Судебная практика о трудовых пенсиях

Судебная практика о трудовых пенсиях

Практика рассмотрения споров о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.

Названный Закон основывается на положениях статей 7 и 39 Конституции Российской Федерации, согласно которым государственные пенсии относятся к числу важнейших социальных гарантий государства, распространяющихся на всех членов общества, что определяет его роль и место в системе российского законодательства.

Возможность судебной защиты пенсионных и иных социальных прав граждан заметно усилила гарантии их реализации.

Статистика рассмотренных Центральным районным судом г. Барнаула дел за 2012-2013 годы, связанных с защитой и восстановлением пенсионных прав граждан, позволяет прийти к выводу о неуклонном росте числа дел указанной категории.

Учитывая, что право на социальное обеспечение по возрасту относится к числу основных прав человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, значимость дел, связанных с пенсионными и другими социальными правами, возлагает на суды дополнительную ответственность по своевременному и правильному разрешению споров.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в соответствии со статьей 5 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и следовательно не относится к тем субъектам, чьи решения, действия (бездействие) гражданин вправе оспорить в суде в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, дела по спорам между гражданами и Пенсионным фондом РФ, связанные с назначением и выплатой трудовых пенсий, не могут рассматриваться в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, по правилам, предусмотренным главой 25 ГПК РФ, а подлежат рассмотрению в порядке искового производства.

Определение страхового и специального стажа

1. Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 года N 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца 3 пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в связи с запросами Верховного Суда РФ и Учалинского районного суда Республики Башкортостан и жалобами граждан А.В. Докукина, А.С. Муратова и Т.В. Шестаковой» пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (частям 1 и 2), 39 (частям 1 и 2), 45 (части 1) и 55 (части 3) в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.

Исходя из смысла указанного постановления, оно направлено на защиту прав тех работников, которые не располагают реальными возможностями обеспечить уплату работодателем недоимки по страховым взносам, поскольку законодательно не предусмотрено гарантий обеспечения прав застрахованных лиц на случай неуплаты страхователем страховых взносов (пункты 4.2, 4.3 постановления).

В то же время упомянутым постановлением положения пункта 1 данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда РФ перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии со ст. 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010 года) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ст. 10 ФЗ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

К периодам работы относятся периоды выполнения трудовой функции по трудовому договору. Это может быть любая работа: постоянная, временная, сезонная, надомная и т.п.

Под иной деятельностью понимается выполнение работ или оказание услуг по гражданско-правовым договорам, создание произведений по авторским договорам, занятие индивидуальной предпринимательской деятельностью.

В соответствии со ст. 11 ФЗ N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту — ФЗ N 173-ФЗ) в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются:

а) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

б) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;

в) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;

г) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;

д) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;

е) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Вышеперечисленные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности).

В соответствии со ст. 12 ФЗ N 173-ФЗ исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы, а также Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), Думы Чукотского автономного округа и жалобами ряда граждан», норма п. 4 ст. 30 ФЗ N 173-ФЗ, в силу которой во взаимосвязи с п. 2 ст. 31 того же Закона исключается льготный (кратный) порядок исчисления общего трудового стажа и отменяется включение некоторых нестраховых периодов в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера трудовой пенсии в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью или частично).

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

2. Статья 13 ФЗ N 173-ФЗ устанавливает следующие правила подсчета страхового стажа:

а) при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

б) при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета;

в) при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника (ч. 3 ст. 13 Закона о трудовых пенсиях).

Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий утверждены постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555.

Пунктом 5 Правил установлено, что к обязательным платежам в целях обязательного пенсионного страхования относятся: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период с 1 января 2001 года и после 1 января 2002 года; единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 года; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

В перечень документов, подтверждающих уплату страховых взносов до 1 января 1991 года, единого социального налога и единого налога на вмененный доход, входят:

а) для взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 года — документ финансового органа или справка архивных учреждений;

б) для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 года и после 1 января 2002 года — документы территориального органа Пенсионного фонда РФ;

в) для единого социального налога за период с 1 января по 31 декабря 2001 года — документы территориального налогового органа;

г) для единого налога на вмененный доход — свидетельство налогового органа.

Лица, имевшие льготу по освобождению от уплаты взносов на социальное страхование, социального налога, представляют документы об освобождении от уплаты обязательных платежей с указанием льготного периода теми же органами, которые выдают документы о платежах.

Периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

3. При рассмотрении споров необходимо учитывать, что в страховой стаж, а также в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости, подлежат включению периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации, так как прохождение им соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью его трудовой деятельности. В соответствии со ст. 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. За время нахождения заявителя на курсах повышения квалификации работодателем должны производиться соответствующие отчисления (страховые выплаты) в пенсионный фонд.

4. При разрешении вопроса о включении в страховой и специальный стаж периодов нахождения гражданина в дополнительных оплачиваемых отпусках в связи с обучением в высших учебных заведениях следует учитывать, что в соответствии со ст. 173 ТК РФ работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной форме обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Причем данные дополнительные отпуска предоставляются работодателем ежегодно, пока работник обучается в высшем учебном заведении, и законодатель не связывает предоставление этих дополнительных отпусков с соответствием профиля образовательного учреждения выполняемой работе.

5. Включению в страховой стаж, а также в стаж работы по специальности подлежит период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам. Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он посредством выплаты пособия по государственному социальному страхованию по беременности и родам.

Основанием для назначения пособия по беременности и родам является выданный в установленном порядке листок нетрудоспособности (Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ (в редакции от 8 декабря 2010 года, с изменениями от 25 февраля 2011 года) «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ N 173-ФЗ.

6. Разрешая вопрос о праве женщины на зачет в страховой стаж, а также в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, периода нахождения до 6 октября 1992 года в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, следует учитывать следующее.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года N 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде. Статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).

Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции ст. 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от 9 декабря 1971 года), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

При разрешении споров, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком, следует также иметь в виду, что если отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет или до достижения им возраста трех лет) начался у матери до внесения изменений в ст. 167 КЗоТ РСФСР, т.е. до 6 октября 1992 года, то с учетом положений ст. 6 ч. 2, ст. 15 ч. 4, 17 ч. 1, 18, 19 и 55 ч. 1 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, весь период отпуска по уходу за ребенком подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости (определения Верховного Суда РФ от 14 января 2010 года N 4-В09-51 и от 13 августа 2010 года N 5-В10-57).

При этом следует исходить из того, что период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора или трех лет в случаях, предусмотренных правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, подлежит исчислению в льготном порядке.

Например, женщина до возникновения у нее права на предоставление отпуска по беременностям и родам осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности. 25 июля 1992 года у нее родился ребенок. При подсчете страхового и специального медицинского стажа следует учитывать, что период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, а также период по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежит включению в календарном исчислении в страховой стаж, а также в специальный медицинский стаж в льготном исчислении из расчета год работы за год и 3 месяца.

При разрешении споров в связи с включением в специальный стаж периода нахождения женщины до 6 октября 1992 года в отпуске по уходу за ребенком также следует руководствоваться разъяснением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 23/24-11 «О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет», утвержденным постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года N 375/24-11.

Согласно п. 3 разъяснений, если женщине по совместному решению администрации предприятия, объединения, организации, совета трудового коллектива и профсоюзного комитета был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет до 1 декабря 1989 года, то этот период включается в общий, непрерывный стаж работы и стаж работы по специальности.

7. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года N 16/19п утвержден Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», которым предусмотрено, что к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.

Запись в трудовой книжке является одним из доказательств факта работы с тяжелыми условиями труда в соответствии с п. 5 указанного выше Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии. К документам, необходимым для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному обеспечению в соответствии с вышеуказанными Федеральными законами, в том числе относятся документы, подтверждающие страховой стаж; среднемесячный заработок за 60 месяцев трудовой деятельности подряд до 1 января 2002 года. В необходимых случаях к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости, должны быть приложены документы, подтверждающие работу на соответствующих должностях в особых условиях труда.

В соответствии с п. 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, при отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы наряду с подлинными документами о стаже принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, копии лицевых счетов и ведомостей на выдачу заработной платы.

8. Признавая право на назначение досрочной пенсии по старости, следует учитывать, что согласно п. 3 ст. 13 ФЗ N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление страхового стажа на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается. Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы.

Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», установивший указанное ограничение, вступил в силу с 1 января 2010 года.

Статья 60 ГПК РФ устанавливает, что обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

Таким образом, при рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости суд не вправе принимать показания свидетелей в качестве допустимого доказательства характера работы.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения гражданского дела либо совершения отдельных процессуальных действий (ч. 3 ст. 1 ГПК РФ).

При рассмотрении спора о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии и определении круга допустимых средств доказывания для определения характера работ суду следует руководствоваться положениями, содержащимися в п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ).

Вместе с тем, устанавливая факт, например, выполнения каменщиком работы именно в бригаде каменщиков или выполнение бригадиром электрогазосварщиков работы не менее 80% в течение рабочего дня по профессии электрогазосварщика, суды вправе устанавливать указанные юридически значимые обстоятельства на основании свидетельских показаний. В данном случае устанавливается стаж работы по соответствующей профессии или должности, а не характер выполняемой работы.

9. При разрешении вопросов о тождественности наименований профессий или должностей судам следует руководствоваться Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 367, предназначенным для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, уровню квалификации, степени механизации и условиям труда, вопросами обеспечения занятости, организации заработной платы рабочих и служащих, начисления пенсий, определения дополнительной потребности в кадрах и другими на всех уровнях управления народным хозяйством в условиях автоматизированной обработки информации (вступил в действие с 1 января 1996 года), а также Общероссийским классификатором занятий ОК 010-93, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 N 298 (вступил в действие с 1 января 1995 года).

Сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии

1. Действующим Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сохранена возможность назначения пенсии по старости досрочно, т.е. до достижения общеустановленного пенсионного возраста. Право на досрочное назначение пенсии сохраняется за всеми категориями граждан, которым оно предоставлялось ранее по законодательству, действовавшему по состоянию на 31 декабря 2001 года, на основании Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Сохранено право на досрочное назначение пенсии и лицам, работавшим с особыми (вредными, тяжелыми и др.) условиями труда, предусмотренное ранее действовавшим законодательством (по Списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда и Списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»).

В соответствии с п. 3 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Правительство РФ приняло Постановление от 29 октября 2002 года N 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Сохранились прежние требования к условиям, необходимым для досрочного назначения пенсии, таким как продолжительность работы с особыми условиями труда или в особых климатических условиях. Но в тех случаях, когда ранее для досрочного назначения пенсии требовался общий трудовой стаж определенной продолжительности, с 1 января 2002 года необходим соответствующий страховой стаж.

Анализ судебной практики по делам, связанным с назначением досрочной трудовой пенсии в связи с особыми, тяжелыми и вредными условиями труда показал, что одним из мотивов отказа органа пенсионного обеспечения в досрочном назначении трудовой пенсии является отсутствие либо недостаточность каких-либо иных, помимо трудовой книжки, документов, подтверждающих периоды работы граждан, включаемых в специальный трудовой стаж по Списку №1и №2.

Сложность данных дел заключается не только в правильном применении материального закона, но и в надлежащей оценке доказательств в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.

При этом суды правильно учитывают положения ст. 13 ФЗ № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях РФ», согласно которым свидетельские показания являются недопустимым доказательством подтверждения характера работы (вредных, тяжелых условий труда и т.п.)

Большинство этих дел объединяет одно: в документах о трудовой деятельности истцов наименование выполняемой работы, должности, профессии или наименование учреждения не соответствует предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии. Кроме того, определенные периоды работы не включаются территориальным органом пенсионного фонда в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, в связи с невыполнением нормы нагрузки и в силу других обстоятельств.

Разрешая споры рассматриваемой категории дел, следует руководствоваться Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 №555 «Об утверждении правил подсчета и утверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии», в частности, пунктом 6, согласно которому основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка установленного образца.

При этом необходимо отметить, что в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за 2 квартал 2010, утвержденном постановлением ПВС Российской Федерации от15.09.10, Верховный Суд РФ указал, что, согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ) в отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Таким образом, данной правовой нормой (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) установлено ограничение допустимости средств доказывания при определении характера работы. Под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции.

Так, в Списках №1 и №2, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 06.01.91 №10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение», наряду с профессиями и должностями указаны условия, при которых работникам предоставляется досрочное пенсионное обеспечение.

При этом сведений о работе, содержащихся в трудовой книжке, достаточно для установления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, если законодательство не предусматривает дополнительных условий о характере и условиях труда (кроме наименования профессий и должностей) для назначения такой пенсии.

Согласно Письму Минсобеса РТ от 17.08.99 N 02-30/1494 об Общих правилах применения Списков N1 и N2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, большинству работников для определения их права на льготное пенсионное обеспечение наряду с указанными условиями необходимо подтвердить постоянную занятость в течение полного рабочего дня на определенных работах (определенным способом, с определенными веществами, на определенном оборудовании и т.д.). Поэтому важным условием является правильное подтверждение уточняющими справками характера работы и условий, при которых назначается досрочная пенсия.

При назначении вышеуказанной категории лиц досрочной пенсии в настоящее время могут применяться (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа): Списки №1 и №2, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 №537, Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 N 10, Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 № 1173.

Согласно подп. «Б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» применяются списки производств, работ, профессий и должностей, утвержденные Кабинетом Министров СССР, СМ РСФСР и Правительством Российской Федерации, в следующем порядке: при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10.

Согласно разъяснениям Минтруда РФ от 17 октября 2003 года N 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на пенсию по старости, в т.ч. досрочно назначаемую в соответствии со ст. 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения такой работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в т.ч. с учетом льготного порядка его исчисления).

Таким образом, если при подсчете страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ только по нормам ФЗ N 173-ФЗ и нормативно-правовым актам, принятым в целях его реализации, у гражданина для приобретения права на пенсию стажа недостаточно (страхового и (или) стажа на соответствующих видах работ), то соответствующие периоды трудовой и иной деятельности до 1 января 2002 года можно засчитать в стаж в том случае, если эти периоды засчитывались в соответствующий стаж по нормам ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Указанный правовой подход в полной мере соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно высказываемой в постановлениях и определениях относительно соответствия отдельных норм ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Конституции Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и определении от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Пунктом 1 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N 516 (в редакции от 26 мая 2009 года), устанавливается порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Наряду с порядком исчисления периодов работы, установленным настоящими Правилами, порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11, 13 и 19-21 п. 1 ст. 27 Федерального закона, регулируется правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются «списки»).

2. В случае направления работника, имеющего право на льготное исчисление специального стажа, на курсы повышения квалификации льготный порядок исчисления стажа подлежит применению за весь период нахождения работника на курсах повышения квалификации.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, сам по себе факт уплаты страховых взносов за время нахождения на курсах повышения квалификации при разрешении спорного вопроса не имеет юридического значения, так как на основании разъяснений КС РФ, изложенных в Постановлении от 10.07.2007 №9-П, следует считать, что неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников, работающих по трудовым договорам, права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, и, следовательно, на пенсию. При этом толкование действующих норм права, предусматривающее, что периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением, в том числе, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, неоднократно давалось ВС РФ при рассмотрении конкретных гражданских дел (Определение от 21.05.09 №12-В09-3; определение от 04.02.2011 №74-В10-11; определение от 03.06.2011 №19-В11-8).

При разрешении вопроса о включении ученических отпусков в специальный стаж принимается во внимание то обстоятельство, что до введения нового правового регулирования вопросов назначения пенсии в соответствии с п. 2 и п. 4 Положения «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 и утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 953, п. 3 приложения № 6 к Инструкции «О порядке исчисления заработной платы работников просвещения», утвержденной приказом Министерства просвещения СССР от 16 мая 1985 г. № 94 был закреплен порядок зачета в специальный педагогический стаж времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Кроме того, Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 №590, также предусмотрено включение в льготный стаж время обучения в училищах и школах профессионально-технического образования (технических, профессионально-технических училищах, мореходных школах, школах фабрично-заводского обучения и т.д.).

Разрешая споры о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья, судьи обосновано руководствовались (в зависимости от того, в какой период времени протекала работа):

— Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

— Постановлением Совмина СССР от 17.12.59 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (вместе с «Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения»).

— Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 № 463, которым утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР»;

— Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.91 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно — эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет».

— Инструкцией «О порядке исчисления заработной платы работникам просвещения», утвержденная приказом Минпросвещения СССР от 16.05.85 № 94;

— Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения»;

— Постановлением Правительства РФ от 22.09.99 года № 1067 (в редакции постановлений Правительства РФ от 20.03.2000 № 240 и от 01.02.2001 № 79), утвердившим соответствующий Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, а также Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей.

По смыслу вышеуказанных нормативных актов, право на досрочную трудовую пенсию по старости имеют лица, чья работа имела место в учреждениях, предусмотренных в соответствующем Списке и одновременно в указанных этим Списком должностях.

Анализ судебной практики за рассматриваемый период показывает, что одним из оснований отказа ПФР в досрочном назначении пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, по прежнему является формальное несоответствие наименования образовательного учреждения для детей, содержащего в своем наименовании имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ) Спискам.

Полагая мотивы отказа территориального органа пенсионного обеспечения в зачете указанных периодов работы в этих учреждениях в специальный трудовой стаж работников необоснованными, судьи исходили из того, что действующим пенсионным законодательством в качестве основания для назначения пенсии по старости является осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей. В случае, если учредительные документы содержали сведения о наличии в рамках названного типа учреждения наименование вида учреждения, предусмотренного Списками и находило свое подтверждение осуществление образовательной, воспитательной деятельности, наличие образовательных программ, судьи приходили к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.

Льготное исчисление специального трудового стажа медицинских работников обусловлено не только характером и условиями их деятельности, но и предполагает непосредственное соответствие занимаемой должности и наименования учреждения здравоохранения Списками и Правилами. Как показывает практика, при оценке пенсионных прав указанной категории граждан судьи, как правило, учитывают данные требования.

При оценке пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, суды правильно указывали, что клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Вместе с тем, нельзя не учитывать, что ведомственная принадлежность во всех случаях предполагает принадлежность к органам здравоохранения либо их структурным подразделениям. Применительно к практике это свидетельствует о необходимости индивидуального подхода к оценке пенсионных прав граждан, занятых на аналогичных работах.

centralny.alt.sudrf.ru

Популярное:

  • Фз закон о субсидиях Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ"О […]
  • Приказ минэкономразвития 411 Приказ Минэкономразвития РФ от 13 декабря 2006 г. № 411 “О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 268” В целях повышения эффективности реализации […]
  • Реклама не соответствующая закону Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи […]
  • Закон о выборах 37 Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" (с изменениями и дополнениями) Статья 37. Признание политической партии участвующей в выборах 1. Политическая партия считается участвующей в выборах в одном из […]
  • Приказ минюста рф 205 от 03112005 Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205"Об утверждении Правил […]
  • Привлечение несовершеннолетних обучающихся к труду без согласия родителей Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196"Об […]
  • Закон о внешэкономбанке Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ"О банке развития" С изменениями и дополнениями от: 25 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18 […]
  • Как получить 20 т с материнского капитала Оформление пенсии В нашей стране назначение пенсии носит заявительный характер, то есть для получения выплаты гражданину необходимо обратиться в органы ПФР с письменным заявлением. В последние годы специалистами Пенсионного фонда […]