Законы о поддержке фермерских хозяйств

Как сельхозпроизводителю получить помощь от государства

На сегодняшний день сельское хозяйство как никогда нуждается в государственной поддержке. Развитие сельских территорий угасает, престиж сельскохозяйственного труда сходит на нет, получить прибыль от работы на земле все сложнее. Государство осознает все эти проблемы и стремится создать условия для исправления ситуации. На развитие сельского хозяйства выделяются гранты, субсидии для разных целей. Эта инструкция поможет вам лучше сориентироваться в существующих инструментах поддержки.

Основные приоритеты государственной программы

На сегодняшний день разработана «Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В ней устанавливаются основные приоритеты поддержки. В первую очередь, к приоритетам программы относятся:

в экономической сфере – повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

в институциональной сфере – развитие кооперации, связей и формирование продуктовых подкомплексов, территориальных кластеров.

Согласно программе, для поддержки сельхозпроизводителей реализуются разнонаправленные мероприятия: предоставляются субсидии, раздаются гранты на различные цели, устраивается конкурс, проводится консультирование. Ниже представлены общие положения таких мероприятий.

ШАГ 1: СООТВЕТСТВИЕ КРИТЕРИЯМ

В первую очередь, для участия в конкурсе на субсидии или грант необходимо быть уверенным, что Вы подходите под все критерии субъекта поддержки. Здесь важно обратить внимание, можете ли Вы причислить себя к начинающим фермерам и соответствует ли ваше хозяйство параметрам микропредприятия. Итак, начинающим фермером является любой гражданин Российской Федерации трудоспособного возраста, имеющий среднее специальное или высшее сельскохозяйственное образование, либо окончивший специальные курсы, или имеющий опыт работы в сельском хозяйстве не менее 3-х лет, являющийся главой КФХ и зарегистрированный индивидуальным предпринимателем.

Начинающее крестьянское (фермерское) хозяйство должно соответствовать параметрам малого предприятия в соответствии с требованиями ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24.07.2007 г. http://rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html. Основные параметры следующие: а) доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов; б) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать ста человек включительно для малых предприятий и пятнадцати человек для микропредприятий; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, ежегодно установленные Правительством РФ.

Есть и дополнительные условия участия в программе: участником Программы может быть крестьянское (фермерское) хозяйство начинающего фермера, зарегистрированное не ранее, чем за три года до дня подачи заявки участия и реализовавшее товарную продукцию не менее чем на 30 тыс. руб. за год. Это может быть и личное подсобное хозяйство ведущие товарное производство не менее трех лет, в случае перерегистрации в КФХ.

Глава КФХ, претендующий на участие в Программе (то есть желающий получить субсидию, грант или другого рода поддержку), должен быть гражданином России, проживающим в сельской местности данного региона не менее года до подачи заявки на участие в Программе. КФХ может участвовать в каждом из мероприятий Программы только один раз.

А судьи кто? В каждом субъекте РФ создаются комиссии по поддержке начинающих фермеров. В состав комиссии, кроме представителей органов управления АПК, входят представители региональной АККОР (Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России). Комиссия проводит ежегодные конкурсы на участие в каждом из мероприятий Программы.

ШАГ 2: СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Итак, финансовые инструменты поддержки (субсидии, гранты) можно получить в рамках участия в подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования». Эта подпрограммаохватывает малые формы хозяйствования (МФХ), к которым относятся крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельскохозяйственным производством, личные подсобные хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные микропредприятия.

Поддержка начинающих фермеров

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации разработало комплекс мер, направленных на поддержку начинающих фермеров:

— гранты на создание К(Ф)Х ( Крестьянского (фермерского) хозяйства);

— субсидирование инвестиционных кредитов;

— гранты на бытовое обустройство начинающих фермеров;

— субсидирование части первого взноса по лизингу сельскохозяйственной техники, оборудования и скота;

— проведение всероссийского конкурса «Лучший фермер».

Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

Рассмотрим каждую из этих видов поддержки поддержки подробнее:

  1. Предоставление грантов на создание К(Ф)Х.

Цель мероприятия – создание, расширение и модернизация производственной базы фермерских хозяйств.

Гранты могут быть использованы на приобретение земли, подключение к инженерным сетям, разработку проектов — сметной документации, а также и для строительства сельскохозяйственных объектов.

Порядок выделения грантов крестьянским (фермерским) хозяйствам. Начинающий фермер может получить грант на создание, расширение и модернизацию производственной базы только один раз. Каждый получатель гранта должен предоставить отчет об использовании полученных средств. Форма и срок предоставления отчета ежегодно устанавливается приказом Минсельхоза России.

В субъектах Российской Федерации создаются региональные конкурсные комиссии по поддержке начинающих фермеров. Региональная конкурсная комиссия ежегодно до 15 января публикует условия проведения конкурса на получение грантов. КФХ, желающие участвовать в конкурсе на получение гранта, подают в комиссию заявки по установленной форме, которую можно узнать в местной АККОР. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и определяет победителей. Число КФХ, получающих гранты, определяется с учетом лимитов финансирования из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

2. Субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам

Цель мероприятия – обеспечение доступа начинающих фермеров к инвестиционным кредитным ресурсам.

Инвестиционные кредиты могут быть использованы на приобретение животных, сельскохозяйственной техники и оборудования, оборотных средств, то есть на развитие сельскохозяйственного предприятия.

Сумма кредитов для начинающих фермеров составляет до 5 млн. руб. Срок кредитования — 15 лет, льготный период (от срока начала возврата кредита) – 5 лет.

Порядок предоставления кредитов, субсидий, залогов (поручительств).КФХ, желающие получить субсидии на открытие процентных ставок по кредитам, подают в комиссию по поддержке начинающих фермеров заявку. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и отбирает победителей. Число победителей определяется с учетом лимитов финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также гарантий (поручительств) региональных гарантийных фондов.

Победители конкурса на получение кредита обращаются, при необходимости, в региональный залоговый или специальный фонд за поручительством или гарантией, в банк за кредитом, а при его получении, в органы управления АПК субъекта РФ за субсидиями по выплате процентных ставок по кредиту.

3. Предоставление грантов на бытовое обустройство начинающих фермеров

Цель мероприятия – оказание начинающим фермерам единовременной помощи на строительство жилья и бытовое обустройство.

Средства гранта могут быть направлены на строительство жилья, приобретение мебели и других предметов обустройства жилища фермера.

Однако данное мероприятие не предусматривает покупку жилья на вторичном рынке. Предполагается, что начинающий фермер осуществляет строительство или приобретает новостройку.

Порядок предоставления грантов. Сроки проведения и условия конкурса разнятся в каждом регионе, поэтому для участия необходимо внимательно отслеживать информацию на сайтах профильных региональных ведомств, оказывающих поддержку малому и среднему бизнесу, а также региональных министерств сельского хозяйства. Как правило, объявления о конкурсе выходит в форме постановлений профильных региональных министерств сельского хозяйства.

4. Предоставление субсидий в части первого взноса при лизинге сельскохозяйственной техники, оборудования и скота.

Цель мероприятия – обеспечение доступности лизинга для начинающих фермеров. При получении в лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования и скота начинающими фермерами, из федерального бюджета будет предоставляться компенсация части первоначального взноса. Но при этом размер взноса должен быть не более 1/15 от стоимости предмета лизинга.

Порядок предоставления субсидий по лизингу. Начинающий фермер, желающий получить льготы по лизингу, должен подать в региональную комиссию по поддержке начинающих фермеров заявку по установленной форме. Комиссия рассматривает заявки начинающих фермеров и определяет победителей. По итогам конкурса комиссия оформляет документы на субсидии и выделяет положенные средства, а победитель предоставляет их в лизинговую компанию.

5. Проведение всероссийского конкурса «Лучший начинающий фермер».

Цель мероприятия – освещение положительного опыта создания новых фермерских хозяйств и достигнутых ими успехов. Для достижения этой цели предполагается ежегодно проводить конкурс начинающих фермеров в каждом из федеральных округов. Конкурс планируется проводить ежегодно. Об организации конкурса и правилах участия сообщается так же на сайтах профильных ведомств. В 2012 году конкурс будет проходить впервые.

6. Развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х

Цель мероприятия – стимулирование развития животноводства на базе фермерских хозяйств. Крестьянским (фермерским) хозяйствам, строящим или реконструирующим молочные и иные животноводческие фермы, компенсируются затраты – шестьдесят процентов затрат. Остальные сорок процентов затрат фермер должен покрыть сам. При этом до тридцати процентов затрат фермер может покрывать за счет кредитов, но десять процентов должен заплатить из собственных средств.

Порядок предоставления субсидий. Фермер подает заявку по установленной форме на субсидирование затрат в комиссию при региональном органе АПК. Комиссия рассматривает поданные заявки и определяет победителей. Фермеры, выигравшие право на получение субсидий, систематически должны предоставлять отчет о произведенных затратах и необходимых суммах субсидий.

В программе также прописано, что региональная власть, в свою очередь, обязуется выполнить подключение инженерных сетей и обеспечить рынок сбыта производимой фермером сельскохозяйственной продукции.

ШАГ 3: РАСШИРЕНИЕ БИЗНЕСА

Если Вы уже действующий сельхозпроизводитель и Вашему бизнесу более трех лет, Вы также можете претендовать на государственную поддержку. Субсидирование процентной ставки по кредитам и поручительства

Субсидии на возмещение части затрат по кредитам

Субсидии на возмещение части затрат по кредитам предоставляются в размере 100% ставки рефинансирования ЦБ РФ. Субсидии предоставляются сельскохозяйственным потребительским кооперативам (заготовительным, снабженческим, сбытовым (торговым), перерабатывающим и обслуживающим), созданным в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство. Поддержка предоставляется на различные сроки и цели. Максимальный размер кредита – 40 миллионов рублей на срок до восьми лет. Однако все зависит от целей кредита и юридической формы предприятия. Подробнее об условиях предоставления субсидий можно почитать на сайте Министерства Сельского Хозяйства Российской Федерации: http://www.mcx.ru/documents/document/v7_show/15487.266.htm

Предоставление поручительств залогового фонда

В случае недостаточности залогового обеспечения при оформлении кредита в коммерческих банках можно обратиться в специальные гарантийные фонды, которые сегодня функционируют почти во всех субъектах Российской Федерации при Департаментах по поддержке малого и среднего бизнеса. Для получения поручительства заемщик (сельхозпроизводитель) самостоятельно обращается в тот банк, с которым у данного гарантийного фонда подписано соглашение о сотрудничестве. А далее предоставить все необходимые документы в соответствии с процедурой, установленной внутренними нормативными документами банка. Банк рассматривает заявку, анализирует представленные документы, финансовое состояние и принимает решение о возможности кредитования. Если предоставляемого заемщиком обеспечения недостаточно для получения кредита, то банк информирует его о возможности привлечения поручительства гарантийного фонда для обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору. В случае согласия заемщика банк направляет в гарантийный фонд субъекта подписанную заемщиком и согласованную заявку на получение поручительства.

Полную информацию об условиях работы гарантийного фонда, а также список банков, с которыми подписано соглашение о сотрудничестве можно получить, обратившись в местные органы управления АПК или департаменты поддержки предпринимательства.

Государственная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе кредитных.

Если Вы участник сельско-хозяйственного кооператива, то сможете воспользоваться дополнительной поддержкой. Такая поддержка предусмотрена с целью увеличения объемов производства и реализации продукции членов сельскохозяйственных кооперативов, обеспечения доступа к рынкам сбыта и кредита, повышение уровня занятости и доходов сельского населения.

Кроме субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов может включать:

— предоставление субсидий СКПК (сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам) на пополнение фондов финансовой взаимопомощи. На 1 рубль из средств федерального бюджета приходится 1 рубль пополнения фонда финансовой взаимопомощи членами кооператива. Субсидии предоставляются членам указанных кооперативов в размере 50 % от обязательных паевых взносов, внесённых ими в фонд, но не свыше 100 тыс. руб. на каждого в год. В случае ликвидации СКПК в течение трёх лет с даты получения членами кооператива бюджетных субсидий, полученные средства должны быть возвращены в бюджет.

— возмещение не менее 50 % документально подтверждённых затрат СПоК (сельскохозяйственного потребительского кооператива) на цели формирования материальной базы кооператива (строительство, приобретение техники и технологического оборудования и т.д.), но не более 5 млн. на один СПоК. В случае ликвидации СПоК в течение трёх лет с даты получения СПоК бюджетных субсидий полученные средства также должны быть возвращены в бюджет;

— возмещение части затрат на уплату членских взносов в ревизионные союзы в размере 50 % от фактически уплаченных взносов, но не более 50 тыс. руб. на один кооператив в год.

Помощь в оформлении земельных участков в собственность крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Как известно, при создании или расширении сельскохозяйственного бизнеса в первую очередь необходима земля. Оформление земельных участков – отдельная статья расхода для предпринимателей. В настоящее время средняя стоимость оформления участка составляет 1000 рублей за 1 га. Для этого в программе поддержки сельхозпроизводителей предусматривается компенсация расходов на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Из федерального бюджета предоставляется компенсация порядка 500 руб. на 1 га, что составляет порядка 50 % от общей стоимости, остальные средства, необходимые для проведения кадастровых работ предоставляются из бюджетов субъектов Российской Федерации и их муниципальных образований.

Фермеру возмещаются затраты по проведению наиболее трудоёмких кадастровых работ. Субсидии смогут получить только те фермеры, у которых имеются на руках следующие документы: свидетельство о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка; свидетельство о пожизненном наследуемом владении землей; договор купли продажи или аренды с правом выкупа земельных долей. На региональном уровне порядок предоставления средств на возмещение части затрат фермеров при оформлении в собственность используемых ими земельных участков, определяется соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Подробнее о этом можно почитать в Памятке фермера http://msh.mosreg.ru/userdata/189841.doc

ШАГ 4: КОНСУЛЬТАЦИИ

«Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» действует в каждом субъекте Российской Федерации. Региональные власти профильных ведомств (Министерств сельского хозяйства и государственных органов развития малого и среднего предпринимательства) в силе расширить их, адаптируя под территориальную специфику. Поэтому более подробную оперативную информацию о порядке получения субсидий, а также других формах поддержки сельхозпроизводителей, можно получить в органах управления АПК конкретного региона.

Кроме того, при участии Минсельхоза России в субъектах Российской Федерации создана и функционирует система сельскохозяйственного консультирования http://mcx-consult.ru/ За любой интересующей информацией Вы можете обратиться по телефонам: 8 (499) 977-84-51,977-84-47или по почтеmcx.tms@gmail.com.

Консультанты окажут помощь владельцам личных подсобных и фермерских хозяйств в оформлении кредитов, подготовке бизнес-планов, приобретении техники, молодняка скота, организации потребительских кооперативов, а также в решении других вопросов.

www.opora-credit.ru

Закон о Крестьянском Фермерском Хозяйстве

Крестьянское хозяйство является синдикатом граждан, не всегда являющихся родственниками, но имеющих в распоряжении общее имущество. Посредством указанной собственности, группа людей осуществляет производство, перевозку, хранение и сбыт продукции сельскохозяйственного труда. Принимая непосредственное участие в подобной деятельности, гражданин не обязательно должен обладать юридическим образованием. (хотя изучить нормы закона о личном подсобном хозяйстве стоит).

Описание закона о Фермерском Хозяйстве

Вплоть до 2003 года на территории сначала РСФСР, а потом и Российской Федерации, действовал Закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 348-1, принятый 22 ноября 1990 года. Это государственное постановление включало в себя правовые нормативы, защищающие и оптимизирующие фермерскую деятельность на территории государства. С изменением экономики и политической обстановки, этот закон утратил свою актуальность, и на смену ему пришло более нормативное для современности постановление.

Федеральный закон «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N74-ФЗ был принят 11 июня 2003 года в соответствии с частью 5 ст. 105 Конституции Российской Федерации. Это постановление упразднило ставшими необъективными и устаревшими принципы законодательства РСФСР, относящиеся к рассматриваемой сфере.

Современный закон о Фермерском Хозяйстве регламентирует процедуру предоставления гражданам гарантированного права на формирование самостоятельного фермерского хозяйства, их развития и упразднения. В соответствии с этим, Федеральным Законом 74-ФЗ упорядочивается предоставление земельных территорий для осуществления вышеуказанной деятельности.

Согласно Федеральному Закону о Крестьянском Хозяйстве, все органы власти Российской Федерации, от городских до общегосударственных, должны оказывать необходимую поддержку в развитии сельского и фермерского хозяйства. Препятствия, не предусмотренные законом — под запретом, как и любое незаконное вмешательство в процесс производства или решения территориально-земельных нюансов в указанной сфере.

Действующий закон позволяет организовывать фермерский бизнес в Российской Федерации не только гражданам РФ, но и иностранцам и лицам без гражданства. Социальный статус соискателя, при наличии всей необходимой документации и возраста старше 16 лет, значения не имеет.

В начальный экономический период (период становления) фермерского хозяйства, согласно действующему закону 74-ФЗ, основатели ФЗ имеют подтверждённое юридическое право запрашивать у государства посильную помощь в виде дополнительных земельных угодий.
В фермерском хозяйстве могут состоять как граждане, связанные родственными узами с его главой, так и не состоящие с ним в родстве. Однако, таких людей должно быть не больше пяти (74-ФЗ, ст. 3, ч. 2).

Заявление на обеспечение фермерского хозяйства дополнительной территорией может быть подано как избранным главой такового, так и уполномоченным представителем ФХ, зарегистрированного как юридическое лицо. Заполненные бланки указанного документа направляются в исполнительный орган государственной власти через местное самоуправление.

К заявлению прилагается копия удостоверения личности соискателя, либо документ, подтверждающий его полномочия представителя юридического лица. Последние наиболее глобальные правки закон о Фермерском Хозяйстве претерпел 25 июня 2014. Изменения вступили в силу 1 марта 2015. Закон в данной редакции актуален до сих пор. Однако, каждый год вносятся те или иные поправки в определённые статьи или их пункты закона о крестьянском хозяйстве.

Скачать закон о КВХ

Каждому фермеру и любому другому гражданину, которого интересует сельскохозяйственный бизнес и крестьянское фермерское хозяйство, прежде всего необходимо ознакомиться с действующим положением современного Федерального Закона 74-ФЗ. Это необходимо для того, чтобы знать свои права в рассматриваемой сфере и уметь их, в случае необходимости, защитить.

Актуальный текст закона «О крестьянском (Фермерском) Хозяйстве» N 74-ФЗ скачать можно по ссылке:

Последние изменения, внесенные в 74 ФЗ «О Крестьянском (Фермерском) Хозяйстве

Система основных изменений в Федеральном Законе о Фермерском хозяйстве была сформирована и утверждена Федеральным законом от 23.06.2014 N171-ФЗ. В частности, правки произошли в статье 12 указанного закона.

Статья 12 74 ФЗ представляет собой нормативные указания по снабжению сельского хозяйства территориальными участками, являющимися объектами государственной или городской собственности.

В связи с поправками от 23 июня 2014 года, вступившими в силу 1 марта следующего года, утратили свою силу пункты 2, 3, 4, 5 рассматриваемой статьи.

Все остальные пункты, без исключения, подверглись значительным изменениям.

Таким образом, ч. 1 ст. 12 Федерального Закона о Фермерском Хозяйстве, гласит, что последовательность проведения операций по предоставлению земельных угодий для осуществления фермерской деятельности устанавливается Земельным Кодексом РФ. В предыдущей редакции эти вопросы решались муниципиальными властями без обращения к Земельному Кодексу.

Пункт 6 оповещает граждан о том, что оспорить решение органов городской или государственной власти об отказе в предоставлении участка возможно только в суде.
Посредством последней поправки, у шестой части ст. 74 ФЗ появился подпункт. В нём говорится, что право определять минимум или максимум доступной для предоставления крестьянскому хозяйству территории определяется положениями субъектов Российской Федерации.

Согласно 7 части 12 статьи, не устанавливаются минимальные территориальные значения для крестьянских хозяйств, основной сферой деятельности которой является:

  • Разведение садовых культур;
  • Производство овощей при использовании аппаратуры, для создания необходимого микроклимата («защищённый грунт»);
  • Выращивание различных сортов винограда;
  • Цветоводство;
  • Производство семян;
  • Разведение домашней птицы;
  • Рыбоводство с целью сбыта;
  • Пчеловодство.

Иными словами, действие этой статьи распространяется на любой вид деятельности, направленной на создание сельскохозяйственной продукции, не требующей обширных земельных площадей для организации своих мероприятий. Таким образом, для подобных фермерских хозяйств может быть предоставлен земельный участок, не достигающий по своей площади установленного государственными институтами минимума.

210fz.ru

Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Изменения и поправки

Принят Государственной Думой 23 мая 2003 года

Одобрен Советом Федерации 28 мая 2003 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также — фермерское хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии.

2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином.

3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила гражданского законодательства, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правовых отношений.

4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 2. Государство и фермерское хозяйство

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления содействуют созданию фермерских хозяйств и осуществлению ими своей деятельности, оказывают поддержку фермерским хозяйствам, в том числе посредством формирования экономической и социальной инфраструктур для обеспечения доступа фермерским хозяйствам к финансовым и иным ресурсам, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации о малом предпринимательстве.

2. Вмешательство федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в хозяйственную и иную деятельность фермерского хозяйства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Глава 2. Создание фермерского хозяйства

Статья 3. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

2. Членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Статья 4. Соглашение о создании фермерского хозяйства

1. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется.

2. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

3. Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее — соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

4. К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

5. Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

6. По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

7. Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.

Статья 5. Государственная регистрация фермерского хозяйства

Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Глава 3. Имущество фермерского хозяйства

Статья 6. Состав имущества фермерского хозяйства

1. В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества, являются общим имуществом членов фермерского хозяйства.

3. Имущество фермерского хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное.

Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства.

4. Перечень объектов, входящих в состав имущества фермерского хозяйства, порядок формирования имущества фермерского хозяйства устанавливаются членами фермерского хозяйства по взаимному согласию.

Статья 7. Владение и пользование имуществом фермерского хозяйства

Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

Статья 8. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства

1. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

2. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.

3. По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в статье 6 настоящего Федерального закона. Сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах.

Статья 9. Раздел имущества фермерского хозяйства

1. При выходе из фермерского хозяйства одного из его членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат.

2. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать год с момента подачи членом фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства.

3. Гражданин, вышедший из фермерского хозяйства, в течение двух лет после выхода из него несет субсидиарную ответственность в пределах стоимости своей доли в имуществе фермерского хозяйства по обязательствам, возникшим в результате деятельности фермерского хозяйства до момента выхода его из фермерского хозяйства.

4. При прекращении фермерского хозяйства в связи с выходом из него всех его членов имущество фермерского хозяйства подлежит разделу между членами фермерского хозяйства в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 10. Наследование имущества фермерского хозяйства

Наследование имущества фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

Статья 11. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

2. Для строительства зданий, строений и сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий.

3. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Статья 12. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности

1. Граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны:

1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение);

2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду);

3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно);

4) срок аренды земельных участков;

5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства);

6) предполагаемое местоположение земельных участков.

2. К заявлению должно быть приложено соглашение, заключенное между членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация на основании заявления, указанного в пункте 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

4. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней принимает решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду с приложением проекта его границ.

5. Договор купли-продажи или аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

6. Решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.

7. Минимальные размеры земельных участков не устанавливаются для фермерских хозяйств, основной деятельностью которых является садоводство, овощеводство защищенного грунта, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыбоводство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее минимальных размеров земельных участков, установленных законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Выдел земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

1. Гражданин, являющийся участником общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, имеет право требовать выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для создания или расширения фермерского хозяйства.

2. Условия и порядок выдела земельного участка в счет земельной доли, возникшей в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, для целей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяются в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Глава 5. Члены фермерского хозяйства

Статья 14. Прием новых членов в фермерское хозяйство и прекращение членства в фермерском хозяйстве

1. В фермерское хозяйство могут быть приняты новые члены в соответствии с требованиями пункта 2 статьи 3 настоящего Федерального закона.

2. Прием новых членов в фермерское хозяйство осуществляется по взаимному согласию членов фермерского хозяйства на основании заявления гражданина в письменной форме.

3. Членство в фермерском хозяйстве прекращается при выходе из членов фермерского хозяйства или в случае смерти члена фермерского хозяйства.

4. Выход члена фермерского хозяйства из фермерского хозяйства осуществляется по его заявлению в письменной форме.

Статья 15. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства устанавливают по взаимному согласию внутренний распорядок фермерского хозяйства, права и обязанности с учетом квалификации и хозяйственной необходимости, а также ответственность за неисполнение установленных обязанностей.

2. Каждый член фермерского хозяйства имеет право на часть доходов, полученных от деятельности фермерского хозяйства в денежной и (или) натуральной форме, плодов, продукции (личный доход каждого члена фермерского хозяйства). Размер и форма выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода определяются по соглашению между членами фермерского хозяйства.

Статья 16. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства по взаимному согласию членов фермерского хозяйства признается один из его членов. В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства.

2. Глава фермерского хозяйства должен действовать в интересах представляемого им фермерского хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Статья 17. Полномочия главы фермерского хозяйства

Глава фермерского хозяйства:

организует деятельность фермерского хозяйства;

без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;

осуществляет прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение;

организует ведение учета и отчетности фермерского хозяйства;

осуществляет иные определяемые соглашением между членами фермерского хозяйства полномочия.

Статья 18. Смена главы фермерского хозяйства

1. В случае невозможности исполнения главой фермерского хозяйства своих обязанностей более чем шесть месяцев или его смерти либо добровольного отказа главы фермерского хозяйства от своих полномочий члены фермерского хозяйства признают по взаимному согласию главой фермерского хозяйства другого члена фермерского хозяйства.

2. Смена главы фермерского хозяйства должна быть указана в соглашении, заключенном членами фермерского хозяйства в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.

3. Смена главы фермерского хозяйства не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве.

Глава 6. Деятельность фермерского хозяйства

Статья 19. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции собственного производства.

2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды деятельности фермерского хозяйства, объем производства сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов.

3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки:

2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции;

3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней;

6) горюче-смазочных материалов;

7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства грузов.

Глава 7. Объединения фермерских хозяйств

Статья 20. Объединения фермерских хозяйств

Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

Глава 8. Прекращение фермерского хозяйства

Статья 21. Основания прекращения фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство прекращается:

1) в случае единогласного решения членов фермерского хозяйства о прекращении фермерского хозяйства;

2) в случае, если не осталось ни одного из членов фермерского хозяйства или их наследников, желающих продолжить деятельность фермерского хозяйства;

3) в случае несостоятельности (банкротства) фермерского хозяйства;

4) в случае создания на базе имущества фермерского хозяйства производственного кооператива или хозяйственного товарищества;

5) на основании решения суда.

2. Споры, возникшие в связи с прекращением фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.

Статья 22. Порядок прекращения фермерского хозяйства

Прекращение фермерского хозяйства осуществляется по правилам Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Глава 9. Заключительные и переходные положения

Статья 23. Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 324);

Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1990 года N 349-I «О введении в действие Закона РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 26, ст. 325);

Закон РСФСР от 27 декабря 1990 года N 461-I «Об изменениях в Законе РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в связи с принятием Постановления Съезда народных депутатов РСФСР «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» и Закона РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 1, ст. 5);

статью 7 Закона Российской Федерации от 24 июня 1992 года N 3119-I «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс РСФСР, Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, Регламент Верховного Совета РСФСР, законы РСФСР «О Еврейской автономной области», «О выборах народных депутатов РСФСР», «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям», «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О земельной реформе», «О банках и банковской деятельности в РСФСР», «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», «О собственности в РСФСР», «О предприятиях и предпринимательской деятельности», «О государственной налоговой службе РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», «О приоритетном обеспечении агропромышленного комплекса материально-техническими ресурсами», «О местном самоуправлении в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР», «О государственной пошлине»; законы Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации», «О товарных биржах и биржевой торговле» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 34, ст. 1966);

статью 2 Закона Российской Федерации от 28 апреля 1993 года N 4888-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Закона РСФСР «О плате за землю» и налогового законодательства России» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);

пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 марта 2002 года N 31-ФЗ «О приведении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 12, ст. 1093).

3. Крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-I «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года.

На такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы настоящего Федерального закона, а также нормы иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, распространяются постольку, поскольку иное не вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов Российской Федерации или существа правоотношения.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

Опубликовано в «Российской газете» от 17 июня 2003 г., No 115 (3229).

rg.ru

Популярное:

  • Жалоба на студента в деканат Правомерность отчисления из ВУЗа Парень поступил на мореходный факультет КГТУ, специальность - радиосвязь. Два года учится отлично, на бюджетном месте, с повышенной стипендией. После 2-го курса должна быть длительная практика на судне в […]
  • Ст 9 федерального закона n 212 фз Ответы на вопросы по закону №212-ФЗ Подготовлено ГУ - Главным Управлением ПФР № 7 по г.Москве и Московской области ВОПРОС 1: Предоставляется ли льгота по уплате страховых взносов в Фонды обязательного медицинского страхования […]
  • Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению Информация о реализации Государственной программы Калининградской области по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников Государственная программа Калининградской области по оказанию содействия […]
  • Экспертиза электротоваров Здравствуйте, уважаемый посетитель Информационного сайта Инты – «ТВОЯ ВЕСточка»! На этой странице перечислены все категории и учреждения, представленные в моем каталоге ("Каталог магазинов, такси и других учреждений города Инта республики […]
  • Право общей собственности долевая и совместная Два вида общей собственности на недвижимость (долевая и совместная) Совместная собственность на квартиру Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что любое имущество, включая объект недвижимости, может на праве общей – совместной или […]
  • Заявление об удержании документов Удержания из заработной платы работников Заработная плата является вознаграждением, которое по трудовому договору собственник уплачивает работнику за выполненную им работу. Как и любое другое вознаграждение, заработная плата является […]
  • Суффикс ан ян правило Примечание. Прилагательные на -йный оканчиваются в краткой форме на -ен, например: знойный – зноен, стройный – строен (но: достойный – достоин). Двоякое окончание имеет прилагательное бескрайний (-яя, -ее) – бескрайный (-ая, -ое). § […]
  • Бсл закон В 1820 г. французские физики Жан Батист Био и Феликс Савар, провели исследования магнитных полей токов различной формы. А французский математик Пьер Лаплас обобщил эти исследования. Он проанализировал экспериментальные данные и сделал […]