Закон об обезличивании персональных данных

Конфиденциальность локальных нормативных актов и других документов работодателя

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2013, N 1

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ ЛОКАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ДРУГИХ ДОКУМЕНТОВ РАБОТОДАТЕЛЯ

В статье рассмотрена проблема установления режима конфиденциальности в отношении локальных нормативных актов работодателя и ограничения доступа работников к таким актам. На практике данная проблема влечет отказ работодателя в предоставлении копий локальных нормативных актов работникам. На основе примеров из судебной практики и действующего законодательства определены те локальные нормативные акты, к которым не может быть ограничен доступ работников.

На практике становятся распространенными действия работодателя по ограничению доступа к его локальным нормативным актам как для собственных работников, так и для лиц за пределами организации работодателя (работодателя — физического лица). Как справедливо указывает Г. В. Хныкин, локальные нормативные акты предназначены только для внутреннего использования в рамках конкретной организации [1, с. 12]. Отсюда вполне обоснованным является желание работодателя ограничить выход локальных нормативных актов за пределы его организации.

Пример. Так, в Положении о защите информации и персональных данных работников в Челябинском театре юных зрителей предусмотрено, что предоставление локальных нормативных актов и иных документов о деятельности театра третьим лицам не допускается без согласия работодателя.

В Положении об обеспечении сохранности сведений ограниченного распространения одного коммерческого банка разграничены коммерческая, банковская тайны и внутрибанковская служебная информация; последняя распространяется за пределы банка с разрешения уполномоченных должностных лиц.

Ограничение выхода локальных нормативных актов за пределы организации работодателя согласуется с п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (ред. от 28.07.2012, далее — Закон N 149-ФЗ): обладатель информации вправе разрешать и ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа. Прямых указаний в Трудовом кодексе РФ относительно доступности локальных нормативных актов нет, в том числе и для работников данного работодателя.

В силу ст. 22 ТК РФ работодатель обязан ознакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, связанными с их трудовой функцией. Однако обязанность «ознакомить работника» и обязанность «обеспечить режим общедоступности» к локальным нормативным актам не тождественны.

Следовательно, работодатель может устанавливать режим конфиденциальности самих локальных нормативных актов, предварительно ознакомив с ними работников. Кроме того, установление режима конфиденциальности локальных нормативных актов означает для работников обязанность по неразглашению содержащихся в этих актах сведений.

Соответственно, для локального нормативного акта может быть установлен режим охраняемой законом тайны (коммерческой, служебной или профессиональной тайны) или просто режим конфиденциальности.

По п. 2 ст. 18.1 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных» (ред. от 25.07.2011, далее — Закон N 152-ФЗ) оператор персональных данных обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Однако данное требование распространено только на документы, содержащие политику оператора в отношении персональных данных, а не локальных нормативных актов работодателя.

По пп. 6 п. 1 ст. 18.1 Закона N 152-ФЗ работодатель обязан ознакомить работников с локальными актами по вопросам обработки персональных данных, а по п. 8 ст. 86 ТК РФ — с документами работодателя, устанавливающими порядок их обработки, права и обязанности работников в этой сфере. Следовательно, положение о персональных данных также может обеспечиваться в режиме конфиденциальности.

Для решения поставленной проблемы следует обратить внимание на перечни сведений, доступ к которым по действующему законодательству не может быть ограничен. Такие перечни содержатся в ч. 4 ст. 8 Закона N 149-ФЗ и ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (ред. от 11.07.2011). Из смысла п. 5 этой статьи следует, что режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении следующих локальных нормативных актов работодателя: 1) штатного расписания (как документа, содержащего сведения о численности и о составе работников); 2) положений о системах оплаты труда; 3) положений об охране труда (как сведений об условиях труда, об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости).

Но установленный в ст. 5 запрет не исключает возможности введения режима других видов охраняемых законом тайн или режима конфиденциальности. Например, штатное расписание содержит сведения о заработной плате работников, что предполагает установление режима его конфиденциальности как акта, содержащего персональные данные. Как отмечает А. М. Куренной, то, что мы не можем объявить тайной коммерческой, мы имеем полное право объявить тайной служебной [2, с. 14].

С другой стороны, в соответствии со ст. 62 ТК РФ работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать ему копии документов, связанных с работой. Возникает вопрос: являются ли запрашиваемые работником локальные нормативные акты документами, связанными с работой, и в каком случае работодатель может отказать в их предоставлении работнику?

Приведем примеры из судебной практики.

Пример. Истица обращалась с заявлениями о предоставлении ей сведений по штатному расписанию, однако в предоставлении ей таких сведений было отказано со ссылкой на коммерческую тайну ответчика. Решением суда первой инстанции иск был удовлетворен частично: суд признал отказы администрации о выдаче К. копий штатного расписания незаконными и обязал предприятие их предоставить. Судебная коллегия, напротив, нашла ошибочным вывод суда о том, что штатное расписание является документом, связанным с работой истицы, поскольку не содержит сведений, касающихся только трудовой деятельности истицы [3].

Истица обратилась к ответчику с заявлением о выдаче ей документов, связанных с ее бывшей работой: справки о ее заработной плате и копии приказов, на основании которых ответчик ей выплатил премии в 2005 г. Ответчик выдал истице справку о заработной плате, но отказался выдать копии приказов.

Суд пришел к выводу о том, что требования истицы не подлежат удовлетворению, так как у ответчика отсутствовала обязанность по предоставлению истице копий приказов о премировании всех работников, поскольку истица обосновала свою необходимость в их предоставлении для убеждения в том, что она не была ответчиком дискриминирована, то есть ей необходима информация об оплате труда других работников. Поэтому оснований для истребования и изучения в целях правовой оценки локального нормативного акта о порядке премирования работников учреждения не имеется [4].

Приведем еще два решения, где у судов оказались противоположные точки зрения по поводу требований работников о выдаче им копий таких документов, как положение об оплате труда, положение о премировании, правила внутреннего трудового распорядка.

Пример. Из Определения Хабаровского краевого суда от 17.04.2009 по делу N 33-2098: работник потребовал выдать ему копии положения об оплате труда и социальной защищенности и правил внутреннего распорядка организации, куда он трудоустроился. Но суд отказал ему в удовлетворении такого иска. В соответствии со ст. 68 ТК РФ при приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить его под роспись со своими локальными нормативными актами, непосредственно связанными с его трудовой деятельностью. Исходя из имеющихся в Трудовом кодексе формулировок указанные документы не связаны с работой конкретного сотрудника организации, поэтому выдавать их копии работодатель не обязан [5].

Из Решения Коряжемского городского суда Архангельской области от 28.07.2009 по делу N 2-362: работник потребовал у работодателя копии правил внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, табеля фактически отработанного истцом времени, положения о пропускном режиме, графика сменности. Суд поддержал его позицию, поскольку истец в силу возложенных на него трудовых обязанностей должен соблюдать эти акты и руководствоваться ими в своей работе. Значит, на данные документы распространяется действие ст. 62 ТК РФ. При этом законодатель не связывает указанную обязанность работодателя с действительной потребностью работника в копиях документов — достаточно лишь его письменного заявления [5].

В рассмотренных ситуациях суды руководствовались связанностью запрашиваемых документов и локальных актов с трудовой функцией работника. Однако, на наш взгляд, при ответе на поставленный вопрос следует руководствоваться содержанием запрашиваемых документов и определением их значимости для защиты прав работника.

Пример. Так, М. обратился с иском к ФГУП «ПО «Маяк» о выдаче заключения о его «осведомленности в сведениях особой важности и (или) совершенно секретных сведениях», считая, что ответчик отказал в его выдаче в нарушение требований ст. 62 ТК РФ, мотивируя наличием грифа «для служебного пользования». После увольнения из ФГУП ПО «Маяк» М. был ознакомлен под роспись с заключением об осведомленности в совершенно секретных сведениях и ограничении права выезда за пределы РФ, которое имеет гриф «ДСП». Суд отказал в удовлетворении исковых требований, так как требуемые истцом сведения не относятся к числу документов, связанных с работой, которые подлежат выдаче в 3-дневный срок на основании положений ст. 62 ТК РФ [6].

Отсутствие связанности с трудовой функцией и конфиденциальность содержания послужили основанием для отказа работнику. Поэтому если локальные нормативные акты или другие документы содержат конфиденциальную информацию работодателя, работников или других лиц, то доступ к таким локальным актам должен быть ограничен работодателем и в их предоставлении может быть отказано. В том случае, если запрашиваемый локальный нормативный акт или документ необходим работнику для защиты своих прав, но содержит конфиденциальную информацию других лиц (их персональные данные), выход из сложившейся ситуации нам видится в обезличивании персональных данных по п. 9 ст. 3 Закона N 152-ФЗ.

С другой стороны, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 8 Закона N 149-ФЗ не допускается ограничение доступа к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности гражданина. Отсюда локальные нормативные акты работодателя, устанавливающие права и обязанности работников организации или индивидуального предпринимателя, должны находиться в открытом доступе для своих работников, так как от этого зависят возможность и точность реализации их требований. По справедливому выводу Г. В. Хныкина, локальные нормативные акты наряду с трудовым договором определяют взаимные права и обязанности работника и работодателя в организации, их поведение, взаимодействие и ответственность [1, с. 6], то есть не может быть ограничен доступ к любым локальным правовым актам работодателя. Однако общедоступность всех локальных актов работодателя поставит под угрозу возможность обеспечения защиты информации ограниченного доступа.

В силу ст. 21 ТК РФ работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, трудовую дисциплину, требования по охране труда и обеспечению безопасности труда. Соответственно, для обеспечения добросовестного исполнения работником своих обязанностей не может быть ограничен доступ к правилам внутреннего трудового распорядка, положениям об охране труда.

При определении перечня доступных для работников локальных нормативных актов также следует принять во внимание процедуру их принятия. Участие представительного органа работников в принятии локального акта свидетельствует о значимости его содержания для регулирования трудовых отношений. Совместное принятие коллективного договора, учет мнения представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов о системах оплаты труда, об аттестации, правил внутреннего трудового распорядка и положений по охране труда предполагает недопустимость ограничения доступа работников к таким актам.

Установление требования о совместном принятии работодателем, работниками и их представителями мер защиты персональных данных работников (п. 10 ст. 86 ТК РФ), а также требования об ознакомлении работников и их представителей с документами работодателя о порядке обработки персональных данных, об их правах и обязанностях в этой области (п. 8 ст. 86 ТК РФ) позволяет отнести локальные нормативные акты об обработке и передаче персональных данных работников к числу доступных для работников актов.

Неопределенность содержания формулировки «совместное принятие мер», на наш взгляд, предполагает необходимость закрепления в ТК РФ требования о принятии локального нормативного акта об обработке и защите персональных данных работников с учетом мнения представительного органа работников. Не вызывает сомнения запрещение ограничения доступа к графику отпусков (ст. 123 ТК РФ) и графику сменности (ст. 103 ТК РФ). Открытый доступ должен быть обеспечен к локальным актам, предусматривающим введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК РФ).

Принимая во внимание разнообразные функции локальных нормативных актов, следует признать, что реализация их информационной функции и функции улучшения положения работников [7, с. 28] невозможна без открытого доступа работников к соответствующим локальным нормативным актам.

Все работники и отдельные категории

При решении вопроса об установлении режима конфиденциальности локальных нормативных актов следует также учитывать круг работников, которым те или иные локальные нормативные акты необходимы для осуществления своей трудовой функции. Б. А. Горохов выделяет локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения всех работников, работающих у данного работодателя, и локальные нормативные акты, регулирующие трудовые отношения определенных категорий работников [8, с. 147 — 149].

К примеру, положения об обеспечении конфиденциальности коммерческой тайны обязательны только для тех работников, которым такие сведения необходимы для осуществления трудовой функции. Другие работники не должны получить доступ к такому локальному акту. Также работодатель может ограничить доступ к названным актам лиц, не являющихся работниками данного работодателя, с возможностью их предоставления с согласия работодателя либо по запросу компетентных органов.

Таким образом, для исключения злоупотребления правом на ограничение доступа к локальным нормативным актам со стороны работодателя в ТК РФ должно быть предусмотрено, что локальные нормативные акты, устанавливающие права и обязанности работников, должны находиться в открытом доступе для своих работников, а именно: правила внутреннего трудового распорядка, положения об охране труда, коллективный договор, положения по оплате труда, об аттестации, о нормировании труда, по вопросам рабочего времени и времени отдыха, по обработке, передаче и защите персональных данных. Если локальные нормативные акты содержат конфиденциальную информацию работодателя, работников или других лиц, то доступ к таким локальным актам должен быть ограничен.

Лица, не являющиеся работниками данного работодателя, могут получить доступ к локальным нормативным актам только с согласия работодателя либо по запросу компетентных органов. В ТК РФ следует предусмотреть обязанность работодателя принимать локальный нормативный акт об обработке и защите персональных данных работников с учетом мнения их представительного органа.

1. Хныкин Г. В. Локальные источники российского трудового права: теория и практика применения: Автореф. дис. . докт. юрид. наук. М., 2005. 44 с.

2. Куренной А. М. «Трудовой» мастер-класс от Александра Куренного // Трудовое право. 2011. N 4. С. 5 — 19.

3. Кассационное определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Карелия от 14.09.2010 N 33-2767-2010 [Электронный ресурс]. URL: http://sudoved. ru/ru/docs/1251878/?query (дата обращения 28.02.2012).

4. Решение Частинского районного суда Пермского края от 26.08.2011 N 2-136/2011 [Электронный ресурс]. URL: http://sudoved. ru/ru/docs/3449917/?query (дата обращения 15.03.2012).

5. Об обязанности выдать копии локальных актов // Трудовые споры. 2011. N 7 [Электронный ресурс]. URL: http://e. tspor. ru/article. aspx? id=254153 (дата обращения 18.02.2012).

6. Решение Озерского городского суда Челябинской области от 07.04.2011 N 2-420/11 [Электронный ресурс]. URL: http://sudoved. ru/ru/docs/1995407/?query (дата обращения 15.03.2012).

7. Драчук М. А. Локальные нормативные акты организации: Учеб.-метод. пособие. Омск: Изд-во Омского гос. ун-та, 2008. 316 с.

8. Горохов Б. А. Современное правовое регулирование социально-трудовых отношений в России: средства, механизм, источники: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2006. 209 с.

hr-portal.ru

Закон об обезличивании персональных данных

1. Статьей 1 комментируемого Закона определяется сфера действия Закона, а также уточняются отношения, на которые действие этого Закона не распространяется.

Персональные данные (далее также — ПД) могут обрабатывать федеральные органы государственной власти. Под федеральными органами власти следует понимать органы власти, осуществляющие властные полномочия на федеральном уровне. Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Статья 11 Конституции РФ определяет, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ; Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); Правительство РФ; суды РФ.

Действие комментируемого Закона распространяется также на органы государственной власти субъектов РФ, обрабатывающие ПД. На уровне субъектов РФ существуют органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

Субъектами, обрабатывающими ПД, также могут быть иные органы государственной власти, кроме тех, что перечислены выше. К ним, например, относятся Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Центральная избирательная комиссия РФ и т.п.

Обработка ПД ведется и органами местного самоуправления.

— представительный орган муниципального образования;

— глава муниципального образования;

— местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования);

— контрольно-счетный орган муниципального образования;

— иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Обработку ПД осуществляют, в том числе, иные муниципальные органы.

Если юридические лица обрабатывают ПД, на них также распространяется действие комментируемого Закона (о юридических лицах см. ст.48 и др. Гражданского кодекса РФ (далее по тексту — ГК РФ)). Стоит учитывать, что требования комментируемого Закона распространяются также на представительства юридических лиц иностранных государств, осуществляющих деятельность по обработке ПД на территории РФ.

Под физическими лицами, осуществляющими обработку ПД в рамках комментируемого Закона, понимаются граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (см. ст.23 ГК РФ). Обращаем внимание, что согласно ч.1 комментируемой статьи обработка ПД может происходить как с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, так и без использования таких средств.

Понятие информационно-телекоммуникационной сети раскрывается в ст.2 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее по тексту — ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»). Под информационно-телекоммуникационной сетью понимается технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Таким образом, нормы комментируемого Закона теперь распространяются и на участников и операторов передачи голосовых и иных сообщений (данных) по сетям связи (например, передача сообщений по электронной или голосовой почте и т.п.).

Порядок обработки ПД без использования средств автоматизации регулируется комментируемым Законом в том случае, если такая обработка, как установлено в ч.1 комментируемой статьи, соответствует характеру действий (операций), совершаемых с ПД с использованием средств автоматизации.

Под обработкой ПД без использования средств автоматизации здесь понимается такая обработка ПД, которая позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск ПД, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях ПД, и (или) доступ к таким данным. Таким образом, действия комментируемого Закона распространяются только на массовую обработку ПД. Например, создание в организации картотеки данных клиентов на бумажных носителях будет считаться обработкой ПД без использования средств автоматизации и подпадать под действие комментируемого Закона.

Под средствами автоматизации понимаются технические средства, освобождающие человека частично или полностью от непосредственного участия в процессах получения, преобразования, передачи и использования информации. В качестве примера можно привести автоматизированные банковские системы, содержащие данные о сотрудниках банка, о клиентах, партнерах, биллинговые системы, содержащие данные о клиентах, осуществляющих оплату услуг, call-центры, содержащие данные о клиентах и сотрудниках в зависимости от предназначения call-центра, автоматизированные медицинские системы, содержащие данные о пациентах и т.п.

Автоматизированная обработка ПД включает в себя действия с автоматизированными файлами ПД. В случае с обработкой ПД понятие «автоматизированный файл ПД» обозначает любой комплекс данных о субъектах ПД, подвергающийся автоматизированной обработке.

В ст.2 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28 января 1981 года) «автоматизированная база данных» означает любой набор данных, к которым применяется автоматическая обработка. При этом «автоматическая обработка» включает следующие операции, если они полностью или частично осуществляются с применением автоматизированных средств:

— проведение логических или/и арифметических операций с такими данными;

— их изменение, стирание, восстановление или распространение.

Статья 5 указанной Конвенции определяет, ПД, проходящие автоматизированную обработку, должны быть:

— получены и обработаны добросовестным и законным образом;

— накопленными для точно определенных и законных целей и не использоваться в противоречии с этими целями;

— адекватными, относящимися к делу и не избыточными применительно к целям, для которых они накапливаются;

— точными и в случае необходимости обновляться;

— сохранены в такой форме, которая позволяет идентифицировать субъектов данных, не дольше, чем этого требует цель, для которой эти данные накапливаются.

Статьей 6 Конвенции устанавливается, что ПД о национальной принадлежности, политических взглядах либо религиозных или иных убеждениях, а равно ПД, касающиеся здоровья или сексуальной жизни, могут подвергаться автоматической обработке только в тех случаях, когда национальное право предусматривает надлежащие гарантии. Это же правило применяется к ПД, касающимся судимости. Кроме того Конвенция обязывает операторов ПД принимать надлежащие меры для охраны ПД, накопленных в автоматизированных базах данных, от случайного или несанкционированного разрушения или случайной утраты, а равно от несанкционированного доступа, изменения или распространения.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» установлен порядок обработки ПД без использования средств автоматизации. Согласно данному постановлению обработкой ПД, содержащихся в информационной системе ПД либо извлеченных из такой системы, без использования средств автоматизации называется такая обработка, когда действия с ПД, такие как использование, уточнение, распространение, уничтожение персональных данных в отношении каждого из субъектов ПД, осуществляются при непосредственном участии человека. Из этого следует вывод, что обработка ПД не может быть признана осуществляемой с использованием средств автоматизации только на том основании, что ПД содержатся в информационной системе ПД либо были извлечены из нее. И все же определение того, будет ли обработка ПД считаться автоматизированной или осуществляемой без использования средств автоматизации, является сложным вопросом для операторов. Как показала практика, даже в том случае, когда организация хранит ПД на компьютере только в текстовых файлах формата doc, не включая их в базу, то такая обработка ПД также признается Роскомнадзором автоматизированной, поскольку имеет место запись, систематизация и накопление ПД. Приведем пример. Так, если сотрудник организации занес данные о работниках в компьютер лишь с целью их распечатать, а затем удалил эти данные, такую обработку ПД, на наш взгляд, можно считать неавтоматизированной. Однако если же оператор сохранил ПД в виде файла и хранит их на компьютере для дальнейшего использования, то, полагаем, такую обработку ПД нужно рассматривать, в том числе, и как автоматизированную.

В том случае, если обработка ПД осуществляется без использования средств автоматизации, необходимо учитывать, что такая информация должна обособляться от иной информации. Такие ПД могут, например, фиксироваться на отдельных материальных носителях, в специальных разделах или на полях форм (бланков).

Так, согласно требованиям постановления Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» при фиксации ПД на материальных носителях не допускается фиксация на одном материальном носителе персональных данных, цели обработки которых заведомо не совместимы. Поэтому для обработки различных категорий ПД для каждой категории ПД должен использоваться отдельный материальный носитель.

Часто в организациях используются типовые формы документов, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них ПД. В этом случае типовая форма должна соответствовать некоторым требованиям. Так, сама типовая форма или связанные с ней документы (например, инструкции по ее заполнению, карточки, реестры и журналы) должны содержать:

— сведения о цели обработки ПД, осуществляемой без использования средств автоматизации;

— имя (наименование) и адрес оператора;

— фамилию, имя, отчество и адрес субъекта ПД;

— источник получения ПД;

— перечень действий с ПД, которые будут совершаться в процессе их обработки;

— общее описание используемых оператором способов обработки ПД.

Кроме того, типовая форма, которая предполагает включение в нее ПД, должна предусматривать поле, в котором субъект ПД может поставить отметку о своем согласии на обработку его данных, осуществляемую без использования средств автоматизации. Такое поле должно быть обязательно, если в соответствии с требованиями комментируемого Закона необходимо получение письменного согласия на обработку ПД от субъекта ПД.

Следует помнить, что типовая форма должна быть составлена таким образом, чтобы каждый из субъектов ПД, содержащихся в документе, имел возможность ознакомиться со своими ПД, содержащимися в документе, не нарушая прав и законных интересов иных субъектов ПД. А также типовая форма должна исключать объединение полей, предназначенных для внесения ПД, цели обработки которых заведомо не совместимы.

Во многих организациях ведутся журналы (реестры, книги), необходимые для однократного пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, содержащие ПД. В подобных случаях оператором ПД должны выполняться определенные условия. Например, необходимость ведения такого журнала (реестра, книги) должна быть предусмотрена актом оператора. В акте будут содержаться следующие сведения:

— способы фиксации и состав информации, запрашиваемой у субъектов ПД;

— перечень лиц (поименно или по должностям), имеющих доступ к материальным носителям и ответственных за ведение и сохранность журнала (реестра, книги);

— сроки обработки ПД;

— сведения о порядке пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор, без подтверждения подлинности ПД, сообщенных субъектом ПД.

Копирование содержащейся в таких журналах (реестрах, книгах) информации не допускается. Кроме того, ПД каждого субъекта ПД могут заноситься в подобный журнал (книгу, реестр) не более одного раза в каждом случае пропуска субъекта ПД на территорию, на которой находится оператор.

Если требуется уточнить ПД, обработка которых осуществляется без использования средств автоматизации, то это должно быть произведено путем обновления или изменения данных на материальном носителе, а если это не допускается техническими особенностями материального носителя, — путем фиксации на том же материальном носителе сведений о вносимых в них изменениях либо путем изготовления нового материального носителя с уточненными ПД.

Постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2008 года N 687 «Об утверждении Положения об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации» устанавливаются и требования к обеспечению безопасности ПД при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации. Обработка ПД должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории ПД можно было определить места хранения ПД (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку ПД либо имеющих к ним доступ. Необходимо обеспечивать раздельное хранение ПД (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях. Важно учитывать, что при хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность ПД и исключающие несанкционированный к ним доступ. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором.

Пример. Операторы, обрабатывающие ПД неавтоматизированным способом, хранят каждую категорию полученных от граждан ПД в разных папках, ящиках, файлах и т.д. Приказом руководителя организации определяется перечень лиц, которые обрабатывают тот или иной информационный блок либо получают к нему доступ.

Необходимо помнить, что в случае нарушения указанных выше требований оператор может быть привлечен к ответственности (см., например, ст.13.11 Кодекса об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)).

2. Частью 2 комментируемой статьи определяются случаи, на которые не распространяется действие Закона.

Обрабатывать ПД может физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем. При этом ПД обрабатываются в личных целях при условии соблюдения прав субъектов ПД. Таким образом, гражданин имеет право для себя лично вести сбор и накопление ПД, например, на домашнем компьютере (сделать справочник с данными своих знакомых: адресами, фамилиями, датами рождения). Однако Закон требует, чтобы в таких случаях не нарушались права субъектов ПД. То есть, справочник, приведенный в качестве примера, может использоваться гражданином только лично, передача его другим лицам не допустима.

Действие комментируемого Закона не распространяется на организацию, хранение, комплектование, учет и использование содержащих ПД документов Архивного фонда РФ и других архивных документов в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Архивный фонд РФ содержит документы, относящиеся к федеральной, муниципальной и частной собственности, а также собственности субъектов РФ (см. об этом подробнее ст.7, 8, 9 и др. указанного закона).

Обработка таких документов производится в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Так, в ч.3 ст.25 данного закона указывается, что ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, устанавливается на срок 75 лет со дня создания указанных документов. С письменного разрешения гражданина, а после его смерти с письменного разрешения наследников данного гражданина ограничение на доступ к архивным документам, содержащим сведения о личной и семейной тайне гражданина, его частной жизни, а также сведения, создающие угрозу для его безопасности, может быть отменено ранее чем через 75 лет со дня создания указанных документов.

Действие комментируемого Закона не распространяется на обработку ПД, отнесенных к сведениям, составляющим государственную тайну. При этом порядок отнесения сведений к государственной тайне определен Законом РФ от 21 июля 1993 года N 5485-I «О государственной тайне»; см. также Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

Действие комментируемого Закона также не распространяется на предоставление уполномоченными органами информации о деятельности судов в РФ. Порядок предоставления указанной информации регулируется Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».

Под информацией о деятельности судов понимается информация, подготовленная в пределах своих полномочий судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества либо поступившая в суды, Судебный департамент, органы Судебного департамента, органы судейского сообщества и относящаяся к деятельности судов.

Доступ к информации о деятельности судов обеспечивается следующими способами:

— присутствием граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления, в открытом судебном заседании;

— обнародованием (опубликованием) информации о деятельности судов в средствах массовой информации (см. Положение о порядке обнародования (опубликования) информации о деятельности Верховного Суда Российской Федерации в средствах массовой информации и взаимодействия Верховного Суда РФ с редакциями средств массовой информации, утвержденное приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П);

— размещением информации о деятельности судов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (см. Положение о порядке размещения текстов судебных актов на официальном сайте Верховного Суда РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержденное приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П);

— размещением информации о деятельности судов в занимаемых судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества помещениях (см. Рекомендации по размещению информации в информационных киосках, расположенных в занимаемых Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, управлениями (отделами) Судебного департамента в субъектах РФ зданиях (помещениях), утвержденные приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 25 декабря 2012 года N 242; см. Методические рекомендации по оформлению судами общей юрисдикции информационных стендов и (или) технических средств аналогичного назначения, утвержденные постановлением Совета судей РФ от 2 декабря 2010 года N 268);

— ознакомлением пользователей информацией с информацией о деятельности судов, находящейся в архивных фондах (см. Положение о порядке ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности Верховного Суда Российской Федерации, находящейся в архивном фонде Верховного Суда РФ, утвержденное приказом Председателя Верховного Суда РФ от 14 января 2016 года N 1-П);

— предоставлением пользователям информацией по их запросу информации о деятельности судов.

В связи с встречающимися частыми ошибками в трактовке норм комментируемой статьи обращаем внимание также на то, что действия арбитражных управляющих по сбору сведений о должнике, его обязательствах и принадлежащем имуществе, а также оглашение этих сведений в заседании арбитражного суда не подпадают под регулирование комментируемого Закона. Такой вывод следует, например, из апелляционного определения Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2015 года N 33-10102/2015 по делу N 2-1450/2014. В данном случае речь идет, прежде всего, об отношениях, которые регулируются Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». И здесь под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, указанным выше законом. При этом арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих. В свою очередь, саморегулируемой организацией арбитражных управляющих называется некоммерческая организация, обладающая следующими признаками:

— она основана на членстве;

— она создана гражданами РФ;

— сведения об этой организации включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

— целями деятельности такой организации являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Комментарий к статье 2. Цель настоящего Федерального закона

В комментируемой статье определена основная цель Закона. Он призван обеспечить эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина в соответствии с основными правами и свободами, провозглашенными Конституцией РФ.

Согласно ст.17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Статьи 23-24 Конституции РФ устанавливают, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. При этом сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. На органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица возлагается обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В силу ст.150 ГК РФ неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, имя гражданина, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Указанные блага защищаются в судебном и ином порядке.

В современном мире почти каждый желающий может найти в Интернете информацию о ПД граждан. При этом свои ПД граждане раскрывают зачастую сами, например, оформляя покупку товара с доставкой на дом, регистрируясь на веб-сайте. Но далеко не всегда лица, получающие такую информацию, добросовестно сохраняют ее. Частным нарушением прав граждан в Интернете является размещение фотографий гражданина без его согласия средствами массовой информации или блогерами (изданиями в Интернете). В то время как, в соответствии со ст.152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. А после смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии — с согласия родителей. Такое согласие не требуется только в следующих случаях, когда:

— использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;

— изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;

— гражданин позировал за плату.

В случае нарушения прав гражданина, изготовленные в целях введения в гражданский оборот, а также находящиеся в обороте экземпляры материальных носителей, содержащих изображение гражданина, подлежат на основании судебного решения изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации. При этом если изображение гражданина, полученное или используемое с нарушениями вышеупомянутых требований ГК РФ, распространено в Интернете, то гражданин вправе требовать удаления этого изображения, а также пресечения или запрещения дальнейшего его распространения.

Статьей 152.2 ГК РФ охраняется частная жизнь гражданина. Законодатель запрещает без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, в частности сведений о его происхождении, о месте его пребывания или жительства, о личной и семейной жизни. Исключением из этого правила является только следующее:

— обработка информации о частной жизни гражданина в государственных, общественных или иных публичных интересах;

— обработка общедоступной информация о частной жизни гражданина.

Для защиты своих прав гражданин может обратиться в суд с требованием об удалении соответствующей информации, а также о пресечении или запрещении дальнейшего ее распространения путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих соответствующую информацию, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.

В последнее время за защитой своих прав в связи с распространением в средствах массовой информации (далее также — СМИ) изображений публичных персон без их согласия или информации об их частной жизни в суд часто обращаются знаменитости.

Рассмотрим пример из судебной практики. Истцы, являющиеся публичными персонами, обратились в суд с иском о защите права на неприкосновенность частной жизни, о защите права на охрану изображения гражданина и взыскании компенсации морального вреда с СМИ. Мотивируя иски, истцы указали, что в печатном СМИ без согласия истцов на обложке был опубликован анонс, содержащий информацию о частной жизни гражданина, и без согласия истцов были использованы их изображения (фотографии). Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу. Согласно п.1 ст.8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 года) каждый человек имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. В соответствии с положением ч.1 ст.23 и ч.1 ст.24 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. В соответствии со ст.150 ГК РФ неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна являются нематериальными благами, принадлежащими гражданину от рождения. В соответствии со ст.152.1 ГК РФ обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускается только с согласия этого гражданина. Согласно ст.49 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» журналист обязан получить согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей. В силу ст.56 указанного закона учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовой информации. Публичность граждан, исходя из равенства всех перед законом (ч.1 ст.19 Конституции РФ), не влияет на подход суда при решении вопросов о правах, обязанностях и ответственности, закрепленных в нормативных правовых актах РФ. Верховный Суд РФ обращает внимание на то, что концепция частной жизни распространяется также на аспекты, относящиеся к установлению личности, в частности, на изображение лица. В ч.1 ст.29 Конституции РФ определено, что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Однако в ч.4 ст.29 Конституции РФ разъясняется, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию только законным способом, то есть, с учетом соблюдения прав и свобод других лиц, и не допуская их нарушения. Частью 3 ст.17 Конституции РФ установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Соответственно, осуществление прав и свобод представителей средств массовой информации и читателей на выражение мысли и слова, на сбор и получение информации не должно нарушать прав других граждан на неприкосновенность их частной жизни и на охрану изображения. Как указано в п.7 ст.3 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одним из принципов правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации является неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия. Из содержания ст.152.1 ГК РФ следует, что право на охрану изображения гражданина сформулировано законодателем как абсолютное. Соответственно, гражданин вправе требовать применения соответствующих случаю мер гражданско-правовой защиты от любого лица, неправомерно распространившего сведения о его частной жизни и/или неправомерно использующего его изображение.

Учитывая изложенное, суд посчитал исковые требования о нарушении ответчиком личных неимущественных прав истцов, — права на неприкосновенность частной жизни и права на охрану изображения, — нашедшими свое подтверждение. В связи с указанным, требования истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда были удовлетворены (см. апелляционное определение Московского городского суда от 20 ноября 2015 года N 33-39646/15; см. также Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16 марта 2016 года), постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 года N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»).

Во всем мире ПД стремятся защищать на уровне государства, принимая законы, регулирующие порядок сбора, хранения и использования сведений о гражданах страны.

Обеспечивая защиту ПД, Россия укрепляет правовую защищенность и безопасность личности и создает благоприятную обстановку для всестороннего развития граждан и общества в целом.

Комментируемый Закон установил такие гарантии защиты ПД в нашей стране, как:

— ограничение на передачу персональной информации третьим лицам без согласия человека;

— требование к информированию человека о целях и способах обработки информации о нем;

— необходимость получать согласие на сбор сведений о человеке у него самого;

— обеспечение безопасности и конфиденциальности персональных данных.

Основными правовыми актами, защищающими права субъектов ПД, являются:

docs.cntd.ru

Популярное:

  • Эксплуатационный приказ это Приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 января 2017 г. № 11н “Об утверждении требований к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия” (не вступил в силу) В соответствии со […]
  • Федерального закона от 2 декабря 2013 г 349-фз Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в название внесены изменения Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N […]
  • Приказ мчс 3 от 09012013 Приказ МЧС России от 09.01.2013 N 2 (ред. от 03.10.2013) "Об утверждении Временной нормы снабжения вещевым имуществом отдельных категорий сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам […]
  • Приказ фсин 770 от Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960"Вопросы Федеральной службы безопасности Российской […]
  • Изменения в закон 140-фз Федеральный закон от 4 июня 2018 г. N 140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обращении лекарственных средств"" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Внести в Федеральный закон от 12 апреля 2010 года N […]
  • Закон г Москвы о земельном налоге Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 "О земельном налоге" (с изменениями и дополнениями) Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74"О земельном налоге" С изменениями и дополнениями от: 1 июня 2005 г., 10 октября 2007 г., 16 июля, 19 […]
  • Приказ о выдачи мыла Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н "Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение […]
  • Реестр кадастровый учет Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2013 г. N […]