ведомство перечислило во внебюджетные фонды РФ 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем годом ранее, отметил глава ФНС.
«Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда — 4,5 трлн рублей, что на 8,7% или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году», — сказал он.
По словам Мишустина, дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) — 27 млрд рублей.
При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентных пункта (п.п.) превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%), отметил глава ФНС. Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в том числе по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 п.п. (60 млрд рублей). «Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов», — сообщил Мишустин.
Также, по его словам, ФНС провела работу по урегулированию задолженности по страховым взносам — из 522 млрд рублей образовавшейся на 1 января 2017 года задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, урегулировано более 173 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности — 111 млрд рублей на начало 2018 года.
Этот долг не может быть взыскан в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета. «Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о ее списании. Задача службы на 2018 год — списать эту задолженность без участия налогоплательщиков — по информации, которую нам передадут фонды. Работу планируется завершить в мае 2018 года», — сказал Мишустин.
Процедуры банкротства
Компании в результате применения процедур банкротства в 2017 году перечислили в бюджет РФ 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году, добавил глава ФНС.
«Всего по итогам 2017 года при применении процедур банкротства компаниями перечислено в бюджет 101 млрд рублей, что на 35% больше, чем в 2016 году», — сказал Мишустин.
По его словам, служба усилила в 2017 году роль согласительных процедур, направленных на погашение задолженности в рассрочку для сохранение бизнеса, рабочих мест и деловой репутации налогоплательщика. По его словам, в 2017 году заключено 741 мировое соглашение, что на 19% больше, чем в 2016 году.
Поступления в бюджет в рамках мировых соглашений составили 4,2 млрд рублей и выросли по сравнению с 2016 годом более чем втрое, а по сравнению с 2015 годом — в 14,3 раза. Данный тренд продолжится и в 2018 году, считает Мишустин.
Судебные споры
Количество судебных споров между ФНС и бизнесом снизилось с 53 тыс. в 2013 году до 11 тыс. в 2017 году, сообщил руководитель ведомства.
«Снижение жалоб (по результатам выездных проверок — прим. ТАСС) способствует и снижению судебных споров с бизнесом — их количество в 2017 году по сравнению с 2013 годом снизилось почти в пять раз (с 53 [тыс.] до 11 тыс.), в том числе в 2017 году более чем на 9%», — сказал Мишустин.
По его словам, выездные проверки стали крайне редкой мерой со стороны налоговой службы. По итогам 2017 года количество выездных налоговых проверок снизилось на 23% (с 26 [тыс.] до 20 тыс.), всего за пять лет число выездных проверок снизилось более чем в два раза, сообщил глава ФНС. При этом, количество жалоб бизнеса по результатам выездных проверок в 2017 году снизилось на 11%, а за пять лет — более чем на 32% (с 10,2 [тыс.] до 7 тыс.).
По его словам, в 2017 году по результатам аналитической работы, в том числе благодаря работе АСК НДС, в бюджет дополнительно поступило 56 млрд рублей, что в два раза больше 2016 года.
Выручка по каждой кассе организаций и индивидуальных предпринимателей с момента ввода онлайн-ККТ (контрольно-кассовая техника) выросла в полтора раза, отметил Мишустин.
«Сегодня более 500 тыс. налогоплательщиков зарегистрировали 1,6 млн касс, что превышает дореформенный парк касс на 40%. Пробито 28 млрд чеков на сумму свыше 18,7 трлн рублей, включая НДС — более 1,6 трлн рублей. Ежедневно пробивается более 120 млн чеков. По разным подсчетам выручка по каждой кассе в 1,5 раза больше, чем была до реформы», — сказал он, отметив успешность проведенного первого этапа реформы ККТ.
Второй этап реформы, по словам главы ФНС, предусматривает переход на кассы организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере торговли и общепита на патентной системе и едином налоге на вмененный доход (применяющих наемный труд), что составляет порядка 1 млн касс. «Это очень чувствительная категория налогоплательщиков, так как ранее они не применяли кассовые аппараты. Задача службы на текущий год — обеспечить их планомерный и безболезненный переход на новую технологию ККТ», — подчеркнул Мишустин.
tass.ru
Налоговые поступления в бюджет региона растут
Налоговые поступления в бюджет региона растут
В 2017 году по всем направлениям налоговой политики отмечаются положительные тенденции. По мнению экспертов, самая важная из них – это увеличение общего объема налоговых поступлений. Так, в бюджет региона поступило 118 млрд руб. – на 26,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. «Более того, с 15,8 до 17,5% увеличилась доля доходов регионального бюджета в общем объеме поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации. Иными словами, темпы роста поступлений в бюджет округа опережают темпы роста поступлений в иные бюджеты», – сообщил руководитель управления Федеральной налоговой службы по автономному округу Павел Харченко.
Такое увеличение связано не только с изменением экономической ситуации, но и с повышением эффективности налогового администрирования и внедрением большего числа автоматизированных инструментов налогового контроля.
Структура налоговых доходов округа на 98,6%, или 116 304 млн руб., состоит из трех основных налогов: налога на имущество организаций (40,8%), налога на прибыль (36,2%), демонстрирующего наибольший темп роста (в сравнении с прошлым годом поступления по нему увеличились на 12 843 млн руб.) и налога на доходы физических лиц (21,6%). При этом на
1 октября план поступлений налога на прибыль выполнен на 105%.
Поступления налога на имущество организаций увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на
9 746 млн руб. Это связано с прекращением льготирования большой части имущества, а также с увеличением ставки по налогу, применяемой в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др.
Увеличение поступления НДФЛ произошло на 1 841 млн руб. Основную сумму его поступлений обеспечивают организации, занимающиеся добычей полезных ископаемых, а также организации строительной отрасли. Рост связан с увеличением реальной заработной платы на 7,6%.
Свою роль также сыграло взыскание свыше 56 млн руб. с организаций, находящихся в стадии банкротства. Не секрет, что сегодня механизм банкротства становится у недобросовестных налогоплательщиков способом уклонения от уплаты налогов (в среднем их насчитывается порядка 250 в год). Изменение законодательства в этой сфере, судебной практики, а также действия налоговых органов позволили увеличить привлечение налогов от предприятий, предпринимающих попытку или уже находящихся в стадии банкротства. Так, за прошлый год поступления от должников на территории округа увеличились в 3 раза, а в целом по России – в 2,5 раза.
Проанализированные показатели работы налоговых органов Ямала позволяют надеяться на выполнение в текущем году плана доходной части окружного бюджета.
gubweek.ru
Поступления налогов в региональный бюджет
По всем вопросам, связанным с работой в системе Science Index, обращайтесь, пожалуйста, в службу поддержки:
В статье рассматриваются вопросы, связанные с необходимостью наполнения региональных и местных бюджетов собственными доходными источниками. Проанализированы проблемы выпадающих доходов бюджетов, связанных с неоправданным количеством налоговых льгот. Дано понятие «неоправданная налоговая выгода». Представлены рекомендации по укреплению доходной базы региональных и местных бюджетов с помощью реформирования налоговых механизмов ряда налогов с целью повышения их эффективности, а также по введению торгового и курортного сборов.
‘> Входит в РИНЦ ® : да
‘> Цитирований в РИНЦ ® : 14
‘> Входит в ядро РИНЦ ® : нет
‘> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
‘> Норм. цитируемость по журналу: 2,124
‘> Импакт-фактор журнала в РИНЦ: 1,263
‘> Норм. цитируемость по направлению: 6,779
‘> Дециль в рейтинге по направлению: 1
‘> Тематическое направление: Economics and business
‘> Просмотров: 337 (50)
‘> Загрузок: 194 (65)
‘> Включено в подборки: 59
‘> Всего отзывов: 0
The article considers the questions connected with the need of regional and local budgets to eliminate the budget deficit using their own profitable sources. The author analyses the problems of the budget shortfall in income related to the number of unjustified tax privileges and offers the definition of the term “unjustified tax benefit”. Moreover, the article provides recommendations for strengthening the revenue base of regional and local budgets with the help of several tax reform mechanisms in order to increase their efficiency, as well as the introduction of commercial and resort fees.
elibrary.ru