Прокурор в час суда

Сценарий «Час суда» по роману И.А. Гончарова «Обломов»

Разделы: Литература

Действующие лица:

  1. Илья Ильич Обломов, 32 года, помещик;
  2. Судья;
  3. Прокурор;
  4. Адвокат;
  5. Свидетели:
    • мать И.Обломова,
    • отец Обломова,
    • сослуживцы И.Обломова- Судьбинский и Пенкин
    • Ольга Ильинская
    • Андрей Штольц – друг Обломова-
  6. Захар, старик 60 лет, слуга,
  7. Присяжные заседатели
    • Предприниматель;
    • Хозяйка гостиницы;
    • Учитель;
    • Редактор газеты;
    • Секретарь суда;

Зал суда: стол по центру для судьи, покрыт скатертью, на столе судебный молоток; столы по бокам для адвоката и прокурора, на них таблички; столик секретаря; в стороне стулья для присяжных, сзади диван, рядом столик с обрывками писем, чашка, корки хлеба, на полу в беспорядке тапки. Свидетели сидят в первом ряду. У двери ученик с колокольчиком. Даётся три звонка.

Вступительное слово учителя:

Уважаемые зрители! Наш театр ещё так молод, что даже не имеет названия. Просто дидактический театр. Сегодня мы гостеприимно распахнули перед вами двери во второй раз.

Ещё свежи воспоминания о прошлой постановке по пьесе А.П.Чехова “Вишнёвый сад”. Вы были свидетелями сцен из жизни дворян начала 20 века. Умирающего, рассыпающегося сословия дворян. Мы с вами задавались вопросом : “Кто спасёт наш вишнёвый сад?”

На районном конкурсе среди театральных коллективов учебных заведений наша творческая группа стала дипломантом, и я прошу поприветствовать участников этого представления, они были приглашены к нам в качестве почётных гостей.

Сегодня перед вами предстанет другая эпоха – первая половина XIX века. Дореформенная Россия. Россия до отмены крепостного права.

Обращаю ваше внимание на название постановки: “ЧАС СУДА”.Не надо понимать превратно слово “суд”. Это не судилище, призванное лишь ОСУДИТЬ. Наш суд призван РАС-СУДИТЬ. Согласитесь, между этими понятиями дистанция огромного размера!

Кто прав? Кто виноват? Или что-то окажется виновным, а может быть, у вас родятся другие вопросы и вы сделаете самостоятельные выводы…

Секретарь: Встать! Суд идёт!

Входят судья, прокурор, адвокат. Звучит гимн “Боже, царя храни”

Судья: Можно садиться. Господа! Прошу внимания! Объявляется слушанье дела Обломова Ильи Ильича, 33 лет, помещика, владельца родового поместья Обломовка, в прошлом служащего.

Заседание суда ведёт судья ______________________________

Сторону обвинения поддерживает прокурор, юрист высшей квалификационной категории

Сторону защиты осуществляет адвокат, юрист 1 гильдии______________________ На суде присутствуют присяжные заседатели, уважаемые люди нашего города, которые призваны помочь нам разобраться в этом нелегком, запутанном деле.

Это предприниматель нашего города, меценат, финансовая опора городской Управы владелица гостиницы “Метрополь”, самая деловая женщина нашего околотка, гражданка

педагог, заслуженный учитель, преподаватель истории местной гимназии _______________________________________

истовый борец за справедливость, редактор местной газеты “Путь в светлую жизнь” ________________________________________

Названные лица по очереди встают, приветствуют зрителей суда.

В вышеназванном деле фигурируют свидетели обеих сторон – обвинения и защиты, они будут представлены позже.

Есть ли у сторон ходатайства, отводы?

Прокурор (раздражённо): Нет, отводов нет. Может, заставим всё–таки обвиняемого появиться и сесть в зале суда?

Адвокат (заискивающе) Нет, отводов нет. Может, прикроем форточки, как бы Илья Ильич не простыл?

Судья: Начинаем слушанье. Пусть будет все как есть. Ничего не будем менять. Секретарь, пригласите, пожалуйста, обвиняемого.

Секретарь: Илья Ильич! Пожалуйте!

Появляется Обломов в сопровождении Захара.

Обломов (капризно) : Захар, чего хотят эти люди? Что вы меня переполошили чуть свет!

Захар: Батенька, уж полдень давно, вон солнышко уж висит, палит нещадно. Ложитесь, голубчик мой, укладывайтесь…

Обломов укладывается на диван, Захар укрывает его одеялом, подтыкает ему одеяло, заботливо оправляет.

Судья: Прошу вас, господин прокурор, изложите суть дела.

Прокурор (встает) : Прошу вниманья, господа! Обвинительной стороной произведено тщательное расследование всей биографии Ильи Ильича Обломова, 33 лет, уроженца села Обломовка, и на основании выводов следственной группы вынесено обвинение в нескольких пунктах:

  1. Обвиняемый получил неправильное воспитание в детстве.
  2. Обвиняемый недобросовестно учился в пансионате управляющего Штольца в то время как сын его, Андрей, учился прилежно и настойчиво.
  3. Получив образование в высшем учебном заведении, обвиняемый Обломов не работал на службе, куда был назначен правительством.
  4. Обвиняемый неумело вёл дела в своём поместье, отчего его крестьяне разорялись с каждым годом, а поместье в итоге пришло в упадок.
  5. Обвиняемый Обломов Илья Ильич преступник! Он убил в себе любовь к Ольге Ильинской! Страшнее преступления нельзя назвать!
  6. И последний пункт обвинения. Обломов, имея прекрасное, цветущее, можно сказать, здоровье, нигде не работает, а только и занимается тем, что лежит в домашнем халате на диване!

Господа! Если эти обвинения будут доказаны в суде, предлагаем исключить Обломова из литературных героев, стереть из народной памяти роман Ивана Александровича Гончарова с одноименным названием “Обломов” и очистить место в учебной программе первого курса для лиц более достойных и порядочных!

Обломов: Захар! Захар!

Захар: Ну что ещё?

Обломов: Ты как с барином разговариваешь! Который час?

Захар: Уж десятый час, батенька. Встали бы, я уж водицы принес из колодца, подогрел. Умыться бы надо…( подходит к Обломову, подтягивает ему чулки)

Обломов (зевает): Рано ещё. Полежу. Темно ещё. (Отворачивается).

Судья: Обвинение предъявлено. Обоснование начнём по пунктам. Пункт первый: обвиняемый получил неправильное воспитание в детстве. Поподробнее, пожалуйста. Слово прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд! Господа присяжные заседатели! Обломов Илья Ильич родился в деревеньке Обломовка, которое принадлежало его родителям, помещикам. Уже с раннего детства мальчик получал неправильное, на мой взгляд, воспитание: чулочки он сам никогда не надевал – это за него делала нянька, она же одевала его, умывала и причёсывала, а позже к нему приставили слугу Захара. На прогулках ему не разрешали уходить дальше двора, да и во дворе нельзя было ходить к курам – петух поклюёт, лазить по деревьям – упадёшь, близко подходить к забору – вдруг завалится, а главное – ни в коем случае не ходить к оврагу – там водятся черти и лешие, разбойники и упыри. Одним словом, господа, мальчика всячески ограждали от опасных и не очень опасных мест. Солнышко светит – не гуляй, головушку напечет, холодно – тоже не гуляй, сиди дома, а то простудишься. Ребёнок рос избалованным и изнеженным.

Судья: Господин адвокат, что вы можете сказать в защиту своего клиента?

Адвокат: Господа, я категорически не согласен с этим пунктом обвинения… Как, впрочем, и с остальными тоже… Но давайте по порядку.

Семья благопристойная, с вековыми традициями, набожная.

В жизни семейства Обломовых никогда ничего не менялось, все шло по давно заведенному порядку: от деда к отцу, от отца к сыну. Деревенька утопала в спокойствии, умиротворении. Никакие события не волновали её. Не было там ни преступлений, ни краж, ни пожаров. Жители поместья не пили, не курили.

Перечисление всех установленных порядков в Обломовке займет очень много времени – я остановлюсь на главных. Самое главное – соблюсти обряды: рождение, крестины, свадьба, похороны. Сами понимаете, у нас, у русских, эти праздники сопровождаются обильным угощеньем. Так вот в семье Обломовых с раннего утра до поздней ночи стучали ножи, резался скот, домашняя птица, раздувались печи, кипели котлы и самовары, готовились блюда самой невероятной сложности. И заметьте, никаких спиртных напитков! После сытного обеда с обильной жирной пищей, конечно же, всех тянуло в сон. Так что всё семейство, как и вся остальная деревня, погружалась в глубокий послеобеденный сон. После сна – пироги с квасом, вскорости – ужин. На следующий день всё повторялось. Как видите, не было времени на дурные занятия.

Судья:У вас есть этому свидетели, господин адвокат?

Адвокат: свидетель – его матушка. Прошу пригласить её для дачи показаний.

(мать встает, подходит к трибуне)

Сударыня, расскажите суду, как вы воспитывали своего сына.

Мать Обломова: Всё правда, ваша честь, как адвокат говорит. Всё правда. Богу ещё молились. На утреннюю службу надо, в обед молитву сотворить, а уж вечером, на сон грядущий – так это обязательно. И Илюшенька всегда рядом, пострелёнок. А уж как сказки любил! Да всё про леших, да про медведя с деревянной ногой, да про красавиц сказочных. У нас не только дети в сказки верят – взрослые тоже, всяк трепещет в темный вечер, никто за ворота не ходит – страшно, вдруг домовой! А ведь где – то есть волшебная сторона, где нет зла, хлопот, печалей, где так хорошо кормят и одевают даром…

Ничто не нарушало однообразия нашей жизни, да мы по- другому и не захотели бы жить. Да и грешно желать чего-то другого. Нас тоска загрызет, если сегодня не будет похоже на вчера или на завтра, а завтра не похоже на послезавтра…

Одно вам скажу, ваша честь. У нас было самое главное, что должно быть у ребёнка в детстве…

Судья: Говорите. Что же такого особенного было в вашей семье?

Мать: Мы безумно любили нашего мальчика…И он нас любил…И все мы в семье любили друг друга…Согласитесь, что может быть главнее?

Судья: Благодарю вас. Переходим ко второму пункту обвинения. Обвиняемый недобросовестно учился в пансионате управляющего Штольца.

Адвокат: Ваша честь! У меня есть свидетель по этому пункту.

(отец Обломова встает, подходит к трибуне)

Когда пришла пора отдавать маленького Илюшу учиться, мы отправили его в соседнюю деревню к управляющему Штольцу, отцу Андрея. Долго собирали продукты: мешки с картошкой, кульки с сахаром, поросеночка зарезали, курочек, уточек. Хлебов напекли. Должен же ребёнок полноценно питаться на чужбине. Пятнадцать вёрст везти!

И началась наша маета. В понедельник Илюша проснется, на него уж тоска нападает. Слышит дитя, что надо пегую лошаденку запрягать, мальчонку к немцу везти. Сердце дрогнет у него. Он печальный к матери, а та вздыхает о разлуке на целую неделю. Не знаем, чем и накормить его в это утро. Напекут ему булочек, крендельков, положат в сани соленья, варенья, пастил всяких и других съестных припасов.

А то и не везём в понедельник. Мать радуется: “Сегодня не поедешь. В четверг большой праздник, стоит ли ехать взад и вперед на три дня?” Или иногда объявят мои домочадцы, что сегодня родительская неделя, – не до ученья: блины печь будем.

Бывало и так. Мать посмотрит утром в понедельник пристально на него, да и скажет: “Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Здоров ли ты?” Лукавый мальчишка здоровёхонек, но молчит. “Посиди-ка ты эту недельку дома, – скажет она. И все в доме уж на цыпочках ходят: барчонок спит, приболемши…

В другой раз среди недели за Илюшей присылают: гости приехали, пожалуйте домой! И недели три Илюша дома, а там смотришь, до Страстной недели уж недалеко, а там и праздник, а там кто-нибудь в семействе решит, что на Фоминой неделе не учатся. До лета остаётся недели две – не стоит ездить, а летом и сам немец отдыхает, так уж лучше до осени отложить.

Отгуляется Илюша за полгода, и как вырастет и потолстеет! Как спит славно! Не налюбуемся на него! Ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь. Да, ученье-то не свой брат, хоть кого в бараний рог свернёт!

Судья: Господа! Третий пункт обвинения гласит: “Получив образование в высшем учебном заведении, обвиняемый Обломов не работал на службе, куда был назначен правительством.”

Господин прокурор, вы запаслись свидетелями этому факту биографии обвиняемого?

Прокурор: А как же, ваша честь! На судебное заседание явились и ожидают своего часа два свидетеля: господин Судьбинский и господин Пенкин.

Судья: Прошу вас, господа. Надеюсь, вы помните, что в суде нужно говорить правду, одну только правду и ничего, кроме правды.

(оба свидетеля подходят к трибуне)

Судьбинский: Разумеется, ваша честь. Одну только правду. Первые шаги к самостоятельной жизни показали, что у Обломова не выработалась привычка к систематическому труду. Да – с! Поступив на службу в канцелярию, где нужно было выполнять мелкую, нетворческую работу, господин Обломов почувствовал отвращение к такому труду. Он так и говорил: “Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Он не захотел, по его выражению, “тратить мысль, душу свою на мелочи” и вышел в отставку. У меня всё, ваша честь. Да-с.

Пенкин: И я правду скажу. Общество, в котором и нам, и ему случалось бывать, не интересует его, потому что, говорит он, в нем нет идеалов, великой цели. Он замкнулся в себе и, лежа на диване, весь отдался жизни, наполненной красивыми мечтаниями. Позвольте, господа, я прочту мнение Писарева Дмитрия Ивановича. Он пользуется авторитетом в наших кругах.

(зачитывает ) “Сочувствовать таким личностям нельзя. Потому что они тяготят и себя, и общество. Презирать их безусловно тоже нельзя. В них слишком много истинно человеческого, и сами они слишком много страдают от несовершенства своей природы. На подобные личности должно смотреть как на жалкие, но неизбежные явления переходной эпохи. Они стоят на рубеже двух жизней – старорусской и европейской, и не могут, не в состоянии шагнуть решительно из одной в другую.” Вот так-с, господа! (повернулся к Судьбинскому) Как я сказал! Как сказал! (тот жмет ему руку.- да, как сказал!)

Судья: Господа! Прокурор очень горячо огласил следующий пункт обвинения: дескать,

обвиняемый Обломов Илья Ильич преступник! Он убил в себе любовь к Ольге Ильинской! Посмотрим, готов ли господин прокурор представить нам доказательства этому. Вы готовы, господин прокурор?

Прокурор: Не сомневайтесь, ваша честь! На судебное заседание приглашена девица Ольга Ильинская. Она – то и поведает нам об этом страшном убийстве.

(Ольга Ильинская встает к трибуне)

Секретарь: Для дачи показаний приглашается Ольга Сергеевна Ильинская!

Ольга Ильинская: Когда Обломов пришёл к нам в первый раз, он был такой смешной…Его Андрюша привёл…Андрей Штольц…Это его самый близкий друг… Илья разлил соус на скатерть…Рассказывал про свою деревню…Обломовку…Такой милый… Андрей просил, чтобы я пела. Он очень любит, когда я пою романсы… Илья был в восторге.

В юности Илья Ильич мечтал о доблести, деятельности, он воображал себя то полководцем, то мыслителем, а то и великим художником. (оглядываясь на зрителей) И это не пустые мечты, как у господина Манилова у Гоголя в “Мертвых душах”, помните?

Когда мы с ним беседовали, он проявлял выдающуюся чуткость к красоте. Он так талантливо описывал жизнь в деревне…Если бы к этому таланту присоединить упорный труд, как у его друга Штольца, он мог бы стать поэтом! Но для достижения этой цели, мы все это понимаем, нужно выработать привычку к постоянному труду.

А потом…Мы читали стихи в саду перед орешником… Всю ночь Илья простоял перед моим окном… Я полюбила его…Он сделал мне предложение стать его женой, и я согласилась. Илья оживился, сбросил свой халат, приходил к нам в парадном костюме, дома ходил в легком сюртучке…Но вскоре в его уме начали вырисовываться другая сторона семейной жизни – мелкие заботы, обилие обязанностей, необходимость ещё до свадьбы взяться за скучное обустройство имущественных дел. И его любовь стала остывать.

(достаёт платочек, промокает глаза)

И он… я не знаю… В кого он себя превратил. Мне не удалось воскресить его. Господа, наверное, я любила его завтрашнего, каким я видела его в будущем. Я говорила: “Ты кроток, честен, Илья, ты нежен. Но что погубило тебя? И он мне ответил: “Обломовщина…” Опять надел этот свой халат. Я ничего не понимаю… Не могу! Простите.

(закрывает лицо рукой, убегает из зала суда)

Прокурор (торжествующе): Я говорил вам, ваша честь! Обломов – убийца!

Судья: Следующий пункт обвинения: Обломов неумело вёл дела в своём поместье, отчего его крестьяне разорялись с каждым годом, а поместье в итоге пришло в упадок. Кто из вас, господа готов подтвердить или опровергнуть этот пункт?

Адвокат: Ваша честь! У меня есть свидетель, который не только развенчает это обвинение, но и существенно расширит портрет нашего героя…, простите,… нашего обвиняемого. Это друг детства Ильи Ильича – Андрей Штольц.

Судья: Пригласите Штольца к трибуне.

Секретарь: Вызывается свидетель Андрей Штольц!

(Штольц встаёт к трибуне)

Андрей Штольц: Ваша честь! Мы с Ильёй полная противоположность. Я встаю вместе с солнцем. Утренняя пробежка – 12 вёрст. Душ. Плотный завтрак. Служба. Карьера занимает в моей упорядоченной жизни всё время. Обо мне все говорят: рассудочный, упорядоченный, деятельный характер. Сколько раз я твердил Илье: встань, сделай зарядку, приведи себя в порядок. Тебя ждут великие дела! Так его же невозможно вытянуть из-под одеяла! Но я этого дела так не оставлю!
(грозит Обломову пальцем)

Я звал его за границу. У меня торговое представительство в Зальцбурге. Что такое заграница? Это прогресс! Сервис – высший класс! Новые технологии! Ученье – свет, господа! (оборачиваясь к зрителям) Так он заграничный паспорт полгода не мог оформить! Пришлось ехать без него! Да…Крестьяне жаловались: хороший у нас барин, дескать, добрый, ласковый, да больно … доверчивый, бесхарактерный…

Вот и Оленька его так любила… А ведь Оленька…Вы только послушайте, как описывает её Гончаров (зачитывает): “Она была чудесным созданием, с благоухающей свежестью ума и чувств…Прелестный, подающий большие надежды ребёнок…В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка. Она восхищает и радует всех, с кем она знакомится. Она любит природу, музыку”.

Оленька правильно сказала: Илью погубила ОБЛОМОВЩИНА! Между прочим, это я придумал это меткое определение.

Согласитесь, недопустимый образ жизни! Лень, ничегонеделание, сонное равнодушие к тому, что происходит в стране, в обществе, с самим собой, в конце концов! Господа! Это гибель, деградация! А мой идеал – достижение материального достатка, комфорта, личной благоустроенности.

Илья мне друг. Вы его просто не знаете, он действительно добрейший человек, он щедрый, в нём столько душевной теплоты. В его душе всегда чисто, светло, честно…Я даже завидую ему порой…Простите…

Судья: Господа! Пришла пора выслушать наших присяжных заседателей. И я предоставляю слово светлой голове нашей с вами современности, заслуженному учителю истории, преподавателю гимназии _____________________________

Учитель истории: Господа! История нас учит тому, чтобы мы учились извлекать уроки из любой ситуации, из любого события. Давайте подумаем, какой же урок мы можем извлечь из обсуждения литературного персонажа Обломова. Кто такой Обломов?

Маменькин сынок, привыкший отсиживаться за чужой спиной? Не торопитесь с ярлыками. Заведомо плохих черт в нём нет. Мы слышали выступление мамаши. Он добрый, ласковый. Никого никогда не обидел, не оскорбил. Он из тех, кто зазря мухи не обидит!

Да он же ещё дитя! Ребёнок! Инфант!

Просто он так и не научился самостоятельно думать, самому принимать решения. Как же ему помочь. С другой стороны – нужна ли ему наша помощь.

Предлагаю выслушать всех присяжных заседателей, прислушаться к их мнениям, и многоуважаемый суд, я уверен, примет единственно верное решение.

Судья: Слушаем второго заседателя… Может, теперь что-нибудь прояснится… Активный меценат, один из самых богатых людей нашего уезда, опора городской Управы, уважаемый ________________________________________________________

Пожалуйте за трибуну!

Предприниматель: Я тут подготовился, прежде чем прийти к вам. Вот книгу Гончарова прочитал. Занятно…У меня есть знакомый доктор, писатель между прочим, Чехов…Антон Палыч… Так он так высказался об этом …Обломове. (зачитывает) Цитирую: “Сам Илья Ильич не столь уж крупная фигура, чтоб из-за него целую книгу писать. Обрюзглый лентяй, каких много. Натура несложная, недюжинная, мелкая. Возводить сию персону в общественный тип – это дань не по чину. Я спрашиваю себя: если бы Обломов не был лентяем, то чем бы он был? И отвечаю: ничем. А коли так, то и пусть себе дрыхнет.” Вот так он сказал, этот Чехов. Палыч. И я с ним согласен. Вот.

Судья: Вы бы ещё Добролюбова процитировали!

Предприниматель: И процитирую! (зачитывает) Критик Николай Добролюбов писал: “Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить”.

Судья: Благодарю. Мы вас поняли. Со своим мнением присяжный заседатель…( оживился) Я бы сказал, заседательница… Искромётная предпринимательница, краса и гордость уезда, владелица гостиного двора “Метрополь”, любезнейшая __________________________

Господа! Недавно вернулась из-за границы… Привезла нам новое слово. ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Красиво звучит, не правда ли? Я всегда окружаю себя красивыми вещами. Так вот, господа, это слово в переводе на русский звучит так: терпимость, снисходительность. Чудненько!

Я много работаю, господин судья прав. У меня тысячи клиентов: есть богатые, очень богатые и средней руки предприниматели. Все такие разные! Толстые и худые, добрые и злые, красивые и не очень, высокие и коротышки, ленивые и работящие, мечтательные романтики и занудные сухари. Русские, татары, украинцы, чуваши, евреи, а с Кавказа какие клиенты!

Но дело прежде всего! Никогда и никого я не обошла своим вниманием, никому не отказала в гостеприимстве в апартаментах “Метрополя”. Нет ни в городе, ни в уезде такого клиента, кто пожаловался бы на неучтивый приём, плохие номера. А всё почему? Теперь этому найдено слово. Очень просто: я толерантна! Мы должны быть терпимы к таким жалким существам. Вот я уже жалею его… А что. Он такой милый…

Понимаете…Один человек не в состоянии изменить мир. Далеко не каждому удаётся совершить что-нибудь значительное. Но ведь в конечном счете смысл жизни не обязательно в том, чтобы совершить великое открытие или изменить мир!

Обломова устраивает абсолютно всё. И именно это делает его счастливым. Ведь счастье – это прежде всего гармония с самим собой и с окружающим миром.

Значит, жизнь Обломова гармонична. Он ни о чём не жалеет, он доволен собой!

Пределом мечтаний Обломова является спокойная жизнь – такая, какая у него была в детстве, где жизнь текла плавно и однообразно.

Илья Ильич – весьма благородных кровей дворянин, красив, очень добр и великодушен. Он умён, но не хищным умом: в нем вовсе нет хитрости, жадности, жестокости. Он никогда бы не позволил построить своё счастье на чужом несчастье. Он терпелив и нетребователен донельзя.

Теперь вы знаете моё мнение. (игриво) Пользуясь случаем, господин судья, я приглашаю вас сегодня на банкет в “Метрополе”! Будет знатная публика!

Судья: Благодарю, но это к делу не относится. Продолжаем заседание. Наконец, мнение последнего присяжного заседателя. Редактор местной газеты “Путь в светлую жизнь”, активный борец за справедливость ________________________________

Редактор: Уважаемые господа! Глубоко убеждён: каждый уважающий себя человек, являясь достойным гражданином своего Отечества, призван послужить …кому. разумеется, своему народу. А как же?! Я обращаюсь к вам, господин обвиняемый…(оборачиваясь к присяжным) как? …да, господин Обломов! Встряхнитесь, встаньте с мерзкого, продавленного дивана, сбросьте надоевший старый халат – какая пошлость! Возьмите себя в руки! С понедельника…начните менять себя! И приступайте наконец к государевой службе! Ведь вы обязаны, впрочем, как и мы все, служить Отечеству (пафосно поднял палец), нашим с вами согражданам ! Да мы…в едином порыве…ждём вас… в гуще общественных событий! (приосанился) Я, главный редактор газеты “Путь в светлую жизнь”, верю в вас!

Да мы с вами горы свернём! Да я уже почти передовицу накропал. Да мы с вами.

Судья (прерывает): Достаточно. Ваши призывы услышаны.

Редактор (направляясь к своему месту): Да мы!… Да я!…

Судья: Сядьте! Обвиняемому предоставляется последнее слово.

Обломов: Захар! Захар!

(прибегает Захар, помогает ему усесться на диване, подтыкает подушки, надевает тапочки, поправляет чулки, затем усаживается рядом )

Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится. Что же делать, Захар?

Захар: Что ты, что ты, миленький, успокойся, чайку попей. Я чаёк свеженький заварил. С мятой. Попей, попей… Хочешь? Я принесу…

Жизнь наша в старости – изношенный халат:
И совестно носить его, и жаль оставить.
Мы с ним давно сжились, давно, как с братом брат,
Нельзя нас починить и заново исправить…

Да…и заново заставить жить… Жизнь – то одна, брат Захар! Одна!

(всхлипывает, в отчаянии падает в подушку лицом)

Судья: Господа! Переходим к прениям сторон. Слово предоставляется господину прокурору, юристу высшей квалификационной категории _______________________________Прошу вас.

Заключительная речь прокурора: Господа! Сегодня неоднократно звучало слово, придуманное Андреем Штольцем, лучшим, преданным другом нашего обвиняемого. Почему же не удалось Обломову сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и с паутиной со стен. Смести паутину с глаз и прозреть?

В чём заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии, равнодушия ко всему, что делается на свете. Причина же равнодушия в его умственном и нравственном развитии. Он барин, у него есть Захар и ещё триста Захаров, как писал автор Гончаров. И вот у него уже готово первое понятие: сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться с работою…Внутренние силы никнут и увядают. Он не только своих сельских порядков не знает, но вот в чем главная беда: он вообще жизни не умеет осмыслить для себя.

В Обломовке никто не задавал себе вопроса: зачем жизнь, что она такое, какой её смысл и назначение? Они понимали её просто “как идеал покоя и бездействия”, по выражению самого Гончарова. Господа, мертвое царство не способно на продвижение вперед, на прогресс!

Гоголь Николай Васильевич так говорил о подобных субъектах: “Век проходит за веком, полмиллиона сидней, увальней и болванов дремлет беспробудно!”

Сегодняшний суд доказал все обвинительные пункты. Прошу вынести беспощадный приговор!

Судья: с заключительной речью выступит адвокат, юрист 1 гильдии _____________________________________________________Прошу!

Заключительная речь адвоката: Благодарю вас, ваша честь! Господа! История о том, как лежит и спит добряк – ленивец Обломов, и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его,- не Бог весть какая важная история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстаёт перед нами как живой, современный русский тип. Слово, которым сегодня козыряют все, кому не лень,,- обломовщина – оно служит ключом к разгадке многих явлений русской жизни, и оно придает роману больше значения, чем обвинения.

Нехорошо той земле, где нет добрых и неспособных на зло чудаков вроде Обломова! Здесь я совершенно согласен с госпожой ___________, которая замечательно поведала нам о терпимости, снисхождении. Какое там словечко иностранцы придумали?

Хозяйка гостиницы (привстав, подсказывает): Толерантность.

По всему свету рассеяны многочисленные братья Ильи Ильича, то есть люди, не подготовленные к практической жизни. Такие люди иногда смешны, иногда вредны, но очень часто симпатичны и даже разумны. Гончаров показал нам на примере Обломова характер мирный, незлобивый, чрезвычайно милый и добрый. Этих качеств недостаёт уважаемому Штольцу, и он имел мужество без стеснения признать это.

В человеке должны уживаться не только практицизм, работоспособность, предприимчивость, но и самая банальная теплота души, смирение, тихая покорность, любовь к ближним, в конце концов! Под Богом ходим, господа, туда и уйдём. Много ли с собой унесём? Ничего. Нагишом родились, нагишом и уходить придётся. А душа вечная…

У меня всё, ваша честь…

Судья: Благодарю вас. Прения сторон прекращаются. Суд удаляется для вынесения окончательного приговора.

Секретарь: Прошу всех встать!

(судья выходит на 2-3 минуты)

Секретарь: Встать! Суд идет!

Заключительная речь судьи: Прошу садиться. Господа! Суд взвесил показания обеих сторон, учёл мнения всех присяжных заседателей и свидетелей.

Да… Жалкое впечатление производит наш герой, обвиняемый Обломов. Не реализовал он свой жизненный потенциал, растерял все самое лучшее и сам этого не понял.

Вряд ли вы, молодые, здоровые, умные и энергичные, захотите хоть сколько – нибудь повторить его путь.

Но мы не можем варварски поступить с замечательным романом И.А.Гончарова, ведь он так интересно сумел показать нам слабый, инертный характер, который прячется от действительности в мягкой постельке. Оставим в программе это произведение.

Черты обломовщины оказались живучими и надолго пережили самого автора – Ивана Александровича Гончарова. Однако произведение, в котором повествуется, как от апатии, лени и безволия погибает человек, не навевает на нас уныния и пессимизма. Нам показалось, что вам захотелось самим подумать о своей жизни, о своём характере. Люблю пословицу: “Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам – урок”. Делайте выводы сами, друзья!

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сценарий выпускного в 11 классе «Час суда»

Действующие лица:
Судья.
Прокурор.
Адвокат.
Мама (переодетый мальчик).
Папа.
Бабушка (переодетый мальчик).
Охранники.
Переделки песен: «Делу-время» (А. Пугачева); «Нам нужна одна победа»; «Мы не пашем, не сеем, не строим» (Никитины); «Песня охраны» (из м/ф «Бременские музыканты»); «Песня раз¬бойников» (из м/ф «Бременские музыканты); «Гадалка» (их кино¬фильма «Ах, водевиль!»); «До свиданья, лето» (А. Пугачева).

Звучит музыка из телепередачи «Федеральный судья». На сцену поднимаются Судья в мантии с молотком и толстым «Делом № 11-А», Прокурор, Адвокат, охранники. У каждого участника суда на шее висит табличка «Судья», «Прокурор», «Адвокат». За Судьей семенят пять ребят, переодетых в мам и бабушек.
На сцене они располагаются в соответствии со своими ролями. За Адвокатом бредут шесть выпускников, изображающих учителей. У них на груди таблички «Математика», «Физика», «Химия», «Био¬логия». Судья останавливается в центре. Справа от судьи располага¬ется Прокурор, слева — Адвокат. Возле Адвоката становятся «мамы» и «бабушки». Выпускники выстраиваются сзади. Они изображают зрителей и свидетелей. Пока участники суда рассаживаются, звучат голоса дикторов, как бы за кадром.

Голос диктора (женский). Одиннадцать лет назад мамы привели этих ребят в школу. Они были веселы и жизнерадостны.
А теперь, спустя много лет, глаза их наполнены слезами. Кто ответит за пропавшее детство?
Голос диктора (мужской). Здравствуйте, дорогие телезрители. Сегодня нас вновь ждет напряженный поединок во имя правосудия. Показания обвиняемых, жертв, свидетелей и экспертов, так же, как и аргументы защитников и обвинителей, позволят высокому суду выносить свой приговор. Никто не зна¬ет, обвинительным или оправдательным он будет!
Голос диктора (женский). Дело номер одиннадцать. Истец — родители выпускников. Они подают иск к школе, где одиннадцать лет учились их дети и просят суд разобраться, куда ушло школьное детство.
Голос диктора (мужской). Ответчик — учителя школы (указать номер) — иск не признают. Они отказывают¬ся признавать свою вину в похищении детства своих учеников и настаивают на своей невиновности!
Судья. Итак, сегодня слушаем мы дело в первом чтенье.
Виновны вы иль нет, решим без промедленья.
Мы обвиняемых всех знаем в профиль и анфас.
Дам слово пострадавшим — приглашаю вас!
(Удар молотка.)

На середину сцены выходят «родители» и на мелодию песни А. Пу¬гачевой «Делу — время» исполняют песню родителей.

Все вместе.
Что это такое?
Просто жуть, жуть, жуть!
Нам ни погулять, ни отдохнуть!
Папа. За «Динамо» нам не поболеть.
Мама. Сериалы нам не посмотреть.
Бабушка. Это учителя!
От них опять спасенья нет!
От домашних заданий уж в голове кордебалет!
Все родители.
Эй, вы, учителя!
Ведь папа с мамой не слоны!
И нагрузок подобных переносить мы не должны!
Все родители и выпускники.
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да.
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да,
А потехе час!
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да.
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да,
А потехе час!
Мама. Ну что такое, что за тарарам?
Ну как не стыдно, как не стыдно вам?
Папа. Сколько можно детям задавать?
Завтра в полседьмого мне вставать!
Бабушка. Эй, вы, учителя!
В последний раз я вас прошу!
Позвоню президенту и все министру скажу!
Все родители.
Эй, вы, учителя!
Ну сколько можно задавать!
Всей семьей выполняем,
А вы не ставите нам пять!
Все родители и выпускники.
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да.
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да,
А потехе час!
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да.
Делу время, делу время, да, да, да, да, да, да, да,
А потехе час!
Мама. Ну, что это такое, стыд и срам!
Что ни день, то сочиненье нам!
Папа. Что ни день, то формулы зубрить!
И поэмы длинные учить!
Бабушка. Этот ваш аттестат!
Отнимет детство у ребят,
Позвоним прокурору, и не поможет адвокат!
Все родители.
Эй, вы, там, наверху!
Ну, надо что-то вам решать.
Позвоним, позвоним!
Пора детишек разгружать!
Слишком много задавали, да, да, да, да, да, да, да.
Детство у детей украли, да, да, да, да, да, да, да!
Нагружали нас!

Во время выступления «родителей» «учителя» сидят, виновато опустив головы, вытирают слезы

Судья (показывает на «учителей»).
В действиях лиц этих всех, без сомнения,
Есть очевидный состав преступления.
И вам признаюсь, уже не тая,
Всем им серьезная светит статья.
До семи лет отмотает братва.
Ну, а статья эта — сто сорок два!
Я расшифрую, кому невтерпеж,
Что это чисто конкретно — грабеж!
Прокурор. Нам надо прямо тут, без промедления,
Свидетелей заслушать обвинения.
Судья. Я требую сейчас без лишних слов
К трибуне пригласить выпускников!
(Удар молотка.)

На середину сцены выходят несколько выпускников и начинают ис¬полнять песню о перегрузках (на мелодию «Нам нужна одна победа»).

Выпускники.
Нас на уроках очень сильно напрягали
И очень много задавали нам домой.
И мы не ели и не спали, не гуляли,
А лишь работали все время головой!
Опять я дома стихи учу,
Опять гулять не пустит мама,
А я озоном дышать хочу,
Такая вот, представьте, драма!
Судья. Нарушены права ребенка — вот позор.
Что думает об этом прокурор?
Прокурор. Если дети худые и бледные,
Значит, в школе условия вредные.
Налицо тут у нас преступление:
Всех свобод и всех прав ущемление.
И сейчас я вам незамедлительно
Прочитаю наказ обвинительный.

На мелодию песни Никитиных «Мы не пашем, не сеем, не строим» исполняется песня о требовательности учителей.

Прокурор (поет).
Задавали читать вы детишкам
Очень толстые, умные книжки.
И ребята совсем не гуляли,
Даже в карты и в Doom не играли.

Каждый день все родители плачут,
Всей семьею решают задачи.
Каждый день упражнений штук двадцать,
Рефератов — страниц по пятнадцать.

И звонили вот эти вредители. (Показывает на учи¬телей.)
Каждый день на работу родителям!
И позорили дяди и тети
Папу с мамой у них на работе.

И ввели они всюду запреты,
Все, как в танках, сидят в кабинетах.
На работе, как свечки, сгорают,
Ну а деточкам все запрещают!
Прокурор (говорит).
Очень долго страдали ребята.
Педагоги во всем виноваты!
Предлагаю за этот террор
Строгий вынести им приговор!
И заставить их в наказание
Все домашние сделать задания.
А детей, чтоб от скуки не хныкали,
На весь год отпустить на каникулы!
Судья. Мы выслушали представителя обвинения.
Теперь защита пусть изложит свое мнение!
(Удар молотка.)
Адвокат. Я слово скажу в защиту учителя,
Наставника, друга и просветителя!
Судья. Даю вам слово, начинайте!
(Удар молотка.)

На мелодию «Песни охраны» из мультфильма «Бременские му¬зыканты» исполняется песня об учителях.

Адвокат (поет).
Скажу я вам без всяческих затей.
Родители. Нам без затей!
Адвокат. Да, без затей!
Учитель — это верный друг детей.
Он ребятишкам душу отдает!
Учителю всегда везде почет!
Ох, стыдно, ох, как вам стыдно!
Выпускники.
Чтобы стали мы умней, он читает книжку.
Уважать учителей надо всем детишкам!
Адвокат. Без них мы были б стадом дикарей.
Выпускники.
Богатырей!
Адвокат. Нет, дикарей!
И свет погас бы без учителей!
Они нас направляли и вели,
Как штурман водит в море корабли.
Выпускники.
Ох, надо им дать награду!
Адвокат. Не хотят они наград, не хотят медалей,
Надо им, чтоб аттестат всем ребятам дали!
Адвокат (говорит).
Не нужны им ордена и медали.
Это люди высокой морали.
Они путь освещали ребятам,
И ни в чем они не виноваты!
Судья. Действительно, здесь честь учителя задета!
Так пригласим же обвиняемых к ответу.
(Удар молотка.)

На мелодию «Песни разбойников» из м/ф «Бременские музыканты» исполняется песня учителей.

Учителя. Говорят мы бяки-буки,
Много всем от нас вреда,
Мол, детей своей наукой
Мы достали навсегда.
Родители. Да-да-да,да-да-да,
Вы достали навсегда!
Да-да-да.
Учителя (перебивают).
Нет-нет-нет, ведь учеба — это свет!
Не даем мы здесь конфеты,
Это вовсе не беда!
Наши сложные предметы
Не осилишь без труда.
Родители. Да-да-да,да-да-да,
Не осилишь без труда!
Учителя. Да-да-да.
Родители (перебивают).
Нет-нет-нет, лучше б дали им конфет!
Судья (грозит родителям).
Потерпевшие, ну-ка, внимание,
Выношу вам пока замечание!
Вы свидетели здесь, а не стадо!
Обрывать никого тут не надо!
Будет штраф нарушителям злостным!
Я допросом займусь перекрестным!
(Удар молотка.)
Адвокат. Господин судья, вы, наверно, заметили,
Сколько здесь от защиты свидетелей.
Судья. Дать им слово по протоколу!
Надо им защитить свою школу!
(Удар молотка.)

Звучит музыка. Выпускники выходят на передний край сцены и выстраиваются в шеренгу. Пять выпускников, стоящие в середине шеренги, по очереди читают четверостишия.

Выпускник 1.
Родная школа, милый класс,
Веселый круг друзей.
Как много позади у нас
Счастливых школьных дней!
Выпускник 2.
Наши интересные предметы,
Школьных переменок чехарда,
Сочиненья, устные ответы,
И любовь, и дружба навсегда!
Выпускник 3.
Детство наше, школьные денечки
Будем вспоминать когда-нибудь.
Школьный аттестат — от этой точки
Начинаем в жизни новый путь.
Выпускник 4.
Школа — наша первая тихая пристань,
Каждый день на урок нас всегда неизменно влекло.
Мы не будем твердить здесь заученных, азбучных истин,
Но дарила нам школа души материнской тепло.
Выпускник 5.
Уходя, мы помашем беспечным,
Жизнерадостным школьным годам,
С благодарностью скажем сердечной
Слово доброе учителям!

Звучит музыка. Предыдущие пять учеников отступают в сторо¬ны. Их место занимают пары выпускников, которые будут говорить о школьных предметах. Прочитав четверостишие, они расходятся в стороны и встают каждый со своего края шеренги.

Выпускник 6.
Русский язык — и нам не до улыбок –
В диктантах у каждого сотни ошибок!
Выпускник 7.
Пришлось приложить нам немало рвения –
Мы искоренили их без сожаления!
Выпускник 8.
Математика, вне всяких сомнений,
У нас развивает абстрактное мышление.
Выпускник 9.
Учителя просим при первой возможности
Задать нам задачу повышенной сложности!
Выпускник 10.
А вот история — наука увлекательная!
Очень полезная и познавательная.
Выпускник 11.
Даже из пролетариев
Делает она гуманитариев!
Выпускник 12.
Урок географии — все нам понятно.
Исчезли на карте белые пятна.
Выпускник 13.
Весь глобус обошли мы и вдоль и поперек.
И в этом наш учитель нам здорово помог!
Выпускник 14.
Биология — наука о живой природе,
И любим мы природу при любой погоде.
Выпускник 15.
А также любим мы природу изучать.
Пятерочки за это мы любим получать!
Выпускник 16.
Химия — наука чудесных превращений,
Ею овладеть стремились мы
Без всяческих сомнений.
Выпускник 17.
Ведь если тайну химии ты сможешь разгадать,
То в золото булыжники ты будешь превращать.
Выпускник 18.
Английский у нас в совершенстве все знают,
И Буша по телику все понимают.
Выпускник 19.
Но мы Тони Блэру отдаем предпочтение:
У Буша плохое произношение!
Выпускник 20.
Физкультура — и лекарство от ангины,
И урок для воспитанья дисциплины.
Выпускник 21.
Кто без формы в зал приходит,
С единицей тот уходит.
Выпускник 22.
На военной подготовке
Станешь смелым, сильным, ловким!!
Выпускник 23.
У девчонок — уроки отдельные.
Учат раны они огнестрельные!
Выпускник 24.
Каждый школьник — это друг
Всех компьютерных наук.
Выпускник 25.
В Интернете мы бродили,
Информатику учили!
Выпускник 26.
Детство наше школьное — светлое, привольное.
Все выпускники вместе.
А учителя — лучшие друзья!

Звучит вступление к песне. К выпускникам присоединяются «учи¬теля» и «родители».
На мелодию песни «Гадалка» из к/ф «Ах, воде¬виль!» исполняется песня об учителях.

Ежегодно меняется мода,
Миром движет научный прогресс.
Только в школе в любую погоду
Неизменен учебный процесс.

Позовет в мир чудес и открытий
Каждый день нас хрустальный звонок.
Как узор из серебряных нитей,
Начинает учитель урок.

Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так дети –
Желают знать, желают знать,
Про все узнать на свете.

Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так мамы –
Что в школу всех детей отдать
Хотят они упрямо.

Тебе сказку учитель расскажет
И веселую песню споет,
Слезы вытрет, картинку покажет,
И услышит тебя, и поймет.

Пусть частенько мы двойки хватали,
Но когда становились взрослей,
Добрым словом всегда вспоминали
Самых лучших учителей!

Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так дети —
Желают знать, желают знать,
Про все узнать на свете.

Время рушит гранитные скалы
И заносит песком города,
Только школа, как мира начало,
В нашем сердце уже навсегда!

Мы со школой сегодня простимся
И помашем рукою друзьям.
И за подвиг и труд поклонимся
Дорогим нашим учителям!

Ну что сказать, ну что сказать,
Устроены так люди –
Желают знать, желают знать,
Что школа есть и будет!

Судья. Суд удаляется на совещание! (Удар молотка.)

Звучит музыка.
Судья, Адвокат, Прокурор проходят по сцене и воз¬вращаются на свои места.

Судья. Суд рассмотрел аргументы внимательно.
И вынес приговор оправдательный.
Детство ушло, это правда, ребята.
Но школа во всем этом не виновата.
Вы стали взрослее, сильней и умней.
И в этом заслуга учителей!
Прокурор. Пусть класс выпускной сообщит свое мнение,
Согласны ли дети с подобным решением?
Судья. Ну ладно, по случаю дня выпускного
Дадим пострадавшим последнее слово!
(Удар молотка.)

Выпускники полукругом выстраиваются на сцене.
На мелодию песни А. Пугачевой «До свиданья, лето» исполняется заключительная песня.

Снова в школе классы собираются.
Жизнь нас поведет путями дальними.
Добрая, прекрасная, веселая,
До свиданья, школа, до свидания.

Не вернуть назад нам детства звонкого,
Не вернуть минут, что сердце вспомнило.
Счастье это школа обещала нам,
Обещала нам и все исполнила!

За окном рассвет новый день встречает,
Ждут нас где-то сотни дорог.
Добрые слова, вечер наш прощальный,
Самый главный школьный урок.

Опустели классы наши светлые,
Провожают клены нас печальные.
Детство наше, милое, заветное,
Впереди у нас дороги дальние.

За окном рассвет новый день встречает,
Ждут нас где-то сотни дорог.
Добрые слова, вечер наш прощальный,
Самый главный школьный урок.
Снова в школе классы собираются.

Жизнь нас поведет путями дальними.
Добрая, прекрасная, веселая,
До свиданья, школа, до свидания!
До свиданья, школа, до свидания!
До свиданья, школа, до свидания!

www.7gy.ru

Популярное:

  • Разрешение на прививку от родителей бланк лечение простудных заболеваний Респираторные заболевания Простуда ОРВИ и ОРЗ Грипп Кашель Пневмония Бронхит ЛОР заболевания Насморк Гайморит Тонзиллит Боль в горле Отит Согласие на прививку от гриппа […]
  • Узнать о штрафе по протоколу Как узнать штраф по номеру постановления в 2018 году На оплату штрафа нарушителю предоставляется 60 дней, по истечению которых сумма задолженности повышается вдвое и дело об административном правонарушении передается в ФССП. На практике […]
  • Авиабилеты по субсидии 2018 Субсидированные авиабилеты в Крым на 2018 год Полуостров Крым входит в программу развития внутреннего туризма в России. В перечень субсидируемых маршрутов в Крым 2018 года входит 61 город России. В программе участвуют следующие […]
  • Пособия на второго ребенка в 2018 в башкирии Детские пособия в Башкирии в 2018 году Региональные детские выплаты в Башкирии в 2018 г Пособия по беременности и родам Детские пособия 225 - базовый размер 450 - на детей одиноких матерей; 337,50 - рублей на детей, родители которых […]
  • Химки узаконить перепланировку Cогласование перепланировки в Химках Перепланировка в Химках и особенно её согласование на практике становится делом более проблематичным, чем выполнение самого ремонта. Сложностей удастся избежать, если использовать типовой вариант […]
  • Налоги в россии список В этой статье рассматриваются существующие в России налоги по состоянию на 2013 год. 15 января 2016 г. Владимир Путин подписал два указа, направленных на создание единого фискального суперведомства — администратора всех налоговых и […]
  • Пенсия почётному донору Льготы почётным донорам Льготы и социальные выплаты для почётных доноров регулируются Законом «О донорстве крови и её компонентов» от 20. 07. 2012 года № 125 – ФЗ. Паспорт; Медицинские справки, которые подтверждают сдачу крови или […]
  • Закон о выходе на пенсию досрочно Разъясняем законодательство Безработный гражданин может досрочно выйти на пенсию в случае, если исчерпаны все возможности найти работу Можно ли безработным гражданам уйти досрочно на пенсию? Отвечает старший помощник прокурора […]