Свод правил р

Свод правил р

Статья посвящена актуальным вопросам технического регулирования. В качестве правовых средств обеспечения качества товаров рассматриваются своды правил и стандарты организаций.

Техническое регулирование, безопасность товаров, качество товаров, технический регламент, национальный стандарт, свод правил, стандарт организации.

Своды правил в национальную систему стандартизации были введены Федеральным законом от 1 мая 2007 г. № 65‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании»1. Они определяются как документы в области стандартизации, содержание которых составляют технические правила и (или) описания процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции. Согласно п. 6.6 ГОСТ Р 1.0-20122, могут признаваться сводами правил нормативные документы в области технического регулирования, принятые федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184‑ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании)3. По утверждению специалистов, в отечественные своды правил вошли санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы и правила проектирования, нормы расчета на прочность, правила эксплуатации и другие подобные документы4. Действие сводов правил рассчитано на решение следующих задач: обеспечение унификации технических правил и процедур, связанных с продукцией, а также содействие выполнению требований технических регламентов.
За рубежом своды правил принято создавать преимущественно в тех областях стандартизации, в которых преобладают различные методы и подходы и существует необходимость их унификации. Считается, что отсутствие унификации может ограничивать обмен товарами и услугами и приводить к возникновению неоправданных расходов для изготовителей, поставщиков и потребителей. Иными словами, достижение унификации технических процедур, связанных с продукцией, позволяет избежать необоснованных технических барьеров в торговле. Своды правил могут приниматься на международном, региональном и национальном уровнях.
Своды правил не предназначены заменять национальные стандарты. Разрабатываются своды правил в случае отсутствия национальных стандартов применительно к отдельным требованиям технических регламентов или объектам технического регулирования в целях содействия соблюдению требований технических регламентов. В отличие от национальных стандартов, своды правил не могут устанавливать требований к самой продукции, а также к выполнению работ или оказанию услуг, которые не связаны с продукцией. Разрабатываются своды правил федеральными органами исполнительной власти, в пределах установленных законодательством РФ полномочий, в соответствии с Правилами разработки и утверждения сводов правил, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 8585. Не предусматривается возможность разработки предварительных сводов ­правил по ­типу предварительных национальных стандартов.
Установлена процедура принятия свода правил. С предложением о разработке свода правил к уполномоченному на разработку федеральному органу исполнительной власти вправе обратиться любые заинтересованные лица, в том числе промышленные предприятия, ассоциации (союзы) предпринимателей, федеральные органы исполнительной власти. Разработка проекта свода правил должна осуществляться с учетом требований, установленных в отношении построения, изложения и оформления национальных стандартов, по ГОСТ Р 1.5-20126. Предусматривается публичное обсуждение проекта свода правил. Проект свода правил, после завершения его разработки, подлежит опубликованию в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет. Разработчик должен обеспечить доступность проекта свода правил заинтересованным лицам для ознакомления и предоставить им по их требованию копии проекта свода правил. Доработка проекта свода правил осуществляется разработчиком с учетом поступивших в письменной форме замечаний заинтересованных лиц. Разработчик составляет перечень указанных замечаний с кратким изложением содержания замечаний и результатов их обсуждения. Срок публичного обсуждения проекта свода правил, с даты опубликования уведомления о его разработке до даты опубликования уведомления о завершении публичного обсуждения указанного проекта, должен составлять не менее двух месяцев. На практике существует неопределенность с датой начала публичного обсуждения проекта. Дата может отсчитываться по‑разному, в зависимости от места размещения уведомления о разработке проекта свода правил – на сайте или в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию7. Представляется, что размещение уведомления на сайте и в печатном издании должно происходить одновременно. После завершения публичного обсуждения проекта свода правил разработчик осуществляет подготовку его окончательной редакции. Разработчик организует проведение экспертизы проекта свода правил на стадии подготовки проекта к утверждению. Порядок создания и деятельности экспертной комиссии, а также персональный состав и руководитель экспертной комиссии определяется разработчиком. В случае положительных результатов экспертизы разработчик издает приказ об утверждении свода правил. При отрицательных результатах экспертизы разработчиком может быть принято решение о доработке проекта свода правил. В этом случае он устанавливает срок для повторного рассмотрения проекта. Таким образом, очевидным является решающее влияние разработчика на утверждение (отклонение) проекта свода правил. Утвержденный свод правил передается на регистрацию в национальный орган РФ по стандартизации для присвоения ему соответствующего обозначения. После регистрации свод правил размещается в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов для обеспечения доступа к нему заинтересованных лиц. Принимаются своды правил на неопределенный срок. Право издания и распространения сводов правил принадлежит разработчику. Предприятия вправе ссылаться на своды правил в разрабатываемой и применяемой ими документации только при наличии у них официально изданных экземпляров сводов правил или экземпляров, приобретенных у организаций, уполномоченных разработчиком. Внесение изменений в свод правил осуществляется в порядке, который установлен для разработки и утверждения свода правил. Решение об отмене свода правил принимает его разработчик. Основаниями к изменению или отмене свода правил могут служить противоречие федеральному законодательству, несоответствие целям национальной стандартизации, невозможность содействия выполнению требований технических регламентов, противоречие национальному стандарту или ранее принятому своду правил. Для того чтобы национальные своды правил могли входить в доказательную базу выполнения требований технических регламентов, требуется их внесение в состав официально утвержденных перечней документов в области стандартизации, обеспечивающих соблюдение технических регламентов.
Предусматривается добровольное применение сводов правил. Основаниями к обязательному применению предприятиями (организациями) сводов правил могут выступать принятие предприятием (организацией) организационно-распорядительного документа об использовании в пределах предприятия (организации) свода правил. А также наличие нормативной ссылки на свод правил в стандартах организации или технической документации в случае заключения договора (контракта) со ссылкой на свод правил и т. д. Данные основания совпадают с основаниями обязательного применения в организации (на предприятии) национального стандарта РФ, которые перечислены в п. 8.3 ГОСТ Р 1.0-2012. Уместно широкое использование в техническом законодательстве метода ссылки в законодательном акте на свод правил, поскольку главное предназначение сводов правил – содействовать выполнению технических регламентов. Такой подход соответствует зарубежной практике. В Руководстве ИСО/МЭК 2:2004 говорится, что своды правил являются документами-рекомендациями, допустимым является использование ссылок на своды правил в технических регламентах и директивах8.
В последние годы в нашей стране обсуждается вопрос о возможности применения, в качестве альтернативы национальным стандартам и сводам правил, Еврокодов (другое название – Европейские кодексы, или Еврокодексы) (англ. – the EN Eurocodes). «Еврокоды» – наименование условное. В отличие от национального стандарта или свода правил, устанавливающего, как правило, в рамках одного правового акта технические требования к конкретному объекту стандартизации, Еврокоды представляют собой комплекс (набор, систему) типовых европейских стандартов, предназначенных для применения в строительной отрасли. Используются Еврокоды с целью доказательства соответствия строительных работ или работ по гражданскому проектированию Основным требованиям Регламента (ЕС) № 305/2011 от 09 марта 2011 г., ­устанавливающего ­гармонизированные условия торговли строительной продукцией (материалами, услугами) и правила их отражения в технических условиях. Еврокоды могут использоваться для определения эксплуатационных качеств строительных компонентов и комплексов (речь идет об информации, касающейся CE-маркировки). А также при разработке технических спецификаций к государственным контрактам согласно Директиве 2004/18/ЕС от 31 марта 2004 г. о государственных закупках. Действие Еврокодов распространяется на сферу гражданского проектирования, включая геотехнические аспекты, строительное противопожарное проектирование, ситуации, связанные с землетрясениями и разрушениями9. На сегодняшний день в систему Еврокодов входит десять стандартов, каждый из которых делится на части. Общее количество частей составляет 5810. Сами Еврокоды содержат ссылки на сотни других документов – стандарты на материалы, правила производства работ и т. д. Поэтому Еврокоды необходимо рассматривать в совокупности с документами, обеспечивающими их применение11. Ожидается, что с помощью Еврокодов будет создан единый европейский рынок строительной продукции и инжиниринговых услуг, будут ликвидированы диспропорции, препятствующие их свободному обращению внутри Сообщества. Создание единого рынка критически зависит от адекватного уровня технического согласования. Еврокоды призваны содействовать установлению единообразных уровней безопасности в европейском строительстве. Руководит работами по разработке Еврокодов Технический комитет по стандартизации 250 (далее – ТК) (CEN/TC250) Structural Eurocodes. Данный комитет разрабатывает общую стратегию развития Еврокодов. Европейская система стандартизации в области строительства состоит не только из Еврокодов. Она включает в себя стандарты на строительные материалы и продукцию, стандарты по испытаниям и т. п., разработку которых координируют другие ТК CEN/TC. В своей работе они взаимодействуют с ТК 250 (CEN/TC250). Европейские ТК в рамках СЕН сотрудничают с ИСО, с тем чтобы избежать дублирования, и повысить скорость разработки европейских стандартов, включая Еврокоды. Имеется специфика использования Еврокодов на уровне государств – участников ЕС. В отличие от национальных стандартов и ­национальных сводов правил, которые являются актами прямого действия, Еврокоды являются типовыми (модельными) актами и должны быть адаптированы к местным условиям. Страна, в которой планируется применение Еврокодов, разрабатывает Национальные Приложения к Еврокодам, в которых указываются параметры, установленные на национальном уровне (the National Determined Parameters), и могут приводиться дополнительные разъяснения. После адаптации Еврокоды приобретают статус национального стандарта, рекомендуемого к применению на добровольной основе. Таким образом, Еврокоды можно понимать в качестве комплекта рекомендуемых величин, которые уточняются на национальном уровне. Страны – члены ЕС, их государственные органы должны разрабатывать и реализовывать планы по внедрению Еврокодов в национальные системы стандартизации. В течение переходного периода допускается использование национальных стандартов. По его истечении страна – участник ЕС должна отказаться от применения «конфликтующих» с Еврокодами национальных стандартов. Следует подчеркнуть, что в ЕС процесс перехода на Еврокоды проходит медленно и к настоящему времени не завершен. Отдельными странами поставлен вопрос о переносе сроков внедрения Еврокодов в свои национальные технические системы. Российские технические нормы по строительству, сосредоточенные в основном в национальных стандартах и сводах правил, учитывают национальные особенности РФ (природно-климатические, социальные, сейсмические, геофизические, опасные геологические ­процессы и др.). Российские строительные нормы в целом обеспечивают надежность и безопасность строящихся, а также сданных в эксплуатацию объектов12. Использование Еврокодов может диктоваться необходимостью обмена опытом в области строительства, развитием торговли строительными материалами, целями достижения соответствия отечественных ­подрядчиков, ­проектировщиков, строителей требованиям мирового рынка. ­Внедрение в России ­Еврокодов должно происходить постепенно, с учетом интересов и возможностей отечественной строительной индустрии, принимая во внимание интеграционные процессы, происходящие в рамках Таможенного союза и Евразийского экономического союза, использование Еврокодов не должно ослаблять механическую прочность, огнестойкость строящихся в стране зданий, строений, сооружений.
Коммерческие, общественные, научные организации, саморегулируемые организации, объединения юридических лиц в целях совершенствования производства и повышения качества продукции (работ, услуг) вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать стандарты организаций (далее – СТО). Правила их разработки и утверждения установлены в ГОСТ Р 1.4-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения»13. При создании СТО должны учитываться положения основополагающих национальных стандартов. В частности, правила ГОСТ Р 1.0-2012 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения», ГОСТ Р 1.5-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные. Правила построения, изложения, оформления и обозначения». СТО могут разрабатываться на применяемые в данной организации продукцию, процессы и услуги. А также на продукцию, создаваемую и поставляемую данной организацией на внутренний и внешний рынок, на работы, выполняемые данной организацией (на оказываемые ею услуги) в соответствии с заключенными договорами (контрактами). Непосредственными объектами СТО могут выступать: составные части разрабатываемой или изготавливаемой продукции; процессы организации и управления производством; процессы менеджмента; технологические процессы. В рамках СТО могут устанавливаться требования на технологические нормы и требования; методы и методики проектирования, проведения испытаний (измерений); сырье, материалы, комплектующие изделия, применяемые на производстве, и т. д. СТО могут разрабатываться на новые виды продукции и на нетрадиционные технологии производства, с целью распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в различных областях знаний. Они могут приниматься с ­целью содействия выполнению требований технических регламентов. Аббревиатура «СТО» используется для обозначения стандарта корпорации, стандарта научной организации, стандарта саморегулируемой организации и т. п. Процесс разработки СТО должен основываться на участии широкого круга сотрудников структурных подразделений организации (предприятия) в обсуждении положений будущего СТО. При разработке стандартов на продукцию, поставляемую на внутренний и (или) внешний рынок, целесообразно учитывать мнение представителей заказчиков и (или) приобретателей поставляемой продукции. В случае, если СТО разрабатывается на продукцию, которая может поставляться для федеральных государственных нужд, проект СТО необходимо согласовать с государственным заказчиком. Предпочтительной является разработка СТО на основе программ и планов стандартизации, принимаемых в организации (на предприятии). На разработку СТО руководителем организации (предприятия) утверждается техническое задание. Организация (предприятие) самостоятельно определяет порядок утверждения СТО. Перед утверждением СТО на продукцию, которая предназначена для поставки на внутренний и (или) внешний рынок, должна проводиться экспертиза СТО на соответствие законодательству, техническим регламентам, национальным стандартам. В отношении СТО может проводиться научно-техническая, метрологическая, правовая, патентная экспертизы, нормоконтроль. По инициативе организации-разработчика, профильный ТК национального органа РФ по стандартизации, функции которого выполняет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (сокр. – Росстандарт), может подготовить заключение на СТО. Принимаются СТО руководителем организации (предприятия), как правило, без ограничения срока действия. Обоснованным представляется разрабатывать национальные стандарты на базе СТО, с перспективой их (национальных ­стандартов) ­дальнейшего ­использования в ­качестве основы разработки международных стандартов.
Одним из элементов национальной системы стандартизации до вступления в силу Закона о техническом регулировании считались стандарты отраслей. Термину «стандарт отрасли» («отраслевой стандарт») была присуща ведомственная направленность. Отраслевые стандарты разрабатывались государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам, услугам отраслевого значения. «Отрасль», в силу п. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 10 июня 1993 г. № 5154-1 «О стандартизации»14, п. 7.3.1 ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»15, понималась как совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, которые разрабатывали и (или) производили продукцию (выполняли работы и оказывали услуги), имеющую однородное потребительное или функциональное назначение. В порядке исключения, когда между различными министерствами было достигнуто особое соглашение, положения отраслевого стандарта могли распространяться за пределы министерства, разработавшего отраслевой стандарт16. Таким образом, когда речь заходила о стандартах отраслей, наблюдалось некоторое несоответствие в использовании понятий «министерства, ведомства» и «отрасли». Положения отраслевых стандартов не могли противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, правилам и нормам безопасности, принимаемым государственными надзорными органами по вопросам, отнесенным к их ведению.
На сегодняшний день в тех отраслях, где функционируют крупные корпорации или отраслевые объединения предприятий, используются СТО. Собственные системы стандартизации формируют ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Лукойл», Объединение «Гознак». Данный уровень стандартизации условно начали именовать «корпоративной стандартизацией». Преимущества корпоративной стандартизации заключаются в возможности установления единых правил разработки и применения стандартов с учетом специфики структуры и области деятельности данной корпорации (объединения или ­ассоциации)17. Ряд ­федеральных ­государственных учреждений разрабатывают СТО в порядке оказания организационно-методической помощи предприятиям отрасли в части работ по стандартизации. К примеру, в отрасли по производству лекарственных средств и кормов для животных серьезное значение имеют СТО, подготовленные ФГУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов». В стандартах данной организации конкретизированы общие принципы стандартизации, применяемые в целом для отрасли по производству лекарственных средств и кормов для животных. Тем самым созданы необходимые предпосылки для широкого и многократного применения стандартов ФГУ «Всероссийский государственный центр качества и стандартизации лекарственных средств для животных и кормов» другими организациями и предприятиями отрасли18. Таким образом, следует признать, что СТО в определенной мере заменили отраслевые стандарты и используются предприятиями, изготавливающими продукцию, которая имеет однородное потребительное или функциональное назначение. СТО, разработанный одной организацией, может использоваться другой организацией на основании заключенного между этими организациями договора. Сторонняя организация за использование СТО должна уплатить компании-разработчику вознаграждение.
В заключение отметим, что своды правил можно определить как принимаемые на федеральном уровне бессрочные правовые акты добровольного использования, устанавливающие технические требования к процессам, связанным с продукцией (проектированию, изысканию, строительству и т. п.), главное предназначение которых заключается в содействии выполнению технических регламентов. В целях усиления конкурентоспособности отечественных сводов правил должна допускаться возможность разработки сводов правил частным сектором при участии правительства и потребителей. Национальной организации по стандартизации необходимо координировать деятельность по созданию таких сводов правил. СТО являются особой разновидностью корпоративных актов. Они представляют собой правовые акты, принимаемые организациями и предприятиями, посредством которых осуществляется регулирование внутренней, и прежде всего производственной, деятельности организации (предприятия). Главное предназначение СТО – содействие повышению эффективности промышленного производства, повышению качества товаров (работ, услуг). С одной стороны, СТО должны стандартизировать, типизировать процессы на предприятии, в организации, с другой стороны – предоставлять максимум свободы для технического совершенствования производственной, технологической системы промышленного предприятия. Достоинством СТО является то, что по сравнению с техническими регламентами, национальными стандартами, сводами правил их (СТО) легче актуализировать, систематизировать, относительно нетрудоемкими являются процедуры их разработки, изменения и отмены. И безусловно, что как своды правил, так и СТО не должны противоречить обязательным предписаниям технического законодательства.

www.bmpravo.ru

ГОСТ и СП по BIM

Решили собрать перечень нормативных документов, регламентирующих направление информационных технологий в строительстве. Вот что нашлось на сегодняшний день!

Список нормативных документов по BIM:

  • ГОСТ Р 57310 — 2016 ( ИСО 29481 — 1 : 2010 ) Моделирование информационное в строительстве . Руководство по доставке информации . Методология и формат . Дата введения 2017 — 07 — 01
  • ГОСТ Р 57311 — 2016 Моделирование информационное в строительстве . Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства . Дата введения 2017 — 07 — 01
  • ГОСТ Р 57309 — 2016 ( ИСО 16354 : 2013 ) Руководящие принципы по библиотекам знаний и библиотекам объектов . Дата введения 2017 — 07 — 01 .
  • ГОСТ Р 57563 — 2017 / ISO / TS 12911 : 2012 Моделирование информационное в строительстве . Основные положения по разработке стандартов информационного моделирования зданий и сооружений ( с Поправкой ). Дата введения 2017 — 10 — 01 .
  • ГОСТ Р ИСО 12006 — 2 — 2017 Строительство . Модель организации данных о строительных работах . Часть 2 . Основы классификации информации . Дата введения 2017 — 10 — 01 .
  • ГОСТ Р ИСО 12006 — 3 — 2017 Строительство . Модель организации данных о строительных работах . Часть 3 . Основы обмена объектно — ориентированной информацией . Дата введения 2017 — 10 — 01
  • ГОСТ Р ИСО 22263 — 2017 Модель организации данных о строительных работах . Структура управления проектной информацией . Дата введения 2017 — 10 — 01 .
  • ГОСТ Р 57295 — 2016 Системы дизайн — менеджмента . Руководство по дизайн — менеджменту в строительстве . Дата введения 2018 — 01 — 01 .
  • СП 301 . 1325800 . 2017 Информационное моделирование в строительстве . Правила организации работ производственно — техническими отделами . Дата введения 2018 — 03 — 02 .
  • Обновлено 23.03.2018. С марта 2018 года вступают в силу три них свода правил ( СП ) по BIM:

  • СП 328.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила описания компонентов информационной модели» (приказ от 15.12.2017 г. № 1674/пр). Данный свод правил распространяется на процессы информационного моделирования зданий и сооружений и устанавливает требования к компонентам их информационных моделей, но не устанавливает требования к способам размещения, ведения, структуре, форме и содержанию цифровых библиотек (каталогов/баз) компонентов. Документ вступит в силу с 16 июня 2018 года.
  • СП 331.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах» (приказ от 18.09.2017 г. № 1230/пр). В основу СП 331.1325800.2017 вошли базовые требования к созданию и эксплуатации информационных систем, взаимодействующих между собой в течение всего жизненного цикла здания или сооружения и реализующих технологию информационного моделирования объекта строительства. Свод правил вступил в силу с 19 марта 2018 года.
  • СП 333.1325800.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» (приказ от 18.09.2017 г. № 1227/пр). Документ содержит требования к информационным моделям объектов массового строительства и их разработке на различных стадиях жизненного цикла, направленные на повышение обоснованности и качества проектных решений, повышение уровня безопасности при строительстве и эксплуатации. Общие подходы к формированию информационных моделей обеспечат простоту их использования и повысят эффективность процесса информационного моделирования. Свод правил вступил в силу с 19 марта 2018 года.

В ближайшем будущем нам с вами обещают расширить нормативно — техническую документацию по BIM в двух направлениях :

Документы для разных стадий жизненного цикла объекта

Не стоит забывать, что на сегодняшний день существует две категории нормативных документов: обязательные ГОСТ и СП и нормативные документы имеющие рекомендательный характер.

prorubim.com

Своды правил 2016

В 2015 – 2016 годах началась разработка большого количества новых сводов правил (СП) в области строительства.

Каждый свод правил от написания проекта его первой редакции до утверждения проходит очень большой путь. Вначале разработчики готовят проект первой редакции. Первая редакция проекта СП выносится на публичное обсуждение, которое длится 2 месяца. Заинтересованные юридические и физические лица высылают разработчикам СП свои замечания и предложения. По завершению публичного обсуждения разработчики готовят вторую редакцию свода правил и сводку замечаний и предложений, которая содержит замечания к конкретным пунктам и предлагаемые редакции. По каждому замечанию разработчики СП делают заключение: «Принято», «Принято частично», «Отклонено».

Вторую редакцию СП и сводку замечаний к первой редакции направляют на экспертизу в технические комитеты (ТК) по стандартизации. При необходимости вторая редакция проекта свода правил дорабатывается и в случае положительного решения экспертизы свод правил утверждают.

Далее над сводом правил работают редакторы, от которых во многом зависит качество подготовленного нормативного документа. На этом этапе в тексте СП исправляются грамматические ошибки и неточности оформления.

Публикация уведомлений о начале разработки новых сводов правил производится на сайте Федерального цента нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве ФАУ «ФЦС» при Минстрое России (сайт http://www.faufcc.ru/) в рубрике «Публичное обсуждение проектов сводов правил». Так же на сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт, сайт http://www.gost.ru/wps/portal/) в рубрике: «Стандартизация – Уведомления». Уведомления по СП могут быть размещены в рубриках «Уведомления по сводам правил» и «Уведомления о национальных стандартах». Здесь же размещают тексты проектов СП.

Для того, что бы замечания были учтены при доработке проекта свода правил очень важно их правильно оформить. Желательно указать на допущенную ошибку или неточность и предложить свою редакцию исправления ошибки.

Замечания типа «учтите письмо Ростехнадзора 2010 года» вернее всего останутся без внимания разработчиков СП. Что бы замечание было учтено, нужна конкретика: в пункт 5.35 добавить абзац в следующей редакции (указать текст предлагаемого абзаца). Обоснование: пояснить необходимость добавления нового абзаца. Правила оформления письма с замечаниями можно найти в ГОСТ Р 1.2-2016.

Свод правил –это совместный коллективный труд разработчиков нормативного документа и представителей экспертного сообщества, которые внесли в текст документа свои замечания и исправления.

Замечания могут быть отправлены от имени проектной или иной организации, и от физического лица. Следует иметь в виду, что направляя замечания, мы автоматически даем согласие на раскрытие наших персональных данных, так как и разработчики свода правил и Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии могут размещать сводки замечаний в открытом доступе в сети Интернет. В приведенном в конце статьи примере сводки замечаний я персональные данные – адреса электронной почты убрал, но в сводках замечаний их, как правило, указывают.

Все выше написанное в той или иной мере касается и разработки стандартов.

Разработка и утверждение сводов правил осуществляется в соответствие с требованиями «Правил разработки, утверждения, опубликования, изменения и отмены сводов правил», которые утверждены постановлением Правительства РФ от 1 июля 2016 г. № 624. Данные правила действуют с 01.07.2016. До этого действовали Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2008 г. № 858 «О порядке разработки и утверждения сводов правил».

В новые правила введено требование размещения в сети Интернет первой редакции проектов сводов правил, сводок замечаний и доработанных после публичного обсуждения сводов правил.

В течении 2015-2016 годов разработано более ста сводов правил в области строительства. В частности, разработаны СП, устанавливающие требования к конкретным типам зданий и сооружений: «Здания и комплексы высотные», «Стадионы футбольные», «Здания образовательных организаций высшего образования», «Здания гостиниц», «Административные здания Пенсионного фонда», «Здания полиции», «Здания образовательных организаций», «Здания дошкольных образовательных организаций» и другие.

После утверждения и введения в действие новых СП при проектировании электроустановок зданий необходимо учитывать требования соответствующих этим зданиям сводов правил.

Для примера из новых сводов правил покажем проект первой редакции и сводку замечаний наиболее близких по тематике сайта СП.

Свод правил «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа» Разработан на базе СП 31-110-2003.

www.electromontaj-proekt.ru

Стандарты и своды правил по внедрению BIM-технологий: задаем вопросы

Внедрение технологии информационного моделирования стало в последнее время едва ли не центральной темой большинства строительных форумов. Ответить на самые острые вопросы специалистов отрасли мы попросили одного из главных разработчиков российских стандартов в сфере BIM руководителя Подкомитета 5 ТК 465 «Строительство» Юрия Жука.

Задумываясь о применении этих BIM-стандартов и правил на практике, участники форумов по строительству спрашивают, например, каким образом информационные модели, созданные в процессе проектирования, могут использоваться в течение жизненного цикла здания, если его продолжительность — 50 и более лет, а развитие информационных технологий происходит с огромной скоростью.

В уже введенном в действие Своде правил 333.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила формирования информационной модели объектов на различных стадиях жизненного цикла» предполагается, что информационная модель «живет» вместе с объектом строительства в течение всего жизненного цикла (от замысла архитектора до сноса).

Проектная информационная модель преобразуется в информационную модель «как построена» в процессе строительства. Эта модель, в свою очередь, передается заказчику при сдаче объекта, и далее — структурам, ответственным за эксплуатацию объекта. В длительном процессе эксплуатации здания или сооружения эксплуатационная информационная модель не только актуализируется по содержанию (с учетом ремонтов, реконструкции и т.п.), но и преобразовывается в соответствии с развитием программных и технических средств, а также открытых форматов данных.

В связи с тем что в течение длительного жизненного цикла различные организации взаимодействуют между собой в гетерогенной программной среде, не являющейся интегрированной изначально и не управляемой единым центром, весьма важным является вопрос обеспечения интероперабельности (ГОСТ Р 55062-2012 «Информационные технологии. Системы промышленной автоматизации и их интеграции. Интероперабельность. Основные положения»). Правила обеспечения интероперабельности изложены в Своде правил 331.1311500.2017 «Информационное моделирование в строительстве. Правила обмена между информационными моделями объектов и моделями, используемыми в программных комплексах».

На отраслевых форумах, посвященных информационному моделированию, присутствуют преимущественно проектировщики и в меньшей степени специалисты по строительству и эксплуатации зданий и сооружений. Это отражает общее состояние внедрения технологии информационного моделирования в России. Однако, интерес к применению нормативно-технических документов по информационному моделированию для стадии эксплуатации (ГОСТ Р 57311-2016 Моделирование информационное в строительстве. Требования к эксплуатационной документации объектов завершенного строительства) заметно растет. Это связано с тем, что уже много лет в международной практике широко внедряются системы Facility Management (FM), основанные на эксплуатационной модели дорогостоящих уникальных и особо ответственных объектов. В российскую практику эти системы только начинают внедряться.

По задаваемым специалистами вопросам видно, что владельцы активов ЖКХ различного уровня, включая собственников обычных квартир, возлагают надежды на информационное моделирование эксплуатируемых домов, которое должно обеспечить централизованный и достоверный доступ к информации об этой недвижимости. В связи с этим в дальнейшей работе по нормативно-техническому регулированию внедрения информационного моделирования внимание будет уделено, в том числе, разработке дополнительных документов для стадии эксплуатации и строительства.

www.faufcc.ru

Популярное:

  • Материнский капитал в 2013 году сумма как Материнский капитал в 2015 и 2016 году Программа материнского капитала началась в 2007 году в виде реализации дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Их обеспечение в рамках программы установлено Федеральным […]
  • Оформит инн где Что такое ИНН, ОГРН, КПП? При создании юридического лица или регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя мы сталкиваемся с такими понятиями как ОГРН, ОГРНИП, ИНН, КПП. Что это? И как расшифровывается? ОГРН и […]
  • Ликвидация юридического лица статьи Ликвидация юридического лица статьи Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Ликвидация юридического лица 1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке […]
  • Правило написания предлогов с и из Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку. Правописание предлогов. Правила. Орфограммы и правила правописания предлогов. Слитное и раздельное написание предлогов…. Орфограмма №7 Предлоги с другими […]
  • Пенсия американских военных Как живут пенсионеры в США Пенсионная система США не сверкает уникальностью своей структуры. Она стандартна и стабильна, состоит из многочисленных государственных и частных фондов. От нашей её отличает другое: пенсионное обеспечение здесь […]
  • Начисление пенсии женщин В отличие от некоторых других стран, в Российской Федерации возраст выхода на пенсию для мужчин и для женщин не одинаков. В соответствии с законодательством РФ женщины в нашей стране уходят на заслуженный отдых раньше мужчин несмотря на […]
  • Работа псков проживание Гросс/год: 65 000 руб. Грузчик (с проживанием и питанием) Медсестра на вахту с бесплатным проживанием УКСC Федеральная сеть частных пансионатов для пожилых • Псков Рабочий на производство (вахта с проживанием) мясницкий ряд • […]
  • Приказ 66 запасы топлива Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных В соответствии с пунктом 4.2.3 Положения о Министерстве энергетики Российской […]