Закон о доступе к судебным решениям

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 22 декабря 2005 года №3262-IV

О доступе к судебным решениям

(В редакции Законов от 16.04.2009 г. №1276-VI, 07.07.2010 г. №2453-VI, 08.07.2011 г. №3674-VI, 20.10.2011 г. №3932-VI, 17.05.2012 г. №4779-VI, 12.02.2015 г. №192-VIII, 21.12.2016 г. №1798-VIII, 03.10.2017 г. №2147-VIII)

Этот Закон определяет порядок доступа к судебным решениям с целью обеспечения открытости деятельности судов общей юрисдикции, прогнозированности судебных решений и содействия одинаковому применению законодательства.

Статья 1. Предмет регулирования Закона

1. Этим Законом регулируются отношения относительно обеспечения доступа к судебным решениям (решениям, судебным приказам, постановлениям, приговорам, определениям), принятым судами общей юрисдикции, и ведения Единого государственного реестра судебных решений.

Статья 2. Открытость судебных решений

1. Решение суда провозглашается публично, кроме случаев, когда рассмотрение дела проводилось в закрытом судебном заседании. Каждый имеет право на доступ к судебным решениям в порядке, определенном настоящим Законом.

2. Все судебные решения являются открытыми и подлежат обнародованию в электронной форме не позднее следующего дня после их изготовления и подписания. Судебные решения также могут публиковаться в печатных изданиях с соблюдением требований настоящего Закона.

Если судебное разбирательство происходило в закрытом судебном заседании, судебное решение публикуется с исключением информации, которая по решению суда по рассмотрению дела в закрытом судебном заседании подлежит защите от разглашения.

(Статья 2 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 12.02.2015 г. №192-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

base.spinform.ru

Уголовный процесс
Сайт Константина Калиновского

Вопрос о доступе к судебным решениям

1. Какими национальными источниками права (законы, регламенты судов, акты высших судов страны или подсистемы, прецеденты и т.п.) регламентирован доступ к постановленным судебным решениям? Является ли этот доступ свободным или ограниченным? Кто и каким образом осуществляет контроль за предоставлением доступа?

Уголовно-процессуальный закон, регулируя лишь деятельность участников судопроизводства, предусматривает доступ к решениям суда лишь сторон В течение 5 суток со дня провозглашения приговора его копии вручаются осужденному или оправданному, его защитнику и обвинителю. В тот же срок копии приговора могут быть вручены потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику и их представителям при наличии ходатайства указанных лиц (ст. 312 УПК). О предоставлении копий судебных решений иным лицам УПК умалчивает, поскольку данный вопрос не является предметом его регулирования. Эта задача должна решаться и решается в общей, но достаточно развитой форме законодательством, посвященным гражданским правам.

Так, #G0#M12291 9010486 Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» #S от #M12291 9010486 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ #S устанавливает, что о рганы государственной власти обязаны создавать доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятельности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопасности и другим вопросам , представляющим общественный интерес (ст. 13 Закона). Пользователи – граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и общественные объединения – обладают равными правами на доступ к государственным информационным ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов необходимость получения запрашиваемой ими информации (ис ключение составляет здесь лишь информация с ограниченным доступом). Информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации. Причем доступу физических и юридических лиц к государственным информационным ресурсам придается явное политическое значение — он признается «основой осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных, политических и иных организаций, а также за состоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни» (ст. 12 Закона).

#G0 Государственные информационные ресурсы Российской Федерации являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Она подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне, и конфиденциальную. При этом з апрещено относить к информации с ограниченным доступом: сведения, #G0 представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан (ст. 10 Закона). Согласно Закона РФ #S от 21.07.93 N 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями на 6 октября 1997 г.), также н #M12291 9000344#G0 е подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения:

  • #G0 о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.
  • Очевидно, что указанные виды информации, не могущие составлять государственную тайну, охватывают львиную долю сведений, содержащихся в судебном приговоре. Но может быть, эта информация подпадает под другую категорию закрытой информации – конфиденциальную – и потому не может быть передаваема любому гражданину? Согласно ст. 11 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», действительно, н #G0 е допускаются «сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения» (курсив мой – А.С.). Эти общие предписания корреспондируют с приведенными выше специальными нормами Уголовно-процессуального кодекса о проведении в подобных же ситуациях закрытых судебных заседаний и праве суда на оглашение в этих случаях лишь вводной и резолютивной частей приговора (ст. 241 УПК РФ). Однако вся прочая информация, содержащаяся в приговоре, не подпадает под указанные ограничения и должна включаться в открытые информационные ресурсы.

    Согласно ч. 2 ст. 12 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей (потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе законодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них, а также договоров на услуги по информационному обеспечению. Из этого вытекает, во-первых, что предоставление копий судебных решений гражданам возможно на основе законодательства, следовательно, и непосредственно по Закону «Об информации, информатизации и защите информации», который , таким образом, имеет прямое действие. Во-вторых, такое предоставление может быть как бесплатным, так и платным, причем перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на услуги, должно устанавливать Правительство Российской Федерации. Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 4 ст. 13 Закона). Представляется, что до утверждения Правительством такого перечня информация должна предоставляться бесплатно.

    Закон предусматривает защиту прав на доступ к информации, в частности, отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке. #G0 Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба (абзац 3 пункта 1 статьи 24 Закона «Об информации, информатизации и защите информации» ).

    Можно предположить лишь одно препятствие для немедленной практической реализации этих норм. В соответствии с ч. 3 ст. 13 названного закона, все информационные ресурсы, информационные системы должны быть зарегистрированы Комитетом при Президенте Российской Федерации по политике информатизации, а сведения о них опубликованы для обеспечения права граждан на доступ к информации. В ряде других областей государственной деятельности создание таких информационных систем уже в той или иной мере состоялась (налоговые органы, Министерство торговли РФ и др.). В сфере судебной деятельности этот процесс находится лишь в самой начальной стадии, в связи с чем можно прогнозировать временный отказ гражданам и организациям в предоставлении доступа к полному массиву судебных решений по мотивам отсутствия у судебной системы сформированного информационного ресурса, использование которого может рассматриваться как законный способ получения такой информации (ч. 4 ст. 29 Конституции РФ предусматривает право каждого свободно искать, получать и распространять информацию лишь законным способом).

    Иногда обращают также внимание на то, что согласно ч. 2 ст. 10 #G0#M12291 9000344 Закона РФ #S от 26 июня 1992 N 3132-1 « #G0 О статусе судей в Российской Федерации» с #G0 удья «не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом». Однако данная норма отнюдь не препятствует прозрачности правосудия, поскольку адресована судьям, а не судам как учреждениям. Закон предусматривает предоставление информации СМИ и создание общедоступных информационных ресурсов именно судами (судебной системой), а не судьями, которые, действительно, не должны отвлекаться от своих основных обязанностей по отправлению правосудия.

    2. С какого момента возникает право на доступ к постановленному судебному решению: а) с момента его оглашения; в) с момента его депонирования в канцелярии суда; с) с момента его вступления в юридическую силу, имея в виду возможность обжалования в вышестоящий суд?

    Выше уже упоминалось о том, что поскольку до вступления приговора в законную силу обвиняемый еще продолжает считаться невиновным, распространение решен ия о е го осуждении до истечения сроков на кассационное или апелляционное обжалование или до рассмотрения жалобы противоречит принципу презумпции невиновности. Поэтому, на наш взгляд, в уголовном судопроизводстве свободный доступ к обвинительным приговорам, решениям о прекращении уголовных дел по так называемым нереабилитирующим основаниям (например, в связи с изменением обстановки, деятельным раскаянием и т.д.), о применении принудительных мер медицинского характера — до их вступления в законную силу — был бы неправомерен. Иначе может решаться вопрос о предоставлении неопределенно широкому кругу лиц возможности знакомиться с решениями реабилитирующего характера (оправдательные приговоры, постановления и определения о прекращении уголовных дел по реабилитирующим основаниям). Здесь ограничения, связанные с презумпцией невиновности, не действуют, и нет юридических препятствий для доступа к таким решениям еще до вступления их в законную силу.

    3. Каким образом население узнает о постановленных судебных решениях?

    Такая информация в изученном регионе поступала к населению в основном через СМИ. Следует прежде всего назвать такие телевизионные программы, как «Телевизионная служба безопасности», «Город принял», « Информ ТВ», «Вечерний Петербург», РТВ и НТВ в Петербурге; газеты: «Санкт-Петербургские ведомости», « Комсомольская правда» в Петербурге, радиопрограмму «Радио Балтики», которые, по словам председателя Городского суда Санкт-Петербурга В.И. Полуднякова , систематически общаются с судьями и председателями судов и дают информацию из первоисточника. [1] Информацию о судебных процессах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области помещают на своих страницах также «Версия в Питере», «Известия-СПб», «Коммерсант», « КоммерсантЪ С-Петербург», « Ленинградская правда», «Невское время», «Санкт-Петербургский курьер», « Россiя », «Смена», «Тайный советник» и др.

    В Санкт-Петербурге сформировалась служба судебных репортеров, ей приданы юридическая форма и статус (устав, юридический адрес, кадровый состав). Только один судебный репортер Ф. Подольский опубликовал 1,5 тысячи репортажей из залов судов. [2]

    Однако самым заметным фактом в области обеспечения открытости судебных решений является то, что в Санкт-Петербурге реализуется уникальный проект по созданию полной текстовой базы судебных решений всех судов общей юрисдикции, которая будет доступна всем гражданам. Головной организацией выступает юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета во взаимодействии с судами города, Управлением Судебного департамента в Санкт-Петербурге и с привлечением средств из разных источников финансирования (средства РФПР, городского бюджета, собственные средства университета, средства Займа МБРР). [3]

    4. Существуют ли специальные правила, касающиеся доступа к постановленным судебным решениям отдельных категорий граждан, например, журналистов? Если такие специальные правила существуют, опишите их, пожалуйста, укажите правовую основу их существования. Существует ли система аккредитации?

    Каких-либо специальных ограничений в доступе к информации о судебных процессах и решениях для отдельных категорий граждан, в том числе журналистов, не существует. Однако имеется система аккредитации журналистов, предусмотренная #M12291 9000344 Законом РФ #S от 27.12.91 г. N 2124-1 « #G0 О средствах массовой информации» (с изменениями на 21 марта 2002 г.). На основании ст. 48 этого закона, р #G0 едакция имеет право подать заявку в соответствующий орган, в том числе и в суд, на аккредитацию при них своих журналистов, который аккредитует заявленных журналистов. В этом случае суд обязан предварительно извещать аккредитованных журналистов о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать их протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на судебных заседаниях и других мероприятиях, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

    Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

    В настоящий момент в Санкт-Петербурге система аккредитация уже имеет место при арбитражных судах, а при судах общей юрисдикции только организуется. В частности утверждено «Положение об аккредитации представителей средств массовой информации при Управлении Судебного департамента в Санкт-Петербурге» (см. приложение № 1).

    5. Существуют ли специальные правила, связанные с обеспечением конфиденциальности сведений, содержащихся в постановленных судебных решениях, например, замена имен и (или) наименований буквенными или иными обозначением, исключение из текста публикуемого судебного решения тех или иных фрагментов и т.п.?

    Данная проблема, как отмечалось нами ранее, порождает различные мнения. Представляется, однако, что действующее законодательство дает возможность для ее удовлетворительного решения путем толкования юридических норм. В самом деле, согласно уголовно-процессуальному закону, несмотря на проведение закрытого судебного заседания, в частности, по мотивам сохранения государственной, личной, семейной тайн, указанных в ч. 1 ст. 241 УПК РФ, приговор суда все же по общему правилу должен провозглашаться в открытом судебном заседании. Правда, при этом на основании определения или постановления суда могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора, однако, это право, а не обязанность суда. Если суд решит огласить весь приговор, охраняемая федеральным законом тайна (особенно личная, семейная), некоторые защищаемые законом персональные данные могут стать известны не только сторонам по уголовному делу, но и публике, присутствующей в зале судебного заседания при оглашении приговора.

    С другой стороны, согласно ст. 11 Закона «Об информации, информатизации и защите информации», не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные, в соответствии с тем же законом, относятся к категории конфиденциальной информации. Они не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации.

    При поверхностном толковании этих норм может создаться впечатление, что если конфиденциальные сведения прозвучали из приговора при его оглашении, то названное условие, делающее возможным их распространение («на основании судебного решения…»), соблюдено, и любой желающий может ими воспользоваться, например, опубликовать. Однако при более глубоком рассмотрении такое мнение обнаруживает свою несостоятельность. Выражение «на основании судебного решения» по его по точному юридическому смыслу означает только одно — в решении суда содержится предписание или дозволение тем или иным лицам собирать и распространять данную информацию. Это вовсе не равнозначно утверждению, что «если есть публичное судебное решение, то конфиденциальностью содержащейся в нем информации можно пренебречь». Сам факт наличия публичного судебного решения еще не дает права любому желающему распоряжаться им в полном объеме и без каких-либо ограничений. Уголовное судопроизводство знает только один случай, когда собирание и использование при производстве по делу доказательственной информации конфиденциального характера осуществляется на основании судебного решения. Это получение следователем или прокурором разрешения судьи на проведение следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан, в том числе, на неприкосновенность жилища, личности, на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных и иных переговоров (ст.165 УПК РФ).

    Конфиденциальная информация по уголовному делу может иметь только одну форму распространения — быть оглашена судом по его усмотрению вместе с приговором перед достаточно ограниченным числом лиц, находящихся в зале судебного заседания. Это, с одной стороны, обеспечивает публичный характер решения и гласность процесса, но, с другой, — сводит к минимуму отрицательные для личности последствия, выражающиеся в распространении данных о его частной жизни, состоянии здоровья, семейных отношениях и т.п. Нормативной базы для дальнейшего распространения конфиденциальной информации вне пределов судебной системы уголовно-процессуальный закон не предусматривает. Поэтому, даже если суд решится на полное оглашение приговора после окончания закрытого судебного заседания, такой приговор в полном объеме не может быть передан для свободного доступа без согласия лица, тайна которого защищается законом. Нетрудно представить, какие вредные, а иногда и трагические, последствия может вызвать широкое распространение в СМИ после оглашения приговора сведений, например, о психическом заболевании подсудимого или наличии у него СПИДа и т.д. Например, вполне возможно сообщение в СМИ о применении судом к лицу, совершившему общественно-опасное деяние, принудительных мер медицинского характера, однако, недопустимо при этом опубликование данных о факте и характере психического расстройства, в связи с которым были назначены эти меры.

    Из текста судебного решения при его опубликовании следует исключать фрагменты, касающиеся охраняемой законом тайны. Правда, такой метод иногда способен свести на нет сам смысл опубликования судебного решения, которое с подобными купюрами станет непонятно пользователю . Может быть использован и иной путь — замена имен и фамилий, дат и адресов — буквами и т.п., так чтобы совершенно невозможно было идентифицировать личность, конфиденциальные сведения о которой опубликованы. Однако такой способ подходит только для защиты интересов несовешеннолетних , персональных данных, личной и семейной тайн, но не годится, например, для государственной, служебной или профессиональной (врачебной, нотариальной, адвокатской) тайн, для охраны которых, по нашему мнению, допустимо только купирование решения.

    6. Все решения должны быть обнародованы или только самые важные? Следует ли публиковать лишь решения вышестоящих судов или необходимо освещать также и акты судов низовых звеньев?

    Как представляется, объектом информатизации должен быть весь массив судебных решений. Во-первых, выборочное опубликование затруднит контроль общественности за деятельностью судей, ослабит их стимул к тщательному подходу к каждому своему решению. Во-вторых, информационные системы, содержащие судебные акты, целесообразно использовать одновременно и для нужд судебной статистики, а в этом случае какая-либо выборка недопустима.

    7. Существуют ли специальные правила, регулирующие опубликование постановленных судебных решений в средствах массовой информации, в том числе в ИНТЕРНЕТ?

    Таких правил по нашим данным не существует.

    8. Существуют ли в судах библиотеки судебных решений (архивы, базы данных и т.п.), предназначенные только для внутреннего использования и каков режим их использования? Существуют ли в судах две библиотеки судебных решений (архивы, базы данных и т.п.), для внутреннего и внешнего использования и каков режим их использования? Существует ли в судах единые библиотеки судебных решений (архивы, базы данных) и каков режим их использования?

    В обследуемом регионе с 1996 г. реализуется уже упоминавшийся выше проект под названием «Автоматизированная система сбора и анализа судебной практики Санкт-Петербурга». В рамках этого проекта в городском и во всех районных судах общей юрисдикции уже созданы типовые локальные информационные системы, базирующиеся на промышленных стандартах. На уровне региона определяется единое централизованное место хранения и обобщения собранных судебных решений, в качестве которого будет выступать информационный центр регионального управления Судебного департамент. Однако на данном этапе реализации проекта локальные информационные системы в судах пока выполняют роль внутренней базы данных.

    В арбитражных судах действует профессиональная юридическая система «Арбитражная практика Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (ФАС СЗО)». [4]

    [1] Полудняков В.И. Суду нужна поддержка СМИ. СПб.: Институт развития прессы, 2002. С. 21-22.

    www.kalinovsky-k.narod.ru

    12 августа 2015 Теория Публикация судебных актов на сайтах судов

    В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2008 N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» суды обязаны размещать в интернете тексты судебных актов, сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования.

    Какие акты должен публиковать суд?

    Тексты судебных актов и их источниках, сведения об их обжаловании и его результатах должны быть в разделах «Судопроизводство» и «Принятые судебные акты» не позднее, чем через месяц после вступления в законную силу. Тексты приговоров публикуются сразу после их вступления в силу.

    На сайтах судов размещают тексты судебных актов, вынесенных по существу рассматриваемых дел. Промежуточные судебные акты (постановления о назначении судебных заседаний, о проведении предварительных слушаний, о приостановлении производства по делу и т. д.), направленные на вынесение судом итогового судебного акта, суд публикует по своему усмотрению (Постановление Президиума Совета судей РФ от 27 января 2011 г. № 253 «Об утверждении Регламента организации размещения сведений о находящихся в суде делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда общей юрисдикции»).

    На сайте суда размещаются в полном объеме тексты судебных актов, подлежащих в соответствии с законом опубликованию, в том числе:

  • тексты судебных актов, вынесенных по гражданским делам, возникающим из публичных правоотношений, в частности по делам об оспаривании нормативных правовых актов и защите избирательных прав;
  • тексты вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных по делам, рассмотренным в порядке ч. 3 ст. 136 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;
  • тексты вступивших в законную силу судебных актов, содержащих требование об их опубликовании через конкретное средство массовой информации в соответствии со ст. 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».
  • В основном, тексты публикуются в полном объеме, но есть и исключения.

    Какая информация из судебных актов не публикуется?

    Публикуя акты в открытом доступе, суды обеспечивают принцип прозрачности правосудия. Однако также необходимо соблюдать права граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и деловой репутации граждан и компаний. Поэтому при публикации из текстов судебных актов исключают персональные данные (см. ч. 3 ст. 15 закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Вместо них ставят инициалы, псевдонимы или другие обозначения. Главное — чтобы нельзя было идентифицировать участников судебного процесса. Например, в решении по уголовному делу, опубликованному Верховным судом Республики Коми, убраны адреса проживания, имена собственников автомобиля, государственные номера и т. д.

    Необходимо отметить, что не подлежат исключению из текстов судебных актов фамилии и инициалы истца, ответчика, третьего лица, гражданского истца, гражданского ответчика, осужденного, оправданного, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, секретаря судебного заседания, рассматривавших (рассматривавшего) дело судей (судьи), а также прокурора, адвоката и представителя, если они участвовали в судебном разбирательстве.

    Об этом представители судов почему-то часто забывают. Так, в тексте решения, опубликованного на сайте Санкт-Петербургского городского суда, убрали даже фамилию судьи.

    В соответствии с ч. 4 ст. 15 № 262-ФЗ, не публикуются сведения, содержащие государственную или иную тайну. Например, данные, являющиеся гостайной (ст. 5 закона «О государственной тайне»), тайной усыновления (удочерения) (ст. 139 Семейного кодекса Российской Федерации), врачебной тайной (ст. 13 закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Есть и другие сведения, которые также исключают из актов. Их полный список можно увидеть в Постановлении Пленума Верховного суда РФ от 13 декабря 2012 г. № 35 «Об открытости и гласности судопроизводства и о доступе к информации о деятельности судов».

    Ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» устанавливает, что не подлежат размещению в интернете тексты судебных актов, вынесенных по делам:

  • затрагивающим безопасность государства;
  • возникающим из семейно-правовых отношений, в том числе по делам об усыновлении (удочерении) ребенка, другим делам, затрагивающим права и законные интересы несовершеннолетних;
  • о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • об ограничении дееспособности гражданина или о признании его недееспособным;
  • о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;
  • о внесении исправлений или изменений в запись актов гражданского состояния;
  • об установлении фактов, имеющих юридическое значение, рассматриваемых судами общей юрисдикции;
  • разрешаемым в порядке статьи 126 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ни к одной из перечисленных категорий сведений нельзя отнести данные о размере компенсации. Непонятно, почему сотрудники Санкт-Петербургского городского суда решили эту информацию скрыть. Подобные извлечения не позволяют обобщать судебную практику, получать статистику, делать различные выводы и т. д.

Какие сведения публикуются по усмотрению суда?

Если судом вынесено несколько однотипных судебных актов, председатель суда или лицо им уполномоченное может принять решение о размещении на сайте суда одного из них, наиболее характерного для данного вида правоотношений.

Размещение текстов частных определений суда остается на усмотрение судьи, вынесшего конкретное частное определение.

Председатель суда или его заместитель самостоятельно принимает решение о размещении на сайте сведений о нерассмотренных делах, включая сведения о судье, в чьем производстве находится данное дело, при условии, что размещение такой информации не повлияет на безопасность судьи и других участников процесса.

В соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, Совета судей Российской Федерации, Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации судья вправе вместо полнотекстовой редакции судебного акта принять решение о размещении на сайте краткого сообщения о рассмотренном деле, если оно носит исключительно частный характер.

Если судебный акт содержит большое количество сведений, подлежащих исключению, председатель суда или лицо, им уполномоченное, судья, принявший судебный акт, вправе принять решение о размещении на сайте суда извлечения вместо текста судебного акта.

pravo2info.ru

Власть и право

Судебные решения не выносятся в интернет

Вступил в силу закон об обязательной публикации всех судебных решений

С 1 июля суды России обязаны публиковать все свои решения на сайтах, но пока большинство из них этого делать не начали. Руководство судов говорит о «небольших технических проблемах», сотрудники на условиях анонимности рассказывают, что система ГАС «Правосудие» непригодна для эффективной работы. Между тем за непубликацию данных о своей деятельности чиновников (и судей в том числе) теперь можно штрафовать.

Закон № 262 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», предписывающий всем судам страны размещать на своих официальных сайтах информацию о расписании назначенных к слушанию дел, тексты решений, постановлений и приговоров, начал действовать в четверг, 1 июля. Он был принят еще в декабре 2008 года, но за считанные недели до вступления в силу парламентарии внесли изменения в ст. 15 закона. В первоначальной редакции судам предписывалось исключать из текстов решений и приговоров фамилии и другие персональные данные всех участников процесса, кроме судьи. Однако после майского выступления председателя Верховного суда (ВС) Вячеслава Лебедева, который заявил «о недопустимости купирования судебных решений», были внесены поправки. В новой редакции закона № 262 говорится, что открыто должны публиковаться фамилии всех участников процесса, кроме свидетелей: адвоката, прокурора, подсудимого, потерпевшего, ответчика, истца, третьих лиц в гражданском процессе. Но, как пояснил «Газете.Ru» в четверг пресс-секретарь ВС Павел Одинцов, эти поправки вступят в силу только после их официального опубликования — соответственно, пока суды не обязаны раскрывать данные всех участников процесса.

К 1 июля большинство судов успело только выложить расписание дел, назначенных к слушанию. Что касается самих решений, их можно найти далеко не на всех судебных сайтах.

Так, на официальном сайте Московского областного суда пока нет ни одного решения — ни по уголовным, ни по гражданским делам первой инстанции, а из кассационных определений опубликованы только те, что были вынесены в феврале, марте и апреле, то есть как минимум два месяца назад. Между тем в тексте «Временного регламента организации размещения сведений о находящихся в суде общей юрисдикции делах и текстов судебных актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте суда», который был принят Советом судей в мае 2010 года, говорится, что тексты судебных актов должны размещаться «после их принятия в разумный срок, но не позднее месяца со дня вынесения». Приговоры публикуются после их вступления в законную силу.

«Вступление закона в силу с 1 июля не означает, что документы появятся в тот же день, — объясняет пресс-секретарь Мособлсуда Елена Поварова. — Как минимум решение нужно отписать. На это судье по уголовно-процессуальному законодательству дается 5 дней». Таким образом, обещает пресс-секретарь, уже через неделю Мособлсуд опубликует первые решения. «Что касается списков дел, назначенных к слушанию, списков движения дел, они велись у нас и раньше, до принятия закона», — добавила Поварова. Действительно, на сайте размещен список дел, назначенных к слушанию. Правда найти в нем уголовного дела в отношении Владимира Квачкова, которого в пятницу будут допрашивать в Мособлсуде, «Газете.Ru» не удалось.

«Конечно, сейчас могут быть проблемы, но они связаны с технической составляющей. Что касается регламентов, документации, в этой части все подготовлено», — уверяет пресс-секретарь Верховного суда Одинцов.

По словам руководителя пресс-службы Мосгорсуда Анны Усачевой, в столичных судах технические неполадки и ошибки, допущенные сотрудниками, устранят в течение ближайших двух недель. «С момента вступления закона в силу началась проверка, в ходе которой руководство Мосгорсуда будет выявлять нарушения, и в случае уклонения судьями от исполнения новых обязанностей будут приняты меры», — сказала Усачева «Газете.Ru». Пока на сайтах районных судов столицы размещены далеко не все решения: в разделе «Судебные акты» на каждом из сайтов всего по несколько постановлений за последние две недели. На сайтах Санкт-Петербургского городского суда и Тверского областного суда соответствующий раздел и вовсе недоступен. Руководство объясняет это «временными техническими трудностями».

Обязанность размещать решения на сайте лежит на судьях, их помощниках и сотрудниках канцелярии. Штат расширять не стали, только районным судьям пришлось обзавестись консультантами по информатизации — сисадминами. В городских и областных судах системные администраторы работали и раньше, у большинства судов такого уровня официальные сайты есть уже по нескольку лет. Теперь на рабочих компьютерах судей и сотрудников аппарата установлено программное обеспечение ГАС «Правосудие». С помощью этой системы сначала создается регистрационная карточка на каждое дело, потом в ней делаются соответствующие пометки о том, что дело принято к рассмотрению, о назначениях очередных заседаний и, наконец, добавляется текст приговора.

Работает ГАС «Правосудие» с очень серьезными проблемами, говорят сотрудники московских судов.

«При заполнении карточек система дает сбои, которые приходится обходить, как-то ее обманывать. Мы постоянно вызываем разработчиков, специалистов, но все равно отладить пока не получается», — рассказал «Газете.Ru» сотрудник аппарата одного из судов столицы на условиях анонимности. Называть свои имена недовольные системой ГАС «Правосудие» сотрудники отказываются, объясняя: «Сейчас, если что-то где-то не опубликовано, докладывают в Верховный суд: к этому повышенное внимание. А мы в любом случае остаемся крайними: в технические детали никто не вдается».

«Не исключено, что так дело и обстоит, что ГАС «Правосудие» действительно плохо работает. Но, пока сотрудники судов будут бояться и не скажут об этом открыто, нести ответственность придется им. В том числе и материальную», — прокомментировал ситуацию эксперт международной правозащитной организации Transparency International Иван Ниненко. Вместе с коллегами он занимается мониторингом реализации программы «Электронная Россия», в рамках которой и был принят ФЗ № 262.

Одновременно со вступлением в силу 262-го закона, напоминает эксперт, в четверг начали действовать поправки в КоАП. Теперь за нарушение порядка и сроков размещения информации о своей деятельности госчиновников, в том числе судей, будут штрафовать.

Новые нормы административного права содержатся в ст. 13.25 — 13.27 главы 13 Кодекса об административных правонарушениях. За неисполнение федеральных законов о доступе к информации чиновникам будут назначать штрафы в сумме от 3 до 5 тыс. рублей. «Сумма небольшая, но сам факт, что теперь госструктуры несут хоть какую-то ответственность за бездействие, радует», — отмечает Ниненко. Он также рассказал «Газете.Ru», что Transparency International начинает мониторинг всех без исключения российских судов. Эксперты будут проверять, исполняется ли закон № 262, и, если нет, писать заявления в прокуратуру. По результатам Transparency International подготовит отчет, но выйдет он не раньше осени, говорит Ниненко. «В Москве дело обстоит еще неплохо, если сравнивать с регионами. У многих судов вообще нет сайтов», — добавил собеседник. Он напомнил, что на реализацию программы «Электронная Россия» в общей сложности было потрачено около 15 млрд рублей.

m.gazeta.ru

Популярное:

  • Приказ 029 Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст "О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 […]
  • Развод в чите Повышение ЕДВ в России в 2018 году В 2005 году в рамках проведения очередной пенсионной реформы было введено понятие ЕДВ – ежемесячной денежной выплаты, которая предназначалась гражданам, отказавшимся от получения социальных льгот. […]
  • Реестр кадастровый учет Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580 "Об утверждении Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей" (с изменениями и дополнениями) (утратило силу) Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2013 г. N […]
  • Приказ о дежурствах в праздничные дни Приказ о дежурствах в праздничные дни ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ от 22 декабря 2005 года N 380 Об организации дежурства в выходные и праздничные дни 31 декабря 2005 года, 1-9 января 2006 года В целях обеспечения […]
  • Вэб пенсии ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 09 августа 2017 Внешэкономбанк, являющийся государственной управляющей компанией, осуществляющей […]
  • Приказ мз 657 Приказ мз 657 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 ноября 2005 года N 657 Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с глаукомой В соответствии с п.п.5.2.11 Положения о Министерстве […]
  • Закон 98 от 1995 Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями и дополнениями) 21 марта 2002 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 июля 2011 г., 5 апреля 2013 г., 28 […]
  • Страховые взносы от несчастных случаев на производстве в 2018 году 1 января 2018 года вступил в силу новый закон, регулирующий страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Федеральным законом от 31.12.2017 N 484-ФЗ "О страховых тарифах на […]