Приказ минрегиона 262

Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

СМЕТА МДС 2016

Программа для составления смет на строительство и проверки сметной документации

СТ — СМЕТА ПИР

Программа для расчета стоимости проектных работ И ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

Федеральный реестр сметных нормативов,
подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета
(по состоянию на 11.07.2018)

Раздел 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМАТИВЫ

Справочник базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты энергетики» (за исключением таблицы №2 «Отдельные котельные», таблицы №3 «Дизельные электростанции», таблицы №5 «Тепловые сети», таблицы №6 «Специальные установки тепловых сетей», таблицы №8 «Открытые электрические подстанции напряжением 110-750 кВ», таблицы №9 «Ремонтно-производственные базы электросетей и ремонтно-эксплуатационные пункты электросетей», таблицы №10 «Воздушные линии электропередачи напряжением 110-750 кВ», таблицы №11 «ЛЭП напряжением до 10 кВ с подстанциями напряжением 6-35/0,4 кВ; ЛЭП 35 кВ; трансформаторные подстанции 35/6 -10 кВ»)

Постановление Минстроя России от 25.11.1996 № 18-82

Приказ Росстроя от 20.04.2007 № 110, Постановление Минстроя России о введении в действие от 25.11.1996 № 18-82

Таблицы №1 «Паротурбинные конденсационные электрические станции (КЭС) с блоками единичной мощностью до 300 мВт; 500, 800 мВт и теплофикационные электрические станции (ТЭЦ)» и №4 «Газотурбинные электростанции (ГТЭС) с агрегатами мощностью до 12 мВт, 15-30 мВт» Справочника базовых цен на проектные работы для строительства «Объекты энергетики» признаны с 1 октября 2016 г. не подлежащими применению приказом Минстроя России от 1 сентября 2016 г. № 610/пр

Сборник цен на проектные работы для строительства. Раздел 1 «Электроэнергетика» (за исключением главы 1 «Атомные, тепловые и дизельные электростанции и котельные», главы 2 «Тепловые сети и специальные установки тепловых сетей», главы 3 «Отдельные гидротехнические сооружения электростанций и котельных», пунктов глав 4 — 9 касающихся определения стоимости проектных работ «Воздушных линий электропередачи напряжением 110-750 кВ», главы 10 «Воздушные линии электропередачи напряжением до 20 кВ, трансформаторные подстанции, распределительные и секционирющие пункты напряжением до 20 кВ, релейная защита, автоматика и электрические расчеты сетей до 20 кВ. Электрические сети городов и поселков», главы 11 «Кабельные линии электропередачи», главы 12 «Гидравлические и гидроаккумулирующие электросети»)

Письмо Госстроя СССР 17.02.1987 № АЧ-763-6/5

от 15.12.2009 № 10

Приказ Росстроя от 20.04.2007 № 110, Письмо Госстроя СССР о введении в действие от 17.02.1987 № АЧ-763-6/5

smetamds.ru

Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору»

В соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 г. N 37 «О порядке подготовки и аттестации работников организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (в редакции приказа Ростехнадзора от 5 июля 2007 г. N 450 «О внесении изменений в «Положение об организации обучения и проверки знаний рабочих организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», в редакции приказа Ростехнадзора от 27 августа 2010 г. N 823 «О внесении изменений в «Положение об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденное приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37», в редакции приказа Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 714 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 января 2007 г. N 37) приказываю:

Утвердить прилагаемые области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору
(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233

Обзор документа

Определены области аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Ростехнадзору.

Приказ касается промышленной, энергетической безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

Круг проверяемых знаний зависит от категории работника. Для каждой из них приведен перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих требования к руководителям и специалистам.

www.garant.ru

Разработка ПОС, искусство проектирования

Изменения:
19.04.2015 С разных тем форума собрано моё и не моё мнение по поводу устойчивости кранов. Добавлена глава 6.5 Устойчивость автомобильного крана

Доброе время суток.
Задолбало отвечать на вопросы новичков. Хочу создать инструкцию для них.
Буду писать потихоньку, учитывая (или не учитывая) ваши замечания и предложения.

Конечно, все знают историю возникновения проектно-сметной документации. «Но я вам напомню.»
До революции 1917 года архитектор проектировал эскиз здания, потом нанимал рабочих и руководил ими. Такой порядок частично сохранялся до 1961 года.
При этом иногда для строительства несложных зданий и сооружений архитектором выпускался 1 лист чертежей. Все остальные решения архитектор держал в голове. Требования по составу документации если и были, то не собраны в единый документ.
После 1918 года начали появляться рабфаки, вечерние школы и вскоре уровень рабочих стал повышаться.
Со временем прорабы поднялись до уровня дорев. архитекторов. Появилось разделение труда на проектирование и строительство. Один из последних архитекторов лично руководящий строительством сделал некую ГЭС в 1961 году.
В связи с разделением труда стал понижаться уровень проектировщиков. Со временем сложилось: «а рабочие как-нибудь сделают». При этом повышался уровень рабочих и их руководства.

В 1967 году появилась первая инструкция по оформлению, составу и содержанию документации на строительство.
Далее появилась СН 460-74 «Временная инструкция о составе и оформлении строительных рабочих чертежей зданий и сооружений»
В 1979 году родилась СПДС, регламентировавшая только стадию рабочие чертежи. Появился первый ГОСТ 21.101-79 «Основные требования к рабочим чертежам».
Состав и содержание документации регламентировалось СН 202-81 «Инструкция о составе, порядке разработки, согласования и утверждения проектов и смет на строительство предприятий, зданий и сооружений».
Далее уже всем знакомые документы.
Состав и содержание ПСД: СН 202-81 —> СНиП 1.02.01-85 —> СНиП 11-01-95 —> статья 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации + Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 N 87
Оформление ПСД: Инструкция 67 года —> СН 460-74 —> ГОСТ 21.101-79 —> ГОСТ 21.101-93 СПДС —> ГОСТ 21.101-97 СПДС —> ГОСТ Р 21.1101-2009 СПДС

На момент 16.08.2012 года существуют только 2 официальные стадии проектно-сметной документации: Проектная документация и Рабочая документация. В случае проектирования горных предприятий добавляется ТЭО кондиций. В случае гражданского строительства добавляется стадия ИРД. В случае опытного ГИПа или заказчика добавляется стадия ТЭО.

Исторически архитекторам ПОС был не нужен, т.к. они лично были на стройке.
С 1930х годов возникла необходимость в ПОСах. Начиная с этого времени в разных министерствах плодятся разные ВСНы.
Постепенно кроме ВСН появляются общие требования к ПОС. Общие требования документально сведены в 1967 году.
СН 47-67 — Инструкция о порядке составления и утверждения проектов организации строительства и проектов производства работ
СН 47-74 — Инструкция по разработке проектов организации строительства и проектов производства работ
СНиП 3.01.01-85* Организация строительного производства (с Изменениями N 1, 2)
Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87

Теперь о разных областях знаний в проектировании строительства в целом.
Хочется разделить области знаний и показать своё мнение о них. Моё мнение может быть не везде справедливым и правильным, это только моё мнение.
Чтобы спроектировать жилое здание, стадию ПД нужны следующие специалисты по последовательности работ:
ГИП
ГП (генплан и транспорт)
АР (архитектура)
КМ/КЖ/КД (каркас)
КЖ0 (фундаменты)
ОВ (отопление, вентиляция)
ВК (водоснабжение, канализация)
НВК (наружнее -//-)
АПТ (пожаротушение)
ТС (тепловые сети)
ЭС (электроснабжение)
связь
сигнализация
автоматизация
молниезащита и заземление
ПОС
СД (сметы)
экология
безопасность эксплуатации
энергоэффективность
декларация промышленной безопасности (на ОПО, для жилых зданий может и не надо, не знаю)
ПБ (пожарная безопасность)
Если объединить некоторые направления друг с другом, получится около 14 специальностей.
Если проектировать промышленный объект, то добавятся многочисленные ТХ. Основные ТХ (производство продукта), вспомогательные ТХ (грузоподъёмное оборудование, вспомогательные трубопроводы, вспомогательные процессы, питание, ремонт техники). С ними будет уже 16-17 человек.
Если проектировать стадию РД, то нужны почти все те же специалисты.
Так вот по секрету расскажу. Это не равноценные по сложности специальности.
Лично я делю специальности так:
а) лёгкие (смета, ПОС, генплан, безопасность эксплуатации, энергоэффективность, НВК, ТС, иногда АР, ГИП);
б) средние (АР, КМ/КЖ/КД (каркас), КЖ0 (фундаменты), ОВ, ВК, всё электрическое, ПБ, очень редко сложные ПОС);
в) сложные (иногда АР, КМ/КЖ/КД (каркас в случае динамики, нелинейные расчёты, прогрессирующее обрушение, СТУ), КЖ0 (фундаменты сложнее плит и свай при статике, тоннели, подземные сооружения), ОВ (шахт, рудников, подземных сооружений, небоскрёбов, газоочистка), ВК (технологии очистки и водоподготовки), электрическое на сложное оборудование, пусконаладка).
Соответственно квалификация исполнителей для равного качества разделов или комплектов должна быть тоже равна 1, 2 или 3 условных единицы.
Уже отсюда видно, что чтобы делать простые ПОС грамотно можно быть идиотом без высшего образования. ПОСы средней сложности тоже идиот сделает. Сложные ПОСы по сложности имеют средний уровень среди остальных специальностей.
Развиваться отдельно в ПОС и ППР нет особого смысла. Это не принесёт к старости ничего хорошего. Такой человек останется узким специалистом с небольшими знаниями. На современном рынке труда этот человек не будет стоить больших денег.
Имеет смысл каждому специалисту прекрасно разбираться в ПОС, но развиваться в других направлениях. Например ПОС+ВК, ПОС+КЖ, ПОС+генплан+сметы, ПОС+ОВ. Такие люди есть. Например я развиваюсь в КМ+КЖ (это одно направление ПГС). Я знаю на форуме людей, которые развиваются в разных ТХ (ТХ1+ТХ2+ТХ3), людей которые ВК+ОВ+ТС, КМ+КЖ. Развиваться так можно очень долго.
Даже зная 2 направления можно немного выделиться среди общей массы проектировщиков. Таких людей около 5-10% в каждой организации.
При этом, думаю, что люди уже чего-то стоящие во всех 3 направлениях практически бесценны. Сегодня это уровень хорошего ГИПа, очень сильного. Таких людей в Санкт-Петербурге, подозреваю, около 30-50. В Москве около 100-150. В прочей РФ ещё 200-300. Итого от 300 до 500 человек в России всего. Это элита.
Знать 4 направления практически невозможно, потому что помимо постоянной учёбы надо ещё поддерживать свой всегда падающий уровень по остальным 3 направлениям, а уже формальные повышения квалификации по ним будут идти каждые 1,5 года. Таких людей я не знаю. В России они возможно и есть, но в количестве единиц. Это верхушка элиты.

Можно подумать, что я совсем уже опустил крутых специалистов в одной области знаний. Это не так. Это тоже часто великие люди, лидеры в своих направлениях, начальники отделов, профессора, академики. Они очень круты.
Просто всю жизнь заниматься сверхсложной динамикой сооружений или водогазоочисткой или пусконаладкой всё-таки мне кажется скучно. Конечно, некоторые гиганты мысли всю жизнь режут одного червячка и обосновывают это тем, что «червяк такой большой, а жизнь такая маленькая». Не знаю. Может быть это ещё зависит от характера и жизненных обстоятельств.
Но в любом случае нельзя быть крутым спецом по ПОС, по сметам, по генплану. Это те разделы, которые всякий и так должен знать и уметь по умолчанию с момента выпуска из института.
Известность, признание и много знаний можно получить только занимаясь сложными разделами/комплектами (ОВ, ЭМ, ПБ, динамика сооружений, геомеханика, геотехника).

«балбесы беспечно делили бабосы
плюя на проекты, ложивши на ПОСы. »
AlexV (из непризнанного при жизни)

По указанным выше причинам видно, что если ПОС не делать, на стадии ПД будет выпущена неполноценная документация. При проектировании будут заложены проблемы, решить которые может и не будет возможно.
Можно сделать ПД, защитить её в экспертизе, сделать рабочую документацию, незаконно построить полпромплощадки, для легализации стройки сделать ПОС и только после этого понять что в этом месте ничего строить было нельзя.
В то же время я сторонник необязательности ПОСа для строительства сарая, дачи, малоэтажных зданий, небольших объектов, съездов, небольших дорог. Даже в небольших ЛЭП, если бы не полоса временного отвода и временные дороги ПОСу почти нечего было бы делать. И в таких ЛЭП это нужно далеко не всегда. Часто ЛЭП идут вдоль дорог и тогда ПОС и правда фактически для строительства не нужен.

Рассмотрим вопрос с позиции норм РФ.
На федеральном уровне существует известное противоречие Градостроительного кодекса и Постановления №87 правительства РФ. По кодексу ПОС обязателен, по постановлению необязателен в случае небюджетного строительства. Это противоречие на момент 27.08.2012 никак не решено. Экспертизы при этом в основном поддерживают постановление и не требуют ПОСы. По слухам изредка бывает наоборот.
На местном уровне существуют территориальные нормы Москвы и Санкт-Петербурга делающие ПОС обязательным.
Также по внутренним нормам Газпрома и ряда министерств ПОС также становится обязательным.
Таким образом пока можно пользоваться следующим алгоритмом для ГИПов:
а) строительство небюджетное -> смотрим местные нормы (не Москва, не Питер, в местных нормах ПОС необязателен) -> смотрим договор, там тоже необязательно -> уточняем у заказчика, что он сможет получить разрешение на строительство и ПОС ему не потребуется для акта выбора временной полосы отвода для линейных сооружений -> ПОС можно не делать
Обновление поведения Главгосэкспертизы от ноября 2013 года. Теперь ГГЭ не принимает ПД без ПОС. При этом может не проверять ПОС (видимо по заявлению подающего), но том ПОС должен быть в ГГЭ выдан.
б) во всех остальных случаях ПОС обязателен, потому что его потребует экспертиза.

Несмотря на количество сломанных копий все используют известные 3-5 программ (Microsoft Project, Oracle Primavera, местные аналоги Гектора).

Вручную на бумаге — бесплатно

Excel — 5 тыс. руб.
10-20 объёмов работ займут целый день. 20-50 работ займут неделю. Думайте сами.
Вручную реально обработать не более 100 объёмов работ или задач.
Теоретически (по советскому учебнику) возможно обработать до 200 объёмов работ или задач, но вы поседеете раньше, чем закончите.

Все легкие программы одинаковы.
У каких-то более или менее удобный-неудобный дизайн. Преимущественно страшный дизайн не позволяет работать с программой.
Способности программ идентичны.
За исключением распознавание русского формата смет АПРС 1.0 и 1.1. Не все его читают.
Большей частью программы местные.

SmetaWIZARD + PlanWIZARD более 60 тыс. руб.
Заморская. Не распознает АПРС 1.0 и 1.1.
SmetaWIZARD — полноценная сметная программа. Теряет позиции на рынке. Но тем не менее, если сметчик работает в ней, то её может быть удобно использовать.
Дизайн очень неудобный был в 2008 году. Думаю они его уже дошлифовали.
Без смет в WIZARDе бессмысленна.
Я ей особо не пользовался, ничего не могу сказать.

Гектор Календарное планирование до 20 тыс. руб.
Убогое ничтожество. Сколько ни имел с ним секс, так и не научился им пользоваться.
Единственный бонус — умение вынимать данные из смет формата АПРС. И то это получается через день и через раз.
Распознает АПРС 1.0.

Гектор Календарное планирование + сметные базы до 70 тыс. руб.
Программа для извращенцев — мазохистов.
Ну и садистов. Если начальник — садист, то вполне можно ею шлифовать подчинённых.
Отличается от верхней наличием сметной базы.

nanoCAD Стройплощадка[/url] 25 тыс. руб.
http://www.nanocad.ru/products/detai. 227665#link_02
Не знаю, не видел.
Аналог Гектор Календарное планирование + модуль для рисования в автокаде и нанокаде.

Rillsoft — календарное планирование и управление ресурсами
http://www.rillsoft.ru/
Не знаю, не видел.

АДЕПТ: Управление строительством
Не знаю, не видел.

Отличаются от легких исключительно дизайном (так как они не русские). Дизайн позволяет ими пользоваться. Но вот беда, сметы в формате АПРС заморские программы не читают.
Ну обилие ненужных фич, которые вы никогда не используете.
Штатно ни Microsoft Project, ни Oracle Primavera не поддерживают средств для загрузки сметной информации.
Ряд сметных систем поддерживают выгрузку данных в Microsoft Project. Это не касается России, так как у нас свой путь.

Microsoft Project 30 тыс. руб.
Удобный дизайн. Небольшой геморрой с режимом работ.
При редактировании параметров работы часто сбиваются другие параметры может быть даже других работ (например изменяем первую работу, а в том числе изменилась продолжительность второй работы). Это не ошибка, а логика программы. Изобилие настроек. Забываешь про них и потом ломаешь голову как сделать верно.
Существует скрипт Microsoft Project сметчика «Андрейка» со сметчик.ру позволяющий преобразовать смету формата АПРС в работы в Microsoft Project. Скрипт поддерживает только трудоёмкость, не позволяет передать материалы, технику и т.п.
Не позволяет сделать большой полноценный график с ресурсами.
Позволяет быстро сделать любой график без учёта ресурсов.

Excel + Microsoft Project 35-40 тыс. руб.
Крайне трудоёмкий метод создания полноценного графика с ресурсами.
Единственная доступная мне связка позволяющая немного шлифовать оптимизировать график работ (лёгкие программы морально выводят меня из себя раньше, чем график будет оптимизирован).
Открываем смету, открываем ГЭСН, ручками забиваем в ексель то и другое, получается задача в проджекте. Копируем в проджект. После создания в проджекте всех расценок/задач шлифуется график.
1 работа/задача/объём работ занимает от 5 мин на создание расценки и ещё от 3 минуты на шлифование графика в целом, в итоге от 8 мин на задачу.
На маленький ремонт жилого здания создание графика с ресурсами занимает 6-10 часов, маленькое промышленное здание занимает 2-3 дня, небольшая промышленная промплощадка это до месяца работы. Страшно представить большие объёмы проектирования. К счастью эту работу можно разделить на всех ПОСовцев.
При создании неполноценного графика с неполноценными ресурсами (не расценки из ГЭСН, меньший уровень подробности, только основные 10-30 ресурсов) работа может занять от 1 часа до приведённых выше цифр в зависимости от идиотизма/трудолюбия ПОСовца, сроков, необходимой подробности графика и т. д.
Использую в разработке ПОС неполноценный вариант.

Spider project 45-120 тыс. руб.
Не знаю, не видел.

Oracle Primavera 80-90 тыс. руб.
Не знаю, не видел.
Говорят хорошая вещь. Думаю не круче Excel + Microsoft Project.

В частности ПОС.
Offtop:
На самом деле пока только вникаю в ценообразование рынка проектирования. Есть некий опыт, но всегда буду рад ценным высказываниям в данной главе. Обратите внимание, здесь я могу ошибиться.

В РФ на сегодня есть нормы, регламентирующие цену проектирования.

Следует отметить, что нормы не перекрывают все ситуации в реальности. Тогда расценки справочников принимаются применительно решением ГИПа или сметчика ПИР.
В условиях рыночных отношений нормы регламентирующие цену являются рекомендательными. Однако в случае бюджетного строительства или по требованию заказчика или по виду оплаты проектирования СБЦ становятся обязательны и являются основанием для цены в договоре на проектирование между проектировщиком и заказчиком.

Существует две системы определения стоимости проектирования: федеральная и местная по г. Москва.
В каком случае применять ту или иную систему регламентирует Правительство Москвы в МРР — 2.2.04.02-01 «Рекомендации по заключению договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в строительстве в г. Москве».
«Рекомендации» устанавливают порядок заключения, исполнения, растворжения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ в строительстве в г. Москве. В частности:
«4.5.3. Для проектных и изыскательских работ, выполняемых по объектам городского заказа, базовая стоимость должна определяться в соответствии с «Порядком определения стоимости проектных работ для строительства в г. Москве» (4-я редакция) МРР-3.2.06.04-00, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 23.05.2000 г. N 390, а также с учетом стоимости услуг сторонних организаций по согласованию проектной документации.
Окончательная стоимость проектных и изыскательских работ в случае открытой договорной цены устанавливается по исполнительной смете с учетом стоимости строительства по сметному расчету.
4.5.4. Для проектных и изыскательских работ, выполняемых за счет других (внебюджетных) источников финансирования, указанный в пп. 4.5.1-4.5.3 порядок определения стоимости может рассматриваться как рекомендация.»
То есть при расположении объекта в городе Москва – МРР, иначе федеральные нормы.

Источник – Минрегионразвития РФ.

Методические указания по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве. Приказ Минрегиона РФ от 29.12.2009 N 620 «Об утверждении Методических указаний по применению справочников базовых цен на проектные работы в строительстве» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23.03.2010 N 16686)

Документа, объединяющего все документы федеральной базы в единую систему вроде «ГЭСН Общая часть» с перечислением всех действующих норм на 3.09.2012 нет.

Существует два поколения справочников базовых цен: 1996 года (с ценами на 1996 год) и 2003-2012 года (с ценами на 2001 год). Для каждого поколения справочников Минрегионразвития ежеквартально выпускает письмо с коэффициентов инфляции для ПИР. При этом обследования считаются как проектные работы.
Постепенно справочники базовых цен заменяются, но этот процесс очень медленный.
Также в ряде случаев не существует справочников базовых цен на какую-либо работу. Тогда в случае бюджетного проектирования (с экспертизой сметной документации по действующим нормам) выбирают расценку действующего справочника применительно, а в случае коммерческого проектирования иногда возможно воспользоваться редкими отраслевыми древними нормами 1984-1991 годов.

По справочникам базовых цен получается некая базовая цена, равная стоимости проектирования ПД и РД (для СБЦ 1996 года П и Р, или РП).
В справочниках базовых цен 1996 года обычно указывалось распределение цены проектирования для существующих на тот момент стадий проектирования П, Р, и РП. В справочниках базовых цен 2003 года и позднее распределение цены между ПД и РД не указано.
На 14.09.2012 (из письма от 27.10.2010 N 37041-ИП/08) в соответствии с пунктом 1.4 Методических указаний по применению Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве, утвержденных приказом Минрегиона России от 29 декабря 2009 г. N 620 распределение базовой цены на разработку проектной и рабочей документации осуществляется, как правило, в соответствии с показателями — проектная документация 40%, рабочая документация — 60% и может уточняться по согласованию между исполнителем и заказчиком.
При этом определение процентного соотношения распределения базовой цены проектирования в зависимости от стадий «проектная документация» и «рабочая документация», в случае определения стоимости проектных работ по сборникам цен на проектные работы для строительства, где процентное отношение стадий проектирования указывается к стоимости разработки рабочей документации, рекомендуется определять от общей цены проектных работ.

2.7.2 Инфляционный коэффициент к московским нормам
В Москве действуют свои нормы ценообразования МРР со своими индексами.
Индексы указаны в «Приложение N 3 к письму Департамента экономической политики и развития города Москвы от 12 января 2011 г. N ДПР/11-3/3-5»
Скачать можно здесь, (пост 4).

Есть общая тенденция на всех частях рынка проектирования называемая демпинг.
Некоторые организации или проектировщики в конкурентной борьбе занижают цену договора, и таким образом весь рынок падает на энное количество микропроцентов.

Сегодня в конкурентной борьбе проектных организаций выигрывает предложившая вторую самую низкую цену договора на проектирование при будущем занижении качества проектирования.
Среди заказчиков есть глупое в общем-то правило отсекать при проведении тендера проектные организации предложившие услуги по наименьшей и наибольшей цене.
После заключения такого договора ГИПу часто ничего не остаётся, кроме как нарушать нормы и выпускать документацию плохого качества. При низком уровне ГИПов и службы заказчика обычно принимаются не оптимальные решения позволяющие сэкономить на проектировании не нарушая норм, а дорогие решения за ту же цену проектирования с наибольшим количеством нарушений.

Я сам был крайне удивлён этим фактом.
Прошу не понять меня превратно. Когда я говорю: «Ну что же вы хотели, это же Россия», это на самом деле такая грустная шутка, а не выражение ненависти к своей Родине. И я не понимаю людей, которые говорят так серьёзно.
Но реальность сегодня такова, что, чтобы в России выпускались качественная документация надо всех жителей убить, а вместо них заселить «инопланетян». Я и сам скорее всего не отказался бы от взятки, если бы мне её предложили. Это при том, что я себя считаю относительно честным человеком.
Рассмотрим все заинтересованные в проектировании стороны.
2.9.1 Инвестор
Обычно это отечественный банк или группа глупых иностранных банков. Они вложили в будущий объект деньги и хотят получить прибыль в некий срок. Для этого надо сдать нечто похожее на объект в эксплуатацию в этот срок.
Объектом инвестор пользоваться не будет, поэтому качество ему безразлично, а гораздо важнее сроки.
Изредка инвестор — крупная зарубежная фирма по производству Тойот, в силу пошлин решившая построить завод в Ленинградской области. Очевидно, что это европейцы, знающие о России только про медведей и водку. Русским инженерам они не доверяют. Службу заказчика формируют сами из местных инженеров, проектировать стараются сами (где же местным обезьянам такое сделать, они же ещё с берёзы не слезли). Они бы и строили сами, да только где же столько европейцев согласившихся жить в РФ взять. Конечно, им очень важно качество и они сами будут эксплуатировать свой объект.
Но опять же служба заказчика местная, проектировать за них всё равно в итоге будут наши, строить наши. Какая-то степень контроля со стороны инвестора будет больше, хороший иностранный проект будет их, но не думаю, что это сильно повлияет на качество объекта в итоге.
Изредка инвестор — администрация города, причем именно для строительства или ремонта здания прокуратуры или городской администрации. В таком случае инвестор хочет кроме взяток хорошее качество и может его обеспечить.
Итого 99% инвесторов не заинтересованы в качестве объекта.
2.9.2 Служба заказчика
В промышленном строительстве служба заказчика это обычно 1 выделенный для общения с изыскателями, проектировщиками и строителями начальник цеха, технический директор предприятия и т. п. Причём налагая на него новые обязанности старые никто не снимает. Получается не один человек, а половина. В лучшем случае выделяется группа людей. И так и так эти люди ничего общего со строительством не имеют, путают ПД и РД, жмотятся, хотят всё вчера.
Такая неквалифицированная служба заказчика не может обеспечить качественную ПД и РД. В чём они могут быть заинтересованы ? В основном в сроках сдачи в эксплуатацию. Сама дальнейшая эксплуатация без инцидентов и аварий им интересна, но оптимизация проектных решений уже непонятна и неинтересна. Поэтому такая служба заказчика часто даже вредит и настаивает на плохих решениях на 50-100% удорожающих строительство.
Изредка инвестор нанимает отдельную фирму «службу заказчика» с группой профессионалов. Наверное это единственное правильное решение инвестора. Но такая фирма стоит денег, а их всегда мало. И какое в общем то дело такой фирме до эксплуатации объекта и оптимизации проектных решений ? Не сломалось, сделано в срок и то хорошо. Такую фирму надо проверять, а кто может это сделать ? Надо нанимать такую же проверяющую «службу заказчика».
В гражданском строительстве служба заказчика:
а) в бюджетном строительстве состоит из инженеров на службе у государства в специальном отделе при администрации, прокуратуре, МВД, Минобороны;
б) в коммерческом строительстве формируется каждый объект заново, чтобы не нести ответственность по Градостроительному кодексу за брак объекта.
В случае (а) такие инженеры возможно и профессионалы, но сама система бюджетного проектирования и строительства не позволяет им заказать дорогие качественные изыскания, дорогих качественных проектировщиков, дорогие материалы и СМР. Это в том уникальном случае, если они очень честные люди или за ними следит прокуратура. А ведь широко известно, что в бюджетном проектировании, без взяток или связей можно только обанкротиться. Интерес тут может быть один — получить откат с проектировщиков, а потом со строителей.
В случае (б) всё очевидно.
Итого 99% служб заказчика не заинтересованы в качественной ПД и РД.
2.9.3 Изыскания
Изысканиями пользуются проектировщики и в случае брака изысканий заставляют переделывать изыскания. Поэтому все изыскатели делают среднее нормативное качество. Иногда изыскатели делают брак, а проектировщиков это устраивает. Иногда строители вместо глины обнаруживают подземный город или валуны и тогда изыскатели переделывают изыскания за свой счёт. Часто изыскатели не делают, а фальсифицируют изыскания.
Интерес изыскателей — снизить трудоёмкость изысканий за цену договора при нормативном качестве.
В целом они заинтересованы в качестве, но делают только то, что заказали. При этом заказывают им не то, что надо, а то что хочет служба заказчика+проектировщик. Глубокие, обширные и всесторонние изыскания, как известно дороги. Потому им часто заранее заказывают некачественные изыскания.
Убеждать заказчика и проектировщика обязательно сделать ещё вот такой анализ почвы и заказать скважины не 5 м, а 10 м никому из изыскателей не надо. Им выгоднее добурить потом за большие дополнительные деньги.
Собственно, до самих ПД и РД изыскателям вообще дела нет.
Итого 100% изыскателям качественное ПД и РД не надо.
2.9.4 Проектная организация
В силу демпинга из-за конкуренции проектировщик заключает договор с заранее заниженной ценой. Единственной возможностью его сделать хотя бы и не в срок — снизить качество проектирования. Вместо 10 томов выпустить 1 и т. п.
Однако есть проектные организации не связанные конкуренцией. Это монополии. Например «Геореконструкция» в городе Санкт-Петербург, ВНИМИ в разных городах, «Шахтспецстрой» в Москве. В силу исключительной специализации на чём-то одном получается минимонополия и цена договора определяется больше проектировщиком, чем службой заказчика или генпроектировщиком. Чтобы оставаться монополией такие фирмы должны выпускать качественную документацию.
Тем не менее это всегда субподрядные проектные организации, выпускающие лишь часть ПД или РД. Даже если не ошибутся они, качество снизит генпроектировщик.
Таким образом 99,9% проектных организаций не заинтересованы в качественной ПД и РД.
2.9.5 Строительная организация
2.9.5.1 В промышленном строительстве
При строительстве подрядным способом службой заказчика нанимается сторонняя подрядная организация. Которая выбирается на тендере по второй наименьшей цене. Чтобы не построить в убыток подрядчики экономят на материалах, изменяют решения ПД и РД.
При строительстве хозяйственным способом силами заказчика есть некий шанс, что строительство будет вестись качественно, потому что строят для себя и потом будут эксплуатировать. Но сил у заказчика часто не так уж и много, она часто неквалифицирована. В большинстве случаев заказчик просто не может сделать качественно хотя и очень хочет. В итоге изменяются решения ПД и РД.
2.9.5.2 В гражданском строительстве
При бюджетном строительстве службой заказчика нанимается сторонняя подрядная организация. Которая выбирается на тендере по второй наименьшей цене. Чтобы не построить в убыток подрядчики экономят на материалах, изменяют решения ПД и РД.
При коммерческом строительстве часто служба заказчика и подрядчик одна и та же организация (не учитывая юридический аспект). В этом случае есть задача построить дешево и быстро. В общем тоже качество не на первом месте. Даже элитные посёлки и здания делаются некачественно.
Итого 99% строительным организациям качество безразлично.
2.9.6 Государственный строительный надзор, гос. комиссия по приёмке в эксплуатацию
Тут без взяток никуда. Качество в их понимании — наличие объекта в целом. К тому же там работают часто неквалифицированные люди.
2.9.7 Служба эксплуатации
Она может быть и съела бы всех предыдущих, но формируется в лучшем случае за полгода до момента сдачи в эксплуатацию, когда уже доделываются кровля, отделка и внутренние сети.
2.9.8 Конечные покупатели помещений гражданского стр-ва, производственные ИТР промышленного стр-ва
В гражданском строительстве спрос искусственно поддерживается больше предложения, поэтому покупают не глядя на качество.
В промышленном строительстве сами ИТР появляются за полгода до сдачи объекта в эксплуатацию.

Как видно никому не нужен качественный объект капитального строительства и качественная ПД и РД.

Без учёта проектирования специального способа строительства, с учётом проектирования оснащения только проходки всех выработок.

Нормативная стоимость проектных работ по разработке раздела ПД ПОС = 3 млн. руб. в уровне цен 2012 года.
Стоимость в договоре с учётом демпинга проектной организации (60%) = 1,8 млн. руб.
Стоимость, которую инженеры уровня ведущий инженер получат зарплатой (17% от договора) 1,8*0,17=0,306 млн. руб. за разработал, проверил, нормоконтроль.
Нормативная трудоёмкость (100%, без учёта демпинга):
Разработал 3*0,65=1,95/0,25=7,8 чел-мес
Проверил 3*0,3/0,25=3,6 чел-мес
Нормоконтроль 3*0,05/0,25=0,6 чел-мес = 2,5 недели
Общая продолжительность проектирования ПОС 1 ведущим инженером около 7,8+3,6=11,4 чел-мес.
Общая продолжительность проектирования ПОС группой из 1 глав. спеца (проверил) и 2 инж. 1 кат. (разработал) займёт около 4,5 месяцев.
Значительно ускорить процесс толпой народа скорее всего не получится. Максимальное количество разработчиков до 4-5 человек. Так можно ускорить до 3,5-4 месяцев, но очень сложно.
Начало проектирования ПОС — после задания от технологов горного отдела содержащего все выработки угольной шахты.
Согласно древним нормам ЕНВиР продолжительность проектирования стадии Проект новой угольной шахты на кульмане 6 мес.
Где-то за 1,5 месяца технологи могут родить технологию добычи и выдать ПОСу. Потом ПОС 4,5 мес. После ПОСа экологи выполняют свои расчёты на период строительства, это 1 мес. Итого продолжительность проектирования шахты на стадии ПД по критическому пути ТХ-ПОС-МПООС составит около 1,5+4,5+1=7 месяцев.

Договорная цена (60%, с учётом демпинга организации) на руки исполнителям:
Разработал 65% = 306*0,65=198,9 тыс. руб. 2012 года
Проверил 30% = 306*0,3=91,8 тыс. руб. 2012 года
Нормоконтроль 5% = 306*0,05=15,3 тыс. руб. 2012 года

2.12.2 Изменение небольшой части ПД карьера
ПД Карьер 4 млн. т/год
ПИР ПД 4000 тыс. руб. без НДС с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 3% 120 тыс. руб.

2.12.3 ПД новый карьер полустроительных материалов
Карьер 2,5 млн. т/год
Рекультивация
Отвалы
Дороги 3 км
ПИР ПД 2 500 тыс. руб. без НДС с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 3% 75 тыс. руб.

2.12.5 Склад химических реагентов площадью 5000 м2
ПИР ПД 1220 тыс. руб. с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 2% 24,4 тыс. руб.

2.12.6 До хренища уникальных конвейеров длиной около 1 км и реконструкция 2 зданий
ПИР ПД 15 000 тыс. руб. без НДС с демпингом 60-80% от СБЦ
ПОС 2% 300 тыс. руб.

2.12.7 АЗС+резервуары топлива и масел
ПИР ПД 6 000 тыс. руб. без НДС с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 2% 120 тыс. руб.

2.12.8 Новое строительство надшахтного здания с копром + 2 здания подъёмной машины + армирование ствола
ПИР ПД 4000 тыс. руб. без НДС с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 2% 80 тыс. руб.

2.12.9 Новое строительство вентиляторной установки главного шахтного проветривания с вентканалом
ПИР ПД 800 тыс. руб. без НДС с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 2% 16 тыс. руб.

2.12.10 Новое строительство промышленной площадки (3-4 зданий и сооружений)
ПИР ПД 5500 тыс. руб. без НДС с демпингом 50-70% от СБЦ
ПОС 2% 110 тыс. руб.

2.12.11 Новое строительство промышленной площадки (5-10 зданий и сооружений)
Исходя из предыдущего ПОС 2% порядка 150-200 тыс. руб.

2.12.12 Капитальный ремонт фасада жилого здания
ПОС порядка 15 тыс. руб.

Прошу прислать объемы проектирования+цену ПД или ПОС+город+год из реальных смет ПИР, хоть в каком виде, следующих объектов

Новое строительство автомобильной дороги категории IIк длиной 5 км объём земляной насыпи 300 тыс. м3, выемки 300 м3
Новое строительство двухцепной ЛЭП ВЛ 110 кВ длиной 10 км и подземной КЛ длиной 0,5 км с ГНБ
Новое строительство одноцепной ЛЭП ВЛ 6 кВ длиной 2 км
Новое строительство подземная КЛ длиной 2 км и КТП 6/1/0,4 кВ
Новое строительство ПС 110/10/6 кВ
Новое строительство школы на 1000 чел.
Новое строительство детского сада на 100 чел.
Новое строительство коттеджа 1 этаж (площадью 10х10=100 м2, строительным объёмом 300 м3)
Новое строительство коттеджного посёлка на 20 зданий (площадью 10х10=100 м2, строительным объёмом 300 м3)
Новое строительство жилого здания 2 этажа (площадью 18х12=216 м2, строительным объёмом 1253 м3)
Новое строительство жилого здания 5 этажей (площадью 18х30=540 м2, строительным объёмом 7830 м3)
Новое строительство жилого здания 10 этажей (площадью 60х30=1800 м2, строительным объёмом 18000 м3)
Снос промышленной площадки (5-10 зданий и сооружений) угольной шахты
Снос промышленной площадки (3-4 зданий и сооружений)
Снос надшахтного здания с копром строительным объёмом 12*36*9+312=4200 м3
Снос жилого здания 5 этажей (площадью 18х30=540 м2, строительным объёмом 7830 м3)
Снос жилого здания 10 этажей (площадью 60х30=1800 м2, строительным объёмом 18000 м3)
Снос одноцепной ЛЭП ВЛ 6 кВ длиной 2 км
Снос автомобильной дороги категории IIк длиной 5 км объём земляной насыпи 300 тыс. м3, выемки 300 м3

2.13 История ценообразования в СССР и РФ
Не знаю историю вопроса. Помогите кто чем может ?

Отсортировал по :
иерархии (первоочерёдно),
степени важности для разработчика,
по близости содержания между разными документами.
Документы касаются строительства наземных зданий и сооружений.

Федеральные законы:
Градостроительный кодекс Российской Федерации
Земельный кодекс Российской Федерации
Водный кодекс Российской Федерации
Лесной кодекс Российской Федерации

Акты правительства (постановления, распоряжения):
Постановление правительства РФ №87 от 16.02.2008 г.
Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 1047-р «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»

. Акты федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции):

Национальные стандарты и своды правил (части таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
Нельзя забывать о том, что большинство СНиП, кроме «Перечня приказа 1047-р» попали в «Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору П-01-01-2011» и там действуют для опасных объектов целиком !

статус (на 15.11.2012): Действует
Разделы 1-4; приложения 1-11. СНиП 3.01.03-84 включены в «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р.
К СНиП 3.01.03-84 разработано «Пособие по производству геодезических работ в строительстве», утвержденное приказом ЦНИИОМТП от 10.07.85 N 147.

Крайне важный документ регламентирующий геодезические работы, создание геодезической основы и т. п.

СНиП регламентирующие производство работ (все будут заменены на актуализированные СП, многие СП уже вышли или выходят):

Статус (на 9.11.2012): Действующий, Документ отменен в части
Разделы 3 (пункты 3.2, 3.11, 3.12, 3.14-3.17, 3.19, 3.20, 3.22), 7 (пункты 7.10, 7.11), 8 (пункт 8.1), 9 (пункты 9.2, 9.5), 11 (пункты 11.4, 11.28); таблицы 1, 8 СНиП 3.02.01-87 включены в «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 N 1047-р.
СНиП 3.02.01-87 в части п.п.5.7, 5.8, 5.50 признаны утратившимм силу с принятием и введением в действие с 01.06.2002 ГОСТ Р 12.3.048-2002 «ССБТ. Строительство. Производство земляных работ способом гидромеханизации. Требования безопасности», на основании постановления Госстроя России от 21.01.2002 N 5.

Крайне важный документ.

статус (на 4.11.2012): действует. Не включён в перечень 1047р, однако СНиП «Бетонные и железобетонные конструкции» частично делает его обязательным.

Крайне важный документ. Обязательность необходимо прописывать в ПД и РД, ужесточая законодательство.
Допуски необходимо принимать или по СНиП или по СТО . им. Кучеренко или расчётом по ГОСТ.

Статус (на 10.12.2012): Действующий

Статус (на 10.12.2012): Действующий
К СНиП 3.05.04-85 разработано «Пособие по укладке и монтажу чугунных, железобетонных и асбестоцементных трубопроводов водоснабжения и канализации», ВНИИ ВОДГЕО, приказ N 46 от 26.03.86.

Перечень нормативных правовых актов и нормативных документов, относящихся к сфере деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору П-01-01-2011.

Там очень много документов, выбирайте на свой вкус. Для опасных объектов все действуют.
В частности сюда относятся (и т. д.) :
ПБ 10-382-00 Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (с Изменениями)
ПБ 10-518-02 Правил устройства и безопасной эксплуатации строительных подъемников

ТЕР 2001 Территориальные единичные расценки
Периодически, чтобы жизнь сметчикам не казалась совсем уже раем (ну а чего там, сиди, нажимай на кнопочки в Грандсмете) власти выдумывают им всякие гадости.
Сначала придумали что можно использовать ФЕР + территориальный коэффициент.
Но сразу же одумались и решили для бюджетного проектирования ФЕР не использовать, а на основе «ФЕР+коэффициент» региональные власти должны были сделать ТЕР.
Некоторые области ТЕРы сделали, некоторые нет. Преимущественно считали по ТЕРам.

ТСН 2001 Территориальные строительные нормы
Однако в Санкт-Петербурге власти пошли дальше и вместо ТЕРов (которые им, видимо, так и удалось согласовать) сделали ТСНы. Теперь сметчики Питера считают только по ТСН. Как считают остальные не знаю, может по ТЕРам, может и другие области наделали ТСНов.
Не знаю .

Это же значит, что проектировщики всегда будут опаздывать с разработкой своих разделов/комплектов и каждое повышение качества до нормативного уровня возможно только через очень трудоёмкий трудовой спор у директора/гл. инженера.
Поэтому поговорка «не спеши, а то успеешь» всегда будет актуальна.

Любые ГИПы, и плохие и хорошие, всегда стараются сделать график нереальным.
В результате работник всегда не успевает.
Но если сразу назначить ему продолжительность больше, чем надо, то разработчик и делать будет дольше.

Наиболее выгодно проектировщику неспеша качественно выполнять свою работу, не обращая особого внимания на сроки в графике и устные приказы всех вышестоящих лиц.
Если вдруг от такого проектировщика захотят подвигов, каждый подвиг должен быть соответственно оплачен деньгами или отгулами независимо от того пригодятся ли результаты подвига или нет.
Из всех моих трудовых подвигов по ПОСам ни один не пригодился. Всегда можно было оттянуть сроки и/или сделать качественней. Всегда такой подвиг — следствие низкой квалицикации ГИПа.
Рано или поздно проектировщики и ГИПы приходят к согласию и график проектирования приближается к реальности съедая запасы времени.

Любой ПОС по трудоёмкости занимает больше 5 рабочих дней.
Есть много организаций, где волшебники делают ПОСы за 2-3 дня.
Разумеется с проектированием такой ПОС никак не связан.
Поэтому здесь не будет описана технология фальсификации ПОСов.

Под словом «разработчики» я подразумеваю все остальные, кроме ПОС, ГИПа и смет, комплекты РД и разделы ПД.

В том числе по всем этим причинам в разных организациях цепочки проектирования ПОС разнятся:
а) Существуют несколько технологий проектирования ПОС. Здесь приведена только самая популярная, вероятно именно она отражённа в СБЦ.
б) Расценки СБЦ регламентируют виды проектных работ, которые должны быть сделаны в какой-либо расценке.
Традиционно расценки СБЦ не содержат подробное описание и множество спорных работ кочует из одного отдела в другой по мере успешности боевых действий.
Касательно ПОСа спорные работы это например:
разработка ситуационного плана (согласно постановлению №87 он есть ещё у генпланистов и экологов);
разработка локальных объёмов СМР (99%, что стоимость этих работ находится в разделе Сметная документация в Локальных сметах, но в связи с особенностями проекитрования этой работой могут также заниматься разработчики и ПОС);
определение пробного давления трубопроводов и сосудов (так и не нашёл документа заставляющего разработчиков его определять, всегда беру их наскоком. Да и по хорошему это именно их работа.);
определение перечня скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей (разработчики делают это только на стадии РД и очень сложно заставить их делать это в ПД);
разработка временных зданий и сооружений;
написание писем за ГИПов;
и т.д.
в) Также у всех людей разная квалификация, кто-то и временную атомную станцию спроектирует, а кто-то и траверсу не знает как посчитать. Я, например, в электротехнике ничего не знаю. Поэтому всегда стараюсь переложить это дело на отдел элетриков.
г) Также в каких-то отделах может быть недостаток людей, а в каких-то избыток.
д) В промышленном и гражданском строительстве цепочки также разнятся. Здесь описывается и промышленное и гражданское проектирование.
е) В коммерческом (небюджетном) и бюджетном строительстве цепочки также разнятся. Здесь описывается и коммерческое и бюджетное проектирование.

После развала СССР появилось из одного старого понятия сделали два новых — заказчик и застройщик. В данном случае под заказчиком понимается инвестор, а под застройщиком «служба заказчика».
Служба заказчика может быть как в составе инвестора, так и отдельным юридическим лицом на подряде инвестора.

Технологическая цепочка проектирования ПОС.

1) Причина проектирования
Промышленное бюджетное проектирование.
В силу *цензура* такого нынче не существует. Хотя нет, у военных может ещё остались заводы. Но и то маловероятно… Ну хотя бы бункеры должны были остаться… В общем не знаю, не видел.
Промышленное коммерческое проектирование.
Инвестор понимает, что хочет построить здание (обычно это существующий огромный завод и здание требуется для своих нужд). Например угольная шахта уже отработала почти весь уголь по имеющейся РД и надо отрабатывать новый кусок пласта.
Гражданское коммерческое проектирование.
Инвестора обычно нет. Есть некое объединение разнообразных юридических лиц под единым руководством лидера местной строительной мафии. Объединение выживает строительством в основном жилых зданий. И вот начинается очередной цикл строительства здания.
Гражданское бюджетное проектирование.
Инвестор – бюджет города, области, в частности директор школы, больницы, РЖД. В кои веки выбил в бюджете деньги для проектирования и строительства нового корпуса чего-нибудь…
2) Формирование службы заказчика
Промышленное бюджетное проектирование.
У военных уже должна быть служба заказчика наверное…
Промышленное коммерческое проектирование.
Инвестор находит настоящую профессиональную на подряде (1% случаев) или рожает убогую любительскую из своих людей (99% случаев, «Вася ты уже домыл окна ? Тогда будешь отвечать за строительство нового комплекса переработки урана») службу заказчика.
Гражданское коммерческое проектирование.
Служба заказчика – одноразовое (на одно здание) юридическое лицо из опытного коллектива с большой текучкой кадров. Юридически одноразовое, чтобы потом не нести ответственность перед покупателями за хреново сделанные здания.
Гражданское бюджетное проектирование.
Часто служба заказчика уже есть, состоит из бедных чиновников и занимается не одним зданием, а районом, сетью библиотек, АЭС в целом и т.п. Иначе бывает, когда службой заказчика становится назначенное вновь лицо.
3) Служба заказчика рожает техническое задание или задание на проектирование
Промышленное коммерческое проектирование.
Здесь обычно, поскольку в службе заказчика сидят непрофессионалы, то и родить сами они ничего не могут. Этап просто пропускается, а ТЗ возлагается на ГИПа проектной организации с многочисленными согласованиями всеми заинтересованными лицами предприятия.
Гражданское коммерческое проектирование.
Этап вырастает до гигантской исходно-разрешительной документации ИРД о которой идеально написано в статье «Человек без галстука». На этом этапе проектная организация уже фактически начинает проектирование и часть сделанного согласует с государством посредством службы заказчика и взяток. После согласования ИРД на ТЗ уже никто не обращает внимания, так как деньги проектная организация получит только за выпущенную и применённую ПД и РД по зданию, а не за просто всякие бумажки на полке. Конечно, в противном случае будут суды и, через 3 года споров, служба заказчика может быть и не сможет ликвидироваться или перейти во владение бомжу и выплатит проектировщикам деньги за бесполезную документацию. Но это маловероятно.
4) Служба заказчика находит проектную организацию
Промышленное коммерческое проектирование.
Служба заказчика обычно посредством конкурса/тендера находит проектную организацию.
Служба заказчика информирует о готовящемся тендере все найденные ею или проверенные временем проектные организации.
Плохой ГИП самовольно и неграмотно в лучшем случае сам назначает проектные объёмы (а в худшем перекладывает это всё на инженера ПИР) и относит их к инженеру-сметчику ПИР считать ПИР. Иногда плохой ГИП по условиям тендера всё-таки заставляет разработчиков делать убогое ТЭО, которое разумеется ничего общего с реальностью не имеет. Хороший ГИП + разработчики подробно выполняют бесплатное ТЭО, по итогам которого ГИП самостоятельно (или отдаёт помощнику, но проверяет) делает ПИР.
Проектная организация составляет коммерческое предложение и посылает его службе заказчика.
В результате всех лишений, взяток, клеветы и угроз в тендере побеждает одна из проектных организаций.
Служба заказчика начинает оформлять договор, ТЗ (ЗП) и прочие его приложения.
Гражданское коммерческое проектирование.
Уже заканчивается ИРД, генплан, сети. Проектировщики во всю супротив законам физики делают фундаменты и 1 этаж.
5) Рождение технического задания (или задания на проектирование)
Плохой ГИП, так и не собрав проектных объёмов, садится писать техническое задание (или задание на проектирование) являющееся приложением к договору. Вообще по хорошему его должна писать служба заказчика, но в связи с их низкой квалификацией это ныне практически невозможно. Поэтому ГИПы им «помогают».
Хороший ГИП отличается только тем, что у него большая часть проектных объёмов уже собрана в ТЭО. «Бесплатное» ТЭО включается в стоимость проектирования.
Здесь есть тонкий ньюанс, если пропустить который будет много геморроя.
Обязательно заставить ГИПа и заказчика в ТЗ на тему ПОСа написать:
— обязательно ли разрабатывать ПОС, надо ли подавать ПОС на различные экспертизы
— этапы строительства (пусковые комплексы того, что надо проектировать)
— обозначить границы проектирования строительства в ПОС во времени (до сдачи объекта в эксплуатацию, до освоения проектной мощности, до момента Х) (при этом надо помнить требование СП 12-136-2002 «ПОС разрабатывается в составе проектной документации на полный объем строительства. «, что вообще рекомендует делать ПОС полностью на всё строительство и после сдачи объекта в эксплуатацию) (здесь можно поиграть с ГИПом в торговца ПОСами за сроки и деньги на ПОС). Идеальный ПОС должен учитывать весь период строительства и взаимоувязан с разделом по эксплуатации.
— требования инвестора к ПОСу (подробные ограничения строительства при реконструкции, ограничения по выводу из эксплуатации существующих зданий и вводу в эксплуатацию пусковых комплексов, ограничения по числу рабочих-строителей и технике из-за сложности с подрядчиками в глухом районе и т.д.)
— назначить реальную директивную продолжительность строительства (это уменьшает трудоёмкость ПОСа) и привязку строительства ко времени (сроки сдачи в эксплуатацию или срок начала строительства). Не всегда выгодно лениться и иметь такой директивный срок, так как может случиться, что служба заказчика поставит нереальные сроки. Это должно быть решение ПОСа. Для простых лёгких объектов, с однозначно определёнными объёмами проектирования выгодно иметь директивную продолжителность строительства. Для сложных объектов при слабом ГИПе выгодно взять дело в свои руки и решать это в процессе проектирования в ПОС.
Для объектов, не подлежащих расчёту продолжительности строительства по нормам, ничего другого не остаётся, кроме как требовать от заказчика директивную продолжительность. Тогда любое другое решение будет оспорено экспертизой или очень трудоёмко.
— умный заказчик и ГИП может ограничить технологии строительства в сложных случаях. Это может уменьшить трудоёмкость ПОСа из-за уменьшения рассматриваемых вариантов. Здесь нельзя давать ГИПу свободу воли. Каждое такое ограничение должно быть инициировано опытным разработчиком ПОС, который хорошо представляет себе последствия.
Например это может быть выбор одной из многих технологий откачки воды из шахты, рудника при расконсервации (в этом случае такое ограничение было бы наилучшим решением).
Также это может касаться выбора типа ограждения глубоких котлованов глубже 5 м, технлогия устройства переходов через реки и горы.
Только после хорошего секса с ошибкой в данном вопросе ПОС получает бесценный опыт «что именно надо написать в ТЗ».

6) Потом ГИПы пишут приложение к договору «Исходные данные для проектирования», и тут плохого ГИПа нелёгкая может вывезти из проектной организации на улицу через полгода, если вдруг ГИП забудет целый вид изысканий и т.п.
Впрочем то же может случиться и с техническим заданием.
6а) ГИП ознакамливает всех проектироващиков с объёмами проектных работ
6б) ГИП собирает со всех отделов «перечни исходных данных». Здесь проектировщик может сильно налажать, затребовав и не угадав заранее с исходными данными.
Подробное ТЭО сильно снижает риск возникновения «новых» требуемых исходных данных, когда перечни уже попали заказчику в договоре.
Обычно проектировщики всегда стараются оставить лазейку в таком перечне вида «в процессе проектирования могут потребоваться дополнительные исходные данные».
Насколько такая лазейка законна — сложный философский вопрос.
Наиболее вероятно, что приложение с такой лазейкой создает возможность заказчику через иск признать договор незаключённым в связи с неподробно приведённым предметом договора.
Однако пока иска не случались ни ГИПу, ни директорам не обязательно об этом много задумываться.
Если вдруг такой иск и случится, может оказаться, что эта лазейка всё-таки выведет проектную организацию из плохой ситуации в суде.
6в) ГИП начинает заключать договор со службой заказчика.

7) Далее последовательно выпускаются разделы ПД (названы как в РД для упрощения):
Основные технологии эксплуатации-производства
Вспомогательные технологии эксплуатации-производства (медпункт, столовые, прачечные, АБК и т. п.)
АР, КМ,
КЖ, ТС (тепловые сети), ОВ, ВК, НВК,
ЭС (электроснабжение), ЭО (внутреннее электрическое освещение), ЭН (наружное электроосвещение), ЭМ (силовое электрооборудование), автоматизация, связь,
генплан, транспорт,
локальные сметы ЛС,
сводные сметные расчёты ССР.

Исходные данные в советское время запрашивались у службы заказчика и та без проблем выдавала все данные. Ныне цепочка нарушена.
Стоимость составления исходных данных для ПОС близится к стоимости проектирования самого ПОС. В службах заказчиков практически нет адекватных людей, понимающих смысл хотя бы самого ПОС, а не только выдачи проектировщикам бесполезных исходных данных.
Поэтому службы заказчика в большинстве случаев не выдают исходные данные вообще или выдают около 10-20% исходных данных после длительных пыток.
Для облегчения процесса обычно ПОСовец сам себе пишет исходные данные как их хочет видеть и отправляет на согласование заказчику.
Позже эти исходные данные я вкладываю в ПОС в виде приложения 1 картинками с печатью заказчика.

Перечень исходных данных для ПОС:
(приведу пока неактуальные ныне цитаты из пособия, позже переработаю в реальный перечень)

Пособие по разработке проектов организации строительства крупных промышленных комплексов с применением узлового метода (к СНиП 3.01.01-85)
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ЗАКАЗЧИКОМ
5.1 Об использовании источников и порядке энергообеспечения строительства
Данные о порядке и точках подключения временных инженерных сетей к действующим коммуникациям электроснабжения, сжатого воздуха, кислорода, пара, тепла, горячего, производственного, хозяйственно-питьевого водоснабжения
5.2 О возможных местах расположения карьеров и отвалов грунта, а также дальности его транспортирования
Данные о местах складирования избыточного сухого и мокрого грунта, грунта для рекультивации и обратных засыпок. Сведения о местах разработки недостающего грунта для обратных засыпок
5.3 О составе и характеристике существующих зданий и сооружений, транспортных коммуникаций, которые могут быть использованы для строительных нужд
Данные о зданиях административного, санитарно-бытового, производственного и складского назначения, автомобильных и железных дорогах с показателями площади, протяженности и сроком эксплуатации
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ, ПРЕДСТАВЛЯЕМЫЕ ГЕНПОДРЯДЧИКОМ
5.4 Перечень основных строительных организаций с характеристикой их производственной мощности
Наименование организаций, их ведомственная принадлежность, годовая программа, плановая и фактическая среднегодовая выработка на одного работающего, количество трудящихся, плановые показатели по росту производительности труда на ближайшие годы
5.5 Наличие производственной базы стройиндустрии и возможности ее использования
Наименование предприятий производственной базы, вид выпускаемой продукции, годовая производительность, объем продукции, которая может быть выделена на строительство данного предприятия (комплекса). Место расположения предприятий и расстояние от проектируемых объектов
5.6 Сведения о возможности обеспечения строительства рабочими кадрами
Источники покрытия потребности строительства в рабочих кадрах, дальность перевозки и т.д.
Справка местного центра занятости населения. Анализ рынка труда в гидрометеорологических изысканиях (иногда там пишут про благополучие и занятость населения).
5.7 Сведения о парке машин и механизмов в организациях, привлекаемых к строительству
Наименование машин, их тип и марка, количество.
Крайне важно, чтобы заказчик, естественно, не зная подрядчика, здесь написал «На стадии проектной документации подрядные организации не выбраны. Выбор техники осуществляется проектной организацией.»
Крайне важно, в случае применения редкой техники согласовать это с заказчиком. У меня ни разу не получалось это сделать, но это крайне важно.
5.8 Сведения о выработке основных строительно-монтажных машин, механизмов и средств транспорта, а также данные о директивном повышении выработки машин на ближайшие годы
Сводный отчет о механизации трудоемких и тяжелых работ и данные о показателях работы автотранспортных средств по отчетам производственных автоуправлений, обслуживающих строительство
Эти данные позволят рассчитать в ПОС количество требуемой техники из объёмов работ в единицу времени. Почти ту же, но расчётную производительность можно получить при помощи книжных формул или из ГЭСН.
5.9 Сведения о наличии в организациях, привлекаемых к строительству, оборудования для электроснабжения строительной площадки, сварочных и других работ
Наименование и марки оборудования, количество.
5.10 Сведения об обеспечении местными строительными материалами
Наименование строительных материалов, их количество (запасы), отпускная цена, расстояние и вид транспортирования

Местоположение карьеров местных строительных материалов (песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень)
Расстояния (по автомобильным дорогам, ж.д., водные пути) от карьеров местных строительных материалов до временного склада объекта строительства (песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень)
Лицензии карьеров местных строительных материалов (песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень)
Сертификаты соответствия местных строительных материалов (песок, песчано-гравийная смесь, гравий, щебень)
Цены местных строительных материалов запрашиваются у производителей/дилеров/спекулянтов сметчиками, но есть нюансы (самим сметчикам обычно запрашивать цена на материалы уже поздно, так как сметы делаются в конце проектирования ПД и РД, а письма могут идти неделями, так что помочь им в этом рационально и правильно) (разумеется об этом должны знать и одобрять сами сметчики)
Справка о радиационной безопасности местных строительных материалов запрашивается экологами и прикладывается в разделе ООС в приложениях. Экспертиза может эту справку запросить в ПОС, лично я думаю, что это плохо и так делать нельзя. Есть авторитетные форумчане, ни разу в жизни не делавшие ПОС, которые считают, что в таком случае в ПОС эти справки надо прилагать. Истина, как всегда, где-то рядом.

ПОС (недописано, закончу позже)’>5.1 КЖ0 (основания и фундаменты)
5.1.1 По каждому фундаментному болту разработчики КЖ должны принять и выдать ПОСу решение:
а) бетонирование железобетонных конструкций одновременно вместе с анкерными болтами (болты крепятся к арматура, несмотря на риск замечания экспертизы КЖ, болты крепятся кондукторами или фиксаторами к опалубке) (болты жёстко привязываются к конструкции, при отклонениях то, что ставится на болты может в эти болты не попасть отверстиями);
б) бетонирование железобетонных конструкций с оставлением в конструкции колодцев под анкерные болты, с технологической паузой на набор прочности бетона до 1,5 МПа (без ускорителей набора прочности продолжительность паузы более суток) с последующей установкой болтов в колодцы (позволяет устанавливать болты «по месту» в пределах +-50 мм в стороны).
в) бетонирование железобетонных конструкций с оставлением в конструкции скважин (или скважины рассверливать позже) под анкерные болты, с технологической паузой на набор прочности бетона до 100% прочности с последующей установкой анкерных болтов в скважины. При этом сами болты выполнены в виде раскрепляющихся в скважине анкеров, в народе упоминается разновидность замка — цанга (цанговый анкерный болт). Надо ждать минимум 8 дней до набора прочности бетона вокруг скважин.

5.2 КЖ
5.3 КМ
5.3.1 Спецификация строительных конструкций на листах
5.3.2 По возможности, масса 5-20 наиболее габаритных и тяжёлых элементов перемещаемых краном.
5.3.3 Запрос КМ-ПОС-КМ на организацию сборки каркасов перед расчётом, порядок сборки каркаса.
5.3.4 Запрос КМ-ПОС-КМ на временные нагрузки на период строительства, при этом ПОС выдаёт специфические нагрузки возникающие от складирования материалов на площадках, опирания оборудования на каркас. Обычные монтажные нагрузки от строповки/перемещения грузов принимают КМ. Это справедливо, так как монтажные нагрузки вообще — обязанность расчётчика КМ по их СНиП.
5.3.5 Места строповки ферм длиной более 6-8 м необходимо указывать в ПД и РД в КМ, так как возможно потребуется применение типовой или индивидуальной траверсы. И ПОС потребуется определить какие именно узлы подвеса были учтены в расчёте фермы на прочность по временной схеме. Для фермы длиной 8 м, ещё возможно применить строповку стропами.
5.3.6 Узлы опирания колонн — требуется ли выверка колонны при монтаже

АР
ОВ
ВК
НВК
ТС
ЭС (электроснабжение)

освещение
связь, автоматизация, сигнализация
СД (сметчики)
ООС (экологи)

Больная ежемесячная тема, которая ставит в тупик не только новичков и меня, но и всех на форуме, кроме геологов и дорожников, коих мало.
Существует значительная путаница в терминах даже в нормативной документации и в литературе касательно коэффициента уплотнения грунта. Одни и те же понятия называются по разному.
При этом нормативно регламентируется только грунты вплоть до щебня по ГОСТ максимальным размером куска до 12 см. Для крупнообломочных грунтов с максимальным размером куска более 12 см Коэффициент уплотнения грунта по СНиП 2.05.02-85* определить по нормам РФ на 2013 год невозможно. Однако возможно за рубежом и потихоньку скоро и у нас приживутся ихние нормативные методы определения.
12 см — это самый большой щебень по ГОСТу, какой я нашёл. Может быть недосмотрел и чуть побольше. В случае крупнообломочных грунтов это роли не играет, там используются максимальные куски до 300-1000 мм.

Нормы позволяют в обычных зданиях назначить только коэффициент уплотнения грунта, не назначая в РД в КЖ проектную плотность в конструкции. Это сильно бы ограничивало снабженцев и строителей при закупке грунта в карьере, так как назначенная плотность регламентировала какой карьер можно использовать для данного строительства. Используется компромисс между теорией вероятности, удобством строительства и надёжностью. Получается, что Коэффициент уплотнения грунта — некий костыль, который в большинстве случаев не даёт аварии совершиться, а в меньшинстве случаев выгоднее оказывается построить новое здание. Не знаю ни одного случая аварии по причине такого вот механизма регламентирования фактической плотности грунта, все аварии случаются при недоуплотнении до данного коэффициента или плохом материале.

6.2.1 Термин
Коэффициент уплотнения грунта — отношение плотности скелета грунта в конструкции к максимальной плотности скелета того же грунта при стандартном уплотнении по ГОСТ 22733-2002.
согласно СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги (с Изменениями N 2-5) Приложение 4 Справочное

Коэффициент относительного уплотнения по методике Союздорнии 2000 года.
Применяется при определении требуемого объема песка природного сложения в сосредоточенных резервах или карьерах или требуемого объема песка, исчисляемого и транспортных средствах (автомобили-самосвалы, железнодорожные полувагоны и т.п.), когда он находится в разрыхленном состоянии.
Их два вида:
— отношение требуемой плотности (скелета) сухого грунта в конструктивном элементе к плотности (скелета) сухого грунта в источнике получения.
— отношение требуемой плотности сухого (скелета) песка в конструктивном элементе к насыпной плотности сухого грунта, определяемой при естественной влажности в стандартной 10-литровой емкости по ГОСТ 8736-93.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТА ОТНОСИТЕЛЬНОГО УПЛОТНЕНИЯ ПЕСКОВ Москва 2001
http://www.znaytovar.ru/gost/2/Metod. eleniya_5.html

Помимо этого есть просто небрежность в названии в речи и грамоте очень многих людей.
Некоторые не знают про нормы и методики, некоторые просто ленятся.
Поэтому обязательно уточнять какой именно коэффициент уплотнения грунта вы подразумеваете.
Хотя официальный термин только один и только в указанном СНиП, тем не менее под этим названием другие люди могут подразумевать совершенно разные вещи.
Лучше сразу писать «коэффициент уплотнения грунта 0,9Х (по СНиП . )».
Ещё полгода назад я между разбирательствами в вопросе всерьёз полагал, что термин совсем другой просто по забывчивости. А разбирался 7 раз. И каждый раз забывал.

* Плотность фактическая скелета (влажного по факту) грунта в конструкции насыпи (по СНиП 2.05.02-85*)
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
Плотность грунта — масса единицы объема грунта.

* Плотность максимальная скелета (всё-таки увлажнённого в лаборатории) грунта в приборе стандартного уплотнения в лаборатории при оптимальной влажности
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
Максимальная плотность (стандартная плотность) — наибольшая плотность сухого грунта, которая достигается при испытании грунта методом стандартного уплотнения.

Испытание на максимальную плотность по ГОСТ 22733-2002

* Оптимальная влажность
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
Оптимальная влажность — значение влажности грунта, соответствующее максимальной плотности сухого грунта.

* Плотность сухого грунта
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
Плотность сухого грунта — отношение массы грунта, за вычетом массы воды и льда в его порах, к его первоначальному объему.

* Плотность частиц грунта (по ГОСТ)
ГОСТ 30416-96 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
Плотность частиц грунта — масса единицы объема твердых (скелетных) частиц грунта.

Таким образом при назначении плотности проектировщики как-то обходятся без пористости грунта.

Когда интересовался, также нашёл другой, может быть незаконный, путь.

ГОСТ Р 54477-2011 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик деформируемости грунтов в дорожном строительстве

Если плотность частиц принять 2,6-2,7 т/м3 (кварц).
Влажность грунта при уплотнении должна быть оптимальной с допусками по СНиП. Согласно ТР 73-98 «ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УПЛОТНЕНИЯ ГРУНТА ПРИ ОБРАТНОЙ ЗАСЫПКЕ КОТЛОВАНОВ, ТРАНШЕЙ, ПАЗУХ» оптимальная влажность песков около 10%, супесей около 13 %, суглинков около 19%.

При влажности песка 10% е = 2,6 / p *(1+0,01*10)-1 = 2,36/р — 1

При плотности песка после уплотнения 2 т/м3 е = 2,36/2 — 1 = 0,18
При плотности песка после уплотнения 1,8 т/м3 е = 2,36/1,8 — 1 = 0,31
При насыпной плотности песка 1,6 т/м3 е = 2,36/1,6 — 1 = 0,48
При насыпной плотности песка 1,5 т/м3 е = 2,36/1,5 — 1 = 0,57
При насыпной плотности песка 1,3 т/м3 е = 2,36/1,3 — 1 = 0,82
Интересно насколько эти значения правдивы.

По мнению всё того же единственного геолога: «и плотность скелета грунта и пористость — расчетные характеристики, получаемые от одних и тех же опытных характеристик».

В связи с технологией уплотнения (невозможно или сложно уплотнить большой слой насыпи) максимальный размер кусков обычно не более 300-400 мм. Может быть в редких случаях и более 600 мм, но это требует особой технологии уплотнения. Также для таких кусков скорее всего уже не подойдут западные методики внедрения груза в уплотнённый грунта, а значит и нельзя будет сделать свою методику по месту работ в НИИ.

Современная отечественная нормативная база практически не располагает требованиями к технологии и контролю степени уплотнения крупнообломочных грунтов при возведении насыпей. Поэтому подрядчиком совместно со службой заказчика должна быть разработана и применена методика оценки качества уплотнения и определения несущей способности таких грунтов насыпей. При создании методики можно применить опыт ОАО «Союздорнии» опубликованный в статье «Контроль качества уплотнения насыпей, возводимых из крупнообломочных грунтов» в журнале «Транспортное строительство», N 10, 2008 (авторы к. т. н. Попов М. Л., к. т. н. Фонарев П. А.) и «Методические рекомендации по оценке степени уплотнения насыпей, возведенных из крупнообломочных грунтов» (Союздорнии. М., 1972).
В теле насыпи запрещается использовать неводостойкие, размягчаемые легковыветривающиеся породы, такие как мергель, опока, аргиллит, алевролит, сланцевые глины и др. (приложение 1) «Методические рекомендации по сооружению насыпей земляного полотна автомобильных дорог из крупнообломочных грунтов», Москва, 1977 г.
Контроль качества уплотнения крупнообломочных грунтов при возведении насыпей может оперативно осуществляться динамическим штампом, что и выполняется в других странах, но пока не прижилось у нас из-за отсутствия нормативных методик.

Таким образом понятие «Коэффициент уплотнения грунта» в случае крупнообломочных грунтов теряет смысл.

forum.dwg.ru

Популярное:

  • Заявления руководства экономического субъекта Международные стандарты аудита для специальности 080109 (060505) Черемисина С.В., Сорокин М.А.Кафедра ЭкономикиТомск-2007 № 1 Первое упоминание об аудите относится к: • Древнему Китаю. № 2 Цель аудита: • выражение мнения. № 3 К органам, […]
  • Всякий гражданин равен перед законом и властями Запись на стене Адам Мицкевич. "Политический символ Польши". Сразу видно, что писал "сапраўдны беларускі патрыёт з ліцьвінскім сэрцам"! :))) ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИМВОЛ ПОЛЬШИ 1. Христианский дух в святой римско-католической вере, проявленный в […]
  • Первая помощь на судах Первая медицинская помощь на судах Учебное пособие подготовлено в соответствии с международными требованиями к охране здоровья членов экипажей морских судов и безопасности мореплавания, закрепленными Конвенцией № 164 МОТ ("Конвенция о […]
  • Болт впускного коллектора Система питания Система питания дизеля (рис. 15) состоит из топливного бака 2, фильтров грубой 3 и тонкой очистки 7 топлива, топливоподающих насосов и топливопроводов низкого и высокого давления, форсунок фильтров воздуха и […]
  • 328 статья уку Кодекс административного судопроизводства Украины Раздел I Общие положенияГлава 1. Основные положения Глава 2. Административная юрисдикция§ 1. Предметная юрисдикция § 2. инстанционного юрисдикция § 3. Территориальная юрисдикция […]
  • Преступление и наказание направление путь Преступление и наказание направление путь Проблемы и аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку. Таблица Итоговое сочинение 2017-2018 учебный год. Направления и темы. Примеры и презентации итоговых сочинений Здесь можно бесплатно […]
  • Выдача пенсии в ноябре 2014 Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 28 ноября 2014 График выплаты пенсий, ЕДВ и иных социальных выплат в декабре 2014 года через отделения почтовой связи Санкт-Петербурга: Дата фактической выплаты 3 3 […]
  • Учебно методическое пособие по развитию речи Книги по русскому языку Книги и учебники по русскому языку разных годов Содержание раздела Книги и учебники по русскому языку Описание раздела «Книги по русскому языку» В данном разделе вы можете скачать бесплатно и без регистрации Книги […]