Есть ли законы истории

bellis egypt

Для собравшихся хорошо отдохнуть!

Экономические и другие законы развития общества нельзя изменить или, тем более, отменить. Но люди могут открыть эти законы, познать их, учитывать в своих действиях и использовать в интересах общества. В этом смысле у них много общего с законами природы. Человек не может отменить закон всемирного тяготения, однако знание этого и некоторых других законов позволяет ему строить самолеты и даже ракеты, которые преодолевают земное тяготение. То же относится и к законам развития общества. Чтобы, например, организовать социалистическое хозяйство, надо знать, какими закономерностями диктуется развитие социализма.

Большинство буржуазных социологов отрицает существование объективных законов развития общества на том основании, что исторические события никогда не повторяются, а повторяемость— неотъемлемая черта закона.

Конечно, каждое событие в истории общества в известном смысле неповторимо. Французская буржуазная революция XVIII века не была копией английской буржуазной революции XVII века. Каждая из этих революций протекала своеобразно, имела свою специфическую окраску, свои, присущие только ей, особенности.

Однако за неповторимым своеобразием отдельных исторических событий общественная наука обнаруживает некоторые общие черты, закономерности. Все буржуазные революции, несмотря на различия, имели общую экономическую основу, общие объективные задачи. Все они были столкновением восходящего класса буржуазии с феодальным строем. Следовательно, в своих наиболее общих чертах буржуазные революции характеризуются повторяемостью.

Своеобразие исторических событий говорит о специфических формах проявления законов общественного развития.

Законы исторического развития ни в коем случае нельзя смешивать с юридическими, которые издаются правительствами, то есть создаются по воле людей, имеют юридическую силу и могут быть отменены, заменены новыми.

Одна из особенностей законов общественного развития состоит в том, что в отличие от законов природы, законов естествознания, они (или по крайней мере большинство из них) срав

нительно недолговечны, действуют в течение одного исторического периода, после чего уступают место новым законам. Такая «смена» диктуется изменением условий материальной жизни общества в результате развития производительных сил. Каждый новый тип производственных отношений, в основе которого лежит определенная форма собственности на орудия и средства производства, порождает свои объективные, прежде всего экономические законы.

Законы общественного развития по времени своего действия разделяются на несколько видов.

Законы, действующие на всех этапах человеческой истории, называются всеобщими. К их числу относится закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил. Конечно, в различных исторических условиях общие законы действуют далеко не одинаково. На каждом этапе общественного развития они проявляются в особой, специфической форме.

Существуют общественные законы, которые действуют не во всех, а только в ряде способов производства. К их числу относятся закон стоимости, законы классовой борьбы, о которых будет сказано подробно в последующих главах.

Наконец, есть законы, которые действуют только при одном способе производства. Их называют специфическими. Они характеризуют различные стороны жизнедеятельности данного общества.

Образно говоря, законы общественного развития представляют собой те главные пружины, которые движут историю.

bellis-egypt.ru

Что такое законы исторического развития.

К всеобщим законам обычно относят основные законы философии, но в обыденной жизни ими, как правило, не пользуются, а только все «философствуют» и «философствуют». ..истинно то, что всеобщие законы должны действовать везде, включая мир атома и мир космоса, человеческий организм и человеческие сообщества, а также взаимоотношения человека с окружающим миром и друг с другом. На то они и ВСЕОБЩИЕ. Законы исторического развития раскрыты в основных законах философии.
Основными законами философии, которые принято относить к всеобщим законам, являются следующие:

1.Закон ЕДИНСТВА и БОРЬБЫ противоположностей, раскрывающий источник самодвижения и развития объективного мира и познания. Он исходит из положения, что основу всякого развития составляет противоречие — борьба противоположных сторон и тенденций, находящихся вместе с тем во внутреннем единстве и взаимопроникновении.
Если бы люди стали ОСОЗНАННО следовать этому закону в его полном объеме и старались в своей борьбе друг с другом приходить к единению, разрешая противоречия мирным путем, путем сближения (уменьшения) противоречий, а не путем уничтожения друг друга, то многое в нашем подлунном мире могло бы измениться в лучшую сторону.
2.Закон ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ характеризует направление, форму и результат процесса развития. Согласно этому закону развитие осуществляется циклами, каждый из которых состоит из трех стадий: исходное состояние объекта, его превращение в свою противоположность (отрицание) , превращение этой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания) . Отрицание — это условие изменения объекта, при котором некоторые элементы не уничтожаются, а через следующее отрицание сохраняются в новом качестве. Примером действия закона отрицания отрицания в биологии может служить передача через одно поколение (не детям, а внукам) многих наследственных признаков.
ОСОЗНАННОЕ следование закону отрицания отрицания — это возрождение (в новом качестве) на последующем этапе развития общества наиболее жизнеспособных элементов предыдущего этапа, что может привести к значительному ускорению в его развитии.
3.Закон перехода КОЛИЧЕСТВЕННЫХ изменений в КАЧЕСТВЕННЫЕ вскрывает наиболее общий механизм развития. Согласно этому закону количественные изменения объекта, достигнув определенной пороговой величины (так называемой границы МЕРЫ) , приводят к перестройке его структуры, в результате чего образуется качественно новая система. Это закон позволяет найти ответы не только на вопрос «Почему происходят революции, правительственные перевороты и смена власти? «, но и на многие другие «Почему. «:
Если ОСОЗНАННО учитывать действие закона перехода количественных изменений в качественные и соблюдать МЕРУ в нашей повседневной жизни, то можно избежать множества как общественных, так и личных катаклизмов.
Закон причинно следственных связей (закон кармы) как всеобщий — универсальный, фундаментальный Закон Природы, закон Вселенной, закон Мироздания: можно сформулировать следующим образом: каждое следствие вызвано определенной причиной или определенной совокупностью нескольких причин.
Каждое движение-изменение, каждое действие, кого и чего бы-то ни было приводит к определенному результату, поэтому не существует ни наказания СВЫШЕ, ни награды за наши прошлые дела, а имеются всего лишь (!) следствия того, что мы САМИ ранее совершили. Наши собственные свершения (в своей совокупности) и являются той первопричиной, которая приводит к каждому конкретному следствию. В этом и заключается Закон причинно-следственных связей, который на Востоке называют Законом кармы.
И другие законы развития природы, общества и познания. Может это имелось ввиду (вообще-то нас так учили) Желаю удачи.

Три закона развития общества (интерпретация законов диалектики) . В обществе есть своя специфика законов исторического развития. 1. Первое: в чем источник развития? Диалектика: потому что есть противоречия. Закон развития истории. Марксизм: борьба между классами. Источник антагонистических противоречий. Движет историю. Одна часть противоречий исчезает, другая остается. Диктатура пролетариата. Установка бесклассового общества. А где гарантия, что сам рабочий класс не разделится на противоборствующие группировки (внутреннее противоречие марксизма) ? 2. Второй закон диалектики: как, каким образом происходит развитие? Развитие производительных сил происходит эволюционным образом (количественное изменение) , тогда как производственно-экономические отношения сменяются скачком. Скачок происходит именно через революции (насилие) . Маркс: развитие производительных сил общества происходит в интересах всех людей (за исключением буддистов в Англии, которые выступали против сокращения количества людей, занятых в сфере производства) . 3. Третье: в каком направлении происходит развитие? Гегель: отрицание отрицания, развитие по спирали (жесткая триада) . Марксизм: развитие происходит по спирали и носит открытый характер, отрицание отрицания. Социализм — отрицание частной собственности. А дальше? Развитие на основе этого противоречия исчерпывает себя на данном витке истории.

Далее на новом витке появляется новое противоречие. Пресекается дурная бесконечность смены форм собственности. После этого-то и начнется история. Пока предыстория. Прежде чем заниматься чем-либо человек должен есть, пить и т. п. , а для этого он должен развивать производство. Общественное сознание вторично. Государство по определению Маркса прямо характеризуется как машина для подавления одного класса другим (налоги, армия, полиция и пр.) . Проблема отмирания государства, когда коммунизм победит во всемирном масштабе. Карл Поппер (современный философ) дает самую убедительную критику всех этих теорий. «Открытое общество и его враги» . Основным методологическим недостатком Поппер считает историцизм — попытка рассмотрения истории по аналогии с механическими законами. Такая методология изначально неверна.

В истории нет таких законов. История носит принципиально открытый характер. Общая критика того, что в истории как движущая сила выступает нечто привилегированное по отношению ко всему остальному. Гегель: национальный дух. Маркс: рабочий класс, гегемон. Постулирование того, что эволюция государственных структур возможна только революционным путем. В марксизме исключается возможность компромисса. Вместо звона мечей должна быть битва слов. Демократическое сотрудничество общества. Поппер очень уважительно относится к Марксу. Маркс-гуманист жил во время, когда положение рабочего класса было очень тяжелым. Но так было до определенного момента. В конце 19 века появились принципиальные изменения. Маркс видел это (страхование, сокращение рабочего дня и пр.) , но повел себя не как ученый, не внес изменения в теорию.

otvet.mail.ru

Примеры «законов истории»

Идея существования особых законов, которым подчиняется историческое развитие, начала складываться только в Новое время. Номологическое, опирающееся на универсальный закон объяснение исторических событий противопоставлялось характерному для религиозных концепций телеологическому их объяснению.

Однако замысел открыть законы истории и тем самым поставить науку историю в один ряд с другими науками, устанавливающими определенные закономерности, приводил и, надо думать, всегда будет приводить в лучшем случае лишь к расплывчатым банальностям.

В качестве примера можно сослаться на «социальные законы развития» В. Вундта, составляющие, по его мнению, особый отдел «исторических законов развития».

«Согласно закону социальных равнодействующих, – говорит Вундт, – каждое данное состояние в общем всегда сводится к одновременно имеющимся слагаемым, которые соединяются в нем для единого совместного действия». Трудно сказать, что означает данный закон и какое вообще отношение он имеет к истории.

Не лучше обстоит дело и с «законом социальных контрастов». Этому закону, говорит Вундт, «подчиняются все те процессы социальной жизни, при которых определенные явления повышаются благодаря своей противоположности с другими предшествующими или одновременными явлениями». Данный закон Вундт относит не только к истории, но и к литературе и искусству и говорит о нем, что «в особенности благоприятно господству контраста политическое положение дел благодаря смене подъема страхом и надеждой; здесь, вместе с тем, контраст обычно не поддается какому-либо предварительному подсчету не только из-за единичного характера исторических событий, но из-за повышенного действия чувств, чего никогда не следует упускать из виду».

Возможно, за этими расплывчатыми утверждениями и стоит какое-то верное психологическое наблюдение, однако непонятно, как приложить его к истории и что оно способно дать для исторического объяснения.

Стремление во что бы то ни стало открыть законы истории приводило иногда к тому, что явно ошибочные концепции излагались в форме отдельных тезисов, а последние выдавались за исторические законы.

Так обстояло, в частности, дело с «законами мировой истории» К. Брейзига. Он сформулировал более 20 таких законов, говоривших о том, что историческое развитие идет последовательно от семьи к роду, затем к государству, затем к народности и т.д. Девятнадцатый закон, например, гласит, что «с переходом от королевской к императорской власти должно вновь возрасти искусство внешней и завоевательной политики». Один из законов «высшего порядка», приводимый Брейзигом, говорит, что «если иметь в виду сперва область государственно-хозяйственного развития, то можно установить, что первобытная эпоха есть период преимущественно общественных наклонностей, древность – господство личного начала, что Средневековье вновь носит на себе отпечаток первобытной эпохи, а Новое время – древности, и что Новое время принесло с собой повторный возврат к общественному мышлению, непосредственно за ним идет сильный подъем индивидуализма». Это общие и весьма туманные рассуждения, по никакой не закон истории – ни высшего, ни низшего порядка.

Те, кто говорят о законах истории, упускают из виду одну любопытную деталь. История как наука существует примерно столько же столетий, что и физика. Если спросить у человека, не занимающегося специально физикой, какие физические законы ему известны, он перечислит, по меньшей мере, два десятка таких законов, начиная с классической механики Ньютона и кончая современными физическими теориями. Те же, кто посвящает многие страницы рассуждениям о важности «законов истории», как правило, не приводят ни одного примера такого рода законов.

Примеры встречаются только в тех случаях, когда явно или, что бывает чаще, неявно принимается некоторая общая концепция развития общества. Примеры оказываются всего лишь афористичными формулировками основных ее положений.

Если, скажем, согласиться с той трактовкой человеческой истории, которая предлагалась когда-то К. Марксом, можно без труда перечислить неограниченное множество «исторических законов». «Вся человеческая история, за исключением первобытного общества и коммунистического общества, представляет собой борьбу классов», «При коммунизме отсутствуют частная собственность, социальные классы и разделение труда», «Социалистическая революция произойдет почти одновременно во всех развитых капиталистических странах», «При коммунизме богатства польются полным потоком» и т.п.

Однако вне рамок марксистского понимания истории все эти утверждения являются или неясными, или просто ложными. Так называемые «пролетарские революции» происходили не в развитых капиталистических странах, а в отсталых, по преимуществу крестьянских странах. Идея коммунизма как своего рода «рая на земле» была несомненной и притом вредной утопией. Непонятно, как современная экономика может успешно функционировать без разделения труда и т.д.

Стоит отказаться от марксистского понимания истории, и, прежде всего, – от идеи экономического детерминизма, как исчезают все подобного рода «законы».

Те, кто настаивает на существовании «законов истории», или путают понятие научного закона с понятием социальной тенденции, или ориентируются на некоторую, весьма туманно представляемую идею постепенного развития общества. Из смутных соображений об истории извлекаются столь же неясные следствия, которые обычно и называются громким именем «исторических законов».

studme.org

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ | Библиотека им. Елены Евдокимовой

А. И. Фет. Законы истории

СОДЕРЖАНИЕ

  1. А. И. Фет. Законы истории (текущая позиция)
  2. Страница 2
  3. Страница 3
  4. Страница 4
  5. Страница 5
  6. Страница 6
  7. Страница 7
  8. Страница 8
  9. Страница 9

Статья написана в 80-е годы. Напечатана под псевдонимом А.Б. Называев в журнале «Современные проблемы» №1, М., 1990, вместе с «Двумя замечаниями» Н.Н. (А.В. Гладкого)

Представление о том, что история есть закономерный процесс, подобный другим явлениям природы, могло возникнуть лишь в восемнадцатом веке. Мировоззрение средних веков было статично, ему чужда была идея развития; кроме того, история человечества представлялась средневековому мышлению принципиально не сравнимой со всем, что происходит без участия человека, поскольку считалось, что течение человеческих дел направляется божественным промыслом. Мышление нового времени стало рассматривать человека как часть природы, а историю – как естественную последовательность событий, аналогичную другим временным последовательностям в природе. Простейшими из таких последовательностей являются перемещения тел в пространстве. Поэтому первым образцом научного исследования эволюционных процессов стала динамика Ньютона.

Ньютон сумел объяснить движение небесных светил с помощью простых и универсальных законов природы. Открытые им законы механики были применимы ко всем материальным телам, а закон тяготения стал рассматриваться как причина всех движений во вселенной. Неудивительно, что механика Ньютона породила целую философскую систему, названную «ньютонианством». В современных терминах можно описать эту философию как крайний детерминизм: в ней предполагалось, что состояние мира в данный момент полностью определяет его будущее. Ее можно описать также как безудержный редукционизм: ньютонианцы не сомневались, что все происходящее в мире, вплоть до самых сложных явлений мышления и общественной жизни, в конечном счете сводится к уже известным законам механики и закону тяготения. Эта философия была, сверх того, безудержно оптимистична: считалось, что окончательное сведение всех вопросов к этим основным принципам требует лишь времени и усердия исследователей.

Ученые, занятые конкретными предметами, были осторожнее философов. Лаплас, разработавший небесную механику, следуя Ньютону, был убежденным редукционистом, хотя и понимал, что уравнения механики в сложных случаях неразрешимы, Тюрго, занимавшийся экономическими и социальными вопросами, не был редукционистом, но надеялся, что удастся применить к общественным явлениям причинный подход Ньютона, обнаружив специфические для этих явлений движущие силы и законы движения. Гносеологический оптимизм мыслителей восемнадцатого века, вызывающий у нас удивление, был обусловлен, по-видимому, историческими причинами. Эти мыслители были еще близки к средневековью и воспитывались в школе схоластики. В средние века полагали, что человек – это некий «микрокосм», отражающий в себе происходящее в «макрокосме» или, как мы выражаемся, в космическом пространстве. На этом основывалась астрология, в которую, может быть, уже и не верил Кеплер,– но откуда нам знать, что творилось в его средневековой голове? Во всяком случав, идея о «макрокосме», связанном с «микрокосмом», прочно сидела в мышлении людей, а представление о чрезвычайной важности и загадочности небесных явлений было связано с этой идеей. История науки поддерживала представление об их загадочности: до Ньютона запутанное движение планет пытались лишь описать, но никто не думал его объяснить. Поэтому найденное Ньютоном объяснение этой космической тайны казалось решением главной задачи познания. Можно было верить, что знание законов «макрокосма» должно внести ясность и в понимание «микрокосма» человеческих дел, что совершенство, установленное Ньютоном на небе, послужит образцом совершенного порядка на земле. В этом смысле прямыми последователями Ньютона считали себя Сен-Симон и Фурье.

Оба они полагали, что предсказанный ими общественный порядок должен наступить с той же неизбежностью, с какой наступают предсказанные астрономами небесные явления, то есть по законам природы и независимо от человеческой воли. Я не буду касаться здесь содержания их предсказаний, а констатирую лишь, что это был крайний исторический детерминизм. Термин «детерминизм» я применяю к такой философии, которая утверждает, что будущие события можно предсказывать научными методами. Сюда не относятся, таким образом, всевозможные пророки, предсказывавшие будущее другими способами, но кто полагает, что это можно делать с помощью науки,– тот детерминист, Я отдаю себе отчет в том, что многие детерминисты в этом смысле слова мало чем отличаются от пророков, но мне не хотелось бы различать в самом определении этого понятия подлинную научность от мнимой. Итак, Фурье и Сен-Симон были детерминисты, а с ними и Мэри Бейкер-Эдди, основательница Christian Science. Имеется в виду не убедительность философии, а характер ее притязаний.

Ясно, что до Ньютона не могло быть философского детерминизма. Войдя в философию с «ньютонианством», этот детерминизм оказал сильное влияние на мышление людей также и в девятнадцатом веке и отчасти утратил это влияние в двадцатом. Лаплас изложил credo своей философии в знаменитой метафоре:

«Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движения величайших тел вселенной наравне с движениями мельчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверным, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором».

modernproblems.org.ru

Законы истории как характеристики человеческой жизнедеятельности и как объективная историческая необходимость

Противопоставление закона как олицетворение исторической необходимости страстям людей

Уже в древние времена выяснения особых закономерностей жизнедеятельности людей осуществлялось через соотнесение двух моментов этой жизнедеятельности. С одной стороны, тех, что отражают, пусть и в неадекватной, превращенной форме, свободу как определяющую, субстанциональную характеристику человека, то есть таких желаний, бушующих на поверхности океана исторических явлений — субъективных, частных, случайных и мимолетных страстей, наслаждений, неприятностей, страданий, надежд, страхов и тому подобное. С другой стороны, соотносились глубинные, общие, необходимые и длительные характеристики этой же жизнедеятельности. Достаточно длительное время закон рассматривался как выражение именно (и только) последних характеристик. Показательным в этом плане, например, рассуждения Платона. Каждый человек, как отмечал он, будучи единым целым, должен одновременно двух противоположных и неразумных советчиков: удовольствие и страдание. «К ним присоединяются еще понятия о будущем, общее имя которым» надежда «. В частности, ожидания скорби называется страхом, ожидания удовольствия — отвагой. Над всем этим стоит разум, который решает, что из них лучше, а что хуже; раз он , став общим установлением государства, получает название закона. «7 Важно, что законом ум предстает не в виде индивидуально-субъективной свойства отдельного человека, а, во-первых, как соответствие человека природе; во-вторых — как соответствие человека уже своему внутреннему естеству (вспомним хотя бы «Даймон» Сократа). Чувства же, страсти, наслаждения, страдания и т.д. рассматриваются в этом случае факторами, препятствующими действия и осознанию законов как начала разумного, осмысливаемой через разум человека, является своеобразным олицетворением объективного «ума», Логоса, то есть системы объективных закономерностей. В древнегреческой философии такая традиция рассмотрения законов человеческого, исторического мира ведет свое начало от Сократа и через киников, Платона, Аристотеля, стоиков и неоплатонизм приводит к христианскому пониманию этих законов, о котором пойдет речь далее. За срезом природовидповидности законы человеческой, исторической жизнедеятельности осмысливаются И В других древних цивилизациях, в частности, древнекитайской (в большей степени — в даосизме, меньше — в конфуцианстве и моизм) 8.

Взгляд западноевропейской философии на проблему исторических законов

Толкование страстей, чувств, потребностей, интересов, мотивов, целей и других характеристик человека как существа, что, с одной стороны, действует свободно, а с другой — подчиняется объективным законам (как двух важных, непременных и взаимосвязанных составляющих исторического процесса ), было лейтмотивный особенностью и развития западноевропейской философско-исторической мысли. Долгое время характеристики человеческой свободы — чувство, воля, страсти, интересы, мотивы, идеалы и т.д. интерпретировались здесь как оппозиционная по законам составляющая истории, противостоящей их действия или по крайней мере не способствует ей. Только на достаточно позднем этапе развития западноевропейского общества, где начиная с Руссо, свободу уже начинают рассматривать как внутреннюю составляющую механизма осуществления исторических законов, а само действие этих законов начинает толковаться через соотношение индивидуальной и всеобщей свободы.

Гегелевское трактовки законов истории

Однако, по сути, только Гегель впервые последовательно и системно проанализировал факторы и проявления человеческой свободы — потребности, страсти, интересы, мотивы, цели и т.д. не как внешнюю или, тем более, оппозиционную по законам характеристику исторической жизнедеятельности людей, а как внутреннюю составляющую действия этих законов. «Принцип, а также и правило, закон, — отмечал Гегель, — есть чем внутренним, которое как таковое, каким бы ни было оно истинным в себе, не совсем действительное. Цели, правила и т.д. содержатся в наших мыслях, только в наших сокровенных намерениях , но еще не в действительности. То, что есть в себе, есть возможность, способность, но оно еще не вышло из своего внутреннего состояния, еще не стало существующим. Для того, чтобы оно стало действительным, должен присоединиться второй момент, а именно выявление в действии, осуществления, а его принципом является воля, деятельность человека вообще. Только благодаря этой деятельности реализуются, осуществляются как вышеупомянутое понятие, так и в себе сущие определения, поскольку они имеют силу не непосредственно благодаря им самим. Но деятельность, которая осуществляет их и дает им наличное бытие, есть потребность, стремление, склонность и страсть человека «9.

Рассматривая закономерности истории как такие, которые реализуются через мотивированный и сознательную человеческую деятельность, Гегель одновременно фактически отличает их от законов природы, взятых в широком смысле этого слова. Ведь к таким образом, то есть в самом широком смысле, толкуемых законов природы философ включал все многообразие законов, кроме юридических. «Существуют, — писал он, — законы двоякого рода: законы природы и законы права. Законы природы абсолютные и имеют силу такими, какие они есть: они не позволяют ограничения, хотя в некоторых случаях могут и нарушаться. Чтобы знать, в чем заключается закон природы, мы должны понять природу, потому что эти законы верны, ложными могут быть только наши представления о них «10. Следует, правда, оговориться, что термин «природа» Гегель употребляет в значении, общепринятом в древней Греции и основательно забытом европейцами. Иначе говоря, немецкий мыслитель понимал природу и не как объективную реальность в целом, и не как часть указанной реальности, то есть природу в смысле коррелятом общества. Природа в рамках приведенного выше рассуждения трактуется совершенно иначе — как природа вещей, то есть сущность, качество, а не тот или иной простор реальности. Согласно законы природы — это в нашем случае законы сущности, сущностные законы самой действительности, в отличие от правовых законов как нормативных, законов-предписаний. Неживая, неорганическая реальность имеет свою природу и, следовательно, законы этой природы; мир живого имеет другую природу, ее и выражают законы природы живого. Наконец, неповторимую, самобытную природу, то есть свой характер имеет и история. Поэтому, несколько парадоксально говоря, можно говорить о законах природы и по истории, как это и делает Гегель, характеризуя законы самой исторической реальности.

Реализуются же такого рода исторические законы, по убеждению философа, через так называемую хитрость ума как объективно-сущностная («естественная»), нередко неожиданная и далеко не всегда желательна результанты многих разнонаправленных индивидуальных человеческих действий. Этот специфический (объективный и надиндивидуальный, а не обычный ум как интеллектуальная способность отдельной человеческой личности) «ум» и возникает, собственно, как олицетворение «законов природы», характеризующие историю. И одновременно — как своеобразный объективный Логос (он же бог), для которого исторический процесс является формой и путем самопознания. Этот «ум, — считал Гегель, — столь же хитрый, насколько мощный. Хитрость заключается всего в опосредующая деятельности, которая, позволяя объектам (которыми у Гегеля выступают здесь заправские субъекты, люди. -впливаты Друг на друга и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе непосредственно в этот процесс, все же реализует только свои цели . Бог дает людям действовать, как им угодно, не ограничивает декабря их пристрастий и интересов, а этим достигается осуществления его целей, отличных от целей, руководившие теми, которых он использует «11. Итак, реализуясь через страсти, потребности, интересы, мотивы, склонности и другие побуждения вполне свободной деятельности людей, исторические законы возникают, однако, по Гегелю, как результаты, которых сами люди не предполагали и не стремились. В то же время не стоит преувеличивать реальную внимание и значимость, которых он предоставляет закономерностям именно как объективным формам проявления исторической необходимости. Мыслитель рассматривает их лишь одним из элементов широкой и разнообразной сети исторических соотношений и зависимостей.

studbooks.net

Популярное:

  • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]