Ст 20 закона об опеке и попечительстве

Комментарий к Федеральному закону «Об опеке и попечительстве» и Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»»

Законодательство об опеке и попечительстве давно требовало детальной проработки, так как размытость и немногочисленность правовых норм Гражданского и Семейного кодексов приводили к их неоднозначному толкованию, различным злоупотреблениям в данной сфере. В связи с этим в 2008 году были приняты федеральные законы, подробно регламентирующие вопросы опеки и попечительства, и содержащие ряд новелл. В частности, впервые был определен порядок охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, предусмотрена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан. В книге содержится профессиональный комментарий указанных правовых актов, сделанный их непосредственными разработчиками.

  • Издательство: Статут, 2009 г.
  • Мягкая обложка, 184 стр.
  • ISBN 978-5-8354-0555-8
  • Тираж: 1500 экз.
  • Формат: 60×84/16
  • На кого рассчитана

    • Сотрудники органов опеки и попечительства
    • Юристы
    • Нотариусы
    • Опекуны и попечители
    • Опекаемые и подопечные граждане
    • Настоящее издание представляет собой постатейный комментарий к федеральным законам 27066 и»О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»», созданный творческим трудом участников Рабочей группы по подготовке проектов этих федеральных законов.

      Указанные законы, вступившие в силу 1 сентября 2008 г., впервые в истории российского права сформировали отрасль законодательства об опеке и попечительстве, которое регулирует все отношения, связанные с опекой и попечительством как над несовершеннолетними, так и над совершеннолетними гражданами.

      Авторы комментария подробно освещают все новеллы законодательства об опеке и попечительстве: предварительную опеку, краткосрочную опеку, опеку и попечительство по договору, назначение опекунов и попечителей по заявлению родителей несовершеннолетнего, а также иные нововведения. Впервые в законодательстве урегулированы вопросы охраны имущественных прав подопечных, в том числе связанные с получением разрешений органов опеки и попечительства на совершение сделок.

      Комментарий рассчитан на сотрудников органов опеки и попечительства, нотариусов, руководителей учреждений системы здравоохранения, образования и социального обслуживания населения, а также студентов и преподавателей в рамках изучения специальностей: 0201 «Правоведение» (среднее профессиональное образование), 030505 «Правоохранительная деятельность», 032700.00 «Юриспруденция с дополнительной специальностью», 031300 «Социальная педагогика», 350100 «Социальная антропология» (высшее профессиональное образование).

      Акты законодательства приводятся по состоянию на январь 2009 г.

    • Вступительная статья
    • Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
        • Таблица 1
        • Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства
        • Статья 4. Задачи государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
        • Статья 5. Основные принципы государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству
        • Глава 2. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия
          • Статья 6. Органы опеки и попечительства
          • Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства
          • Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства
          • Статья 9. Обязанности органа опеки и попечительства при перемене места жительства подопечного
          • Глава 3. Правовой статус опекунов и попечителей
            • Статья 10. Порядок определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями
            • Статья 11. назначение опекунов и попечителей
            • Статья 12. Предварительные опека и попечительство
            • Статья 13. назначение опекунов или попечителей в отношении несовершеннолетних граждан по заявлению их родителей, а также по заявлению самих несовершеннолетних граждан
            • Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства
            • Статья 15. Права и обязанности опекунов и попечителей
            • Статья 16. Безвозмездное и возмездное исполнение обязанностей по опеке и попечительству
            • Глава 4. Правовой режим имущества подопечных
              • Статья 17. имущественные права подопечных
              • Статья 18. Охрана имущества подопечного
              • Статья 19. Распоряжение имуществом подопечных
              • Статья 20. Особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного
                • Таблица 2. Основания отчуждения недвижимого имущества, принадлежащего подопечному
                • Статья 21. Предварительное разрешение органа опеки и попечительства, затрагивающее осуществление имущественных прав подопечного
                • Статья 22. Охрана имущественных прав и интересов совершеннолетнего гражданина, ограниченного судом в дееспособности
                • Статья 23. Доверительное управление имуществом подопечного
                • Глава 5. Ответственность опекунов, попечителей и органов опеки и попечительства
                  • Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей
                  • Статья 25. Отчет опекуна или попечителя
                  • Статья 26. Ответственность опекунов и попечителей
                  • Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства
                  • Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства
                  • Глава 6. Прекращение опеки и попечительства
                    • Статья 29. Основания прекращения опеки и попечительства
                    • Статья 30. Последствия прекращения опеки и попечительства
                    • Глава 7. Государственная поддержка опеки и попечительства
                      • Статья 31. Формы государственной поддержки опеки и попечительства
                      • Глава 8. Заключительные положения
                        • Статья 32. Вступление в силу настоящего Федерального закона
                        • Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»
                          • Статья 1
                          • Статья 2
                          • Статья 3
                          • Статья 4
                          • Статья 5
                          • Статья 6

                          m.ppt.ru

                          Закон «Об опеке и попечительстве»

                          Опека и попечительство — это предусмотренные законодательством правовые формы защиты интересов, личных и имущественных прав подопечных, в случае их неспособности самостоятельно осуществить подобные функции.

                          Опека устанавливается над детьми в случае:

                        • Смерти родителей;
                        • Малолетнего возраста (до 15 лет);
                        • При жизни родителей, если они:
                          • лишились родительских прав;
                          • не проживают по месту регистрации ребенка;
                          • не воспитывают его;
                          • пропали без вести;
                          • не могут заниматься воспитанием несовершеннолетнего лица по уважительным причинам (например, по причине длительной командировки или тяжелом заболевании).
                          • Описание закона

                            Скачать текст закона

                            Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» содержит 8 глав и 32 статьи.

                            Список основных задач принятого ФЗ:

                          • Своевременный поиск лиц, нуждающихся в попечительстве;
                          • Обеспечение подопечных защитой прав и законных интересов;
                          • Создание оптимальных условий для жизни;
                          • Выполнение обязанностей, возложенных на попечителей и органов опеки;
                          • Государственная поддержка юридических и физических лиц, органов местного самоуправления и государственной власти.
                          • Последние изменения, внесенные в закон «Об опеке и попечительстве»

                            Последние изменения Федерального закона «Об опеке и попечительстве» коснулись имущества, принадлежащего недееспособному или его подопечному лицу. Согласно закону, объекты движимого и недвижимого имущества не подлежат отчуждению. При смене места жительства подопечного, исключением является городская или загородная недвижимость. Согласно внесенным поправкам, отчуждаются жилые дома, квартиры, часть помещений и т. п.

                            Также ниже рассматриваются следующие статьи:

                            В ст 1 описывается сфера деятельности Настоящего Федерального закона. ФЗ регулирует отношения опекунства, возникающие между подопечным и органом попечительства.

                            Ст 9 перечисляет обязанности органов опеки и попечительства в случае смены места жительства недееспособного лица или подопечного. Статья 35 ГК РФ возлагает на орган опеки и попечительства полномочия, связанные с их деятельностью. При смене места пребывания, орган опеки и попечительства обязан направить информацию о смене места жительства в течение трех дней.

                            При последней редакции закона изменения не вносились.

                            В ст 12 перечислены случаи, при которых назначается орган опеки и попечительства. Если выявляется недееспособное лицо, ему назначается временный орган опеки и попечительства. Опекуном и попечителем может быть совершеннолетний дееспособный гражданин. Он должен предоставить контролирующему органу паспортные данные и доказательства, подтверждающие нормальные условия жилья для проживания подопечных.

                            В ст 13 ФЗ-48 описываются ситуации, при которых с согласия родителей детям назначаются опекуны. Также орган опеки и попечительства назначает опекунов по заявлению самих несовершеннолетних.

                            В ст 15 ФЗ-48 перечислены права и обязанности опекунов и попечителей. Они определяются действующим законом «Об опеке». Если тема касается обучения и воспитания несовершеннолетних лиц, права и обязанности определяются в соответствии с Семейным кодексом.

                            В ст 20 перечислены особенности распоряжения недвижимым имуществом подопечного. Имущество отчуждается органом опеки и попечительства в исключительных случаях:

                          • Трудное финансовое положение учреждения, содержащее детей-сирот;
                          • Заболевание, для лечения которого требуются дорогостоящие медикаменты.
                          • В ст 25 описываются сроки предоставления отчета об имуществе подопечного. Каждый год, не позднее первого февраля, орган опеки и попечительства должен предоставить отчет со сведениями о хранении, использовании и об управлении недвижимым и движимым имуществом подопечного.

                            При последней редакции изменения не вносились.

                            В ст 29 перечислены ситуации, при которых орган опеки и попечительства прекращает свою работу в отношении попечителя:

                          • Смерть попечителя или подопечного;
                          • Истек срок действия договора об опеке и попечительства;
                          • Отстранение органа опеки и попечительства от выполнения основных обязанностей;
                          • Ситуации, предусмотренные статьей 40 Гражданского кодекса.
                          • Чтобы узнать об изменениях, дополнениях и поправках действующего Федерального закона №48, скачайте его по следующей ссылке.

                            210fz.ru

                            Законодательная база Российской Федерации

                            Бесплатная консультация
                            Федеральное законодательство

                          • Главная
                          • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.04.2008 N 48-ФЗ «ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ»
                            • Документ в электронном виде ФАПСИ, НТЦ «Система»
                            • «Российская газета», N 94, 30.04.2008
                            • «Собрание законодательства РФ» N 17, 28.04.2008, ст.1755
                            • Статья 25. Отчет опекуна или попечителя

                              1. Опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного с приложением документов (копий товарных чеков, квитанций об уплате налогов, страховых сумм и других платежных документов).

                              2. Отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

                              3. Отчет опекуна или попечителя утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

                              4. По утверждении отчета опекуна или попечителя орган опеки и попечительства исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит соответствующие изменения в опись имущества подопечного.

                              5. Отчет опекуна или попечителя хранится в личном деле подопечного. Правила ведения личных дел подопечных, форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

                              zakonbase.ru

                              Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

                              Статья 27. Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства

                              Контроль за деятельностью органов опеки и попечительства осуществляют уполномоченные законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации органы и должностные лица.

                              Похожие главы из других книг

                              СТАТЬЯ 16. Органы опеки и попечительства

                              СТАТЬЯ 16. Органы опеки и попечительства 1. Органы опеки и попечительства:1) дают в установленном порядке согласие на перевод детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из одного образовательного учреждения в другое либо на изменение формы обучения до

                              СТАТЬЯ 34. Органы опеки и попечительства

                              СТАТЬЯ 34. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-ФЗ)Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на

                              17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

                              17. КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНОВ И УЧРЕЖДЕНИИ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ Основные виды контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера, а также деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания: международный

                              Статья 34. Органы опеки и попечительства

                              Статья 40. Прекращение опеки и попечительства

                              Статья 6. Органы опеки и попечительства

                              Статья 6. Органы опеки и попечительства 1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми

                              Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства

                              Статья 7. Задачи органов опеки и попечительства 1. Основными задачами органов опеки и попечительства для целей настоящего Федерального закона являются:1) защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан,

                              Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

                              Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства 1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным

                              Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства

                              Статья 14. Установление опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства 1. Установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях,

                              Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

                              Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОПЕКУНОВ, ПОПЕЧИТЕЛЕЙ И ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА Статья 24. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей 1. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных

                              Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства

                              Статья 28. Ответственность органов опеки и попечительства Вред, причиненный подопечному в результате незаконных действий или бездействия органов опеки и попечительства либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего

                              Тема 14. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

                              Тема 14. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные

                              79. Следственный комитет МВД РФ. Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел

                              79. Следственный комитет МВД РФ. Контроль и надзор за деятельностью органов внутренних дел В составе органов внутренних дел действует система следственных органов, возглавляемая Следственным комитетом МВД РФ . Следователи органов внутренних дел осуществляют

                              82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел

                              82. Контроль за деятельностью органов внутренних дел В качестве структурного подразделения в состав Министерства внутренних дел РФ входит Главное командование внутренних войск. Оперативно-территориальными объединениями внутренних войск являются округа, в которые

                              42. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления

                              42. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, его формы и порядок осуществления Существуют следующие формы контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания:1. Контроль органов государственной власти . Только

                              67. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания

                              67. Контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания На основе Конституции УИК РФ устанавливает контроль за соблюдением законных прав осужденных. Контроль за исполнением уголовных наказаний классифицируется по субъектам, его

                              law.wikireading.ru

                              Статья 34. Органы опеки и попечительства

                              1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

                              Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Кодексом, Семейным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

                              Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом «Об опеке и попечительстве».

                              2. Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

                              3. Орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей.

                              Комментарий к Ст. 34 ГК РФ

                              1. Статья 34 ГК РФ — одна из немногих статей Кодекса, содержащих нормы публично-правовой природы. Прежде всего в ней определены органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это положение дублируется в ст. 6 Закона об опеке, а также в п. 2 ст. 121 СК РФ.

                              В комментируемую статью, а также в ст. 121 СК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» были внесены изменения. Названный Федеральный закон передал полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 г.

                              До указанной даты органами опеки и попечительства являлись органы местного самоуправления, несмотря на то, что в действительности органы опеки и попечительства при осуществлении своих функций всегда выполняли задачи общефедерального, государственного масштаба — прежде всего задачи охраны прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также обеспечения выживания иных особых категорий граждан (страдающих психическими расстройствами или иными тяжелыми заболеваниями, затрудняющими самостоятельную защиту своих интересов).

                              Тем самым на органы опеки и попечительства традиционно возлагались функции по реализации права человека на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), социальных прав человека, а также по реализации принципа государственной защиты детства (ст. 38 Конституции РФ), которые могут быть отнесены к вопросам компетенции органов государственной власти, но никак не к вопросам местного значения (ст. 130 Конституции РФ).

                              В то же время передача полномочий, связанных с опекой и попечительством, на уровень государственной власти субъектов Российской Федерации не должна означать отдаление органов опеки и попечительства от населения территории и его насущных проблем. Реформа органов опеки и попечительства, проводимая в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» и Законом об опеке, должна завершиться созданием в регионах отлаженной и разветвленной системы указанных органов, создаваемых при необходимости на уровне поселений, муниципальных районов или иных территорий в зависимости от потребностей региона, численности населения, удаленности территорий от центра субъекта Российской Федерации и т.п.

                              В настоящее время большинство организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также органов, управляющих такими организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданы и функционируют не на уровне муниципалитетов, а на уровне государственной власти субъектов Российской Федерации. Основными преимуществами строящейся системы органов опеки и попечительства как органов государственной власти должны стать их единство и управляемость, позволяющие обеспечить максимально эффективную и оперативную защиту прав и интересов недееспособных и не полностью дееспособных граждан во взаимодействии с организациями и службами социальной защиты населения.

                              Вместе с тем ответ на вопрос об уровне власти, к которому относятся органы опеки и попечительства, осложнен одним обстоятельством. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий», внося в ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» изменения, предполагающие передачу полномочий по опеке и попечительству субъектам Российской Федерации, одновременно попытался допустить возможность передачи этих полномочий органам местного самоуправления. Это вытекает из текста ч. 6 ст. 26.3 вышеназванного Федерального закона (в ред. от 1 января 2008 г.), со ссылкой на которую многие субъекты Российской Федерации приняли законы, передающие полномочия органов опеки и попечительства органам местного самоуправления (города Москва и Санкт-Петербург, Алтайский край, Вологодская область и многие другие).

                              Однако необходимо отметить, что норма, допускающая передачу полномочий по опеке и попечительству органам местного самоуправления, вступает в противоречие с вышеназванными положениями ст. 34 ГК РФ и ст. 121 СК РФ. Более того, эта норма противоречит и императивному правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 6 Закона об опеке: «Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации». Процитированное правило не содержит оговорки «если иное не установлено федеральным законом». Статья 3 Закона об опеке, определяя уровень нормативно-правового регулирования вопросов создания органов опеки и попечительства, прямо упоминает о «структуре исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству», не подразумевая какой бы то ни было передачи таких полномочий органам местного самоуправления.

                              По указанным причинам осуществление органами местного самоуправления полномочий органов опеки и попечительства в связи со вступлением в силу с 1 сентября 2008 г. Закона об опеке входит в противоречие с федеральным законодательством, что требует скорейшего приведения законов субъектов Федерации в соответствие с федеральным законодательством об опеке и попечительстве.

                              2. Часть 5 ст. 6 Закона об опеке впервые в законодательстве прямо предусматривает, что деятельность органов опеки и попечительства как органов исполнительной власти субъектов Федерации будет вестись под контролем и с методическим сопровождением со стороны федеральной исполнительной власти в лице уполномоченного Правительством РФ органа. В настоящее время этот орган еще не определен соответствующим актом Правительства РФ, однако уже сейчас ясно, что это должен быть один орган исполнительной власти, а не несколько. Компетенция органов опеки и попечительства в соответствии с действующим законодательством широка и разнообразна. Так, например, органы опеки и попечительства не только выявляют недееспособных и не полностью дееспособных лиц, назначают и отстраняют опекунов и попечителей в отношении подопечных, но и обязаны предпринимать ряд мер по охране имущества безвестно отсутствующих граждан (ст. 43 ГК). В то же время большинство полномочий органов опеки и попечительства должно осуществляться ими одинаково, независимо от возраста подопечного или от причины назначения над ним опеки (попечительства): полномочия по охране и управлению имуществом подопечного, по надзору за опекунами (попечителями) и оказанию им необходимой помощи. В этой связи нецелесообразно как создание отдельных органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних и несовершеннолетних лиц, так и наделение разных федеральных органов исполнительной власти полномочиями по контролю и методической поддержке органов опеки и попечительства. Так, например, наделение Министерства образования и науки РФ соответствующими полномочиями в части работы органов опеки и попечительства с несовершеннолетними подопечными, а Министерства здравоохранения и социальной защиты населения РФ такими же полномочиями в части работы с совершеннолетними подопечными, на наш взгляд, было бы нерационально и противоречило бы формулировке ч. 5 ст. 6 Закона об опеке, которая четко и недвусмысленно определяет возложение соответствующих функций на единый федеральный орган исполнительной власти.

                              3. Каждый отдельный орган опеки и попечительства приобретает свой статус на основании устава, положения или иного акта (ч. 2 ст. 6 Закона об опеке), в котором четко должно быть указано на наличие такого статуса. Так, например, законодательством Республики Адыгея полномочия органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан возложены на территориальные органы исполнительной власти республики, ведающие вопросами социальной защиты. Положения или уставы каждого из этих территориальных органов должны содержать в себе прямое указание на то, что такой орган является органом опеки и попечительства в отношении отдельной категории подопечных.

                              4. Закон об опеке, определяя порядок взаимодействия органов опеки и попечительства с органами государственной власти, местного самоуправления, иными организациями и лицами, впервые в истории российского законодательства фактически закрепляет систему организации социальной заботы в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан. В центре этой системы находятся органы опеки и попечительства как органы государственной власти, наделенные весьма существенными властными полномочиями. Вместе с тем немалая часть их деятельности носит не юридический, а скорее фактический или организационный характер, поэтому Закон об опеке допускает, что работа по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, может вестись органами опеки и попечительства с «посторонней» помощью. Иными словами, непосредственное предоставление подопечным или опекунам медицинских услуг, консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты и тому подобных видов помощи может быть возложено не на органы опеки и попечительства, а на иные организации или органы в соответствии с действующим законодательством.

                              По вышеперечисленным направлениям работы необходимую помощь в деятельности органов опеки и попечительства могут и должны оказывать прежде всего иные органы государственной власти, например органы социальной защиты населения в случаях, когда полномочия по опеке и попечительству возложены не на них. Закон об опеке предусматривает возможность взаимодействия органов опеки и попечительства не только с органами государственной власти субъектов Федерации, но и с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.

                              Органы опеки и попечительства могут взаимодействовать также и с органами местного самоуправления. В соответствии со ст. ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Так, например, в соответствии с законодательством Ленинградской области органами опеки и попечительства являются соответствующие органы исполнительной власти этого субъекта, однако органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставлено право создавать общественные советы по опеке и попечительству (попечительские советы). Такие советы не имеют и не могут иметь полномочий органов опеки и попечительства, однако на них могут быть возложены консультативные, информационные или контрольные функции и задачи.

                              Закон об опеке (ст. 6) допускает также возможность взаимодействия органов опеки и попечительства с различного рода юридическими лицами — образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.

                              Помимо организаций, прямо перечисленных в Законе об опеке, к числу организаций, с которыми органы опеки и попечительства осуществляют взаимодействие, следует отнести:

                              — комплексные центры социального обслуживания населения;

                              — территориальные центры социальной помощи семье и детям;

                              — центры социального обслуживания;

                              — социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

                              — центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

                              — социальные приюты для детей и подростков;

                              — центры психолого-педагогической помощи населению;

                              — центры экстренной психологической помощи по телефону;

                              — центры (отделения) социальной помощи на дому;

                              — дома ночного пребывания;

                              — специальные дома для одиноких престарелых;

                              — стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

                              — иные организации, предоставляющие социальные услуги.

                              5. В некоторых регионах Российской Федерации сложилась практика передачи функционала органов опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, специализированным учреждениям (организациям) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Речь идет о так называемом делегировании полномочий органов опеки и попечительства. Термин «делегирование» является условным, не упоминается в законодательстве, в связи с чем его применение в юридическом лексиконе нежелательно.

                              Соответствующие законы субъектов Федерации в таких случаях предусматривают возложение на названные организации обязанностей органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, а также по поиску для них принимающих семей, психологической подготовке семей к принятию детей на воспитание и дальнейшей психологической поддержке таких семей. К сожалению, в большинстве случаев практика передачи обязанностей органов опеки и попечительства отдельным организациям (юридическим лицам) сложилась в результате недостаточного кадрового и финансового обеспечения этих органов.

                              Идя навстречу пожеланиям субъектов Федерации, федеральный законодатель допустил ограниченную возможность осуществления полномочий органов опеки и попечительства разного рода организациями. Однако, во-первых, это касается весьма узкого круга полномочий:

                              — по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

                              — по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

                              Таким образом, работа по выявлению как взрослых, так и несовершеннолетних граждан, нуждающихся в опеке или попечительстве, а также по поиску потенциальных опекунов и попечителей может вестись не только органами опеки и попечительства, но и соответствующими юридическими лицами.

                              Во-вторых, необходимо иметь в виду, что такая работа может вестись юридическими лицами исключительно в тех случаях, которые устанавливаются Правительством РФ. Правительство РФ должно также установить и порядок осуществления некоторых полномочий органов опеки и попечительства юридическими лицами.

                              Действующее российское законодательство не предусматривает в принципе возможности прямого осуществления полномочий органов государственной власти юридическими лицами, в связи с чем надо признать, что вышеприведенная норма является абсолютной новеллой. В то же время такое непосредственное осуществление государственных полномочий со стороны организаций, не входящих в систему органов государственной власти, представляет собой своего рода юридический нонсенс, и если оно и возможно, то исключительно в рамках законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» государственными нуждами субъекта Федерации являются обеспечиваемые за счет средств бюджетов субъекта Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности субъекта Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъекта Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ. Таким образом, выполнение юридическими лицами (образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями) государственных полномочий органов опеки и попечительства возможно лишь при условии соблюдения процедур, установленных указанным Федеральным законом, например проведение торгов в форме конкурса, аукциона.

                              6. Комментируемая статья не перечисляет полномочий органов опеки и попечительства. Указанные полномочия определены ст. 8 Закона об опеке. Часть полномочий органов опеки и попечительства непосредственно связаны с установлением, осуществлением и прекращением опеки (попечительства). К таковым относятся: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности; установление опеки или попечительства; осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; освобождение и отстранение в соответствии с Законом об опеке опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных и др.

                              Вторая часть полномочий органов опеки и попечительства с опекой (попечительством) непосредственно не связана. Эти полномочия возложены на органы опеки и попечительства иными федеральными законами, но могут быть возложены также законами субъектов Федерации.

                              К этой группе полномочий относятся: подача в суд заявлений об ограничении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами (п. 4 ст. 26 ГК); объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) в соответствии со ст. 27 ГК РФ; назначение помощника совершеннолетнему дееспособному лицу, которое по состоянию здоровья не может осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности в соответствии со ст. 41 ГК РФ; заключение договора доверительного управления имуществом лица, признанного судом безвестно отсутствующим (ст. 43 ГК); дача согласия на отчуждение жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены семьи собственника (п. 4 ст. 292 ГК), а также на обмен жилых помещений в случаях, предусмотренных ст. 72 ЖК РФ; подача заявления о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных ст. 28 СК РФ; дача согласия на добровольное установление отцовства в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 48 СК РФ; подача заявления о регистрации найденного (подкинутого) ребенка в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона об актах гражданского состояния; защита прав и интересов несовершеннолетних (ст. 56 СК); разрешение разногласий между родителями ребенка по поводу его имени и фамилии (п. 4 ст. 58 СК), по поводу воспитания и образования детей (п. 2 ст. 65 СК); дача разрешений в порядке ст. 59 СК РФ на изменение ребенку имени или фамилии; подача исков о взыскании с родителей (одного из них) алиментов на содержание ребенка (п. 3 ст. 80 СК); подача исков о лишении родительских прав и ограничении родительских прав (ст. ст. 70 и 73 СК), исков об отмене усыновления (ст. 142 СК) и еще более двух десятков иных полномочий.

                              7. В соответствии с положениями комментируемой статьи определен в общем виде порядок действий органов опеки и попечительства при установлении и осуществлении опеки или попечительства.

                              Прежде всего установлена обязанность суда, который вынес решение о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки или попечительства.

                              Таким образом, информация о необходимости установления опеки или попечительства над взрослыми подопечными может поступить в орган опеки и попечительства от суда. Статья 11 Закона об опеке не исключает того, что такая информация поступит в орган опеки и попечительства и из иных источников, поэтому закрепляет за органом опеки и попечительства обязанность назначить опеку (попечительство) в течение месяца со дня получения соответствующих сведений.

                              В свою очередь, порядок деятельности органов опеки и попечительства по установлению опеки (попечительства) над несовершеннолетними подопечными определен ст. 122 СК РФ. Информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны сообщать в орган опеки и попечительства должностные лица учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений) и иные граждане. В течение месяца со дня поступления таких сведений орган опеки и попечительства обязан обеспечить устройство ребенка, в том числе, если это отвечает интересам ребенка, под опеку (попечительство).

                              8. В комментируемой статье, действующей в редакции от 24 апреля 2008 г. (Федеральный закон N 49-ФЗ), впервые четко определено, какой именно орган несет ответственность за конкретного подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установил опеку или попечительство.

                              При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного. Для этого орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.

                              9. В комментируемой статье содержится еще одна норма, имеющая публично-правовую природу. Устанавливается, что орган опеки и попечительства по месту жительства подопечных осуществляет надзор за деятельностью их опекунов и попечителей. Более подробно порядок надзора определен ст. 24 Закона об опеке.

                              stgkrf.ru

    Популярное:

    • Госпошлина за новый паспорт в 2018 году Как оплатить госпошлину за паспорт РФ в 2018 году Почему взимается пошлина Государственная пошлина представляет собой денежный взнос, который является единым для всех российских регионов и оплачивается специальным органам, уполномоченными […]
    • Исковое заявление об освобождении от уплаты задолженности по алиментам Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная […]
    • Нотариус в подмосковье Нотариус в подмосковье Теперь у нас принимаются банковские карты Теперь мы в Viber Задавайте свои вопросы прямо с мобильных устройств. Для этого добавьте контакт с номером: +7 916 814-45-19 Здравствуйте! Мы рады приветствовать Вас на […]
    • Непрерывный стаж военнослужащих Выслуга лет военнослужащих Обновление: 20 октября 2017 г. От стажа военной службы зависят многие права и социальные гарантии военнослужащего, например надбавка к денежному довольствию, особые условия выхода на пенсию и т.д. Предметом […]
    • Заявление для прописки ребенка образец Образец заполнения бланка на прописку граждан РФ Института прописки не существует в нашей стране уже более 20 лет. Этот термин заменён на постоянную регистрацию по месту жительства. Но многие до сих пор употребляют именно «прописка». […]
    • Квитанция госпошлина замена паспорта в 45 лет Оплата госпошлины на выдачу и замену паспорта в 2018 году Подача заявления, сбор необходимых документов и ожидание в очередях – это далеко не полный перечень того, что вам придется сделать для получения паспорта РФ. В завершении […]
    • Пенсия почётному донору Льготы почётным донорам Льготы и социальные выплаты для почётных доноров регулируются Законом «О донорстве крови и её компонентов» от 20. 07. 2012 года № 125 – ФЗ. Паспорт; Медицинские справки, которые подтверждают сдачу крови или […]
    • Штрафная и договорная неустойка Штрафная и договорная неустойка Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые […]