Правила плавания суэцким каналом

Суэцкий канал

Расположен на территории Египта, находится под его суверенитетом. Канал соединяет Средиземное море с Красным. Длина канала составляет 161 км.

История

Канал был открыт для судоходства в 1869 г.

До 1957 г. управление и эксплуатация канала осуществлялась Всеобщей компанией морского Суэцкого канала (в основном контролировалась Великобританией)

Однако в 1956 г. Египет национализировал Компанию Суэцкого канала. Управление и эксплуатация канала перешли к Администрации Суэцкого канала с 1957 г.

Правовой режим. Константинопольская Конвенция 1888 г.

Правовой режим канала определяется Константинопольской Конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу (1888 г.) и законодательными актами Египта.

Конвенция 1888 г. действует до настоящего времени. РФ – участница этой Конвенции.

После национализации Компании Суэцкого канала Египет выступил 24 апреля 1957 г. с декларацией о твердом намерении соблюдать положения Конвенции 1888 г.

Эта Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве «международного соглашения»

Положения Конвенции

Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время. Военные корабли воюющих стран обязаны проходить обязаны проходить канал без остановки и в самый короткий срок.

Исполинов: В Суэцком канале провозглашается свободный (платный) проход судов всех государств в любое время (если только Египет не находится в состоянии войны)

не нарушать свободы пользования каналом как в военное, так и в мирное время

не нарушать неприкосновенность канала, его материальную часть, учреждения, постройки, работы

устанавливать блокаду канала

вести военные действия в канале, и в его входных портах, а также на расстоянии трех морских миль от этих портов даже в случае, если сам Египет является воюющей стороной

иностранным государствам строить военные базы в зоне канала

Доп. регламентация судоходства в канале:

В соответствии с Конвенцией Египет вправе принимать меры по обеспечению безопасности и поддержанию общ. порядка

Администрация Суэцкого канала издает спец. правила плавания по каналу:

Для прохода по каналу Администрации заранее сообщаются название и национальная принадлежность судна, а также список экипажа и пассажиров (для невоенных судов)

Для прохода военных кораблей необходимо не менее чем за 10 дней до предполагаемого прохода по каналу направить уведомление в МИД Египта.

При проходе через канал все суда обязаны соблюдать тех. правила и указания Администрации канала, касающиеся поддержания свободы судоходства и безопасности плавания по каналу.

Для торговых судов предусматривается обязательная лоцманская проводка [16]

studopedia.ru

14. Международные морские каналы

Международные морские каналы — искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. В частности, с введением в эксплуатацию Суэцкого канала расстояние между портами Европы и Азии сократилось более чем вдвое.

Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств под их суверенитетом.

Однако для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом Ф. Лессепсом. Для постройки канала египетский хедив предоставил этому обществу концессию сроком на 99 лет с момента открытия канала. Канал был открыт в 1869 году и стал собственностью Акционерного англо-французского общества Суэцкого канала. На состоявшейся в 1888 году конференции в Константинополе была заключена Конвенция о Суэцком канале, которую подписали Великобритания, Франция, Россия, Австро-Венгрия, Германия, Испания, Италия, Голландия и Турция, представлявшая одновременно Египет. К Конвенции впоследствии присоединились Греция, Дания, Норвегия, Португалия, Швеция, Китай и Япония. В соответствии со ст. 1 Конвенции Суэцкий канал должен всегда оставаться свободным и открытым как в мирное, так и в военное время для всех торговых и военных судов без различия флага. Право свободного прохода через канал имеют во время войны также и военные корабли воюющих держав. В канале, в его выходных портах и в водах, прилегающих к этим портам на протяжении 3 миль, запрещаются всякие действия, могущие создать затруднения для свободного судоходства. Блокада канала признается недопустимой. На дипломатических представителей держав в Египте, подписавших Конвенцию, «возлагается обязанность наблюдать за ее исполнением» (ст. 8).

26 июля 1956 г. декретом президента Египта Акционерное общество Суэцкого канала было национализировано. Совет Безопасности ООН в резолюции от 13 октября 1956 г. подтвердил суверенитет Египта над каналом и его право эксплуатировать канал «на основе прохода судов всех флагов».

После национализации канала правительство Египта подтвердило, что постановления Международной конвенции 1888 года о Суэцком канале будут им уважаться и соблюдаться. В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу, торжественно заявило о своей решимости «соблюдать условия и дух Константинопольской конвенции 1888 года».

В результате израильского вооруженного нападения на арабские страны в 1967 году судоходство по Суэцкому каналу на протяжении ряда лет было парализовано. В настоящее время канал открыт для международного судоходства. Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетское правительство создало Администрацию Суэцкого канала. Им были также одобрены специальные правила плавания по Суэцкому каналу.

Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала, в 1850 году, между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю.

Однако в 1901 году США удалось добиться от Великобритании отмены договора 1850 года и признания за США прав на сооружение канала, управление, эксплуатацию и обеспечение безопасности. В новом соглашении предусматривалось также, что канал должен быть открытым на основе равенства для торговых и военных судов всех флагов по примеру Суэцкого канала.

По соглашению, заключенному в 1903 году с Республикой Панама, образовавшейся на части территории Колумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию канала. Они приобрели права, «как если бы они были сувереном территории», в пределах 10-мильной сухопутной зоны по берегам канала и оккупировали ее «на вечные времена». США декларировали постоянный нейтралитет канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англо-американским соглашением 1901 года, предусматривавшим по существу применение к каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 года.

Открытие канала состоялось в августе 1914 года, но для международного судоходства он был открыт лишь в 1920 году. С тех пор и до 1979 года Панамский канал оставался под господством США.

В результате широкого и многолетнего движения панамского народа за возвращение канала Панаме США вынуждены были пойти навстречу требованию об отмене соглашения 1903 года.

В 1977 году были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

В соответствии с Договором о Панамском канале все прежние соглашения между США и Панамой о канале утратили свою силу. Над Панамским каналом восстановлен суверенитет Панамы. «Зона канала», созданная соглашением 1903 года, упраздняется, и из нее выводятся войска США. Однако до 31 декабря 1999 г. за США сохраняются функции по управлению каналом и по его эксплуатации и обслуживанию (ст. 3). Лишь по истечении этого срока Панама «возьмет на себя полную ответственность за управление, эксплуатацию и обслуживание Панамского канала». 31 декабря 1999 г. прекратится действие Договора о Панамском канале. На срок действия договора США сохраняют «право» на размещение в зоне канала своих вооруженных сил (ст. 4).

Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала провозгласил этот морской путь «постоянно нейтральным международным водным путем», открытым для судоходства всех стран (ст. 1 и 2). В договоре сказано, что Панамский канал будет «открыт для мирного транзита судов всех государств на условиях полного равенства и недискриминации». За проход и обслуживание при проходе взимается плата. Договор включает положение о том, что «гарантом» нейтралитета Панамского канала являются США.

Килъский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 году. До первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим канала. Согласно ст. 380 Версальского договора, Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым с соблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.

После окончания второй мировой войны правовой режим Кильского канала не был урегулирован какими-либо договорами или соглашениями между заинтересованными государствами.

В настоящее время режим Кильского канала регулируется в одностороннем порядке правительством ФРГ, издавшим Правила плавания в Кильском канале, которые предусматривают свободу торгового мореплавания для всех стран.

www.pravo.vuzlib.su

Международные каналы

Если проливы являются естественными морскими проходами, то каналы (channels) — это искусственно созданные судоходные пути.
Значение каналов как узловых точек мировой системы морских коммуникаций обусловило актуальность проблемы их правового режима. Некоторые приканальные страны видят в своем географическом положении дополнительные возможности для повышения собственной роли в мировой политике.

Тот факт, что канал соединяет открытые моря и является важнейшим водным путем международного значения, в значительной степени отличает воды канала по их значимости от других внутренних вод государства, например, национальных рек.
Одним из важнейших факторов, определяющих статус каналов, является их географическое положение. Все они образуют непосредственное сообщение между обширными районами открытого моря. Панамский канал связывает Тихий и Атлантический океаны, Суэцкий Средиземное и Красное моря с выходом в Индийский океан. Кильский канал соединяет Балтийское море с Северным и далее Атлантическим океаном.
Другая особенность международных каналов связана с их функциональными характеристиками и значением для международного судоходства. В этом отношении каналы не уступают многим международным проливам и даже превосходят их.

Суэцкий канал

По степени важности для торгового судоходства и интенсивности движения морских судов на первое место может претендовать Суэцкий канал.
Правовой режим Суэцкого канала регулируется Константинопольской конвенцией относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу 1888 г. (Константинопольская конвенция), другими применимыми принципами и нормами международного права и законодательством Египта.

Константинопольская конвенция явилась первым в истории международного права договором, провозгласившим принцип свободы использования морского канала судами всех наций. Ее первоначальными участниками были Австро-Венгрия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Россия, Турция и Франция. Великобритания, хотя и участвовала в выработке конвенции, стала ее участницей лишь в 1904 г.
Наиболее важными принципами судоходства в канале, установленными Константинопольской конвенцией, являются:
1) свобода пользования каналом судами всех государств;
2) равенство всех государств при пользовании каналом;
3) принцип нейтралитета, запрещения блокады канала.
В качестве гарантии свободы пользования каналом Константинопольская конвенция предусматривает обязанность участников ничем не нарушать свободного пользования каналом ни в военное, ни в мирное время (ст.1), не допускать попыток, имеющих целью нарушить неприкосновенность канала (ст.2). Равным образом не должна нарушаться неприкосновенность материальной части, учреждений, построек и работ как в морском канале, так и в пресноводном (ст.З). Принцип свободы пользования каналом не ограничен во времени (ст. 14). Этот принцип подтвержден и в преамбуле Константинопольской конвенции, где говорится о желании ее участников «утвердить договорным актом существование определенного порядка, долженствующего оградить на все времена и для всех государств свободное пользование морским Суэцким каналом». Ст. 9 Конвенции обязывает Египет принимать необходимые меры для обеспечения свободного пользования каналом.
Принцип равенства государств при пользовании каналом находит подтверждение в ст. 1 и 12 Константинопольской конвенции. Согласно ст. 1 канал свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага. Чтобы избежать нарушения этого принципа, всем государствам-участникам конвенции «… запрещается домогаться территориальных или коммерческих преимуществ, привилегий в международных соглашениях, кои могут состояться в отношении канала» (ст. 12). Равными для всех пользователей канала, их судов и компаний являются условия прохода судов, определяемые законодательством Египта, права и обязанности судовладельцев и судоводителей. Составной частью общего принципа равенства всех государств при пользовании каналом является принцип недискриминации, поскольку общее правило равенства может быть нарушено структурой пошлин и сборов, которые налагали бы большие или меньшие финансовые обязанности на пользователей в зависимости от флага судна, его владельца. Сборы за транзит и оказываемые услуги взимаются со всех судов на равных основаниях в зависимости от чистой регистровой вместимости судна, степени его загруженности (в грузу или в балласте) и вида оказываемых услуг.

Государства-участники Константинопольской конвенции обязались никогда не применять право блокады (ст. 1). Для гарантирования свободы судоходства по каналу запрещается строить базы и владеть ими, сооружать какие бы то ни было укрепления, содержать военные корабли в зоне канала (ст. 7, 11). На представителей держав, подписавших конвенцию, возлагалась обязанность «требовать уничтожения всяких сооружений и рассеяния всяких сборищ, кои могли бы иметь целью или последствием нарушение свободы и полной обеспеченности судоходства» (ст. 8). Поскольку канал остается открытым в военное время для свободного прохода даже военных судов воюющих держав, «никакие действия, допускаемые войной, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по каналу, не будут допускаемые в канале, в его входных портах, равно как и в районе 12 миль от этих портов» (ст.4).
Следует отметить, что в тексте конвенции указывалось 3 мили. Однако, учитывая, что декретом президента 1958 г. ширина территориальных вод Египта была увеличена до 12 морских миль, соответствующая поправка была внесена и в положения Конвенции.
Проход военных судов должен совершаться в самый короткий срок и без всяких остановок и задержек. Срок пребывания военных судов в Порт-Саиде и на рейде Суэца не должен превышать 24 ч. Между отходом из входного порта судов воюющих держав должен соблюдаться интервал в 24 ч (ст.4). Кроме того, в канале и его входных портах в военное время запрещается высаживать и принимать на борт судна войска, оружие и другие военные принадлежности (ст. 5).

Сегодня Константинопольская конвенция действует с изъятиями положений, противоречащих Уставу ООН и законодательству Египта. Так, утратили силу положения ст. 8, 9, 10, 13 об особых правах Императорского Оттоманского правительства по обеспечению выполнения Константинопольской конвенции в связи с реализацией Египтом права на самоопределение и национализацией в 1956 г. компании Суэцкого канала.
В российской и зарубежной доктрине международного права Суэцкий канал рассматривается как искусственный внутренний водный путь международного значения. Использование его судами иностранных государств может иметь место лишь при явно выраженном в договоре согласии на это, при условии соблюдения установленных государством , по чьей территории проложен канал, правил плавания. Египет признал обязательства по предоставлению права пользования каналом иностранными судами в односторонней декларации от 24.04.57 г., приобщенной к письму министра иностранных дел Египта Генеральному секретарю ООН.
В заявлении Президента Египта от 1 августа 1956 г. относительно национализации компании Суэцкого канала, Меморандуме египетского правительства от 18.03.57 г. в связи с возобновлением судоходства по каналу и Декларации о Суэцком канале от 24 апреля 1957 г. египетское правительство подтвердило верность своим международным обязательствам и решимость «дать возможность Суэцкому каналу быть действенным и удовлетворяющим потребности путем, связывающим страны земного шара и служащим делу мира и процветания». При этом соблюдение условий и духа Константинопольской конвенции связывалось с верностью Уставу, принципам и целям ООН. Египетское правительство обязалось «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран в пределах положений Константинопольской конвенции 1888 г. и в соответствии с ними».
Управление движением судов в канале осуществляет созданная в 1956 г. правительством Египта Администрация Суэцкого канала (АСК). На АСК возлагаются все права и обязанности, связанные с управлением, эксплуатацией, содержанием и улучшением навигационных условий в канале. АСК не вправе принимать меры, противоречащие Константинопольской конвенции и Декларации 1957 г. Согласно п. 7 указанной декларации АСК ни в коем случае не может предоставить какому-либо судну, компании или чьей-либо стороне какого-либо преимущества или предпочтения, не предоставленного на тех же условиях другим судам, компаниям или сторонам.

Порядок осуществления судоходства по каналу определяется Правилами плавания по Суэцкому каналу. В них определены требования к судам, при соблюдении которых они могут быть допущены для прохода каналом, полномочия АСК, Управления портами.
Особое внимание обращается на необходимость соблюдения Правил о максимальных размерениях судов, допустимых для прохода каналом, поскольку их несоблюдение может повлечь отказ в проходе (ст. 47 Правил), либо задержку с включением в караван и штрафные санкции.

Кильский канал

Кильский канал пересекает основание Ютландского полуострова между бухтой Килер-Фёрде и устьем реки Эльба, являясь кратчайшим путем, соединяющим Балтийское и Северное моря.
Длина канала 98,7 км, ширина по поверхности 102 м, по дну 42 м. Глубина на судоходном фарватере 11,3 м. Канал полностью расположен на территории Германии. Он на 685 км сокращает путь по сравнению с плаванием через Балтийские проливы.
Канал создавался в 1887 — 1895 годах. Право прохода через Кильский канал было установлено Версальским договором 1919 г., согласно которому канал был открыт для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией.
Установленный в Версальском мирном договоре (ст.380-386) правовой режим Кильского канала был основан на принципах, уже известных по Константинопольской конвенции 1888 года. Декларировалась равная свобода прохода по каналу для торговых и военных судов всех стран, находящихся в состоянии мира с Германией. На Германию было возложено обязательство воздерживаться от строительства укреплений и устройства артиллерийских батарей, которые могли бы угрожать морским путям между Балтийским и Северным морями.

Порядок судоходства по каналу регламентируется Правилами плавания в Кильском канале.
Согласно правилам торговые суда всех стран пользуются свободой прохода после уплаты транзитных сборов и получения пропускного свидетельства. В проходе может быть отказано судам, не отвечающим всем необходимым требованиям для плавания по каналу.
Военные корабли проходят канал только при наличии разрешения, заблаговременно полученного дипломатическим путем. При проходе через канал военные корабли пользуются иммунитетом, но обязаны соблюдать все правила прохода.
Движение судов в Кильском канале двустороннее и регулируется диспетчерской службой. Скорость судов не должна превышать 8 узлов.
Расхождение встречных или обгоняющих друг друга судов производится в специальных местах расширения канала. В ожидании расхождения судно прижимается к палам, установленным у кромок канала, отдает якорь на одну смычку и удерживается на месте, периодически работая машиной.
Проход по каналу, включая время, затрачиваемое на шлюзование, занимает, как правило, 8-10 часов.
Перед входом в шлюз капитан судна должен заполнить бланк уведомления в двух экземплярах и приложить к нему мерительное свидетельство и другие судовые документы.
Суда, приходящие с моря, бланк уведомления получают от лоцмана, который может дать консультацию по вопросам судоходства в канале. Перед входом в Кильский канал на борт судна принимается рулевой, предоставляемый администрацией канала. На судно валовой вместимостью 2500 per. т и более необходимо брать двух рулевых.
Лоцманская проводка обязательна для всех судов, входящих в Кильский канал или идущих по нему.
Все суда, представляющие повышенную опасность, включая буксирующие или толкающие суда, перевозящие нефть, нефтепродукты, газы или химикаты без упаковки, суда, не прошедшие дегазации или интертизации (заполнение грузовых танков инертными газами в целях обеспечения безопасности) после выгрузки нефти и нефтепродуктов с температурой воспламенения ниже 35°С, а также суда с атомной энергетической установкой должны заблаговременно посылать донесения, содержащие следующие сведения:

  • название и позывной судна;
  • государственную принадлежность;
  • длину и осадку судна;
  • порт отправления и порт назначения;
  • вид и количество груза с подробным описанием опасного груза;
  • о наличии удостоверения согласно коду И МО (при перевозке химикатов);
  • о повреждениях судна или груза;
  • судовладелец.
  • Для прохода Кильским каналом необходимы следующие документы: заполненный и подписанный капитаном судна бланк уведомления о прибытии, мерительное свидетельство и другие судовые документы, а по требованию, и документы о грузе. Капитаны, имеющие право свободного прохода, должны иметь соответствующее свидетельство и предъявлять его, а также документ, подтверждающий личность владельца этого свидетельства. Радиосвязь в Кильском канале, за исключением случаев, когда имеется специальное разрешение, допускается устанавливать только с ближайшей немецкой береговой радиостанцией общего пользования. Вблизи крупных селений пользование радиопередатчиками ограничено.
    Суда, проходящие Кильский канал, подвергаются медико-санитарному обследованию, если они считаются инфекционными или подозреваются в этом.
    Международных договоров, устанавливающих правовой режим Кильского канала нет, что, однако, не изменило его международный характер. Следует отметить, что на основе длительной и обширной практики сформировалась международная обычная норма о праве прохода через Кильский канал торговых и военных судов всех стран. Порядок применения этой нормы регулируется национальными актами Германии. Сказанное позволяет рассматривать современный правовой режим Кильского канала не только в рамках национального законодательства, но и с точки зрения обычного международного права. В этой связи закрытие Кильского канала для прохода судов либо дискриминация флага являются нарушением норм международного права.

    Панамский канал

    16 ноября 1903 г. между Соединенными Штатами и Республикой Панама было заключено соглашение, известное под названием договора Хэя-Бюно-Варильи, по которому Соединенным Штатам «предоставлялись на вечные времена пользование, занятие и контроль определенной полосы суши и земли под водой для сооружения, поддержания, управления, оздоровления и охраны судоходного межокеанского канала шириной в 10 миль (а, кроме того, и некоторых земель и островов вне означенной зоны)».
    Официальное открытие канала состоялось в августе 1914 г., но для целей международного судоходства Панамский канал стал действовать лишь в 1920 г.
    Канал объявлен постоянно нейтральным международным морским путем, открытым для судоходства всех стран на условиях полного равенства и недискриминации.
    В соответствии с Правилами плавания власти канала могут отказать любому судну в праве прохода по каналу в том случае, если характер груза, а также состояние корпуса судна таковы, что они подвергают опасности сооружения канала или могут сделать это судно препятствием для прохода через канал других судов, а также, если осадка судна превышает допустимую, которая периодически объявляется властями канала.
    Не разрешается проходить через канал судам: 1) при крене более 10°; 2)имеющим такое расположение груза, которое может опасно сказаться на остойчивости и управляемости судна; 3) имеющим такой дифферент, который может опасно сказаться на управляемости судна.
    31 декабря 1999 г. Панамский канал перешел под суверенитет Панамы в соответствии с договором Торрихоса — Картера 1977 г.
    Канал получил статус государственного предприятия. Управляет им Совет из девяти членов во главе с Министром по делам канала. Бюджет канала независим от госбюджета Панамы. Персоналу канала запрещено участвовать в забастовках и любых других действиях, способных помешать его функционированию.

    seaspirit.ru

    СУЭЦКИЙ КАНАЛ

    СУЭЦКИЙ КАНАЛ, один из важнейших в мире искусственных водных путей; пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Длина канала, главное русло которого идет почти прямо с севера на юг и отделяет основную часть территории Египта от Синайского полуострова, составляет 168 км (включая 6-километровую протяженность подходных каналов к его портам); ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м.

    Трасса канала.

    Канал пересекает низменный участок песчаной пустыни там, где прокладке его русла благоприятствовали озера Манзала, Тимсах, Большое Горькое и Малое Горькое. Водная поверхность обоих Горьких озер лежит ниже уровня моря, но из них пришлось проводить выемку грунта, потому что их глубины оказались меньше, чем требовалось для канала. На участке от Порт-Саида до Эль-Кантары длиной 38 км трасса проходит по оз.Манзала, являющемуся, по существу, мелководной лагуной Средиземного моря. Характер грунтов в зоне Суэцкого канала позволил легко и быстро провести земляные работы, и благодаря ровному рельефу местности здесь – в отличие, например, от Панамского перешейка – не понадобилось строить шлюзов. Питьевая вода в район Суэцкого перешейка поставляется из Нила по пресноводному каналу Исмаилия, который начинается чуть севернее Каира. С Каиром и долиной Нила зона Суэцкого канала связана сетью железных дорог, исходящих из городов Порт-Саид, Исмаилия и Порт-Тауфик.

    Первые каналы на Суэцком перешейке.

    Древние египтяне построили судоходный канал от Нила к Красному морю еще ок. 1300 до н.э., во времена правления фараонов Сети I и Рамсеса II. Этот канал, который сначала был прорыт как русло для потока пресной воды из Нила в район оз.Тимсах, начали продлевать к Суэцу при фараоне Нехо II ок. 600 до н.э. и довели его до Красного моря спустя столетие. При строительстве современного Суэцкого канала часть этого старого русла использовали для сооружения пресноводного канала Исмаилия. При Птолемеях старый канал поддерживался в рабочем состоянии, в период владычества Византии он был заброшен, а затем вновь восстановлен при Амре, завоевавшем Египет в годы правления халифа Омара. Амр решил соединить Нил с Красным морем, чтобы снабжать Аравию пшеницей и другими пищевыми продуктами из долины Нила. Однако канал, строительство которого предпринял Амр, назвав его «Халиджь Амир аль-му’минин» («канал Повелителя правоверных»), прекратил функционировать после 8 в. н.э.

    В конце 15 в. венецианцы занимались изучением возможностей прокладки канала от Средиземного моря к Суэцкому заливу, но их замыслы не были претворены в жизнь. В начале 19 в. европейцы освоили путь в Индию через Египет: по Нилу до Каира, а затем на верблюдах до Суэца. Идею сооружения канала через Суэцкий перешеек, который помог бы значительно сократить затраты времени и средств, сочли тогда нереализуемой, основываясь на выводах Лепера – инженера, которому Наполеон поручал провести исследование по проекту канала. Но выводы Лепера были ошибочны из-за принятого им на веру заблуждения о различии уровней водной поверхности Средиземного и Красного морей (якобы в Средиземном он был на 9 м ниже, чем в Красном).

    Современный канал.

    В 1854 Фердинанд де Лессепс, французский консул в Египте, получил от Саида-паши, правителя Египта, концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала (La Compagnie Universelle du Canal Maritime de Suez). Она была сформирована в 1858. Работы по строительству канала начались в апреле 1859, параллельно велась прокладка пресноводного канала из Каира на Исмаилию. Согласно первоначальным условиям этого договора, египетское правительство должно было получать 15% валовой прибыли от судоходства по каналу, а через 99 лет после сдачи канала в эксплуатацию он должен был стать собственностью Египта. Большую часть акций приобрели французы, турки и Саид-паша, который купил почти половину всех акций. В 1875 Дизраэли, премьер-министр Великобритании, купил у хедива Исмаила 176 602 акции Компании за 4 млн. ф.ст., в результате чего у Великобритании оказалось 44% акций.

    Открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано 29 725 тыс. ф.ст. Первоначальная глубина фарватера равнялась 7,94 м, а его ширина по дну – 21 м; позже канал углубили настолько, что по нему стали проходить суда с осадкой до 10,3 м. После национализации канала Египтом (в 1956) проводились работы по дальнейшему его совершенствованию, и в 1981 по нему стали проходить суда с осадкой до 16,1 м.

    Роль канала в мировой торговле.

    Благодаря Суэцкому каналу длина водного пути между Западной Европой и Индией сократилась почти на 8000 км. В северном направлении по нему транспортируют в основном нефть и нефтепродукты для Западной Европы. В южном направлении перевозятся продукты промышленного производства для стран Африки и Азии.

    Международное значение канала.

    Значение канала было признано ведущими державами мира в Константинопольской конвенции 1888, которая гарантировала пропуск по нему судов всех стран в условиях мира и войны. Турки разрешали итальянским судам проходить через канал даже во время итало-турецкой войны 1911 (в период русско-турецкой войны 1877–1878 канал был закрыт для русских судов). Серьезных проблем по этим вопросам не возникало и во время обеих мировых войн. Однако после образования государства Израиль (1948) Египет задерживал суда, направлявшиеся по каналу в Израиль или из него, и конфисковывал их грузы. В зоне канала не было военных укреплений, но британские войска находились в Египте с 1882. До национализации канала его администрация состояла в основном из англичан и французов. Затем на канале стали распоряжаться египтяне.

    www.krugosvet.ru

    Конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу

    1. Во имя Бога Всемогущего (следует перечень участников), желая утвердить договорным актом существование определенного порядка, долженствующего оградить на все времена и для всех государств свободное пользование Морским Суэцким каналом и пополнить таким образом порядок, которому подчинено было судоходство по этому Каналу Фирманом Его Величества Султана от 22 февраля 1866 года (2 зилькаде 1282 года), утверждающим дарованные Его Величеством Хедивом концессии , назначили для сего своими уполномоченными: (следует перечень),
    2. ———————————

    26 июля 1956 г. Правительство Египта национализировало Всеобщую компанию Морского Суэцкого канала.

    • Добавить комментарий
  • Морской Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага.
  • В виду сего Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются ни в чем не нарушать свободного пользования Каналом как в военное, так и в мирное время.
  • К Каналу никогда не будет применяемо право блокады.
  • 0
  • Признавая, что пресноводный канал составляет необходимую принадлежность Морского канала. Высокие Договаривающиеся Стороны принимают к сведению обязательства, принятые на себя Его Высочеством Хедивом по отношению к Всемирной компании Суэцкого канала , во всем касающемся пресноводного канала. Обязательства эти изложены в Конвенции от 18 марта 1863 года, заключающей в себе изложение дела и четыре статьи.
  • ———————————

    В настоящее время общепринятый перевод названия компании — «Всеобщая компания Суэцкого канала».

    docs.pravo.ru

Популярное:

  • Суть закона самосохранения Суть закона самосохранения Начинающим бизнесменам посвящается Если договоры заключают, значит это кому-нибудь нужно… Жил да был человек без юридического образования. Ничего себе жил, да вдруг ринулся в предпринимательство, и возникла у […]
  • Закон получение прибыли Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ"О государственных и муниципальных унитарных […]
  • Приказ 369 мо рф Приказ 369 мо рф МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 21 августа 2001 г. № 369 «О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 […]
  • Правила пропуска судов через шлюзы ввп Правила пропуска судов через шлюзы ввп Правила Плавания по Внутренним Водным Путям(ППВВП) России. от 14 октября 2002 г. N 129 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЛАВАНИЯ ПО ВНУТРЕННИМ ВОДНЫМ ПУТЯМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. В соответствии с пунктом 2 […]
  • Приказ об утверждении форм первичных учетных документов образец Приказ Минфина РФ от 26 декабря 2002 г. N 135н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды" (с изменениями и […]
  • Правила движения эфир от 24 октября 2018 Новости Общество В России меняются правила дорожного движения: москвичам привыкать будет проще У московских водителей не возникнет трудностей с привыканием к новым правилам дорожного движения, считают в столичном ЦОДД. На большинстве […]
  • Осаго п 161 Навязывание страхования жизни при покупке ОСАГО Добрый день, уважаемый читатель. В этой статье речь пойдет про навязывание страхования жизни при покупке страхового полиса ОСАГО. За последние несколько месяцев многие читатели сайта […]
  • Бланк для заявления в жкх Каждая управляющая компания должна качественно выполнять свою работу и оказывать услуги (Закон о защите прав потребителей №2300-1 в редакции от 01.05 2017г.) Постановление №491 от 13.08. 2006 года чётко регламентирует правила по […]