Реестр плательщиков ндс сайт

Реестр плательщиков НДС и для чего он нужен?

Государством для того, чтобы можно было избежать путаницы и максимально структурировать разработан и запущен специальный реестр. В нем будут отражены все юридические лица, которые по роду своей деятельности будут выплачивать НДС.

Реестр плательщиков НДС

Прежде всего необходимо отметить, что все товары, а также выпускаемая продукция на территории Российской Федерации в обязательном порядке будут обложены специальным налогом – НДС.

Реестр налогоплательщиков НДС

НДС является сокращением от налога на добавочную стоимость. Он является обязательным к уплате компаниями, которые ввиду своей коммерческой деятельности хотят получать хоть какую-то прибыль. Именно поэтому со стороны государства, для возможного избегания всевозможных ошибок и неприятных ситуаций был разработан и внедрен единый реестр всех налогоплательщиков.

Как правило, в нем зарегистрированы все компании и предприятия, которые по закону будут обязаны выплачивать данный налог на добавочную стоимость.

История создания

Созданный действующий налоговый кодекс Российской Федерации в 1992 году, подразумевал в своей концепции структуризацию всей содержащейся информации касающейся уплаты налоговых отчислений. Поэтому этот процесс и обусловил создание реестров как более эффективных инструментов хранения данных и их использования.

При этом информацию, которую он содержит можно условно разделить на три группы:

  • Информация о регистрации, а также о компании;
  • Вся информация об вносимых изменениях в данный реестр;
  • Весь регламентирующий законом список документов, который предоставляется юридическим лицом при регистрации.
  • Его функциональность

    Данный реестр, который накладывает юридических лиц обязанности по уплате НДС, сформирован с целью структурирования информации. Что впоследствии позволяет с легкостью обнаружить необходимые данные.

    Как правило, востребовать данную информацию возникает необходимость в довольно многих случаях. Однако наиболее часто к ней прибегает налоговая служба, для проведения сверки данных организации во время ее проверки или же для иной цели.

    При возникновении потребности, данные из реестра будут переданы в соответствующие органы в виде перечисленной ниже информации:

  • Подтверждающие справки (в них, как правило, говорится о наличии или же отсутствии в данных реестра запрашиваемой информации об организации);
  • Вся документация, которая подается юридическим лицом в процессе его регистрации в данном реестре;
  • Различные выписки, которые затребованы в данный момент налоговой инспекцией.
  • При разработке и последующей вступление в силу нового налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инстанция предала огласке несколько рекомендаций.

    В них отображаются правила, которые упорядочивают процесс, который является необходимым для регистрации любого юридического лица в роли плательщика НДС за свою выпускаемую продукцию или же предоставляемую услугу.

    При этом стоит отметить, что процедура регистрации организации, а также ее аннулирование как налогового плательщика должна быть освещена определенным положением. Подробнее его можно рассмотреть в положениях министерства юстиции под номером 1400.

    Процедура формирование реестра

    На территории Российской Федерации оплата НДС является необходимостью для практически всех организаций и предприятий, деятельность которых связана с выпуском продукции и предоставлении услуг конечной целью чего является получение финансовой прибыли.

    При этом на законодательном уровне создан специальный протокол, регламентирующий процесс занесения в государственный реестр, соблюдать который необходимо в строгом порядке.

    Кто наделен правом занесения юридического лица в реестр?

    Процесс регистрации плательщиков НДС будет осуществляться только федеральной налоговой инстанцией.

    При этом, стоит отметить, что юридическому лицу для проведения процесса регистрации нужно будет собрать регламентированный пакет документов. Они в свою очередь должны быть оформлены специальным образом.

    Также, регистрацию могут пройти только те компании, которые попадают на законодательном уровне под обложение данным налогом.

    В частности, к ним относятся:

  • Индивидуальные предприниматели (они стали подпадать под данный налог, с момента принятия дополнения в налоговый кодекс, который произошел в 2001 году);
  • Лица (физические и юридические) занимающиеся переправкой товара за границу существующего таможенного союза;
  • Ряд некоммерческих организаций, деятельность которых может различаться, однако при этом она направлена на получение финансовой прибыли;
  • Юридическое или физическое лицо, которое ведет на территории Российской Федерации экономическую деятельность;
  • Организации чей уставной капитал был заложен иностранными лицами или же предприятиями;
  • Местные и государственные компании, которые ведут экономическую деятельность, в результате которой они будут обложены данным налогом в случае получения больших доходов не предусматривающийся на законодательном уровне.
  • Процесс регистрации

    Процесс занесения в государственный реестр, проходит следующим образом:

    • В местные органы налоговой службы, необходимо подать специальное заявление. При этом, оформлено оно должно быть согласно регламентированной форме (она была принята правительством Российской Федерации);
    • К этому заявлению юридическое лицо должно прикрепить пакет требуемых документов содержащих нужную информацию занесения информации в реестр;
    • Согласно действующему законодательству данное заявление и прилагающийся к нему пакет документации должен быть подан в налоговые органы не позже десяти календарных дней до наступления нового налогового периода.
    • После чего, налоговая служба при рассмотрении документации и вынесения положительного решения занесет организацию в единый реестр плательщиков НДС. При этом зарегистрированная компания будет обязана выплачивать налоговые отчисления НДС в соответствии с последними принятыми тарифами.

      Срок получения

      Федеральный закон принятый в 2014 году устанавливает максимальный срок, на протяжении которого должна будет рассмотрена заявка на регистрацию и внесению в реестр. Она составляет пять рабочих дней. При этом могут быть и исключения, однако они предусмотрены в нынешнем законодательстве.

      После занесения в реестр, зарегистрировавшемуся юридическому лицу будет выдано специальное свидетельство, подтверждающее что оно плательщик данного налога. При этом также имеется и общий реестр выданных свидетельств налога на добавочную стоимость. Стоит еще раз отметить, что данное свидетельство может быть выдано только после того, как предприятие было занесено в соответствующий государственный реестр.

      Поэтому, после того как процесс внесения юридического лица в реестр плательщиков НДС был успешно окончен, то его представителем необходимо будет повторно обратится в местные налоговые органы для оформления заявления на выдачу им свидетельства. После чего необходимо будет ожидать установленный на законодательном уровне срок.

      Необходимо отметить, что согласно закону, получить данное свидетельство имеет право только директор компании, который и является плательщиком налога. Однако, этом может сделать и другое лицо, которое имеет на руках соответствующую доверенность и документы, подтверждающие его личность.

      Как ведется раздельный учет НДС? Об этом наши читатели узнают подробнее здесь.

      Какие проводки чаще всего используются при налоге на добавленную стоимость? Читайте тут.

      Здесь мы подробно рассмотрим вопросы возмещения НДС и оформления документов.

      Получение информации о контрагентах

      У организаций также может возникнуть потребность проверить своих контрагентов на предмет заложенности или же нарушения налоговых отчислений. Для этого у них имеется законный инструмент, а именно обращение в налоговую службу для предоставления информации. При этом будут сравниваться данные о контрагенте самой организации и данные внесенные в реестр. В случае обнаружения в них расхождения будет инициирован процесс сверки и обновления информации.

      Остались вопросы? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

      +7 (499) 577-03-71
      (Москва)

      +7 (812) 425-60-36
      (Санкт-Петербург)

      8 (800) 333-58-23
      Для всех регионов!

      Это быстро и бесплатно!

      В настоящий момент при регистрации организации и занесении ее в единый реестр, существует множество нюансов, которых необходимо придерживаться. Вся сложность заключается в том, что если будут нарушены определенные пункты, то при налоговой проверке свидетельство компании может быть аннулировано.

      vesbiz.ru

      Что такое единый государственный реестр плательщиков НДС

      Предыдущая статья: НДС с авансов

      Во избежание путаницы и для упорядочения создан специальный государственный реестр — в нем зарегистрированы все юридические лица, выплачивающие НДС.

      Содержание

      Общие сведения ↑

      Практически вся продукция и услуги (за небольшим исключением), реализуемые на территории Российской Федерации, облагаются специальным налогом.

      Он называется НДС – налог на добавочную стоимость. Данный налог обязаны выплачивать коммерческие организации, ведущие свою деятельность с целью получения какой-либо прибыли.

      Во избежание возникновения всевозможных недоразумений был создан единый реестр предприятий-плательщиков НДС.

      В него входят все без исключения организации и компании, обязанные осуществлять выплаты налога на добавочную стоимость.

      Налоговый кодекс РФ, вступивший в силу на территории страны в далеком 1992 году, обуславливает систематизацию всей информации, касающейся выплаты налогов. Были созданы различные реестры, используемые для её хранения.

      Один из самых важных – государственный реестр плательщиков НДС. Он содержит в себе всю информацию о компаниях и организациях, обязанных выплачивать налог на добавочную стоимость.

      Рассматриваемый реестр содержит следующую информацию о юридических лицах:

    • все данные о регистрации, а также об организации или реорганизации предприятия-плательщика;
    • данные о внесенных когда-либо изменениях в рассматриваемый реестр;
    • все документы, предоставляемые юридическим лицом в соответствующие государственные органы при регистрации (их перечень регламентируется законодательством).
    • Реестр юридических лиц, обязанных выплачивать НДС, формируется с целью систематизировать данные. Это позволяет при необходимости с легкостью найти требуемую информацию.

      Ставка НДС 10% — перечень товаров, читайте здесь.

      Потребоваться она может в очень многих случаях, но чаще всего ей интересуется налоговая инспекция – обычно для осуществления проверки предприятий или иных целей.

      Также данный реестр требуется для проведения бухгалтерского аудита.

      Когда имеется необходимость, из реестра в соответствующие органы при наличии запроса передается следующая информация:

    • различного рода справки (о наличии или же отсутствии требуемой информации);
    • документы, подаваемые предприятиями при регистрации в рассматриваемом реестре;
    • выписки самого разного рода.

    На законных основаниях

    Налоговая служба России одновременно с вступлением в действие нового Налогового кодекса огласила некоторые рекомендации в письме.

    В нём содержатся правила, регламентирующие процедуру, необходимую для регистрации какого-либо юридического лица как плательщика налога на добавочную стоимость к продукции или услуге.

    В Налоговом кодексе РФ имеется вся необходимая информация касательно данного вопроса – она оглашена в ст. № 146 и ст. № 149.

    Как процедура регистрации, так и аннулирования организации-плательщика НДС, освещается специальным Положением – оно зарегистрировано за номером 1400 в Министерстве юстиции РФ.

    Порядок включения в реестр плательщиков НДС ↑

    В России уплата НДС является непосредственной обязанностью практически всех компаний, занимающихся производством товаров и услуг с целью извлечения прибыли.

    Существует определенный протокол включения в государственный реестр, соблюдение которого необходимо.

    Регистрация плательщиков НДС осуществляется Федеральной налоговой службой.

    Для проведения регистрации представителю организации-плательщика необходимо предоставить требуемый пакет документов, оформленный специальным образом.

    Зарегистрироваться в реестре могут только те организации, которые признаются плательщиками налога на добавочную стоимость.

    К ним относятся:

    1. ИП (индивидуальные предприниматели с 1 января 2001 года).
    2. Физические или юридические лица, осуществляющие перемещение товара за границу Таможенного союза.
    3. Всевозможные некоммерческие организации, ведущие различную деятельность, направленную на извлечение прибыли.
    4. Юридические или физические лица, ведущие экономическую деятельность на территории Российской Федерации.
    5. Компании, уставной капитал которых сформирован иностранными организациями или гражданами.
    6. Муниципальные и государственные предприятия, ведущие экономическую деятельность и получающие в результате неё прибыль более установленного законодательством значения.

    Как это происходит

    Регистрация в государственном реестре плательщиков НДС происходит следующим образом:

  • в Федеральную налоговую службу по месту нахождения подается заявление, оформленное в установленной форме (утверждено Правительством РФ);
  • к заявлению прикрепляется пакет соответствующей документации, в которой содержится вся необходимая для регистрации информация;
  • заявление и все сопутствующие документы должны быть поданы в соответствующий орган для рассмотрения не позднее, чем за 10 дней до начала нового налогового периода.
  • Для регистрации требуются следующие документы:

    • документ, подтверждающий оплату государственной пошлины – она необходима для рассмотрения заявления специализированным органом (размер пошлины в 2018 году составляет 4 тыс. руб.);
    • документ, подтверждающий создание организации, подпадающей под одну из категорий плательщиков НДС;
    • документ, имеющий юридическую силу и обозначающий статус организации на территории РФ (для юридических лиц, имеющих иностранное происхождение);
    • если организация переходит на упрощенную систему налогообложения, необходим подлинник заявления.
    • После того, как Федеральная налоговая служба выносит положительное решение касательно включения организации в реестр плательщиков НДС, зарегистрированное юридическое лицо обязано осуществлять отчисления

      НДС в соответствии с действующими тарифами. Оплата налога на добавочную стоимость должна производиться со следующего отчетного периода.

      Другие требования

      Для регистрации в государственном реестре плательщиков НДС необходимо в обязательно порядке подавать в регистрирующий орган помимо требуемых документов подлинную информацию следующего рода:

    • наименование регистрируемой организации (на русском или ином языке, если юридическое лицо имеет иностранное происхождение);
    • тип образования;
    • информацию о фактическом местоположении исполнительного органа, отвечающего за экономическую деятельность зарегистрированного предприятия;
    • все сведенья об учредителях и соучредителях;
    • нотариально заверенные копии учредительных документов;
    • действительные размеры уставного капитала регистрируемого юридического лица;
    • сведения о дочерних компаниях и предприятиях.
    • Успешная регистрация возможна только в случае, если предоставляемые данные являются достоверными – все они проверяются в обязательном порядке Федеральной налоговой службой.

      При обнаружении каких-либо ошибок или несоответствий в регистрации будет отказано. И сбор документов, оплату государственной пошлины и подачу заявления необходимо будет осуществлять заново.

      Согласно Федеральному закону от 02.04.2014 №59-Ф3 максимальный срок, в течение которого должна быть рассмотрена заявка на регистрацию, составляет 5 рабочих дней. Исключение составляют случаи, предусмотренные действующим законодательством.

      Получение свидетельства

      Получить свидетельство НДС может только юридическое лицо, зарегистрированное как плательщик налога на добавочную стоимость.

      Имеется соответствующий реестр свидетельств НДС, на основании которого и осуществляется выдача данных документов различным организациям.

      Свидетельство можно получить только после того, как организация была зарегистрирована в соответствующем государственном реестре.

      Если данный процесс был завершен успешно, то необходимо повторно посетить место регистрации и подать заявление установленной формы на выдачу свидетельства. После этого следует подождать некоторое количество времени.

      Сроки выдачи свидетельства зависят от времени подачи заявления:

    • в том случае, если заявление было подано менее чем за 5 дней до желаемой даты выдачи – то свидетельство может быть получено на руке не позднее дня следующего за указанным в заявлении;
    • в случае, когда заявление на выдачу было оформлено ровно за 5 дней до желаемого времени получения, то выдача свидетельства может быть осуществлена не позже чем через 5 дней после подачи заявления;
    • если в заявлении не была оглашена желаемая дата выдачи, то получение свидетельства возможно после 5 дней ожидания.
    • Получать свидетельство имеет право лишь директор предприятия, являющегося плательщиком НДС. Либо иное лицо, действующее от его имени при наличии на руках доверенности и документа, удостоверяющего личность.

      Также свидетельство может быть выдано физическому лицу-предпринимателю (либо иному, имеющему доверенность).

      Таким образом, государство уберегает налогоплательщиков от возможного мошенничества со стороны недобропорядочных граждан.

      Как можно выделить НДС из суммы, читайте здесь.

      Существует множество нюансов при регистрации компании-плательщика НДС. Все их следует обязательно учитывать, так как если регистрация неправомерна, при первой же проверке налоговой службой это обнаружится и свидетельство будет аннулировано.

      Во избежание таких ситуаций следует в обязательном порядке хорошо изучить действующее налоговое законодательство, а также проконсультироваться с хорошим юристом.

      buhonline24.ru

      Как проверить контрагента является ли он плательщиком НДС

      Организации необходимы сведения о том, что контрагенты являются плательщиками НДС с целью минимизации налоговых рисков при принятии к вычету сумм НДС. Каким образом организация может ознакомиться с единым государственным реестром налогоплательщиков при выборе контрагента? Все ли организации, обязанные уплачивать НДС, в него включены?

      В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

      Организация имеет право на вычет “входного” НДС, если одновременно выполняются следующие условия:
      – приобретенные товары (работы, услуги) предназначены для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);
      – товары (работы, услуги) приняты к учету на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);
      – имеется надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика (п. 1 ст. 172 НК РФ).

      Из перечисленных норм НК РФ следует, что налоговое законодательство не связывает возможность возникновения у налогоплательщика права на применение налоговых вычетов по НДС с добросовестностью контрагентов налогоплательщика.

      В п. 2 определения КС РФ от 16.10.2003 № 329-О говорится, что истолкование ст. 57 Конституции РФ в системной связи с другими положениями Конституции РФ не позволяет сделать вывод, что налогоплательщик несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие “добросовестные налогоплательщики” как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.

      Там же отмечалось, что, по смыслу положения, содержащегося в п. 7 ст. 3 НК РФ, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщиков.

      Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 12.10.2006 № 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды” (далее – Постановление № 53) разъяснил, что при разрешении налоговых споров суды должны исходить из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданы, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, достоверны.

      При этом в п. 10 Постановления № 53 отмечено, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом.

      Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

      Суды считают, что налоговые последствия в виде применения налоговых вычетов по НДС и отнесения сумм, уплаченных контрагентам, на расходы при исчислении налога на прибыль правомерны лишь при наличии документов, отвечающих требованиям достоверности и подтверждающих реальные хозяйственные операции (постановление ФАС Московского округа от 07.04.2010 № КА-А40/1783-10).

      Налогоплательщик, вступая с контрагентом в гражданско-правовые отношения, должен проявить такую степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы ему рассчитывать на надлежащее поведение контрагента в сфере налоговых правоотношений с учетом косвенного характера НДС (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2012 № 11АП-8694/12, смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2008 № 12210/07).

      Налоговое законодательство не содержит конкретного перечня документов, которые налогоплательщик должен истребовать у контрагента в целях минимизации налоговых рисков. Применительно к конкретным ситуациям проявление налогоплательщиком должной осмотрительности и осторожности при заключении сделок может подтверждаться различными документами.

      Минфин России в письмах от 13.12.2011 № 03-02-07/1-430, от 21.07.2010 № 03-03-06/1/477, от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, отметил, что об осмотрительности и осторожности налогоплательщика могут свидетельствовать предпринимаемые налогоплательщиком в целях подтверждения добросовестности его контрагента меры, такие как:
      – получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
      – проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ);
      – получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от имени контрагента;
      – использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента.

      По этому вопросу рекомендуем также ознакомиться с письмом ФНС России от 11.02.2010 № 3-7-07/84.

      Как показывает судебная практика, запрос у контрагента копий свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, устава, выписки из ЕГРЮЛ, документов, подтверждающих полномочия руководителя, справки об отсутствии задолженности по налогам, копий лицензий на ведение определенных видов деятельности, в большинстве случаев расценивается судами как доказательства проявления стороной договора должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09, ФАС Поволжского округа от 15.03.2011 по делу № А65-15788/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 28.01.2011 № Ф01-4843/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2008 № Ф04-1545/2008(1778-А46-14), от 29.03.2011 по делу № А27-9150/2010, ФАС Московского округа от 08.02.2011 № КА-А40/16553-10, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.10.2008 № А33-5672/2008 и др.).

      При этом суды отмечают, что у налогоплательщика не имеется прав и возможности устанавливать те обстоятельства, которые могут быть выявлены налоговыми и правоохранительными органами (вызвать и получить объяснения у физического лица, провести экспертизу подлинности подписи на документе, получить информацию об уплате контрагентом налогов, их размере и прочее, в том числе из-за ограничения распространения такой информации, представляющей налоговую тайну). Налогоплательщики не должны и не вправе заниматься контролем за деятельностью других лиц (постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2015 № 12АП-3331/15).

      Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ “Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок” в качестве одного из критериев, при оценке которых налоговый орган в обязательном порядке анализирует возможность извлечения либо наличия необоснованной налоговой выгоды, названо ведение налогоплательщиком финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

      Этим же приказом утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (Приложение № 2 к приказу, далее – Общедоступные критерии), которыми налогоплательщик может воспользоваться для оценки благонадежности контрагента. В частности, налогоплательщикам рекомендовано проверять контрагентов на предмет их возможного отнесения к лицам, ведущим деятельность с высоким налоговым риском. Если налогоплательщик может документально подтвердить, что полученные им сведения не позволяют отнести контрагента к указанной категории лиц, это может свидетельствовать о проявлении им должной осмотрительности при заключении договора.

      Контролирующие органы также обращают внимание, что, хотя налогоплательщику следует убедиться в том, что сведения о его контрагенте внесены в ЕГРЮЛ, наличие одной лишь выписки из ЕГРЮЛ не является достаточным или единственным подтверждением должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика при выборе контрагента. Не гарантирует проявление должной осмотрительности и запрос у контрагента копий налоговой отчетности, так как она еще должна пройти налоговую проверку. Поэтому налогоплательщикам при выборе контрагентов рекомендуется учитывать совокупность иных негативных признаков, указанных в 12-м критерии оценки рисков “Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”, который входит в Общедоступные критерии (письмо ФНС России от 16.03.2015 № ЕД-4-2/4124, информация ФНС России от 15.10.2008 “Способы ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском”).

      Выписка из ЕГРЮЛ – это документ, содержащий в себе общедоступные сведения о юридическом лице, полученные из указанного реестра. В частности, в выписке из ЕГРЮЛ отражаются сведения о полном наименовании юридического лица; о его учредителях; об участниках общества и размерах их долей; о руководителе; сведения об уставном капитале; адрес (место нахождения) юридического лица; телефонный номер, факс (при наличии); основной государственный регистрационный номер (ОГРН); индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН); сведения о видах экономической деятельности (коды статистики ОКВЭД) и др. (ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон № 129-ФЗ), п. 70 приказа Минфина России от 15.01.2015 № 5н “Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по предоставлению сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей”).

      В п. 22 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 № 25 отмечено, что согласно п. 2 ст. 51 ГК РФ данные государственной регистрации юридических лиц включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления. Презюмируется, что лицо, полагающееся на данные ЕГРЮЛ, не знало и не должно было знать о недостоверности таких данных. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй п. 2 ст. 51 ГК РФ).

      В то же время из сведений, указываемых в выписке из ЕГРЮЛ (ЕГРИП), нельзя установить, является ли контрагент плательщиком того или иного налога, в том числе НДС, так как такие данные не содержатся в ЕГРЮЛ или ЕГРИП (ст. 5 Закона № 129-ФЗ).

      Узнать, является ли контрагент плательщиком НДС, можно, например, из письма, представленного этим контрагентом на запрос организации.

      Заметим, что нам не удалось найти каких-либо нормативных актов, регламентирующих порядок ведения реестра налогоплательщиков НДС, а также порядок представления сведений из такого реестра.

      При этом на ФНС РФ возложена обязанность вести единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Порядок ведения, а также состав сведений, содержащихся в указанном реестре, определяется Минфином России (п. 8 ст. 84 НК РФ).

      Реестр содержит все сведения об организациях и физических лицах, поставленных на учет по основаниям, установленным НК РФ, а также сведения, зафиксированные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП.

      Сведения о налогоплательщике с момента постановки его на учет являются налоговой тайной (п. 9 ст. 84 НК РФ).

      Исключение составляют сведения (п. 1 ст. 102 НК РФ):
      – разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия;
      – об ИНН;
      – о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения;
      – о специальных налоговых режимах, применяемых налогоплательщиками, а также об участии налогоплательщика в консолидированной группе налогоплательщиков.

      Иную информацию о налогоплательщиках налоговые органы предоставлять не вправе.

      В связи с этим объем сведений, который может быть предоставлен из ЕГРН, напрямую зависит от того, кто обратился за такими сведениями. Так, получить сведения в полном объеме организация, физическое лицо могут только в отношении себя.

      Заметим, что пп. 7 п. 1 ст. 102 НК РФ, согласно которому сведения о применении налогоплательщиками специальных налоговых режимов перестали быть налоговой тайной, вступил в силу только с 01.01.2014 (п. 6 ст. 1, п. 1 ст. 3 Федерального закона от 30.09.2013 № 267-ФЗ).

      Порядок предоставления выписок из ЕГРН в настоящее время осуществляется в соответствии с Правилами ведения ЕГРН, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 110 (далее – Правила).

      Приказом Минфина России от 30.09.2010 № 116н утверждён новый порядок ведения ЕГРН, но он пока еще не действует. Вступление его в силу ожидается только после признания утратившими силу действующих Правил (п. 2 названного Приказа).

      Обязанность по предоставлению выписок из ЕГРН возложена на налоговые органы (пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ).

      Содержащиеся в ЕГРН сведения предоставляются в виде:
      – выписки из реестра;
      – выписки об отсутствии запрашиваемых сведений (п. 12 Правил).

      Формы выписок утверждены приказом ФНС России от 16.04.2015 № ММВ-7-14/153@. Ранее они составлялись в произвольной форме.

      Выписка из ЕГРН предоставляется заинтересованному лицу на основании соответствующего запроса, составленного в произвольной форме (п. 12 Правил).

      При этом на основании п. 22 Административного регламента Федеральной налоговой службы предоставления государственной услуги по представлению выписки из ЕГРН, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2014 № 178н (далее – Регламент, должен вступить в силу после признания утратившими силу Правил (п. 2 названного приказа)), в запросе необходимо указать сведения:
      1) о заявителе. Для организаций – это наименование организации, ОГРН, ИНН и КПП;
      2) о запрашиваемом лице – наименование организации, фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, иные известные заявителю сведения (адрес места нахождения организации, адрес места жительства физического лица, ИНН);
      3) о способе получения выписки (лично, по почте, в электронной форме).

      Полагаем, что указанные сведения могут быть включены в произвольную форму запроса и до момента вступления в силу Регламента.

      Согласно п. 24 Регламента запрос может быть представлен:

      1) на бумажном носителе лично (или через представителя):
      – в налоговый орган независимо от адреса места нахождения (места жительства) заявителя или лица, о котором запрашиваются сведения;
      – либо через многофункциональный центр.

      Запрос может быть направлен в налоговый орган и по почте;

      2) в электронной форме – с использованием официального сайта Федеральной налоговой службы, через личный кабинет налогоплательщика или Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) в уполномоченную организацию, через которую предоставляется государственная услуга в электронной форме.

      Заметим, что на данный момент, согласно п. 12 Правил порядок получения пользователями сведений, содержащихся в реестре (указание места, времени, ответственных должностных лиц и необходимых процедур), определяется соответствующим налоговым органом. Поэтому организации необходимо выяснить порядок направления запроса, а также получения выписки из ЕГРН в налоговом органе по месту своего учета.

      Сведения, запрашиваемые лицами в отношении себя, предоставляются бесплатно (п. 13 Правил). Срок предоставления выписки – не более 5 рабочих дней со дня получения запроса.

      Предоставление выписки в отношении иных лиц осуществляется на платной основе. Размер платы в этом случае составляет:
      – 100 рублей – за сведения об ИНН и КПП. Срок предоставления такой выписки также не должен превышать 5 рабочих дней;
      – 200 рублей – за срочную выдачу указанной информации. В этом случае выписка должна быть предоставлена заявителю не позднее рабочего дня, следующего за днем получения запроса (п. 6 ст. 6.1 НК РФ, п. 15 Правил).

      Документ, подтверждающий оплату, представляется в налоговый орган одновременно с запросом (п. 14 Правил).

      Учитывая изложенное, полагаем, что организация может воспользоваться своим правом на запрос выписки из ЕГРН по контрагентам, в отношении которых возникают сомнения. В запросе необходимо указать, что среди иных запрашиваемых сведений организации необходимы данные о применении контрагентом специальных режимов налогообложения, поскольку с 2014 года такие сведения не являются налоговой тайной (дополнительно смотрите п. 18 Регламента). Полагаем, что стоимость услуги по выдаче такой выписки, если она не требуется срочно, будет составлять 100 руб. Однако предлагаем организации все же предварительно уточнить этот вопрос в налоговом органе.

      Если контрагент применяет упрощенную систему налогообложения (УСН), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) или же патентную систему налогообложения (применяют индивидуальные предприниматели), то такие контрагенты не признаются плательщиками НДС (п.п. 2, 3 ст. 346.11, п. 4 ст. 346.26, п. 11 ст. 346.43 НК РФ).

      Ответ подготовил: Вахромова Наталья, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
      Контроль качества ответа: Королева Елена, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

      Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм

      www.garantexpress.ru

    Популярное:

    • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
    • Кем может пойти работать юристу Как проверить правильность начисления пенсии? После проведённой пенсионной реформы пенсия начисляется россиянам по возрасту, исходя из накопительной и страховой частей. Многие пенсионеры в связи с этим стали сомневаться в правильности […]
    • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
    • Книжка малышка по правилам дорожного движения Книжка-малышка по правилам дорожного движения Работа выполнена на районный конкурс книжка по правилам дорожного движения "Знаки разные нужны, знаки всякие важны!" Предварительный просмотр: Знаки разные нужны, знаки всякие […]
    • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
    • Можно ли оформить доверенность на ипотеку Доверенность на продажу квартиры: виды и способы оформления Доверенность на продажу недвижимости представляет собой документ, в котором собственник (доверитель) передаёт свои полномочия на продажу недвижимости третьему (доверенному) […]
    • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]
    • Налоги на строительные работы Как открыть ИП по строительству и ремонту: что для этого требуется Информация о том, как открыть ИП по строительству, является очень важной для тех, кто решил вести бизнес в данном сегменте рыночных отношений. С недавнего времени […]