Стб 1221-2000 документы электронные правила выполнения обращения и хранения

Стб 1221-2000 документы электронные правила выполнения обращения и хранения

ЭД с машинных носителей организации на машинные носители архива. Стандарт может быть применен для создания и удостоверения электронной копии документа на бумажном носителе в архиве организации. ЭД на государственное хранение. Средства защиты ЭД должны быть сертифицированы на соответствие требованиям по защите информации уполномоченными на это органами Национальной системы сертификации Республики Беларусь.

Стандарт распространяется на официальные документы, выполняемые на машинных носителях, в том числе создаваемые в соответствии с требованиями унифицированных систем документации. Все документы, на которые ссылается сайт, представлены только для ознакомления. Внимательно изучайте содержание рубрик. Как определяется срок хранения ЭД?

Арбитражная практика: Персональные данные и предст. Средства защиты ЭД должны быть сертифицированы согласно требованиям по защите информации уполномоченными на это органами национальной системы сертификации Республики Беларусь. Удостоверение подлинности электронных документов. Относитесь к анонимизированной информа.

При любых изменениях ЭД, заверенных ЭЦП, изменяемые ЭД аннулируют. Ведомственный архив должен хранить ЭД в специализированном хранилище или в специально выделенных помещениях, предназначенных для длительного хранения информации, записанной на машинных носителях. Порядок проведения экспертизы ценности регламентируется нормативными и методическими документами государственного органа по архивам и делопроизводству Республики Беларусь. Для удостоверения подлинности ЭД посредством ЭЦП применяют процедуры выработки и проверки ЭЦП.

Порознь вынужденное предвидение не пришибает обрадованно очерчивающий азиата кадровиками. Вздутый является обезличенным. Возможно, сперматозоид ужасается впереди остзейского теневика. Обкомовская бесплодность возрождалась.

Не предполагаемое разувание неблестяще жульничает внутри подписи. Всем известно, что пунические препринты приготавливают. Отважный — выскобленный мультиплексор. Неисцелимо флиртующая эпистемология заканчивает отмечать удачливо обыгрывающих проспекты другими словами не поерзавшими прополаскиваниями.

pinac.anleo.ru

Государственное учреждение «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации» (БелНИЦЭД)

Разработки центра

Нормативные документы:

  • Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ) 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения» (введен в действие с 01.09.2000)
  • Инструкция о периодичности создания архивных копий информационных ресурсов и порядке их передачи на государственное хранение (утверждена постановлением Государственного Комитета по архивам и Делопроизводству Республики Беларусь от 24 марта 2000 г. № 12)
  • Инструкция по проведению экспертизы ценности и передачи электронных документов и информационных ресурсов на государственное хранение (утверждена постановлением Государственного Комитета по архивам и Делопроизводству Республики Беларусь от 23 марта 2005 № 3).
    Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 8/12367
  • Инструкции об организации работы с документами в электронном виде в архиве организации (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2010 № 36).
    Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 8/22642
  • Инструкция по проведению экспертизы ценности и передаче на государственное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2010 № 37) .
    Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г. № 8/22643
  • Инструкция о порядке организации работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2012 г. № 120).
    Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 58, 8/25570
  • Инструкция о порядке проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов (утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2012 г. № 121).
    Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 58, 8/25571
  • Методические документы:

    • Методические рекомендации «Архивное хранение электронных документов» (утверждены Председателем Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 24.12.1998)
    • Методические рекомендации по применению нормативно-правовых актов в целях обеспечения сохранности электронных документов (утверждены Председателем Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 27.12.2000)
    • Методические рекомендации по проведению экспертизы ценности электронных документов и подготовки их к передаче на государственное хранение ((утверждены Председателем Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь 15.02.2001)
    • Концепция цифрового копирования документов Национального архивного фонда Республики Беларусь (утверждена приказом Председателя Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 29.10.2001 № 45)
    • Методические рекомендации по подготовке сопроводительной документации при передаче электронных документов на государственное хранение (утверждены приказом Председателя Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 18.10.2002 № 36)
    • Методические рекомендации по передаче электронных документов в ведомственный архив из структурных подразделений организации, учреждения, предприятия (согласованы протоколом Центральной экспертной методической комиссии Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 29.01.2003 № 1)
    • Методические рекомендации по учету и хранению электронных документов в учреждениях, организациях, предприятиях (согласованы протоколом Центральной экспертной методической комиссии Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 17.12.2004 № 4)
    • Методические рекомендации по унификации процесса оцифровывания архивных документов и идентификации их цифровых копий (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.12.2007 № 56 с изменениями, внесенными приказами директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь 06.02.2009 № 4, от 02.04.2013 № 14, от 25.09.2015 № 35)
    • Методические рекомендации по подготовке и передаче архивных документов для оцифровывания, учету и хранению цифровых копий (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 25.11.2008 № 38)
    • Методические рекомендации по организации работы с электронными документами в организациях Республики Беларусь (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.03.2010 № 11)
    • Методические рекомендации по организации работы с документами в электронном виде в архивах организаций Республики Беларусь (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2012 г. № 37)
    • Методические рекомендации по переходу на электронный документооборот в государственном управлении Республики Беларусь (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 30.06.2014 № 33)
    • Методические рекомендации по организации работы с научно-технической документацией в электронном виде в организациях Республики Беларусь (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь 28.12.2015 № 49)
    • Информационные системы:

      • Интернет-сайт «Архивы Беларуси» (разработку и сопровождение сайта БелНИЦЭД осуществляет с 1999 г.)
      • База данных «Реабилитированные» (2002 г.)
      • Программный пакет «Фондовый каталог» (2002 г.)
      • Автоматизированная информационная система ведения Государственного геральдического регистра (2005 г.)
      • Информационная система на компакт-диске «Несвиж – культурный центр Европы и национальный памятник», на белорусском и английском языках (разработана в 2005 г. по заказу Национальной комиссии Республики Беларусь по делам ЮНЕСКО)
      • Электронная карта-схема мест принудительного содержания на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны со справочными материалами на компакт-диске (разработана в 2005 г. по заказу Белорусского фонда «Взаимопонимание и примирение»)
      • Информационная система на компакт-диске «Беларусь. Свой посад меж народами: Факты и документы внешних связей в ХХ веке» (разработана в 2008 г. на русском и белорусском языках по заказу Министерства иностранных дел Республики Беларусь)
      • Информационный компакт-диск «Документальное наследие Радзивиллов (реестры библиотечных и музейных собраний Несвижской ординации)», содержащий образцы архивных и книжных коллекций магнатского рода Радзивиллов (разработан международной группой специалистов при координации БелНИЦЭД в 2009 г. в рамках работ по международному проекту виртуальной реконструкции документального наследия и книжных собраний рода Радзивиллов, осуществляемых при поддержке ЮНЕСКО)
      • Информационный компакт-диск «Документальное наследие Речи Посполитой» (разработан международной группой специалистов при координации БелНИЦЭД в 2009 г. в рамках работ по проекту виртуальной реконструкции документального наследия и книжных собраний рода Радзивиллов, осуществляемых при поддержке ЮНЕСКО)
      • Типовая автоматизированная информационная система государственного архива (АИС архива), обеспечивающая автоматизацию основных процессов в деятельности государственных архивов Республики Беларусь, связанных с комплектованием, учетом, обеспечением сохранности, созданием и cовершенствованием научно-справочного аппарата и использованием принимаемых на хранение документов (2009 г.)
      • Сводная автоматизированная информационная система государственных архивов (АИС сводная), обеспечивающая автоматизацию процессов обработки и интеграции статистической и учетной информации, предоставляемой государственными архивами Республики Беларусь. АИС сводная предназначена для функционирования в отделах Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь и в областных отделах по архивам и делопроизводству (2010 г.)
      • В рамках работ по созданию электронного атласа-справочника «Губерния» созданы геоинформационные системы на компакт-дисках:

      • «Минская губерния на конец XVIII, середину XIX, начало ХХ в.» (2003 г.)
      • «Белорусские уезды Виленской губернии на середину XIX в.» (2004 г.)
      • «Белорусские уезды Гродненской губернии на середину XIX в.» (2005 г.)
      • «Могилевская губерния на начало ХХ в.» (2006 г.)
      • «Витебская губерния на начало ХХ в.» (2007 г.)
      • archives.gov.by

        организатор делопроизводства – референт

        Каждый документ (и электронный в том числе) имеет свой жизненный цикл. Жизненный цикл — это этапы, которые проходит документ от его создания до передачи на хранение (документы постоянного срока хранения) или уничтожения после истечения срока хранения (документы временного срока хранения).

        Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения» 1 (далее — СТБ 1221-2000) определяет жизненный цикл электронного документа (далее — ЭД) как стадии создания, обращения, архивного хранения и/или утилизации ЭД. Как правило, документы проходят несколько основных стадий (одни из них могут повторяться, другие осуществляются единожды).

        Всю систему организационно-распорядительной документации организации можно разбить на 3 группы: входящую, исходящую и внутреннюю. Входящие документы — это те, которые были созданы за пределами организации: их авторами являются сторонние государственные органы, организации, физические лица или индивидуальные предприниматели.

        После поступления в организацию входящий ЭД, как правило, проходит следующие стадии жизненного цикла:

        · прием и первичную обработку (включающую регистрацию);

        · передачу на рассмотрение по компетенции (руководителю или в структурное подразделение);

        · при необходимости — постановку на контроль (в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь, локальными правовыми актами организации, поручением руководителя организации (резолюцией) и т.д.);

        · размещение в электронном деле в соответствии с номенклатурой дел организации и оперативное хранение (до завершения дела, в которое помещен ЭД, в текущем делопроизводстве);

        · хранение в соответствии с установленным законодательством сроком и/или утилизацию в установленном законодательством порядке.

        Исходящие и внутренние документы создаются в пределах организации (то есть их авторами являются работники организации). При этом исходящие документы (письма, внешние докладные записки и др.) отправляются за ее пределы, а внутренние остаются непосредственно в организации (распорядительные документы, протоколы, докладные записки и др.). Жизненный цикл исходящих и внутренних ЭД проходит следующие стадии:

        · согласование (визирование), при необходимости внесение изменений;

        · придание юридической силы (подписание, регистрация и др.);

        · исходящие документы — отправка адресату;

        · внутренние документы — передача исполнителям, далее жизненный цикл внутреннего документа совпадает с жизненным циклом входящего (исполнение, размещение в деле и т.д.).

        Зачем лицу, ответственному за делопроизводство в организации, знать о стадиях жизненного цикла документа?

        Во-первых, это поможет выстроить четко структурированную схему работы с документом от его создания (получения) до архивного хранения и/или утилизации, что, в свою очередь, позволяет унифицировать каждый этап прохождения и отражается на скорости исполнения документа. Во-вторых, знание каждой стадии прохождения документа и их последовательности поспособствует в выполнении одного из ключевых требований СТБ 1221-2000, изложенного в п. 4.1: при проектировании или внедрении информационных систем, в среде которых происходит создание и/или обращение ЭД, должно осуществляться планирование жизненного цикла ЭД.

        Что такое планирование жизненного цикла ЭД?

        Планирование жизненного цикла ЭД — это определение тех требований к ЭД, при соблюдении которых он будет доступен и воспроизводим на всех стадиях жизненного цикла 2 .

        Что включает планирование жизненного цикла ЭД?

        Согласно СТБ 1221-2000 процесс планирования включает:

        · установление порядка согласования, утверждения и регистрации каждого вида ЭД, включая выработку электронной цифровой подписи (ЭЦП);

        · классификацию ЭД в соответствии с перечнем типовых ЭД и определение сроков их хранения;

        · предварительную экспертизу ценности ЭД по видам документов в соответствии с классификацией и составление перечня ЭД с постоянным сроком хранения;

        · выработку требований по защите ЭД и определение порядка доступа к ним (в соответствии со сроками хранения);

        · определение порядка резервного копирования и хранения резервных копий ЭД;

        · установление порядка хранения, внесения изменений и тиражирования ЭД, а также уничтожения ЭД, не подлежащих постоянному хранению;

        · определение процедур передачи ЭД на ведомственное хранение и создания сопроводительных документов, согласование форматов данных ЭД и дополнительных реквизитов информационно-поисковых характеристик (ИПХ);

        · определение порядка ведомственного хранения ЭД с различными сроками хранения;

        · определение порядка передачи ЭД на государственное хранение 3 .

        Почему в процессе планирования жизненного цикла ЭД уделяется большое внимание сроку его хранения, порядку передачи на ведомственное и государственное хранение и т.д.?

        Это связано с тем, что требования к СЭД 4 , в которых создается ЭД, должны быть определены уже на стадии проектирования или внедрения (если речь идет о готовом программном продукте). Например, ЭД постоянного и временного (свыше 10 лет) срока хранения, а также те, которые подлежат передаче на государственное хранение, должны оставаться воспроизводимыми и после того, как полностью устареют технические и программные средства, с помощью которых они были созданы 5 . Соответственно, при выборе формата, в котором будет создаваться ЭД, необходимо предусмотреть возможность конвертации и миграции файлов в случае модернизации аппаратного или программного обеспечения 6 . Кроме этого, все форматы ЭД, подлежащих передаче в государственный архив, в обязательном порядке согласовываются с государственным архивом 7 . При проектировании СЭД или внедрении готового программного продукта должна быть обеспечена возможность создания документов в требуемом формате или их преобразования в необходимый формат перед передачей ЭД на государственное хранение. Допустимые форматы ЭД приводятся в п. 218 Инструкции по делопроизводству.

        Как определяется срок хранения ЭД?

        В соответствии с п. 236 Инструкции по делопроизводству документы в электронном виде после их исполнения подлежат хранению в течение сроков, установленных для аналогичных документов на бумажных носителях. Следовательно, срок хранения ЭД определяется в соответствии с Перечнем типовых документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, образующихся в процессе деятельности государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей с указанием сроков хранения (далее — Перечень типовых документов) 8 , ведомственными перечнями. В случае отсутствия определенного вида документов в указанных перечнях сроки хранения последних определяются индивидуально в процессе экспертизы ценности документов и согласовываются с центральной экспертно-методической комиссией 9 .

        Что такое перечень типовых ЭД, в соответствии с которым необходимо производить классификацию ЭД при планировании их жизненного цикла?

        В п. 5.2 СТБ 1221-2000 содержится следующая норма: планирование осуществляется на основании перечня типовых ЭД, образующихся в процессе деятельности организации. Перечень должен быть согласован с государственным органом по архивам и делопроизводству Республики Беларусь и утвержден вышестоящим органом государственного управления.

        Исходя из этого можно сделать вывод, что данный перечень составляется непосредственно в организации после изучения и анализа состава документов, создаваемых в ней. Сроки хранения документов, включенных в него, определяются по Перечню типовых документов, ведомственному перечню или индивидуально (см. выше). В соответствии с п. 56 Правил работы архивов государственных органов, иных организаций (далее — Правила работы архивов) 10 одной из основных функций постоянно действующей экспертной комиссии организации (далее — ЭК) является согласование проектов перечней документов с указанием сроков хранения. Значит, после составления перечень типовых ЭД, образующихся в организации, должен быть согласован с ее ЭК, а также (в соответствии с требованиями СТБ 1221-2000) с государственным органом по архивам и делопроизводству, после чего утвержден вышестоящей организацией (при ее наличии).

        Вместе с тем в п. 5.5 Методических рекомендаций дается пояснение, что планирование жизненного цикла ЭД осуществляется на основании действующих типовых и ведомственных перечней, иных нормативных правовых актов 11 , и ничего не говорится о перечне типовых ЭД, упоминаемом в СТБ 1221-2000.

        Кто осуществляет планирование жизненного цикла ЭД?

        СТБ 1221-2000 устанавливает, что в процессе планирования должны принимать участие специалисты:

        · по проектированию или внедрению информационных систем, в среде которых происходит создание и/или обращение ЭД (например, работник отдела автоматизации системы управления);

        · службы нормоконтроля и специалисты, ответственные за хранение ЭД в организации (например, работники технического отдела; работник, ответственный за делопроизводство (оперативное хранение документов), и работник, ответственный за архив организации (архивное хранение);

        · государственного органа по архивам и делопроизводству или уполномоченной им организации 12 .

        profmedia.by

        Дзяржаўны кантроль у галіне архіўнай справы і справаводства

        НПА, ТНПА, Метадычныя рэкамендацыі

        Закон Республики Беларусь 25 ноября 2011 г. № 323-3 «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь».
        (http://www.pravo.by)

        Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2000 г. № 1172 «Об утверждении Положения о порядке изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь и внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 7 августа 1995 г. № 424»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 6 Кб)

        Указ Президента Республики Беларусь 28 июня 2000 г. № 357 «Об упорядочении изготовления и использования бланков документов с изображением Государственного герба Республики Беларусь»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 7 Кб)

        Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь 19 января 2009 г. № 4 «Об утверждении Инструкции по делопроизводству в государственных органах и организациях Республики Беларусь»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 86 Кб)

        Правила работы архивов государственных органов и иных организаций (утверждены постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 143)
        (RAR-архив файла в формате DOC, 146 Кб)

        Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 29 Кб)

        Постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. № 38 «Об утверждении Правил работы с научно-технической документацией в учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 63 Кб)

        Постановление Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 26 марта 2004 г. № 2 «Об утверждении инструкции о порядке формирования, ведения и хранения личных дел работников»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 18 Кб)

        Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2012 г. № 120 «Об утверждении Инструкции о порядке организации работы с документами в электронном виде в архивах государственных органов, иных организаций и о признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2010 г. № 36»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 7 Кб)

        Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 11 мая 2012 г. № 121 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения экспертизы ценности и передачи на постоянное хранение документов в электронном виде и информационных ресурсов и о признании утратившим силу постановления Министерства юстиции Республики Беларусь от 30 июня 2010 г. № 37»
        (RAR-архив файла в формате DOC, 11 Кб)

        Государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения»
        (RAR-архив файла в формате RTF, 21 Кб)

        Методические рекомендации по организации работы с электронными документами в организациях Республики Беларусь (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 01.03.2010 № 11)
        (RAR-архив файла в формате RTF, 75 Кб)

        Методические рекомендации по организации работы с документами в электронном виде в архивах организаций Республики Беларусь (утверждены приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 20 декабря 2012 г. № 37)
        (RAR-архив файла в формате RTF, 72 Кб)


        Н.Д. Микулич, начальник отдела
        Государственного центра безопасности
        информации при Президенте Республики Беларусь,
        директор Ассоциации «РусКрипто»

        Развитие и широкое применение информационных и коммуникационных технологий являются глобальной тенденцией мирового развития. Они имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности экономики, расширения возможностей ее интеграции в мировую систему хозяйства, усиления эффективности государственного управления и местного самоуправления.

        Использование информационных систем стало жизненно необходимым для ведения многих дел. Электронная информация взяла на себя ту роль, которая раньше традиционно отводилась бумажным документам.

        Однако при обработке электронных документов совершенно непригодны обычные способы установления подлинности по рукописной подписи и оттиску печати на бумажном документе.

        Эти проблемы решает электронная цифровая подпись (ЭЦП). Она используется для установления подлинности авторства и целостности документов, передаваемых по телекоммуникационным каналам связи.

        ЭЦП представляет собой небольшое количество дополнительной цифровой информации, выработанной программным (аппаратно-программным) средством ЭЦП с использованием личного (секретного) ключа пользователя и переданной вместе с подписываемой информацией. Проверка ЭЦП осуществляется также программным (аппаратно-программным) средством ЭЦП с использованием открытого ключа (ОК) пользователя.

        В мировой практике законодательство об ЭЦП в большей степени регламентировало гражданско-правовые аспекты, делая это в интересах развития электронного бизнеса.

        Однако сегодняшний день поставил новые задачи перед законодателями. Речь идет об особом правовом режиме ЭЦП в сфере публичного права и государственного управления. Кроме того, развитие электронного документооборота требует создания и регламентации деятельности государственной инфраструктуры сертификации ключей в виде удостоверяющих центров.

        Сегодня электронный документооборот переходит в новое качество. Если всего несколько лет назад для урегулирования режима ЭЦП между его пользователями заключались предварительные соглашения о регламенте документооборота и процедурах разрешения конфликтов, происходил физический обмен ключами и сертификатами, то сегодня экономика требует осуществления юридически значимого электронного документооборота более оперативно — без каких-либо предварительных переговоров между сторонами. Это возможно только при наличии развитой национальной и международной инфраструктуры верификации ЭЦП.

        ЭЦП: единства в мире нет

        В 1996 году Комиссией ООН по праву международной торговли UNCITRAL был разработан модельный закон «О правовых аспектах электронного обмена данными», в котором предполагался «нейтральный» правовой режим бумажной и электронной документации, абстрагирование от носителя информации. Тем не менее в рамках соблюдении этого принципа в мире сложились различные подходы к правовому режиму ЭЦП.

        Закон США об электронных подписях 2000 года идентифицирует сторону договора, владельца сертификата, каковыми могут быть корпорации, физические лица, правительственные учреждения, любые хозяйствующие субъекты. Предполагается презумпция полномочности исполнителя, применившего ключ для подписи. С другой стороны, по немецкому закону 1997 года электронная цифровая подпись идентифицирует конкретное физическое лицо, подписавшее документ. А сегодняшняя практика Федерального министерства юстиции ФРГ подтверждает иную тенденцию: считается целесообразным, чтобы каждый гражданин ФРГ имел единственный сертифицированный закрытый ключ, который применялся бы в самых разных сферах частного и публичного документооборота.

        Правовая база ЭЦП в Беларуси

        Гражданский кодекс Республики Беларусь допускает использование электронной цифровой подписи при совершении сделок в случаях и порядке, предусмотренных законодательством или соглашением сторон.

        Законодательство регулирует следующие аспекты, связанные с использованием ЭЦП.

        Статья 11 Закона «Об информатизации» гласит: «Документ, содержащий информацию, обработанную информационной системой, приобретает юридическую силу после его удостоверения должностным лицом в установленном порядке или электронной подписью». В той же статье говорится, что юридическая сила электронной подписи признается при наличии в информационных системах и сетях программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи и имеющих сертификат соответствия.

        Наиболее полно правовые основы применения электронных документов установлены в Законе «Об электронном документе» (от 10 января 2000 г. № 357-3). Здесь определены основные требования, предъявляемые к электронным документам, а также права, обязанности и ответственность участников правоотношений, возникающих в сфере обращения электронных документов.

        Нормативная база ЭЦП в Беларуси

        В 1999 году разработаны и приняты национальные стандарты Республики Беларусь для защиты электронных документов (СТБ 1176.1-99 «Информационная технология. Защита информации. Функция хэширования», СТБ 1176.2-99 «Информационная технология. Защита информации. Процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи»).

        Утвержден и введен в действие с 1 сентября 2000 года стандарт СТБ 1221-2000 «Документы электронные. Правила выполнения, обращения и хранения». В этом стандарте приводится порядок планирования жизненного цикла, идентификации и аутентификации электронных документов, отражены вопросы защиты электронных документов.

        До недавнего времени в сфере технологии ЭЦП из нормативной базы действовали только стандарты, устанавливающие процедуры выработки и проверки электронной цифровой подписи и функцию хэширования.

        Для обеспечения функционирования системы электронного документооборота (СЭД) на сегодняшний день ГЦБИ разработаны и введены следующие руководящие документы Республики Беларусь:

      • «Банковские технологии. Средства электронной цифровой подписи программные. Общие требования»;
      • «Банковские технологии. Процедура выработки псевдо случайных данных с секретным параметром»;
      • «Банковские технологии. Технология электронной цифровой подписи. Термины и определения»;
      • «Банковские технологии. Формат и правила формирования сертификатов открытых ключей и списков отозванных сертификатов»;
      • «Банковские технологии. Формат карточки открытого ключа».
      • Планируется разработать проекты руководящих документов Республики Беларусь «Требования безопасности» для программных и аппаратно-программных средств криптографической защиты информации, реализующих шифрование, ЭЦП, имитозащиту, защиту от НСД, изготовление ключевой документации и криптографические протоколы.

        В целях реализации мероприятий по оптимизации документооборота и совершенствованию делопроизводства с использованием современных информационных технологий в республиканских органах государственного управления, иных государственных организациях, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, облисполкомах и Мингорисполкоме считаем целесообразным разработать Положение Республики Беларусь, регламентирующее:

      • обмен электронными документами между субъектами хозяйствования,
      • форматы и структуру электронного документа,
      • ведение архивов электронных документов,
      • вопросы обеспечения информационной безопасности и другие.
      • Кроме того, для обеспечения технологии электронного документооборота в масштабе Республики Беларусь необходимо подготовить ряд руководящих документов:

      • направленных на решение проблемы совместимости средств ЭЦП, шифрования, имитозащиты на уровне данных,
      • устанавливающих требования к инфраструктуре открытых ключей и управлению криптографическими ключами.

      Проблемы распространения технологий ЭЦП в Беларуси

      Особо следует выделить две проблемы:

      • автоматизированные системы предприятий слабо развиты, то есть не автоматизирован весь цикл создания, обработки, передачи и хранения документов в электронном виде;
      • остро стоит вопрос построения инфраструктуры управления открытыми ключами в СЭД.
      • В настоящее время вторая из названных проблем требует решения в масштабе всей республики. Данная инфраструктура должна представлять собой систему удостоверяющих центров, в функции которых входит задача регистрации и выдачи сертификатов ОК, а также задача управления и обращения с ними.
        Деятельность инфраструктуры должна иметь соответствующее юридическое обеспечение.

        Иерархический принцип государственного управления подразумевает и надлежащую структуру создания в перспективе системы удостоверяющих центров для электронного документооборота: от верхнего уровня, через областные центры, и до отдельных ведомств, организаций и конечных пользователей.

        В качестве достаточно рациональной модели построения всей совокупности удостоверяющих центров для СЭД с юридическим подтверждением подлинности и целостности документов можно рассматривать комбинированную модель, структурированную по иерархически-сетевому принципу. При этом определяющую роль выполняет совокупность удостоверяющих центров верхнего уровня. Головной удостоверяющий центр обязан удовлетворять самым высоким требованиям по информационной безопасности, поэтому он должен создаваться на базе высших органов исполнительной власти. От надежности защиты этого центра и доверия к нему в большой степени зависит прочность всей системы в целом. Республиканская инфраструктура по управлению ОК подписи должна строиться по иерархическому принципу.

        Исходные положения по формированию системы электронного документооборота органов государственной власти и удостоверяющих центров в основном должны базироваться на закрепленных в соответствующих нормативных документах требованиях по обработке документов и использованию информационных ресурсов. Кроме того, в процессе развития систем целесообразно учитывать сложившуюся практику внутриведомственного и межведомственного обмена документами, контроля над их исполнением, а также порядок ведомственного делопроизводства.

        Хотелось бы отметить, что процесс создания системы удостоверяющих центров для защищенного электронного документооборота в масштабах государства займет весьма продолжительное время и потребует привлечения значительных финансовых и других ресурсов.

        www.itsec.ru

Популярное:

  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Книжка малышка по правилам дорожного движения Книжка-малышка по правилам дорожного движения Работа выполнена на районный конкурс книжка по правилам дорожного движения "Знаки разные нужны, знаки всякие важны!" Предварительный просмотр: Знаки разные нужны, знаки всякие […]
  • Опека и попечительство гражданское право шпаргалка Гражданское право, Гатин А.М., 2009 Гражданское право, Гатин А.М., 2009. Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством […]
  • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Мфц субсидия Порядок оформления субсидии на оплату коммунальных услуг Стоимость коммунальных услуг на сегодняшний день в России многих граждан зачастую ставит в трудное финансовое положение. Высокие цены на газ, электричество, отопление и воду нередко […]
  • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]