Что там с накопительной частью пенсии

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ
“О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

С изменениями и дополнениями от:

23 июля, 25 декабря 2008 г., 28 июля, 29 декабря 2010 г., 1 июля, 16 ноября 2011 г., 28 июля 2012 г., 7 июня, 2 июля 2013 г., 23 июня, 21 июля 2014 г., 8 марта, 6 апреля, 23 мая, 28 ноября, 14, 30 декабря 2015 г., 3 июля, 19, 28 декабря 2016 г., 20, 28 декабря 2017 г., 7 марта 2018 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2006 года

Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

См. Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ от 22 июня 2016 г.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.

Президент Российской Федерации

29 декабря 2006 г.

Государство предполагает поддерживать семьи с детьми путем предоставления им материнского (семейного) капитала – средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на указанные цели.

Согласно Закону, начиная с 1 января 2007 г. на материнский капитал в размере 250 000 руб. имеют право женщины, родившие (усыновившие) второго или последующего ребенка, а также мужчины, являющиеся единственными усыновителями второго, третьего и последующего ребенка. В случае смерти женщины, лишения ее родительских прав, а также совершения ею умышленного преступления против жизни и здоровья своего ребенка материнский капитал должен перейти к отцу ребенка независимо от его гражданства. В случае смерти обоих родителей либо лишения их родительских прав право на дополнительные меры государственной поддержки должно перейти к ребенку.

Использовать материнский капитал можно будет не раньше, чем через 3 года после рождения второго (последующего) ребенка. При этом устанавливается принцип целевого расходования капитала. В частности, за счет средств материнского капитала можно будет улучшить жилищные условия семьи. Приобретение (строительство) жилого помещения будет возможно осуществить только на территории РФ путем совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах.

Также предусматривается, что средства материнского капитала можно будет израсходовать на получение ребенком образования (в том числе дополнительного) в любом образовательном учреждении на территории РФ, имеющем право на оказание соответствующих образовательных услуг. В этом случае возраст ребенка на день начала обучения по соответствующей образовательной программе не должен будет превышать 25 лет.

Кроме того, средства материнского капитала также можно будет направить на финансирование накопительной части трудовой пенсии матери, в том числе путем их вложения в негосударственные пенсионные фонды.

Размер материнского капитала предполагается ежегодно пересматривать с учетом роста инфляции.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 г. и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.

Заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала в первом полугодии 2010 г. подается до 1 октября 2009 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2007 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) ребенка (детей) в период с 1 января 2007 года по 31 декабря 2021 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 31 декабря 2006 г. N 297, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 января 2007 г. N 1 (часть I) ст. 19

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 470-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N 455-ФЗ)

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2018 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 302-ФЗ

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 433-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14 декабря 2015 г. N 371-ФЗ)

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2017 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 348-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 23 мая 2015 г. N 131-ФЗ

Федеральный закон от 6 апреля 2015 г. N 68-ФЗ

Действие части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона приостановлено до 1 января 2016 г. в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 54-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 128-ФЗ

Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 16 ноября 2011 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 февраля 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 440-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 28 июля 2010 г. N 241-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 288-ФЗ

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Суть пенсионной реформы

Пенсионная система нашей страны, на протяжении всего постсоветского периода является самой реформируемой составляющей государственного устройства. С начала 2015-го года стартовал очередной этап реформ, переводящий пенсионное обеспечение на принципиально новые положения. Были введены новые понятия, изменена формула расчета страховой пенсии.

Пенсионные права, полученные гражданами до начала реформы, переведены в пенсионные коэффициенты (баллы) и все расчеты производятся специалистами ПФР именно в них. Переводятся они в рубли уже на этапе назначения пенсии.

В ходе реформирования системы, на фоне продолжающегося экономического кризиса, стали появляться проблемы с наполнением бюджета и возникла необходимость более глубоких изменений в пенсионном обеспечении, обсуждение которых происходит в настоящее время в Правительстве.

Если предложения Министерства финансов найдут поддержку в правительстве и будут утверждены Президентом, то нас будут ждать кардинальные изменения в пенсионном законодательстве.

Пенсия до 1 января 2015 года

До января 2015 года деятельность пенсионной системы регулировалась ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях». Страховая пенсия до начала реформы носила название трудовой, состояла из двух частей, которые и формировали ее сумму — это страховой и накопительной.

При начислении трудовой пенсии учитывались пенсионные права, которые были приобретены до принятия этого закона, а так же сумма средств, поступавших в ПФР в виде взносов, перечислявшихся страхователем.

  • При расчете страховой части трудовой пенсии применялась формула, в которой пенсионный капитал делился на количество месяцев ожидаемого периода выплаты и к полученному значению прибавлялся базовый размер, сумма которого отличалась в зависимости от категории пенсионера.
  • Накопительная часть рассчитывалась путем деления суммы пенсионных накоплений, находящихся (учтенных) на лицевом или пенсионном счете, на продолжительность ожидаемого периода выплат, исчисляемого в месяцах.
  • Изменение пенсионной системы в 2015 году

    Методика расчета пенсий, применяемая в пенсионных системах многих государств мира, при использовании которой основной расчетной единицей является пенсионный балл, с января 2015 года стала применяться и в России.

    Правовое регулирование нового порядка расчета и назначения пенсии осуществляется Федеральными Законами РФ N 424 от 28.12.2013 «О накопительной пенсии» и N 400 от 28.12.2013 в редакции от 29.12.2015 года «О страховых пенсиях».

    Изменения коснулись только порядка назначения и расчета страховых пенсий и не распространяются на государственные программы пенсионного обеспечения.

    С 2015 года были установлены следующие виды страховых пенсий:

    Страховая и накопительная части трудовой пенсии теперь стали отдельными ее видами, а в формулу расчета введен индивидуальный пенсионный коэффициент, стоимость которого устанавливается постановлением Правительства РФ и увеличивается ежегодно (индексируется).

    Вместо базового размера пенсии введено понятие фиксированной выплаты (ФВ). Перечень граждан, имеющих право на повышение ФВ, устанавливается статьей 17 Закона от 28.12.2013 N 400.

    При формировании пенсий для отдельных групп пенсионеров применяются повышающие коэффициенты, значение которых для ФВ и страховой пенсии отличается в зависимости от категории получателя (например, проживающим в районах Крайнего Севера).

    Формирование страховой и накопительной пенсии

    Формирование страховой пенсии происходит за счет средств, перечисляемых на лицевой персонифицированный счет в виде обязательных ежемесячных взносов, сумма которых переводится в баллы. Трудовой стаж, заработанный до 2002 года, так же конвертируется в пенсионные коэффициенты и учитывается при формировании пенсии.

    С 2018 года страховой стаж, который необходим при назначении страховой пенсии по старости — 9 лет, с увеличением в каждом следующем году на 1 год до 15 лет (ч. 1, 2 ст. 35 Федерального Закона № 400). Значение ИПК должно достигать 13,8 с увеличением его значения на 2,4 до достижения 30-ти баллов (ч. 3 ст. 35 Федерального Закона N 400).

    Накопительная пенсия может формироваться гражданами 1967 г. р. и моложе, в случае если они сделали выбор в ее пользу до 31.12.2015 и начисляется исходя из средств, накопленных на лицевом счете (ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ).

    Страховые взносы, перечисляемые работодателем на персонифицированный счет застрахованного лица, составляют 22% от его заработной платы (6% из которых являются солидарной частью, уходят на нужды государства и не учитываются на лицевом счете).

    У будущего пенсионера есть два варианта действий:

  • направить всю сумму перечисленных средств (16%) на страховую пенсию;
  • направить 6% на накопительную, а 10% на страховую.
  • Расчет пенсий по новой пенсионной формуле

    Порядок расчета страховой пенсии устанавливается требованиями статьи 15 ФЗ от 28.12.2013 N 400 «О страховых пенсиях«.

    Новая пенсионная формула для расчета страховой пенсии выглядит так:

    СП = ИПК x СПК + ФВ,

  • СП — итоговый размер страховой пенсии;
  • ИПК — сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов);
  • СПК — стоимость одного балла в текущем году;
  • ФВ — фиксированная выплата.
  • Фиксированная выплата устанавливается в твердом размере и индексируется на коэффициент, устанавливаемый постановлением Правительства ежегодно. Для некоторых категорий пенсионеров применяются повышающие коэффициенты к ФВ. С учетом индексации, произведенной в 2018 году, ее размер равен 4982 рублей 90 копеек.

    Страховая пенсия представляет собой произведение ИПК на его стоимость, которая также устанавливается Правительством РФ ежегодно. Установленная стоимость индивидуального пенсионного коэффициента в 2018 году составляет 81 рублей 49 копеек.

    Расчет накопительной пенсии производится согласно с требованиями (ч. 1 ст. 6 Закона от 28.12.2013 N 424-ФЗ). Для определения ее размера сумма накоплений делится на продолжительность предполагаемых выплат, которая составляет 240 месяцев (в 2016 г. был 234 месяца).

    В случае, если пенсионер, после приобретения пенсионных прав, отсрочил на 1 год и более свое обращение за назначением накопительной пенсии, то количество месяцев предполагаемой продолжительности выплаты будет сокращаться на количество месяцев, что послужит увеличению суммы ежемесячной пенсионной выплаты.

    Время предполагаемого выхода на пенсию у Эдуарда Петровича — декабрь 2018 года. В январе 2018 его пенсионные права были конвертированы в баллы и составляли 90 баллов. До декабря он сможет заработать еще 5 баллов.

    За прохождение срочной военной службы на флоте в течение трех полных лет получил еще 5,4 балла.

    Складывая все баллы, получим индивидуальный пенсионный коэффициент — 100,4.

    Учитывая размер ФВ на 2018 год, составляющий 4982,9 рублей, стоимость одного ПК — 81,49 рубля и отсутствие прав на применение повышающих коэффициентов производим расчеты:

  • 4982,9 + 100,4 х 81,49 = 13164,50 рублей.
  • У Эдуарда Петровича имеются пенсионные накопления, которые на дату выхода на пенсию будут составлять 100 000 рублей. Сумму накоплений делим на время предполагаемых выплат, в 2018 году составляющее 246 месяца и получаем накопительную пенсию в размере 406,50 рублей. Данная сумма менее 5% от размера страховой пенсии, поэтому она будет выплачена единовременно.

    Понятие индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК)

    Законом N 400 от 28.12.2013 в редакции от 29.12.2015 было введено новое для отечественной пенсионной системы понятие индивидуального пенсионного коэффициента.

    Введение в новую пенсионную формулу ИПК, по сути своей, является новым условием, которое обязывает будущих пенсионеров не просто иметь определенный трудовой стаж, но и обеспечить отчисления в Пенсионный фонд.

    Использование пенсионного коэффициента при расчете пенсий позволит повысить заинтересованность работника в своевременности и полноте уплаты, определенных законом пенсионных взносов в бюджет Фонда, а также будет способствовать переводу доходов трудоспособного населения из «серой» экономической зоны в законную.

    Начиная с 2015 года, пенсионный коэффициент определяется за каждый отработанный год. Чтобы определить годовой ПК, сумма страховых взносов, поступившая на лицевой счет застрахованного лица, делится на максимальный годовой размер взносов.

    Стоимость пенсионного коэффициента в 2018 году

    Ежегодно постановлением Правительства определяется стоимость ПК на очередной плановый период. В 2017 году она составила в 78,58 рублей, на текущий год она была установлена в размере 81 рубль 49 копеек.

    Увеличение стоимости ПК происходит дважды в год.

  • Первое увеличение проводится 1 февраля в зависимости от инфляционных процессов в экономике.
  • Второе происходит 1 апреля каждого года и зависит от наполняемости бюджета ПФР за счет взносов, перечисленных страхователями и поступлений из государственного бюджета.
  • Методика, по которой определяется стоимость одного ПК, установлена Правительством РФ. В 2016 году, исходя из сложного финансового положения, вызванного экономическим кризисом, апрельского повышения не проводилось. В соответствии со статьей 5 ФЗ №385 от 29.12.2015 года, который приостанавливает действие отдельных нормативных актов, корректировка стоимости ПК должна быть проведена во втором полугодии с учетом экономического положения и финансовых возможностей бюджета, сложившихся по итогам первого полугодия.

    Иные периоды, засчитываемые в страховой стаж

    При определении ИПК в страховой стаж засчитываются и, так называемые, «нестраховые периоды» деятельности граждан. К таким периодам, согласно требований статьи 11 Закона № 173 от 17. 12. 2001 года в редакции от 28.12.2013 и с изменениями от 19.11.2015 года относятся периоды деятельности, связанные с:

  • прохождением военной или приравненной к ней службы;
  • временной нетрудоспособностью;
  • уходом за ребенком до полутора лет;
  • получением пособия по безработице, участием в общественных работах или переселением, переездом по направлению службы занятости;
  • нахождением под стражей по необоснованному обвинению с последующей реабилитацией;
  • уходом за ребенком-инвалидом, престарелым (достигшим возраста 80 лет) и инвалидом 1-й группы;
  • проживанием вместе с супругом в местностях, в которых невозможно трудоустройство, во время прохождения им военной службы по контракту, но не более 5 лет;
  • проживанием за границей супругов работников дипломатических, торговых и иных представительствах при международных организациях, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 10.04.2014 года № 284.
  • Проблемы реформирования пенсионной системы РФ

    В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в НПФ. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета.

    В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.

    Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2020 года.

    Таким образом, 6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь пойдут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

    Проект новой пенсионной реформы

    В связи с углубляющимся экономическим кризисом в российской экономике, становится очевидным неэффективность действующей пенсионной системы, а реформы, начатые в 2015 году, не приносят ожидаемого результата. В Правительстве идет обсуждение предложений экономического блока, касающихся дальнейшего реформирования пенсионной системы.

    В России, в настоящее время, количество пенсионеров составляет около 30% населения и на фоне разрушительных тенденций в экономике и росте безработицы, повышение пенсионного возраста становится неизбежностью.

  • С 1 января 2017 года будет ежегодно на 6 месяцев повышаться возраст выхода на пенсию для государственных служащих, пока не достигнет 65 лет. Несколько позже такая мера ожидает и всех остальных граждан Российской Федерации.
  • Идет обсуждение дальнейшего сокращения индексаций пенсий, а для работающих пенсионеров ее отмены, если не полного, то хотя бы ФВ.
  • С 2017 года функции по сбору пенсионных отчислений переданы в ведение Федеральной налоговой службы и установления единого тарифа социального страхования с отменой максимального размера страховой базы.
  • Накопительную пенсию, на формирование которой, в течение пяти лет установлен мораторий, предлагается формировать, путем прямого перечисления взносов на накопительные счета управляющих компаний и НПФ, минуя ПФР.
  • Заключение

    Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда.

    Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.

    В нынешних условиях, становится очевидно, что реформы не приносят ожидаемого результата и Правительство уже приняло и продолжает обсуждать ряд новых мер, которые смогут ликвидировать недостаток средств, необходимых для обеспечения работы системы пенсионного обеспечения. Никаких, документально зафиксированных решений пока еще не принято, но состояние финансово-экономической и социальной сферы, не оставляет сомнений в том, что в ближайшем будущем пенсионную систему ждут серьезные изменения.

    Комментарии (4)

    В телевизионной программе я услышала, что когда работающий пенсионер прекратит работать, то ему будут начислены все доплаты. Так, например, если пенсионер продолжит работать еще три года, за которые произойдёт несколько повышений пенсии, то когда он уволится ему будет начислена пенсия в размере всех индексаций и корректировок, произведённых за эти годы. Так это или нет?

    Доплаты за прошлое время, в виде денежной суммы всех повышений, не будет. Размер пенсии будет проиндексирован на все коэффициенты, которые были пропущены. В увеличенном размере выплаты будут производиться с начала месяца, следующего за увольнением.

    Проходил службу в Советской Армии с 16 июня 1989 года по 18 мая 1991 года. Сколько пенсионных баллов мне будет начислено при выходе на пенсию за время прохождения воинской службы?

    Пенсионный коэффициент начисляется за каждый полный год прохождения военной службы. Поскольку у Вас только один полный календарный год, то начислено будет 1,8 балла.

    pensiology.ru

    Индивидуальный пенсионный капитал (ИПК)

    • ограниченная возможность разнообразить имеющиеся источники дохода пенсионеров;
    • снижение уровня жизни при выходе россиян на заслуженный отдых;
    • возрастающий интерес граждан к управлению своими накоплениями самостоятельно;
    • сокращение финансовых источников для долгосрочных инвестиций.
    • Согласно новой концепции вложенные в индивидуальный пенсионный капитал (ИПК) накопления будут формироваться вне обязательной пенсионной системы (ОПС). Такой капитал приходит на смену накопительной пенсии.

      При устройстве на работу застрахованные лица будут автоматически включены в новую систему. При нежелании в ней участвовать гражданину необходимо будет подать соответствующее заявление.

      Размер уплачиваемого взноса может меняться в любую сторону от первоначального. По умолчанию его величина будет увеличиваться на протяжении 6 лет от 0% до 6%. Уплату взносов можно будет прекратить в любой момент максимальной длительностью на пять лет, как и продлить такие «каникулы» еще на пятилетний срок с момента подачи нового заявления.

    • Для привлечения граждан в новую схему предусмотрена система налоговых льгот для работников и их страхователей.
    • Еще одним принципиальным нововведением является возможность досрочного изъятия накоплений, являющихся теперь собственностью граждан.
    • Последние новости новой пенсионной реформы в России

      Нестабильная ситуация, сложившаяся в экономике и политике нашей страны, целиком и полностью отражается на пенсионной системе Российской Федерации. На смену острой теме, касающейся возраста выхода на заслуженный отдых, пришла иная проблема, одна из самых обсуждаемых в последнее время и вызывающая противоречивые мнения, а именно накопительная составляющая, ставшая с принятием нового закона «О накопительной пенсии» самостоятельным видом пенсии.

      Как известно с 2014 года был введен мораторий на пенсионные накопления, который предполагалось снять уже в этом году. Однако этого не случилось, а ответом правительства по вопросу модернизации накопительной системы стало предложение ввести новый план индивидуального пенсионного капитала.

      Новый способ формирования пенсионных накоплений планируется ввести в ближайшем будущем. Законопроект в настоящее время находится ещё в стадии разработки, а все принципы действия новой системы — в стадии обсуждения.

      Основные возражения, высказываемые разными ведомствами, касаются следующих вопросов:

    • «добровольность» участия в данной программе;
    • учет корпоративных систем дополнительного пенсионного обеспечения;
    • условия досрочной выплаты накоплений.
    • И тем не менее и те, и другие понимают необходимость реформирования пенсионной системы, в первую очередь, именно с этой позиции, дабы повысить доверие граждан к накопительному элементу и увеличить приток финансов.

      Концепция индивидуального пенсионного капитала — что это такое?

      Разработанная Центробанком и Минфином и предложенная ими на Московском финансовом форуме еще осенью прошлого года модернизация накопительного элемента пенсии включает в себя несколько аспектов.

      Основные аспекты:

    • направление действующего страхового взноса 22% от дохода работника на выплаты действующим пенсионерам в полном объеме (без выделения 6% на накопительную часть у лиц, избравших данный вариант пенсионного обеспечения);
    • формирование накопительной пенсии только за счет уплаты добровольных взносов в выбранный гражданином НПФ;
    • предоставление налоговых льгот и для самого работника, и для его работодателя;
    • предоставление переходного периода предположительно в течение двух лет, в ходе которого застрахованные лица смогут принять решение о переводе уже имеющихся накоплений в новую систему или отказе от накопительной пенсии с возможностью отписаться от ИПК;
    • разработка базовых условий внедрения новой системы для лиц, не желающих принимать самостоятельное решение по выбору отдельных параметров, касающихся:
      • размера ставки дополнительного платежа;
      • схемы выплаты.
      • Решение о формировании ИПК

        Ключевым положением в решении о формировании индивидуального капитала является автоматическая подписка на него. Данный аспект продолжает быть спорным вопросом между сторонниками и противниками такой идеи.

        Основными моментами формирования ИПК являются следующие:

      • устанавливаемый размер первоначального взноса по умолчанию равен 0%;
      • в течение переходного периода гражданин самостоятельно выбирает размер взноса, добровольный выбор при этом не имеет ограничений;
      • у неопределившихся застрахованных лиц произойдет автоматическое повышение взноса на 1% в год, пока не достигнет уровня 6%;
      • работник при этом может самостоятельно прекратить уплату взносов, изъявив желание установить так называемые «каникулы» на срок до пяти лет с возможностью продлевать их на протяжении всей жизни (отсутствие заявления о продлении каникул приведет к автоматическому начислению взносов);
      • размер установленного взноса также можно будет периодически менять как в большую, так и в меньшую сторону.

      Уплата добровольных взносов

      В соответствии с новой концепцией нашим гражданам предлагают выбрать процент отчислений в накопительную систему самостоятельно во время переходного периода.

      Для неопределившихся с размером взноса россиян автоматически будет установлен процент, равный нулю. Таким образом, в первый год действия новой системы платить им ничего не придется.

      Дальнейшее ежегодное повышение взноса на один пункт до уровня 6% Центробанк рассматривает в качестве минимального с возможностью последующего роста до 12%.

      При этом представители Центрального банка подчеркивают, что минимальный уровень будет не обременительным для граждан на начальном этапе, а постепенное его увеличение позволит им более осознанно определиться с графиком накоплений, чтобы ощутить значительную прибавку к пенсии в будущем.

      Стоит отметить, что для граждан, самостоятельно выбирающих размер взноса, его величина не будет ограничена.

      Налоговый вычет и НДФЛ в новой системе ИПК

      Предлагая россиянам самостоятельно копить на будущие пенсионные выплаты в новой системе ИПК, правительство рассматривает введение ряда льгот как для самих работников, так и для их работодателей.

      Застрахованным лицам предлагаются два варианта стимулирования накоплений в виде налоговых привилегий:

      Налоговый вычет по НДФЛ, размер которого не будет превышать 6%.

    Такое налоговое послабление смогут получить и третьи лица, уплачивающие взносы в пользу других застрахованных лиц, например, своих родственников.

    Снижение ставки НДФЛ до минимального уровня, равного 10%.

    Такую величину ставки предполагается вводить для граждан, уплачивающих взнос в ИПК в размере 10%. Однако изначально Минэкономразвития предписывает повысить ставку с существующих 13% до 15% для тех, кому установлен нулевой размер взноса. Затем увеличение процента накоплений будет приводить к пропорциональному снижению ставки НДФЛ до минимального уровня.

    В свою очередь, страхователям планируется предоставить налоговый вычет по налогу на прибыль на сумму перечисленных работником взносов. Такой вычет предполагается вводить с учетом повышающего коэффициента, равного 3% в течение первых шести лет и 6% на протяжении последующего времени.

    Когда начнет формироваться индивидуальный пенсионный капитал?

    Согласование новых принципов построения накопительной системы в настоящее время близится к своему завершению. После снятия разногласий в процессе обсуждения между различными ведомствами планируется уже к концу апреля 2017 года представить законопроект для утверждения.

    В случае положительного рассмотрения и принятия документа Госдумой осенью текущего года индивидуальный пенсионный капитал начнет формироваться у россиян с 2019 года.

    Самыми острыми вопросами на этапе разработки новой пенсионной системы стало обсуждение таких принципов, как:

  • участия граждан в новой структуре формирования накоплений без предварительного согласия;
  • квазидобровольного перечисления взносов на индивидуальный пенсионный капитал.
  • Конечно же, проверить жизнеспособность новой системы возможно будет только спустя несколько лет, когда как минимум одно поколение ощутит на себе результаты нововведений, а пока они воспринимаются в качестве дополнительного принудительного бремени на кошельки наших граждан. И для более успешного внедрения новой концепции потребуется огромная разъяснительная работа среди простого населения.

    Возможность получить пенсионные накопления досрочно

    Свои пенсионные накопления россияне смогут получить двумя способами:

    1. При назначении страховой пенсии, как это делается сейчас (причем предусмотрен вариант более позднего обращения для получения большей суммы);
    2. Досрочно еще до выхода на заслуженный отдых.

    Пенсионные выплаты обещают быть очень гибкими. Доступные их схемы будут напрямую зависеть от объема накопленных средств — чем их больше, тем больше вариантов.

    В первом случае возможны следующие варианты:

  • ежемесячные выплаты до полного израсходования средств на счете;
  • срочные выплаты;
  • установленные в течение определенного периода времени платежи, учитывающие уровень инфляции;
  • выплата остатка накоплений равномерными платежами почти в любой форме.
  • В случае досрочного получения накопленных средств следует учитывать такие основные моменты:

    • возможность их перечисления на срок не более пяти лет ранее даты выхода на пенсию;
    • «при чрезвычайных обстоятельствах» размер изъятых средств не может быть более 20%;
    • в отдельных случаях (например, тяжелая болезнь) предусмотрен возврат средств в полном объеме и в любое время;
    • изъятые средства на иные цели, кроме пенсионных, облагаются НДФЛ.
    • Разница между ИПК и существующей накопительной пенсией?

      Между существующей накопительной пенсией и новой системой вложения средств в индивидуальный пенсионный капитал существует несколько принципиальных отличий:

    • теперь накопления будут формироваться за счет дополнительных добровольных взносов самих граждан помимо обязательного взноса в 22%, уплачиваемого работодателем на страховую часть (ранее эти средства перечислялись страхователем в размере 6% от годового фонда оплаты труда работника и являлись частью страхового взноса);
    • накопленные средства теперь будут являться собственностью граждан (в этом смысле новая концепция больше похожа на вложение средств в депозиты);
    • формирование накоплений только в негосударственных фондах (при этом предполагается создание центрального администратора, аккумулирующего всю информацию, содержащую реестр работников, установленные тарифы и взносы).
    • применение системы налоговых льгот в новой системе предполагает привлечение большего числа застрахованных лиц к данному процессу накопления, что должно способствовать оздоровлению экономики уже в настоящее время.
    • Несмотря на неоспоримые преимущества вложения средств в ИПК, кажущиеся на первый взгляд, а именно получение прибыли за счет размещения накоплений в различные финансовые инструменты и существенная прибавка к пенсии в будущем, нельзя не сказать и о двух значимых недостатках:

    • дополнительные затраты из бюджета на первоначальном этапе внедрения новой системы;
    • недоверие граждан и их нежелание увеличивать свои расходы, имея и без того небольшой доход.
    • Как не скрывают сами разработчики новой программы, внедряемая концепция больше интересна гражданам с доходом выше среднего, так как в этом случае финансовый результат от нововведений будет заметен больше всего.

      Что станет с накоплениями после проведения реформы?

      Также ключевым моментом согласно новой схеме накопления станет исключение из нее Пенсионного фонда и управляющих компаний.

      В зависимости от того, где находятся накопленные средства граждан в настоящее время, после проведения реформы они будут скорее всего преобразованы по одному из следующих сценариев:

    • либо автоматически перейдут в индивидуальный капитал, если на данный момент управление ими уже осуществляется одним из НПФ;
    • либо будут переведены гражданином самостоятельно в негосударственный фонд, если сейчас денежными средствами ведает ПФР (ВЭБ или частные управляющие компании);
    • либо оставить эту сумму без изменений и дождаться выплаты накопительной пенсии при условиях, действующих в настоящее время;
    • либо будут переведены в страховые пенсионные баллы при отказе застрахованного лица от участия в новой системе и наличии письменного заявления.
    • На последний вариант следует обратить особое внимание, так как вступление в новую программу будет происходить по умолчанию, но участие в ней является делом исключительно добровольным. В связи с таким принципом действия новой системы граждан призывают осмысленно подойти к решению быть ее участником и не забыть изъявить свое мнение в письменном виде при нежелании вкладывать деньги в ИПК.

      Хотя данный вопрос до сих пор вызывает противоречивые суждения со стороны разных блоков правительства.

    Популярное:

    • Состав и содержание основных функций заказчика Практическое пособие Состав и содержание основных функций заказчика. Практическое пособие Федеральное государственное унитарное предприятие Центр научно-методического обеспечения инженерного сопровождения инвестиций в строительстве Состав и содержание […]
    • Штрихкодирование правила Граждане спрашивают: «Как оплатить ЖКХ через терминал Сбербанка карточкой или наличными?» Совершить платеж в адрес поставщиков ЖКХ в терминалах «Сбербанка» клиенты могут как наличными, так и с банковской карточки. При совершении оплаты […]
    • Ходатайство об отложении судебного разбирательства по уголовному делу Ходатайство об отложении судебного разбирательства по уголовному делу 8-926-204-95-95 (495) 911-82-21 109544, Москва, Ковров пер., 18 Ходатайство об отложении судебного разбирательства Не редки случаи, когда рассмотрение уголовного дела в […]
    • Оформление бланка приказа Оформление бланка приказа Приказ – правовой акт, издаваемый единолично руководителем учреждения, организации, предприятия в целях разрешения производственных задач. В любой организации существуют две группы приказов: приказы по основной […]
    • Масло во впускном коллекторе причина Причины попадания масла во впускной коллектор. Список и действия Многим водителям интересны причины попадания масла во впускной коллектор, ведь это не такое уж и частое явление, но приводящее к целому ряду проблем и сложностей. Поэтому, […]
    • Переселение из сельской местности в города Проблемы развития сельских территорий и пути решения Problems of development of rural areas and solutions Выходные сведения:Репина А.А., Зайцев Д.А., Корнилов Д.А. Проблемы развития сельских территорий и пути решения // Аэкономика, […]
    • Как подать на алименты в браке документы Можно ли подать на алименты находясь в браке и как это сделать? Официальный брак еще не панацея от всех проблем, бывают случаи, когда законные супруги вынуждены обращаться за юридической помощью, а иногда даже в суд, чтобы получить хоть […]
    • Элементы налога рк 2.1 Основы построения налогов. Элементы налога. Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, […]