Ответы по профессиональной этике юриста

Ответы по профессиональной этике юриста

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важней­шая часть философии, когда в резул.
подробнее »

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне стано.
подробнее »

Мораль (от лат. moral’s — нравственный, mores — нравы) является од­ним из способов нормативного рег.
подробнее »

В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­ются словами живого языка и чаще .
подробнее »

Вся совокупность основных понятий, взаимосвязанных и взаимообу­словленных, образуют так называемую .
подробнее »

Этика описывает мораль, объясняет мораль и учит морали. И здесь возникает много вопросов. Во-первых.
подробнее »

В сочинениях выдающихся мыслителей древности (Демокрит, Ари­стипп и Эпикур) утверждались идеи гедон.
подробнее »

Эгака — это философская наука, объектом изучения которой явля­ется мораль: ее сущность, происхожден.
подробнее »

Профессиональная мораль, как уже отмечалось, складывается прежде всего в таких видах деятельности, .
подробнее »

Особенности предмета профессиональной этики сотрудников право­охранительных органов проявляются в с.
подробнее »

Нравственные отношения — это социально значимые взаимоотношения между людьми, определяющие понимани.
подробнее »

Нравственное сознание представляет собой систему взглядов, идей, представлений о должном поведении.
подробнее »

Нравственное сознание тесно связано с правовым. Они выполняют близкие социальные функции и опираютс.
подробнее »

В системе моральных норм человеческого общества постепенно выде­лилось правило, ставшее обобщенным .
подробнее »

В рамках античной этики сформировались две противоположные тео­рии морали: софистическая и классиче.
подробнее »

Этические идеи Античности обобщил и систематизировал Аристо­тель. Его учение расходится в понимании.
подробнее »

В эллинистический и римский периоды античной философии проис­ходит отрыв личной добродетельности от.
подробнее »

Средневековая этика представляет собой объединение идей античной философии и религии при доминирующ.
подробнее »

Основополагающими особенностями этики эпохи Возрождения яви­лись: 1) антропоцентризм, состоящий в .
подробнее »

По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими ж.
подробнее »

Ф. Нищие занимает противоположную теории Канта позицию, исхо­дит из того, что не существует ни своб.
подробнее »

Марксистская этика базируется на социально-историческом подходе к анализу морали, что позволяет п.
подробнее »

В противоположность многочисленным теориям, допускающим или даже приветствующим разрешение различны.
подробнее »

Во-первых, центральное место в правоохранительной деятельности А Ф. Кони всегда отводил личности со.
подробнее »

Одним из факторов стабилизации внутреннего положения в стране является построение правового государ.
подробнее »

В демократических обществах, основанных на принципах законности, полиция (милиция) выполняет традиц.
подробнее »

Деятельность в системе правоохранительных органов многогранна, многоаспектна, что находит свое отра.
подробнее »

> Культура речи — это такой выбор и такая организация языко­вых средств, которые в определенной .
подробнее »

Профессиональная деформация — явление, объективно сопутствую­щее развитию человека в его профессион.
подробнее »

Проблема недопущения, профилактики деформации сложна и недос­таточно исследована. Учитывая причины .
подробнее »

> Профессиональная мораль — исторически сложившаяся сово­купность нравственных предписаний, норм.
подробнее »

Мораль — форма общественного сознания, представляющая совокуп­ность норм, правил и принципов, котор.
подробнее »

Профессия как определенный, относительно устойчивый вид общест­венно-трудовой деятельности представ.
подробнее »

Нравственные отношения сотрудников правоохранительных органов являются составной частью любых челов.
подробнее »

В структуру профессионально-нравственного сознания входят два ос­новных элемента, характеризующие с.
подробнее »

Прежде всего сознание возникает в процессе деятельности и проявля­ется в ней, поэтому важным элемен.
подробнее »

> Общение (коммуникация) — это способ бытия человека в усло­виях взаимоотношений, взаимодействия.
подробнее »

Прием граждан ответственными сотрудниками органов, подразделе­ний, учреждений и учебных заведений я.
подробнее »

Профессия сотрудника правоохранительных органов и юриста требует не только мужества, стойкости, выд.
подробнее »

К экстремальным формам служебного общения в правоохранитель­ной деятельности можно отнести общение .
подробнее »

Эффективность профессиональной деятельности сотрудников право­охранительных органов в значительной .
подробнее »

Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между собой, в служебных коллективах, та.
подробнее »

> Общение — это сумма выработанных наукой, практикой и ми­ровым опытом нравственно-этических тре.
подробнее »

Отличительная черта служебного этикета сотрудника правоохрани­тельных органов — это его нормативный.
подробнее »

1. Прежде всего сотрудник обязан уметь определить правонаруши­теля, осуществляющего деяния сознател.
подробнее »

Нравственно-правовая культура — это продукт нравственно-право- вой деятельности сотрудника правоохр.
подробнее »

Принято выделять два уровня нравственно-правовой культуры: твор­ческий и личностный. Эго означает, .
подробнее »

Моральная надежность означает согласованность целей и средств их осуществления, единство слова и де.
подробнее »

Исходя из общего понимания сущности нравственно-правового вос­питания, можно вычленить его главные .
подробнее »

> Гуманизм — принцип мировоззрения, в том числе нравственно­сти, означающий признание человека в.
подробнее »

Соотношение морали и права — один из важных аспектов изуче­ния этих социальных явлений, представляю.
подробнее »

Долг – социальный категорический императив. Понятие дожа ста­ло у И. Канта главной категорией морал.
подробнее »

> Ценность — свойство общественного предмета удовлетворять определенным потребностям социального.
подробнее »

Все документы правового характера не содержат однородных реше­ний для любой ситуации, а лишь предпи.
подробнее »

> Нравственная культура — умение грамотно и творчески приме­нять знание нравственных норм и прин.
подробнее »

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов есть со­ставная часть общественного долга. Он .
подробнее »

Жизнь показывает, что даже в наше сложное время крылатая фраза Ф. М. Достоевского «Красота спасет м.
подробнее »

Современный этикет регламентирует поведение людей в быту, на служ­бе, в общественных местах и на ул.
подробнее »

На текущий момент шпаргалками по профессиональной этике юриста воспользовались 1464 человека.

Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при сдаче экзаменов, подготовке к контрольным работам и т.д. Благодаря нашему сервису вы получаете возможность скачать на телефон шпаргалки по профессиональной этике юриста. Все шпаргалки представлены в популярных форматах fb2, txt, ePub, html, а также существует версия java шпаргалки в виде удобного приложения для мобильного телефона, которые можно скачать бесплатно. Достаточно скачать шпаргалки по профессиональной этике юриста — и никакой экзамен вам не страшен!

Если возникла проблема

Если приложение не запускается на вашем телефоне — воспользуйтесь этой формой.

cribs.me

Профессиональная этика юриста ответы на экзам вопр / Профессиональная этика юриста. Ответы на экзам билеты_Аракелов Ю.С. и др_2006 -128с

ББК 87.7я7 УДК 174(075) А79

Аракелов Ю. С., Джегутанов Б. К., Олейников В. С.

А79 Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменацион­ ные билеты. — СПб.: Питер, 2006. — 128 с. — (Серия «Зав­ тра экзамен»).

Учебное пособие, предназначенное для студентов и аспирантов юриди­ ческих специальностей, а также практических работников правоохрани­ тельных систем, имеет своей целью дать читателям концентрированные, сжатые знания по основным вопросам профессиональной нравственности. В нем предлагается систематическое изложение теории профессиональной этики, ее специфики и правовых основ; прикладной этики.

Книга написана в соответствии с программой курса «Профессиональ­ ная этика» и требованиями Государственного образовательного стандарта РФ. Спектр профессионально-этических знаний, содержащихся в посо­ бии, делает возможным рекомендацию его для широкой аудитории в ка­ честве базового справочника для юридических вузов России.

Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов юридиче­ ских вузов, а также практических работников правоохранительных систем.

ББК 87.7я7 УДК 174(075)

ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

2. Как возникла этика и каково ее место в системе философского

3. Какова сущность, функции и структура морали? . . .

4. Каковы основные категории этики?

5. Что понимается под моральной регуляцией? . . . . . . . .

6. Каковы основные проблемы теории морали?

7. Что такое гедонизм, эвдемонизм, этической релятивизм, аскетизм? . 29

8. В чем различие между понятиями «мораль», «нравственность»,

«этика» и «профессиональная этика»?

9. Какова специфика и структура профессиональной этики?

10. В чем проявляются особенности предмета профессиональной этики

юристов, сотрудников правоохранительных органов?

11. Какова сущность и структура нравственных отношений сотрудников

правоохранительных органов, юристов? .

12. Какова сущность и структура нравственного сознания?

13. Что общего и в чем состоят отличия между нравственной и правовой

формами общественного сознания?

14. Что представляет собой «золотое правило нравственности»,

сформировавшееся в обществе с древнейших времен? . . .

15. В чем состоит различие между софистической и классической

теориями морали, сформировавшимися в Античности?

16. Какова специфика этической концепции Аристотеля? . . . . . . . . 46

17. В чем особенности этических теорий эллинистического и римского

18. Каковы важнейшие теоретические установки средневековой этики? . 50

19. В чем состоят основополагающие особенности этики эпохи

20. Что такое «категорический императив» И. Канта и в чем его

21. В чем состоят главные установки этики Ф. Ницше и какие

социальные группы они выражают?

Каковы теоретические основы марксистской этики? .

Каковы особенности этики ненасилия? .

24. Каковы главные идеи А. Ф. Кони в области права и нравственности? 58

25. Что означает правовая основа профессиональной морали,

вытекающая из международных и нормативных актов России? . . . 60

26. В чем специфика профессиональной этики сотрудников различных

служб и правоохранительных органов?

27. В чем нравственный смысл «Кодекса чести рядового

и начальствующего состава органов внутренних дел»?

28. Каковы особенности культуры речи и внешнего облика сотрудников

29. Что такое профессионально-нравственная деформация сотрудника

30. В чем заключается профилактика профессионально-нравственной

31. Каково соотношение общей и профессиональной морали юриста? . .

32. Что такое профессиональная мораль? .

33. Чем обусловливается нравственный характер труда сотрудников

34. В чем проявляется нравственный характер служебных отношений

сотрудников правоохранительных органов?

35. Что такое профессионально-нравственное сознание сотрудников

36. Какова роль правосознания юристов?

37. Что такое профессиональное общение? . . .

38. Каковы правила приема фаждан сотрудниками правоохранительных

39. Каковы особенности культуры поведения сотрудников органов

40. Какова специфика делового общения в экстремальных условиях? . . 94

41. Какова роль общения в деятельности сотрудников

Каковы формы делового общения сотрудников правоохранительных

Что такое деловое общение и каковы его принципы?

44. Каковы правила взаимоотношений начальника и подчиненного? . .

45. Каковы правила обращения сотрудника правоохранительных

органов с правонарушителями?

46. Что такое нравственно-правовая культура сотрудников

Каковы структурные элементы нравственно-правовой культуры

личности сотрудников правоохранительных органов?

Каковы критерии моральной надежности и морального облика

49. Каковы главные задачи формирования нравственной и правовой культуры личности сотрудника правоохранительных органов? . . . 108

Что такое гуманизм? .

51. В чем заключается соотношение морали и права?

Что такое нравственная ценность? . . . . . . . . . . . . .

Как соотносится нравственный и служебный долг сотрудника

Какова проблема нравственной культуры и нравственного выбора

сотрудника правоохранительных органов?

56. В чем сущность служебного долга сотрудника правоохранительных

57. Что такое этикет и какую он выполняет функцию в обществе? . . .

Каковы принципы этикета?

Вопросы и тесты для самопроверки . .

1. Каков предмет этики?

Этика возникла более двух с половиной тысяч лет назад как важней­ шая часть философии, когда в результате общественного разделения труда познавательная теоретическая деятельность отделилась от не­ посредственного практического нравственного сознания. Возникно­ вение понятия «этика» как философской дисциплины связано с име­ нем Аристотеля. Термин «этический», от которого происходит этика, образован Аристотелем на основе слова «этос», что обозначало нравы, обычаи, привычки. Греческое слово ethos было переведено римским философом Цицероном латинским словом mores, на его основе было образовано прилагательное moral’s (моральный).

В дальнейшем от прилагательного «моральный» было образовано существительное «мораль» (moralities), которое и является латинским эквивалентом древнегреческого термина «этика». Таким образом, эти­ мологически термины «этика», «мораль», «нравственность» в обы­ денных условиях употребляются как синонимы. Однако в философии сложилась традиция разграничения этих понятий.

Если этика — это теоретическое знание, то нравственность и мо­ раль выступают как формы общественного сознания, вид обществен­ ных отношений, как регулятор общественных отношений.

Что же касается соотношения понятий «мораль» и «нравственность», на наш взгляд, следует иметь в виду, что мораль — это должное, что должно быть, а нравственность — это реализованная мораль, мораль в действии. Это поступок, в котором реализуются моральные нормы, принципы. Мораль — это потенциал, а нравственность — это фактор, или движущая сила в моральном отношении.

Таким образом, этика является учением о морали, нравственном основании человеческой реальности, действительности. Именно по­ тому Аристотель утверждал, что целью этики являются не знания, а поступки людей. Этика призвана решать те нравственные проблемы, которые возникают перед каждым человеком в жизни: как следует по­ ступать в том или ином случае, что следует считать добром, а что злом, в чем смысл жизни. Поэтому этику называют часто «практиче­ ской философией» в отличие от чисто теоретического знания о мире. Со временем в этике начали выделять два рода проблем: собственно теоретические вопросы происхождения и сущности морали и вопросы о том, как должен поступать человек, какими идеалами, моральными принципами и нормами поведения ему руководствоваться (норматив­ ная этика).

Профессиональная этика юриста 7

Традиционно считается, что философия включает в себя онтоло­ гию, гносеологию, этику и эстетику. Этика — это философская дис­ циплина, которая в той или иной мере решает многие философские вопросы, в том числе и вопросы онтологии и теории познания.

Основу предмета этики составляет учение о социальной природе нравственной деятельности, моральных отношений и морального со­ знания, отражающиеся в категориях этики.

Явления, рассматриваемые этикой, чрезвычайно сложны и много­ образны, связаны с тонкими аспектами межличностных отношений, поэтому определение любого такого явления не может вместить в себя всей палитры существующих характеристик. Вот почему этика стре­ мится прояснить общие основания нравственного миропорядка, всего многообразия проявления морали: что есть добро, гуманность, жиз­ ненная правда, в чем состоит предназначение человека, что делает жизнь человека осмысленной, счастливой и т. д. Этика также изучает ис­ точник происхождения моральных ценностей, общую природу мора­ ли, ее специфику и роль в жизни общества и человека. Она как теория морали устанавливает логическую связь между моральными оценка­ ми, выявляет законы, в соответствии с которыми вырабатываются су­ ждения, призванные руководить поступками людей. Вместе с тем эти­ ка не вырабатывает конкретных рекомендаций, как поступить в том или ином случае, она формулирует лишь общие принципы, на кото­ рых могут быть построены конкретные оценки и рекомендации.

В качестве теории морали этика и является исследованием основ­ ных категорий, в которых можно описывать моральные оценки и кри­ терии различия добра и зла.

В рамках этики строится и исследуется также система понятий,

в которых можно выразить моральные законы и логику их примене­ ния к оценке поведения человека в условиях конкретной ситуаций.

Из характеристики этики как теории морали, имеющей норматив­ но-практическую направленность, вытекают две важнейшие функции этики: познавательная и нормативная.

Познавательная (гносеологическая) функция этики состоит в том, что она изучает поведение человека относительно ценностных ориен­ тиров, оценивает его мотивы в категориях добра и зла, справедливо­ сти и т. д. С этой точки зрения этика исследует нравственную жизнь в плане ее соответствия моральным нормам.

Следовательно, задача этики состоит в том, чтобы в каждый кон­ кретный исторический период оказать помощь человеку понять, что есть истинное благо и как найти свой путь к его достижению.

Нормативная функция этики подразумевает разрешение мораль­ ных ситуаций, требующих нового понимания морали для преодоления ценностной разорванности общественного сознания, и таким образом предлагает обществу новую моральную перспективу.

Все сказанное свидетельствует о том, что мораль (нравственность) представляет собой сложную сферу духовной жизни общества и лично­ сти, сферу духовной культуры и является предметом изучения этики.

> Этика — это философская наука, объектом изучения которой является мораль.

Этика изучает и обобщает, систематизирует и стремится обосновать единые нормы, ценности и идеалы социального бытия. Это особенно важно в современных условиях, когда возрастает роль морального фак­ тора во всех сферах жизнедеятельности человека, усиливается интерес к нравственной проблематике. Изучение этики и знание этических норм становится чрезвычайно важным для понимания не только того, что происходит в сфере морали, но и с человеком и обществом в целом.

Профессиональная этика юриста 9

2. Как возникла этика и каково ее место в системе философского знания?

Первоначально попытки осмысления фундаментальных нравственных ценностей осуществлялись в лоне становящейся философии, т. е. эти­ ка была слита с философией.

В литературе отмечается, что с определенными оговорками можно утверждать:_к концу XVIII века завершился подготовительный (пред­ варительный) этап в развитии этической мысли. Именно к этому вре­ мени философы (и прежде всего Кант) осознали, что мораль не сво­ дима ни к религии, ни к биологии, ни к психологии, ни к каким-нибудь другим явлениям культуры и имеет свои принципы, понятия, играет специфическую роль в жизни личности и общества.

Процесс формирования этики относится к середине I тысячелетия до н. э. и происходил практически одновременно в Древней Греции, в Индии и Китае.

Сам термин «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, привычка) ввел в научный оборот Аристотель (381-322 гг. до н. э.), написавший такие труды, как «Никомахова этика», «Большая этика» и т. д. Но не этого выдающегося древнегреческого мыслителя следует считать первым этиком. Еще до Аристотеля различными проблемами нравственности занимались учитель Платона — Сократ (469-399 гг. до н. э.), Протагор, Демокрит. Нравственная проблематика занимала определенное место в творческих исканиях многих мыслителей, живших в V и в по­ следующих веках до нашей эры.

Естественно, среди первых вопросов, которыми задавались фило­ софы, были не только мировоззренческие, но и вопросы нравственного характера (прежде всего вопрос о месте человека в мире и смысле его жизни).

Поэтому первые попытки философских построений одновременно содержат в себе зародыш этической рефлексии 1 .

Однако причины столь позднего «созревания» этики (к XVIII ве­ ку) обусловлены не только сложностью ее предмета, но и тем, что в реальной жизни мораль не существует изолированно, ее принципы пронизывают все виды деятельности человека. Поэтому многие науки так или иначе затрагивают различные проявления, стороны морали.

1 Рефлексия – способ мышления, направленный на самопознание, размышление, ос­ мысление специфики духовного бытия человека.

Для выявления же специфики этики, особенности ее предмета, це­ лесообразно сопоставить ее с другими отраслями духовной деятель­ ности (исходя из принципа, что все познается в сравнении).

Каково же соотношение этики с философским знанием? Традици­ онно считается, что философия включает в себя онтологию (науку о бытии), гносеологию (науку о познании), этику (науку о морали), эс­ тетику (науку о прекрасном). В различных философских системах прошлого и настоящего превалируют в зависимости от различных обстоятельств (историко-культурных, субъективных и др.) различ­ ные отрасли философии. Так, в целом ряде философских школ (Эпи­ кур, Сократ, стоики и др.) акцент делался именно на нравственной философии, которая венчает собой житейскую мудрость. В этом отно­ шении прав Н. А. Бердяев, который отмечает: «Этика есть завершаю­ щая часть философии духа, в ней пожинаются плоды философского пути жизни».

Однако еще в глубокой древности Аристотель пытался развести этику и философию, поставить этику в зависимость от политики, при­ дать этике практическую направленность — помогать реализовывать те задачи, которые ставит перед ней политика. И если это так, то тогда происходит ограничение нравственной философии, которая по своей сути существует для того, чтобы ответить на смысложизненные во­ просы (основополагающие представления о мире и человеке, представ­ ления онтологического плана). Мир нравственных ценностей не толь­ ко существует, но и человек в состоянии познать многие его прояв­ ления.

Иначе говоря, этика является наукой не только нормативной, пред­ писывающей, как поступать в тех или иных случаях, но и учением ми­ ровоззренческим, теоретическим, объясняющим природу морали, слож­ ный и противоречивый мир нравственных отношений, высшие устремления человека.

Теоретическая глубина этики позволяет ей давать человеку убеди­ тельные рекомендации. Как писал В. Л. Соловьев, при всей важности метафизики’ и гносеологии «прямое значение для жизни и деятельно­ сти имеют не они, а нравственная философия, предмет которой — то, что дано в духовной природе, и руководственные практические исти­ ны, которые из этих данных вытекают с логической необходимостью».

Профессиональная этика юриста 11

Особенно наглядна взаимосвязь метафизических и нравственных вопросов в религиозном учении. Например, христианские богословы категории добра и зла, долга, совести и др. раскрывают, исходя из ос­ новных догматов (прежде всего из признания Бога творцом и промыслителем мира). В решении ряда вопросов этика взаимодействует не только с другими разделами философии, но и с психологией, богосло­ вием и религиозной философией, историей, биологией, социологией, педагогикой.

При всем этом на долю этики (нравственной философии) выпадает две задачи:

1) выявить сущность морали;

2) координировать исследование морали различными науками.

В связи с этим возникает вопрос: «Является ли этика наукой?» Так, А. Швейцер писал: «Этика и эстетика не являются науками». С ним могут согласиться богословы и философы, среди которых ши­ рокое распространение имеет мнение, что нравственные ценности не являются прерогативой науки, ибо вопросы о ценностях не решаются

с помощью интеллекта (Б. Рассел).

Однако такое мнение слишком категорично. Разум, конечно же, играет немалую роль в осмыслении нравственности. Но в то же время необходимо признать, что в процессе проникновения в сущность мо­ рали большую роль играют и чувства, и вера — вера в торжество доб­ ра, справедливости, в существование самого мира, высших ценностей

и др. Вместе с тем зачем разум, если им не руководствоваться в нрав­ ственных и иных побуждениях? Вот почему мы считаем этику наукой специфической, заметно отличающейся от естественных, технических

и даже некоторых социально-гуманитарных наук.

Таким образом нравственный мир человеческой личности про­ никает не только в сферу разума, но и во все разделы психики, он слишком противоречив, динамичен, чтобы его можно было «сфото­ графировать» при помощи какой-то математической формулы. В ос­ мыслении нравственной жизни важную роль может играть и чувство, и вера, художественный или религиозный образ.

1 Метафизика (греч. metaphysic – то, что идет за физикой после физики) – метод позна­ ния, рассматривающий явления разрозненно, изолированно, лишь под воздействием внешних сил, а не в их развитии и взаимной связи.

12 Аракелов Ю., Джегуганов Б., Олейников В.

3. Какова сущность, функции и структура морали?

Мораль (от лат. moral’s — нравственный, mores — нравы) является од­ ним из способов нормативного регулирования поведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отно­ шений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные существенные свойства.

> Мораль — это система принципов, норм, определяющих харак­ тер между людьми в соответствии с принятыми в данном обще­ стве понятиями о добре и зле, справедливом и несправедливом, достойном и недостойном.

И. Кант отмечает: -«Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжи­ тельнее мы размышляем о них, — это звездное небо надо мной и мо­ ральный закон во мне». Действительно, эти вещи свидетельствуют об эфемерности (недолговечности, скоро приходящности) человеческого бытия, в том числе всех человеческих угрызений по сравнению с косми­ ческими и моральными законами, и вместе с тем они свидетельствуют

о способности человеческого разума постигать и восхищаться ими.

С этой точки зрения структура морали, нравственности много­ ярусная и многоплановая. Охватить ее одновременно невозможно, не соблюдая биологический, психологический, социологический, норма­ тивный, личностный, философский подходы.

Очень простой вариант структуры морали был намечен в древно­ сти. Ведь нравственность — это, с одной стороны, понятие, убеждения, намерения, а с другой стороны — поступки, практические действия.

Соединение же слова и дела составляет суть нравственных отно­ шений между людьми, поэтому в морали в неразрывном единстве на­ ходятся сознание, деятельность и отношение.

Иначе в структуре нравственности выделяются:

• нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

Нравственное сознание представляет собой субъективную сторону нравственности, отражающей нравственное бытие людей. Особен­ ность этого сознания — в восприятии всех явлений с точки зрения ценности. Главная задача заключается не в объяснении явления, не в раскрытии его причин, а в его оценке. Ценностное отношение к дейст-

Профессиональная этика юриста 13

вительности — важная характеристика нравственного сознания. Осо­ бое место в иерархии ценностей занимает идея о должном. Эта идея определяет конечную цель деятельности человека (или общества). Исходя из этого, нравственное сознание позитивно или негативно оценивает поступки людей (в категориях добра и зла). Это является важной характеристикой, предписывая модель действия. Нравствен­ ное сознание реализуется в двух формах: общественной и индивиду­ альной.

Общественное сознание является элементом социальной жизни. В нем аккумулирован и систематизирован нравственный опыт много­ численных поколений, позволяющий отдельного человека воспиты­ вать как полноценную личность.

В общественном нравственном сознаний выделяется два уровня:

обыденный и теоретический.

Первый уровень представляет собой так называемую «житейскую мудрость» и «здравый смысл», повседневные суждения и оценки, не­ посредственно связанные с жизнью людей. Его представления зачас­ тую нечетки, неустойчивы и противоречивы, что связано с жизненными обстоятельствами.

Второй уровень — теоретический — характеризуется системностью, рациональностью. На этом уровне решаются «смысложизненные» во­ просы бытия. В теоретическом нравственном сознании главную роль играет моральная философия, т. е. этика.

При этом нужно учитывать, что индивидуальное нравственное соз­ нание рефлексивно, относится к внутреннему миру и состоит из не­ скольких компонентов:

• рационального, в котором выражаются мировоззрение личности, нравственные представления. Базовым элементом этого компонен­ та являются идеалы, оценки, принципы, установки, представления

о моральных качествах, о добре и зле;

• эмоционального, выражающего совокупность нравственных пере­ живаний человека (отзывчивость, сострадание, совесть, стыд, дос­ тоинство, честь).

• волевого, благодаря которому субъективный нравственный мотив реализуется в действии, на практике, иногда вопреки давлению объективных обстоятельств.

Нравственная практика является результатом объективации мо­ рального сознания, а базовый элемент практики — поступок. Струк-

14 Аракелов Ю., Джегуганов Б., Олейников В.

тура нравственной практики может состоять из следующих состав­ ляющих:

• замысел (намерение или постановка цели);

• мотивация, обоснование замысла;

• выбор цели, средств;

• действия, реализующие нравственную установку и линию поведе­ ния человека.

Нравственные отношения предполагают совокупность зависимо­ стей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Осо­ бенность нравственных отношений в том, что люди возлагают на себя определенные моральные обязательства, проявляющиеся в понимании своего долга, ответственности перед другими людьми и обществом в целом.

Нравственные отношения можно классифицировать:

• по содержанию, определяя обязанности человека в той или иной сфере деятельности;

• по характеру требовательности к себе и другим;

• по характеру связи в зависимости от уровня и интеллекта обще­ ния.

Таким образом, структура «нравственное сознание — нравственное действие — нравственное отношение» образует единое целое, а ее эле­ менты взаимно регулируются.

Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет.

Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия челове­ ка. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения.

Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осущест­ вляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия меж­ человеческих связей и отношений.

Профессиональная этика юриста 15

Регулятивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Имен­ но мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не ска­ жешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция мо­ рали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мне­ ния, а на совесть человека.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует уста­ новлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимо­ сти уважения к правам личности, достоинству других.

Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных пред­ ставлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с иде­ альным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое пове­ дение, определять вектор своего духовного развития.

Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и со­ держательность духовной жизни человека.

16 Аракелов Ю., Джегутанов Б., Олейников В.

В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые явля­ ются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро» и «зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т. д.).

В отечественной этической теории категории этики подразделяются

в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом:

• категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, цен­ ности и т. д.);

• категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т. д.);

• категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репу­ тация и т. д.).

Специфика категорий этики заключается:

• в том, что они выражают определенное содержание нравственно­ сти, отражая различные моральные позиции;

• в них представлена мораль как таковая.

Категории этики используются для оценки самых различных по­ ступков. В центре этических исследований находятся вечные пробле­ мы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «досто­ инство» не претерпевают существенных изменений с течением вре­ мени.

Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинст­ во», «честь», «смысл жизни», «счастье».

Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разгра­ ничивающие нравственное и безнравственное. Что же они из себя представляют?

Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положи­ тельное нравственное значение, служащее отграничению нравствен­ ного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над ми­ ром, надприродные, безличностные.

Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, про­ тиворечащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.

Профессиональная этика юриста 17

Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удов­ летворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения цели, при этом есть и природные блага, и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.).

При таком подходе добро — разновидность духовного блага. В эти­ ческом же плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра.

Справедливость означает такое положение вещей, которое рассмат­ ривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие ме­ жду деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием.

Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением.

«Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — тре­ бует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они отно­ сились к нам самим».

Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справед­ ливость считают синонимом правоохранительной деятельности, пра­ восудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повяз­ кой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется неспра­ ведливым.

Долг — категория этики, означающая отношение личности к обще­ ству, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях.

Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем.

Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, то­ варищеский.

В глазах общества сотрудник ОВД — непреклонный страж закон­ ности, которым движет только чувство долга, не допускающий ком­ промиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справед­ ливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствую-

18 Аракелов Ю., Джегуганов Б., Олейников В.

щие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы.

Сотрудник, соблюдающий «Кодекс чести. », клянется быть бес­ пристрастным и справедливым, как велят ему долг и его совесть.

Совесть — это категория этики, характеризующая способность че­ ловека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю само­ оценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравствен­ ные задачи и требовать от себя их выполнения.

Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и от­ ветственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой 1 .

Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стиму­ лирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна, когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или за­ труднен.

Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответст­ вия ее моральной деятельности нравственному долгу.

Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть.

Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответ­ ственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности.

Достоинство — категория этики, означающая особое моральное от­ ношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны об­ щества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности.

Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самокон­ троля.

Достоинство — выражение ответственности человека за свое пове­ дение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Досто-

Профессиональная этика юриста 19

инство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности.

Понятие достоинства личности опирается также на принцип равен­ ства всех людей в моральном отношении, основывается на равном пра­ ве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает.

Достоинство человека – одна из высших нравственных ценностей.

Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными за­ слугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката).

Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от до­ стоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оце­ нивает людей дифференцированно.

Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести — высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распростра­ нено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь».

Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распут­ ства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опро­ метчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не мень­ шей степени необходимы в системе правоохранительной деятель­ ности.

Например, «Кодекс чести. » сотрудника ОВД, принятый в 1993 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботить­ ся о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его ре­ путации.

1 См.: Словарь по этике. М., 1989. С. 321-322.

studfiles.net

Популярное:

  • Налог по дарственной на автомобиль Как оформить дарственную на автомобиль Передача транспортного средства в дар ближайшему родственнику осуществляется на основании составленного договора. Дарственная на автомобиль не должна нотариально заверяться в обязательном порядке, […]
  • Отказываются выплачивать зарплату при увольнении Можно ли законно перевести сотрудника на более низкооплачиваемую должность? На сегодняшний день мы наблюдаем быстрое развитие технологий, появление новых уровней промышленного производства, ввод в действие многочисленных предприятий и […]
  • Будет ли перерасчет пенсий работающим пенсионерам в августе 2018г 5000 рублей пенсионерам в январе 2018: выплатят ли единовременную выплату По пять тысяч рублей в качестве единовременной выплаты в начале 2017 года были выплачены всем пенсионерам. Люди с приятным удивлением получили эти деньги. Сейчас […]
  • Как вернуть авто дилера Возврат машины в салон и получение денег обратно. Инструкция по законному возврату, что если авто кредитный, как составлять претензию и получить деньги в срок? К покупке автомобиля мы всегда подходим очень ответственно. Тем не менее […]
  • Закон о сго Закон о сго Строка навигации Главная / Новости / Разъяснение Законов РК “О специальных государственных органах Республики Казахстан” и “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по […]
  • Закон предложения Изменения предложения и величины предложения Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Изменение предложения ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму […]
  • Отказ адвоката от защиты по уголовному делу §3. Недопустимость отказа адвоката от принятой на себя защиты клиента В соответствии с п. 6 ч. 4 ст. 6 Закона об ч. 7 ст. 49 УПК РФ адвокату не предоставлены права отказываться от принятой на себя защиты. Понятия защиты в законе не дано […]
  • Право собственности на объекты недвижимости и его ограничения Обременение права собственности: что это такое и как его снять Закон о регистрации прав на недвижимость включает в себя понятие обременения. Что же это такое? Обременение — это права третьих лиц на недвижимость, возникающие при различных […]