Полномочия руководителя субъекта рф

Полномочия руководителя субъекта рф

Губернатор Курской области возглавляет высший исполнительный орган государстенной власти Курской области — Администрацию Курской области и осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области руководство её деятельностью.

Определяет основные направления экономического развития, финансовой, инвестиционной, кредитной, налоговой политики, выпуска и размещения ценных бумаг и других активов Курской области, ведет переговоры по привлечению кредитов и инвестиций в экономику Курской области.

Определяет основные направления внутренней политики и развития международных и внешнеэкономических связей Курской области.

Представляет Курскую область в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени Курской области.

Обеспечивает взаимодействие органов исполнительной государственной власти Курской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, правоохранительными и контролирующими органами, органами судебной власти, а также органами местного самоуправления.

Вносит законопроекты в Курскую областную Думу, обнародует законы Курской области, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет в установленном порядке законы Курской области, принятые Курской областной Думой.

Участвует в формировании Избирательной комиссии Курской области в соответствии с законодательством Российской Федерации и Курской области.

В пределах компетенции координирует деятельность органов исполнительной государственной власти Курской области с органами власти муниципальных образований, организациями, учреждениями, хозяйствующими субъектами, находящимися на территории Курской области.

Издает постановления и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Курской области должностными лицами и органами исполнительной государственной власти Курской области, а также предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, органами местного самоуправления и гражданами

Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Курской области.

1. Гражданин Российской Федерации наделяется полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению Президента Российской Федерации законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации.
. 3. Высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет.
4. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не может быть одновременно депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности данного субъекта Российской Федерации или государственные должности государственной службы субъекта Российской Федерации, а также выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Ограничения, установленные настоящим пунктом в части, касающейся замещения государственных должностей федеральной государственной службы, не применяются в случаях, установленных указами Президента Российской Федерации.
Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
5. Гражданин Российской Федерации может быть наделен полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок не более пяти лет.
Федеральный закон Российской Федерации Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ (ст. 18)

www.rkursk.ru

Полномочия руководителя Управления

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах главный судебный пристав субъекта Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее — служба судебных приставов субъекта Российской Федерации).

— осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

— организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

— организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина — ответчика по гражданскому делу;

— издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

— имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта Российской Федерации;

— обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы,запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

— организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

— осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом «О судебных приставах», Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с приказом ФССП России от 15.06.2011 № 270 (ред. от 04.09.2012) «О наделении руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями представителя нанимателя» руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав субъекта Российской Федерации (далее — руководитель) осуществляет следующие полномочия представителя нанимателя:

1. В части, касающейся федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) территориального органа Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган), замещающих должность заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации:

— направляет в служебные командировки на территории Российской Федерации;

— утверждает ежегодно график отпусков;

— осуществляет премирование и оказание материальной помощи в пределах утвержденного фонда оплаты труда территориального органа;

— принимает решение о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (в том числе части ежегодного отпуска) с соответствующими выплатами, отпуска без сохранения денежного содержания, иных отпусков;

— принимает решение о возложении обязанностей руководителя территориального органа на заместителя руководителя территориального органа на период временного отсутствия руководителя территориального
органа (командировка, отпуск, болезнь);

— осуществляет временный перевод гражданских служащих на срок до одного года для исполнения обязанностей заместителя руководителя территориального органа;

— принимает решение об отстранении от замещаемой должности (недопущении к исполнению должностных обязанностей) в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с докладом директору Федеральной службы судебных приставов — главному судебному приставу Российской Федерации);

— исчисляет стаж государственной гражданской службы Российской Федерации гражданских служащих (за исключением зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов замещения должностей) для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

— организует проведение квалификационного экзамена для решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина юстиции или классного чина государственной гражданской службы;

2. В части, касающейся гражданских служащих территориального органа, замещающих должность руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов -заместителя главного судебного пристава субъекта Российской Федерации осуществляет ведение трудовых книжек.

Время создания/изменения документа: 21 июля 2011 17:32 / 05 сентября 2013 09:07

r08.fssprus.ru

Полномочия руководителя Управления (Отдела)

(установлены п.3.4. Положения об Управлении Федеральной службы
судебных приставов по Белгородской области, утвержденным приказом
ФССП России от 02.10.2013 № 352)

3.4. Руководитель осуществляет следующие полномочия:
3.4.1. Осуществляет организацию и непосредственное руководство деятельностью территориального органа;
3.4.2. Распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает полномочия других должностных лиц территориального органа по решению оперативных, организационных, кадровых, финансовых, производственно-хозяйственных и иных вопросов, относящихся к компетенции территориального органа;
3.4.3. Вносит (представляет) директору Федеральной службы судебных приставов — главному судебному приставу Российской Федерации:
проект положения о территориальном органе;
предложения о предельной численности и фонде оплаты труда гражданских служащих и работников территориального органа, его структуре и штатном расписании;
предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя — заместителей главного судебного пристава Белгородской области;
полугодовой план работы территориального органа, а также отчет о его исполнении;
предложения о формировании проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования территориального органа;
предложения о представлении к присвоению классных чинов, почетных званий, награждении государственными наградами Российской Федерации и ведомственными наградами гражданских служащих и работников территориального органа, а также лиц, оказывающих содействие территориальному органу в решении возложенных на него задач;
3.4.4. Утверждает:
положения о подразделениях аппарата управления территориального органа и структурных подразделениях территориального органа, должностные регламенты гражданских служащих и должностные инструкции работников территориального органа;
регламент работы и служебный распорядок территориального органа;
состав аттестационной комиссии, инвентаризационной комиссии по проверке вооружения, боеприпасов и специальных средств и иных комиссий, обеспечивающих деятельность территориального органа;
положения о совещательных и консультативных органах территориального органа;
график отпусков гражданских служащих территориального органа;
3.4.5. Дает поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, и организует производство по делам об административных правонарушениях в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3.4.6. Обеспечивает и контролирует в соответствии с законодательством Российской Федерации:
объединение в сводное исполнительное производство исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в различных структурных подразделениях территориального органа в отношении одного должника или нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя, и его ведение;
работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, осуществлению пропускного режима, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, в том числе в сокращенной форме, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений территориального органа;
исполнение решения директора Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава Российской Федерации об охране зданий, помещений судов в круглосуточном режиме;
деятельность должностных лиц территориального органа по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта гражданина-ответчика по гражданскому делу;
работу специализированных отделов оперативного дежурства, в том числе по вопросам обеспечения безопасности должностных лиц Федеральной службы судебных приставов;
учет, контроль и представление в центральный аппарат Федеральной службы судебных приставов специальных донесений, информационных сообщений, донесений;
3.4.7. Организует проведение инвентаризации вооружения, боеприпасов и специальных средств один раз в год;
3.4.8. Обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации противодействие коррупции, реализует меры по профилактике коррупции среди работников территориального органа;
3.4.9. Обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;
3.4.10. Издает в пределах своей компетенции приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности территориального органа;
3.4.11. Отменяет или изменяет не соответствующие законодательству Российской Федерации решения должностных лиц территориального органа, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;
3.4.12. Представляет территориальный орган в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях;
3.4.13. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе и трудовым законодательством Российской Федерации вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы и осуществлением трудовой деятельности в территориальном органе, в том числе:
назначает на должность и освобождает от должности гражданских служащих и работников территориального органа, заключает и расторгает служебные контракты (трудовые договоры) с ними, осуществляет психологическое обеспечение их работников, организует их профессиональную подготовку;
устанавливает гражданским служащим и работникам территориального органа в соответствии с законодательством Российской Федерации надбавки, премии, иные вознаграждения и дополнительные выплаты в пределах средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание территориального органа;
решает в пределах своей компетенции вопросы о присвоении классных чинов гражданским служащим территориального органа;
обеспечивает мероприятия по проведению аттестации гражданских служащих территориального органа, участвует в работе аттестационной комиссии;
в пределах полномочий формирует кадровый резерв для замещения должностей в территориальном органе;
применяет к гражданским служащим и работникам территориального органа меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
3.4.14. Организует исполнение нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерации, приказов, указаний и распоряжений ФССП России;
3.4.15. Заключает договоры и соглашения по вопросам деятельности территориального органа, финансово-хозяйственные договоры;
3.4.16. Распределяет бюджетные ассигнования, выделенные на содержание территориального органа;
3.4.17. Принимает участие (направляет уполномоченных им лиц для участия) в совещаниях, проводимых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), а также в работе консультативно-совещательных, координационных органов, создаваемых высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, коллегий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в заседаниях комиссий и рабочих групп, образованных этими органами;
3.4.18. Приглашает руководителей (представителей) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к участию в работе совещаний, комиссий и рабочих групп территориального органа;
3.4.19. Осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, а также принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Время создания/изменения документа: 20 февраля 2013 14:33 / 18 сентября 2015 11:36

r31.fssprus.ru

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» главный судебный пристав субъекта Российской Федерации возглавляет территориальный орган Федеральной службы судебных приставов по соответствующему субъекту Российской Федерации (далее — служба судебных приставов субъекта Российской Федерации).

Главный судебный пристав субъекта Российской Федерации:

осуществляет руководство деятельностью службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц;

организует и контролирует работу по обеспечению установленного порядка деятельности судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, производстве предварительного расследования в форме дознания, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;

организует и контролирует выполнение решения главного судебного пристава Российской Федерации об охране здания, помещений суда в круглосуточном режиме;

организует и контролирует деятельность должностных лиц службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации по розыску должника, его имущества или розыску ребенка, а также по розыску на основании судебного акта по гражданскому делу гражданина — ответчика и (или) ребенка;

при осуществлении контроля за принудительным исполнением судебных актов, актов других органов и должностных лиц в случае необходимости совершает отдельные исполнительные действия;

издает приказы, указания и распоряжения по вопросам организации деятельности службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;

имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица службы судебных приставов субъекта (службы судебных приставов субъектов) Российской Федерации;

обеспечивает в пределах своей компетенции межведомственную координацию деятельности органов и организаций, выполняющих требования судебных актов, актов других органов и должностных лиц, имеет право в этих целях образовывать совещательные и консультативные органы, запрашивать статистическую и другую необходимую информацию;

взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам согласования видов обязательных работ и перечня организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы;

организует в пределах своей компетенции контроль в установленной сфере деятельности;

осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «Об исполнительном производстве», а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

В соответствии с приказом ФССП России от 15.06.2011 № 270 «О наделении руководителей территориальных органов Федеральной службы судебных приставов — главных судебных приставов субъектов Российской Федерации отдельными полномочиями представителя нанимателя» руководитель территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главный судебный пристав субъекта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия представителя нанимателя:

— в части, касающейся федеральных государственных гражданских служащих (далее — гражданские служащие) территориального органа Федеральной службы судебных приставов (далее — территориальный орган), замещающих должность заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации:

направляет в служебные командировки на территории Российской Федерации;

утверждает ежегодно график отпусков;

принимает решение о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (в том числе части ежегодного отпуска) с соответствующими выплатами, отпуска без сохранения денежного содержания, иных отпусков;

принимает решение о возложении обязанностей руководителя территориального органа на заместителя руководителя территориального органа на период временного отсутствия руководителя территориального органа (командировка, отпуск, болезнь);

осуществляет временный перевод гражданских служащих на срок до одного года для исполнения обязанностей заместителя руководителя территориального органа;

принимает решение об отстранении от замещаемой должности (недопущении к исполнению должностных обязанностей) в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с докладом директору Федеральной службы судебных приставов — главному судебному приставу Российской Федерации);

исчисляет стаж государственной гражданской службы Российской Федерации гражданских служащих (за исключением зачета в стаж государственной гражданской службы иных периодов замещения должностей) для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;

организует проведение квалификационного экзамена для решения вопроса о присвоении гражданскому служащему классного чина юстиции или классного чина государственной гражданской службы;

— в части, касающейся гражданских служащих территориального органа, замещающих должность руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, заместителя руководителя территориального органа Федеральной службы судебных приставов — заместителя главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации:

осуществляет ведение трудовых книжек.

Время создания/изменения документа: 05 марта 2013 05:55 / 22 сентября 2016 13:35

r04.fssprus.ru

Порядок досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ

Возможность досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ является одной из форм влияния на данных руководителей. Процедура досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ соответствует правовым нормам Конституции РФ (п. 2 ст. 77).
Очевидно, что внесение изменений в Федеральный закон от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» продиктовано необходимостью построения единой централизованной системы организации исполнительной власти на уровне Российской Федерации и субъектов Федерации. Автор анализирует механизмы влияния и следствия, вытекающие из возможности досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица, предоставленной законом.

Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации»[1], полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) могут быть прекращены в следующих случаях:

1. Смерти данного лица.

2. Его отставки в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ.

3. Его отставки по собственному желанию.

4. Отрешения его от должности Президентом РФ.

5. Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным.

6. Признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим.

7. Вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.

8. Его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства.

9. Утраты им гражданства Российской Федерации.

10. Его отзыва избирателями субъекта РФ на основаниях и в порядке, установленных Федеральным законом от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», а также законом субъекта РФ.

Следовательно, в настоящее время решение о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) вправе принять законодательный орган субъекта РФ в связи с выражением недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ; Президент РФ на основании ст. 29.1 Федерального закона 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации».

В соответствии с п. 2 ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации»[2] Президент РФ вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю органа государственной власти субъекта РФ) в случае издания данным лицом нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

При этом в случае уклонения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) в течение двух месяцев со дня издания указа Президента РФ о приостановлении действия нормативного акта органа исполнительной власти субъекта РФ от издания нормативного правового акта или от внесения в указанный акт изменений, если в течение этого срока высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) не обратилось в соответствующий суд для разрешения спора, Президент РФ также вправе вынести предупреждение высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ).

Срок вынесения предупреждения равен шести месяцам.

В соответствии с п. 3 ст. 29.1 Федерального закона от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» Президент РФ, если в течение месяца со дня вынесения предупреждения высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа субъекта РФ) указанное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения, Президент РФ отрешает высшее должностное лицо субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) от должности.

Конституционный суд РФ неоднократно в своих постановлениях указывал на конституционность и легитимность данной процедуры отрешения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ).

В своем постановлении от 18 января 1996 г . №2-П[3] Конституционный суд РФ сформулировал правовую позицию таким образом, что досрочное прекращение полномочий выборных должностных лиц исполнительной власти субъектов РФ в связи с их незаконными решениями и действиями является допустимым шагом при рассмотрении данного дела. Конституционный суд РФ пришел к выводу, что нормы Устава (Основного закона) Алтайского края, закрепляющие возможность досрочного освобождения главы администрации Алтайского края от должности на основании решений судов, подтверждающих наличие в его действиях признаков грубого нарушения Конституции РФ, федеральных законов, Устава, законов Алтайского края, не противоречат Конституции РФ[4].

Данная правовая позиция была подтверждена Конституционным судом РФ в своем постановлении от 7 июня 2000 г .[5] по делу о проверке отдельных положений Конституции республики Алтай и Федерального закона от 6 октября 1999 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», а также в Определении от 14 января 1999 г . по запросу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного закона) Калининградской области[6].

Конституционный суд РФ в постановлении от 4 апреля 2002 г . №8-П[7] конкретизировал свою позицию относительно процедуры досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ). Досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) в качестве применяемой в целях защиты Конституции РФ меры федерального воздействия, как следует из пунктов 2 и 3 ст. 29.1 Федерального закона №184, реализуется на основе взаимосвязанных нормативных и правоприменительных решений высших федеральных органов государственной власти. В частности, процедура отрешения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) предполагает такие обязательные элементы:

— признание судом акта, изданного высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа субъекта РФ), противоречащим Конституции РФ и федеральным законам;

— подтверждение в судебном порядке неисполнения решения суда, т.е. непринятия мер для исключения признанного недействующим нормативного акта из правовой системы Российской Федерации при условии, что высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа субъекта РФ) не обратилось в суд для разрешения спора;

— вынесение Президентом РФ предупреждения в адрес этого лица в связи с непринятием им мер по отмене приостановленного указом Президента РФ соответствующего нормативного акта.

Кроме того, как отмечает в своем Постановлении №8-П[8] Конституционный суд РФ по смыслу рассматриваемых положений, для применения такой меры федерального воздействия, как досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ), необходимо, чтобы признанный в судебном порядке неправомерный нормативный акт повлек тяжкие конституционно значимые последствия.

Следовательно, Федеральный закон от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» не допускает применения такой меры федерального воздействия в связи с формальными противоречиями нормативного акта высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ).

Аналогичным образом Президент РФ, руководствуясь п. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», может инициировать процедуру досрочного прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Более того, как было отмечено Конституционным судом РФ в постановлении №8-П[9] от 4 апреля 2002 г ., процедура прекращения полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ похожа на процедуру отрешения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ), т.е. так же необходимо судебное решение, в котором признавалось бы противоречие нормативного акта, принятого законодательным органом субъекта РФ, Конституции РФ, федеральным законам, законам субъекта РФ и т.д. Тем самым, как отмечает Конституционный суд РФ, при решении вопросов досрочного прекращения полномочий органов государственной власти субъектов РФ должен обеспечиваться паритет и соразмерность федерального вмешательства в деятельность органов государственной власти субъекта РФ.

Однако в октябре 2004 г . в Государственную Думу Федерального Собрания РФ был внесен законопроект №93081-4 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[10].

В частности, данным законопроектом предусматривается внесение п. 5 ст. 19 и п. 3.1 ст. 29.1 в Федеральный закон от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» в новой редакции.

В законопроекте №93081-4 п. 5 ст. 19 предлагается изложить в следующей редакции: «Решение законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации о недоверии высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения вопроса об отрешении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности».

Кроме того, п. 3.1 ст. 29.1 в редакции законопроекта №93081-4 предлагается изложить таким образом: «Президент Российской Федерации вправе отрешить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) от должности в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с утратой доверия Президента Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение своих обязанностей, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом».

В случае принятия изменений в ст. 19 и 29.1 ФЗ от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», во-первых, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ будет лишен права отзыва высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), при этом право роспуска законодательного органа субъекта РФ, согласно п. 2 ст. 9 ФЗ от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», у главы исполнительной власти субъекта РФ останется; во-вторых, Президент РФ будет обладать большим влиянием как на законодательный (представительный), так и на исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

На первый взгляд может сложиться впечатление, что данными поправками введена облегченная процедура отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). На самом деле, внесение изменений в Федеральный закон от 06.10.99 №184 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации» продиктовано необходимостью построения единой централизованной системы организации исполнительной власти на уровне Российской Федерации и субъектов РФ. В соответствии с п. 2 ст. 77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Необходимо подчеркнуть, что единство системы исполнительной власти гарантируется верховенством Конституции РФ и федеральных законов (ч. 2 ст. 4 Конституции РФ) и обязательностью для исполнения на всей территории Российской Федерации указов и распоряжений Президента РФ (ч. 2 ст. 90 Конституции РФ).

Как отметил Президент РФ в своем интервью директору информационных программ «Первого канала» К. Клейменову, главному редактору службы информации НТВ Т. Митковой и политическому обозревателю телеканала «Россия» Н. Сванидзе: «…Система выборности, прямого избрания руководителей регионов складывалась постепенно и отчасти даже стихийно. Это вызвало к жизни другой процесс. Как только в регионах руководителей начали избирать, так на федеральном уровне власти возникла мысль: это отрезанный ломоть, мы не можем никак на них влиять, они нам не подчиняются, мы не можем ни назначить, ни снять…»[11].

Возможность досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ является одной из форм влияния на данных руководителей. Процедура досрочного прекращения полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ соответствует правовым нормам Конституции РФ (п. 2 ст. 77 Конституции РФ).

Таким образом, Президент РФ вправе издавать указы о досрочном прекращении полномочий высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа) субъекта РФ, в том числе на основании решения законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ о недоверии высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта РФ. Тем самым будет укреплена единая вертикаль исполнительной власти на территории всей Российской Федерации.

[1] Собрание Законодательства Российской Федерации. 1999. №42. Ст. 5005.

[3] Вестник Конституционного суда Российской Федерации. 1996. №1. С. 31.

www.law.edu.ru

Популярное:

  • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
  • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
  • Книжка малышка по правилам дорожного движения Книжка-малышка по правилам дорожного движения Работа выполнена на районный конкурс книжка по правилам дорожного движения "Знаки разные нужны, знаки всякие важны!" Предварительный просмотр: Знаки разные нужны, знаки всякие […]
  • Опека и попечительство гражданское право шпаргалка Гражданское право, Гатин А.М., 2009 Гражданское право, Гатин А.М., 2009. Предлагаемое учебное пособие составлено в соответствии с требованиями и программой Государственного образовательного стандарта, утвержденного Министерством […]
  • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
  • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
  • Мфц субсидия Порядок оформления субсидии на оплату коммунальных услуг Стоимость коммунальных услуг на сегодняшний день в России многих граждан зачастую ставит в трудное финансовое положение. Высокие цены на газ, электричество, отопление и воду нередко […]
  • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]