Закон о бухгалтерском учете 402-фз утвержден

Ошибки в учете основных средств

В ходе аудиторских проверок правильности ведения учета и составления отчетности часто выявляются ошибки в учете основных средств (ОС). Такие ошибки влияют на величину стоимости ОС, отраженную в бухгалтерской отчетности, и могут приводить к ответственности, которая предусмотрена за нарушение правил ведения бухгалтерского учета. Также ошибки в учете ОС влияют на величину налога на имущество, так как в соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество организации. Кроме того, искажается величина подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль. Возможны также ошибки в принятии к вычету НДС. Рассмотрим наиболее распространенные ошибки.

Документальное оформление операций с основными средствами

Ошибка. Иногда организации не на все принятые ОС оформляют акты по соответствующей унифицированной форме N ОС-1, N ОС-1а или N ОС-1б (Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств утверждены Постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. N 7), а также инвентарные карточки. Часто документы не имеют необходимых подписей должностных лиц.

Разъяснение. В этом случае аудиторы говорят, что нарушены положения п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действовал до 31 декабря 2012 г.)) или ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (действует с 1 января 2013 г.). Документы, не оформленные должным образом, не являются первичным учетным документом, на основании которого производятся бухгалтерские записи.

Отсутствие должным образом оформленных актов ввода в эксплуатацию основных средств может привести к серьезным налоговым последствиям как по налогу на прибыль, так и по НДС. Если организация не может подтвердить момент ввода объекта в эксплуатацию, то она не может начислять амортизацию по данному объекту (п. 21 ПБУ 6/01 (Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утверждено Приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. N 26н), п. 2 ст. 259 НК РФ) и, следовательно, подтвердить расход в виде амортизационных отчислений в обоих видах учета. Принимать НДС к вычету в этом случае организация не вправе (пп. 1 п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ).

Исправить неверно оформленный документ в данном случае не составляет труда, главное — своевременно выявить этот факт до прихода аудиторов или налоговых инспекторов.

Момент учета объекта в составе основных средств

Ошибка. Объект учли в составе ОС только с момента ввода в эксплуатацию. А пока он находился на складе, отражали на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Разъяснение. «Задержка» затрат по приобретению ОС на счете 08 должна быть обоснованной (строительство, передача в монтаж). Иначе искажаются остаточная стоимость ОС, амортизация для целей бухгалтерского учета (момент перевода в запасы), налог на имущество и бухгалтерский финансовый результат. На самом деле объект, не требующий монтажа, нужно учитывать в составе основных средств в момент приобретения, а объект, требующий монтажа, — после завершения монтажа и приведения в состояние, пригодное для использования (п. 4 ПБУ 6/01).
Датой принятия основного средства на учет является дата утверждения руководителем компании акта приемки-передачи ОС. С этого момента нужно платить налог на имущество (Письмо ФНС России от 19 сентября 2011 г. N ЗН-4-1/115241).
Чтобы исправить ошибку, нужно подать уточненную декларацию по налогу на прибыль, отразив принятие объекта к учету в момент его приобретения. При этом налог на имущество увеличивается, придется уплатить пени. А налог на прибыль уменьшается — за счет изменения налога на имущество.
Поскольку ошибка привела к переплате налога на прибыль, можно учесть все в периоде обнаружения. Тогда уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль подавать не нужно (ст. 54 НК РФ).

Ошибка. Недвижимость перевели в состав ОС только после государственной регистрации.

Разъяснение. Если сформирована первоначальная стоимость объекта недвижимости, оформлены первичные учетные документы по приемке-передаче и объект эксплуатируется, его нужно учитывать на отдельном субсчете к счету 01 «Основные средства» — независимо от того, переданы документы на государственную регистрацию или нет. Такой порядок действует с 1 января 2011 г. (п. 52 Указаний по учету ОС (Утверждены Приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. N 91н)).

Об этом говорится и в Письме Минфина России от 22 марта 2011 г. N 07-02-10/20 (ФНС России Письмом от 31 марта 2011 г. N КЕ-4-3/5085@ направила его подведомственным инспекциям для использования в работе). ВАС РФ также поддерживает официальную позицию (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2011 г. N 148).

Учет объектов, состоящих из нескольких частей

Ошибка. Составной объект списали по частям, несмотря на то что срок полезного использования частей существенно не различается.

Разъяснение. Речь идет об активах стоимостью более 40 000 руб., состоящих из нескольких частей, цена каждой из которых менее 40 000 руб. Например, это могут быть компьютер, стеллажи сборочные, комплект мебели, столы с тумбами.

Компании выгодно списать стоимость каждой части отдельно и учесть в расходах единовременно. А инспекторы при проверках стараются доказать, что каждый комплект активов является единым инвентарным объектом, поэтому списывать его нужно через амортизацию.

Если организация уже списала стоимость составного объекта по частям, во избежание возможных рисков следует внести уточнения в декларацию по налогу на прибыль за период, когда налог был занижен. Затем в бухгалтерской справке нужно отразить амортизационные отчисления по объекту и уточнить сумму налога на имущество.

Кроме того, придется уточнить и расчеты по налогу на прибыль — отразить налоговую амортизацию и повышение налога на имущество. Уточнять декларации по налогу на прибыль можно в периоде обнаружения ошибки либо в текущем периоде (ст. 54 НК РФ).

Неотделимые улучшения арендованных основных средств

Ошибка. Неотделимые улучшения арендованного имущества не согласовали с арендодателем.

Разъяснение. Арендатор вправе амортизировать капитальные вложения в арендованное имущество только в двух случаях (п. 1 ст. 258 НК РФ), а именно когда:

1) неотделимые улучшения согласованы с арендодателем;

2) их стоимость арендодатель не возмещает.

Если согласование отсутствует, появляются налоговые риски по НДС, налогу на прибыль, налогу на имущество. Кроме того, искажается информация о расходах, ОС и финансовом результате в бухгалтерской отчетности.

Чтобы исправить эту ошибку, нужно составить дополнительное соглашение к договору аренды.

Ошибка. По неотделимым улучшениям начислили амортизационную премию.

Разъяснение. Амортизационную премию в таком случае начислять нельзя (Письмо Минфина России от 12 октября 2011 г. N 03-03-06/1/663).

Арендатор должен амортизировать неотделимые улучшения, стоимость которых ему не компенсировали, в особом порядке — исходя из срока полезного использования имущества и только в течение срока действия договора аренды (п. 1 ст. 258 НК РФ).

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Есть решения как в пользу компаний (Постановление ФАС Московского округа от 2 февраля 2011 г. N КА-А40/15635-10), так и в пользу налоговых органов (Постановление ФАС Московского округа от 11 сентября 2009 г. N КА-А40/8505-09).

Формирование первоначальной стоимости основных средств

Искажение первоначальной стоимости ОС влечет за собой искажение ряда показателей: себестоимости отчетного периода, остаточной стоимости ОС, задолженности перед бюджетом по налогам на имущество и на прибыль.

Ошибка. Таможенные пошлины, уплаченные при ввозе ОС, а также расходы на доставку включены в прочие расходы.

Разъяснение. Достаточно часто некоторые расходы включают не в первоначальную стоимость ОС (п. п. 8 и 12 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257 НК РФ), а в состав текущих расходов и полностью учитывают при расчете налога на прибыль. Примером таких расходов служат суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением ОС, расходы по сборке и доставке ОС и приведению объекта в состояние, пригодное для использования, расходы по монтажным работам.

В налоговом учете таможенные пошлины, уплаченные при ввозе основных средств, нужно включать в первоначальную стоимость ОС. При вводе в эксплуатацию сумма пошлины будет списываться через амортизацию (п. 1 ст. 257 НК РФ, Письмо Минфина России от 8 июля 2011 г. N 03-03-06/1/413).

Ошибка. Проценты по кредитам, связанным с приобретением инвестиционного актива, в налоговом учете отнесли на увеличение стоимости ОС.

Разъяснение. В бухгалтерском учете проценты по кредитам и займам, связанным с приобретением инвестиционного актива, напротив, увеличивают первоначальную стоимость ОС (п. п. 7 — 14 ПБУ 15/2008 (Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008) утверждено Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н)).

Капитализировать проценты в налоговом учете нельзя, это нарушение норм ст. 269 НК РФ (в ней закреплены правила списания процентов).

Если в налоговом учете включить проценты в стоимость ОС, то налог на прибыль окажется завышенным. В этом случае компания вправе как сдать уточненную налоговую декларацию за период совершения ошибки, так и учесть переплату в декларации за текущий период (ст. 54 НК РФ).

Обратите внимание: необходимо оформить бухгалтерской справкой факт обнаружения ошибки и решение о сдаче уточненной декларации.

Ошибка. Затраты на модернизацию ОС учли в прочих расходах.

Разъяснение. И в бухгалтерском, и в налоговом учете затраты на реконструкцию и модернизацию объекта ОС увеличивают первоначальную стоимость объекта.

Основное отличие модернизации (реконструкции) в том, что она приводит к улучшению нормативных показателей функционирования объекта (п. 27 ПБУ 6/01, п. 2 ст. 257 НК РФ). Если же технико-экономические показатели не улучшились, не произошли иные аналогичные изменения, не поменялось назначение ОС и у них не появилось новых качеств, то модернизацией (реконструкцией) проведенные работы не являются. Это капитальный или текущий ремонт. Затраты на ремонты в налоговом учете признаются в составе прочих расходов и учитываются полностью в периоде осуществления.

Перечень документов, которыми можно руководствоваться при определении терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция», приведен в Письме Минфина России от 23 ноября 2006 г. N 03-03-04/1/794.

Внесение в уставный капитал

Ошибка. Компания-получатель для начисления амортизации в налоговом учете использовала стоимость, отраженную в бухгалтерском учете.

Разъяснение. Для налоговой амортизации компания, получившая имущество в качестве вклада в уставный капитал, должна получить от учредителя данные об остаточной налоговой стоимости. Если соответствующего документа не будет, то в налоговом учете стоимость объекта признается равной нулю (пп. 2 п. 1 ст. 277 НК РФ).

Ошибка. По объектам, полученным в качестве вклада в уставный капитал, начислили амортизационную премию.

Разъяснение. Амортизационная премия определяется в процентах от первоначальной стоимости. Последняя по общему правилу рассчитывается как сумма расходов на приобретение ОС (п. 1 ст. 257 НК РФ).

Поскольку компания, получающая имущество, не несет расходов по его приобретению, она не вправе применить по нему амортизационную премию. Такое мнение высказал Минфин России в Письме от 19 июня 2009 г. N 03-03-06/2/122. Впрочем, можно рискнуть — судьи, скорее всего, примут сторону компании (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2010 г. N А82-2142/2010, оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25 февраля 2011 г. N ВАС-974/11).

Ошибка. Передающая сторона списала ОС, переданное в качестве вклада в уставный капитал, по договорной стоимости.

Разъяснение. Это неверно. Нужно отражать объект по остаточной стоимости с учетом восстановленного НДС (п. 85 Указаний по учету ОС, Письмо Минфина России от 30 октября 2006 г. N 07-05-06/262).

Начисление амортизации основных средств

Бухгалтеры зачастую завышают суммы амортизационных отчислений, по этой причине занижается налоговая база по налогу на прибыль и налогу на имущество. Это связано со следующими ошибками.

Часто бухгалтеры неверно определяют амортизационную группу и, как результат, срок полезного использования (СПИ) ОС. Бухгалтерии целесообразно получать от технических специалистов подтверждение принадлежности объекта к той или иной амортизационной группе согласно Классификации ОС (Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1) или ОКОФ (Общероссийский классификатор основных фондов утвержден Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359). Для видов объектов, которые не указаны прямо в Классификации ОС, можно уточнить их групповую принадлежность по ОКОФ. Если ни там ни там объект найти не удается, срок полезного использования комиссия может установить самостоятельно, опираясь на технические условия или рекомендации производителей (п. 6 ст. 258 НК РФ).

Неверно устанавливать СПИ в рамках амортизационной группы в пределах возможного диапазона, идя по нижней границе. Например, для четвертой амортизационной группы допускается устанавливать СПИ в пределах свыше 5 лет и до 7 лет. И минимальным сроком может быть 61 месяц, а не 60. Разумнее в учетной политике определить конкретные сроки для группы или указать общее правило — по нижнему пределу плюс 1 месяц.

Распространенной ошибкой является начисление амортизации в месяце ввода объекта в эксплуатацию и отсутствие начислений в полном размере в месяц выбытия объекта (п. п. 21 и 22 ПБУ 6/01). В течение СПИ начисление амортизационных отчислений по ОС не приостанавливается, кроме случаев его перевода на консервацию на срок более трех месяцев, а также периода восстановления объекта (реконструкции или модернизации), продолжительность которого превышает 12 месяцев (п. 23 ПБУ 6/01, п. 3 ст. 256 НК РФ). Кстати, в период длительной реконструкции или модернизации часто амортизацию продолжают начислять.

По основным средствам, введенным в действие до 1 января 2002 г., амортизация для целей бухгалтерского учета должна начисляться по Единым нормам амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, а для целей налогового учета — по правилам, установленным п. 1 ст. 257 НК РФ.

Если ОС модернизировали, то в целях бухгалтерского учета СПИ следует пересмотреть в обязательном порядке (п. 20 ПБУ 6/01).

Если объект ОС не введен в эксплуатацию, а находится на складе, амортизация в бухгалтерском учете по нему начисляется (п. 21 ПБУ 6/01), а в налоговом — нет (п. 2 ст. 259 НК РФ).

Переоценка основных средств

Ошибка. Переоценка проводится нерегулярно.

Разъяснение. Если компания приняла решение о переоценке объектов ОС, входящих в однородную группу объектов, то объекты однородной группы придется переоценивать регулярно. Регулярность переоценки зависит от критерия существенности, который организация установит в своей учетной политике.

Переоценка осуществляется, когда стоимость объектов ОС, по которой они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности, существенно отличается от текущей (восстановительной) стоимости (п. 15 ПБУ 6/01, п. 44 Указаний по учету ОС).

По группе однородных объектов нельзя проводить переоценку выборочно — переоценивается группа целиком.

Ошибка. Сумму дооценки по выбывшим ОС не перенесли в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Разъяснение. Налицо нарушение п. 15 ПБУ 6/01. Такая ошибка чаще всего объясняется отсутствием аналитического учета по счету 83 «Добавочный капитал». Когда пообъектный учет переоценок ОС не ведется, то в итоге завышается показатель самого добавочного капитала. Соответственно, занижается нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) в бухгалтерском балансе.

Выбытие основных средств

Ошибка. В налоговом учете убыток от реализации ОС списали в расходы отчетного периода.

Разъяснение. Правила списания убытка от реализации основного средства установлены п. 3 ст. 268 НК РФ. Такой убыток включается в состав прочих расходов равными долями в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования имущества и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации.

Убыток начинает включаться в состав расходов со следующего месяца после продажи объекта ОС независимо от финансовых результатов. Возникающие расхождения в бухгалтерском и налоговом учете приводят к образованию отложенного налогового актива, который погашается по мере признания убытка в налоговом учете.

Ошибка. Выручку от реализации ОС в отчете о прибылях и убытках отразили с НДС.

Разъяснение. Достаточно часто выручка от продажи основного средства отражается с НДС в прочих доходах в отчете о прибылях и убытках. При этом налог отражают в составе прочих расходов. Правильно показывать в прочих доходах выручку без НДС.

Забалансовый учет

Ошибка. Не отразили арендованные ОС на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».

Разъяснение. Такую оплошность бухгалтер нередко оправдывает отсутствием в договоре аренды стоимости имущества, согласованной с арендодателем. В результате пользователи отчетности не получают достоверной информации об имущественном положении компании.

Информация об арендованных ОС должна быть раскрыта в бухгалтерской отчетности (п. 32 ПБУ 6/01). Информация отражается в Пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Информация может выглядеть аналогично табл. 2.4 «Иное использование основных средств», которая приведена в качестве образца раскрытия информации по основным средствам в Приложении N 3 к Приказу Минфина России от 2 июля 2010 г. N 66н.

Если цену объектов определить невозможно, достаточно в текстовой части Пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах указать, что имеются арендованные помещения и участки.

А вот собственные ОС, сданные в аренду, нужно учитывать обособленно — на соответствующих счетах учета первоначальной стоимости имущества и амортизации. В забалансовом учете (на счете 001) их отражают только лизингодатели — когда имущество числится на балансе у лизингополучателя.

Ошибка. Основные средства, переданные в залог, отразили по залоговой или оценочной стоимости.

Разъяснение. Основные средства, переданные в залог, нужно отражать по балансовой стоимости на забалансовом счете 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные». Ведь в случае неисполнения обеспеченных залогом обязательств залогодатель будет отвечать стоимостью заложенного им имущества (ст. 348 Гражданского кодекса РФ).

Кроме того, при выбытии такого имущества его стоимость определяется по данным бухгалтерского учета.

www.mosbuhuslugi.ru

О хранении платежных поручений в электронном виде

Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» (далее – Закон № 125-ФЗ) государственные органы, органы местного самоуправления, организации и индивидуальные предприниматели (далее – ИП) обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными актами РФ, а также перечнями документов, предусмотренными ч. 3 ст. 6, ч. 1 ст. 23 Закона № 125-ФЗ.

В соответствии с п. 1.1 Положения Банка России от 19.06.2012 № 383-П «О правилах осуществления перевода денежных средств» (далее – Положение № 383-П) одной из форм безналичных расчетов при осуществлении банками перевода денежных средств является платежное поручение.

Расчетными (платежными) документами являются платежные поручения, инкассовые поручения, платежные требования, платежные ордера, банковские ордера (п. 1.12 Положения № 383-П).

Плательщиками, получателями средств являются, в частности, индивидуальные предприниматели (п. 1.2 Положения № 383-П).

В соответствии с п. 1.10 Положения № 383-П перечень и описание реквизитов платежного поручения, его форма на бумажном носителе, номера его реквизитов устанавливаются Банком России (приведены в приложениях 1, 2 и 3 к Положению № 383-П соответственно).

То есть платежное поручение является банковским документом.

Платежное поручение может составляться, приниматься к исполнению и исполняться как на бумажном носителе, так и в электронном виде (п. 5.4 Положения № 383-П).

Сроки хранения отдельных первичных документов установлены в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558) (далее – Перечень), который подготовлен в соответствии с Законом № 125-ФЗ.

Согласно ст. 362 Перечня первичные учетные документы, зафиксировавшие факт совершения хозяйственной операции и явившиеся основанием для бухгалтерских записей, в том числе, например, кассовые документы и книги, банковские документы, корешки банковских чековых книжек, акты о приеме, сдаче, списании имущества и материалов, квитанции, накладные и авансовые отчеты и другие документы должны храниться 5 лет при условии проведения проверки.

В соответствии с п. 1.1 Положения ЦБР от 12.10.2011 № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» (далее – Положение № 373-П) физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП), обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (см. письма Минфина России от 08.08.2012 № 03-11-06/3/56, ФНС России от 21.12.2011 № АС-4-2/21794@, решение Верховного Суда РФ от 13.06.2012 № АКПИ12-491).

В п. 1.9 Положения № 373-П указано, что юридическое лицо, ИП обеспечивают наличие кассовых документов, других документов, оформляемых при ведении кассовых операций, в течение сроков, установленных законодательством об архивном деле в Российской Федерации.

Отметим, что согласно ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ) первичный учетный документ бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. При этом нормами данного закона не уточняется вид электронной подписи.

Регистры бухгалтерского учета также могут составляться в электронном виде и заверяться электронной подписью (ч. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ). Право на составление кассовых документов в электронном виде закреплено п. 2.5, 5.6 Положения № 373-П, а платежных поручений, как было сказано выше, – п. 5.4 Положения № 383-П.

В письме от 24.07.2008 № 03-02-07/1-314 Минфин России разъяснил, что хранение первичных документов, документов бухгалтерского и налогового учета допускается в электронном виде, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами РФ, и при условии, что электронные документы заверены с помощью электронной цифровой подписи (см. также письма Минфина России от 25.12.2012 № 03-03-06/2/139, от 23.01.2013 № 03-03-06/1/24).

В пункте 1.2.2 Основных правил работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002) (далее – Основные правила) также указано, что в зависимости от состава документации архив может быть создан и на электронных носителях. Порядок сдачи в архив электронных документов рекомендован п. 2.1.4 Основных правил.

Частью 1 ст. 29 Закона № 402-ФЗ установлено, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

При этом документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению субъектом не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз (ч. 2 ст. 29 Закона № 402-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 29 Закона № 402-ФЗ экономический субъект (в рассматриваемом случае – ИП) должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

Согласно ч. 6, 8 ст. 9, ч. 7, 9 ст. 10 Закона № 402-ФЗ на бумажных носителях копии электронных документов (регистров), хранящихся на машинных носителях, необходимо формировать:

  1. по письменному запросу других участников хозяйственных операций и иных органов (лиц) в установленных случаях;
  2. по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры;
  3. если машинные носители, на которых они хранятся, изымаются в установленном порядке (сами копии включаются в документы бухгалтерского учета).

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что платежные поручения в случае проведения расчетов с использованием системы «Банк­Клиент» могут храниться в электронном виде без их распечатывания на бумажном носителе.

Рекомендации по вопросу хранения документов в электронном виде представлены Минфином России в письме от 25.09.2009 № 02-06-00/4581.

Данные рекомендации были адресованы Федеральному казначейству, однако полагаем, что ими может воспользоваться и ИП.

Так, Минфин России считает целесообразным сопровождать хранение электронных документов хранением соответствующих электронных либо бумажных журналов учета, сертификатов ключей подписи, а также средств, обеспечивающих возможность работы с электронными документами и электронной цифровой подписью. Для сертификатов ключей подписи электронных документов целесообразно оформлять и хранить в установленном порядке документы, подтверждающие статус сертификатов ключей подписи. При этом Минфин России обращает внимание, что «информация, содержащаяся в электронных архивах, и средства ее обработки (хранения) подлежат защите от несанкционированного доступа и воздействия с обеспечением необходимой надежности хранения электронных архивов в соответствии с правилами государственного архивного дела».

Кроме того, полагаем, что важным является и создание резервных копий, чтобы иметь возможность восстановления информации в случае сбоев в работе оборудования. При этом рекомендуется сохранять резервную копию не только на жестком диске, на котором располагается сама информационная база, но и использовать с этой целью внешние запоминающие устройства (флэш­карты, диски).

www.delo-press.ru

Статья 23. Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не обязана вести бухгалтерский учет или является религиозной организацией, у которой за отчетные (налоговые) периоды календарного года не возникало обязанности по уплате налогов и сборов;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1.1) утратил силу;

2) о своем участии в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) в случае, если доля прямого участия превышает 10 процентов, — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

2.1. Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом настоящего пункта, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы.

3.1. Налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 настоящего Кодекса:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях настоящего подпункта доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном статьей 105.2 настоящего Кодекса;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица;

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами.

3.2. Иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество на праве собственности, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса, помимо обязанностей, предусмотренных настоящей статьей, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в настоящем пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица.

3.3. Обязанности налогоплательщиков, предусмотренные подпунктами 1 и 2 пункта 3.1 настоящей статьи, распространяются на лиц, признаваемых в соответствии с настоящим Кодексом налоговыми резидентами Российской Федерации и осуществляющих доверительное управление имуществом, в случае, если такие лица вносят имущество, являющееся объектом доверительного управления, в капитал иностранной организации либо передают это имущество учрежденным ими иностранным структурам без образования юридического лица.

3.4. Плательщики страховых взносов обязаны:

1) уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы;

2) вести учет объектов обложения страховыми взносами, сумм исчисленных страховых взносов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты и иные вознаграждения, в соответствии с главой 34 настоящего Кодекса;

3) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета расчеты по страховым взносам;

4) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты страховых взносов;

5) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

6) в течение шести лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты страховых взносов;

7) сообщать в налоговый орган по месту нахождения российской организации — плательщика страховых взносов о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в течение одного месяца со дня наделения его соответствующими полномочиями (лишения полномочий);

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.1. Лицо, относящееся к категории налогоплательщиков, обязанных в соответствии с пунктом 3 статьи 80 настоящего Кодекса представлять налоговые декларации (расчеты) в электронной форме, должно не позднее 10 дней со дня возникновения любого из оснований отнесения этого лица к указанной категории налогоплательщиков обеспечить получение документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, от налогового органа по месту учета в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта лицо обязано передать налоговому органу в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота квитанцию о приеме таких документов в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом.

Обязанность лица, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, считается исполненной при наличии у него договора с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота (о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота) с указанным налоговым органом по месту учета этого лица и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи или при наличии такого договора и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи у уполномоченного представителя лица, которому предоставлены полномочия на получение документов от указанного налогового органа.

В случае, если получение от налогового органа документов осуществляется через уполномоченного представителя лица, на которое возложена обязанность, предусмотренная абзацем первым настоящего пункта, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия уполномоченного представителя лица — владельца указанного квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа. При этом, если уполномоченным представителем лица является юридическое лицо, такая обязанность считается исполненной при наличии в указанном налоговом органе также документов, подтверждающих полномочия физического лица — владельца указанного сертификата ключа проверки электронной подписи на получение документов от указанного налогового органа (за исключением случаев, если физическое лицо является законным представителем такого юридического лица).

Документы, подтверждающие полномочия указанных в настоящем пункте уполномоченных представителей, должны быть представлены в налоговый орган лицом лично или через представителя либо направлены в налоговый орган в электронной форме в виде электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов) через оператора электронного документооборота не позднее трех дней со дня предоставления уполномоченному представителю соответствующих полномочий.

Формат и порядок направления в налоговый орган указанных документов в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5.2. Иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, обязана представлять в налоговый орган документы (информацию), сведения, представление которых такой организацией предусмотрено настоящим Кодексом, по форматам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, через личный кабинет налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Указанная в абзаце первом настоящего пункта иностранная организация должна обеспечить получение от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

В период, когда личный кабинет налогоплательщика не может использоваться такой иностранной организацией для представления в налоговый орган документов (информации), сведений в соответствии с абзацем третьим пункта 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, документы (информация), сведения, представление которых предусмотрено настоящим Кодексом, представляются указанной иностранной организацией в налоговый орган в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Сообщения, предусмотренные пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Если указанные сообщения переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, такие сообщения должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью лица, представившего их, или усиленной квалифицированной электронной подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронной форме, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений, предусмотренных пунктами 2, 2.1 и подпунктом 7 пункта 3.4 настоящей статьи, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Обязанности налогоплательщиков (налоговых агентов), установленные настоящей статьей, распространяются также на иностранные организации, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с частью второй настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 23 НК РФ

1) Подпунктом 1 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с п. 12 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22 декабря 2005 г. N 98 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 НК Российской Федерации» данная обязанность в силу п. 1 ст. 45 НК РФ должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.

Напомним, что по вопросу о возможности уплаты за налогоплательщика налога третьим лицом Минфин России в последнее время выпустил значительное количество разъясняющих писем, а именно: Письмо от 14 февраля 2013 г. N 03-02-08/6, Письмо от 4 февраля 2013 г. N 03-05-04-03/2261, Письмо от 14 декабря 2012 г. N 03-05-04-03/99, Письмо от 14 декабря 2012 г. N 03-02-08/106, Письмо от 23 ноября 2012 г. N 03-02-08/100, Письмо от 20 ноября 2012 г. N 03-05-04-03/93. В них Минфин России придерживается единой точки зрения и приходит к выводу, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена уплата налога за налогоплательщика третьим лицом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неуплаты налога в установленный срок производится взыскание налога с налогоплательщика-организации в порядке, предусмотренном ст. ст. 46 и 47 НК РФ, в том числе за счет денежных средств на его счетах в банках.

2) Подпунктом 2 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом РФ.

Обратим внимание, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным ст. 83 НК РФ.

3) Подпунктом 3 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Так, например, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации (ст. 54 НК РФ).

Индивидуальные предприниматели, применяющие общий режим налогообложения, определяют правила ведения учета доходов и расходов и хозяйственных операций в соответствии с Порядком учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденным Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13 августа 2002 г. «Об утверждении Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей» (далее — Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей). Но Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства.

В случае если индивидуальный предприниматель применяет какой-либо из установленных частью второй НК РФ специальных налоговых режимов, то он обязан вести налоговый учет доходов и расходов:

1) в случае применения УСН — в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утвержденных Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;

2) в случае применения патентной системы налогообложения — в Книге учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, утвержденных Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н «Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, и Порядков их заполнения»;

3) в случае применения ЕСХН — в Книге учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и с учетом Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), утвержденных Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. N 169н «Об утверждении формы Книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), и Порядка ее заполнения».

В случае применения ЕНВД налогоплательщики (организации и индивидуальные предприниматели) должны вести учет физических показателей, в том числе и их изменения в течение налогового периода. Пунктом 1 ст. 346.29 НК РФ определено, что объектом налогообложения для применения единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности признается вмененный доход от предпринимательской деятельности налогоплательщика.

Пунктом 2 ст. 346.29 НК РФ установлено, что налоговой базой для исчисления суммы единого налога на вмененный доход признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

Поэтому, по мнению Минфина России, индивидуальные предприниматели — налогоплательщики единого налога на вмененный доход подпадают под действие п. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» и могут не вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным Законом N 402-ФЗ (Письмо ФНС России от 21 августа 2012 г. N ЕД-4-3/13838@).

4) Подпунктом 4 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

При этом, как следует из п. 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 марта 2003 г. N 71 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой НК Российской Федерации», отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.

При этом налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату) (ст. 80 НК РФ).

5) Подпунктом 5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны:

представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций;

представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, за исключением случаев, когда организация в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ) не обязана вести бухгалтерский учет.

При этом отметим, что в данном случае речь идет только об организациях (а не об индивидуальных предпринимателях, которые, несмотря на применяемый ими режим налогообложения, ведут учет доходов и расходов в соответствующих книгах учета доходов и расходов. При этом в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством, они вправе не вести бухгалтерский учет (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ)).

Однако нормы гражданского законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об организациях различных организационно-правовых форм обязывают соответствующие экономические субъекты вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Указанные нормы законодательства Российской Федерации распространяются на все экономические субъекты, независимо от применяемого ими режима налогообложения. Закон N 402-ФЗ не изменяет требования указанных федеральных законов. Исходя из этого и в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона N 402-ФЗ организации, применяющие УСН, обязаны вести бухгалтерский учет в соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012 «О вступлении в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Таким образом, в настоящее время вести бухгалтерский учет должны все организации, находящиеся на территории РФ. При этом бухгалтерский учет должны вести как коммерческие, так и некоммерческие организации (п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона N 402-ФЗ).

Годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность нужно представлять не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года, то есть не позднее 31 марта. При этом необходимо учитывать, что если последний день срока приходится на выходной или нерабочий праздничный день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Также не позднее 3 месяцев после окончания отчетного периода по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности необходимо представить также в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (ч. 1, 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

Обратим внимание, что согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 402-ФЗ аудиторское заключение не входит в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Учитывая изложенное, в состав годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, представляемой в налоговые органы, аудиторское заключение включать не обязательно (Письмо УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. N 13-11/030545).

6) Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронном виде, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, пени.

То есть налоговые органы, например, не вправе истребовать у налогоплательщика отчеты или аналитические справки (обобщения), не являющиеся первичными бухгалтерскими документами (п. 4 Письма ФНС России от 13 сентября 2012 г. N АС-4-2/15309@ «О налоговых проверках»).

7) Подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей.

Отметим, что ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность граждан, должностных лиц за неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль).

Также налогоплательщик не должен препятствовать представителям налоговых органов осуществлять их должностные обязанности при проведении выездных налоговых проверок. Так, налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящим выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ).

Истребуемые налоговым органом документы при проведении налоговой проверки представляются налогоплательщиком в установленный п. 3 ст. 93 НК РФ срок.

Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых налоговым органом при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

Налогоплательщик обязан также устранять выявленные в ходе налоговой проверки налоговым органом нарушения законодательства о налогах и сборах. На основании пп. 13 п. 3 ст. 100 НК РФ в акте налоговой проверки, в частности, указываются выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, в случае если Налоговым кодексом РФ предусмотрена ответственность за данные нарушения законодательства о налогах и сборах. Сроки устранения выявленных налоговым органом в ходе налоговой проверки нарушений законодательства о налогах и сборах могут различаться в зависимости от конкретных обстоятельств и видов таких правонарушений. При этом общий срок устранения нарушений законодательством о налогах и сборах НК РФ не установлен.

8) Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов.

При этом, как указал Минфин России в Письме от 30 марта 2012 г. N 03-11-11/104, течение указанного срока начинается после отчетного (налогового) периода, в котором документ использовался в последний раз для составления налоговой отчетности, начисления и уплаты налога, подтверждения полученных доходов и произведенных расходов.

В ч. 1 ст. 29 Закона N 402-ФЗ указано, что первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее 5 лет после отчетного года.

При этом документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.

Индивидуальные предприниматели обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность первичных учетных документов, Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов (п. 48 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей).

При этом Налоговым кодексом РФ может быть установлена иная продолжительность срока хранения применительно к отдельным документам. В частности, в соответствии с п. 4 ст. 283 НК РФ налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, в течение всего срока, когда он уменьшает налоговую базу текущего налогового периода на сумму ранее полученных убытков. Также в абз. 7 п. 7 ст. 346.18 НК РФ указано, что налогоплательщик, применяющий УСН, обязан хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка.

Также Налоговый кодекс РФ не предусматривает обязанность хранения на бумажном носителе документов, составленных в электронной форме по форматам, установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статьей 93 НК РФ предусмотрено, что в случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (Письмо Минфина России от 22 августа 2012 г. N 03-02-07/1-202).

Также укажем, что Приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. N 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения» утвержден Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения.

Так, в соответствии с ним постоянному хранению подлежат, в частности:

штатные расписания организации, изменения к ним (ст. 71);

разряды (уровни) оплаты труда, выплаты денежного содержания по должностям работников (ст. 598);

книги, журналы регистрации несчастных случаев, учета аварий (ст. 630);

перечни профессий, работники которых подлежат обязательным медицинским осмотрам (ст. 645);

документы (доклады, сводки, справки, сведения) о состоянии и проверке работы с кадрами (ст. 648);

локальные нормативные акты (положения, инструкции) о персональных данных работников (ст. 655);

личные дела (заявления, копии приказов и выписки из них, копии личных документов, листки по учету кадров, анкеты, аттестационные листы и др.) руководителей организации, членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации; работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания (ст. 656);

протоколы заседаний конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность, формированию кадрового резерва (ст. 670);

списки работников отдельных категорий (ст. 685);

учебные планы, программы, задания (ст. 711).

А на долговременное хранение (75 лет) сдаются дела следующих категорий:

личные дела работников (ст. 656);

трудовые договоры, договоры подряда, не вошедшие в состав личных дел (ст. 657);

документы (заявления работника о согласии на обработку персональных данных, сведения, уведомления) о субъекте персональных данных (ст. 666);

личные карточки работников, в том числе временных (ст. 658);

документы (выписки из протоколов, списки трудов, отчеты) конкурсных комиссий по замещению вакантных должностей, избранию на должность лиц (работников), не имеющих личных дел (ст. 671);

списки работников организации (ст. 685);

книги, журналы, карточки учета приема, перемещения (перевода), увольнения работников, личных дел, личных карточек, трудовых договоров (ст. 695).

9) В соответствии с пп. 1 и 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны были сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) таких счетов;

о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств — в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) такого права.

Однако положением пп. «б» п. 1 ст. 1 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 52-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 52-ФЗ) со 2 мая 2014 г. данная обязанность была отменена.

Вышеуказанные нормы НК РФ были излишними, так как дублировали обязанность банков представлять указанные сведения в отношении налогоплательщиков — клиентов банка (ст. 86 НК РФ). Одновременно отменяется ответственность налогоплательщиков за нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ).

Отменяя обязанность налогоплательщиков по уведомлению налоговых органов об открытии (закрытии) банковского счета, Закон N 52-ФЗ установил порядок осуществления контроля за исполнением кредитными организациями обязанности по представлению сведений о банковских счетах в налоговые органы, а также усилил ответственность кредитных организаций за ненадлежащее исполнение ими указанной обязанности. Также и права налоговых органов были дополнены новым положением об осуществлении контроля за исполнением банками предусмотренных Налоговым кодексом РФ обязанностей (ст. 31 НК РФ). Порядок этого контроля должен быть утвержден ФНС России по согласованию с Банком России.

10) В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех случаях участия в российских организациях (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и обществах с ограниченной ответственностью) и иностранных организациях — в срок не позднее 1 месяца со дня начала такого участия.

Форма соответствующего сообщения утверждена Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

Налоговый кодекс РФ не определяет содержание понятия «участие организации в российских и иностранных организациях», в связи с чем на основании п. 1 ст. 11 НК РФ данное понятие применяется в том значении, в каком оно используется в других отраслях законодательства Российской Федерации.

С учетом положений гражданского законодательства Российской Федерации под участием в коммерческих организациях следует понимать участие в уставном капитале (уставном фонде) российской или иностранной организации.

11) В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

в течение 1 месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

в течение 3 дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Сообщение о создании обособленного подразделения (за исключением филиала и представительства) подается в налоговый орган по месту нахождения организации по форме N С-09-3-1, утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

12) В соответствии с пп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

в течение 3 дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

в течение 3 дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения).

Сообщение об обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность организации (которые закрываются организацией), по форме N С-09-3-2, утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК Российской Федерации, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

13) В соответствии с пп. «б» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 24 августа 2013 г. пп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ, предусматривающий обязанность организации сообщать о принятии решения о реорганизации или ликвидации организации, утратил силу.

Соответственно, с указанной даты у организаций, принявших соответствующее решение, отсутствует обязанность подавать в налоговые органы сообщение по форме N С-09-4 «Сообщение о реорганизации или ликвидации организации», утвержденной Приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@ «Об утверждении форм и форматов сообщений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 23 НК РФ, а также порядка заполнения форм сообщений и порядка представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».

14) Пунктом 3 ст. 23 НК РФ была установлена обязанность адвоката, учредившего адвокатский кабинет, сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления им профессиональной деятельности, в течение 7 дней со дня открытия (закрытия) соответствующего счета.

Законом N 52-ФЗ указанная обязанность была отменена.

Отметим, что с 1 января 2015 г. положения ст. 23 НК РФ опять претерпят изменения, к которым относятся следующие:

1) Закон N 52-ФЗ дополнил ст. 23 НК РФ п. 2.1, положения которого начнут действовать с 1 января 2015 г.

Так, п. 2.1 ст. 23 НК РФ предусматривается, что:

«Налогоплательщики — физические лица по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, помимо обязанностей, предусмотренных пунктом 1 статьи 23 НК РФ, обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Указанное сообщение с приложением копий правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документов на объекты недвижимого имущества и (или) документов, подтверждающих государственную регистрацию транспортных средств, представляется в налоговый орган в отношении каждого объекта налогообложения однократно в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Сообщение о наличии объекта налогообложения, указанное в абзаце первом пункта 2.1 статьи 23 НК РФ, не представляется в налоговый орган в случаях, если физическое лицо получало налоговое уведомление об уплате налога в отношении этого объекта или если не получало налоговое уведомление в связи с предоставлением ему налоговой льготы».

Таким образом, вводится новая обязанность налогоплательщиков — физических лиц сообщать в налоговый орган о наличии у них объектов недвижимого имущества и транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении данных объектов налогообложения за период владения ими (п. 2.1 ст. 23 НК РФ). Это сообщение должно быть направлено до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

За неисполнение указанной обязанности для налогоплательщика — физического лица предусматриваются меры налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога в отношении объекта недвижимого имущества или транспортного средства, по которым не представлено или несвоевременно представлено сообщение (ст. 129.1 НК РФ).

Также необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2009 г. N 763-О-О отнес самостоятельное обращение налогоплательщика в налоговый орган о выдаче налогового уведомления (при его неполучении до даты уплаты соответствующего налогового платежа) к праву налогоплательщика, а не к его обязанности;

2) с 1 января 2015 г. ст. 23 НК РФ дополняется новым пунктом — 3.1 — ст. 23 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», которым предусматривается, что:

налогоплательщики помимо обязанностей, предусмотренных п. п. 1 и 2 ст. 23 НК РФ, обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные ст. 25.14 НК РФ:

1) о своем участии в иностранных организациях (в случае, если доля такого участия превышает 10 процентов). В целях пп. 1 п. 3.1 ст. 23 НК РФ доля участия в иностранной организации определяется в порядке, установленном ст. 105.2 НК РФ;

2) об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения);

3) о контролируемых иностранных компаниях, в отношении которых они являются контролирующими лицами;

4) с 1 января 2015 г. ст. 23 НК РФ дополняется новым пунктом — п. 3.2 — НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)», которым предусматривается, что:

иностранные организации, а также иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, помимо обязанностей, предусмотренных ст. 23 НК РФ, обязаны в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации (для иностранной структуры без образования юридического лица — сведения о ее учредителях, бенефициарах и управляющих).

При наличии у иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) нескольких объектов имущества, указанных в данном пункте, сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения одного из объектов имущества по выбору этого лица;

5) также с 1 января 2015 г. положения ст. 23 НК РФ дополняются положениями нового п. 5.1 о том, что:

«Лица, на которых Налоговым кодексом РФ возложена обязанность представлять налоговую декларацию (расчет) в электронной форме, должны обеспечить получение от налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Указанные лица обязаны передать налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня их отправки налоговым органом».

Указанный п. 5.1 ввел в ст. 23 НК РФ Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям»;

6) также абз. 1, 2 и 4 п. 7 ст. 23 НК РФ излагаются в новых редакциях.

При этом абз. 4 п. 7 ст. 23 НК РФ (в редакции, действующей с 1 января 2015 г.) предусматривает, что порядок представления сообщений, предусмотренных п. п. 2 и 2.1 ст. 23 НК РФ, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

А с 1 июля 2015 г. в новой редакции действуют абз. 1 и 2 п. 7 ст. 23 НК РФ. Связано это со вступлением в силу изменений, внесенных Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК Российской Федерации» (далее — Закон N 347-ФЗ).

Так, абз. 1 и 2 п. 7 ст. 23 НК РФ (в ред. Закона N 347-ФЗ) предусматривается, что сообщения, предусмотренные п. п. 2 и 2.1 ст. 23 НК РФ, могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом, переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

stnkrf.ru

Популярное:

  • Правила утверждения и определения нормативов Санитарные правила и нормы СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 1 октября 1996 г. N 21) Санитарные правила и нормы СанПиН […]
  • Официальный сайт арбитражного суда республика башкортостан Наши судьи Арбитражные суды Официальный интернет-портал правовой информации Правовые основы от 31 октября 2003 года Постановление от 21 января 2015 года № 29 от 01 июня 2012 г. № 117 Информационное письмо от 14 апреля 2009 года № […]
  • Правила по надзору за зданиями и сооружениями Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (с изменениями и […]
  • Закон о валютном регулировании и валютном контроле 1992 г Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 мая 2001 г. N 72-ФЗ в настоящий Закон внесены изменения Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1"О […]
  • Здание фрунзенского суда Фрунзенский районный суд города Саратова Саратовской области Фрунзенский районный суд г. Саратова находился в здании по ул. М. Горького вплоть до 1993 года, после чего был перемещен в здание по ул. Советской д. 44, где одновременно […]
  • Право интеллектуальной собственности в российской федерации учебник Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. Сергеев А.П. 2- е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, 2003. — 7 52 с. В книге доктора юридических наук, профессора, заведующего кафедрой гражданского права СПбГУ […]
  • Закон об образовании рф 1996 года Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Федеральный закон от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ"О внесении […]
  • Федеральный закон 263-фз от 21072014 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" […]