Федеральные законы федеральные конституционные законы срок вступления

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов и актов палат федерального собрания

Порядок опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов палат Федерального Собрания установлен ФЗ от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями от 22 октября 1999 г.).

Юридическая сила законов и актов Федерального Собрания в РФ связывается с их официальным опубликованием, т. е. применяться могут только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы.

Общее правило вступления в юридическую силу нормативных актов независимо от их формы – по истечении 10 дней со дня их официального опубликования.

Официальному опубликованию подлежат не только вновь принятые федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, а также все внесенные в них изменения или дополнения, при этом весь измененный нормативный акт может быть повторно официально опубликован в полном объеме.

Официальное опубликование законов и актов палат Федерального Собрания – их первая публикация (в редакции, принятой Федеральным Собранием РФ, без каких-либо изменений и поправок) в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Допускается публикация федеральных конституционных и федеральных законов и актов палат Федерального Собрания в иных печатных изданиях, информирование правоприменителей посредством компьютерных систем «Гарант» и «Консультант Плюс», а также их обнародование по телевидению и радио, направление их государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, издание их в виде отдельного книжного издания.

Именно день официального опубликования признается днем принятия федеральных законов и актов Федерального Собрания. Датой же принятия ФКЗ считается день одобрения палатами Федерального Собрания.

Срок официального опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Федерального Собрания и международных договоров РФ различен: 1) все законы подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 7 дней со дня их подписания Президентом РФ, именно он направляет федеральные конституционные законы и федеральные законы для официального опубликования; 2) акты палат Федерального Собрания публикуются в течение 10 дней после дня их принятия, они направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем; 3) международные договоры, ратифицированные Федеральным Собранием, публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации. Законы и акты палат Федерального Собрания вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования в вышеперечисленных печатных изданиях одновременно на всей территории РФ, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (вступление закона или акта с момента опубликования, при наступлении определенных событий или по истечении более длительного срока).

be5.biz

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ
«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

С изменениями и дополнениями от:

22 октября 1999 г., 21 октября 2011 г., 25 декабря 2012 г., 1 июля 2017 г.

Принят Государственной Думой 25 мая 1994 года

Одобрен Советом Федерации 1 июня 1994 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

На территории РФ применяются только те федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием считается первая публикация полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции, а федерального конституционного закона — день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ, акты палат Федерального Собрания — не позднее 10 дней после дня их принятия. Ратифицированные международные договоры публикуются одновременно с федеральными законами об их ратификации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Определен порядок опубликования актов в «Собрание законодательства РФ».

Признаны утратившими силу Законы РСФСР от 13 июля 1990 года и от 27 декабря 1990 года, ранее регулировавшие вопросы опубликования и вступления в силу нормативно-правовых актов.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 15 июня 1994 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 20 июня 1994 г., N 8, ст. 801

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 254-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 ноября 2011 г.

Федеральный закон от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ

base.garant.ru

Статья 111. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.

2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

3. Часть 6 статьи 108 настоящего Федерального закона вступает в силу со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

4. Со дня официального опубликования настоящего Федерального закона прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования осуществляется на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящей частью. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим наличия у поступающих определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в соответствии с порядком приема, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, образовательная организация осуществляет прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям на основе результатов освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанных в представленных поступающими документах об образовании.

5. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

6. Изданные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации по вопросам, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
29 декабря 2012 г.
N 273-ФЗ

Комментарий к Ст. 111 закона «Об образовании в Российской Федерации»

В данной статье определяется срок вступления комментируемого Федерального закона в силу. Необходимо особо подчеркнуть, что следует различать моменты опубликования и вступления в силу нормативного правового акта, поскольку нередко эти даты отличаются и, соответственно, влекут различные юридические последствия.

Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. При этом в Конституции Российской Федерации особо подчеркнуто, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Под официальным опубликованием понимается опубликование текста правового акта специально на то уполномоченным органом или лицом в соответствующем официальном издании. В данном случае таким уполномоченным лицом является Президент Российской Федерации.

Детально же порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов определен в Федеральном законе от 14.06.1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (с изменениями, внесенными федеральными законами от 22.10.1999 г. N 185-ФЗ, от 21.10.2011 г. N 289-ФЗ и 25.12.2012 г. N 254-ФЗ)*(193).

Согласно ст. 2 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Комментируемый Федеральный закон был принят Государственной Думой 21.12.2012 г., Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрил его 26.12.2012, а Президент Российской Федерации подписал комментируемый Федеральный закон 29 декабря этого же года.

В статье 3 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» установлено, что федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Согласно ст. 4 этого же Федерального закона официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации.

Комментируемый Федеральный закон был официально опубликован в «Российской газете» 31.12.2012 года (N 303), «Собрании законодательства Российской Федерации» также 31.12.2012 г. (N 53 (ч. 1), ст. 7598). Таким образом, предусмотренные федеральным законодательством сроки опубликования комментируемого Федерального закона были соблюдены.

Следует учитывать, что с 2011 г. указанный выше перечень источников официального опубликования правовых актов был дополнен порталом в самом распространенном, доступном в современном обществе источнике и средстве массовой информации — сети «Интернет».

В этих целях был принят Федеральный закон от 21.10.2011 г. N 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» (изменяющий действующую редакцию ст. 4 и вводящий новую ст. 9 Федерального закона). Данный Федеральный закон, направленный на совершенствование процесса официального опубликования текстов правовых актов, был принят Государственной Думой 04.10.2011 г., одобрен Советом Федерации 12 октября этого же года и вступил в силу с 10.11.2011 г.

Таким образом, в настоящее время официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Данный портал правовой информации был введен в эксплуатацию еще в 2010 году. Он создан на основе современных информационных технологий, обеспечивающих выполнение требований к информационной безопасности. Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

«Официальный интернет-портал правовой информации» является сетевым изданием и входит в государственную систему правовой информации, функционирование которой обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации. В настоящее время этим федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба охраны Российской Федерации.

На «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) размещаются (опубликовываются) федеральные конституционные законы, федеральные законы, международные договоры, вступившие в силу для Российской Федерации, и международные договоры, которые временно применяются Российской Федерацией (за исключением договоров межведомственного характера), акты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Конституционного Суда РФ, определения Конституционного Суда РФ о разъяснении постановлений Конституционного Суда РФ, а также иные решения Конституционного Суда РФ, которыми предусмотрен такой порядок размещения (опубликования).

Следует также отметить, что на «Официальном интернет-портале правовой информации» могут быть размещены (опубликованы) иные акты палат Федерального Собрания, правовые акты Правительства РФ, других органов государственной власти РФ, законы и иные правовые акты субъектов Российской и муниципальные правовые акты. Такое размещение (опубликование) осуществляется в порядке, устанавливаемом Президентом РФ.

Размещение нормативных правовых актов на указанном портале позволяет повысить оперативность официальных публикаций правовых актов, обеспечить доступ граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических лиц к официальным текстам правовых актов. В качестве примера можно рассмотреть сроки официального опубликования Федерального закона от 30.10.2011 г. N 369-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Так, данный Федеральный закон был опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 01.12.2011 г. (N 0001201112010028)*(194). Собрание законодательства Российской Федерации с текстом указанного Федерального закона вышло 5 декабря этого же года (СЗ РФ, 2011, N 49 (ч. 1), ст. 7047), а в Российской газете он был опубликован только 7 декабря.

Конечно же, следует учитывать, что для ряда территорий нашей страны (особенно отдаленных) информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» еще является не в полной мере доступной. Это также касается и отдельных категорий граждан, не имеющих физической и иных возможностей (или же желания) доступа к «мировой паутине» Интернета. В этих случаях актуальным остается доступ к официальным источникам информации о нормативных правовых актах в печатном виде.

Согласно ст. 5 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме. Законы также могут быть опубликованы в виде отдельного издания. В этой связи подчеркнем, что подготовка и соответствующее распространение данного научно-практического комментария также способствуют целям доведения до всеобщего сведения и текста самого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Комментируемый Федеральный закон был опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30.12.2012 г. Таким образом, именно этот день является днем официального опубликования комментируемого Федерального закона, а 01.09.2013 г. — днем вступления его в силу.

Как известно, время вступления в силу нормативных правовых актов определяется различными способами: 1) временем принятия акта; 2) временем, которое указано в самом акте или в специальном акте о введении в действие данного акт; 3) временем официального опубликования акта; 4) по истечении определенного времени после официального опубликования акта*(195).

По общему правилу, закрепленному в ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, за исключением случая, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу. Комментируемый Федеральный закон как раз и представляет исключение из указанного правила. Комментируемая статья не закрепляет зависимости вступления Федерального закона в силу от момента опубликования, а указывает на конкретную дату — 01.09.2013 г.

Отметим, что со времени принятия и официального опубликования комментируемого Федерального закона до времени вступления в законную силу основной части его положений определен достаточно большой период времени (более восьми месяцев). Это обусловлено тем, что данный период времени был необходим для точной и полноценной организации реализации положений комментируемого Федерального закона. Представляется, такая отсрочка вступления в юридическую силу норм призвана предоставить необходимое время для проведения соответствующих мероприятий всем субъектам, определенным в комментируемом Федеральном законе.

В комментируемой статье сроки вступления в силу Федерального закона разделены на два блока. К первому, вступающему в юридическую силу с 1 сентября 2013 года, относится основная часть норм комментируемого Федерального закона.

Второй блок норм комментируемого закона вступит в силу в иную, прямо установленную федеральным законодателем дату — 01 января 2014 г.

И только часть 6 статьи 108 комментируемого закона вступает в силу со дня его официального опубликования (то есть с 30 декабря 2012 года), а именно положение о том, что при переименовании образовательных организаций их тип указывается с учетом их организационно-правовой формы.

На значительное время отложено вступление в силу ряда положений комментируемого Федерального закона, касающихся разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (статьи 8 и 9). Так, пункты 3 и 6 части 1 статьи 8 комментируемого Федерального закона, а также пункт 1 части 1 статьи 9 Закона Об образовании в РФ вступают в силу с 01.01.2014 г. Согласно этим положениям к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся:

обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными выше.

Аналогичным образом вступает в силу с 1 января 2014 г. пункт 1 части 1 ст. 9 комментируемого Федерального закона, в соответствии с которым к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

Такое решение законодателя можно только приветствовать, поскольку нередко положения различных федеральных законов о разграничении полномочий вступают в силу достаточно быстро и соответствующие органы не имеют достаточного времени для подготовки к их реализации.

zakonobobrazovanii.ru

Статья 48. Вступление в силу настоящего Федерального конституционного закона. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.
Признать утратившим силу Закон Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 1, ст. 14) со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона.
Комментарий к статье 48
Назначение этой завершающей главы Закона в том, чтобы процессы подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации комментируемого Закона, а также приведения в соответствие с ним правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сделать постоянными, всеобъемлющими и систематическими, учитывая взаимосвязь и взаимозависимость норм Закона и текущего законодательства.
Главы, содержащие заключительные положения, характерны для большинства федеральных конституционных законов и федеральных законов. В них предусмотрены правила вступления законов в силу, порядок и сроки вхождения в силу новых норм, а также изменения и дополнения норм, сохраняющих юридическую силу.
Глава состоит из одной статьи, регламентирующей вступление в силу комментируемого Закона.
1. В ч. 1 данной статьи определяется срок вступления в силу Закона, который был принят Государственной Думой 11 апреля 1997 г., одобрен Советом Федерации 14 мая 1997 г.
Президент Российской Федерации представил Государственной Думе ряд поправок к этому Закону. Президент обратил внимание Государственной Думы на то, что поправки Президента Российской Федерации направлены на приведение текста Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» в соответствие с Конституцией Российской Федерации и поэтому могут быть приняты Государственной Думой только в полном объеме.
Учитывая сложность процедуры принятия федеральных конституционных законов, а также большую конституционную значимость предложенных поправок, Президент пошел на «необычный шаг» — 17 декабря 1997 г. подписал Закон «О Правительстве Российской Федерации», т.е. до того, как Государственная Дума проголосовала за согласованные с Правительством Российской Федерации поправки и дополнения к Закону.
Федеральный конституционный закон «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» был принят Государственной Думой 25 декабря 1997 г. и одобрен Советом Федерации 25 декабря 1997 г. Президент Российской Федерации подписал указанный Федеральный конституционный закон 31 декабря 1997 г.
Одним из важнейших реквизитов нормативного правового акта является дата его принятия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Следовательно, применительно к Закону «О Правительстве Российской Федерации» датой его принятия следует считать 14 мая 1997 г., т.е. день его одобрения Советом Федерации.
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 8. Ст. 801.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. в ч. 1 ст. 48 комментируемого Закона предусматривается, что он вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования. Официальное опубликование — опубликование специально уполномоченным органом государственной власти в соответствующих официальных изданиях.
Согласно ст. 4 упомянутого Закона от 14 июня 1994 г. законы для официального опубликования направляются Президентом.
Текст Закона «О Правительстве Российской Федерации» был впервые полностью опубликован в «Собрании законодательства Российской Федерации» 22 декабря 1997 г., а 23 декабря 1997 г. — в «Российской газете».
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1994 г. 22 декабря 1997 г. является днем официального опубликования, а 1 января 1998 г. днем вступления в силу Закона «О Правительстве Российской Федерации».
Текст Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» был впервые опубликован 4 января 1998 г. в «Российской газете» и 5 января 1998 г. — в «Собрании законодательства Российской Федерации» .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 1. Ст. 1.
В ст. 2 Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования. Таким образом, 4 января 1998 г. является днем официального опубликования и одновременно днем вступления в силу Закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».
2. Вступление в силу комментируемого Закона влечет за собой определенные изменения нормативных правовых актов, касающихся деятельности Правительства Российской Федерации. Из заключительных положений гл. X Закона следует, что с 1 января 1998 г. в случае расхождения правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации с положениями Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» действуют нормы Федерального конституционного закона.
В комментируемой ст. 48 Закона (ч. 2) предусматривается, что научно — практическая экспертиза правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выявление в них пробелов и противоречий и приведение их в соответствие с комментируемым Федеральным конституционным законом должны были быть проведены в течение трех месяцев со дня вступления в силу Федерального конституционного закона, т.е. до 2 апреля 1998 г.
В ст. 2 ч. 2 Федерального конституционного закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» также предусматривалось, что правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с настоящим Федеральным конституционным законом в течение трех месяцев со дня его вступления в силу.
Вступление в силу комментируемых федеральных конституционных законов влечет за собой также определенные изменения в законодательстве.
Правительство Российской Федерации распоряжением от 31 января 1998 г. N 123-р утвердило План подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» .
———————————
Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 8. Ст. 999.
В нем предусматриваются в основном акты (решения), отнесенные Федеральным конституционным законом к компетенции Правительства Российской Федерации. В перечне проектов нормативных правовых актов (соответствующих решений по реализации конкретных норм Федерального конституционного закона), подготовка которых предусмотрена в указанном Плане, содержится 21 пункт.
Планом предусмотрена подготовка законопроекта, предложений по внесению изменений в законодательные акты, но в основном проектов нормативных актов Правительства Российской Федерации. Это — законопроект, регламентирующий порядок передачи членами Правительства Российской Федерации в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства Российской Федерации находящихся в их собственности долей (пакетов акций) в уставном капитале коммерческих организаций (п. 5), предложения по внесению дополнений в законодательные акты по вопросам обжалования актов Правительства Российской Федерации в суд (п. 7), проект постановления Правительства Российской Федерации о порядке создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, установления размеров ассигнований на содержание их аппаратов (п. 6), подготовка проекта Регламента Правительства Российской Федерации (п. 10), а также проект Положения об Аппарате Правительства Российской Федерации (п. 21).
Планом предусматривается подготовка предложений по внесению дополнений в законодательные акты (п. п. 7, 12) и соответствующих решений, связанных с обеспечением реализации норм Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации».
Работа по подготовке проектов нормативных правовых актов началась с января 1998 г. и ведется заинтересованными министерствами и ведомствами — Минэкономики России, Минфином России, МИД России, Минюстом России и др., а также Аппаратом Правительства Российской Федерации.
Некоторые нормативные правовые акты, предусмотренные Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», уже приняты (например, Регламент Правительства Российской Федерации, Положение об Аппарате Правительства Российской Федерации и др.) и их тексты анализируются в настоящем Комментарии.
3. В ч. 3 ст. 48 комментируемого Закона предусматривается, что ранее действовавший Закон Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» признается утратившим силу со дня вступления в силу Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Поскольку 1 января 1998 г. является днем вступления в силу Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», соответственно следует считать, что в этот же день юридически прекратил действие принятый 22 декабря 1993 г. Закон Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» со всеми внесенными в его текст изменениями и дополнениями.
Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН
Москва, Кремль
17 декабря 1997 года
N 2-ФКЗ

ОБ ОСНОВНЫХ ЭТАПАХ РАЗРАБОТКИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО КОНСТИТУЦИОННОГО ЗАКОНА
«О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Для раскрытия содержания настоящего Закона, правильного понимания глубинных причин, обусловивших конкретные формулировки отдельных положений, характер взаимоотношений Правительства с другими органами власти, важно проследить историю подготовки указанного Закона.
1. В Конституции России имеется значительное число основополагающих норм, определяющих статус и полномочия Правительства. Этому органу специально посвящена гл. 6 Конституции (ст. ст. 110 — 117), раскрывающая принципы и порядок деятельности Правительства, в том числе его формирования и места в системе органов государственной власти, а также взаимоотношений с Президентом и палатами Парламента.
Наряду с упомянутой главой в Конституции имеется еще ряд статей, касающихся непосредственно Правительства: ст. ст. 11 (ч. 1), 78 (ч. 4), 83, 92 (ч. 3), 103 (ч. ч. 1 и 3), 104, 125, 134. В них конкретизируется роль Правительства в обеспечении федеральной государственной власти, в законотворческом процессе и т.д. Вместе с тем законодательная база деятельности Правительства не может исчерпываться лишь конституционными положениями. Первоочередным направлением в его развитии стало принятие Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», которому и посвящен настоящий комментарий.
Конституция Российской Федерации (ст. 114) предусматривает, что порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом. На первом этапе подготовки закона остро встал вопрос о его наименовании и содержании.
Как известно, узкое понимание порядка деятельности какого-либо органа связано в большей мере с процедурой, регламентом и правилами его работы. Вместе с тем из контекста упомянутой ст. 114 Конституции (а она посвящена полномочиям Правительства) ясно, что конституционная компетенция Правительства и его взаимоотношения с другими органами государственной власти определены в общем виде, без иногда важной детализации. Поэтому разработчики законопроекта обоснованно пришли к выводу о том, что главной задачей Федерального конституционного закона о Правительстве является, прежде всего, комплексное правовое регулирование его деятельности. Тем более что необходимо было сохранить преемственность, так как ранее действовавший Закон о Совете Министров — Правительстве Российской Федерации (1992 г.) содержал статусные положения, полномочия, порядок образования и деятельности Правительства. С этой точки зрения наименование и схема Федерального конституционного закона о Правительстве не были предметом дискуссий у разработчиков, а также при обсуждении проекта на заседании Правительства, в Государственной Думе и Совете Федерации. Аппарат Президента в те годы также разделял эту позицию.
По аналогии с уже принятыми федеральными конституционными законами о судебной системе, о Конституционном Суде было ясно, что Закон о Правительстве создается не столько для регламентации процедурных вопросов, сколько для конкретизации его полномочий и правового положения, развязки тех коллизий в конституционных нормах, без которых невозможно полноценное правовое регулирование деятельности исполнительной власти.
Что же касается порядка деятельности Правительства (в узком значении этого термина) в части проведения заседаний Правительства, принятия правительственных решений, то основные требования закреплены в самом Законе. Кроме того, для этих целей намечалось принятие Регламента Правительства, где исчерпывающим образом будет урегулирована внутренняя организация его работы. В связи с этим в перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Правительства, было включено утверждение Регламента Правительства.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию (1999 год) отмечается, что порядок деятельности Правительства по-прежнему определяется Регламентом, который утвержден самим же Правительством, «хотя это предмет регулирования Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» .
———————————
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». М., 1999. С. 41.
На наш взгляд, такая оценка не вполне обоснованна. Ведь Правительство как самостоятельный конституционный орган вправе определять свой внутренний порядок деятельности, равно как и палаты Федерального

www.lawmix.ru

Популярное:

  • Сфера действия закона о рынке ценных бумаг Сфера действия закона о рынке ценных бумаг Тема 23. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 23.1. Понятие и субъекты рынка ценных бумаг В настоящее время отношения связанные с обращением ценных бумаг, урегулированы следующими […]
  • Опубликование и вступление в силу принятых законов О порядке определения даты вступления в силу и периода действия нормативных правовых актов (Д.А. Кузякин, "Законодательство", Спецвыпуск, ноябрь 2004 г.) О порядке определения даты вступления в силу и периода действиянормативных правовых […]
  • Гарант закон о защите прав потребителя Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги) См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 7 настоящего Закона Федеральным законом от 17 декабря […]
  • Адвокат тучкова Судья Тучкова Ольга Геннадьевна Родилась 9 июня 1966 года в городе Туле. В 1988 году окончила Тульский политехнический институт по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты». В 1997 году окончила […]
  • Приказом минэкономразвития рф от 02102013 567 Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, […]
  • Постановление о назначении судебно-биологической экспертизы крови ПОСТАНОВЛЕНИЕ о назначении биологической экспертизы Документы приведены по УПК РСФСР Если Вам необходимо составить вопросы для биологической экспертизы, то всегда можно обратиться к нашим адвокатам. о назначении биологической […]
  • Закон 173-фз о трудовых пенсиях 2018 года Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 […]
  • Федеральный закона от 27062011 161-фз о национальной платежной системе Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ"О национальной платежной системе" С изменениями и дополнениями от: 25 декабря […]