Бухгалтер по налогам что должен знать

Должностные инструкции

Инструкции по категориям:

Инструкции по алфавиту:

Главный бухгалтер

  • Главный бухгалтер ( zip, 23 Кб., рейтинг: 7029 )

Вы можете скачать должностную инструкцию главного бухгалтера бесплатно. Должностные обязанности главного бухгалтера

_____________________________ (Фамилия, инициалы)

(наименование организации, ее ________________________________

организационно — правовая форма) (директор; иное лицо, уполномоченное

утверждать должностную инструкцию)

1. Общие положения

1.1. Данная должностная инструкция определяет должностные обязанности, права и ответственность главного бухгалтера _____________________ (далее – «предприятие»). Название учреждения

1.2. Главный бухгалтер находится в подчинении директора предприятия, по некоторым вопросам согласовывает работу с заместителем директора по персоналу и финансовым вопросам.

1.3. На должность главного бухгалтера принимается лицо с высшим профессиональным (финансово-экономическим или экономическим) образованием и стажем финансово-экономической (финансово-бухгалтерской) деятельности на руководящих должностях не менее _______ лет.

1.4. Главный бухгалтер обязан знать:

— законодательство о бухгалтерском учете;

— распоряжения, постановления, приказы и прочие методические, руководящие и нормативные материалы контрольно-ревизионных и финансовых органов по вопросам и составления бухгалтерской отчетности и организации учета, а также вопросам, которые касаются финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

— налоговое и финансовое законодательство;

— стратегию, перспективы развития предприятия и его структуру;

— организацию документооборота по участкам учета и правила оформления операций;

— порядок и формы финансовых расчетов;

— инструкции и положения по организации бухгалтерского учета на предприятии, а также правила его ведения;

— порядок приемки, оприходования, расходования и хранения денежных средств, товарно-материальных и прочих ценностей;

— методы выявления внутрихозяйственных резервов;

— методику экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

— правила расчета с кредиторами и дебиторами;

— порядок проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и денежных средств;

— сроки и правила составления бухгалтерской отчетности и балансов;

— правила списания со счетов бухгалтерского учета дебиторской задолженности, недостач и прочих потерь;

правила проведения ревизий и проверок документации;

зарубежный и отечественный опыт усовершенствования организации бухгалтерского учета;

новейшие средства вычислительной техники и возможности их применения для анализа финансовой и производственно-хозяйственной деятельности и выполнения учетно-вычислительных работ на предприятии;

— организацию производства, экономику, организацию управления и труда;

— рыночные методы хозяйствования;

— нормы и правила охраны труда;

1.5. В работе главный бухгалтер должен руководствоваться:

— методическими материалами по всем вопросам;

— нормативной и законодательной документацией, которая регулирует вопросы бухгалтерской отчетности и учета;

— правилами трудового распорядка на предприятии;

— распоряжениями и приказами директора предприятия;

— данной должностной инструкцией;

— положением о бухгалтерии предприятия.

1.6. В период отсутствия главного бухгалтера его обязанности возлагаются на его заместителя, который назначается в установленном порядке. Он несет ответственность за должное выполнение обязанностей главного бухгалтера.

2. Функции

Главный бухгалтер выполняет следующие функции:

2.1. Формирование учетной политики с разработкой мероприятий по ее реализации.

2.2. Руководство составлением отчетности и ведением бухгалтерского учета и на предприятии.

2.3. Оказание методической помощи работникам структурных подразделений предприятия по вопросам контроля, бухгалтерского учета и отчетности.

2.4. Осуществление мер, направленных на устранение непроизводительных затрат и потерь, выявление внутрихозяйственных резервов.

2.5. Обеспечение составления расчетов по зарплате, перечислений и начислений сборов и налогов в бюджеты разных уровней, а также платежей в банковские учреждения.

2.6. Внедрение современных информационных технологий и технических средств.

2.7. Обеспечение безопасных и здоровых условий труда для подчиненных сотрудников, контроль соблюдения ими требований нормативных, законодательных и правовых актов по охране труда.

2.8. Контроль правильности и своевременности оформления бухгалтерской документации.

3. Должностные обязанности

Главный бухгалтер предприятия обязан:

3.1. Формировать в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, согласно особенностям деятельности и структуры предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости.

3.2. Осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности, контроль сохранности собственности предприятия, контроль экономного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

3.3. Организовывать учет обязательств, имущества, товарно-материальных ценностей и денежных средств, хозяйственных операций, поступающих основных средств, результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, исполнения смет расходов, выполнения работ (услуг), а также расчетных, финансовых и кредитных операций, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, которые связанны с их движением.

3.4. Принимать меры, предупреждающие недостачи, нарушения хозяйственного и финансового законодательства, незаконное расходование товарно-материальных ценностей и денежных средств.

3.5. Осуществлять контроль соблюдения порядка оформления бухгалтерских и первичных документов, платежных обязательств, расчетов, расходования фонда заработной платы, товарно-материальных ценностей, денежных средств, проведения инвентаризаций основных средств, проверок организации бухгалтерской отчетности и учета, а также документальных ревизий в подразделениях предприятия.

3.6. Обеспечивать законность, правильность, своевременность оформления документов, выполняемых работ (услуг), правильное перечисление и начисление налогов и сборов в региональный, федеральный и местный бюджеты, расчетов по заработной плате, страховых взносов во внебюджетные государственные социальные фонды, средства на финансирование капитальных вложений, платежей в учреждения банков, погашение в определенные сроки задолженностей по ссудам в банках, а также отчислений средств на материальное стимулирование работников предприятия.

3.7. Руководить работами по разработке и принятию рабочего плана форм первичных учетных документов, счетов, применяемых для оформления хозяйственных операций, не предусматривающих типовые формы, обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля проведения хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки порядка документооборота и бухгалтерской информации.

3.8. Принимать участие в оформлении документации по хищениям и недостачам товарно-материальных ценностей и денежных средств, осуществлять контроль передачи данных материалов в следственные и судебные органы при необходимости.

3.9. Руководить работами по разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности предприятия.

3.10. Осуществлять работу по обеспечению соблюдения финансовой, штатной и кассовой дисциплины, смет расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, задолженности дебиторов и прочих потерь, сохранности бухгалтерской документации, оформления и сдачи их в архив.

3.11. Принимать участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия согласно данным бухгалтерской отчетности и учета с целью выявления внутрихозяйственных резервов, устранения непроизводительных затрат и потерь.

3.12. Принимать меры по накоплению финансовых средств с целью обеспечения устойчивости предприятия.

3.13.Возглавлять разработку и осуществление мероприятий, которые направлены на укрепление финансовой дисциплины на предприятии.

3.14. Обеспечивать организацию бухгалтерского учета и отчетности на предприятии на основе применения современных технических средств и информационных технологий, максимальной централизации учетно-вычислительных работ, прогрессивных методов и форм контроля и учета, формирование и своевременное представление достоверной полной бухгалтерской информации, касающейся деятельности предприятия, его расходах, имущественном положении, доходах.

3.15. Принимать участие в разработке и внедрении рациональной учетной и плановой документации, прогрессивных методов и форм ведения бухгалтерского учета на основе применения новейших средств вычислительной техники.

3.16. Сотрудничать с банками по вопросам, касающимся свободных финансовых средств, размещенных на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и покупки высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль проведения учетных операций с кредитными и депозитными договорами и ценными бумагами.

3.17. Обеспечивать составление оперативных сводных отчетов и баланса доходов и расходов, об использовании бюджета и прочей статистической и бухгалтерской отчетности и представление их в соответствующие органы.

3.18. Возглавлять руководство работниками бухгалтерской службы.

3.19. Помогать сотрудникам отделов предприятия в вопросах, касающихся бухгалтерского учета, отчетности и контроля.

4. Права

Главный бухгалтер вправе:

4.1. Определять должностные обязанности сотрудников, находящихся у него в подчинении с той целью, чтобы отдельный работник знал возложенные на него обязанности и нес ответственность за их исполнение. Работники других отделов, которые заняты бухгалтерским учетом, по всем вопросам ведения и организации бухгалтерской отчетности и учета подчиняются главному бухгалтеру.

4.2. Представлять интересы предприятия в сотрудничестве с другими структурными подразделениями предприятия и прочими организациями по финансово-хозяйственным вопросам.

4.3. Вносить для рассмотрения руководства свои предложения, касающиеся усовершенствования хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

4.4. Получать от руководителей структурных подразделений предприятия информацию и документацию (распоряжения, приказы, договоры, отчеты, сметы, нормативы и пр.), которые необходимы для выполнения своих должностных обязанностей. За недоброкачественное оформление несвоевременное составление документации, задержку передачи их для отражения в бухгалтерском учете и отчетности, за недостоверность данных и составление документов, которые отражают незаконные операции, ответственность несут должностные лица, составившие и подписавшие эти документы.

4.5. Визировать и подписывать документы только в рамках своей компетенции.

4.6. Вносить директору предприятия для рассмотрения предложения о назначении, увольнении и перемещении, поощрении и наложении взысканий на работников бухгалтерии.

4.7. Требовать от директора предприятия помощи в исполнении своих должностных прав и обязанностей.

4.8. Привлекать специалистов подразделений предприятия к решению возложенных на него задач.

5. Ответственность

Главный бухгалтер ответственен:

5.1. За недолжное выполнение или невыполнение своих должностных обязанностей, которые предусмотрены данной должностной инструкцией в определенных трудовым законодательством РФ рамках.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей профессиональной деятельности правонарушения в определенных уголовным, административным и гражданским законодательством РФ рамках.

5.3. За причинение материального ущерба предприятию в определенных трудовым, гражданским и уголовным законодательством РФ рамках.

6. Взаимоотношения, связи по должности

Для реализации прав и выполнения своих предусмотренных настоящей инструкцией функций, главный бухгалтер взаимодействует:

6.1. С заместителями директора и по согласованию с директором по вопросам:

— получения: указаний, распоряжений, запросов, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии и служебных записок;

— представления: сведений, ведомостей, справок, информации о наличии основных средств, о состоянии расчетов, о товарно-материальных ценностях и прочей информации, касающейся бухгалтерского учета.

6.2. С директором по вопросам:

— получения: распоряжений, приказов, указаний, корреспонденции, присланной в адрес бухгалтерии;

— представления: сведений, справок, информации по финансовым вопросам предприятия по требованию, служебных записок, проектов приказов, отчетов прочей информации, касающейся бухгалтерского учета.

6.3. С руководителями отделов предприятия по вопросам:

— получения: договоров, приказов о приеме, сведений о договорах, перемещении и увольнении сотрудников предприятия, чеков и квитанций на приобретение товарно-материальных ценностей, отчетов о проделанной в командировках работе, авансовых отчетов о расходовании денежных средств на хозяйственные и командировочные расходы, смет на расходование денежных средств на командировочные и представительские расходы, нормативов о расходовании средств, табелей учета рабочего времени, содержание филиалов и прочие необходимые для бухгалтерского учета сведения и документы;

— представления информации: о состоянии расчетов с кредиторами и дебиторами, о начисленной заработной плате и прочих выплат по социальному страхованию, наличных денежных средств на осуществление деятельности предприятия, сведений о нормах расходования денежных средств на командировочные расходы.

6.4. С подчиненными работниками отдела бухгалтерского учета по вопросам:

— представления: служебных записок с резолюцией исполнить денежные платежи, служебных должностных инструкций, распоряжений и приказов, запросов о предоставлении сведений, плана счетов и прочей справочной информации по осуществлению бухгалтерского учета, нормативных документов о ведении бухгалтерского учета;

— получения: любой информации по бухгалтерскому учету, справок, отчетов и деклараций.

6.5. С коммерческими банками по вопросам:

— представления: банковских платежных документов и приложений к ним, заполненных надлежащим образом карточек образцов подписей распорядителей кредитов, необходимой документации для открытия счетов (рублевых, валютных, ссудных, депозитных, и прочих счетов);

— получения: письменных разъяснений, договоров об открытии и обслуживании банковского счета, указаний по вопросам взаимодействия с банками, договоров о размещении средств кредитования, справок об открытых счетах в банках и наличия на них денежных средств, прочих требований банков и документации, подлежащих исполнению.

6.6. С аудиторскими фирмами по вопросам:

— представления: бухгалтерской документации, которая необходима для проверок, разъяснений по отражению в учете финансово-хозяйственных операций;

— получения: консультаций по вопросам отражения финансово-хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и аудиторских отчетов по проверке состояния бухгалтерского учета.

6.7. С органами Статистического управления, с инспекциями Министерства по налогам и сборам, с Правительством г. Москвы и с внебюджетными фондами по вопросам:

— получения: актов камеральных и выездных проверок точности уплаты налогов бюджету, справок об отсутствии нарушений налогового законодательства отсутствии задолженности по уплате налогов бюджету, протоколов проверок о выявленных нарушениях законодательства по налогам, запросов о встречных проверках;

— представления: квартальной и годовой отчетности, ежемесячных деклараций по уплате налогов в городской и республиканский бюджеты, индивидуальных сведений о полученных доходах сотрудниками предприятия, актов сверки остатков по расчетам с бюджетом по налогам и сборам, документов по требованиям о проведении встречных проверок, учетной политики предприятия, годового заключения аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерского учета и прочей информации, которая необходима для проверки точности расчетов и уплаты сборов и налогов в бюджет.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

(подпись) (фамилия, инициалы)

С инструкцией ознакомлен,

один экземпляр получил: _____________ __________________

www.kaus-group.ru

Ликвидация: что должен знать бухгалтер?

«ЛИКВИДАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ БУХГАЛТЕР?». Бухгалтерский учет, 2010, N 2

Предприятия в чем-то похожи на людей: рождаются, живут и заканчивают свой путь, уступая дорогу новым компаниям. Уходят они тоже по-разному. Одни ликвидируются в спешке, оставляя после себя множество незаконченных дел, другие организованно — по заранее намеченному плану.

Гражданское законодательство выделяет два основания, по которым юридическое лицо может быть ликвидировано:

— добровольно по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

— принудительно по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона (если они носят неустранимый характер), либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также вследствие признания его несостоятельным (банкротом).

Порядок ликвидации общества

Учредители (участники) юридического лица или его соответствующий орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Таково требование ст. 62 ГК РФ. Однако термин «незамедлительно» малоинформативен, поэтому обратимся к другим нормам действующего законодательства.

Срок, установленный п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», составляет три дня. Такой же срок установлен и налоговым законодательством в целях налогового контроля (пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ оно должно сообщить налоговому органу согласно ст. 129.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб. Но если в течение налогового периода это уже не первое допущенное налогоплательщиком нарушение, подпадающее под действие рассматриваемой статьи Налогового кодекса РФ, то штраф возрастет до 5000 руб.

Не стоит забывать о возможности административного наказания. В соответствии со ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц (от 300 до 500 руб.).

Уведомление о ликвидации в целях выполнения требований Налогового кодекса РФ производится по ф. N С-09-4 (Приложение N 4 к Приказу ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@).

Нужно иметь в виду, что необходимо выполнить требования гражданского законодательства, в частности соблюсти процедуру регистрации ликвидации предприятия в целом. Без подачи необходимых данных, даже если налоговый орган будет своевременно извещен по ф. N С-09-4, ликвидация предприятия не будет зарегистрирована.

В ФНС России также предоставляются:

— уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по ф. N Р15001;

— уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора по ф. N Р15002;

— протокол собрания акционеров (участников) общества, содержащий решение о ликвидации;

— решение уполномоченного органа о назначении ликвидационной комиссии и ее руководителя.

После чего ФНС России предоставляет свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по ф. N Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ. В выписке указывается, что юридическое лицо находится в стадии ликвидации.

Выездная налоговая проверка в связи с ликвидацией может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Налоговый орган может осуществить повторную выездную проверку. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Ликвидируем поэтапно. Активы должны быть оценены с точки зрения их ликвидности, что необходимо с целью взыскания всех имеющихся сумм дебиторской задолженности, реализации имеющихся активов и погашения кредиторской задолженности, проведения окончательных расчетов с учредителями (участниками) в суммах, оставшихся после погашения кредиторской задолженности.

Ликвидационной комиссии следует разместить в СМИ публикацию о ликвидации предприятия, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Соответственно начинает течь срок с момента выхода печатного издания с публикацией.

Обратите внимание: публикация осуществляется не в любой газете. В соответствии с Приказом ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@ сведения о госрегистрации юридических лиц (в том числе об их ликвидации) подлежат публикации на сайте ФНС России и в журнале «Вестник государственной регистрации».

Нужно заметить, что данный вопрос не настолько ясно урегулирован, как этого хотелось бы. Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 (в целях реализации которого выпущен уже упомянутый Приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) определяет, что сведения о публикации предоставляют налоговые органы. На наш взгляд, это означает, что обязанность налогоплательщиков публиковать информацию в конкретном печатном СМИ нормативно не прописана. Тем не менее налоговые органы настаивают на публикации сообщения именно в данном печатном издании, считая, что публикация в другом издании нарушает законодательно установленный порядок ликвидации предприятий.

Арбитражная практика по этому вопросу противоречива. Так, в частности, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 03.09.2008 N Ф04-5429/2008(11094-А46-26) принял сторону налогового органа. В то же время ФАС Московского округа в Постановлении от 01.02.2006 N КГ-А40/14037-05 поддержал налогоплательщика, который осуществил публикацию в «Российской газете» (на тот момент действовал Приказ МНС России от 29.09.2004 N САЭ-3-09/508@, аналогичный действующему сейчас Приказу ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@).

На наш взгляд, для того чтобы избежать возможных проблем, следует размещать сообщение именно в «Вестнике государственной регистрации».

Помимо публикации информации ликвидационная комиссия письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

Выявление активов и обязательств осуществляется с помощью инвентаризации. Выявленные активы подлежат реализации. Впрочем, если кредитор или в дальнейшем учредитель (участник) не возражает, то в счет погашения задолженности могут быть переданы и неденежные средства. Комиссия также принимает все возможные меры для взыскания дебиторской задолженности.

Промежуточный ликвидационный баланс. К его формированию необходимо приступить после истечения срока, в течение которого кредиторы могут предъявлять свои требования.

В этом балансе отражаются, по сути, итоги деятельности ликвидационной комиссии по установлению реального положения дел на предприятии. То есть в нем отражаются выявленные активы и дебиторская задолженность, а также заявленная и признанная к погашению кредиторская задолженность. Если кредитор в ходе проводимой с ним работы не согласится с признаваемым комиссией размером задолженности, то он вправе обратиться в суд.

В том случае, если ликвидационная комиссия не признает некие суммы, а от кредитора не поступит иск в суд, они не принимаются к погашению. Если при этом они числятся в учете ликвидируемого предприятия, то должны быть списаны с баланса.

Естественно, на момент составления промежуточного ликвидационного баланса должна быть уже проведена работа по выявлению имущества предприятия, взысканию дебиторской задолженности.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются только те суммы задолженностей — дебиторских или кредиторских, которые еще не погашены (не взысканы) на момент составления ликвидационного промежуточного баланса. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Сдается он вместе с уведомлением по ф. N Р15003.

Рассчитываемся с кредиторами. Очередность погашения кредиторской задолженности при ликвидации юридического лица определена п. 1 ст. 64 ГК РФ. В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, требования о компенсации морального вреда.

Расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности относятся ко второй очереди. В третью очередь осуществляются расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды. В четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Важно помнить, что требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Но вполне возможна ситуация, что денежных средств не хватит для удовлетворения всех требований кредиторов. В этом случае имущество распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом (пример).

Пример. Общее собрание участников ООО «Пересвет» приняло решение о ликвидации общества. После реализации всех активов и взыскания дебиторской задолженности сумма денежных средств общества составила 347 834 руб. При этом общество имеет кредиторскую задолженность:

— второй очереди в сумме 96 300 руб.;

— третьей очереди в сумме 112 117 руб.;

— четвертой очереди в сумме 369 000 руб.

При этом кредиторская задолженность четвертой очереди складывается из задолженности ООО «Миг» в сумме 115 610 руб., ООО «Лик» в сумме 121 120 руб., ООО «Арго» в сумме 132 270 руб.

После удовлетворения требований кредиторов второй и третьей очередей у ООО «Пересвет» останется 139 417 руб. (347 834 — 96 300 — 112 117). Именно такая сумма может быть потрачена на удовлетворение требований кредиторов четвертой очереди пропорционально имеющимся задолженностям.

Таким образом, кредиторы получат:

— ООО «Миг» 43 680,22 руб. (115 610 : 369 000 x 139 417);

— ООО «Лик» 45 762,02 руб. (121 120 : 369 000 x 139 417);

— ООО «Арго» 49 974,76 руб. (132 270 : 369 000 x 139 417).

Оставшаяся разница представит из себя суммы неудовлетворенных требований кредиторов из-за недостаточности денежных средств.

Если стоимость имущества должника — юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, такое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном Законом о несостоятельности (банкротстве).

Как только промежуточный ликвидационный баланс утвержден, начиная со дня его утверждения денежные средства могут направляться на погашение кредиторской задолженности первой и второй очереди. А вот кредиторам третьей и четвертой очереди придется подождать. Выплаты им могут начать производиться только по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Может быть и так, что кредитор опоздал выставить свои требования в определенный законодательством или публикацией срок. В этом случае он может рассчитывать только на имущество, оставшееся после исполнения обязательств перед теми, кто обратился в установленный срок.

Окончательный ликвидационный баланс и завершающие расчеты. Как только завершены расчеты с кредиторами, можно составлять ликвидационный баланс, который будет отображать состояние дел на предприятии после окончания расчетов с кредиторами. Ликвидационный баланс также утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации.

Если после окончания расчетов с кредиторами у предприятия останется имущество, то особенностью ликвидационного баланса будет то, что в нем будет отсутствовать кредиторская задолженность, так как она будет полностью погашена или списана с баланса. В этом случае оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица.

Имущество распределяется пропорционально вкладам учредителей (участников). Конкретный порядок распределения имущества должен быть закреплен документально. Это необходимо, в том числе, для предотвращения конфликтных ситуаций.

Ведь если на счете предприятия остались свободные денежные средства, то процесс их распределения достаточно прост и зачастую не требует дополнительных согласований. Но в большинстве ситуаций учредителям остается малоликвидное или неликвидное имущество, которое невозможно реализовать. В этом случае поделить его в натуральном виде — непростой процесс. Именно поэтому конкретный порядок распределения должен быть закреплен документально, а сам факт передачи отражен в акте.

Если имущество вообще неликвидно и на него отсутствует спрос со стороны кредиторов, учредителей, то оно списывается с баланса предприятия и в ликвидационном балансе не отображается.

Чаще всего при ликвидации предприятия денежных средств для осуществления необходимых расчетов не хватает. В этом случае в пассиве ликвидационного баланса отражается не погашенная в связи с отсутствием средств кредиторская задолженность.

Завершающие этапы ликвидации. Закончив все расчеты с кредиторами и учредителями, предприятие остается без имущества, но завершить процесс ликвидации еще нельзя. Ведь предприятие имеет расчетные счета в банках, которые должны быть закрыты.

Поэтому, прежде чем завершить процесс ликвидации, необходимо произвести закрытие банковских счетов, не забыв известить об этом налоговый орган в течение семи дней по ф. N С-09-1.

Не стоит уповать на то, что денежных средств у предприятия не осталось и возможный штраф не будет взыскан. Помимо штрафа, обусловленного Налоговым кодексом РФ и налагаемого на предприятие, должностное лицо может быть привлечено и к административной ответственности в виде штрафа в сумме от 1000 до 2000 руб. (ст. 15.4 КоАП РФ).

Завершив все описанные процедуры, можно представить в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по ф. N Р16001. К заявлению прилагается ликвидационный баланс, а также оригинал платежного поручения на уплату госпошлины на 400 руб. Пошлина должна быть заплачена от имени лица, указанного в ф. N Р16001 в качестве заявителя. В противном случае работники налогового органа могут отказать в ликвидации.

Кроме того, необходимо представить документ, подтверждающий представление в территориальный орган ПФР сведений персонифицированного учета.

Далее дело за налоговым органом. В течение пяти дней со дня передачи документов в регистрирующий орган он обязан осуществить государственную регистрацию ликвидации предприятия.

Ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Представители организации получают на руки уведомление о снятии с налогового учета и свидетельство о прекращении деятельности.

Ликвидация предприятия в свете трудового законодательства

Трудовое законодательство позволяет расторгнуть трудовой договор по инициативе работодателя в случае ликвидации предприятия. Причем увольнению подлежат все категории работников, даже те, которых в другой ситуации просто нельзя уволить или требуются дополнительные согласования для увольнения.

Увольнению подлежат работники, находящиеся на больничном и в отпусках, а также беременные женщины, лица моложе 18 лет и другие защищенные законом категории работников. При этом никаких дополнительных согласий, в том числе государственной инспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, получать не требуется.

Тем не менее известить о предстоящей ликвидации и увольнениях придется целый круг лиц и органов.

Во-первых, о предстоящих увольнениях в связи с ликвидацией организации должны быть извещены работники, которые предупреждаются персонально и под подпись не менее чем за два месяца до увольнения.

Хотя после предупреждения работников уволить их при наличии согласия можно и раньше. Правда, в этом случае придется выплатить дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

А вот если трудовой договор с работником заключен на срок до двух месяцев, то срок предупреждения увеличивается до трех месяцев.

Может быть так, что работник отказывается от подписания извещения о предстоящем увольнении. В этом случае в силу вступают общие нормы трудового законодательства и составляется соответствующий акт.

Приняв решение о ликвидации предприятия, работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом и в органы службы занятости не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. А в случае, если решение о сокращении численности или штата работников организации может привести к массовому увольнению работников, — не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Этого требует п. 2 ст. 25 Закона о занятости населения в Российской Федерации.

Критерии массового увольнения работников определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

До решения вопроса о критериях в отраслевых и (или) территориальных соглашениях могут применяться критерии массового увольнения, установленные Положением об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 N 99). О массовом увольнении можно говорить, если имеет место:

— ликвидация предприятия любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;

— сокращение численности или штата работников предприятия в количестве 50 и более человек в течение 30 календарных дней; 200 и более человек в течение 60 календарных дней; 500 и более человек в течение 90 календарных дней;

— увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в связи с ликвидацией предприятий либо сокращением численности или штата в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5 тыс. человек.

Таким образом, многие предприятия обязаны сообщить о ликвидации и массовом увольнении за три месяца до увольнения. Невыполнение данного требования может привести к административному штрафу. Впрочем, размер его невелик. На основании ст. 19.7 КоАП РФ штраф может быть наложен на должностных лиц — от 300 до 500 руб.; на юридических лиц — от 3000 до 5000 руб.

На этом перечень органов, в которые представляются уведомления о ликвидации предприятия и увольнениях работников, не заканчивается.

Одновременно с извещением органов службы занятости работодатель извещает в письменной форме выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее, чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Возникает вопрос, насколько эти нормы действующие или же, как это часто бывает, лишь носят формальный характер, фактически не применяясь.

Обратимся к Закону о занятости населения в Российской Федерации. Он определяет, что массовое увольнение работников может осуществляться лишь при условии предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме выборного профсоюзного органа в порядке, установленном трудовым законодательством.

То есть в этом случае речь идет уже не о штрафе. Само увольнение может быть оспорено в судебном порядке и признано незаконным в связи с нарушением требований законодательства при ее проведении.

И наконец, если все же ликвидация предприятия не произошла, то уволенные в связи с ней работники могут быть восстановлены на прежней работе по решению суда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ РАСЧЕТЫ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА

В предыдущем номере журнала мы рассказали о правовых основах и этапах ликвидации предприятия. Сейчас рассмотрим, как отражаются в учете операции и расчеты, проводимые в процессе ликвидации, а также какие налоги необходимо будет заплатить.

Расчеты с увольняемыми работниками

Помимо заработной платы за отработанное время, компенсации за неиспользованные отпуска в пользу увольняемого работника в соответствии с трудовым законодательством необходимо сделать ряд выплат.

Выходное пособие

Работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Основанием для выплаты пособия должно послужить заявление работника и документы, подтверждающие то, что работник еще не нашел работу.

Такими документами могут быть справка из службы занятости, трудовая книжка, в которой будут отсутствовать записи о новом трудоустройстве.

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения (при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен).

Для получения пособия за третий месяц работник должен обязательно предоставить в бухгалтерию предприятия заявление и соответствующее решение службы занятости (пример 1).

Пример 1. В связи с ликвидацией предприятия работники Иванов, Петров и Сидоров были уволены в январе.

Иванов самостоятельно нашел работу в феврале 2010 г. Петров в течение двух недель с момента увольнения февраль и март простоял на учете на бирже труда, после чего в апреле был трудоустроен. А Сидоров, встав в течение двух недель с момента увольнения на учет в службу занятости, не смог найти работу.

Иванов, несмотря на то что в феврале нашел работу, за февраль все равно получит выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Петров данные выплаты получит в феврале и марте. В апреле, как трудоустроенный, выходное пособие он не получит.

А вот Сидорову выходное пособие предприятие должно выплатить и в апреле.

Период безработности может длиться и не ровно месяц. В этом случае выходное пособие рассчитывается за фактические дни, в которые человек был безработным.

Средний заработок исчисляется по нормам ст. 139 ТК РФ с учетом всех предусмотренных системой оплаты труда видов выплат, применяемых у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат. Особенности порядка исчисления средней заработной платы утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922.

При любом режиме работы расчет средней заработной платы работника производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата (пример 2). При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале — по 28-е (29-е) число включительно).

Пример 2. В связи с ликвидацией предприятия бухгалтер Лотосова М.П. была уволена 23 декабря 2009 г. Расчетным периодом для расчета среднего заработка будет период с 1 декабря 2008 г. по 30 ноября 2009 г. Согласно трудовому графику предприятия этот период отработан работником полностью и равен 245 рабочим дням. Сумма заработной платы за этот период с учетом всех предусмотренных на предприятии выплат составила 187 330 руб. Среднедневной заработок работника 764,61 руб. (187 330 руб. : 245 дн.).

Сотрудница устроилась на новую работу 18 января 2010 г. Следовательно, ей необходимо выплатить выходное пособие за 11 рабочих дней пребывания без работы (6 рабочих дней декабря и 5 рабочих дней января). Выходное пособие будет выплачено в размере 8410,71 руб. (764,61 руб. x 11 дн.).

Нужно обратить внимание на то, что при увольнении сезонного работника размер выходного пособия иной. Его размер будет равен двухнедельному среднему заработку (ст. 296 ТК РФ). Если увольняется работник, заключивший трудовой договор на срок до двух месяцев, выходное пособие в размере среднего месячного заработка на основании ст. 292 ТК РФ не выплачивается.

Начисления работникам, высвобождаемым в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика, для целей исчисления налога на прибыль будут относиться к расходам на оплату труда.

Отдельно рассмотрим вопрос начисления выходного пособия в отношении работников-пенсионеров.

Законодательство однозначно говорит о том, что безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости (часть трудовой пенсии по старости), в том числе досрочно (п. 3 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

В то же время, используя данную логику и отказывая пенсионерам в соответствующей выплате, работодатели ставят их в неравные условия относительно других работников предприятия.

Роструд в Письме от 27.10.2005 N 1754-61 прокомментировал, что у органов службы занятости нет достаточных оснований для принятия в отношении пенсионеров решений об отказе в сохранении за ними в течение третьего месяца со дня увольнения среднего месячного заработка в порядке, установленном ст. 178 ТК РФ, и выдачи пенсионерам соответствующих документов (справок).

Арбитражная практика по данному вопросу противоречива. Есть судебные решения, как в пользу пенсионеров (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.12.2006 по делу N А11-2077/2006-К2-20/226), так и против (Постановление ФАС Центрального округа от 02.04.2007 по делу N А54-2967/2006).

Минфин России не возражает против выплат, а также согласен с тем, что выходное пособие можно учитывать в составе расходов, признаваемых при налогообложении прибыли, на основании п. 9 ст. 255 НК РФ (Письмо Минфина России от 15.03.2006 N 03-03-04/1/234).

Таким образом, если организация примет решение о выплате выходного пособия работнику-пенсионеру за третий месяц, то она будет иметь право учесть данные расходы при расчете налога на прибыль.

Налогом на доходы физических лиц и взносами во внебюджетные фонды выплаты выходного пособия облагаться не будут.

Не будут начисляться и взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Дополнительная компенсация за расторжение трудового

договора до истечения двухмесячного срока

Эту компенсацию работодатель обязан выплатить, если с письменного согласия работника трудовой договор с ним расторгает до истечения двухмесячного срока, отведенного законодательством. Компенсация назначается в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении (пример 3).

Пример 3. Работники предприятия 31 октября 2009 г. получили предупреждение об увольнении в связи с ликвидацией предприятия 31 декабря 2009 г. При этом 24 ноября 2009 г. работнику Петрову П.П. поступило от администрации предприятия предложение о досрочном расторжении трудового договора. Работник выразил согласие с данным предложением и был уволен 25 ноября 2009 г.

За период с 1 ноября 2009 г. по 25 ноября 2009 г. ему была начислена заработная плата за проработанное время. Далее бухгалтер рассчитал количество рабочих дней, оставшихся до истечения двухмесячного срока, отведенного законодательством. В периоде с 26 ноября 2009 г. по 31 декабря 2009 г. было 25 рабочих дней, за которые работник Петров П.П. получил дополнительную компенсацию за досрочное увольнение.

Рассматриваемые выплаты могут быть учтены при расчете налога на прибыль, не будут облагаться НДФЛ и взносами во внебюджетные фонды.

Учет расчетов с членами ликвидационной комиссии

Порядок выплаты вознаграждения, налогообложение зависит от того, будет ли входить в состав ликвидационной комиссии индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся таковым.

С индивидуальным предпринимателем заключается договор, в котором оговаривается сумма вознаграждения, порядок выплаты, перечень поручаемых обязанностей и сроки их выполнения. По факту выполнения обязанностей ему перечисляется или выдается на руки полная сумма по договору без каких-либо удержаний. Предприниматель, исходя из применяемой системы налогообложения, должен будет самостоятельно рассчитать и уплатить сумму налога.

Основанием для выплаты физическому лицу, не имеющему статуса предпринимателя, будет выступать или заключенный договор гражданско-правового характера, или трудовой договор, если в состав ликвидационной комиссии вошел работник предприятия. С таких доходов удерживается НДФЛ и производится начисление взносов во внебюджетные фонды.

Начисление во внебюджетные фонды по вознаграждениям по договорам гражданско-правового характера производится по общей ставке 23,1%, т.е. без отчислений в фонд социального страхования. Ведь в базу для начисления страховых взносов не включаются в части страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС РФ, — любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.

Если будет заключен трудовой договор, то общая ставка взносов составит 26%.

Напомним, что в 2010 г. ставки взносов во внебюджетные фонды не поменялись по сравнению со ставками ЕСН, действовавшими в 2009 г.

Суммы, начисленные членам ликвидационной комиссии в качестве вознаграждения, отражаются в учете в составе прочих расходов.

Расчеты с бюджетом по налогам и представление отчетности

Операции по продаже имущества, производимые с целью высвобождения денежных средств для осуществления расчетов с кредиторами предприятия, подлежат налогообложению в обычном порядке (пример 4).

Пример 4. Организация применяет УСН. Налогооблагаемая база по единому налогу определяется кассовым методом.

В 2009 г. организация отгрузила товары на сумму 86 000 руб., однако денежных средств от покупателя в том же году не получила. А в 2010 г. на предприятии начался процесс ликвидации. После работы, проведенной ликвидационной комиссией, покупатель погасил задолженность. Полученная сумма подлежит включению в налогооблагаемую базу по единому налогу при применении УСН.

Но мало просто начислить налоги, еще нужно представить соответствующие декларации в налоговый орган.

Вообще, налоговый период по каждому из налогов установлен правовым актом, которым введен данный налог. Однако в отношении ликвидируемой организации налоговый период может быть иным.

Статья 55 НК РФ содержит общие нормы в отношении определения налогового периода ликвидируемой организации. Так, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).

Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована (реорганизована) до конца этого года, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации).

Если организация была создана в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до дня ликвидации (реорганизации) данной организации (пример 5).

Пример 5. Компания, применяющая УСН, была создана 4 февраля 2009 г., а ликвидирована 4 декабря 2009 г. У нее была обязанность подать в 2009 г. в налоговый орган декларацию по УСН и пенсионному обеспечению, а также расчетную ведомость в ФСС РФ за соответствующий налоговый период, который для данной организации длился с 4 февраля 2009 г. по 3 декабря 2009 г.

Заключительная бухгалтерская отчетность ликвидируемой организации составляется в соответствии с ПБУ 4/99. Нормативные акты в области бухгалтерского учета не оговаривают так же конкретно, как Налоговый кодекс РФ, что считать отчетным годом при ликвидации предприятия.

Например, п. 13 ПБУ 4/99 определяет, что при составлении бухгалтерской отчетности отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, — по 31 декабря следующего года. Аналогичные нормы содержатся и в Законе о бухгалтерском учете.

Представляется, что в отношении бухгалтерской отчетности можно использовать логику, закрепленную в Налоговом кодексе РФ в отношении налоговой отчетности. Тем более что п. 9 Приказа Минфина России от 20.05.2003 N 44н устанавливает, что заключительная бухгалтерская отчетность реорганизуемой организацией, прекращающей свою деятельность, составляется на день, предшествующий дате внесения в ЕГРЮЛ соответствующей записи.

Формируя заключительный баланс, необходимо учесть то, что должно быть выполнено закрытие всех счетов учета результатов финансово-хозяйственной деятельности (пример 6).

Пример 6. В ходе распродажи имущества организации в связи с ее ликвидацией был получен доход в сумме:

— 898 000 руб., числящийся на счете 90, субсчет «Прибыль/убыток от продаж»;

— 54 321 руб., числящийся на счете 91, субсчет «Сальдо прочих доходов и расходов».

При этом по кредиту счета 99 «Прибыли и убытки» в текущем периоде накоплено 317 110 руб.

Перед составлением ликвидационного баланса бухгалтер сделал следующие записи:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Прибыль/убыток от продаж»,

списан на счет прибылей и убытков финансовый результат от продаж;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Сальдо прочих доходов и расходов»,

К-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

списан на счет прибылей и убытков финансовый результат от прочих операций.

Далее бухгалтер производит закрытие всех субсчетов счета 90 и 91:

Д-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Выручка»,

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Прибыль/убыток от продаж»,

закрытие кредитового сальдо субсчета по учету выручки;

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. «Себестоимость продаж»,

закрытие дебетового сальдо субсчетов по учету себестоимости продаж;

К-т сч. 90 «Продажи», субсч. «НДС»,

закрытие дебетового сальдо субсчетов по учету НДС;

Д-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие доходы»,

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Сальдо прочих доходов и расходов»,

закрыт субсчет по учету прочих доходов;

К-т сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. «Прочие расходы»,

закрыт субсчет по учету прочих расходов.

Далее бухгалтер закрыл счет 99. Общее сальдо на этом счете 1 269 431 руб. (317 110 + 898 000 + 54 321).

Д-т сч. 99 «Прибыли и убытки»

К-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток»

произведено закрытие счета 99 «Прибыли и убытки».

Учет расчетов учредителями

У ликвидируемых организаций показатели финансово-хозяйственной деятельности обычно далеки от положительных.

Полученный убыток необходимо закрыть за счет уставного капитала, что отражается следующей учетной записью:

Д-т сч. 84 «Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток»

К-т сч. 80 «Уставный капитал»

уставный капитал уменьшен на непокрытый убыток отчетного года.

В этом случае получим или реальную величину уставного капитала, оставшегося после погашения убытков и подлежащего распределению между учредителями, или же если сумма убытка превышает величину уставного капитала, то реальную сумму оставшегося убытка.

Правда, бывают ситуации, когда что-то остается и для учредителей. В этом случае в учете необходимо произвести соответствующие начисления. После того как суммы к выплате учредителям начислены, можно выплачивать денежные средства или передавать имущество.

Теперь рассмотрим, возникают ли при этом какие-либо налоговые обязательства.

Что бы учредителю ни передавалось — денежные средства или имущество, объекта налогообложения НДС не возникнет, если передача осуществлена в пределах первоначального взноса участнику при ликвидации организации. Ведь согласно пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ такая передача имущества не признается реализацией. Правда, в этом случае необходимо восстановить к уплате в бюджет НДС с недоамортизированной части передаваемых в пределах первоначального взноса основных средств.

Сложнее, если стоимость передаваемого имущества превышает первоначальный взнос. В этом случае сумма превышения первоначального взноса будет представлять собой реализацию с соответствующим обложением НДС.

Минфин России считает, что в такой ситуации у налогоплательщика отсутствуют расходы по приобретению имущества, которые могли бы быть учтены при формировании его стоимости. Следовательно, стоимость основных средств и материалов, полученных налогоплательщиком — участником организации при ликвидации данной организации и распределении имущества, при совершении последующих сделок с таким имуществом в налоговом учете признается равной нулю (Письмо Минфина России от 24.06.2008 N 03-03-06/1/367).

Передача денежных средств в любом размере не приводит к возникновению объекта обложения НДС.

Налоговые обязательства возникают и у принимающей стороны. Оценивая порядок и особенности налогообложения, необходимо исходить из статуса учредителя (физическое или юридическое лицо).

Учредитель — юридическое лицо

При определении базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, полученные участником общества (его правопреемником или наследником) в пределах первоначального взноса при распределении имущества ликвидируемого общества между его участниками. Суммы, превышающие первоначальный взнос, будут представлять собой безвозмездно полученные активы. А безвозмездно полученное имущество (работы, услуги) или имущественные права будут представлять собой внереализационные доходы.

При ликвидации организации и распределении ее имущества доходы налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев).

Данные выплаты не подходят под понятие «дивиденды» и не могут облагаться по ставке 9%. Следовательно, в отношении этих выплат должна применяться ставка 20% (Письмо Минфина России от 07.05.2009 N 03-03-06/1/307).

Но ведь не всегда финансовая ситуация так благополучна. Чаще всего если до учредителей и доходят, то только крохи, которые не могут покрыть даже первоначального взноса. В такой ситуации убыток в виде превышения стоимости вклада (взноса) в уставный капитал над доходом в виде имущества, полученным в связи с ликвидацией организации, не может учитываться для целей налогообложения прибыли организаций (Письмо Минфина России от 13.11.2008 N 07-05-06/227). Солидарны с данной позицией и налоговые органы, считающие, что рассматриваемые убытки не предусмотрены нормами налогового законодательства и поэтому не могут рассматриваться как обоснованные расходы (убытки) по нормам ст. 252 НК РФ.

Пример 7. После погашения кредиторской задолженности у ликвидируемой организации на 31 декабря 2009 г. осталось имущество рыночной стоимостью 276 000 руб. Совокупный размер первоначальных взносов учредителей 200 000 руб. Передача имущества произведена 18 января 2010 г. Сумма превышения 76 000 руб. (276 000 — 200 000) признана доходом у получателя имущества на дату получения имущества (18.01.2010). Поскольку сумма превышения облагается НДС, ликвидируемая организация должна начислить НДС в сумме 13 680 руб. (76 000 руб. x 18%). У учредителя — юридического лица, получающего имущество, возникнет налогооблагаемый доход в сумме 76 000 руб.

Однако в данном вопросе все не так однозначно. Ситуация была рассмотрена Президиумом ВАС РФ, который встал на сторону налогоплательщика (Постановление от 09.06.2009 N 2115/09). Суд указал, что перечень затрат налогоплательщика, принимаемых при расчете налога на прибыль, описанный в гл. 25 НК РФ, не является закрытым. А п. 2 ст. 277 НК РФ прямо указывает, что при ликвидации организации и распределении имущества ликвидируемой организации доходы налогоплательщиков-акционеров (участников, пайщиков) ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (вне зависимости от формы оплаты) соответствующими акционерами (участниками, пайщиками) этой организации стоимости акций (долей, паев). И обстоятельство, что налогоплательщик не получил никакого имущества при ликвидации организации, не может лишать его права учесть понесенные расходы на приобретение акций, поскольку они соответствуют критериям ст. 252 НК РФ и не отнесены к числу расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, налогоплательщики могут принимать полученные убытки при ликвидации предприятия и отстаивать свою позицию, опираясь на мнение Президиума ВАС РФ.

Учредитель — физическое лицо

Как мы рассмотрели выше, у учредителя — юридического лица налогообложению подлежит разница между стоимостью полученного имущества и первоначальным взносом. Следуя логике налогового законодательства, на первый взгляд следует сделать вывод, что в отношении учредителя — физического лица необходимо применять аналогичный подход. Но может получиться и так, что право не облагать вернувшиеся ранее затраченные собственные средства придется отстаивать в суде.

Дело в том, что Минфин России и налоговые органы в ряде писем ссылаются на нормы п. 1 ст. 210 НК РФ, согласно которым при определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды (Письма Минфина России от 19.12.2007 N 03-04-06-01/444, УФНС России по г. Москве от 14.07.2008 N 28-10/066946).

При этом перечень доходов, получаемых налогоплательщиком в натуральной форме, предусмотренный п. 2 ст. 211 НК РФ, не является исчерпывающим. Следовательно, помимо перечисленных в Налоговом кодексе РФ доходов, в налогооблагаемую базу могут быть включены и другие доходы. А вот исключить величину первоначального взноса гл. 23 НК РФ позволяет лишь в отношении продаваемой доли (ее части) в уставном капитале. На основании этих норм налоговые органы делают вывод, что законодательство не предусматривает возможности уменьшения стоимости полученного имущества на величину первоначального взноса в целях обложения НДФЛ.

Минфин России в Письме от 09.10.2006 N 03-05-01-04/227 подчеркнул, что такие доходы подлежат налогообложению на общих основаниях по ставке 13%.

Надо отметить, что есть и иная точка зрения. Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 04.05.2007 N 28-10/043011 вполне обоснованно констатируется, что при выходе участников — физических лиц из состава учредителей ООО налогом не облагается стоимость доли участника в пределах его первоначального взноса, внесенного в уставный капитал.

В данном случае выделение имущества при выходе из общества экономически не будет отличаться от выделения имущества при ликвидации общества.

Подытожим: четкой определенности по данному вопросу на законодательном уровне сегодня нет, поэтому, принимая то или иное решение, необходимо учитывать риск санкций со стороны налоговых органов.

В любом случае предприятие, в роли налогового агента, может удержать налог лишь при наличии факта получения дохода.

Передача имущества и, соответственно, получение физическим лицом дохода должны быть подтверждены надлежащим образом.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа (Постановление от 22.08.2006 N Ф08-3633/2006-1569А) не принял довод о том, что факт передачи спорного имущества учредителю подтверждается счетами-фактурами, поскольку сам по себе счет-фактура не является основанием для начисления и перечисления в бюджет налога. В данном случае основным моментом является документальное подтверждение реализации товара и перехода права собственности покупателю.

Если же по каким-то причинам удержать налог не удалось или нет возможности (например, если имущество выдано в натуральной форме), то в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств налоговый агент обязан письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.

areopag2002.ru

Популярное:

  • Суды в красногорском районе КРАСНОГОРСКИЙ СУД (Красногорский городской суд Московской области): телефоны, адрес, реквизиты. Юридическая поддержка граждан в Красногорском городском суде Московской области. Адвокаты специализируются на работе в Красногорском […]
  • Сайт пушкинского городского суда ПУШКИНСКИЙ СУД (Пушкинский городской суд Московской области): телефоны, адрес, реквизиты. Адвокаты, постоянно практикующие в Пушкино и и специализирующиеся на работе в Пушкинском городском суде Московской области. Все подробности и любые […]
  • Авиабилеты по субсидии 2018 Субсидированные авиабилеты в Крым на 2018 год Полуостров Крым входит в программу развития внутреннего туризма в России. В перечень субсидируемых маршрутов в Крым 2018 года входит 61 город России. В программе участвуют следующие […]
  • Закон о энергетике рк Закон о энергетике рк Cкачать бесплатно Закон Республики Казахстан от 9 июля 2004 года № 588-II "Об электроэнергетике" в архиве .zip (22 кБт) Закон Республики Казахстанот 9 июля 2004 года № 588-II Настоящий Закон регулирует […]
  • Финансовый рынок правила Допуск на финансовый рынок Надзор за деятельностью субъектов страхового дела Сведения о субъектах страхового дела, в том числе о наличии лицензии у субъектов страхового дела, видах страхования, осуществляемых субъектами страхового дела, […]
  • Экономика для юристов учебник Гражданское право. В 4-х томах. Под ред. Суханова Е.А. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2008. — Том 1 - 720с., Том 2 - 496с., Том 3 - 766с, Том 4 - 720с. Данное, третье, переработанное и дополненное, издание учебника подготовлено […]
  • Закон равномерного распределения энергии по степеням свободы молекул Курс физики. Трофимова Т.И. 11-е изд., стер. - М.: 2006.— 560 с. Учебное пособие (9-е издание, переработанное и дополненное, 2004 г.) состоит из семи частей, в которых изложены физические основы механики, молекулярной физики и […]
  • Приказ мо рф 910 от 2009 года Название: ПРИКАЗ МО РФ 910 от 26.08.2009 о регистрации транспортных средств. *Скачано раз (за вчера): 166 *Место в рейтинге: 136 *Скачано раз (всего): 1325 *Файл проверен: да После загрузки файла ПРИКАЗ МО РФ 910 от 26.08.2009 о […]