Акт о ликвидации опо

Акт о ликвидации опо

Так называемый проект ликвидации ОПО разрабатывается специализированной проектной организацией, имеющей допуски СРО, штат квалифицированных специалистов и опыт соответствующих работ. Как правило, в проекте устанавливаются сроки, способы и последовательность выполнения работ на каждом этапе ликвидации объекта.

Документация на ликвидацию опасного производственного объекта должна содержать перечень мероприятий:

  • по освобождению ОПО от опасных веществ;
  • по подготовке оборудования ОПО к демонтажу и осуществлению процесса демонтажа;
  • по отключению ОПО от инженерных систем;
  • по сносу зданий и сооружений на ОПО;
  • по утилизации демонтированного оборудования и отходов после ликвидации.
  • Проект ликвидации ОПО в общем виде должен предусматривать:

  • меры, обеспечивающие промышленную безопасность и направленные на предупреждение аварий и ликвидацию их последствий;
  • меры, обеспечивающие безопасность с учетом геолого-сейсмических и климатических факторов;
  • меры, направленные на охрану окружающей среды;
  • меры, обеспечивающие пожарную безопасность;
  • меры по применению современных методов организации и технологии работ, чтобы уменьшить продолжительность ликвидации ОПО и т.д.
  • Проектная документация на ликвидацию ОПО, как правило, разрабатывается с учетом положений следующих нормативно-правовых актов:

  • Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
  • Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и подзаконные акты (ФНП, технические регламенты и т.д.).
  • Технические регламенты Таможенного союза (ТР ТС 010/2011, ТР ТС 032/2013 и др.)
  • МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ».
  • Обратите внимание: в процессе ликвидации ОПО организация, которая разработала соответствующую документацию, должна осуществлять авторский надзор (п. 3 ст. 8 ФЗ №116)

    Согласно п. 1 статьи 8 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ, документация на ликвидацию ОПО (изменения, вносимые в такую документацию) подлежит экспертизе промышленной безопасности.

    При этом ликвидация объекта без положительного заключения ЭПБ, внесенного в установленном порядке в реестр Ростехнадзора, не допускается.

    Обратите внимание: разработка проекта ликвидации ОПО и проведение ЭПБ такой документации должны осуществляться разными организациями.

    В ходе экспертизы документации на ликвидацию ОПО проводится анализ мероприятий, направленных на обеспечение промбезопасности при остановке объекта и исключение аварий и инцидентов при осуществлении «ликвидационных» работ (п. 21.5 Приказа Ростехнадзора от 14 ноября 2013 г. № 538 «Об утверждении ФНП «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности»).

    pro-nadzor.ru

    Проект на ликвидацию опасного производственного объекта

    Ликвидация опасного производственного объекта начинается с разработки проекта ликвидации. Проект ликвидации опасного объекта содержит перечень мероприятий по:

    • освобождению объекта от опасных веществ;
    • подготовке оборудования к демонтажу;
    • отключению инженерных систем;
    • сносу зданий и сооружений;
    • утилизации оборудования и отходов.
    • Документация на ликвидацию опасного производственного объекта разрабатывается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию» (с изм.) и МДС 12-46.2008 «Методические рекомендации по разработке и оформлению проекта организации строительства, проекта организации работ по сносу (демонтажу), проекта производства работ» и требованиями нормативных документов в области промышленной безопасности.

      На проекты ликвидации производственных объектов, в обязательном порядке проводится экспертиза промышленной безопасности. Заключение экспертизы на проект ликвидации ОПО вносится в реестр экспертиз в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

      На основании проекта выполняются работы по ликвидации опасного объекта. Работы выполняются специализированной организацией. По окончании работ по ликвидации подписывается Акт.

      На финальном этапе опасный объект исключается из государственного реестра ОПО.

      Состав проекта ликвидации опасного объекта:

      1. Основание для ликвидации производственного объекта;
      2. Характеристики опасных объектов, подлежащих ликвидации;
      3. Перечень мероприятий по ликвидации опасных объектов;
      4. Перечень мероприятий по обеспечению защиты ликвидируемых объектов от проникновения людей и животных, а также защите окружающей среды;
      5. Описание и обоснование принятого метода ликвидации опасного объекта;
      6. Расчеты и обоснования размеров зон в зависимости от принятых методов ликвидации;
      7. Оценка вероятности повреждения инженерной инфраструктуры при ликвидации опасного объекта;
      8. Описание и обоснование методов защиты инженерно-технических сетей;
      9. Обоснование и описание выбора безопасных методов ведения работ по ликвидации опасного объекта;
      10. Перечень мероприятий по обеспечению безопасности населения;
      11. Описание решений по вывозу и утилизации отходов;
      12. Перечень мероприятий по обеспечению рекультивации и благоустройству земельного участка;
      13. Сведения о наличии согласования с соответствующими органами государственного надзора технических решений ликвидации опасных объектов;
      14. Технико-экономические показатели.

      Этапы ликвидации опасного производственного объекта (ОПО)

      1. Разработка документации по ликвидации опасного производственного объекта. Документация содержит перечень мероприятий по освобождению объекта от опасных веществ, по подготовке оборудования к демонтажу, отключению инженерных систем, сносу зданий и сооружений, утилизации оборудования и отходов;

      3. Регистрация заключения экспертизы промышленной безопасности документации в территориальном органе Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзоре);

      4. Выполнение работ по ликвидации опасного объекта, подписание Акта;

      Пять правил при выборе проектной организации на ликвидацию ОПО

      1. Проверить разрешительные документы организации на проектирование ОПО

      Убедитесь о наличии у организации допуска СРО к выполнению проектных работ на опасных производственных объектах. Обязательно запросите выписку из реестра членов саморегулируемой организации(действует 30 дней).

      2. Проверить компетентность проектировщиков

      Проверьте у проектировщика наличие аттестации в области промышленной безопасности соответствующей объекту проектирования (на объектах газораспределения и газопотребления Б 7.6.; на объектах с оборудованием, работающем под давлением Б 8.26; на объектах нефтяной и газовой промышленности Б 2.13 и т.д.).

      3. Убедится в опыте выполнения проектов по ликвидации ОПО

      Узнайте, какие именно проекты организация уже разрабатывала, какие проектные решения принимались в том или ином случае, т.к. качество многих проектных решений проверяется только на практике, и грамотные проектные решения во многом основываются на опыте самих проектировщиков.

      Нелишним будет запросить у организации отзывы предыдущих заказчиков.

      4. Согласование и экспертиза проекта ликвидации ОПО

      Сразу поинтересуйтесь, что конкретно проектная организация берет на себя, а что оставляет в ведении Заказчика.

      Выбирая компанию с опытом, вы будете уверены, что после получения на руки готового проекта, Вам не придется в одиночку решать вопросы по согласованию проекта, вносить изменения по требованию экспертной организации или надзорных органов.

      Необходимо закрепить ответственность проектной организации по устранению замечаний в договоре.

      5. Стоимость проекта ликвидации опасного объекта

      Если стоимость слишком низкая, это должно насторожить, ведь организация, имеющая все разрешительные документы, квалифицированных и опытных сотрудников, должное материально-техническое обеспечение, несет определенные расходы и они отражаются на стоимости проекта.

      Но есть другие, как правило неопытные и только что открывшиеся организации, они предлагают свои услуги по бросовым ценам, берутся за любые объекты, зачастую не зная элементарных норм и правил промышленной безопасности, и получив от них проект Заказчик остается один на один с надзорными органами и экспертной организацией.

      Выполненные проекты по ликвидации опасных производственных объектов в 2017-2018 годах:

      1. Сеть газопотребления предприятия;
      2. Площадка мостовых кранов;
      3. Площадка козлового крана;
      4. Пароводогрейная котельная;
      5. Участок трубопроводов теплосети;
      6. Кислородная станция;
      7. Газонаполнительная станция;
      8. Станция газозаправочная, автомобильная;
      9. Площадка хранения нефти и нефтепродуктов (нефтебаза / склад ГСМ);
      10. Аммиачно-холодильная установка (АХУ).

      Проект на ликвидацию опасного производственного объекта

      expertpro96.ru

      Объекты, связанные с пользованием недрами

      К опасным производственным объектам, связанным с пользованием недрами относятся:

    • объекты, на которых ведутся горные работы;
    • объекты, на которых ведутся работы по обогащению полезных ископаемых;
    • объекты, на которых ведутся работы в подземных условиях.
    • Например, шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные полигоны, торфяные и сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной газификации, разведочные горные выработки и скважины, скважины по добыче нефти, газа, подземных вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых, включая хвосто-шламохранилища и другие накопители отходов добычи и переработки минерального сырья, производства по подготовке и переработке минерального сырья и т.д.

      Консервация и ликвидация таких опасных производственных объектов проводится в соответствии с РД 07-291-99.

      Причины для принятия решения о консервации или ликвидации ОПО, связанных с пользованием недрами:

    • возникновение непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами;
    • возникновение чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие);
    • истечение срока действия лицензии на пользование недрами;
    • досрочное прекращение пользования недрами;
    • инициатива пользователя недр в случае невозможности или нецелесообразности дальнейшей эксплуатации объекта по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам.

    Порядок ликвидации или консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами:

    1. Формируется комиссия по технической ликвидации или консервации объекта (состав комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации по согласованию с органами исполнительной власти субъекта РФ, Минприроды, Ростехнадзором и Госкомэкологией).

    Комиссия осуществляет разработку предложений по обеспечению промышленной безопасности, безопасности населения, охраны недр и окружающей среды; готовит замечания и предложения по проектным решениям; принимает работы и готовит акты приемки; контролирует качество работ, соблюдение проектных решений, реализацию рекомендаций экспертизы промышленной безопасности; готовит предложения по использованию горных выработок, зданий и сооружений объекта.

    2. Формируется и утверждается задание на проектирование ликвидации или консервации объекта в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.

    3. Осуществляется проектирование ликвидации или консервации объекта.

    Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Ростехнадзора.

    4. Проводятся работы по ликвидации или консервации.

    5. Проводится оценка качества и полноты выполненных работ, на основании чего комиссия по технической ликвидации или консервации принимает работы и составляет соответствующий акт.

    6. Пользователь недр передает проекты акта о ликвидации или консервации для подписания в органы исполнительной власти субъекта РФ, Минприроды и Ростехнадзор. А также прилагает копии актов по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта; актов по приемке-передаче рекультивированных земель; основную графическую документацию, топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр; экспертные заключения организаций, проводивших проектирование; технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации объекта.

    7. По одному экземпляру подписанного акта о ликвидации или консервации объекта и приложений к нему органами Ростехнадзора направляется в органы исполнительной власти субъекта РФ, территориальные органы МПР и пользователю недр. Учет актов о ликвидации или консервации объектов осуществляют территориальные органы Ростехнадзора.

    Проект ликвидации или консервации объекта, связанного с пользованием недрами определяет сроки, способы и очередность выполнения работ, а также предусматривает технические мероприятия, направленные на:

  • обеспечение устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению для предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;
  • сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации;
  • предотвращение загрязнения недр и водных объектов;
  • предотвращение проникновения вредных газов в поверхностные сооружения и атмосферу;
  • ликвидацию провалов и трещин;
  • ограждение опасных участков;
  • рекультивацию нарушенных земель;
  • предотвращение затопления, заболачивания земли, нарушения гидрогеологического режима подземных вод;
  • предотвращение попадания в горные выработки людей и животных;
  • предотвращение повреждений зданий и сооружений, подземных и надземных коммуникаций, расположенных в зоне вредного влияния ОПО;
  • обеспечение сохранности геодезической и маркшейдерской опорной сети;
  • ликвидацию очагов подземных пожаров;
  • предотвращение активизации оползней, обвалов и прочих опасных геомеханических процессов;
  • обеспечение безопасности работ при ликвидации или консервации ОПО.
  • При этом в проекте консервации или ликвидации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, должна рассматриваться возможность использования оставшихся балансовых и забалансовых запасов; заскладированных полезных ископаемых; отходов добычи и переработки минерального сырья; горных выработок, включая скважины, для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

    В лице нашей компании вы найдете лучшего помощника в решении вопросов ликвидации или консервации объектов, связанных с пользованием недрами. В комплекс наших услуг входит не только разработка проектной документации, но и проведение ее экспертизы с последующей регистрацией результатов в Ростехнадзоре.

    Стоимость работ вы можете узнать, заполнив форму обратной связи на сайте или позвонив нашим консультантам по телефону +7 (495) 228-03-25.

    www.fsetan.ru

    I. Общие положения

    1. Настоящая Инструкция разработана с учетом требований Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 03.03.95 N 27-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О недрах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 10, ст.823, далее — Закон Российской Федерации «О недрах»), Федерального закона от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49 ст.4694), Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588), Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.02.93 N 234 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 8, ст.657).

    2. Инструкция устанавливает порядок ведения работ по технической ликвидации и консервации опасного производственного объекта, связанного с пользованием недрами, и требования по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, а при консервации — также требования, обеспечивающие сохранность месторождений и горных выработок на время консервации.

    3. Требования Инструкции являются обязательными для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих проектирование, эксплуатацию, консервацию или ликвидацию опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами, на территории Российской Федерации и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны Российской Федерации.

    4. В соответствии с приложением 1 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» объекты, на которых ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях, относятся к категории опасных производственных объектов, в число которых могут быть включены подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, шахты, рудники, карьеры, разрезы, прииски, промыслы, дражные полигоны, торфяные и сапропелевые разработки, объекты старательской добычи и подземной газификации, разведочные горные выработки и скважины, скважины по добыче нефти, газа, подземных вод, комплексы геотехнологической добычи полезных ископаемых, включая хвосто-шламохранилища и другие накопители отходов добычи и переработки минерального сырья, производства по подготовке и переработке минерального сырья (далее — объекты).

    5. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» ликвидация и консервация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий — пользователей недр. В соответствии со статьей 21 Закона Российской Федерации «О недрах», расходы на ликвидацию и консервацию несет государство, если пользование недрами прекращено в случаях возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью людей, работающих или проживающих в зоне вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами (при отсутствии вины предприятия), и возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие).

    6. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах», при полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации — также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации.

    7. В соответствии со статьей 20 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации» не используемые искусственные острова, установки и сооружения на континентальном шельфе Российской Федерации должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание.

    8. В соответствии со статьями 20 и 26 Закона Российской Федерации «О недрах» предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении пользования недрами, а также по инициативе пользователя недр.

    9. При принятии решения о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, организацией учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, в том числе извлекаемых запасов нефти и газа, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами Госгортехнадзора России. Ликвидация горных выработок объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, производится после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.

    10. В случаях истечения срока действия лицензии на пользование недрами, при досрочном прекращении права пользования недрами на горных отводах с неотработанными запасами следует рассматривать возможность консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых.

    Предусмотренное техническим проектом сезонное прекращение горных работ консервацией не считается.

    11. Ликвидация или консервация объекта производится по проектам, с соблюдением требований промышленной безопасности, охраны недр и окружающей природной среды.

    12. Консервация объекта может осуществляться по инициативе пользователя недр в случаях временной невозможности или нецелесообразности его дальнейшей эксплуатации по технико-экономическим, экологическим, горнотехническим и другим причинам. Временная приостановка деятельности объекта в связи с отсутствием спроса на добываемое сырье или иными экономическими причинами может осуществляться без консервации горных выработок на срок до 6 месяцев при условии выполнения согласованных с территориальным органом Госгортехнадзора России мероприятий по обеспечению промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды на весь срок приостановки.

    13. При сухой консервации объекта имеющиеся водоотливные средства остаются в действии и обеспечивается водоотлив из горных выработок и их поддержание совместно с оборудованием в состоянии, пригодном для эксплуатации и возобновления приостановленных работ. При мокрой консервации объекта работа водоотлива прекращается и горные выработки затапливаются. Продолжительность периода консервации определяется в проекте консервации в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами и должна обеспечивать сохранность месторождения и горных выработок. При консервации списание запасов полезных ископаемых не допускается.

    14. Ликвидация и консервация вентиляционных, дегазационных, дренажных, нефтяных, газовых и других скважин производится в соответствии с установленными требованиями по ликвидации и консервации соответствующих скважин и оборудования их устьев стволов.

    15. В соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенной после подписания акта о ликвидации или консервации органами, предоставившими лицензию на пользование недрами, и органом государственного горного надзора.

    16. После консервации объекта горные выработки (скважины) различного назначения в каких бы то ни было целях могут быть использованы после согласования с органами Госгортехнадзора России технических мероприятий по промышленной безопасности, охране недр и окружающей среды.

    17. Возобновление работ по эксплуатации объекта, находящегося на консервации, производится в соответствии с техническим проектом, согласованным с органами Госгортехнадзора России и утвержденным в установленном порядке.

    18. Учет ликвидированных и находящихся на консервации объектов ведется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленными Госкомстатом России формами государственного федерального статистического наблюдения, а также в соответствии с установленным порядком ведения государственного учета участков недр, предоставленных в пользование, не связанное с добычей полезных ископаемых.

    19. Финансирование работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, а также деятельностью комиссии по технической ликвидации или консервации объекта осуществляется в порядке, установленном организацией — владельцем объекта либо органом, принявшим в соответствии с действующим законодательством решение о ликвидации или консервации объекта.

    II. Порядок оформления документов при ликвидации или консервации объекта

    20. За дату начала технических работ по ликвидации или консервации объекта принимается дата утверждения комиссии по технической ликвидации или консервации объекта (далее комиссии).

    21. Состав комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей в установленном порядке решение о ликвидации или консервации объекта по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, Министерством природных ресурсов Российской Федерации (далее — МПР России) или его территориальным органом, Госгортехнадзором России или его территориальным органом и Госкомэкологией России или его территориальным органом.

    К основным функциям комиссии могут относиться:

    — разработка предложений по обеспечению промышленной безопасности, безопасности населения, охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений;

    — подготовка замечаний и предложений по проектным решениям по ликвидации или консервации объекта;

    — приемка работ по ликвидации или консервации объекта;

    — осуществление контроля за качеством проводимых работ по ликвидации или консервации объекта, соблюдением проектных решений, реализацией рекомендаций экспертизы промышленной безопасности и государственной экологической экспертизы;

    — подготовка актов приемки выполненных работ по ликвидации или консервации объекта и проекта акта о ликвидации (консервации);

    — подготовка предложений по использованию горных выработок (скважин), зданий, сооружений ликвидируемого или консервируемого объекта по добыче.

    22. Задание на проектирование ликвидации или консервации составляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами. Задание на проектирование утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта по согласованию с органами Госгортехнадзора России.

    23. Проектирование ликвидации или консервации объекта осуществляется организацией, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств.

    24. Проект ликвидации или консервации объекта утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с органами Госгортехнадзора России. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.

    25. При ликвидации или консервации объекта подлинники геологической, маркшейдерской документации постоянного хранения пополняются на момент завершения работ по эксплуатации объекта и его ликвидации или консервации и передаются на хранение в соответствующие государственные или муниципальные архивы по акту, за исключением геологической информации, подлежащей в установленном порядке представлению в федеральный или соответствующий территориальный фонды геологической информации. Перечень передаваемой на хранение документации согласовывается с территориальными органами Госгортехнадзора России. Копия акта о передаче документов на хранение представляется в территориальные органы Госгортехнадзора России.

    26. Приемка работ комиссией осуществляется на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, предусмотренных проектом ликвидации или консервации объекта, а также изучения представленных документов. Приемка работ, выполненных с отступлениями от проекта ликвидации или консервации объекта, нарушениями установленных нормативных требований, не допускается.

    27. В актах приемки выполненных работ по ликвидации или консервации объекта указываются произведенные работы и дается оценка качества их выполнения. Подписанные членами комиссии акты утверждаются руководителем организации, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта. К актам прилагаются необходимые горно-графические материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество выполненных работ.

    28. Для подписания предусмотренного статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» акта о ликвидации или консервации пользователь недр представляет в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и Госгортехнадзора России заявление, 4 экземпляра проекта акта о ликвидации или консервации объекта по форме, предусмотренной в приложении 1, и прилагаемых к проекту акта копий, заверенных в установленном порядке документов:

    а) акты по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта:

    б) акты по приемке-передаче рекультивированных земель;

    в) основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом (засыпка и перекрепление горных выработок, установка перемычек, полков, оборудование стволов и устьев скважин и т.п.) и размещение оставшегося оборудования. В указанной документации отражается состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых, или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, состояние горных выработок, рельеф и ситуация земной поверхности;

    г) экспертные заключения организаций, имеющих лицензию Госгортехнадзора России (в особых случаях — о достаточности выполненных работ и запланированных мероприятий для обеспечения безопасности населения, зданий, сооружений, горных выработок, природных и иных объектов, а также по сохранности горных выработок на время их консервации; о стабилизации гидродинамического режима; о стабилизации процессов сдвижения горных пород и земной поверхности при ликвидации подземных горных выработок обрушением или о степени опасности процессов сдвижения для зданий, сооружений и окружающей среды; об исключении накопления в зданиях и сооружениях в опасных концентрациях токсичных и взрывоопасных газов из ликвидированных или законсервированных горных выработок);

    д) технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации объекта (в случае нерентабельности работ по добыче полезных ископаемых).

    29. В составе приложений к проекту акта представляются сведения:

    а) о состоянии производственных и санитарно-бытовых зданий, сооружений и водоотливных установок на законсервированном объекте;

    б) о наличии подземных пустот и состоянии горных выработок, максимальных фактических и ожидаемых величинах сдвижения земной поверхности;

    в) об организации наблюдений за состоянием и условиями затопления горных выработок и их влиянием на окружающую среду, деформациями земной поверхности:

    г) об остатках, утвержденных в установленном порядке и принятых на оперативный учет балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых, в том числе промышленных, с разделением на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке;

    д) о запасах полезных ископаемых в предохранительных и других целиках с указанием состояния этих запасов;

    е) о наличии попутно добытых, временно неиспользуемых полезных ископаемых, а также отходов горного производства (в хвостохранилищах, отвалах и т.п.), содержащих полезные компоненты и пригодных для производства строительных материалов или доизвлечения полезных компонентов;

    ж) об объемах размещенных в недрах вредных веществ, отходов производства и сточных вод с указанием концентраций в них основных компонентов в случаях подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых).

    При необходимости могут быть затребованы дополнительные материалы, включая заключения экспертизы по вопросам обеспечения промышленной безопасности, охраны недр и окружающей среды, зданий и сооружений от вредного влияния ликвидированного или законсервированного объекта.

    30. Копии основной горной графической документации, технико-экономические расчеты, а также документы, содержащие предусмотренные п.29 сведения, подписываются руководителем, главным геологом и главным маркшейдером организации, на балансе которой стоит ликвидируемый или консервируемый объект.

    31. По одному экземпляру подписанного акта о ликвидации или консервации объекта и приложений к нему органами Госгортехнадзора России направляется в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальные органы МПР России и пользователю недр. Учет актов о ликвидации или консервации объектов осуществляют территориальные органы Госгортехнадзора России по форме, приведенной в приложении 2. Номер и дата акта о ликвидации или консервации объекта проставляется территориальным органом Госгортехнадзора России после его подписания.

    32. В месячный срок после подписания акта о ликвидации объекта соответствующий горноотводный акт возвращается в выдавший его орган Госгортехнадзора России, а лицензия на пользование недрами возвращается в выдавший ее орган МПР России.

    33. Споры, возникающие при оформлении документов по технической ликвидации или консервации объекта, рассматриваются Госгортехнадзором России или суде.

    III. Содержание проекта ликвидации или консервации объекта

    34. В проекте ликвидации или консервации объекта (далее — проект) отражаются:

    — геологическая и гидрогеологическая характеристика участка недр;

    — состояние балансовых и забалансовых запасов полезных ископаемых на дату прекращения горных работ, с разделением на запасы, располагающиеся на площадях, не затронутых горными работами и оставшиеся запасы на действующих и ранее погашенных горизонтах, в т.ч. промышленных, с разделением на вскрытые, подготовленные и готовые к выемке;

    — перспектива прироста запасов полезных ископаемых (для объектов, связанных с добычей полезных ископаемых);

    — зоны проникновения токсичных и вредных веществ во вмещающий горный массив, хранение или захоронение которых осуществлялось в ликвидируемом или консервируемом подземном сооружении (в случаях объектов, не связанных с добычей);

    — состояние горных выработок, барьерных и предохранительных целиков, гидротехнических сооружений и оценка их устойчивости и предотвращение возможности прорыва воды, газа, пульпы на соседние эксплуатируемые шахты, рудники;

    — состояние производственных и санитарно-бытовых зданий, сооружений, водоотливных и вентиляционных установок и др. стационарного оборудования;

    — оценка состояния окружающей среды;

    — зоны проникновения агрессивных шахтных и рудничных вод во вмещающий горный массив и водоносные горизонты;

    — возможные образования провалов, трещин, затопления и заболачивания земной поверхности, других отрицательных явлений после ликвидации или консервации объекта и их влияние на окружающую среду.

    В состав геолого-маркшейдерской документации включаются копии основной горнографической документации (вертикальных проекций, разрезов), топографических планов земной поверхности, погоризонтных планов. Указанная документация отражает состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, состояние горных выработок и ситуация земной поверхности.

    35. В проекте определяются сроки, способы и последовательность выполнения работ, связанных с ликвидацией или консервацией объекта, разрабатываются технические мероприятия по:

    — обеспечению устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению, в целях предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;

    — сохранности месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации;

    — предотвращению загрязнения недр и водных объектов;

    — предотвращению проникновения вредных газов в поверхностные сооружения и атмосферу;

    — ликвидации провалов, трещин, ограждению опасных участков;

    — рекультивации нарушенных земель;

    — предотвращению затопления, заболачивания земной поверхности, нарушения гидрогеологического режима подземных вод;

    — предотвращению попадания в горные выработки, провалы людей и животных;

    — предотвращению повреждений зданий, сооружений, подземных и надземных коммуникаций, расположенных в зоне вредного влияния ликвидированного и законсервированного объекта;

    — сохранности геодезической и маркшейдерской опорной сети;

    — ликвидации имеющихся очагов подземных пожаров:

    — предотвращению активизации опасных геомеханических процессов (оползней, обвалов и др.):

    — обеспечению безопасности работ при ликвидации или консервации объекта.

    36. При ликвидации или консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, по инициативе пользователя недр из-за нерентабельности работ по добыче полезных ископаемых в проект включаются соответствующие технико-экономические расчеты.

    37. При ликвидации объекта под застроенными территориями проектом должна предусматриваться закладка горных выработок, расположенных выше безопасной глубины или осуществления конструктивных мер защиты, обеспечивающих безопасную эксплуатацию зданий и сооружений.

    38. В случаях ликвидации объекта с неотработанными в пределах горного отвода запасами полезных ископаемых, в проект включается технико-экономический анализ целесообразности их отработки, списания или дальнейшего учета в государственном балансе полезных ископаемых.

    39. В проекте должна быть рассмотрена возможность использования:

    — оставшихся балансовых и экономически целесообразных для добычи забалансовых запасов, в том числе запасов, находящихся в целиках;

    — заскладированных полезных ископаемых, включая некондиционные, или обеспечения их сохранности;

    — отходов добычи и переработки минерального сырья, содержащих полезные компоненты, или пригодных для производства строительных материалов;

    — горных выработок, включая скважины, для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

    40. Проектирование ликвидации или консервации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых или его части, в случаях, когда проектом разработки месторождений намечена целевая подготовка подземных горных выработок для дальнейшего использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.

    41. Технические мероприятия по ликвидации или консервации сложных и специфических горных выработок определяются специализированными научно-исследовательскими и проектными организациями, имеющими соответствующую лицензию Госгортехнадзора России на проектирование горных производств.

    42. При мокрой консервации объекта проектом консервации определяется срок допустимой продолжительности консервации без потери горных выработок, а также возможные сроки их осушения, ремонта крепи, восстановления работы вентиляции, подъемного комплекса, иного оборудования и проведения других восстановительных мероприятий.

    43. В проекте определяется порядок ведения, периодичность, техническое обеспечение наблюдений за состоянием горных выработок и их влиянием на окружающую среду (горно-экологический мониторинг) на период консервации или период стабилизации гидродинамического режима и процессов сдвижения горных пород и земной поверхности при ликвидации объекта.

    IV. Технические мероприятия, проводимые при ликвидации или консервации объекта

    44. При ликвидации объекта с подземным способом добычи полезных ископаемых выполняются следующие виды работ:

    — заполняются породой провалы, образовавшиеся на земной поверхности вследствие обрушения горных пород над подземными выработками, а также ограждаются места возможных провалов;

    — вертикальные шахтные и рудничные стволы, а также наклонные стволы с углом наклона более 45 градусов полностью засыпаются породой до уровня земной поверхности, надежно перекрываются двумя прочными полками из железобетонных или металлических балок (рельсов), один из которых устраивается на глубине залегания коренных пород, но не менее 10 м от земной поверхности, а другой — на уровне земной поверхности. Вокруг устья ликвидированного шахтного ствола на расстоянии, определенном проектом, устраиваются прочное ограждение высотой не менее 2,5 м и водоотводная канава;

    — наклонные стволы и другие выработки с углом наклона менее 45 градусов, устья которых выходят на поверхность, а также штольни на расстоянии 4-6 м вглубь от границы коренных пород, перекрываются каменной или железобетонной перемычкой, устья от поверхности до перемычки плотно засыпаются породой и также перекрываются каменной или железобетонной перемычкой;

    — шурфы с углом наклона более 45 градусов независимо от глубины подлежат засыпке;

    — устья вертикальных и наклонных горных выработок, входящие в поймы рек и водоемов, а также в места возможного скопления паводковых вод, с целью исключения прорывов воды должны быть обвалованы, перекрыты и иметь долговременные отличительные знаки.

    Иные установленные требования промышленной безопасности, относящиеся к ликвидации горных выработок, должны быть полностью соблюдены.

    45. При ликвидации объекта выполняется оценка возможного образования провалов над выработанным пространством. Оценка вероятности образования провалов выполняется исходя из объема оставленных пустот в массиве. Пустоты в выработках, расположенных на глубинах до 15Н (Н — высота выработки вчерне) под зданиями, сооружениями, коммуникациями, а при наличии в массиве прорывоопасных пород — на глубинах до 30Н, но не менее 80 м, ликвидируются путем закладки.

    При расположении зданий и сооружений над горными выработками при глубинах до 20 m (m — вынимаемая мощность полезного ископаемого) при пологом залегании полезного ископаемого или при расположении указанных объектов в зонах возможного образования провалов при разработке наклонных и крутых пластов, рудных залежей, на глубинах до 30 m, но не более 150 м, принимаются меры по предотвращению образования провалов и больших деформаций в основании этих объектов.

    Границы зоны, в которой возможно образование провалов над наклонными горными выработками, определяются проектом, исходя из расчетов ожидаемой зоны сдвижения горных пород.

    Если глубина наклонной выработки более 80 м, то за границу зоны провалов со стороны падения принимают проекцию изогипсы, проходящую через ось выработки на глубине 80 м.

    46. При ликвидации или консервации шахт, рудников, опасных по газу, определяются границы зон выделения газа и степень опасности этих зон, а также предусматриваются специальные меры, обеспечивающие контроль за выделением газа, защиту от проникновения его в наземные здания, сооружения и жилые дома.

    При сухой консервации шахт, рудников опасных по газу, проветривание горных выработок производится за счет общешахтной депрессии с установлением постоянного контроля за содержанием газа в выработках.

    47. При ликвидации и консервации объектов с открытым способом добычи полезных ископаемых выполняются следующие работы:

    — для предотвращения падения людей и животных в карьеры (разрезы) устраивается ограждение или обваловка — земляные валы высотой не менее 2,5 м на расстоянии 5 м за возможной призмой обрушения верхнего уступа карьера (разреза) — или осуществляются другие мероприятия, такие как выполаживание бортов уступов, исключающие несчастные случаи с людьми и животными. Выполаживание бортов уступов в наносах выполняется в обязательном порядке. Производится также оценка устойчивости бортов карьеров (разрезов) с учетом их затопления.

    48. Ликвидация или консервация карьеров, находящихся над действующими подземными горными выработками, производится по проекту, с учетом исключения возможности прорыва воды, газов от буровзрывных работ в подземные горные выработки, а также обрушения пород.

    49. При сухой консервации объекта все основные горные выработки (стволы, квершлаги, главные откаточные выработки и выработки, пройденные в предохранительных целиках) периодически, в сроки, предусмотренные проектом консервации, но не реже двух раз в год, тщательно осматриваются и в необходимых случаях перекрепляются. Осмотр и ремонт выработок пользователем недр производится при обеспечении нормальных условий вентиляции и безопасного передвижения людей по выработкам.

    50. Ликвидация или консервация объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, растворимых в воде, поверхность которых застроена зданиями, сооружениями, осуществляется по проектам, разрабатываемым в соответствии с заключениями, учитывающими специфику разрабатываемого месторождения, горногеологические и другие условия, подготавливаемыми организациями, имеющими соответствующие лицензии на проектирование горных производств Госгортехнадзора России.

    51. Ликвидация дражных полигонов предусматривается проектом на разработку россыпей, включающим обязательную очистку русел рек от завалов и заиливания.

    52. Консервация горных выработок в случаях разработки самовозгорающих полезных ископаемых (угли, сернистые руды и т.д.) производится с соблюдением дополнительных специальных противопожарных мероприятий на период производства работ и всего срока консервации.

    53. При консервации эксплуатационных скважин на месторождениях (залежах) нефти и газа предусматривается, в зависимости от ее срока, возможность исследования остановленных скважин.

    54. На объектах, смежных с ликвидируемым или консервируемым, обеспечивается безопасность горных работ. В число технических мероприятий по промышленной безопасности включаются: проверка правильности нанесения на горную графическую документацию контура ликвидируемых или консервируемых горных выработок, прилегающих к границам горного отвода, установка изолирующих перемычек для предотвращения прорывов в действующие горные выработки воды, газа или распространения подземных пожаров.

    55. При ликвидации или консервации объектов, связанных с добычей кварцсамоцветного и пьезооптического сырья, осуществляются меры, исключающие доступ посторонних лиц к ценным минералогическим образованиям.

    56. Контроль за сохранностью выработок, нефтяных и газовых скважин, находящихся на консервации, осуществляется способами и в сроки, предусмотренные проектом на консервацию. При этом проверки проводятся не реже двух раз в год, а также в случае стихийного бедствия. Ликвидированный объект проверяется не реже одного раза в год.

    Проверки осуществляются комиссией, состав которой утверждается органами Госгортехнадзора России.

    57. При ликвидации или консервации объектов, в составе которых имеются накопители отходов сухого складирования (отвалы, терриконы, склады некондиционных полезных ископаемых и др.) и гидротехнические сооружения (хвостохранилища, шламоотстойники, гидроотвалы и др.), проектируются и выполняются следующие работы:

    — параметры накопителей сухого складирования (высота, углы откосов, ширина берм террасирования и др.) приводятся к величинам, обеспечивающим долговременную устойчивость накопителей;

    — поверхность этих сооружений надежно защищается от водной и ветровой эрозии;

    — накопители, сложенные токсичными и радиоактивными породами, изолируются от инфильтрации атмосферных осадков;

    — накопители, сложенные породами, склонными к самовозгоранию, изолируются от инфильтрации атмосферных осадков и доступа атмосферного воздуха в массив накопителя;

    — основания накопителей сухого складирования защищаются от подтопления и размыва паводковыми и атмосферными водами;

    — для гидротехнических сооружений выполняются работы по ускорению консолидации и усадки пород (отведение прудковых вод, дренаж гравитационной поровой влаги и т.д.). Поверхность гидротехнических сооружений надежно защищается от водной и ветровой эрозии. Параметры ограждающих дамб гидротехнических сооружений приводятся к величинам, обеспечивающим долговременную устойчивость этих сооружений;

    — на полосах отчуждения под транспортные коммуникации для накопителей сухого складирования и гидротехнических сооружений (автодороги, конвейерные и железнодорожные трассы, пульповоды и др.) оборудование демонтируется, поверхность рекультивируется.

    При рекультивации земель, нарушенных горными работами, наряду с другими мероприятиями, предусматриваются мероприятия по детоксикации, защите почв от водной и ветровой эрозии.

    58. При использовании горных выработок (скважин), находящихся на консервации, другой организацией в той мере, какой их оборот допускается законодательством, владелец горных выработок обязан передать принимающей организации по акту следующие технические документы:

    — проект на консервацию, акт о консервации горных выработок, нефтяных и газовых скважин, документацию о выполнении предприятием комплекса работ, связанных с консервацией, а также данные периодического контроля за состоянием горных выработок, нефтяных и газовых скважин;

    — основную горную графическую и геологическую документацию, пополненную на период начала консервации;

    — дело скважины, весь имеющийся геолого-геофизический материал, в т.ч. черновой.

    59. Технические требования по обеспечению промышленной безопасности при использовании иными организациями горных выработок (скважин), наземных зданий и сооружений ликвидируемого или консервируемого объекта, расположенных на промплощадке или на подработанных площадях, согласовываются с органами Госгортехнадзора России.

    Для получения согласования заинтересованная организация направляет соответствующему органу Госгортехнадзора России письмо, к которому прилагает:

    — перечень намечаемых к передаче зданий и сооружений;

    — план расположения передаваемых горных выработок (скважин), зданий и сооружений, совмещенный с планом горных работ (для нефтяных и газовых месторождений — с картой разработки);

    — геологическую карту и разрезы по горным выработкам и буровым скважинам, характеризующие геологическое строение участка недр под передаваемыми объектами;

    — проект мер охраны передаваемых горных выработок (скважин), зданий и сооружений от вредного влияния горных разработок ликвидируемого или консервируемого объекта;

    — в случаях незаконченных процессов сдвижения земной поверхности письменное согласие организации, принимающей указанные объекты, осуществлять систематические наблюдения за деформациями земной поверхности и о всех случаях их проявления информировать органы Госгортехнадзора России.

    Использование надшахтных зданий и строительство новых сооружений в пределах зон сдвижения горных пород и земной поверхности, опасных зон по газопроявлениям допускается в исключительных случаях по специальному проекту, согласованному с органами Госгортехнадзора России.

    V. Контроль за соблюдением требований настоящей Инструкции

    60. Государственный горный надзор за соблюдением всеми пользователями недр законодательства Российской Федерации, утвержденных в установленном порядке требований (правил и норм) по безопасному ведению горных работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр осуществляют органы Госгортехнадзора России*.

    * Пункт 2 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года N 234.

    61. Лица, виновные в нарушении Закона Российской Федерации «О недрах», нарушениях утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушениях, ведущих к загрязнению недр и приводящих месторождение полезных ископаемых в состояние, не пригодное для эксплуатации, несут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации*.

    * Статья 49 Закона Российской Федерации «О недрах» в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ.

    Акт
    о ликвидации или консервации

    На основании рассмотренных документов: _____________________________________________

    (приводится перечень документов с указанием организаций, их утвердивших, и дат утверждения)

    (полное наименование объекта и организации, на балансе которой он

    находится, юридический адрес организации)

    на горном отводе, предоставленном в соответствии с лицензией на пользование недрами от ___________________ N ____________________, выданной ______________________________

    и горноотводного акта от ______________________ N ________________, выданного

    (наименование территориального органа Госгортехнадзора России)

    в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О недрах» признан ликвидированным (законсервированным).

    Акт о ликвидации (консервации) выдан «_»_________19__г.

    Настоящий акт составлен в четырех экземплярах, внесен в реестр _______________________

    aquagroup.ru

Популярное:

  • Приговоры суда по спайсами Наказания предусмотренные за хранение, употреление и т.д. конопли и ее производных в Росcии Наказания предусмотренные за употребление и хранение конопли и ее производных Административным кодексом РФ Статья 6.8. Незаконный оборот […]
  • Ответственность подростков по уголовному кодексу Статья 87 УК РФ. Уголовная ответственность несовершеннолетних 31 августа 2010 3 февраля 2010 Обсуждение статьи Вопросы по статье Если несовершеннолетний ребенок распространяет чужие фотографии интим содержание кто карается судебному […]
  • Переселение из аварийного жилья собственников Условия и порядок переселения из аварийного жилья Безопасность жилья – один из основных факторов нормальной жизни человека. Государство заботится о своих гражданах и старается обеспечить им хорошие условия проживания. Порядок […]
  • Федеральный закон об особых экономических зонах в российской федерации 116 ФЗ об особых экономических зонах в Российской Федерации с изменениями Главной целью государства при создании особых экономических зон является решение комплексных задач по улучшению ситуации во всех секторах социальной жизни, включая […]
  • Приказы второй мировой войны Приказы второй мировой войны Авиация Второй Мировой войны Военно Морские силы Танки СССР "Тигр" или кто? Многих до сих пор волнует вопрос, какой же танк был лучшим танком Второй Мировой войны. Они тщательно сравнивают таблицы ТТХ, говорят […]
  • Форма собственности в ссср Формы собственности и формы хозяйствования Форма собственности — это законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. Признанными и […]
  • Учёт претензий полученных Расчеты по претензиям: проводки в бухгалтерском учете Причиной нарушения условий договора могут быть: Поставленный товар не соответствует указанным характеристикам; Поставленный товар не соответствует количеству; Не поставка […]
  • Алименты на родителей Судебная практика Алименты с детей на содержание пожилых родителей Вопрос: Должны ли дети платить алименты родителям? Ответ: Да, обязаны! Статья 87 Семейного кодекса гласит: «Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных […]