Ст39 закон о сми

За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность

Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий законопроект 1 , разработанный депутатами Игорем Лебедевым, Ярославом Ниловым, Андреем Свинцовым и Вадимом Деньгиным, внесен в Госдуму.

Предлагается установить административную ответственность за:

  • неправомерный отказ в предоставлении информации представителю редакции СМИ, если ее предоставление предусмотрено федеральными законами;
  • несвоевременное предоставление такой информации;
  • предоставление заведомо недостоверной информации.

Штраф за такие деяния для должностных лиц может составить 3-5 тыс. руб.

Напомним, что редакции СМИ имеют право в устной или письменной форме запрашивать информацию о деятельности госорганов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители таких органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб или другие уполномоченные лица. При этом отказ в предоставлении информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. В свою очередь, отсрочка в предоставлении информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок (ст. ст. 39-40 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации»).

Сейчас неправомерный отказ в предоставлении гражданину или организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное ее предоставление либо предоставление заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1-3 тыс. руб. Действующие штрафы разработчики инициативы считают невысокими и обосновывают необходимость введения специальной повышенной ответственности за отказ в предоставлении информации представителю редакции СМИ.

Авторы законопроекта отмечают, что на практике часто информация предоставляется либо в сроки, существенно превышающие установленный срок, либо под видом информации представляется «отписка». Не редки случаи отказа в предоставлении информации без обоснования.

www.garant.ru

Все ли можно сообщать прессе о коллегах?

В организацию из редакции газеты пришел запрос на предоставление информации в отношении сотрудников организации и генерального директора об их национальности (то есть сколько работает русских, белорусов и т. д.) и об их принадлежности к политическим партиям и движениям. Редакция газеты ссылается на ст. 39 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации». Являются ли национальность и принадлежность к политическим движениям, партиям тайной, охраняемой законом? Законны ли действия редакции газеты в части требований о предоставлении именно такой информации?

В соответствии со ст. 39 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (далее – закон о СМИ) редакция СМИ имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Вместе с тем ст. 40 того же закона о СМИ предусматривает основания, по которым редакции СМИ может быть отказано в предоставлении запрошенной информации. Указанной нормой предусмотрено, что отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

Рассматривая вопросы применения ст. 40 закона о СМИ, Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 постановления от 15 июня 2010 г. № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» указал на ряд федеральных законов, предусматривающих специальную охрану тайны, в том числе на Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ). Кроме того, как отметили судьи, иные основания, исключающие возможность предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц (в том числе по запросам редакций средств массовой информации), могут быть предусмотрены и другими федеральными законами.

Отметим, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), а под обработкой персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 1, п. 3 ст. 3 Закона № 152-ФЗ).

Требования к защите персональных данных работников содержатся в главе 14 ТК РФ. Так, согласно п. 4 ст. 86 ТК РФ работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 152-ФЗ к специальным категориям персональных данных относятся, в частности, данные, касающиеся национальной принадлежности и политических взглядов. Принадлежность к политическим партиям эта норма напрямую со специальными категориями персональных данных не связывает, однако, по нашему мнению, информация о принадлежности гражданина к той или иной политической партии также свидетельствует о его политических взглядах и поэтому по своему правовому значению может быть отнесена к специальной категории персональных данных.

Часть 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ предусматривает случаи, когда обработка специальных категорий персональных данных возможна. По смыслу положений этой нормы обработка таких данных допускается либо с согласия субъекта персональных данных (п. 1 указанной части), либо в определенных данной нормой случаях (п.п. 2-9 ч. 2 ст. 10 Закона № 152-ФЗ), когда их обработка допускается без согласия указанного субъекта. Причем перечень случаев допустимости обработки специальных категорий персональных данных без согласия их субъекта является закрытым.

Заметим, что ч. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ, определяющая условия обработки персональных данных, также ограничивает возможность обработки персональных данных без согласия их субъекта случаями, перечисленными в этой норме.

Нормы ТК РФ не наделяют работодателя правом требовать от работников предоставления сведений об их национальности и о принадлежности к политическим партиям. Более того, в силу ч. 1 ст. 26 Конституции РФ никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. А п. 5 ст. 86 ТК РФ запрещает работодателю получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях (к которым в силу ст. 7 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» относятся и политические партии), за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Пункт 7 ст. 23 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» также запрещает требовать от граждан РФ, чтобы они при представлении официальных сведений о себе указывали членство в политической партии или отсутствие такового.

Отсюда следует, что работодатель не вправе требовать от работников предоставления сведений об их национальности и о принадлежности к политическим партиям, а также не вправе самостоятельно осуществлять сбор таких сведений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Наконец, следует отметить, что при передаче персональных данных работника третьим лицам работодатель обязан соблюдать требования, установленные ст. 88 ТК РФ. В частности, работодатель обязан не сообщать персональные данные работника третьей стороне без письменного согласия работника, за исключением случаев, когда это необходимо в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами.

Причем все сказанное относится и к генеральному директору, так как он является работником организации, а организация по отношению к нему, соответственно, работодателем (часть четвертая ст. 20, ст. 274 ТК РФ). Без волеизъявления генерального директора сведения, относящиеся к его персональным данным, не могут быть предоставлены третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законом, в том числе и в ситуациях, когда организация выступает в отношениях с третьими лицами в лице своего генерального директора.

Ни ТК РФ, ни Закон № 152-ФЗ не предусматривают возможность предоставления персональных данных работников, включая сведения, относящиеся к специальным категориям персональных данных, по запросу средств массовой информации (смотрите в связи с этим апелляционное определение Пермского краевого суда от 15 мая 2012 г. по делу № 33-4312/2012). Из ст. 39 закона о СМИ также не следует, что информация о деятельности организаций и их должностных лиц, которую имеют право запрашивать редакции СМИ, может включать персональные данные работников этих организаций.

Таким образом, сведения о национальности работников и об их принадлежности к политическим партиям относятся к персональным данным, предоставлять которые по запросу редакции СМИ работодатель не вправе.

Ст39 закон о сми

Статья 39. Запрос информации
[Закон «О СМИ»] [Глава IV] [Статья 39]

Редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

1 комментарий к записи “Статья 39 Закон о СМИ. Запрос информации”

Статья 39. Запрос информации
Комментарий к статье 39
1. Редакция СМИ наравне с другими пользователями информации обладает правом на доступ к открытым государственным информационным ресурсам. Вместе с тем комментируемая норма наделяет редакцию особым правом — запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
2. Осуществляя запрос тех или иных сведений, редакция не обязана обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации перед владельцем информационных ресурсов. Исключение составляют случаи, когда запрашивается информация с ограниченным доступом (подробнее см. ст. 4 и комментарий к ней), к которой Закон об информации запрещает относить, в частности:
законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и обязанности граждан, порядок их реализации;
документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
документы об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
3. Каких-либо особых требований к оформлению запроса редакции (например, чтобы он обязательно был выполнен на официальном бланке и заверен печатью) Закон о СМИ не устанавливает. Более того, статья предусматривает возможность осуществлять запрос информации не только в письменной, но и в устной форме.
4. Обязанность по предоставлению информации, запрашиваемой редакциями СМИ, возложена на руководителей органов, организаций и объединений, их заместителей, работников пресс-служб либо других уполномоченных лиц. Указанные лица осуществляют обязанности по предоставлению информации в пределах своей компетенции.

rukak.ru

Запрос журналиста приравняют к депутатскому

Представителей госорганов, местного самоуправления, других организаций и общественных объединений обяжут отвечать на e-mail-запросы СМИ. Ответ надо будет дать тоже по электронной почте, если об этом просит редакция. За несоблюдение сроков предоставления информации в СМИ чиновников будут штрафовать — на ту же сумму, что и за игнорирование депутатского запроса. Такие поправки в закон «О СМИ» и Кодекс об административных правонарушениях (есть у «Известий») подготовил депутат Госдумы Илья Костунов. Они будут внесены в Думу 14 апреля.

— Все хотят получать из СМИ своевременную и точную информацию о работе госорганов и общественных организаций. Но для этого журналистам нужно эту самую информацию получить. Сегодня законом установлен семидневный срок для ответа на редакционный запрос, но ответственности за просрочку ответа нет, — рассказал «Известиям» Костунов. — Обмен информацией в электронной форме значительно ускорит этот процесс и позволит сэкономить деньги на курьеров или почту. А мы, читатели газет, журналов и сайтов, будем читать статьи с более достоверной и свежей информацией.

Сегодня ст. 39 закона «О средствах массовой информации» дает право редакции СМИ запрашивать информацию о деятельности госорганов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Эту информацию обязаны предоставлять руководители указанных организаций, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица. В законе записано, что «запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме». Костунов предлагает немного дополнить эту фразу: «. в устной, в письменной или в электронной форме».

Кроме того, добавлено положение о том, что «в запросе информации редакция в обязательном порядке указывает адрес электронной почты, если отчет должен быть направлен в форме электронного документа».

В пояснительной записке к законопроекту депутат напоминает, что закон «О порядке рассмотрения обращений граждан в РФ» еще в 2006 году дал право россиянам направлять предложения и жалобы чиновникам в электронном виде. То есть для таких обращений уже работает более быстрый и современный способ.

Кодекс об административных правонарушениях Костунов предлагает дополнить статьей о санкциях за срыв сроков ответа СМИ. Виновному грозит штраф от 1 тыс. до 2 тыс. рублей.

Один из разработчиков закона «О СМИ» — секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов подтвердил, что по нынешним нормам чиновник, не предоставивший журналисту вовремя ответ, нарушает закон. Но никакой ответственности за это не предусмотрено. Почему так вышло, эксперт сказать затруднился.

— У нас самые разные законы не подкреплены нормами об ответственности, это общая беда, — добавил Федотов.

По мнению Федотова, предлагаемые поправки стоит поддержать. Но их можно было бы назвать революционными, если бы в ст. 39 закона «О СМИ» добавили, что информацию имеет право запрашивать не только редакция, но и журналист.

Сейчас пресс-службы некоторых ведомств требуют, чтобы запрос им присылали на бланке издания за подписью главного редактора. По словам Федотова, такое требование обоснованно — в законе сказано, что запрашивать информацию имеет право именно редакция.

Главный редактор газеты «Мой район» Алексей Cинельников уверен, что поправки, предлагаемые депутатом, соответствуют духу времени. Но указанные в законе сроки ответа на запрос журналиста можно сократить.

— В Москве действует интернет-портал «Наш город» — там обычные граждане жалуются на свои проблемы. Чиновники обязаны ответить на запрос в течение восьми дней, но по факту отвечают уже на следующий день. Сегодня, когда документооборот происходит в электронном виде, семь дней для ответа журналисту — это очень долгий срок. Нужно сократить его минимум вдвое — до трех дней.

Представитель большого жюри Союза журналистов России Виталий Челышев также считает идею законопроекта разумной. Но предлагает посоветоваться с медиаотраслью, чтобы дополнить его.

— Например, неплохо дать журналисту возможность пожаловаться в прокуратуру, если ответ ведомства оказался отпиской, — резюмирует он.

iz.ru

Статья 39. Запрос информации

Комментарий к ст. 39 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья конкретизирует право редакций на запрос информации у государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций и должностных лиц. Данное право содержится во многих международных актах. Так, например, Рекомендация Совета Европы R (81) 19 от 25 ноября 1981 г. «О доступе к информации, находящейся в ведении государственных ведомств» указывает, что все государства — члены Совета должны обеспечивать право на получение по запросу информации, находящейся в ведении государственных органов (за исключением законодательных и судебных органов).

По мнению Пленума Верховного Суда РФ, выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами, например, нормами ч. 4 ст. 4 комментируемого Закона, п. «б» ст. 12 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», подп. 14 п. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военном положении» (см. п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).

Таким образом, запрос информации является одним из основных законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Редакция не обязана обосновывать необходимость получения информации (кроме информации с ограниченным доступом). Из смысла ст. 40 комментируемого Закона вытекает, что ответ на запрос должен быть предоставлен редакции в семидневный срок. Если в указанный срок не были предоставлены ответ или уведомление об отсрочке в предоставлении информации, это равносильно отказу и может быть обжаловано в суд.

Сам запрос может осуществляться как в письменной, так и в устной форме. Однако, учитывая возможность немотивированного отказа в предоставлении информации, необходимо рекомендовать именно письменную форму запроса, а в случае отказа в предоставлении информации — получение на запросе соответствующей записи с мотивировкой отказа. В таком случае редакция будет иметь на руках доказательства, необходимые для обжалования неправомерного отказа. Как правило, письменный запрос составляется на официальном бланке редакции и заверяется печатью. Однако такое оформление является сложившейся практикой, а не обязательной для исполнения, исходящей от государства нормой закона. Комментируемая статья также определяет конкретных должностных лиц, в компетенцию которых входит предоставление испрашиваемой информации.

2. Отдельные ведомственные нормативные акты регламентируют вопрос предоставления информации по вопросам деятельности отдельных министерств и ведомств. Так, Приказом Минфина РФ от 7 ноября 2005 г. N 133н «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Министерства финансов Российской Федерации» был утвержден Порядок предоставления средствам массовой информации сведений о деятельности Министерства финансов РФ. Согласно данному нормативному акту позицию министерства по вопросам его деятельности имеют право доводить до сведения средств массовой информации министр, заместители министра, помощник (пресс-секретарь) министра (далее — пресс-секретарь министра), начальник и заместители начальника отдела по связям с общественностью и средствами массовой информации департамента управления делами и контроля (далее — пресс-служба министерства), сотрудники пресс-службы по поручению руководства пресс-службы, а также директора департаментов и их заместители по согласованию с министром, заместителями министра, пресс-секретарем министра или начальником пресс-службы министерства. Запросы представителей средств массовой информации поступают в пресс-службу министерства, откуда после регистрации передаются в соответствующий департамент министерства. Соответствующий департамент министерства представляет запрашиваемую информацию в пресс-службу министерства в срок не позднее 3-х дней. Справочная информация предоставляется средствам массовой информации только пресс-службой министерства по согласованию с руководством соответствующего департамента министерства.

3. В информационном письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N С1-7/С1-392 «О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации» было указано, что становление и упрочнение судебной власти в государстве во многом зависит от состояния общественного мнения по данному вопросу. Средства массовой информации, выполняя информационную функцию, являются одновременно и каналом выражения общественного мнения, и способом его формирования. Отмечая в этой связи важность и необходимость укрепления деловых связей со средствами массовой информации в целях объективного, профессионального и юридически грамотного освещения ими деятельности арбитражных судов, предлагалось: арбитражным судам Российской Федерации повсеместно налаживать и укреплять постоянные деловые контакты со средствами массовой информации и конкретно с журналистами, специализирующимися в своих выступлениях на экономико-правовой тематике, в том числе на освещении экономических споров в арбитражных судах.

Было указано на необходимость в каждом арбитражном суде Российской Федерации:

— с учетом имеющихся возможностей возложить на одного или нескольких специалистов обязанность по непосредственному постоянному сотрудничеству со СМИ;

— обеспечить возможность ознакомления журналистов со временем проведения судебных заседаний по конкретным спорам, представляющим интерес для СМИ;

— предоставлять возможность журналистам, присутствующим в зале, вести записи по ходу судебного процесса. При этом следует иметь в виду, что фото-, кино- и видеосъемка в зале суда могут производиться только по разрешению председательствующего по делу, который вправе продлить ранее определенное время съемок или разрешить их проведение непосредственно в ходе заседания. В то же время съемка не должна влиять на объективное ведение заседания и свободу волеизъявления участвующих в деле лиц;

— выдавать журналисту судебный акт, вступивший в законную силу, по просьбе руководства редакции или агентства, интересы которых он представляет. В исключительных случаях с согласия лиц, участвовавших в деле, и при наличии ходатайства руководства редакции или агентства журналист может ознакомиться с иными материалами дела, рассмотренного в судебном заседании. Просьбы СМИ о предоставлении материалов нерассмотренных судебных дел удовлетворению не подлежат;

— ввести в практику работы суда систематическое отслеживание и анализ публикаций в печати, а также материалов передач телерадиовещания о деятельности арбитражных судов. Реагировать на случаи необъективного или недобросовестного освещения деятельности арбитражного суда в СМИ путем публикации в печати соответствующих материалов или подготовки передачи телерадиовещания. При необходимости пользоваться правами на опровержение и на ответ, предусмотренными статьями 43 и 46 Закона РФ «О средствах массовой информации».

4. К сожалению, комментируемая статья не предусматривает права индивидуального журналистского запроса с обязательностью его исполнения. Более корректный подход к формулировке данной статьи был предложен в проекте Индустриального комитета. Так, согласно ст. 9 проекта право запроса предоставлялось владельцу средства массовой информации, издателю, вещателю, редакции (главному редактору), журналисту.

5. В статье также предусмотрен минимально возможный список должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений. Однако список перечисленных в статье должностных лиц не является исчерпывающим.

www.zakonrf.info

Популярное:

  • Размер пенсии по старости с 1 апреля 2018 ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 29 марта 2018 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, включая социальные пенсии, с 1 […]
  • Непрерывный стаж для пенсии 2018 Достойная старость в России: какую пенсию для россиян, стаж которых более 35 лет, подготовило государство? Чтобы получить право на выплату пенсии в России необходимо иметь 15 лет стажа. Но, в этом случае вы получите минимально допустимую […]
  • Органы опеки орел Органы опеки орел ЕЖЕМЕСЯЧНАЯ ВЫПЛАТА НА ПЕРВОГО РЕБЁНКА ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА Уважаемые многодетные семьи! С 1 июля 2018 года начинается выплата единовременного пособия многодетной семье к началу учебного года на каждого ребенка, […]
  • Жалобу можно приостановить Приостановление судом исполнения судебного акта и исполнительного производства Согласно п. 1 ч. 2 ст. 39 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство может быть приостановлено судом при оспаривании исполнительного […]
  • Медицинская страховка поездки израиль Медицинское страхование туристов для поездки в Израиль Стоимость: 2.4$ в день Срок страхования: 7-180 дн. Срок страхования: 7-90 дней Стоимость: 3.9$ в день Стоимость: 4.5$ в день Срок страхования: 7-45 […]
  • Федеральный закона от 27062011 161-фз о национальной платежной системе Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ"О национальной платежной системе" С изменениями и дополнениями от: 25 декабря […]
  • Приказ минэкономразвития 411 Приказ Минэкономразвития РФ от 13 декабря 2006 г. № 411 “О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 268” В целях повышения эффективности реализации […]
  • Правила дезинфекционных мероприятий Организация дезинфекционных и стерилизационных мероприятий в лечебно-профилактических организациях Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 3.5.2528 –09 Дополнение № 2 к СанПиН 2.1.3.1375-03 «Гигиенические требования к […]