Как получать белорусскую пенсию в россии

ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

01 апреля 2013

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян – в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 – гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

www.pfrf.ru

Пенсия в РФ при переезде из Белоруссии

При переезде граждан РБ на постоянное место жительства в РФ по вопросу пенсионного обеспечения они должны обращаться в компетентный орган этого государства с соответствующим заявлением. При этом гражданином должен быть сделан выбор его пенсионного обеспечения: по нормам Договора или только по законодательству государства, гражданином которого он является. Данный выбор отражается в заявлении о назначении пенсии.

Компетентными органами, занимающимися назначением и выплатой пенсии в Российской Федерации, являются территориальные органы Пенсионного фонда Российской федерации, в Беларуси – управления (отделы) по труду, занятости и социальной защите, управления (отделы) социальной зашиты, образуемые районными (городскими) исполнительными и распорядительными органами.

Договор основан на принципе пропорциональности, означающем, что каждое государство назначает и выплачивает пенсию (за исключением социальной) за трудовой (страховой) стаж, накопленный на его территории, с применением положений Договора и своего национального законодательства. Вместе с тем данный подход не распространяется на стаж работы, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР.

Так, в соответствии с п.1 ст.23 Договора назначение и выплата трудовой пенсии по возрасту (по старости), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (в РБ) после вступления в силу настоящего Договора осуществляются в следующем порядке:

1) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией, в соответствии с настоящим Договором;

2) за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после 13 марта 1992 г. на территориях Договаривающихся Сторон, каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

По желанию и на основании заявления граждан РБ и граждан РФ им может назначаться и выплачиваться пенсия согласно законодательству того государства, гражданами которого они являются, без применения положений Договора. Такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит (п.2 ст.23 Договора).

Таким образом, при переезде гражданина РБ на постоянное проживание в РФ назначение и выплата ему трудовой пенсии в России по его выбору может осуществляться двумя государствами (РФ и РБ), а именно:

1) Россией – за периоды стажа, приобретенного до 13 марта 1992 г. на территории бывшего СССР и после указанной даты на территории России; и Беларусью – за периоды стажа, приобретенного после 13 марта 1992 г. на территории Беларуси.

В случае назначения этих пенсий их выплата будет производиться следующим образом:

– по месту постоянного проживания, т.е. в России, – способами выплаты, предусмотренными законодательством РФ;

– из Беларуси – ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ;

2) Республикой Беларусь (при этом исчисление стажа и размера пенсии, сроки ее назначения и другие процедурные действия по назначению пенсии осуществляются в соответствии с законодательством Беларуси, нормы Договора при этом не применяются). В таком случае выплата пенсии из Беларуси в Россию будет осуществляться также ежеквартально в последнем месяце квартала путем перечисления суммы пенсии в банк (кредитное учреждение) РФ на счет получателя пенсии в национальной валюте РФ.

Если на постоянное проживание в Россию переезжает пенсионер, которому пенсия была назначена после 29 марта 2007 г. по нормам Договора, то на основании информации, поступившей из пенсионного фонда РФ, в РБ ему прекращается выплата пенсии за стаж, приобретенный на территории бывшего СССР. В зависимости от произведенного им в России выбора его пенсионного обеспечения ему может быть:

Вариант 1. Назначена пенсия:

а) Россией – за стаж, приобретенный до 13 марта 1992 г. на территории СССР, а также за стаж, приобретенный после указанной даты на территории России;

б) Беларусью – пенсия за стаж, приобретенный после 13 марта 1992 г. на ее территории;

Вариант 2. Продолжена выплата пенсии Беларусью в соответствии с п.3 ст.24 Договора при обязательном соблюдении предусмотренных этим пунктом условий.

Согласно п.3 ст.24 Договора при переезде в Россию пенсионера (т.е. лица, которому пенсия уже назначена в Беларуси), имеющего стаж продолжительностью не менее 25 лет (для мужчин) или не менее 20 лет (для женщин), полностью выработанный на территории Беларуси (в т.ч. в период СССР), по его желанию и на основании заявления выплата ему пенсии может продолжаться РБ, назначившей ее, без применения норм Договора. При этом такой выбор является окончательным и пересмотру не подлежит. В данном случае выплата пенсии будет осуществляться вышеуказанным способом перечисления ее сумм в банк (кредитное учреждение) в России.

Следует отметить, что Договор предусматривает распространение его положений на пенсии, назначенные до вступления этого Договора в силу. Это применимо в случае, когда страховой (трудовой) стаж гражданином заработан на территории России и Беларуси. В связи с этим он может претендовать на назначение пенсий от двух государств: России и Беларуси соответственно за стаж, приобретенный на их территориях. Такие пенсии могут быть пересмотрены в соответствии с положениями Договора на основании заявления гражданина в сроки, предусмотренные Договором. При этом такой пересмотр не может повлечь уменьшения размера пенсии.

Для решения вопроса о назначении (пересмотре) пенсии в России гражданин РБ, переехавший на постоянное проживание в это государство, должен обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с соответствующим заявлением и необходимыми документами (обращения в пенсионные органы РБ по данному вопросу перед выездом из Беларуси в Россию не требуется). Датой подачи заявления является дата его регистрации в указанном территориальном органе. Если заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые для назначения пенсии документы, то днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации почтовой службы (почтовой связи) по месту отправления заявления.

m.yurist-online.net

На какую пенсию могут рассчитывать белорусы, переехавшие в Россию?

24 июля 2014 в 9:53
Александр Бенько, Рэспубліка

По данным Федеральной миграционной службы России (ФМС) на февраль нынешнего года, на территории нашей соседки работало 2,3 миллиона мигрантов из Узбекистана, 1,5 миллиона — из Украины, 1 миллион — из Таджикистана, по 600 тысяч из Азербайджана и Казахстана, по 500 тысяч — из Кыргызстана, Молдовы и Армении. Белорусы оказались самыми “скромными”: на территории России трудится всего около 390 тысяч наших соотечественников.

По неофициальным оценкам, численность только трудовых мигрантов в России равняется 5-6 миллионов, что на деле составляет примерно 7% от общего числа занятых в экономике. При этом следует заметить, доля лиц предпенсионного и пенсионного возраста, въезжающих в Россию на заработки, по данным ФМС, составляет почти треть от числа всех мигрантов.

В последнее время специалисты на постсоветском пространстве часто говорят про “мобильность пенсий”.

Пособие должно “следовать” за работником, уверяют они, приводя в качестве довода опыт стран Евросоюза. Англичанин, переехавший на склоне лет в солнечную Испанию, получит свою британскую пенсию независимо от того, кто он по национальности и на каких предприятиях трудился всю жизнь. Его пособие попросту “экспортируют” по новому месту жительства. А делать карьеру сразу в двух-трех странах ЕС, как выясняется, даже выгодно. По существующим правилам, пенсионер в каждой из них приобретает право на минимальные пособия по социальному обеспечению, и общий размер его ежемесячной пенсии заметно повышается.

В условиях, когда страны СНГ заключают все новые и новые интеграционные союзы, казалось бы, решать такие вопросы должно стать проще и у нас. Но пока все происходит далеко не так. Недавно были опубликованы данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирного банка (программа МИРПАЛ). Изучая проблемы мобильности пенсий в рамках ЕЭП и СНГ, эксперты пришли к выводу: унифицировать пенсионное законодательство нашим странам предстоит еще очень долго. В странах бывшего СССР отличаются по структуре сами пенсионные системы, различен и возраст выхода на пенсию, варьируются величина и источники отчислений в пенсионные фонды. Между тем в условиях, когда через границы государств Содружества ежегодно легально или не очень мигрируют миллионы людей, проблема становится все острее…

— Возможность полноценной и безрисковой передачи профессиональных пенсионных прав и активов трудящихся между странами-донорами и странами-реципиентами чрезвычайно важна как для самих мигрантов, так и для устойчивого развития экономик стран, вовлеченных в процесс евразийской экономической интеграции, —
отмечает важность вопроса руководитель ЦИИ ЕАБР Евгений Виноградов. — К сожалению, на сегодняшний день есть несогласованность в законодательных системах и пенсионной политике стран постсоветского блока. Трудности в зачете трудового стажа и отсутствие механизма мобильности пенсий не стимулируют мигрантов, которых сегодня немало в наших странах, работать в формальном секторе.

Социологи, говоря об особенностях трудовой миграции, давно по аналогии с медициной используют термины “страна-донор” и “страна-реципиент”. Все происходит, как на операционном столе: одни страны, в которых уровень жизни ниже, а рынок труда — скромнее, с удовольствием “поставляют” трудовые ресурсы на соседние рынки. На постсоветском пространстве в этом смысле все понятно: реципиентом выступает Россия, чуть в меньшей степени — Казахстан.

Имеет эта “медаль” и обратную сторону. Говорить ведь о том, что наша восточная соседка с удовольствием примет всех и вся, тоже не стоит. Ввиду сокращения собственных трудовых ресурсов и старения населения она заинтересована в том, чтобы приезжали именно легальные квалифицированные кадры, готовые работать по официальным договорам и делать отчисления в пенсионные и медицинские фонды.

Эксперты считают, что проблему мобильности пенсий надлежит решать путем введения в ЕАЭС общего пенсионного пространства. Но практическая реализация этого проекта проблематична — на данный момент общая координация между странами и пенсионными фондами вовсе не развита.

Во Всемирном банке предлагают сразу два решения. Первое предполагает полное заимствование системы расчета пенсионных выплат гражданам из опыта ЕС. Пенсия начисляется и платится той страной, где проживает человек, обратившийся за ней, однако система учитывает трудовой стаж человека во всех странах, где он работал. Расчет же ведется по правилам и законам страны, начисляющей и осуществляющей пенсионные выплаты. Этот вариант не требует сложного механизма по установлению пенсий, так как они назначаются и платятся в соответствии с текущим нормативно-правовым законодательством той страны, где живет в данный момент человек, обратившийся за выплатой. Но тут есть щекотливый момент: если большинство трудовых мигрантов, работающих сейчас в странах-реципиентах, решат вдруг остаться там на постоянное место жительства по достижении пенсионного возраста, то бремя по выплате пенсий ляжет на эти страны. То есть экономика России и Казахстана может попросту “лечь”, пытаясь прокормить таджикских, узбекских и прочих пенсионеров.

Второй вариант предполагает принцип пропорционального начисления. В этом случае требуется более сложный вариант расчета пенсий и учета трудового стажа, а также пенсионных отчислений гражданина. Но тогда придется создавать единую систему учета и контроля трудовой миграции и количества отработанных лет в разных странах. То есть наладить между пенсионными фондами эффективную коммуникационную систему для быстрого обмена информацией. В дополнение нужно будет создавать и систему взаимозачетов между пенсионными фондами разных стран.

Кстати, на территории СНГ уже действуют два основных механизма. Первый предусмотрен соглашением от 1992 года и регулирует взаимоотношения между Россией, Казахстаном, Таджикистаном, Кыргызстаном и Арменией. При переезде из одной страны в другую пенсия должна выплачиваться в стране проживания. Стаж, приобретенный на территории иных государств, идет в зачет при условии отчисления страховых взносов в пенсионный фонд того государства, где человек трудился. Второй механизм действует только в отношении России и Беларуси. Он прописан в Договоре от 24 января 2006 года. Согласно этому документу пенсия назначается на территории той страны, где человек выполнял какую-либо работу. При переезде выплата пенсии продолжается. Кроме того, возможна пропорциональная выплата пенсии двумя странами.

КСТАТИ

Анализ демографической структуры населения стран СНГ свидетельствует о том, что самая высокая доля лиц пенсионного возраста наблюдается в России и Беларуси (13—14 %), за ними следует Казахстан (7 %). В Кыргызстане и Таджикистане количество граждан пенсионного возраста в несколько раз ниже (3—4 %). При этом доля лиц до 14 лет в России составляет всего 15 %, тогда как в Казахстане и Кыргызстане она практически вдвое выше (25 % и 29 % соответственно). В Таджикистане число людей в возрасте до 14 лет составляет примерно треть от населения в целом (36 %). Это говорит о том, что в будущем Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Таджикистан в меньшей степени будут сталкиваться с проблемой старения населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты.

В то же время в Беларуси, Украине, России и Молдове можно ожидать серьезных проблем с обеспечением трудовыми ресурсами и пополнением пенсионных фондов.

Как у них

Начисление пенсии по возрасту в странах Евросоюза происходит следующим образом:

— если человек работал в нескольких странах ЕС, он имеет право получать пенсию и иметь стаж за работу в каждой из этих стран. При этом обращается он за пенсией в той стране, где живет на момент выхода на пенсию (если работал в ней хоть сколько-нибудь);
— если человек живет в той стране ЕС, где он никогда не работал, он должен запрашивать пенсию в последней из стран, где работал;
— пенсионный фонд страны, где человек живет (или работал в последнее время), присылает по запросу специальную форму, где указывается весь стаж по странам. Ее нужно сдать в фонд, как минимум, за полгода до наступления пенсионного возраста, чтобы успели сверить все данные в единой системе;
— если в странах, где человек работал, пенсионный возраст наступает в разное время, это может вызвать проблемы. Так, если человек подает на пенсию в 60 лет, как в стране своего гражданства, а в стране пребывания пенсионный возраст начинается позже (например, в 67, как во Франции), то ему будут платить пенсию, но очень маленькую (прожиточный минимум), а нормальную — только по достижении местного пенсионного возраста;
— если человек работал в нескольких странах, то сначала пенсионный фонд каждой из этих стран подсчитывает причитающуюся ему пенсию по своим законам;
— затем пенсионный фонд получает данные из других фондов и вычисляет, основываясь на стаже и заработной плате, сколько должен был бы получать человек, если бы он проработал все время в этой стране;
— эти цифры сравниваются, и выбирается та, что выше. Пенсию выплачивает только одна страна, но руководствуясь вышеописанной системой подсчетов.

Комментарий в тему

Ирина НОВИКОВА, завкафедрой экономической теории Академии управления при Президенте, доктор экономических наук, профессор:

— О проблеме мобильности пенсий знаю не понаслышке. С этим столкнулась моя близкая подруга. Они с мужем переехали из Минска в Москву, и, когда оформляли пособие, им было предложено два варианта: полностью получать российскую пенсию либо же разделить ее на части и получать 50 % белорусской и 50 % российской. На тот момент они предпочли второй путь. В этом отношении существующее законодательство достаточно продумано и, самое главное, работает. Но есть и сложности. Теперь, пожив в Москве, подруга говорит, что нашу пенсию получать уже невыгодно, но на первый вариант выплаты перейти невозможно. Если бы был отлажен механизм мобильности пенсий, таких проблем бы не возникало.

Россия в ближайшие годы будет поднимать уровень жизни своих граждан, вырастут и пенсии. Остальные страны СНГ последуют тем же путем, но очевидно, что делать это они будут медленнее. Вот поэтому проблема может оказаться неразрешаемой. Ведь Россия может столкнуться с тем, что придется платить пенсии российского уровня таджикам, узбекам, киргизам, и это ляжет большим грузом на ее бюджет. В этом вопросе странам СНГ следует смотреть на Евросоюз, ведь не забывайте, что наше евразийское объединение в каком-то смысле проходит те же этапы, какие в свое время проходили европейцы. Надо просто проанализировать, как они решали эти проблемы. Не думаю, что пенсии в Румынии равны тем, что существуют во Франции.

finance.tut.by

Посольство РБ в РФ

Игорь Петришенко

Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Российской Федерации

КОНСУЛЬСКИЕ ВОПРОСЫ

Часто задаваемые вопросы по консульской тематике

«Уважаемая редакция, обращаюсь к вам с просьбой по вопросу регистрации граждан на территории России. В настоящее время проживаю в Беларуси, имею российское гражданство, собираюсь переехать на жительство в Россию. Прошу мне разъяснить, где и как можно оформить регистрацию, если на момент переезда в РФ собственного жилья нет. Можно ли получить регистрацию не по адресу, а по месту пребывания. Существуют ли иные виды регистрации? Необходимо ли иметь регистрацию для оформления пенсии и медицинской страховки. Прошу в просьбе не отказать. Заранее благодарен. Колошин В. В. Республика Беларусь».

Татьяна Смирнова, советник Департамента правового обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства:

— Законом Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. (далее — Закон) предусматривается два вида регистрации по месту пребывания (временная регистрация) и по месту жительства (постоянная). В соответствии со ст. 3 Закона граждане России обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Регистрация российского гражданина по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение. Регистрация по месту пребывания производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства. Регистрация гражданина России по месту жительства производится в срок не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах России граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина России по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Регистрация гражданина России по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении производится соответственно по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения. Для оформления пенсии и медицинской страховки регистрацию иметь необходимо.

Сообщаем, что национальный паспорт гражданина Республики Беларусь серии «РР» является действительным для выезда за границу.
При наличии паспорта серии «РР» необходимо становиться на консульский учет в консульском отделе Посольства в Москве либо отделении Посольства, осуществляющем консульские функции.
Перечень необходимых документов для постановки на консульский учет указан на сайте Посольства в рубрике «Консульские вопросы и визы».

Ввоз и вывоз физическим лицом наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на © таможенную (ой) территорию (и) Таможенного союза осуществляется без ограничений. При этом, при единовременном ввозе (вывозе) наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Дополнительная информация о порядке перемещения наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Евразийского экономического союза размещена на сайтах Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и таможни «Минск-2» .

С 1 января 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон). В соответствии с данными изменениями механизм квотирования выдаваемых разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим на территорию Российской Федерации в порядке, не требующем получения визы, заменяется разрешительным порядком осуществления указанными лицами трудовой деятельности в Российской Федерации на основании патента.

Однако данные изменения не касаются граждан Республики Беларусь, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации.

  • Гражданам Республики Беларусь не требуется получать разрешение на работу либо патент;
  • В связи с отсутствием необходимости получать патент, не требуется документального подтверждения владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации для осуществления трудовой деятельности;
  • Для временно пребывающих граждан Республики Беларусь на территории Российской Федерации, в связи с отсутствием необходимости получать патент, нет ограничения на осуществление трудовой деятельности в каком-то конкретном субъекте Российской Федерации.
  • Для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации гражданам Республики Беларусь необходимо иметь следующие документы:

  • паспорт;
  • действующий на территории России на срок осуществления трудовой деятельности договор (полис) добровольного медицинского страхования, либо договор, заключенный с медицинской организацией в субъекте Российской Федерации по месту осуществления трудовой деятельности;
  • медицинскую справку, подтверждающую отсутствие у иностранного гражданина заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, сертификата об отсутствии у него ВИЧ-инфекции ;
  • документ о постановке иностранного гражданина на учет по месту пребывания (в случае пребывания на территории Российской Федерации свыше 30 дней).
  • Точный перечень документов необходимо уточнять у работодателя, (с учетом возможных дополнительных требований к квалификации, опыту и т. д. ) и в соответствующем территориальном подразделении ФМС России (в связи с периодическими изменениями в законодательство Российской Федерации).

    В соответствии с действующим между Республикой Беларусь и Российской Федерацией Соглашением об обеспечении равных прав граждан, совершеннолетние граждане Российской Федерации могут въезжать и пребывать на территории Беларуси по внутренним либо заграничным общегражданским паспортам; несовершеннолетние граждане РФ возрастом до 14 лет — по свидетельству о рождении.

    В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Республики Беларусь от 28.11.2005 № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» водитель механического транспортного средства, не зарегистрированного в Республике Беларусь и временно находящегося на территории Республики Беларусь (до трех месяцев), обязан:

  • 14.1. Иметь при себе свидетельство о регистрации транспортного средства и водительское удостоверение, соответствующие Конвенции о дорожном движении, подписанной в г. Вене 8 ноября 1968 года, либо водительское удостоверение страны гражданства (подданства) с приложением официально заверенного перевода текста этого удостоверения на белорусский или русский язык;
  • 14.2. Иметь на транспортном средстве отличительный и регистрационный знаки государства, в котором зарегистрировано это транспортное средство.
  • При использовании транспортного средства в дорожном движении на территории Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530) водитель обязан иметь при себе страховое свидетельство (страховой полис, страховой сертификат иностранной страховой организации, действительный на территории Республики Беларусь), которое (которые) предъявляется работнику Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел по его требованию (статья 140). «Система «Зеленая карта» — международная система автотранспортного страхования, участником которой является Республика Беларусь, и соответственно действует на территории Республики Беларусь.
    Нотариально удостоверенная либо рукописная доверенность на управление автотранспортным средством на территории Республики Беларусь не требуется.

    Сообщаем, что истечение срока действия отметки «выезд до…» в штампе «постоянное жительство в России» не означает необходимость ее продления. Данная дата в штампе проставляется органами внутренних дел Республики Беларусь для своего внутреннего учета. Вам необходимо состоять на постоянном консульском учете в Посольстве и иметь в паспорте отметку о постановке на консульский учет. В этом случае паспорт серии «РР» является действительным для выезда за границу.

    Для граждан Беларуси и России, въезжающих на территорию РФ и РБ соответственно, наличие миграционной карты не требуется.

    На территории Республики Беларусь и Российской Федерации действует миграционная карта единого образца для иностранцев, граждан третьих стран. Иностранец при въезде в Республику Беларусь либо Российскую Федерацию заполняет миграционную карту. Заполненная миграционная карта вместе с документом для выезда за границу предъявляется должностному лицу пограничных войск Республики Беларусь либо Российской Федерации в пункте пропуска через госграницу. При выезде из Беларуси либо России иностранец обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничных войск Республики Беларусь в пункте пропуска через госграницу.

    В случае если гражданин Республики Беларусь документирован национальным паспортом серии «РР», то подать документы на замену паспорта можно в консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции.

    Перечень документов для замены паспорта серии «РР» следующий:

  • заявление на выдачу (обмен) паспорта;
  • паспорт и его копия;
  • 4 цветных матовых неразрезанных фотографий (40–50 мм) с укрупненным лицом (32–35 мм от подбородка до макушки) на белом фоне;
  • свидетельство о рождении заявителя и его копия;
  • свидетельства о рождении детей до 18 лет и их копии (в случае наличия детей);
  • свидетельство о заключении брака и его копия (в случае регистрации брака);
  • свидетельство о расторжении брака и его копия, либо копия решения суда о расторжении брака (в случае расторжения брака);
  • свидетельство о перемене имени в случае перемены заявителем фамилии, собственного имени, отчества;
  • паспорт серии «РР» и его копия родителей либо одного из родителей (в случае первичного документирования несовершеннолетнего ребенка паспортом серии «РР»).
  • При наличии паспорта, выданного белорусскими компетентными органами до 17.08.2002 , необходимо также представить справку из территориального отделения Федеральной миграционной службы Российской Федерации по месту регистрации, подтверждающую отсутствие российского гражданства. В случае наличия российского гражданства в справке должна быть указана точная дата его приобретения.

    Срок оформления паспорта — до 3-х месяцев.

    Консульский сбор за оформление паспорта составляет 40 евро соответственно (в российских рублях по курсу Центробанка Российской Федерации на день оплаты). Детям ло 14 лет паспорт оформляется бесплатно.

    С 29 марта 2007 года пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, переселяющихся с территории одного государства на территорию другого, осуществляется в соответствии с Договором между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006 , в котором четко определены порядок пенсионирования граждан обоих государств и компетентные органы, обеспечивающие реализацию данного порядка — в Республике Беларусь — Министерство труда и социальной защиты и подведомственные министерству органы социальной защиты населения, в Российской Федерации — Пенсионный фонд и подведомственные ему структуры. В Договоре изложены варианты по которому производится пенсионирование гражданина, вариант выбирается по желанию гражданина. Назначение и выплата трудовых пенсий осуществляется на основании заявления гражданина, представленного в упомянутые органы государства, на территории которого он проживает. Компетентные органы Беларуси и России обмениваются соответствующими документами, необходимыми для решения вопросов назначения и выплаты пенсий гражданам. Экспорт пенсий, назначенных по Договору, из одного государства производится ежеквартально в последнем месяце квартала. Выплата пенсии осуществляется в национальной валюте государства проживания пенсионера.

    Непрерывность пенсионирования граждан Республики Беларусь и граждан Российской Федерации, переселяющихся с территории одного государства на территорию другого, обеспечивается статьей 4 Договора.

    Для получения подробной консультации по данному вопросу необходимо обращаться в органы социальной защиты и пенсионного обеспечения по месту фактического проживания заявителя.

    По вопросу поиска места захоронения участника ВОВ рекомендуем обратиться в Национальный архив Республики Беларусь, направив запрос через раздел «вопрос-ответ» на сайте www.narb.by либо электронной почтой narb@narb.by, а также в Министерство обороны Республики Беларусь — адрес сайта и электронной почты: www.mod.mil.by, mod@mod.mil.by.

    Консультацию по данному вопросу можно получить в департаменте по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь, обратившись через раздел «написать письмо», размещенный на сайте МВД Республики Беларусь www.mvd.gov.by.

    Для получения справки об отсутствии записи акта о заключении брака гражданам Республики Беларусь, не оформившим в установленном законодательством Республики Беларусь порядке выезд на постоянное жительство в Российскую Федерацию и не документированным национальными паспортами серии «РР», необходимо лично либо другим лицам (на основании нотариально удостоверенной доверенности от заявителя) обращаться в органы ЗАГС по месту их регистрации на территории Республики Беларусь. Данная справка оформляется органами ЗАГС Республики Беларусь в течение пяти рабочих дней. Консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции, по мере необходимости (в случае требования органов ЗАГС РФ) могут выдать аналогичную справку такой категории белорусских граждан, но только на основании представленной ими справки об отсутствии препятствий для заключения брака из органов ЗАГС Республики Беларусь.

    Заявитель может также истребовать справку из органов ЗАГС по месту своей регистрации в Беларуси через консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции. Для этого ему необходимо лично обратиться в консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции, заполнить заявление и анкету по истребованию документа. При себе необходимо иметь паспорт и, в случае заключения повторного брака, документ о расторжении предыдущего брака. Консульский сбор за истребование указанной справки составляет 35 евро, сроки получения истребуемого документа — от 1 до 2 месяцев.

    Граждане Республики Беларусь, оформившие в установленном порядке выезд на постоянное жительство в Российскую Федерацию, обладающие паспортами серии «РР» и состоящие на постоянном консульском учете, за получением указанной справки могут обратиться непосредственно в консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции. В консульском отделе Посольства справка оформляется в течение дня и ее стоимость составляет 35 евро (оплата производится в российских рублях по курсу Центробанка РФ на день подачи документов).

    Справка о семейном положении действительна в течение 6 месяцев.

    Вопросы приобретения гражданства РФ не относятся к компетенции Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. По данному вопросу рекомендуем обращаться в подразделение Федеральной миграционной службы России по месту регистрации либо фактического проживания в РФ.

    Список населенных пунктов Республики Беларусь, относящихся к пограничной зоне, а также подробная информация по правилам въезда в пограничную зону размещена на сайте Государственного пограничного комитета Республики Беларусь в разделе «граница и пограничная зона».

    Вопросы приобретения гражданства Республики Беларусь регламентируются Законом Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 № 136-З . Обязательным условием принятия в гражданство Республики Беларусь является отсутствие гражданства другого государства (п. 5 ст. 14 Закона). Гражданину РФ, желающему приобрести белорусское гражданство, необходимо первоначально обратиться в органы внутренних дел Республики Беларусь (миграционную службу) по месту предполагаемого фактического проживания и регистрации в Республике Беларусь с ходатайством о получении разрешения на постоянное проживание (вида на жительство) в Республике Беларусь, и только после получения вида на жительство в Республике Беларусь ходатайствовать о приобретении белорусского гражданства, предварительно оформив выход из российского гражданства либо предоставив гарантии выхода из гражданства РФ (по вопросу выхода из гражданства РФ необходимо обращаться в дипломатические представительства РФ в Республике Беларусь). Установленные законодательством Республики Беларусь сроки рассмотрения ходатайств о получении разрешения на постоянное проживание (вида на жительство) — 90 дней, для граждан РФ, как правило, — 30 дней.

    Документы на приобретение гражданства Республики Беларусь (перечень размещен на сайте Посольства в разделе «Консульские вопросы и визы») подаются в органы внутренних дел по месту регистрации в Республике Беларусь.

    В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 17 декабря 2007 года № 643 «Об упрощении порядка выезда из Республики Беларусь» с 1 января 2008 года паспорт гражданина Республики Беларусь является действительным для временных выездов за пределы Республики Беларусь без проставления в нем соответствующей разрешительной отметки органов внутренних дел. Наличие либо отсутствие в паспорте гражданина Республики Беларусь разрешительного штампа не является препятствием для выезда граждан Республики Беларусь за границу.

    Сообщаем, что ратифицированное Соглашение о равных правах граждан определяет порядок упрощенного въезда граждан Российской Федерации по внутренним общегражданским паспортам только на территорию Республики Беларусь. Упомянутое Соглашение не регламентирует порядок транзитного следования через территорию Республики Беларусь граждан Российской Федерации, в том числе и их несовершеннолетних детей, для въезда в третьи страны. Вопросы о порядке выезда из Российской Федерации граждан Российской Федерации и въезда на территорию других государств находятся в компетенции миграционных служб России, а также дипломатического представительства либо консульского учреждения страны планируемого посещения.

    06.02.2010 вступило в силу заключенное путем обмена нотами Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном внесении отметок о заключении или расторжении брака в паспорта граждан Республики Беларусь и Российской Федерации, в соответствии с которым органы ЗАГС РФ наделены всеми полномочиями проставления таких отметок в белорусские паспорта.

    Сообщаем, что в отношении данного гражданина необходимо провести проверку принадлежности к гражданству Республики Беларусь. Процедура определения принадлежности к гражданству Республики Беларусь и оформления соответствующей справки осуществляется на платной основе (35 евро) и требует личного обращения гражданина в консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции, с предоставлением документа, удостоверяющего личность (при наличии) и подтверждающего факт проживания на территории Республики Беларусь; письменного заявления с указанием точного периода и адреса последнего места жительства в Республике Беларусь; двух фотографий.

    В соответствии с Положением «О порядке рассмотрения вопросов, связанных с гражданством Республики Беларусь», утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 17.11.1994 № 209 (в редакции Указа от 29.12.2006 № 755), дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом, наделены полномочиями по определению принадлежности к гражданству Республики Беларусь лиц, постоянно проживающих за границей, т. е. снятых с регистрационного учета в Республике Беларусь. В случае наличия у гражданина постоянной регистрации в Республике Беларусь, данная процедура осуществляется органами внутренних дел по месту регистрации.

    В соответствии со статьей 11 Закона Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» за лицом, состоящим в гражданстве Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иного государства. Граждане Республики Беларусь, несмотря на приобретение гражданства иного государства, автоматически не утрачивают белорусское гражданство, пользуются всей полнотой прав и не могут освобождаться от выполнения возложенных на них обязанностей и ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь. Этим же нормативным актом предусмотрена правовая процедура выхода из гражданства Республики Беларусь на основании мотивированного заявления гражданина Республики Беларусь на имя Президента Республики Беларусь, поданного при личном обращении в установленном порядке с приложением перечня строго регламентированных документов. Процедура выхода из гражданства Республики Беларусь не является принудительной и осуществляется на основании волеизъявления гражданина.

    По вопросам взимания таможенных пошлин при транзитном следовании иностранных граждан через территорию Республики Беларусь рекомендуем обратиться непосредственно в Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, направив запрос по электронной почте на электронный адрес ГТК: gtk@customs.gov.by. Информация касательно таможенных правил, а также контактные телефоны размещены на сайте ГТК.

    Ваш трудовой стаж на территории РФ сохраняется. По вопросу пенсионного обеспечения, перевода пенсии из России в Беларусь Вам необходимо обращаться в органы социального обеспечения по месту Вашего предполагаемого фактического проживания и регистрации на территории Республики Беларусь.

    В соответствии с Соглашением между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных правах граждан белорусские граждане имеют право на свободное трудоустройство в Российской Федерации, за исключением должностей, назначение на которые в соответствии с российским законодательством связано с принадлежностью к гражданству Российской Федерации (госслужба, силовые ведомства и т. п. ). При этом на граждан Республики Беларусь при трудоустройстве на территории Российской Федерации не распространяются установленные российским законодательством квоты на привлечение иностранной рабочей силы и не требуется оформление разрешения на работу.

    По вопросу необходимого пакета документов для трудоустройства в РФ рекомендуем обращаться непосредственно к работодателю.

    Сообщаем, что для въезда на территорию Республики Беларусь гражданину РФ необходимо иметь действительный общегражданский либо заграничный паспорт, детям до 14 лет въезд в Беларусь разрешен по свидетельству о рождении.

    Вопрос о порядке выезда несовершеннолетних граждан РФ за пределы Российской Федерации без сопровождения родителей либо в сопровождении одного из родителей находится в компетенции Федеральной миграционной службы РФ.

    Гражданин РФ может истребовать данные документы через Посольство. Порядок истребования документов из Республики Беларусь через Посольство размещен на сайте Посольства
    в рубрике « Консульско-правовые вопросы» раздела «Консульские вопросы и визы». Консульский сбор за истребование одного документа гражданином РФ составляет 70 евро. Оплата производится в консульском отделе Посольства в российских рублях по курсу Центробанка на день подачи заявления.

    В соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь «О предоставлении гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» иностранным гражданам для решения вопроса о предоставлении политического убежища необходимо находиться на территории Республики Беларусь и обратиться с личным заявлением в Департамент по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

    Адрес Департамента по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь: 220050 г. Минск, ул. Городской вал, д. 2, телефон 218-78-95 , факс 203-99-18 .

    Рассмотрение материалов об утрате гражданства Республики Беларусь осуществляется по заявлениям ходатайствующих, а также
    по инициативе дипломатического представительства или консульского учреждения Республики Беларусь.

    В соответствии со статьей 19 Закона Республики Беларусь
    «О гражданстве Республики Беларусь» гражданство Республики Беларусь утрачивается:

  • вследствие поступления лица на воинскую службу, службу
  • в полицию, органы безопасности, юстиции или иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований, предусмотренных статьей 20 настоящего Закона;
  • по заявлению родителей (единственного родителя) в отношении ребенка, приобретшего по рождению наряду с гражданством иностранного государства гражданство Республики Беларусь. Утрата гражданства Республики Беларусь ребенком в возрасте от 14 до 18 лет допускается только с согласия ребенка, выраженного в письменной форме и нотариально удостоверенного;
  • по основаниям, предусмотренным международными договорами Республики Беларусь.
  • В соответствии со статьей 20 Закона Республики Беларусь
    «О гражданстве Республики Беларусь» прекращение гражданства Республики Беларусь не допускается, если гражданин Республики Беларусь:

  • является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший
  • в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;
  • имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги
  • и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими
  • и физическими лицами;
  • не имеет иного гражданства или гарантий его приобретения.
  • Перечень документов, представляемых в консульский отдел Посольства гражданами Республики Беларусь для получения ходатайства в МВД Российской Федерации о выдаче разрешения на приобретение гражданского оружия и боеприпасов следующий:

    1. Заявление гражданина либо письмо-ходатайство юридического лица — резидента Республики Беларусь с предоставлением права конкретному физическому лицу на приобретение и провоз оружия и боеприпасов (в случае приобретения оружия и боеприпасов юридическим лицом).
    2. Разрешение органа внутренних дел по месту регистрации заявителя в Республике Беларусь на приобретение и право провоза оружия и боеприпасов (оригиналы и копии).
    3. Паспорт заявителя (оригинал и копия страниц с установочными данными и отметкой о постоянной регистрации в РБ).

    Ходатайство оформляется в течение дня. Обращаться по данному вопросу необходимо в приемные дни по вопросам гражданства. Адрес консульского отдела Посольства и график работы указаны на сайте Посольства в разделе «Консульские вопросы и визы».

    Согласно действующему закону «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению независимо от места рождения, если на момент его рождения хотя бы один из родителей является гражданином Республики Беларусь. Соответственно ребенок является гражданином Республики Беларусь.

    Граждане Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь документируются паспортами с рождения.

    В случае если родители (один из родителей) ребенка оформили в компетентных органах Республики Беларусь выезд на постоянное проживание за границей и документированы национальным паспортом для постоянного проживания за границей серии «РР», то подать документы на получение паспорта серии «РР» на ребенка можно в консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции (адреса указаны на сайте Посольства).

    Перечень документов для оформления паспорта серии «РР» ребенку следующий:

  • Заявление на выдачу (обмен) паспорта;
  • паспорт серии «РР» одного из родителей и его копия;
  • 6 цветных матовых неразрезанных фотографий ребенка (40×50 мм) с укрупненным лицом (32–35 мм от подбородка до макушки) на белом фоне;
  • свидетельство о рождении ребенка и его копия;

При приобретения ребенком гражданства РФ необходимо представить вкладыш в свидетельство о рождении, копию отметки на свидетельстве о рождении ребенка либо справку из территориального отделения Федеральной миграционной службы России по месту регистрации о точной дате приобретения ребенком и на основании какой статьи закона российского гражданства.

Детям до 14 лет паспорт оформляется бесплатно.

В случае, если родители (один из родителей) ребенка постоянно зарегистрированы в Республике Беларусь, то по вопросу получения паспорта на ребенка необходимо обращаться в органы внутренних дел по месту регистрации родителей (одного из родителей) в Республике Беларусь.

Сообщаем, что справку о соответствии 10-ти бальной системы оценок 5-ти бальной системе можно получить в консульском отделе либо отделениях Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации. Справка оформляется в течение дня и ее стоимость составляет 35 евро. Оплата производится непосредственно в Посольстве в день подачи заявления и в российских рублях по курсу Центробанка РФ. К заявлению прилагаются копия страниц паспорта с установочными данными и копия аттестата. Адреса консульского отдела и отделений Посольства, а также их распорядок работы указаны на сайте Посольства в разделе «Консульские вопросы и визы».

Если гражданин был документирован и утерял национальный паспорт серии «РР» (паспорт для постоянного проживания за границей), то оформить новый паспорт можно через консульский отдел посольства в г. Москве либо отделения посольства (в зависимости от места (проживания) пребывания гражданина на территории РФ). Процедура оформления занимает от 1 до 3 месяцев.

Если утерян национальный внутренний паспорт с постоянной регистрацией в Республике Беларусь гражданину необходимо оформить свидетельство на возвращение в Республику Беларусь и по нему ехать в Беларусь для оформления в органах внутренних дел нового паспорта. Свидетельство на возвращение оформляется в консульском отделе либо отделениях посольства в течение дня.

Консульский сбор за оформление паспорта серии «РР» либо выдачу свидетельства на возвращение в Республику Беларусь составляет 20 евро. Оплата производится непосредственно в консульском отделе посольства либо его отделениях в российских рублях по курсу Центробанка России на день обращения в посольство.

Перечень необходимых документов для оформления (обмена) паспорта либо выдачи свидетельства на возвращение в Республику Беларусь размещен на сайте Посольства в разделе «Консульские вопросы и визы».

Список иностранных страховых компаний, распространяющих свое действие на территорию Республики Беларусь размещен на нашем сайте в разделе «Визовые вопросы».

«У меня раньше времени закончился трудовой контракт. Хочу вернуться в Беларусь. По приезде в Россию, я встал на консульский учет. Подскажите, как мне теперь с него сняться? Максим Яровой».
Как пояснили в консульском отделе Посольства Беларуси в России, для этого необходимо обратиться лично в консульский отдел Посольства в Москве либо отделение Посольства, осуществляющее консульские функции. При себе необходимо иметь паспорт серии «РР». Процедура снятия с учета является бесплатной и производится на основании поданного гражданином заявления.
После проставления отметки в паспорте о снятии с консульского учета следует далее обращаться в органы внутренних дел по месту предполагаемой регистрации в Республике Беларусь по вопросу замены паспорта.

embassybel.ru

Популярное:

  • Что входит в налог 13% Доброе утро НДФЛ: куда идут 13%? Доброе утро. Фрагмент выпуска от 15.04.2016 Код для встраивания видео Плеер автоматически запустится (при технической возможности), если находится в поле видимости на странице Размер плеера будет […]
  • Краснодар красноармейский суд Краснодар красноармейский суд Красноармейский районный суд Адрес: 353810, ст. Полтавская, ул. Коммунистическая, 197 Основные контактные данные: Приемная: (86165) 3-22-64 Канцелярия: (86165) 3-37-10 Ответственный за связь с […]
  • Законы исполнения желаний Законы исполнения желаний ШКОЛА РАЗВИТИЯ СВЕРХСПОСОБНОСТЕЙ МАСТЕРА ПРОСВЕТЛЕНИЯ НАДЕЖДЫ ВЕСТИ Школа развития сверхспособностей Omline — беспрецедентный проект мастера Раджа-йоги Надежды Вести, благодаря которому десятки человек уже […]
  • Условный расход доход по налогу на прибыль Условный доход и расход по налогу на прибыль Актуально на: 27 мая 2016 г. Организации, которые являются плательщиками налога на прибыль, должны в своей бухгалтерской отчетности раскрывать информацию о расчетах по налогу на прибыль. А […]
  • Ходатайство бланки заполнения Товарный чек. Бланк и образец заполнения Товарный чек – документ строгой отчетности, который широко применяется в торговле при работе с наличностью. Он используется тогда, когда представитель организации-продавца (например, кассир) должен […]
  • Где оплачивать дорожный налог Вопросы и ответы Я купила машину, но не знаю где и в каком размере платить налог на машину. Как часто надо платить? В принципе вам это знать не обязательно. После того, как вы зарегистрируете машину в ГИБДД налоговая инспекция […]
  • Пособия по беременности при ликвидации предприятия Детские пособия в Нижнем Новгороде и Нижегородской области Нижегородская область относится к тем регионам, в которых оказывается значительная поддержка семьям с детьми. Перечень социальных пособий в Нижнем Новгороде и категорий граждан, […]
  • Документы на разрешение на строительство ижс Зачем нужно разрешение на строительство? Анна Мазухина, Эксперт Службы Правового консалтинга компании "Гарант" Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое имеет назначение – рано или поздно планирует […]