Законы рф о рыночной экономике

Законы рынка. Спрос и предложение

Понимать, что собой представляют современные рыночные отношения, необходимо как для того, чтобы иметь возможность объективно оценивать экономическое состояние государства, так и для грамотного подхода к формированию стратегии развития предприятия.

Что такое рынок

Под этим термином кроется одно из наиболее значимых экономических достижений в истории человечества. С тех пор, как много тысяч лет назад рынок получил более-менее ясную форму, он постоянно меняется и развивается.

Если попытаться дать широкое определение этому явлению, то есть смысл говорить об экономических отношениях, которые подразумевают обмен товаров и услуг с последующим формированием спроса, предложения и цен.

Давая узкое определение, под рынком стоит понимать институт, который обеспечивает взаимную связь производителей и потребителей.

Важно знать, что существуют законы развития рынка, которые оказывают значительное влияние на состояние экономики различных государств. И если их грамотно использовать, то можно эффективно корректировать экономические процессы.

Рост потребностей

Законы рынка включают такую закономерность, как постоянный рост потребностей человека. По сути, это есть объективная схема развития общества, под влиянием которого происходит изменение структуры (ориентир на качество) и увеличение разновидностей товаров и услуг, предлагаемых потребителю. Этот процесс можно охарактеризовать как положительный, поскольку он способствует повышению качества продукции и более полноценному насыщению рынка актуальными позициями.

Объем услуг и товаров, равно как и их количество, увеличивается вдвое приблизительно раз в 10 лет.

Изучая законы рынка, необходимо уделить внимание спросу. Под данным термином стоит понимать представленную на рынке форму выражения потребности покупателей. При этом она обеспечивается соответствующими денежными средствами. Другими словами, спрос — это потребность покупателя, который обладает денежными средствами, необходимыми для приобретения конкретных услуг и товаров. При этом важно понимать следующий факт: чем выше будет цена на определенное благо, тем меньше покупателей проявят желание относительно приобретения такого продукта. Именно эта зависимость потребления от ценообразования получила название «закон спроса».

Такая закономерность определяет существование отрицательной связи между количеством конкретного блага, которое будут покупать потребители, и ценой на него.

Какие факторы оказывают влияние на спрос

Если объективно оценивать законы рынка, то стоит отметить, что на практике спрос подвержен влиянию некоторых факторов:

  • Наличие аналогов (заменителей). Если покупатель имеет возможность выбирать среди нескольких товаров или услуг, обладающих похожими свойствами, то он может отдавать предпочтение конкретной торговой марке из-за личной лояльности к ней, не связанной с ценой.
  • Размеры рынка конкретного товара. Когда идут регулярные поступления определенного товара, и уровень его потребления постоянно увеличивается, то покупатели ожидают, что им предложат более приемлемую цену.
  • Психологический фактор. На вкусы покупателей активное влияние оказывает социальная среда. По этой причине люди с разным уровнем материального достатка будут ориентированы на различные группы товаров и услуг. Ключевую роль в данной ситуации играет индивидуальная шкала ценностей и потребностей.
  • Уровень доходов в обществе. Экономические законы рынка гласят, что место определенного продукта (морковь, картофель и т. п.) в структуре покупок будет изменяться в соответствии с увеличением или уменьшением доходов населения.
  • Сезон. Этот фактор влияет на актуальность различных товарных групп. В качестве яркого примера подобного влияния можно привести спрос на теплую одежду и чай.
  • Мода. Изменение тенденций в сфере одежды и не только. Значительно влияет на уровень спроса.

Предложение

Существует закон предложения рынка, суть которого сводится к описанию поведения на нем производителей товара, характеризуя изменение цены на продукцию после изменения предложения этого товара.

Другими словами, повышение цен будет стимулировать производителей насыщать рынок большим количеством конкретной продукции. Но если вследствие определенных процессов цену на товар нужно будет снижать, то поставщикам станет невыгодно предлагать эту группу товара на определенном рынке, и его предложение, соответственно, снизится.

Фактически предложение отображает то количество продукта, которое производитель намерен и способен выпустить и впоследствии продать. То есть данный показатель проясняет тот факт, по каким ценам предприятия готовы будут насытить рынок определенным количеством товара.

Что влияет на предложение

Ключевым фактором, который оказывает влияние на предложение, являются издержки производства, зависящие от цен на технологии и ресурсы. Например, при низкой стоимости ресурсов дорогостоящие производственные технологии приведут к высоким издержкам в процессе выпуска товара. Что касается высоких цен на ресурсы, то этот фактор может поднять уровень издержек выше ценовой категории, установленной на рынке. Это неизбежно приведет к снижению предложения.

На объем выпускаемой продукции оказывает влияние и научно-технический прогресс. Речь идет о значительном снижении издержек производства посредством внедрения высоких технологий. Следствием такого процесса является увеличение предложения.

В качестве еще одного фактора, оказывающего влияние на степень предложения, можно определить уровень монополизации рынка. В этом случае цены будут изменяться даже при низкозатратных технологиях производства. При монополиях теряется гибкость ценовой политики.

Спрос и предложение

В этом случае стоит обратить внимание на равновесие этих двух законов. Для такого состояния рынка характерно совпадение уровня предложения и спроса на конкретную группу товара.

Фактически в рынке всегда присутствует стремление к равновесию, поскольку это выгодно и производителям, и потребителям. Когда спрос и предложение не соответствуют друг другу, это может привести к дефициту товара. Объяснить данную закономерность можно тем фактом, что стоимость продукта оказывается ниже равновесной рыночной цены. В результате повышается спрос на товар, что приводит к дефициту и последующему росту цены.

Возможен и другой сценарий, который имеет название товарного излишка: цена предлагаемого товара выше равновесной рыночной стоимости. В этом случае будет снижаться спрос, и производитель окажется вынужден снизить объемы производства. Для восстановления прежних показателей предприятию нужно будет опустить цену.

Таким образом, закон равновесия рынка можно определить как очень важный фактор, оказывающий существенное влияние на состояние экономики.

Конкуренция

Под данным термином стоит понимать соперничество тех компаний, которые производят одинаковую продукцию. Такое соперничество имеет вполне логичную цель — привлечение потенциального покупателя к определенному бренду.

Закон конкуренции рынка очень важен, поскольку он обеспечивает условия, необходимые для достижения экономической эффективности производства и максимального повышения уровня прибыли. Под действием этого закона происходит вытеснение с рынка дорогой продукции, которая при этом имеет низкое качество.

Стоит отметить, что соперничество предприятий — это одна из ключевых концепций рыночной экономики, которая обосновывает капиталистический подход к процессу производства. При этом для успешной реализации данной схемы необходима качественная работа антимонопольного законодательства.

Функции закона конкуренции

Для того чтобы лучше понять суть этой экономической закономерности, необходимо обратить внимание на то, какую роль играет конкуренция в процессах рыночной экономики:

Ценообразование. Эта функция является одной из ключевых. Суть ее сводится к тому, что конкуренция влияет на уровень затрат производства независимо от группы товара. Именно этот фактор и определяет в конечном счете равновесную рыночную цену продукции.

Стимулирование. Благодаря факту активной конкуренции, производители вынуждены использовать новые технологии, разрабатывать более актуальные формы организации труда, расширять ассортимент, постоянно работать над качеством продукции и ценовой политикой.

Регулирование. В этом случае речь идет о перенаправлении капиталов из малодоходных отраслей в актуальные направления деятельности. Это позволяет достичь баланса между общественными потребностями и производством.

Дифференциация товаропроизводителей. Процесс конкуренции естественным образом отделяет прогрессивные производства от неэффективных. Суть в том, что, благодаря закону конкуренции, создаются благоприятные условия лишь для тех компаний, которые для достижения лучших результатов максимально эффективно используют производственные ресурсы.

Контроль. Суть данной функции сводится к процессу контроля конкурентоспособности каждой компании.

Очевидно, что законы рынка — это неотъемлемая часть успешной современной экономической модели.

businessman.ru

Свобода экономической деятельности как один из основных конституционных принципов рыночной экономики

С. В. Белых, аспирант кафедры конституционного права РФ Уральской государственной юридической академии

В настоящее время экономической основой российского общества является рыночная экономика, для стабильного и эффективного функционирования которой необходимо обеспечить: а) свободу экономической деятельности; б) свободное перемещение товаров, услуг, финансовых и иных ресурсов; в) поддержку конкуренции. Данные принципы нашли свое отражение в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ 1 , которая помещена в гл.1, определяющей основы конституционного строя.

В лингвистическом смысле слово «свобода» имеет следующие значения:

1. Способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

2. Отсутствие политического и экономического гнета, стеснений, ограничений в общественно-политической жизни и деятельности какого-либо класса или общества в целом.

3. Личная независимость, самостоятельность, отсутствие зависимости от кого-, чего-либо или в связи с кем-, чем-либо, мешающим, стесняющим. Отсутствие ограничений, возможность поступать по своей воле, своему усмотрению.

4. Возможность действовать в какой-либо области без ограничений, запретов, беспрепятственно.

5. Непринужденность, отсутствие связанности 2 .

Этимологический анализ данного слова показывает, что оно является общеславянским суффиксальным производным от той же основы, что и свой, особа, старославянского свобьство, собьство – «особенность». Свобода буквально – «свое, собственное, отдельное от других положение» 3 .

Для раскрытия конституционного принципа свободы экономической деятельности требуется изучение проблемы свободы с философской точки зрения, что трудно переоценить. Так, Г. В. Плеханов называл вопрос о свободе и необходимости «старым, но вечно новым», возникавшим практически перед всеми философами и, «как сфинкс», говорившим каждому из мыслителей: «Разгадай меня, или я пожру твою систему» 4 . Но здесь говорится лишь о малой частице проблемы свободы: о свободе и необходимости. Большинство философов занималось тщательным исследованием свободы и необходимости. Результаты этих исследований можно условно разделить на две группы.

Многие авторы противопоставляли свободу и необходимость. Так, И. Кант называл эти категории «антиномиями» – неразрешимыми противоречиями. Свобода по Канту – это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. Кант рассматривал человека как жителя двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир – это мир природы, а умопостигаемый – это мир свободы 5 . Г. В. Гегель вообще считал данную проблему центральной в философии 6 . Право же он относил к «порожденному духом миру, в котором свобода имеет место как наличная необходимость» 7 .

Для других философов свобода и необходимость – не взаимоисключающие, а взаимообусловливающие, разнопорядковые явления. А противопоставлять можно лишь однопорядковые явления. Они считают необходимость предпосылкой свободы и противопоставляют последнюю несвободе (Б. Спиноза, Ф. М. Вольтер, П. Я. Чаадаев).

В целом, как нам представляется, философское понимание свободы сводится к познанию необходимости и действию в соответствии с познанным. В то же время, как справедливо отмечает В. С. Нерсесянц: «Свобода возможна только как право, только благодаря праву, только в правовой форме, поскольку только право (с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства) проводит разграничительную линию между свободой и произволом, структурирует и нормирует свободу, оформляет и регулирует отношения свободных индивидов, действия которых одинаково подчинены требованиям общеобязательного правового закона» 8 .

Свобода экономической деятельности в контексте ст. 8 Основного закона есть не субъективное право, а не что иное, как конституционный принцип, основу для провозглашения основных экономических прав, закрепленных в гл. 2 Конституции России. Таких, как право выбирать род деятельности или занятий, свободу быть либо наймодателем-предпринимателем, либо нанимателем (ст.37 Конституции); право передвигаться, выбирать место пребывания и жительства – свободу рынка труда (ст.27); право объединения для совместной экономической деятельности – выбора организационно-правовой формы предпринимательской деятельности и образования в уведомительном порядке различных предпринимательских структур (ст.34); право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, свободу владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами – свободу обладания недвижимостью (ст.34, 35); право на свободу договора – заключать гражданско-правовые и иные сделки (ч.2 ст.35); право на защиту от незаконной конкуренции (ч.2 ст.34); свобода заниматься любой предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью в соответствии с «принципом разрешено все, что не запрещено законом» (ч.1 ст.34) 9 .

Как видно, свобода экономической деятельности предоставляет каждому возможность беспрепятственно создавать и преобразовывать организации, открывать счета, заключать сделки, распоряжаться результатами своей деятельности с целью извлечения прибыли и многое, многое другое.

Действующая Конституция РФ использует категорию «свобода» довольно-таки широко. А именно: как общефилософский принцип – естественного состояния человека и высшей ценности для государства 10 ; как один из основных принципов конституционного права, элементов основ конституционного строя России (например, ст. 8 Конституции РФ); как понятие, аналогичное термину «субъективное право» (ст. 2, 17, 18, 29, 30 Конституции РФ и т. д.). В этом случае дефиниция «свобода» имеет место для обозначения отдельных субъективных прав человека и гражданина.

Одним из ярких примеров практической реализации конституционного принципа свободы экономической деятельности является вынесение Конституционным Судом Постановления от 23 декабря 1997 г. № 21-П «По делу о проверке конституционности п. 2 ст. 855 Гражданского кодекса РФ и ч. 6 ст. 15 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в связи с запросом Президиума Верховного суда РФ» 11 .

Пунктом 2 ст. 855 ГК РФ устанавливалась очередность списания банком денежных средств со счета клиента при недостаточности таких средств для удовлетворения всех предъявленных к нему требований. Федеральными законами от 12 августа 1996 г. 12 и от 24 октября 1997г. 13 в эту норму внесены изменения и дополнения, в результате которых ранее установленная очередность изменилась.

В первоначальной редакции п.2 ст. 855 ГК РФ законодателем выдержана определенная логика, в соответствии с которой, прежде всего, необходимо осуществлять списание по требованиям кредиторов клиента, носящим бесспорный характер, который подтвержден судебными решениями либо вытекает из норм, установленных специальными законами, в частности законами о налогах, а затем производить списание по другим платежным документам в порядке календарной очередности. Таким образом, приоритет отдавался основанным на исполнительных документах требованиям граждан, нуждающихся в особой правовой защите, – о выплате возмещения за вред, причиненный жизни или здоровью, либо алиментов и также подтвержденным исполнительными документами требованиям работающих по трудовому договору (контракту) и требованиям о выплате вознаграждения по авторским договорам.

Следующими по значимости признавались требования, также носящие бесспорный характер. Однако в отличие от названных это были требования государства как кредитора в налоговом обязательстве. При этом по смыслу нормы предполагалось списание только сумм налогов и платежей во внебюджетные фонды, не уплаченных в установленные законом сроки (то есть недоимок), которое производится по решениям налоговых органов, а не перечисление соответствующих сумм по инициативе плательщиков налога. Иное истолкование приводило бы к приоритету добровольных перечислений по налогам, срок уплаты которых еще не истек, перед списанием денежных средств по исполнительным документам других кредиторов должника, предусмотренным в абзаце пятом первоначальной (соответственно – в абз.6 действующей) редакции п.2 ст.855 ГК РФ.

Федеральный закон от 12 августа 1996 г. дополнил п. 2 ст. 855 ГК РФ новым положением, в соответствии с которым приоритетное значение перед списанием со счета клиента банка денежных средств в погашение недоимок по налоговым платежам приобрели перечисление или выдача по платежным документам самого владельца счета денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования.

Законодатель, вводя указанную норму, имея целью создать преимущества по выплате заработной платы, допустил возможность выбора для клиента-должника между выплатой заработной платы и перечислением в соответствующие фонды обязательных платежей, невнесение которых влечет уплату пени и штрафов. Кроме того, правила п. 2 ст. 855 ГК РФ в новой редакции не исключают возможность прямого злоупотребления правом, включая искусственное поддержание задолженности по выплате заработной платы в целях уклонения от перечисления платежей в бюджет.

Внешне отказавшись от приоритета обязательных бюджетных платежей, законодатель нарушил логику построения п. 2 ст. 855 ГК Российской Федерации, создав не только неравенство при реализации прав и законных интересов различных групп граждан, но и конкуренцию конституционных обязанностей по выплате заработной платы и уплате налогов, поскольку четко не определил порядок и условия их исполнения. Установленная данной нормой очередность перечисления денежных средств может приводить к нарушению конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ) и формирует правовые условия для легального отказа от ее выполнения.

Исходя из того, что обязательное списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и внебюджетные фонды, означает только взыскание задолженности по указанным платежам на основании поручений налоговых органов и органов налоговой полиции, носящих бесспорный характер, Конституционный суд признал не соответствующим Конституции России ее ст. 19 (ч.1), положение абз. 4 п. 2 ст.855 ГК РФ.

Тем самым Конституционный Суд истолковал норму абз. 4 п.2 ст. 855 ГК РФ (в редакции до принятия Федерального закона от 12 августа 1996 г.) ограничительно, придав ей смысл, соответствующий Конституции. Суть принятого решения состоит в обеспечении свободы клиента банка распоряжаться своей собственностью, то есть денежными средствами, хранящимися во вкладах. Собственник сам вправе определять, что ему платить в первоочередном порядке – заработную плату или налоги.

В результате Конституционный Суд встал на защиту свободы экономической деятельности и частной собственности, так как новая редакция п. 2 ст. 855 ГК РФ навязывала предприятиям обязанность выплачивать заработную плату, и тем самым они получали право не выполнять свои договорные обязательства перед контрагентами и коммерческими банками, создавая в результате спираль неплатежей 14 .

1. Российская газета, № 237, 1993.

2. Словарь русского языка: В 4-х т./ АН СССР, Институт русского языка; Под ред. А.П. Евгеньевой. – Т. IV. М., 1988. С. 52.

3. Шанский Н. М., Боброва Т. А. Этимологический словарь русского языка. М., 1994. С. 283.

4. См.: Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. В 5 т. Т. 1. М., 1956. С. 590.

5. Радугин А. А. Философия: Курс лекций. – М.: Владос, 1995. С. 142.

6. См.: Гегель Г. В. Сочинения. Т. VIII. С. 19.

7. Гегель Г. В. Философия духа/Энциклопедия философских наук. Т. 3. М., 1977. С. 406.

8. Нерсесянц В. С. Собственность: право и свобода. М., 1992. С. 3.

9. Гаджиев Г. А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств): Автореф. дис… доктора юрид. наук. М., 1996. С. 28.

10. См.: Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Сборник документов по курсу международного права. Ч. 1 / Сост. М. В. Андреева. М., 1996. С. 96; Статья 22 Конституции РФ. 1993 г. // Конституция Российской Федерации. М., 1993.

11. Вестник Конституционного суда РФ. № 1. 1998.

12. Собрание законодательства РФ. 1996. № 34. Ст. 4025.

13. Собрание законодательства РФ. 1997. № 43. Ст. 4903.

14. Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие основ гражданского права в решениях Конституционного суда Российской Федерации). – М.: Юристъ, 2002. С. 160.

www.bmpravo.ru

Спрос в рыночной экономике

Спрос – это экономическая категория, отражающая желание и возможность потребителей купить какое-либо количество товара по определенной цене в определенное время. При этом если величина спроса рассматривается в рамках макроэкономики, то речь идет о совокупном спросе во всей экономической системе государства.

Основу спроса составляет предельная полезность товара (прирост полезности блага с потреблением его каждой последующей единицы до уровня насыщения), скорректированная на покупательную способность потребителя, иначе говоря, доход.

На величину спроса оказывает влияние два вида факторов:

– неценовые факторы: потребительские предпочтения, инфляционные ожидания, покупательная способность потребителей, цены на товары-заменители и прочие товары и услуги.

При этом важно учитывать, что при изменении цены происходит изменение величины спроса. В случае же корректировки неценовых факторов происходит сдвиг кривой спроса, которая, в свою очередь, определяет динамику величины спроса.

Кривая спроса показывает, какое количество товара потребители могут приобрести при различных значениях цены, и демонстрирует действие закона спроса, согласно которому чем выше будет установлена цена, тем ниже будет величина спроса на товар, и наоборот.

Существенное значение при анализе динамики спроса на тот или иной товар либо услугу имеет показатель эластичности, который выражает колебания величины спроса, вызванные изменением цен на товары и услуги, и определяет степень чувствительности (реакции) потребителей к изменениям цены товара. Эластичность спроса может быть связана не только с изменением цены на товар, но и с изменением доходов потребителей. Поэтому различают эластичность спроса по цене и по доходам.

Знание степени эластичности спроса на товар имеет большое практическое значение. Так, продавцы товара с высокой эластичностью спроса могут пойти на снижение цены с целью резко увеличить объем продаж и получить прибыль больше, чем если бы цена товара была выше.

Для товаров с низкой эластичностью спроса подобная ценовая практика неприемлема — при снижении цены объем продаж изменится слабо и не компенсирует упущенную выгоду.

При наличии большого количества продавцов спрос на любой товар будет эластичным, поскольку даже незначительное повышение цены одним из конкурентов заставит потребителей обращаться за покупкой к другим продавцам, предлагающим этот же товар дешевле.

www.banki.ru

В условиях рыночной экономики

В условиях рыночной экономики – это «термин,» отображающий суть, направление и особенности деятельности страны или отдельно взятой компании в торгово-хозяйственной сфере. Работа в таких условиях подразумевает ориентацию на товарно-денежные отношения, уважение к частной собственности, формированию рыночной цены на товар, ведение договорных отношений, минимального вмешательства государственных структур в дела частных компаний.

Современные условия рыночной экономики

Рыночная экономика – одно из направлений торгово-хозяйственной деятельности, которое можно охарактеризовать следующими принципами функционирования:

1. Главенствующей ролью потребителя. В рыночной экономике у производителя появляется особый вид ответственности. Потенциальный покупатель может диктовать свои желания, волю и вкус продавцу, а последний для повышения собственной прибыли и роста продаж должен выполнять эти «прихоти».

2. Свободой всех видов деятельности – социальной, предпринимательской, хозяйственной и экономической. Государство не «давит» бизнес, а всячески сотрудничает с ним. Это позволяет предпринимателям развивать свои компании и эффективнее бороться с конкуренцией.

3. Рыночного образования цены. Стоимость продукции формируется на основе текущего спроса и предложения, а также с учетом торга двух участников сделки – продавца и покупателя.

4. Договорных отношений. Все взаимоотношения осуществляются путем заключения контрактов, где прописываются условия сотрудничества, права и обязанности сторон. Такой подход позволяет защититься, как покупателю, так и продавцу от непредвиденных ситуаций в период острудничества.

5. Конкуренции. В условиях жесткой рыночной борьбы компании из одного сектора экономики вынуждены отвоевывать за «место под солнцем», повышать качество своей продукции, оптимизировать производство, снижать себестоимость продукции.

6. Государственного регулирования. Страна принимает активное участие в финансовой деятельности предприятий, но только посредством контроля налогообложения, банковской и финансово-кредитной системы. При этом административное давление со стороны государственных структур является минимальным.


7. Открытости экономической сферы. Все компании и бизнесмены, которые работают в условиях рыночной экономики, имеют полное право производить внешнеэкономические сделки с соблюдением всех действующих законов и существующих ограничений.

8. Обеспечения социальной защиты людей. Бизнес направляется таким образом, чтобы каждый потребитель продукции был максимально защищен от низкокачественной продукции.

Главная роль рыночной экономики состоят в следующем:

1. Рынок открывает пути для решения серьезных проблем, направленных на оптимизацию структуры экономики, повышения эффективности производства, а также уровня жизни.

2. Рынок открывает доступ к общечеловеческим ценностям. Это можно с легкостью проследить на примере развитых странах, где преобладает взаимоуважение, демократия и высокий уровень развития общества.

3. В условиях рыночной экономики практически исключен дефицит товаров и услуг. Единственным исключением может быть некоторая продукция импорта. В свою очередь, участники рынка не заинтересованы в появлении какого-либо дефицита – он сразу же компенсируется, поэтому носит временный характер.

4. В условиях рыночной экономики оказывается влияние на все сферы деятельности – изготовление, распределение продукции, обменные функции и потребление. При этом задача рынка – объединить двух участников рынка (потребителя и производителя). Минуя рынок, потоки ресурсов, услуг и товаров идут от производителя к потребителям, а обратно возвращается капитал, необходимый для дальнейшего производства.

5. Происходит дифференцирование рынка, что позволяет государству на высшем уровне контролировать социальную справедливость и выполнять регулировочные функции.

Главные условия работы рыночной экономики:

1. Полная свобода коммерческой и производственной деятельности. При этом такие правила действуют для всех участников производства.

2. Наличие авторитетной и устойчивой твердой валюты страны.

3. Уважение к частной собственности и полная персонификация. Это означает, что производитель товара является хозяином производства и может по собственному усмотрению распоряжаться имеющимся капиталом и результатами деятельности.

4. Идеально отлаженная структура финансовых и кредитных взаимоотношений.
5. Умение управленцев и производителей товара работать в условиях рынка.

Функции государства в условиях рыночной экономики

В условиях рыночной экономики государство обязуется выполнять несколько основных функций:

1. Устанавливать лояльные законодательные нормы и правовые основы, также следить за их соблюдением. По сути, правительство выполняет арбитражные функции – следит за рынком, старается лишний раз не вмешиваться, но при этом контролирует соблюдение законов. Это необходимо, ведь многие участники рынка пытаются увилчить прибыль обманом и обойти законодательство.

Задача государственных органов – обеспечить равные права всем сторонам – производителям, продавцам и покупателям. В случае необходимости урегулируются все спорные вопросы, обеспечивается защита прав собственности, контролируется деятельность всех финансовых структур во избежание махинаций с их стороны. При нарушении законов или прав потребителей власть применяет соответствующее наказание.

Законодательно закрепленные права дают определенные гарантии участникам рынка в защите их интересов и прав, сохранности капитала и имущества. Именно благодаря правильным законам появляются шансы более эффективного развития бизнеса в условиях рыночной экономики.

2. Гарантировать рыночную конкуренцию. Свободный рынок – это не всегда качественная конкуренция, как считают многие. Если производители на каком-то одном рынке направляют силы на ограничение конкуренции и повышают ценовую политику, то потребители теряют право выбора. В дальнейшем падает мотивация и у самих производителей. В итоге сокращаются издержки, и повышается эффективность производства. Задача государства — защитить конкуренцию и поддерживать ее на стабильно высоком уровне.

Важно учитывать, что рыночная цена формируется на основе двух показателей – спроса и предложения. При появлении монополии производители и продавцы могут «давить» на рынок и устанавливать свою ценовую политику. Как правило, «монопольная» стоимость продукции намного выше рыночной. При этом объемы выпуска продукции падают в разы.

Благодаря антимонопольному регулированию, осуществляемому государством, соблюдаются все условия конкуренции. Суть такого регулирования – применение всего комплекса экономических, юридических и административных мер. Основная задача – создание препятствий для монополизации рынка, регулировка концентрации производства, а также корректировка цен и налогов. В России эту функцию возлагает на себя Министерство по антимонопольной политике.


3. Решать вопросы, связанные с выгодами и издержками. Государство берет на себя важную функцию – нейтрализацию внешних эффектов, которые влияют на рынок. Такие проявления могут быть, как отрицательными, так и положительными. Один из примеров внешних издержек – это оплата за воду у компании, которая занимается очисткой или ремонтом водного транспорта.

4. Предоставлять общественные услуги и товары. Особенность рыночной экономики в том, что потребители могут получить только ограниченный товар, выраженный через платежеспособный спрос. При этом большая часть услуг или товаров, которые производятся или продаются на рынке — это частные блага. Они предназначены исключительно для внутреннего потребления.

Товары индивидуального потребления имеют следующие свойства:

— их можно поделить на любые требуемые количества;
— они дают возможность отлучения потенциального покупателя от совершения сделки в случае неплатежеспособности. Производитель имеет возможность закрыть допуск человеку к товару, на который у него нет денег;
— индивидуальное потребление продукта одним человеком не дает возможности использовать его другим людям (в тот же момент времени). К примеру, если один человек купил квартиру, то без его разрешения никто этой жилплощадью пользоваться не сможет.

Общественные блага, в свою очередь, нельзя поделить по своей природе и их нельзя забрать у людей, которые отказываются платить. Кроме этого, при потреблении общественного блага одним членом общества, остальные также имеют к нему доступ.

5. Стимулирование экономического роста и работы по стабилизации экономической сферы. Рыночная экономика по своей сути нестабильная – инфляция, снижение уровня жизни, колебания ценовой политики, безработица – все это носит определенные коррективы в жизнь человека.

Со своей стороны государство препятствует появлению серьезных спадов или роста в сфере производства, способствует стабилизации цен, контролирует уровень безработицы, обеспечивает экономический рост.

6. Распределяет и перераспределяет национальную прибыль, а также обеспечивает людей в социально-экономическом плане. Правительства большинства стран ориентируются на то, чтобы максимально сгладить переход с бедных на богатых людей. Люди платят налоги, чтобы наполнить сферу медицинского и социального страхования. Государственная казна собирает средства путем начисления налогов на прибыль, а после этого распределяет их в области, где больше всего необходима поддержка страны (в том числе на социальные выплаты малоимущим).

В большинстве стран мира работают различные программы по повышению прибыли и уровня жизни населения – пенсионные программы, пособия, соцстрахование, продовольственные талоны и так далее. Но особенность рыночного механизма не в том, что он дает всем полный набор благ. Здесь каждый получает тем больше, чем больше он внес в «экономический пирог». В итоге социально незащищенные слои населения имеют минимальные гарантии или же остаются без них вовсе (к примеру, инвалиды, сироты и прочие).


7. Участвует в хозяйственной деятельности. Государство – не только следит за процессом взаимодействия покупателей и продавцов, но и само активно участвует в этом процессе. К примеру, оборонный сектор может заказывать танки, самолеты или корабли. Со своей стороны государство предлагает общие блага, такие как охрана общественного порядка, национальная оборона, здравоохранение и так далее. При необходимости государство вмешивается в процесс.

Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики

Финансы – одна из составляющих частей экономики и денежных отношений участников рынка. В первую очередь они выполняют распределительную функцию, ведь именно с их помощью осуществляется распределение и перераспределение ВВП и национального богатства.

Финансы появляются в обществе, где работают товарно-денежные отношения, то есть в условиях рыночной экономики. С помощью финансов страна получает возможность управлять потоками денег и направлять их в нужную отрасль для дальнейшего развития. При этом финансы выполняют четыре основные функции – распределительную, стимулирующую, контрольную и информационную.

Финансовая деятельность страны в условиях рыночной экономики предусматривает эффективное образование капитала, его дальнейшее распределение и использование. Основные задачи – реализация планов по социально-экономическому развитию, а также обеспечение безопасности (обороноспособности) государства в целом.

Суть финансовой деятельности страны определена особенностью ее объекта, в роли которого выступает финансовое право с его правовыми особенностями, тонкостями регулирования и нормами взаимоотношений. Результатом финансовой деятельности страны становится ряд юридических последствий, которые необходимы государству для управления всеми процессами в финансовой структуре рынка. В свою очередь контроль в сфере финансов осуществляется с помощью трех основных ответвления государственной власти – судебной, исполнительной и законодательной.

При этом к основным признакам финансовой деятельности можно отнести:

— принятие участия в процессе муниципальных или государственных образований;
— оформление всех принятых решений в форме специальных актов, которые утверждены на законодательном уровне и имеют официальный характер;
— упор на принятие наиболее важных в юридической сфере решений;
— значимость для различных субъектов, как публичных, так и субъектов финансового права.

Все фонды финансовых ресурсов образовываются и применяются в разных сферах товарно-денежных взаимоотношений. При этом каждая из сфер – это определенный канал, через который распределяется часть национального дохода страны.

Особенность рыночной экономики в том, что влияние административных методов управления со стороны государственных структур существенно сокращается. Как правило, наибольшее применение получают экономические методы, которые и становятся доминирующими. При этом регулирование финансовой деятельности государства направлено на то, чтобы находить экономически обоснованные решения, способные разрешить имеющиеся споры без особого «давления» на бизнес.

Одним из субъектов финансовой деятельности страны выступает и сам президент. Его задача – обеспечить нормальную работу и взаимодействие всех органов власти с учетом требований Конституции Российской Федерации, а также действующих законов. Нельзя не отметить и роль Центрального банка страны. Его цель – оперативное управление финансами. Следующий орган государственной власти, созданный для контроля и осуществления финансовой деятельности – Министерство финансов РФ.


Финансовая деятельность в условиях рыночной экономики организуется таким образом, чтобы обеспечивать не только развитие кредитных отношений, но и повысить эффективность всего финансового взаимодействия на уровне государственных структур. Один из основных инструментов при этом – финансовое планирование, опорой для которого становится рыночный механизм, признание затрат на производство продукции, а также товарообмен.

Важно отметить, что финансовая деятельность РФ производится на основании экономического сотрудничества между странами СНГ. При этом все операции производятся на основании денежного обращения, заключения ряда соглашений и договоров. Регулирование сотрудничества происходит посредством специально созданного органа – ГК РФ по экономическому сотрудничеству.

utmagazine.ru

Популярное:

  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Книжка малышка по правилам дорожного движения Книжка-малышка по правилам дорожного движения Работа выполнена на районный конкурс книжка по правилам дорожного движения "Знаки разные нужны, знаки всякие важны!" Предварительный просмотр: Знаки разные нужны, знаки всякие […]
  • Опека и попечительство гражданское право шпаргалка Гражданское право, Гатин А.М., 2009 Гражданское право, Гатин А.М., 2009. Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством […]
  • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Мфц субсидия Порядок оформления субсидии на оплату коммунальных услуг Стоимость коммунальных услуг на сегодняшний день в России многих граждан зачастую ставит в трудное финансовое положение. Высокие цены на газ, электричество, отопление и воду нередко […]
  • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]