Понятие налогов и принципы налогообложения

Налоговая система и принципы налогообложения. Виды налогов

Налоги — обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные фонды и госбюджет.

Налоги — основной источник доходов государства. Государство с помощью налогов перераспределяет средства между гражданами в целях выравнивания неравенства в доходах.

Налоги выполняют следующие функции:

— фискальную: сбор средств государством с целью финансирования госрасходов;

— социальную: обеспечение социальной и политической стабильности;

— регулирующую: государственное регулирование экономики.

В налоговую систему включаются:

— объект налогообложения (с чего взимается налог);

— субъект налогообложения (кто платит налог).

Налогами облагают: доходы, имущество, прибыль, выручку (оборот), добавочную стоимость (НДС), товары и услуги (акцизы, налог с продаж), определённые виды деятельности (лицензии), передаваемое имущество (дарение, наследование);

— налоговую базу — величину, с которой выплачивается налог. Для национальной экономики ею является величина совокупного (национального) дохода Y.

где Tx — сумма налога; Y — совокупный доход; t — налоговая ставка.

1) эффективности: налоговая система должна обеспечивать эффективность на микроуровне, способствуя наиболее рациональному размещению и использованию ресурсов;

2) вертикальной справедливости, когда люди с разными доходами должны выплачивать налоги по разным ставкам;

3) горизонтальной справедливости, когда люди с одинаковыми доходами должны выплачивать доходы по одинаковой ставке;

4) простота и доступность для исчисления.

По территориальному признаку налоги делятся:

По способу изъятия:

1) прямые (например, налог на имущество, доходы, транспортные средства, наследство). В этом случае налогоплательщик (тот, кто оплачивает налог) и налогоноситель (тот, кто выплачивает налог государству) — один и тот же агент;

2) косвенные налоги представляют собой часть цены товара или услуги (например, НДС, акцизный налог, таможенная пошлина).

Средняя ставка налога — это отношение налоговой суммы к величине дохода, выраженное в процентах:

Предельная ставка налога — это процентное отношение величины прироста налоговой суммы к величине прироста дохода:

Существуют налоги, которые взимаются в зависимости от уровня совокупного дохода и налоги, не зависимые от дохода (например, аккордные (или автономные) налоги).

Подоходные налоги:

где ґпред — предельная ставка; Txn — подоходный налог; Y- совокупный доход.

По источникам средств для выплаты налогов различаются:

— платежи из прибыли (налог на прибыль, таможенные пошлины);

— платежи, включаемые в издержки (налог на имущество, земельный, дорожный, платежи за использование природных ресурсов);

— платежи, входящие в цену изделия сверх издержек и прибыли (налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы).

Виды налогов в зависимости от установления налоговой ставки:

— пропорциональные: сумма налога пропорциональна величине дохода, средняя налоговая ставка остаётся неизменной.

Пример: налог на прибыль предприятий и организаций;

— прогрессивные: средняя ставка растёт с увеличением дохода и сокращается с уменьшением дохода;

— регрессивные налоги: средняя ставка растёт при сокращении дохода и сокращается с ростом дохода.

В настоящее время регрессивных налогов нет, но регрессивной является доля косвенных налогов в доходах.

economics.studio

Понятие налоговой системы и принципы налогообложения в РФ

Налоговая система − это совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. Цель создания налоговой системы − реализация принципов налогообложения, обеспеченье своевременного и полного взыскания налогов и сборов в бюджеты всех уровней, а также рациональное и эффективное использование собранных средств.

В налоговом законодательстве Российской Федерации данные принципы нашли свое развитие и реализацию в виде основных начал законодательства о налогах и сборах НК РФ (ст.3) устанавливает основные принципы налоговой системы РФ:

− принцип законности: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Никакого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы непредусмотренные налоговым законодательством;

− принцип всеобщности и равенства: налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер, т.е. различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других критериях. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

− принцип соразмерности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Не допустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

− принцип экономической обоснованности: налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольны;

− принцип единства экономического пространства РФ: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ; прямо или косвенно ограничивающие свободное, перемещение в пределах территории РФ товаров или финансовых средств; иначе ограничивать или создавать препятствия незапрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

− принцип понятности: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы.

Таким образом, чтобы каждый точно знал какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить все устранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

studopedia.info

Налогообложение. Принципы и система налогообложения.

Понятие налогообложения.

Налогообложение – это система изъятия денежных средств властным субъектом (государственными или муниципальными органами) у подчиненного объекта. В истории нередки случаи насильственного изъятия имущества, но в наше время изъятие происходит обычно по добровольно-принудительному принципу. Налогообложение является основным источником финансирования государственных органов.

Принципы налогообложения.

  1. Принцип обязательности – уплата налогов обязательна и неотвратима.
  2. Принцип равенства – распределение налогов должно быть равным, то есть уплаченные налоги должны быть равными тем выгодам, которые налогоплательщики получают (или могут получить) от государства.
  3. Принцип определенности – правила уплаты налогов должны быть определены заранее, до срока уплаты.
  4. Принцип экономичности – издержки на налогообложение не должны превышать 7% от поступлений, иначе система налогообложения будет неэффективной.
  5. Принцип пропорциональности – определение лимита налогов по отношению к ВВП.
  6. Принцип подвижности – способность системы налогообложения оперативно расшириться в случае чрезвычайных, непредвиденных расходов государства.
  7. Принцип стабильности – нормальный интервал изменений в налогообложении в развитых странах – не чаще, чем раз в три-пять лет.
  8. Принцип оптимальности – оптимальный выбор источников и объектов налогообложения.
  9. Принцип единства – налоговое право едино для всех физических и юридических лиц на всей территории страны.
  10. Принцип справедливости – самый проблематичный принцип: во многих странах (в нашей в том числе) санкции за неуплату или несвоевременную уплату налогов не идут ни в какое сравнение с мизерной ответственностью налоговых органов в случае неправомерных штрафов или необоснованных сборов.
  11. Принцип удобства взимания налогов – уплата налогов не должна причинять неудобства налогоплательщикам по условиям места и времени уплаты.

Система налогообложения.

Система налогообложения – это комплекс всех налогов и сборов. Основы этой системы закреплены на государственном уровне в специальных налоговых кодексах либо других нормативно-правовых актах. В Российской Федерации существует 5 видов системы налогообложения:

  • общая система налогообложения;
  • упрощенная система налогообложения (УСН);
  • единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
  • единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН);
  • патентная система налогообложения.

Основные понятия, связанные с налогообложением.

Налогоплательщик – это юридическое или физическое лицо, на которое государством возложена обязанность платить налоги. По налоговому кодексу налогоплательщики имеют свои права и обязанности.

Налоговая база – совокупность объектов налогообложения за определенный период на определенной территории. Грубо говоря – список всех налогоплательщиков.

Налоговая политика (или фискальная политика) – один из методов вмешательства государства в экономику с целью обеспечения стабильности экономики и наполнения государственного бюджета. Под влиянием экономической обстановки и текущего экономического цикла, государство может проводить разные виды налоговой политики – сдерживающую или стимулирующую, дискреционную или автоматическую (установление измененных налоговых ставок вручную или автоматически, в зависимости от изменения экономической ситуации).

Налоговое право – система правовых норм, регулирующая социальные отношения в сфере налогообложения. Источниками налогового права, как правило, являются: конституция страны, налоговый кодекс и прочие государственные нормативно-правовые акты. Не следует путать налоговое право с бюджетным правом.

www.calc.ru

элементы налога и принципы налогообложения. понятие налоговой системы

В настоящее время в практике налогообложения распространены следующие общепринятые в большинстве стран элементы налога (табл . 15 .9) . По каждому налогу в разрезе вышеназванных элементов принимаются статьи в налоговом законодательстве .

Таблица 15.9 Основные элементы налога

Важное место в создании эффективной системы налогообложения занимают принципы ее построения .

Существуют общие положения теории налогообложения, которым неукоснительно должна следовать налоговая практика . Впервые принципы налогообложения сформулировал А. Смит в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» еще в 1776 г. Он выделил четыре важнейших принципа, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

• принцип равномерности, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам;

• принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ и время платежа должны быть четко определены и известны налогоплательщику заранее;

• принцип удобства, согласно которому налоги должны взиматься в такое время и таким образом, которые предоставляют наибольшие удобства для плательщика;

• принцип дешевизны, в соответствии с которым издержки по уплате налогов плательщиком и по взиманию налогов государством должны быть минимальными Принципы, разработанные А .

? Налоговая система — это совокупность всех налогов, методы и принципы их построения, способы исчисления, налоговый контроль, устанавливаемые в законодательном порядке.

Однако практика показывает, что при построении современных налоговых систем учитываются внутринациональные принципы . На базе этих принципов создаются налоговые концепции и задаются условия действия налогового механизма применительно к типу государства, политическому режиму и возможностям экономического базиса, сложившимся социальным условиям развития

В России в настоящее время используются следующие принципы формирования налоговой системы (табл. 15.10) .

Принципы построения налоговой системы России

finlit.online

Налогообложение понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения

Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

Историческое возникновение налогов……………………………………6

Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

2.1. Понятие и принципы налогообложения…………………………………. 12

2.2. Функции налоговой системы………………………………………………16

2.3. Проблемы налогообложения в России…………………………………….19

Список использованной литературы …………………………………………..26

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны — граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

С помощью налоговой системы государство активно вмешивается в «работу» рынка, регулирует развитие производства, способствуя ускоренному росту одних отраслей или форм собственности и «ухудшению» других.

Россия — крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой «отпечаток» на собираемость налогов по стране. В России действует 51 налог и сбор и около 20 лицензионных видов деятельности. Причины такой множественности заключаются в различиях источников (зарплата, дивиденды по акциям, арендная плата, другие формы дохода на капитал) и объектов (доход, имущество его передача, потребление, экспорт и импорт) налогообложения.

Через налогообложение формируются фонды, за счет которых государство:

финансирует некоторые расходы на простое и расширенно воспроизводство в народном хозяйстве,

финансирует социальные программы — пенсионного и социального обеспечения, образования, здравоохранения и др.,

обеспечивает свою оборону и безопасность,

содержит законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти и управления, предоставляет кредиты и безвозмездную помощь другим странам.

Это первая и основная функция налогов — служить источником средств для государственной казны: государственного бюджета и других денежных фондов государства. В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Стимулирующее воздействие налогов реализуется через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

Посредством регулирующей функции налогов обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов. Регулирующая функция осуществляется через установление нало­гов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производ­ство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Налоги играют решающую роль в процессе перераспределения внутреннего валового продукта и национального дохода страны. Государство формирует свои доходы и целенаправленно воздействует на экономику.

В современной России налоговый вопрос занимает особое место, т.к. с завидной постоянностью все твердят о необходимости коренной налоговой реформы, и с такой же завидной постоянностью все заканчивается лишь небольшими изменениями в налоговой системе, носящими чаще всего «косметический» характер. Налоговая система России постоянно находится в состоянии трансформации. Меняются ставки налогов, условия их взимания, объекты налогообложения, что затрагивает практически все субъекты экономики. Происходящая перестройка налоговой системы влияет не только на экономические условия производства товаров и услуг, но и на доходы граждан, поэтому вопросы налоговой политики всегда остаются первостепенными.

Имеющиеся в России проблемы налогообложения и, в зависимости от их разрешения, эффективность его воздействие на экономические процессы государства определили актуальность темы работы.

Цель работы – определить сущность налогов, на основании чего указать их место в системе государственного регулирования экономики.

Исходя из цели, в работе поставлены следующие задачи: раскрыть сущность налогов и рассмотреть их основные виды; дать определение понятию «налогообложение» и рассмотреть его принципы и проблемы реализации.

Объект исследования – реализация налоговой политики РФ на практике.

Предмет исследования – конкретные пути и механизмы совершенствования налоговой системы РФ.

Реформы, производимые в налоговой сфере, не всегда приводят к ожидаемым макроэкономическим результатам из-за отсутствия четкого представления о последствиях принятия тех или иных налоговых решений. Поэтому механизм регулирования социально-экономических показателей с помощью мер налоговой политики нуждается в рассмотрении и исследовании. Любые просчеты и недоработки при принятии налоговых изменений приводят не только к падению уровня доходов государства, но и болезненно отражаются на благосостоянии всех граждан. Поэтому политика в области налогообложения должна отличаться продуманностью и глубоким пониманием последствий проводимых преобразований.

Глава 1. Развитие налогообложения. Сущность и виды налогов.

Историческое возникновение налогов.

Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

Возникновение и существование налогов обусловлено необходимо­стью удовлетворять коллективные (общественные) потребности граж­дан. Налогообложение, по сути, представляет собой процесс обобще­ствления части индивидуальных доходов (имуществ) для обеспечения совместного существования их владельцев и последующего коллек­тивного потребления в виде общественных благ. Для того чтобы общество могло пользоваться такими благами и ус­лугами, не допуская при этом дефицитного выделения ресурсов, госу­дарство берет на себя их производство и финансирует его за счет на­логов.

Кроме того, посредством налогов государство может вернуть производство и потребление каких-либо товаров к оптимальному уровню, то есть такому, который может быть достигнут рынком при отсутст­вии так называемых «внешних» эффектов — не отраженных в цене то­вара издержек или выгод его производства (потребления) для третьих лиц, не являющихся в данном случае покупателями или продавцами. К внешним издержкам относится, например, загрязнение окружающей среды, а к внешним выгодам — диспансеризация населения (прививки и т. п.).

Исторически наиболее ранними формами налогов были жертвоприношения и дань с побежденных. Первоначально налоги носили временный характер и лишь в эпоху Нового времени стали постоян­ным источником государственных доходов.

В развитии налогообложения принято выделять три основных этапа:

Первый от древнего мира до конца средних веков. На этом этапе го­сударство определяет общую сумму средств, которую оно хочет получить с населения, а сбор ее поручает городу или общине. Между государством и налогоплательщиками, как правило, стоят посредники-откупщики.

Второй — XVI — начало XIX в. (эпоха первоначального накопления капитала). Создается сеть государственных финансовых учреждений, государство устанавливает квоты и наблюдает за сбором налогов, но роль откупщиков еще достаточно велика.

Третий — современный этап — с первой трети XIX в. до настоящего времени. Все функции установления и сбора налогов берет на себя го­сударство, между налогоплательщиками и государством не существу­ет посредников.

Экономическая наука изначально рассматривала налоговую систему как важнейшее звено кругооборота экономических ресурсов. Но по­скольку практика налогообложения опережала теорию, то задачей эко­номистов, философов и правоведов стало научное обоснование объек­тивной необходимости уплаты налогов и определение их сущности.

Теоретические основы налогообложения начали разрабатываться в XVII в. (Ф.Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, У. Петти). В XVIII-XIX вв. появляются различные теории налогов, определившие их сущность. Наиболее известными среди них были:

а) теории выгоды, интереса, фискального договора, рассматривавшие налог как плату, вносимую гражданином за охрану его личной и имущественной безопасности, за другие услуги, оказываемые государством (С. Вобан, Ш. Монтескье, О. Мирабо);

б) теория налога как страховой премии (А. Тьер, Д. Маккулох);

в) теория обмена (эквивалента), рассматривавшая налог как справедливую плату за услуги государства и в то же время понимавшая его как чистый убыток для общества (А. Смит, Д. Рикардо, Ж. Б. Сэй);

г) «теория наслаждения», трактовавшая налог как цену, уплачиваемую гражданином за наслаждение, получаемое им от общественного порядка, правосудия, защиты личности и собственности (Ж. Сисмонди);

д) «теория жертвы», подчеркивавшая принудительный характер налогообложения (Д. С. Милль).

В последней четверти XIX — начале XX в. была сформулирована теория коллективных (общественных) потребностей, рассматривающая налоги как источник покрытия и эквивалент оказываемых государством коллективных услуг. Вплоть до настоящего времени все известные экономические школы в вопросах налогообложения придерживаются этой теории.

Особый вклад в развитие теории налогов (конец XIX-XX вв.) вне­сли: А.Вагнер (немецкая школа), Сакс (австрийская школа), Ф. Нитти (итальянская финансовая школа), Э. Селигман, Д. М. Кейнс, Э. Хан­сен, П. Самуэльсон, Р.Масгрейв, А. Лаффер.

В общих чертах история взглядов на понятие налога отражена в работе Э.Селигмана и Р.Стурма «Этюды по теории обложения» 1 , в которой авторы выделили семь ступеней понимания рассматриваемой категории. «Вначале господствующей является идея дара. В Средние века индивидуум делает подарок правительству.…На второй стадии правительство смиренно умоляло или просило народ о поддержке.… На третьей ступени мы встречаемся с идеей помощи, оказываемой государству.… На четвертой стадии проявляется идея о жертве, приносимой индивидуумом в интересах государства. Он теперь отказывается от чего-либо в интересах общественного блага.… На пятой ступени у плательщика развивается чувство долга, обязанности.… Лишь на шестой стадии встречаем идею принуждения со стороны государства.… На седьмой стадии мы видим идею определенной доли или определенного оклада, установленного или исчисленного правительством, вне всякой зависимости от воли плательщика».

Пункт 1 статьи 8 Налогового кодекса РФ содержит понятие налога. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Из данного определения можно вывести следующие основные признаки налога. К ним относятся: 1) обязательность; 2) индивидуальная безвозмездность; 3) денежная форма уплаты; 4) публичные цели налогообложения 1 .

Многообразие налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обусловливает необходимость их систематизации и классификации.

Самым первым и наиболее употребительным до настоящего време­ни является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному обложению или к обложению расходов на потребление на два основных вида — прямые и косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Соотношение между прямыми и косвенными налогами составляет основу налоговой политики в области регулирования деловой активности. Прямые налоги в большей степени оказывают регулирующее воздействие на экономику. Косвенное налогообложение соответствует фискальным целям налоговой политики 1 . Регулирующее воздействие может осуществляться через повышение или понижение ставок налогов, дифференциации ставок для различных категорий налогоплательщиков или типов объектов налогообложения, расширение или сужение налогооблагаемой базы и необлагаемых налогом минимумов, освобождение от налогов отдельных категорий налогоплательщиков, предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов, изменение периодичности уплаты налога, распределение налогов по уровням бюджетной системы.

Существуют подробные и раз­вернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в табл. 1.

Глава 2. Налогообложение: понятие, принципы, функции. Проблемы российского налогообложения.

2.1. Понятие и принципы налогообложения.

Налогообложение — процесс установления и взимания налогов в стране, определение величин налогов и их ставок, а также порядка уплаты налогов и круга юридических и физических лиц, облагаемых налогами 1 .

Принципы организации данного процесса экономическая наука определяет с точки зрения влияния налогов на социально-экономи­ческое развитие общества и благосостояние его граждан.

Принято выделять две группы принципов налогообложения:

всеобщие, или классические, принципы, которые определяют базовые характеристики налоговых отношений и, так или иначе, используются в налоговых системах всех стран;

функциональные, или современные, на основании которых задаются условия действия налогообложения применительно к конкретным условиям страны и задачам государственной экономической политики.

Первая группа принципов оформилась в финансовой практике еще в XVI в., но впер­вые была научно сформулирована в XVIII в. А. Смитом. Он, как и все остальные представители классической школы, признавал за налогом только фискальную функцию. По его мнению, налоги являются «необходимым злом», т.к. они угнетают предпринимательскую активность и не дают в полной мере развиться экономике, но в то же время они необходимы для поддержания государства.

В своей знаменитой работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» Смит выделил 4 принципа существования эффективной налоговой системы, актуальных и по сей день.

1. Принцип равномерности налогообложения («…Подданные государства должны по возможности соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким он пользуется под покровительством и защитой государства. Расходы правительства по отношению к отдельным лицам, составляющим население большой нации, подобны расходам по управлению большим поместьем, принадлежащим нескольким владельцам, которые все обязаны участвовать в них соответственно своей доле в имении. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приводит к так называемому равенству или неравенству обложения…» 1 );

2. Принцип определённости налогообложения («…Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определён, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа – всё это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица… Неопределённость обложения развивает наглость и содействует подкупности…»);

3. Принцип простоты и удобства налогообложения («…Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его…»);

4. Принцип минимизации издержек налогообложения («…Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из карманов народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства…»).

Принципы налогообложения, обоснованные Смитом, были расширены и систематизированы немецким ученым-экономистом А.Вагнером, который объединил все принципы налогообложения в четыре группы (табл. 2).

С развитием экономической системы классические принципы налогообложения совершенствовались, корректировались и допол­нялись. В результате к настоящему времени оформились функциональные принципы налогообложения (вторая группа принципов), отра­жающие современные требования к налогообложению со стороны государства и налогоплательщиков и основные тенденции налого­вой политики.

Руководствуясь Налоговым Кодексом Российской Федерации, можно обозначить существующие принципы налогообложения, которые объединяются в три группы:

Принципы, обеспечивающие эффективное государственное регулирование экономической результативностью деятельности фискально-обязанных лиц. Сюда можно отнести:

принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборов;

принцип соответствия условий налогообложения требованиям рыночной экономики;

принцип учета возможностей налогоплательщиков.

Принципы налогообложения, обеспечивающие реализацию и соблюдение основ конституционного строя. Сюда можно отнести:

принцип публичной цели взимания налогов и сборов;

принцип верховенства представительных органов при установлении и отмене налогов;

принцип соответствия актов законодательства о налогах Конституции Российской Федерации;

принцип возникновения налогового обязательства лишь на основе законно установленного налога;

принцип установления всех элементов налога непосредственно в актах законодательства о налогах;

принцип отрицания обратной силы налоговых законов, ухудшающих положение граждан;

принцип соблюдения конституционных прав граждан при установлении налогов;

принцип всеобщности налогообложения;

принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов;

принцип правовой определенности налогового обязательства.

Организационные принципы налогообложения. Сюда можно отнести:

принцип налогового федерализма;

принцип единства налоговой политики;

принцип единства системы налогов;

принцип налоговой централизации. Налоговая система Российской Федерации в своем историческом развитии поменяла принцип налоговой децентрализации, в соответствии с которым региональные органы власти обладали правом на самостоятельное установление и введение региональных налогов, на принцип налоговой централизации, существующий в настоящее время, выражением чего выступает Налоговый кодекс.

Вышеперечисленные принципы призваны реализовывать надежную, четко действующую налоговую систему, отвечающую условиям развития общественного производства.

2.2. Функции налоговой системы.

В рыночной экономике налоги выполняют столь важнyю роль, что можно с yверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действyющей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. В чем же конкретно состоит роль налогов в рыночной экономике, какие фyнкции они выполняют в хозяйственном механизме?

На первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов — регулирующая.

Рыночная экономика в развитых странах — это регулируемая экономика. Центральное место в системе регулирования принадлежит налогам. Госyдарственное регyлирование осуществляется в двух основных направлениях:

регyлирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении «правил игры», то есть разработке законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. Это направление госyдарственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

регyлирование развития народного хозяйства, общественного производства в yсловиях, когда основным объективным экономическим законом, действyющим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия госyдарства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нyжном, выгодном обществy направлении.

В yсловиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимyмy методы административного подчинения предпринимателей.

Маневрирyя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя yсловия налогообложения, вводя одни и отменяя дрyгие налоги, госyдарство создает yсловия для yскоренного развития определенных отраслей и производств, способствyет решению актyальных для общества проблем. Удачным примером является способствование развитию малого бизнеса, всемерно поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому бизнесy — особые льготные условия налогообложения. Первое из них состоит в том, что прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство, реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение новой техники, полностью освобождается от налогов. Не менее существенна другая льгота, предусматривающая yчет одновременно двух параметров — не только размеров предприятия, но и рода деятельности.

Другая функция налогов — стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, yвеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимyлирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевоорyжение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Эта льгота, кончено, очень существенная.

Следующая функция налогов — распределительная, или, вернее, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крyпных межотраслевых, комплексных целевых программ — наyчно-технических, экономических и др.

С помощью налогов госyдарство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др. В современных yсловиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения.

Перераспределительная фyнкция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствyющим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность.

Наконец, последняя фyнкция налогов — фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непризводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения кyльтyры — библиотеки, архивы и др), либо они недостаточны для обеспечения должного yровня развития фундаментальная наyка, театры, мyзеи и многие yчебные заведения и т.п.

Указанное разграничение фyнкций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. Существующая налоговая страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий.

Проблемы налогообложения в России

В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать. Одной из характерных проблем продолжает оставаться её фискальная направленность. Подтверждением этому является тот факт, что в 2009 году основой формирования доходной базы федерального бюджета продолжают оставаться налоговые доходы. Доля их в общем объёме доходов федерального бюджета – 68,5 %. При этом в большей степени возрастает доля в консолидированном бюджете РФ легко собираемых косвенных налогов (НДС, акцизов, налога с продаж), на данный момент составляющая 54,7%. В этой связи, естественна и понятна точка зрения многих учёных – экономистов о необходимости значительного сокращения налогов и как следствие этого подъёма экономики.

На основе официальных данных Счетной палаты РФ мы можем проследить общую динамику основных налоговых доходов на 2008 год и на период до 2010 года, которые приведены в табл.3 1 .

Следует отметить и проблему нестабильности налогового законодательства, когда вносятся поправки и изменения, имеющие обратную силу, ликвидируются ранее введённые привилегии, что создаёт дополнительный источник риска для инвесторов. Государство должно гарантировать соблюдение стабильности налогов и правил их взимания в течение значительного периода времени. Налоги не должны пересматриваться чаще, чем раз в несколько, например, в 5 лет. При этом обо всех планируемых изменениях, налогоплательщиков необходимо извещать до периода их действия, а не ставить перед уже свершившимся фактом.

В настоящее время продолжает иметь место недостаточная чёткость и ясность положений нормативных документов по налогообложению, их противоречивость и запутанность, что, значительно затрудняет их изучение налогоплательщика, в связи с чем их ошибки при исчислении налогов остаются неизбежными.

К сожалению, принятый Налоговый Кодекс требует дальнейших уточнений и дополнений. Так в статье 6 сказано, что нормативно-правовой акт признаётся не соответствующим кодексу, если он «противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего кодекса» 1 . Буквальная трактовка Налогового Кодекса Российской Федерации предоставляет безграничные возможности для извращения сути налоговой идеи и субъективного толкования законодательства. Если пристрастно подойти к чтению положений Кодекса, если занять позицию непримиримого ревнителя буквы, то почти все в нём может стать предметом спора с соответствующими потерями для бюджета.

Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы. Другие причины неплатежей – отсутствие средств на счетах плательщиков, а также низкая платёжная дисциплина налогоплательщиков. Необходимо создавать налоговую систему, дружественную налогоплательщику, и жестоко наказывать тех, кто не хочет платить. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а создавать условия, чтоб у него деньги были и он оставлял их в стране. Вместе с тем пришло время повышать доходы беднейших слоёв населения страны.

Обращает на себя внимание проблема неэффективности отдельных элементов налогового механизма. Существует многочисленный аппарат налоговой инспекции, налоговой полиции, отделов УВД по борьбе с экономическими преступлениями. А результат работы оставляет желать лучшего. Из-за неподготовленности кадров этих органов, неумения грамотно провести поддержку, ревизию, зачастую многие и юридические и физические лица легко уходят от ответственности за сокрытие налогов. Теневая экономика – это наиболее латентный вид экономической деятельности, качественно отличающийся от всех других нарушений и «сокрытий» требующий большего количества сил и средств для борьбы с ним, в частности применения оперативно-розыскных методов и потому представляющий собой наиболее тяжкий вид социально опасных делений в налоговой сфере.

По виду и объёму сокрытие реальных финансово-хозяйственных операций внутри теневой экономики можно выделить три составляющие операции, которые полностью выводятся из б/у (неучтённые операции, при которых происходит сокрытие самого факта её проведения), операции, направленные на сокрытие части полученной от операции выручки, а также операции, проведённые под видом других операций (псевдооперации). Схематично это может выглядеть следующим(таблица 4)

Не находит понимания и тот факт, что очень медленно внедряется положительный опыт по сбору налогов, имеющийся в отдельных регионах страны.

Наряду с перечисленными выше проблемами необходимо отметить и проблему воспитания налоговой культуры. Сегодня уровень налоговой культуры остаётся низким. Об этом свидетельствуют данные о росте правонарушений и преступлений, связанных с сокрытием доходов от налогообложения, в том числе, в крупных и особо крупных размерах. Преломление негативных тенденций в экономике, возникших в нашем обществе в крупных размерах, одновременно с построением и развитием новой модели хозяйствования – задача сегодняшнего и завтрашнего дня. Немаловажное значение при этом имеет совершенствование разъяснительной работы с гражданами.

Оценивая любую налоговую систему, следует исходить из того, что она представляет собой сложный, эволюционный социальный феномен, тесно связанный с состоянием экономики. От решения указанных выше проблем зависит эффективность формирования доходов бюджетов всех уровней, рост предпринимательской активности, развитие производства и в конечном итоге уже упомянутая как первостепенная стабилизация экономики нашей страны.

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства..

В данной работе получены следующие выводы, характеризующие достижение цели работы:

налоги являются единственным инструментом, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых средств.

История развития налогообложения свидетельствует, что налоги могут быть не только источником наполнения бюджетов, но и инструментом регулирования тех или иных социально-экономических процессов.

Для проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформы главным является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

основными задачами налоговой реформы должны быть обозначены более справедливое распределение налогового бремени, переход к оптимальным налоговым ставкам и общее упрощение налоговой системы.

Существующая налоговая система имеет ряд проблем, которые требуют грамотного и своевременного разрешения:

Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.

Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов. Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств

Неэффективность существующих льгот. Сокращение налоговых льгот не только сделает налоговую систему более нейтральной по отношению к отдельным участникам экономической деятельности, не только поставит дополнительные барьеры перед злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую базу.

Усложненность налоговой системы РФ. Требуется существенное упрощение налоговой системы страны, при существенном снижении общего числа налогов и сборов.

Постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложения капиталов и росту экономики. Необходимо законодательно установить стабильные (в течение нескольких лет) базовые нормативы ставок и отчислений от основных налогов.

Дальнейшее рассмотрение вопросов развития и функционирования налоговой системы, несомненно, будет способствовать ее совершенствованию в целях обеспечения благосостояния населения страны.

Список использованной литературы:

Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ

Большой юридический словарь. Под ред. А.Я. Сухарева — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2001.

Исследование о природе и причинах богатства народов. А.Смит – М.: Издательство социально-экономической литературы, 1962

НК РФ и российское налоговое законодательство: соотношение и взаимодействие. А.В.Брызгалин — Налоговый вестник, 2004

Налоговое право: учебник. Крохина Ю.А. — М.: Высшее образование, 2006.

Налоговое право России: учебное пособие. Демин А.В. – «РУМЦ ЮО», 2006.

Налоговое регулирование рыночной экономики. И.В.Караваева– М.: ЮНИТИ, 2005

Проблемы совершенствования налогообложения в РФ. Федерализм. — 1998, №1.

Современный экономический словарь. Под ред. Райзберга Б. А. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2007.

Уголовный кодекс в борьбе с теневой экономикой. Проблемы и перспективы. Д.Г. Макаров — Налоговый вестник, 2005

Экономическая теория: учебник. Под ред. Грязновой А.Г. – М.: «Экзамен», 2005.

works.doklad.ru

Популярное:

  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
  • Мфц субсидия Порядок оформления субсидии на оплату коммунальных услуг Стоимость коммунальных услуг на сегодняшний день в России многих граждан зачастую ставит в трудное финансовое положение. Высокие цены на газ, электричество, отопление и воду нередко […]
  • Как оформить карточку для получения пенсии Пенсия на карту Сбербанка Пенсионный Фонд перечисляет пенсию на лицевой счет сберкнижки на основании заявления пенсионера. Получать ее через кассу Сбербанка намного удобнее, в отличие от многочасового ожидания в очереди на почте. Поэтому […]
  • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]
  • Как находить площадь квадрата правило Площадь фигур Две фигуры называют равными, если одну их них можно так наложить на другую, что эти фигуры совпадут. Площади равных фигур равны. Их периметры тоже равны. Площадь квадрата Для вычисления площади квадрата нужно умножить его […]
  • Превышение промилле штраф Сколько промилле алкоголя возможно для водителей в 2018 году Каждому российскому водителю известно, что вождение автомобиля в нетрезвом виде недопустимо. Но, оказывается, что в этом текущем году действует поправка в Административном […]
  • Пенсии женщин будут меньше Расчет пенсии по старости: как рассчитать (формула, примеры)? Р асчет пенсии по старости — с 2015 года для него применяется новая формула. В этой статье мы расскажем, какие инструменты задействованы в определении суммы ежемесячных […]