Сущность задачи надзора за исполнением законов

Правоведение

Принципы правового государства

Правовое государство — это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности. Правовое государство предполагает ограничение государственной власти правом. Современное правовое государство — это демократическое государство, в котором обеспечиваются основные права и свободы человека и гражданина, участие народа в осуществлении государственной власти.

Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское общество, возможность осуществления индивидуальных прав. Можно утверждать, что концепция правового государства точно так же, как идеи прав личности, законности и демократии, имеет общечеловеческую ценность, хотя в каждой стране она реализуется своеобразно, в зависимости от ее истории, культурных традиций, национальных особенностей и т.п.

Необходимо иметь в виду, что правовое государство — это определенный политико-правовой режим функционирования государственной власти, где создаются все условия для всестороннего и гармоничного развития личности, для развития общества в целом.

Можно выделить следующие основные черты и свойства правового государства, характеризующие его сущность и социальное назначение:

  • приоритет права во всех сферах общественной жизни;
  • гарантированный круг основных прав и свобод человека и гражданина как показатель уровня цивилизованности общества, качества деятельности государственных органов;
  • взаимную ответственность государства и личности;
  • осуществление государственной власти по принципу разделения властей;
  • осуществление конституционного надзора только судом.
  • Одна из важнейших черт правового государства — характер взаимодействия между государственной властью и правом, при котором государство оказывается связанным правом и служит его охране. Правовое государство начинается там, где законодатель считает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми началами.

    Право и государство — это относительно самостоятельные явления общественной жизни. Между правом и государством существует функциональная связь, которая означает: государство не может нормально функционировать без права, а право — без государства. Только при наличии правовой среды можно говорить о возможности и реальном существовании правовой государственности. Становление правовой государственности предполагает господство права в общественных отношениях, признание примата права в государственной политике, ограничение власти основами права и нравственности, правление правового закона.

    При установлении правовой основы общества право имеет приоритет над государством в том смысле, что государственная власть, политика подчиняются праву. Примат права над государством означает, что каждый человек обладает естественными и неотчуждаемыми правами и свободами, только народ имеет суверенное и неотъемлемое право определять форму и содержание деятельности государства, а также демократичность институтов государственной власти.

    Господство права во всех сферах общественной жизни предполагает сочетание двух аспектов: во-первых, в форме правовой организации системы государственной власти и, во-вторых, в виде верховенства правового закона. При этом необходимо иметь в виду тот факт, что правовая законность и правовая организация государственной власти должны быть таковыми не только по названию, но и по содержанию. Речь идет именно о приоритете правового закона, в основу которого положены принципы свободы, равенства и справедливости. В противном случае закон и законность могут служить поддержанию и оправданию антиправовых порядков.

    Почему употребляется именно термин «правовой закон»? Известно, что законодательство наиболее демократическая и современная форма выражения права, и потому нет ли тавтологии, когда говорят о правовом законе? Дело в том, что в обыденном сознании и догматической юриспруденции право и закон отождествляются. Между тем закон — волевой акт государства, обладающий политической направленностью, в то время как право коренится в общественных отношениях и не порождается властью. В силу тех или иных обстоятельств закон может санкционировать произвол законодателя и в этом случае будет антиправом.

    С таким положением сталкиваются тем чаще, чем менее демократичен политический режим, чем сильнее зависимость высшего представительного органа государства от аппарата управления и фактического господства бюрократии, чем настоятельнее закон подменяется актами исполнительной власти, которые неправомерно относят к разряду «законодательных актов» и которые фактически подменяют законы, регулируют важнейшие отношения вопреки закону, являясь тем самым явными актами беззакония и произвола.

    В правовом государстве должны действовать только правовые законы, адекватные правовой природе регулируемых общественных отношений. Не закон рождает право, а право требует законодательного признания, не государство господствует над правом, а право господствует над государством, подчиняя его обществу и его потребностям.

    Право и правопорядок существуют и развиваются только при демократическом политическом режиме функционирования государственной власти, там, где обеспечиваются и гарантируются основные права и свободы личности. Право как явление цивилизации и культуры формируется и совершенствуется постольку, поскольку оно в соответствии с принципами демократии ограничивает государственную власть, устанавливает порядок организации и деятельности системы государственных органов.

    Принцип верховенства правового закона означает, что закон как выражение воли народа находится во главе иерархии нормативно-правовых актов и имеет высшую юридическую силу. Однако не всякий закон может быть назван правовым. Под правовым законом понимается такой закон, который отвечает определенным правовым принципам и не противоречит естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека.

    «Закон — это не продукт произвольной деятельности государства, — пишет В.Н. Кудрявцев, — он должен отвечать демократическим правовым принципам равенства и справедливости». Правовое государство начинается там, где законодатель понимает принципы ограничения своей воли реальными объективными правовыми отношениями, в основе которых лежит свобода и равенство их участников. Исходя из этих критериев, и следует говорить о верховенстве права, его господстве в общественной жизни.

    Высшую юридическую силу имеет Основной закон государства, который устанавливает основы конституционного строя страны, правовое положение личности, порядок организации и деятельности высших органов государственной власти страны. Конституция страны имеет значение непосредственно действующего права. В ней необходимо закрепить и конкретизировать принципы верховенства права и механизмы его осуществления, для того чтобы избежать произвола и сохранить стабильный правопорядок.

    Верховенство права должно быть не только в законотворческой деятельности государства, но и в правоприменительной деятельности. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны действовать строго в рамках предписаний законодательных актов. Соблюдение принципа законности — гарант стабильности и развития общества.

    Верховенство правового закона также означает его всеобщность, то есть его предписания в равной степени распространяются на все субъекты правоотношений. Закон — один для всех, и в любой ситуации перед ним все равны. Ему обязан подчиняться и глава государства, обладающий большими полномочиями, и должностные лица в органах исполнительной власти, и каждый депутат, который в состоянии изменить закон только совместно с другими депутатами, в процессе особой и достаточно тщательной, длительной процедуры обсуждения и принятия нового проекта.

    Таков смысл требования принципа правления правового закона. Отступление от данного принципа приводит к различного рода злоупотреблениям, произволу, правонарушениям, что, в конечном счете, сказывается и на общем состоянии стабильного функционирования общества и государства.

    Истоком приоритета права в демократически устроенном обществе служат естественные, неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обусловленные социальной природой личности. Правовое государство зиждется на безусловном признании неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, на их конституционном закреплении и судебной защите. Люди от природы равны и свободны, имеют незыблемые права, из которых вытекают и их обязанности перед другими людьми и обществом.

    Права и свободы личности не являются особым даром власти, они коренятся в общественном строе, но непременно должны быть признаны и закреплены государством в Основном законе и им гарантированы. В настоящее время права личности достаточно определенно сформулированы в ряде важнейших международных правовых актов, под которыми стоит подпись и Российской Федерации.

    Внутригосударственное законодательство должно соответствовать международным пактам и договорам, провозглашающим основные права и свободы личности. Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации, однако они слабо гарантированы, требуют эффективной защиты со стороны государства.

    Из признания первичности прав человека вытекает правовой статус граждан, характер отношений между ними и государством. Отношения между гражданином и государством носят строго правовой характер, это отношения взаимных прав и обязанностей, обеспечивающие свободное развитие личности и подчинение государства обществу. Свобода каждого индивида — предпосылка свободного общества, которая превращает государство из аппарата публичной власти, стоящей над обществом, в организацию, подчиненную интересам общества и защите прав его членов. Не личность и общество служат государству, а государство должно служить человеку и обществу, не право служит государству, а государство должно служить праву.

    Становление правовой государственности предполагает и новый тип отношений между личностью и государством. Это принцип взаимной ответственности личности перед государством и государства перед личностью. Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, перспектив его развития.

    Все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона, то есть гражданин несет ответственность перед государством только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено в законодательных актах. Государство, определяя меру свободы личности, также ограничивает и себя в собственных действиях и решениях. В случае если орган государственной власти или должностное лицо своими действиями или бездействием причинили вред гражданину, государство должно возместить ущерб в полном объеме, независимо от вины конкретного причинителя вреда. Все споры по поводу права между гражданином и государством подлежат рассмотрению в суде. Государство на конституционном уровне устанавливает эффективные формы контроля и надзора за осуществлением законов.

    Важнейшим принципом организации и деятельности правового государства является принцип разделения государственной власти на относительно самостоятельные ветви: законодательную, исполнительную и судебную, которые должны составлять так называемую систему «сдержек и противовесов». Главным смыслом принципа разделения властей является не простое обособление их друг от друга, а взаимное сдерживание властей, ради обеспечения свободы личности. Принцип разделения властей направлен на обеспечение конституционных прав и свобод личности, которые могут быть гарантированы только при самостоятельном функционировании этих ветвей власти.

    Суть концепции разделения властей заключается в разграничении (разделении) функций органов государственной власти: законодательная деятельность, исполнение законов, отправление правосудия должны осуществляться самостоятельно. Согласно теории разделения властей соединение властей (законодательной, исполнительной, судебной) в одном органе, в руках одного лица чревато опасностью установления деспотического режима, где невозможна свобода личности.

    Поэтому, для того чтобы предотвратить возникновение авторитарной абсолютной власти, не связанной правом, эти ветви власти должны быть разделены (разграничены). С помощью разделения властей государственные органы действуют в рамках своей компетенции самостоятельно, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, предусматриваются формы воздействия во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власти.

    Однако речь не идет о полном отделении друг от друга законодательных, исполнительных и судебных органов, об уравнении этих органов. В правом государстве существует механизм взаимного контроля законодательной, исполнительной и судебной властей, при сохранении каждой значительной степени независимости от другой власти.

    Так, в соответствии с Конституцией РФ представительным и законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (парламент). Парламент, обладая исключительным правом принятия и изменения законов, определяет на основе Конституции полномочия и рамки, в которых действует и законодательная, и исполнительная, и судебная власть.

    Важнейшими средствами воздействия парламента на исполнительную власть является утверждение и контроль за исполнением бюджета страны, участие в назначении председателя и членов правительства, а также контроль за деятельностью специальных служб и внешней разведки. Структура, состав и компетенция правительства определяется федеральным законом.

    В системе сдержек и противовесов свою роль играет глава государства (президент), который возглавляет исполнительную власть и непосредственно избирается населением. Президент имеет право вето: может не подписать закон и возвратить его на вторичное рассмотрение в законодательный орган. В свою очередь оно может быть преодолено, если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Президент осуществляет общее руководство Правительством и представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних отношениях.

    Он может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Высший конституционный контроль в стране осуществляет Конституционный Суд РФ, который может отменить закон или акт Президента, если они не соответствуют Конституции РФ.

    Существенным свойством правового государства является авторитетное и независимое, основанное на общедемократических принципах и на правовом законе, справедливое правосудие. Основная задача суда — охрана прав и свобод человека и гражданина от произвола административной власти и от любых иных правонарушений. Правосудие — высшая гарантия прав и свобод граждан, средство обеспечения правовой законности в деятельности государственного управления, должностных лиц и граждан, правовой способ упрочения в стране общественного порядка и общественной безопасности, функционирования правовой государственности в целом.

    Судопроизводство должно быть основано на гласности и состязательности сторон, на презумпции невиновности, по наиболее сложным делам должен функционировать суд присяжных. Адвокат должен допускаться с момента задержания и предъявления обвинения органами дознания или предварительного следствия. На арест подозреваемого и обыск помещения должна быть санкция судьи. Следственный аппарат независим от органов дознания (милиции, органов безопасности), должен находиться под контролем суда и под надзором прокуратуры, состоять в системе Министерства юстиции.

    Судебная власть не должна подменять собой законодательную или исполнительную власть. Но ни законодательные, ни исполнительные органы не должны присваивать себе функции суда. Основной закон государства закрепляет принцип независимости, несменяемости и подчинения судов только закону.

    Федеративное устройство государства является также способом децентрализации и разделения власти, предупреждающим ее концентрацию в федеральном центре.

    isfic.info

    Организация деятельности участковых уполномоченных милиции

    Производство по делам об административных правонарушениях, подведомственных участковым уполномоченным милиции

    Задачи, принципы и доказательства производства по делам об административных правонарушениях В органах внутренних дел рассмотрение административных правонарушений осуществляется на основании положений, присущих административному производству в целом. Оно регламентируется нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях (разделы IV и V), которые определяют общий порядок производства по делам об административных правонарушениях.

    Регулируя порядок производства, КоАП РФ определяет его задачи. К их числу ст. 24.1 относит: всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела; разрешение дела в соответствии с законом; обеспечение исполнения вынесенного постановления; выявление причин и условий способствовавших совершению административных правонарушений.

    Производству по делам об административных правонарушениях присущ ряд принципов, которые вытекают из задач юрисдикционной деятельности. Важнейшими из них являются: принцип законности, достижение объективной истины, право на защиту, презумпция невиновности, принцип равенства, открытость, оперативность.

    Производство по делам об административных правонарушениях как процессуальная деятельность складывается из действий целого ряда органов и лиц, которые, выступая от своего имени, могут влиять на исход дела. К их числу относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу; потерпевший; его представители (по закону и по договору); свидетели; эксперт; специалист; переводчик и др.

    Права и обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, определены ст. 25.1 КоАП РФ. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника и другими процессуальными правами, предусмотренными КоАП РФ.

    Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред, его права и обязанности определены ст. 25.2 КоАП РФ.

    Интересы лица, в отношении которого ведется производство по делу, а также потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут реализовать свои права в производстве по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители, родители, усыновители, опекуны, попечители (ст. 25.3 КоАП РФ).

    В оказании юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, и потерпевшему при рассмотрении дела об административном правонарушении могут участвовать защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП РФ). Они допускаются к участию в деде с момента составления протокола об административном правонарушении, а при задержании физического лица защитник допускается с момента задержания.

    В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении выступает любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу (ст. 25.6 КоАП РФ).

    Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях в науке, технике, искусстве или ремесле (ст. 25.9 КоАП РФ).

    Для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств может привлекаться специалист (ст. 25.8 КоАП РФ).

    Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении (ст. 25.10 КоАП РФ).

    Участие понятых обусловлено необходимостью удостоверения правильности совершаемых процессуальных действий (ст. 25.7 КоАП РФ). Их должно быть не менее двух.

    Прокурор , осуществляя надзор за исполнением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, вправе: возбуждать производство об административном правонарушении; знакомиться с материалами дела; проверять законность действия органов (должностных лиц) при производстве по делу; участвовать в рассмотрении дела и т.д. (ст. 25.11 КоАП РФ).

    Решение задач производства по делам об административных правонарушениях осуществляется посредством доказывания, включающего в себя выявление, процессуальное оформление и исследование доказательств.

    Доказательствами по делу об административных правонарушениях являются любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке органы (должностные лица) устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность конкретного лица в его совершении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

    Согласно ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются:

  • протоколом об административном правонарушении;
  • объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу;
  • показаниями потерпевшего, свидетелей;
  • заключением эксперта;
  • вещественными доказательствами;
  • показаниями специальных технических средств;
  • иными документами.
  • Стадии производства по делам об административных нарушениях Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность основанных на законе процессуальных действий, совершаемых в определенной последовательности (по стадиям).

    Традиционно выделяется четыре стадии производства по делам об административных правонарушениях:

    1. возбуждение дела об административном правонарушении;
    2. рассмотрение дела об административном правонарушении;
    3. пересмотр постановлении и решении по делам об административных правонарушениях;
    4. исполнение постановления по делу об административном правонарушении.
    5. Содержание одноименных стадий и даже их последовательность могут зависеть от вида производства по делам об административных правонарушениях. Так, выделяют общее (обычный порядок) и упрощенное (ускоренное) производства.

      При упрощенном производстве протокол об административном правонарушении (далее — протокол) не составляется, наказание налагается в порядке ст. 28.6 КоАП РФ (например, объявление предупреждения на месте). В этом случае стадия пересмотра исключается, а три других сливаются воедино.

      Перечень стадий является универсальным для производства по любому делу об административном правонарушении, что позволяет упорядочить процесс его изучения, а также способствует оценке эффективности и законности.

      Стадия возбуждения дела об административном правонарушении представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств совершенного правонарушения, их процессуальную фиксацию и подготовку

      материалов, необходимых для разрешения дела по существу. На первой стадии производства устанавливается событие правонарушения, выясняются время и место его совершения, собираются доказательства, подтверждающие виновность лица, в отношении которого ведется производство, выявляются обстоятельства, влияющие на степень и характер его ответственности, выясняются условия, способствовавшие совершению проступка.

      Основанием возбуждения дела об административном правонарушении участковым уполномоченным милиции является наличие юридического факта, содержащего признаки административного проступка.

      Поводом для начала производства по делу могут быть сообщения, заявления граждан и юридических лиц, средств массовой информации, государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение совершения неправомерного деяния сотрудником органов внутренних дел.

      КоАП РФ не исключает возможности осуществления каких-либо процессуальных действий до возбуждения дела об административном правонарушении.

      Возбуждать и вести дело об административном правонарушении могут очевидец правонарушения (например, участковый уполномоченный милиции, инспектор ГИБДД), а также одновременно различные должностные лица органа внутренних дел.

      Согласно ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ дело считается возбужденным с момента:

      а) Составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ.

      К мерам обеспечения производства по делам об административных правонарушениях согласно ст. 27.1 КоАП РФ относятся:

    6. доставление;
    7. административное задержание;
    8. личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице;
    9. осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов и т.д.
    10. Должностные лица ОВД являются наиболее универсальными субъектами, применяющими меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Обычно право сотрудников милиции осуществлять данные меры распространяется на те административные правонарушения, по которым они вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, однако в отдельных случаях законом предусмотрены особые правила.

      Так, например, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять административное задержание, закрепляется приказом МВД России от 2 июня 2005 г. № 444 отстранять от управления транспортным средством и направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения уполномочены лишь должностные лица, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства соответствующего вида (ст. 27.12 КоАП РФ); привод (ст. 27.15 КоАП РФ) осуществляется на основании определения субъекта, рассматривающего дело об административном правонарушении; кроме того, должностные лица ОВД вправе применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (и соответственно возбуждать дела об административных правонарушениях) при выявлении любых административных правонарушений в случае обращения к ним должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях (см., например, п. 1 ч. 1 ст. 27.2 КоАП РФ). Например, сотрудники милиции вправе доставить в орган внутренних дел по просьбе соответствующих контролеров для составления необходимых административно-процессуальных документов безбилетных пассажиров городского наземного транспорта.

      Закон не регламентирует форму протоколов применения мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, по указывает их содержание (например, ч. 6 ст. 27.7 КоАП РФ), а также предусмотрена возможность фиксации отдельных мер в протоколе об административном правонарушении либо в протоколе о применении иных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (см., например, ч. 3 ст. 27.2 КоАП РФ).

      Производство таких мер, как досмотр транспортного средства, изъятие вещей и документов, арест товаров, транспортных средств и иных вещей и др., возможно только в присутствии двух понятых.

      Поскольку осуществление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда связано с ограничением прав граждан, участковый уполномоченный милиции обязан разъяснить лицам, в отношении которых применяются эти меры, основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим их права и обязанности (ч. 4 ст. 5 Закона РФ «О милиции»).

      Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях необходимо отличать от многочисленных принудительных мер иной направленности: задержание и личный обыск подозреваемого (гл. 12 УПК РФ), задержание и доставление несовершеннолетних в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей (п. 10 ст. 11 Закона РФ «О милиции») и т.д.

      б) Составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.

      Закон подробно регламентирует лишь содержание протокола об административном правонарушении (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ). Его форма может быть произвольной. Протокол об административном правонарушении, составленный компетентным лицом на чистом листе бумаги своевременно и с указанием всех предусмотренных КоАП РФ сведений, повлечет необходимые процессуальные последствия.

      Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы, закреплен ст. 28.3 КоАП РФ, а также законами субъектов Российской Федерации, предусматривающими административно ответственность. В большинстве случаев таким правом обладают сотрудники милиции общественной безопасности независимо от занимаемой должности либо все сотрудники ОВД.

      Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол должен составляться немедленно после выявления совершения административного правонарушения, а в случаях, когда требуется дополнительное разбирательство, — в течение двух суток с момента выявления правонарушения (если проводилось административное расследование, то по его окончании). Следует иметь в виду, что указанные сроки являются не давностными, а процессуальными. В случае их нарушения ущерб наносится оперативности процесса, а возможно, и интересам его участников, однако полнота, всесторонность и объективность исследования всех обстоятельств дела от этого не страдают. Следовательно, нарушение указанных сроков является основанием для применения к соответствующим должностным лицам мер дисциплинарного воздействия, но не лишает протокол его юридической силы (за исключением случаев, когда нарушены сроки давности привлечения лица к административной ответственности).

      Сведения, требующие отражения в протоколе, можно условно подразделить на три группы.

      Первая группа сведений связана с закреплением обстоятельств совершения административного правонарушения. В протоколе указываются место, время совершения проступка, нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за его совершение, дается описание самого противоправного действия. Эти данные необходимы для правильной квалификации правонарушения.

      На практике в протоколах часто употребляются такие общие фразы, как: «нарушал общественный порядок», «нарушал правила торговли» и т.п. Из подобных записей трудно попять, в чем конкретно выражается нарушение, поскольку речь идет не о его существе, а о юридической квалификации, правильность которой невозможно проверить при рассмотрении дела.

      Вторую группу составляют сведения, характеризующие личность лица, привлекаемого к административной ответственности. Это фамилия, имя, отчество лица, возраст, семейное положение, род занятий, размер заработной платы, место работы и жительства. Выяснение этих сведений позволяет индивидуализировать применение мер наказания.

      Обязательным условием составления протокола является точное установление личности субъекта, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Поскольку нередки случаи, когда нарушители в целях уклонения от ответственности выдают себя за других известных им граждан, протокол должен составляться на основании паспорта или других документов, удостоверяющих его личность. Если такая возможность отсутствует, соответствующее лицо может быть доставлено в орган внутренних дел, помещение органа местного самоуправления сельского поселения для установления личности и составления протокола.

      Протокол составляется на лицо, совершившее административный проступок. Однако при появлении подростка в возрасте до 16 лет в общественных местах в пьяном виде либо распитии им спиртных напитков в протоколе указываются сведения о его родителях или лицах, их заменяющих, поскольку к ответственности привлекаются не сами подростки, а лица, ответственные за их воспитание.

      К третьей группе сведений относятся дата и место составления протокола, данные о его составителе, фамилии и адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются. Отсутствие сведений о лице, составившем протокол, делает его дефектным, так как неизвестно, составлен протокол уполномоченным на то лицом или нет.

      Протокол подписывается его составителем и лицом, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении (представителем юридического лица), а при наличии свидетелей и потерпевшего подписывается также этими лицами.

      Указанным лицам разъясняются их права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, о чем делается отметка в протоколе. Они вправе ознакомиться с содержанием протокола, внести в него свои замечания и объяснения, изложить мотивы отказа от подписи протокола. Объяснения граждан могут быть изложены на отдельном листе и приложены к протоколу.

      В случае отказа физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

      Существенным процессуальным нарушением является опрос и составление протокола в то время, когда лицо, привлекаемое к административной ответственности, находится в состоянии опьянения, т.е. когда оно не может дать объяснения по существу дела, попять содержание протокола и даже подписать его. В этом случае протокол должен составляться после вытрезвления указанного лица.

      В случае если правонарушение совершено группой лиц, протокол составляется на каждого нарушителя в отдельности. Составление одного протокола на всех правонарушителей не позволяет конкретизировать обвинение, предъявляемое каждому из них, и лишает их возможности прямо в протоколе дать свои объяснения по существу дела.

      Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ копия протокола вручается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему.

      В целях обеспечения явки лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствующие органы для рассмотрения дела об административном правонарушении в протоколе, либо определении о направлении материалов дела по подведомственности, либо ином документе делается отметка под роспись об извещении лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

      В случае когда участковый уполномоченный милиции не правомочен рассматривать дело об административном правонарушении, протокол и другие материалы передаются начальнику органа внутренних дел (милиции), который сам рассматривает дело либо направляет должностному лицу, правомочному разрешать данную категорию дел.

      в) Вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного ст. 28.7 КоАП РФ.

      Административное расследование (ст. 28.7 КоАП РФ) представляет собой особый правовой режим подготовки материалов дела к рассмотрению. Проводится в отношении отдельных видов административных правонарушений (например, при нарушении законодательства о защите прав потребителей, в сфере дорожного движения и др.) при необходимости осуществления экспертиз и иных долговременных процессуальных действий. Проведение административного расследования возможно и по соответствующим статьям законодательства субъектов Российской Федерации. Решение о возбуждении дела и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, в форме определения о возбуждении дела об административном правонарушении либо прокурором в виде постановления.

      Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок может быть продлен в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, на срок не более одного месяца.

      По окончании административного расследования составляется протокол либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

      г) С момента оформления предупреждения или наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с ч. 1 ст. 28.6 КоАП РФ протокол об административном правонарушении не составляется.

      Применительно к деятельности органов внутренних дел упрощенный порядок производства по делам об административных правонарушениях возможен при наличии ряда условий:

    11. административное наказание назначается в виде предупреждения либо минимального штрафа;
    12. лицо, привлекаемое к административной ответственности, не оспаривает факт правонарушения, назначаемого наказания, согласно и готово оплатить сумму штрафа на месте;
    13. сотрудник органа внутренних дел обладает правом рассмотрения соответствующего административного правонарушения и имеет в наличии постановление-квитанцию установленного образца, составленную в двух экземплярах, один из которых выдается лицу при оплате административного штрафа на месте.
    14. Отсутствие какого-либо из этих элементов делают невозможным осуществление данного порядка. В этом случае производство осуществляется в общем порядке.

      В случае совершения административного правонарушения, предусмотренного гл. 12 КоАП РФ, постановление о наложении административного штрафа оформляется в порядке, предусмотренном ст. 32.3 КоАП РФ, а административный штраф взимается в порядке, предусмотренном ст. 32.2 КоАП РФ.

      Стадия рассмотрения дела об административном правонарушении является центральной стадией производства по делам об административных правонарушениях. Здесь на основе собранных материалов решается вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу, и определяется мера наказания.

      Правовой регламентации стадии рассмотрения дела об административном правонарушении и принятия по нему решения посвящена гл. 29 КоАП РФ.

      Стадия может быть представлена в виде последовательности следующих этапов:

    15. подготовка дела к рассмотрению;
    16. слушание дела;
    17. вынесение решения по делу.

    На первом этапе осуществляются мероприятия, предусмотренные ст. 29.1 КоАП РФ, составляются необходимые определения (например, о назначении места и времени рассмотрения дела, о возвращении протокола) либо выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (ст. 29.4 КоАП РФ).

    Если протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, а также в иных случаях, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, материалы дела возвращаются на доработку. Недостатки устраняются в срок не более трех суток со дня поступления от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении. Доработанные материалы направляются на рассмотрение в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.

    Порядок проведения второго этапа регламентирован ст. 29.7 КоАП РФ. На данном этапе делаются соответствующие объявления, выясняются необходимые сведения, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства и др., в необходимых случаях выносятся определения (например, об отводе специалиста).

    Общий срок рассмотрения дела об административном правонарушении — 15 дней со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов. В необходимых случаях срок рассмотрения может быть продлен субъектом, рассматривающим дело, но не более чем на один месяц , о чем выносится мотивированное определение. Если санкция нормы предусматривает административный арест, дело рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, — не позднее 48 часов с момента его задержания.

    Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по рассмотрению дел об административных правонарушениях предусмотрены ст. 23.3 КоАП РФ.

    Местом рассмотрения дела об административном правонарушении по общему правилу является место его совершения. В установленных законом случаях дело может быть рассмотрено по месту: жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; учета транспортного средства. Дела об административных правонарушениях, по которым проводилось административное расследование, рассматриваются по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. В случае совершения административного проступка несовершеннолетним, а равно правонарушения, предусмотренного ст. 5.33, 5.34, 6.10, 20.22 КоАП РФ, дело рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

    По смыслу ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по общему правилу не является обязательным (хотя субъект административной юрисдикции в каждом конкретном случае может его таковым признать). В случае наличия данных о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела, при отсутствии от него ходатайства об отложении рассмотрения дела (либо ходатайство оставлено без удовлетворения), дело может быть рассмотрено в его отсутствие.

    Следует, однако, указать, что такое присутствие в большинстве случаев целесообразно, а при рассмотрении дел об административных правонарушениях, влекущих административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации, обязательно. Для обеспечения присутствия необходимых лиц (лица, привлекаемого к ответственности, свидетеля и т.д.) КоАП РФ предусмотрена такая мера принуждения, как привод (ст. 27.15 КоАП РФ).

    При необходимости должностное лицо, рассматривающее дело, может вызывать свидетелей, законных представителей. При рассмотрении дела могут присутствовать защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, а также представитель потерпевшего. Их полномочия удостоверяются ордером юридической консультации либо доверенностью.

    Процедура рассмотрения административных проступков начинается с представления должностного лица, разрешающего дело. Затем объявляется дело, являющееся предметом разбирательства, называется лицо, привлекаемое к ответственности, и всем участникам производства разъясняются их права и обязанности, рассматриваются заявленные отводы и ходатайства. После этого оглашается протокол о правонарушении, заслушиваются лица, участвующие в деле, и исследуются доказательства. В случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

    В ходе данного этапа осуществляется оценка собранных по делу доказательств 1 Оценка доказательств — это мыслительная, логическая деятельность лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении. Объектом такой деятельности являются каждое из доказательств и все собранные по делу доказательства в их совокупности. Оценить всю совокупность доказательств — значит решить вопрос, дают ли они возможность принять категоричное законное юрисдикционное решение по делу об административном правонарушении. .

    Оценка доказательств по внутреннему убеждению означает непредвзятость и независимость правоприменителя в ее осуществлении. Субъект, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, не связан ни своей предварительной оценкой доказательств по делу, ни оценкой доказательств иных субъектов на любых стадиях производства.

    Внутреннее убеждение должно быть основано на всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

    На третьем этапе по результатам рассмотрения дела выносится решение, которое бывает двух видов: постановление и определение (ст. 29.9 КоАП РФ). Помимо этого субъектом административной юрисдикции в необходимых случаях может быть внесено в соответствующую организацию либо должностному лицу представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 29.13 КоАП РФ). Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в месячный срок влечет административную ответственность по ст. 19.6 КоАП РФ.

    Общие правила назначения административных наказаний регламентированы гл. 4 КоАП РФ. Наказание назначается в пределах санкции соответствующей нормы (в КоАП РФ имеются отдельные исключения, например см. ч. 3 ст. 23.3); закон не допускает назначения наказания ниже низшего предела.

    Постановление по делу об административном правонарушении является важным процессуальным документом и влечет за собой определенные юридические последствия. Поэтому в соответствии со ст. 29.10 КоАП РФ постановление должно быть надлежащим образом оформлено и содержать сведения о лице, привлекающемся к ответственности; изложение обстоятельств, установленных в процессе рассмотрения дела; указание на нормативный правовой акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение; принятое по делу решение.

    Если у лица, в отношении которого рассмотрено дело, были изъяты те или иные предметы либо документы, в постановлении должны быть отражены: факт изъятия, описание этих предметов и решение относительно их дальнейшей судьбы.

    Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия его в течение трех дней вручается, или высылается лицу, в отношении которого оно вынесено. По просьбе потерпевшего ему тоже должна быть выдана такая копия.

    Пересмотр постановлений и решений по делам об административном правонарушении. Одним из важнейших средств обеспечения законности деятельности органов внутренних дел как субъектов административной юрисдикции является обжалование или опротестование прокурором постановления по делу об административном правонарушении. Это право гарантируется и обеспечивается конституционным законодательством, в соответствии с которым гражданин РФ имеет возможность обжаловать действия должностных лиц, государственных и общественных органов в установленном законом порядке (ст. 46 Конституции Российской Федерации).

    Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении является факультативной стадией производства по делам об административных проступках, поскольку лишь определенное, незначительное количество рассмотренных дел об административных правонарушениях проходит эту стадию административного производства.

    Существо ее состоит в том, что орган административной юрисдикции (должностное лицо) проверяет законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении и принимает меры, установленные законом, по устранению нарушений законности. Практика показывает, что 17-18% лиц, подвергнутых мерам административного наказания, считают вынесенное постановление неправомерным. Около 60% жалоб на постановления должностных лиц органов внутренних дел по делам об административных правонарушениях удовлетворяются судебными органами.

    Исходя из конституционного законодательства и Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от 27 апреля 1993 г. № 4866-1, гражданин наделен правом обращения с жалобой на действия (решения), нарушающие его права и свободы, непосредственно в суд либо к вышестоящему, в порядке подчиненности, государственному органу, органу местного самоуправления, учреждению, предприятию, общественному объединению или должностному лицу, которые обязаны рассмотреть жалобу в месячный срок и принять по ней компетентное решение.

    Право обжалования постановления по делу об административном правонарушении закреплено в ст. 30.1 КоАП РФ. Оно служит восстановлению нарушенных прав граждан, способствует выявлению и устранению недостатков в деятельности органов административной юрисдикции.

    В соответствии с законодательством обжалованию подлежит постановление любого органа административной юрисдикции.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается гражданином лишь в письменной форме и может затрагивать любые вопросы, связанные с производством по административному проступку. Правом подачи жалобы преимущественно пользуются: лицо, в отношении которого вынесено постановление о назначении административного наказания, потерпевший. В то же время данное право может быть реализовано и другими участниками производства, а именно: законными представителями (родители, усыновители, опекуны, попечители и т.п.), адвокатом.

    Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении установлен ст. 30.1 КоАП РФ. В соответствии с ней данное постановление обжалуется следующим образом:

  • постановление, вынесенное судьей, — в вышестоящий суд;
  • вынесенное коллегиальным органом (комиссией по делам несовершеннолетних) — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
  • вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
  • вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
  • Если постановление обжалует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то жалоба подается в арбитражный суд.

    Таким образом, действующее законодательство предусматривает несколько способов обжалования постановления по делу об административном правонарушении. Первый — судебный, второй — альтернативный, когда постановление может быть обжаловано и в вышестоящий орган, и в суд. Сочетание административного (ведомственного) и судебного порядка обжалования гарантирует квалифицированное рассмотрение жалобы и обеспечивает соблюдение законности в производстве по делу. При этом следует отметить, что рассмотрение жалобы и принятие решения вышестоящим органом исполнительной власти не является препятствием для обращения в суд. Если жалоба поступила одновременно в суд и в вышестоящий орган, жалобу рассматривает суд.

    В соответствии с законодательством жалоба подается в орган, вынесший постановление. В течение трех суток она должна быть направлена вместе с делом об административном правонарушении в орган (должностному лицу), которому адресована и который правомочен разрешить ее по существу.

    Для обеспечения оперативного рассмотрения дел об административном правонарушении законодательством установлен 10-дневный срок разрешения жалобы по существу с момента ее поступления (ст. 30.5 КоАП РФ). Исчисление 10-дневного срока начинается со дня регистрации жалобы в органе, правомочном ее рассматривать. Окончанием срока рассмотрения жалобы считается момент принятия по ней соответствующего решения.

    Жалоба на постановление об административном аресте должна быть рассмотрена в течение суток с момента подачи жалобы.

    Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается в течение 10 дней со дня получения копии постановления. При этом подача жалобы в установленный срок приостанавливает исполнение постановления до ее рассмотрения компетентным органом (должностным лицом). Исключение составляют постановления о назначении таких видов административного наказания, как штраф, наложенный на месте совершения административного проступка, предупреждение и административный арест.

    Несвоевременная подача жалобы гражданином не влечет приостановления исполнения постановления по делу, а сама жалоба не рассматривается до выяснения причин пропуска срока. Если орган, правомочный рассматривать жалобу, придет к выводу, что срок пропущен по уважительной причине (болезнь заявителя и др.), то пропущенный срок восстанавливается, и жалоба подлежит разрешению по существу. При исчислении сроков обжалования не принимается в расчет день, когда было вынесено постановление по делу о правонарушении.

    Соблюдение заявителем установленного срока подачи жалобы может быть подтверждено почтовой квитанцией или почтовым конвертом со штемпелем, данными регистрационного журнала, расписками лиц, принявших жалобу, и другими способами. Срок подачи жалобы закапчивается по истечении рабочего времени десятого дня из предоставленных для обжалования постановлений. Если окончание срока обжалования приходится на выходной (праздничный) день, то жалоба может быть принята к рассмотрению в первый, следующий за ним рабочий день.

    Помимо жалобы основанием для пересмотра дела об административном правонарушении является протест прокурора в порядке общего надзора, основанием для принесения протеста — издание органами (должностными лицами) противоречащих законодательству постановлений по делам об административных правонарушениях. Протест на постановление приносится как по собственной инициативе прокурора при выявлении им нарушений законности, так и по жалобе гражданина и адресуется в орган (должностному лицу), вынесший постановление, или в вышестоящий орган.

    Протест прокурора приостанавливает исполнение постановления по делу, но не отменяет его. Протест подлежит обязательному рассмотрению в срок не позднее 10 дней с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста сообщается прокурору.

    При рассмотрении жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо), разрешающий дело во второй инстанции, обязан осуществить проверку следующих обстоятельств:

  • имел ли место факт административного проступка;
  • виновно ли лицо, совершившее правонарушение;
  • подлежит ли оно административной ответственности;
  • противоправно ли совершенное лицом деяние;
  • был ли нанесен имущественный ущерб, его размер и другие факты.
  • После рассмотрения жалобы или протеста на постановление по делу об административном правонарушении орган (должностное лицо) в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ принимает одно из следующих решений:

  • оставляет постановление без изменения, а жалобу, протест — без удовлетворения;
  • отменяет постановление и направляет дело на новое рассмотрение. Дело направляется на повое рассмотрение в том случае, если постановление вынесено без достаточных оснований и без учета всех обстоятельств;
  • отменяет постановление и прекращает дело. Основаниями для отмены постановления могут служить различные факты: привлечение к административной ответственности ненадлежащего лица, несоответствие выводов постановления фактическим обстоятельствам дела и др. Отмена постановления и прекращение дела осуществляется органом (должностным лицом) и при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ);
  • изменяет меру наказания в пределах, предусмотренных нормативным правовым актом об ответственности за административное правонарушение. При этом, как правило, решается вопрос об изменении суммы налагаемого на правонарушителя штрафа или сокращении срока лишения специального права. При наличии альтернативных санкций за то или иное правонарушение может быть решен вопрос о замене административного наказания (наложение предупреждения вместо штрафа).
  • Орган, рассматривающий жалобу, не вправе при пересмотре дела усиливать административное наказание.

    Если постановление по делу об административном проступке вынесено органом (должностным лицом), не правомочным решать данное дело, то постановление отменяется, а дело направляется на рассмотрение компетентного органа (должностного лица).

    Орган (должностное лицо), рассмотревший дело по жалобе гражданина или по протесту прокурора, обязан сообщить заинтересованным лицам о принятом им решении. В этих целях копия решения по жалобе или протесту в течение трех дней высылается заявителю.

    Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в судебном порядке либо опротестовано прокурором.

    В случае если жалоба признана обоснованной, а постановление об административном наказании уже исполнено, гражданину возмещается ущерб, причиненный незаконным назначением наказания.

    Заключительной стадией производства является исполнение постановления по делам об административных правонарушениях. Ее сущность заключается в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю.

    Постановление подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Таковым оно считается:

  • после истечения срою, установленного для обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано;
  • после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе или протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано;
  • немедленно после вынесения, если решение по жалобе либо протесту не подлежит обжалованию.

Постановление о назначении административного наказания приводится в исполнение должностным лицом, вынесшим его. В соответствии со ст. 31.9 КоАП РФ не подлежит исполнению постановление, если оно не было обращено к исполнению в течение года со дня вступления его в законную силу. В этот срок не включается время, на которое исполнение приостанавливается в связи с отсрочкой или рассрочкой, предоставленной согласно ст. 31.5. КоАП РФ. Течение срока давности прерывается также в случае уклонения лица, привлеченного к ответственности, от исполнения назначенного наказания. Его возобновление происходит с момента обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые может быть обращено административное наказание.

В случае вынесения нескольких постановлений о назначении административных наказаний в отношении одного лица каждое постановление приводится в исполнение самостоятельно.

Статья 31.5. КоАП РФ предусматривает возможность предоставления отсрочки и рассрочки исполнения постановления о назначении административного наказания. Отсрочка может быть предоставлена при назначении таких наказаний как арест, лишение специального права и штраф. Основанием ее предоставления служат обстоятельства, наличие которых делает невозможным немедленное его исполнение. Отсрочка предоставляется на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к ответственности, может быть предоставлена рассрочка уплаты административного штрафа на срок до трех месяцев.

Решение об отсрочке или рассрочке исполнения постановления принимает то должностное лицо, которое его вынесло.

Сотрудники органов внутренних дел, наделенные юрисдикционными полномочиями, обязаны прежде всего обеспечить исполнение административных наказаний в виде предупреждения и штрафа.

Исполнение постановления о предупреждении предполагает лишь оглашение постановления. При этом правонарушителю разъясняется значение этой меры. При вынесении предупреждения на месте совершения нарушения правил дорожного движения оно оформляется путем вручения специального бланка письменного предупреждения.

Исполнение постановления о наложении штрафа предусматривает два варианта: добровольный и принудительный.

Согласно ст. 33.2. КоАП РФ штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее тридцати дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня срока отсрочки или рассрочки. Сумма штрафа вносится в банк или иную кредитную организацию, кроме случаев взыскания штрафа на месте. Квитанция об уплате административного штрафа представляется должностному лицу, вынесшему постановление. В этом случае постановление считается исполненным, а производство по данному делу об административном правонарушении законченным.

Однако в практике органов внутренних дел имеется множество случаев неуплаты штрафа в установленный срок. Если штраф не уплачивается добровольно, то он взыскивается в принудительном порядке. В этой связи постановление направляется судебному приставу-исполнителю. Одновременно должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ.

Должностные лица органов внутренних дел, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают его исполнение в случае:

  • издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
  • отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное;
  • смерти лица, привлеченного к административной ответственности;
  • истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания;
  • отмены постановления.
  • Окончание исполнения постановления о назначении наказания означает и окончание производства по делу об административном правонарушении.

    Популярное:

    • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
    • Кем может пойти работать юристу Как проверить правильность начисления пенсии? После проведённой пенсионной реформы пенсия начисляется россиянам по возрасту, исходя из накопительной и страховой частей. Многие пенсионеры в связи с этим стали сомневаться в правильности […]
    • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
    • Книжка малышка по правилам дорожного движения Книжка-малышка по правилам дорожного движения Работа выполнена на районный конкурс книжка по правилам дорожного движения "Знаки разные нужны, знаки всякие важны!" Предварительный просмотр: Знаки разные нужны, знаки всякие […]
    • Мафия с картами правила Анна Быкова Психолог, педагог, арт-терапевт Персональные консультации Как проблемы с подростком превратить в трамплин для взлета Как же с ними сложно!! С подростками… И страшно. Потому что чем старше ребенок, тем выше становится […]
    • Можно ли оформить доверенность на ипотеку Доверенность на продажу квартиры: виды и способы оформления Доверенность на продажу недвижимости представляет собой документ, в котором собственник (доверитель) передаёт свои полномочия на продажу недвижимости третьему (доверенному) […]
    • Ст39 закон о сми За отказ в предоставлении информации представителю СМИ могут установить ответственность Ответственность за отказ или необоснованное затягивание сроков предоставления информации представителям СМИ могут ужесточить. Соответствующий […]
    • Налоги на строительные работы Как открыть ИП по строительству и ремонту: что для этого требуется Информация о том, как открыть ИП по строительству, является очень важной для тех, кто решил вести бизнес в данном сегменте рыночных отношений. С недавнего времени […]