Форма собственности в ссср

Формы собственности и формы хозяйствования

Форма собственности — это законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. Признанными и гарантированными Конституцией Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (далее — Конституция), являются такие формы собственности, как государственная, муниципальная и частная.

Конституция допускает существование также иных форм собственности, в рыночном хозяйстве в качестве основных следует выделить частную и государственную формы собственности. Формы хозяйствования — это формы экономической реализации отношений собственности, находящие свое конкретное отражение в организационно-правовых формах предприятий.

Формы собственности и формы хозяйствования не следует отождествлять, но в то же время и противопоставлять друг другу. Наибольшим изменениям подвержены формы хозяйствования, поскольку в условиях конкурентной борьбы субъекты хозяйствования стремятся использовать новейшие научно-технические разработки, применять новые формы организации, управления, стимулирования и т.п., способствующие достижению поставленной цели. В результате одни формы отмирают, другие переходят в иное состояние, возникают новые формы хозяйствования, но все они продолжают действовать в рамках имеющихся форм собственности.

Формы собственности в СССР и в Российской Федерации. К началу 1990-х гг. в СССР сложилась следующая структура собственности на средства производства: государственная собственность составляла 88,6% от общей структуры собственности, колхозная — 8,7%, собственность кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) — 1,5%, собственность граждан — 1,2%. Эти данные свидетельствуют о высоком государственном монополизме на средства производства.

Положительной стороной проявления государственной собственности выступали обеспечение единого централизованного управления экономикой, огромная концентрация ресурсов и их использование для решения глобальных хозяйственных задач. На развитии государственной собственности базировался и процесс расширенного воспроизводства, где централизация собственности обеспечивала относительное равенство в распределении материальных и духовных благ между членами общества. Однако опыт СССР и стран социалистического лагеря показал несостоятельность абсолютизации государственной собственности. Эффективность народного хозяйства, основанного на государственной собственности, оказалась невысокой, по многим параметрам она уступала эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.

Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании достижений науки и техники, так как существовавшая монополия государственной собственности делала более выгодным выпуск традиционной продукции на основе устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишало предприятия стимулов к повышению качества продукции и снижению издержек производства. Недостаток подлинно хозяйского отношения к производству так или иначе препятствовал его нормальному функционированию. Это объяснялось тем, что, по утверждению западных экономистов, хозяин всегда заинтересован в процветании фирмы, а управляющий — в сохранении своей должности и получении сверхприбылей в кратчайший срок.

С распадом СССР начался процесс возврата к частной собственности на средства производства и рыночному механизму координации и управления экономической деятельностью. Частная собственность — это собственность отдельных, обособленных лиц, направленная главным образом на получение и умножение их доходов. Данная форма собственности преобладает со времен рабовладельческого общества вплоть до наших дней.

Формирование отношений собственности в России началось с приватизации. Ее предполагалось провести в два этапа: первый этап — чековый (ваучерный) — с 1 июля 1992 г. по 1 июля 1994 г.; второй этап — денежный — с 1 июля 1994 г. по настоящее время. К сожалению, цели и задачи, которые ставились при проведении приватизации, не оправдали надежд большинства населения страны. Приватизация подразумевает смену собственника посредством передачи или продажи на различных условиях государственной собственности экономическим субъектам, которые используют ее в дальнейшем в хозяйственной деятельности, неся полную имущественную ответственность за ее результаты. Государственная собственность, на долю которой в 1990-е гг. приходилось 89,2% в общей структуре собственности, в результате приватизации перешла в основном в частные руки. Таким образом, в настоящее время в экономике России преобладает частная собственность, на долю которой приходится 84,6%.

Как экономическая категория государственная собственность означает принадлежность имущества народу в лице избранных им представительных органов государственной власти. С этой точки зрения право государственной собственности в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества. Что же касается конкретных органов и лиц, уполномоченных государственным собственником в порядке ст. 125 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее — ГК) выступать от его имени, то их формы и виды определяются теми отношениями, в которых они призваны участвовать.

Так, наиболее широкими полномочиями по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности располагает Правительство РФ (п. «г» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, п. 15 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 24 января 1993 г.) и др.). Основными органами, располагающими полномочиями по управлению и распоряжению объектами государственной собственности субъектов РФ, следует считать губернаторов (мэров, глав администраций), правительства, комитеты по управлению имуществом и фонды имущества субъектов РФ.

Государственная форма собственности существует в экономике практически любой страны. Она приходит прежде всего в те сферы хозяйства, где частный сектор не хочет или не может принимать участие в силу разных причин: низкая прибыльность, значительные размеры инвестиций и сроки их окупаемости, большой риск и т.п. Это, например, угольная промышленность, авиация, космонавтика, атомная энергетика. Кроме того, государственная собственность охватывает отрасли инфраструктуры, способствующие решению общественных задач, таких как образование, наука, здравоохранение, транспорт, связь и др. Государственная собственность возникает в результате национализации (возмездной — с полной или частичной компенсацией и безвозмездной — без компенсации, т.е. насильственной); строительства новых объектов за счет средств госбюджета; покупки государством контрольного пакета акций частных компаний и т.п.

В системе экономических отношений не исключено и сосуществование частной и государственной собственности. В этом случае имеет место смешанная экономика. Однако всегда преобладает одна из двух форм собственности: либо частная, либо государственная. Именно она и формирует общественный строй. Вопрос о соотношении частной и государственной форм собственности зависит от конкретной, реальной действительности, и прежде всего от исторических, географических и природных условий, политической и экономической ситуации в той или иной стране, участия ее в разного рода блоках и союзах (военных, экономических, политических).

Что же касается экономической эффективности функционирования этих двух форм собственности, то это во многом зависит от спецификации прав собственности, т.е. четкого закрепления отдельных правомочий за конкретными экономическими субъектами и компетенции этих субъектов.

Многие экономисты отдают предпочтение частной собственности, поскольку государственная собственность, по их мнению, более «бюрократизирована». Предпочтение частной собственности достаточно убедительно было продемонстрировано реформами премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер, в основу которых был положен принцип экономического либерализма. Важным шагом в реализации этого принципа была денационализация. Приватизировались доходные предприятия, а позднее и целые отрасли, считавшиеся естественными монополиями (телефонная связь, газодобыча, снабжение, почта). К началу 1988 г. было распродано 30% государственного сектора. Доходность приватизированных предприятий возросла в 3—7 раз.

В современном мире наблюдается не просто сосуществование разных форм и видов собственности, но и их взаимопроникновение и взаимодополнение. Так, внутри госпредприятия могут образовываться структуры частнопредпринимательского и кооперативного содержания; само госпредприятие может быть передано в доверительную собственность (траст) или в аренду и т.д. Совместные предприятия, холдинги, концерны, финансово-промышленные группы — вот далеко не полный перечень объединения различных форм и видов собственности на основе соответствующей спецификации их прав.

В нашей стране согласно ст. 214 ГК государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ). Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (ст. 215 ГК). В общем виде структура собственности в Российской Федерации может быть представлена следующим образом (рис. 3.2).

Субъектами права муниципальной собственности выступают органы местного самоуправления, их должностные лица, а также население муниципального образования. Однако и ГК, и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливают, что права собственника муниципального имущества осуществляются от имени муниципального образования. Следовательно, субъектом права муниципальной собственности является только муниципальное образование, а не органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления, действующие в соответствии с законом, и не юридические лица или граждане, действующие по специальному поручению, которые являются лишь представителями муниципального образования в отношениях по поводу муниципального имущества. Этот вывод подтверждает норма п. 2 ст. 212 ГК, в соответствии с которой имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Что же касается организационно-правовых форм предприятий как форм хозяйствования, где экономически реализуются отношения собственности, то в соответствии с ГК они максимально приближены к структурам, сложившимся в странах с развитой рыночной экономикой.

Формы хозяйствования. В российском законодательстве выделяют следующие типы частных коммерческих организаций (предприятий).

1. Индивидуальные частные предприятия и крестьянские фермерские хозяйства. Гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ПБОЮЛ) с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (неограниченная ответственность). Перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством.

2. Хозяйственные товарищества и общества. Это коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности. Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного товарищества). Участниками полных товариществ и полными товарищами в товариществах на вере могут быть индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере могут быть граждане и юридические лица. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Фирменное наименование полного товарищества должно содержать либо имена (наименования) всех его участников и слова «полное товарищество», либо имя (наименование) одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания» и слова «полное товарищество». Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.

Хозяйственные общества могут создаваться в следующих формах.

1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО). Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников ООО не должно превышать предела, установленного Федеральным законом от 8 декабря 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В противном случае оно подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении итого срока — ликвидации в судебном порядке, если число его участников не уменьшится до установленного законом предела.

2. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО). Обществом с дополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.

Участники ОДО солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными документами общества. Фирменное наименование ОДО должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью».

3. Акционерное общество (АО). Акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам АО в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Фирменное наименование АО должно содержать его наименование и указание на то, что общество является акционерным.

Акционерные общество может быть создано в виде открытого акционерного общества (ОАО) или закрытого акционерного общества (ЗАО). Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры ЗАО имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Количество участников ЗАО не должно превышать числа, установленного Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», в противном случае оно подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке. Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или в производственные кооперативы по решению общего собрания участников в порядке, установленном ГК.

3. Производственный кооператив (артель). Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документами производственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах» и уставом кооператива.

4. Государственные и муниципальные унитарные предприятия. В современной отечественной экономике государственные и муниципальные коммерческие организации создаются в форме унитарного предприятия. В соответствии с п. 1 ст. 113 ГК унитарным предприятием признается коммерческая организация, которая не наделена правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на собственника его имущества. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.

Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной Федеральным законом от 14 ноября 1992 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее — Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях»). Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда.

Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие может быть ликвидировано по решению суда.

В случаях и в порядке, предусмотренных законом, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Фирменное наименование унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что такое предприятие является казенным. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано в соответствии с Законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.

Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию цивилизованных форм предпринимательства в России.

www.konspekt.biz

2. Виды и формы собственности в СССР

Конституция СССР закрепляет новый этап в развитии

социалистического общества. В Основном Законе зафик-

сированы важнейшие положения, характеризующие эко-

номическую систему СССР, цели и направление ее даль-

тивная творческая роль государства и права в воздейст-

вии на экономику.

Дальнейшее развитие отношений собственности полу-

чило закрепление в ст. 10-12 Основного Закона. Статья

10 определяет основу экономической системы СССР-

социалистическую собственность на средства производ-

ства в форме государственной (общенародной) и колхоз-

но-кооперативной собственности. К социалистической

собственности относится, кроме того, имущество профсо-

юзных и иных общественных организаций, необходимое

им для осуществления их уставных задач. Государствен-

ная собственность является основной и преобладающей,

так как она характеризует собой высший тип производ-

ственных отношений социалистического общества и по

объему имеет наибольший удельный вес. В период совер-

шенствования развитого социалистического общества го-

сударственная собственность получает еще более ши-

рокое и всеобъемлющее развитие. Собственность кол-

хозов, иных кооперативных организаций в условиях раз-

витого социализма получает со стороны государства

дальнейшее содействие в ее укреплении, развитии и сбли-

жении с государственной.

Расширение деятельности профсоюзных и иных

общественных организаций вызвало развитие и укрепле-

ние их материальной базы – собственности общественных

организаций. С учетом возросшей роли общественных

организаций и значительного развития их экономической

основы собственность профсоюзных и иных общественных

организаций предусмотрена Конституцией как самостоя-

по своей социально-экономической природе тождественна

государственной и колхозной собственности, так как

основана на обобществлении средств производства, ис-

ключает эксплуатацию чужого труда, призвана служить

интересам народа. Вместе с тем существующие специфи-

ческие особенности субъекта права, объектов и т. д. со-

здали необходимость самостоятельного правового регу-

лирования собственности профсоюзных и иных

общественных организаций (ст. 20 Основ, ст. 102-

Все три формы социалистической собственности одно-

типны, но они отличаются друг от друга по источникам

возникновения, субъектному составу, кругу объектов

и способам управления. Поэтому предусматривается их

самостоятельное правовое регулирование.

Государство охраняет социалистическую собствен-

ность и создает условия для ее приумножения (ч. 3 ст.

Личная собственность граждан как вид собственности

является производной от общественной социалистической

собственности, так как ее возникновение зависит главным

образом от трудового участия граждан в общественном

производстве (ст. 13 Конституции СССР). Личная собст-

венность носит потребительский характер, поскольку она

служит основным средством удовлетворения материаль-

ных и культурных потребностей граждан.

Конституция СССР допускает индивидуальную тру-

довую деятельность в сфере кустарно-ремесленных про-

мыслов, сельского хозяйства, бытового обслуживания

населения, а также другие виды деятельности, основанные

на личном труде граждан и членов их семей. Государство

регулирует индивидуальную трудовую деятельность,

обеспечивая ее использование в интересах общества (ст.

texts.news

Формы собственности в СССР: официальная трактовка

Формы собственности в СССР: официальная трактовка

Для начала дадим краткое описание перечисленных выше трех форм собственности.

Личная собственность – имущество, которое принадлежало отдельно взятому человеку и необходимо было ему для удовлетворения жизненно важных потребностей (питание, крыша над головой, минимальные культурные потребности и т. д.). В круг личной собственности входили жилье, мебель, бытовая техника, транспортные средства и т. п. О более мелких предметах (книги, одежда, ювелирные украшения и т. д.) я даже не говорю. Советское государство внимательно следило, чтобы предметы личной собственности использовались лишь на удовлетворение жизненных потребностей человека и не превращались в средства производства – по крайней мере, не становились средством эксплуатации одного человека другим. Владение какими-то элементарными орудиями труда допускалось, но без использования наемного труда, например инструментами для работы в приусадебном хозяйстве. Существовали определенные ограничения на объем (как в стоимостном, так и физическом выражении) личного имущества.

Государственная собственность – доминирующая форма в СССР на протяжении всей советской истории. Она же считалась общенародной собственностью, прежде всего, это собственность на средства производства: фабрики, заводы, совхозы, торговые, транспортные, строительные и иные государственные организации, на балансах которых находились машины, оборудование (активные элементы основных фондов), различные здания и сооружения (пассивные элементы основных фондов), транспортные средства, объекты инфраструктуры (трубопроводы, порты, линии электропередач и т. д.). Плюс к этому запасы сырья и полуфабрикатов, а также готовая продукция (материальные оборотные средства). Плюс к этому средства на счетах в банке (денежные оборотные средства). Кроме того, в собственности государства находились природные ресурсы, объекты социальной инфраструктуры, разнообразное имущество военного назначения.

Кооперативная собственность в условиях полной и окончательной победы социализма (т. е. начиная со второй половины 1930-х гг.) была представлена, прежде всего, колхозами – производственными коллективными хозяйствами в аграрном секторе экономики. Но, между прочим, колхозам земля не принадлежала, а, согласно Конституции, находилась у них в бессрочном пользовании. Длительное время трактора и другая сельскохозяйственная техника также находились в пользовании колхозов. Указанная техника числилась на балансах машинно-тракторных станций (МТС), которые имели статус государственных организаций. Кроме колхозов были еще кооперативные организации в сфере заготовки сельскохозяйственного сырья и сельскохозяйственных продуктов и их реализации через свою торговую сеть (потребкооперация). Были еще артели, которые занимались производством промышленных предметов потребления и некоторых деталей для конечной продукции государственных промышленных предприятий.

В учебниках по советской (социалистической) экономике, которые издавались после смерти И. Сталина, именно так и представлялась картина социалистического общества: три основные формы собственности и два основных хозяйственных уклада (государственный и кооперативный). При этом кооперативный сводился к колхозам. Подчеркивалось, что по мере продвижения СССР на пути строительства социализма все большую роль будет приобретать государственная собственность, которая является действительно общенародной, а следовательно, социалистической. Именно так было записано в новой программе КПСС, которая была принята на XXII съезде партии в 1961 г. и которая провозглашала построение коммунистического общества в СССР к 1980 г.

history.wikireading.ru

О формах собственности в СССР

Э. КВИРИНГ
Зам. пред. Госплана СССР

Все буржуазные конституции основаны на незыблемости права частной капиталистический собственности, так как частная собственность является краеугольным камнем экономической базы буржуазного общества.

Коренное отличие нашей Конституции от всех буржуазных конституций заключается в том, что экономической основой ее является социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства. Этим положением Сталинская Конституция закрепляет тот факт, что эксплоататорские классы и капиталистическая собственность в нашей стране ликвидированы и социалистическая система является основой нашего хозяйства. Конституция тем самым не допускает существования в нашей стране капиталистической собственности и эксплоатации человека человеком.

Сталинская Конституция, которая фиксирует уже достигнутые успехи в строительстве социализма, устанавливает две формы социалистической собственности: собственность государственную (всенародное достояние) и собственность колхозно-кооперативную (собственность отдельных колхозов, кооперативных объединений). Вместе с тем, Конституция устанавливает, что наряду с социалистической формой собственности, являющейся единственно господствующей формой хозяйства, в СССР допускается мелкое частное хозяйство единоличных крестьян и кустарей, основанное на личном труде и исключающее эксплоатацию чужого труда. Конституцией охраняются права и личной собственности граждан на их трудовые доходы, сбережения, на жилые дома и подсобные хозяйства, на предметы домашнего и хозяйственного обихода и предметы личного потребления и удобства.

Можно ли было раньше фиксировать в Советской Конституции все это так, как записано в новой Конституции? В «Декларации прав трудящегося и эксплоатируемого народа», которая была принята в начале 1918 г., в первой Конституции РСФСР и затем в Конституции Советского Союза, принятой в 1924 г., еще нельзя было формулировать подобным образом определения собственности. Конечно, и в тот период социалистическая собственность была ведущей в народном хозяйстве. Однако тогда существовали еще капиталистические промышленные предприятия, существовали еще кулацкие хозяйства, эксплоатировавшие чужой труд, была и частная торговля. Словом, существовал еще довольно сильный частнокапиталистический сектор. В сельском хозяйстве преобладали единоличные мелкие товарные крестьянские хозяйства.

Победа социалистической собственность в СССР достигнута в ожесточенной классовой борьбе. Партия, разгромив правых предателей и контрреволюционных троцкистов, превратившихся в прямую агентуру фашизма, главном задачей которых является восстановление в нашей стране капитализма, осуществила ликвидацию капиталистических классов и в результате ожесточенной классовой борьбы обеспечила окончательную победу социализма.

Капиталистическая собственность на землю, на железные дороги и банки была полностью ликвидирована в первые же месяцы существования советской власти. Крупная промышленность была национализировано почти полностью в 1918—1920 гг. Но капиталистические элементы в промышленности еще оставались — они ликвидировались постепенно. В 1920 г. частный капитал имел в своих руках 26,6 проц. продукции всей промышленности, а в 1925 — 1926 гт — около 15 проц. За период первой пятилетки происходил процесс резкой и быстрой ликвидация капиталистических элементов в промышленности, и в 1930 г. доля частного капитала в выпуске продукции составляла уже только 0,1 проц.

Довольно долго держался частный капитал в торговле. В 1922—1923 гг. он охватывал 75 проц. всего розничного оборота, в 1926—1927 гг.— 37 проц. В 1929—1930 гг., т.е. в период развернутого наступления на капиталистические элементы по всему фронту, этот процент упал до 6—7, а в последующие 1931 и 1932 гг. частный капитал и в области торговли был полностью ликвидирован.

В сельском хозяйстве в эти же годы также успешно была проведена ликвидация кулачества как класса на базе сплошной коллективизации. В 1928 г. колхозы охватывали всего 1,7 проц. крестьянских хозяйств, в 1932 г. было охвачено уже 61,5 проц., на 1 апреля 1936 г.— 89 проц, а на 1 января 1937 года — 92 проц. Все это говорит о полной победе социализма во всех отраслях нашего хозяйства. Наряду с окончательно победившей социалистической формой собственности на средства и орудия производства сохранились только индивидуальные единоличные крестьянские хозяйства, оттесненные на второстепенные позиции, и мелкие кустари, не эксплоатирующие чужого труяа и не представляющие сколько-нибудь серьезной экономической силы.

В чем же различие между двумя формами социалистической собственности — государственной и кооперативно-колхозной? Обе эти формы собственности являются формами собственности социалистической, но в одном случае коллективним собственником является государство в целом, а в другом — группы колхозников или кустарей, объединенных на основе устава в сельскохозяйственные или промысловые артели. При этом нужно особо отметить, что земля, на которой работают колхозы, является общенародным достоянием, она принадлежит государству, а не представляет собственности колхозов или других форм объединения трудящихся. Кроме того, основные средства производства, обрабатывающие поля колхозников (тракторы, комбайны), также являются государственной собственностью. За пользование машинами МТС колхозы платят Советскому государству, в зависимости от фактической обработки и уборки колхозных полей. Государство планирует колхозное производство: посевные площади, урожайность, развитие животноводства и т.д. Однако в пределах государственного плана, на основе устава, каждый отдельный колхоз, в лице своего общего собрания или, в определенных случаях, в лице правления, самостоятельно решает вопросы хозяйственного развития данного колхоза. По выполнении определяемых государством обязательств колхоз, на основе устава, свободно распоряжается своей продукцией, часть ее может быть выделена для свободной продажи государству или на колхозном рынке. Колхоз является полным хозяином своей прибыли. Государство не может передавать прибыль одного колхоза другому колхозу, совхозу или какому-нибудь иному предприятию. Доходы колхозников — это материальные итоги работы колхоза, которые в зависимости от общего уровня хозяйствования колхоза и работы каждого колхозника распределяются по трудодням, а не на основе зарплаты.

В отношении предприятий государственных (фабрика, завод, совхоз, МТС и т.д.) правительство, в плановом порядке, полностью распределяет и продукцию, и прибыль, и все средства предприятия. Рабочие получают зарплату в зависимости от количества и качества затраченного труда, от результатов работы.

Из сказанного видно основное различие между собственностью государственной и колхозно-кооперативной, из чего вытекают и различия в оплате труда рабочего и колхозника (зарплата и оплата по трудодням, о чем говорилось выше).

Каков же удельный вес собственности государственной (всенародной) и собственности колхозно-кооперативной в хозяйстве страны? Начнем с промышленности. На 1 января 1936 г. основные фонды по всей государственной промышленности составляли 48 млрд. руб., а по кустарно-промысловой и инвалидной кооперации — около 1 млрд руб. Вот соотношение между двумя формами социалистической собственности в области промышленности — 48 млрд. руб. и 1 миллиард руб. Иначе говоря, удельный вес кустарно-кооперативной собственности в промышленности составляет всего около 2 проц.

Иное соотношение, конечно, в сельском хозяйстве. Все фонды социалистического сектора в сельском хозяйстве на 1 января 1936 г. составляли 18,5 миллиарда руб., в том числе: совхозы имели 5,8 млрд. руб., МТС — 2,3 млрд руб., колхозы — 8,0 млрд. руб. Если сложить эти цифры, то итога в 18.5 млрд. мы не получим, ибо имеются еще ОРСы и другие организации, данные по которым, ввиду их дробности, нами здесь не приводятся,

В 1930 году все фонды социалистического сектора в сельском хозяйстве составляли только 2,5 млрд. руб. За шесть лет мы имеем огромный рост этих фондов. Колхозам в 1936 г принадлежало около 10 проц. всех фондов социалистического сектора сельского хозяйства. Но если мы посмотрим на темпы роста основных фондов МТС, то увидим в социалистическом сельском хозяйстве более интенсивный рост государственной всенародной собственности. В 1930 году фонды МТС составляли 3 проц. фондов колхозов, а в 1936 г. их удельный вес поднялся уже до 29. Это значит, что основные фонды МТС (государственные) растут гораздо быстрее, чем основные фонды колхозов, хотя и последние растут быстро.

В нашей Конституции фиксируются приусадебная земля и посевы колхозников на ней. По отношению ко всей посевной площади в стране приусадебная земля составляла в 1936 г. 3 проц. Колхозники имеют на своих приусадебных землях 4 млн. га посевов. Немного больше 4,5 млн. га, или 3,3 проц. посевных площадей, падает на всех единоличников. Сопоставление этих цифр весьма характерно. Мелкое частное хозяйство единоличных крестьян, которое допускается нашей Конституцией, имеет за собой столько же посевной площади, сколько имеется в приусадебных землях колхозников, составляя в общей площади посевов небольшой процент. Допуская существование приусадебной земли для хозяйственных нужд каждого колхозного двора, Сталинская Конституция этим сочетает личные интересы колхозника с общественными, что является дополнительным стимулирующим фактором ведения артельного хозяйства.

Значителен удельный вес кооперативной собственности в торговле. Соотношение государственной и кооперативной торговли здесь складывается следующим образом. На протяжении последних лет мы имеем колоссальный рост государственного сектора. В 1932 году частник в торговле был уже полностью вытеснен и государственный сектор имел 36,6 проц., а кооперативный — 63,4 проц. В 1936 году, после того как в городах потребительская кооперация была ликвидирована, товарооборот госторговли составлял уже 76 проц , а кооперации — 24 проц. (не считая базарной торговли). С 1928 года государственный сектор повысил свой оборот с 2,5 млрд. до 70 млрд. рублей, а удельный вес его поднялся с 16 до 76 проц. Оборот кооперации повысился с 9,3 млрд. руб. до 21 млрд руб., а удельный вес ее понизился до 24 проц (в связи с еще большим развитием государственной торговли).

Для полного анализа нашего товарооборота надо учесть еще колхозную торговлю, в которой в качестве продавцов выступают колхозы, колхозники и единоличники Оборот колхозной торговли подсчитать довольно трудно, но по ориентировочным данным он составлял в 1936 г. около 15 млрд. руб., т.е. около 15 проц. государственного и кооперативного оборота Это значит, что в области торговли на долю кооперативной собственности, а также на долю колхозников и единоличников, выпадает значительная часть, что, однако, не подрывает государственную торговлю, а содействует ей.

Мы видели, как растет в сельском хозяйстве удельный вес основных фондов МТС. Влияние МТС на работу и укрепление колхозов будет неуклонно расти. Различие, которое существует между собственностью государственной, всенародной, и собственностью колхозно-кооперативной, в дальнейшем постепенно будет уменьшаться. Степень этого движения вперед будет зависеть от уровня развития производства и пойдет по мере нашего продвижения к высшей фазе коммунизма. Перестройка эта будет сопровождаться соответствующей переделкой не только экономики, но и психологии работников социалистического хозяйства, показателем чего уже сейчас является могучее стахановское движение. «…Оно подготовляет условия для перехода от социализма к коммунизму». (И. Сталин. Речь на первом совещании стахановцев). Различия между рабочими и крестьянами, которые сейчас стираются, но еще существуют, будут все больше уничтожаться, как стираются и грани между трудом умственным и трудом физическим.

Путь к коммунизму открыт. На этом пути мы прошли уже немало труднейших этапов, хотя немало трудностей еще и впереди. Коммунизм не свалится к нам с неба. Мы должны создать его в упорной борьбе. Под знаменем ленинско-сталинской партии, под руководством великого вождя народов товарища Сталина, мы уверенно идем по этому пути.

«Большевистская сталь», Новокузнецк, 12 мая 1937 года

otambove.ru

Популярное:

  • Ч3 ст 327 ук рф приговор Ст. 159, ч. 3 УК РФ: наказание, комментарии, судебная практика Мошенничество (159-я статья УК) рассматривается как незаконное присвоение принадлежащего другим людям имущества. Это преступление может предполагать также приобретение прав на […]
  • Бедность народа всегда есть преступление его вождей Обсуждения 2 124 сообщения "Наука не ограничивается накоплением знаний,но стремится всегда к их упорядочению и обобщению в научных гипотезах" С.Н. Булгаков Я поддерживаю точку зрения С.Н.Буглакова. Проблема, поднятая автором […]
  • Развод гадание Гадание на личные взаимоотношения на картах Таро онлайн, расклад 1 карта Расклад "одна карта", широко используется тарологами для быстрого просмотра любой ситуации. Когда возникают какие нибудь вопросы, сомнения и т.д., картам задается […]
  • Отзывы любовь по правилам и без Городская поликлиника № 86 филиал № 2 ГП № 175 Метро: Щёлковская, Первомайская Адрес: Москва, Сиреневый бульвар, д. 30 Режим работы: Пн-Пт 08:00 - 20:00, Сб 09:00 - 18:00, Вс 09:00 - 16:00 Выходные дни: без выходных Контактный телефон: […]
  • Предложения величина предложения закон предложения Гидростатическое давление. Закон Паскаля. Задачи по гидравлике с решениямиСборник задачЗадачник по гидравлике Видеоуроки по гидравлике.Просто!Понятно!Доступно! Один из лучших справочников по гидравликеТолько простые и понятные […]
  • Чем варить чугунный коллектор Сварка чугунного выпускного коллектора электродами У многих автовладельцев современных или ретро автомобилей иногда возникают серьезные проблемы с тем, что у них лопается выпускной коллектор и им приходится как-то его ремонтировать, ведь […]
  • Екатерина юрист иваново You're jailbait, and I just can't wait, Jailbait baby come on Jailbait (англ. Соблазн , маш. Тюремная наживка, устар. нимфетка) — девочки в возрасте от 12 до когда-уже-можно лет, с ярко выраженными вторичными половыми признаками, […]
  • Брачный договор в пользу супруга образец Что говорится про супружескую долю в наследстве Российское законодательство определяет, что все имущество, которое было приобретено супругами во время брачного союза, является общим. При этом не играет роли, на кого из пары оно […]