Закон об основах социального обслуживания 1995

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) (утратил силу)

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ
«Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

10, 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 23 июля 2008 г., 25 ноября 2013 г., 21 июля 2014 г.

Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года

Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.

См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (подготовлен экспертами компании «Гарант»)

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

10 декабря 1995 года

Федеральный закон устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ.

Закон регламентирует порядок предоставления материальной и консультативной помощи, осуществления социального обслуживания на дому, в стационарных учреждениях, в учреждениях социального обслуживания.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 19 декабря 1995 г. N 243, в Собрании законодательства Российской Федерации от 11 декабря 1995 г. N 50 ст. 4872

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 10 июля 2002 г. N 87-ФЗ

Изменения вступает в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

«Бабушкинский психоневрологический интернат»

Напишите нам

Отзывы клиентов

Анализ Федерального Закона от 28.12.2013 №442-ФЗ

Анализ Федерального Закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

С 01 января 2015 года вступит в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», он заменяет собой федеральные законы от 2 августа 1995 года 3 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ».

Закон направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в РФ, повышение его уровня, качества и эффективности и устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ, полномочия федеральных органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Законом определяются основные принципы социального обслуживания, уточняется содержание ряда основных понятий, применяемых в сфере социального обслуживания, определяются формы социального обслуживания, виды социальных услуг и условия их предоставления, принципы финансового обеспечения деятельности организаций социального обслуживания.

Новые понятия, используемые в настоящем Федеральном законе:

1) социальное обслуживание граждан — деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;

2) социальная услуга — действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

3) получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги;

4) поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

5) стандарт социальной услуги — основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

6) профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, — система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, орган государственной власти, уполномоченный на осуществление функций в области социального обслуживания субъекта Российской Федерации, определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

Получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются следующие виды социальных услуг:

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

Введенные законом 442-ФЗ:

8) срочные социальные услуги.

Кроме того, Законом введено социальное сопровождение граждан при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основывающееся на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь. Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения.

Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей Закона устанавливается Правительством Российской Федерации.

babushkinskiipni.ru

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 10 декабря 1995 года №195-ФЗ

Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 10.07.2002 г. №87-ФЗ, 25.07.2002 г. №115-ФЗ, 10.01.2003 г. №15-ФЗ, 22.08.2004 г. №122-ФЗ, 23.07.2008 г. №160-ФЗ, 25.11.2013 г. №317-ФЗ, 21.07.2014 г. №256-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 15 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации.

Глава I. Общие положения


Статья 1. Социальное обслуживание

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании

Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе применяются следующие основные понятия:

1) социальные службы — предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица;

2) клиент социальной службы — гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) социальные услуги — действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

4) трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 4. Системы социальных служб

1. Государственная система социальных служб — система, состоящая из государственных предприятий и учреждений социального обслуживания, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации и находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Социальное обслуживание осуществляется также предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

base.spinform.ru

Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Он кардинальным образом меняет систему социального обслуживания населения в нашей стране. На актуальные вопросы реализации данного закона отвечает начальник Управления социальной защиты населения по г.Мегиону Татьяна Масленникова.

1. Татьяна Александровна, в чем новизна принятого закона?

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – 442-ФЗ или Закон) заменяет собой федеральные законы от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

442-ФЗ направлен на развитие системы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, повышение его уровня, качества и эффективности. Он устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в стране, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

Действие Закона распространяется на граждан Российской Федерации, на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев.

2. Какие ключевые понятия вводятся 442-ФЗ?

Законом вводятся такие новые понятия, как «получатель социальных услуг» и «поставщик социальных услуг».

Получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.

В действующем законодательстве используется понятие «клиент социальной службы» — это гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги.

Понятия «клиент» и «трудная жизненная ситуация» сейчас широко применяются, мы к ним привыкли, но в новом Законе они отсутствуют.

Поставщик социальных услуг – это юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

В нашем муниципальном образовании в настоящее время социальные услуги предоставляет бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония», т.е. государственная организация. С нового года поставщиком социальных услуг может быть не только государственная, но и негосударственная коммерческая или некоммерческая, в том числе общественная организация, и индивидуальный предприниматель. За ними с 1 января 2015 г. признаются равные права и обязанности.

Чтобы законно осуществлять деятельность по социальному обслуживанию граждан на территории Югры негосударственные организации или индивидуальные предприниматели должны быть включены в реестр поставщиков социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формирует и ведет который Депсоцразвития Югры. Перечень сведений о поставщиках, которые должны содержаться в реестре, утвержден 442-ФЗ, а порядок включения в реестр – приказом Депсоцразвития Югры от 19.11.2014 № 20-нп. Данные документы опубликованы на сайте Минтруда России и Депсоцразвития Югры. Реестр будет размещен на окружном сайте в открытом доступе, т.к. получатель социальных услуг теперь имеет право выбрать поставщика социальных услуг.

Впервые Законом вводится новое направление работы организаций социального обслуживания – социальное сопровождение граждан, которое предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, и основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь (статья 22 Закона).

Мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

3. Кто и в каком порядке может быть признан нуждающимся в социальном обслуживании?

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, в Управление социальной защиты населения по г.Мегиону Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – Управление) с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (статья 14 Закона). Форма заявления о предоставлении социальных услуг утверждена Минтрудом России.

В Законе отсутствует понятие «трудная жизненная ситуация», как я говорила выше, вместо этого, четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании (статья 15 Закона). К числу таких обстоятельств в частности относятся:

— полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

— наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;

— наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;

— отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;

— наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;

— отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию и др.

Иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан, установлены постановлением Правительства автономного округа от 27.11.2014 № 447-п.

Комиссия при Управлении принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. С учетом оснований, по которым гражданин был признан нуждающимся в социальном обслуживании, Управление определяет индивидуальную потребность в социальных услугах и составляет индивидуальную программу предоставления социальных услуг (статья 16 Закона). Форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг утверждена приказом Минтруда России (статья 7 Закона).

Индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению.

Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг выдается гражданину на руки, содержащиеся в ней мероприятия пересматриваются в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года.

В случае изменения места жительства получателя социальных услуг индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в объеме перечня социальных услуг, установленного в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, до составления индивидуальной программы по новому месту жительства в сроки и в порядке, которые установлены статьей 16 Закона.

4. Каковы действия гражданина после получения индивидуальной программы предоставления социальных услуг?

Гражданин, признанный нуждающимся в социальном облуживании, обращается к поставщику социальных услуг, рекомендованному в индивидуальной программе.

Поставщик социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг заключает с гражданином либо его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг (статья 17 Закона). Примерная форма договора утверждена приказом Минтруда России

В договоре определяются предоставляемые социальные услуги, перечисленные в индивидуальной программе предоставления социальных услуг, их стоимость в случае, если они предоставляются за плату (частичную плату). Поставщики обязаны предоставлять социальные услуги в соответствии с индивидуальной программой и условиями договора, а также порядком предоставления социальной услуги, который утверждается в субъектах РФ.

Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры приняты соответствующие постановления:

— от 18 сентября 2014 г. № 347-п «О порядке предоставления социальных услуг несовершеннолетним, признанным нуждающимися в социальном обслуживании, в организациях социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, негосударственных (коммерческих и некоммерческих), в том числе социально ориентированных некоммерческих организациях, предоставляющих социальные услуги, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание…»;

— от 26 сентября 2014 г. № 356-п «Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре …»

— от 27 июня 2014 г. № 238-п «О внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 17 ноября 2008 года № 235-п «О порядке и условиях предоставления социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» и др.

В субъектах Российской Федерации, в том числе и в Югре, на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг, будет формироваться и вестись регистр получателей социальных услуг (статья 26 Закона).

Порядок формирования и ведения регистра получателей социальных услуг Ханты-Мансийского автономного округа – Югры утвержден приказом Депсоцразвития Югры от 19 ноября 2014 г. № 20-нп. Сбор, хранение, обработка и представление информации о получателях социальных услуг при ведении регистра будет осуществляться в соответствии с требованиями Федеральных законов от 27 июля 2006 г.№ 152-ФЗ «О персональных данных», от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

В городе Мегионе формировать и вести регистр будет Управление.

5. Татьяна Александровна, вы сказали, что социальные услуги могут предоставляться бесплатно и на условиях оплаты. Расскажите об этом подробнее.

Законом установлено, что отдельным категориям граждан социальные услуги предоставляются на бесплатной основе. К таким категориям относятся:

— лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;

— граждане, среднедушевой доход которых ниже установленной предельной величины (статья 31 Закона).

Для Ханты-Мансийского автономного округа – Югрыразмер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно установлен в размере полуторной величины прожиточного минимума (Закон автономного округа от 26 сентября 2014 года № 76-оз). Отмечу, что в настоящее время бесплатные услуги получают граждане, доход которых ниже одного прожиточного минимума. Таким образом, с 1 января 2015 года численность граждан, имеющих право на получение социальных услуг бесплатно, увеличится.

Помимо этого, окружное законодательство установило категории граждан, которым социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме, входящие в перечень социальных услуг, предоставляются бесплатно, независимо от величины среднедушевого дохода получателя социальной услуги. Это:

— инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны;

— инвалиды боевых действий;

— члены семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов и ветеранов боевых действий;

— бывшие несовершеннолетние узники фашизма.

Размер платы за предоставление социальных услуг, порядок её взимания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре установлены постановлением Правительства автономного округа от 31 октября 2014 г. № 393-п.

6. Претерпел ли изменения перечень социальных услуг?

В Законе с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), раскрыто содержание социальных услуг и определены условия их предоставления – стационарные, полустационарные, по месту проживания (на дому), что облегчает понимание людьми своих прав в области социального обслуживания, возможностей и условий для решения возникших у них проблем.

Перечислю виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения и др.).

Необходимо отметить, что предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи осуществляется в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг, без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг.

В нашем регионе Перечень социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре, утвержден Законом автономного округа от 19 ноября 2014 г. №93-оз. С учетом подвидов услуг этот перечень насчитывает более 50 услуг (сейчас 110 видов социальных услуг).

7. Кто будет осуществлять контроль в сфере социального обслуживания граждан, соблюдение норм нового Закона?

Закон содержит нормы, предусматривающие осуществление контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, в том числе общественного контроля.

Региональный государственный контроль осуществляется уполномоченным органом, в нашем округе – Департаментом социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (постановление Правительства автономного округа от 27 ноября 2014 г. № 457-п «О порядке организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»).

Что касается контроля общественности, то эти механизмы в нашей отрасли внедрены еще в 2013 году во исполнение майских указов Президента: независимая экспертиза деятельности учреждения социального обслуживания осуществляется ежегодно в установленном порядке, к ней подключены представители попечительских советов, Общественного совета при Депсоцразвития Югры. По ее результатам формируются рейтинги учреждений, выносятся рекомендации по повышению качества обслуживания.

8. В связи с вступлением в силу 442-ФЗ стоит ли волноваться тем гражданам, которые в настоящее время находятся на обслуживании в БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония»?

Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем услуг, установленным по состоянию на 31 декабря 2014 года. Поэтому с теми гражданами, которые находятся на постоянном социальном обслуживании на дому, в отделении временного проживания и будут находиться на 1 января 2015 г., в декабре 2014 года организована работа по подаче заявления новой формы в Управление, рассмотрение его на комиссии, составлению индивидуальной программы получения социальных услуг и заключению соответствующего договора с Комплексным центром. При этом для этих получателей социальных услуг вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг не могут быть выше размеров, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 года, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Таким образом, волноваться гражданам пожилого возраста и инвалидам, находящимся на обслуживании в Центре, не стоит, с каждым будет проведена индивидуальная, в том числе разъяснительная работа.

9. Татьяна Александровна, если все-таки у граждан или потенциальных поставщиков социальных услуг возникнут вопросы, куда можно обратиться?

По всем интересующим вопросам граждане могут обратиться в:

— Управление социальной защиты населения по г. Мегиону, расположенное по адресу: г. Мегион, ул. Новая, д.2, 2-ой этаж, каб. №№ 217, 218, или по телефонам: 2-10-88; 2-18-69. Также граждане могут записаться на личный приём к руководителям Управления по телефону 2-13-30;

— БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Гармония», расположенное по адресу: г. Мегион, ул. Кузьмина, 40, телефон 4-32-80. Также сообщаем, что всю интересующую информацию о деятельности учреждения граждане могут получить на официальном сайте БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Гармония».

Еще раз обращаю внимание мегионцев, что все законодательные и нормативные правовые акты, принятые в целях реализации 442-ФЗ, размещены в отдельной вкладке на сайтах Минтруда России и Депсоцразвития Югры, отдельная информация, объявления Управлением размещается на сайте администрации города и в городских средствах массовой информации.»

admmegion.ru

К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 03.02.2015

Статья просмотрена: 815 раз

Библиографическое описание:

Анбрехт Т. А., Пяткова Ю. С. К вопросу о реформировании законодательства о социальном обслуживании: предпосылки, реалии и перспективы [Текст] // Актуальные вопросы юридических наук: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 112-114. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/140/7315/ (дата обращения: 25.07.2018).

Развитие института социального обслуживания граждан представляется актуальным, так как достигается одна из главных целей социальной политики — повышение качества жизни граждан. Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Это в полной мере соответствует требованиям важнейших международных правовых актов. В соответствии со ст. 22 Всеобщей декларации прав человека каждый человек как член общества имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства [1].

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный Закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [2]. Актуальность подготовки и принятия федерального закона, регулирующего общественные отношения в сфере социального обслуживания населения, не вызывает сомнения. Федеральный закон от 10.12.1995 г. N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и Федеральный закон от 02.08.1995 г. N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» не отвечали современным потребностям общества, содержали неопределенные и противоречивые правовые нормы, что на практике не позволяло в полной мере удовлетворить потребности граждан в социальных услугах [3]. Принятие Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» должно создать правовую основу реформирования системы социального обслуживания.

Представляется важным обратиться к основным новациям закона. Так, в соответствии с п.5 ст.5 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» система социального обслуживания включает в себя наряду с организациями социального обслуживания, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти и организациями социального обслуживания, находящимися в ведении субъекта Российской Федерации, и негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги. Как отмечает А. Вовченко создание негосударственного сектора социального обслуживания позволит государству направлять деньги на оказание социальных услуг не только государственным учреждениям, но и некоммерческим, а также частным организациям [8].

Таким образом, к субъектами социального обслуживания выступают получатель социальных услуг — гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги, и поставщик социальных услуг — юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуального предпринимателя, осуществляющего социальное обслуживание.

В субъектах Российской Федерации должен быть сформирован регистр получателей социальных услуг и реестр поставщиков социальных услуг, подлежащий опубликованию на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Приказом Министерства труда России от 25.07. 2014 г. № 484н утверждены рекомендации по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг [4]. Ведение регистра получателей социальных услуг осуществляется в соответствии с Приказом Министерства труда России от 25.07.2014г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг» [5].

Следует отметить, что Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не содержит понятия «трудная жизненная ситуация». Согласно ст. 15 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании при наличии определенных обстоятельств. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию.

Нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации могут быть установлены иные обстоятельства, наличие которых может быть признано ухудшающим или способным ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Социальные услуги согласно ст. 17 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Индивидуальная программа составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг — обязательный характер. Индивидуальная программа должна включать указание на форму социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10.11.2014 г. № 874н утверждена форма договора о предоставлении социальных услуг, а также форма индивидуальной программы предоставления социальных услуг [6].

По мнению Д. А. Муратовой проводимая реформа законодательства в сфере социального обслуживания должна обеспечить возможность каждому участвовать в формировании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, а также самостоятельно выбирать набор услуг, а также того, кто эти услуги будет исполнять [10].

Кроме того, в Федеральном законе «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» определены условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях [2].

Социальные услуги предоставляются бесплатно, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже, либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации, если же этот размер превышен, то социальные услуги предоставляются на платной основе [7].

Следует согласиться, что отдельными недостатками Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является наличие в нем категорий оценочного характера и иных юридико-лингвистических неопределенностей. Основная тенденция в реформировании законодательства о социальном обслуживании, так или иначе, должна идти в направлении перехода от традиционного воплощения института социального обслуживания, который действует как вспомогательный институт, адаптационный по своему характеру к новой модификации института социального обслуживания [9].

Таким образом, реформирование законодательства в сфере предоставления социальных услуг гражданам в Российской Федерации, направлено на развитие системы социального обслуживания граждан, повышение его уровня, качества и эффективности.

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 1998.

2. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ.2013. N 52 (часть I). Ст. 7007.

3. Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // «Российская газета». N 243. 1995(утр. силу с 01.01.2015); Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» // Российская газета. № 150. 1995. (утр. силу с 01.01.2015).

4. Приказ Минтруда РФ от 25.07.2014г. № 484н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению реестра поставщиков социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

5. Приказ Минтруда РФ от 25.07.2014г. № 485н «Об утверждении рекомендаций по формированию и ведению регистра получателей социальных услуг» // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2014. № 12.

6. Приказ Минтруда РФ от 10.11.2014 г. № 874н «О примерной форме договора о предоставлении социальных услуг, а также о форме индивидуальной программы предоставления социальных услуг» // Российская газета. 2015. № 1.

7. Письмо Минтруда РФ от 05.02. 2014 г. № 12–5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

8. А. В. Вовченко Интервью на круглом столе, посвященном обсуждению положений федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Электронный ресурс [http://social.gov39.ru/index.php/ministerstvo/social/arkhiv-novostej/item/1142-zamministra-aleksej-vovchenko-vazhno]

9. Зубарев С. М. К вопросу о совершенствовании правовой основы государственного управления в социальной сфере: обсуждаем проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»// Государственная власть и местное самоуправление. 2013. N 6. С.31–34.

10. Муратова Д. А. Минздравсоцразвития России представило проект нового Закона об основах социального обслуживания населения // СПС КонсультантПлюс. 2012.

Похожие статьи

Основные направления подготовки субъекта Российской.

Роль социальной работы в России и статус специалиста по.

Российская Федерация, социальное обслуживание, социальное обслуживание граждан, услуга, индивидуальная программа предоставления, индивидуальная программа, полная мера, платная основа.

Проблемы правоприменения в сфере социального обслуживания

Социальное обслуживание основывается на заявительном принципе. Предоставление социальных услуг и отказ от них возможны только с учетом волеизъявления получателя. О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель).

Право на жилище в Российской Федерации и проблемы его.

Российская Федерация, социальное обслуживание.

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки.

Ключевые слова:социальная помощь, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства, современное законодательство. На сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам.

Ключевые слова: социальное обслуживание, ювенальная.

социальное сопровождение, социальное обслуживание граждан, Российская Федерация, социальное обслуживание, внесение изменений, часть, государственная власть субъектов РФ, межведомственное взаимодействие.

Право на социальное обслуживание как элемент.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам.

Анализ социального обслуживания пожилых граждан.

Социальное обслуживание населения как одно из составляющих социальной поддержки населения представляет собой механизм защиты при неблагоприятных факторах социальной среды, направленный на оказание социально-бытовых, социально-медицинских.

moluch.ru

Популярное:

  • Закон 442 отзывы Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (постатейный). - "Деловой двор", 2014 г. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря […]
  • Федеральный закон об основах социального обслуживания населения в рф Социальное обслуживание по новым правилам 25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев, занимавший на тот момент пост президента, […]
  • Закон об образования рт Закон РТ от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2014 г., 16 марта, 8 октября 2015 г., 6 […]
  • Федеральный закон 159-ф3 Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями) Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N […]
  • Статья 20 защита прав потребителей Статья 28 - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля, 16 […]
  • 426 федеральный закон от 281213 Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ"О специальной оценке условий труда" С изменениями и дополнениями от: 23 […]
  • Приказ мчс о премировании 2014 Приказ МЧС России от 28 ноября 2013 г. № 764 “О внесении изменений в Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, утвержденный приказом МЧС России от […]
  • Областного закона 23-оз Постановление Правительства Свердловской области от 23 апреля 2014 г. N 315-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 23.08.2013 N 1033-ПП "О реализации статей 3 и 7 Закона Свердловской области от 25 […]