Урок по пьесе на дне спор о правде

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:
Урок литературы в 11 классе по пьесе М.Горького «На дне»

Изучать литературу нео­бходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкос­нуться с учебным предметом, а соприкоснуться с самой жизнью на примере пьсы «На дне».

Спор о правде и мечте в пьесе М. Горького «На дне»

«Человека унижает жалость

Сколько помню нас учили так.

Кто б меня унизил, пожалев. »

1.Мы знаем, что изучать литературу-это не просто читать книги. Изучать литературу необходимо для того, чтобы найти ответы на жизненные вопросы, найти себя, определить свой путь. Поэтому у тех, кто берет в руки книгу, есть возможность не просто соприкоснуться с учебным предметом, а соприкоснуться с самой жизнью, что мы и постараемся сегодня сделать на уроке.

Итак, мы продолжаем работать над пьесой М.Горького «На дне». И тема урока звучит так: «Спор о правде и мечте в пьесе». На уроке мы попытаемся понять суть спора о правде между героями, попробуем разобраться чья правда ближе автору, нам, современным читателям. Эпиграфом к нашему уроку будут служить слова Ю.Друниной, к которым мы еще вернемся в процессе обсуждения.

2. На прошлых уроках мы говорили с вами о том, что пьеса «На дне» представляет новый тип драмы, какой?

— показана жизнь «дна», ночлежка. — размышления писателя о смысле

жизнь «бывших» людей, воров, жизни, о человеке,

— Почему «бывшие люди»? («Без имени нет человека»; « Был честной да позапрошлой
весной»)

В чем заключается ее отличие от традиционной драмы?

Ее отличие заключается в том, что сюжет разворачивается не столько во внешнем
действии в обыденной жизни, сколько в диалогах героев.

Так о чем же говорят пьесы? Что является лейтмотивом драмы? Давайте найдем
ключевые слова пьесы: ложь-правда; жалость — уважение

-Как они соотносятся с проблематикой пьесы? ( Спор о правде и лжи- основной центр

-Ведь уже в самом начале слово «правда» прозвучало в реплике Квашни. «Врешь»- резкий

Т.е. правда — ложь -важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику пьесы.

-Как вы заметили, особенностью пьесы является то, что свою правду имеют все персонажи

пьесы. «У кого, что болит, тот о том и говорит»-гласит народная мудрость. Все

персонажи говорят о своей правде.

-Сейчас давайте вспомним на какие группы по сопротивляемости к жизни мы разделили

«хозяева жизни» смирившиеся с страдающие от своего Лука Сатин

Медведев Бубнов Актер

Костылев Барон Васька Пепел

Ну а сейчас попробуем определить, что за правду отстаивает и защищает каждая группа

правда (Вся земля в околотке

(Человек без племянниц —

правда ; правда «лжи»

для них главное бумажка; человек-то, что

написано в паспорте)

«Рожденный ползать летать не может» )

— Попытайтесь соотнести формулировку правды с высказываниями близкими по смыслу и с группой персонажей (Приложение1)

Мы убедились, что у каждого героя своя правда.

Но особый интерес и у самих персонажей, у критиков, читателей вызывает спор между
Лукой и Сатиным.

В чем суть этого спора, в чем он выражается? ( Прежде всего, во взглядах на человека, на
жизнь, на веру).

Приведите примеры взглядов на человека и правду Сатина и Луки,

Людей жалеть надо!

.. .И больно правда нужна, может

она обух для тебя.

Человека надо уважать. Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо\ Человек- вот правда! Правда- Бог свободного человека.

Хотелось бы обратить ваше внимание на слова Горького, который говоря о замысле пьесы отмечал: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это-что лучше, истина или сострадание. Что нужнее. Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

Так почему же именно Лука и Сатин.

-Так кто же такой Лука, что он делает в ночлежке? Какова его роль в пьесе? — Мы знаем, что отношение к Луке и среди читателей, литературоведов, режиссеров было неоднозначным, Во-первых, пытались обратиться к истокам его имени; мы знаем, что оно имеет несколько знамений

Восходит к имени апостола Луки (при восходе солнца родившийся)

От «лукавый», хитрый, себе на уме!

Загадочный от «луковки», до сердцевины которой доберешься, если снимешь много
«одежек».

Задание: предлагаю доказать одну из существующих точек зрения, приведите факты, аргументы, примеры из текста, подтверждающие мысль. (Приложение2)

искренне сочувствует каждому из ночлежки

действительно, лукавит, знает, что врет, делает это, чтобы люди не тревожили

3- загадка, так до конца и не понятно искренен он или нет, не понятно с какой целью
он появился и не понятно как исчез!?

Задание, вам дан отрывок, попытайтесь прочитать высказывание Луки с той интонацией, чтобы мы поняли, какую точку зрения поддерживали вы. (ПриложениеЗ)

— Как вы считаете, какая из этих трактовок объективнее раскрывает содержание образа.

— А может все 3 точки зрения вместе раскрывают образ? Лука становится загадкой. Ведь даже сам Горький не дает нам полного и точного ответа на этот вопрос Кто же Лука. Врал ли Лука ночлежникам? Он им сострадал!

(Но что мы можем сказать однозначно, в каждом из ночлежников он видит человека, открывает светлые их стороны и это производит переворот в жизни героев. Пускай даже ложно, но спасает.)

-Какова роль Сатина? Сатин выступает антиподом Луки?

— Какую правду утверждает? — Человека уважать надо! Не унижать его жалостью, а уважать. — Исходя из утверждения Сатина можно определить ключевые формулы пьесы:

Что важнее-уважение или утешение? А может они равны?

Таким образом, мы видим, что Горький противопоставляет не ложь и правду (истину), а жалость (сострадание) и истину. И действительно, что важнее, что нужнее? Сострадание или правда (истина)?

Итак, мы видим, что по мнению Горького, Лука лжет, унижает, жалеет следовательно , унижает человека, т.е. он не является положительным героем

— А что же Сатин, что предлагает он.

(Он возвышает человека! Человек-это звучит гордо! Все в Человеке, все для Человека! Но вместе с тем Сатин произносит: «Человек это не ты, не я, не они-нет! Это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет в одном (очерчивает в воздухе фигуру человека)

— Чем опасна данная теория?

(Своей абстрактностью! Сатин мечтает о человеке-властелине, идеальном человеке, так мечтая, можно не заметить конкретную Настю с ее горем, умирающую Анну, Клеща…)

-Итак, абстрактный человек вообще возникает на фоне пустоты, за этим образом не стоит ничего конкретного. Никто никого не понимает, все заняты собой, своими проблемами. Тогда получается, что Сатин тоже лжет’? Но его ложь имеет идеальное обоснование будущего т. е. вместо любви к ближнему, которую проповедует Лука, Сатин предлагает «любовь к дальнему», человечеству абстрактному, человеку-мечте.

-Задание: в таком случае, кто вам ближе, чья правда ближе — Сатина или Луки?

-На протяжении всей пьесы Лука и Сатин-антиподы, остаются ли они ими до конца?

(Нет. В 4 акте пьесы обнаруживается близость жизненных философий Луки и Сатина, основанная на их вере в лучшее в человеке и в его предназначение на земле.)

—Верно ли утверждение, что Сатин призывает только уважать, а Лука — только жалеть человека?

Если обратимся к словарю, то найдем жалеть:

1) чувствовать жалость, сострадание

2) беречь, щадить, любить

относиться с уважением

То есть мы можем противопоставлять призыв Луки и Сатина? Здесь дело во внутреннем диалоге Сатина, скорей его спор с собой.

Спор заключается в другом: в существе самого призыва «уважать человека», У Луки при этом акцент делается на уважение к конкректному живому человеку, у Сатина — к Человеку.

Но они едины в утверждении человека как высшей правды и ценности мира.

Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока: что лучше истина или сострадание?

Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?

-Конечно, ответа на вопрос автора в пьесе нет! А как думаете вы?

—Как тут не вспомнить строки из стихотворения Ю. Друниной? Действительно, нам так хочется, чтобы о нас заботились, нас любили, нам сострадали.

И чтобы там ни говорили, как бы ни спорили философы и литературоведы, ни мы, ни писатели не можем отказаться от пушкинского завета:

Урок литературы 11 класс Спор о правде в пьесе М.Горького «На дне».

Автор: Бабкина Анна Геннадьевна

Спор о правде в пьесе М.Горького «На дне».

– выявить позицию героев по отношению к вопросу о правде;

– создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию своей точки зрения о жизненных принципах Бубнова, Луки, Сатина;

– содействовать формированию собственной точки зрения учащихся по отношению к понятию «правда»;

– формировать навыки работы в группе, публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения.

Стадия ВЫЗОВА (актуализация знаний, актуализация учащихся, пробуждение интереса).

Обратите внимание на тему урока. Каков будет предмет нашего разговора?

Правда. Что такое правда? (Набрасываем кластер на доске).

Правда – это истина, справедливость, честность, правота, это то, что существует в действительности, это реальность, это то, это не ложь.

Так вот, о правде и пойдет сегодня наш спор.

– Какова же будет цель урока?

На уроках литературы мы неоднократно пытались найти истину, ответить, что же такое правда и нужна ли она. Какой бывает правда? На эти вопросы нам сегодня помогут ответить герои пьесы М.Горького “На дне”.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ (умение формулировать свои мысли, эмоциональное включение)

Правда представлена тремя героями, которые своими высказываниями спорят друг с другом по данному вопросу, – это Бубнов, Лука и Сатин.

1) Работа в группах.(10 минут)

Класс делится на три большие группы (по рядам):

1) Бубнов и его правда.

2) Лука и его правда.

3) Сатин и его правда.

Каждой группе даются задания разных уровней. Ребята в группе распределяют задания между собой и по окончании урока сами оценивают работу каждого.

2) Найдите в тексте слова героя о правде, о жизни человека. Как эти слова воспринимаются другими героями пьесы?

2. Лука и его правда.

1) Сочините синквейн «Лука».

2) Найдите в тексте слова героя о правде. Что он обещает, к чему призывает? Как слова Луки влияют на жителей ночлежки?

3) Определите позицию Луки. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Луки?

1) Сочините синквейн «Сатин».

2) Найдите в тексте слова героя о правде, о Человеке.

3) Определите позицию Сатина. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Сатина?

2) Выступления групп.(по 5 минут). Синквейны можно написать на доске и зачитать.

3 стадия РЕФЛЕКСИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ) ( целостное осмысление, обобщение полученной информации, присвоение нового знания, новой информации учеником,

формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями).

Итак, мы выяснили, что главный спор в пьесе – это спор о правде, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Выбор между «возвышающей» истиной и «утешительной, примиряющей» ложью, причем на таком уровне, что от этого зависит человеческая жизнь, – вот проблема, которую автор поднимает в своем произведении.

«Основной вопрос, который я хотел поставить, это – что лучше: истина или сострадание?» (М.Горький)

– Так кто же из этих героев прав? Что нужнее: истина или сострадание? Чья позиция вам ближе?

– Я хочу предложить высказаться всем желающим, может быть, именно в ваших монологах мы услышим истину.

Не забывайте: краткость – сестра таланта, высказывания должны быть лаконичными и строго по теме.

Высказался сам, дай высказаться другому. Будьте тактичными и не перебивайте говорящего.

2) Учащиеся высказывают свою точку зрения.

3) Заключительное слово учителя.

Лука и Сатин – это даже не два различных решения проблемы взаимоотношения правды и человека. Это два равноправных мнения о том, как можно попробовать решить неразрешимую проблему. Они — части единого целого. И оба героя правы, и оба они говорят правду, Мы часто больше нуждаемся в утешении, чем в жестокой правде. Но без права говорить правду человек не может быть по-настоящему свободен. «Человек — вот правда!». И только ему подвластен любой выбор. «Он за все платит сам…», Человеку нужна надежда, не ложь ради лжи, не правда ради правды, а надежда, и только опираясь на это, человек может решить, что ему выбирать.

Выбор между правдой и вымыслом, ненавистью к грязи жизни и состраданием к людям, гордостью за человека и осознанием его несовершенства не был сделан автором со всей определенностью, поэтому финал пьесы остается открытым. Поэтому, быть может, и мы с вами в этом споре не ставим точку. И будем всю свою жизнь искать ответ на этот вечный вопрос.

Л.Андреев – М.Горькому: «Ни одна статья, ни один разговор не мог охватить драмы во всей её ширине и глубине; всякий раз остаётся что-то неуловленное, какой-то остаток, в котором и заключается самая суть…Это, брат, великая штука «На дне», попомни моё слово»

1. Создать синквейны «Правда Бубнова», «Правда Луки», «Правда Сатина».

2. Сторону какого героя – Луки или Сатина – принимает Горький в споре о правде? Почему?

3. Сочинение-рассуждение «Что лучше: истина или сострадание?»

Время выступления группы – 5 минут.

1. Бубнов и его правда.

1) Сочините синквейн «Бубнов».

3) Определите позицию Бубнова. Прокомментируйте его отношение к правде. В чём правда Бубнова?

По окончании урока оцените работу каждого.

Время работы в группе – 10 минут.

3. Сатин и его правда.

solncesvet.ru

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему:
«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Цели: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

Предварительный просмотр:

«ТРИ ПРАВДЫ» В ПЬЕСЕ ГОРЬКОГО «НА ДНЕ»

Цели: рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»; выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин); определить особенности гуманизма Горького.

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, –

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

I. Вступительная беседа.

– Восстановите событийный ряд пьесы. Какие события происходят на сцене, а какие – «за кулисами»? Какова роль в развитии драматического действия традиционного «конфликтного многоугольника» – Костылев, Василиса, Пепел, Наташа?

Отношения Василисы, Костылева, Пепла, Наташи лишь внешне мотивируют сценическое действие. Часть событий, составляющих сюжетную канву пьесы, происходит за пределами сцены (драка Василисы и Наташи, месть Василисы – опрокидывание кипящего самовара на сестру, убийство Костылева совершаются за углом ночлежки и зрителю почти не видны).

Все остальные герои пьесы непричастны к любовной интриге. Композиционно-сюжетная разобщенность действующих лиц выражается в организации сценического пространства – персонажи рассредоточены по разным углам сцены и «замкнуты» в несвязанных микропространствах.

Учитель. Таким образом, в пьесе параллельно идут два действия. Первое – мы видим на сцене (предполагаемой и реальной). Детективная история с заговором, побегом, убийством, самоубийством. Второе – это обнажение «масок» и выявление подлинной сущности человека. Это происходит как бы за текстом и требует расшифровки. Например, вот диалог Барона и Луки.

Барон. Жили лучше. да! Я. бывало. проснусь утром и, лежа в постели, кофе пью. кофе! – со сливками. да!

Лука. А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь.

Но быть «просто человеком» Барон боится. И «просто человека» он не признает.

Барон. Ты, старик, кто такой. Откуда ты явился?

Лука. Все мы на земле странники. Говорят, – слыхал я, – что и земля-то наша странница.

Кульминация второго (неявного) действия наступает, когда на «узкой житейской площадке» сталкиваются «правды» Бубнова, Сатина и Луки.

II. Работа по проблеме, заявленной в теме урока.

1. Философия правды в пьесе Горького.

– Что является основным лейтмотивом пьесы? Кто из персонажей первым формулирует основной вопрос драмы «На дне»?

Спор о правде – смысловой центр пьесы. Слово «правда» прозвучит уже на первой странице пьесы, в реплике Квашни: «А-а! Не терпишь правды!» Правда – ложь («Врешь!» – резкий выкрик Клеща, прозвучавший даже раньше слова «правда»), правда – вера – это важнейшие смысловые полюсы, определяющие проблематику «На дне».

– Как вы понимаете слова Луки: «Во что веришь, то и есть»? Как разделяются герои «На дне» в зависимости от их отношения к понятиям «вера» и «правда»?

В противовес «прозе факта» Лука предлагает правду идеала – «поэзию факта». Если Бубнов (главный идеолог буквально понятой «правды»), Сатин, Барон далеки от иллюзий и не нуждаются в идеале, то Актер, Настя, Анна, Наташа, Пепел откликаются на реплику Луки – для них вера важнее правды.

Неуверенный рассказ Луки о лечебницах для алкоголиков звучал так: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат. такая уж лечебница устроена для пьяниц. Признали, видишь, что пьяница – тоже человек. » В воображении актера лечебница превращается в «мраморный дворец»: «Превосходная лечебница. Мрамор. мраморный пол! Свет. чистота, пища. все – даром! И мраморный пол. Да!» Актер – герой веры, а не правды факта, и утрата способности верить для него оказывается смертельной.

– Что же такое правда для героев пьесы? Как соотнести их взгляды? (Работа с текстом.)

А) Как понимает «правду» Бубнов? В чем противоречия его взглядов и философии правды Луки?

Правда Бубнова состоит в обнажении изнаночной стороны бытия, это «правда факта». «Какой тебе, Васька, правды надо? И зачем? Знаешь правду про себя. да и все ее знают. » – загоняет он Пепла в обреченность быть вором, когда тот пытался было разобраться в себе. «Кашлять перестала, значит», – отреагировал на смерть Анны.

Выслушав аллегорический рассказ Луки о его жизни на даче в Сибири и укрывательстве (спасении) беглых каторжан, Бубнов признался: «А я вот. не умею врать! Зачем? По-моему, – вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?»

Бубнов видит лишь негативную сторону жизни и разрушает остатки веры и надежды в людях, Лука же знает, что в добром слове идеальное становится реальным: «Человек может добру научить. очень просто», – заключил он рассказ о жизни на даче, а излагая «историю» о праведной земле, свел ее к тому, что разрушение веры убивает человека. Лука (задумчиво, Бубнову): «Вот. ты говоришь – правда. Она, правда-то, – не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » Лука лечит душу.

Позиция Луки гуманнее и действеннее обнаженной правды Бубнова, потому что взывает к остаткам человеческого в душах ночлежников. Человек для Луки, «каков ни есть – а всегда своей цены стоит». «Я только говорю, что если кто кому хорошо не сделал, то и худо поступил». «Человека приласкать – никогда не вредно».

Такое нравственное credo гармонизирует отношения между людьми, отменяет волчий принцип, а в идеале ведет к обретению внутренней полноты и самодостаточности, уверенности в том, что вопреки внешним обстоятельствам человек нашел истины, которые у него никто и никогда не отнимет.

Б) В чем видит правду жизни Сатин?

Одним из кульминационных моментов пьесы являются знаменитые, из четвертого акта, монологи Сатина о человеке, правде, свободе.

Подготовленный ученик читает монолог Сатина наизусть.

Интересно, что свои рассуждения Сатин подкрепил авторитетом Луки, человека, в отношении которого мы в начале пьесы представляли Сатина антиподом. Более того, ссылки Сатина на Луку в 4 акте доказывают близость обоих. «Старик? Он – умница. Он. подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету. Выпьем, за его здоровье!» «Человек – вот правда! Он это понимал. вы – нет!»

Собственно, «правда» и «ложь» Сатина и Луки почти совпадают.

Оба считают, что «уважать надо человека» (акцент на последнем слове) – не его «маску»; но расходятся они в том, как следует сообщить людям свою «правду». Ведь она, если подумать, смертельна для тех, кто попадает в ее область.

Если все «слиняло» и один «голый» человек остался, то «что же дальше»? Актера эта мысль приводит к самоубийству.

В) Какую роль играет Лука в раскрытии проблемы «правды» в пьесе?

Для Луки правда в «утешительной лжи».

Лука жалеет человека и тешит его мечтой. Он обещает Анне загробную жизнь, выслушивает сказки Насти, посылает Актера в лечебницу. Он лжет ради надежды, и это, может быть, лучше, чем циническая «правда» Бубнова, «мерзость и ложь».

В образе Луки есть намеки на библейского Луку, который был одним из семидесяти учеников, посланных Господом «во всякий город и место, куда Сам хотел идти».

Горьковский Лука заставляет обитателей дна думать о Боге и человеке, о «лучшем человеке», о высшем призвании людей.

«Лука» – это еще и свет. Лука приходит, чтобы озарить костылевский подвал светом новых идей, забытых на дне чувств. Он говорит о том, как надо, что должно быть, и совсем не обязательно искать в его рассуждениях практические рекомендации или инструкции по выживанию.

Евангелист Лука был врачом. По-своему лечит Лука в пьесе – отношением к жизни, советом, словом, сочувствием, любовью.

Лука лечит, но не всех, а избирательно, тех, кому нужны слова. Его философия раскрывается в отношении к другим персонажам. Он сострадает жертвам жизни: Анне, Наташе, Насте. Учит, давая практические советы, Пепла, Актера. Понимающе, многозначно, часто без слов, объясняется с умным Бубновым. Умело уходит от ненужных объяснений.

Лука гибок, мягок. «Мяли много, оттого и мягок. » – произнес он в финале 1 акта.

Лука с его «ложью» симпатичен Сатину. «Дубье. молчать о старике. Старик – не шарлатан. Он врал. но – это из жалости к вам, черт вас возьми!» И все-таки «ложь» Луки его не устраивает. «Ложь – религия рабов и хозяев! Правда – бог свободного человека!»

Таким образом, отвергая «правду» Бубнова, Горький не отрицает ни «правды» Сатина, ни «правды» Луки. По существу, он выделяет две правды: «правду-истину» и «правду-мечту».

2. Особенности гуманизма Горького.

Проблема Человека в пьесе Горького «На дне» (индивидуальное сообщение).

Свою правду о человеке и преодолении тупика Горький вложил в уста Актера, Луки и Сатина.

В начале пьесы, предаваясь театральным воспоминаниям, Актер самозабвенно высказался о чуде таланта – игре перевоплощения человека в героя. Откликаясь на слова Сатина о прочитанных книгах, образованности, он разделил образование и талант: «Образование – чепуха, главное – талант»; «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу. »

Известно, что Горький преклонялся перед знанием, образованием, книгой, но еще выше ценил талант. Через Актера он полемически, максималистски заострил и полярно развел две грани духа: образование как сумму знаний и живое знание – «систему мысли».

В монологах Сатина идеи горьковских размышлений о человеке находят подтверждение.

Человек – «он – все. Он создал даже Бога»; «человек – вместилище Бога живого»; «Вера в силы мысли. это вера человека в себя самого». Так в письмах Горького. А так – в пьесе: «Человек может верить и не верить. это его дело! Человек свободен. он за все платит сам. Человек – вот правда! Что такое человек. это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. в одном. В одном – все начала и концы. Все в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!»

О таланте и вере в себя первым сказал Актер. Сатин все обобщил. В чем же роль Луки ? Он несет дорогие для Горького идеи преображения и усовершенствования жизни ценою творческих усилий человека.

«И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее. и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше. упрямые!» – откровенничает старец в первом акте, имея в виду общие устремления всех к лучшей жизни.

Тогда же в 1902 году Горький делился с В. Вересаевым своими наблюдениями и настроениями: «Все растет и ширится жизнедеятельное настроение, все более заметно бодрости и веры в людях, и – хорошо живется на земле – ей-богу!» Одни слова, одни мысли, даже интонации одни в пьесе и письме.

В четвертом акте Сатин вспомнил и воспроизвел ответ Луки на свой вопрос «Зачем живут люди?»: «А – для лучшего-то люди и живут. По сту лет. а может, и больше – для лучшего человека живут. Все, милачок, все, как есть, для лучшего живут! Потому-то всякого человека и уважать надо. Неизвестно ведь нам, кто он такой, зачем родился и чего сделать может. » И уже сам, продолжая говорить о человеке, изрек, повторяя Луку: «Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью. уважать надо!» Сатин повторил Луку, говоря об уважении, не согласился с ним, говоря о жалости, но важнее другое – идея «лучшего человека».

Высказывания трех персонажей сходны, и, взаимоусиливаясь, они работают на проблему торжества Человека.

В одном из писем Горького мы читаем: «Я уверен, что человек способен бесконечно совершенствоваться, и вся его деятельность – вместе с ним тоже будет развиваться. из века в век. Верю в бесконечность жизни. » Опять Лука, Сатин, Горький – об одном.

3. Каково значение 4-го акта пьесы Горького?

В этом акте – прежняя обстановка, но начинается «брожение» ранее сонной мысли босяков.

Это началось еще со сцены смерти Анны.

Лука произносит над умирающей женщиной: «Иисусе Христе многомилостивый! Дух новопреставленной рабы твоей Анны с миром прими. » Но последними словами Анны были слова о жизни : «Ну. еще немножко. пожить бы. немножко! Коли там муки не будет. здесь можно потерпеть. можно!»

– Как расценивать эти слова Анны – как победу Луки или как его поражение? Горький не дает однозначного ответа, комментировать эту фразу возможно по-разному. Ясно одно:

Анна впервые заговорила о жизни позитивно благодаря Луке.

В последнем акте происходит странное, до конца неосознанное сближение «горькой братии». В 4-м акте Клещ починил-таки гармонику Алешки, испробовав лады, зазвучала уже знакомая тюремная песня. И этот финал воспринимается двояко. Можно так: нельзя уйти со дна – «Солнце всходит и заходит. а в тюрьме моей темно!» Можно иначе: ценою смерти человек оборвал песню трагической безысходности…

Самоубийство Актера прервало песню.

Что же мешает ночлежникам изменить свою жизнь к лучшему? Роковая ошибка Наташи – в неверии людям, Пеплу («не верю я как-то. никаким словам»), надеющемуся вдвоем изменить судьбу.

«Оттого я вор, что другим именем никто никогда не догадался назвать меня. Назови ты. Наташа, ну?»

Ее ответ – убежденный, выношенный: «Идти некуда. я знаю. думала. Только вот не верю я никому».

Одно слово веры в человека могло изменить жизнь обоих, но оно не прозвучало.

Не поверил в себя и Актер, для которого творчество – смысл жизни, призвание. Весть о смерти Актера пришла после известных монологов Сатина, контрастно оттенив их: вот не справился, не сыграл, а ведь мог, не поверил в себя.

Все персонажи пьесы пребывают в зоне действия на первый взгляд абстрактных Добра и Зла, но становящихся вполне конкретными, когда речь заходит о судьбе, мироощущениях, отношениях с жизнью каждого из действующих лиц. И связывают людей с добром и злом их мысли, слова и дела. Они прямо или косвенно влияют на жизнь. Жизнь – путь выбора своего направления между добром и злом. В пьесе Горький исследовал человека и проверил его возможности. Пьеса лишена утопического оптимизма, как и другой крайности – неверия в человека. Но один вывод бесспорен: «Талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, свою силу. »

III. Афористичность языка пьесы Горького.

Учитель. Одной из характерных особенностей горьковского творчества является афористичность. Она свойственна как авторской речи, так и речи персонажей, которая всегда резко индивидуальна. Многие афоризмы пьесы «На дне», подобно афоризмам «Песен» о Соколе и Буревестнике, стали крылатыми. Вспомним некоторые из них.

– Каким персонажам пьесы принадлежат следующие афоризмы, присловья, поговорки?

a) Шум – смерти не помеха.

б) Такое житье, что как поутру встал, так и за вытье.

в) Жди от волка толка.

г) Когда труд – обязанность, жизнь – рабство.

д) Ни одна блоха не плоха: все черненькие, все – прыгают.

е) Старику где тепло, там и родина.

ж) Все хотят порядка, да разума нехватка.

з) Не любо – не слушай, а врать не мешай.

(Бубнов – а, б, ж; Лука – д, е; Сатин – г, Барон – з, Пепел – в.)

– Какова роль афористических высказываний персонажей в речевом строе пьесы?

Наибольшую значимость афористические суждения получают в речи главных «идеологов» пьесы – Луки и Бубнова, героев, позиции которых обозначены предельно ясно. Философский спор, в котором каждый из героев пьесы занимает свою позицию, поддерживается общей народной мудростью, выраженной в пословицах и поговорках.

IV. Творческая работа.

Напишите рассуждения, выразив свое отношение к прочитанному произведению. (Ответ на один вопрос по выбору.)

– В чем смысл спора Луки и Сатина?

– Чьей стороны придерживаетесь в споре «о правде»?

– Какие проблемы, поднятые М. Горьким в пьесе «На дне», не оставили вас равнодушными?

При подготовке ответа обратите внимание на речь персонажей, на то, как она помогает раскрыть идею произведения.

Выберите эпизод для анализа (устного). Это будет тема вашего будущего сочинения.

1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы Горького.)

2. Спор ночлежников о человеке (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)

3. В чем смысл финала пьесы Горького «На дне»?

4. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ф.И.Шаляпин в интервью сотруднику «Санкт-Петербургских ведомостей» заявил:«Я нахожу, что по красоте языка и по глубине содержания «На дне» напоминает «Снегурочку» Островского…» Действительно, речь пер.

Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащим.

презентация: «Три правды в пьесе М».

Дан анализ 1-го действия. познакомились с героями пьесы. Разговор о назначении и возможностях человека.

nsportal.ru

Урок в 11 классе «Спор о правде и лжи в пьесе А. М. Горького «На дне»

Конспект двух уроков литературы в 11 классе

Тема: «Спор о правде и лжи в пьесе А. М. Горького «На дне»

Цель урока : познакомить с постановками пьесы Горького в разных театрах ,определить философский смысл названия произведения, выяснить авторские приемы передачи атмосферы духовного разобщения людей, рассмотреть понимание героями пьесы Горького «правды»,выяснить значение трагического столкновения разных точек зрения, определить особенности гуманизма Горького.

Технологии : ИКТ технологии ( презентация «Постановки по пьесе Горького «На дне»), технология интегрированного обучения (театральное искусство и литература, связь литературы с историей), технология критического мышления (умение сопоставлять, сравнивать , задавать проблемные вопросы и отвечать на поставленные),технология саморазвития (находить нужный материал) ,технология личностно-ориентированного – подхода .

Горький говорил, что написал несколько плохих пьес и потому не может считать себя драматургом. Конечно, писатель лукавил. Его драматургия – признанное явление в мировом театре, а пьеса «На дне»- звездный момент в творчестве писателя. Об этом свидетельствуют многочисленные постановки ее в разных театрах мира.

18 декабря 1902 года на подмостках сцены МХАТа была поставлена пьеса, которая имела феноменальный успех. Роли исполняли известные артисты этого театра: Москвин, Качалов, Андреева, Станиславский, Книппер – Чехова.

Постановку этой пьесы осуществляли в дальнейшем разные театры. и не только в России, ее экранизировали. Каждый режиссер находил свое видение произведения, предлагал свое прочтение.

Этой пьесе посвящены десятки критических , научных работ, но вряд ли кто — нибудь рискнет утверждать, что даже сегодня об этом произведении известно все .Вопросов после прочтения остается много. Долго выбирал автор название пьесы: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно», «На дне»

Что с вашей точки зрения изменилось в последнем названии?

Да, в названии ощущается безысходность и глубокий смысл.

Время создания пьесы – начало 20 века. Она выразила многие сомнения и надежды писателя в связи с перспективами человека и человечества изменить себя, преобразить жизнь и открыть источники творческих сил. Это было время символов Пьеса Горького насыщена ими. Они помогают следить за авторским замыслом и авторской мыслью.

Обратимся к тексту. Читаем ремарку к 1 действию.

Где происходит действие?

Место действия — ночлежка.

Какие еще синонимы к этому слову звучат в пьесе из уст героев Ваши ассоциации?

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Популярное:

  • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
  • Правила труда и отдыха водителей в европе Время вождения и отдыха водителей транспортных средств Правила Европейского Парламента и Совета Европейского Союза №561/2006 по гармонизации определенного социального законодательства, касающегося автоперевозок и вносящего поправки в […]
  • Ут возврат товара от клиента Как сделать возврат товара от покупателя в 1С 8.3 Настоящая инструкция содержит описание работы по созданию документов «Возврат товаров от клиента» в системе «1С:Управление торговлей», созданной на платформе «1С:Предприятие», и […]
  • Приказ форма т-1 т-1а Приказ о поощрении работника. Формы № Т-11 и Т-11а Руководитель организации издаёт приказ о поощрении (премировании или награждении). Этот приказ оформляется в отделе кадров по унифицированной форме № Т-11 или Т-11а (для группы […]
  • Приказ 029 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст "О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 […]
  • Судьи уходят на пенсию Принципы пенсионного обеспечения судей Среди государственных служащих - судьи, вне всякого сомнения, стоят особняком. Эта категория граждан выделяется всем, начиная с совершенно уникального социального статуса и заканчивая широчайшим […]
  • Приказ гк ввс 65 Приказ гк ввс 65 Перечень нормативных правовых актов и служебных документов (Большая просьба у кого есть документы по данной тематике или недостающие у меня прислать мне на ru6uo@mail.ru ) 10. Федеральные авиационные правила […]
  • Приказ о выполнении предписания образец Приказ о выполнении предписания образец ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ от 23 января 2014 года N 25 Об утверждении Требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный […]