Цели транспортного налога

Куда идут деньги за уплату транспортного налога

Все владельцы автомобилей и иных транспортных средств, соответствующих особым критериям, обязаны платить транспортный налог. Величина его зависит от большого количества самых разных факторов.

Причем уплата осуществляется не только физическими лицами, но также юридическими.

Понятие термина

Закон о транспортном налоге представляет собой постановление, которое регламентирует денежный сбор, выплачиваемый владельцами автомобилей и иных средств передвижения, оснащенных достаточно мощными моторами.

Также следует помнить, что некоторые ТС являются исключениями, и их владельцам платить транспортный налог не требуется.

При этом регулируют величину, а также множество иных характеристик данного налога законодательные власти отдельных субъектов Российской Федерации.

При этом федеральное законодательство регламентирует следующие важные моменты:

  • объект налогообложения;
  • длительность налогового периода;
  • порядок вычисления самого налога;
  • лимиты ставок;
  • величину налоговой базы.
  • В качестве объектов налогообложения выступают следующие ТС:

    • автомобили;
    • автобусы;
    • мотоциклы и скутеры;
    • иные самоходные транспортные средства на гусеничном, пневматическом ходу.
    • Также транспортным налогом облагаются всевозможные яхты, самолеты, парусные суда, гидроциклы и иное. Исключениями являются моторные лодки, мощность двигателя которых составляет менее 5 л.с.

      Также налоговые льготы распространяются не некоторых категории граждан Российской Федерации – ветеранов ВОВ, инвалидов и их опекунов, Героев России.

      Кто распоряжается собранными средствами: регионы или государство?
      Согласно ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог является региональным.

      Из этого пункта следует, что он в обязательном порядке поступает именно в региональный бюджет. Непосредственно само государство осуществляет лишь регулирование его величины в определенных пределах – устанавливает лимиты.

      Ранее, до реформы от 1 января 2003 года, вводящей транспортный налог как таковой, все отчисления с водителей шли в специальные дорожные фонды. И далее все сборы тратились именно на поддержание дорог в приличном состоянии.

      Сегодня же налог данного типа перечисляется в бюджет региона согласно ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

      В связи с проведенной в начале нулевых годов законодательной реформой собранные средства могут быть потрачены практически на что угодно:

    • дорожную отрасль;
    • на заработные платы бюджетника;
    • строительство важных для регионов объектов.
    • Зачастую именно это и беспокоит автовладельцев – при достаточно большом транспортном налоге велика вероятность, что все средства пойдут не на укладку асфальта, на то что-либо иное.

      Что говорится в законодательстве

      Все моменты, касающиеся тем или же иным образом транспортного налога, в обязательном порядке освещаются в законодательстве:

    • ст. 357 НК РФ – обозначает полный перечень всех категорий физических и юридических лиц, обязанных платить налог рассматриваемого типа;
    • ст. 362 НК РФ – рассматривает порядок исчисления величины транспортного налога для юридических лиц;
    • ст. 358 НК РФ – обозначается полный перечень техники, владельцам которой необходимо платить транспортный сбор;
    • п.3 ст. 363.1 НК РФ – обозначается срок уплаты;
    • ст. 83 НК РФ – крупнейшим налогоплательщикам необходимо в обязательном порядке предоставлять соответствующим образом составленную декларацию, в которой отображен налог рассматриваемого типа;
    • ст. 44 НК РФ – обозначаются случаи, при возникновении которых обязанность уплачивать транспортный налог упраздняется.
    • Сам же факт распределения налогового сбора на транспортные средства непосредственно муниципалитетом регламентируется ст. 14 НК РФ и ст. 56 БК РФ.

      Именно согласно информации БК РФ весь транспортный налог (в размере 100%) идет бюджет региона и им же распределяется на различные нужды по собственному усмотрению.

      Какие машины не облагаются транспортным налогом в Москве, смотрите здесь.

      Куда тратятся деньги за транспортный налог

      Определить, на что же именно траться средства, собранные в виде транспортного налога, достаточно проблематично.

      Так, во многих регионах власти продолжают формировать дорожные фонды, в которые из бюджета делаются определенные вливания.

      Но величина поступлений зачастую попросту недостаточно велика для поддерживания дорожной отрасли даже в удовлетворительном состоянии, не говоря уже о большем.

      Причем о средствах, потраченных на восстановление дорожного полотна, власти отчитываются не особо охотно. Так как в большинстве случаев за счет транспортного налога осуществляется латание дыр в бюджете.

      Например, в Волгоградской области в 2018 году из бюджета дорожного фонда было изъято порядка 2 млрд. рублей на различного рода нужды, никоим образом не связанные с целевой инфраструктурой.

      В 2018 году данная сумма увеличилась на 2.6 млрд. рублей. Таким образом, на данный момент дефицит бюджета дорожного фонда составляет целых 8 млрд. рублей.

      При этом величина бюджета фонда постоянно увеличивается, но при этом пропорционально растут расходы. В итоге, дефицит, как и раньше, продолжает составлять приблизительно 8 млрд. рублей.

      Аналогичным образом обстоят дела практически во всех остальных регионах страны – за небольшим исключением.

      Тем не менее, положительная динамика имеется, все большее количество регионов начинает озабочиваться проблемами дорожно отрасли.

      Статистика оплаты по регионам

      Величина рассматриваемого сбора сильно варьируется в зависимости от самых разных параметров. В первую очередь это стоимость автомобиля, количество лошадиных сил, а также возраст ТС.

      Но в то же время существенное влияние оказывает регион местоположения машины. Разобраться, где самый низкий транспортный налог в России, достаточно сложно.

      Так как существует «налог на роскошь» (на авто дороже 3 млн. рублей) и множество иных, достаточно важных, нюансов.

      Так, все регионы Российской Федерации по величине собранного в 2018 году налога за предыдущий отчетный период можно расположить следующим образом (по убыванию):

      provodim24.ru

      Каково назначение транспортного налога ?

      Транспортный налог это такой своеобразный налог на имущество физических лиц.
      И его функция как мне кажеться носить регулирующий характер. Понятно что этими сборами ни какие дороги не востоновить, там нужные большие капитальные вложения.

      Единственное, что этот налог может регулировать это количество автотранспорта. Так как перегрузка транспортом некоторых мегаполисов очевидна. Пытаться таким образом уменьшить количество автотранпорта на дорогах или хотя бы остановить его рост.
      Есть еще причина рост благосостояния насления и как следствие возможность больше собирать денег. То есть повышения транспорного налого это своего рода индексация. (Инфляция идет а налоги теже).

      Но как мне кажеться как регулятор транспортный налог не очень эффективен. Его увелечения количество транспорта не сократит. То есть меньше по дорогам ездить не станут и их износ будет тот же. Да и доходность вырастет с одной доли процента до другой необходимой для ремонта тех же дорог.

      Так что сказать какой толк от транспортного налога я затрудняюсь.

      Посидев, подумав, поразмыслив я пришел к выводу, что транспортный налого это т. н. налог на роскошь.
      1. НК РФ подробно регламентирует, порядок, сроки уплаты, налоговый период. На самый главный вопрос кому сколько и за что платить тоже вроде бы как дает ответ, с приведением примеров объекта налогооблажения и рекомендуемых ставок. Однако после ознаомления с налоговыми ставками указанными в п. 1, ст 361 НК РФ, мы обнаруживаем п. 2 данной статьи: «Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в пять раз».

      Не знаю конечно как Вы, но лично я такой вольности в налоговом кодексе больше нигде не встречал. Тавким образом, экономическую составляющую налога можно сразу отбросить, ибо не это здесь главное. Регионы все разные, соответственно уровень жизни, доходов и расходов везде тоже. Поэтому принятие итоговых решений было отдано на места с учетом того что местные законодатели лучше знают специфику своего региона.
      Читаем далее п. 3 ст. 361 НК РФ: Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом срока полезного использования транспортных средств.

      Кто-нибудь где-то видел норматив или формулу использования полезности транспортного средства — ее нет. Нет ее и в НК РФ. Однако, если смотреть законы субъектов, в моем случае это Закон Челябинской области от 28 ноября 2002 г. N 114-ЗО «О транспортном налоге» (с изменениями от 26 июня, 27 ноября 2003 г. , 24 июня, 30 ноября 2004 г. , 24 ноября 2005 г. , 25 мая 2006 г.) , то там такой перечень имеется:
      5) общественные организации инвалидов,
      6) организации автотранспорта общего пользования — по транспортным средствам, осуществляющим перевозку пассажиров (кроме такси) ; (Пример Игоря с яхтой как нельзя лучше сюда вписывается)
      7) организации, осуществляющие строительство, реконструкцию, ремонт и содержание областных автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог населенных пунктов
      8) профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, МЧС
      9) ОВД, ФСБ, ГУИН, МВД;
      10) органы прокуратуры, суды, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления;
      11) дошкольные, общеобразовательные учреждения.

      Таким образом видно что это все аппарт госслужбы и госуправления. Есть правда еще незащищенная категория людей освобожденных от уплаты налога: герои, пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми инвалидами, МАЯК, Чернобыль.. .

      Небольшой пример показывающий что экономическая составляющая не главная в данном вопросе.
      У нас в регионе в прошлом году возмутилсь несколько пенсионеров. Они владельцы старых мотоциклов смоностью по паспорту 36 л. с. Ставка закона 20-35 л. с. — 5 руб. , с 36 л. с. — 15 руб. , естественно для пенсионеров переплата в 360 л. с. существенна, законодатели посовещались и внесли изменения в закон с 20 — 36 л. с. — 5 руб.

      Еще пример владелец ВАЗ 2108, с мощностью двигателя 70 л. с. — платит налог в сумме 350 руб. (70х5).
      Владелец Porshe 911 с мощностью свыше 250 л. с. — 9 800 руб. (280х35). А в чем собственно разница, влияние на экологию, дорожное покрытие.
      Или государство таким образом дает понять что за все в этой жизни нужно платить, в т. ч. и за удовольствие ездить на хороших машинах. Сколько стоит содержание таких машин его не волнует органы МСУ освобождены от уплаты налога.

      otvet.mail.ru

      4.3. Транспортный налог

      Транспортный налог относится к прямым, поимущественным налогам, он вместе с налогом на имущество организаций, налогом на имущество физических лиц и земельным налогом составляет подсистему поимущественных налогов, основной функцией которых является налогообложение права владения имуществом.

      Налогообложение транспорта имеет свои исторические корни и берет начало от налогообложения имущества граждан как материально овеществленного дохода.

      логов связано с обнаружением дифференциации в доходах граждан, когда приобретение простейшего автоматического транспорта (налог на велосипеды) требовало от владельца значительных первоначальных денежных вложений, что косвенно свидетельствовало о достатке хозяина, а льготы имели лишь отдельные граждане в зависимости от профессии (почтальоны, врачи).

      Сейчас налоги на движимое имущество носят целевой характер и выполняют фискально-экономическую задачу — аккумулирование бюджетных средств в виде дорожньгх фондов для строительства дорог общего пользования и транспортных коммуникаций. Однако с помощью этого вида налогов региональные органы власти могут осуществлять еще и регулирование экономических процессов, например поддерживать региональных автопроизводителей, стимулируя покупку недорогих в эксплуатации автосредств, а также решать проблемы экологии, направляя средства на создание нового безопасных для природы двигателей.

      Существующий транспортный налог пришел на смену налогов, поступавших в дорожные фонды (налог на реализацию ГСМ, налог с владельцев автотранспортных средств, налог на пользователей автодорог и налог на приобретение автотранспортных средств), налога на имущество физических лиц в части налогообложения транспортных средств, а также одноименного налога от фонда оплаты труда. Транспортный налог стал единым налогом для юридических и физических лиц. Он является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта РФ, где он введен соответствующим законом. Порядок исчисления и уплаты регулируется главой 28 НК РФ (налогоплательщики, объект обложения, налоговая база, налоговый период и порядок исчисления) и законодательными актами субъектов РФ (ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, льготы, отчетный период и сроки уплаты, формы отчетности).

      Объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные на территории РФ в установленном порядке. Регистрация транспортных средств (постановка на учет и снятие с учета) является ключевым моментом для целей налогообложения. От регистрации зависит признание плательщиком налога, величина налога в бюджет за время владения транспортным средством, место уплаты налога и представления налоговой отчетности.

      Плательщиками транспортного налога выступают лица, на которые в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства — организации и физические лица, российские и иностранные. Транспортные средства по общему

      II. Основные налоги и сборы

      правилу регистрируются за собственниками, но есть и исключения: передача имущества в лизинг (лизингополучатель), временная аренда водных транспортных средств без экипажа (фрахтователь) или государственных водных транспортных средств (лицо по договору оперативного управления), эксплуатация арендованных воздушных транспортных средств (эксплуатант). Налогоплательщики подлежат постановке на учет по местонахождению транспортных средств: место государственной регистрации, место нахождения собственника (при отсутствии места государственной регистрации), место фактического нахождения имущества.

      Налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству на основании технической документации или регистрационных документов (табл. 4.2).

      Таблица 4.2. Налоговая база по видам транспортных средств

      Вид транспортного средства Название Налоговая база Автомобили легковые и грузовые, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы, мотосани Мощность двигателя в лошадиных силах Самолеты, вертолеты и другие летательные аппараты, имеющие двигатели Мощность двигателя в лошадиных силах Самолеты, имеющие реактивные двигатели Паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная тяга всех) на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы Летательные аппараты, не имеющие двигателей В количественных единицах Теплоходы, яхты, парусно-мо-торные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы и другие суда, имеющие двигатели Мощность двигателя в лошадиных силах Несамоходные (буксируемые) суда Валовая вместимость в регистровых тоннах Суда, не имеющие двигателей В количественных единицах Наземный

      Льготы по транспортному налогу предоставляются федеральным законом в виде освобождения объекта обложения транспортных средств особого назначения, указанных в п.

      Глава 4. Региональные и местные налоги и сборы

      Региональные льготы присутствуют во многих субъектах РФ, учитывают категорию или социальный статус плательщиков, вид, назначение и количество транспортных средств, принадлежащих владельцу.

      Порядок уплаты налога

      Базовые налоговые ставки являются твердыми, установлены федеральным законодательством в рублях за единицу измерения налоговой базы, дифференцированы в зависимости от вида и категории транспортного средства. Законами субъектов РФ ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 5 раз. Дифференциация ставок может затрагивать различные показатели, например срок эксплуатации.

      Налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетными — I, II и III квартал.

      Порядок исчисления и сроки уплаты налога определяются законами субъектов РФ и различны для организаций и физических лиц.

      Физическим лицам налог исчисляется налоговыми органами по месту постоянного или преимущественного проживания, на основании сведений о владельцах транспортных средств, предоставляемых учреждениями по государственной регистрации транспортных средств на территории РФ в течение 10 дней с момента регистрации (снятия с учета) транспортного средства, сформированных на 1 января текущего налогового периода. Физические лица до 1 июня получают уведомление на уплату транспортного налога вместе с платежным документом — квитанцией (извещением) и указанием срока уплаты в первом полугодии календарного года.

      Юридические лица — налогоплательщики исчисляют налог самостоятельно отдельно по каждому (/) транспортному средству (НалогтрО, исходя из соответствующей налоговой базы и налоговой ставки с учетом времени владения (регистрация и снятие с учета) транспортного средства (к<) и периода действия льготы (к2):

      НалогТр. = НЕ, • (к — к2) • Ст,,

      где НБ; — налоговая база в соответствующих единицах измерения;

      к\ — коэффициент временного владения транспортным средством или количество полных месяцев владения, деленных на 12;

      к2 — коэффициент возникновения (утраты) права на льготу или количество полных льготных месяцев, деленных на 12;

      Ст; — ставка налога по данной категории транспортного средства согласно закону субъекта РФ.

      Транспортный налог уплачивается в региональный бюджет по месту нахождения транспортных средств: единовременно по итогам налогового периода или ежеквартально авансовыми платежами в течение налогового периода в размере 1/4 суммы налога за налоговый период, если законом субъекта РФ установлены отчетные периоды, после представления налоговой отчетности.

      V Налогаванс =1 • У Налог™д.

      К документам налоговой отчетности относятся налоговый расчет по авансовым платежам за отчетный период и налоговая декларация по итогам налогового периода, формы которых утверждаются на федеральном уровне. Налоговые расчеты представляются не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября), а налоговая декларация не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. В налоговой декларации отражается сумма налога в бюджет по всем зарегистрированным транспортным средствам организации. Налоговые декларации по наземному транспорту представляются по месту регистрации транспортных средств, по водному и воздушному — по месту нахождения организации. По итогам налогового периода организация уплачивает сумму налога с учетом внесенных авансовых платежей за отчетные периоды.

      НалогХр бюджет = ? НалогХрД — ? НалогТр7° •

      Излишне внесенные суммы налога засчитываются в счет очередных платежей или возвращаются налогоплательщику.

      Проблемы взимания транспортного налога связаны прежде всего с налоговым администрированием: регистрацией транспортных средств, оперативностью внесения изменений, обменом данными между регистрирующими и налоговыми органами, определением категории для конкретного транспортного средства, а также с определением налоговой базы по специфическим объектам обложения.

      Вопросы для самоконтроля

      1. Каковы экономическое значение транспортного налога и его место в налоговой системе РФ?

      2. Кто является плательщиком транспортного налога?

      3. Что является объектом обложения и как определяется налоговая база?

      4. Охарактеризуйте ставки транспортного налога.

      5. Каков порядок исчисления и уплаты налога в бюджет?

      6. Какие существуют различия в уплате налога разными категориями плательщиков?

      7. Какие документы входят в налоговую отчетность и каковы сроки ее представления?

      economy-ru.com

      Сущность транспортного налога в России

      Одним из региональных видов государственного сбора является налог на транспортное средство. Его взимание с владельцев транспортных средств регулируется законами, разрабатываемыми на региональном уровне. В связи с этим его уплата обязательна на территории определенного субъекта и РФ. Налоговые поступления по этой категории обязательных платежей поступают в бюджет непосредственно субъекта РФ. Каковы понятие, сущность и цели транспортного налога в России? Что является его субъектом и объектом? Что говорится в законодательстве о транспортном налоге? Ответим на эти вопросы в данной статье.

      Понятие транспортного налога и его цели

      Данный вид налога имеет своей целью обеспечить доход в казну государства, с помощью него появляется возможность содержать в надлежащем состоянии транспортную инфраструктуру и развивать ее. Вторым похожим по предназначению источником пополнения бюджета является акциз на нефтепродукты. Он позволяет получать прибыль с тех категорий налогоплательщиков, которые интенсивно пользуются дорогами. Приобретая автомобиль или другое транспортное средство, его собственник привлекается к финансированию госрасходов за счет вовлечения своего имущества в дорожное движение или осуществления предпринимательской деятельности. Этот вид налога обязаны уплачивать не только физические, но и юридические лица, на балансе которых числятся самые различные ТС.

      «Транспортный налог» является не новым понятием, он присутствовал в законодательстве России с 1993 года, и действовал по президентскому указу №2270, внесшему изменения в систему налогов и взаимоотношений разноуровневых бюджетов. Этим указом накладывался налог на предприятия, в качестве объектов, обязанных платить налог, но ТС не считались объектами налогообложения. В соответствии с пп. б п.25 этого документа устанавливалось, что налог на транспорт должны платить все предприятия, за исключением бюджетных. Размер платежа в казну государства составлял 1% фонда, выделяемого предприятием на оплату труда. Деньги, которые поступали по данной статье налогообложения, шли на финансирование субъектов Российской Федерации. Они являлись одним из видов финансирования пассажирского автомобильного, железнодорожного пригородного, электрического и др. транспорта. С 15.11.1997 г. (Указ №1233) данный налог был отменен в результате приведения в соответствие норм налогообложения с законодательными актами, изданными Президентом.

      Предназначение государственного сбора

      В том виде, в котором данный вид налогообложения применяется сегодня, он действует в России с января 2003 года. Именно в этот период была проведена существенная налоговая оптимизация. До этого в стране действовал закон № 1759/1 «О дорожных фондах в РФ». Налог на транспортные средства является прямым, так как он должен взиматься непосредственно с дохода, получаемого в натуральном виде, а именно — с имущества, принадлежащего плательщику налога.

      Правомочность взимания налога на транспорт закреплена главой 28 Налогового кодекса РФ. Значительная часть полномочий по назначению ставок, порядка и сроков внесения платежей, льгот, предоставляемых определенным категориям налогоплательщиков, передана региональным органам. Налог, уплачиваемый собственниками транспортных средств, является серьезным источником получения дохода, так как количество машин и других видов транспорта постоянно растет. Это позволяет наполнять региональную казну и оживлять экономику регионов.

      Субъекты и объекты налога на транспорт

      Платить налог на транспорт должны лица (налогоплательщики), которые оформили (зарегистрировали) на себя транспортное средство в соответствии со ст. 357 Налогового Кодекса РФ. Размер налога, который должен быть уплачен физическим лицом, определяется органами налоговой инспекции. В России применяется единое исчисление, в соответствии с которым 1 лошадиная сила равна 735.5 Вт (1 кВт равен 1,36 л.с.). При расчете за основу берутся данные, подаваемые регистраторами транспортных средств на территории РФ. К таким органам относятся ГИБДД, Гостехнадзор, Инспекция по судам.

      Еще одним субъектом налогообложения является лицо, фигурирующее в доверенности на управление ТС, если оно приобреталось, и было передано другому субъекту с оформлением доверенности до 30 июля 2002 года. Налогоплательщик, являющийся на данный момент владельцем ТС в соответствии с регистрационными документами, должен уведомить налоговую инспекцию о том, что ТС было передано путем оформления доверенности другому субъекту.

      В качестве объектов налогообложения рассматриваются машины, автобусы, мотоциклы, другой транспорт самоходного типа и механизмы, передвигающиеся на гусеничном ходу. Кроме того, к таким транспортным средствам относится водный (корабли, яхты, парусные судна и др.), воздушный транспорт (самолеты, вертолеты), а также снегоходы, гидроциклы и прочее. Не относятся к объектам, которые подпадают под налогообложение:

    • ТС, пребывающие в розыске, если факт кражи подтвержден путем составления соответствующего документа;
    • Лодки на веслах;
    • Лодки с моторами, двигатель которых не превышает 5 л.с.;
    • Легковые авто, специально оборудованные под потребности инвалидов;
    • Легковые авто до 100 л.с (73,55 кВт), которые были выданы (куплены) через органы соцзащиты на законных основаниях;
    • Сельскохозяйственная техника, суда речные и промысловые, санавиация.

    При регистрации авто, органы, ее осуществляющие, должны подавать в налоговую инспекцию по месту своего расположения информацию о регистрации, снятии с учета, а также о лицах, на которых регистрируются данные средства в течение 10-дневного срока после выполнения этих действий. Эти органы также обязаны каждый год не позже 1 февраля подавать данные обо всех действиях, связанных с ТС, выполненных за истекший календарный год. Налоговым считается именно такой период.

    База для начисления

    Налоговая база устанавливается по ТС, оснащенных двигателями. Она зависит от мощности, которую имеет конкретный двигатель (измеряемой лошадиными силами), указанной в документах на транспорт. Таким документом может быть паспорт ТС или самоходной машины. К другим транспортным средствам водного или воздушного типа без двигателей или имеющих неопределяемую валовую вместимость, налоговая база должна устанавливаться в виде единицы ТС. К такому транспорту могут быть отнесены плавучие краны, дебаркадеры и др. средства без двигателей для автономного перемещения.

    Заключение

    Таким образом, транспортный налог в России регулируется Налоговым кодексом и соответствующими региональными законами в каждом субъекте РФ. Субъектом налогообложения являются физические или юридические лица, которые являются собственниками транспорта. Соответственно, объектом признается само транспортное средство, прошедшее регистрацию в органах ГИБДД, Гостехнадзора. Только региональные власти определяют налоговые ставки, тарифы, льготы на оплату государственного сбора. Если этого в законодательстве субъекта не предусмотрено, то при расчете размера платежа используются базовые показатели, зафиксированные в НК РФ.

    insur-portal.ru

    Цели транспортного налога

    ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

    Зенчев Константин Сергеевич

    магистрант, финансы и кредит, факультет заочного и дистанционного обучения, Чел ГУ, г. Челябинск

    Чернявская Наталья Викторовна

    научный руководитель, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры учета и финансов ЧелГУ, г. Челябинск

    Транспортный налог в нынешнем его виде взимается с физических лиц с 2002 года. Налог установлен главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации и является региональным, то есть все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов РФ. Налог обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ, региональным законодательным органам представлено право устанавливать ставку налога в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки его уплаты, а также налоговые льготы и основания для их использования.

    Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В 99 % случаев объектом налогообложения транспортным налогом в части физических лиц признаются автомобили. В отношении этой категории транспортных средств налоговая база определяется как мощность двигателя в лошадиных силах.

    Шкала ставок по налогу является прогрессивной и установлена в зависимость от категории и мощности транспортного средства. Конкретная налоговая ставка устанавливается законодательными органами субъектов Российской Федерации на основе базовой, определенной Налоговым кодексом, и может отклоняться от последней не более чем в 10 раз.

    Расчет транспортного налога по физическим лицам один раз в год осуществляется налоговыми органами на основании данных, предоставленных ГИБДД. За несколько месяцев до срока уплаты налогоплательщикам рассылаются уведомления об уплате налога с приложением расчетных документов.

    В соответствии с законодательством от уплаты налога освобождается ряд категорий граждан, такие как, например, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, участники Великой Отечественной войны, инвалиды и т. д.

    На данном этапе развития государства и экономики мы считаем основными две функции транспортного налога с физических лиц: регулирующую и фискальную, причем именно в указанном порядке. Фискальная функция была исторически первой, она выражается в том, что с помощью налогов государство создает необходимые денежные фонды, предназначенные для выполнения государством своих функций и обязательств перед гражданами. Регулирующая функция налогов появилась как следствие развития государственности, налоги стали использоваться для достижения экономических целей, развития нужных в данный момент времени секторов и отраслей экономики, разрешение социальных противоречий.

    В последние годы существующая система обложения налогом транспорта физических лиц подвергается обоснованной критике как законодателями, так и самими налогоплательщиками. Всё чаще звучат призывы к реформированию транспортного налога, появляются всё новые и новые проекты законов.

    Действительно, существующая схема, когда транспорт облагается налогом в зависимости от мощности двигателя, имеет ряд существенных недостатков.

    Во-первых, транспортный налог в России не имеет целевого характера, все средства, полученные от его взимания, направляются в региональный бюджет и могут расходоваться региональными властями на любые цели в рамках действующего законодательства. В то время как уплачивается налог определенной, относительно узкой категорией налогоплательщиков — владельцами транспортных средств. То есть искажается сама суть транспортного налога как «возмездного» платежа. «Возмездность» налога должна выражаться в том, что собранные фискальные платежи должны использоваться строго по целевому назначению. Так как транспортные средства являются источниками повышенной опасности, оказывают влияние на дорожную сеть и экологию, то аккумулируемые платежи должны быть направлены на развитие дорожной сети, улучшение транспортной ситуации в мегаполисах, повышение качества дорожного покрытия, охрану окружающей среды.

    Во-вторых, неверен выбор характеристики транспортного средства — мощности двигателя, выраженной в лошадиных силах, положенной в основу определения налоговой базы. Мощность двигателя не связана напрямую ни с объемом вредных выбросов в атмосферу, ни с размерами автомобиля. Мощные автомобили не обязательно производят больше вредных выбросов, т.к. зачастую это современные иномарки, работающие на экологически чистом топливе и соответствующие самым строгим экологическим нормам. Больше всего загрязняют атмосферу старые автомобили, причем их вредное воздействие на окружающую среду почти не зависит от мощности двигателя.

    Не в состоянии действующий транспортный налог решить и проблему пробок и дефицита парковочных мест в крупных городах. Эксперты сходятся во мнении, что широкое распространение компактных автомобилей могло бы решить данную проблему. Однако транспортный налог в его нынешнем виде не способен склонить автовладельцев к отказу от крупных машин в пользу более компактных. Таким образом налог, рассчитываемый в зависимости от мощности, не способен регулировать транспортную ситуацию в России, т.к. нет четкой связи размера уплачиваемого налога с вредным воздействием объекта налогообложения на окружающую среду и дорожное покрытие.

    В-третьих, прогрессивная шкала ставок, имеющая ступенчатый вид, неадекватна. Для владельцев машин с мощностью двигателя, отличающейся всего на одну единицу, размер налога может отличаться в разы. Например, в Челябинской области для легковых автомобилей мощностью до 100 л. с. включительно с 01.01.2011 г. установлена ставка налога 7,7 рублей, а для легковых автомобилей мощностью свыше 100 до 150 л. с. — 20 рублей с каждой лошадиной силы. Соответственно, за машину мощностью 100 л. с. владелец должен заплатить 770 руб., а за машину мощностью 101 л. с. — уже 2020 руб. То есть разница в мощности двигателя в 1 л. с. приводит к увеличению суммы уплачиваемого налога более чем в 2,6 раза.

    В-четвертых, транспортный налог имеет низкую эффективность как фискальный платеж из-за низкой собираемости. Собираемость транспортного налога по физическим лицам на сегодняшний день составляет менее 50 %. Причин такому положению дел несколько. Низкое качество администрирования со стороны налоговых органов, низкое качество информации, предоставляемой ГИБДД, лежащей в основе исчисления налога, пробелы в законодательстве. В результате часть налога не предоставляется к уплате налогоплательщикам. С другой стороны, часто налогоплательщику предъявляется неверный расчет налога, который он не уплачивает в полном объеме по причине недостоверности.

    Нет у налоговых органов и действенных рычагов воздействия на должников. Долг с физического лица может быть взыскан принудительно только по решению суда при участии судебного пристава.

    В мире государств, в которых налогоплательщики платят за количество лошадиных сил без учета их качества, осталось не так много. В зарубежных странах при помощи налога власти регулируют транспортную ситуацию. Во многих европейских государствах, где в последнее время большое значение уделяется экологии, размер налога зависит от объема вредных выбросов. Устанавливая налоговую базу по транспортному налогу на основании выброса углекислого газа в атмосферу, можно непосредственно влиять не только на экологическую ситуацию, но и на темпы научно-технического прогресса в области автомобилестроения, стимулируя автовладельцев к приобретению более экономичных и экологически чистых автомобилей, а автопроизводителей — к внедрению новейших разработок, позволяющих снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду. Сборы, основанные на объеме выбросов CO2, действуют, например, в Германии и Франции [2, с. 46].

    В Японии, имеющей относительно малую территорию при очень высокой плотности населения и большой численности автопарка, транспортные средства облагаются налогами в зависимости от массы и объема двигателя. Причем для постановки на учет автомобиля необходимо иметь справку о наличии для него парковочного места. Тем самым власти Японии стремятся улучшить непростую транспортную ситуацию в стране, побуждая граждан пересаживаться на более компактные автомобили.

    В Китае с недавних пор действует система обложения налогом транспорта в зависимости от его цены, направленная на поддержку и развитие своего автопрома. Владелец машины местного производства платит в казну около 10 % от ее стоимости, за иномарку же придется заплатить до уже 40 %. Кроме того, сбор в дорожные фонды включен в цену топлива [2, с. 47].

    В США транспортный налог как отдельный сбор отсутствует, он включен в цену на топливо. Часть такого налога, поступает в федеральный дорожный фонд, а часть в дорожный фонд штата, в котором было продано топливо. Такой подход также позволяет с помощью налога не только наполнять дорожные фонды, но и регулировать транспортную и экологическую ситуацию, благодаря принципу «кто больше ездит, тот больше платит» [4, с. 108].

    В России уже на протяжении нескольких лет в Государственную Думу регулярно вносятся предложения о реформировании транспортного налога. Рассматриваются следующие пути его модернизации.

    Изменение шкалы ставок с целью сглаживания «ступеней». Высказываются предложения дифференцировать ставки налога для машин с двигателем от 100 до 150 л. с., так как данная категория по статистике является в стране самой популярной. Можно, например, разбить интервал на более мелкие: от 100 до 120 и от 120 до 150 л. с. [1, с. 41].

    Возможно введение прогрессивной шкалы, подобно той, которая применяется для взимания подоходного налога во многих странах мира. За основу берутся постоянные величины 100, 125, 150, 200 л. с. и т. п., а расчет ведется по принципу применения определенной ставки только для величины показателя, превышающей границу диапазона. Например, за автомобиль мощностью, 154 л. с. будет взиматься налог по формуле:

    где: S1, S2, S3, S4 — ставки налога для мощности двигателя до 100 л. с., свыше 100 до 125 л. с., свыше 125 до 150 л. с и свыше 150 л. с. соответственно.

    Таким образом, будет осуществляться плавный переход от одной категории к другой, что позволит избежать пограничных ситуаций. Однако при таком подходе не достигается цель усиления регулирующей функции транспортного налога, т. к. не меняется базовая характеристика расчета налога — мощность двигателя.

    Минфин также рассматривает вопрос о дифференциации ставок транспортного налога в зависимости от экологического класса автомобилей. Современные мощные автомобили, отвечающие стандартам «Евро-4», производят намного меньше вредных выбросов, чем старая маломощная карбюраторная машина. Соответствие экологическому стандарту («Евро-2», «Евро-4» и др.) в данном случае должно быть внесено в техпаспорт автомобиля. Размер налога будет регулироваться системой коэффициентов, применяемых к базовой ставке в зависимости от экологического класса автомобиля. Для самых «грязных» автомобилей ниже «Евро-2» предлагается установить коэффициент равный 2, для машин стандарта «Евро-2» — 1,6, для класса «Евро-3» коэффициент будет равен 1,2, для «Евро-4» — 1, для «Евро-5» коэффициент составит 0,7 [3, с. 98].

    С помощью такой системы возможно экономическое стимулирование отечественных потребителей к приобретению транспортных средств более высокого экологического класса. Как предполагается, данная мера ускорит переход автовладельцев на более экологичные автомобили.

    В реальности вычислить владельцев старых авто по экологическому классу будет крайне сложно, поскольку принадлежность автомобилей к «Евро-2» или «Евро-3» по документам не проходит. Данная мера потребует ужесточения техосмотра, во время которого придется отслеживать экологически вредный и опасный транспорт.

    С 2011 г. Министерство финансов предлагает отменить транспортный налог с одновременным увеличением ставок акцизов. Причем акциз предлагается вводить постепенно. Такая практика успешно применяется во многих странах мира, в том числе в США. Эту позицию можно назвать соответствующей интересам автомобилистов, поскольку вместо фиксированной ставки транспортного налога предлагается платить акцизы в зависимости от объема потребления топлива. По мнению авторов законопроекта недостаток существующей схемы сбора транспортного налога заключается в том, что водителям, которые проезжают сотни километров в день, и водителям, которые выезжают на дороги несколько раз в год, приходится платить одинаковую сумму, т. к. по существующей в настоящее время схеме для обложения транспортного средства налогом достаточно факта его регистрации в ГИБДД. В случае же повышения акциза, автомобилисты смогут платить налог в соответствии с пробегом автомобиля за год. Это в некоторой степени повысит реализацию принципа справедливости в налогообложении, кроме того здесь прослеживается четкая связь размера налога как с интенсивностью использования дорог, так и с объемом загрязнения окружающей среды.

    Вторым положительным моментом для регионов будет более равномерное наполнение бюджета. При существующей практике, когда уведомления об уплате налогов рассылаются налогоплательщикам, начиная с конца весны, а срок уплаты транспортного налога физическими лицами выпадает на ноябрь, основной объем денежных средств поступает в бюджет уже осенью, а к строительству дорог приступают уже к декабрю, когда в большинстве регионов страны уже устанавливается снежный покров. В результате качество дорог и эффективность расходования бюджетных средств остаются крайне низкими.

    Удобна такая система и для налогоплательщиков, так как налог уплачивается не одной, достаточно крупной суммой, а относительно малыми частями на протяжении длительного времени. Кроме того, нововведение предоставляет в определенной степени возможность автовладельцам самим регулировать годовую сумму налоговых отчислений посредством регулирования количества поездок и объема потребленного топлива.

    Отмена транспортного налога позволит отменить и его «администрирование», то есть учет, печать и рассылку налоговых уведомлений, синхронизацию данных с ГИБДД, взыскание недоимок и т. д. Кроме того, решается проблема роста задолженности по транспортному налогу, т. к. фактически уплачивать налоги в бюджет в виде акцизов будут не физические лица — собственники транспортных средств, а нефтеперерабатывающие предприятия.

    Основным препятствием для отмены транспортного налога является резкое ограничение в возможности предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков, таким как инвалиды, герои СССР и Российской Федерации, ветераны ВОВ и др. Однако, во-первых, количество льготников относительно невелико, поэтому решить вопрос с данной категорией налогоплательщиков можно на индивидуальной основе путем предоставления денежной компенсации. А во-вторых замена транспортного налога акцизом на топливо особенно выгодна людям небогатым, например, пенсионерам, многие из которых используют свой автомобиль всего несколько раз в год.

    Второй значительной проблемой, стоящей на пути новой системы уплаты транспортного налога, это полная непрозрачность цен на бензин и неизбежное их повышение с введением акцизов.

    Таким образом, проведя анализ существующей системы налогообложения транспортных средств физических лиц, выявив ее недостатки и наметив возможные пути ее развития в будущем, мы делаем вывод, что замена транспортного налога акцизом на горюче-смазочные материалы, была бы наиболее обоснованна и экономически целесообразна, т. к. доводы в пользу отмены транспортного налога путем включения его в акциз на ГСМ, по нашему мнению, более весомые, чем аргументы в пользу сохранения существующей системы взимания налога.

    Список литературы:

    1. Артамонов Г.Ф., Артамонова Л.Г. Транспортный налог в г. Москве: расчет налоговой базы и оценка собираемости // Финансы. — 2008. — № 5.
    2. Дубских В.Н. Практика исчисления транспортного налога в России и зарубежных странах. // Международный бухгалтерский учет. — 2011. — № 3.
    3. Соболева О.А. К вопросу о реформировании транспортного налога. // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. — 2010. — № 5
    4. Турбина Н.М. Анализ проблем существующего законодательства по транспортному налогу и поиск путей их решения. // Социально-экономические явления и процессы. — 2009. — № 2.

    sibac.info

Популярное:

  • Адлер закон Таможенные правила на российско-абхазской границе Правила прохождения российско-абхазской границы, провоза товаров и валюты через границу соответствуют правилам выезда из России в любую другую страну. Эти правила содержатся в Своде […]
  • 38-фз федеральный закон о рекламе 38-фз федеральный закон о рекламе Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]
  • Приказ министерства здравоохранения 72н Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ПРИКАЗ Минздрава РФ от 15.02.2013 N 72н "О ПРОВЕДЕНИИ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ ПРЕБЫВАЮЩИХ В СТАЦИОНАРНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И […]
  • Вне закона перец 2018 Вне закона перец 2018 Бесплатная телепрограмма на неделю 1 канал Программа на все каналы, смотрите телевизор онлайн Бесплатная ТВ Программа на сегодня 24 Июля 2018 Бесплатная программа на все каналы Программа телепередач на сегодня и всю […]
  • Налоги предприятия на усн prednalog.ru Just another WordPress site Свежие записи Свежие комментарии admin к записи Покупка товаров у физического лица: бухгалтерский учет, документы, налоги admin к записи Перевод беременной сотрудницы на легкий труд […]
  • Преступление и наказание разумихин и раскольников Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев Роман "Преступление и наказание" дал мировой литературе множество ярких образов, как например, бедный студент Раскольников, девушка "непристойного ремесла" Соня […]
  • Разрешение на прививку от родителей бланк лечение простудных заболеваний Респираторные заболевания Простуда ОРВИ и ОРЗ Грипп Кашель Пневмония Бронхит ЛОР заболевания Насморк Гайморит Тонзиллит Боль в горле Отит Согласие на прививку от гриппа […]
  • Айфон 4 с разрешением Обзор iPhone 4S На конференции «Let’s Talk iPhone», прошедшей 4 октября 2011 года в Купертино, Apple представила долгожданный iPhone 4S. За презентацией следил весь мир и ждал чего-то необычного. Но, увы, ситуация повторилась, как и с […]