Кому подчиняются районные суды

Кому подчиняются суды?

Однако в судебной системе все-таки существует некоторая иерархическая система. Так, к примеру, районный суд должен подчиняться высшему суду в стране. Все иски, которыми граждане не были удовлетворены, направляются для обжалования в вышестоящий суд. Тем не менее, вышестоящие инстанции могут всего лишь изменить вердикт при обжаловании, но не повлиять на решение того же районного суда.

Вообще вся судебная система действует отдельно от всей законодательной и исполнительной власти. Суды являются независимым органом, который должен руководствоваться только действующей конституцией. Тем не менее, так как существует иерархическая система судов, то следует вывод, что суды низких ступеней не могут рассматривать те или иные дела. Таким образом, районный суд может рассматривать дела о тяжких уголовных преступлениях, дела об административных нарушениях, дела о расторжении брака и многие другие.

Районный суд имеет право на рассмотрение различных дел, как уголовных, так и административных, в том районе, в котором он расположен.

Суды вправе рассматривать уголовные или административные дела заново, если в ходе расследования открылись новые обстоятельства. Так же, повторное рассмотрение дела может происходить, если ответчик или истец подали прошение на обжалование решения суда. При необходимости, дело может быть направлено в суды высшей инстанции.

Если речь идет о нарушении конституции судьями, то можно подать жалобу на судью в квалифицированную коллегию судей. Это касается и тех случаев, когда решение суда кажется, вовсе несправедливым и не отвечает требованиям конституции. Квалифицированная коллегия суда- это единственный орган, который вправе рассматривать такого рода жалобы. Этот орган уполномочен рассматривать жалобы на судей и выносить решение по той или иной жалобе. Однако не стоит рассматривать квалифицированную коллегию судей, как орган, которому подчиняются все суды. Этак коллегия вправе только рассматривать жалобы на судей, но никак не может влиять на работу судов разных инстанций.

Квалифицированная коллегия судей имеет право вмешиваться в работу суда, если сможет доказать, что тот или иной судья имел место быть несправедливым или не соблюдал положения конституции. Тогда, ККС может признать приговор недействительным.

Какой орган исполняет решение суда?
Часто бывает так, что люди просто не знают о сроках, после которых приговор вступает в силу. Некоторые думают, что, к примеру, им должны вернуть деньги сразу после суда, однако.

Кто имеет право присутствовать на суде и влиять на него?
Сторону обвинения представляют – государственные, должностные лица, частные лица. В суде можно встретить всех участников судебного процесса. Это судья, прокурор, адвокат.

Каким должен быть договор купли-продажи?
Договор — это некий официальный протокол о готовности между сторонами заключить определенную сделку. В нашем случае речь идет о намерение покупателя приобрести недвижимость у.

Чем занимается суд?
Для того, чтобы понять, чем занимается суд, следует сперва рассказать о том, что собственно представляет собой судебное разбирательство.

www.resheniya-sudov.ru

Виртуальный справочник по судебной системе РФ

www.themis.ru

Районный суд

Районный (городской) суд — это первое звено в иерархии федеральных судов, самый «младший» федеральный суд. Однако это и основное звено, потому что он рассматривает большинство споров в 1-й инстанции и при этом отличается близостью к населению. У индивидуальных граждан, собственно, есть только две альтернативы: по поводу незначительного спора следует обращаться к мировому судье, а все остальные дела рассматривает районный суд. Исключения составляют иски, связанные с нарушением гражданских прав и некоторые иски, предъявляемые к предприятиям. В некоторых случаях суд более высокой инстанции сразу принимает дело к производству, минуя рассмотрение в районном суде. К районному суду по статусу приравнены межмуниципальные, городские и окружные суды.

Какими делами занимается районный суд?

Так как районный суд является судом общей юрисдикции, он занимается всеми жалобами граждан (гражданскими, административными и уголовными), неподсудными другим судам:

  • дела о тяжких уголовных преступлениях (убийство, кража, разбой и т. д.);
  • дела об административных правонарушениях (взяточничество, мошенничество и т. д.);
  • имущественные споры между гражданами;
  • бракоразводные дела, если между супругами есть спор о детях;
  • рассматривает вопросы о применение к человеку принудительных мер воспитательного или медицинского характера;
  • вопросы, связанные с избранием меры пресечения (заключение под стражу, домашний арест), с исполнением приговора (условно-досрочное освобождение);
  • жалобы на действия (бездействие) органов прокуратуры, следствия и других лиц при исполнении,
  • а также многие другие споры.

Кроме того, районный суд в праве рассматривать апелляционные жалобы на действия мировых судей данного района и вообще он является надзорным органом деятельности мировых судей. Также он может пересматривать собственные решения, вступившие в силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Районные суды подчиняются судам субъектов федерации.

Территориальное расположение районных судов.

Районный суд осуществляет правосудие на территории определенного района, в соответствии с муниципальным делением города. Если город маленький, бывает и всего один суд этого звена на весь город. Часто районный суд создается в судебном районе, территория которого охватывает не только город, но и близлежайшие районы или нескольких районов (например, Закаменский районный суд охватывает г. Закаменск и Закаменский район). Таких судов в маленьких городках РФ очень много.

Всего же, по данным статистики, в нашей стране действует 2239 (+ 24 районных (городских) суда Республики Крым и 4 районных суда г. Севастополь).

Создать или упразднить районный суд может только решение Верховного суда РФ, куда вносит предложения Судебный департамент областей и республик.

Состав суда

В состав районного суда, в зависимости от нагрузки, может входить один или несколько судей. Судьи районного суда назначаются на должность указами Президента РФ. Председатель и заместитель председателя районного суда назначаются на 6 лет. Один и тот же человек может занимать должность Председателя повторно, но подряд — максимум в течение 2 установленных сроков. Если в районном суде только один судья, то он исполняет обязанности его Председателя.

Районные суды в зависимости от количества судей, подразделяются на малосоставные (до 3-х судей) и многосоставные. Чуть меньше трети всех судов в нашей стране малосоставные.

Обязательными членами районного суда являются народные заседатели, которые избираются жеребьевкой из списков районного суда и имеют равные права с судьей при слушании дела. Обычно на слушании присутствует 2 народных заседателя, но их количество для конкретного дела определяет судья. При этом учитывается возможность неявки заседателей, их освобождения от своих обязанностей и несоответствия существующим требованиям. Участие в разбирательстве дела в качестве народного заседателя оплачивается в размере средней зарплаты по местности соответственно отработанному времени. В случае выездного слушания дела также оплачиваются проезд, проживание и командировочные расходы.

Самая большая нагрузка в районном суде ложится на председателя суда, его выбирают сроком на шесть лет, быть председателем он может только 2 срока подряд. Он его организаторских и управленческих способностей во многом зависит оперативное рассмотрение дел в суде и общая организация судопроизводства в районном суде.

Автор: Татьяна Сидорова, дата обновления: 17.12.2017
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Задайте вопрос эксперту

Вы можете приложить к своему отзыву картинки.

themis.ru

§ 1. Районный суд

Районный суд входит в систему судов общей юрисдикции, является основным ее звеном и рассматривает подавляющее большинство уголовных, гражданских дел и все дела об административных правонарушениях, подпадающих под его юрисдикцию. Так, до начала функционирования мировых судей, в районном суде рассматривалось до 98% гражданских и почти 95% уголовных дел. Районный суд является непосредственно высшей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района .
В основу решения вопроса об образовании районного суда положен принцип максимальной доступности обращения граждан в суд по месту жительства. Районные суды образуются в каждом районе или городе, на район и город может быть создан один суд. По ныне действующему порядку создание (упразднение) районного суда в соответствии со ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» осуществляется путем принятия федерального закона, которым определяется его территориальная юрисдикция. На Судебный департамент при Верховном Суде РФ возлагается организационное и материально-техническое обеспечение, а также кадровое укомплектование вновь созданного суда. Правительству РФ поручается обеспечить деятельность суда за счет средств федерального бюджета .
Численный состав районных судов определяется (корректируется) по предложениям упомянутого Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, исходя из численности населения, проживающего на данной территории, экономики района, социального состава населения и принимая во внимание объем работы (нагрузку на одного судью), с учетом состояния преступности и других особенностей криминогенной ситуации в районе.
В соответствии со ст.128 Конституции Российской Федерации судьи (в том числе председатели и заместители) районных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационных коллегий, после прохождения соответствующей процедуры отбора (сдачи квалификационного экзамена, получения рекомендации квалификационной коллегии судей).
Правосудие в районном суде осуществляется единолично или коллегиально (один или три профессиональных судей). Единолично рассматриваются большинство гражданских дел и все дела об административных правонарушениях. Коллегиально – о наиболее опасных уголовных преступлениях и некоторые гражданские дела, в случаях, предусмотренных федеральным законом. Полномочия судьи районного суда не ограничены определенным сроком.
Основным полномочием районного суда является рассмотрение и разрешение уголовных, гражданских и административных дел по первой инстанции, т.е. принятие решения по существу тех преступлений и спорных правонарушений, которые затронуты в соответствующих делах.
По уголовным делам районному суду подсудны все дела о преступлениях небольшой, средней тяжести и тяжких преступлениях, кроме рассмотрения некоторых дел об особо тяжких преступлениях: государственной измене, терроризме, диверсиях, преступлениях против правосудия, убийствах и изнасилований при отягчающих обстоятельствах, отнесенных к ведению вышестоящих судов, а также дел, подсудных военным судам и мировым судьям (ст. 31 УПК РФ).
Существенно повышены контрольные полномочия районного суда в ходе досудебного производства. Только суд правомочен принимать решения: об аресте и продлении срока содержания по стражей; о производстве осмотра жилья при отсутствии согласия проживающих в нем лиц; наложении ареста на корреспонденцию и о контроле телефонных переговоров; о производстве обыска и наложении ареста на имущество; о помещении подозреваемого, обвиняемого не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для проведения экспертизы; о временном отстранении обвиняемого от должности (ст. 29 УПК РФ).
Во исполнение требований Конституции Российской Федерации о праве граждан на тайну телефонных переговоров, почтовых и иных отправлений (п.2 ст.23), обеспечивая неприкосновенность их жилища (ст.25) негласные оперативно-розыскные действия в этой сфере могут проводиться только на основании судебного решения. В свое время в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 1995 г. эти вопросы рассматривали суды среднего звена системы судов Российской Федерации и только в исключительных случаях – районные суды. С принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации эти полномочия переданы районным судам (п. 9 ст. 31).
Федеральным законом от 5 июля 1995 г. в редакции от 20 марта 2001 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» установлены процедуры рассмотрения и получения судебного решения. Оперативные сотрудники органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, таможенной службы, федеральных органов государственной охраны и органов госнаркоконтроля, службы внешней разведки и пограничной службы представляют соответствующее ходатайство в районный суд. Материалы рассматривает уполномоченный на то судья единолично и незамедлительно. По требованию судьи могут быть представлены и иные дополнительные материалы, свидетельствующие об основаниях для проведения оперативно-розыскных действий; за исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о негласных сотрудниках и о тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий.
По результатам рассмотрения представленных материалов судья разрешает проведение соответствующего мероприятия либо отказывает в его проведении, о чем выносит мотивированное постановление. Срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев. Руководители соответствующих судов создают условия, обеспечивающие защиту сведений, которые содержатся в представляемых судье оперативно-розыскных документах .
Согласно ст. 125 УПК РФ в ходе досудебного производства суд рассматривает жалобы на действия и решения прокурора, следователя, дознавателя, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращении уголовного дела и иные решения, нарушающие права и свободы граждан или затрудняющие доступ к правосудию.
Значительный объем дополнительных полномочий районного суда связан с правом выступать в качестве второй инстанции по жалобам и протестам на решения и приговоры мировых судей.
В соответствии со ст. 323 УПК РФ районный суд рассматривает в апелляционном порядке жалобы на не вступившие в законную силу приговоры мирового судьи и его постановления о прекращении дела. Апелляционное рассмотрение осуществляется единолично судьей районного суда и проводится по правилам производства по разбирательству дел в первой инстанции. По результатам может быть принято одно из следующих решений: об оставлении в силе или отмене приговора (постановления) мирового судьи или об изменении принятых им актов .
Районный суд при определенных условиях решает вопросы об освобождении от отбывания наказания. Осужденный может быть освобожден условно-досрочно после отбывания определенного, установленного законом срока наказания, если суд признает, что для исправления он не нуждается в полном отбывании ранее назначенного судом наказания. Лицо, отбывающее наказание, освобождается судом также в связи с психическим расстройством или иной тяжелой болезнью, препятствующей дальнейшему нахождению в местах лишения свободы (ст. ст. 79, 81, УК РФ).
Значительна по объему работа районного суда по рассмотрению гражданских дел . Прежде всего, к ним относятся дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых отношений: о взыскании имущественного ущерба, споры по договорам купли-продажи, жилищные споры, о взыскании алиментов на содержание детей, споры о наследстве, восстановлении на работе, взыскании ущерба за причиненный вред и другие.
Районным судом в порядке гражданского судопроизводства рассматриваются также дела, возникающие из административно-правовых отношений (нарушения избирательных прав граждан, жалобы на действия административных органов и должностных лиц), а также дела особого производства (об установлении юридических фактов, о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении умершим, о признании гражданина ограничено дееспособным или недееспособным, об усыновлении (удочерении) и другие).
Контроль районного суда распространяется и на действия и решения органов государственной власти в случае нарушения прав граждан, незаконного возложения на них обязанностей или создания препятствий осуществлению их прав и свобод. Порядок обращения в суд определен Законом Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» в редакции от 14 декабря 1995 г.
Ряд специфических полномочий районного суда связаны с отдельными законодательными актами, в которых устанавливается обязанность правосудия на районном уровне. Так, согласно Закону Российской Федерации от 2 июля 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» заинтересованным лицам предоставлено право обратиться с жалобой в районный суд, если при оказании помощи медицинскими работниками, работниками социального обеспечения и образования, а также врачебными комиссиями были совершены действия, ущемляющие права и законные интересы граждан .
Районные суды осуществляют судебную защиту экологических прав граждан, в случаях ущемления их прав при проведении государственной экологической экспертизы и отказа принять во внимание выводы общественной экологической экспертизы .
Введено и право апелляционного производства в районном суде по пересмотру решений и определений мирового судьи по гражданским делам. По результатам выносятся решения об оставлении в силе, отмене или изменении полностью или частично решений (определений) мирового судьи .
В соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст.23.1) районные суды рассматривают значительное число дел об административных правонарушениях. Прослеживается тенденция возрастания роли районного суда в сфере административной юрисдикции. С 1997 г. число составов об административных правонарушениях, которые разрешает суд, увеличилось в 3 раза. Сами административные правонарушения по степени общественной опасности граничат с уголовными преступлениями и меры ответственности за них значительно усилены.
Судьями районных судов рассматриваются все дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, а так же дела об административных правонарушениях, влекущих административное выдворение за пределы Российской Федерации.
Ряд административных правонарушений связан со сферой правосудия: проявление неуважения к суду, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, непринятие мер по частному определению суда или представлению судьи и др. Очевидно, что рассмотрение такого рода административных дел может быть поручено только суду.
Состав районного суда включает всех судей; государственных служащих: администратора суда, работников аппарата суда, исполняющих обязанности в делопроизводственной сфере и технический персонал, обеспечивающий содержание помещений суда (Схема № 3).
Председатель суда руководит работой районного суда. При наличии в районе двух и более судей один из них назначается председателем. Если суд односоставный, т.е. с одним судьей, он же назначается и председателем суда.
Председатель суда, как и другие судьи, участвует в рассмотрении дел, отнесенных к компетенции суда. Объем участия в непосредственном осуществлении правосудия зависит от числа судей. В многосоставных судах значительная часть времени председателя районного суда связана с организационной деятельностью.
Председатель районного суда распределяет обязанности между судьями по рассмотрению дел; организует работу с народными заседателями, включая меры по повышению их профессионального уровня; руководит работой администратора суда и консультантов; контролирует функционирование аппарата суда; назначает и освобождает от должности государственных служащих и персонал, обслуживающий помещение суда; распоряжается финансовыми ресурсами суда; осуществляет общее (методическое) руководство организацией работы мировых судей, чьи участки находятся на территории юрисдикции районного суда, и осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством. Председатель районного суда представляет суд в отношениях с государственными органами и общественными организациями.
Правосудие по уголовным, гражданским и административным делам осуществляют судьи единолично или с участием трех профессиональных судей данного районного суда. От состава районного суда (включающего весь состав судей и народных заседателей) следует отличать судебный состав, который рассматривает единолично или коллегиально то или иное конкретное дело. Состав для рассмотрения конкретного дела формируется судьей, председательствующим в данном судебном заседании.
Администратор районного суда назначается на должность начальником управления (отдела) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и подчиняется председателю районного суда. К его полномочиям относятся принятие мер к обеспечению деятельности суда. В этих целях администратор суда:
принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;
взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;
принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;
обеспечивает судей и работников аппарата суда нормативными правовыми актами, юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;
осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности суда; организует ведение судебной статистики, делопроизводство и работу архива;
организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время; обеспечивает бесперебойную работу транспорта суда и средств связи, работу хозяйственной службы;
организует строительство зданий, а так же ремонт и техническое оснащение зданий и помещений суда;
разрабатывает проект сметы расходов суда, утверждаемый председателем суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента или управление (отдел) Судебного департамента;
осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.
Особенность правового положения администратора суда в том, что он осуществляет свои полномочия под контролем соответствующего подразделения Судебного департамента, во взаимодействии с ним и , одновременно подчиняется руководителю соответствующего суда, выполняет его распоряжения .
В число других государственных служащих аппарата районного суда, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 г. «Об утверждении перечня государственных должностей федеральной государственной службы» входят заведующий канцелярией районного суда, консультанты, секретари суда и секретари судебных заседаний, другие работники сферы делопроизводства. В целях совершенствования документационного обеспечения деятельности районного суда приказом генерального директора Судебного департамента при Верховном суде РФ от 29 апреля 2003 г. № 36 утверждена Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде. Инструкция предусматривает введение должности ответственного за делопроизводство в суде .
Заведующий канцелярией районного суда (на правах начальника отдела) распределяет работу между сотрудниками канцелярии и контролирует ее выполнение, оформляет служебную переписку суда с вышестоящими судебными и другими правоохранительными органами, предприятиями, учреждениями и организациями, ведет книгу приказов и распоряжений по районному суду, готовит материалы статистической отчетности, организует работу архива и выполняет ряд других функций.
Секретари районного суда осуществляют делопроизводство по судебным делам, подлежащим рассмотрению в суде, ведут соответствующие журналы и карточки, отражающие движение дела и принятые по нему решения, обеспечивают хранение вещественных доказательств, оформляют законченные дела для передачи их в архив.
Секретарь судебного заседания ведет протокол судебного заседания; вызывает участников судебного разбирательства и свидетелей, обеспечивает информацию о делах, назначенных к слушанию.
Консультант районного суда ведет справочную работу по законодательству и судебной практике, обеспечивает поддержание законодательства в контрольном состоянии, участвует в обобщении судебной практики, выполняет другие поручения председателя районного суда.
Организация работы в районном суде основана на обеспечении функций районного суда по осуществлению правосудия и выполнению некоторых других полномочий судебной власти. Можно выделить основные направления организационной деятельности.
Распределение обязанностей между судьями осуществляется с учетом ряда факторов: объема нагрузки по рассмотрению дел, особенности профессиональной подготовки и деловых качеств того или иного судьи, специфики криминогенной ситуации в районе и ряда других.
Практика выработала ряд подходов (принципов) распределения дел:
1) Зональный. Территория района делится на зоны – участки по количеству судей районного суда. Судья, за которым закрепляется определенный участок, рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела, а также решает другие вопросы, отнесенные к полномочиям судебной власти, возникшие на данной территории. Для обеспечения постоянного обслуживания в случаях возможного отсутствия судьи (болезнь, отпуск, командировка и т.д.) за одним участком могут закрепляться два судьи.
2) Предметный (функциональный). За каждым судьей закрепляется определенная группа дел: гражданские или уголовные с дальнейшей разбивкой с учетом их содержания: семейные, трудовые, жилищные – по гражданским делам; преступления против собственности, против жизни и здоровья, порядка управления, экологические и другие – по уголовным делам.
3) Предметно-зональный. Согласно этому принципу судьи в пределах закрепленной за ними территории специализируются на рассмотрении определенных категорий уголовных или гражданских дел.
4) Смешанный принцип, когда текущее распределение дел основывается на тех заявлениях, которые поступили к судье в день приема им граждан, или дел, направленных ему председателем суда.
Каждый из приведенных принципов распределения дел между судьями имеет свои достоинства и недостатки. С одной стороны, специализация путем рассмотрения только дел определенной категории позволяет судье глубже ориентироваться в соответствующем законодательстве и сложившейся практике, с другой – участковая система обеспечивает более широкий подход к развитию профессиональных и деловых качеств судьи. Использование смешанного принципа распределения дел позволяет сохранить плюсы одного и другого, и до некоторой степени нейтрализовать их минусы.
Прием посетителей суда – важная часть организации работы. Большинство гражданских дел заводится в районном суде по заявлениям, которые подаются на приеме гражданами и представителями юридических лиц. Прием ведут все судьи по особому графику. В ходе приема судья проверяет форму и содержание заявления: оплачена ли госпошлина, наличие документов, подтверждающих исковые требования истца, определяет круг свидетелей, подлежащих вызову в судебное заседание и решает другие вопросы.
Правильная организация работы должна обеспечивать прием населения в течение всего рабочего дня, а также в один из выходных дней. В ходе приема судья ведет журнал приема, куда вносятся сведения о вопросах, с которыми обратились посетители и о том, какие меры приняты по их заявлениям.
Рассмотрение жалоб и заявлений обычно регламентируется инструкциями по делопроизводству в суде. Все жалобы и заявления регистрируются в день их поступления в специальном журнале. После регистрации жалобы и заявления с указаниями председателя суда передаются исполнителю под расписку в журнале. Жалобы, не требующие проведения проверочных действий, должны разрешаться в срок до 15 дней, другие – после проведения проверки в срок до одного месяца.
Ответ на жалобу должен быть мотивированным, т.е. учитывать оценку всех положений, содержащихся в жалобе, и подписываться председателем районного суда. В целях улучшения качества работы на этом участке периодически проводятся обобщение и рассмотрение на оперативном совещании результатов работы по жалобам.
Статистическая отчетность – другая важная часть организации работы районного суда. Отчеты составляются по утвержденной форме два раза в год (за первое и второе полугодие). Базой для составления статистических отчетов служат статистические карточки по каждому осужденному или оправданному лицу. В них заносятся сведения о возрасте, занятии, образовании, должности, судимости лица, совершившего преступление, о месте преступления и мере наказания. Кроме того, в районных судах ведутся статистические карточки по каждому поступившему делу, с отражением в них движения дела и результатов его рассмотрения.
Статистические отчеты районного суда направляются в судебный департамент субъекта Российской Федерации для сведения их в единую отчетность судов общей юрисдикции Российской Федерации.
Справочная работа в районном суде включает учет законодательства и судебной практики. Ее ведет консультант суда, если в штатном расписании суда есть такая должность или она возлагается на одного из судей. В соответствии с утвержденными правилами эта работа включает ведение контрольных экземпляров нормативных актов, учет, систематизацию нормативных актов и судебной практики.
В кодексы и другие нормативные акты своевременно вносятся отметки о всех изменениях и дополнениях, с указанием нормативного акта, которым они внесены и источника его официального опубликования. В соответствии с классификатором ведется предметная картотека нормативных актов и судебной практики, доступная для пользования всем судьям.
Учет законодательства и судебной практики позволяет судье знать действующее законодательство, следить за его изменениями и быть ориентированным в вопросах судебной практики.
С организацией работы районного суда связана и деятельность службы судебных приставов. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О судебных приставах» судебные приставы в зависимости от исполняемых обязанностей подразделяются на судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов (соблюдение порядка в зале заседания, охрана состава суда, свидетелей и т.д.), и судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов .
Все судебные приставы входят в систему Федеральной службы судебных приставов, подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации, возглавляемую Главным судебным приставом Российской Федерации и соответствующими подразделениями упомянутой Федеральной службы в субъектах Российской Федерации, которые их финансируют, назначают и освобождают от должности. Вместе с тем, свои полномочия они осуществляют во взаимодействии с судьями и под контролем председателя районного суда .

Ст.21 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

См. например ФЗ от 2 июля 2003 года «О создании и упразднении районных судов города Москвы и о внесении изменений в ст. 21 Закона РСФСР «О судопроизводстве РСФСР» //Собрание законодательства РФ, 2003, № 27, ст. 2702

Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 33, ст3349; 1997, № 29, ст.3502; 1998, № 30, ст.3613; 1999, № 2, ст233; 2001, № 13, ст. 1140

Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст.3345.Процедура принятия решений подробно регламентирована ст. 367 УПК РФ.

В соответствии со ст. 24 ГПК РФ районный суд рассматривает все гражданские дела за исключением подсудных вышестоящим судам, военным судам и мировым судьям.

Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993, № 19, ст.685; 1995, № 51, ст.4970.

См. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1992, № 33, ст.1913.

См. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 48, ст.4556.

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 33, ст.3346. Процедура регламентирована ст. 328 ГПК РФ.

Федеральный закон от 8 января 1998 г. «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», ст. ст. 18-19 // Собрание законодательства РФ, 1998, № 2, ст. 223.

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 36, ст.4129.

Российская газета, 2004, ноябрь, 5

Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 30, ст.3590.

Подробнее о службе судебных приставов смотри главу X.

lawtoday.ru

Кому подчиняется суд? [ Редактировать ]

Каждому украинцу известно, что любая уважающая себя демократия строится на взаимодействии трех независимых ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, контролируемых обществом с помощью средств массовой информации. Если с независимостью первых двух столпов украинской демократии сегодня спорить не приходится, то третья, как в прежние времена, тяготеет, скорее, не к самостоятельности, а к исполнительности. При этом, упоминание «прежних времен» относится не только к бывшему поваленному режиму, которому вменяют крайнюю коррумпированность судебной системы, а и к более раннему советскому периоду. Современная украинская судебная система, сохранила многие черты советского правосудия, которое на первое место ставила интересы государства во всех его проявлениях.

Патологическая зависимость судебной системы от власти в Украине имеет несколько причин. В частности, финансовая, материальная зависимость всей системы в целом и каждого судьи в отдельности от исполнительной власти. Сегодня, как утверждает Виктор Кривенко, глава Совета судей Украины и судья Верховного суда, с одной стороны судьи должны быть независимыми и подчиняться закону, с другой вынуждены «ходить с протянутой рукой к исполнительной власти» и просить деньги на заработную плату, ремонт судов, на коммунальные услуги для самих же судов.

По словам председателя Верховного суда Василия Маляренко, утверждения о тотальной коррумпированности судов «несколько преувеличены», однако существование фактов подкупа судей с целью добиться нужного решения отрицать бессмысленно. Возможно, это является еще одной причиной, почему власть не торопится отказаться от возможности влияния на суды, какой, например, является процедура назначения судей президентом совместно с Верховной Радой. Иначе можно оказаться в ситуации, когда государство будет проигрывать большинство судебных разбирательств.

Положение осложняется возможностью манипуляции с судебными решениями из-за противоречивости и часто бессистемности украинского законодательства. Это приводит к тому, что по одному и тому же делу судьи выносят абсолютно противоречивые решения. Например, майское собрание акционеров Никопольского завода ферросплавов было признано одним из районных судов незаконным, другим — законным. По словам Юлии Тимошенко — это «плюрализм мнений». Следует, однако, сказать, что закон для того и существует, чтобы не допустить такого «плюрализма» решений.

Вызывает сомнения способность нынешнего государственного аппарата, не влияя на суд, добиваться необходимых власти решений. Как, например, без судебной поддержки, налоговые службы смогли бы противодействовать возврату НДС? Сколько бы времени провел под арестом Борис Колесников, вызванный в прокуратуру по делу о сепаратизме, но формально задержанный уже по другим причинам?

Вопрос о том, нужна ли судебная реформа, которую намерено провести правительство, и в какие сроки ее проводить, приобретает новое звучание в связи с набившим оскомину вопросом реприватизации. Поставив перед собой задачу восстановить справедливость, правительство столкнулось с тем, что оно не вписывается в рамки закона. Как утверждает советник Президента, известный экономист Александр Пасхавер, во многих случаях, приватизация была несправедливой и нечестной, но велась она согласно действующему законодательству. По словам юристов, если придерживаться закона, то отменить результаты приватизации не удастся. Примером, тому является прогремевшее на всю Украину дело «Криворожстали». Решение о незаконности приватизации «Криворожстали» было принято на основании того, что соответствующий конкурс был проведен не за 75 дней, как того требует программа приватизации, а за 30. При этом игнорируется тот факт, что в законе о приватизации на проведение конкурса отведено именно 30 дней и закон имеет большую юридическую силу, чем любая программа. Более того, сроки проведения конкурса определял Фонд Госимущества Украины, последствия же ложатся на собственников комбината, которых обязывают вернуть акции КМК государству. Очевидно, что в основе решения по «Криворожстали» лежит морально-политическая позиция: конкурс был несправедливым — он должен быть отменен.

Прямые высказывания политиков, заявлявших, что комбинат «украли», указания о сроках проведения слушаний и т.д. не оставили суду шансов сохранить даже видимость независимости. Последнее заявление Юлии Тимошенко, которая, комментируя факт подачи кассационных жалоб собственниками КМК, сказала, что правительство найдет «ту форму поведения, при которой будет ускорено проведение дел», сделало очевидным факт — новая власть, как и старая, продолжает влиять на суды. Так что заявления и политиков, и самих представителей Фемиды, о том, что со сменой режима, суды автоматически стали независимыми несколько преждевременны.

У оппонентов независимости и беспристрастности судебной системы много аргументов. Но все они исходят из непогрешимости самой власти. Однако, как справедливо заметила сама Юлия Тимошенко, политики по своей сути все одинаковы, поэтому только независимый суд может стать гарантией честных выборов. Только в стране с действительно независимой судебной системой каждый гражданин может быть уверен, что суд защитит его права, что власти можно не бояться. Собственники могут быть уверены в том, что никто не сможет отобрать их имущество, даже государство, даже из лучших соображений. А это для Украины сейчас особенно важно, так как она остро нуждается в инвестициях. Пока же говоря о нашей стране, международные эксперты не советуют вкладывать в нее деньги, в том числе и по причине отсутствия независимой судебной системы.

podrobnosti.ua

Популярное:

  • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
  • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]