Предмет уголовного наказания

Криминология

Понятие, предмет, метод и система криминологии

Термин «криминология» происходит от латинского слова «crimen» — преступление и греческого «logos» учение и означает «наука (учение) о преступлении». Но в отличие от науки уголовного Права, изучающей преступления, ответственность и наказания за них в законодательной характеристике и правоприменительной практике, криминология исследует преступность, причины и условия ее возникновения и распространения, личность преступника и предупреждение преступлений как массовых социальных явлений.

Криминология как самостоятельная отрасль знаний и совокупность концепций борьбы с преступностью существует менее двух веков. Хотя некоторые суждения о причинах преступности и методах борьбы с ней встречаются уже в (античных) трудах римских и греческих мыслителей и в философских трактатах XVI—XIX вв. Но до второй половины XIX в. они не представляли еще самостоятельной системы научных положений.

Криминология — это социолого-правовая наука, изучающая преступность, личность преступника, причины и условия преступности, методы и средства ее предупреждения. Как общественная наука криминология вырабатывает и систематизирует объективные знания об изучаемой области социальной жизни, описывает, объясняет и прогнозирует явления и процессы в ней на основе устанавливаемых закономерностей возникновения, существования, изменения этих явлений и процессов.

Отечественная криминология выделяет и изучает четыре группы социальных явлений.

Преступность — исторически изменчивое социальное и уголовно-правовое явление в обществе. Она представляет собой совокупность (целостность) всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени. Преступность измеряется такими качественно-количественными показателями, как: состояние (уровень), структура и динамика.

Правонарушения, не образующие преступлений, но тесно связанные с ними («фоновые»), например пьянство, проституция, наркомания и т. п., рассматриваются криминологией при анализе причин и условий ряда видов преступлений и при разработке мер их предупреждения. Исследование же этих явлений и методов борьбы с ними в полном объеме не входит в предмет криминологии.

Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступлений. Применительно к личности преступника криминология рассматривает соотношение биологических и социальных факторов. Данные о личностных свойствах применительно к субъектам преступлений в целом и по видам преступлений содержат существенную информацию о причинах преступлений. Личность преступника исследуется также, как непосредственный адресат предупреждения новых преступлений (рецидива).

Причины и условия преступности объединены родовым понятием «криминогенные детерминанты» (от лат. determinate — обусловливать существование и развитие другого явления). Это совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, которые порождают и обусловливают (детерминируют) преступность как свое следствие. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы, механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, отдельных групп преступлений, конкретного преступления.

Предупреждение (профилактика) преступности как система государственных и общественных мер, направленных на устранение или нейтрализацию причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

Все четыре основных предмета изучения-криминологии органично взаимосвязаны. Конечная цель изучения первых трех частей (преступности, личности преступника, причин и условий преступности и преступлений) — разработка эффективной системы предупреждения преступности.

В системе общественных наук криминология располагается на стыке социологии и правоведения.

К правоведению криминология имеет непосредственное отношение, поскольку изучает явления, характеризующиеся уголовно- правовыми понятиями «преступление», «преступник». Кроме того, причины и условия преступности, личность преступника во многом связаны с дефектами правосознания, правовой психологии и т. п. Система профилактики преступлений также имеет правовой характер.

Вместе с тем изучение преступности как явления в целом, причин и условий, личности преступника, мер предупреждения преступности выходит за рамки правоведения. Криминология тесно связана с социологией — наукой об обществе, и более всего — с социологией права. Особенно велика роль социологии в изучении причин и условий преступности, а также личности преступника. Поэтому криминология прежде всего социолого-правовая наука и учебная дисциплина.

Специфика познания предмета заключается в следующем: криминология изучает преступность и связанные с ней явления как социально-правовую реальность. Для этой науки характерен глобальный и последовательный социологический подход к анализу и оценке преступности, личности преступника. В этом отношении криминология отличается, например, от науки уголовного права, которая имеет «свою» социологию, но в основном сосредоточивает внимание на анализе юридических норм, положений уголовного права о преступлении, наказании.

В то же время криминология как наука социально-правовая рассматривает юридические характеристики преступности, преступления и преступника. Однако она отличается, например, от тех разделов социологии, которые изучают социальные отклонения, в том числе — преступность.

Специфика криминологического познания заключается еще и в том, что делается выраженный акцент на объяснении причин изучаемых социально-правовых явлений и процессов. Приоритет криминологии — общая теория и концепция предупреждения преступности. Помимо этого криминология принимает участие в разработке как правовых, так и иных по содержанию мер предупреждения преступности: социально-экономических, культурно-воспитательных и др.

Криминология взаимодействует не только с правовыми и социологическими науками, но и со смежными отраслями права. Особенно с уголовно-правовой теорией и уголовным законодательством, которые дают юридическую характеристику преступлениям и преступникам. Эти определения обязательны для отечественной криминологии. В отличие от западной она отвергает использование неопределенного по границам понятия «отклоняющееся поведение» взамен «преступность», понятия «криминологический» рецидив взамен уголовно-правовой характеристики этого явления; не относит к числу преступников лиц, возраст которых не соответствует уголовно-правовым признакам.

В свою очередь, криминология предоставляет науке уголовного права, законодателю и правоприменительной практике информацию об уровне преступности, ее структуре, динамике, эффективности профилактики преступлений, а также делает прогнозы относительно изменений в социально-негативных явлениях.

Это позволяет своевременно проводить нормотворческую деятельность, связанную, во-первых, с криминализацией либо декриминализацией деяний, т. е. признания деяний преступными либо перевода преступлений в ранг иных правонарушений.

А во-вторых, с дифференциацией санкций, включая регламентацию случаев замены уголовных наказаний иными мерами воздействия. Таким образом, криминологическое знание не только составляет основу системы предупреждения преступности, но и играет существенную роль в развитии системы уголовно-правовой борьбы с преступностью во взаимодействии с профилактикой. Криминологическое знание используется при определении уголовной политики в стране.

Криминология тесно связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Сфера общих интересов — правоотношения, связанные с процессуальным нормотворчеством и правоприменительной деятельностью органов дознания, следствия, суда, прокуратуры по выявлению и устранению причин и условий преступности.

Взаимодействие уголовно-исполнительного права и криминологии наиболее активно осуществляется применительно к борьбе с рецидивом преступлений, к результативности исполнения наказаний, а также в ресоциализации и адаптации лиц, отбывших заключение. При этом уголовно-исполнительное право изучает порядок, процесс и проблемы, связанные с отбыванием наказания, а криминология — причины и условия рецидива и меры по их устранению. Уголовно-исполнительное право и криминология совместно разрабатывают рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц.

Поскольку криминология изучает массовые явления: причины и условия множества преступлений, личности преступников и разветвленную систему мер профилактики преступлений, то одним из основных способов сбора и анализа информации является статистический метод. Данные уголовной статистики органов внутренних дел, прокуратуры и суда, а также результаты конкретных криминологических исследований дают обобщенную картину преступности.

Данные общесоциальной статистики (демографической, экономической и др.) используются при исследовании причин и условий преступности и тенденций ее развития.

Криминология тесно связана с деликтологией. Это междисциплинарная комплексная наука и направление в законодательстве о непреступных правонарушениях, их причинах и условиях, личности правонарушителей и предупреждении правонарушений. Она включает в себя административную, дисциплинарную, гражданскую и семейную деликтологию.

Криминологический анализ причин и условий преступности, как и специальное изучение экономических илу должностных преступлений, невозможен без знания экономической статистики, политической и прикладной экономики.

Для познания причин и условий преступности и преступлений криминология активно использует данные общей, социальной и юридической психологии, демографии, общей концепции и отдельных отраслей социологии и политологии. Такие сведения особо значимы, в частности, при прогнозировании и программировании борьбы с преступностью, а также при специальном изучении профилактики преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений, преступлений, совершаемых лицами без постоянного источника доходов, в том числе безработными.

Криминология связана и с педагогикой. Взаимодействие этих наук особенно важно при исследованиях преступлений несовершеннолетних, рецидива, бытовых преступлений. Данные педагогики необходимы и при разработке и анализе эффективности индивидуальных мер предупреждения преступлений. Обоснованно предложение о выделении такого направления на стыке криминологии и педагогики, как криминологическая педагогика или педагогическая криминология.

Криминология взаимодействует также с новой научной дисциплиной — юридической конфликтологией.

Таким образом, социолого-правовая природа криминологии предполагает ее уникальную для права комплексность, тесное взаимодействие со многими научными и нормативными направлениями. Однако это ни в коей мере не сказывается на определенности предмета криминологии, четкости ее границ при размежевании с родственными отраслями знаний и права.

isfic.info

Образец акта проверки пожарной безопасности

Акт проверки пожарной безопасности – документ, который составлен несколькими лицами и подтверждает факт проверки пожарной безопасности. Любое мероприятие по регулированию на поднадзорном объекте пожарной безопасности завершается в обязательном порядке составлением соответствующего документа. Акт проверки пожарной безопасности составляет уполномоченное лицо или его комиссия, это документ строгой отчетности, который оформляется обязательно на унифицированном бланке. В акте указывают фактический адрес объекта, на котором проверка производилась, данные руководителя и данные лица, которое ответственно за пожарную безопасность.

При обнаружении незначительных нарушений составляют предписания в отношении быстрого устранения недочетов.

Серьезные нарушения могут быть поводом к закрытию до момента приведения в согласие с противопожарными нормами проверяемого объекта.

Образец акта проверки пожарной безопасности

Федеральное государственное предприятие

«Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации»

Филиал ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской ж. д.

Пермский отряд ВО филиала ФГП ВО ЖДТ России на Свердловской ж. д.
Акт проведения мероприятия по контролю

г. Пермь «__ » октября 20__г.

(место составления акта )

Я, старший инструктор сектора пожарной профилактики Пермского отряда ВО

(должность и Ф.И.О. инспектора по пожарному надзору на железнодорожном транспорте, филиала ФГП ВО ЖДТ Российской Федерации на Свердловской ЖД Голев В.В. проводившего мероприятия по контролю)

на основании распоряжения НОРП-2 № 243 от 01.10.2010г. ___________________________

(указывается дату и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю)

совместно с освобожденным бригадиром текущего ремонта участка Пермь НГЧ-1 Подкидышевой Н.И.

(должность и Ф.И.О лиц, участвовавших от ОАО «РЖД» в проведении мероприятия по контролю)

с привлечением руководителей структурных подразделений НГЧ-1 на местах,

(указать Ф.И.О. должность, представителя руководителя подразделения ОАО «РЖД», присутствовавшего при проведении мероприятия по контролю)

руководствуясь ст. 12 Федерального закона «О пожарной безопасности» ( инструкция пожарной безопасности ) провёл плановое мероприятие по контролю за противопожарным состоянием территории, производственных и служебно-бытовых зданий и помещений структурных подразделений НГЧ-1 на ст. Пермь-2

( указать вид мероприятия по контролю)
______________________________________________________

указать наименование объекта контроля, его адрес)

В ходе проверки соблюдения требований норм и правил пожарной безопасности установлено:

Административно – служебное здание НГЧ-1

(ул. Барамзиной 8А)

Двери, ведущие из коридора 3-го этажа в лестничные клетки основного и запасного выходов, не оборудованы доводчиками для самозакрывания дверей.
Снят доводчик, на дверях, ведущих из коридора второго этажа в лестничную клетку основного выхода.
В коридорах третьего этажа недостаточно знаков, указывающих направление движения к эвакуационному выходу.
Дверь помещения электрощитовой не соответствует требованиям норм по пределу огнестойкости.
Помещение системного администратора (компьютерщика) оснащено порошковым огнетушителем. По правилам требуется углекислотный огнетушитель.
Отсутствует шланг у огнетушителя ОП-5, в помещении техотдела.
Просрочена дата проверки огнетушителя в каб. №213.
Просрочена дата проверки огнетушителя в каб. №106.
Двери запасных выходов с 1-го этажа здания с внутренней стороны закрыты на замок.

Аварийная служба НГЧ-1.

Отсутствует шланг у огнетушителя ОП-5 в помещении мастерской.
Отсутствует шланг у огнетушителя ОП-5, установленного в коридоре возле кабинета мастера.
На дверях склада, с фасадной стороны здания, отсутствует табличка с указанием категории производства, класса помещения по ПУЭ и с фамилией ответственного за противопожарное состояние.

Производственная база НГЧ-1. Здание СБК

Двери запасных выходов со 2-го и 1-го этажей с внутренней стороны закрыты на замки.
ВПК на лестничной площадке запасного выхода не оборудован пожарным стволом.
В коридоре второго этажа уложен линолеум с неизвестными показателями пожарной опасности.
Двери, ведущие из коридора 2-го этажа в лестничную клетку основного и запасного выходов, не оборудованы доводчиками для самозакрывания дверей.
Люк выхода на кровлю здания не закрыт на замок, нет надписи о месте нахождения ключа.
Помещение учебного класса ГО не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Дверь, разделяющая коридор, ведущий в учебный класс ГО от лестничной площадки второго этажа, не оборудована доводчиком.
На дверях складских помещений, расположенных в здании СБК, отсутствуют таблички с указанием категории производства, класса помещения по ПУЭ, и с фамилией ответственного за противопожарное состояние.
Отсутствуют противопожарные двери помещения электрощитовой, расположенного в кладовой электриков.

Огнетушители, установленные в помещениях цеха, не проверены на зарядной станции.
Дверь запасного выхода, из помещения цеха, закрыта на замок.
Установка автоматического пожаротушения (УАПТ) помещения пропитки и сушки обмоток электродвигателей не исправна, не обслуживается.
Отсутствует журнал учета технического обслуживания и ремонта УАПТ.

Огнетушитель установленный в ящике ВПК не проверен на зарядной станции.
Циклон для сбора опила и стружки не оборудован автоматической системой пожаротушения.
Отсутствуют двери, отделяющие коридоры 3-го, 2-го и 1-го этажей, от лестничных клеток.
ВПК -4 обеспечен не годным пожарным рукавом.
Дверь помещения электрощитовой не соответствует требованиям норм по пределу огнестойкости.
Сушильная камера для пиломатериала не оборудована установкой пожаротушения.

Огнетушители с просроченной датой очередной проверки.

ВПК не оборудован ящиком, пожарным рукавом со стволом.
Нарушена целостность защитного стекла на ручном пожарном извещателе.

Указатели категории производства, класса помещения по ПУЭ на входных дверях всех складов требуют обновления.
В складе №21 имеется не задействованное электрооборудование и электропроводка.
Система пожарной сигнализации в зданиях складов на момент проверки не исправна.
В кладовой электриков возле проходных электропроводка проложена с нарушением ПУЭ, на светильнике освещения отсутствует защитный колпак.

По горючей кровле здания гаража проложен электрический кабель.

Не проводится регулярное техническое обслуживание установки автоматической охранно-пожарной сигнализации, защищающей складские и производственные помещения базы.
В помещении проходных эксплуатируется электропечь без терморегулятора.
Инструкция вахтера по действиям на случай возникновения пожара требует переработки.
Телефонная связь не исправна.
Под электрочайником отсутствует не горючая, термоизоляционная подставка.
Журнал учета ТО АПС не заполнен надлежащим образом.
Запасные ключи от ворот, от помещений не подписаны.

Здание общежития и ДОЛБ (ул. Генкеля 9)

Огнетушитель ОУ-3 в служебно-бытовом помещении вахтеров не исправен.
Помещение заведующего общежитием не обеспечено памяткой, о необходимости обесточивания электроприборов перед уходом из помещения.
В помещении заведующего отсутствует табличка с номером вызова пожарной охраны.
Огнетушители ОУ-3 установленные в ящиках пожарных кранов на лестничных площадках, не пригодны к использованию, т.к. на углекислотные огнетушители установлены шланги от порошковых огнетушителей.
В помещении курилки ДОЛБ просрочена дата проверки огнетушителя.
В помещении кладовой, расположенной в мусоросборной камере, электролампа освещения без защитного колпака.
В помещении насосной у огнетушителя ОУ-3 отсутствует раструб.
На дверях кладовых в подвальном помещении отсутствуют фамилии ответственных лиц, за кем закреплены данные кладовые.
В подвальном помещении в бойлерной отсутствуют защитные стекла на плафонах освещения.
Подвальное помещение, смежное с помещением бойлерной, не очищено от горючего мусора.
Помещение дежурного оператора не оснащено табличкой с номером вызова пожарной охраны.

Общие замечания по всему участку Пермь

Отсутствует нумерация внутренних пожарных кранов на объектах, оборудованных внутренним противопожарным водопроводом.
Отсутствуют инвентарные номера, эксплуатационные паспорта у огнетушителей, журнал учета технического обслуживания огнетушителей, установленных в производственных и служебно-бытовых зданиях.
Планы эвакуации из зданий выполнены не в соответствии с ГОСТ 12.2.143-2009.

Принятые меры: Один экземпляр данного акта вручен начальнику НГЧ-1 Бокову В.В..

(указать меры по устранению нарушений, принятые инспектором по пожарному надзору на ж. д. т.:

Оформлено предписание № 13/12/2012 для устранения выявленных нарушений ППБ.

предписание ведомственного пожарного надзора, предписание о приостановке эксплуатации, прилагаемые к данному акту,
___________________________________ их номера и даты)

_______________________________________ Объяснения лиц, на которых возлагается ответственность за нарушения требований норм и правил пожарной безопасности ______________________________________________

(привести также сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом руководителя

__________________________________________ подразделения ОАО «РЖД» или его представителя, а также лиц, присутствовавших при проведении
____________________________________________________

мероприятий по контролю, их подписи или запись об отказе от подписи)
_____________________________________________________

(указать прилагаемые документы, связанные с проведением мероприятий по контролю)
_______________________________________________________
__________________ ст. НОРИ Голев В.В.

(подпись) (должность, ФИО инспектора по пожарному

____________________ Начальник НГЧ-1 Боков В.В.

(подпись) (должность, фамилия, инициалы)

Законодательное обеспечение проверок пожарной безопасности

Проверки пожарной инспекции регламентируются принятым в 2004 году №820-ФЗ «О государственном пожарном надзоре». Этот нормативный акт устанавливает порядок проведения проверок, полномочия инспекторов, права и обязанности проверяемого лица или организации, периодичность проведения проверок. В соответствии с этим законом пожарная инспекция обязана заблаговременно уведомить проверяемого о факте предстоящей проверки, а саму проверку проводить не чаще одного раза в 2 года, с продолжительностью не более 1 месяца (увеличение этих сроков возможно только в исключительных случаях). Более частый визит проверяющего допускается при условии контроля за исполнением предписаний инспекции по ранее выявленным нарушениям.

Основываясь на другом нормативном акте – №294-ФЗ «О защите прав юр.лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении гос. контроля. » органы государственной власти, а именно – Генеральная прокуратура и сама контролирующая организация – не только направляют в адрес проверяемого уведомление о проверках, но и публикуют во всеобщем доступе план их проведения, в том числе и план пожарных проверок. Любой предприниматель может ввести наименование своей организации (или ИП), ИНН и в результате узнать будет ли проведена проверка пожарной безопасности в предстоящем году.

Шаг 1: Начало пожарной проверки

Итак, начало проверки пожарной безопасности – это получение уведомления о дате визита проверяющих, сроках и порядке проведения проверки. В указанную в уведомлении дату к вам придет пожарный инспектор и первое, что он должен сделать – предъявить вам письменное распоряжение начальника пожарного управления (или его заместителя). Без предъявления этого документа никакой проверки пожарной безопасности проводиться не может.

В этом документе обязательно должна присутствовать информация о дате проведения проверки, ее виде, наименовании проверяемой организации (или ИП) и самое главное – о Ф.И.О. и звании инспектора. Всю эту информацию вам необходимо проверить самым тщательным образом и при обнаружении несоответствий потребовать замены документа на достоверный (например, к вам пришел другой инспектор). Кроме этого, проверяющие не вправе превышать сроки проверки, заявленные в данном распоряжении.

Не лишним будет снять ксерокопию распоряжения о проверке пожарной безопасности, чтобы вы могли всегда обратиться к его содержанию и проконтролировать действия инспектора на предмет нарушения.

Шаг 2: Проверка документов

После того, как пожарный инспектор подтвердит свои полномочия, он в первую очередь попросит вас предъявить документы, которые необходимы для соблюдения режима пожарной безопасности контролируемого объекта. Перечень таких документов может варьироваться в зависимости от вида осуществляемой деятельности, опасности производства, размеров помещения, количества работников и так далее. Тем не мене в этот перечень обязательно войдут:

Необходимость наличия в помещении средств пожарной сигнализации и пожаротушения зависит от площади и специфики использования здания. Уточнить подпадает ли используемое вами здание или помещение под действующие нормы можно в так называемом НБП 110-03 «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией».

акты проверок пожарных гидрантов или водопроводов (если они конечно есть в вашем здании).

Шаг 3: Проверка пожарной безопасности помещения

После контроля документов инспектор приступит к непосредственному осмотру здания (или помещения), в ходе которого проконтролирует:

соответствие плана эвакуации реальной конфигурации помещений

материалы отделки стен, плов и потолков

наличие, правильное расположение и состояние аварийных выходов

состояние решеток на окнах – они должны обязательно открываться изнутри, если все окна в помещении зарешечены

наличие, количество, состояние и правильное расположение огнетушителей и противопожарного оборудования

общее состояние помещения, проходов и эвакуационных путей на предмет захламления

наличие информационных табличек о путях эвакуации, пожарных выходах, обозначении огнетушителей и указание номера телефона при пожаре

наличие и состояние систем оповещения о пожаре (для тех помещений, где работают более 10 человек)

Шаг 4: Составление акта проверки пожарной безопасности

По итогам проведенных контрольных мероприятий инспектор должен составить акт о проведенной проверке пожарной безопасности. Еще в процессе осмотра помещения и проверки документов, он может попросить дать объяснения о каких-либо выявленных нарушениях или недочетов в организации противопожарной безопасности. Учитывая эти комментарии, а также основываясь на общепринятой практике, составляется Акт пожарной проверки. Как правило, его составление занимает 2-3 дня, после чего пожарный инспектор предъявляет его руководителю проверяемого юр.лица или ИП под подпись.

В Акте пожарной проверки содержится:

информация о составителе (инспектор) и проверяемой фирме, дате проведения проверки

описание текущего пожарно-технического состояния проверенного помещения

перечень выявленных нарушений с апелляцией к действующим нормам противопожарной безопасности

меры воздействия на нарушителя, возложенная на него ответственность

объяснения ответственных за выявленные нарушения лиц

отметки об ознакомлении проверяемого лица (или его представителя) с актом, а также о согласии или несогласии с его содержанием и информацией о нарушениях

в случае выявления серьезных нарушений, к акту прикладываются протоколы, составленные в ходе проверки на ответственных за противопожарную безопасность лиц.

Если вы не согласны с содержанием Акта пожарной проверки, в нем не зафиксированы ваши объяснения, вы считаете нарушения или меры воздействия необоснованными, то обязательно в форме акта указывайте «Не согласен» и подробно аргументируйте свою позицию.

Из существующей практики можно утверждать, что проверка пожарной безопасности дело серьезное, но редко приводящее к серьезной ответственности в случае первоначального обнаружения несерьезных нарушений. В большинстве случаев пожарный инспектор ограничивается предупреждением и составляет соответствующее предписание с рекомендациями по устранению нарушения, а также с указанием сроков проверки соблюдения этих предписаний. Если же вы злостно нарушаете противопожарные нормы, либо не соблюдаете предписания пожарных инспекторов, то вам не избежать административной ответственности, а в крайних случаях – и возбуждения уголовного дела.

www.webohrannik.ru

Тема.4 Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя РФ

Конституция — (от лат. constitutio — установление, устройство) — это единый, обладающий особыми юридическими свойствами нормативно-правовой акт, посредством которого народ учреждает основные принципы устройства общества и государства, закрепляет правовой статус человека и гражданина.

Конституция как основной закон государства и общества имеет ряд отличий от других правовых актов.

Отличия конституции от других правовых актов

— Имеет учредительный, основополагающий характер. Регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из которых затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его государственно-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы — основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.

— Обладает высшей юридической силой. Действие конституции распространяется на всю территорию государства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с конституцией. Строгое и точное ее соблюдение — это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений.

— Характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что конституция закрепляет устои общественного и государственного строя, и рассчитана на длительный срок действия, а также особым порядком ее принятия и изменения.

— Содержит нормы, имеющие прямое действие. Конституционные нормы действуют без утверждения какими-либо органами государственной власти или должностными лицами.

Виды конституций

писаная

неписаная

существует в виде единого документа (Конституции России, США, Франции)

существует в виде большого числа парламентских законов, судебных прецедентов и обычаев (Конституции Великобритании, Израиля, Новой Зеландии)

реальная

фиктивная

адекватно отражает реальное конституционное строение

не соответствует фактическим условиям, является декларативной

народно-суверенная (договорная) (Конституция США 1787 г., Российская Конституция 1918 г.)

октроированная (фр. octroyer — жаловать, даровать), т. е. дарованная своему народу монархом или президентом (Конституция Японии 1889 г.)

Роль конституции в обществе реализуется в ее функциях.

Функции конституции

Определяет устройство государственной власти, закрепляет политическое многообразие

Выступает ядром правовой системы, учреждает основополагающие правовые положения, являющиеся исходными и определяющими для различных отраслей права. Стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства

Воплощает общечеловеческие ценности, закрепляет права и свободы, характерные для цивилизованного общества, объявляет составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права

Устанавливает определенный порядок в государстве, создает систему институтов и органов власти

Способствует формированию правового сознания населения — совокупности знаний о праве, взглядов на право, отношений к праву и оценок права

Конституции в государствах могут приниматься в силу разных причин:

Смена политического режима в государстве

Коренные изменения в социально-экономической и политической жизни государства

Образование
нового государства

=> Принятие новой конституции

Конституция Российской Федерацииэто основной Закон России, закрепляющий основы конституционного строя, организации государственной власти и взаимоотношений между гражданином, обществом и государством.

Этапы конституционного развития России

Основной закон российского государства

Основные законы Российской Империи (фактически первая российская конституция)

Первая конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР)

Дополнения и изменения, вносимые в Конституцию РСФСР 1978 г.

Конституция Российской Федерации (РФ)

Вопрос о новой Конституции РФ был поставлен на I Съезде народных депутатов России в 1990 г.: была образована Конституционная комиссия для разработки проекта нового Основного закона. Такой проект был подготовлен и рассмотрен Верховным Советом РФ и Съездом народных депутатов РФ, но он носил идеологизированный характер.

Весной 1993 г. по инициативе Президента РФ был разработан новый проект Конституции, для завершения подготовки которого летом 1993 г. созвали Конституционное Совещание. Осенью 1993 г. Конституционное Совещание продолжило работу над проектом нового Основного закона РФ, который в конце года был вынесен на всенародное голосование, состоявшееся 12 декабря 1993 г. Согласно Положению о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ, для принятия нового Основного закона России требовалось, чтобы более 50% избирателей, участвовавших в голосовании, проголосовали за его принятие (при условии, что в голосовании участвовало более половины всех избирателей).

Новая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием и вступила в силу с момента опубликования его результатов — 25 декабря 1993 г. С ее принятием завершился советский период развития российской государственности.

Конституция РФ занимает центральное место в правовой системе общества.

Особенности Конституции РФ

Особенности,
обусловливающие
центральное место
Конституции РФ
в правовой системе

Принимается народом (или от его имени)

12 декабря 1993 г. в результате всенародного голосования был одобрен проект новой Конституции РФ

Имеет учредительный характер

В Конституции РФ воплощена учредительная власть народа, который является носителем суверенитета и единственным источником власти. Смысл учредительной власти: право утверждать основы общественного и государственного устройства

Обладает высшей юридической властью

Об этом прямо сказано в ст. 15 Конституции РФ. Кроме того, в ней подтверждается тот факт, что Конституция имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Основному закону

Имеет всеохватывающий характер

Конституция РФ распространяется на все сферы жизни общества (экономическую, социальную, политическую, духовную), в рамках которых она регулирует базовые основы общественных отношений

Является основой для всех иных источников права

Принципы и положения Конституции РФ играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства. Именно Конституция регулирует сам процесс правотворчества, т. е. устанавливает, какие основные акты принимают различные органы, их наименования, юридическую силу, порядок и процедуру принятия законов. В самой Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты в соответствии с ней

Отличает особый порядок охраны

Ст. 80 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что Президент России является ее гарантом. В своей присяге он обязуется соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации (ч. 1, ст. 82). Президент имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае противоречия их федеральной Конституции. Президент, Совет Федерации и Государственная Дума могут инициировать в Конституционном Суде России процедуру разрешения споров о соответствии Конституции нормативных актов, указанных в ст. 125 Основного закона РФ. Конституционный Суд РФ — это орган, специальной задачей которого является правовая охрана Конституции

Характеризует особый, усложненный порядок пересмотра и внесения поправок

Из текста Конституции РФ следует, что она может быть подвергнута пересмотру, а также в нее могут быть внесены отдельные поправки. Пересмотру подлежат лишь положения 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции России, но они не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием РФ. Внесение же поправок направлено на изменение гл. 3—8 Конституции РФ, что входит в компетенцию российского парламента.

Субъекты права на внесение предложений о поправках и пересмотре положений Конституции РФ: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, группа численностью не менее 1 /5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.

Если предложение о пересмотре положений глав 1-й, 2-й и 9-й Конституции будет поддержано 3 /5 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то созывается Конституционное Собрание. Оно либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает новый ее проект, который принимается Конституционным Собранием 2 /3 голосов или выносится на всенародное голосование. В последнем случае Конституция считается принятой, если за нее проголосуют более половины избирателей, участвовавших в голосовании, при условии, что в нем приняли участие более половины избирателей.

Несколько облегченный порядок изменения Конституции относится к главам 3—8, поправки к которым принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона. Однако данные поправки вступают в силу только после одобрения органами законодательной власти не менее чем 2 /3 субъектов РФ.

Предложение о поправке к Конституции должно содержать текст новой статьи (части или пункта статьи) Конституции РФ, либо текст новой редакции статьи, либо положение об исключении статьи из Конституции РФ. Данное предложение вносится в Государственную Думу.

Рассмотрение Государственной Думой проекта закона о поправке к Конституции осуществляется в трех чтениях. За его принятие должно проголосовать не менее 2 /3 от общего числа депутатов Государственной Думы и 3 /4 от общего числа членов Совета Федерации. После этого закон публикуется для всеобщего сведения и направляется Председателем Совета Федерации в законодательные (представительные) органы субъектов Федерации для рассмотрения. Они обязаны рассмотреть закон о поправке к Конституции РФ в течение одного года со дня его принятия.

После того как законодательные (представительные) органы не менее чем 2 /3 субъектов РФ одобряют данный закон, он направляется Президенту России для подписания и официального опубликования

Структура Конституции РФ

По своей структуре Конституция РФ состоит из преамбулы (вступительной части) и двух разделов:

Провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.

Основы конституционного строя

Сущность государства; правовое положение человека и гражданина; принципы социальных и экономических отношений; основы политической системы общества; взаимоотношения государства и религии

Права и свободы человека и гражданина

Принципы правового положения человека и гражданина; принципы гражданства России; система прав и свобод человека и гражданина; гарантии прав и свобод; основные обязанности человека и гражданина

Конституционный статус Российской Федерации и ее субъектов; взаимоотношения между федеральной властью и субъектами Федерации

Президент Российской Федерации

Статус Президента как главы государства; порядок вступления в должность и полномочия; порядок отрешения Президента от должности

Основы организации и деятельности Федерального Собрания, его статус; порядок формирования и компетенция; нормы законодательного процесса

Правительство Российской Федерации

Порядок формирования Правительства, его структура, уровень компетенции; порядок отставки и выражение недоверия Правительству

Судебная система России. Статус судей, принципы судопроизводства. Порядок формирования и компетенция Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; Прокуратура РФ

Система и функции местного самоуправления; гарантии местного самоуправления

Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Порядок изменения и дополнения действующей Конституции; ее пересмотр

Заключительные и переходные положения: о введении Конституции РФ в действие и соответственно прекращении действия прежней Конституции; о соотношении Конституции и Федеративного договора; о порядке применения законов и иных нормативных правовых актов, действовавших до вступления в силу настоящей Конституции; об основаниях, на которых продолжают действовать ранее образованные органы.

Основные задачи Конституции РФ

Преобразование России в демократическое правовое государство

Признание и приведение института прав и свобод человека и гражданина в соответствие с международными стандартами

Основы конституционного строя России.

Конституционный строй – это устройство общества и государства, закреплённое нормами конституционного права.

Признаками конституционного строя являются:

  • верховенство права;
  • широкие права и свободы человека, их гарантированность;
  • участие народа в осуществлении государственной власти и широкое народное представительство;
  • разделение властей.
  • Защита конституционного строя обеспечивается:

  • особым порядком предложения и внесения поправок к главе 1 Конституции – Основы конституционного строя;
  • неотвратимостью наказания лиц, осуществляющих действий, направленные на свержение конституционного строя.
  • Общечеловеческие ценности и цели, провозглашённые в преамбуле Конституции РФ:

    • демократии: права и свободы человека, равноправие и самоопределение народов, демократическая основа государственности России;
    • нравственные: вера в добро и справедливость, почитание памяти предков;
    • российской государственности: сохранение исторически сложившегося государственного единства, возрождение суверенной государственности, утверждение её незыблемости;
    • патриотизма и интернационализма: любовь и уважение к Отечеству, ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, осознание общей судьбы у народов многонациональной России, её причастности к мировому сообществу.
    • Принципы конституционного строя, включённые в Конституцию:

      1. человек, его права и свободы являются высшей ценностью (ст.2), что обязывает государство признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
      2. суверенитет её многонационального народа (ст.3), что означает – верховенство народной власти, право народа быть носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ;
      3. государственный суверенитет РФ (ст.4), означающий, что государственная власть в РФ едина, верховна и независима;
      4. федерализм (ст.5), обеспечивающий государственную целостность России и разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
      5. разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную (ст.10), означающий, что органы законодательной, исполнительной, судебной власти “сдерживают” друг друга, не допуская сосредоточения власти в руках одного органа;
      6. Россия – социальное государство (ст.7). Этот принцип закрепляет социальную ответственность государства за удовлетворение потребностей членов общества и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
      7. установление рыночной экономики. Это проявляется в признании и защите различных форм собственности, частной, государственной, муниципальной и иных (ст.8,9);
      8. идеологическое и политическое многообразие (ст.13). Их суть состоит в том, что никакая идеология в России не может быть провозглашена в качестве государственной или обязательной и признании многопартийности;
      9. Россия – советское государство. Это означает, что в России не допускается установление никакой религии в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст.14).

      humanitar.ru

    Популярное:

    • Учебно методическое пособие по развитию речи Книги по русскому языку Книги и учебники по русскому языку разных годов Содержание раздела Книги и учебники по русскому языку Описание раздела «Книги по русскому языку» В данном разделе вы можете скачать бесплатно и без регистрации Книги […]
    • Полномочия лидера Ярош сложил с себя полномочия лидера "Правого сектора" Украинский депутат отметил, что его мнение не всегда совпадает с единомышленниками, а быть "свадебным генералом" в этой националистической организации он не хочет Москва. 11 ноября. […]
    • Ставка по транспортному налогу 2011 Отчитываемся по транспортному налогу: исчисление и учет налога, заполнение декларации Транспортный налог считается одним из самых понятных и простых налогов. Но здесь имеются свои подводные камни. Рассматриваемый налог, как известно, […]
    • Наказание за проживание без прописки Временная регистрация иностранных граждан, ответственность владельца. Инструкция по тому, как избежать проблем. Львиная доля квартир сейчас сдается студентам и трудовым мигрантам. При этом, временная регистрация оформляется крайне редко, […]
    • Пособия многодетным семьям екатеринбург Выплаты и пособия на ребенка в Свердловской области и Екатеринбурге в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Свердловской области и Екатеринбурге в 2018 году Детские пособия установлены Федеральным […]
    • Организационная структура правила формирования ВоС обычно разделяются на различные виды; обычно ими являются армия (сухопутные войска), авиация (военно-воздушные силы) и военный флот (военно-морской флот / военно-морские силы). Ряд стран организовывают часть своих Вооружённых Сил как […]
    • Закон есть свободный от страсти Дарья Донцова - Сборник произведений [234 книги] (2005-2018/FB2) Название: Дарья Донцова - Сборник произведений Год: 2005 - 2018 Жанр: Детектив, Иронический детектив Формат: FB2 Качество: (eBook) Изначально компьютерное Описание: Дарья […]
    • Субсидии правительства нижегородской области Субсидии для туроператоров Возмещение затрат на организацию чартерных программ Нижегородская область – первый регион, который внедряет новую меру поддержки для туроператоров В Нижегородской области внедряется новая эффективная мера […]