Экспертиза конфликтов

Валерий Тишков

Коллективные труды

Научные труды

Отечественная тематика, т.е. изучение этнических и других.

Научная экспертиза и конфликты на Северном Кавказе

Если исходить из того, что задача науки-способствовать развитию и решать современные проблемы общества, тогда ситуация применительно к Северному Кавказу выглядит в целом неблагоприятно. Длительное время обществоведение занималось так называемым “кавказоведением”, т.е. изучением истории и культурного своеобразия народов (этнических общностей) региона. Выполнено много первоклассных исследований, начиная от археологии и кончая языкознанием. Сложилась отечественная школа изучения Кавказа, представители которой работают в Москве, Санкт-Петербурге и в самом регионе (в исследовательских институтах и в вузах). В последние десятилетия появилась неплохая социология, а в последние годы-политология. И все же обществоведческая экспертиза оказалась не готовой к анализу современных проблем, особенно вопросов трансформаций, конфликтов и управления обществом. Основные интеллектуальные усилия по-прежнему сосредоточены на исторических интерпретациях, обосновании уникальности и цивилизационной отличительности народов, проживающих на Северном Кавказе. Проблемы общероссийской общности, частные интересы людей, социальные и другие проблемы личности, политические мобилизации, обеспечение прав и эффективное управление, современные модернизационные стратегии и другие насущные проблемы не оказались среди приоритетных и изучаются недостаточно. Ученые-обществоведы не научились в должной мере выполнять прикладные, ориентированные на политику исследования с конкретными и ответственными рекомендациями. В свою очередь, политики не умеют обращаться к независимой научной экспертизе, поддерживать ее и брать на вооружение ее выводы. За все последние годы федеральные ведомства крайне редко выступали в роли заказчиков долговременных и срочных научных разработок. Преобладает старая система “докладных (или аналитических) записок” (часто безымянных) с неясным результатом их использования.

Вместо сотрудничества с учеными, как это принято в западных странах, российские службы рьяно отслеживают всех, кто занимается конфликтами и этническими проблемами, рассматривая их как сборщиков “информации двойного назначения”. В итоге полностью руководимый российской стороной проект этнологического мониторинга оказывается в числе подрывных в одном ряду с западными проектами, имеющими антироссийскую направленность. Больший ущерб становлению отечественной этнологической экспертизы трудно нанести.

В Дагестане масштабные вооруженные действия против вооруженных экстремистов опять осуществляются без необходимых культурологических проработок. А ведь в Ботлихском и Цумадинском районах западного Дагестана почти в каждых двух-трех селах живут самостоятельные народы со своими языками и обычаями (андийцы, ахвахцы, багулалы, ботлихцы, годоберинцы и другие). Как страна обращается с этим уникальным культурным феноменом, а не только с бандитами, какова судьба этих сел и их жителей-это вопрос огромного значения.

Что касается республиканских исследовательских центров и местных экспертов, то они следуют в русле тех же методологий и интереса, что и “центральная наука”, тем более что многие кадры готовятся в Москве и Санкт-Петербурге. Отличие заключается в еще большей провинциальной ограниченности изучением собственного народа или республики и в более выраженном этническом национализме, который сдерживает свободу мысли и более широкие подходы к проблемам региона.

Ситуация мало изменилась за последние годы. В то же время, наличие сложнейших проблем и глубоких кризисов требует самого серьезного подхода к научной экспертизе проблем Кавказа, которая не может быть выполнена без серьезной поддержки государства и мобилизации сил самого научного сообщества.

Во-первых, необходимо оценить имеющиеся ресурсы и их способность выполнять научные исследования. В Москве, в системе академических учреждений имеются специалисты и даже целые подразделения по Северному Кавказу. Но их исследования в основном носят сугубо гуманитарный характер (история и археология, лингвистика и литературоведение, этнография и фольклор). Отдел народов Кавказа Института этнологии и антропологии РАН имеет давнюю традицию кавказоведческих исследований и хорошие кадры, которые в последние годы заняты разработкой проблемы общекавказской культурной и регионально-исторической общности, а также проблемой конфликтов. Что касается социальных наук (экономика, социология, психология, социология и политология), то их интерес к Кавказу носит ограниченный характер.

Серию социологических исследований на Северном Кавказе провел Институт социально-политических исследований РАН, но их методология и качество опросов (особенно в конфликтных республиках) не очень высокие. За пределами РАН наиболее серьезно эти проблемы изучаются в Институте стратегических исследований и в Институте национальных и социальных проблем (бывший ИМЭЛ).

В последнее время возникли небольшие исследовательские группы, которые называются “институтами” и специально занимаются Кавказом. Но преимущественно политологические подходы и разработки этих групп носят неглубокий, публицистический характер, направленный преимущественно на критику “имперской политики России на Кавказе”.

Существует Научный центр высшей школы в Ростове, в котором имеются неплохие кадры и были сделаны хорошие разработки, но в последние годы Ростов отдалился (в плане географии и интереса) от наиболее острых и актуальных ситуаций в регионе. Хорошая инициатива исходит от Пятигорского лингвистического университета, на базе которого проводятся регулярные конгрессы “Мир на Кавказе через языки, образование и культуру”, но и здесь круг интересов ограничивается сугубо гуманитарными сюжетами. Имеются хорошие специалисты по региону в Краснодарском и Ставропольском университетах, но их контакты с учеными в республиках крайне ограниченны.

Во всех республиках имеются научно-исследовательские институты гуманитарного профиля, наиболее сильный и авторитетный из них находится в Махачкале. В целом же обществоведение в регионе разительно оторвано от реальных проблем, и часто экспертиза служит примитивной националистической идеологии или страдает схоластикой и конфликтогенной риторикой. В регионе огромное число людей, имеющих научные степени в области общественных и других наук, но номенклатура научных кадров не отражает новые потребности и проблемы. Большинство ученых-это историки, фольклористы, философы, языковеды-лингвисты и прочие представители “классических штудий”.

Их энтузиазм десятилетиями направлен на установление культурной отличительности групп населения, доказательство их древних исторических корней, “цивилизационной уникальности”, а в последнее время-на “национальное возрождение” и “реабилитацию народов”. Эти подходы игнорируют существующую общероссийскую социальную и культурную общность, реальные частные стратегии и интересы людей, проблемы развития и общественных трансформаций.

Необходимо учитывать подлинный взрыв интереса к Кавказу среди зарубежных, прежде всего западных и турецких ученых. В американских университетах возникли исследовательские группы по проблемам Кавказа (Беркли, Гарвард, Колумбийский и другие). Главный интерес-Кавказ и его ресурсы в геополитическом контексте, главная направленность-Кавказ как колония (или периферия) России, идущая к новому самоопределению. Западные ученые (социально-культурные антропологи и политологи), занимающиеся проблемами Кавказа, по своей численности и в ряде аспектов по своей квалификации превосходят российских ученых.

Важно выявить подлинные потребности общества и государства в научных разработках по Кавказу, причем как потребности общероссийские, так и региональные. Какая наука о Кавказе нужна России сегодня и какая наука нужна Кавказу-два основных вопроса, которые во многом связаны между собою. Установка: “как можно больше ученых людей на Кавказе” является несостоятельной. Перепроизводство малополезных и слабых кадров создает только завышенные ожидания и материал для политических и идеологических манифестаций. Уход в гуманитарные сферы многих, кто мог бы приносить пользу обществу в более нужных сферах занятости, наносит вред региону и его населению. Это инерция очень давней установки на преодоление культурной отсталости кавказских народов, которой уже не существует.

Установка на укрепление науки о Кавказе является верной при условии ее эффективной реализации, т.е. радикальном обновлении теоретико-методологических и дисциплинарных подходов, а также конкретных направлений и организационных форм. Традиционный подход-создать еще один институт или провести очередную конференцию-ничего не даст, кроме дополнительной бюрократии и несостоятельных амбиций.

1. Необходим серьезный реестр проблем современного общественного развития на Северном Кавказе, который может быть выработан совместными усилиями ученых и политиков. Конференции кавказоведов в регионе и, возможно, в Москве могут стать форумами для подобного обсуждения, особенно если в них примут участие политики и управленцы разного уровня.

2. Необходим анализ состояния самой экспертизы, выполненных и планируемых исследований, их уровня и результатов, а также состояния научных кадров и их специализации. По этому вопросу возможна подготовка специального доклада по линии и при финансовой поддержке Миннауки и Миннаца России.

3. Следует обсудить и осуществить меры противодействия силами научного сообщества распространению антинаучных взглядов, историческим и политическим спекуляциям, манипулированию массовым сознанием, насаждению межэтнической розни, националистической мифологии.

4. Сохраняя свободу научного творчества, необходимо повысить гражданскую ответственность обществоведов, занимающихся проблемами Кавказа, утверждать среди них ориентации служения интересам государства и общероссийскую лояльность. Частично это может быть реализовано через систему заказных исследований и исследовательских грантов из государственных источников на поддержку науки.

5. Следует вступить в более активный и критический диалог с зарубежными специалистами по Кавказу, отстаивая приоритеты отечественной экспертизы и оказывая влияние на формирование научных подходов в международном научном сообществе.

6. Следует радикально улучшить состояние научной критики кавказоведческих работ, в том числе политизированных научных спекуляций среди отечественных и зарубежных авторов.

7. Необходимо издание массовыми тиражами добротных отечественных научных исследований, а также их перевод и издание на иностранных языках.

www.valerytishkov.ru

Методы исследования конфликта. диагностика и экспертиза конфликта

Общие и специальные методы исследования конфликта
Специфика социологического изучения конфликта
Комплексная диагностика социального конфликта
Экспертиза социального конфликта

1. Принципы, методы и методики исследования конфликтов. Среди общих методов исследования конфликта можно назвать такие, как: системный и историко-генетический подход, методы социальной психологии, социологии, психологии, психоанализа. Среди специальных методов применяются такие, как: конфликтологическая диагностика и экспертиза, ситуационный метод. Исследования конфликта проводятся в настоящее время комплексно.

2. Специфика социологического изучения конфликта заключается в выяснении социальных характеристик конфликтующих сторон, факторов социального конфликта, стереотипов конфликтного взаимодействия и социальных механизмов регулирования конфликтов разного уровня.

3. Комплексная диагностика социального конфликта включает в себя следующие моменты: а) возможно более полное описание условий конфликта, его участников; б) непосредственный повод конфликта; в) симптомы его проявления и содержание; г) предварительная оценка социальной напряженности и конфликтогенности диагностируемого случая. Производится также сравнительный анализ схожих случаев и дается их характеристика. Методики диагностики социального конфликта строятся по общей схеме, но всякий раз применительно к конкретному явлению.

4. Экспертиза социального конфликта состоит в оценке достоверности полученной информации и данных о конфликте, в анализе причин и оснований конфликта, возможных направлений протекания и последствий конфликта, способов регулирования и разрешения конфликта. Имеются различные процедуры экспертизы конфликта. Например, разработаны социальные экспертные шкалы, по десятибалльной шкале оценивается значимость последствий конфликта и их вероятность.

Диагностика конфликта включает: а) описание его видимых проявлений (стычки, столкновения, кризисы и т.п.), б) определение уровня развития конфликта; в) выявление причин конфликта и его природы (объективной или субъективной), г) измерение интенсивности, д) определение сферы распространенности. Каждый из отмеченных элементов диагностики предполагает объективное понимание, оценку и учет основных переменных конфликта – содержания противоборства, состояния его участников, целей и тактики их действия, возможных последствий. Конфликт диагностируется в структурном и функциональном планах, в ситуационном и позиционном аспектах, как состояние и процесс.

При анализе детерминирующих факторов возникает ряд вопросов, связанных с тем, какой из них признать определяющим, какова взаимосвязь причин, в чём, собственно говоря, заключается проблема (противоречие), лежащая в основе конфликта. Важно отделить проблему от конфликта, так как последний необязательно вытекает из проблемы. Проблема может предполагать и бесконфликтное решение. На этапе диагностирования особенно важное значение приобретает различение объективных и субъективных причин, от чего зависит понимание природы данного конфликта, его источников. Следует иметь в виду также, что в процессе развития конфликта диапазон причин может расширяться, и появляющиеся новые причины могут приобретать существенное влияние, разработка стратегий разрешения конфликта осуществляется с учётом возможных моделей разрешения и принципов управления конфликтом. В зависимости от конкретной ситуации, вида конфликта, уровня его развития и степени интенсивности, предусматриваются различные стратегии. Если завершение конфликта предполагает осуществить в виде модели «победа-поражение», «выигрыш-проигрыш», то разрабатывается стратегия устранения одной из сторон, путём доведения борьбы до победного конца. В ситуации, когда возможна модель «победа-победа», «выигрыш-выигрыш», «взаимный выигрыш», прорабатывается стратегия разрешения конфликта путём взаимного преобразования сторон и на основе этого – обоюдного примирения. Ослабление конфликта, его преобразование, постепенное затухание – таковы моменты ассиметричного решение конфликта[34]. В ситуации, при которой ни одна из сторон не может выиграть противоборство, а обе его проигрывают, оказывается целесообразной стратегия подавления конфликта, механического его устранения. Подробнее стратегии разрешения конфликта мы рассмотрим в следующем пункте.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: что я выиграю, что я потеряю, какое значение имеет предмет спора для соперника. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс, уступка или сотрудничество). Часто отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим соперником (дружба, любовь, партнерство и т.д.) не представляют никакой ценности, поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленности такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

Принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника — как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, характерным для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т.д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других. Во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «кто кого». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

Уход. Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. По сути, это взаимная уступка.

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

1. когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

2. когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, т.е. субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный.

В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

Межличностные отношения при выборе данной стратегии серьезным изменениям не подвергаются.

Уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии, также стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая, т.е. человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Стратегия уступки имеет некоторое сходство со стратегией принуждения, заключающейся в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

При анализе данной стратегии следует учитывать, что:

  • иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели;
  • уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта;
  • данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.
  • Важно иметь в виду, что стратегия уступки оправданна в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. В этом случае она ведет к временному перемирию, является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

    Компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

    Стратегия компромисса не только не портит межличностные отношения, но и способствует их положительному развитию.

    При анализе данной стратегии важно иметь в виду следующие существенные моменты:

    • компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы;
    • иногда компромисс может исчерпать конфликтную ситуацию. Это возможно при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили, и предмет конфликта исчез;
    • компромисс может принимать как активную, так и пассивную форму. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-либо обязательств и т.п. Пассивный компромисс — это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Другими словами, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. Так, отсутствие ненужных «баталий» позволило сотрудникам в приведенном выше примере сохранить между собой нормальные отношения;
    • условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.
    • Понятие «компромисс» по содержанию близко к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс, и консенсус отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

      Сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

      Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

      Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

      studopedia.org

      Тема 12. Психологическая экспертиза в психологии труда

      Назначение трудовой экспертизы (ТЭ). Виды и формы ТЭ. Основные задачи ТЭ в трудовой деятельности. Психологическая трудовая экспертиза. Подходы к определению профессиональной пригодности: профессиоцентрический, антропоцентрический.

      Формы психологической экспертизы: оценка, отбор, аттестация персонала.

      Общая характеристика, специфические особенности использования, технологии проведения. Критерии профпригодности.

      Проблемы профотбора в образовании, промышленности и армии за рубежом.

      Профессиональные конфликты. Типы конфликтов в производствен­ных организациях (внутриличностные, ролевые, конфликты личности и группы, межличностные и межгрупповые). Типичные источники конф­ликтов — объектные (организационно-структурные) и субъектные. Функ­циональные и дисфункциональные конфликты. Модели развития конф­ликта как процесса. Отражение конфликтной ситуации в сознании её участников. Способы управления разрешением конфликтной ситуации (направленные на объектные факторы или на участников конфликта). Индивидуальные стили поведения в конфликтной ситуации. Специфика конфликтов в разнотипных профессиях. Профессиональные конфликты и смена профессии. Профессиональные конфликты и кризисы профес­сионального становления личности.

      Актуальность, задачи и определения

      К настоящему времени трудовая деятельность человека включает в себя десятки тысяч профессий, специальностей и должностей. Официальный документ «Общероссийский классификатор профессий ра­бочих, должностей служащих и тарифных разрядов» (ОКПДТР) утверждён 23 декабря 1996г., включает в себя около десяти тысяч названий рабочих профес­сий и более пяти тысяч названий должностей служащих и специалистов. Международная стандартная классификация профессий (МСКП) созда­на в 1957г. совместными усилиями ЮНЕСКО, ООН, ВОЗ и включает в себя около семи тысяч наименований профессий. Каждая из профессий и специальностей предъявляет человеку опре­делённые по содержанию требования. Существенное значение среди этих требований придаётся требованиям психологического содержания.

      Основные задачи трудовой экспертизы:

      предотвратить поступление на работу человека, не отвечающего ее требованиям по условиям, по нагрузке, по возрасту, по полу, состоянию здоровья, образованию, состоянию профессионально важных качеств (ПВК);

      отобрать для конкретной работы надёжных и наиболее работоспособных лиц;

      своевременно отстранять от работы лиц, оказавшихся непригодными;

      определять вид труда, который допустим для человека, имеющего те или иные ограничения по состоянию здоровья и профессионально важных качеств.

      Основные задачи психологической трудовой экспертизы:

      1. Диагностика трудового потенциала населения в связи с его професси­ональными интересами, престижными ориентациями, мотивами, сло­жившимися традициями и обычаями, образованием, инфраструктурой семейно-бытовых и социально-экономических условий жизнедеятель­ности и жизнеобеспечения.

      Диагностика профессионально важных качеств работников (кандидатов на вакантные места и штатного персонала) с целью обеспечения профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

      Диагностика в системе профессионального отбора профессионально важных психологических качеств работников с целью повышения эф­фективности и надежности трудовой деятельности, снижения произ­водственных аварийности и травматизма.

      Исследование последствий влияния на психический статус работника (психофизиологический, личностный, интеллектуальный) факторов производственной среды и трудовой деятельности.

      Трудоспособность — 1) одна из разновидностей опреде­ления способности человека к деятельности определённого содержания (работоспособность, дееспособность); 2) социальное понятие, которое определяет способность к трудовой деятельности, зависящей от состояния здоровья человека.

      По содержанию возможной работы различают три разновидности трудоспособности: трудоспособность общая (как способность к вы­полнению какой-либо работы в обычных условиях); трудоспособность профессиональная (как способность к выполнению работы по определённой профессии, специальности); трудоспособность специальная (как способность к выполнению работы в определённых производственных или климатических условиях (под землёй, на воде, под водой, в высокогорных районах, на Крайнем Севере и т.д.).

      По объёму различают трудоспособность полную и неполную (ограниченную, частичную). При выполнении определённых работ предусматривается предварительное (при приёме на работу) или периодическое (в процессе выполнения работы) установление или подтверждение профессиональной или специальной трудоспособности. Для этого проводятся специальные медицинские осмотры отдельных категорий работников (например, на работах с вредными и опасными условиями труда).

      Неполная трудоспособность устанавливается: ВКК (врачебно-контрольными комиссиями) при незначительной степени стойкого снижения трудоспособности и ВТЭК (врачебно-трудовыми экспертными комиссиями) – при значительной степени стойкого снижения трудоспособности, приводящем к инвалидности.

      Дееспособность1) одна из разновидностей (работоспособность, трудоспособность) определения способности человека к деятельности определённого содержания; 2) правовое и психологическое понятие, определяет способность человека обеспечивать для себя права и обязанности, предусмотренные право­выми нормами, осознанно принимать на себя ответственность, связанную с реализуемыми правами и обязанностями. В полном объёме дееспособность как правовое понятие возникает с наступлением совершеннолетия. Дееспособность как психологическое понятие связывается со способностью осознавать, отдавать себе отчёт, брать на себя ответственность в связи с возникшими обязанностями и правами.

      Работоспособность человека — характеристика наличных или потенци­альных возможностей человека выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определённого времени. Работоспособность зави­сит от индивидуальных психофизиологических ресурсов, отношения к рабо­те, организационно-технических и эргономических условий работы. Оценка работоспособности проводится на основе сопоставления текущих показате­лей исполнения деятельности и профессионально важных качеств с фоновы­ми показателями, полученными в состоянии оперативного покоя.

      Трудовая экспертиза — это система диагностических мероприятий, на­правленных на определение пригодности человека по состоянию здоровья к труду по конкретной профессии.

      Разновидности трудовой экспертизы:

      Разновидности трудовой экспертизы выделяются по составу комиссий:

      врачебно трудовые экспертные комиссии (ВТЭК)

      военно-врачебные комиссии (ВВК)

      комиссии по отбору водителей (шоферские комиссии)

      отраслевые комиссии по отбору (машинистов локомотивов, шахтеров, лётчиков и др.).

      Документным основанием проведения трудовой экспертизы являются Законы РФ, правоустанавливающие документы (нормативы, приказы).

      Психологическая трудовая экспертиза является частью трудовой экс­пертизы и основана на диагностике и учёте профессионально важных психи­ческих явлений работника (свойств, состояний, процессов). Выделяются три основные формы психологической трудовой экспертизы: прогностическая, констатирующая, ретроспективная.

      Прогностическая психологическая трудовая экспертиза решает вопросы психологического прогнозирования трудовой деятельности групп населения, выделенных по актуальным для Заказчика экспертизы критериям (например, центра занятости населения, центра профессиональной переподготовки, руководства административно-территориального района и т.д.). Такими критериями могут быть: возраст, образование, престижные ориен­тации, профессиональные интересы, семейное положение и мн.др.). Прово­дится в формах исследовательских программ самостоятельного назначения.

      Констатирующая психологическая трудовая экспертиза решает воп­росы согласования возможностей, профессиональных интересов работника с запросами и потребностями рынка труда и конкретных организаций. Проводится в формах: профессиональной ориентации, профессиональ­ной психологической консультации, оценки потенциального работника на основании анализа представленных документов, собеседования, диагности­ки профессионально важных качеств, профессионального психологического отбора, аттестации персонала. Констатирующая психологическая трудовая экспертиза является, как составной частью работы комиссии, так и самостоятельной работой (напри­мер, консультативного центра).

      Ретроспективная психологическая трудовая экспертиза оценива­ет последствия влияния факторов трудовой деятельности на работоспо­собность, на состояние профессионально важных качеств, на личностные свойства работника, устанавливает связь результатов деятельности с психи­ческими явлениями субъекта деятельности (свойствами, состояниями, про­цессами). Проводится в формах психологического анализа причин травматизма, аварий, причин плохого обучения, оценки зависимости успешности деятель­ности и психосоматического статуса работника от эргономических факто­ров среды трудовой деятельности.

      studfiles.net

      4 ЭКСПЕРТИЗА И ПРЕДСКАЗАНИЯ КОНФЛИКТА

      41 Анализ и экспертиза конфликта

      Анализ – это метод исследования, заключается в мысленном или практическом расчленении целого на составные. Анализ предшествует синтезу, и способ осуществления анализа определяется потребностью будущего синтеза. Анал лизирующего конфликт, мы стремимся осуществить информационную реконструкцию его содержания, источников, позиций и интересов действующих лиц, динамики развертывания, чтобы найти приемлемые для сторон конфликта условия его ко нструктивного завершения. Отсюда – значение анализа время мы знаем, что серьезный и глубокий анализ является скорее исключением, чем правилом поведения сторон конфликта, что обусловлено как эмоциональной вовлеченностью их к конфликту, так и недостатком (в основном) необходимой квалификации для такого анализа. Осуществить этот анализ может профессионально подготовленный консультант или независимый посредственнымедник.

      Одним из продуктивных подходов к анализу конфликтов является сравнение актуального конфликта с похожими, имевших место в прошлом в такой сфере жизни. Это позволяет отнести конфликт до:

      б) типовых (напивстандартних);

      Такое разделение условно, поскольку каждая ситуация имеет свои неповторимые особенности, но целесообразен, потому сходство в существенном дает возможность использовать результаты анализа и решения прошлого конфликта д для понимания и анализа актуального конфликт.

      Результатом анализа внутриличностного конфликта является психологический диагноз, который станет основой психокорекций-ных мероприятий. Анализ межличностного конфликта завершается выводами и рекомендациями консультанта. Одной из полезных и сравнительно простых схем анализа является картографирование конфликта с X. Корнелиус и. Ш. Фэйр [100, с 142-156]. Ответы на три вопросатання:

      1. В чем проблема?

      2. Кто является главными участниками конфликта?

      3. В чем заключаются опасения и интересы каждого участника?

      – записываются в так называемой карте конфликта. Например, в конфликте двух сторон (парциальном конфликте) карта может выглядеть, как показано на рис 41

      . Рис 41. Карта конфликта двух сторон (X. Корнелиус,. Ш. Фзйр, 1992)

      Консультант может составить карту как самостоятельно, так и с участием обеих сторон конфликта. Лица, обычно считают «трудными», имеют свои потребности и опасения, отражение которых на карте способствовать налаг годжуванню общения с ними. Карта помогает увидеть ситуацию глазами другого человека, найти общие интересы, найти новые подходы к выработке решений. Но все эти положительные функции карта выполняет лишь при условии, что информация, что в ней зафиксирована, соответствует действительностисті.

      . Рис 42. Политическая карта (по. Б. Кросби)

      По мнению американского исследователя. Б. Кросби, метод картографирования целесообразен также в политическом анализе ситуации (см. рис 42). Для того чтобы остаться у власти, правительство должно иметь поддержку, которая всегда и чего-то стоит. Действующими лицами политической жизни. Кросби считает, внешний сектор (группы давления иностранного происхождения – посольства, транснациональные корпорации, международные доноры, иностранные разведки то что), социальный сектор (большие группы, объединенные определенными общими характеристиками и требованиями, свои интересы они реализуют через выборы, – промышленники, рабочие, крестьяне и т.д.), политические партии (игру пи, которые пытаются влиять на направление государственной политики через инструменты государственной власти), группы давления (группы сравнительно узких общих интересов, защищая которые, они стремятся повлиять на направление д ержавнои политики в определенной сфересфері).

      Названы участники политической жизни предоставляют правительству ключевую или идеологическую поддержку или находятся в оппозиции. Легитимная оппозиция противостоит политике правительства, но согласна с действующими”правилами игры”Это так называемая”лояльная оппозиция”, которая может по результатам выборов прийти к власти антисистемной оппозиция требует радикальных изменений, она не согласна с существующей политической системой, может находиться в подпольеллі.

      Группы, предоставляющих ключевую поддержку правительству, являются влиятельными в сфере принятия решений и имеют значительные выгоды из этого. Без ключевых групп поддержки правительство имеет мало шансов остаться у власти. Идеологическую пойти поддержки оказывают группы, менее важные или ведут сдержанно. Они имеют незначительное влияние на принятие решений и получают небольшие выгоды. Если их выгоды игнорировать, они станут оппозициейцією.

      Размещение групп на карте зависит от того, насколько они: соглашаются с”правилами игры”, поддерживают политику правительства, уверены в непоколебимости власти правительства, влияют на принятие важных решений, пре етендують на объем выгод время поддержка правительства как таковая не гарантирует размещение группы в центре карти.

      Из современных методов анализа конфликта определенный интерес представляют следующие: треугольник. УПК, «луковица», «дерево конфликта”, анализ силового поля, пирамида

      Треугольник. УПК (Настройки. Поведение,. Контекст) основывается на предположении, что в конфликте взаимное влияние осуществляют три основных компонента: контекст, поведение участников конфликта и их установки. Для каждого участника рисуется свой треугольник, в котором основные факторы конфликта приводятся с точки зрения этого участника. Каждый участник (группа) указывает на существенные для него аспекты и особенно на те сферы где он больше всего пострадал. Часто участники по-разному толкуют причины конфликта. Обсуждение различий в восприятии конфликта помогает сторонам понять друг друга и занять реалистическую позицию [ 150, с 49. 49].

      “Луковица”- название метода базируется на сходстве с многослойной строением луковицы. Внешнее шелухи – позиции, которые декларируются в присутствии других. Следующий слой – интересы, то, чего мы в действительности хотим мо. Еще более глубокий слой – главные потребности. Цель”луковицы”- графически показать возможность снятия как можно большего количества слоев, которые”наросли”в результате конфликта (рис 43). Долгосрочной целью является улучшенным ния общения и доверия до такого уровня, когда люди смогут откровенно обсуждать свои реальные потребности и потребности другой сторонторони.

      “Дерево конфликта”(рис 44) предлагает сторонам конфликта метод определения важных проблем, участники классифицируют по трем категориям: 1) основные причины (корни дерева) 2) основные проблемы (сто овбур дерева), 3) последствия (ветви). В дальнейшем организуется дискуссия с целью прийти к общему взгляду на основную проблему и выделение вопросов, требующих первоочередного улаживанииння.

      Анализ силового поля направлен на выявление сил, которые влияют на конфликт, на оценку сильных и слабых сторон этих сил. Сначала определяется какое-либо конкретное действие, которое вы хотите осуществить или изменений ни, которых надо достичь. Силы, способствующие осуществлению намеченной действия (изменений), должны быть записаны в столбик слева. Силы, которые противодействуют осуществлению вашей задачи, записываются в столбик дело. От каждой й силы в центр рисуется стрелка, длина и толщина которой обозначает вес и мощь каждой из сил. Анализ основывается на рассмотрении возможностей усилить положительные и ослабить негативные силы [150, с 54]. Анналы с силового поля на примере ситуации проведение выборов в одном из регионов. Южной. Африки в 1994 г представлены в табл 4 табл. 4.1.

      . Рис 44. Дерево конфликта

      таблицы 41. Анализ силового поля – пример из. Южной. Африки [150, с 54]

      Задача: мирные выборы

      Положительные, или движущие силы

      Отрицательные, или ограничительные силы

      Национальное руководство относится положительно

      Дисциплина внутри АНК

      Провокаторы в полиции

      Общественное мнение настроено позитивно

      Конфликт между Инката и АНК

      Поддержка местных неправительственных организаций

      Внутренние противоречия среди неправительственных организаций

      Недостаточно подготовленные наблюдатели за выборами

      “Пирамида”- метод для анализа многоуровневого конфликта помогает выявить ключевые фигуры на каждом из уровней. Предложенный. Дж. П. Ледерахом. Люди, участвующие в конфликте, изображаются в выгля ляди треугольника, разделенного на несколько сегментов по вертикали. Верхний сегмент – лидеры высшего уровня. В каждом сегменте оказываются лидеры, которые занимают важные позиции, которые могут стать в ратегичнимы союзниками в улаживании конфликта как в пределах одного уровня, так и одновременно на всех уровнярівнях

      В ситуациях, когда нужно принимать ответственные решения, касающиеся стабильности в сфере межгрупповых, организационных, социальных, международных отношений, может применяться такая форма исследования я и оценки, как экспертиза. Экспертиза предусматривает проведение исследования независимыми высококвалифицированными специалистами, что целесообразно, когда выгоды от использования такой экспертизы оправдывают расходы на ее проведения. Как правило, эксперт должен найти новую, неизвестную или не осознаваемую лицом, принимающим решение (ЛПР), информацию относительно конфликта, что позволяет уменьшить неопределенность выбора решения. Экспертное заключение должно способствовать лучшему знанию и пониманию ситуации. ОВД и быть подготовленным к моменту выбора решения. ОПОПР.

      Следует различать термины”экспертиза конфликта”и”кон-фликтологична экспертиза”Экспертиза конфликта могут осуществлять специалисты (юристы, экономисты, психологи) по отдельным аспектам проблемы, поста ала перед конфликтанты. В отличие от этого, конфликтологическая экспертиза проводится с участием специалистов-конфликтологов. Ее целью является анализ и оценка конфликтной ситуации в целом, поведения конфликтан тов, баланса сил, последствий конфликта, путей выхода, моделирования различных вариантов развития конфликта и характера постконфликтных ситуаций. Предметом конфликтологической экспертизы могут быть не только ре альные конфликты, но и ситуации, которые грозят перерасти в конфликт. Материалами, на основании которых готовится экспертное заключение, есть документы, непосредственные наблюдения конфликтолога, опрос участниками ков и свидетелей конфликта, проведения специальных диагностических исджень.

      Участники конфликта (социальные, профессиональные, национальные и другие группы, руководство организаций и объединений) могут рассматриваться в процессе конфликтологической экспертизы как элементы ситуации и как ср теменно самостоятельные объекты. В последнем случае акцент делается на их устойчивых характеристиках – ценностях, жизненных целях, интересах, характерах, ожиданиях и опасениях, типичных способах поведения что позволяет предусматривать с определенной степенью вероятности характер и силу их реакции на действия других сторон и определять действенные рычаги влияния на каждого из них.

      С причастных к конфликту человек каждая имеет свою внутреннюю картину конфликта (ВКК), которая к тому же в процессе протекания конфликта претерпевает изменения. В. ВКК воплощено структуру ванн я конфликтанты ситуации конфликта; в ней субъект располагает участников ситуации в субъективном пространстве относительно друг друга, наделяет их определенными характеристиками и связями, а также способностью менять место в заданном смысловом пол и. Это дает возможность”разыгрывать”понарошку течение конфликтной ситуации, рассматривать возможные варианты собственных действий и действий участников и прогнозировать соответствующий этим действиям результат. Формирование. ВКК выступает как определенное”понимание”ситуации, где действия другой стороны истолковываются не как сигнал о наличии проблемы, а как враждебные, направленные против нас (наших прав, нашей чести, наших интересов). Иными словами,. ВКК является результатом декодирования определенной информации с целью нахождения ее смысла и скрытого смысла. ВКК имеет рациональную, эмоциональную и мотивационную компоненты. Эмоциональная компонента формируется мгновенно и связан на, возможно, с определенными маркерами, которые предопределяют структурализации поля восприятие ситуации, а также с влиянием имеющихся установок. За доминирование эмоциональной компоненты в. ВКК лицо реагирует в некотором роде” автоматически”(это может быть как автоматическая агрессивность, так и автоматическая пугливость, уступчивость). Поэтому большинство рекомендаций относительно поведения в конфликте к торможения”автоматической реакции”(“поднимитесь на балкон”(Ч. Ликсон),”пригладьте перышки”(Р. Шалер), не спешите реагировать) и усиление роли интеллектуальной компоненты (проанализируйте ситуацию, уточните свои цели, соберите доп ную информацию) время в культуре может существовать требование именно автоматической и мгновенной реакции на оскорбление (кодекс. Бусидо, писаные и неписаные кодексы мужской чести). Мотивационная компонента связана с отношением субъекта к конфликту, с изменениями поведения в условиях конфликта и актуализацией деятельности по преодолению конфликта. Зная о. ВКК конфликтанты, можем предвидеть его поведение и, в частности”ди агностуваты его позицию в конфликте как активное или пассивное, гибкую или ригидным, жесткую или мягкую, или как активно-адаптивной, ориентированную на максимизацию выигрыша, или как пассивно-адаптивную,”страдальчески ицьку”, или как промежуточную между этими позициями. Чем меньше человек осознает собственную. ВКК, то по меньшей мере может управлять своим поведением. На формирование. ИКК оказывает влияние такой социально-психологический феномен как склонность в пользу своего я. Исследования показали, что большинство современных людей имеют склонность оценивать себя выше среднего по желаемых особенностей и способностей. Мы переоцениваем распространенность ь среди других характерных нам недостатков (ложный консенсус) и недооцениваем распространенность тех способностей и добродетелей, которые считаем присущими себе (ложная уникальность). По словам. Д. Майерса,”люди вв ажають свои недостатки нормой, а свои добродетели-редкостью”[114, с 86]. Склонность в пользу своего я, что проявляется в вере в свой потенциал, способствует настойчивому преодолению трудностей, вдохновляет нас не отчаиваться, несмотря на неудачное начало дела, является положительным явлением время в конфликте склонность в пользу своего я ведет к формированию неадекватной. ВКК, в которой мы выглядим лучше чем нас правде, а противник – хуже. Поэтому в посредничестве (см. раздел 6) прояснения позиций и намерений сторон помогает сформировать более адекватную. ВКК и вследствие этого облегчить переход от конфронтации позы этой к анализу интересов и возможностей, что является шагом к достижению договоренностей. Зная. ВКК главных участников конфликта, мы можем оценить ожидаемую эффективность действий конфликтанты и выявить признаки об грашнои позицииознаки програшної позиції.

      Также людям свойственна недооценка влияния ситуации на других лиц и переоценка роли их личностных черт и установок, которую. Ли. Росс назвал фундаментальной ошибкой атрибуции. Это означает, что в конфликте мы основном концентрируемся на действиях другой стороны, именно она представляется причиной неприятностей, а ситуация – лишь фоном. Таким образом, формируются взаимные предубеждения относительно нравственности другой стороны, щ в тормозят ориентацию на сотрудничество и усиливают конфронтацию. Сила этих предубеждений также должна быть оценена экспертизой. В дальнейшем разъяснении сторонам конфликта механизма формирования предубеждений мо же быть одним из путей уменьшения напряженности между ними. Другим путем является осуществление шагов с целью разрядки – инициатива одной из сторон по предоставлению иной определенной мелкой уступки, реализуют после с аявы о стремлении мира. Такая инициатива содержит предложения другой стороне осуществить аналогичные встречные действия и направлена ??на установление доверия между сторонамронами.

      В сфере политики важным объектом конфликтологической экспертизы информационные материалы (проекты законов, указов, постановлений, распоряжений, планы и программы, а также подготовлены для. СМИ заявления и интерьер рвью), имеющих значимые последствия. При экспертизе информационных материалов чаще всего возникает проблема несогласованности их положений с действующими законами, программами, а также проблема соответствия. Ожидающий. УВАН, которые на них возлагают разработчики, реальным результатам их влияния на людий.

      Экспертиза возможности военного конфликта исходит из того, что государство – инициатор конфликта надеется получить от победы услуги, которые преобладали вероятной стоимости военных операций, к тому же разница между выгодами и стоимостью должна быть тем больше, чем больше риск не добиться победы. Провоцировать наступательные действия может наличие так называемого”окна возможностей”(одна из сторон войском ные и другие преимущества, которые имеют временный, преходящий характер, международные организации и крупные государства озабочены в данный момент другими проблемами), а также представление об агрессивных намерениях другой в. Орон, когда собственные позиции оцениваются как топографически неудобные для обороны. По мнению некоторых авторов, инициаторы вооруженного конфликта между национальными группами могут исходить из того, что. ООН в таких ситу ациях основном ограничивалась переговорами о прекращении огня, а не восстанавливала статус-кво, давая таким образом предпочтение той стороне, которая начала наступательные действия и достигла военного успеха на мо мент международного вмешательстваня.

      Как действия, свидетельствующие о подготовке сторон к вооруженному конфликту, эксперты рассматривают увеличение военного бюджета, тренировки по эвакуации учреждений, отличие отпусков для офицеров, призыв резервистов ей, усиление разведывательной активности, экономической и пропагандистскую”войну”, увеличение количества и серьезности пограничных конфликтов тощ.

      Достоверность результатов конфликтологической экспертизы обеспечивается строгим соблюдением принципов: независимости, практической направленности, системности, комплексности, профессионализма, видповидальнос сти, минимизации интервенций.

      Принцип независимости требует привлечения экспертов, которые лично никак не заинтересованы в том или ином результате экспертизы и не могут быть принуждены к выводам, которые не соответствуют их убеждениям

      Принцип практической направленности характеризует направленность экспертизы по повышению рациональности, обоснованности решения относительно конкретной практической проблемы. Собирается только та информация, что в полезна для принятия будущих решений. Получение научных обобщений не является целью экспертизы, хотя может быть ее побочный продуктом.

      Принцип системности требует описания конфликта в его целостности, с максимальным учетом его причинно-следственных, функциональных, генетических и других связей

      Принцип комплексности состоит в использовании и согласовании данных, полученных разными методами. Он вытекает из принципа системности, поскольку системное исследование возможно путем применения комплекса ре изноманитних методов. Получение информации различными способами и из различных источников позволяет повысить ее достоверность и точностьть.

      Принцип профессионализма требует привлечения к проведению экспертизы специалистов, имеющих необходимый опыт и знания как в сфере конфликтологии, так и в той сфере, к которой относится объект экспертизы

      Принцип ответственности утверждает ответственность эксперта за достоверность собранной информации, ее неразглашение без согласия заказчика, за точное соблюдение экспертом сроков выполнения своей работы

      Принцип минимизации интервенции ориентирует эксперта на выбор средств и методов исследования, применение которых не приведет к ухудшению ситуации или к неконтролируемому воздействия на нее

      Задача экспертизы могут формулироваться: а) заказчиком б) исполнителем в) совместно. Б всех случаях коррекция и согласование задач с заказчиком является важным технологическим моментом процесса экспертизы

      Экспертное заключение должно содержать характеристику проблемной ситуации, экспертные оценки и предложения. Обычно в него вносят также формулирование целей и задач экспертизы, полный перечень источников информ ции и использованных методик, перечень возможных сценариев развития ситуацииї.

      Важными чертами экспертного заключения является точность, полнота, своевременность и убедительность

      Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

      uchebnikirus.com

    Популярное:

    • Лололошка спор 8 Ваш браузер не поддерживается Наградить фанфик "Спор." Рома сонно тер глаза. На часах уже двенадцать ночи и пора бы уже ему ложиться спать. Только он хотел закрыть вкладку с ВКонтакте, как вдруг ему приходит сообщение от Марьяны […]
    • 94 федерального закона 44-фз Сравнительная характеристика федеральных законов 44-ФЗ и 94-ФЗ в сфере госзакупок Смотрите также: Закон о контрактной системе 44-ФЗ РФ от 5 апреля 2013 года до сих пор вызывает массу вопросов, связанных с правильностью его применения на […]
    • Приказ на спидометр Prom-Nadzor.ru Положение о комиссии по проверке показаний спидометров автотранспорта [организационно-правовая форма, наименование организации, предприятия] [подпись, Ф. И. О. должность лица, утверждающего положение] [число, месяц, […]
    • Разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства Статья 40. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства 2 октября 2017 6 февраля 2013 25 апреля 2012 26 марта 2012 Обсуждение статьи Вопросы по статье Здравствуйте. […]
    • Приказ о дежурстве на новогодние праздники образец Образец приказа о работе в праздничные дни. Как оплачиваются праздничные дни Далеко не все люди работают в выходные и праздничные дни. И для тех, кто занят на посменной работе, существуют некие "бонусы" со стороны государства в части […]
    • Правила снг 1993 Правила снг 1993 ПРАВИЛА*определения страны происхождения товаров (Утверждены Решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 года)(в редакции решений Совета глав правительств СНГ от 15.04.94, от […]
    • Приказ фсин россии от 17122013 777 об организации планирования Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777 "Об организации планирования в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы" Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 17 декабря 2013 г. N 777"Об […]
    • Прохождение дела в суде Прохождение дела в суде Стадия уголовного процесса – это обособленная часть уголовного судопроизводства, направленная на достижение конкретных, присущих только ей, задач. Все уголовное судопроизводство России построено в виде системы […]