Реестр договоров 223 где он

Статья 73 Бюджетного кодекса РФ гласит, что получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных и муниципальных контрактов. Какие закупки подпадают под данные закупки? Обязан ли получатель бюджетных средств вести такой реестр, если он осуществляет все свои закупки по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» путем заключения государственных контрактов и договоров, которые в силу указанного закона являются государственными контрактами?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В реестр, предусмотренный ст. 73 Бюджетного кодекса РФ, целесообразно включать не только договоры, не подпадающие под действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», но и те договоры (контракты), заключаемые в соответствии с этим Законом, информация о которых не передается в реестр контрактов.

Обоснование позиции:
Действительно, ст. 73 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ) обязывает получателей бюджетных средств вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов. И действительно, из п. 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) следует, что под контрактами в этом Законе подразумеваются все гражданско-правовые договоры, предметом которых являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), заключаемые от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ. Иными словами, любой договор, заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 этого Закона, именуется контрактом.
Формально из сказанного следует, что в реестр контрактов, обязанность ведения которого возложена на получателей бюджетных средств ст. 73 БК РФ, не включается информация о любых контрактах, гражданско-правовых договорах, заключенных в соответствии с Законом N 44-ФЗ, в том числе в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 этого Закона.
Однако должны заметить, что законодательство не содержит норм, указывавших бы на то, что в ст. 73 БК термины «государственные или муниципальные контракты», «контракты» употреблены в том же значении и смысле, что и в Законе N 44-ФЗ. Сам Закон N 44-ФЗ основан на положениях, в том числе, Бюджетного кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 Закона N 44-ФЗ), однако понятие «контракт», как и ряд других понятий, определено ст. 3 Закона N 44-ФЗ именно для целей данного Закона.
Более того, есть основания полагать, что для целей учета бюджетных обязательств термин «контракт» употребляется, по всей видимости, в ином значении. Так, в п. 7 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — Порядок), утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2015 N 221н, для целей постановки на учет бюджетных обязательств различают обязательства, возникающие из контрактов (абзацы первый, второй пп. «а» п. 7 Порядка), с одной стороны, и обязательства, возникающие из договоров, оформление в письменной форме по которым законодательством РФ не требуется, а также договоров, расчет по которым в соответствии с законодательством РФ осуществляется наличными деньгами, если получателем средств федерального бюджета в Федеральное казначейство не направлены информация и документы по указанному договору для их включения в реестр контрактов» (абзацы четвертый, пятый пп. «б» п. 7 Порядка) — с другой. Отсюда можно сделать вывод, что для целей учета бюджетных обязательств договоры, которые заключаются в устной форме, а также расчеты по которым ведутся в наличной форме и информация о которых не передается в реестр контрактов, в качестве контрактов не рассматриваются.
Разумеется, что в отсутствие однозначных указаний о значении понятий, употребляемых в разных нормативных актах, решение вопроса о том, какие договоры должны быть включены в реестр закупок, указанный в ст. 73 БК РФ, зависит от толкования терминов «контракт» и «договор» применительно к ст. 73 БК РФ на практике.
В связи с вышесказанным отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ не подлежат включению в реестр контрактов, заключенных заказчиком, контракты, заключаемые в соответствии с п.п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, п. 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) ч. 1 ст. 93 этого Закона. Те же пункты, за исключением п. 42, перечислены в ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ среди категорий контрактов, которые могут быть заключены в любой форме, то есть среди контрактов, в отношении которых не обязательно заключение в форме подписания единого документа.
Таким образом, можно выделить категории контрактов, которые не вносятся в реестр, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ, могут заключаться в устной форме и расчеты по которым могут осуществляться наличными, то есть с точки зрения Порядка контрактами не являющиеся.
Отметим, что представления при проверке перечня всех контрактов и отдельно — перечня закупок (размещения заказов) без заключения контрактов требовали нормы пп. «ж» п. 3.4 Методических рекомендаций по проведению плановых и внеплановых проверок при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, направленных ФАС России письмом N АЦ/8325 от 25.05.2007. Там же указывалось на необходимость предупреждения об ответственности руководителя проверяемой организации в случае выявления фактов закупки, не вошедших в отдельный реестр. Данные рекомендации были изданы в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», однако не признаны недействительными до настоящего времени. Иными словами, заказчику в любом случае целесообразно иметь перечень всех контрактов, в том числе не включенных в реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Это некоторым образом увязывает указания ст. 73 БК РФ и Порядка.
Поэтому полагаем, что в реестр, предусмотренный ст. 73 БК РФ, должны вноситься все те договоры, которые не включены в реестр контрактов, составляемый в соответствии со ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
Изложенное является нашим экспертным мнением. Официальных разъяснений, а также материалов судебной практики по данному вопросу нам обнаружить не удалось.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

www.garant.ru

Система автоматизации закупочной деятельности «Е1 Закупки»

Возможности

  • Попозиционный ввод потребности
    • Система построена вокруг закупочных позиций, что позволяет проследить весь жизненный цикл конкретной позиции: от этапа заявки на закупку функционального подразделения до исполнения по спецификации заключенного договора. Данная архитектура также позволяет провести однозначную интеграцию с корпоративным или общероссийским справочником материалов.
  • Настройка процессов согласования
    • Все бизнес-процессы в системе могут быть настроены пользователями без программирования в визуальном редакторе. Это позволяет оперативно и гибко изменять маршруты согласования и применять сложные условия. Например, разные цепочки согласования могут быть использованы для лотов с различной НМЦ либо из различных категорий.
    • Ведение лотов и процедур
      • Позиции группируются в лоты, а лоты — в процедуры. Такая вложенная архитектура позволяет гибко управлять многолотовыми и многопозиционными закупками. При этом, например, управления позициями возможно и на последующих этапах, т.е. из лотов или даже из процедур (т.н. drill-down).
      • Автоформирование планов
        • На основании введенных позиций в системе формируется план потребности, необходимый как закупочному, так и производственным подразделениям. Далее, на основании созданных лотов, в системе автоматически формируется план закупок и план-график торгов. Эти планы соответствуют по формату требованиям 44- и 223-ФЗ и через механизм интеграции передаются в ЕИС.
        • Полная независимая интеграция с ЕИС
          • В системе реализована полноценная независимая интеграция с ЕИС. В отличие от большинства систем (ВСРЗ), для интеграции не требуется использование ЭТП, тем самым можно использовать данную систему как универсальное единой окно и для “бумажных”, и для электронных процедур.
          • Автоформирование документации
            • Система позволяет в автоматическом режиме формировать все основные сопутствующие закупочному процессу документы на основании настраиваемых шаблонов (протоколы, КД и АД, проекты контрактов и тд.). Важной особенностью системы является возможность настройки шаблонов без программирования и специальной квалификации.
            • Узнать больше.
            • Работа в оффлайн режиме
              • Система поддерживает работу как в тонком (через браузер), так и в толстом клиенте (приложение для ПК). При этом толстый клиент предоставляет полный функционал системы даже в отсутствие интернет-соединения. Пользователь может провести все необходимые действия в офф-лайн режиме и затем поставить задачу на синхронизацию данных с сервером по мере появления связи с интернет.
              • Настройка без программирования
                • Все основные функции системы могут быть настроены непосредственно пользователями, либо администраторами организации без привлечения программистов компании-разработчика. В частности, к настройкам относятся: маршруты согласования, формы основных экранов, роли и права пользователей и еще десяток других параметров.
                • Работа с мобильных устройств
                  • Система «Е1 Закупки» доступна с большинства мобильных устройств, благодаря поддержке web-клиента.
                    Теперь вносить потребности, проводить согласования, комментировать процессы можно даже с мобильного телефона или планшета. Облегченный интерфейс «тонкого» клиента позволяет полноценно работать с системой в обычной сети 3G.
                  • Черногоров Андрей Александрович

                    Председатель правления «Ассоциации директоров по закупкам»

                    Кашутин Андрей Вячеславович

                    Первый заместитель генерального директора ОАО “ЕЭТП”

                    Иванов Александр Владимирович

                    Генеральный директор «Академии контрактных управляющих»

                    Андреев Никита Витальевич

                    Руководитель аналитического центра «Национального рейтинга прозрачности закупок»

                    Клиенты о нас

                    Сегодня мы видим все больше потребности со стороны клиентов в готовых решениях, которые помогут быстро подготовить заявки и лоты к публикации на площадках. Бизнес-процессы настолько разнообразны, что крупные ЭТП не могут подстроить свои интерфейсы под каждого из 320 тысяч своих клиентов. Мы приветствуем появление на рынке такого продукта и выступили одним из первых партнеров со стороны ЭТП, предложивших готовый модуль интеграции для наших клиентов.

                    — Кашутин Андрей Вячеславович Первый заместитель генерального директора ОАО “ЕЭТП”

                    «Е1 Закупки (E1 SRM) – комплексная система автоматизации планирования, размещения заказа и работы с договорами. Функционал системы позволяет полностью автоматизировать закупочный процесс в соответствии с 223-ФЗ и 44-ФЗ: от сбора заявок до контроля договоров.

                    Система является полностью российской разработкой от компании Cognitive Technologies и включена в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

                    Доступ к системе предоставляется по модели SaaS, что обеспечивает удалённую работу пользователей «в облаке». Таким образом, все возможности Е1 Закупки доступны пользователям в любое время без затрат на оборудование. Система развёрнута на сервере, размещённом в защищенном дата-центре нашей компании.

                    В системе реализована двусторонняя интеграция с ЕИС (zakupki.gov.ru) и ЕЭТП (roseltorg.ru), тем самым можно использовать данную систему как универсальное единой окно и для “бумажных”, и для электронных процедур.

                    Контуры автоматизации системы «Е1 Закупки»:

                    e1zakupki.ru

                    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (с изменениями и дополнениями)

                    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ
                    «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

                    С изменениями и дополнениями от:

                    6 декабря 2011 г., 30 декабря 2012 г., 7 июня, 2 июля, 21, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 7 июня, 29, 31 декабря 2017 г., 29 июня 2018 г.

                    Принят Государственной Думой 8 июля 2011 года

                    Одобрен Советом Федерации 13 июля 2011 года

                    См. Нормативные правовые акты, принятые в целях реализации настоящего Федерального закона

                    См. Обзор судебной практики по вопросам, связанным с применением настоящего Федерального закона, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г.

                    См. Обзоры изменений законодательства для специалистов по госзакупкам

                    См. комментарии к настоящему Федеральному закону

                    Президент Российской Федерации

                    Москва, Кремль
                    18 июля 2011 г.
                    N 223-ФЗ

                    Принят Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юрлиц.

                    Речь идет о госкомпаниях, субъектах естественных монополий, госкорпорациях, организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Он также распространяется на унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с долей государственного (муниципального) участия более 50%, на «дочек» и «внучек» перечисленных юрлиц.

                    Установлены основные требования к проведению закупок. Это, в частности, информационная открытость; отсутствие дискриминации участников и необоснованных ограничений конкуренции; целевое и экономически эффективное расходование средств на приобретение товаров, работ, услуг. Преимущественными способами закупок являются открытые торги в форме конкурса или аукциона. Установлено требование о повышении доли закупок инновационной продукции.

                    На заказчиков возлагается обязанность разработать положение о закупках и разместить его на официальном сайте по госзакупкам. В положении можно указывать иные (кроме конкурса или аукциона) способы закупки. В этом случае разъясняется порядок проведения закупки таким методом.

                    Правительство России определяет перечень товаров, работ, услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме.

                    Предусмотрено ведение реестров заключенных договоров и недобросовестных поставщиков.

                    Определены случаи, когда участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган действия (бездействие) заказчика.

                    Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением положений, для которых предусмотрен иной срок.

                    Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»

                    Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2012 г., за исключением части 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

                    Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 22 июля 2011 г. N 159, в Собрании законодательства Российской Федерации от 25 июля 2011 г. N 30 (часть I) ст. 4571

                    В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

                    Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 174-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 29 июня 2018 г., за исключением пунктов 2, 3 и подпункта «в» пункта 4 статьи 1, вступающих в силу с 1 июля 2018 г.

                    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 505-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 1 июля 2018 г., за исключением изменений, вступающих в силу с 31 декабря 2017 г.

                    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 496-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

                    Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

                    Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 470-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 9 января 2018 г.

                    Федеральный закон от 7 июня 2017 г. N 108-ФЗ

                    Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 474-ФЗ

                    Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

                    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 321-ФЗ

                    Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 236-ФЗ

                    Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

                    Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.

                    Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 249-ФЗ

                    Изменения вступают в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

                    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

                    Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

                    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 159-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 1 июля 2015 г.

                    Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 156-ФЗ

                    Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

                    Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 26-ФЗ

                    Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ)

                    Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением дополнения частью 8.1 статьи 3 , вступающего в силу с 1 января 2017 г. и частью 21 статьи 4, вступающего в силу с 1 января 2016 г., и статьей 4.1, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

                    Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

                    Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 160-ФЗ

                    Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

                    Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 115-ФЗ

                    Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 324-ФЗ

                    Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ

                    Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

                    © ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

                    base.garant.ru

                    Каков срок заключения договора по 223-ФЗ?

                    Срок заключения договора по 223-ФЗ четко не прописан. Порядок заключения контрактов должен фиксироваться в положении о закупках соответствующего юридического лица, подпадающего под действие данного закона. И нередко на практике возникает вопрос о периоде, в течение которого договор с победителем должен быть подписан. Об этом — в нашей статье.

                    Предпосылки возникновения спорных вопросов

                    С 01.01.2012 начал действовать закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ, ознаменовавший новый этап в развитии государственного регулирования закупок предприятиями с государственным и муниципальным участием. Он содержит в себе только общие требования и предусматривает их конкретизацию в положениях о закупках, разрабатываемых заказчиками товаров и услуг. Обзор последних изменений доступен в статье Последние изменения в редакцию ФЗ № 223 о госзакупках — 2016.

                    На что же опирались разработчики положений о закупках при описании порядка заключения договоров, в частности сроков, в которые последние подлежали подписанию? Следует отметить, что мнения по этому вопросу разделились:

                    • часть авторов положений предпочли установить сроки подписания контрактов по аналогии с действовавшим на тот момент законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ;
                    • другие руководствовались положениями ГК РФ о проведении торгов;
                    • третьи считали, что они вправе установить любые удобные разумные сроки.
                    • Рассмотрим эти варианты более подробно.

                      Сроки заключения договоров в положениях о закупках по правилам ГК РФ о торгах

                      П. 5 ст. 448 ГК РФ в редакции, актуальной на 01.01.2012 (дату вступления в действие закона № 223-ФЗ), предусматривал предельный срок подписания сторонами договора, являвшегося предметом торгов. Он составлял не более 20 дней после их завершения и составления итогового протокола. Такой срок заключения договоров можно увидеть во многих положениях о закупках, разработанных в 2012 году.

                      Возникал другой вопрос: через сколько дней после подведения итогов закупки можно подписать договор? Ни для кого не секрет, что исполнители и подрядчики готовы сделать это как можно раньше, даже на следующий день после подписания протокола. Так и происходило, и заключением договора на 3–5-й день нельзя было никого удивить.

                      Следует отметить, что подписание контрактов до истечения 10 дней с подписания итогового протокола противоречит закону «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — закон о ЗК). Подробнее этот момент раскрыт в последнем разделе нашей статьи.

                      ВАЖНО! В ходе реформы гражданского законодательства законом «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации» от 08.03.2015 № 42-ФЗ ст. 448 ГК РФ изложена в новой редакции, в которой отсутствует положение о сроках заключения договоров при проведении торгов.

                      В настоящее время ограничение срока подписания договора 20 днями предусмотрено только в отношении субъектов малого бизнеса (подп. «б» п. 4, п. 27 постановления Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352).

                      Сроки заключения договоров в положениях о закупках по аналогии с законом № 94-ФЗ

                      Закон № 223-ФЗне содержит отсылочных норм к законам, регулирующим государственные и муниципальные закупки.

                      Однако часть разработчиков положений прописывали сроки по аналогии со ст. 29, 38 применяемого на тот момент закона № 94-ФЗ. Указанные выше статьи предусматривали, что заключение контракта должно происходить в срок не ранее 10 дней с момента опубликования или размещения итогового протокола на сайте.

                      ВАЖНО! Данные положения соответствуют требованиям закона о ЗК, однако при работе с малым бизнесом это может повлечь нарушение при заключении договора за пределами 20 дней с момента подведения итогов.

                      Сроки заключения договоров в положениях о закупках на усмотрение организатора торгов

                      Третья часть разработчиков, не увидев в законе № 223-ФЗ сроков подписания контрактов и отсылочных статей, установила свои сроки. Например:

                    • Подписание договора осуществляется в течение 10 дней с момента составления итогового протокола.
                    • Организатор конкурсных процедур передает победителю подписанный договор в течение 3 дней с момента подведения итогов. Победитель подписывает его в течение 5 дней с момента получения и т. п.
                    • Подписание договора по указанным выше правилам может привести к нарушению действующего антимонопольного законодательства, в частности лишить участников права обратиться с жалобой на действия организаторов торгов. Рассмотрим этот момент более подробно.

                      Влияние закона о ЗК на сроки подписания договора по закону № 223-ФЗ

                      Закон о ЗК предусматривает возможность обжалования действий или бездействия организаторов закупок.

                      Так, ст. 18.1 закона о ЗК регламентирует процедуру рассмотрения Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС) заявлений о нарушениях при осуществлении торгов. В частности, п. 4 данной статьи предусматривает, что обратиться с подобной жалобой можно не позднее 10 дней со дня подведения итогов закупки. На основании данных положений закона ФАС неоднократно выдавала предписания об устранении нарушений в случае заключения договоров до истечения этого срока. Подробнее о деятельности ФАС в сфере закупок можно прочитать в статье Стандарт осуществления закупочной деятельности — ФАС.

                      Однако не всегда судебные решения были однозначны и выносились в пользу ФАС.

                      Переломный момент в судебной практике наступил, когда Арбитражный суд Уральского округа постановлением от 23.07.2015 № Ф09-3736/15 в кассационной инстанции признал предписание, вынесенное ФАС, ошибочным и отказался считать заключение договора до момента истечения сроков на обжалование проведенной закупки нарушением действующего законодательства.

                      Дело было передано на рассмотрение в Верховный суд Российской Федерации, который своим определением от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 отменил постановление АС Уральского округа, поставив точку в решении данного вопроса.

                      Вот основные выводы, содержащиеся в определении:

                    • Порядок заключения договоров должен обеспечивать право участников торгов на обжалование действий организаторов.
                    • Закрепление в положении о закупках срока без учета требований закона о ЗК не оставляет ФАС возможности применить оперативные меры, в частности приостановить торги до вынесения решения.
                    • Сокращение срока подписания договора является злоупотреблением правом.
                    • Данное мнение подтверждено в письме Минэкономразвития от 20.07.2016 № ОГ-Д28-8807.

                      Таким образом, действующее законодательство не содержит конкретных сроков заключения договоров по итогам процедур, предусмотренных законом № 223-ФЗ. Организаторы торгов вольны прописывать в своих положениях о закупках процедуры заключения контрактов, удобные для них.

                      Единственным ограничением является то, что срок заключения договора не должен препятствовать праву участников оспорить незаконные действия или бездействие организаторов торгов, т. е. не должен заключаться до истечения 10 дней с момента, когда были подведены итоги процедуры определения победителя. В противном случае такие деяния будут квалифицированы как злоупотребление правом и повлекут за собой вынесение органами ФАС предписаний об устранении нарушений.

                      rusjurist.ru

                      Десять актуальных ответов о Законе N 223-ФЗ

                      После публикации статьи «В новый год с новым порядком закупки», посвященной Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон N 223-ФЗ), многие читатели-специалисты стали задаваться вопросами по поводу применения Закона N 223-ФЗ.

                      На наиболее популярные вопросы отвечают ведущие эксперты Центра налогового и правового консультирования Группы компаний «ИРБиС» Лебедева Екатерина и Локтионова Олеся.

                      1. На какие организации и с какой даты распространяется Закон N 223-ФЗ?

                      Согласно ст. 8 Закона N 223-ФЗ сроки, по наступлению которых положения данного Закона становятся обязательными для предусмотренных в нем юридических лиц, различаются в зависимости от типа этих юридических лиц.

                      Так, с 1 января 2013 года положения Закона N 223-ФЗ применяют следующие организации, указанные в ч. 7 ст. 8: – предприятия, осуществляющие виды деятельности, относящиеся к сфере деятельности естественных монополий, и (или) регулируемые виды деятельности в сфере электро-, газо-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, у которых общая выручка от указанных видов деятельности составляет не более чем 10% общей суммы выручки за 2011 год от всех видов осуществляемой такими организациями деятельности;

                      – дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит государственным корпорациям, государственным компаниям, субъектам естественных монополий, организациям, государственным унитарным предприятиям, государственным автономным учреждениям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъекта РФ превышает 50%, дочерним хозяйственным обществам этих дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля этих дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

                      С 1 января 2014 года (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) положения Закона N 223-ФЗ применяют (ч. 8 ст. 8): – муниципальные унитарные предприятия;

                      – автономные учреждения, созданные муниципальными образованиями;

                      – хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

                      – дочерние хозяйственные общества, более 50% уставного капитала которых в совокупности принадлежит муниципальным унитарным предприятиям, хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия муниципального образования в совокупности превышает 50%;

                      – дочерние хозйственные общества указанных дочерних хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля участия указанных дочерних хозяйственных обществ в совокупности превышает 50%.

                      Все остальные юридические лица должны руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ, начиная с 1 января 2012 года. К таким организациям относятся: – государственные корпорации;

                      – государственные унитарные предприятия;

                      – государственные автономные учреждения.

                      2. Какие документы должны разработать организации, чтобы соответствовать положениям Закона N 223-ФЗ?

                      Прежде всего, организации должны разработать и утвердить положение о закупках. Этот важный документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров.

                      Кроме того, по аналогии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее также – Закон N 94-ФЗ), заказчики также должны разработать извещение о закупке, пакет документации, сопровождающей закупочную деятельность (по каждому из способов закупок), проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, протоколы, составляемые в ходе закупки. Содержание извещения и документации о закупке должно соответствовать требованиям ч.ч. 9-11 ст. 4 Закона N 223.

                      Этими документами организации будут руководствоваться при осуществлении закупок, а потому очень важно, чтобы они соответствовали действующему законодательству РФ и учитывали интересы заказчика.

                      3. Какие способы закупок можно применять?

                      Закон N 223-ФЗ предусматривает два основных способа осуществления закупок: аукцион и конкурс. Возможно осуществление закупки и в электронной форме, в этом случае перечень таких товаров, работ и услуг устанавливается Правительством РФ (ч. 4 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

                      При этом хотим отметить, что Закон N 223-ФЗ не содержит закрытого перечня способов закупки. Так, согласно ч. 3 ст. 3 Закона N 223-ФЗ в положении о закупке могут быть предусмотрены иные способы закупки. Это может быть, к примеру, запрос ценовых предложений, конкурентные переговоры, закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции, и т.д.

                      Заказчик должен установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки и условия их применения, а также порядок заключения договоров.

                      4. Кто будет контролировать деятельность по закупкам?

                      Статья 6 Закона N 223-ФЗ предусматривает, что контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ. Согласно ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ и п. 1 Постановления Правительства РФ от 20.02.2006 N 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд» функция по обжалованию действия или бездействия Заказчика возложена на Федеральную антимонопольную службу.

                      5. Как организации обезопасить себя от недобросовестных поставщиков?

                      На основании ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 94-ФЗ.

                      Реестр недобросовестных поставщиков ведется ФАС России на официальном сайте «www.zakupki.gov.ru» (ч. 1 ст. 5 Закона N 223-ФЗ и пп. 5.3. п. 5 разд. II Положения о Федеральной антимонопольной службе, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

                      Согласно ч. 2 ст. 5 Закона N 223-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об исполнителях: — которые уклонились от заключения договоров;

                      — с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением условий данных договоров.

                      Перечень сведений, включаемых в реестр недобросовестных поставщиков, порядок направления заказчиками сведений в ФАС, порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра содержатся в Положении о ведении реестра недобросовестных поставщиков и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра недобросовестных поставщиков, утв. постановлением Правительства РФ от 15.05.2007 N 292.

                      Сведения, содержащиеся в реестре недобросовестных поставщиков, должны быть доступны для ознакомления на официальном сайте без взимания платы. По истечении двух лет со дня их внесения в реестр недобросовестных поставщиков они исключаются из реестра (ч. 5 ст.ст. 4-5 Закона N 223-ФЗ).

                      В соответствии с ч. 6 ст. 5 Закона N 223-ФЗ включение сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, о поставщике (исполнителе, подрядчике), с которым договор расторгнут в связи с существенным нарушением им договора, в реестр недобросовестных поставщиков или содержание таких сведений в реестре недобросовестных поставщиков может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.

                      6. Будет ли считаться нарушением Закона N 223-ФЗ заключение договоров посредником (агентом) по поручению заказчика (принципала), подпадающего под действие Закона N 223-ФЗ, на основании агентского договора без проведения торгов с 01.01.2012?

                      В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики, указанные в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, обязаны руководствоваться непосредственно нормами этого закона, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также положениями о закупке, утверждаемыми самими заказчиками.

                      Закон N 223-ФЗ не определяет сам порядок закупки, а лишь дает указание заказчикам разработать и утвердить положение о закупках. Именно этот документ и будет регламентировать их закупочную деятельность.

                      Соответственно, заказчик имеет право определить в положении о закупке порядок проведения закупки, в том числе у единственного контрагента, услуг агента, который сам не будет обязан руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ.

                      В рассматриваемой ситуации на действия агента при заключении договоров от его имени, но в интересах заказчика (ст.105 ГК РФ) не будет распространяться действие Закона N 223-ФЗ.

                      7. Вправе ли юридическое лицо, подпадающее под регулирование Закона N 223-ФЗ, с 1 января 2012 года до момента утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке проводить закупки, руководствуясь имеющимся положением о закупке?

                      Закон N 223-ФЗ вступает в силу с 1 января 2012 года, за исключением ч. 3 ст. 4, вступающей в силу с 1 января 2015 года (ч.ч. 1, 2 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

                      Некоторые категории заказчиков, указанные в ч.ч. 5-8 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, применяют положения данного Закона с более поздних дат, но если ваша организация к числу таких не относится, то по общему правилу (ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ), заказчик должен разместить утвержденное положение о закупке в течение трех месяцев со дня вступления данного Закона в силу.

                      Иначе с 1 апреля 2012 года и до дня размещения утвержденного положения о закупке заказчику придется руководствоваться положениями Закона N 94-ФЗ.

                      Таким образом, Закон N 223-ФЗ не дает указаний о том, что до 1 апреля 2012 года заказчик обязан руководствоваться какими-либо иными документами. Закон N 223-ФЗ требует от заказчиков утверждения положений о закупке, но ничего не говорит о возможности применения ранее утвержденных положений.

                      В связи с изложенным считаем, что до 1 апреля 2012 года заказчик вправе осуществлять закупки на основании ранее существовавшего положения.

                      Кроме того, полагаем, что утверждение нового положения о закупке, которое, по сути, может дублировать уже действующее, является излишним. Заказчик должен проверить его на соответствие Закону N 223-ФЗ, указать, что оно принято в соответствии с названным законом и разместить его на своем сайте (ч. 3 ст. 8 Закона N 223-ФЗ).

                      8. Какая ответственность грозит юридическому лицу за нарушения сроков размещения положения о закупках, а также при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, аукционов и прочих процедур?

                      Обращаем ваше внимание, что закупку товаров (работ, услуг) с учетом требований Закона N 223-ФЗ должны осуществлять только организации, перечисленные в ч. 2 ст. 1 указанного закона.

                      Согласно ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупках должно регулировать порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения. По смыслу ч. 5 ст. 8 Закона N 223-ФЗ в случае, если заказчик не утвердит положение о закупках до 1 апреля 2012 года, он должен будет применять нормы Закона N 94-ФЗ.

                      На заказчиков, которые перейдут на Закон N 94-ФЗ распространяется и ответственность за нарушение установленных указанным законом способов размещения.

                      Что касается ответственности заказчика, подпадающего под регулирование Закона N 223-ФЗ, при заключении договоров на закупку товаров, работ, услуг без проведения соответствующих торгов, а также в отсутствие положения о закупках, то необходимо указать следующее.

                      Любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольный орган и в судебном порядке осуществление заказчиком закупки товаров, работ, услуг в отсутствие утвержденного и размещенного на официальном сайте положения о закупке и без применения положений Закона N 94-ФЗ (ч.ч. 9, 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

                      Важно знать, что в соответствии с ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки признается любое физическое или юридическое лицо. В связи с этим принятие заказчиком положения о закупке позволит сузить круг потенциальных участников заказа до лиц, соответствующих требованиям, установленным заказчиком в своем положении.

                      Обращаем внимание, что в соответствии с ч.ч. 5, 15, 16 ст. 4 Закона N 223-ФЗ размещению подлежит информация о любой закупке, превышающей определенную сумму (100 000 или 500 000 рублей в зависимости от выручки), не относящейся к государственной тайне и не определенной Правительством РФ к той, сведения о которой не размещаются.

                      За нарушение требований Закона N 223-ФЗ и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов РФ виновные лица несут ответственность по законодательству РФ (ст. 7 Закона N 223-ФЗ).

                      Отметим, что пока административной или иной ответственности за осуществление закупок способом, не соответствующим утвержденному организацией положению о закупках, законом не установлено, однако, полагаем, что в скором времени указанная ответственность будет предусмотрена путем внесения изменений в законодательство РФ по аналогии с Законом N 94-ФЗ.

                      9. Вправе ли заказчик проводить закупки в период до утверждения и размещения в установленном порядке положения о закупке, предусмотренного Законом N 223-ФЗ?

                      Закон N 223-ФЗ не содержит указания на конкретную дату, с которой заказчики обязаны осуществлять закупки на основе положения о закупке. Однако из буквального прочтения норм Закона можно сделать вывод, что закупка товаров, работ, услуг уже с 1 января 2012 года должна осуществляться в соответствии с положениями о закупке, разрабатываемыми и утверждаемыми самими заказчиками.

                      Как мы уже писали выше, в силу ч. 4 ст. 8 Закона N 223-ФЗ, если до 1 апреля 2012 года заказчик не разместит на сайте утвержденное положение о закупке, то закупку он обязан будет осуществлять в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ, до дня размещения утвержденного положения о закупке.

                      Чем следует руководствоваться при проведении закупок до 1 апреля 2012 года, если положение еще не утверждено и не размещено на сайте, законом не установлено.

                      На основании изложенного, можно сделать вывод, что Закон N 223-ФЗ не запрещает осуществление закупок в отсутствие положения о закупке и без применения Закона N 94-ФЗ до 1 апреля 2012 года. Соответственно, в период с 1 января 2012 года и до указанной даты закупки при отсутствии утвержденного положения о закупке могут осуществляться в прежнем порядке.Однако официальных разъяснений по этому поводу в настоящий момент нет.

                      10. В соответствии с положениями Закона N 223-ФЗ ФГУП обязано до 01.04.2012 разработать положение о закупках. Данное положение о закупке составляется в части приобретения товаров (работ, услуг) за счет собственных средств или только в отношении приобретения товаров (работ, услуг) за счет бюджетного финансирования?

                      Закон N 223-ФЗ не содержит каких-либо указаний на этот счет, а лишь устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц, в том числе государственными унитарными предприятиями (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ).

                      В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ закупочную деятельность заказчика регламентирует принятое в соответствии с нормативными актами Российской Федерации и утвержденное в установленном указанным законом порядке положение о закупке.

                      Часть 4 ст.1 Закона N 223-ФЗ содержит ряд сфер деятельности, на которые Закон N 223-ФЗ не распространяется, поскольку они регулируются другими законами. Однако ограничений применения Закона N 223-ФЗ в зависимости от источников финансирования закупки Закон не содержит, равно как и в отношении содержания положения о закупке.

                      Более того, Минэкономразвития России в своем Письме от 02.09.2011 N Д28-317 разъяснил, что в целях применения Закона N 223-ФЗ не имеет значения цель закупки.

                      Следовательно, положение о закупке, утверждаемое государственным унитарным предприятием, должно регулировать любые закупки, кроме осуществляемых в сферах, указанных в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ.

                      В заключение хотелось бы отметить, что Закон N 223-ФЗ в сравнении с Законом N 94-ФЗ более либерален, поскольку не содержит таких жестких ограничений: при желании заказчик может разработать положение о закупке и работать в соответствии с ним, а при отсутствии такого желания – ничего не разрабатывать и работать по Закону N 94-ФЗ.

                      С другой стороны, именно из-за общих фраз, содержащихся в Законе N 223-ФЗ, у заказчиков на практике возникает множество вопросов относительно его применения и организации процесса закупочной деятельности.

                      Обеспокоенность заказчиков понятна, однако, важно помнить, что Закон N 223-ФЗ дает исключительно рамочное регулирование процедур закупок и предоставляет заказчикам высокий уровень самостоятельности в принятии решений о порядке осуществления закупок.

                      Многие организации, скорее всего, будут ориентироваться на нормы Закона N 94-ФЗ, однако у заказчиков имеется возможность разработать индивидуальные процедуры, которые будут наиболее удобны именно им, а также смогут учитывать отраслевую специфику их деятельности.

                      www.klerk.ru

Популярное:

  • Бесплатный юрист консультация оренбург Запрос котировок Какие документы вправе требовать заказчик по запросу котировок? в ст.73. данные документы не прописаны. Вправе ли мы их требовать, где прописан перечень этих документов? свидетельство о государственной регистрации […]
  • Закон 12 зао янао Региональный материнский капитал в ЯНАО и Салехарде в 2018 году Региональный материнский капитал в ЯНАО принят Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 1.07.2011 г. N 73-ЗАО "О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком […]
  • Информация отдела опеки и попечительства Администрация Лужского муниципального района Сектор опеки и попечительства, контакты, нормативная база Находится по адресу: 188230, Ленинградская область, г. Луга, пр. Кирова, д.73, каб. 43, 49, 74 График работы: пн - чт 08.00 до 17.15 […]
  • 3 Штраф как вид уголовного наказания Штраф как уголовное наказание Штраф как вид уголовного наказания Штраф (ст. 46 УК) определяется законодателем как денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных уголовным законом. Штраф занимает первое место в перечне […]
  • Статьи 30 федерального закона о контрактной системе в сфере В составе второй части заявки участника электронного аукциона представлена декларация об отношении участника к субъектам малого предпринимательства. Однако в тексте декларации участником указаны характеристики, которые относятся к […]
  • Беременность в германии пособия Единовременная выплата 10000 рублей к 73-й годовщине Победы В мае-июне 2018 года в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов некоторым категориям граждан РФ (а именно — инвалидам и участникам ВОВ, […]
  • Краснодар суды адреса Арбитражный суд Краснодарского края Адрес суда и иная контактная информация Адрес суда и иная контактная информация Почтовый адрес: 350063, г. Краснодар, ул. Красная, д. 6 Канцелярия суда: 350063, г. Краснодар, ул. Пушкина, д. […]
  • Рцоко приказы аттестация Аттестация педагогических кадров В соответствии со ст.44 Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, «…на основании решения аттестационной комиссии о результатах […]