Налог история англия

Англия в 16 веке

Для Англии XVI век был временем капиталистической мануфактуры, аграрного переворота и основания первых английских колоний. Перестройке экономики страны на капиталистических началах способствовали следующие факторы: высокий уровень хозяйственного развития, распространение новых форм собственности не только в городе, но и в деревне, сближение низшей прослойки феодалов (рыцарей и джентри) с формирующейся буржуазией, политическая централизация страны; великие географические открытия, поставившие Англию в центре новых мировых путей из Старого в Новый Свет.

В XVI в. суконное производство в Англии являлось основной отраслью промышленности не только в городах, но и в деревнях и небольших местечках. Создавались местные промышленные центры в различных графствах Англии. Каждый из этих центров специализировался на выработке определенного типа шерстяных и суконных тканей.

Широкие и тонкие сукна производились на юго-западе и в центре Англии (Уилтшир, Сомерсетшир, Глостершир и Оксфордшир). На востоке Англии вырабатывались камвольные ткани, бумазея, а также каразея и байка (Норфолк, Сеффолк, Эссекс, Кент). В северных графствах производились грубые шерстяные ткани (Йоркшир, Ланкашир). Шерстяное и текстильное ремесло развивалось в городах и деревенских селениях. Прядением и ткачеством занимались жители деревень и местечек как для своего потребления, так и для сбыта на рынке. Цеховые ремесленники городов вырабатывали сукно, которое проходило в процессе своего изготовления много стадий в цехах прядильщиков, ткачей, сукновалов, красильщиков и т. п.

Уже в XV в. обнаруживался упадок ранее процветавших и богатых городов Англии (Ковентри, Йорк, Лейстер). Причиной явилось бурное развитие сукноделия в деревнях и местечках, где не было цехов и цеховых ограничений, тормозивших развитие техники производства и препятствовавших зарождению капиталистической мануфактуры. Города пытались взять под свой контроль деревенскую промышленность: в Бристоле и Йорке требовалась городская печать на всех сукнах, выработанных в мелких близлежащих городах.

Свободное внецеховое ремесло тем не менее бурно развивалось. Благодаря ему из мелких местечек вырастали новые крупные и богатые города, такие, как Лавенхем, Касл-Комб, Степлтон и многие другие. Сюда из старых городов уходили цеховые мастера со своими подмастерьями и учениками.

Развитию мануфактур в Англии способствовала Реформация, в руки городских властей и суконщиков переходили помещения аббатств и монастырей, в которых устанавливались станки и создавались мануфактуры.

В XVI в. центром развивающегося внецехового ремесла и мануфактуры стала деревня, где в первую очередь изготовлялась пряжа. Половина сукон, изготовленных в Уилтшире, Глостершире и Сомерсетшире, была сделана из пряжи, купленной у «неорганизованных» деревенских прядильщиков. Во многие города пряжа поступала из пригородов, деревень и даже из Ирландии.

Централизованных мануфактур в Англии XVI в. было мало. Крупной централизованной мануфактурой (около 960 человек рабочих) была мануфактура Джона Уичкомба, известного под именем Джека из Ньюбери; на его мануфактуре было уже детальное разделение труда, изделие проходило все стадии изготовления в одном месте.

В Англии XVI в. складывались предпосылки для победы капиталистического производства над феодальным. Конкуренция крупного мануфактурного производства разоряла мелких самостоятельных мастеров города и деревни, превращая их в рабочих мануфактур, суконное производство сосредоточивалось в руках богатых суконщиков-предпринимателей. Об этом свидетельствуют жалобы ткачей Эссекса и Кента, поданные в 1539 г. лорду-канцлеру Англии: «Эти богатые суконщики держат в своих руках ткацкие станки, а также ткачей и валяльщиков на ежедневной работе, и вследствие этого ваши просители, работающие в своих домах, имеющие жен и детей, постоянно лишаются заработка; но чтобы избежать безработицы, ваши бедные подданные принуждены брать работу за плату, назначенную суконщиками» (по закону полагалось 4 пенса, нанимали за 11/2 пенса).

Так возникало капиталистическое производство в шерстяной промышленности Англии и создавались кадры наемных рабочих, оторванных от средств производства.

Начало аграрного переворота в английской деревне XVI в.

В XVI в. Англия вступила в период так называемого первоначального накопления. Успехи сукноделия, спрос на шерсть в Нидерландах и в самой Англии способствовали повышению цен на нее.

Овцеводство становилось выгоднее земледелия, и лорды начали превращать свои земли в пастбища. Они захватывали общинные угодья: леса, пустоши, пастбища, перелески и т. п., которыми ранее пользовались совместно с крестьянами. Эти земли огораживали живой изгородью, частоколом, канавами. Лишение крестьян общинных угодий наносило большой удар по крестьянскому хозяйству и подрывало весь общинный уклад деревни, включавший в себя общие пастбища как необходимое условие крестьян-

ского земледелия и скотоводства. В английской деревне XVI в. сохранялась еще небольшая верхушка свободных крестьян-фригольдеров. Из их верхушки позднее вышли капиталистические фермеры. Большинство составляли копигольдеры — наследственные держатели господской земли. Они обязаны были уплачивать лордам денежную ренту в размерах, установленных по соглашению и обычаю. Третью группу крестьян составляли арендаторы (лиз-гольдеры), державшие землю у помещиков на условиях краткосрочной или долгосрочной аренды.

По мере развития сукноделия и роста цен лорды не ограничивались захватом общинных угодий, а стали огораживать крестьянские пахотные земли. В первую очередь пострадали мелкие арендаторы с краткосрочной арендой земли из господского домена.

Далее начался сгон крестьян с их наследственных держаний. Захваченные пахотные земли лорды тоже огораживали и превращали в пастбища для овец или сдавали в аренду за высокую плату крупным арендаторам-фермерам. Заключение арендных договоров на длительные сроки (99 лет) при непрерывном падении стоимости денег было выгодно для фермеров, которые обогащались, эксплуатируя наемных рабочих. В процессе огораживаний исчезли целые деревни и даже крупные поселения. Десятки тысяч крестьянских семей лишались средств к существованию; они должны были покидать свои усадьбы, становились бродягами и нищими.

В правление династии Тюдоров (1485- 1603) королевская власть в Англии значительно окрепла и превратилась в абсолютную. Уже первый король этой династии Генрих VII (1485—1509) вел беспощадную борьбу с остатками феодальной знати, сохранившейся после войны Алой и Белой розы. Были созданы чрезвычайные политические суды: суд Звездной палаты (суд по делам государственной измены), суд палаты прошений, канцлерский суд и другие. Король запретил баронам иметь артиллерию; бароны со своими отрядами стрелков из лука теряли возможность воевать с королем.

Старое дворянство, лишенное многих привилегий, не могло приспособиться к изменившимся экономическим отношениям. Усиление королевской власти и возвышение нового дворянства подрывало политические позиции старой знати, проживавшей большей частью в северных графствах. В связи с упразднением монастырей потеряли свое значение могущественные ранее аббаты крупных церковных владений.

Социальной опорой Тюдоровского абсолютизма было новое среднее и мелкое дворянство, а также новые лорды, занявшие место исчезнувших старых феодальных фамилий. Новое дворянство обогатилось за счет экспроприации крестьян и в широких масштабах применяло в своих поместьях наемный труд. Их поместья были тесно связаны с рынком.

Другой опорой Тюдоров была растущая городская буржуазия, мануфактурная и торговая, тесно связанная общими экономическими и политическими интересами с новым дворянством.

Союз королевской власти с новыми классами — буржуазией и обуржуазившимся дворянством — дал возможность династии Тюдоров использовать английский парламент как политическую опору. в Англии парламент сохранился и не потерял своего значения; при поддержке парламента Генрих VIII (1509- 1547) провел королевскую реформацию и секуляризацию церковно-монастырской земельной собственности.

Наличие парламента, служившего опорой королевской власти, — такова одна из особенностей английского абсолютизма. Другой его особенностью являлось сохранение в графствах местного самоуправления (выборные шерифы, мировые судьи графств, выборный городской муниципалитет), в то время как при классических формах абсолютной монархии решающую роль играл разветвленный бюрократический аппарат. Наконец, третьей чертой английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. Это объяснялось островным положением Англии. Правда, английские короли и парламент проявляли постоянную заботу об укреплении и усилении военного флота, который обеспечивал оборону государства с моря и создавал возможность для внешней торговли и колониальной экспансии.

Капиталистическое хозяйство, еще слабо развитое, не могло поглотить огромную массу экспроприированных бродяг и нищих, заполнивших города и дороги Англии. Короли стали издавать жестокие законы против бродяг и нищих («кровавое законодательство»).

С конца 40-х гг. XVI в. государственная власть из чисто полицейских соображений взяла в свои руки разработку системы призрения бедняков. Был введен налог в пользу бедных. Мировые судьи могли тратить часть денег на покупку земли и постройку работных домов, обитатели которых под страхом телесного наказания должны были выполнять принудительную работу.

Закон 1576 г. предписывал открыть в каждом графстве 2—3 работных дома. В работных домах царили истинно каторжные порядки: в наказание за проступки избивали плетьми, и от смотрителя зависело число ударов; на ежедневное содержание полагался 1 пенс (смотритель получал 12 пенсов в день).

Скопление неимущих и обездоленных людей в городах вызывало тревогу городских властей, которые опасались эксцессов и болезней и стремились ограничить приток переселенцев. От них требовался денежный залог.

В 1589 г. был издан статут, гласивший, что в одном доме может жить только одна семья и нельзя сдавать сельскохозяйственным рабочим коттеджи меньше, чем с 4 акрами земли. В статуте, касающемся Лондона, запрещалось принимать жильцов в дома постоянных жителей. Государственный секретарь лорд Сесиль говорил о создавшемся положении: «Если бедняки, выброшенные из их домов, поселяются с другими, то мы ловим их на основании статутов о жильцах; если они бродят по дорогам, они рискуют попасть под действие статута о бедных и получить наказание плетьми».

Реформация в Англии

В Англии деятельность Римско-католической церкви уже давно вызывала сильное недовольство всех классов общества, что проявлялось в неоднократных попытках пресечь эти злоупотребления. Революционные идеи Уиклифа, касающиеся церкви и папства, привлекли множество сторонников, и хотя движение лоллардов, вдохновлявшихся его учением, было сурово подавлено, полностью оно не исчезло.

Впрочем, британское восстание против Рима не было делом рук реформаторов и было вызвано совсем не теологическими соображениями. Генрих VIII, ревностный католик, принял суровые меры против проникновения протестантизма в Англию, он даже написал трактат о таинствах (1521), в котором опровергал учение Лютера. Опасаясь могущественной Испании, Генрих желал заключить союз с Францией, но встретил препятствие в лице своей жены-испанки, Екатерины Арагонской; король обратился к папе с просьбой аннулировать брак, чтобы он мог жениться на Анне Болейн, однако папа отказался дать разрешение на развод, и это убедило короля в том, что для укрепления своей власти ему нужно избавиться от вмешательства в его дела со стороны папы. На угрозу Ватикана отлучить Генриха VIII от церкви он ответил Актом о верховенстве (1534), в котором монарх признавался высшим главой Церкви Англии, не подчиняющимся ни папе, ни другим церковным властям. Отказ от «присяги верховенству» короля карался смертной казнью, среди казненных были епископ Рочестерский Джон Фишер и бывший канцлер, сэр Томас Мор.

Кроме упразднения папского верховенства над церковью, ликвидации монастырей и конфискации их владений и имущества, Генрих VIII не пошел ни на какие изменения церковных учений и институций. В Шести статьях (1539) подтверждалось учение о пресуществлении и отвергалось причащение под двумя видами. Аналогичным образом не делалось никаких уступок в отношении целибата священников, служения частных месс и практики исповеди. Против тех, кто исповедовал лютеранское вероучение, были приняты жесткие меры, многие были казнены, другие бежали в протестантскую Германию и Швейцарию. Однако во время регентства герцога Сомерсета при несовершеннолетнем Эдуарде VI Статьи Генриха VIII были отменены, и в Англии началась Реформация: была принята Книга общественного богослужения (1549) и сформулированы 42 статьи веры (1552). Правление королевы Марии (1553–1558) ознаменовалось реставрацией католичества под контролем папского легата, кардинала Поула, но, вразрез с его советом, реставрация сопровождалась жестокими преследованиями протестантов и одной из первых жертв стал Кранмер, архиепископ Кентерберийский. Восшествие на трон королевы Елизаветы (1558) снова изменило ситуацию в пользу Реформации. Была восстановлена «присяга верховенства»; Статьи Эдуарда VI, после пересмотра в 1563 называемые 39 статьями, и Книга общественного богослужения стали нормативными вероучительными и литургическими документами Епископальной церкви Англии; а жестокому преследованию подвергались теперь католики.

Ни восстание Генриха VIII против Рима, ни введение Реформации Эдуардом VI и ее реставрация при королеве Елизавете не встретили серьезного сопротивления со стороны английского народа. Большинство духовенства добровольно приспособилось к новому религиозному строю, а аристократия, многие из представителей которой получили в дар от короля солидную долю конфискованных монастырских владений, практически полностью поддержали новый порядок.

Генрих VIII (Henry VIII) (1491–1547), английский король из династии Тюдоров, разрыв которого с папой римским привел к основанию Англиканской церкви. Генрих родился в Гринвиче (ныне часть Лондона) 28 июня 1491, он был вторым сыном короля Генриха VII, унаследовавшего престол по линии Ланкастеров, и Елизаветы, дочери короля Эдварда IV из династии Йорков. Смерть старшего брата Артура (1502) сделала Генриха наследником престола, на который он и взошел после смерти отца 21 апреля 1509. Таким образом, Генрих олицетворял союз домов Ланкастеров и Йорков, соперничество между которыми привело в прошлом веке к войне Алой и Белой роз. Поэтому Генрих, в отличие от своего отца, мог искренне полагать, что является бесспорным и несомненным королем милостью Божьей.

Вскоре после восшествия на престол, 11 июня 1509, Генрих VIII женился на Екатерине Арагонской (дочери короля Арагона и Кастилии Фердинанда II), вдове своего брата. В 1510–1514 между Францией и Испанией шла война, осложненная их соперничеством за власть над Италией и происками папской курии. Генрих оказался вовлечен в эту войну – по причине семейного союза с испанской принцессой, старинной английской вражды к Франции, а также своей преданности римской церкви, но прежде всего вследствие юношеского нетерпения показать свою удаль. Война, которую Генрих вел с Францией и Шотландией (1512–1513), вылилась в ряд разочарований и бесполезных триумфов, однако взятие Турне и блестящая победа над вторгшимися шотландцами при Флоддене (1513) восстановили королевскую честь. Мир на континенте удалось заключить тем легче, что Генрих обнаружил, что старшие, более искушенные и более склонные к предательству союзники, в первую очередь его тесть Фердинанд, просто воспользовались им в своих собственных целях.

Война подарила Генриху его первого великого министра, кардинала Томаса Вулси, который начиная с 1515 держал в своих руках все нити власти в государстве и церкви и определял политику на протяжении следующих 12 лет. Политика Вулси провела Генриха через триумф общеевропейского мира, реализованного в Лондонском договоре (1518), к апофеозу рыцарственных условностей и антуража на проведенных в 1520 встречах с королем Франции Франциском I (в т.н. «Лагере Золотой парчи», возведенном между Ардром и Гином близ Кале) и с императором Карлом V (при Гравлине).

Переговоры о разводе, или «великое дело короля», как его обычно называют, несмотря на то, что Генрих стремился к признанию брака ничтожным, тянулись в течение многих лет. Вулси не смог обеспечить одобрение папой требований Генриха, и в 1529 кардиналу пришлось расплатиться за это полным отстранением от власти. Но его преемники справились с делом ничуть не лучше. Несмотря на многочисленные инвективы против неуступчивости Рима, который сам находился под сильнейшим давлением со стороны племянника Екатерины Карла V, к концу 1531 стало казаться, что Генрих потерпел поражение. Но его решимость нисколько не пошатнулась, и новая политика, связанная с именем крупнейшего государственного деятеля за все царствование Генриха, Томаса Кромвеля, принесла успех на пути полного отвержения полномочий римского папы и создания в Англии национальной церкви под главенством самого короля. После этого архиепископ Генриха, Томас Кранмер, развел его с Екатериной.

«Генрихова», или политическая, стадия английской Реформации, была пройдена в 1533–1534 с помощью управляемого, но далеко не сервильного парламента. На деле это привело к тому, что «папой» в Англии стал теперь король (т.е. Генрих VIII) – тот самый, что написал в 1521 книгу Утверждение семи таинств против Мартина Лютера (Assertio Septem Sacramentorum contra Martinum Lutherum), в которой настолько удачно возвеличил папскую власть, что благодарный папа удостоил его титула «Защитник Веры». Генрих не имел ни малейшего желания быть свидетелем распространения по своему королевству идей религиозной Реформации, и тем не менее разрыв с Римом ознаменовал рождение протестантской Англии.

Роспуск монастырей и секуляризация их собственности (1536–1540), т.е. передача в новые руки порядка одной пятой земельных богатств страны, возможно, помогли росту протестантизма, но они были осуществлены почти исключительно по той причине, что корона и знать нуждались в земле. Уничтожение монастырей явилось поводом для крупного восстания на севере страны в 1536–1537, известного как Паломничество Благодати – единственной реальной угрозы короне Генриха за все время его правления. Между тем затруднения в вопросе о том, что есть истинная вера, прекратились с принятием ортодоксального Акта шести статей (1539) и посредством усердного поддержания равновесия между крайними течениями после 1540. Но даже при таком развитии событий королевству пришлось стать свидетелем значительных уклонений от ортодоксии, тем более что столпы прежней веры, прежде всего Томас Мор и Джон Фишер, не смогли смириться с переменами и за свою верность папству были казнены (1535).

Между тем Анна Болейн, которой удалось родить ребенка (будущую королеву Елизавету I в 1533), была казнена 19 мая 1536 по сомнительному обвинению в прелюбодеянии, а смерть Екатерины 7 января того же года освободила Генриха для бесспорно законного брака. Уже 30 мая он обвенчался с Джейн Сеймур, которая, однако, умерла от родовой горячки 24 октября 1537, произведя на свет столь желанного наследника мужского пола (будущего короля Эдварда VI). В январе 1540, в связи с политическими соображениями Кромвеля, состоялся брак Генриха с Анной Клевской, к которой Генрих сразу же испытал антипатию и вскоре с ней развелся. В августе 1540 Генрих женился на Екатерине Говард, казненной за прелюбодеяние в 1542. Наконец, в 1543 он остановился на более спокойном варианте супружества, женившись на вдове Екатерине Парр (1512–1548).

Фиаско с Анной Клевской стоило Кромвелю головы, а Генриху – выдающегося министра, а чрезмерная уверенность в собственных силах вновь вовлекла Генриха в войны на континенте и с Шотландией (1542–1546), расходы на которые разрушили экономику страны.

Умер Генрих VIII в Вестминстере 28 января 1547.

Внутренняя и внешняя политика Елизаветы 1

Во время правления королевы Елизаветы Тюдор (1558—1603) интенсивно развивалась хозяйственная жизнь Англии. Тюдоры поощряли торговлю, предоставляя торговым компаниям различные льготы. Они поддерживали развитие отечественной промышленности, устанавливали пошлины на импорт изделий из других стран, запрещали экспорт сырья и продовольствия. Эта экономическая политика обеспечила Тюдорам поддержку со стороны буржуазии и нового дворянства. В правлении королевы Елизаветы Тюдор Англия прочно закрепила за собой позиции великой морской державы и вступила на путь колониального господства.

Восстановив протестантизм, королева быстро подавила восстание в графствах севера, вспыхнувшее в 1569 г. в защиту «истинной веры», и повела решительную борьбу с Испанией.

Английские католики в союзе с Испанией хотели посадить на трон шотландскую королеву Марию Стюарт, правнучку Генриха VII, вдову короля Франции Франциска II. Когда в Шотландии усилилось движение за Реформацию церкви в духе кальвинизма и поднялись народные восстания против католической церкви, Мария Стюарт покинула Шотландию и была вынуждена искать убежища в Англии у Елизаветы, которая тайно субсидировала шотландских кальвинистов.

В 1570 г. папа издал буллу о низложении Елизаветы, как незаконной королевы и еретички, и отлучил ее от церкви. Это вызвало в стране ряд заговоров английских католиков. Участники заговоров были связаны с испанским королем Филиппом II, с которым тайно вела переписку Мария Стюарт. Правительство Елизаветы раскрыло заговор; Мария была предана специальному суду, который вынес ей смертный приговор, и в 1587 г. она была казнена. Казнь Марии Стюарт являлась поражением католической реакции в Европе. Папа призвал всех католиков к войне с Англией, а Филипп II снарядил флот, так называемую «Непобедимую армаду». Началась война Испании с Англией.

«Непобедимая армада» состояла из 134 тяжелых кораблей, имевших на борту более 20 000 отборных солдат и около 3000 орудий. Армада должна была взять в Дюнкерке испанский отряд в 17 000 солдат из армии, находившейся в Нидерландах. Был также расчет и на то, что вторжение будет поддержано католиками Англии.

В Англии война с Испанией приняла характер борьбы за национальную независимость. Были созданы сухопутная армия и флот из 200 кораблей; большую часть флота составляли пиратские и частные купеческие суда, присланные разными городами Англии, которыми командовал бывший корсар Дрейк. Английские суда были легкие, быстроходные, хорошо вооруженные артиллерией. Экипажи состояли из опытных моряков, прошедших хорошую школу в торговом и рыболовном флоте. Помогал англичанам и голландский флот.

Благодаря успешным действиям английского флота армада не дошла до Дюнкерка. Флот Испании через две недели был оттеснен в Северное море, потеряв много кораблей. Обогнув Британские острова, армада, понеся огромные потери от английских пиратов и штормов, направилась в обратный путь. В Испанию вернулось менее половины кораблей.

Гибель «Непобедимой армады» подорвала морское могущество Испании. Перед Англией открывалась возможность колониальных захватов.

biofile.ru

Русь платила в Золотую Орду дань в 20% доходов

В первые десятилетия после завоевания Руси Орда провела перепись местного населения и установила в качестве налога 10% от дохода русичей. Были также отдельные налоги на вспашку земли, на мосты, на содержание чиновников-татар, единовременные военные выплаты. В целом они составляли до 20% доходов. Дань сначала собирали ордынские баскаки, а середины XIV века монополию на сбор налогов со всей Руси отдали Москве. Московские князья оставляли себе 6-12% от собранной дани, и это позволило им провести централизацию Руси.

О том, каковы были налоги и их величина, почему во время ига возвысилась Москва рассказывается в книге немецкого историка, востоковеда, тюрколога, специалиста по истории монголов Бертольда Шпулера «Золотая Орда. Монголы на Руси. 1223-1502, изд-во Центрполиграф, 2017). В ознакомительных целях мы приводим выдержки из книги по этой теме.

Величина налогов

Наибольший размер дани татары Золотой Орды получали от Руси, хотя порой по сравнению с тем, что имели ильханы в Иране, он и был ниже. Например, в 1384 году каждое русское село выплачивало по половине рубля, или полтине, что составляло значительную сумму. Без этой финансовой опоры экономика Орды просто не смогла бы развиваться.

Первоначально на Руси, так же как и в Иране, взимание дани происходило неорганизованно. Гуюк и Бату просто послали в русские деревни «сарацина» (арабского чиновника), который сильно завысил размер выплат, взимая дань в различной, преимущественно натуральной форме. Натуральные выплаты состояли из шкур медведей, чёрных бобров, соболей, чёрно-бурых лисиц и других товаров. Неплатежеспособных людей угоняли в рабство. Татарские сборщики дани в 1237 году потребовали в Рязани отдать им десятину и всех лошадей.

Такой произвол, совершавшийся в самом начале нашествия, в скором времени был прекращён. Бату привез от великого хана специалиста по организации взимания дани по имени Нусал, который позже наводил порядок в этом вопросе и в Персии. Первую оценку размеров регулярных выплат татары произвели в 1257 году уже при Берке. Тогда по распоряжению великого хана по всей Руси стали разъезжать государственные татарские чиновники, так называемые баскаки. По свидетельству русских летописей, наиболее активно они действовали в районах Мурома, Рязани, Суздаля и Владимира.

Баскаки с помощью специальных переписчиков, так называемых численцев, организовали учёт лиц, обязанных уплачивать дань. Одновременно было образовано специальное налоговое ведомство. Организационно оно строилось по армейскому образцу — татары ввели должности налоговых десятников, сотников, тысячников и темников. Русские летописи пишут о начислении ими в то время двух видов налогов. Первый составляла десятина (скорее всего, от произведённой сельскохозяйственной продукции), так называемый ясак. Второй представлял собой налог с оборота, так называемую тамгу. Отчисления с оборота реализованных товаров касались в первую очередь торговцев. Данные два вида дани являлись основным источником пополнения казны татар.

Позднее слово «дань» стали заменять термином «выход». Он и встречается в русских летописях чаще всего, хотя позже в них появляется и термин «ясак». Вторая кардинальная оценка размеров регулярных выплат на Руси состоялась в 1275 году. Тогда от уплаты дани и прочих сборов было освобождено духовенство и монашество, а также все их служки и другие обслуживающие церковь люди. Церковный обслуживающий персонал, а также работавших в интересах церкви ремесленников, сокольничих, ловчих, рабочих и прочих работников запрещалось привлекать к иным видам работ. Это соответствовало основным положениям религиозной политики татар, которая приводила к тому, что священнослужители в основной своей массе по отношению к завоевателям были настроены благосклонно. Документы об освобождении от поборов, выдававшиеся ханами, очень ценились митрополитами и бережно хранились.

Существовали и другие виды дани и финансовых нагрузок. Налог на вспаханную землю (сабанлык, или, по-русски, «поплужное»; уплачивался обычно натуральными продуктами — зерном, мёдом, воском), почтовый сбор (ям), повинность, связанная с обеспечением лошадьми почтовых станций (улаг, или, по-русски, «подводы») относились к категории «пошлина» (по-тюркски «калан»). Сюда же следует отнести и обязанность обеспечения постоем и пищей проезжих чиновников, послов и т.д. (шусун или по-русски «корм»).

Плата за пользование мостами, или мостовые деньги (мостовщина), а также таможенные пошлины взимались со всех слоёв населения в одинаковом размере. В одном из ярлыков упоминается и такой сбор, как подорожная, уплачивавшийся вплоть до конца XV столетия. Для войсковых нужд обычно вводился дополнительный налог (нимер или немер, по-русски «запрос»), от которого русское духовенство также освобождалось. Этот вид сборов вводился время от времени.

Налоговая администрация

Не все города согласились выплачивать дань. Так, в 1262 году, когда хан Берке воевал на Кавказе, а в Монголии шла гражданская война, вспыхнули бунты во Владимире, Суздале и Ростове. Потребовались все дипломатические качества Александра Невского, чтобы уладить с Берке этот конфликт. Позднее, в 1281 году, против выплаты дани выступил великий князь Владимирский Андрей, а в 1340 году начались волнения в Смоленске.

Наряду с государственными чиновниками — даругами, татары в отдельных русских городах на постоянной основе посадили ещё представителей хана — баскаков. Районы, как уже говорилось выше, объединялись по десятичной системе в более крупные соединения, для управления которыми была введена должность великого баскака, резиденция которого в 1269 году была во Владимире. Но в первой половине XIV века следы деятельности баскаков на территориях, относившихся к северу Руси, исчезают. В качестве их помощников появляются казначеи и атаманы.

Другими нижестоящими чиновниками налогового ведомства являлись распределители подушевого налога, а также контролёры снабжения продовольствием, собиратели (поборщики) и взыскатели налога на вспаханную землю (поплужники).

Судя по всему, практика сдачи в аренду права взимания налогов применялась повсеместно. В летописях также упоминается, что время от времени татарские баскаки принимали участие в военных походах князей, на территории которых они находились. Иногда после возвращения из Орды русских князей для наведения порядка на места прибывали специальные налоговые служащие, как, например, в 1326-1327 годах в Тверь, в 1331-1332 годах в Киев. А в 1444 году такой инспектор приехал в Москву вместе с князем Московским Василием II. Иногда ханы и сами отправляли посланцев для урегулирования вопросов выплаты дани, как это сделал Тохтамыш в 1383-1384 годах.

Постепенно ханы предпочли возложить право по сбору дани и прочих выплат на самих русских князей. Но, несмотря на это, баскаки ещё долго оставались в русских городах, что находит свое подтверждение в текстах договоров Москвы с другими князьями. Упоминания о них содержатся в летописях, относящихся даже к XV веку. На территории Руси они сидели во Владимире, Твери, Москве, Туле, Боровске, Рязани и других городах.

Москва как главный сборщик ордынской дани

Русских князей, несомненно, порадовало возложение ханами на них вопросов сбора дани, а не на татар. Тем самым их власть стала менее ограниченной. Первое время дань поступала в Орду регулярно, но уже скоро князья стали удерживать значительную её часть для своих нужд. Так, в 1397 году Мамай вынужден был настоятельно просить московского князя Дмитрия Донского платить ему дань в таких же размерах, как и при Джамбеке. Дмитрий отклонил его просьбу и продолжил производить выплаты в сниженных размерах.

Такое поведение великого князя Московского является наглядным показателем ослабления власти Золотой Орды, чей закат проступил ещё отчётливее, когда в промежуток между 1395 и 1407 годами Москва периодически не платила вообще никакой дани. Москва всё чаще стала брать на себя прерогативу по выплате дани татарам другими княжествами, что было закреплено в соответствующих договорах, например в 1481 году с князьями Углича и Волоколамска. А в 1504 году в своем завещании Иван III вообще ограничил других князей в правах на общение с Ордой, возложив это право только на своего старшего сына, положив тем самым конец всяческим интригам.

Особый интерес представляет договор с князем Угличским, поскольку в нём приводятся сведения о величине выплат дани татарам в те времена. Из 1000 рублей, предназначенных для выплаты дани, Москва забирала себе 100 рублей, 30 алтын и 3 денежки, а при заключении договора с князем Волоколамским Иван III удовлетворился 61 рублем, 10 алтынами и 1 денежкой. Деньги, предназначенные для выплаты дани, должны были аккумулироваться в Ярославле.

Выплаты со стороны Москвы начали производиться всё реже, а после (первого) взятия Казани в 1468 году на целое столетие (до 1571 года) и вовсе прекратились. Затем Москва продолжала выплату дани Крымскому ханству до времени правления Петра I, примерно до 1700 года.

У Блога Толкователя есть Телеграм-канал

Также советуем читать наши телеграм-каналы

Ещё в Блоге Толкователя о татаро-монголах:

В отечественной истории принято считать, что в Куликовской битве в 1380 году участвовало от 100 до 300 тысяч русских войск. Однако в то время княжеский двор мог выставить не более 500 воинов, и анализ участвовавших в битве княжеских дворов показывает, что у Дмитрия Донского было не более 6 тысяч воинов. Для Средневековья – это очень большая численность.

Историография о нашествии монголо-татар (или татаро-монголов, или татар и монголов, и так далее, кому как нравится) на Русь насчитывает свыше 300 лет. Это нашествие стало общепринятым фактом еще с конца XVII века, когда один из основателей русского православия, немец Иннокентий Гизель написал первый учебник по истории России — «Синопсис». По этой книге родную историю русские долбили все последующие 150 лет. Однако до сих пор никто из историков не взял на себя смелость сделать «дорожную карту» похода хана Батыя зимой 1237-1238 годов на Северо-Восточную Русь.

Если вам понравилась эта и другие статьи в Блоге Толкователя, то вы можете помочь нашему проекту, перечислив небольшой благодарственный платёж на:

Яндекс-кошелёк — 410011161317866

Киви – 9166313201

Skrill – ppryanikov@yandex.ru

PayPal — blog.tolkovatel@mail.ru

Карта Сбербанка — 5469 3800 8261 5112

ttolk.ru

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство (англ. Westminster Abbey) — современное неофициальное название «Коллегиальной церкви святого Петра в Вестминстере», одного из важнейших религиозных сооружений Великобритании, ставшего с XI века традиционным местом коронации и погребения английских, а позже — и британских монархов.

На протяжении многих веков монастырский комплекс являлся третьим по важности центром учёности и образования в стране (после Кембриджа и Оксфорда). Именно в стенах аббатства была выполнена основная часть работы по переводу Библии на английский язык. Также здесь было проведено 16 королевских венчаний, последним из которых стала свадебная церемония принца Уильяма и Кэйт Миддлтон.

Изначально название «Вестминстерское аббатство» использовалось для обозначения католического монастыря, включающего комплекс построек и зданий, из которых до наших дней сохранилась только главная достопримечательность — Коллегиальная церковь святого Петра. Таким образом, сегодня Вестминстерское аббатство является церковью, а не аббатством в традиционном значении этого термина.

История Вестминстерского аббатства

Согласно широко известной легенде, в начале VII века возле брода через Темзу к за­паду от Лондона местный рыбак по имени Алдрич увидел над рекой образ святого Петра, покровителя рыбаков. На месте явления образа и была заложена церковь, получившая название West Minster (от англ. west — запад и minster — монастырская церковь). Интересен тот факт, что в Средние века рыбаки из близлежащих селений платили аббатству налог лососем, и, вполне возможно, что легенда была придумана как раз с целью оправдать поборы.

Принято считать, что основателями церкви West Minster были епископ Лондона Меллит (умер в 626 году) и первый король Эссекса, принявший христианство, Саберт (умер в 616 году; его могилу можно увидеть в стенах аббатства). Однако первые действительно исторически достоверные свидетельства относятся к 960-м годам, когда святой Дунстан, поддерживаемый королём Эдгаром, основал при церкви West Minster общину монахов Ордена святого Бенедикта.

Эдуард Исповедник — основатель Вестминстерского аббатства

Важнейшую роль в истории аббатства сыграл известный своей набожностью король Эдуард Исповедник (правил в 1042–1065 годах). Он начал масштабную перестройку старой церкви West Minster в грандиозное архитектурное сооружение с целью его использования в качестве королевской усыпальницы. По приказу короля община бенедиктинцев получила статус аббатства (католического монастыря) и хорошие земельные участки. Новая церковь, построенная в честь святого Петра, была закончена в 1090 году, но освящена намного ранее — в конце 1065 года (всего за неделю до смерти Эдуарда Исповедника). Погребение короля, а спустя девять лет и его жены, стали первыми захоронениями монарших особ в новообразованном Вестминстерском аббатстве.

Эдуард Исповедник построил рядом с аббатством и королевский дворец, до 1512 года служивший резиденцией английских королей, а затем — мес­том заседаний Парламента. Считается, хотя и документально не подтверждено, что его преемник Гарольд ІІ (последний англосаксонский король) был коронован в аббатстве в 1066 году. Первой же задокументированной церемонией стала коронация Вильгельма Завоевателя (организатор и руководитель нормандского завоевания Англии) в том же 1066 году.

Гобелен из Байе

Церковь, по­строенная Эдуардом Испо­ведником, по сво­им размерам не уступала существующей нынче, но, к сожалению, от неё, как и от других построек аббатства XI века, практически ничего не сохранилось. О том, как выглядело сооружение во времена Эдуарда Исповедника можно судить лишь по единственному сохранившемуся изображению на знаменитом гобелене из Байе. До наших дней сохранились только незначительные фрагменты построек XI века: Пикс Чембер, нижний этаж монашеских келий и Норман Андеркрофт (большая крипта-усыпальница).

совет редактора: для быстрого знакомства с Лондоном, рекомендуем обзорную 2-часовую экскурсию за 15 фунтов. Полный список экскурсий по городу смотрите здесь.

Перестройка аббатства в XIII — XVI веках

Постройка существующей сегодня церкви аббатства (то есть, «Коллегиальной церкви святого Петра в Вестминстере») началась в 1245 году при Генрихе III, который лично выбрал Вестминстерское аббатство в качестве своей усыпальницы. По замыслу короля храм должен был стать местом для торжественной церемонии коронации и погребения английских королей — сакральным центром королевской власти, подобно Реймсскому собору во Франции.

Перестройка аббатства продолжалась с перерывами более 250 лет (с 1245 по 1517 годы). На первом этапе архитекторами были английские мастера Генри из Эссекса (известный в хрониках как «Генри Рейн­ский, королевский каменщик») и Джон из Глостера. Тот факт, что по своей архитектуре Вестминстерское аббатство гораздо ближе к французским соборам, чем к английской готике, объясняется вероятно тем, что создатели черпали вдохновение в переживающем расцвет готическом искусстве северной Франции в целом и в великолепных соборах Амьена, Реймса и Парижа (Нотр-Дам де Пари) в частности.

Работы по перестройке аббатства были закончены архитекторами Робертом Беверли и Генри Йевелем во время правления короля Ричарда II (1377–1399), однако незначительная отделка продолжалась и в дальнейшем. В 1503 году Генрих VII пристроил к церкви аббатства капеллу, посвящённую Деве Марии, известную сегодня как Капелла Генриха VII.

К началу XVI века благодаря приближенности к монархам Вестминстерское аббатство становится одной из самых богатых обителей того времени. Например, в 1535 году его годовой доход составил 2800 фунтов, что сегодня эквивалентно сумме в 1,5 миллиона фунтов стерлингов. Богаче было только аббатство в Гластонбери.

Вестминстерское аббатство в период Реформации

Во время Реформации (вторая четверть XVI века) аббатство, которое являлось католическим монастырём, было упразднено, монахи изгнаны, а сама церковь пришла в упадок. Многие художественные ценности были уничтожены или расхищены, великолепные цветные витражи, неизменное украшение средневековых готических храмов — разбиты.

В 1540 году король Генрих VIII, ставший в результате Реформации главой Англиканской церкви, издал специальную хартию, которой предоставил Вестминстерскому аббатству статус кафедрального собора. Сделано это было, чтобы уберечь историческую достопримечательность от окончательного разграбления и разрушения. Однако в таком статусе аббатство просуществовало только 10 лет.

Монахи-бенедиктинцы вновь ненадолго получили аббатство в своё распоряжение в годы правления королевы Марии I Католички, но были изгнаны, на сей раз окончательно, в 1559 году, когда на престол взошла Елизавета I. В 1579 она провозгласила Вестминстерское аббатство «королевской собственностью», то есть, напрямую подконтрольной монарху.

Во время Гражданской войны в Англии (1640-е годы) аббатство пострадало от нападений пуритан-иконоборцев. В 1658 году в церкви прошли пышные похороны лорда–протектора Оливера Кромвеля, но после восстановления монархии его останки были выкопаны и посмертно преданы казни через повешение за государственную измену.

XVIII — XIX века

С точки зрения большинства современных историков, архитекторов и искусствоведов перестройки и реставрации XVIII–XIX веков, скорее испортили, чем улучшили внешний вид Вестминстерского аббатства. Так, в начале XVIII века был перестроен западный фасад, созданный в XV столетии. Затем были пристроены малоудачные западные башни в стиле готического Возрождения, а в XIX веке, в эпоху увлечения «реставрацией», был перестроен и северный портал. Эти изменения современники уже признали «варварскими».

  • в 1908 году в части помещений аббатства открыт музей;
  • с 1990-х годов неф в церкви украшают две иконы российского иконописца Сергея Фёдорова;
  • 6 сентября 1997 года в аббатстве прошла похоронная церемония принцессы Дианы;
  • 29 апреля 2011 года в аббатстве прошла свадебная церемония принца Уильяма и Кэйт Миддлтон.

Экстерьер Вестминстерского аббатства

Мученики XX века

Над западным порталом Вестминстерского аббатства изначально планировалось размещение скульптурных изображений святых и монархов, но по некоторым причинам ниши, предназначенные для них, остались пустыми. В конце XX века Англиканская церковь, к юрисдикции которой относится достопримечательность, приняла решение увековечить память десяти мучеников XX века, установив в эти ниши их скульптуры. Торжественная церемония освящения статуй мучеников состоялась 9 июля 1998 года.

Выбор мучеников, по словам специальной комиссии, определялся желанием максимально широко представить континенты Земли и разные христианские конфессии. Интересно, что среди этих десяти религиозных деятелей, пострадавших за свою веру и просветительскую деятельность, нет ни одного британца. Их имена (слева направо):

Максимилиан Кольбе (1894-1941) — польский католический священник-францисканец, добровольно принявший смерть в концлагере Освенцим, ради спасения незнакомого ему человека.

Манче Масемола (1913-1928) — девочка из южноафриканского племени Педи. Хотела принять христианство путём крещения, но была забита до смерти своими родственниками, придерживающимися традиционных верований.

Джанани Лувум (1922-1977) — архиепископ Церкви Уганды. Выступал против массовых убийств и репрессий, развёрнутых в стране после установления режима диктатора Иди Амина. В 1977 году арестован по обвинению в государственной измене. В том же году был убит при невыясненных обстоятельствах.

Елизавета Романова (1864-1918) — принцесса Гессен-Дармштадтская, супруга великого князя Сергея Александровича, великая княгиня дома Романовых. Почётный член многочисленных духовных обществ и православных учебных заведений, основательница Марфо-Мариинской обители в Москве. Известна активной благотворительной деятельностью. После прихода к власти большевиков отказалась покинуть Россию. В 1918 году арестована большевиками и вскоре казнена.

Мартин Лютер Кинг (1929-1968) — баптисткий пастор в США, известный как непримиримый борец с дискриминацией, расизмом и сегрегацией, лидер общественного объединения за гражданские права чернокожих. Активно выступал также и против агрессивной внешней политики США, в частности, против вьетнамской войны. Деятельность Кинга в сфере демократизации общества была отмечена в 1964 году Нобелевской премией мира. Убит во время демонстрации.

Оскар Ромеро (1917-1980) — четвёртый архиепископ Сан-Сальвадора (столица государства Сальвадор). Активно занимался правозащитной деятельностью, выступал против пыток, похищений и убийств, ставших массовыми в годы правления праворадикального режима. Был застрелен экстремистами во время проведения службы в соборе.

Дитрих Бонхеффер (1906-1945) — немецкий лютеранский теолог, активно сопротивлявшийся попыткам нацистов установить контроль над лютеранской церковью в Германии. Принадлежал к антинацистской группе, планировавшей заговор против Гитлера. Был разоблачён и казнён в апреле 1945 года.

Эстер Джон (1929-1960) — пакистанская медсестра и учитель. Родилась в мусульманской семье, но под влиянием изучения Библии приняла христианство. Работала и проповедовала христианство в Карачи и других пакистанских городах. Была убита за свою деятельность.

Лусиан Тапиеди (1921-1942) — англиканский учитель из Папуа — Новой Гвинеи. Убит местными жителями во время эвакуации после японского вторжения на остров. Включён в число «Восьми папуанских мучеников».

Ван Чжимин (1907-1973) — китайский пастор, проповедовавший среди представителей народности Мяо в провинции Юннань. За отказ сотрудничать с коммунистическим режимом был заклеймён как контрреволюционер. Арестован в 1969 году, в разгар «культурной революции». Через четыре года казнён.

Внутреннее пространство Вестминстерского аббатства

Церковь Вестминстерского аббатства, яркий образец готической архитектуры, поражает размерами, богатством архитектуры и интерьеров. Её длина составляет 156,5 метров, высота центрального нефа — 31 метр. Для украшения фасадов северного и южного трансептов использованы круглые окна-розы с прекрасными витражами. Своды поддерживаются стрельчатыми арками, опирающимися на высокие узкие колонны. Использование этих архитектурных элементов придаёт необыкновенную лёгкость и просторность интерьера, создаёт впечатление воздушности и невесомости сооружения, которое усиливается эффектом от света, проникающего из множества огромных окон. Внутри церковь буквально потрясает просторностью, хотя снаружи она кажется намного ниже и более узкой. Над главным нефом расположен трифорий — украшенная изысканной резьбой узкая декоративная галерея, один из красивейших элементов интерьера.

Уголок поэтов

Уголок поэтов (Poets’ Corner) — часть южного трансепта Вестминстерского аббатства, где похоронены выдающиеся поэты, драматурги и писатели. Первым захоронением стал Джефри Чосер в 1556 году. Со временем в Уголке поэтов стало традицией хоронить или ставить мемориальные доски личностям, сделавшим весомый вклад в развитие британской литературы.

Интересно, что средневековый поэт Джефри Чосер, умерший в 1400 году и похороненный в аббатстве, заслужил такой высокой почести не своими произведениями, а благодаря должности клерка королевских работ при Вестминстерском дворце. Признание его поэтического таланта пришло намного позже. Чосер был первым, кто начал писать сочинения не на латыни, а на родном языке. В 1556 году Николас Брайхем воздвиг великолепный саркофаг в южном трансепте, куда и были перенесены останки Чосера. После того, как рядом с Чосером в 1599 году похоронили известного поэта елизаветинской эпохи Эдмунда Спенсера, возникла традиция хоронить в этой части аббатства поэтов и писателей. В качестве исключения здесь погребены несколько каноников и дьяконов, а также Томас Парр, который по преданию умер в возрасте 152 года, пережив 10 английских правителей.

Захоронение или воздвижение мемориальной доски в честь кого-либо не всегда происходит сразу же после смерти. Например, лорд Байрон, поэзией которого восхищались настолько же, насколько осуждали его скандальный образ жизни, умер в 1824 году, однако лишь в 1969 был удостоен памятника в Уголке поэтов. Даже Вильям Шекспир, похороненный в Стратфорд-на-Эйвоне в 1616 году, не был удостоен такой чести до 1740.

Некоторым личностям, погребённым в Уголке, тут же или в других частях аббатства воздвигнуты памятники. Иногда человека хоронили в других местах в аббатстве, но памятник ставили в Уголке поэтов. Происходили также случаи, когда общественность просила захоронить писателя в Уголке, но вопреки этому погребение происходило в других частях аббатства. Кроме того, два памятника были перенесены из Уголка в другие места на территории аббатства из-за обнаружения за ними древних настенных росписей.

Памятник Шекспиру

Памятники, размещённые в Уголке поэтов, бывают разных видов. Иногда это простые мемориальные доски, иногда более изысканные каменные статуи. Также есть несколько групповых скульптур: общий памятник сёстрам Бронте (1947 год), каменная плита с именами 16 поэтов Первой мировой войны (1985 год) и памятник четырём основателям Королевского балета (2009 год).

Поскольку места для новых захоронений и памятников в Уголке практически не осталось, в 1994 году было принято решение поместить доску из закалённого стекла, на которую по мере необходимости будут наноситься имена. Места но доске хватит для 20 имён. Седьмым именем в 2010 году стала Елизабета Гаскелл. Кроме всех вышеупомянутых литераторов, в Уголке поэтов нашли свой последний приют такие известные личности как Чарльз Диккенс, Редьярд Киплинг, Лоуренс Оливье, Джон Китс, Вальтер Скотт, Оскар Уайльд и многие другие.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Лондоне, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Капелла Эдуарда Исповедника

Первая капелла, посвящённая королю Эдуарду Исповеднику, при жизни которого и была воздвигнута бóльшая часть Вестминстерского аббатства, появилась ещё в 1163 году, сразу же после его канонизации. Спустя столетие (в 1269 году), во время масштабной перестройки Генриха III, капелла была перестроена, а тело святого короля перезахоронили с огромными почестями.

Центральный элемент капеллы — знаменитый саркофаг с мощами Эдуарда, созданный в романском стиле итальянскими мастерами под руководством Петра Римлянина. Изначально он состоял из трёх частей — каменного основания, золотой раки с телом короля и деревянного навеса. Саркофаг был украшен золотыми изображениями рыцарей и святых. В годы Реформации он был разобран и спрятан монахами, однако золотая рака была похищена. При королеве Марии I Кровавой, когда католичество вновь ненадолго стало государственной религией, саркофаг перестроили, но мраморное основание было собрано неаккуратно. В отсутствие раки гроб был помещён на каменное основание — в таком положении он размещён и сегодня. Деревянный навес был восстановлен и заново расписан. В капелле также находятся могилы королей Генриха III, Ричарда II, Эдуарда I, Эдуарда III и их супруг.

Важными историческими достопримечательностями капеллы являются напольная мозаика XIII века в стиле косматеско и каменные ворота предположительно XV века (отделяют капеллу от алтаря), которые украшены резьбой со сценами из жизни короля Эдуарда Исповедника.

Капелла Генриха VII

Начиная с XIII века в Европе распространяется культ поклонения Деве Марии. Не стала исключением и Англия — Генрих III построил капеллу, посвящённую Богоматери. В начале XVI века Генрих VII перестроил её, сделав своей усыпальницей. Ещё при жизни Генриха VII на Капеллу была потрачена огромная по тем временам сумма в размере 14 000 фунтов, однако согласно завещанию монарха в случае потребности расходы могли быть увеличены. В итоге они достигли 20 000, что в пересчёте на сегодняшние деньги составляет около 11-12 миллионов фунтов.

Главной достопримечательностью капеллы является её знаменитый веерный потолок с подвесами. При этом свисающие подвесы являются не только декоративным элементом, но и помогают создавать необходимое сжатие для поддержания конусообразных ниш свода. Благодаря использованию такой сложной для своего времени конструкции архитекторам удалось добиться необычайной визуальной лёгкости сооружения — создаётся впечатление, что ажурные своды, поддерживаемые узкими арками, парят в воздухе.

Другие декоративные детали капеллы также исключительно изысканны и красивы. Трифорий украшен многочисленными статуями святых и апостолов. На гробнице Генриха VII и его жены Елизаветы Йоркской установлены скульптурные изображения королевской четы, выполненные итальянским скульптором Пьетро Торриджиано в 1518 году. Алтарь капеллы из терракоты, белого мрамора и позолоченной бронзы стал настоящим шедевром, однако был уничтожен во время Реставрации Стюартов. Сегодня алтарь восстановлен и является точной копией.

Кроме усыпальницы Генриха VII и его жены в капелле находятся захоронения Эдуарда VI, Джеймса I, Марии I, Карла VII, а также королев-соперниц Елизаветы Тюдор и Марии Стюарт Кровавой. По иронии судьбы, будучи непримиримыми врагами при жизни, Елизавета и Мария были похоронены в одной могиле. Также здесь на короткий период времени был похоронен лорд-протектор Англии Оливер Кромвель; затем его тело извлекли, повесили и четвертовали.

В 1725 году согласно королевскому указу капелла была передана в распоряжение Почтеннейшего ордена Бани — рыцарского ордена, основанного королём Георгом I. Его название происходит от древнего обряда, когда претендентов подвергали ночному бодрствованию с постом, молитвой и купанием накануне получения рыцарства. В капелле установили скамьи для рыцарей ордена, однако уже в XIX веке посвящённых стало слишком много, и сегодня только самые уважаемые из них удостоены личных мест. Над каждым личным местом вывешено знамя рыцаря вместе с родовым гербом. По традиции знамя и после смерти рыцаря остаётся в капелле. Также здесь хранятся знамёна капитула ордена.

Чептер-Хауз

Чептер-Хауз (Chapter house), или Зал капитула, был построен одновременно с восточной частью аббатства в середине XIII века во время правления Генриха III и перестроен в 1872 сэром Джорджем Гилбертом Скоттом. Чептер-Хауз представляет собой восьмиугольное помещение в стиле геометрической готики, отличающееся исключительной архитектурной целостностью. Шесть огромных окон когда-то были украшены прекрасными стеклянными витражами. К сожалению, все они были уничтожены во времена Реформации (вт. четв XVI века), однако до сих пор сохранился мощённый пол середины XIII века. Дверь в вестибюле датируется серединой XI века и считается старейшей в Англии.

В XIII веке Чептер-Хауз был местом ежедневных собраний монахов-бенедиктинцев, а позже в нём собирался Большой королевский совет и Палата общин (предшественница английского парламента). С 1547 по 1865 год здесь находился государственный архив. Под Чептер-Хауз расположена восьмиугольная крипта.

Пикс Чембер

Самой старой частью аббатства из ныне существующих является Капелла Пикс Чембер (Pyx Chamber), построенная в 1065 году. Она представляла собой крипту под монашескими кельями, и в течение многих веков служила сокровищницей, сначала монастырской, а затем и королевской. Название «Пикс» происходит от специальных деревянных ящиков, куда складывали новые отчеканенные золотые и серебряные монеты. Затем ящики передавались уполномоченному жюри, которое занималось проверкой монет на соответствие королевским стандартам (весь процесс назывался Trial of Pyx). Здесь же находились специальные весы для взвешивания драгоценных металлов, одни из точнейших в мире.

Могила неизвестного солдата

Прямо возле западного входа в церковь, по центру нефа, расположена Могила неизвестного солдата — захоронение неопознанного британского солдата, погибшего в годы Первой мировой войны. Он был похоронен в аббатстве 11 ноября 1920 года, во вторую годовщину окончания войны, в память о сотнях тысяч британских воинов, павших на полях сражений. Из всех могильных плит, которые можно увидеть в аббатстве, только на Могилу неизвестного солдата запрещено наступать.

Музей аббатства

Музей аббатства расположен в сводчатой крипте под бывшим монашеским общежитием. Эти помещения датируются XI веком и являются одними из древнейших построек аббатства, ровесниками церкви, возведённой ещё Эдуардом Исповедником. Музей был открыт для общественности в 1908 году. Здесь экспонируются королевские надгробия (в частности надгробия Эдуарда III, Генриха VII и его супруги, Елизаветы Йоркской, Карла II, Вильгельма III, Марии II и королевы Анны), похоронные украшения (седло, шлем и щит Генриха V), средневековые стеклянные панели, фрагменты скульптур XII века, коронационный трон, копии коронационных регалий Марии II и многие другие исторически ценные вещи и предметы. Во время работ по реставрации надгробия Елизаветы I был обнаружен уникальный корсет, датированнй 1603 годом. Сегодня он выставляется отдельно. Последнее дополнение к коллекции музея — алтарь конца XIII века, древнейший из сохранившихся в Англии.

Коронации в аббатстве

Со времени коронации Гарольда и Вильгельма Завоевателя в 1066 году Вестминстерское аббатство стало местом проведения коронаций английских, а позже и британских, монархов. Единственное отступление от этого правила произошло в 1219 году, когда упоминаемый уже король Генрих III, вступая на трон, короновался в Кафедральном соборе Глочестера ввиду того, что Лондон был занят вражескими войсками французского принца Людовика. Однако Папа Римский не признал эту коронацию законной, и как только Лондон был освобождён, Генриха короновали повторно — на сей раз именно в Вестминстерском аббатстве. Всего здесь состоялось 38 коронаций.

Кресло короля Эдуарда

Церемонию коронации традиционно проводит архиепископ Кентерберийский — глава Церкви Англии. Для обряда используется трон, называемый Кресло короля Эдуарда, который интересен тем, что содержит историческую реликвию огромной важности, известную как Камень Судьбы, или же Скунский камень. Реликвия представляет собой прямоугольный блок песчаника весом 152 килограмма. По преданию, именно стоя на этом камне был коронован Кеннет I — один из первых шотландских королей. Все его преемники также короновались на камне, который, таким образом, стал символом независимости Шотландии.

Камень Судьбы

Король Англии Эдуард I, покорив Шотландию, в 1296 году захватил камень и привёз его в Лондон. Он приказал поместить реликвию под сиденье деревянного трона (Кресло короля Эдуарда), на котором короновались английские монархи, чтобы символически закрепить верховенство Англии над Шотландией. Начиная с 1308 года на обновлённом троне короновались все монархи. Только однажды трон покидал стены Вестминстерского аббатства — в 1653 году его переносили во дворец Вестминстер-Холл для церемонии провозглашения Оливера Кромвеля лордом-протектором. Что же касается Скунского камня, то с 1301 по 1996 годы он хранился в аббатстве, за исключением короткого периода в 1950 году, когда его ненадолго похитили шотландские националисты. Сегодня же реликвия хранится в Эдинбургском замке в Шотландии, но для будущих коронаций британских монархов камень обязательно будет доставлен в аббатство, чтобы занять своё традиционное место под сиденьем Кресла короля Эдуарда.

Погребения в аббатстве

В XII–XVIII столетиях Вестминстерское аббатство служило также и местом погребения английских и британских монархов. Первым из королей, обретших вечный покой в стенах церкви аббатства, стал Эдуард Исповедник. В XII веке он был причислен к лику святых, а его мощи заключены в украшенную золотом и драгоценными камнями раку и стали объектом поклонения и паломничества английских верующих. Большинство монархов, умерших до 1760 года, похоронены именно в аббатстве, за исключением Эдуарда IV, Генриха VIII и Карла I, которые покоятся в Капелле св. Георгия Виндзорского замка. После 1760 года большинство монархов и членов их семей начали хоронить либо в Капелле св. Георгия, либо в резиденции Фрогмор-хаус (1 км к западу от Виндзорского замка).

Для англичанина нет большей чести, чем быть погребённым в Вестминстерском аббатстве. В Средние века эту почесть можно было просто купить, сделав щедрое пожертвование, поэтому здесь находится немало могил богатых людей, не оставивших никакого следа в истории. Однако со временем аббатство стало последним пристанищем для множества действительно выдающихся национальных деятелей. Эту традицию основал Оливер Кромвель, по настоянию которого, в 1657 году здесь был похоронен адмирал Роберт Блейк. Со временем в некрополе Вестминстерского аббатства стали хоронить генералов, политиков, докторов и деятелей науки: к примеру, здесь покоятся такие знаменитые учёные, как Джон Гершель, Исаак Ньютон, Чарльз Дарвин и Эрнест Резерфорд. В начале XX веке стала распространённой практика захоронения кремированных останков, а не гробов, и с 1936 года ни один человек не был похоронен в стенах аббатства в гробу. Единственным исключением являются члены семьи Перси, которая владеет Нортумберлендским склепом на территории аббатства.

tisamsebegid.ru

Популярное:

  • Первое правило зимы Посадка сирени в саду. Сирень пользуется заслуженной любовью и популярностью уже многие-многие лета. Она растёт в садах, начиная с XVI века. И нашему сознанию уже трудно представить себе сад без сиреневого цветения. Поэтому каждый год с […]
  • Рязань переселение Защитник русской чести Евпатий Коловрат Евпатий Коловрат — былинный русский богатырь, рязанский боярин или воевода, герой народных сказаний времен нашествия Батыя на Русь. О его подвиге рассказывает древнерусская «Повесть о разорении […]
  • Закон неравномерности в обществе Закон ускорения исторического времени позволяет в новом свете взглянуть на привычные вещи, в частности на изменение социальной структуры общества, или его статусного портрета. Динамика статусного портрета общества связана с динамикой […]
  • Приказы в московском царстве это Приказы в московском царстве это кафедра политических наук Политическая история России Сословно-представительная монархии Феодальные сословия Самодержавная власть Земские соборы Боярская дума Приказы Местная администрация Соборное […]
  • Институт юристов в краснодаре Юридический факультет Наше главное богатство – наши выпускники. Среди них – судьи Верховного Суда РФ, главы судов, прокуратур и следственных управлений субъектов РФ, Губернатор и вице-губернаторы Краснодарского края, депутаты, главы […]
  • Осаго п 161 Навязывание страхования жизни при покупке ОСАГО Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет про навязывание страхования жизни при покупке страхового полиса ОСАГО. За последние несколько месяцев многие читатели сайта […]
  • Работа юриста авито астрахань Работа Юрист Астрахань Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Астрахань, часто требуется: new_releasesответственность, пунктуальность. Обязанности: адресная доставка документации, ежедневные выплаты заработной платы до 1000 рублейоплата […]
  • При стаже вождения более 3 лет Стаж вождения Телефонная консультация 8 800 505-92-65 229 ответов от юристов и адвокатов Первый раз сталкнулся с такой историей (стаж вождения - 15 лет). Я инвалид 1-й гр. не имею физической возможности на инв. коляске преодалевать […]