Пособие по кубикам зайцева

Методика раннего развития Зайцева. Кубики Зайцева – пособие для обучения чтению 5 1274

Современные родители уделяют большое внимание раннему развитию детей. Для этого они используют различные методики для детей раннего возраста, развивающие игрушки и дидактический материал которые сейчас представлены в достаточно широком ассортименте.

Говоря об эффективных методиках раннего развития невозможно не вспомнить уникального человека и педагога-новатора Николая Александровича Зайцева. Слыша эту фамилию, многим на ум придут знаменитые обучающие чтению кубики Зайцева, а между тем Николай Александрович создал более 25 высокоэффективных обучающих методик.

Николай Зайцев потомственный педагог. Идея создать такое уникальное обучающее пособие посетила его во время работы в студенческие годы в Индонезии, где он выполнял работу переводчика и обучал русскому языку иностранцев. Именно в то время он и стал внедрять в свои уроки некоторые инновационные методы подачи материала.

Впоследствии Зайцев создал свои знаменитые теперь кубики, по которым детей в процессе игры можно обучить чтению и счету. А также благодаря этому уникальному пособию дети не только могут научиться читать, но и говорить.

Помимо кубиков, педагогом разработаны пособия по обучению русскому языку, каллиграфии, математике, иностранному языку. Удобство обучения чтению по методике Зайцева заключается в том, что заниматься с ребенком можно как в специальных школах раннего развития, так и дома.

Причины, по которым педагог создал свою методику

Методика Зайцева обучения чтению создана по принципу того, что простейшая частица речи для восприятия ребенка это не буква, как принято считать, а так называемый склад – сочетание гласной и согласной буквы. Ведь дети и говорить начинают именно складами. Соответственно и воспринимать и понимать, и запоминать им легче именно склады из букв.

Склад – это главный принцип обучения чтению по методике Зайцева. В роли склада могут выступать согласный и гласный, или сочетание с твердым или мягким знаком, а также одиночная буква.

Материалы необходимые для занятий

В данной методике используются не только кубики, но и другой дидактический материал, входящий в комплект пособия. Это таблицы складов и арифметических действий, специальные развивающие игрушки которые влияют на развитие памяти, восприятия, слуха. Ну и, конечно же, непосредственно кубики, которые представляют собой уникальный развивающий материал.

Кубики Зайцева помогают очень быстро усвоить материал, потому что все они выполнены из различных цветов и имеют разный вес и звучание. Это помогает ребенку задействовать все процессы восприятия – зрительный, слуховой и осязательный. Что способствует развитию ассоциативной памяти по отношению к определенным складам.

В набор входит 52 кубиков, которые разделены на группы по различным признакам. В группе есть 7 повторяющихся кубиков. Кубики делятся по следующим признакам:

  1. По размеру:
  • На больших изображены твердые слоги
  • На маленьких – мягкие.
    1. По наполнению и звучанию:
    2. На золотых изображены гласные
    3. Железные изображают звонкие склады
    4. Деревянные несут информацию с глухими складами
    5. Сочетание деревянно-золотых дает склады с мягким знаком
    6. Сочетание железно-деревянных дает склады с твердым знаком.
    7. По цвету написанной буквы:
    8. Голубой цвет определяет гласные
    9. Синий – согласные
    10. Зеленым выведен твердый и мягкий знаки.
    11. Также кубики могут быть:
    12. Одинарными или двойными
    13. Разными по весу.
    14. Как строится занятие по методике Зайцева

      Методика позволяет обучать детей чтению во время игры. Одним из важных принципов этого обучения является то, что материал нужно давать сразу в полном объеме, а не маленькими блоками. Так как детям гораздо лучше ориентироваться и запоминать все вместе.

      На занятиях следует постоянно переключать внимание детей от кубиков к таблицам, затем к подвижным играм с песенками, это поможет ребенку быстрее запоминать материал. Очень хорошо пропевать звуки голосом соответствующим звучанию кубика. Польза таких занятий состоит в том, что дети способны не просто запомнить написание буквы или склада, а прочувствовать склад на вес, на ощупь и на звук – это играет очень большую роль в эффективном обучении чтению по методике Зайцева. Основные отличительные черты методики заключаются в следующем:

    15. Обучение в ходе обычных и привычных для ребенка игр
    16. Занятия проходят в свободной обстановке, методика позволяет сохранить здоровье ребенка, так как нет принудительного и обязательного сидения за партой.
    17. Во время занятия задействуются все органы чувств и восприятия ребенка.
    18. Занятия длится не более получаса, но важно, чтобы они были регулярными.
    19. Таблицы и кубики используются, одновременно поддерживая принцип построения цепочки от общего к частному и наоборот.
    20. Универсальность и доступность методик для всех возрастных категорий, в том числе и для взрослых.
    21. Даже если ваш ребенок занимается в школе развития по методике Зайцева, необходимо дома также обеспечить подходящую и комфортную среду для занятий. Обязательно наличие развешанных плакатов и кубиков. Не нужно целенаправленно заниматься и учить, просто играйте с ребенком, ведь именно на этом и построено обучение чтению по этой методике. Произносите слова и складывайте их из склады, пропевайте слова показывая их на плакатах. К данной методике прилагается достаточно много необходимого аудио материала.

      Преимущества и недостатки методики Зайцева

      Как и у любой методики раннего развития при таком обучении чтению имеются как свои плюсы, так и минусы. К положительным моментам относится то, что ребенок научится читать очень быстро, дети 4-5 лет начинают читать уже на 5 пятом занятии. У ребенка сформируется правильная письменная речь, так как все склады составлены в соответствии с нормами русского языка. Способствует развитию моторики, восприятия, укрепляет глазные мышцы, так как ребенку необходимо постоянно переключать внимание от кубиков на таблицы. Так же несомненным плюсом является универсальность методики.

      К минусом относятся следующие факты. В школе могут возникнуть трудности связанные с буквенным составом слова, так как цвета методики отличаются от общепринятых школьных. Также дети могут глотать окончание слов и не разбираются в составе слова. Также необходимо отметить, что данное пособие требует денежных затрат.

      В целом занятия по методике Зайцева способны не только научить малышей читать, но и разовьют творческие способности, научат мыслить разносторонне и благотворно повлияют на умственное развитие в целом.

      © mamac.ru 2012-2014. Все права на статью защищены.

      Вы также можете ознакомиться с другими статьями на тему развитие ребенка :

      www.mamac.ru

      Методика и кубики Зайцева

      Методика Николая Александровича Зайцева сегодня считается одной из лучших развивающих систем для обучения дошкольников чтению, письму и счету. Этот метод универсален — он прекрасно подходит для работы и с полуторагодовалыми детьми, и с трёхлетками, и с ребятами постарше. Более того, система Зайцева дает очень хорошие результаты и при работе с малышами с задержкой развития, а также со слабовидящими, слабослышащими и глухим детишками.

      Также кубики и таблицы Зайцева с успехом применяют для обучения иностранцев русскому языку.

      Учиться, играя

      Методика занятий по кубикам Зайцева основывается на огромном педагогическом опыте Николая Александровича. Её создатель — не теоретик. В течение многих лет он работал в различных детских учреждениях и наблюдал как за нормально развивающимися малышами, так и за теми, у кого были какие-либо проблемы или отставания. В результате этого возникла целая система раннего развития детей, основанная на следующих базовых принципах:

    22. Принцип первый — отсутствие принуждения. Дети учатся, играя. Иногда они даже не подозревают о том, что идет учебный процесс, ведь нет никаких столов или парт, малыши могут бегать, сидеть, подходить ближе или стоять в сторонке — как им больше нравится. Детям совершенно не обязательно повторять слова за педагогом — всё происходит только на добровольных началах.
    23. Принцип второй — чтение по складам. Дети не учат буквы, а читают сразу по складам. Только не путайте со слогами! Склад — это речевая единица метода Зайцева, это пара согласный-гласный , или согласный и твёрдый или мягкий знак, или одна буква. Все склады записаны в таблицах и на гранях кубиков.
    24. Принцип третий — начинаем с «письма». Дети показывают в таблице нужные склады или находят кубики для составления слова, то есть они превращают звуки в знаки — а, ведь, это и есть письмо! Суть метода Зайцева в том, чтобы показывать ребёнку слова, а не объяснять, как отдельные буквы сливаются в слоги, а потом в слова.
    25. Принцип четвёртый — использование нескольких органов чувств. При обучении задействуются слух, зрение и осязание, кубиков очень много — большие и маленькие; лёгкие и тяжёлые; «золотые», «железные», «деревянные» и белые; с разными наполнителями, которые звучат звонче или глуше. Надписи на кубиках яркие, чёткие, разноцветные — их видно издалека. «Звучащие» кубики становятся одной из самых любимых игрушек практически всех малышей, начиная месяцев с шести.
    26. Эти принципы — основа обучения по методу Зайцева. Ведь развитие интеллекта у детей до года происходит не так, как у семилетних. Маленькие дети не умеют мыслить аналитически, им трудно превращать абстрактные буквы в звуки, а затем складывать их в слова, зато они особенно восприимчивы к сигналам, поступающим от органов чувств. Поэтому кубики помогают различать разные звуки — гласные и согласные, мягкие и твёрдые.

      Когда и сколько заниматься

      Кубики Зайцева и методика обучения чтению может применяться практически везде — в детских садах, в школах или в домашних условиях, конечно, лучшие результаты дают групповые занятия под руководством опытного педагога. При правильном подходе и выполнении всех правил методики, шестилетние дети начинают читать уже через несколько занятий, четырёхлетние малыши — примерно после 16–20 занятий, а двух-трёхлетние — через шесть-девять месяцев.

      Методика Зайцева предусматривает два занятия в неделю по 30–60 минут. Если вы занимаетесь дома, то можете выделять для обучения столько времени, сколько посчитаете нужным. Если ребенку это будет действительно интересно, можно заниматься ежедневно по 30 минут в день. Причём, совершенно не обязательно придерживаться какого-то строгого графика — главное, чтобы у ребёнка было хорошее настроение и желание! Ни в коем случае не нужно его заставлять или отрывать от любимых занятий. Обучение должно быть интересной игрой и не должно вызывать отрицательных эмоций.

      Знакомить детей с кубиками Зайцева можно с трёх месяцев. Конечно, сначала их нужно использовать просто в роли погремушек. А вот начиная с 6-ти месяцев из кубиков можно иногда составлять простейшие слова, называть и показывать их. Например, шкаф, стол, стул, мишка…

      С двух-трёх лет можно уже начинать обучение чтению.

      Звоните: +7 (495) 222-13-94

      Занятия по методу Зайцева

      Сегодня «Кубики Зайцева» можно купить в очень многих магазинах детских товаров. В набор, как правило, входят:

    27. 6 картонных листов с таблицами, формат 520×720 мм;
    28. 4 листа с таблицами, формат 360×520 мм;
    29. 61 кубик из картона (50×50 мм и 60×60 мм);
    30. аудио CD-диск ;
    31. цветной «Учебник для родителей, воспитателей, учителей»;
    32. упаковочная коробка.
    33. Перед началом занятий нужно склеить таблицы и повесить их на стену. Высота, на которой располагаются таблицы, зависит от того, сколько малышей будет заниматься одновременно.

    34. Для групповых занятий. В классах, как правило, таблицы вешают на расстоянии 160–170 сантиметров от пола — так всем будет хорошо видно. Под таблицами располагают три полки — на них малыши складывают из кубиков слова. В классе обязательно должна быть длинная указка — ею педагог и дети будут показывать склады и «писать» слова. Кубики не нужно сортировать — малыши должны научиться сами быстро находить нужные склады.
    35. Для домашних занятий. Для одного ребёнка таблицы крепятся таким образом, чтобы они располагались чуть выше его роста. Ну, а складывать кубики можно просто на столе.
    36. Если вы купили заготовки, то их предварительно придется собрать или склеить. Даже если малыш изъявил желание сделать это самостоятельно, лучше проконтролировать процесс — тогда у него не возникнет соблазн «распотрошить» «звенящий» кубик и изучить его начинку.
      Бумажные кубики имеет смысл укрепить картоном изнутри и скотчем по рёбрам. Самые часто употребляемые склады лучше всего «продублировать». Перед сборкой просто скопируйте изображения и сделайте несколько одинаковых кубиков — тогда малыш, без проблем, сможет складывать любые слова.

      Занятия по кубикам Зайцева обычно проводятся с музыкальным сопровождением. В комплект входит аудио CD-диск , на котором записано 35 мелодий. Под них дети на каждом занятии будут «пропевать» все склады. Это очень важная часть обучения, т. к. малыши учатся внятно и чётко проговаривать звуки. Игровой принцип делает этот процесс весёлым и неутомительным — как правило, дети с огромным удовольствием поют вместе со взрослыми. Кстати, многие воспитатели и родители отмечают, что после обучения по методу Зайцева речь у ребёнка становится гораздо чище.

      В набор «Кубики Зайцева» входит методическое пособие, конечно, лучше, чтобы ваш ребёнок учился у опытного воспитателя, хорошо освоившего метод Зайцева, например, в садике или в детском развивающем центре. Но вы можете и сами заниматься с малышом. Честно говоря, здесь нет ничего сложного, просто внимательно прочитайте пособие — весь процесс там расписан доступным языком и очень подробно, также имеются описания множества игр и интересных заданий, с которых вы можете начать обучение. Позже вы сможете сами придумывать игры, которые будут интересны вашему малышу.
      Если по каким-либо причинам пропевание складов для вас проблема — проговаривайте их речитативом. Пропевая или проговаривая склады, показывайте их по таблице указкой или на кубике, поворачивая его перед ребёнком — это очень важно! Одновременное воздействие звука и зрения резко увеличивает эффективность обучения. Кроме того, ребёнок тренирует зрение и память, а также учится вниманию.

      Достоинства методики Зайцева

      Их немало! Приверженцы этой системы обучения отмечают, что:

    37. Дети достаточно быстро начинают бегло читать. Причем, чтение не воспринимается как что-то сложное и требующее дополнительных усилий — всё происходит в игре, как будто «само собой».
    38. Улучшается память, развивается способность к логическому мышлению.
    39. Дети подсознательно запоминают правильное написание слов.
    40. Регулярное проговаривание слов выправляет недостатки речи, ребёнок начинает говорить более чисто и внятно.
    41. Резко расширяется словарный запас.
    42. Тренируется — а иногда даже улучшается! — зрение, т. к. глаза постоянно должны следить за указкой.
    43. Занятия не вредят здоровью — дети много двигаются, они вынуждены поднимать голову, что очень полезно для осанки.
    44. Формируется способность к концентрации, ребёнок учится работать самостоятельно.
    45. Метод Зайцева универсален, он подходит детям любого возраста, может применяться для обучения детей с различными отклонениями.
    46. Методика достаточно проста, при определенном упорстве ее могут использовать даже «неподготовленные» родители, в домашних условиях.

Недостатки методики

Впрочем, отзывы о кубиках Зайцева не только положительные — у некоторых родителей и педагогов имеется множество претензии к данной методике. И не сказать о них — просто не честно:

  • Главным недостатком метода Зайцева является его несовместимость с официальной школьной программой.
  • В школе детям приходится переучиваться с чтения по складам на чтение по слогам. И иногда этот процесс проходит очень болезненно.
  • Цветовая гамма кубиков не соответствует цветовой гамме, которая принята в школе для обозначения согласных, гласных, звонких и глухих звуков.
  • Дети, выучившиеся по методу Зайцева, с трудом осваивают разбор слова по составу и фонетический разбор — ведь они привыкли делить слова только по складам.
  • Пособия для занятий стоят дорого, они довольно громоздкие и требуют много времени на сборку.
  • Не у всех родителей получается быстро научить ребёнка чтению. Метод больше подходит для занятий с опытным педагогом.
  • Как видите, обучение по кубикам Зайцева — несомненно, очень интересный и достойный внимания метод. Он хорош тем, что подходит любым детям, независимо от возраста, способностей и темперамента. Пользоваться же кубиками или положиться на классические способы обучения — решать только вам.

    Девочки! Давайте делать репосты.

    Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
    А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
    Спасибки 😉
    Всем здоровых малышей!
    Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉

    www.gnomik.ru

    Кубики Зайцева

    Вряд ли найдется такой родитель, который бы никогда не слышал о кубиках Зайцева.

    Секрет популярности очень прост – автор Зайцев Н.А. и распространители методики обещают, что занимающийся по данной методике ребенок овладеет чтением за очень короткое время. При этом материал, с которым работает ребенок в процессе обучения, прост и знаком всем нам с детства – это кубики. Поэтому не удивительно, что вопрос о том, стоит ли приобрести кубики Зайцева и вообще пользоваться этой методикой обучения, все чаще возникает у современных родителей. В данной статье мы попытаемся вкратце познакомить читателя с методикой Зайцева и аргументами «за» и «против».

    Автор методики – Зайцев Николай Александрович, педагог из Санкт-Петербурга. Первые разработанные им кубики были выпущены в 1989 году.

    За ними последовали пособия для быстрого овладения счетом, русским языком и чистописанием, а также пособия для изучения иностранных языков: «Стосчёт», «Русский для всех», «Пишу красиво», «Грамматика английского языка» и «Техника чтения на английском языке».

    Быстрому распространению методики Зайцева и его кубиков послужила работа команды Зайцева по популяризации метода – проводилось обучение всех желающих, как в Санкт-Петербурге, так и в других регионах страны. Кубики Зайцева получили широкое распространение не только в России, но и в странах СНГ.

    Стоит отметить, что Зайцевым были созданы методики по обучению чтению и грамматике на украинском, казахском, белорусском, а также татарском, армянском и французском языках.

    Несомненно, методика обучения чтению по кубикам Зайцева прошла испытание временем, ведь уже более 20 лет она пользуется огромной популярностью как среди родителей, так и педагогов дошкольных учреждений.

    В чем же ее секрет?

    Итак, в основе методики обучения детей чтению по кубикам Зайцева лежит давно известный принцип обучения чтению не по буквам или слогам, а по складам. (Этим принципом руководствовался еще Л.Н. Толстой, обучая ребятишек в своей школе в Ясной Поляне).

    Складом считается созвучие согласного звука с гласным ( на лу — гу ), отдельный гласный звук в качестве слога ( О -ля), отдельный согласный в закрытом слоге (ша- р ), а также согласная с мягким или твердым знаком (ме- дь ).

    На каждой грани кубика написан один из складов, причем каждый склад имеет свой цвет. Малыш выучивает не написание отдельной буквы, а сразу написание различных складов: ба, бу, бы, са, си, се. Затем эти склады легко складываются в слова — бу-сы, гу-си.

    Зайцев считает, что чтение по складам органичнее для детского восприятия, чем обучение буквам, а затем складывание из них слогов и слов, ведь сам ребенок начинает говорить складами (а-гу-а-гу-а-гу и т.д.) и слышит произносимые слова тоже складами.

    Принципы обучения по методике Зайцева

    • т общего к частному и от частного к общему;

    • От конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому;

    • Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия;

    • Системная подача материала;

    • Алгоритмизация учебных действий;

    • Учет физиологии восприятия детей;

    • Охрана здоровья детей.

    Давайте более подробно остановимся на каждом пункте принципов обучения детей по методике Зайцева.

    Итак, складывание слов из складов-кубиков, а также разложение целого слова на склады и есть наглядная демонстрация принципа «от частного к общему и от общего к частному». Работа ребенка с кубиками Зайцева на протяжении всего процесса овладения им чтением иллюстрирует принцип «от конкретно-образного через наглядно-действенное к словесно-логическому». Сначала ребенок просто рассматривает кубики, играет с ними – здесь проявляется конкретно-образный способ мышления.

    Далее взрослый знакомит ребенка со звучанием разноцветных складов, изображенных на кубиках (склады лучше не проговаривать, а пропевать вместе с крохой), потом показывает, что из этих кубиков можно складывать слова. И так ребенок овладевает чтением и созданием слов — здесь работает наглядно-действенный способ мышления.

    На последнем этапе чтение становится беглым, а мышление ребенка переходит на новый этап – становится словесно-логическим.

    Примером наглядности и систематизации изучаемого материала в методике Зайцева служат таблицы-тренажеры, которые входят в учебные комплекты с кубиками. С их помощью ребенок осмысляет, закрепляет и повторяет пройденный материал. Занятия с кубиками Зайцева проводятся в игровой форме, в движении, в процессе обучения чтению дети много поют, что является наглядной демонстрацией принципа «учет физиологии восприятия детей».

    Принцип «охрана здоровья детей» реализуется путем исключения монотонности из учебного процесса. Дети не занимаются все время в сидячем положении, они много двигаются, методическое обеспечение позволяет проводить занятия на воздухе.

    В результате, через 15-20 часов занятий с кубиками Зайцева дети четырех-пяти лет начинают читать, овладевают арифметическими операциями в пределах ста. Далее эти навыки укрепляются в совместной работе педагога и ребенка. Как заверяет автор методики Н.А. Зайцев, дети к шести-семи годам, занимаясь с кубиками два раза в неделю, способны овладеть содержанием учебных программ для второго, третьего, четвертого классов. Методика Н.А. Зайцева позволяет в короткий срок изучить грамматику русского языка, математику и английский язык.

    Недостатки методики

    Наверное ни одна методика по обучению детей не может быть совершенной, и кубики Зайцева не являются исключением. В чем заключаются ее недостатки и насколько они серьезны?

    Итак, первый недостаток – это возможные трудности при усвоении ребенком некоторых важных тем школьной программы по русскому языку. Это связано с тем, что методика Зайцева отличается от методики преподавания чтения и письма в школе.

    1|) Ребенок, научившийся читать по кубикам Зайцева, привыкает видеть в составе слова склады. А между тем склады и слоги слова далеко не всегда совпадают. Например такие слова , как «тигр» или «сом», соответственно, делятся на склады «ти-г-р» и «со-м», но при этом каждое это слово состоит из единственного слога. Следовательно, есть большая вероятность, что ребенок будет отставать от своих одноклассников при прохождении слогов.

    2) Имея дело сразу со складами, а не с отдельными буквами, ребенок может в дальнейшем испытывать трудности при изучении фонетики. Он ведь когда-то просто сразу выучил, как звучит сочетание, скажем, букв «ли» или «лы», ему не пришлось в свое время преодолеть трудности «склеивания» согласной и гласной. Но обратите внимание, что согласный «л» в варианте «ли»звучит мягко, а в сочетании «лы» — твердо. Это осталось для ребенка за рамками его понимания, отсюда и будущие трудности при фонетических разборах слов.

    3) По той же самой причине — ребенку трудно преодолеть в своем сознании неделимость склада — у детей могут возникать сложности при изучении морфемного состава слов и при морфемных разборах. Дествительно, например, в слове «везу» в изначально привычном для ребенка делении слова на склады будет деление на «ве» и «зу». Для такого ребенка может оказаться весьма проблематично «оторвать» букву «з» от склада «зу» и увидеть корень этого слова — «вез».

    4) Также частой ошибкой у детей, занимавшихся ранее по кубикам Зайцева, может стать проглатывание окончаний, неправильное произношение слов. Это опять же связано с отсутствием проработки буквенного состава слова в методике Зайцева.

    К недостаткам кубиков Зайцева можно отнести их относительную дороговизну и трудоемкость методики.

    Некоторые родители, купившие кубики Зайцева, с удивлением обнаруживают, что купили заготовки, а не сами кубики. Следовательно, им еще придется склеить кубики, а значит потратить и время, и силы. Также не надо забывать, что сами кубики Зайцева картонные, поэтому не стоит рассчитывать, что они прослужат долго. Впрочем сейчас на прилавках магазинов все чаще можно встретить уже собранные кубики Зайцева, а не заготовки к ним.

    Итак, купить ли своему малышу комплект кубиков Зайцева и начать ли работать по его оригинальной методике, решать вам.

    shkola7gnomov.ru

    Пособия Зайцева

    Виды пособий:

    • Кубики для чтения предназначены для того чтобы научить читать ребенка быстро и в игровой форме. Чтение по Зайцеву — главный образовательный момент, ведь если ребенок не будет любить читать или будет делать это очень медленно, то обучение в школе станет для него сложным процессом, а выполнение домашних заданий будет «съедать» все свободное время. На кубики нанесены не просто буквы, а сразу слоги, поэтому складывать слова — настоящее удовольствие. С помощью этой методики можно научить читать даже детей 2-3 лет, а дошкольники осваивают эту премудрость за 10-15 занятий. Взрослыми людьми кубики Зайцева используются для быстрого обучения чтению на иностранных языках.
    • Прописи для каллиграфии представляют собой не унылую черно-белую тетрадку: они разбиты по интересным темам (города России, разнообразные животные и пр.), где при выполнении задания ребенок получает красивые яркие наклейки-«марки». С такими прописями дети не только быстро «ставят» руку и формируют красивый подчерк, но и узнают много нового об окружающем мире.
    • Грамматика русского и английского языка представлена в виде всевозможных таблиц, с помощью которых у человека четко складывается понимание формирования слов и объединения их в предложения.
    • Методика общего развития научит малышей различать 12 цветов, считать до 12-ти и даст первоначальные навыки чтения.
    • Для обучения математике используются различные виды методических материалов: от кубиков и специальных счетных палочек, больше напоминающих деревянный конструктор, до таблиц и многоугольников, похожих на пазлы, из которых можно собирать плоские и объемные фигуры. Особняком стоит в этом ряду орнамент Зайцева, методика по которой можно не только обучаться геометрии, но и освоить пространственное мышление и конструирование.
    • Методические пособия, счетные палочки и кубики Зайцева сделаны из дерева и прослужат не один год, а может не одно поколение! Если кубики для счета и чтения используются в детском саду или семье с несколькими детьми, то через некоторое время дети начинают обучать друг друга без помощи взрослых. При таком обучении не страдает физическое и психическое здоровье ребенка, ведь дошкольники не привязаны к парте и могут двигаться по помещению и даже учиться на свежем воздухе.

      Для того, чтобы купить кубики Зайцева, добавьте товар в корзину и заполните форму заказа. Доставка осуществляется по Москве, Санкт-Петербургу и всей России.

      www.igrocity.ru

      Кубики Зайцева – популярная методика обучения чтению

      Все родители хотят, чтобы их дети были самыми умными, самыми развитыми. Сколько гордости они испытывают, когда 3-4-летний малыш, шагая по улице, отлично читает названия магазинов, рекламу.… И, начиная обучение ребенка чтению, сталкиваются с огромным выбором разнообразных методик. Кубики Зайцева – эффективная методика обучения чтению детей с самого раннего возраста. Это одна из тех методик, которая вызывает большой интерес у многих родителей.

      Кто такой Николай Зайцев

      Родители Николая Александровича Зайцева работали в сельской школе. Закончив учебу в школе, Николай проработал 2 года на заводе, после чего пошел по стопам своих родителей. В 1958 году он поступает в педагогический институт на филологический факультет. На пятом курсе его отправляют проходить практику в Индонезию, где он работает переводчиком.

      Именно этот период времени, когда ему пришлось обучать взрослых людей не родному для них русскому языку, дал начало развитию его известнейшей методике обучения чтению и письму. Воплощая в жизнь новые приемы, создавая на ходу интересные таблицы, он старался «передать суть языка другим».

      Разработав собственный метод обучения, молодой педагог решил протестировать его на средник классах общеобразовательной школы. Однако здесь его ждала огромная неудача. Ученики умели только заучивать правила, не пытаясь их понять. Привыкшие к такому обучению, они не могли перестроиться.

      Тогда, Николай Александрович решил опробовать свой метод на малышах. Методика была пересмотрена, все занятия он проводил в игровой форме. И здесь его ждал огромный успех. Малышам, начиная с полутора лет, и детям дошкольникам, у которых были проблемы с обучением грамоты, требовалось всего лишь несколько занятий для того, чтобы начать читать. Некоторые школы стали полностью применять его систему обучения, используя «звенящее чудо» (как назвали кубики) в своей работе.

      Наблюдая за малышами, педагог пришел к следующим заключениям:

    • Для того чтобы научиться читать, крохам совсем не нужно знать, как называются буквы. Чаще всего в азбуках буквы ассоциируются с картинками. Ребенок запоминает образ буквы и изображение, которое у него с ней ассоциируется. Потом очень сложно ему объяснить, что КОТ (буква К), НОЖНИЦЫ (буква Н), ИГРУШКА (буква И), ГРИБ (буква Г) и АИСТ (буква А) складываются в одно слово КНИГА.
    • Чтение по слогам для ребенка очень сложное. Даже если малыш выучит названия букв без картинок, ему будет тяжело понять как из букв М и А получается слог МА. Для понимания крохой принципа сливания слогов педагогам приходиться применять в своей работе различные хитрости. Но в русском языке встречаются слова из одного слога, в которых много идущих подряд согласных (например, ВСПЛЕСК). Чтение таких слов будет для читающего по слогам ребенка даваться очень тяжело.
    • Человеку легче сначала научиться писать, чем читать. Под письмом он понимал превращение звуков в знаки, а под чтением – превращение знаков в звуки. Малышу, будет намного легче научиться читать через письмо.
    • В следующем видео вы сможете узнать интересную информацию о Николее Зайцеве и его легендарных кубиках.

      Общие принципы методики Зайцева

      Единственной в своем роде авторской методике Зайцева уже более 20 лет. Однако знаменитый педагог не прекращает постоянно улучшать ее. Сейчас уже создано много различных методик и игр, дополняющих основу. С помощью методики можно с успехом обучать даже совсем маленьких детей грамоте. При этом для дошкольников 6 лет будет достаточно всего несколько занятий, и вы сможете увидеть, что он уже может начать читать.

      Данный метод обучения подойдет не только для ребятишек, которым нравятся спокойные игры с кубиками, но и подвижным неусидчивым детям. Использование этой методики подходит для работы со слабослышащими, имеющими очень плохое зрение и отклонения в психическом развитии детьми. При работе с ними можно получить очень хорошие результаты. Можно увидеть хороший эффект при работе с детьми с аутизмом.

      В своей методике Зайцев сделал акцент на том, что процессы познания у ребенка должны пройти через все виды восприятия: слуховое, зрительное, двигательную память, осязание и мышление. Педагог в работе с малышами должен уметь организовать веселую игровую обучающую среду, быть в роли наставника в процессе обучения.

      С помощью игр с кубиками:

    • расширится словарь малыша;
    • будут вырабатываться навыки грамотного письма;
    • речь ребенка станет более внятной;
    • можно исправить ряд логопедических проблем;
    • развивать логику и мышление ребенка;
    • научить кроху работать самостоятельно.
    • Комплектация

      В стандартный набор входит:

    • 61 шт. картонный кубик в собранном виде
    • 6 шт. картонных таблиц со слогами, буквами и другими графическими знаками
    • 4 шт. картонных таблицы формата В3
    • диск для прослушивания с попевками для кубиков и таблиц
    • методическое пособие, которое вы сможете использовать в качестве конспекта занятий.
    • Что такое склад

      В своей методике Николай Зайцев предлагает альтернативу слогам – использует склады. У него – это основная единица языка. Складом может быть одна буква, сочетание гласной и согласной, согласной и твердого знака, согласной и твердого знака. Такой принцип чтения – складовой – является основой методики Зайцева. Такая методика очень похожа с букварем Федота Кузьмичева, XIX век, и азбукой Л.Толстого. В этих книгах тоже был использован принцип обучения по складам.

      Склад можно определить, приложив руку ниже подбородка и произнеся слово. То усилие мускулов, которое вы почувствуете рукой и будет являться складом.

      Склады по его методу располагаются на кубиках и в таблицах. Он использовал в помощь обучению зрение, слух и тактильные ощущения, т.к. аналитическое мышление, сформированность которого требуется при чтении, развивается только к 7 годам. Расположив склады на кубиках, Зайцев сделал их отличающимися по цвету, звучанию, размеру. С помощью этого, когда ребенок берет кубики, задействуются различные каналы восприятия.

      Описание методики

      Создатель методики не предполагает авторитарного стиля общения педагога с детьми. Он говорит о том, что надо учитывать индивидуальные особенности и темп развития каждого ребенка.

      Занятия должны проходить только в игровой форме. Дети не должны сидеть на одном месте, им надо двигаться, прыгать, танцевать и петь. Все движения на занятии проходят в игре с кубиками.

      Кубики могут различаться по размеру. На кубиках большого размера изображены склады с твердым звучанием. На кубиках маленького размера – с мягким звучанием. Они могут быть одинарными и двойными. На сдвоенных кубиках расположены согласные, сочетающиеся не со всеми гласными (жа-жу-жи).

      Звонкость склада указывается металлом, глухость – деревом.

      Золото – гласные. Твердый знак изображен на железно-деревянных кубиках, мягкий – на деревянно-золотых. На кубике белого цвета располагаются знаки препинания. Цветовой подбор для букв отличается от школьного. Здесь для обозначения гласных используется голубой цвет, синим обозначены согласные, а твердый и мягкий знаки – зеленым. Такое отличие от школьных синих, красных и зеленых цветов, по мнению Зайцева, помогает детям начать читать бегло.

      Наполнение кубиков также различно.

      Знакомство начинающих учиться читать поначалу происходит только с кубиками, позже они знакомятся с таблицами.

      Кубиков 52 шт. в наборе, кроме них есть еще 7 повторных. Всего на кубиках изображено 200 складов.

      Наборы могут быть различными:

    • может предлагаться раскладка для самостоятельного склеивания кубиков;
    • могут быть уже собранными;
    • с пластиковой основой.
    • Для того чтобы склеить кубики самостоятельно, потребуется немало времени. Их необходимо дополнительно укрепить изнутри. Сделать это можно с помощью картонного кубика такого же размера. После склейки лучше обтянуть резинками, это нужно, чтобы ваш кубик не развалился, пока сохнет. Для лучшей защиты каждый кубик оклейте пленкой или заламинируйте развертку кубика. Если вы выбрали такой вариант кубиков, то лучше сделать копию каждой развертки. Так в процессе игры вам точно будет хватать складов для написания слов.

      Таблицы должны быть развешаны довольно высоко. Это способствует профилактике сколиоза и нарушений зрения. Если вы занимаетесь только со своим ребенком, то высоту лучше определить по поднятой вверх руке малыша. Ей он должен касаться верхнего края таблицы. Удобным будет развесить таблицы в углах комнаты, так крохе будет удобнее искать необходимые склады. Таблицы тоже можно обернуть пленкой для увеличения срока службы. Использование таблиц также важно, как и игры с кубиками.

      По методике Николая Александровича, все склады на кубиках надо пропевать. Он считает, что эффект от этого намного лучше, да и заниматься с музыкой для малыша интереснее, что помогает привить интерес к обучению.

      Предоставьте ребенку для игры сразу все кубики. Это учебное пособие никогда не надо у него забирать. Они должны быть всегда в поле его зрения. Пусть малыш познакомится с ними, внимательно рассмотрит.

      Попросите выбрать один самый заинтересовавший его кубик. Склады написанные на его гранях, нужно показать пропевая. Попросите найти большой кубик, потом маленький, железный, деревянный, золотой. Ребенок должен понять, что все кубики различны по размеру и звучанию.

      После того, как он усвоил эту информацию, познакомьте его со слоговыми таблицами. Пропойте один из столбиков таблицы и попросите малыша принести кубик с такими же складами. Пойте артистично, показывая ребенку, какими могут быть склады: звонкими или глухими, маленькими или большими. Можно даже использовать соответствующие движения. Не надо просить ребенка пропеть склады вам в ответ. Когда он созреет для этого, он начнет петь вместе с вами и самостоятельно.

      Научите ребенка писать с помощью кубиков или указки. Пропевая склады и показывая их на таблице, малыш начнет понимать, как составляются слова. Можно учить ребенка писать и одновременно играть в подвижные игры. Попросите его написать имена близких людей в разных концах комнаты. А теперь пусть ребенок побегает в гости к близким.

      Еще раз обращаем внимание, все занятия должны проходить только в игровой форме. Ребенок не должен сидеть на одном месте, предоставьте ему полную свободу движений. Каждый ребенок индивидуален. Он ничего не должен на занятии. Позвольте крохе развиваться в меру его возможностей, не торопите события. Не делайте из игры принудительное занятие. Конечно, заниматься лучше каждый день, хотя бы чуть-чуть, но если малыш сегодня не настроен на занятия никак, то лучше его отложить, чем заставлять. Играть можно как утром, так и вечером. Ориентируйтесь на настроение крохи.

      Подбирайте игры, которые больше всего понравятся вашему ребенку. Если у вас непоседа, то лучше использовать на занятии подвижные игры. Если ваш малыш предпочитает спокойные игры, подолгу собирает пазлы, то тогда используйте игры, которые не предполагают активности во время занятия.

      Если кроха любит строить, то предложите ему построить из кубиков паровозы с названиями, башни со складами, дороги, домики.

      Автор методики предполагает ее успешное использование только при условии соблюдения всех требований полностью, а не отдельных элементов.

      Основные моменты, касающиеся обучению детей, смотрите в следующем видео.

      С какого возраста можно начинать обучение и в какие игры играть

      Познакомить малыша с кубиками можно практически с рождения. Учитывайте, что в этом возрасте ребенок еще не способен на занятия. До полугода развитие ребенка идет очень быстрым темпом. Не стоит его сейчас дополнительно перегружать. Кубики можно использовать в качестве погремушки, лишь временами показывая ему склад или слово. Не пытайтесь в этот период увидеть каких-то результатов, не ждите их от ребенка. Сейчас с их помощью вы только подготовите ребенка к обучению, которое ждет его впереди.

      После 6 месяцев ребенку уже становится не интересно играть с кубиками, как с погремушкой. Теперь можно начинать пропевать склады. До достижения годовалого возраста продолжайте показывать кубики, склады, простые слова. Позвольте крохе поползать среди них. Можете попробовать попросить его дать вам кубик с определенным складом. Оставляйте склады на предметах, названия которых вы составили и в течение дня, показывайте и пропевайте их малышу.

      Чем старше становится ребенок, тем сложнее предлагаются ему игры. Годовалому крохе, вместе с теми играми, что были раньше, уже можно увеличивать уровень сложности, предлагая новые. Действуйте постепенно. Можно воспользоваться пособием Н.Зайцева «Письмо. Чтение. Счет», к котором предложена масса занимательных игр, а можно придумать свои. Подключайте фантазию малыша, спросите у него, в какие он хочет поиграть игры.

      Поиграйте в «Зоопарк». Пусть малыш расселит по зоопарку различных животных, составляя их названия из складов. В «Магазине» он может разложить товар по полочкам. Отправляясь в «Путешествие» обязательно надо собрать чемодан. Пусть он побудет в роли повара, сложив в кастрюлю названия, необходимых для приготовления супа или любимого блюда, ингредиентов.

      Предложите ребенку сыграть в игру «Кто больше назовет». Называйте слова, которые начинаются с заданного склада. Можно сделать эту игру тематической.

      Положите перед ним кубики, из складов на них должно быть можно составить его имя. Пусть малыш попробует это сделать самостоятельно. В следующий раз усложните задачу, подходящие склады он должен найти сам. Пусть он складывает слова из кубиков, а потом ищет эти склады в таблице, показывая указкой на необходимый склад.

      В игры, которые вы придумали вместе, ребенок будет играть с огромным удовольствием, ведь они для него гораздо занимательнее, чем предлагаемые автором. Эти игры будут именно такими, которые ему нравятся, придуманы с учетом его интересов.

      Плюсы и минусы методики

      Как и у каждой современной методики, обучение чтению с помощью кубиков Зайцева имеет как свои достоинства, так и недостатки. Рассмотрим подробнее.

      Достоинства

    • Дети очень быстро учатся читать. Для того чтобы ребенок начал это делать требуется совсем немного времени. Причем чем он старше, тем быстрее протекает процесс обучения. По словам самого автора, даже ребята, которым только исполнилось 4 года, могут начать читать самостоятельно уже через 4 занятия. Конечно, это не относится ко всем детям. В среднем малышам 3-4 лет требуется полгода для обучения, дошкольнику постарше требуется 10-12 занятий, ребенку 6-7 лет уже будет достаточно недели.
    • Метод обучения по Зайцеву не привязан к какому-то определенному возрасту. Вы можете начинать заниматься когда ребенку исполнится 6 месяцев, а можно использовать и для первоклассников.
    • Разные по тембру, высоте и громкости звуки, издаваемые кубиками, поспособствуют развитию слуха, памяти, будут отлично развивать чувство ритма.
    • В результате игр с кубиками активно развивается мелкая моторика рук ребенка, которая очень важна для развития интеллекта.
    • Обучение проходит в темпе, который позволяют способности ребенка. Все очень индивидуально. Никто не торопит и не подгоняет ребят, не говорит им о том, что они что-то должны.
    • Освоить методику не составит труда. Ее с успехом можно применять в домашних условиях.
    • Дети сразу учатся грамотному письму. На кубиках отсутствуют склады, которые невозможны в русском языке (таких, как ЧЯ, ЖЫ).
    • Метод обучения по Зайцеву способствует профилактике, сохранению и укреплению здоровья. Играя, ребенок тренирует глазные мышцы. Это помогает сохранить зрение. Его сохранности содействует расположение крупного текста на таблицах в разных местах, яркий цвет кубиков, который не раздражает глаза.
    • Игровые пособия, расположенные с учетом требований методики на должной высоте и в разных местах, служат отличной профилактикой нарушений осанки, гиподинамии, загруженности дидактикой во время занятий.

      В целом, такой игровой метод обучения чтению успешно помогает в развитии всесторонне развитой гармоничной личности.

    • Метод построен на принципах педагогики сотрудничества, что позволяет избежать конфликтов между детьми, родителями и педагогами.
    • Дети играют сами. Это отлично развивает самостоятельность и самоорганизованность. Хватает даже непродолжительных занятий для успешного обучения. Играя с ними постоянно, незаметность их проведения по принципу «между прочим», дадут отличный результат в обучении.
    • Методика очень простая, систематизированная, наглядная.
    • Ребенку не приходится осваивать способы слияния букв в слоги, он учит готовые склады, что содействует умению читать бегло и без запинок.
    • Недостатки

      Несмотря на огромное количество достоинств при выборе этого способа обучения, можно столкнуться и с рядом проблем.

    • Педагоги дефектологи и логопеды говорят о том, что заучивая склады, не разобравшись в том, как сливать буквы, дети часто начинают пропускать окончания слов. Могут возникнуть проблемы при делении слов на слоги, разборе слов по составу.
    • Отличный от школьного цветовой окрас звуков (голубой, синий, зеленый вместо синего, зеленого, красного), создают проблемы у ученика при фонематическом разборе слов. Переучивать детей сложнее, чем учить с нуля.
    • Высокая стоимость пособий. Множество хлопот при самостоятельном склеивании кубиков.
    • Создаются определенные трудности при выборе написания букв Э и Е. На кубиках имеются такие склады, как БЭ, ВЭ. В русском языке их можно встретить очень редко. Придется постоянно останавливать желание ребенка написать букву Э в словах, где после твердого согласного мы слышим Э, а написать надо Е (например, слово ТЕННИС).
    • Использование методики будет эффективнее у детей, которых более развито правое полушарие мозга. У них более развито образное мышление.
    • У ребят могут возникать трудности с вычленением отдельного звука из слова, что повлияет на письмо.
    • Данный способ обучения практически не развивает творческие способности детей.
    • Сравнение с кубиками Чаплыгина

      Свою методику Евгений Чаплыгин создавал с опорой на методику Зайцева. Однако его способ обучения является уникальным и запатентованным. Набор кубиков Чаплыгина содержит: 10 одинарных кубиков с буквами и 10 двойных кубиков, образующих блоки, инструкцию по применению. Кубики в блоках вращаются вокруг своей оси, образуя склады.

      Рассмотрим основные отличия методик.

      • Кубики Чаплыгина более простые в использовании.
      • В методике Чаплыгина нет заучивания складов, как у Зайцева. Он использует буквы и слоги. Детям легче понять, как составлять слова.
      • Для кубиков Чаплыгина не требуется много места для хранения.
      • Кубики Зайцева сделаны из бумаги или пластика, а кубики Чаплыгина – деревянные.
      • Покупка кубиков Чаплыгина обходится намного дешевле, чем кубиков Зайцева.
      • Методика Зайцева содействует наибольшему развитию детей. Обучаясь по ней, ребенок знакомится с твердыми и мягкими согласными, звонкими и глухими.
      • Зайцев в своей методике использует попевки и таблицы, для лучшего усвоения материала детьми.
      • На кубиках Зайцева 52 склада, а из кубиков Чаплыгина можно составить только 32.
      • www.o-krohe.ru

    Популярное:

    • Закон возврата мебели Самозащита потребителя Возврат мебели (покупка) Вернуть некачественную мебель в магазин не сложно, достаточно знать следующее: 1. Потребитель имеет право вернуть некачественную мебель продавцу и потребовать возврата уплаченных за нее […]
    • Нотариус в щелково московской области Нотариус г. Щелково 19 мая 2018 года 23 июня прием с 15.30 в связи с заседанием нотариуса в комиссии МоНП. 24 мая прием до 16.40. Нотариус будет в отпуске с 25 мая по 6 июня 2018 года. С 7 июня работаем по графику. 25 апреля 2018 […]
    • Штраф за просрочку по закону Рассчитываем пени и штрафы по Закону № 44-ФЗ Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются […]
    • Декларация на возмещение налога Декларация по НДС в 2017-2018 годах - бланк и образец Декларация по НДС в 2017 году обновилась, и, как показала практика сдачи отчета, далеко не все с этими новшествами разобрались. Не за горами новый отчетный период, который надо […]
    • Полисы осаго 10 Не исключено, что электронный полис ОСАГО можно будет приобрести с 10%-ной скидкой Депутаты Госдумы Игорь Лебедев и Ярослав Нилов предлагают установить правило, согласно которому при составлении договора ОСАГО в виде электронного […]
    • Роскошь налог на машины На какие автомобили будет налог на роскошь в 2018 году Список автомобилей до 5 миллионов Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы […]
    • Принять на работу иностранного гражданина с патентом в 2018 году Трудоустройство иностранных граждан в России в 2018 году Тенденция к привлечению наемных специалистов из зарубежья не теряет своей популярности из года в год. Особенности приема на работу иностранцев прописаны в конкретных законодательных […]
    • Страховая часть пенсии фз Расчёт пенсии По Федеральному закону от 17.12.2001 года № 173 — ФЗ «о трудовых пенсиях в РФ» установлен новый порядок расчета пенсии. На трудовую пенсию по старости имеют право мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, при условии […]