Правила общения с дошкольником

Правила общения с дошкольником

При всем многообразии проблем, с которыми сталкиваются воспитатели, можно выделить две группы трудностей в общении со взрослым, которые наиболее типичны для дошкольников. Это импульсивность (гиперактивность) и заторможенность (пассивность) детей. При всей их противоположности, эти особенности в одинаковой мере затрудняют общение и нуждаются в своевременной коррекции.

Дадим краткую характеристику этих трудностей.

Импульсивные дети чрезвычайно подвижны и эмоциональны. Для них характерны повышенная активность, суетливость, неорганизованность. Они охотно принимают любые предложения, с интересом включаются в любую игру, но очень быстро теряют интерес и остывают. Таким детям трудно соблюдать правила игры, сидеть на занятиях, долгое время заниматься одним делом. Им трудно слушать взрослого — они не могут дослушать объяснение до конца, постоянно отвлекаются. Очевидно, что такие дети представляют серьезную проблему в каждой группе. Они могут громко разговаривать на занятиях или просто уйти, если им не слишком интересно.

Стремление к самостоятельным действиям («я так хочу») оказывается более значимым и сильным мотивом, чем любые правила. При этом такие дети могут прекрасно знать правила поведения, однако эти правила еще не выступают для них как значимый мотив их собственных действий. Правило остается знаемым, но субъективно не значащим. Интеллектуальный уровень и творческая активность таких детей могут быть достаточно высокими, однако в ситуации занятий они часто отвлекаются сами и мешают остальным. Основной проблемой этих детей является неразвитость произвольности, неспособность сдержать свои непосредственные, ситуативные желания.

Заторможенные, пассивные дети, напротив, чрезвычайно спокойны и усидчивы. Они ничем не выделяются, не нарушают дисциплины и никому не мешают. Они спокойно и покорно выполняют поручения взрослого, соблюдают правила поведения в быту и на занятиях. Такие дети очень «удобны» в группе — они не требуют к себе внимания, они почти незаметны. Однако такая покорность должна настораживать, поскольку за ней может стоять отсутствие интереса к окружающему — к играм, к предметам, к самостоятельной деятельности.

pedlib.ru

Ребенок и воспитатель: правила общения

Одна из важнейших проблем дошкольного воспитания – общение, в котором участвуют ребенок и воспитатель. Психологи подтверждают, что стремление к общению со взрослыми присуще всем малышам. И в процессе детсадовского дня они непременно делятся с воспитателями своими мыслями, взглядами, чувствами, доказывают свою самостоятельность, ищут подтверждение правильности своей моральной позиции… Пока дошкольник находится в дошкольном учреждении, ему важно все равно чувствовать, что его любят, и ответственен за это воспитатель.

Его главная обязанность – уметь налаживать отношения с детьми, какие бы методы ни были выбраны: убеждение, пример делом, доверительный разговор…

Вместе с тем, воспитатель практически всю свою жизнь учится строить общение с воспитанниками.

Что же способствует эффективности этого процесса?

  • Видимое проявление доброжелательности – воспитатель должен быть радушен ко всем детям в одинаковой степени. Каждому воспитаннику он способен поднять настроение, помочь в преодолении трудностей. Уже сам приход ребенка в садик сопровождается заботливым: «Как твои дела. Мы сегодня будем…» Упрямство и непослушание в целом бесконфликтного ребенка может свидетельствовать о недоброжелательности в общении в группе.
  • Уважительность – ребенок еще мал, но он уже личность. Хороший воспитатель найдет возможность подчеркнуть свое уважение к каждому из детей, помочь в их самоутверждении.
  • Воздействие не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферу воспитанников – и поведение малыша, и его отношение к окружающим меняется к лучшему, если ему помогают не только осмысливать, но и переживать на эмоциональном уровне собственные действия и поступки. Воспитатель задействует эмоциональное начало, когда он формирует доброжелательную атмосферу в группе, использует яркие примеры из жизни, использует ситуации в группе для побуждения детей к сопереживанию, сочувствию. Той же цели служит организация народных праздников, проведение в саду дней рождения.
    • Внимание к индивидуальным особенностям детей – воспитатель должен помнить, что, например, девочки более коммуникабельны, чем мальчики, у них несколько по-иному выражена игровая деятельность. У детей может быть различной способность к общению по причине разной психологической атмосферы в семьях.
  • Согласованность принципов воспитателей и родителей – давно подтверждено, что морально дети развиваются успешнее, если воспитатель, или дошкольный психолог, согласует свою позицию с позицией родителей или других взрослых, принимающих участие в воспитании ребенка и общении с ним. Расхождение или противопоставление требований к детям, принципиальных взглядов, может воспитывать такие качества как недисциплинированность, лицемерие, двуличность.
  • Работа над укреплением собственного авторитета – воспитатель должен оставаться непреложным авторитетом, как и родитель. А базируется этот авторитет на искренней вере ребенка в справедливость действий воспитателя, на желании подражать его действиям. Отсюда – требовательность взрослого к каждому своему шагу, который могут видеть и оценивать юные воспитанники.

    Автор — Ольга Погудо.

    deti-club.ru

    Как найти верный тон общения с дошкольниками

    «Как найти верный тон общения с дошкольниками»

    Подготовила педагог-психолог: Привезенцева Т.С.

    Под педагогическим общением понимают профессиональное общение педагога и ребенка в процессе обучения и воспитания, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата.

    Профессиональная деятельность воспитателя – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду. Общение педагога с детьми существенным образом влияет на формирование личности ребенка, особенности его отношения с окружающими.

    В соответствии с центральным назначением педагогического воздействия общения выполняет три функции:

    Первая функция – «открытие» ребенка на общение – призвана создавать комфортные условия на занятиях (в состоянии психологической раскрепощенности дети активнее развиваются, стремятся проявить себя, не боятся показаться смешными). Без реализации этой функции не удается выявить отношение ребенка к тому, что происходит вокруг него. В то время как знание истинного отношения дошкольника к окружающему помогает воспитателю планировать дальнейшую совместную с ним работу.

    Вторая функция – «соучастие» ребенка в педагогическом общении – проявляется в результате анализа процесса взаимодействия педагога с детьми. Реализуя данную функцию общения, педагог помогает ребенку справиться с трудностями, которые встречаются на его пути «восхождения к культуре человечества».

    Третья функция – «возвышение» ребенка в педагогическом общении – понимается не как завышенная оценка, а как стимулирование ценностных новообразований.

    Выделяют следующие виды педагогического общения:

    При авторитарном стиле характерна тенденция на жесткое управление и всеобъемлющий контроль. Это выражается в том, что воспитатель часто прибегает к приказному тону, делает резкие замечания. Любая инициатива дошкольников воспринимается таким педагогом как акт своеволия, как посягательство на его авторитет и достоинство. Этот стиль руководства является средством реализации тактик диктата и опеки. Такой стиль общения способствует развитию у детей пассивности, слепого послушания, снижает инициативность и самостоятельность, отрицательно влияет на характер взаимоотношения между детьми. В группе такого воспитателя дошкольники, особенно старшего возраста, пытаются разговаривать со сверстниками тоном приказа, заимствуя у педагога авторитарные формы и способы общения.

    2.Попустительский, или игнорирующий стиль

    Попустительский стиль характеризуется стремлением педагога максимально обеспечить свою задачу и не брать на себя лишнюю, по его мнению, ответственность. Формально выполняя свои обязанности, такой педагог на деле пытается самоустраниться от руководства коллективом детей.

    Этот стиль руководства является средством реализации тактики невмешательства, своеобразного «мирного сосуществования», в основе чего лежит равнодушие. Дисциплина в группах, руководимых такими педагогами, нередко бывает неудовлетворительной.

    «Один в поле не воин» — гласит старинная пословица. Пожалуй, нигде так убедительно не проявляется справедливость этой мудрости, как в воспитании подрастающего поколения. Любые усилия даже самого знающего и опытного наставника пропадут в пустую, если он не добьется поддержки от своих подопечных, не увидит в них возможных союзников и помощников.

    При демократическом стиле руководства педагог не только никогда не бывает, одинок, но и в меньшинстве оказывается крайне редко. Все дело в том, что основной рычаг управления, используемый таким педагогам, — опора на коллектив.

    Демократический стиль руководства детьми – единственно возможный способ организации реального сотрудничества педагога и дошкольников.

    Для того чтобы обеспечить полноценное воспитание, необходимо ориентироваться в общении с детьми не только на поддержание дисциплины, достижения успехов в различных видах деятельности, но и на нравственное развитие, на формирование гуманных отношений к окружающим.

    Важно отметить, что общения к детям должны быть индивидуальными; необходимо учитывать положение ребенка в группе сверстников, особенности его характера.

    В общении с детьми полезно уравновешивать свои отрицательные и положительные оценки, чтобы первые не забивали вторых, и ни в коем случае не использовать общие отрицательные оценки с пессимистическим прогнозом. Вместо предвосхищающих отрицательных оценок, которые следует вовсе исключить из общения как антипедагогические, использовать предвосхищающие положительные, поддерживающие веру ребенка в свои силы. Только гибкое педагогическое общение, отличающееся высоким уровнем доброжелательности, аргументированностью, учитывающее психологические особенности дошкольников, будет способствовать всестороннему развитию личности каждого ребенка.

    mdou27.caduk.ru

    Уроки общения с дошкольниками – как общаться с ребенком

    Administrator 25.03.2016 Comment Closed Советы родителям

    Знаете ли Вы, как общаться с ребенком? В каждой семье есть свои воспитательные традиции. Поневоле мы перенимаем поведение наших собственных отцов и матерей, когда приходит время стать папами и мамами. Нам, родителям, приходится нелегко. Ведь частенько мы интуитивно чувствуем, что неправы, а вот в чем — понять не можем.

    Уважительная привычка

    Чем похожи взрослые и новорожденные? – Уважение имеет для крошечного малыша такое же большое значение, как и для старших.

    Как разговаривать с ребенком, чтобы его сердечко не трепетало от боли, а радостно открывалось навстречу Вашим словам? Вспомните свое детство, родительские словечки и выражения, которыми Вас причесывали: «закрой рот, а то муху поймаешь», «не сутулься – горбатым будешь». Все они сидят в нас и ждут своего часа. Не зря говорят, что слово ранит. Представьте, что все эти меткие высказывания достанутся Вашим внукам, и правнукам, и остальным малышам, которые будут после Вас.

    Так как говорить, чтобы дети слушали и слышали, и радовались общению? Есть замечательный прием, его суть: говорите с детьми так, как будто это Ваш лучший друг. Вы можете представить, что любимая подруга вдруг услышит от Вас: «ты топаешь, как слон!», «у тебя из штанов пузо торчит»? А наши самые родные и ранимые человечки слышат это постоянно. Между тем, относиться к сыну или дочери, как к лучшему другу так просто!

    Здравствуй, мама!

    В первый же час после рождения, крошечный человечек взглядом ищет глаза матери. Бондинг – зрительный контакт между младенцем и родительницей, их первая встреча глазами. Психологи утверждают, что он имеет большое значение для психологического развития человека.

    Психология общения с детьми – увлекательная и полезная дисциплина. Груднички во всем подражают родителям: мама улыбается, и малыш тоже, мама говорит – и чадо лепечет нежным голоском. В дальнейшем, ребенок уже не просто пассивно ждет маму или папу, а учится их подзывать: гулением, хныканьем, криком. У него появляется потребность во внимании взрослого.

    Странно слышать, что многие родители, приверженцы строгости и дисциплины, с самого раннего возраста относятся к малышу требовательно и сухо. Кормление, прогулки, купание – все это они выполняют по расписанию, боясь избаловать крохотного человечка. А как же родительская любовь?

    Между тем, основы активного развития личности человека — в раннем общении с мамой. Малыш должен получить полную меру любви и душевной заботы родителей. Только так, став взрослым, он сможет идти по жизни уверенно и смело. Дети, недополучившие ласку и нежность, вырастают агрессивными и неуверенными.

    Далее, во втором полугодии, груднички учатся проявлять инициативу: просят игрушки, предлагают забавы, зовут родителей. Теперь основные формы общения детей со взрослыми — всевозможные игры с инсценировками, называние предметов и действий, поощрение звукоподражания и первых слов.

    Этот период совместных игр со взрослыми длится до 4 лет. Предпочтительнее – ролевые игры, как подготовка к следующему этапу развития.

    Болтунишки и почемучки: какой в этом смысл?

    Особенности общения с детьми разного возраста заключаются в различии социальных потребностей ребенка. Чем больше активный словарь, тем быстрее развиваются познавательные интересы малыша.

    После 3 лет общение дошкольников со взрослыми заключается в задавании родителям самых невозможных вопросов. Сейчас отцы и матери – авторитетный источник знаний, учителя, ведущие за руку в большой мир.

    Как найти ответ на все вопросы маленького любознайки? Учитывайте жизненный опыт ребенка. Наверняка он не поймет научное объяснение фотосинтеза, зато ему понравится версия, что солнышко согревает травку, и поэтому она зеленеет.

    Дошкольник начинает ощущать себя значимым членом семьи и общества. В этом возрасте формируется осознанная потребность детей к уважению. Поэтому, не стоит давать неправдивые ответы. Ложь, пусть и невинная, запоминается надолго. Как верить папе и маме, пойманным на обмане?

    Сладкий пряник вместо горького слова

    Особенности общения детей дошкольного возраста со взрослыми после 3-4 лет – ожидание оценки и признание взрослым его заслуг. Если Вы ругаете, критикуете, сравниваете сына или дочь с другими детьми, они обижаются и отказываются делать поручение, за которое он получил выговор. Важно не просто заметить результат, но и высказать свое мнение: похвалить, расспросить малыша, удивиться и обрадоваться.

    Взаимоотношения родителей и детей должны строиться на доверии — избитая, но глобальная истина. Формирование положительной самооценки – главная воспитательная задача родителей дошкольников.
    Психология общения с ребенком 3-4 лет выделяет три ключевых характеристики во взаимоотношениях:

  • развитая речь детей;
  • их любознательность;
  • потребность в признании и уважении.
  • Общество глазами ребенка

    В возрасте 6-7 лет особенности общения детей со взрослыми заключаются в том, что детские познавательные вопросы поднимаются на новую, очень важную и определяющую ступень общения. Теперь их интересуют отношения в обществе, правила поведения и их мотивация, объективная оценка его способностей.

    Маленький человек теперь не ищет безусловно хорошей оценки. На главном месте — взаимопонимание с родителями, сотрудничество, обсуждение вопросов, относящихся к качествам людей.

    Общение детям старшего дошкольного возраста нужно ради самого общения. Но, как и раньше, ребенок зависим от положительного настроя и доброжелательного отношения родителей.

    Как правильно разговаривать с ребенком, чтобы не обидеть его растущее самоуважение? – Нужно помнить, что 6-7-летки нуждаются:

    • во взаимопонимании с родителями;
    • в признании его, как полноправной личности;
    • в общении со взрослыми «на равных».
    • Как не стать изгоем в детской компании

      Кроме общения с родителями, малыш должен понимать, как правильно общаться с ребенком-ровесником. Представьте себе карапуза, одиноко играющего в песочнице или еще хуже – гонимого из детского общества.

      Как правило, такими изгнанниками становятся дети, которые отличаются от своих товарищей поведением. Например, они уже играют в профессии, а он застрял на лепке куличиков. Дети обсуждают любимый мультфильм, а этот малыш не понимает, о чем идет речь. Он не умеет поддержать разговор, потому что ему интереснее баловаться и шалить.

      Родители, понимающие особенности общения с детьми разного возраста, могут помочь сыну или дочери. Для этого нужно создавать такие ситуации, в которых малыш в повседневной жизни пасует. Важно начать с той ступени, на которой остановился ребенок, иначе ему будет не интересно.

      Совместные игры с другими детьми или родителями, во время которых малыш узнает что-то новое (сначала о природе, предметах, различиях размеров, цветов, форм, потом – о поведении и послушании, качествах человека, причинах поведения и так далее). В таких занятиях существенно включить в процесс каждого ребенка, поощрять и хвалить его.

      Родителям немаловажно научиться видеть в ребенке уважаемую личность, человека, имеющего право на свое мнение. Приучив себя к мысли, что Ваш малыш — это лучший друг, Вы настроитесь на нужную волну общения и выйдете из навязчивого стереотипа несостоятельной педагогики.

      www.vse-dlya-detey.ru

      Консультация на тему:
      Рекомендация для родителей на тему: «Правила общения с дошкольниками»

      Рекомендация

      для родителей

      на тему:

      «Правила общения

      с дошкольниками»

      Предварительный просмотр:

      По теме: методические разработки, презентации и конспекты

      Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко. Надо только познакомить его с основными требованиями Правил дорожного движения и никаких проблем.

      Одна из актуальных задач сегодня — формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста: вбыту, в лесу, на дороге. Эта консультация поможет родителям научить своих малышей правильному повед.

      В работе раскрываются особенности работы с родителями по ознакомлению детей с ППД.

      Цель: формирование у дошкольников основ здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающ.

      Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка». Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, муз.

      Данный материал содержит конспект прогулки.

      nsportal.ru

    Популярное:

    • Как оформить библиографическое описание Главная I Контрольная работа I Реферат I Курсовая работа I Дипломная работа I Отчет по практике I ЗАКАЗАТЬ Вся сила знания . от сессии до сессии . Требования к списку литературы Список литературы оформляется после написания курсовой […]
    • Розробка уроку по правилам дорожнього руху Розробка уроку по правилам дорожнього руху « Урок з безпеки дорожнього руху» Тема. Ти - пішохід Мета: • стимулювати пізнавальну діяльність учнів; • розвивати логічне мислення, • розвивати вміння та навички: 1) розрізняти засоби […]
    • Правила охраны зрения Правила охраны зрения МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 21 февраля 2001 года N 1 О классах охраны зрения в общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях Настоящее инструктивное письмо […]
    • Законы распределения случайных величин нормальный закон распределения Основные законы распределения случайных величин Нормальное распределение Непрерывная случайная величина X имеет нормальный закон распределения с параметрами а и а, если ее плотность вероятности /(*) имеет вид (2.20) Кривая нормального […]
    • Ооо центр экспертизы тюмень Организация ООО "ЦЕНТР ЭКСПЕРТИЗ" Состоит в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства: с 01.08.2016 как микропредприятие Юридический адрес: 625007, Тюменская область, г Тюмень, Восточный административный округ, ул […]
    • Служба исполнений наказаний по московской области Организация ФГБУ УФСИН РОССИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Адрес: МОСКОВСКАЯ ОБЛ.,Г РЕУТОВ,УЛ ПОБЕДЫ, Д 13 Юридический адрес: 109559, г Москва, Юго-Восточный административный округ, район Люблино, ул Верхние Поля, д 65 ОКФС: 12 - Федеральная […]
    • Когда повысят пенсию инвалидам в 2018 году Пенсию инвалидам второй группы в 2018 году в РФ Присвоение любой формы инвалидности в Российской Федерации происходит только по медико-социальным показателям. Инвалидность второй категории назначается людям, которые считаются […]
    • Окончания ешь ишь правило Личные окончания глаголов настоящего и будущего времени Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам (это называется спряжением). По своим личным окончаниям глаголы делятся на два типа: I спряжения: -у ( -ю ), -ешь , […]