Кассационный и частный протест прокурора

Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел в стадии кассационного производства

Кассация — обжалование или опротестование в вышестоящий суд судебных решений и приговоров, не вступивших в законную силу, и рассмотрение этим судом дел по жалобам и протестам в целях проверки законности и обоснованности решений и приговоров.

Опротестование судебных решений. В соответствии со ст. 36 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в пределах своей компетенции приносит в вышестоящий суд кассационный или частный протест либо протест в порядке надзора, а в арбитражный суд — апелляционную или кассационную жалобу либо протест в порядке надзора на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда. Помощник прокурора, прокурор управления, прокурор отдела могут приносить протест только по делу, в рассмотрении которого они участвовали.

Прокурор или его заместитель независимо от участия в судебном разбирательстве вправе в пределах своей компетенции истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу. Усмотрев, что решение, приговор, определение или постановление суда являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит протест в порядке надзора или обращается с представлением к вышестоящему прокурору.

Протест на решение судьи по делу об административном правонарушении может быть принесен прокурором города, района, вышестоящим прокурором и их заместителями.

Право подачи кассационной жалобы или кассационного представления регламентировано ст. 336 ГПК РФ. Так, на решения всех судов, принятые по первой инстанции, за исключением решений мировых судей, сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба; а прокурор, участвующий в деле, вправе принести кассационное представление.

Порядок подачи кассационной жалобы, кассационного представления предусмотрен ст. 337 ГПК РФ, а именно:

1) невступившие в законную силу решения суда первой инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке:

а) решения районных судов, решения гарнизонных военных судов — соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа, окружной (флотский) военный суд;

б) решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов — в Верховный Суд РФ;

в) решения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной коллегии Верховного Суда РФ — в Кассационную коллегию Верховного Суда РФ;

2) кассационные жалоба, представление подаются через суд, принявший решение.

Срок подачи кассационных жалобы, представления (ст. 338 ГПК РФ). Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Требования, предъявляемые к содержанию кассационных жалобы, представления, регламентируются ст. 339 ГПК РФ.

Кассационные жалоба, представление должны содержать:

1) наименование суда, в который адресуется жалоба, представление;

2) наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения;

3) указание на решение суда, которое обжалуется;

4) требования лица, подающего жалобу, или требования прокурора, приносящего представление, а также основания, по которым они считают решение суда неправильным;

5) перечень прилагаемых к жалобе, представлению доказательств.

Ссылка лица, подающего кассационную жалобу, или прокурора, приносящего кассационное представление, на новые доказательства, которые не были представлены в суд первой инстанции, допускается только в случае обоснования в жалобе, представлении, что эти доказательства невозможно было представить в суд первой инстанции.

Кассационная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем, кассационное представление — прокурором. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочие представителя.

К кассационной жалобе прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины, если жалоба при ее подаче подлежит оплате.

Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции. В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения. Суд кассационной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой; инстанции в полном объеме.

При рассмотрении протеста прокурора в суде кассационной инстанции прокурор выступает первым после доклада дела председательствующим или членом суда, а затем заслушиваются объяснения сторон.

Если прокурор участвует в деле, обжалованном сторонами, то он дает только заключение о законности и обоснованности решения.

Задача прокурора в кассационной инстанции состоит в том, чтобы добиться отмены незаконного или необоснованного решения. Поэтому прокурор должен обратить внимание судей на то, что решение суда не является правильным в силу его незаконности или необоснованности; изложить мотивы, почему именно оно незаконно или необоснованно.

Если же прокурор считает судебное решение правильным, то в его заключении должны быть изложены основания, по которым кассационная жалоба должна быть отклонена, а решение суда оставлено без изменения.

В соответствии со ст. 37 Закона о прокуратуре прокурор, принесший протест на решение, приговор, определение или постановление суда, до начала его рассмотрения судом может его отозвать.

www.labex.ru

§ 3. Опротестование приговоров и иных судебных решений, не вступивших в законную силу. Участие прокурора в кассационной инстанции

Согласно ч. 2 ст. 325 УПК прокурор обязан опротестовать в кассационном порядке каждый незаконный или необоснованный приговор.*
———————
* Если в новом УПК Российской Федерации, как предлагается, будет введено апелляционное производство, приговор можно будет опротестовать в апелляционную инстанцию.

В кассационном порядке может быть опротестован любой приговор любого суда. Существовавшее ранее в законе (ч. 5 ст. 325 УПК) исключение в отношении приговоров Верховного Суда Российской Федерации отменено Федеральным законом от 4 января 1999 г.
На приговор суда прокурором приносится кассационный протест. Частный протест может быть принесен на определение суда первой инстанции и постановление судьи по уголовному делу (причем некоторые определения и постановления не могут быть обжалованы и опротестованы в кассационном порядке (ст. 331 и 464 УПК).*
———————
* Необходимо иметь в виду, что отдельные положения ст. 331 и 464 признаны Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации (Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 5).

Основания к отмене или изменению приговора, а следовательно и к принесению протеста, предусмотрены ст. 342—347 УПК.
Право принесения кассационного и частного протеста принадлежит прежде всего прокурору, который поддерживал в суде обвинение по данному делу, независимо от занимаемой им должности (ч. 1 ст. 36 Закона о прокуратуре). В Приказе № 82 прокурорам предлагается исходить из того, что обязанность принесения кассационного или частного протеста возлагается в первую очередь на государственного обвинителя. Если обвинитель этого не сделал либо дело было рассмотрено без участия прокурора, опротестовать незаконный или необоснованный приговор либо иное судебное решение обязан прокурор, возглавляющий прокуратуру, или его заместитель. Указанные лица вправе принести протест в пределах своей компетенции: районный, городской прокурор опротестовывает приговор районного, городского суда, прокурор области — приговор областного суда и т.д. Исходя из принципа централизации прокуратуры, протест может также принести вышестоящий прокурор или его заместитель.
Учитывая, что значительная часть уголовных дел пока рассматривается судами без участия прокуроров, и чтобы обеспечить выполнение требований закона об опротестовании каждого незаконного или необоснованного приговора, Генеральный прокурор Российской Федерации в Приказе № 82 предлагает организовать работу так, чтобы ни одно дело, рассмотренное без участия государственного обвинителя, не осталось без проверки в течение кассационного срока.
Протесты подаются в вышестоящий суд через суд, вынесший приговор, определение или постановление (ст. 326 УПК). Для подачи протеста установлен срок — 7 суток со дня провозглашения судебного решения (ст. 328 УПК). Если срок пропущен по уважительной причине (несвоевременное изготовление протокола судебного заседания, задержка с рассмотрением замечаний на протокол, болезнь или командировка прокурора (при отсутствии должностного лица, его заменяющего) и т.п.), он может быть восстановлен судом, постановившим решение, по ходатайству прокурора (ст. 329 УПК).
Отсутствие у прокурора сведений о постановленном приговоре или ином судебном решении уважительной причиной пропуска срока не является. Чтобы своевременно решать вопрос о наличии или отсутствии оснований к принесению протеста по делам, рассмотренным без участия прокурора, такие дела, как уже указывалось, следует проверять в течение кассационного срока.
Закон не предусматривает каких-либо требований к содержанию протеста. Соответствующие требования выработаны теорией и прокурорской практикой. Протест можно условно разделить на три части. Во вводной части указывается наименование судебной инстанции, в которую адресован протест; наименование суда, постановившего приговор или иное решение; фамилия и коротко анкетные данные осужденного (оправданного); статья Уголовного кодекса, по которой он осужден или оправдан; краткое содержание опротестуемого судебного решения.
В описательной части приводится обоснование требований протеста. Это — наиболее важная часть протеста. Не следует забывать, что право окончательной оценки доказательств, решения вопросов о виновности или невиновности подсудимого, о применении уголовного закона и назначении наказания принадлежит суду. Нет оснований рассчитывать, что вышестоящий суд признает ошибочными выводы суда первой инстанции только потому, что с ними не согласен прокурор. Поэтому требования протеста должны обосновываться не изложением точки зрения прокурора, а аргументированной критикой выводов суда, показом их ошибочности, несоответствия имеющимися в деле доказательствам, закону, разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Наконец, в резолютивной части протеста четко формулируются, со ссылкой на соответствующие нормы процессуального закона, требования прокурора об отмене или изменении опротестованного решения. Протест должен быть подписан прокурором с указанием его должности.
В подтверждение требований протеста к нему могут быть приложены дополнительные материалы (ст. 332 УПК). Это главным образом документы: различные справки, характеристики, документы о состоянии здоровья осужденного, мнения сведущих лиц по тем или иным рассматривавшимся в деле вопросам и т.п. Дополнительные материалы не могут быть получены путем производства следственных действий.
В соответствии со ст. 328 УПК до рассмотрения дела кассационной инстанцией прокурор вправе подать дополнительный протест. По смыслу данного термина это может быть только протест, дополняющий основной, содержащий доводы, аргументы, дополнительно подтверждающие требования, выдвинутые в основном протесте. Однако дополнительный протест не может подменять основной либо приноситься по иным основаниям, тем более — ухудшающим положение осужденного (оправданного).
До начала рассмотрения дела кассационной инстанцией протест, принесенный прокурором, может быть им отозван (ст. 37 Закона о прокуратуре). В этом случае, если нет других оснований к рассмотрению дела (кассационных или частных жалоб участников процесса), производство по делу прекращается и дело возвращается в суд первой инстанции.
До принятия Закона о прокуратуре вышестоящий прокурор был вправе отозвать протест, принесенный подчиненным прокурором (ст. 338 УПК, ст. 36 Закона о прокуратуре СССР). В Законе о прокуратуре Российской Федерации такое право вышестоящему прокурору не предоставлено.* Это сделано в целях обеспечения процессуальной самостоятельности прокурора, предоставления ему возможности отстаивать свою позицию перед вышестоящим судом.
———————
* Ст. 338 УПК в этой части пока не изменена, но действует норма Закона о прокуратуре Российской Федерации, как принятого позднее.

Отзыв протеста производится путем направления в суд кассационной инстанции письма прокурора, принесшего протест, в котором сообщается о его отзыве. Протест возвращается прокурору.
Анализ статистики и изучение практики показывает, что прокуроры не всегда выполняют обязанность опротестования незаконных и необоснованных приговоров. По кассационным протестам отменяется большинство необоснованных оправдательных приговоров, определений о прекращении дел, а также обвинительных приговоров по мотивам неправильной квалификации преступления по закону, влекущему менее строгую ответственность, и мягкости наказания. В то же время прокуроры во многих случаях не реагируют на обвинительные приговоры, постановленные по неисследованным материалам дела, при отсутствии достаточных доказательств, с нарушением процессуального закона. Такие приговоры чаще отменяются по жалобам осужденных или их защитников, либо даже вступают в законную силу и пересматриваются лишь в порядке надзора, иногда через длительное время. Хотя отмечавшаяся в прошлом односторонняя направленность протестов в значительной мере преодолена, все же протесты на оправдание подсудимых и на мягкость наказания нередко приносятся без достаточных оснований и отклоняются судами значительно чаще, чем другие.
Согласно ч. 1 ст. 335 УПК при рассмотрении дела в кассационном порядке прокурор дает заключение о законности и обоснованности приговора (это относится также к иному обжалованному или опротестованному судебному решению).
Данная функция прокуратуры имеет важное значение в укреплении законности в правосудии. Участвуя в рассмотрении вышестоящими судами уголовных дел по жалобам и протестам, прокуратура, во-первых, способствует устранению судебных ошибок. Во-вторых, непосредственно получая из рассматриваемых дел конкретную информацию о качестве предварительного следствия и прокурорского надзора в подчиненных прокуратурах, вышестоящая прокуратура может оперативно влиять на устранение недостатков и улучшение работы. В Приказе № 82 Генеральный прокурор Российской Федерации требует обеспечить участие в суде прокурора, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке, их своевременное и тщательное изучение с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах.
В кассационной инстанции участвует прокурор соответствующего отдела (управления) областной, краевой прокуратуры, прокуратуры республики в составе Российской Федерации либо Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Принимая участие в рассмотрении дела в кассационном порядке, прокурор действует на основании норм ст. 332—352 УПК. Он должен иметь в виду, что кассационная инстанция проверяет законность и обоснованность приговора по имеющимся в деле и дополнительно представленным материалам; что суд не связан доводами кассационной жалобы или протеста и проверяет дело в полном объеме в отношении всех осужденных, в том числе и тех, которые не подавали жалоб, и в отношении которых не принесен протест. Заключение прокурора основывается на тщательном изучении дела с учетом доводов, приведенных в жалобах и протестах. Необходимо также учитывать объяснения лиц, участвующих в заседании суда кассационной инстанции, и дополнительные материалы, если они представлены.
Порядок рассмотрения дела в кассационной инстанции предусмотрен ст. 338 УПК. Если дело рассматривается по кассационной жалобе кого-либо из участников процесса, прокурор высказывает мотивированное мнение о законности и обоснованности обжалованного приговора: подлежит ли он отмене, изменению или должен быть оставлен без изменения, а жалоба — без удовлетворения. Заключение прокурора должно быть основано на материалах дела и строго соответствовать закону.
Когда дело рассматривается по кассационному или частному протесту прокурора, последний может поддерживать его лично. Если же автор протеста не сделал этого, то прокурор, которому поручено участие в кассационной инстанции, не связан доводами протеста и дает заключение, руководствуясь требованиями закона и своим внутренним убеждением, основанным на материалах дела. Не находя оснований для поддержания протеста, прокурор, который будет участвовать в кассационной инстанции, должен до рассмотрения дела сообщить об этом прокурору, принесшему протест (п. 7 Приказа № 82 Генеральной прокуратуры Российской Федерации).

uristinfo.net

uristinfo.net

§ 5. Участие прокурора в стадии кассационного производства

Особенностью кассационного производства является то, что предмет его проверки составляют важнейшие акты правосудия — приговор, определение и постановление суда первой инстанции, приговор и постановление суда апелляционной инстанции, которые должны быть законными, обоснованными и справедливыми. Уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает обязательного рассмотрения в кассационном порядке всех приговоров, постановленных судами первой инстанции. Круг уголовных дел, являющихся предметом проверки судом кассационной инстанции, ограничен теми уголовными делами, законность и обоснованность приговоров по которым оспаривает прокурор и указанные в законе лица (ст. 325 УПК). Только по этим уголовным делам кассационное рассмотрение является обязательной стадией уголовного процесса. В кассационном порядке ежегодно проверяется судами в соответствии с жалобами и протестами около 30% приговоров, вынесенных судом первой инстанции. Приговоры по остальным делам, то есть по большинству уголовных дел, вступают в законную силу по истечении кассационного срока. Неправильно было бы рассчитывать на то, что осужденный в каждом случае, когда при решении его судьбы допущена ошибка, в особенности осужденный, не достигший совершеннолетия, может усмотреть эту ошибку и обжаловать неправосудный приговор. Поэтому наступление предусмотренных законом процессуальных последствий в стадии кассационного производства в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора за законностью вынесенных судом приговоров, постановлений и определений. Именно на прокурора возложена обязанность выявлять все судебные решения, по которым допущены нарушения норм уголовного права и процесса, и приносить по ним кассационные или частные протесты. Эта обязанность возложена на прокурора как на представителя органа, осуществляющего от имени государства надзор за исполнением законов. Установленный законом порядок кассационного производства без надлежащего прокурорского надзора за законностью постановленных судом приговоров не может в полной мере обеспечить законность и обоснованность всех без исключения приговоров.
Определяя пределы полномочий прокурора в стадии кассационного производства, необходимо подчеркнуть, что полномочия в этой стадии процесса нельзя сводить лишь к принесению прокурором кассационного или частного протеста. Участие прокурора в рассмотрении судами первой или апелляционной инстанции уголовных дел не заканчивается поддержанием государственного обвинения. Прокурор обязан в течение кассационного срока проверить все рассмотренные судами уголовные дела и опротестовать приговоры и другие судебные решения, которые не соответствуют или противоречат закону. Поэтому следует говорить о надзоре за законностью актов суда по каждому без исключения уголовному делу, рассмотренному судом первой или апелляционной инстанции. Прокурор не может оставить без кассационного опротестования ни одного незаконного или необоснованного приговора. Только такой надзор прокурора будет конкретным, целеустремленным и достигнет своей цели.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 82 от 24 ноября 1998 г., определяя позицию прокуроров при опротестовании незаконных и необоснованных судебных приговоров, определений и постановлений, предлагает прокурорам опротестовывать незаконные и необоснованные приговоры и иные судебные акты независимо от участия в рассмотрении дел в кассационный срок. При этом имеется в виду, что кассационное производство является обычной, обязательной стадией процесса, которая позволяет прокурору опротестовать, а осужденному, его защитнику, гражданскому истцу и гражданскому ответчику обжаловать постановленный судом, по их мнению, неправосудный приговор. В то же время надзорное опротестование является порядком исключительным, обусловленным многими обстоятельствами процессуального характера.
Кассационное опротестование неправосудных приговоров, определений и постановлений суда первой или апелляционной инстанции является наиболее оперативной и эффективной формой устранения нарушений закона. Предотвратить вступление в законную силу незаконных и необоснованных судебных решений — одна из важнейших задач прокурора.
Генеральный прокурор Российской Федерации обращает внимание прокуроров на необходимость усиления прокурорского надзора за законностью судебных актов стадии кассационного производства по уголовным делам. Он требует от всех прокуроров: обеспечить неуклонное исполнение требований закона об опротестовании в кассационном порядке каждого незаконного или необоснованного приговора, определения и постановления суда; повысить персональную ответственность прокуроров за своевременную и квалифицированную проверку законности и обоснованности приговоров, определений и постановлений как по делам, по которым поддерживалось государственное обвинение, так и рассмотренным без участия прокурора; улучшить качество кассационных и частных протестов с тем, чтобы выдвигаемые в них требования строго соответствовали закону, материалам уголовного дела и были тщательно аргументированы; должным образом реагировать по каждому случаю отмены или существенного изменения незаконного и необоснованного приговора, который не был опротестован в кассационном порядке; обеспечить своевременную и глубокую проверку дел, поступивших в суд кассационной инстанции с учетом доводов, содержащихся в жалобах и протестах; незамедлительно опротестовывать в надзорном порядке незаконные и необоснованные определения, выносимые кассационной инстанцией; наиболее существенные расхождения в позициях прокурора, участвовавшего в кассационном рассмотрении дела, с определением суда кассационной инстанции выносить на обсуждение прокуроров субъектов РФ, полномочных в силу закона принести протест в порядке надзора на предмет отмены или изменения определения, вынесенного судом кассационной инстанции.
При решении вопроса о принесении кассационного или частного протеста прокурор не должен допускать необъективности, односторонности и ведомственного подхода. Независимо от того, в пользу или в ущерб подсудимому приносится кассационный протест, прокурор стремится содействовать устранению допущенного по делу нарушения закона и способствовать установлению истины. Необоснованная суровость наказания или применение судом закона о более тяжком преступлении в одинаковой мере, как и применение судом чрезмерно мягкого наказания или осуждение по закону о менее тяжком преступлении является поводом для принесения протеста. Между тем прокуроры чаще обращают внимание на необоснованное оправдание и прекращение судами уголовных дел производством, на мягкость назначенного судом наказания и по этим основаниям в основном приносят кассационные протесты. В то же время прокуроры редко приносят протесты по таким основаниям, как нарушение уголовно-процессуальных норм, назначение несоразмерно сурового наказания, применение закона о более тяжком преступлении, необоснованное осуждение.
Эффективность прокурорского надзора за законностью судебных актов в стадии кассационного производства во многом зависит от своевременности и глубины проверки прокурором уголовных дел, рассмотренных судом без участия государственного обвинителя. Проверка рассмотренных судами уголовных дел сходна осуществлением прокурорского надзора в данном направлении. Уголовные дела с приговорами, не вступившими в законную силу, проверяет, как правило, помощник или заместитель прокурора района (города), на которого возлагается обязанность участия при рассмотрении судами уголовных дел, что, однако, не исключает обязанности прокурора района (города) самому проверять дела, в особенности, когда он поддерживал по ним государственное обвинение. В этом ему помогает учет поступивших и рассмотренных судом уголовных дел, который он систематически ведет.
Установив, что приговор или постановление суда первой или апелляционной инстанции являются незаконными или необоснованными, прокурор приносит кассационный протест. Протест прокурора — это важнейший процессуальный акт представителя государственного органа, осуществляющего надзор за исполнением законов. Своевременным принесением кассационного и частного протеста прокурор предупреждает вступление в законную силу незаконного и необоснованного приговора или определения суда, а также способствует единообразному применению закона в судебной практике, улучшению предварительного расследования и повышению эффективности участия прокурора в уголовном судопроизводстве. По общему правилу протест приносит тот прокурор, который принимал участие в рассмотрении дела, а также прокурор или его заместитель в пределах их компетенции. На приговоры городских и районных народных судов протест приносит прокурор района или города; на приговоры областных, краевых судов — прокурор области или края. Вышестоящий прокурор вправе принести протест в любой суд, находящийся в пределах области, края, республики РФ, г. прокурор обязан принести протест независимо от того, поддерживалось ли в суде по уголовному делу государственное обвинение или дело рассматривалось без участия прокурора. Прокуроры, выступавшие по делам в качестве государственных обвинителей, — помощники прокуроров, прокуроры отделов и управлений, независимо от занимаемого ими служебного положения, — также вправе принести кассационный или частный протест по делам, рассмотрение которых проводилось с их участием (ст. 36 Закона о прокуратуре).
Кассационный протест прокурора служит установлению истины по уголовному делу. Однако эту задачу сможет выполнить только такой протест, который соответствует требованиям закона и указаниям Генерального прокурора Российской Федерации, протест, в котором оспаривается действительно незаконный или необоснованный приговор. Задача прокурора при составлении протеста состоит в том, чтобы убедить кассационную инстанцию в обоснованности его позиции по уголовному делу и помочь принять законное и обоснованное определение. Небрежно составленный протест, в котором допущены юридические и стилистические ошибки, вызывает у кассационного состава судей предубеждение в необоснованности и несправедливости предложений прокурора. Такой протест не сможет оказать необходимой помощи суду кассационной инстанции. Только тот протест, в котором приведена убедительная аргументация, где требования прокурора юридически обоснованны, способен помочь кассационной инстанции разобраться в законности и обоснованности приговора. В ряде случаев, только по причине некачественного составления протестов, они отклоняются судом второй инстанции. Изучение и обобщение кассационных протестов показывает, что порой авторы протестов смешивают процессуальные понятия отмены или изменения приговоров, не предлагают или неправильно указывают, с какой стадии уголовного судопроизводства следует возобновить производство по делу. Не всегда прокуроры четко представляют себе полномочия кассационной инстанции, иногда в протестах прокуроры предлагают суду принять такие решения, которые законом не предусмотрены. Прокурор вправе приобщить к протесту дополнительные материалы в подтверждение или обоснование приведенных в нем доводов, однако они не должны быть добыты следственным путем в период после постановления приговора.
На практике иногда возникает необходимость представления в кассационную инстанцию дополнительного протеста. Действующий УПК такую возможность прокурору предоставляет и определяет, что дополнительный протест может быть подан в кассационную инстанцию до начала рассмотрения дела (ст. 328 УПК), чтобы осужденный и его защитник имели возможность ознакомиться с дополнительным протестом и представить на него свои возражения.
Закон о прокуратуре не предоставляет вышестоящим прокурорам права отзыва кассационных и частных протестов, приносимых нижестоящими прокурорами. Такое право сохранено лишь за прокурорами, принесшими кассационный и частный протест (ст. 37). Это не только обеспечивает процессуальную самостоятельность прокуроров, но и значительно повышает их ответственность за законность, обоснованность и качество приносимых протестов. Прокурор, принесший кассационный или частный протест, вправе сам поддержать его в суде кассационной инстанции. Если же в рассмотрении уголовного дела по протесту прокурора участвует прокурор отдела (управления) вышестоящей прокуратуры, он не связан в процессуальном плане с доводами, приведенными в протесте, и оценивает законность и обоснованность приговора, определения и постановления суда по материалам уголовного дела, руководствуясь законом и своим внутренним убеждением. Иначе говоря, он освобожден от обязанности поддерживать протест прокурора, как это было предусмотрено ранее действовавшим законодательством о прокурорском надзоре. Если прокурор, участвующий в суде кассационной инстанции, усматривает, что кассационный или частный протест принесен необоснованно, вопреки материалам уголовного дела, он вправе обратить на это внимание автора протеста и предложить ему отозвать протест с рассмотрения суда кассационной инстанции. В случае, если автор протеста не согласен отозвать свой протест, прокурор, участвующий в суде кассационной инстанции, дает заключение об отклонении этого протеста, а затем указывает автору протеста, в чем состояла ошибочность его позиции при принесении кассационного или частного протеста.
Правовая регламентация деятельности суда кассационной инстанции позволяет ему в достаточно короткий срок проверить уголовное дело и принять решение по существу, отменив или изменив незаконный или необоснованный приговор или оставить приговор без изменения, если он соответствует закону и обоснован материалами уголовного дела. Одной из существенных гарантий успешного выполнения судом второй инстанции стоящих перед ним задач является участие прокурора в кассационном рассмотрении уголовных дел. Прокуроры участвуют в суде, как правило, по всем делам, рассматриваемым в кассационном порядке. Прокуроры дают заключение в суде второй инстанции по всем делам об особо тяжких и тяжких преступлениях, о преступлениях несовершеннолетних, а также по делам, рассматриваемым по протестам прокуроров.
Генеральный прокурор Российской Федерации предоставляет прокурорам, участвующим в кассационной инстанции, процессуальную самостоятельность при даче заключения и вместе с тем повышает их персональную ответственность за правильность даваемых заключений. Как представитель органа, осуществляющего надзор за соблюдением законов, прокурор, принимающий участие в кассационном рассмотрении уголовного дела, следит и отвечает за то, чтобы каждый незаконный или необоснованный приговор был отменен или изменен. В своем заключении он выражает позицию прокуратуры о законности или незаконности обжалованного или опротестованного приговора. Заключение дается в устной форме, основные положения его находят отражение в кассационном определении (протокол заседания суда кассационной инстанции не ведется). Прокурор вправе по отдельным крупным по объему делам или по делам со сложными доказательствами представить кассационной инстанции свое заключение в письменном виде, но только после того, как оно будет сообщено устно. Оно может быть приобщено к уголовному делу.
Если при ознакомлении с делом прокурор установит, что органами предварительного следствия и судом первой инстанции не выполнено требование закона по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления, он в своем заключении, ссылаясь на ст. 355 УПК, высказывает просьбу о вынесении частного определения в адрес конкретных должностных лиц, в обязанности которых входит устранение этих причин и условий. Прокурор должен назвать не только те причины и условия, которые способствовали совершению преступления, но и, по возможности, указать те пути и средства, применение которых поможет их устранить. В тех случаях, когда будут установлены нарушения материального закона и уголовно-процессуальных норм, прокурору следует высказать кассационной инстанции предложение о вынесении частного определения с направлением его соответствующему должностному лицу органов дознания, предварительного следствия или суда.

Кассационный и частный протест прокурора

ПРОТЕСТ ПРОКУРОРА (от лат potestor — заявляю, свидетельствую, публично объявляю) — одно из важных правовых средств реагирования на нарушение закона. Публичный характер П.п. выражается в письменной форме, установленной процессуальным и иным законодательством. Различают П.п.. вытекающие из осуществления прокуратурой общественной функции, когда в результате проверок, проводимых по инициативе прокуратуры или по заявлениям граждан и организаций, вскрываются существенные нарушения законности, которые требуют прокурорского реагирования в виде опротестования принятого органом власти и управления. предприятием, учреждением, должностными лицами акта в целях его отмены или изменения либо прекращения незаконных действий.восстановления нарушенного права.

П.п. приносится в орган, издавший противоречащий закону акт, или вышестоящему должностному лицу либо органу. Он подлежит обязательному рассмотрению с уведомлением прокурора в 10-дневный срок о принятых мерах. Решения по необоснованному отклоненному протесту принимает вышестоящий прокурор.

В отличие от протеста в порядке общего надзора законодательством предусмотрено прокурорское реагирование в форме кассационного, частного. П.п. в порядке надзора при нарушении закона в процессе судопроизводства по уголовным и гражданским делам. Основание для кассационного П.п. — нарушения,

допущенные в суде первой инстанции по не вступившему в силу приговору или решению суда. Срок направления кассационного протеста прокурора по уголовному делу — 7 дней, по гражданскому- 10 дней.

Частный П.п. приносится прокурором на все вступившие в силу определения суда первой инстанции или постановления судьи, т.е. на такие решения, которые затрагивают законность и обоснованность процессуальных действий судей. При этом прокурор в пределах своей компетенции вправе приносить такие протесты независимо от того, участвовал ли он в рассмотрении дела в суде.

П.п. в порядке надзора может быть принесен на приговор, решение, определение или постановление суда, вступившего в силу, т.е. по истечении 7-дневного срока со дня вынесения приговора по уголовному делу и 10-дневного срока относительно решения по гражданскому делу. Основанием к пересмотру судебного решения в порядке надзора являются как протесты прокурора, так и председателя (заместителя председателя) суда не ниже областного уровня.

Надзорный порядок пересмотра судебных решений часто называют исключительным, поскольку он возможен лишь по инициативе обозначенного в законе узкого круга должностных лиц судебных и прокурорских.органов, если они найдут для этого весомые основания. Он также отличается от порядка пересмотра дел в кассационном порядке как процессуальным (процедурным) регламентом, так и более широкими возможностями опротестования любого судебного решения независимо от срока его вынесения. Протест может быть отозван прокурором, принесшим его, но лишь до начала судебного рассмотрения дела. Важно отметить и то. что принесение протеста Генеральным прокурором РФ на приговор суда. которым в качестве меры наказания определена смертная казнь, приостанавливает его исполнение.

www.gumer.info

Популярное:

  • Что такое клевета в уголовном праве Клевета (ст. 129 УК). Согласно закону клевета — это распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. С объективной стороны клевета выражается в активном действии, […]
  • О внесении изменении в фз о гражданстве Прохождение входного и предполётного досмотра Уважаемые пассажиры и гости аэропорта Внуково! У входов в пассажирские терминалы аэропорта всем пассажирам и посетителям необходимо пройти входной контроль. Вылетающим пассажирам необходимо […]
  • Понятие и виды множественности преступлений Виды множественности преступлений Прежде чем приступать к рассмотрению данного вопроса необходимо усвоить понятие единого (единичного) преступления, под которым понимается такое преступное деяние, которое сохраняет все уголовно-правовые […]
  • Правила оформления кандидатских диссертаций Полный адрес:150000, Россия, г. Ярославль, ул. Республиканская, д.108/1. Приемная ректора:(4852) 30-56-61 Приемная комиссия:(4852) 728-728 - профессиональной переподготовки для ведения нового вида профессиональной деятельности; - […]
  • Благовещенск орган опеки Отдел социальной защиты детей675000, г. Благовещенск, ул. Шимановского, 8, email: opeka@obramur.ru Мулл Ольга Николаевна начальник отдела, региональный оператор Государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения […]
  • Законы хаммурапи налоги Здравствуйте, дамы и господа! Защита Ваших интересов - наша работа! Наша компания создан а в 1992 году. За время работы мы приобрели значительный опыт в деле юридической защиты бизнеса и делимся им с нашими Клиентами, разделяя их заботы, […]
  • Стимулирующая лотерея в законе РЕКЛАМНАЯ АКЦИЯ ИЛИ СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЛОТЕРЕЯ? В последнее время большой популярностью пользуются рекламные акции, в ходе которых потенциальным покупателям предлагается не только приобрести товар, но и принять участие в розыгрыше призов. […]
  • Как определяется налог на землю Как определяется налог на землю Стоимость консультации юриста, адвоката по наследству - бесплатно, при условии заказа других услуг на сумму не менее 1000 грн., иначе - 200 грн./полчаса. Стоимость оформления наследства у […]