Закрытый список в законе

Открытый и закрытый перечни

Открытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого предусмотрено.

Закрытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого не предусмотрено.

Разъяснение

Термины «открытый перечень» и «закрытый перечень» часто используются юристами.

Открытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого предусмотрено.

Пример

Статья 264 налогового кодекса России определяет перечень прочих расходов, которые указаны в 48 подпунктах пункта 1. При этом последний, 49 подпункт включает: «другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией».

То есть перечень прочих расходов открытый.

Закрытый перечень — перечень (лиц, прав, обязанностей и т.д.), указанный в нормативно-правовом акте, расширение которого не предусмотрено.

Статья 258 налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) определяет перечень амортизационных групп, В перечне указано 10 амортизиционных групп и его расширение не предусмотрено.

Статья 346.16 НК РФ определяет расходы для применения упрощенной системы налогообложения. В этой статье указан закрытый перечень таких расходов. На основании этого, контролирующие органы делают вывод, что любые расходы не указанные в этом перечне расходами для УСН не признаются. Так, например, Минфин считает, что расходы на управление не признаются при УСН (Письмо Минфина России от 13.02.2013 N 03-11-06/2/3694).

Примеры из судебной практики

Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 677-О: «По утверждению заявителя, пункт 1 части второй и часть третья статьи 413 УПК Российской Федерации определяют вновь открывшиеся обстоятельства лишь как неизвестные суду на момент вступления приговора или иного судебного решения в силу, устанавливая при этом их закрытый перечень, и не позволяют относить к числу таковых иные обстоятельства, в частности являющиеся основаниями для изменения или отмены судебных решений в апелляционном, кассационном и надзорном порядках.»

Решение Суда по интеллектуальным правам от 26.02.2015 по делу N СИП-1053/2014: «По мнению заявителей, приведенный в статье 13.1 Закона N 231-ФЗ перечень лиц, имеющих право на признание на территории Российской Федерации действия патента Украины, не является закрытым, в названной статье не указано, что к таким лицам могут относиться только те граждане Российской Федерации, которые получили гражданство на основании статьи 4 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее — Закон N 6-ФКЗ).»

Определение Конституционного Суда РФ от 24.03.2015 N 631-О: «Статья 16.7 КоАП Российской Федерации устанавливает административную ответственность за представление недействительных документов при совершении таможенных операций. Открытый перечень лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности за совершение данного правонарушения, обусловлен различными формами договорных отношений между физическими и юридическими лицами, возникающими в связи с перемещением товаров через таможенную границу. «

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.04.2015 N С01-334/2015 по делу N А68-2881/2014: «В статье 14 Закона о защите конкуренции приведен открытый перечень действий, являющихся недобросовестной конкуренцией.»

taxslov.ru

ЦБ РФ скрыл список уполномоченных банков в сфере гособоронзаказа

До недавнего времени в список входили 8 банков

Москва. 6 декабря. INTERFAX.RU — ЦБ РФ убрал из открытого доступа список уполномоченных банков по сопровождению контрактов в сфере гособоронзаказа.

ЦБ ежемесячно размещал на своем сайте перечень банков, соответствующих требованиям закона «О государственном оборонном заказе», в последний раз список обновлялся по состоянию на начало октября. Сейчас перечня на сайте регулятора нет.

На 1 октября в список уполномоченных банков в сфере гособоронзаказа входили: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк, ВБРР, Новикомбанк, АБ «Россия» и банк «Санкт-Петербург» .

Сейчас в Госдуме рассматривается законопроект, который позволяет ЦБ РФ и правительству сделать закрытыми список уполномоченных банков по сопровождению контрактов в сфере гособоронзаказа, а также критерии отбора таких кредитных организаций. Документ был внесен правительством в Госдуму в срочном порядке и, скорее всего, будет принят уже в декабре.

Сейчас банк может получить статус уполномоченного в сфере реализации гособоронзаказа, если его капитал превышает 100 млрд рублей, этот банк находится под контролем РФ или ЦБ и у него есть лицензия на проведение работ по использованию сведений, составляющих гостайну (все эти критерии прописаны в законе). Правительство по согласованию с президентом вправе включить в список уполномоченных банк, не соответствующий требованиям к капиталу и контролирующему акционеру, но имеющий положительный опыт обслуживания гособоронзаказа.

Поправки исключают формальные критерии отбора уполномоченных банков и заменяют их на следующую формулировку: «Банковское сопровождение осуществляется банком, созданным в соответствии с законодательством РФ и обладающим лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в отношении которого правительством РФ по согласованию с президентом РФ принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков».

Кроме того, из закона исчезает пункт о ежемесячной публикации Центробанком списка банков, соответствующих критериям для сопровождения контрактов в сфере гособоронзаказа.

Предполагается, что с учетом этих поправок в срок до 15 декабря 2017 года будет подготовлено постановление правительства «Об определении уполномоченных банков». Головной исполнитель — Минобороны, соисполнители — Минфин и Банк России.

www.interfax.ru

Закрытый список в законе

Министерство связи и массовых коммуникаций предложило расширить список охраняемых государством объектов, проникновение на которые запрещено законом. Соответствующий законопроект опубликован на официальном портале правовой информации.

Как следует из документа, его создатели предлагают исключить из текста ст. 215.4 УК РФ («Незаконное проникновение на охраняемый объект») и ст. 20.17 КоАП («Самовольное проникновение на охраняемый объект») слова «подземный или подводный».

Таким образом, количество режимных объектов, за проникновение на которые гражданин будет привлечен к уголовной или административной ответственности, увеличивается.

Как говорится в пояснительной записке, эти меры направлены на усиление правовой и физической защищенности стратегически важных структур.

«Это является особенно актуальным на фоне увеличивающихся с каждым днем случаев самовольного незаконного проникновения на такие объекты граждан в целях осуществления съемок самих себя на фотоаппараты, видеокамеры и мобильные телефоны, выполнения прыжков с высотных зданий и сооружений, которые нередко заканчиваются летальным исходом», — говорится в пояснительной записке.

Действующее законодательство предусматривает ответственность перед законом только за проникновение на подземные и подводные объекты, охраняемые государством, но поправки Минкомсвязи подразумевают автоматическое распространение действия закона и на другие территории, находящиеся под госохраной.

За первичное нарушение такого закона сейчас предусмотрен штраф от 75 тыс. до 200 тыс. руб. или арест на срок до 15 суток. Повторное нарушение в течение года грозит штрафом до 500 тыс. руб. или лишением свободы на срок до двух лет.

Под государственной и ведомственной охраной в России находятся территории федеральных органов законодательной и исполнительной власти, федеральные суды, объекты следственных органов, тоннели и другие технические объекты метро, общероссийские и региональные государственные телевизионные и радиовещательные организации, объекты по производству и хранению государственных наград, монет, денежных знаков, космической техники, микробиологической промышленности, навигационного оборудования и прочие.

В апреле Верховный суд признал законным обвинение шести человек, которые путешествовали пешком по тоннелям московской подземки и публиковали фото оттуда, в незаконном получении и распространении гостайны.

В начале ноября 2014 года компания из нескольких молодых людей проникла на территорию закрытой шахты «Трансинжстроя», где провела несколько дней. Молодые люди гуляли по штрекам, а потом поделились своими впечатлениями в интернете, сопроводив рассказ фотографиями. Примерно через год после случившегося сотрудники ФСБ арестовали диггеров. Главного фигуранта дела приговорили к пяти годам тюрьмы.

www.rbc.ru

Конференция ЮрКлуба

как определить закрытый или открытый перечень

-Tresh- 05 Май 2006

Подскажите, пожалуйста, на основании чего можно считать перечень в той или иной статье закона
открытым или закрытым.

Есть ли какой-то общий определяющий это принцип или это каждый раз усматривается на уровне толкования смысла статьи? Если на уровне толкования, то тогда это может быть довольно субъективым — у одного человека одно мнение, у другого — иное мнение.

Для внесения некоторой конкретики приведу пример.
Статья 220 Налогового кодекса.

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 2 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих имущественных налоговых вычетов:
.
2) в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций Российской Федерации и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры или доли (долей) в них.

В фактические расходы на новое строительство либо приобретение жилого дома или доли (долей) в нем могут включаться:
расходы на разработку проектно-сметной документации;
расходы на приобретение строительных и отделочных материалов;
расходы на приобретение жилого дома, в том числе не оконченного строительством;
расходы, связанные с работами или услугами по строительству (достройке дома, не оконченного строительством) и отделке;
расходы на подключение к сетям электро-, водо-, газоснабжения и канализации или создание автономных источников электро-, водо-, газоснабжения и канализации.

В фактические расходы на приобретение квартиры или доли (долей) в ней могут включаться:
расходы на приобретение квартиры или прав на квартиру в строящемся доме;
расходы на приобретение отделочных материалов;
расходы на работы, связанные с отделкой квартиры.

Например, этот перечень является по-вашему открытым или закрытым.
В случае равноценного обмена квартир можно ли трактовать фразу «в размере фактически произведенных расходов» — как стоимость обменянной квартиры. Ведь в операции обмена фактически человек несет расход — он теряет свою первую квартиру (он ведь не получает вторую квартиру безвозмездно).

(Это был вопрос пока по данной части статьи, поскольку последующая её часть вроде явно отвергает такое понимание, но с другой стороны, бывает так, что уточняющая часть статьи не полностью соответствует основному смыслу статьи).

Продолжение статьи 220 НК:

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

В скобках дано перечисление документов, подтверждающих факт уплаты по произведенным расходам.
Опять же возникает вопрос — открытый это перечень или закрытый ?

А если человек приобрел квартиру за вексель?
Вексель не указан в перечне. И я знаю, что человеку налоговая отказала в предоставлении вычета, сославшись на это обстоятельство. Но ведь такое толкование явно противоречит основному смыслу статьи, о чем я уже упоминал выше. Человек имеет расходы при приобретении квартиры — по смыслу статьи ему должны предоставлять налоговый вычет.
ЗЫ. Сейчас он подает в суд против налоговой инспекции по этому поводу.

Но меня главным образом интересут сам принцип — на основании чего можно считать перечень в той или иной статье закона открытым или закрытым.

Yngwarr 06 Май 2006

Подскажите, пожалуйста, на основании чего можно считать перечень в той или иной статье закона
открытым или закрытым

Если статья закона не допускает расширения перечня никаким обазом, то он закрытый. Пример: ч.3 ст.55 КРФ называет только 6 оснований для ограничения прав и свобод человека (содержательную сторону оснований не рассматриваем).
Если допускает — то открытый. На открытый перечень могут указывать обороты «в частности», «могут быть» и т.п. либо прямое указание на какие-либо дополнительнные элементы. Пример: п.1 ст.23 НК (пп.9 называет «иные обязанности»)
Кроме этого при толковании надо учитывать характер регулируемых отношений.

Статья 220 Налогового кодекса.
.
Например, этот перечень является по-вашему открытым или закрытым.

-Tresh- 11 Май 2006

Почему вы считаете его закрытым?

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком по произведенным расходам (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Т.е. здесь перечень открытый; другое дело, что вексель вроде не относится к денежным средствам, хотя я не встречал определение термина «денежные средства» (может кто-нить подскажет).
Исхожу лишь из того, что вексель относится к ценным бумагам, а с другой стороны и чек, выписанный чекодателем, является ценной бумагой и может использоваться как средство безналичных расчетов (ст. 877, 862 ГК). Т.е. и вексель и чек могут использоваться как средство безналичных расчетов.

И в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.09.2000 по делу № А13-1657/00-07 указывается, что передача физическими лицами векселей по индоссаменту в качестве оплаты заказчику долевого участия в строительстве жилья является одной из форм безналичного расчета. И соответственно льгота предоставляется физическому лицу.
(Т.е. налоговый вычет по действующему налоговому кодексу).
Это постановление суда было принято до принятия налогового кодекса, но суть дела от этого не меняется.

Vato 11 Май 2006

вычет может быть предоставлен если предъявленный вексель будет куплен у третьего лица.
А вообще надо конкретно описать вашу ситуацию и смотреть документы, чтобы понять что же на самом деле у вас было.
А то народ обменивает квартиры, делает документы через ж. а потом удивляется почему не получается получить имущественный вычет

Добавлено в [mergetime]1147286319[/mergetime]
вернее был куплен

forum.yurclub.ru

Основания возникновения обязательств

Источником обязательства служат основания возникновения обязательств. Это те юридические факты, которые порождают рассматриваемое относительное гражданское правоотношение. Они устанавливаются п. 2 ст. 307 ГК РФ. Это договор, причинения вреда и иные основания, указанные в ГК РФ. Фактически указанная норма Кодекса делает отсылку к п. 1 ст. 8 ГК РФ, согласно которому гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Можно сделать вывод, что эти девять подпунктов и есть основания возникновения обязательств. Необходимо, правда, уточнить следующее. Некоторые основания возникновения обязательств сами непосредственно порождают обязательства (например, причинение вреда, заключение договора и т. д.), а другие приводят к возникновению обязательств лишь в сочетании с другими юридическими фактами. Например, создание литературного произведения является основанием возникновения обязательства, если это произведение используется другими лицами. Подобной позиции придерживается, например, О.С. Иоффе. (См.: Иоффе О.С. Избранные труды: в 4 т./О.С. Иоффе. – Спб.: Юридический центр Пресс. – (Антология юридической науки). Т. 3: Обязательственное право. – 2004. С. 65).

В п. 1.1 главы V Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации установлено: «Следовало бы расширить перечень оснований возникновения обязательств и придать ему, по возможности, исчерпывающий характер (выделено нами – А.В.)». То есть разработчики Концепции предлагают установить в п. 2 ст. 307 ГК РФ закрытый перечень оснований возникновения обязательств. Видимо, сами авторы документа сомневались в возможности реализации этой идеи, приписав «по возможности».

Представляется, что перечень оснований возникновения обязательств в п. 2. ст. 307 ГК РФ должен быть открытым. С одной стороны, если установить закрытый перечень, то, de facto, будет простое переписывание п. 1 ст. 8 ГК РФ, в чём смысла нет. С другой стороны, наличие таких пунктов, как, например, иные действия граждан и юридических лиц; уже делает перечень открытым.

Так или иначе, разработчики проекта изменений ГК РФ так и не смогли создать закрытый перечень оснований возникновения обязательств. Если нынешний проект ФЗ будет принят, то п. 2 ст. 307 ГК РФ будет звучать так: «Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе».

Обращает на себя внимание некоторое противоречие статей 8 и 307 ГК РФ. П. 2 ст. 307 ГК РФ делает ссылку лишь на сам ГК РФ. А согласно пп. 9 п. 1 ст. 8 ГК РФ основанием возникновения гражданских прав и обязанностей могут быть события, с которыми закон или иной правовой акт (выделено нами – А.В.) связывает наступление гражданско-правовых последствий. Кроме того предлагается дополнить указанную статью пп. 1.1: «из решений собраний в случаях, предусмотренных законом». Получается, что основания возникновения обязательств могут определяться не только ГК РФ, но и другим законом и даже и иным правовым актом.

Итак, представляется, что указанный перечень должен оставаться открытым, так, во-первых, в п. 2 ст. 307 ГК РФ не смысла переписывать п. 1 ст. 8 ГК РФ, а, во-вторых, в любом случае сохраняются некоторые основания возникновения обязательств, перечислить которые не представляется возможным (пп. 8, 9 п. 1 ст. 8 ГК РФ).

Коллеги, каким, по Вашему мнению, должен быть перечень оснований возникновения обязательств: открытым или закрытым?

Существует ли объективная необходимость при установлении рассматриваемого перечня делать ссылку не только на ГК РФ, но и на другой закон и иной правовой акт?

zakon.ru

Популярное:

  • Приказ фсин о противодействии коррупции Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 31 июля 2015 г. N 693 "О комиссии Федеральной службы исполнения наказаний по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ФСИН России и […]
  • Увольнение по хорошей статье Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное (п.п. 35 - 44) Глава VIII. Увольнение с военной службы, в том числе досрочное 35. Военнослужащие-контрактники увольняются с военной службы по истечении срока военной службы, […]
  • Ликвидация органа местного самоуправления с правами юридического лица Глава 4. Юридические лица (ст.ст. 48 - 123.28) Глава 4. Юридические лица О применении судами положений главы 4 настоящего Кодекса см. постановление Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 § 1. Основные положения См. схему […]
  • Приказ по аттестации педагогов в доу Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Щигры Курской области» ПРИКАЗ От 14.11.2014 г. № 265 Об итогах аттестации педагогических работников на соответствие занимаемым ими […]
  • Отдел субсидий орехово-борисово южное Районные отделы жилищных субсидий. ЮАО ул. Бирюлевская, д. 24, корп. 1 Руднева Елена Николаевна в Центре госуслуг Мои документы ул. Загорьевская, д.10, корп.4 Востряковский пр-д, д.3, корп. 1 Жаворонкова Татьяна Сергеевна в Центре […]
  • Федеральный закона об опеке и попечительстве УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" 24 апреля 2008 года РОССИЙСКАЯ […]
  • Растаможка пошлины Растаможка пошлины Выкладываем Положение об аккредитации субъектов ВЭД в последней редакции (СКАЧАТЬ ТУТ). Последние изменения были внесены Приказом МДС 167 от 28.04.2017 г., который вступил в силу 05.05.2017 г. Раздел 9 "Таможенное […]
  • Заявление о закрытии лицензии Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов" На основании Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (Собрание […]