Правила транспортировки радиоактивных веществ

Транспортировка радиоактивных веществ

Особое значение в обеспечении радиационной защиты имеет безопасная транспортировка радиоактивных веществ. Международные документы подробно определяют условия безопасной транспортировки радиоактивных веществ, обязанности грузоотправителя, перевозчика и грузополучателя, порядок оформления документации, маркировку упаковочных комплектов и транспортных средств, контроль и меры ответственности.

В этой сфере действуют нормы международных транспортных конвенций и иных документов, регламентирующих транспортировку как ядерного оружия, так и радиоактивных веществ, используемых в мирных целях, например: Соглашение между правительствами РФ и Франции о сотрудничестве в области безопасности и мониторинга радиационной обстановки при транспортировке, складировании и уничтожении ядерного оружия в России 1992 г., Соглашение между правительствами России, Украины, Венгрии о сотрудничестве в области транспортирования ядерного топлива между Венгрией и Россией 1992 г., Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении — Организации сотрудничества железных дорог; Соглашение о международном железнодорожном сообщении COTIF (приложение — Правила перевозки опасных грузов RID); Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов; Международный кодекс морской перевозки опасных грузов Международной морской организации; Правила воздушной перевозки опасных грузов Международной ассоциации воздушного транспорта.

Они определяют, в частности, правила, регулирующие:

  • классификацию грузов (в зависимости от видов излучения и степени опасности);
  • предотвращение утечки жидких и сыпучих грузов;
  • ограничение излучения на поверхности с указанием максимально допустимых расстояний для людей;
  • ограничение радиоактивных загрязнений;
  • ограничение активности изотопа в упаковках;
  • ограничение числа упаковок в транспортном средстве;
  • маркировку упаковок и транспортных средств;
  • составление упаковочных комплектов.
  • Правила безопасной перевозки радиоактивных материалов регулярно пересматриваются МАГАТЭ. Однако на практике в этой области имеются определенные проблемы, осложняющие международные перевозки. Так, одни государства используют различные редакции Правил МАГАТЭ, в других странах приняты дополнительные требования к перевозке радиационных грузов. Не до конца унифицированы национальные правила по оформлению сертификатов соответствия нормам безопасности упаковочных комплектов и упаковок и т.д. В ряде стран требуется, чтобы страховые полисы по радиационным грузам, были подписаны также и национальными страховыми компаниями, в результате чего на одну партию груза приходится оформлять несколько страховых полисов, что ведет к задержкам в пути следования. Все это создает определенные трудности в применении международных правил перевозки радиоактивных веществ и не способствует повышению радиационной безопасности.

    Определенными особенностями отличаются перевозки радиоактивных грузов воздушным транспортом. При воздушных перевозках радиоактивных веществ применяются документы Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и, в частности, Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г. К Конвенции имеется Приложение № 18 «Безопасная перевозка опасных грузов по воздуху». Нормы, содержащиеся в этом Приложении, отсылают к техническим инструкциям ИКАО по безопасной перевозке опасных грузов по воздуху. Детально обязанности сторон договора перевозки радиоактивных веществ регулируются законодательством отдельных государств.

    Серьезной проблемой при перевозке ядерных материалов является необходимость принятия мер по их физической защите (охраны груза от хищения и несанкционированных перемещений).

    www.konspekt.biz

    Утверждены правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (аннотация к документу от 22.02.2016)

    В частности, правила определяют порядок транспортировки радиоактивных веществ (далее — РАВ) и радиоактивных отходов (далее — РАО), и распространяются на транспортировку РАВ и РАО всеми видами транспорта наземными, воздушными и водными путями и действуют на всей территории Республики Казахстан, за исключением транспортировки:

    2) РАВ, являющихся неотъемлемой частью транспортных средств;

    4) РАВ, удельная активность которых или общая активность груза которых не превышают основных значений для радионуклидов;

    5) РАВ, находящихся в потребительских товарах, на которые территориальным подразделением ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения выдано заключение об освобождении их от радиационного контроля и учета согласно пункту 3 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности».

    Для некоторых перевозок РАВ и РАО могут использоваться специальные транспортные средства, предназначенные только для транспортировки РАВ и РАО в целом и (или) конкретных видов РАВ и РАО. Специальные транспортные средства не разрешается использовать для транспортировки пищевых продуктов и людей. Другие грузы на этих средствах допускается транспортировать после радиационного контроля, подтверждающего отсутствие радиоактивного загрязнения.

    Транспортировка грузов в специальных условиях для всех видов транспорта осуществляется только с выделением сопровождающего персонала и назначением ответственного за сопровождение грузов. При этом упаковочные комплекты, используемые для транспортировки РАВ и РАО, не должны использоваться для хранения или транспортировки других нерадиоактивных грузов, а загрузка упаковочных комплектов РАВ и РАО, их подготовка к отправке и загрузка на транспортное средство, а также аналогичные операции при выгрузке производятся в соответствии с инструкцией по эксплуатации данного упаковочного комплекта и транспортного средства.

    Запланированные перегрузки грузов в пути следования производятся по возможности непосредственно с одного транспортного средства на другое без их временного (транзитного) хранения. Также в местах перегрузки груза не допускается нахождение посторонних лиц.

    Загрузка и разгрузка специальных транспортных средств, а также эти операции при транспортировке на условиях исключительного использования и в специальных условиях транспортировки осуществляются силами и средствами грузоотправителя (грузополучателя) или по их указаниям. При привлечении сил и средств других предприятий технология перегрузочных работ и соответствующие положения программы радиационной защиты согласовываются с этими предприятиями.

    В свою очередь упаковки устанавливаются на транспортном средстве в положение, соответствующее предупредительным знакам и маркировке, и надежно закрепляются во избежание самопроизвольного перемещения и опрокидывания упаковочных комплектов при поворотах, толчках, торможении, качке и других воздействиях в обычных условиях перевозки.

    Сама упаковка или транспортный пакет при условии, что средний тепловой поток у поверхности не превышает 15 Вт/м2, а непосредственно окружающий их груз не находится в мешках или пакетах, может перевозиться среди этого упакованного груза без соблюдения каких-либо особых положений по укладке, кроме случаев, когда в соответствующем сертификате (сертификате-разрешении) оговорено особое требование.

    Для перевозок грузов грузоотправителем (грузополучателем) разрабатывается программа радиационной защиты. Характер и масштабы мер, принимаемых в рамках программы, связаны с дозами и вероятностью облучения персонала и населения. Программа предусматривает выполнение требований данных правил, и охватывать все этапы транспортировки.

    В случае возникновения аварии грузоотправитель предоставляет всю необходимую информацию о перевозимом грузе, соответствующую инструкцию по ликвидации аварии, а также обеспечивает аварийную и/или техническую помощь для ликвидации аварии.

    Порядок разгрузки и приемки в конечном пункте назначения грузов в зависимости от типов транспортных средств устанавливается согласно параграфам 6 , 7 , 8 и 9 главы 4 .

    Приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

    www.zakon.kz

    Правила транспортировки радиоактивных веществ

    В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
    Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
    Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

    Дата обновления БД:

    Всего документов в БД:

    ПРИКАЗ МИНИСТРА ЭНЕРГЕТИКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

    от 22 февраля 2016 года №75

    Об утверждении Правил транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

    В соответствии с подпунктом 16) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии» ПРИКАЗЫВАЮ:

    2. Комитету атомного и энергетического надзора и контроля Министерства энергетики Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

    1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

    2) в течение десяти календарных дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии на официальное опубликование в периодических печатных изданиях и информационно-правовой системе «Аділет»;

    3) в течение пяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан направление его копии в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Республиканский центр правовой информации» Министерства юстиции Республики Казахстан;

    4) размещение настоящего приказа на официальном интернет-ресурсе Министерства энергетики Республики Казахстан и интранет-портале государственных органов;

    5) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства энергетики Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 2), 3) и 4) настоящего пункта.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра энергетики Республики Казахстан.

    4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

    Министр энергетики Республики Казахстан

    Министром по инвестициям и развитию Республики Казахстан

    29 февраля 2016 года

    Министром внутренних дел Республики Казахстан

    26 февраля 2016 года

    Министром национальной экономики Республики Казахстан

    19 марта 2016 года

    Утверждены Приказом Министра энергетики Республики Казахстан от 22 февраля 2016 года №75

    Правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов


    1. Общие положения

    1. Настоящие Правила транспортировки радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее – Правила) разработаны в соответствии с подпунктом 16) статьи 6 Закона Республики Казахстан от 12 января 2016 года «Об использовании атомной энергии» (далее – Закон) и определяют порядок транспортировки радиоактивных веществ (далее – РАВ) и радиоактивных отходов (далее – РАО).

    2. Настоящие Правила распространяются на транспортировку РАВ и РАО всеми видами транспорта наземными, воздушными и водными путями и действуют на всей территории Республики Казахстан, за исключением транспортировки:

    1) РАВ, имплантированных или введенных в организм человека или животного с целью диагностики или лечения;

    3) РАВ в пределах территории предприятий, где эти вещества производятся, используются и хранятся;

    4) РАВ, удельная активность которых или общая активность груза которых не превышают основных значений для радионуклидов, указанных в приложении 1 (таблицы 1 и 2) к настоящим Правилам;

    5) РАВ, находящихся в потребительских товарах, на которые территориальным подразделением ведомства государственного органа в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения выдано заключение об освобождении их от радиационного контроля и учета согласно пункту 3 Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению радиационной безопасности», утвержденных приказом исполняющего обязанности Министра национальной экономики Республики Казахстан от 27 марта 2015 года №261 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за №11205).

    3. Транспортировка РАВ и РАО включает все операции и условия, которые связаны с изготовлением и обслуживанием транспортных упаковочных комплектов, а также с подготовкой, загрузкой, отправкой, перевозкой, включая транзитное хранение, разгрузкой и приемкой в конечном пункте назначения грузов.

    4. В настоящих Правилах применяются следующие определения:

    1) объект с поверхностным радиоактивным загрязнением (далее – ОПРЗ) — твердый предмет, который, не являясь радиоактивным, имеет радиоактивное загрязнение поверхности. ОПРЗ относятся к одной из двух групп, согласно приложению 2 к настоящим Правилам;

    2) исключительное использование — использование одним грузоотправителем транспортного средства или большого грузового контейнера, с которыми все начальные, промежуточные и окончательные операции по погрузке и выгрузке осуществляются грузоотправителем или грузополучателем или по их указаниям;

    3) радиоактивный материал особого вида — не рассеивающийся твердое либо помещенное в герметичную оболочку радиоактивное вещество, отвечающее требованиям пункта 22 настоящих Правил;

    4) транспортный индекс (далее – ТИ) — число, присвоенное транспортному упаковочному комплекту с находящимся в нем радиоактивным содержимым, транспортному пакету, грузовому контейнеру, резервуару или неупакованным материалам с низкой удельной активностью (НУА-I) и ОПРЗ-I, используемое для контроля радиационной безопасности при транспортировке;

    5) транспортный пакет — укрупненная грузовая единица, сформированная из нескольких транспортных упаковочных комплектов с применением различных способов и средств пакетирования, обеспечивающая возможность комплексной механизации обработки, погрузки, выгрузки груза и складских работ. К средствам пакетирования относятся: поддоны (плоские, стоечные, решетчатые, ящичные), гибкие или жесткие обвязки (ленты, стропы, сетки, пленки), проволочные, тросовые и другие элементы крепления;

    6) максимальное нормальное рабочее давление — максимальное давление, превышающее атмосферное давление на уровне моря, которое может возникнуть в системе герметизации упаковки в течение одного года в условиях температурного режима и солнечной радиации, соответствующим окружающим условиям, без вентилирования или сброса избыточного давления, внешнего охлаждения посредством дополнительной системы или без мер эксплуатационного контроля во время транспортировки;

    7) специальные условия транспортировки РАВ и/или РАО (далее – специальные условия) – условия, согласованные с уполномоченным органом в области использования атомной энергии (далее – уполномоченный орган), согласно которым транспортируются РАВ и/или РАО, не удовлетворяющие всем применимым требованиям настоящих Правил;

    8) программа радиационной защиты при транспортировке РАВ и/или РАО (далее – программа радиационной защиты) — программа систематически проводимых при транспортировании РАВ и/или РАО мероприятий по обеспечению планирования и учета мер радиационной защиты;

    9) радиоактивное содержимое – РАВ и/или РАО вместе с любыми радиоактивными или активированными твердыми веществами, жидкостями и газами, находящимися в упаковочном комплекте;

    10) РАВ или РАО с низкой удельной активностью (далее – материал НУА) – РАВ или РАО, которые по своей природе имеет ограниченную удельную активность, или РАВ или РАО, к которому применяются пределы установленной средней удельной активности. Материалы внешней защиты, окружающие материал НУА, при определении средней удельной активности не учитываются. Материалы НУА входят в одну из трех групп согласно приложению 3 к настоящим Правилам;

    11) альфа-излучатели низкой токсичности — природный уран, обедненный уран, природный торий, уран-235 или уран-238, торий-232, торий-228 и торий-230, содержащиеся в рудах или в форме физических и химических концентратов; или альфа-излучатели с периодом полураспада менее 10 суток;

    12) радиоактивное загрязнение поверхности — присутствие РАВ техногенного происхождения на поверхности транспортных средств, грузовых контейнеров, тары, транспортных упаковочных комплектах и других предметов в количествах, превышающих 0,4 Бк/см2 для бета-, гамма- и альфа-излучателей низкой токсичности и 0,04 Бк/см2 для всех других альфа-излучателей;

    13) радиоактивный материал с низкой способностью к рассеянию — твердый радиоактивное вещество, не находящееся в порошкообразной форме, или твердое радиоактивное вещество, помещенное в герметичную оболочку, имеющее ограниченную способность к рассеянию, отвечающее требованиям пункта 23 настоящих Правил.

    Иные термины, используемые в настоящих Правилах применяются в соответствии с законодательством Республики Казахстан в области использования атомной энергии.

    2. Изготовление и обслуживание транспортных упаковочных комплектов

    5. Транспортные упаковочные комплекты изготавливаются из материалов, обеспечивающих биологическую защиту от ионизирующих излучений и механическую прочность в зависимости от типа транспортных упаковочных комплектов с находящимся в них радиоактивным содержимым. При изготовлении и обслуживании транспортных упаковочных комплектов необходимо выполнение требований настоящей главы.

    Параграф 1. Классификация транспортных упаковочных комплектов

    6. Транспортные упаковочные комплекты с находящимся в них радиоактивным содержимым (далее – упаковки) классифицируются на следующие типы:

    1) освобожденная упаковка — транспортный упаковочный комплект, содержащий РАВ и/или РАО с активностью, не превышающей значений пределов активности для освобожденных упаковок, указанных в приложении 4 к настоящим Правилам. Конструкция такого транспортного упаковочного комплекта удовлетворяет общим требованиям к транспортным упаковочным комплектам и упаковкам согласно пункту 14 и подпункту 2) пункта 17 настоящих Правил;

    2) промышленная упаковка типа 1 (далее – ПУ-1) — транспортный упаковочный комплект, содержащий материал НУА-I или ОПРЗ-I, конструкция которого удовлетворяет требованиям пунктов 14 и подпункта 2) пункта 17 настоящих Правил;

    3) промышленная упаковка типа 2 (далее – ПУ-2) — транспортный упаковочный комплект, содержащий некоторые виды материалов НУА-I, НУА-II, НУА-III или ОПРЗ-II согласно приложению 5 к настоящим Правилам, конструкция которого удовлетворяет требованиям пунктов 14, 16 и подпункта 2) пункта 17 настоящих Правил;

    4) промышленная упаковка типа 3 (далее – ПУ-3) — транспортный упаковочный комплект, содержащий некоторые виды материалов НУА-II или НУА-III согласно приложения 5 к настоящим Правилам, конструкция которого удовлетворяет требованиям пунктов 14, 16 и подпункта 2) пункта 17 настоящих Правил;

    5) упаковка типа А — транспортный упаковочный комплект, содержащий РАВ с активностью до значений А1 для радиоактивного материала особого вида или до А2 для других видов согласно приложению 1 (таблицы 1 и 2) к настоящим Правилам, конструкция которого удовлетворяет требованиям пунктов 14 и 17 настоящих Правил;

    6) упаковка типа В — транспортный упаковочный комплект, содержащий РАВ с активностью, превышающей значения А1 для радиоактивного материала особого вида или А2 для других видов согласно приложению 1 (таблицы 1 и 2) к настоящим Правилам, конструкция которого удовлетворяет требованиям к упаковкам типа В(U) или В(М) согласно пунктам 18 и 19 настоящих Правил;

    7) упаковка типа С — транспортный упаковочный комплект, содержащий РАВ с активностью, превышающей 3000А1 или 100000А2 (в зависимости от того, какое значение является более низким) для радиоактивного материала особого вида и более 3000А2 для других видов согласно приложению 1 (таблицы 1 и 2) к настоящим Правилам, конструкция которого удовлетворяет требованиям к упаковкам типа С согласно пункту 20 настоящих Правил.

    7. Освобожденные упаковки должны содержать только те РАВ и РАО, которые разрешены для данной конструкции упаковки. При этом выполняются следующие требования к количеству и параметрам загружаемых РАВ и/или РАО:

    1) для РАВ и/или РАО иных, чем предметы из природного урана, обедненного урана или природного тория, освобожденная упаковка не должна содержать РАВ и РАО, активность которых превышает следующие значения:

    пределы активности для освобожденных упаковок, указанные в приложении 4 к настоящим Правилам соответственно для каждого отдельного предмета и каждой упаковки, для РАВ, содержащегося в приборе или являющегося частью прибора или другого промышленного изделия, такого, как часы или электронная аппаратура;

    пределы активности для освобожденных упаковок, указанные в приложении 4 к настоящим Правилам для РАВ, неиспользуемого вышеуказанным образом;

    2) могут содержать любое количество предметов, изготовленных из природного урана, обедненного урана или природного тория, при условии, если внешняя поверхность урана или тория покрыта нерадиоактивной оболочкой из металла или другого прочного материала.

    8. Для упаковок типов ПУ-1, ПУ-2 и ПУ-3 полная активность материалов НУА или ОПРЗ ограничивается таким образом, чтобы не превышались уровни излучения, указанные в пункте 78, и пределы активности НУА и ОПРЗ для транспортных средств, указанные в приложении 6 к настоящим Правилам.

    В случае перевозки воздушным транспортом упаковок, содержащих негорючие твердые материалы НУА-II или НУА-III, их активность не должна превышать 3000А2.

    9. Упаковки типа А не должны содержать:

    1) РАВ, активность которых превышает значения А1 для радиоактивного материала особого вида значения и А2 для всех других видов;

    2) РАВ и/или РАО, форма, физическое или химическое состояние которых отличаются от тех, которые разрешены для данной конструкции упаковки.

    10. В отношении смесей радионуклидов, состав и соответствующая активность которых известны, к радиоактивному содержимому упаковки типа А применяется следующее условие:

    где В(i) — активность i-го радионуклида в качестве радиоактивного материала особого вида, а А1(i) представляет собой значение А1 для i-го радионуклида;

    С(j) — активность j-го радионуклида в качестве радиоактивного материала иного, чем радиоактивный материал особого вида, а А2(j) представляет собой значение А2 для j-го радионуклида.

    11. Упаковки типа В не должны содержать РАВ, активность которых превышает значение, разрешенное для упаковки данной конструкции, а также форма, физическое состояние, химическая форма или радионуклидный состав которых отличаются от тех, которые разрешены для упаковки данной конструкции и указаны в сертификатах (сертификатах–разрешениях) на конструкцию упаковки.

    В случае транспортировки воздушным транспортом упаковки типа В не должны содержать РАВ, активность которых превышает следующие значения:

    1) разрешенные для данной конструкции упаковки значения, указанные в сертификате (сертификате–разрешении) на конструкцию упаковки, — для радиоактивного материала с низкой способностью к рассеянию;

    2) 3000А1 или 100000А2 в зависимости от того, какое значение является более низким, — для радиоактивного материала особого вида;

    3) 3000А2 — для всех других РАВ.

    12. Упаковки типа С не должны содержать РАВ, активность которых превышает значение, разрешенное для упаковки данной конструкции, а также, форма, физическое состояние, химическая форма или радионуклидный состав которых отличаются от тех, которые разрешены для упаковки данной конструкции и указаны в сертификатах (сертификатах–разрешениях) на конструкцию упаковки.

    13. Транспортировка осуществляется в транспортных упаковочных комплектах, конструкция которых утверждена уполномоченным органом или распространено действие сертификатов-разрешений на них, утвержденных уполномоченными органами других стран, на территорию Республики Казахстан согласно подпунктом 27) статьи 6 Закона. Утверждению или распространению действия сертификатов-разрешений подлежат:

    1) сертификат (сертификат–разрешение) на радиоактивный материал особого вида;

    2) сертификат (сертификат–разрешение) на радиоактивный материал с низкой способностью к рассеянию;

    3) сертификат (сертификат–разрешение) на конструкцию упаковок типа А;

    4) сертификат (сертификат–разрешение) на конструкцию упаковок типа В(U) и типа В(М);

    5) сертификат (сертификат–разрешение) на конструкцию упаковок типа С;

    6) сертификат (сертификат–разрешение) на перевозку упаковок типов С, В(U), B(M), A;

    7) сертификат (сертификат–разрешение) на перевозку упаковок типов ПУ-2 и ПУ-3;

    8) сертификат (сертификат–разрешение) на перевозку в специальных условиях.

    Параграф 2. Требования к транспортным упаковочным комплектам и упаковкам

    14. Общие требования к упаковкам и транспортным упаковочным комплектам:

    1) конструкция упаковки должна обеспечивать простоту и безопасность обращения с ней при погрузке, разгрузке и перевозке с учетом массы, объема и формы. Кроме того, упаковка конструируется так, чтобы на время перевозки ее можно было надлежащим образом закрепить на транспортном средстве;

    2) элементы крепления на упаковке, предназначенные для ее перемещения (подъема), не должны отказывать при обращении с ними в соответствии с инструкцией по эксплуатации, а в случае их поломки упаковка должна удовлетворять соответствующим требованиям настоящих Правил в зависимости от типа упаковки. Учитываются коэффициенты запаса на случай перемещения (подъема) упаковки рывком;

    3) приспособления, размещенные на внешней поверхности упаковки, которые можно (санкционировано или нет) использовать для ее перемещения (подъема), должны выдерживать ее массу в соответствии с требованиями подпункта 2) настоящего пункта;

    4) упаковочный комплект конструируется и изготавливается так, чтобы его внешние поверхности не имели выступающих частей, и их дезактивация не представляла трудностей, а конструкция наружной поверхности не допускала скапливания воды;

    5) элементы крепления, размещаемые на упаковке во время транспортировки и не являющиеся частью упаковки, не должны ухудшать ее безопасность в такой мере, в какой она перестала бы удовлетворять требованиям настоящих Правил;

    6) упаковка должна обладать способностью противостоять воздействию любого ускорения, вибрации или резонанса при вибрации, которые могут возникнуть при обычных условиях перевозки, без какого-либо ухудшения эффективности запорных устройств или целостности всей упаковки. Гайки, болты и другие элементы крепления конструируются так, чтобы не допускалось их самопроизвольное ослабление даже при многократном применении.

    В качестве максимальных значений ускорений принимаются максимальные ускорения для различных видов транспорта, указанные в приложении 7 к настоящим Правилам.

    Для транспортировки упаковок воздушным транспортом упаковки должны обладать способностью противостоять воздействию вибраций с амплитудой в диапазоне от 5 мм при частоте 7 Гц (что соответствует ускорению 1 g) до 0,05 мм при частоте 200 Гц (что соответствует ускорению 8 g);

    7) радиоактивное содержимое, материалы упаковочного комплекта и любые другие элементы (например, элементы крепления упаковки на транспортном средстве), которые могут контактировать друг с другом, должны быть физически и химически совместимы. Учитывается их состояние и взаимодействие в условиях облучения;

    8) все клапаны, через которые может произойти выход радиоактивного содержимого, должны быть конструкционно защищены от несанкционированного воздействия на них;

    9) конструкция упаковки должна учитывать и другие опасные свойства радиоактивного содержимого и элементов упаковочного комплекта;

    10) радиоактивное содержимое упаковок должно соответствовать требованиям, указанным в пунктах 7-12 настоящих Правил, в зависимости от типа упаковок;

    11) для транспортировки воздушным транспортом все типы упаковок должны отвечать следующим дополнительным требованиям:

    температура доступных поверхностей упаковок не превышает 50 оС при температуре окружающей среды 38 оС без учета инсоляции;

    упаковки конструируются таким образом, чтобы в диапазоне внешних температур от -40 до +55 оС не нарушалась целостность системы герметизации;

    упаковки должны обладать способностью противостоять без утечки уменьшению давления окружающей среды до 5 кПа (0,05 кгс/см2) или способны выдержать без утечки внутреннее давление, которое создает перепад давления не менее 95 кПа (0,95 кгс/см2).

    15. Освобожденные упаковки должны удовлетворять требованиям, указанным в подпунктах 1) – 10) пункта 14 настоящих Правил, а при транспортировке воздушным транспортом — дополнительным требованиям, приведенным в подпункте 11) пункта 14 настоящих Правил.

    16. Требования к промышленным упаковкам:

    1) ПУ-1 должны удовлетворять требованиям, указанным в подпунктах 1) – 10) пункта 14 и подпункта 2) пункта 17 настоящих Правил, при транспортировке воздушным транспортом — дополнительным требованиям, приведенным в подпункте 11) пункта 14 настоящих Правил;

    2) ПУ-2 должны удовлетворять требованиям к ПУ-1, в соответствии с подпунктом 1) настоящего пункта и, кроме того, после испытаний, указанных в подпунктах 3) и 4) пункта 28 настоящих Правил, должны предотвращать:

    выход или рассеяние радиоактивного содержимого;

    нарушение целостности радиационной защиты, которая приводила бы к увеличению более чем на 20 % уровня излучения на внешней поверхности упаковки;

    3) ПУ-3 должны удовлетворять требованиям к ПУ-1, как указано в подпункте 1) настоящего пункта и требованиям, приведенным в подпунктах 3) – 14) пункта 17 настоящих Правил;

    4) резервуары также могут использоваться как ПУ-2 и ПУ-3 при условии, если:

    они удовлетворяют требованиям к ПУ-1, указанным в подпункте

    1) настоящего пункта;

    они сконструированы так, чтобы любая предусматриваемая дополнительная защита обладала способностью противостоять статическим и динамическим нагрузкам, возникающим при нормальном обращении и в обычных условиях перевозки, и не теряла защитных свойств, что приводило бы к увеличению более чем на 20 % уровня излучения на внешней поверхности резервуара;

    5) другие резервуары, кроме контейнеров-цистерн, могут использоваться как ПУ-2 и ПУ-3 для транспортирования жидких РАВ, РАО и газов НУА-I и НУА-II в соответствии типами промышленных упаковок для материалов НУА и ОПРЗ согласно приложению 5 к настоящим Правилам, при условии, если они удовлетворяют нормам, эквивалентным тем, которые указаны в подпункте 4) настоящего пункта;

    6) грузовые контейнеры могут использоваться как ПУ-2 и ПУ-3 при условии, если:

    их радиоактивное содержимое находится в твердом состоянии;

    они отвечают требованиям к ПУ-1, указанным в подпункте 1) настоящего пункта;

    17. Требования к упаковкам типа А:

    1) упаковка типа А конструируется так, чтобы выполнялись соответствующие требования, указанные в пункте 14 и в подпунктах 2) — 16) настоящего пункта;

    2) наименьший общий габаритный размер упаковки не менее 0,1 м;

    3) внешняя поверхность упаковки должна иметь устройства для установки грузоотправителем пломбы, исключающие возможность срыва или повреждения пломбы при транспортировке;

    4) любые имеющиеся на упаковках приспособления для крепления конструируются так, чтобы как в нормальных, так и в аварийных условиях транспортировки возникающие в этих приспособлениях нагрузки не снижали способность упаковки удовлетворять требованиям настоящих Правил;

    5) конструкция упаковки рассчитывается на диапазон температур компонентов упаковочного комплекта от -40 до +70 оС. Следует учитывать температуру замерзания жидкого содержимого и возможное ухудшение свойств материалов упаковочного комплекта в указанном диапазоне температур;

    6) упаковка должна включать систему герметизации, надежно закрываемую запирающим устройством, не открывающимся случайно или в результате изменения давления, которое может возникнуть внутри упаковки в нормальных условиях перевозки;

    7) радиоактивный материал особого вида может рассматриваться в качестве компонента системы герметизации;

    8) если система герметизации является отдельной частью упаковки, то она снабжается запирающим устройством, не зависящим от любого другого элемента упаковочного комплекта;

    9) конструкция любого элемента системы герметизации учитывает при необходимости радиолитическое разложение жидкостей и других материалов, а также образование газа в результате химических реакций и радиолиза;

    Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

    base.spinform.ru

    Обеспечение безопасности при транспортировании радиоактивных материалов

    Массовые перевозки радиоактивных материалов (РМ) в нашей стране осуществляются уже более 50 лет. Для обеспечения безопасности персонала грузоотправителей и грузополучателей, работников транспорта, населения и окружающей среды при транспортировании РМ действует система государственных гарантий.

    Радиоактивные материалы относятся к седьмому классу опасных грузов (ОГ). Число их перевозок во всем мире составляет от 1% до 10% объема транспортирования других ОГ различными видами транспорта.

    Перечень перевозимых РМ включает все виды радиоактивных материалов ЯТЦ (от руды, физических и химических концентратов, гексафторида урана до свежего и отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов), а также многочисленные типы РМ и содержащих их изделий, широко применяемые в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, медицине, науке и т.д.

    Согласно данным МАГАТЭ, во всем мире в основном перевозятся РМ, использующиеся в медицине (67%). Объем транспортируемых РМ, применяемых в промышленности, составляет 20%, используемых в атомной энергетике — около 13%.

    Большинство упаковок с материалами ЯТЦ (урановые концентраты, свежее топливо и т.д.) содержит активность в тысячи раз меньше, чем с РМ, используемыми в медицине для стерилизации, в промышленности — для радиографического контроля, в навигации — для питания маяков (РИТЭГ). Контейнеры для высокоактивного ОЯТ (упаковки типа В) рассчитаны на самые тяжелые транспортные аварии.

    Весогабаритные характеристики упаковок РМ варьируются в широком диапазоне: от сотен граммов до 150 т и более, от менее 10 см до 6 м в длину и 2,5 м в диаметре. В последнее время в качестве упаковок начали широко использоваться стандартные 20- и 40-футовые грузовые контейнеры, соответственно, 6 м и 12 м в длину.

    В России перевозки РМ осуществляются всеми видами транспорта — железнодорожным, автомобильным, водным и воздушным. Воздушный транспорт в последние годы достаточно широко применяется не только для перевозок РМ, используемых в медицине, в первую очередь, радиопрепаратов с коротким периодом полураспада, но и для материалов ЯТЦ. В частности, выполнено несколько международных перевозок ОЯТ зарубежных исследовательских реакторов.

    При транспортировании РМ в обычных условиях реальное радиационное воздействие на персонал, работников транспорта и население намного ниже уровней, допустимых нормами радиационной безопасности. За все время перевозок таких материалов в нашей стране отмечены лишь единицы аварий и инцидентов, при этом не было зафиксировано недопустимых радиологических последствий. Такой уровень безопасности перевозок достигнут благодаря системе управления в этой области, которая может быть представлена в виде двух составляющих:

  • системы законодательных и других нормативно-правовых актов, устанавливающих требования безопасности;
  • системы государственных органов и организаций, уполномоченных обеспечивать реализацию и контроль выполнения таких требований.
  • Нормативные требования

    Требования безопасности при перевозках РМ в России предъявляются:

  • к грузу и условиям перевозки с точки зрения ядерной и радиационной безопасности;
  • к грузу и условиям перевозки с точки зрения обеспечения физической защиты или сохранности груза;
  • к организации и обеспечению безопасности движения;
  • к обеспечению аварийной готовности и реагированию в случае аварии.
  • На рисунке 1 показаны действующие в России правила безопасности и другие нормативно-правовые акты, а также соответствующие им международные документы, сгруппированные по указанным направлениям обеспечения безопасности. Как видим, в целом национальная нормативно-правовая база достаточно полно соответствует международным документам.

    Прослеживается также значительное соответствие по конкретному содержанию национальных и международных документов. В первую очередь, это касается требований по ядерной и радиационной безопасности. Так, федеральные

    Правила безопасности при транспортировании радиоактивных материалов НП-053-04 практически полностью соответствуют рекомендациям МАГАТЭ (Правилам безопасной перевозки радиоактивных материалов), требованиям правил, инструкций и других документов по перевозке опасных грузов международных организаций (Международной морской организации, Международной организации гражданской авиации), европейским соглашениям.

    Российские правила по физической защите при перевозках РМ содержат более жесткие требования, чем соответствующие международные документы, хотя и те, и другие основаны на одних и тех же системах категоризации ядерных материалов и радиоактивных веществ по потенциальной опасности применения в террористических целях. Кроме того, фактически все транспортные операции с материалами ЯТЦ и некоторыми радиационными источниками, используемыми в промышленности и медицине, осуществляются в режиме так называемых специальных перевозок, что определяет применение дополнительных мер по физической защите.

    Конкретных планов смягчения этих требований пока нет, но в то же время необходима их гармонизация с нормами ядерной и радиационной безопасности, системами документации и процедурами обеспечения физической защиты. В настоящее время такая работа ведется в рамках подготовки новой редакции правил физзащиты.

    В области обеспечения безопасности движения в основном применяются стандартные требования к транспортному персоналу, режимам движения и другим условиям, действующим при перевозках других опасных грузов. Указанный выше режим «специальных перевозок» предусматривает дополнительные меры и в области обеспечения безопасности движения.

    Нормативные требования по организации готовности и реагирования на аварии при перевозках РМ определяются целым рядом федеральных законов и других нормативно-правовых актов в области использования атомной энергии, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, аварийного реагирования на транспорте.

    Система аварийного реагирования при перевозках РМ является частью общей отраслевой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ГК «Росатом», входящей в качестве функциональной системы в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Порядок и процедуры выполнения работ и обеспечения безопасности регламентируются с учетом рекомендаций МАГАТЭ.

    Органы государственного управления

    Для обеспечения и контроля безопасности при перевозках РМ в России действует комплексная система государственных органов и соответствующих инструментов управления.

    Функции надзора и контроля за обеспечением безопасности при перевозках РМ выполняют госкорпорация «Росатом», МПР России (в состав которого входит Ростехнадзор), Минздравсоцразвития России (в его состав входят ФМБА России и Роспотребнадзор), МЧС России, Минтранс России, МВД России, ФСБ России, Минобороны России (в области перевозок РМ в оборонных целях), ФТС России.

    Роль государственного компетентного органа (ГКО) по обеспечению безопасности, в том числе при международных перевозках, с самого начала выполняли Минсредмаш и его правопреемники (в настоящее время — ГК «Росатом»).

    Инструменты управления (регулирования), применяемые в этой области, включают:

  • лицензирование деятельности грузоотправителей, грузополучателей, перевозчиков, разработчиков и изготовителей ТУК и другого оборудования, экспертных организаций, штатных аварийно-спасательных формирований, организаций-соисполнителей работ (Ростехнадзор, ГК «Росатом» (для перевозок в оборонных целях));
  • лицензирование перевозчиков как транспортных организаций, осуществляющих транспортирование опасных грузов (Минтранс России);
  • подтверждение выполнения требований ядерной безопасности (ГК «Росатом»);
  • сертификацию конструкций РМ особого вида (РМОВ), и с низкой способностью к рассеиванию (РМНСР), а также транспортно-упаковочных комплектов упаковок с радиоактивным содержимым (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
  • сертификацию изготовляемых РМОВ, РМНСР, ТУК и другого оборудования (органы сертификации, аккредитованные ГК «Росатом», Ростехнадзором и Ростехрегулированием);
  • сертификацию условий перевозок РМ (ГК «Росатом» по согласованию с Ростехнадзором и ФМБА России (для ядерных материалов), Минобороны России (для оборонных целей));
  • сертификацию транспортных средств (Минтранс России);
  • санитарно-эпидемиологические заключения на РМОВ, РМНСР, ТУК, специальные транспортные средства (Роспотребнадзор и ФМБА России);
  • сертификацию средств физической защиты (аккредитованные органы сертификации);
  • согласование маршрутов перевозок автотранспортом (МВД России);
  • согласование аварийных планов грузоотправителей (ГК «Росатом»);
  • персональные разрешения руководителям организаций в области использования атомной энергии (Ростехнадзор с участием ГК «Росатом»);
  • государственный контроль обеспечения безопасности перевозок (ГК «Росатом», Ростехнадзор, Роспотреб-
  • надзор, ФМБА России, Минтранс России, Минобороны
  • России (при перевозках в оборонных целях));

    • государственный контроль системы аварийного реагирования (МЧС России, ГК «Росатом»);
    • государственный контроль при международных перевозках (ФТС России).
    • Если учесть, что в рамках каждого из указанных инструментов управления контролируются несколько аспектов безопасности (в том числе системы качества работ, программы радиационной защиты при перевозках, подготовка персонала, аттестация программных средств и т.д.), можно утверждать, что все важные вопросы безопасности находятся под государственным контролем.

      Российская система государственного управления в области перевозок РМ, в том числе система контроля и надзора за безопасностью в этой области, дает достаточные гарантии выполнения норм безопасности на практике. Тем не менее, необходимо ее совершенствование — гармонизация деятельности органов и оптимизация инструментов управления в соответствии с рекомендациями МАГАТЭ и мировой практикой. Так, необходимо избавиться от дублирования (и даже тройного контроля) одних и тех же вопросов безопасности, выработать единый нормативный документ, определяющий очередность получения тех или иных разрешений со стороны государства или инспекций. Целесообразно в полной мере использовать рекомендуемый МАГАТЭ «ступенчатый подход», предусматривающий учет различий перевозимых РМ по степени реальной опасности при осуществлении государственного контроля. Следует также развивать и применять на практике инструменты самодекларирования, самосертификации и других подтверждений (гарантий) безопасности со стороны производителей работ, связанных с транспортированием РМ.

      Бучельников Александр Евгеньевич

      Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»

      Ершов Владимир Николаевич

      ФГУП «Аварийно-технический центр Минатома России»

      Агапов Александр Михайлович

      Институт глобальной ядерной безопасности НИЯУ «МИФИ»

      www.atomic-energy.ru

    Популярное:

    • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
    • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]
    • Превышение промилле штраф Сколько промилле алкоголя возможно для водителей в 2018 году Каждому российскому водителю известно, что вождение автомобиля в нетрезвом виде недопустимо. Но, оказывается, что в этом текущем году действует поправка в Административном […]
    • Форма заявления 11 Сроки, заявления, перечень необходимых документов Информация о получении уведомлений на экзамены для участников ГИА-11 (ЕГЭ, ГВЭ), итогового сочинения (изложения). Обучающиеся, отказывающиеся дать согласие на обработку персональных […]
    • Уменьшение налога енвд на сумму страховых взносов в 2018 году для ооо Авансовый платеж по УСН за 1 квартал 2018 года Отправить на почту Авансовый платеж УСН 1 квартала 2018 года обязательно начислять всем упрощенцам. Рассмотрим, есть ли какие-то особенности его расчета и уплаты в первом отчетном периоде […]
    • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
    • Возврат подоходного налога при обучении на права Налоговый вычет за обучение в автошколе Юлия Г / 10 октября 2014 г. Как получить налог за обучение в автошколе? Суфиянова Татьяна, Налоговый консультант / ответ от 10 октября 2014 г. Юлия, добрый вечер. Налоговое законодательство дает […]
    • Как получить подоходный налог при покупке квартиры пенсионерам Налоговый вычет при покупке жилья в ипотеку Сегодня нас будет интересовать налоговый вычет при покупке жилья. Что это такое? И как его можно запросить? Разобраться во всех перечисленных вопросах и не только нам предстоит в представленной […]