Правило исповеди

Листок для подготовки к исповеди

Простые правила для исповеди

Исповедь, особенно, если она связана с постом, милостыней, усердной молитвой, возвращает человека в состояние, в котором пребывал Адам до грехопадения.

Исповедоваться можно в любой обстановке, но общепринятой является исповедь в храме — во время богослужения или в специально назначенное священником время. Исповедующийся должен быть крещёным, членом Православной церкви, признающим все основы православного вероучения и раскаивающимся в своих грехах.

При подготовке к исповеди церковный устав не требует ни особого поста, ни особого молитвенного правила — нужны вера и покаяние. Однако рекомендуется почитать покаянные молитвы, возможен и пост.

Кающийся должен исповедать свои грехи. Нужно показать общее осознание своей греховности, особо выделяя наиболее свойственные ему страсти и немощи (например: маловерие, сребролюбие, гневливость и тому подобное); а также назвать те конкретные грехи, которые он за собой видит, и особенно те, которые наиболее тяготят совесть.

ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ

(подумай: не отягощают ли тебя эти грехи)

1 . Чревообъядение: Объядение, пьянство, нехранение и разрешение постов, тайноядение, лакомство, вообще нарушение воздержания. Неправильное и излишнее любление плоти, ее живота и покоя, из чего составляется самолюбие, от которого нехранение верности Богу, Церкви, добро­детели и людям.

2. Любодеяние: Блудное разжжение, блудные ощущения и положения души и серд­ца. Принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Не­хранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляю-щая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные.

3. Сребролюбие: Любление денег, вообще любление имущества движимого и не­движимого. Желание обогатиться. Размышление о средствах к обо­гащению. Мечтание о богатстве. Опасение старости, нечаянной ни­щеты, болезненности, изгнания. Скупость. Корыстолюбие. Неверие Богу, неупование на Его Промысл. Пристрастия или болезненная, из­лишняя любовь к разным тленным предметам, лишающая душу сво­боды. Увлечение суетными попечениями. Любления подарков. При­своение чужого. Лихва. Жестокосердие к нищей братии и ко всем нуждающимся. Воровство. Разбой.

4. Гнев: Вспыльчивость, принятие гневных помыслов: мечтание гнева и от­мщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума; непри­стойный крик, спор, бранные, жестокие и колкие слова, ударение, толкание, убийство. Памятозлобие, ненависть, вражда, мщение, оклеветание, осуждение, возмущение и обида ближнего.

5. Печаль: Огорчение, тоска, отсечение надежды на Бога, сомнение в обето-ваниях Божиих, неблагодарение Бога за все случающееся, малоду­шие, нетерпеливость, несамоукорение, скорбь на ближнего, ропот, отречение от креста, покушение сойти с него.

6. Уныние: Леность ко всякому доброму делу, в особенности к молитвенному. Оставление церковного и келейного правила. Оставление непре­станной молитвы и душеполезного чтения. Невнимание и поспеш­ность в молитве. Небрежение. Неблагоговение. Праздность. Излиш­нее успокоение сном, лежанием и всякого рода негою. Перехожде­ние с места на место. Частые выходы из кельи, прогулки и посещения друзей. Празднословие. Шутки. Кощуны. Оставление поклонов и про­чих подвигов телесных. Забвение грехов своих. Забвение заповедей Христовых. Нерадение. Пленение. Лишение страха Божия. Ожесточе­ние. Нечувствие. Отчаяние.

7. Тщеславие: Искание славы человеческой. Хвастовство. Желание и искание земных и суетных почестей. Любление красивых одежд, экипажей, прислуги и келейных вещей. Внимание к красоте своего лица, прият­ности голоса и прочим качествам тела. Расположение к гибнущим наукам и искусствам сего века, искание успеть в них для приобрете­ния временной, земной славы. Стыд исповедовать грехи свои. Сокры­тие их перед людьми и отцом духовным. Лукавство. Самооправдание. Прекословие. Составление своего разума. Лицемерие. Ложь. Лесть. Человекоугодие. Зависть. Уничижение ближнего. Переменчивость нрава. Потворство. Бессовестность. Нрав и жизнь бесовские.

8. Гордость: Презрение ближнего. Предпочтение себя всем. Дерзость. Омра­чение, дебелость ума и сердца. Пригвождение их к земному. Хула. Неверие. Лжеименитый разум. Непокорность Закону Божию и Церкви. Последование своей плотской воле. Чтение книг еретических, раз­вратных и суетных. Неповиновение властям. Колкое насмешничество. Оставление христоподражательного смирения и молчания. Потеря простоты. Потеря любви к Богу и ближнему. Ложная философия. Ересь. Безбожие. Невежество. Смерть души. Свт. Игнатий (Брянчанинов)

Краткий перечень грехов.

  • Нужно каяться в грехах, совершенных делом, словом, в помыслах.
  • Вспоминайте грехи за время, прошедшее после предыдущей исповеди или, если никогда не исповедовались, за время, прошедшее после крещения.
  • Если вас крестили во младенчестве, старайтесь вспоминать лет с шести.
  • «Поминутно» и в подробностях вспоминать и рассказывать не нужно. Достаточно сказать, что такой-то грех, так или иначе, случался в жизни. Делом, словом, в помыслах.
  • На исповеди не оправдывайтесь, а только кайтесь.
  • Исповедуясь, старайтесь говорить по делу, не отвлекаясь на посторонние темы.
  • Не утаивайте грехов. Это делает исповедь не действительной и удваивает греховную тяжесть на душе.
  • Не пытайтесь «быстро отделаться» сказав: «Грешен во всём!» . Нужно обязательно разобраться, в чём именно, чтобы выявить свои духовные болезни — причины жизненных проблем, и осознанно начать их врачевание.
  • Пост, в смысле приёма пищи, перед исповедью не обязателен.
    • Если вы уже исповедовали какой-то грех и более его не совершали, повторяться не надо.
    • Грешно продолжать терзаться о том, в чём вы уже покаялись на исповеди. Это проявление маловерия.
    • Неверие, маловерие, сомнения в существовании Бога, в истинности православной веры.
    • Не соблюдение Закона Божия.
    • Обида на Бога.
    • Оскорбление Бога, Пресвятой Богородицы, святых, святой Церкви. Упоминание Имени Божиего напрасно, без благоговения.
    • Осуждение священнослужителей.
    • Забота только о земной жизни.
    • Несоблюдение молитвенного правила, постов и других церковных установлений.
    • Непосещение или редкое посещение храма.
    • Некрещение детей. Воспитание детей вне православной веры.
    • Неисполнение обещаний, данных Богу.
    • Работа в воскресенье и в дни больших церковных праздников.
    • Неоказание молитвенной помощи ближним. Живым и усопшим.
    • Неприобщение или редкое приобщение к таинствам покаяния, причащения, соборования.
    • Отсутствие христианской любви.
    • Недостаток добрых дел. Неоказание посильной помощи Церкви.
    • Совершение уголовных преступлений.
    • Человекоубийство, аборты. Покушение на убийство или самоубийство.
    • Гордость. Осуждение. Обида, не желание примириться, простить. Злопамятность.
    • Зависть . Злоба, ненависть.
    • Ложь, обман.
    • Злословие, сплетни. Ругань, сквернословие. Причинение вреда, ущерба. Оскорбление, нанесение обид.
    • Неисполнение родительского долга. Неисполнение долга перед родителями
    • Любая недобросовестность.
    • Отсутствие милосердия, неоказание помощи нуждающимся.
    • — Скупость, корыстолюбие, стяжательство, взяточничество.

    • Расточительность.
    • Ошибочные суждения о жизни, распространение своих заблуждений.
    • Соблазнение на любой грех. Приобщение, в любой форме, к заблуждениям и лжеучениям:
    • разные философские системы; расколы, ереси и секты в христианстве;

      другие верования — иудаизм, ислам, буддизм, индуизм и их ответвления;

      про. секты — сатанизм, дианетика (сайентология), мармоны, свидетели Иеговы, йога, медитация, и т.п., «оздоровительные» системы, ложные направления в психологии и

      — Суеверие. Вера в приметы, толкование снов, соблюдение языческих обрядов и праздников.

    • Вступление в прямое общение с нечистой силой. Гадания, колдовство, заговоры, привороты, магия.
    • Любые игры и действия с картами.
    • Пьянство, наркомания, курение.
    • Блуд. (Удовлетворение половой потребности незаконно, то есть, вне брака или в извращенной форме.)
    • Несохранение брака. Развод.
    • Уныние, печаль. Чревоугодие. Лень. Самооправдание.
    • Нежелание трудиться для своего спасения.
    • По окончании исповеди можно сказать так: согрешил(а) делом, словом, в помыслах, всеми чувствами души и тела. Не перечислить всех моих грехов, по множеству их. Но во всех своих грехах, как в высказанных, так и в забытых я раскаиваюсь.

      karacharovohram.prihod.ru

      Как подготовиться к исповеди и причастию

      Приближается великий День, когда Великий Бог воссядет судить всякое Свое творение. Все люди воскреснут: их бессмертные души навсегда соединяться с телами. И огненные ангелы понесут всех на суд к Богу, дать отчет за все наши дела сделанные на Земле. Будет восстановлена полная справедливость. – Праведники получат вечную награду в Царстве Небесном, а за все злодейства грешникам придется нести вечную расплату в пламени ада.

      Есть только один путь избежать наказания за свои злодеяния, – принести покаяние Богу за свои грехи и получить прощение в таинстве Исповеди и Причастия. Возможно это потому, что Иисус Христос умер за наши грехи и взял наше наказание на Себя. И поэтому Бог прощает грехи лишь тем, кто является членом Православной Церкви, Которая является таинственным Телом Христа. Священник Церкви в таинстве Рукоположения (посвящения в сан) получает от Бога власть прощать и удерживать грехи людей.

      Желающему получить прощение грехов и спастись требуется следующее:

    • Необходимо быть православным христианином, принявшим таинство Крещения от законного священника (крещенные бабушками или кем-то другим должны решить этот вопрос со священником). Надо твердо верить и принимать Откровение Бога, данного Церкви – Библию. Суть его кратко изложена в Символе веры, который мы должны знать наизусть. Объяснение нашей веры можно узнать в книге «Катехизис». Она всегда есть в церковной лавке или библиотеке.
    • Надо вспомнить (и если нужно записать) свои злые дела, начиная с 7 лет (или с момента Крещения – кто крестился взрослым) и признать, что во всех своих злых делах виноват только ты, и никто больше. Огромное зло делают те, кто на исповеди рассказывают о чужих грехах.
    • Надо обещать Богу, что при Его помощи ты приложишь все старания, чтобы не повторять грех, а сделать противоположное доброе дело.
    • Если грех привел к ущербу ближнего, нужно еще перед исповедью приложить все старания, чтобы загладить этот вред (отдать украденное, помириться с обиженным).
    • Надо самому ради крови Христа простить все обиды, тогда и Бог простит нам грех.
    • После этого должно подойти к священнику на исповедь и без утайки рассказать все свои злые дела, которые Христос через священника простит раскаявшемуся. Не надо бояться, что священник будет шокирован Вашей исповедью. За время служения каждый пастырь слышит практически все мыслимые грехи. Его ничем не удивишь и не расстроишь, кроме попытки свалить вину на другого. Надо помнить, что исповедь остается только между священником и вами. За разглашение тайны исповеди священника могут лишить сана.

      Чтобы легче было подготовиться, приведем краткий список грехов, с которыми надо беспощадно бороться, в соответствии с 10 Заповедями.

      1. Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим. Грехи: безбожие, лжеучения, коммунизм, магия, хождение к бабкам и целителям, астрология (в том числе и чтение гороскопов), участие в сектах, гордыня, хвастовство, карьеризм, самонадеянность, самолюбие.
      2. Не делай себе кумира, не поклоняйся и не служи им.Грехи: идолопоклонство, вызывание духов, кормление домовых, гадание, человекоугодие, сребролюбие.
      3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. Грехи: кощунство, издевательство над святыней, мат, божба, нарушение обещания, данного Богу, чертыханье, не читал Библию каждый день.
      4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему. Грехи: пропуск воскресного богослужения, работа в праздники, тунеядство, нарушение поста.
      5. Почитай отца твоего и мать твою. Грехи: оскорбление родителей, не почитание их и не поминовение на молитвах, ругань на священство и власти, не почтение к старшим и учителям, не пригласил священника к родным перед смертью.
      6. Не убивай.Грехи: убийство, аборты, гнев, ругань, драки, ненависть, обиды, злопамятство, раздражительность.
      7. Не прелюбодействуй.Грехи: супружеские измены, секс вне брака, гомосексуализм, онанизм, смотрение порнографии.
      8. Не кради.Грехи: воровство, грабеж, мошенничество, ростовщичество, скупость.
      9. Не произноси ложного свидетельства.Грехи: лжесвидетельство, ложь, клевета, сплетни, предательство, обман.
      10. Не желай чужого.Грехи: зависть, недовольство своим положением, ропот.
      11. Если Вы раскаялись в этих грех, то должно подготовиться к величайшему Чуду святого Причастия, когда под видом хлеба и вина верные вкушают Тело и Кровь Христа для очищения от грехов и жизни вечной. Причастие совершается утром во время Таинства Божественной Литургии.

        Для того чтобы достойно причаститься, должно подготовить себя постом (обычно 3 дня) и молитвой. Во время поста не едят яиц, мясных и молочных продуктов. Больше обычного читают Библию. Накануне Причастия вечером обязательно приходят в храм на вечернее богослужение и исповедуются в грехах. Во время подготовки прочитывается «Правило ко святому Причащению» и 3 канона – Господу, Богородице и Ангелу Хранителю. Все эти тексты есть в «Молитвослове». Если какое-то слово в молитвах не понятно, надо спросить о нем священника.

        В день причастия с полуночи ничего не едят и не пьют. С утра приходят в храм и во время Литургии благоговейно подходят к св. Чаше вспоминая Смерть и Воскресение Христа. По окончании Литургии благодарят Бога и выходят в мир творить добрые дела.

        ansobor.ru

        Правило исповеди

        Каждый православный христианин минимум 5 раз в год — в четыре поста Великий, Петров, Успенский и Рождественский, а также в именины (день памяти святого, Имя коего Вы носите) — должен исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таинств. У кого есть желание совершать это чаще — Бог в помощь.

        ИСПОВЕДЬ — есть таинство в котором при исповедании своих грехов пред Богом, в присутствии священника, совершается прощение грехов, при условии нашего искреннего раскаяния.

        ПРИЧАСТИЕ — есть таинство в котором верующие под видом хлеба и вина вкушают истинное Тело и Кровь Христову.

        Для того, чтобы приступить к таинству Святого Причастия нужно подго­товить себя следующим образом:

        1. Накануне дня причастия быть на вечернем богослужении.

        2. Пройти таинство ИСПОВЕДИ, накануне вспомнив, в чем, в каких гре­хах, дурных поступках обличает совесть, сравнить свою жизнь с требования­ми 10 заповедей. Можно выписать грехи на листочек, чтобы не забыть их во время исповеди. Грех именуется одним словом, например, «воровство».

        НЕ НУЖНО РАССКАЗЫВАТЬ СВЯЩЕННИКУ ВО ВРЕМЯ ИСПОВЕДИ ПРЕДЫСТОРИЮ И ПОСЛЕДСТВИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО ГРЕХА, СОВЕТОВАТЬСЯ О ЖИТЕЙСКИХ ИЛИ СЕМЕЙНЫХ ПРОБЛЕМАХ, РАССКАЗЫВАТЬ О СВОИХ РОДСТВЕННИКАХ И ВЕСТИ ПРОЧИЕ БЕСЕДЫ, КОТОРЫЕ К ИСПОВЕДИ НЕ ИМЕЮТ НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ, ЭТИМ ВЫ ТОЛЬКО ЗАДЕРЖИВАЕТЕ БОГОСЛУЖЕ­НИЕ И МОЛЯЩИХСЯ. ПОДОБНЫЕ ВОПРОСЫ РЕШАЮТСЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ ПОСЛЕ БОГОС­ЛУЖЕНИЯ.

        3. Накануне дня причастия по молитвослову совершить следующие молит­венные последования:

        — Канон Божией Матери,

        — Канон ангелу — хранителю,

        — Канон ко Святому Причащению.

        4. С 12 часов ночи совершается Евхаристический пост. Он длится до момента Причастия. Ничего не едят и не пьют. Исключения составляют младенцы /дети до 7-ми лет/, либо тяжело больные люди.

        5. Накануне дня причастия и в день причастия недопустимы супружеские контакты.

        6. Утром, дома, до прибытия в храм; совершаются УТРЕННИЕ МОЛИТВЫ И МОЛИТВЫ КО СВЯТОМУ ПРИЧАЩЕНИЮ.

        7. Прибыть в храм к началу богослужения.

        8. После причастия выслушать в храме, либо прочитать самостоятельно молитвы по Святом Причащении.

        9. ПРИСТУПАТЬ К ИСПОВЕДИ И ПРИЧАСТИЮ МОГУТ ЛИШЬ ТЕ, КТО КРЕЩЕН В ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

        xn—-dtbffvmpcfhh8jva.xn--p1ai

        10 правил при посещении храма: как подготовиться к исповеди

        Мы публикуем отрывок из книги, выпущенной «Вечеркой» – «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма».

        К исповеди нужно тщательно готовиться: вспомнить свои грехи, можно записать их на бумагу, прочитать положенные молитвы, стараться исповедоваться регулярно.

        Рассказывает Протоиерей Олег Стеняев, священник храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках:

        — Как готовиться к таинству исповеди?

        — Таинство исповеди требует тщательной подготовки. Человек должен понимать, что исповедь совершается не перед священником, а перед самим Христом, а служитель церкви только свидетель исповеди. Задача человека на исповеди — обвинять себя, а не оправдывать, как мы часто поступаем в обычной, повседневной жизни. В момент, когда мы себя обвиняем, Бог становится нашим оправданием. Он начинает оправдывать нас, видя такое наше смирение.

        Лучше готовиться и к исповеди, и к святому Причастию. Потому что если избавиться от грехов на исповеди, но не наполнить свою душу присутствием Христа, ее могут заполонить нечистые духи. Воцерковленному человеку нужно три дня поститься. Тому, кто в первый раз и кому тяжело может даваться пост, даются послабления — поститься можно один день. То есть не вкушать скоромного, молочного, белкового и читать молитвы. Это — обязательно! Также не стоит забывать о трех днях целомудренного поведения.

        Однако если вы впервые идете в храм и не прочитали положенные молитвы, надо знать — в храме специально для таких людей читают молитвы! Человек просто должен выслушать их.

        С утра ничего не есть и не пить, даже кофе или чай. Приходить на исповедь надо вовремя, не опаздывать, к священнику подойти заранее, если в первый раз — сказать ему об этом. Потому как в этом случае священник должен будет проявить большее внимание. Некоторым рекомендуется записывать свои грехи, дабы не забыть, потом эта бумага передается священнику.

        После исповеди она сжигается. То есть разрешается свои грехи вслух не проговаривать, отдав бумажку священнику, который прочитает.

        После исповеди священник читает разрешительную молитву, после чего тот, кто исповедовался, целует крест и Евангелие. Затем он спрашивает благословение на Причастие и ожидает, когда вынесут Чашу со Святым Причастием.

        Важно знать, что, несмотря на то, что к исповеди надо готовиться, бывает так, что человек совершил грех и на душе ему тяжело. В таком случае допустимо прийти и исповедаться, без Причастия, и спросить у священника, когда ему прийти причаститься.

        — А нужно ли расшифровывать грехи, которые называешь или записываешь на бумаге?

        — Достаточно лаконичной записи на бумаге. Если говорить о распространенных сейчас грехах, то возьмем, к примеру, прелюбодеяние.

        Здесь пишется так: если это измена жене или мужу — прелюбодеяние, если одинокий человек имел сексуальные отношения, но без придания им священного характера (освященными отношениями считаются те, от которых рождаются дети), такие отношения называются блуд. Подробностей здесь не надо.

        — Можно ли просить прощения за грехи, которые ты не помнишь?

        — В христианстве существует совершенно особое таинство — соборования. Совершается оно обычно над больными людьми. Человек не всегда может понять, за что ему эта или иная болезнь, потому что может элементарно не помнить. А болезнь, наверняка, связана с грехами. Вот именно на соборовании и снимаются забытые грехи. Человеку становится лучше, его тело и душа исцеляется.

        — Если грехи повторяются от исповеди к исповеди, нужно ли их каждый раз исповедовать?

        — Никогда нельзя думать, что с грехом нельзя справиться. Чем регулярнее человек будет исповедоваться и причащаться, тем меньше будет его склонность к греху. У многих возникает вопрос — зачем причащаться, если ты уже исповедовался и грехов на тебе нет? А смысл в том, что на Причастии искореняется сама склонность, тяга к греху. Ведь грех — это продукт некой предрасположенности, психических эмоций и переживаний. Потому Причастие — это радикальное средство в борьбе с грехами.

        — А если человек не чувствует за собой грехов, должен ли он исповедоваться?

        — Не видение своих грехов мы считаем болезненным духовным состоянием. Есть две крайности. Приведу пример. Приходит человек на исповедь и говорит: «Грешен во всем!» Я его спрашиваю: «Кого топором убил, утопил?» Он отвечает: «Да что вы! Нет, конечно». А что тогда? И начинается исповедь.

        Есть другая крайность. Человек приходит: я не чувствую за собой грехов. На что я отвечаю: Тогда идите, и есть другие религиозные группы, где люди вообще не исповедуются (я имею в виду другие религии). У нас, христиан, все строится на избавлении от грехов — крещение, исповедование, причащение — каждое таинство связано с оставлением грехов. Человек в недоумении: «Я же христианин!» Отвечаю ему: «Тогда давай посмотрим, какой ты христианин. Ты посты соблюдаешь?» Нет. «В церковь часто ходишь?» Нет. «Когда последний раз был у матери? По телефону общаешься? Значит, не исполняешь заповедь почитания отца и матери». Священник как раз и обязан показать, что нет безгрешных людей. Ты не убивал, но прелюбодействовал. Ты не прелюбодействовал, но воровал. Не воровал — так завидовал. А в Писании сказано: виновен в одном — виновен во всем.

        — А с какого возраста могут исповедоваться дети?

        — Детям рекомендуется с семи лет. К детям совсем другой подход. Священник не может спросить у ребенка, скажем, о прелюбодеянии. Он спросит, хорошо ли мальчик относится к девочкам, не дергает ли он их за косу, а у девочки — не дерется ли она с мальчиками, не ругается, нормальные отношения в классе, на улице. То есть для ребенка исповедь имеет другой формат. И когда мы оканчиваем исповедь ребенка, мы всегда у него спрашиваем: а что ты делаешь для того, чтобы исправиться? И дети по-разному отвечают. Но надо добиться, чтобы он сказал, что просит прощения. Если он скажет, что я, к примеру, молюсь, — это хорошо. Или я хожу в церковь, — это тоже хорошо. Но если ты кого обидел, с родителями поссорился, как ты решаешь это вопрос? Если он скажет, что просит прощения, тогда на этом исповедь оканчивается.

        — А можно исповедоваться и не причащаться и, наоборот, причаститься, не исповедовавшись?

        — Причащаться без исповеди не рекомендуется, потому как Причастие это особое таинство, требующее подготовки. Известны случаи, когда человек умирает, причастившись без предварительной исповеди. Причастие без исповеди — этот тот комический случай, когда человек сам себя провозглашает безгрешным. А исповедоваться без причастия можно, например, если нечто экстренное.

        — Многие, приходя на исповедь, сначала просят прощения у прихожан, что в церкви. Нужно ли это делать?

        — Так делают, но если человек стеснительный, то он может и не делать этого.

        — Существует ли общая исповедь?

        — В христианстве тайну исповеди соблюдает священник. В древности был обычай, когда люди вступали в общину, они открыто перечисляли все свои грехи. Как и в монастырях.

        Сейчас традиции общей исповеди остались. Откуда они пошли? Представьте себе воскресный праздничный день, когда на исповедь выстроилось двести человек, а исповедует только один священник. Ему надо исповедовать всех до молитвы «Отче наш», чтобы потом идти в Алтарь. И как это сделать? Именно для такого случая существует общая исповедь. Выглядит она так: священник называет все грехи, например: «Пребывал в забвении, не всегда помнил о Боге своем. Грешен?», — спрашивает. И люди отвечают хором: «Грешен!» Дальше: «Надеялся на силы свои и своих друзей больше, чем на Бога своего. Грешен?» Грешен, ответят ему. «Произносил имя Божие всуе? Не молился? Не читал Писание? Нарушал постные и праздничные дни? Плохо заботился о детях и подчиненных?» Так происходит момент открытой исповеди.

        И все-таки мы рекомендуем приходить на серьезную исповедь не в праздник, а на буднях, когда народу мало. Чтобы священник мог уделить вам больше внимания. Тем более — если исповедуетесь в первый раз.

        — Если человек исповедовал один раз грех у священника, надо ли ему этот грех, если он не повторялся, исповедовать в другом храме, у другого священника?

        — Ни в коем случае! Грех исповедуется только один раз. Если один и тот же грех исповедовать несколько раз, он оскверняет таинство исповеди. Второй раз грех исповедуется, если он, не дай Бог, повторяется.

        ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

        Как причащаться: советы для тех, кто делает первые шаги в храме

        «Вечерняя Москва» издала сборник «10 правил, которые необходимо знать при посещении храма». Предлагаем вашему внимаю первую главу из этой книги, посвященную Таинству Святого Причастия.

        Во время Великого поста нужно обязательно ходить на исповедь и причастие.

        Перед Причастием нужно поститься, накануне принять участие в вечерней службе, прочитать Последование ко Святому Причастию в молитвослове, исповедоваться и получить у священника разрешение на Причастие. Подходя к Чаше, руки сложить на груди, правую положить на левую. Стоя перед Чашей, не принято ни креститься, ни кланяться. После принятия Причастия принято целовать край Чаши.

        Архиепископ Егорьевский Марк (Головков), руководитель управления Патриархии по зарубежным учреждениям:

        — Таинство Святого Причастия — самая главная часть богослужения для мирянина. Относиться к нему следует крайне серьезно. Готовиться ко Святому Причащению нужно заранее. Обычно практикуется такой подход: готовящийся к Причащению человек постится какое-то время в зависимости от благословения священника, потом, накануне Причастия, приходит на вечернюю службу, молится. Накануне Причащения с вечера вообще нельзя есть или пить, но это правило может нарушаться, к примеру, если здоровье человека не позволяет следовать строгому посту. В этом случае возможны и послабления. Может быть специальное молитвенное правило, также по благословению его священника. Перед Причастием прихожанин обязательно должен прочитать Последование ко Святому Причащению (свод молитв к Причастию, в период Великого Поста и других постов порядок прочтения меняется. — Прим. ред.). Затем мирянин приходит на Богослужение, исповедуется он либо накануне, либо непосредственно перед Причастием, получает разрешение от своих грехов и допускается своим священником до Таинства Причастия. В древности христиане причащались накануне Литургии, то есть до Богослужения. С течением времени порядок изменился (далее…).

        Андрей Кураев: «Душе угрожает не только сосиска на тарелке, но и похабная передача»

        Все, кто постился, знают, что в эти дни искушения одолевают с особенной силой – вдруг начинают «терзать» мысли о еде, случаются вспышки гнева, ссоры с близкими.

        Это происходит, потому что пост как бы высвечивает немощи нашей души. Но надо все равно идти путем покаяния и молитвы.

        – Не стоит считать негативные переживания во время Великого поста – искушениями, которые исходят от самого cатаны, – предупреждает дьякон Андрей Кураев. – Не надо думать, что у сатаны есть какой-то рабочий, «сезонный график», когда ему весной, во время поста, Богом позволяется больше, чем в другое время года. Если человек более менее серьезно поститься – нарушается его обычный режим питания. Если у вас нет соответствующей привычки – держать пост всерьез, то перестройка вашей психики может не «поспевать» за изменением режима питания. Важно понять – эти срывы могут происходить от того, что человек «увлекшись постом» слишком много внимания уделяет своей тарелке, а не своим человеческим долгам – этическим и социальным. И тогда этот перекос – бумерангом к нему возвращается (далее. ).

        vm.ru


        Одним из таинств Православной Церкви является таинство покаяния. В нем человек исповедует свои грехи согрешения перед Богом при свидетельстве священника.
        Конечно, исповедоваться Богу можно в любое время и в любом месте. Только помыслив о грехе или даже уже согрешив, надо немедленно искренно обращаться к Христу со словами покаяния.

        Однако исповедь церковная имеет свои особенности. Как правило, человеку, желающему исповедоваться в церкви, дается время на подготовку. Церковь в таких случаях советует уединение, сугубую молитву, пост. Так человеку проще увидеть себя, привести в порядок свои мысли и чувства.

        Для того чтобы исповедь не превратилась в простое перечисление грехов, требуется их осознание, как вещей, губящих жизнь. Иногда новоначальным, для облегчения подготовки к исповеди, некоторые священники рекомендуют записывать грехи на листе бумаги, так как кое-что может забыться.

        Таинство исповеди, наравне с крещением, причащением и венчанием, является одним из основных обрядов христианской церкви. Согласно Священному писанию, приходить на исповедь полагается с семи лет и далее в течение всей жизни, вплоть до смертного одра. Однако далеко не все начинают исповедоваться с раннего возраста. Более того, многие христиане даже перед большими церковными праздниками, когда нужно покаяться и причаститься, боятся или не желают идти к исповеднику, поскольку чувствуют себя неловко. А некоторые и хотели бы исповедоваться, но слышали, что к этому таинству нужно готовиться заранее, а как? В любом случае, перед тем, как решиться на генеральную (первую за свою жизнь) исповедь, необходимо узнать все основные церковные догматы, касающиеся исповеди.

        Подготовьтесь к исповеди дома. Возьмите бумагу и ручку и напишите все свои грехи, которые вспомните за последнее время. Первым должны идти смертные грехи: гордыня, прелюбодеяние, зависть, чревоугодие, уныние, гнев, сребролюбие. Если вы виновны в убийстве (аборт церковь тоже считает убийством), обязательно запишите этот грех в самом начале. Также перечислите все свои греховные деяния, например, просмотр развлекательных программ неподобающего содержания по телевидению, посещение гадалок, и так далее). Помните, что этот листок можно взять с собой на исповедь и читать по нему. Иногда священник может взять у вас из рук листок с грехами и сам зачитать их.

        Узнайте, когда проходит исповедь в том храме, куда бы вы хотели сходить. Как правило, все священники исповедуют в воскресенье, но и на неделе тоже могут проводиться Таинства исповеди. Собираясь в храм, оденьтесь подобающе: для мужчин это рубашка или футболка с рукавами, никаких шорт. Для женщин – юбка не выше колен, платок на голове, отсутствие косметики, по крайней мере, помады, поскольку нужно будет прикладываться губами к кресту. В храме поинтересуйтесь, где исповедают, как правило, к священнику стоит небольшая очередь.

        Будьте готовы к тому, что еще до начала исповеди батюшка начнет задавать вам вопросы. Например, молитесь ли вы постоянно, думаете ли о Боге, не сотворили ли себе кумира. А также: не состоите ли с кем-то в ссоре, и соблюдаете ли условия, при которых отпущение грехов вступит в силу. Согласно церковным правилам, эти условия – вера в Христа, искреннее раскаяние во всех грехах и надежда начать после покаяния новую безгрешную жизнь.

        Священник, исповедующий больного человека, в первый раз приступающего к Таинству Покаяния, в первую очередь должен выявить наиболее тяжкие грехи, а затем все остальные.

        Если Господь прощает болящему смертные грехи, это существенно изменяет его участь: облегчает протекание заболевания, способствует иногда мгновенному или быстрому выздоровлению или сохранению жизни в опасных или близких к смерти состояниях здоровья.

        Больная А. 64 лет находилась на излечении в урологическом отделении ЦМСЧ–122. После операции началось осложнение. Состояние оставалось без динамики в течение трех недель. Больная никогда не исповедовалась и не причащалась. Священник оказался рядом с ней случайно — пришел причащать соседку по палате. Так как последняя была срочно увезена в операционную, состоялась беседа (даже не Исповедь), в ходе которой больной были объяснены все смертные грехи. Больная втайне (про себя) покаялась и подтвердила твердое намерение готовиться к Исповеди. На следующий день в состоянии глубокого потрясения больная пришла в домовую больничную церковь, шокированная резким улучшением состояния здоровья вопреки недавним пессимистическим прогнозам врачей. Через три дня после Исповеди больная была выписана.

        Если Вы исповедуетесь впервые, также обязательно прочтите рекомендации для подготовки перед первой исповедью >>>>>>

        Помолитесь или напишите просьбу Богу за себя или своих близких людей.

        Если вы исповедуетесь впервые, обязательно скажите об этом священнику.

        Помните, что выезд исповедника на дом возможен только в том случае, если человек болен или при смерти.

        Если батюшка на исповеди взял у вас из рук листок с перечислением ваших грехов и порвал его, значит, Таинство исповеди окончено, вам дано отпущение грехов и вам не надо вновь исповедовать этот грех если вы чистосердечно раскаялись в нем.

        Если даже после исповеди вас все еще преследуют угрызения совести за совершенный грех или сомнения о том что покаяние не было принято Господом, — возможно вы что-то утаили, или покаяние не было искренним? И если вы чувствуете необходимость покаяться еще раз, возможно более искренне, либо совершить благое дело во имя Господа — сделайте это для очищения вашей души.

        Прямо сейчас вы имеете возможность &nbsp на поддержку и развитие нашего сайта. Совершите этот благой поступок и возможно, в глазах Господа это, как лепта бедной вдовы, перевесит множество грехов, и ваше милосердие обратит милость Божию также и к вам, и Бог будет милостив к вам также! Ибо сказано: блаженны милостивые ибо они помилованы будут! Спешите творить добро — пока мы живы у каждого есть время на покаяние! Мы молимся за тех, кто поддерживают наш сайт, и просим у Бога для них милости!

        Первая исповедь, во сколько бы лет вы ее ни совершили, считается генеральной. На ней нужно признаться Господу во всех своих основных (смертных) грехах, даже если их перечисление займет немало времени.

        Осознав свои грехи, надо найти в себе смелость осудить себя в них и поставить целью, отвращаться от греха по мере сил, прося укрепления у Бога. Но не только исповедь на словах очищает человека. От кающегося требуется и перемена жизни с греховной на благочестивую.

        Обязательно у исповедующегося должна быть вера в прощение грехов. Те грехи, которые были исповеданы и разрешены ранее, на исповеди повторять не надо, так как они, по учению Церкви, уже прощены. Однако если эти грехи были совершены снова, то покаяние в них обязательно. Также надо исповедовать совершенные грехи, забывшиеся, но вспомненные теперь.

        В Православии перед причащением святых Тела и Крови Христовых положено исповедоваться в церкви, начиная с возраста, когда ребенку исполняется семь лет. В это время появляется осознание своих поступков и ответственность за них как перед Богом, так и перед людьми.

        В некоторых случаях, для более полного искоренения греховных привычек, въевшихся в сердце и душу человека, священник может назначить епитимью. Под епитимьей подразумевается подвиг, в котором исповеданный грех врачуется противоположной добродетелью, и который способствует изменению жизни.

        По окончании исповеди желательно искренне произнести «каюсь». Когда священник возлагает на голову кающегося епитрахиль – это означает возвращение ему Божией милости. После этого следует поцеловать крест в знак того, что Крестом Христос победил грех и смерть; затем поцеловать Евангелие, тем самым обещая жить по заповедям Евангельским. Евангелие и крест, лежащие на аналое во время исповеди знаменуют присутствие Самого Спасителя. Через покаяние человек возвращается в число верных чад Церкви и осеняется благодатью Христовой.

        Подготовка к Исповеди по Иоанну (Крестьянкину):

        ГРЕХИ ОСОБО ТЯЖКИЕ

        грехи смертные:
        1. Гордость
        2. Сребролюбие
        3. Прелюбодеяние
        4. Зависть
        5. Чревоугодие
        6. Гнев
        7. Уныние

        грехи хулы на Духа Святого:
        1. Отчаяние — чувство, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до самоубийства.
        2. Упорство в неверии, отрицание любых доказательств бытия Божия, даже очевидных чудес.
        3. Чрезмерное упование на Бога, или коснение в греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

        грехи, вопиющие на небо об отмщении за них:
        1. Умышленное человекоубийство, особенно отцеубийство, братоубийство или цареубийство.
        2. Содомский грех, искусственная смена пола (транссексуалы).
        3. Притеснение человека убогого, беззащитной вдовы и малолетних сирот.
        4. Удержание у малоимущего работника честно заработанной им платы; обман и обирательство нищего, присвоение имущества заключенного или больного человека.
        5. Огорчение родителей и нанесение им тяжких обид или даже побоев.

        По первой заповеди:

        1. Имеешь ли постоянную память о Боге и страх Божий в сердце?
        2. Не колеблется ли вера твоя в Бога маловерием, сомнениями?
        3. Не сомневался ли в святых догматах Веры Православной?
        4. Молишь ли Господа Бога укрепить твою веру?
        5. Не терял ли надежду на Божие милосердие и помощь?
        6. Молишься ли ты каждый день, утром, вечером Богу? Усердна ли твоя молитва?
        7. Всегда ли, когда можно посещаешь церковныя богослужения? Не опускаешь ли их без важных причин?
        8. Любишь ли читать религиозно-нравственныя книги и читаешь ли их? Не читал ли из грешнаго любопытства книг безбожных и еретических?
        9. Жертвуешь ли охотно, по призыву Церкви, на благотворительныя цели и на св. храм?
        10. Не прибегал ли к гаданиям? Не участвовал ли в сеансах общения с нечистой силой?
        11. Не забываешь ли о главном, о жизни по Закону Божию, о приготовлении к вечности и ответу пред Богом, предаваясь суете, лени, удовольствиям, безпечности?

        По второй заповеди

        1. На первом ли месте у тебя Бог? Может быть, не Бог у тебя на первом месте, а что-либо иное, например: собирание денег, приобретение имущества, удовольствия, развлечения, пища, напитки, одежда, украшения, стремление обращать на себя внимание, играть первую роль, получать похвалы, проводить время в разсеянии, в чтении пустых книг и т. д.?
        2. Не отвлекает ли тебя от Господа Бога увлечение телевидением, кино, театром, картами?
        3. Может быть, из-за забот о себе, о своей семье забываешь Бога и не живешь по Его заповедям и не исполняешь правила нашей Матери-Церкви?
        4. Если так, то, значит, служишь ты своему «кумиру», своему идолу, он у тебя на первом месте, а не Господь Бог и Его учение.
        5. Может быть, искусство, спорт, наука занимают у тебя первое место? Может быть, какая-либо страсть (сребролюбие, чревоугодие, плотская любовь и др.) завладела твоим сердцем.
        6. Не делаешь ли из себя самого «кумира» по гордости, по эгоизму? Проверь себя.

        По третьей заповеди

        1. Не божился ли в обыкновенных, житейских разговорах, не употреблял ли легкомысленно, без благоговения имя Божие или, что еще хуже, святыню не обращал ли в шутку? Или, не дай Бог, в припадке ожесточения, злобы, отчаяния не позволил ли себе дерзко роптать на Бога или даже хулить Бога?
        2. Или дав какую-либо клятву или присягу, потом нарушил ее?
        3. Не предавался ли унынию?
        4. Не бывает ли разсеянною, невнимательной твоя молитва Богу?

        По четвёртой заповеди

        1. Не нарушаешь ли святости воскресных дней и великих праздников, установленных св. Церковью?
        2. Не работаешь ли в эти дни ради выгоды, прибыли?
        3. Вместо праздничных богослужений не проводил ли время на каком-либо увеселении, на балу, в театре, кино или на каком бы то ни было собрании, где нет речи о Боге, где нет молитвы, коей надлежит встречать праздничный день? Не устраивал ли сам такия увеселения и собрания, отвлекая таким образом людей от посещения церкви?
        4. Посещаешь ли аккуратно церковныя богослужения? Не приходишь ли в церковь с большим опозданием, к средине или концу богослужения?
        5. Посещаешь ли в воскресенье и праздничные дни больных? Помогаешь ли бедным, нуждающимся?
        6. Не нарушал ли св. постов?
        7. Не упивался ли спиртными напитками?

        По пятой заповеди

        1. Не было ли случаев непочитательнаго отношения к родителям, невнимательнаго отношения к их заботе и их советам? Заботился ли о них в болезнях их, в старости?
        2. Если умерли родители твои, часто-ли молишься об упокоении их душ в церкви и в домашней молитве?
        3. Не было ли случаев непочтительнаго отношения к пастырям Церкви?
        4. Не осуждал ли их? Не озлоблялся ли на них, когда они напоминали о вечности, о приготовлении к ней, о спасении души, о грехах? Когда они призывают к следованию Церкви и ея учению?
        5. Не оскорбил ли кого старше себя и особенно благодетелей?

        По шестой заповеди

        1. Ты никого не убил физически в прямом и буквальном смысле, но, может быть, был причиною смерти кого-либо косвенным образом: мог помочь бедному или больному и не сделал этого, алчущаго не накормил, жаждущаго не напоил, странника не принял, нагого не одел, больного и находящагося в темнице не посетил (Матфея 25:34-36)?
        2. Не совершил ли ты духовнаго убийства, то есть, не совратил ли кого с добраго пути жизни, не увлек ли в ересь или в раскол церковный, не соблазнил ли на грех?
        3. Не убил ли кого греховно проявлением злобы и ненависти к нему?
        4. Прощаешь ли обижающих тебя? Не таишь ли долго злобу в сердце и обиду?
        5. Винишь ли во всем себя или только других?
        6. Не прибегала ли к недозволенным операциям, что тоже есть убийство, грех и жены, и мужа?

        По седьмой заповеди

        1. Не сожительствовал ли с лицом другого пола, находясь с ним в плотских отношениях, без церковнаго брака или довольствуясь только гражданским браком? Не упорствуешь ли в этом, уклоняясь от церковнаго брака?
        2. Не позволяешь ли себе легкомысленно обращаться с лицами другого пола?
        3. Не оскверняешься ли, допуская себе предаваться нечистым и развратным мыслям и вожделениям? Чтению нечистых книг, разсматриванию нечистых картин?
        4. Вспомни грешныя песни, страстные танцы, шутки, сквернословия, нескромныя зрелища, наряды, пьянство и подобные грехи.
        5. Помни, христианин, что до тех пор, пока ты не исповедуешься в грехе незаконнаго сожительства или будешь довольствоваться только гражданским браком, без церковнаго, пока ты не прекратишь этого греха разлучением или вступлением в церковный брак, ты вообще не смеешь приступать к причащению Св. Христовых Таин, как и не имеешь никакого голоса в церковных делах.
        6. Наиболее гибнет людей из-за нарушения 7-ой заповеди, так как люди стыдятся исповедывать свои грехи против этой заповеди, как это видно из слов Ангела преподобной Феодоре, при прохождении ею мытарств. После прохождения преподобною Феодорою 16, 17, 18 мытарств, ангел сказал Феодоре: Ты видела страшныя, отвратительныя блудныя мытарства, знай, что редкая душа минует их свободно, весь мир погружен во зле соблазнов и скверн, все человеки сластолюбивы. Большая часть, дошедши сюда, гибнет: лютые истязатели блудных грехов похищают души блудников и низводят их в ад.
        7. Будь же мужествен, христианин, и покайся, пока жив, пока еще не поздно.

        По восьмой заповеди

        1. Не присваивал ли себе чужой собственности прямым или косвенным образом? Обманом, разными хитростями, комбинациями? Может, не исполнял, как должно того, что обязан был исполнять за полученное тобою вознаграждение?
        2. Не пристращался ли чрезмерно к земным благам, не желая делиться ими с другими, нуждающимися в них?
        3. Не овладевает ли твоею душою скупость?
        4. Не принимал ли краденнаго? По совести ли распоряжался чужим добром, если оно тебе было доверено?

        По девятой заповеди

        1. Не клеветал ли на ближняго твоего? Не осуждал ли часто других, злословил, поносил их, за действительные ли их грехи и пороки или только за кажущиеся?
        2. Не любишь ли слушать о ком-либо дурную молву, а потом охотно разносишь ее, увлекаясь всякими сплетнями, пересудами, празднословием?
        3. Не прибегаешь ли иногда ко лжи, неправде? Стараешься ли быть всегда правдивым?

        По десятой заповеди

        1. Не завидуешь ли другим? Если ты завидуешь тому, что есть хорошаго или ценнаго у других людей, то это чувство может довести тебя до какого-либо тяжкаго преступления самым делом. Помни, что злобная зависть книжников и фарисеев возвела на крест Самого Сына Божия, пришедшаго на землю спасти людей.
        2. Зависть всегда приводит к злобе и ненависти и способна бывает довести до самых безумных поступков, вплоть до убийства.

        Памятка к исповеди-1 (распечатать с двух сторон и разрезать пополам):

        Памятка к исповеди-2 (распечатать с двух сторон и разрезать пополам):

        Как подготовиться к первой исповеди?

        Вы задумываетесь о том, чтобы пойти на исповедь, но еще не решились это сделать? Вас смущает, что вы не знаете, как правильно подготовиться к этому? С помощью следующих ниже простых советов вы сможете сделать первые шаги.

        Исповедь — таинство примирения с Богом, когда кающийся в присутствии свидетеля-священника открывает Богу свои грехи и обещает не повторять их, а священник молится о прощении грехов исповедующегося. От исповеди следует отличать доверительную беседу со священником, где можно обсудить некоторые подробности своей жизни и получить ответы на вопросы. Конечно, какие-то вопросы можно решить и во время исповеди, но если вопросов много или их обсуждение требует длительного времени, то лучше попросить священника назначить вам время для беседы отдельно. Далее перейдем непосредственно к советам по подготовке к исповеди.

        1. Осознать свои грехи. Если вы задумались об исповеди, значит, вы признаёте, что в своей жизни что-то делали не так, как нужно. Именно с осознания своих грехов и начинается покаяние. Что является грехом, а что нет? Грех — это все, что противоречит Божией воле, или, иначе говоря, замыслу Бога относительно мира и человека. Замысел Божий о мире открывается в Священном Писании — Библии. Частичным, наиболее «сжатым» выражением замысла Божия относительно практической жизни человека являются заповеди — знаменитые Десять заповедей, данные Моисею на Синае. Суть этих заповедей Иисус Христос свел к следующему: «Люби Господа Бога всем сердцем своим» и «люби ближнего своего как самого себя». Перед подготовкой к первой исповеди полезно перечитать Нагорную проповедь Спасителя (главы 5-7 Евангелия от Матфея) и притчу о Страшном суде, где Иисус Христос говорит, что жизнь наша будет оцениваться на основании того, как мы относились к своим ближним.

        2. Не использовать «списки грехов». Последнее время среди верующих (как говорят, «воцерковленных», то есть более знакомых с церковной традицией, а на практике — и с околоцерковными суевериями) распространены разного рода «списки грехов». Подготовке к исповеди они скорее вредят, потому что очень успешно помогают превратить исповедь в формальное перечисление «того-что-является-грехом». На самом деле исповедь формальной быть не должна ни в коем случае. Кроме того, среди «перечней грехов» встречаются и вовсе курьезные образцы, так что брошюры подобного рода лучше вообще не рассматривать всерьез.

        Единственным исключением может быть самая краткая «памятка» основных грехов, которые часто не осознаются таковыми. Пример такой памятки:

        а. Грехи против Господа Бога:

        — неверие в Бога, признание какой-либо значимости за иными «духовными силами», религиозными доктринами, помимо христианской веры; участие в иных религиозных практиках или обрядах, даже «за компанию», в шутку и пр.;

        — вера номинальная, никак не выражаемая в жизни, то есть практический атеизм (можно признавать умом существование Бога, но жить так, словно неверуюший);

        — творение «кумиров», то есть вынесение на первое место среди жизненных ценностей чего-либо, помимо Бога. Кумиром может стать что угодно, чему реально «служит» человек: деньги, власть, карьера, здоровье, знания, увлечения, – всё это может быть и хорошим, когда занимает соответствующее место в личной «иерархии ценностей», но, становясь на первое место, превращается в кумира;

        — обращение к разного рода гадалкам, ворожеям, колдунам, экстрасенсам и пр. — попытка «подчинить» духовные силы магическим путем, без покаяния и личного усилия по изменению жизни в соответствии с заповедями.

        б. Грехи против ближнего:

        — пренебрежение людьми, проистекающее из гордыни и себялюбия, невнимание к нуждам ближнего (ближний – не обязательно родственник или знакомый, это каждый человек, который оказался рядом с нами в данный момент);

        — осуждение и обсуждение недостатков ближних («От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься», — говорит Господь);

        — блудные грехи разного рода, особенно прелюбодеяние (нарушение супружеской верности) и противоестественные половые связи, что несовместимо с пребыванием в Церкви. К блудному сожительству относится и распространенный сегодня т.н. «гражданский брак», то есть сожительство без регистрации брака. Следует, однако, помнить, что зарегистрированный, но невенчанный брак не может расцениваться как блуд и не является препятствием для пребывания в Церкви;

        аборт — лишение жизни человеческого существа, по сути, убийство. Следует каяться даже в том случае, если аборт был сделан по медицинским показаниям. Серьезным грехом является и склонение женщины к аборту (со стороны мужа, например). Покаяние в этом грехе подразумевает то, что кающийся больше никогда осознанно не повторит его. О грехе аборта >>>

        Если у Вас есть вопросы, которые относятся к священнику, либо если Вы хотите пообщаться с нашим священником, напишите нашему Православному психологу, Ваш вопрос будет перенаправлен священнику, и Вы будете общаться со священником напрямую. У нас на сайте есть свой штатный батюшка, очень хороший и добрый.

        — присвоение чужой собственности, отказ от оплаты труда других людей (безбилетный проезд), удержание заработной платы подчиненных или наемных рабочих;

        — ложь разного рода, особенно – клевета на ближнего, распространение слухов (как правило, мы не может быть уверены в правдивости слухов), недержание слова.

        Это примерный перечень наиболее распространенных грехов, но еще раз подчеркнем, что подобными «списками» не стоит увлекаться. Лучше всего при дальнейшей подготовке к исповеди использовать десять заповедей Божиих и прислушиваться к собственной совести.

        3. Говорить только о грехах, причем собственных. Говорить на исповеди надо о своих грехах, не пытаясь их приуменьшить или показать извинительными. Казалось бы, это очевидно, но как часто священники, принимая исповедь, слышат вместо исповедания грехов житейские истории обо всех родственниках, соседях и знакомых. Когда на исповеди человек рассказывает о причиненных ему обидах, он оценивает и осуждает ближних, по сути, оправдывая себя. Часто в подобных рассказах личные прегрешения представляются в таком свете, что избежать их, казалось бы, и вовсе невозможно. Но грех — это всегда плод личного выбора. Крайне редко мы попадаем в такие коллизии, когда вынуждены выбирать между двумя родами греха.

        4. Не выдумывать особого языка. Говоря о своих грехах, не стоит заботиться о том, как бы их «правильно» или «по церковному» назвать. Надо называть вещи своими именами, обычным языком. Вы исповедуетесь Богу, Который знает о ваших грехах даже больше, чем вы сами, и называя грех так, как он есть, Бога вы точно не удивите.

        Не удивите вы и священника. Порой кающимся стыдно назвать священнику тот или иной грех, либо есть опасение, что священник, услышав грех, осудит вас. На самом деле священнику за годы служения приходится выслушивать очень много исповедей, и удивить его непросто. А кроме того, грехи все не оригинальны: они практически не изменились на протяжении тысячелетий. Будучи свидетелем искреннего покаяния в серьезных грехах, священник никогда не осудит, а обрадуется обращению человека от греха на путь праведности.

        5. Говорить о серьезном, а не мелочах. Не надо начинать исповедь с таких грехов как нарушение поста, непосещение храма, работа в праздники, смотрение телевизора, ношение/неношение определенного рода одежды и т.п. Во-первых, это точно не самые серьезные ваши грехи. Во-вторых, это может и вовсе не быть грехом: если человек на протяжении долгих лет не приходил к Богу, то что ж каяться в несоблюдении постов, если сам «вектор» жизни был направлен не в ту сторону? В-третьих, кому нужно бесконечное копание в повседневных мелочах? Господь ожидает от нас любви и отдачи сердца, а мы ему: «рыбку в постный день съела» и «вышивала в праздник».

        Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия.

        6. Начать менять жизнь еще до исповеди. Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить?

        Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог.

        7. Быть в мире со всеми. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, просить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

        Несколько практических рекомендаций. Прежде чем вы придете исповедоваться, неплохо было бы узнать, когда в храме обычно проводят исповедь. Во многих храмах служат не только в воскресенья и праздники, но и в субботы, а в больших храмах и монастырях — и в будние дни. Наибольший наплыв исповедующихся бывает во время Великого поста. Конечно, великопостный период — по преимуществу время покаяния, но для тех, кто приходит впервые или после очень долгого перерыва, лучше подобрать время, когда священник не сильно загружен. Может оказаться, что в храме исповедуют в пятницу вечером или утром в субботу — в эти дни людей будет наверняка меньше, чем во время воскресной службы. Хорошо, если у вас есть возможность лично обратиться к священнику и попросить, чтобы назначил вам удобное время для исповеди.

        Существуют специальные молитвы, выражающие покаянное «настроение». Их хорошо прочитать накануне перед исповедью. Покаянный канон Господу Иисусу Христу печатается практически в любом молитвослове, кроме самых кратких. Если вам непривычно молиться по-церковнославянски, можно воспользоваться переводом на русский язык.

        Во время исповеди священник может назначить вам епитимию: воздержание на какое-то время от причащения, чтение особых молитв, земные поклоны или дела милосердия. Это не наказание, а средство к тому, чтобы изжить грех и получить полное прощение. Епитимия может быть назначена, когда священник не встречает со стороны кающегося должного отношения к серьезным грехам, либо, наоборот, когда видит, что у человека есть потребность в том, чтобы что-то сделать практически для «изжития» греха. Епитимия не может быть бессрочной: она назначается на какое-то определенное время, и потом должна быть прекращена.

        Как правило, после исповеди верующие причащаются. Хотя исповедь и причастие — два разных таинства, лучше подготовку к исповеди соединить с подготовкой ко причащению. Что это за подготовка, расскажем в отдельной статье.

        Если эти небольшие советы помогли вам в подготовке к исповеди — слава Богу. Не забывайте, что это таинство должно быть регулярным. Не откладывайте следующую исповедь на долгие годы. Исповедь не реже раза в месяц помогает всегда быть «в тонусе», внимательно и ответственно относиться к своей повседневной жизни, в которой, собственно, и должна быть выражена наша христианская вера.

        www.orthodoxy.com.ua

    Популярное:

    • Учебное пособие pr Ольшанский Д.В.. Книги онлайн Ольшанский Дмитрий Вадимович (1953-2003) — известный социальный психолог, политолог, публицист. Доктор политологических и кандидат психологических наук, академик Международной академии информатизации. Автор […]
    • Гос нотариус в харькове Восьмая государственная нотариальная контора Киевского района города Харькова Место для Вашей рекламы! За 99 грн в месяц о Вас узнают все посетители этой страницы. Ближайшие места: Частный нотариус Серветник Анна Геннадьевна, Ярослава […]
    • Правила хранения противогазов Срок годности и основания для утилизации противогаза Противогаз относится к средствам индивидуальной защиты, и далеко не все равно, годно это средство или нет. Сколько времени может храниться этот предмет на складе, каков срок годности […]
    • Сокращение штата закон Как происходит сокращение при банкротстве Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на оплачиваемый труд, соблюдение и выполнение всех норм и требований должности. Со своей стороны государство контролирует процесс соблюдения […]
    • Стороны произвели взаимозачет НДС: правила взаимозачета Компании в основном практикуют взаимозачеты, когда между партнерами заключено два договора. При этом фирма по одному соглашению будет кредитором, по другому — должником, а погасить задолженность деньгами не […]
    • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
    • Полномочия и задачи фскн Проект закона о ФСКН России: подготовка к первому чтению Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков была сформирована Указом Президента РФ 1 в 2003 году. Вот уже 10 лет ФСКН России остается единственным […]
    • Госпошлина за удостоверение по аттестации Как уплачивается госпошлина за аттестацию в Ростехнадзоре Если ваша деятельность связана с опасным оборудованием и от лиц (работников предприятия) зависит промышленная безопасность, вам придется воспользоваться услугами […]