Математические функции пособия

Логопед в Зеленограде

Профессиональная логопедическая помощь

Плюсы работы с «Логопед — Проф»:

  • Вы получаете профессиональные консультации специалиста
  • Качественные логопедические услуги детям и взрослым
  • Мы являемся экспертами в области устранения дизартрии, заикания, дисграфии, дислексии, афазии и системных нарушений речи,проблем с постановкой звука.
  • Доступные цены
  • Гарантированный результат
  • Если Ваш ребенок не говорит, не произносит или искажает звуки, пишет с ошибками, плохо читает, заикается — не отчаивайтесь!

    Нашими логопедами-дефектологами ведется успешная работа по устранению

    нарушений устной речи:

    дизартрии, дислексии, алалии, заикания, ринолалии, брадилалии, тахилалии, афазии

    и нарушений письменной речи:

    дисграфии и дислексии.

    Позвоните в «Логопед-Проф»!

    Мы научим говорить!

    Дефектолог в г . Зеленограде .

    В Центре коррекционной педагогики «Логопед — Проф» каждый специалист-логопед имеет, как правило, несколько высших образований (дефектологическое, психологическое), позволяющие с успехом устранять речевые нарушения и корректировать высшие психические функции у детей и взрослых: память, внимание, мышление, восприятие. Но для наиболее углубленной коррекции интеллектуальных функций мы рекомендуем выбирать комплексные занятия с дефектологом, который составит поэтапную систему занятий в соответствии с возрастом вашего ребенка, имеющимся отставанием в развитии его высших психических функций.

    Дефектолог — специалист изучающий и устраняющий проблемы психофизического развития, обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, минимальной мозговой дисфункцией, нарушением эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, умственной отсталостью и аутизмом.

    Дефектологи Центра коррекционной педагогики «Логопед-проф»в г. Зеленограде работают с широким спектром нарушений высших психических функций и психофизического развития.

    Наши дефектологи успешно корректируют и развивают познавательные и эмоционально-волевые процессы у детей

  • с минимальной мозговой дисфункцией,
  • с задержкой психического развития,
  • с умственной отсталостью,
  • с детским церебральным параличом,
  • с ранним детским аутизмом,
  • синдромом дефицита внимания
  • синдромом Дауна
  • с нарушением зрения.
  • Дефектологи — профессионалы проводят индивидуальные и подгрупповые занятия (до 4-х человек), которые направлены на формирование процессов внимания, восприятия, памяти , всех видов мышления, коррекцию двигательной сферы и поведения.

    Опытные дефектологи г. Зеленограда научат Вашего ребенка стремиться к успеху и помогут достичь непокоренных вершин!

    Нейропсихолог в г . Зеленограде .

    Нейропсихология занимается исследованием функционального состояния головного мозга и его отдельных структур.

    Нейропсихолог — специалист диагностирующий состояние центральной нервной системы ребенка, выявляющий незрелые зоны мозга или определяющий очаг поражения нарушенных психических функций. По результатам функциональной диагностики специалист дает прогноз о дальнейшем развитии ребенка, о возможных проблемах в обучении вероятных в будущем. С помощью специальных упражнений нейропсихолог «будит» «спящие» или «заставляет» работать поврежденные клетки головного мозга, что ведет к формированию нарушенной функции.

    Нейропсихологи Центра коррекционной педагогики «Логопед-проф» владеют знаниями неврологии и клинической психологии. Строят занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования головного мозга, выявленных на нейропсихологической диагностике, учитывая неравномерность развития, отставание формирования психических функций обследованного малыша.

    Наши нейропсихологи работают с детьми раннего дошкольного, дошкольного, младшего и старшего школьного возраста.

    Нейропсихологическая коррекция необходима:

    • школьникам, испытывающим трудности в обучении,
    • детям дошкольного возраста отстающим в психо-моторном развитии,
    • детям с нарушенными психическими функциями (вниманием, восприятием, мышлением, памятью, речью (устная, чтение, письмо),
  • детям с нарушением эмоционально-волевой сферы (трудности коммуникации, агрессия, стеснительность, неусидчивость, ночные страхи, капризы и др.)
  • левшам, испытывающим трудности в обучении,
    • одаренным детям, имеющим недостатки формирования эмоционально-волевой сферы(нарушение коммуникации, повышенная возбудимость и др.) и отдельных психических функций.
    • Нейропсихологи «Логопед-Проф» решают проблемы детей с ДЦП, РДА, ЗПР, ММД, ЗПР, УО и левшей.

      Обратившись к нам, вы получаете помощь профессионалов, работающих на результат!

      В нашем центре мы успешно проводим коррекционно-развивающие занятия, позволяющие детям в игровой форме овладеть чтение, счетом и начальными навыками письма с 4-х до 7-ми лет. Талантливый педагог, имеющий опыт 6-летней работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, владеющий современными методами раннего коррекционно-развивающего обучения математическим представлениям и грамоте, проводит увлекательные познавательные занятия по психологической подготовке к школе.

      Обучение проводятся два раза в неделю в мини группах до 8-ми человек. Наше занятие длиться 60 минут и состоит из двух блоков по 30 минут каждое. Между ними динамическая пауза — 5 минут, где ребенок может поиграть, сходить в туалет, попить водички.

      Мы создаем комфортные условия для занятий по подготовке к школе, это значит учитываем возможности ребенка, чередуем коррекционно-развивающую и игровую, устную и письменную деятельность, готовим руку ребенка к письму- развиваем мелкую моторику, используя штриховку, обводку; пальчиковую гимнастику, оформленную в виде увлекательных стишков; письмо « без следа» (обратной стороной ручки), «прописывание» букв в воздухе, а также включаем в занятие много других разнообразных занимательных заданий.

      На занятиях по психологической подготовке к школе мы:

      познакомим ребенка со звуками, буквами, научим выделять конкретный звук и его место в слове;

      познакомим с понятиями»слово», «предложение», научим записывать языковые единицы,

      научим самостоятельно различать предмет, признак предмета, действие предмета;

      обучим составлять предложения по сюжетным картинкам;

      разовьем способность к языковому анализу и синтезу;

      и обязательно научим читать!

      Кроме того, малыши узнают, что такое синонимы и антонимы; научатся писать первые в своей жизни диктанты, то есть «записывать» ( зарисовывать ) схемы предложения на слух; научатся правильно задавать вопросы к словам, что значительно облегчит обучение в школе.

      К моменту поступления в школу у ребенка должны быть сформированы элементарные математические представления. В этом нам помогут пособия Л.Г. Петерсон и других известных авторов.

      Дети познакомятся с цифрами, количественным и порядковым значением чисел, основными математическими знаками, научатся вычислять простые примеры на сложение и вычитание, решать простые математические и логические задачи на сообразительность. Поймут, что в задаче всегда есть условие, вопрос, решение и ответ. Научатся выполнять графические узоры по клеточкам, писать графические диктанты. Все занятия будут проходить в доступной, игровой форме.

      Пусть ребенок почувствует, что заниматься можно с увлечением! Учение – это радость маленьких открытий!

      Развитие и коррекция мелкой моторики детей в г.Зеленограде.

      Специально для детей, чьи пальчики недостаточно ловки, чтобы рисовать, писать ровно и красиво, для тех, кто хочет научиться с легкостью пользоваться умением вырезания, складывания из бумаги, виртуозно использовать средства художественного воплощения и конечно же создавать маленькие шедевры педагоги центра пороводят увлекательные занятия по АРТ-терапии!

      Занятия «Развитие мелкой моторики методами изо-деятельности и арт терапии» имеют коррекционную направленность и доступны детям с ЗПР, минимальной мозговой дисфункцией, ДЦП, дефицитом внимания и гиперактивностью.

      Количество занятий в неделю: 1.

      Продолжительность занятия: 50 минут (аппликация — разминка — рисунок).

      Возраст учащихся: дети от 3 — 7 (дифференцированные группы).

      Количество учащихся в группе: 4 человека.

      Каждое занятие включает в себя три вида работы: 1 вид — выполнение изображения методом аппликации (традиционная, отрывная, из ваты, природных материалов, пластилинография) –20- 25 минут; 2 вид — пальчиковая гимнастика, игры на развитие произвольного внимания — 5 минут; 3 вид — выполнение рисунка (акварель, гуашь, пастель) -20- 25 минут.

      Во время занятий дети учатся:

      — регулировать силу мышечных усилий пальцев рук, согласовывать движения пальцев рук, развивать ручную умелость и зрительно-моторную координацию, координацию движений обеих рук, точность движений, умение поворачивать кисть руки в разном направлении, двигательную ловкость;

      — определять форму и величину — употреблять пространственные предлоги «на», «под», «около», «над», «слева», «справа», «между»;

      — сгибать бумагу, резать бумагу, вырезать предметы по контуру, вырезать симметричные формы из бумаги, сложенной в двое, рвать бумагу, приклеивать бумагу жидким и твердым клеем, наносить пластилин на бумагу, копировать изображение с использованием трафарета;

      — набирать краску на кисть, пользоваться «тычком», рисовать ватной палочкой, фломастером, кистью различного размера, пользоваться акварелью, гуашью, пастелью, наносить изображение на мокрую и сухую бумагу.

      Работа по программе «Развитие мелкой моторики методами изо-деятельности и арт-терапии» позволяет закрепить названия цветов и их оттенков, формирует умение их сочетать, красиво располагать изображение на бумаге.

      Каждое занятие имеет свою тему, которая отражается в блоках урока (аппликации, разминке, рисунке). Для создания творческой атмосферы, развития эмоционального восприятия — используется «фоновое» прослушивание классических музыкальных произведений, также связанных с темой занятия.

      Раннее интеллектуальное развитие в г.Зеленограде.

      Группа раннего интеллектуального развития «Умный малыш».

      Увлекательные занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3,5 лет! Развивающий курс «Умный малыш» построен с опорой на ведущую деятельность ребенка этого возраста — игровую. В ходе занятий ребенок знакомится с различными цветами, геометрическими формами, окружающим миром, буквами и цифрами.

      Для детей данного возраста важным является опора на собственный чувственный опыт. Именно поэтому на наших занятиях используются яркие дидактические материалы, развивающие у ребенка ориентацию в цветовых различиях, отличие предметов по форме, величине и весу. Особое внимание уделяется развитию общей и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия. Используются различные пальчиковые гимнастики, игры, массаж, шнуровки.

      Важной особенностью наших занятий является наличие огромного количества разнообразных материалов: шнуровок, картинок, игрушек, музыкальных инструментов и др. Постоянное переключение и смена деятельности не дадут вашему малышу заскучать!

      Обязательным элементом на наших занятиях является творчество. Ребенок учится создавать произведение, используя арт-материалы: пластилин, краски, бумагу, ленты, соленое тесто и многое другое. Таким образом наши занятия будут являться комплексными, направленными на полноценное развитие ребенка, его познавательной деятельности.

      Дети до 2,5 лет на занятии присутствуют в сопровождении взрослого, учатся вместе выполнять задания, находить верные решения и вместе радуются своим успехам.

      Занятия проходят 2 раза в неделю. Продолжительность — 50 мин.

      Развитие связной речи в г. Зеленограде.

      «В гостях у сказки».

      Уникальный курс по развитию лексико-грамматического строя речи у детей 3,5 — 7лет.

      Основной задачей наших занятий является развитие речи ребенка. Детям зачастую бывает сложно правильно и грамотно построить свое высказывание, описать ту или иную ситуацию. В нашем центре «Логопед-проф» ребенок погрузится в удивительный и волшебный мир сказок, персонажи которых помогут и научат рассказывать, правильно отвечать на вопросы, вести диалоги.

      Курс «В гостях у сказки» направлена на развитие связной речи, обогащение словарного запаса, формирование навыков словообразования, словоизменения и согласования. На каждом занятии ребенок будет знакомиться с новой сказкой, выполнять задания, которые будут придумывать персонажи. Например, найти спрятанный клад, разгадать карту сокровищ, расшифровать послание, исправить ошибки и многое другое. В занятия включены элементы театрализованной деятельности, способствующие не только развитию связной речи, но и эмоционально — волевой регуляции. Конечно мы не забываем и о необходимости развития других интеллектуальных процессов, таких как внимание, память, восприятие. На каждом занятии будет уделяться внимание развитию мелкой моторики.

      Курс «В гостях у сказки» ведет логопед. Занятия проходят 1 раз в неделю. Продолжительность — 45 минут. Группы формируются по возрасту и уровню развития речевой функции.

      «Вы можете воспользоваться нашими услугами в Москве, Химках и Солнечногрске.»

      logoped-prof.ru

      Математические функции пособия

      Итак, состоянием системы называется совокупность существенных свойств, которыми система обладает в каждый момент времени.

      Под свойством понимают сторону объекта, обуславливающую его отличие от других объектов или сходство с ними и проявляющуюся при взаимодействии с другими объектами.

      Характеристика — то, что отражает некоторое свойство системы.

      Какие свойства систем известны.

      Из определения «системы» следует, что главным свойством системы является целостность, единство, достигаемое посредством определенных взаимосвязей и взаимодействий элементов системы и проявляющиеся в возникновении новых свойств, которыми элементы системы не обладают. Это свойство эмерджентности (от анг. emerge — возникать, появляться).

    • Эмерджентность — степень несводимости свойств системы к свойствам элементов, из которых она состоит.
    • Эмерджентность — свойство систем, обусловливающее появление новых свойств и качеств, не присущих элементам, входящих в состав системы.
    • Эмерджентность — принцип противоположный редукционизму, который утверждает, что целое можно изучать, расчленив его на части и затем, определяя их свойства, определить свойства целого.

      Свойству эмерджентности близко свойство целостности системы. Однако их нельзя отождествлять.

      Целостность системы означает, что каждый элемент системы вносит вклад в реализацию целевой функции системы.

      Целостность и эмерджентность — интегративные свойства системы.

      Наличие интегративных свойств является одной из важнейших черт системы. Целостность проявляется в том, что система обладает собственной закономерностью функциональности, собственной целью.

      Организованность — сложное свойство систем, заключающиеся в наличие структуры и функционирования (поведения). Непременной принадлежностью систем является их компоненты, именно те структурные образования, из которых состоит целое и без чего оно не возможно.

      Функциональность — это проявление определенных свойств (функций) при взаимодействии с внешней средой. Здесь же определяется цель (назначение системы) как желаемый конечный результат.

      Структурность — это упорядоченность системы, определенный набор и расположение элементов со связями между ними. Между функцией и структурой системы существует взаимосвязь, как между философскими категориями содержанием и формой. Изменение содержания (функций) влечет за собой изменение формы (структуры), но и наоборот.

      Важным свойством системы является наличие поведения — действия, изменений, функционирования и т.д.

      Считается, что это поведение системы связано со средой (окружающей), т.е. с другими системами с которыми она входит в контакт или вступает в определенные взаимоотношения.

      Процесс целенаправленного изменения во времени состояния системы называется поведением. В отличие от управления, когда изменение состояния системы достигается за счет внешних воздействий, поведение реализуется исключительно самой системой, исходя из собственных целей.

      Поведение каждой системы объясняется структурой систем низшего порядка, из которых состоит данная система, и наличием признаков равновесия (гомеостаза). В соответствии с признаком равновесия система имеет определенное состояние (состояния), которое являются для нее предпочтительным. Поэтому поведение систем описывается в терминах восстановления этих состояний, когда они нарушаются в результате изменения окружающей среды.

      Еще одним свойством является свойство роста (развития). Развитие можно рассматривать как составляющую часть поведения (при этом важнейшим).

      Одним из первичных, а, следовательно, основополагающих атрибутов системного подхода является недопустимость рассмотрения объекта вне его развития, под которым понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. В результате возникает новое качество или состояние объекта. Отождествление (может быть и не совсем строгое) терминов «развитие» и «движение» позволяет выразиться в таком смысле, что вне развития немыслимо существование материи, в данном случае — системы. Наивно представлять себе развитие, происходящее стихийно. В неоглядном множестве процессов, кажущихся на первый взгляд чем-то вроде броуновского (случайного, хаотичного) движения, при пристальном внимании и изучении вначале как бы проявляются контуры тенденций, а затем и довольно устойчивые закономерности. Эти закономерности по природе своей действуют объективно, т.е. не зависят от того, желаем ли мы их проявления или нет. Незнание законов и закономерностей развития — это блуждание в потемках.

      Кто не знает, в какую гавань он плывет, для того нет попутного ветра

      Поведение системы определяется характером реакции на внешние воздействия.

      Фундаментальным свойством систем является устойчивость, т.е. способность системы противостоять внешним возмущающим воздействиям. От нее зависит продолжительность жизни системы.

      Простые системы имеют пассивные формы устойчивости: прочность, сбалансированность, регулируемость, гомеостаз. А для сложных определяющими являются активные формы: надежность, живучесть и адаптируемость.

      Если перечисленные формы устойчивости простых систем (кроме прочности) касается их поведения, то определяющая форма устойчивости сложных систем носят в основном структурный характер.

      Надежность — свойство сохранения структуры систем, несмотря на гибель отдельных ее элементов с помощью их замены или дублирования, а живучесть — как активное подавление вредных качеств. Таким образом, надежность является более пассивной формой, чем живучесть.

      Адаптируемость — свойство изменять поведение или структуру с целью сохранения, улучшения или приобретение новых качеств в условиях изменения внешней среды. Обязательным условием возможности адаптации является наличие обратных связей.

      Всякая реальная система существует в среде. Связь между ними бывает настолько тесной, что определять границу между ними становится сложно. Поэтому выделение системы из среды связано с той или иной степенью идеализации.

      Можно выделить два аспекта взаимодействия:

    • во многих случаях принимает характер обмена между системой и средой (веществом, энергией, информацией);
    • среда обычно является источником неопределенности для систем.
    • Воздействие среды может быть пассивным либо активным (антогонистическим, целенаправленно противодействующее системе).

      Поэтому в общем случае среду следует рассматривать не только безразличную, но и антогонистическую по отношению к исследуемой системе.

      Классификация систем

      Рис. — Классификация систем

      Классификацией называется разбиение на классы по наиболее существенным признакам. Под классом понимается совокупность объектов, обладающие некоторыми признаками общности. Признак (или совокупность признаков) является основанием (критерием) классификации.

      Система может быть охарактеризована одним или несколькими признаками и соответственно ей может быть найдено место в различных классификациях, каждая из которых может быть полезной при выборе методологии исследования. Обычно цель классификации ограничить выбор подходов к отображению систем, выработать язык описания, подходящий для соответствующего класса.

      По содержанию различают реальные (материальные), объективно существующие, и абстрактные (концептуальные, идеальные), являющиеся продуктом мышления.

      Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).

      Естественные системы: системы неживой (физические, химические) и живой (биологические) природы.

      Искусственные системы: создаются человечеством для своих нужд или образуются в результате целенаправленных усилий.

      Искусственные делятся на технические (технико-экономические) и социальные (общественные).

      Техническая система спроектирована и изготовлена человеком в определенных целях.

      К социальным системам относятся различные системы человеческого общества.

      Выделение систем, состоящих из одних только технических устройств почти всегда условно, поскольку они не способны вырабатывать свое состояние. Эти системы выступают как части более крупных, включающие людей — организационно-технических систем.

      Организационная система, для эффективного функционирование которой существенным фактором является способ организации взаимодействия людей с технической подсистемой, называется человеко-машинной системой.

      Примеры человеко-машинных систем: автомобиль — водитель; самолет — летчик; ЭВМ — пользователь и т.д.

      Таким образом, под техническими системами понимают единую конструктивную совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих объектов, предназначенная для целенаправленных действий с задачей достижения в процессе функционирования заданного результата.

      Отличительными признаками технических систем по сравнению с произвольной совокупностью объектов или по сравнению с отдельными элементами является конструктивность (практическая осуществляемость отношений между элементами), ориентированность и взаимосвязанность составных элементов и целенаправленность.

      Для того чтобы система была устойчивой к воздействию внешних влияний, она должна иметь устойчивую структуру. Выбор структуры практически определяет технический облик как всей системы, так ее подсистем, и элементов. Вопрос о целесообразности применения той или иной структуры должен решаться исходя из конкретного назначения системы. От структуры зависит также способность системы к перераспределению функций в случае полного или частичного отхода отдельных элементов, а, следовательно, надежность и живучесть системы при заданных характеристиках ее элементов.

      Абстрактные системы являются результатом отражения действительности (реальных систем) в мозге человека.

      Их настроение — необходимая ступень обеспечения эффективного взаимодействия человека с окружающим миром. Абстрактные (идеальные) системы объективны по источнику происхождения, поскольку их первоисточником является объективно существующая действительность.

      Абстрактные системы разделяют на системы непосредственного отображения (отражающие определенные аспекты реальных систем) и системы генерализирующего (обобщающего) отображения. К первым относятся математические и эвристические модели, а ко вторым — концептуальные системы (теории методологического построения) и языки.

      На основе понятия внешней среды системы разделяются на: открытые, закрытые (замкнутые, изолированные) и комбинированные. Деление систем на открытые и закрытые связано с их характерными признаками: возможность сохранения свойств при наличии внешних воздействий. Если система нечувствительна к внешним воздействиям ее можно считать закрытой. В противном случае — открытой.

      Открытой называется система, которая взаимодействует с окружающей средой. Все реальные системы являются открытыми. Открытая система является частью более общей системы или нескольких систем. Если вычленить из этого образования собственно рассматриваемую систему, то оставшаяся часть — ее среда.

      Открытая система связана со средой определенными коммуникациями, то есть сетью внешних связей системы. Выделение внешних связей и описание механизмов взаимодействия «система-среда» является центральной задачей теории открытых систем. Рассмотрение открытых систем позволяет расширить понятие структуры системы. Для открытых систем оно включает не только внутренние связи между элементами, но и внешние связи со средой. При описании структуры внешние коммуникационные каналы стараются разделить на входные (по которым среда воздействует на систему) и выходные (наоборот). Совокупность элементов этих каналов, принадлежащих собственной системе называются входными и выходными полюсами системы. У открытых систем, по крайней мере, один элемент имеет связь с внешней средой, по меньшей мере, один входной полюс и один выходной, которыми она связана с внешней средой.

      Для каждой системы связи со всеми подчиненными ей подсистемами и между последним, являются внутренними, а все остальные — внешними. Связи между системами и внешней средой также, как и между элементами системы, носят, как правило, направленный характер.

      Важно подчеркнуть, что в любой реальной системе в силу законов диалектики о всеобщей связи явлений число всех взаимосвязей огромно, так что учесть и исследования абсолютно все связи невозможно, поэтому их число искусственно ограничивают. Вместе с тем, учитывать все возможные связи нецелесообразно, так как среди них есть много несущественных, практически не влияющих на функционирование системы и количество полученных решений (с точки зрения решаемых задач). Если изменение характеристик связи, ее исключение (полный разрыв) приводят к значительному ухудшению работы системы, снижению эффективности, то такая связь — существенна. Одна из важнейших задач исследователя — выделить существенные для рассмотрения системы в условиях решаемой задачи связи и отделить их от несущественных. В связи с тем, что входные и выходные полюса системы не всегда удается четко выделить, приходится прибегать к определенной идеализации действий. Наибольшая идеализация имеет место при рассмотрении закрытой системы.

      Закрытой называется система, которая не взаимодействует со средой или взаимодействует со средой строго определенным образом. В первом случае предполагается, что система не имеет входных полюсов, а во втором, что входные полюса есть, но воздействие среды носит неизменный характер и полностью (заранее) известно. Очевидно, что при последнем предположении указанные воздействия могут быть отнесены собственно к системе, и ее можно рассматривать, как закрытую. Для закрытой системы, любой ее элемент имеет связи только с элементами самой системы.

      Разумеется, закрытые системы представляют собой некоторую абстракцию реальной ситуации, так как, строго говоря, изолированных систем не существует. Однако, очевидно, что упрощение описания системы, заключаются в отказе от внешних связей, может привести к полезным результатам, упростить исследование системы. Все реальные системы тесно или слабо связаны с внешней средой — открытые. Если временный разрыв или изменение характерных внешних связей не вызывает отклонения в функционировании системы сверх установленных заранее пределов, то система связана с внешней средой слабо. В противном случае — тесно.

      Комбинированные системы содержат открытые и закрытые подсистемы. Наличие комбинированных систем свидетельствует о сложной комбинации открытой и закрытой подсистем.

      В зависимости от структуры и пространственно-временных свойств системы делятся на простые, сложные и большие.

      Простые — системы, не имеющие разветвленных структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов. Такие элементы служат для выполнения простейших функций, в них нельзя выделить иерархические уровни. Отличительной особенностью простых систем является детерминированность (четкая определенность) номенклатуры, числа элементов и связей как внутри системы, так и со средой.

      Сложные — характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций. Компоненты сложных систем могут рассматриваться как подсистемы, каждая из которых может быть детализирована еще более простыми подсистемами и т.д. до тех пор, пока не будет получен элемент.

      Определение N1: система называется сложной (с гносеологических позиций), если ее познание требует совместного привлечения многих моделей теорий, а в некоторых случаях многих научных дисциплин, а также учета неопределенности вероятностного и невероятностного характера. Наиболее характерным проявлением этого определения является многомодельность.

      Модель — некоторая система, исследование которой служит средством для получения информации о другой системе. Это описание систем (математическое, вербальное и т.д.) отображающее определенную группу ее свойств.

      Определение N2: систему называют сложной если в реальной действительности рельефно (существенно) проявляются признаки ее сложности. А именно:

      1. структурная сложность — определяется по числу элементов системы, числу и разнообразию типов связей между ними, количеству иерархических уровней и общему числу подсистем системы. Основными типами считаются следующие виды связей: структурные (в том числе, иерархические), функциональные, каузальные (причинно-следственные), информационные, пространственно-временные;
      2. сложность функционирования (поведения) — определяется характеристиками множества состояний, правилами перехода из состояния в состояние, воздействие системы на среду и среды на систему, степенью неопределенности перечисленных характеристик и правил;
      3. сложность выбора поведения — в многоальтернативных ситуациях, когда выбор поведения определяется целью системы, гибкостью реакций на заранее неизвестные воздействия среды;
      4. сложность развития — определяемая характеристиками эволюционных или скачкообразных процессов.

      Естественно, что все признаки рассматриваются во взаимосвязи. Иерархическое построение — характерный признак сложных систем, при этом уровни иерархии могут быть как однородные, так и неоднородные. Для сложных систем присущи такие факторы, как невозможность предсказать их поведение, то есть слабо предсказуемость, их скрытность, разнообразные состояния.

      Сложные системы можно подразделить на следующие факторные подсистемы:

    • решающую, которая принимает глобальные решения во взаимодействии с внешней средой и распределяет локальные задания между всеми другим подсистемами;
    • информационную, которая обеспечивает сбор, переработку и передачу информации, необходимой для принятия глобальных решений и выполнения локальны задач;
    • управляющую для реализации глобальных решений;
    • гомеостазную, поддерживающую динамическое равновесие внутри систем и регулирующую потоки энергии и вещества в подсистемах;
    • адаптивную, накапливающую опыт в процессе обучения для улучшения структуры и функций системы.
    • Большой системой называют систему, ненаблюдаемую одновременно с позиции одного наблюдателя во времени или в пространстве, для которой существенен пространственный фактор, число подсистем которой очень велико, а состав разнороден.

      Система может быть и большой и сложной. Сложные системы объединяет более обширную группу систем, то есть большие — подкласс сложных систем.

      Основополагающими при анализе и синтезе больших и сложных систем являются процедуры декомпозиции и агрегирования.

      Декомпозиция — разделение систем на части, с последующим самостоятельным рассмотрением отдельных частей.

      Очевидно, что декомпозиция представляют собой понятие, связанное с моделью, так как сама система не может быть расчленена без нарушений свойств. На уровне моделирования, разрозненные связи заменятся соответственно эквивалентами, либо модели систем строится так, что разложение ее на отдельные части при этом оказывается естественным.

      Применительно к большим и сложным системам декомпозиция является мощным инструментом исследования.

      Агрегирование является понятием, противоположным декомпозиции. В процессе исследования возникает необходимость объединения элементов системы с целью рассмотреть ее с более общих позиций.

      Декомпозиция и агрегирование представляют собой две противоположные стороны подхода к рассмотрению больших и сложных систем, применяемые в диалектическом единстве.

      Системы, для которых состояние системы однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени, называются детерминированными.

      Стохастические системы — системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

      По степени организованности: хорошо организованные, плохо организованные (диффузные).

      Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организованной системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты. Проблемная ситуация может быть описана в виде математического выражения. Решение задачи при представлении ее в виде хорошо организованной системы осуществляется аналитическими методами формализованного представления системы.

      Примеры хорошо организованных систем: солнечная система, описывающая наиболее существенные закономерности движения планет вокруг Солнца; отображение атома в виде планетарной системы, состоящей из ядра и электронов; описание работы сложного электронного устройства с помощью системы уравнений, учитывающей особенности условий его работы (наличие шумов, нестабильности источников питания и т. п.).

      Описание объекта в виде хорошо организованной системы применяется в тех случаях, когда можно предложить детерминированное описание и экспериментально доказать правомерность его применения, адекватность модели реальному процессу. Попытки применить класс хорошо организованных систем для представления сложных многокомпонентных объектов или многокритериальных задач плохо удаются: они требуют недопустимо больших затрат времени, практически нереализуемы и неадекватны применяемым моделям.

      Плохо организованные системы. При представлении объекта в виде плохо организованной или диффузной системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а на основе определенной с помощью некоторых правил выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс. На основе такого выборочного исследования получают характеристики или закономерности (статистические, экономические) и распространяют их на всю систему в целом. При этом делаются соответствующие оговорки. Например, при получении статистических закономерностей их распространяют на поведение всей системы с некоторой доверительной вероятностью.

      Подход к отображению объектов в виде диффузных систем широко применяется при: описании систем массового обслуживания, определении численности штатов на предприятиях и учреждениях, исследовании документальных потоков информации в системах управления и т. д.

      С точки зрения характера функций различаются специальные, многофункциональные, и универсальные системы.

      Для специальных систем характерна единственность назначения и узкая профессиональная специализация обслуживающего персонала (сравнительно несложная).

      Многофункциональные системы позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций. Пример: производственная система, обеспечивающая выпуск различной продукции в пределах определенной номенклатуры.

      Для универсальных систем: реализуется множество действий на одной и той же структуре, однако состав функций по виду и количеству менее однороден (менее определен ). Например, комбайн.

      По характеру развития 2 класса систем: стабильные и развивающиеся.

      У стабильной системы структура и функции практически не изменяются в течение всего периода ее существования и, как правило, качество функционирования стабильных систем по мере изнашивания их элементов только ухудшается. Восстановительные мероприятия обычно могут лишь снизить темп ухудшения.

      Отличной особенностью развивающихся систем является то, что с течением времени их структура и функции приобретают существенные изменения. Функции системы более постоянны, хотя часто и они видоизменяются. Практически неизменными остается лишь их назначение. Развивающиеся системы имеют более высокую сложность.

      В порядке усложнения поведения: автоматические, решающие, самоорганизующиеся, предвидящие, превращающиеся.

      Автоматические: однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий, внутренняя их организация приспособлена к переходу в равновесное состояние при выводе из него (гомеостаз).

      Решающие: имеют постоянные критерии различения их постоянной реакции на широкие классы внешних воздействий. Постоянство внутренней структуры поддерживается заменой вышедших из строя элементов.

      Самоорганизующиеся: имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия. Устойчивость внутренней структуры высших форм таких систем обеспечивается постоянным самовоспроизводством.

      Самоорганизующиеся системы обладают признаками диффузных систем: стохастичностью поведения, нестационарностью отдельных параметров и процессов. К этому добавляются такие признаки, как непредсказуемость поведения; способность адаптироваться к изменяющимся условиям среды, изменять структуру при взаимодействии системы со средой, сохраняя при этом свойства целостности; способность формировать возможные варианты поведения и выбирать из них наилучший и др. Иногда этот класс разбивают на подклассы, выделяя адаптивные или самоприспосабливающиеся системы, самовосстанавливающиеся, самовоспроизводящиеся и другие подклассы, соответствующие различным свойствам развивающихся систем.

      Примеры: биологические организации, коллективное поведение людей, организация управления на уровне предприятия, отрасли, государства в целом, т.е. в тех системах, где обязательно имеется человеческий фактор.

      Если устойчивость по своей сложности начинает превосходить сложные воздействия внешнего мира — это предвидящие системы: она может предвидеть дальнейший ход взаимодействия.

      Превращающиеся — это воображаемые сложные системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.

      Систему можно разделить на виды по признакам структуры их построения и значимости той роли, которую играют в них отдельные составные части в сравнение с ролями других частей.

      В некоторых системах одной из частей может принадлежать доминирующая роль (ее значимость >> (символ отношения «значительного превосходства») значимость других частей). Такой компонент — будет выступать как центральный, определяющий функционирование всей системы. Такие системы называют централизованными.

      В других системах все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы. Структурно они расположены не вокруг некоторого централизованного компонента, а взаимосвязаны последовательно или параллельно и имеют примерно одинаковые значения для функционирования системы. Это децентрализованные системы.

      Системы можно классифицировать по назначению. Среди технических и организационных систем выделяют: производящие, управляющие, обслуживающие.

      В производящих системах реализуются процессы получения некоторых продуктов или услуг. Они в свою очередь делятся на вещественно-энергетические, в которых осуществляется преобразование природной среды или сырья в конечный продукт вещественной или энергетической природы, либо транспортирование такого рода продуктов; и информационные — для сбора, передачи и преобразования информации и предоставление информационных услуг.

      Назначение управляющих систем — организация и управление вещественно-энергетическими и информационными процессами.

      Обслуживающие системы занимаются поддержкой заданных пределов работоспособности производящих и управляющих систем.

      victor-safronov.ru

    Популярное:

    • Какая проводка штраф пфр Как создать резерв на оплату отпуска. Формирование резерва на оплату отпуска По окончании каждого налогового периода предприятия подготавливают годовую декларацию по налогу на прибыль. По статье 289 (пункту 4) НК ее предоставление […]
    • Правила пешеходов для детей презентация Презентация "Правила для пешеходов и пассажиров" Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице. Есть […]
    • Записи видеонаблюдения в суде системы видеонаблюдения под ключ оборудование на тест под заказ со скидкой оборудование срок службы 5+ лет Специальное предложение! Что дает вам видеонаблюдение Если кто-то попытается повредить имущество или совершить кражу, то камеры […]
    • Кто может заверить копию договора купли продажи Как и где получить копию договора купли-продажи на дом? Потеряла договор купли продажи на дом : есть свидетельство о праве собственности куда обратиться что бы выдали копию договора Ответы юристов (4) Если оформляли через нотариуса […]
    • 157 ст ук рф комментарии СТ 157 УК РФ. 1. Неуплата родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей, а равно нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего […]
    • Неделимое имущество при наследовании Преимущественное право при разделе наследства Законом предоставляется преимущественное право определенным наследникам при разделе наследства претендовать на неделимые объекты из наследственного имущества. Преимущественное право на […]
    • Первая помощь на судах Первая медицинская помощь на судах Учебное пособие подготовлено в соответствии с международными требованиями к охране здоровья членов экипажей морских судов и безопасности мореплавания, закрепленными Конвенцией № 164 МОТ ("Конвенция о […]
    • Тп правило ТП 101-76 Технические правила по экономному расходованию основных строительных материалов Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. […]