Коммуникативные правила эффективного общения

Эффективные приемы общения

Цель: повышение коммуникативной компетенции учащихся (знакомство с эффективными приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа в сфере общения; развитие коммуникативных умений).

Задачи: повторить понятие «общение», основные виды общения; формирование основных навыков эффективного общения; определить личные качества, важные для общения; актуализировать потребность в развитии коммуникативных навыков каждого учащегося.

Методы и приемы: словесный (рассказ- объяснение педагога); наглядно-иллюстративный (демонстрация картинок); игровой (использование игр); практический (выполнение упражнений).

Оснащение: магнитофон, дидактический материал, наглядный материал, психологические дневники учащихся.

Ход занятия:

Приветствие.

— Здравствуйте! Я очень рада видеть всех вас сегодня здесь.

Учащиеся здороваются друг с другом и обмениваются улыбками.

Введение в тему.

— Сегодня мы с вами продолжаем наш большой блок «Общение» и тему «Эффективные приемы общения». Давайте вспомним ещё раз что такое общение, а также виды и функции общения.

— Общение – это взаимодействие с целью передачи информации, опыта, эмоций. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя, своих «Я».

— Виды общения.


Рисунок 1


Рисунок 2


Рисунок 3


Рисунок 4

— Функции общения.


Рисунок 5

— Сейчас мы с вами попробуем в необычной форме пообщаться все вместе.

Упражнение: «Эстафетная палочка» Ведущий произносит любое предложение (смысл его не важен). Задача следующего участника — начать свое предложение с последнего слова предыдущей фразы.

Основная часть занятия.

— Скажите коммуникативные навыки врожденные или приобретенные со временем в социуме?

Умение общаться с людьми — это товар, который можно купить так же, как и сахар и кофе…И я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете.
(Дж. Рокфеллер)

Упражнение: «Лестница коммуникативного мастерства».


Рисунок 6

Каждый ученик на нарисованной на доске лестнице располагает себя в зависимости от своих коммуникативных умений.

Прежде чем начать обсуждение по нашей теме, стоит привести пример разговора двух старушек:

А: А знаешь, мой внук заработал в армии еще одну «лычку»! Теперь он у меня сержант.
Б: А у меня в последнее время печень совсем разболелась — сил совсем нет.
А: Вот я и говорю, может быть ему теперь ему отпуск дадут.
Б: Да, отпуск — это хорошо. Видимо, придется теперь в больницу идти.

Первое правило эффективного общения: Лучший собеседник — не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Почему люди не слушают других людей? Необходимо развивать в себе навыки слушанья (безоценочность, перефразирование, резюмирование, понимание чувств собеседника). Помимо того, что мы слушаем, мы должны замечать любые изменения в своем собеседнике- быть наблюдательными в общении- это второе правило.

Упражнение: «Что помню?» Один из учеников (по желанию) садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего как можно полнее описать внешний вид загаданного.

— А сейчас мы с вами разомнемся.

Упражнение: «Передай другому без слов» Учащиеся по кругу передают друг другу воображаемый предмет. Сосед должен взять его соответствующим образом и назвать.

Третье правило: понимание невербальных сигналов собеседника

— А теперь давайте вместе назовем еще одно правило общения. Оно очень важно при передачи информации от одного лица другому….. Точность передачи информации- четвертое правило.

— Ребята. Были ли у вас курьезные случаи связанные с несоблюдением этого правила?

Посредством группового обсуждения на доске формируется список качеств, необходимых для эффективного общения. Например: тактичность, умение слушать, открытость, доброжелательность, обаяние, жизнерадостность и т.д. Выбирается 5 наиболее важных и записываются в таблицу. Затем каждый заполняет таблицу- оценить по 10 балльной шкале (столбец «мной самим»), передает по кругу (остальные заполняют столбец «ШМП»). Сравниваем. Остальные два столбика заполнить дома (Д/З).

Закрепление-повторение.

Дети сами подводят итоги сегодняшней темы. Высказывают свои ощущения и пожелания.

— Все, о чем мы сегодня говорили, конечно же, определяет успех в общении. И вместе с тем этого недостаточно. Нужно помнить: главное в общении- это сам человек! Общаясь, мы прежде всего используем самого себя. Поэтому так необходимо постоянно расти, развивать свою уникальную личность. Чем мы с вами все время и занимаемся. И в завершении послушайте интересную притчу.

Притча: «Как важно правильно слушать».

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки: «Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом… а если вы не дадите такой лошади, то…». «Не желаю больше слушать!» — перебил царь запыхавшегося гонца. — «Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу. Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»? — «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»? — «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу». Вот и всё.

Ритуал прощания.

Все улыбаются друг другу и прощаются до следующего занятия.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

4. Понятие эффективного общения, его слагаемые

Эффективность общения в речевом воздействии рассматривается как достижение говорящим своих целей в условиях общения.

Какое же общение можно считать эффективным? Видимо, такое, которое ведет к достижению цели.

Но здесь необходим ряд оговорок. Во-первых, эффективность общения должна определяться применительно к каждому конкретному участнику общения или ко всем вместе взятым? Видимо, эффективность должна определяться для каждого коммуниканта отдельно. При этом в диалоге эффективным общение может быть только для одного из участников или для обоих. На многосторонних переговорах эффективным общение может оказаться для части участников. Применительно к выступлению оратора перед аудиторией эффективность выступления оратора и эффективность общения с ним слушателей будет разной .

Во-вторых, само понятие эффективности будет, по-видимому, связано с достижением тех целей, которые ставит участник общения в данной коммуникативной ситуации.

Эффективное речевое воздействие — это такое, которое позволяет достичь говорящему поставленной цели.

Однако цели в общении могут быть разными:

Цель — донести свою информацию до собеседника и получить подтверждение, что она получена.

Цель — что-либо получить, узнать, изменить в поведении собеседника.

Цель — сформировать определенные отношения с собеседником. Можно выделить такие разновидности коммуникативных целей: установить контакт, развить контакт, поддержать контакт, возобновить контакт, завершить контакт. Коммуникативные цели преследуют такие специальные речевые формулы какприветствие, поздравление, сочувствие, прощание, комплименти т.д.

Теперь дадим более полное определение эффективного речевого воздействия.

Эффективное речевое воздействие — это такое, которое позволяет говорящему достичь поставленной цели и сохранить баланс отношений с собеседником (коммуникативное равновесие),то есть остаться с ним в нормальных отношениях, не поссориться.

Эффективное речевое воздействие

1. Достижение поставленный цели

2. Сохранение коммуникативного равновесия

Мы, однако, уже отметили выше, что цели у говорящего в общении могут быть разными — информационная, предметная, коммуникативная. Какие же их этих целей необходимо достичь говорящему, чтобы можно было считать его речевое воздействие эффективным?

Рассмотрим следующие коммуникативные ситуации. Знаками + и – обозначены достижение соответствующей цели и недостижение ее.

-Простите, здесь соли нет.

— А почему так грубо?

-Передайте , пожалуйста, соль!

В каких случаях можно считать речевое воздействие эффективным, в каких — нет?

Разумеется, эффективно воздействие в том случае, если достигнуты все три цели ( пример 1). Но так бывает, как мы видим, не всегда. Возможны варианты.

Если не достигнута информационная цель (вас не поняли), то эффективность речевого воздействия всегда равна нулю. Отсюда вывод: надо говорить четко и понятно.

Если не достигнута коммуникативная цель (отношения не сохранены, нарушены, собеседник обиделся ), то такое воздействие также неэффективно, поскольку сохранение коммуникативного равновесия — одно из условий эффективности речевого воздействия (по определению, см. выше).

А вот если предметная цель не достигнута, то речевое воздействие может иногда быть эффективным: если цель не достигнута по объективным причинам (соли физически нет на столе), но при этом коммуникативное равновесие сохранено (пример 2).

А если мы достигли предметной и информационной цели, но не достигли коммуникативной (пример 5)? В таком случае результат есть — соль мы получили, но нормальных отношений с собеседником не установили. Такое речевое воздействие называют результативным (есть результат), но неэффективным (так как второе правило — коммуникативное равновесие — не соблюдено). Таким образом, эффективное и результативное речевое воздействие — разные вещи.

В остальных случаях недостижение предметной цели свидетельствует о неэффективности речевого воздействия — значит, мы что-то сделали неправильно: не так попросили, не те приемы использовали, не учли какие-то законы общения и т.д.

Люди, связанные с производством, считают эффективным достижение цели с минимумом затрат. Если цель достигнута, а затраты невелики — значит, деятельность была эффективной. Подобную точку зрения высказывают и некоторые специалисты в области делового общения: «Деловое взаимодействие можно назвать эффективным, если оно достигает своих целей с минимальными затратами времени и энергии и оставляет чувство удовлетворения» ( Н.В.Гришина. Я и другие. Общение в трудовом коллективе. М., 1990, с. 8).

Таким образом, чем меньше затраты на достижение цели, тем эффективнее наша деятельность (если цель достигнута). Это подход со стороны себестоимости деятельности. Если в производстве такое понимание эффективности часто приемлемо и даже необходимо — повышение эффективности производства достигается за счет снижения затрат для получения конечного результата, то в общении подобный подход оказывается не только неприменимым, но и неверным. Эффективное общение — это не только такое, которое позволило достичь результата, но такое , при котором между участниками общения сохранилось равновесие отношений. А именно на достижение этого — сохранение равновесия отношений — и затрачивается нередко основная часть коммуникативных усилий коммуникатора ( ср. ниже коммуникативный закон зависимости результата общения от объема коммуникативных усилий, глава 3 ).

В коммуникации нельзя повышать эффективность, снижая затраты. Надо, наоборот, применять весь арсенал вербальных и невербальных средств, соблюдать законы и правила общения, применять приемы эффективного речевого воздействия, соблюдать нормативные правила общения и т.д. Только максимум усилий дает желаемый коммуникативный результат — достигается цель общения и сохраняется равновесие отношений между общающимися. Эффективность коммуникации прямо пропорциональна объему затраченных коммуникативных усилий.

Вспомним следующее: короткие просьбы и распоряжения всегда выполняются менее охотно — они обычно воспринимаются как более грубые, агрессивные. Вежливость предполагает соответствующую интонацию и более развернутые формулы просьбы, распоряжения и т.д. — такие формулы позволяют применить несколько приемов установления контакта, подать несколько сигналов вежливости, расположения к собеседнику. Именно поэтому надо учиться просить, отказывать и т.д. развернуто — это оказывается более эффективно.

Если же собеседники ставят перед собой чисто коммуникативные цели — поддержать отношения (светская беседа, чисто фатический диалог), и при этом соблюдают принятые в обществе каноны светского общения, то такое общение (при отсутствии нарушений) всегда оказывается эффективным, так как в этом случае предметная цель совпадает с коммуникативной (поддержать отношения).

Таким образом, общение эффективно тогда, когда мы достигли результата и сохранили или улучшили отношения с собеседником; по крайней мере — не ухудшили. Это означает, что мы сохранили коммуникативное равновесие.

Известный американский гангстер Эль Капоне говорил: “При помощи доброго слова и револьвера можно достичь гораздо большего, чем при помощи одного только доброго слова”. Он, конечно, прав — ведь он судит по своему опыту. Но наша цель — добиваться успеха добрым словом без револьвера. В этом и заключается искусство эффективного общения, искусство речевого воздействия на собеседника.

Коммуникативное равновесие бывает двух видов — горизонтальное и вертикальное. Горизонтальное коммуникативное равновесие — это адекватное выполнение в соответствии с принятыми в обществе правилами роли равного— по степени знакомства, по возрасту, по служебному положению, по социальному положению и др. Это значит — оправдывать ролевые ожидания равных тебе, говорить с ними в рамках принятых в обществе правил вежливости и уважения.

Вертикальное коммуникативное равновесие связано с соблюдением норм общения, принятых для лиц, находящихся в неравных отношениях по вертикали: начальник -подчиненный, старший — младший, занимающий более высокое служебное положение — занимающий более низкое служебное положение, стоящий выше в социальной иерархии — стоящий ниже в социальной иерархии.

И при горизонтальном, и при вертикальном коммуникативном равновесии важно, чтобы соблюдались принятые в обществе ролевые нормы. Если равный не командует равным ему, начальник не унижает, сын послушен родителям, подчиненный уважителен и т.д., то коммуникативное равновесие соблюдено.

Для того, чтобы наше речевое воздействие было эффективным, необходимо соблюдение ряда условий. Если какие-то из этих условий не будут соблюдены, эффективность речевого воздействия оказывается под вопросом.

Существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для эффективности речевого воздействия в конкретном акте общения:

1. Знание коммуникантом общих законов общения и следование им.

2. Соблюдение коммуникантом правил бесконфликтного общения

3. Использование им правил и приемов речевого воздействия.

4. Реальная достижимость поставленной предметной цели.

И еще один очень важный момент, учитывать который необходимо при обсуждении проблем эффективности речевого воздействия.

В любом цивилизованном обществе действует важнейшая коммуникативная аксиома, которая гласит: со всеми людьми надо поддерживать коммуникативное равновесие.Если участники общения разделяют эту аксиому, придерживаются ее – исходят их того, что коммуникативное равновесие поддерживать надо – с такими людьми можно говорить о способах и приемах эффективного общения, о бесконфликтном общении и т.д. Если люди эту аксиому не разделяют и считают, что вовсе не обязательно поддерживать коммуникативное равновесие – такие люди находятся за рамками цивилизованного общества и их общение осуществляется по другим, не цивилизованным законам.

Нарушение основной коммуникативной аксиомы в общении ведет к конфликту, а общение становится неэффективными. Можно, конечно, грубостью или принуждением добиться от собеседника поставленной вами предметной или информационной цели, но такое общение уже лежит за рамками цивилизованного, и хотя его можно будет назвать результативным, но оно никак не будет эффективным – по определению.

Два основных требования к эффективному речевому воздействию можно назвать принципами эффективного общения. Таким образом, можно констатировать, что основными принципами эффективного общения являются принцип результативности и принцип коммуникативного равновесия.

studfiles.net

Правила эффективного общения

Невозможно жить в обществе и не общаться с его представителями. Каждый день, человек вступает в коммуникативные процессы с другими людьми. Каждодневный круг общения человека весьма широк: это и родственники, друзья, коллеги, иные лица. Одни люди легко смогут находить общий язык с другими людьми и постоянно находятся в центе внимания. Другие же, постоянно испытывают трудности в общении.

В рамках коммуникации между людьми важную роль играют не только речь, а и мимика, жесты, эмоциональная окраска информации. В целях более успешного понимания собеседника, необходимо уметь подстроиться под его стиль общения, уловить эмоциональное состояние. Для этого нужно постоянно совершенствовать свои коммуникативные навыки.

Для успешной коммуникации с другими людьми можно с успехом использовать ряд приемов. В первую очередь, необходимо наблюдать за собеседником, делая определенные выводы о нем. В ходе такого наблюдения можно определить сферу его деятельности, к какой социальной группе он относится. Определив это, можно с уверенно подобрать стиль общения и манеру поведения с человеком.

Для успешного повседневного общения с другими людьми, необходимо постоянно развивать коммуникативные способности, преодолевая трудности в общении. Для преодоления трудностей в общении можно рекомендовать ежедневно вступать в коммуникации с совершенно незнакомыми людьми (спрашивать который час, уточнять местонахождение различных объектов, общаться со случайными попутчиками). В процессе общения как можно с большим количеством людей, человек учится подстраиваться под их стиль взаимодействия.

Также необходимым условием успешного общения с другими людьми является расширение собственного кругозора. Человек, знающий много интересной и полезной информации, умея ее грамотно преподносить – будет пользоваться успехом в любом обществе. Такой человек, безусловно, будет интересным собеседником.

Общаясь с людьми, необходимо постоянно контролировать свое поведение и эмоции. При этом нужно уметь эффективно распознавать эмоции и состояние других людей по их жестам, мимике. Данная способность играет ключевую роль во взаимодействии с собеседником. Как правило, человек бывает успешен в общении с другими людьми, обладая способностью к сопереживанию. Ориентация в процессе общения не только на слова, а и на эмоции и душевное состояние собеседника, способствует более доверительному общению.

В процессе общения с другими людьми необходимо соблюдать общепринятые правила этикета и нормы общественного поведения. Особенно важным соблюдение этого условия является при деловом общении. Неправильный стиль общения, отличающийся от общепринятого, в данной социальной группе, способен оттолкнуть собеседника. У него может возникнуть чувство неприятия сказанного.

Общаясь с людьми, необходимо проявлять искренний интерес к словам партнера по общению. К собеседнику необходимо общаться по имени. Имя человека уникально и обращение к собеседнику по имени будет способствовать большей открытости в общении между собеседниками.

Необходимо проявлять искреннюю симпатию к собеседнику. Улыбка и доброжелательный тон разговора настроят собеседника на доброжелательный лад и будут способствовать возникновению симпатии к партнеру.

Для более успешного общения, необходимо проявлять интерес к вопросам, являющимся актуальным для собеседника. Если тема для разговора интересна партнеру, то общение будет более неформальным и в ходе него собеседники легко найдут общий язык.

Нужно уметь слушать собеседника. Ничто так не способствует доверительному общению между людьми, как умение выслушивать чужие мысли.

Также необходимым условием успешного общения является подчеркнутое проявление уважения к личности собеседника, признание его достижений и заслуг.

В процессе изучения психологии общения, человек учится находить подход к другим людям. Вырабатывая навыки успешной коммуникации и способность к сопереживанию, человек тем самым учиться общаться и преодолевать разного рода барьеры, мешающие понимать собеседника.

Если применять указанные правила в ходе повседневного общения, то это, безусловно, пойдет на пользу человеку. Ведь люди, умеющие находить общий язык с собеседником, имею гораздо более высокие шансы достичь успеха во многих отраслях общественной жизни.

the-portal.ru

Коммуникативные правила эффективного общения

Правила общения – это принятые в конкретной лингвокультурной общине нормы, каноны поведения, которые регламентируют коммуникативные взаимоотношения людей. Они подразделяются на нормы вербального воздействия и на нормативные. Правила вербального общения решают проблему как результативнее провести разговор, а нормативные – отвечают на вопрос «как правильно». Правила коммуникативного взаимодействия отображают представления, сформировавшиеся в социуме, о правильности ведения беседы при каждой коммуникативной ситуации. Они помогают сделать беседу более результативной.

Правила общения выработались социумом в процессе эволюционного прогресса людей и поддерживаются социокультурными обычаями этого социума. Правила коммуникативных взаимоотношений осваиваются индивидами посредством наблюдения и подражания окружению, а также вследствие целенаправленного обучения. Существуют правила, которые хорошо усвоены субъектами, поэтому они реализуются в коммуникациях практически машинально, т.е. без сознательного управления. Освоив основные правила общения, можно употреблять их сознательно для достижения установленной цели в коммуникациях, что даст существенное преимущество в беседе индивиду, который эти правила знает.

Правила общения с людьми

Нормы и правила общения условно подразделяются на стереотипные и творческие, и появились они вследствие гуманизации общения. В процессе развития правила коммуникационного взаимодействия постоянно меняются, а человеку приходится подчиняться изменившимся условиям для того чтобы общение было действенным, а не бесполезным.

!Индивид, владеющий искусством коммуникативного взаимодействия, всегда выгодно акцентирует на себе внимание окружающих. На результативность беседы, прежде всего, влияет речь говорящего, которая должна отличаться четкостью, выразительностью, чтобы не попасть в неловкое положение. Произносить речь, отдельные реплики следует в среднем темпе и громкости голоса. Слишком тихая речь вызовет скуку, а чрезмерно громкая – приведет к появлению чувства дискомфорта у собеседников. Поэтому речь должна обладать размеренностью, средней громкостью и мягкостью.

Ниже приведены основные правила общения с людьми, которые помогут прослыть интересным и приятным собеседником и человеком, умеющим поддержать любой разговор.

При любом коммуникативном взаимодействии с индивидом следует концентрировать внимание непосредственно на говорящем и его сообщении. Для поддержания беседы и демонстрации своей заинтересованности нужно периодически уточнять по поводу правильности понимания содержания беседы и ее нюансов. Необходимо сообщать говорящему в перефразированном виде смысл полученной информации.

Правила общения с людьми включают следующее: не рекомендуется перебивать собеседника, давать ему советы, критиковать его, резюмировать его речь, отвлекаться на подготовку ответной реплики. Это лучше сделать после приема сообщения и его уточнения. Следует соблюдать последовательность подачи информации. Не рекомендуется переходить к новой информации, не убедившись в том, что партнер верно воспринял предыдущее высказывание. Во время разговора атмосфера должна носить доверительный и уважительный характер. К собеседнику нужно проявлять эмпатию.

Правила общения кроме использования вербальных средств общения в разговоре включают и невербальные инструменты. Беседа будет более результативной в том случае, когда с партнером по коммуникации будет установлен частый контакт глаз. В ходе разговора нужно слегка покачивать головой в такт речи. Интонацию в конце предложения лучше снизить, а перед тем, как дать ответ на реплику собеседника, следует выдержать небольшую паузу. Также можно использовать и другие инструменты, которые помогут расположить собеседника. К людям, с которыми строится беседа, нужно относиться таким образом, чтобы они ощущали себя умными, приятными и интересными собеседниками. Искренняя улыбка всегда располагает людей к собственной персоне. Поэтому в процессе коммуникаций нужно всегда улыбаться, а для того чтобы улыбка была естественной и не казалась вымученной, нужно вспомнить какой-нибудь приятный или веселый случай. Человек любит звучание своего имени, поэтому нужно помнить имя собеседника и при разговоре периодически следует обращаться к нему по имени или имени-отчеству (в зависимости от обстановки и близости отношений между партнерами по беседе).

Звучание имени субъекта оказывает на него огромное воздействие. Было замечено, что при возникновении конфликтных ситуаций, сгладить обстановку позволяет более частое упоминание имени беседующих. Зачастую имя может стать той каплей, которая перевесит решение в нужную сторону. Имя личности является самым главным для нее звуком на любом языке. Однако перед тем как обратиться к человеку по имени следует уточнить, называть ли его полным именем, или можно сокращенным. Это повысит уровень привлекательности говорящего, как собеседника. К незнакомым или малознакомым лицам, людям старшего возраста или занимающим более высокую ступень в профессиональной иерархии лучше все-таки обращаться по имени и отчеству.

Каждый человек хочет чувствовать себя значительной личностью, хочет, чтобы от него хоть что-нибудь зависело. Потребность ощущать себя значимым субъектом является одной из самых подлинных и свойственных человеку слабостей, которые присущи всем людям в различной степени выраженности. Нередко достаточно всего лишь дать индивиду возможность осознать свою персональную значимость, для того чтобы он с превеликим удовольствием согласился сделать то, о чем его попросили.

Механизмов поднятия значимости партнера по коммуникации существует множество, каждый индивид выбирает для себя наиболее подходящий в конкретной ситуации. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что наиболее приятным собеседником считается не тот, кто прекрасно владеет искусством риторики, а тот, кто внимательно слушает партнера по коммуникации. Не стоит также забывать, что индивиды расположены слушать собеседника лишь только после того, как их выслушали. Поэтому, иногда все, что надо для того, чтобы вас выслушали и сделали так, как вам нужно, просто дать возможность выговориться собеседнику, при этом проявляя максимум внимания и интереса к речи собеседника.

Правила речевого общения

Основным механизмом коммуникационного взаимодействия является речь. Она отражает все мировоззрение личности, ее интересы, область деятельности, увлечения, культурный уровень. Практически все общение осуществляется посредством речевых средств. Речью можно назвать языковую систему в «действии». То есть это употребление языковой системы в целях говорения, трансляции мыслей и непосредственно общения. Речь отличается от языковых систем тем, что ее природа психофизическая. Это означает, что в производстве ее принимает участие речевой аппарат, а регулируется его работа центральной нервной системой.

Речь делится на устную и письменную, диалогическую и монологическую.

Нормы и правила общения при помощи речевых инструментов – это знания и умения грамотно применять нормативы языковой речи в различных условиях, например, на собраниях, совещаниях, переговорах, при личных беседах и др.

Культуру и результативность речевого общения следует оценивать по нескольким показателям, таким как точность речи и ее уместность, доступность, целесообразность, правильность и чистота речи, выразительность, грамотность, разнообразность, этичность. Правильность речи заключается в соответствии вербальных средств канонам литературного языка. Точность речи означает, прежде всего, грамотное и уместное использование терминологии. Уместность речи заключается в точном выборе тона и стиля коммуникации. Коммуникативная целесообразность речи не допускает грубость, нетактичность. Речевая этичность заключается в употреблении вежливых устойчивых выражений, обращений, фраз приветствия, прощания, извинения, благодарности, согласия, похвалы.

Грамотность считается стержневым показателем культуры речевых коммуникаций, так как безграмотный человек не способен внятно и понятно донести суть сообщения. Безграмотность выражается в неумении сформулировать собственные мысли, в неспособности правильно подобрать, употребить нужные слова, фразы, словосочетания и придать им корректную грамматическую форму. Грамотностью не следует пренебрегать даже в беседах с близкими друзьями или родственниками.

Можно выделить типичные ошибки, которыми склонны злоупотреблять индивиды при коммуникационном взаимодействии. Довольно часто беседующие используют сленговую речь, слова-паразиты, сокращенные слова, ставят неверные ударения в словах или неуместно употребляют вставки из иностранных выражений, используют диалект. Такой стиль коммуникаций вызовет только недоумение и непонимание.

Грамотность особенно важна при деловых отношениях, при устройстве на работу, при телефонных переговорах, в письменной речи и т.д. Для совершенствования грамотности необходимо больше читать высокохудожественной литературы. Чтение книг способствует не только расширению кругозора, но и позволяет научиться правильно выстраивать речь, тренирует зрительную память, помогает совершенствовать правописание, позволяет обогатить словарный запас и т.п.

При разговоре не рекомендуется обращаться к партнеру по коммуникации по фамилии, даже если он находится ниже по служебной иерархии.

Во время беседы следует избегать оценочных высказываний, кроме тех, которые направлены на поощрение. Негативные оценки при беседе вызовут в ответ агрессию в свой адрес, неприятие, что приведет к возникновению конфликтных ситуаций, вследствие чего беседа станет неэффективной.

Общение является неотделимой составляющей человеческой жизни. Люди взаимодействуют постоянно, даже при видимом молчании все равно продолжают общаться при помощи жестов, различных движений, мимики и т.д. Эффективным коммуникативным взаимодействием считается такое общение, в котором люди стремятся понять мысли и постигнуть чувства собеседников, при этом, не оценивая их. То есть действенное общение заключается не просто в трансляции информации, а в умении слушать и понимать собеседника, умело и грамотно говорить, использовать инструменты невербального воздействия. Такие способности эффективного коммуникативного взаимодействия каждый вырабатывает в себе индивидуально, беря пример с окружающих людей, главным образом родителей и преподавателей. Нередко, перенятая в детстве от родителей или других значимых взрослых модель коммуникативного взаимодействия бывает неэффективной.

Можно выделить основные правила этикета в общении, которые придадут эффективности коммуникационному взаимодействию с разными индивидами и в различных жизненных ситуациях. Правило первое подразумевает под собой то, что любое общение начинается с установления контакта с собеседником, поэтому не стоит им пренебрегать. Без контакта с партнером по коммуникации общение будет невозможно или не будет нести за собой смысловой нагрузки. Для результативного коммуникационного взаимодействия следует говорить в одинаковом с собеседником темпе и объеме, также необходимо использовать аналогичное положения тела в пространстве, например, если собеседник стоит, то и вам нужно беседовать с ним стоя. Это второе правило этикета общения. Не рекомендуется в речи употреблять длинные для понимания и витиеватые фразы, используя только лишь общие слова и высказывания. Следует стремиться к тому, чтобы речь обладала конкретикой и существенностью, чтобы партнер по коммуникации мог без особого труда понять смысл информации именно такой, какой и предполагался. Следующее правило заключается в обязательном применении при разговоре средств невербальных коммуникаций, так как они являются важнейшими составляющими результативного общения.

Ученые утверждают, что всего лишь до 10 % в общении составляют слова, а более 90 % в общении отводится невербальным инструментам, таким как положение тела, взгляд, жесты и мимика, и др. После окончания разговора следует обязательно убедиться в том, что собеседники поняли правильно представленную информацию. Еще одно правило заключается в запрете на пассивное восприятие информации партнерам по коммуникации. В ходе разговора необходимо при помощи невербальных инструментов взаимодействия и словами давать понять собеседникам, что их слушают и слышат.

Сегодня современный мир так устроен, что без действенного коммуникативного взаимодействия с окружающим социумом, довольно сложно добиться успешности в работе и жизни.

Правила этикета в общении должен знать каждый, уважающий себя индивид, который стремится к жизненной успешности и самореализации вне зависимости от его возраста, статуса, половой или национальной принадлежности, сферы деятельности.

Правила общения по телефону

Телефонные коммуникации, как и остальные виды коммуникативного взаимодействия, имеют свои правила и нормы ведения беседы по телефону. Знание таких норм позволит грамотно и эффективно провести разговор и добиться поставленного результата. Если по роду деятельности без коммуникаций посредством телефона невозможно обойтись, то следует изучить правила общения с клиентами, для того чтобы трансформировать телефон из своеобразного препятствия в своего союзника. Необходимо изучить правила телефонного общения до такой степени, чтобы они превратились в естественную модель ведения разговора.

Ниже приведены простые правила общения с клиентами посредством телефона.

Правило первое предполагает продуманность телефонного разговора. То есть перед тем, как совершить телефонный звонок, следует тщательно продумать построение беседы, возможные возражения и способы работы с ними, вопросы и необходимый результат. Даже опытные коммутаторы, у которых вся основная деятельность связана с телефонными переговорами, всегда держат перед собой общий план беседы, речевые модули, грамотно подобранные фразы.

Если телефонная беседа предполагает ознакомление с услугами предприятия и его предложениями, то отсюда вытекает второе правило, которое предполагает необходимость всегда держать под рукой прайсы, презентационные материалы и т.д.

Третье правило заключается в резюмировании диалога. Всегда следует подводить итог разговора. Например, если разговор охватывает поставку какого-либо товара, то следует отчетливо и медленно повторить место доставки, дату и время и т.д.

Оптимальным в телефонном разговоре считается доброжелательное и мягкое начало беседы, а затем следует перейти на более энергичную речь. Заканчивать общение нужно на позитиве. Существует так называемое правило «края», которое означает, что целостность впечатления обуславливает первый и последний сигналы.

При любом телефонном общении следует осознанно и целенаправленно работать на такие ощущения, которые вызывают желание в собеседнике. Завершать разговор тепло и мягко следует в тех случаях, когда говорящий приглашает посетить клиента их магазин, офис, фирму и т.д. Четко и деловито, при этом придав ощущения стабильности и безопасности – если речь идет о различных поставках. Ведь говорящий должен дать клиенту уверенность в надежности компании в качестве возможного партнера.

Темп речи должен зависеть от собеседника. Если партнер по телефонной коммуникации говорит быстро, то следует слегка ускорить свой темп речи. В случае, когда собеседник говорит медленно, следует плавно и немного тягуче растянуть слова. Подстройка под партнера создаст более комфортные и благоприятные условия беседы для клиента, что безусловно расположит его в сторону говорящего. А это значит, что он пойдет навстречу. Однако тут следует опасаться того, что партнер может воспринять ваши коммуникативные уловки в качестве насмешки над собой. Поэтому следует копировать собеседника очень аккуратно и не слишком явно.

Не следует в процессе телефонного разговора перегружать партнера информацией. Ведь давно установлен факт, что объем оперативной памяти субъекта составляет до 9 единиц. Это означает, что невозможно запомнить одновременно 9 слов, не связанных в логическую цепочку. Поэтому не следует выкладывать клиенту абсолютно всю известную вам информацию. Этим вы его только запутаете и отпугнете, вместо того, чтобы вызвать заинтересованность.

При общении по телефону необходимо поддерживать с клиентом обратную связь для того чтобы частично компенсировать отсутствие контакта глазами. Данное правило предполагает реагирование на все реплики собеседника, но без чрезмерного фанатизма. Реагировать можно такими фразами: «я вас понимаю», «это замечательно» и т.д. Такие высказывания позволят собеседнику расслабиться и ощутить себя более удобно.

В общении по телефону так же, как и при других видах коммуникативного взаимодействия, эффективным считается упоминание имени собеседника. Причем в телефонном разговоре обращаться к человеку по имени следует как можно чаще, что недопустимо в коммуникативном взаимодействии «глаза в глаза».

Еще одним важным правилом эффективности телефонного разговора считается обязательное выяснение у партнера, удобно ли ему разговаривать именно в данный момент, располагает ли он свободным временем для беседы. Это важно для того чтобы собеседник правильно воспринял всю информацию, которую до него хотят донести по телефону.

Телефон сегодня практически незаменимый атрибут общения. Однако изначально созданный для объединения субъектов, сейчас он вносит множество сложностей при коммуникациях. Ведь в условиях, когда два собеседника не могут видеть друг друга, крайне сложно проявлять эмпатию и сопереживать чувствам партнера, что снижает результативность беседы. Поэтому, именно для компенсации недостатков телефонного общения были разработаны вышеперечисленные правила взаимодействия.

psihomed.com

Популярное:

  • Какой стаж работы нужен для кредита Легко ли получить ипотеку для сотрудников Сбербанка и зарплатных клиентов? Сотрудники Сбербанка нуждаются в собственном жилье не меньше, чем люди, работающие в иных организациях. Эта кредитная организация поощряет желание сотрудников в […]
  • Материнский капитал обналичить отзывы Обналичивание материнского капитала Заблокирован На сайте: 4 года обменов/займов нет Местный Увлеченный Цитата (noi5y @ 18.1.2017) Вообще-то законно и не так дорого. Законно это в соответствии с законом. Если законом […]
  • Гос программа по переселение Гос программа по переселение В случае возникновения экстренных ситуаций обращаться по телефонам: 05 или 112 (круглосуточно) Прогноз МЧС России Голосование Как Вам удобно получать гос.услуги? Новости губернатора Плановые ремонтные […]
  • Гонки по правилам с авторадио калуга В Калуге пройдут юбилейные «Гонки по правилам» 12 октября в областном центре стартует акция «Гонки по правилам», которую традиционно в октябре проводит радиостанция «Авторадио – Калуга». В этом году гонки пройдут в 10-й раз. - Если […]
  • Претензия к качеству молока Претензия к качеству молока Консультируем за 500 рублей до 30 июля В чем преимущество претензионного порядка урегулирования спора? Основываясь на практике урегулирования споров, можно сказать, что судебный порядок урегулирования […]
  • Права свидетеля в зале суда Наша среда Резня в Сумгаите: факты и искажения ГЕНОЦИД АРМЯН «Наша среда online» — Сумгаитский погром — беспорядки на этнической почве в городе Сумгаит Азербайджанской ССР 27—29 февраля 1988 г., сопровождавшиеся массовым насилием в […]
  • Бланк единого вмененного налога Как с вами связаться? Онлайн-сервисподготовки декларации по ЕНВД за 2018 год Сервис позволяет: Подготовить отчет Сформировать файл Протестировать на ошибки Распечатать отчет Отправить через интернет! Начиная с 1 квартала 2017 […]
  • Претензия по протечке потолка Как правильно написать заявление в ЖКХ о протечке крыши? Образец документа Протечка крыши дома является распространенным явлением, доставляющим жильцам немало проблем. Как отстоять свои права и каков правильный порядок […]