Иностранные граждане в рф ограничения

Ограничения для иностранных граждан на осуществление отдельных видов деятельности

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона об иностранных гражданах иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Основной перечень ограничений, установленных для иностранных граждан, определен в пункте 1 статьи 14 названного Закона. В нем установлено, что иностранный гражданин не имеет права:

1) находиться на муниципальной службе. Отношение иностранных граждан к государственной службе определяется в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». Согласно его статье 2 система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

— государственная гражданская служба;

2) замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания РФ. Согласно части первой статьи 56 указанного Кодекса в состав экипажа судна, плавающего под Государственным флагом РФ, кроме граждан Российской Федерации могут входить иностранные граждане. Однако указанные лица не могут занимать должности:

— старшего помощника капитана судна;

3) быть членом экипажа военного корабля Российской Федерации или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации. По общему правилу в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда. К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу судна.

4) быть командиром воздушного судна гражданской авиации. Пункт 4 статьи 56 Воздушного кодекса РФ устанавливает, что в состав летного экипажа гражданского воздушного судна Российской Федерации могут входить только граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом. «Иное» предусмотрено подпунктом 4 пункта 1 статьи 14 Закона об иностранных гражданах — эта норма устанавливает запрет на замещение иностранным гражданином только должности командира воздушного судна гражданской авиации; запреты и ограничения для замещения иностранными гражданами иных должностей экипажа воздушного судна Закон не устанавливает;

5) быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные работники не имеют права быть принятыми на работу, утвержден Постановлением Правительства РФ от 11.10.2002 N 755.

6) заниматься иной деятельностью и замещать иные должности, допуск иностранных граждан к которым ограничен федеральным законом. Законодатель оставил открытым перечень должностей, работ и объектов, на которые не могут быть привлечены иностранные граждане, предусмотрев, что дополнительные ограничения могут быть установлены только федеральным законом.

Пункт 2 статьи 14 Закона об иностранных гражданах допускает возможность установления ограничений для замещения иностранными гражданами руководящих должностей в организациях, в уставном капитале которых более 50% акций и долей принадлежит Российской Федерации. Порядок замещения иностранными гражданами руководящих должностей в указанных организациях должен быть утвержден Правительством РФ.

Другое по правоведению:

Государство и политическая система общества
Понятие и структура политической системы общества. Соотношение гражданского общества и политической системы. Элементы политической системы современного общества: их связь и взаимо .

Соотношение явки с повинной с деятельным раскаянием и правилами специальных оснований освобождения от уголовной ответственности
Сама по себе явка с повинной отличается от деятельного раскаяния в целом тем, что для явки с повинной достаточно личного прибытия в правоохранитальный орган и заявления о совершен .

Законность и правопорядок

Изменения, происходящие в общественно-государственной действительности в течение последних двух десятилетий, ставят перед юридической наукой новые задачи и проблемы, решение которых призвано обеспечить адекватное отражение действительности в системе научных знаний.

www.samtris.ru

Иностранные граждане в рф ограничения

Статья 31 Конституции не предусматривает право иностранцев проводить собрания, организовывать митинги и демонстрации.

В силу ст. 32 иностранные граждане не имеют права:

· участвовать в управлении делами государства;

· участвовать в референдумах, выборах;

· избираться в органы государственной власти и самоуправления;

· состоять на государственной службе;

· участвовать в осуществлении правосудия.

Иностранные граждане не могут направлять обращения в органы государственного и местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Согласно ст. 36 Конституции, иностранные граждане не вправе иметь в частной собственности землю.

На граждан иностранного государства, согласно ст. 59 Конституции, не распространяется обязанность несения воинской службы, а также нормы ст. 61 и 62 Конституции относительно высылки за пределы Российской Федерации и получения двойного гражданства.

Для России, продолжающей перестройку своей экономической системы и заинтересованной в привлечении иностранных инвестиций, создании совместных предприятий с участием иностранных граждан, важное значение приобретают проблемы регулирования трудовых отношений. В связи с этим вопросы найма и увольнения, формы и размера оплаты труда и др. могут решаться иным образом, чем это предусмотрено российским законодательством. Регулирование труда иностранных граждан иным образом допускается в силу межгосударственных соглашений с иностранными государствами о создании совместных хозяйственных организаций и предприятий. Иные условия регулирования трудовых отношений могут устанавливаться и учредительными документами, определяющими деятельность совместных предприятий [1] .

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ) и принятые в соответствии с ним подзаконные акты существенным образом изменили правовое регулирование ведения иностранцами трудовой деятельности в Российской Федерации.

Основным документом, определяющим статус иностранцев на территории Российской Федерации, является Конституция Российской Федерации, где в части 3 ст.62 говорится о том, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Раскрывая это положение применительно к сфере трудоустройства и повторяя положения ст.34, 37 Конституции Российской Федерации, Закон № 115-ФЗ в п.1 ст.13 указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Что же это за ограничения?

Закон № 115-ФЗ устанавливает три различных статуса для иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации: временное пребывание, временное проживание и постоянное проживание.

Разрешительный порядок, о котором пойдет речь, не касается иностранцев, временно или постоянно проживающих на территории Российской Федерации. Иными словами, ограничения по трудоустройству относятся лишь к лицам, временно пребывающим на территории Российской Федерации, которые могут находиться в России в течение срока выданной им визы либо в случае въезда в безвизовом режиме — не дольше девяноста суток. Срок пребывания может быть продлен или сокращен в определенных ситуациях решением компетентного органа. В случае же заключения таким иностранцем трудового договора или же гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) срок его пребывания продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на один год с момента въезда на территорию Российской Федерации. Причем для такого продления необходимо соответствующее решение территориального органа внутренних дел и отметка в миграционной карте.

Для заключения трудового или гражданско-правового договора с иностранным работником работодателю необходимо получить следующие основные документы:

· разрешение на привлечение иностранных работников, которое выдается органами внутренних дел на основании заключения органа занятости. Четкие критерии, которыми должна руководствоваться служба занятости при выдаче такого заключения, отсутствуют, что является основой для разного рода злоупотреблений. Решение органа внутренних дел на привлечение иностранных работников должно быть принято в течение тридцати дней с момента представления работодателем всех необходимых документов. Если для принятия решения о выдаче разрешения требуется проведение экспертизы, решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного заключения, но не позднее 45 дней со дня подачи необходимых документов. Мотивированный отказ выдается в письменном виде в течение пяти дней с момента принятия неблагоприятного решения [2] ;

· приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности, которое выдается органами внутренних дел по ходатайству работодателя на основании уже полученного разрешения на привлечение иностранных работников. Количество таких приглашений не должно превышать квоту, которая ежегодно устанавливается Правительством РФ на основании заявок субъектов Российской Федерации [3] .

Заявки субъектов Российской Федерации подаются в Министерство труда и социального развития России, который вместе с Минэкономразвития России и МВД России готовит проект постановления Правительства РФ, устанавливающего общую квоту в целом по стране.

Процедура определения квоты предусматривает учет мнений работодателей, ее размер предварительно определяется на основе их заявок. Но, к сожалению, отсутствует гарантия того, что право пригласить иностранца получат именно организации, направившие заявку; такая норма отсутствует.

В целом по Российской Федерации на 2003 год была установлена квота — 530 000 приглашений [4] . Причем, например, для Москвы — это 90 000 приглашений, для Московской области — 101 375 приглашений, для Санкт-Петербурга — 14 000 и т.д.

Вместе с ходатайством о получении приглашения работодатель представляет:

· разрешение на привлечение иностранных работников и документы, необходимые для получения третьего главного документа;

· разрешение на работу для иностранного работника, которое выдается на основании разрешения, выданного работодателю.

Для получения этого разрешения работодатель должен внести на специальный счет средства, необходимые для обеспечения выезда иностранного работника из Российской Федерации. После отъезда иностранного специалиста эти средства должны быть возвращены работодателю по окончании срока договора. Порядок обращения с этими средствами будет установлен Правительством РФ, но пока его нет. Заявление о выдаче такого разрешения рассматривается не дольше тридцати дней, после этого в течение десяти дней орган внутренних дел должен уведомить заявителя о принятом решении.

За выдачу трех вышеуказанных документов взимается государственная пошлина: приглашение стоит 200 руб., разрешение на привлечение иностранного работника — 3000 руб. за каждого работника, разрешение на работу — 1000 руб. Иными словами, каждый иностранец, трудоустроенный в вышеуказанном порядке, будет стоить организации 4200 руб.

Как долго действуют выданные разрешения? Закон № 115-ФЗ не предусматривает точных сроков. При обращении же к подзаконным актам можно сделать следующие выводы.

В отношении разрешения для работодателя сохранен старый порядок, установленный Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146: как правило, оно выдается на срок до одного года, но может быть продлено еще на год по мотивированной просьбе работодателя. В этом случае необходимо заплатить государственную пошлину. Срок действия разрешения для работника не установлен ни постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» [5] и утвержденным им Положением о выдаче этих разрешений, ни все еще действующим старым Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146, но он никак не бессрочный.

Кроме получения вышеуказанных разрешений, работодатель несет также обязанности, связанные с привлечением иностранца в качестве рабочей силы:

· представляет документы, необходимые для регистрации иностранного работника по месту пребывания;

· уведомляет свой налоговый орган о привлечении иностранного работника и о любых изменениях в отношениях с таким работником (заключение нового договора, аннулирование разрешения на работу или на привлечение иностранных работников);

· содействует выезду иностранца из Российской Федерации по окончании действия договора;

· уведомляет органы внутренних дел о расторжении договора с иностранцем;

· сообщает в органы внутренних дел и органы безопасности о самовольном оставлении иностранным работником места работы или места пребывания.

До июля 2003 года норма об ответственности за нарушение порядка трудоустройства иностранцев на федеральном уровне фактически отсутствовала. Субъекты Российской Федерации устанавливали ответственность самостоятельно. В настоящее время ответственность за нарушение порядка привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации устанавливается ст.18.10 КоАП РФ [6] : за нарушение вышеуказанного порядка организации наказываются штрафом от 10 до 20 МРОТ, работник — от 10 до 15 МРОТ [7] с административным выдворением с территории Российской Федерации или без такового. Один из самых острых спорных моментов привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации — необходимость прохождения разрешительного порядка, предусмотренного Законом № 115-ФЗ, для сотрудников представительств иностранных организаций, действующих на территории Российской Федерации. В соответствии с Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным постановлением Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074 [8] , сотрудники таких представительств должны пройти процедуру аккредитации, получение еще каких-либо разрешений не предусматривается. В соответствии с п.1 вышеуказанного Положения аккредитация осуществляется органами исполнительной власти в зависимости от сферы деятельности представительства. Так, например, аккредитация представительств иностранных юридических фирм должна осуществляться Минюстом России, аккредитация представительств иностранных фирм, осуществляющих деятельность в области туризма, — Минэкономразвития России и т.д. Однако с принятием в начале 90-х годов новой нормативной базы, касающейся трудоустройства иностранцев в Российской Федерации, ситуация усложнилась.

Формулировки Указа Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146 таковы, что существовавший разрешительный порядок привлечения иностранной рабочей силы не распространялся на представительства иностранных организаций. Пункт 4 Положения о привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы, утвержденного этим Указом Президента Российской Федерации, устанавливал, что разрешения могут выдаваться российским юридическим лицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действовавшим на территории Российской Федерации, а также отдельным российским и иностранным физическим лицам и лицам без гражданства, проживавшим на территории Российской Федерации, использовавшим труд наемных работников в личном хозяйстве. Все вышеперечисленные субъекты являлись работодателями по смыслу вышеприведенного Указа. Однако позже другим Указом Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы» [9] этот круг был расширен за счет иностранных юридических лиц, реализующих на территории Российской Федерации заключенные ими контракты, за исключением ситуаций, когда сотрудники иностранных юридических лиц командированы в Российскую Федерацию для осуществления монтажа оборудования, поставляемого в Российскую Федерацию такими организациями.

В настоящее время нормативная база, регулирующая привлечение иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации, имеет ряд нестыковок и расплывчатых формулировок.

Так, в настоящее время действуют в части, не противоречащей Закону № 115-ФЗ, Указы Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146 и от 29.04.1994 № 847, а также постановление Совмина СССР от 30.11.1989 № 1074. При этом в формулировках самого Закона № 115-ФЗ также нет полной ясности. С одной стороны, в нем говорится о том, что работодателем и заказчиком работ (услуг) по смыслу этого Закона может быть физическое либо юридическое лицо (п.2, 3 ст.13 Закона № 115-ФЗ).

Очевидно, что в Российской Федерации представительства таковыми не являются, а следовательно, на них не распространяется жесткое требование Закона № 115-ФЗ о том, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников только при наличии соответствующих разрешений (абзац первый п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ). Ведь Закон № 115-ФЗ не признает их работодателями и заказчиками работ (услуг).

С другой же стороны, определяя в ст.2 основные понятия, Закон № 115-ФЗ указывает, что под иностранным работником понимается иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность. При этом трудовая деятельность — это работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Таким образом, любой иностранный гражданин, имеющий статус временного пребывания и работающий на вышеуказанных основаниях, является иностранным работником и осуществляет трудовую деятельность по смыслу Закона № 115-ФЗ, а стало быть, должен получить разрешение на работу (абзац второй п.4 ст.13 Закона № 115-ФЗ), если не попадает в перечень исключений, установленных тем же пунктом данной статьи Закона № 115-ФЗ. Пункт 4 ст.13 Закона № 115-ФЗ предусматривает исключение для работников иностранных юридических лиц только в случае, если они выполняют монтажные (шефмонтажные) работы, сервисное и гарантийное обслуживание, а также послегарантийный ремонт поставленного в Российской Федерации технического оборудования. При этом вышеуказанные юридические лица должны быть производителями или поставщиками такого оборудования [10] .

Как уже отмечено выше, в настоящее время невозможно получить разрешение на работу, если работодатель не получил и не представил разрешения на привлечение и использование иностранных работников. Кроме того, не следует забывать о положениях Указа Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 847. Главное же, что изменилось, — позиция Федеральной миграционной службы Российской Федерации. Мнение этого органа власти, неоднократно высказанное его руководителями в публичных выступлениях, таково: разрешительный порядок един для всех. Таким образом, воля правоприменителя изменилась, и все попытки доказать ему, что он не прав, чреваты риском судебного разбирательства.

Как поступить в этой ситуации суду, сказать трудно. Возможно, он поддержит граждан и организации исходя хотя бы из провозглашаемого Федеральной миграционной службой Российской Федерации режима благоприятствования в рамках Закона № 115-ФЗ для высококвалифицированных работников из развитых стран. Именно их, старающихся даже в мелочах действовать строго по закону, коснулся, в первую очередь, новый порядок привлечения иностранных граждан для ведения трудовой деятельности в Российской Федерации. Насколько такая позиция согласуется с двойной разрешительной системой для вышеуказанного контингента (разрешения и аккредитация) — не совсем понятно.

Примечательно, что относительно филиалов иностранных юридических лиц двусмысленность трактовки данной законодательной нормы отсутствует: они должны получать аккредитацию в органах юстиции, а их сотрудники — соответствующие разрешения в общем порядке в органах внутренних дел (Федеральной миграционной службе Российской Федерации). В этом плане действует постановление Правительства РФ от 21.12.1999 № 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» [11] .

Такое положение, несмотря на полную определенность, также усложняет анализ ситуации с представительствами и служит лишним аргументом для сторонников двойного разрешительного порядка.

Представители государственных органов, понимая некоторую двусмысленность создавшегося положения, а также то, что режим благоприятствования требует оставить аккредитацию и отменить общий разрешительный порядок для сотрудников представительств иностранных организаций, обещают внести в Закон № 115-ФЗ и иные акты соответствующие изменения [12] .

Для иллюстрации проведенного анализа нормативной базы хотелось бы предложить решения нескольких, наиболее распространенных ситуаций, возникающих в связи с получением разрешений при привлечении иностранных работников.

Работник-иностранец работает в Российской Федерации в представительстве (филиале) иностранной компании по трудовому договору.

Для работы в представительстве такой работник должен в настоящее время пройти процедуру аккредитации в органах юстиции или ином органе исполнительной власти в зависимости от сферы деятельности представительства. Кроме этого, его работодатель (иностранная организация), очевидно, в лице своего представительства должен получить разрешение на привлечение иностранного работника в порядке, установленном Законом № 115-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146, а также разрешение на работу для самого работника в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941. Возможен другой вариант: пройти один из двух вышеуказанных разрешительных порядков и в случае спора попытаться доказать, что второй необязателен.

В случае с филиалом все проще: необходимо получить два разрешения: для работодателя — на привлечение иностранного работника на работу и для работника — на работу.

Иностранная компания является учредителем или участником российской организации, в которой иностранный гражданин работает по трудовому договору.

В данном случае работодателем иностранного гражданина является российское юридическое лицо, которое должно получить разрешение на привлечение иностранных работников для себя и разрешение на работу — для сотрудника.

Иностранный гражданин фактически работает по договору, заключенному с иностранной организацией, в российской компании и не имеет с ней трудового договора.

Трудовые правоотношения установлены между работником-иностранцем и иностранной организацией. Поскольку в этом случае отсутствует представительство такой организации, прохождения процедуры аккредитации не требуется. Прохождение общего разрешительного порядка согласно Закону № 115-ФЗ и Указу Президента Российской Федерации от 16.12.1993 № 2146 необходимо в силу Указа Президента Российской Федерации от 29.04.1994 № 847, если иностранный гражданин не попадает в категорию исключения, приведенную в данном Законе, однако нет ясности в том, кто должен получать необходимые разрешения. Иностранная организация не может это сделать, поскольку она не имеет филиалов или представительств на территории Российской Федерации. Российская организация не имеет такой возможности, да и не обязана это делать, поскольку иностранный гражданин не работает в ней. Получается, обязанность есть, а обязанного лица и порядка ее выполнения нет.

В данном случае нет необходимости получать разрешения. Естественно, риск спора с государственным органом в данном случае существует.

Если иностранный гражданин зарегистрирован в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя.

Иностранный гражданин — индивидуальный предприниматель признается работодателем по смыслу Закона № 115-ФЗ и должен получить оба разрешения — на привлечение работников-иностранцев и на работу для них. Для себя же самого ему достаточно получить разрешение на работу в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 30.12.2002 № 941.

Кроме рассмотренных, существуют и другие неясности. Они могут касаться как нелогичности некоторых положений Закона № 115-ФЗ, так и отсутствия нормативных актов, призванных обеспечить его применение. Например, временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане не должны получать всех вышеуказанных разрешений, но имеют право работать только в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого они проживают. Иностранный гражданин, проживающий в Московской области, не может работать в г. Москве. Не утвержден также порядок внесения и возврата денежных средств, гарантирующих выезд иностранного гражданина из Российской Федерации по окончании его трудовой деятельности, а здесь возникает масса вопросов. Причем суммы такого залога сравнимы с суммами государственной пошлины, взимаемой за выдачу разрешений [13] .

[1] Дорофеева Ю.А. Ограничения прав иностранных граждан и апатридов в Российской Федерации // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. — Самара; Изд-во СГЭА, 2002. — № 3. — с.73-78

[2] Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2146 «О привлечении и использовании в Российской Федерации иностранной рабочей силы» (с изменениями от 5 октября 2002 г.) // «Российская газета» от 30 декабря 1993 г.

[3] Постановление Правительства РФ от 30 октября 2002 г. № 782 «Об утверждении квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // «Российская газета» от 6 ноября 2002 г. № 212

[4] Постановление Минтруда РФ от 29 апреля 2003 г. № 23 «Об утверждении Порядка подготовки и рассмотрения предложений по определению квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности» // «Российская газета» от 5 июня 2003 г.

[5] Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2002 г. № 941 «О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу» // «Российская газета» от 9 января 2003 г.

[6] «КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 9.05.2004). // «Российская газета», № 256, 31.12.2001.

[7] В соответствии с изменениями согласно Федерального закона от 9 мая 2004 г. № 37-ФЗ «О внесении изменения в статью 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». // Российская газета от 9 мая 2004 г.

[8] Постановление СМ СССР от 30 ноября 1989 г. № 1074 «Об утверждении Положения о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций» (с изм. и доп. от 10 августа 1990 г., 19 января и 11 июля 1991 г.) // СП СССР, 1989 г., № 1, ст. 8

[9] Указ Президента РФ от 29 апреля 1994 г. № 847 «О дополнительных мерах по упорядочению привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы»// «Российская газета» от 7 мая 1994 г.

[10] Минкина Н.И. Новеллы в законодательстве о труде иностранных граждан в России // Трудовое право. — М.; Интел-Синтез, 2003. — № 5. — с.8-9.

[11] Постановление Правительства РФ от 21 декабря 1999 г. № 1419 «О федеральном органе исполнительной власти, ответственном за координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику Российской Федерации прямых иностранных инвестиций и аккредитацию филиалов иностранных юридических лиц» // Текст постановления официально опубликован не был. — СПС «Гарант» 2004 г.

[12] Абрамова О.В. Иностранные граждане трудятся в России // Право и экономика в Европе и Азии. — М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. — № 1 — 2. — с.53-55

[13] Абрамова О.В. Иностранные граждане трудятся в России // Право и экономика в Европе и Азии. — М.; Юрид. Дом «Юстицинформ», 1997. — № 1 — 2. — с.53-55

www.allpravo.ru

Прокуратура Московской области

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Право иностранного гражданина на труд закреплено Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон) и Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ).

В силу п. 1 ст. 13 указанного Закона иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Трудоустройство иностранного гражданина допускается по достижении им 18-летнего возраста. Исключение составляют не достигшие 14-летнего возраста иностранные спортсмены и граждане, претендующие на работу в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, при наличии согласия одного из родителей (попечителя) и разрешения органа опеки и попечительства.

Кроме того, в силу ст. 14 Закона иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, замещать должности в составе экипажа судна, плавающего под государственным флагом Российской Федерации, в соответствии с ограничениями, предусмотренными Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, быть членом экипажа военного корабля или другого эксплуатируемого в некоммерческих целях судна, а также летательного аппарата государственной или экспериментальной авиации, быть командиром гражданского воздушного судна, если иное не установлено федеральным законом, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации.

Иностранный гражданин, временно пребывающий в России, вправе трудиться при наличии разрешения на работу по профессии (должности, специальности, виду трудовой деятельности), указанной в этом разрешении. Подача заявления о выдаче разрешения на работу не предоставляет права на осуществление трудовой деятельности. Иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу (п. 4.2 ст. 13 Закона).

mosoblproc.ru

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут приобретать в собственность расположенные на территории Российской Федерации земельные участки, однако на этот счет существует несколько исключений. Исходя из того, что в силу Гражданского кодекса Российской Федерации, конкретизирующего конституционный принцип национального режима, правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом (абзац четвертый пункта 1 статьи 2), и в соответствии со статьей 36 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает право иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц приобретать в собственность земельные участки на территории Российской Федерации.

В настоящее время государственная земельная политика изменилась в сторону определенного расширения прав иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства на земельные участки. Ранее было установлено положение, согласно которому перечисленные лица в России могли лишь арендовать земельные участки. Из этого же до недавнего времени исходило и законодательство определенного числа субъектов РФ. При этом указывалось, что закрепление данных положений на уровне субъекта РФ противоречит ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Иными словами, ограничения прав иностранцев, в том числе и при регулировании земельных отношений, не могут быть установлены нормативным актом ниже федерального закона.

www.acg.ru

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства

Правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства это способность иметь права и нести определенные обязательства, пребывая на территории РФ. О том, какая она для иностранца, что в себя включает и какие имеет ограничения, расскажем в этой статье.

Правоспособность иностранцев и лиц без гражданства

Под правоспособностью принято понимать способность предприятия или человека обладать правами, прописанными в законе, и нести соответствующие обязательства. Подробнее об этом аспекте рассказывается в статье «Что такое гражданская правоспособность (содержание)?».

Ст. 1196 ГК РФ устанавливает, что правоспособность лица формируется его личным законом. Но правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства по общему правилу равна правоспособности граждан РФ. Подобная точка зрения изложена в ст. 4 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

К сделкам с участием таких лиц применимы правила действующего гражданского права (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Соответственно, иностранцы и апатриды обладают такими же правами, независимо от своего происхождения, расы, цвета кожи, национальной принадлежности, языка. Они наряду с российскими жителями могут:

  1. Приобретать имущество, а также пользоваться им в полной мере.
  2. Распоряжаться и управлять своим имуществом, например, дарить, завещать, продавать и т. д.
  3. Приобретать другие имущественные и неимущественные права, разрешенные законом.
  4. Ограничения правоспособности

    В некоторых случаях гражданская правоспособность иностранцев ограничивается. Подобные исключения допускаются при необходимости защиты интересов, безопасности, сохранения территориальной целостности страны, а также прав, интересов и здоровья людей (п. 2. ст. 1 ГК РФ).

    Можно привести следующие виды ограничений, установленные отдельными нормативными актами:

  5. Невозможность занимать государственные посты, связанные с такой службой, избираться в представительные органы власти, а также занимать определенные должности (судья, прокурор, нотариус и т. д.) (ст. 32, 33 Конституции РФ).
  6. Невозможность приобретения в собственность земли сельскохозяйственного назначения (ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ), участка в морском порту (ч. 2 ст. 28 ФЗ «О морских портах в РФ…» от 08.11.2007 № 261-ФЗ).
  7. Невозможность осуществления архитектурной деятельности без посредства российского архитектора или архитектурного бюро (если нет специального международного соглашения) (ст. 3.1 ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» от 17.11.1995 № 169-ФЗ).
  8. Недопустимость выступать в качестве редакции или учредителя СМИ, самой организации, осуществляющей вещание, в отсутствие соответствующего международного соглашения (ст. 19.1 закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991№ 2124-1).
  9. Необходимость в получении специального разрешения при желании осуществлять трудовую деятельность (ст. 327.3 ТК РФ).
  10. Другие ограничения, зафиксированные в законе.

Говоря о правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства, следует руководствоваться условиями ст. 1196 ГК РФ, в соответствии с которыми иностранец обладает всеми правами и обязанностями наряду с гражданином РФ. Однако из этого правила есть исключения, которые могут устанавливаться отдельными правовыми актами.

rusjurist.ru

Популярное:

  • Пенсии в 2018 году что нового о повышении Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 […]
  • 6 федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле 6 федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле О валютном регулировании и валютном контроле О валютном регулировании и валютном контроле (с изменениями на 3 апреля 2018 года) (редакция, действующая с 14 мая 2018 […]
  • Виды опеки детей Отдельные виды опеки (попечительства) Закон об опеке предусматривает существование разных видов опеки и попечительства. Помимо возмездной и безвозмездной опеки (попечительства) особо следует выделить опеку (попечительство), инициируемую […]
  • Ст 30 ч 3 наказание Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Протоколом N 14 от 13 мая 2004 г. в настоящую Конвенцию внесены изменения Конвенцияо защите прав […]
  • Причины увольнения по статье 33 Трудовой кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 81 § 1. Одним из оснований прекращения трудового является его расторжение по инициативе работодателя (п. 4 ч. 1 ст. 77 ТК). Это предусмотрено ст. 81 ТК, где установлен ограниченный […]
  • Федеральный закон об оперативно-розыскной деятельности 2013 Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 369-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" и статью 13 Федерального закона "О федеральной службе безопасности" Принят Государственной Думой 11 декабря […]
  • Госпошлина загранпаспорта нового образца для ребенка до 14 лет Госпошлина загранпаспорта нового образца для ребенка до 14 лет Загранпаспорт оформляется в УФМС России по Республике Башкортостанг. Уфа, ул. Рязанская, 1/1, тел. 250-37-41 Документы для оформления загранпаспорта Ксерокопия всех […]
  • Приказ мвд рф от 07082013 n 605 ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ В КУРСКЕ Юрист Умеренков Олег Николаевич Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 24 ноября 2008 г. №1001 О […]