Приказ о пром безопасности

Б.1.14. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов

Б.1.14. Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов. Тестирование по курсу промышленной безопасности.

Самоподготовка по курсу Б.1.14. для руководителей и специалистов работающих на опасном производственном объекте и осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, консервация и ликвидация химически опасных производственных объектов. Билеты по курсу Б.1.14. составлены с учетом требований системы Олимпокс при аттестации в Ростехнадзоре.

Пройти самоподготовку по промышленной безопасности, курс — «Б.1.14. Строительство, реконструкция ХОПО«, можно без отрыва от производства — дистанционно, на сайте ТЕСТ 24. Тестирование проводится бесплатно.

Б.1.14. Экзамен онлайн

Аттестация руководителей и специалистов организаций, осуществляющих строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию химически опасных производственных объектов. Билеты и ответы по курсу самоподготовки Б.1.14. 2016 года.

Экзамен онлайн по курсу промышленной безопасности — Б.1.14. Строительство, реконструкция ХОПО, составлен и разработан по вопросам, которые применяются для самоподготовки по системе Олимпокс, при аттестации в Ростехнадзоре.

Перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов

— постановление Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»

— приказ Ростехнадзора от 20 ноября 2013 г. № 554 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности производств хлора и хлорсодержащих сред». Зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30968

— приказ Ростехнадзора от 21 ноября 2013 г. № 559 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности химически опасных производственных объектов». Зарегистрирован Минюстом России 31 декабря 2013 г., регистрационный № 30995

— приказ Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств». Зарегистрирован Минюстом России 16 апреля 2013 г., регистрационный № 28138

— постановление Госгортехнадзора России от 9 июня 2003 г. № 79 «Об утверждении Правил безопасной эксплуатации аммиачных холодильных установок» (ПБ 09-595-03). Зарегистрировано Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный № 4779

— постановление Госгортехнадзора России от 6 июня 2003 г. № 75 «Об утверждении Правил безопасности при производстве водорода методом электролиза воды» (ПБ 03-598-03). Зарегистрировано Минюстом России 19 июня 2003 г., регистрационный № 4780

— постановление Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 г. № 60 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации стационарных компрессорных установок, воздухопроводов и газопроводов» (ПБ 03-581-03). Зарегистрировано Минюстом России 18 июня 2003 г., регистрационный № 4702

— постановление Госгортехнадзора России от 5 июня 2003 г. № 61 «Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах» (ПБ 03-582-03). Зарегистрировано Минюстом России 18 июня 2003 г., регистрационный № 4711

— постановление Госготехнадзора России от 4 ноября 2000 г. № 64 «Об утверждении «Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов» (РД 09-390-00) (с Изменением № 1 [РДИ 09-502(390)-02])

— постановление Госгортехнадзора России от 10 декабря 1998 г. № 74 «Положение о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах» (РД 09-250-98) (с Изменением № 1 [РДИ 09-501(250)-02])

— Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ, утвержденная Госгортехнадзором СССР от 20 февраля 1985 г.

Как наказать работника за нарушение требований охраны труда

Как наказать работника за нарушение требований охраны труда

За какой проступок можно наказать работника?

Какое наказание вправе применить работодатель?

Каков порядок применения наказания?

За какой проступок можно наказать работника

Даже если работодатель строго соблюдает требования охраны труда и стремится создать безопасные условия для персонала, он не застрахован от нарушений со стороны самих работников. Кто-то не соблюдает инструкцию по охране труда, кто-то не использует положенные СИЗ. Какие меры можно применить к нарушителям? Разберемся в статье.

Условно нарушения можно разделить на два типа:

Невыполнение работником установленных требований и инструкций (например, несоблюдение правил охраны труда, игнорирование СИЗ, появление на работе в состоянии опьянения и т. д.).

Выполнение должностным лицом обязанностей по обеспечению безопасных условий труда в организации, но с нарушениями (ненадлежащее выполнение) (например, допуск к работе сотрудников, не прошедших обязательный медосмотр).

В обоих случаях к работнику можно применить дисциплинарное взыскание ( ст. 192 ТК РФ ), если:

проступок связан с ненадлежащим выполнением работником его трудовых обязанностей;

проступок совершен по вине работника;

дотошно соблюдена процедура наложения дисциплинарного взыскания.

Трудовые обязанности работника должны быть изложены в трудовом договоре, должностной инструкции, локальных нормативных актах организации ( ч. вторая ст. 21 ТК РФ , ч. третья ст. 68 ТК РФ). Прежде чем наказывать работника, нужно убедиться, что он ознакомлен под роспись с тем документом, требования которого нарушил. Кроме того, вина работника должна быть документально подтверждена либо им самим, либо другими лицами в докладных записках, актах о совершенном проступке и т. п.

Какое наказание вправе применить работодатель

За совершение дисциплинарного проступка можно применить три вида наказаний :

Когда использовать замечание, а когда выговор – решает работодатель. В настоящее время в законодательстве нет требования применять эти виды наказаний последовательно. Значит, даже в случае, если нарушение произошло впервые, работодатель может объявить работнику выговор, минуя замечание. Конечно же, стоит учитывать тяжесть проступка.

За грубые нарушения работника можно уволить ( ч. третья ст. 192 ТК РФ ). Такими нарушениями являются, например:

неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание ( п. 5 ч. первой ст. 81 ТК РФ );

однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей ( п. 6 ч. первой ст. 81 ТК РФ ). Это может быть, в частности, появление на работе пьяным или нарушение требований охраны труда, ставшее (которое могло стать) причиной несчастного случая или аварии на производстве.

Для отдельных категорий работников могут устанавливаться дополнительные виды дисциплинарных взысканий ( ч. пятая ст. 189 ТК РФ ). Например, для персонала в атомной энергетике могут применяться такие виды наказаний, как:
– предупреждение о неполном служебном соответствии;
– перевод на другую работу;
– освобождение от занимаемой должности с предоставлением другой работы, не связанной с использованием атомной энергии 1 .

Работодатель не имеет права применять дисциплинарные взыскания, не предусмотренные законодательством. Если в трудовом договоре или в правилах внутреннего трудового распорядка будет прописано подобное наказание (например, штраф за несоблюдение инструкций), инспектор или суд признают его недействительным.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание ( ч. пятая ст. 193 ТК РФ ). Это значит, что нельзя одновременно объявить работнику выговор и уволить его. Однако, если после первого дисциплинарного взыскания сотрудник не исправился и продолжает совершать то же самое нарушение, его можно наказать повторно.

Каков порядок применения наказания

Нарушения по охране труда обычно выявляет специалист по охране труда. Он выписывает предписание, после которого важно правильно оформить дисциплинарное взыскание. От этого зависит законность применения наказания. Из-за неточностей в документах, отсутствия необходимых подписей или нарушения установленных законом сроков работник может оспорить дисциплинарное взыскание в суде.

Убедитесь, что с момента, когда был обнаружен проступок, прошло не более одного месяца . Срок начинают считать со дня, когда о проступке стало известно непосредственному руководителю провинившегося сотрудника 2 . В срок не входит:

время болезни работника;

время его отпуска;

время, необходимое на учет мнения профсоюза, если он есть в организации ( ст. 193 ТК РФ ).

А с самого момента совершения проступка должно пройти не более шести месяцев .

После этого запросите письменные объяснения у работника (сделайте это в письменной форме). Он должен предоставить объяснение в течение двух рабочих дней ( ч. первая ст. 193 ТК РФ ). Срок начинается со следующего дня после запроса. Например, за проступок, совершенный 14 декабря 2015 г., работник может представить объяснительную 16 декабря 2015 г. Если спустя два дня объяснительная так и не представлена, составьте акт об отказе . Его подписывают составитель и два свидетеля. Например, специалист по охране труда, непосредственный руководитель и специалист по кадрам.

Какие доводы работника в объяснительной считать уважительными, а какие нет – решает работодатель. Он должен оценить тяжесть проступка и его последствия и понять – стоит ли наказывать сотрудника. Возможно, потребуется провести дополнительное расследование, чтобы подтвердить или опровергнуть объяснения работника. Но работодатель не обязан применять дисциплинарные взыскания, это его право.

Если принято решение о наказании, необходимо издать приказ . Для наказания в виде замечания и выговора нет унифицированной формы приказа. Он может выглядеть так:

Если дисциплинарным взысканием является увольнение, то применяют унифицированную форму № Т-8 3 или другую форму приказа о расторжении трудового договора, утвержденную руководителем организации.

В приказе перечислите документы, на основании которых принято решение: докладные записки, предписания, объяснения работника, ссылки на нормативные акты, которые нарушил сотрудник. Работника нужно ознакомить с приказом под роспись в течение трех дней, куда не входят дни больничного или отпуска. Если он отказывается ознакомиться с документом, составьте акт.

Обратите внимание, что дисциплинарное взыскание действует в течение года. Это может быть важно, например, если с наличием взыскания в организации связана выплата премии, повышение в должности и другие события. Если в течение года работник не будет подвергнут новому взысканию, то оно погашается. Раньше дисциплинарное взыскание может быть снято по заявлению работника либо по ходатайству непосредственного руководителя или профсоюза ( ст. 194 ТК РФ ). Чтобы снять взыскание досрочно, издайте приказ в произвольной форме.

www.olivinuc.ru

К вопросу необходимости разработки ПМЛА или ПЛА

В соответствии с требованиями статьи 10 Федерального закона № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая ОПО, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий.
Как мы все знаем, с 1 января 2014 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах», которое устанавливает порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к их содержанию. Приказом Ростехнадзора от 26 ноября 2015 г. № 480 О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» (Зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 февраля 2016 г., регистрационный № 41130) присвоена аббревиатура ПМЛА.
Кроме того, ранее, в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области промышленной безопасности Приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. № 781 были утверждены «Рекомендации по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах». В этом документе содержатся рекомендации по разработке плана локализации и ликвидации аварий (ПЛА), его составу, содержанию, форме, процедуре утверждения и пересмотра, а также проведению мероприятий по его выполнению.
В Федеральном законе № 116-ФЗ четко прописано наименование обязательного документа: план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий. К тому же существует четкий порядок их разработки.
Так что же здесь имеется ввиду?
В чем разница между планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий и планом локализации и ликвидации аварий? Если внимательно посмотреть на основные положения, требования и рекомендации при разработке этих двух документов, по сути, ясно, что это практически одно и то же:

Поэтому, если на предприятии имеется ПЛА, разработанный с учетом «Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах», то разработка нового документа под названием «План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий» в общем, ни к чему новому не приведет. Зачем дублировать однотипные документы?
Если проанализировать наименования документов, то можно сделать вывод, что разница между ними в том, что один разрабатывается для планирования ликвидации аварий, а другой – для планирования ликвидации последствий аварий. Но если задуматься, по сути, ликвидация аварии – это и есть ликвидация ее последствий. Возможно именно поэтому, в Федеральном законе № 116-ФЗ приводится именно такая формулировка, к тому же в «Рекомендациях по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах» есть четкое указание, что ПЛА разрабатывается в том числе и с целью разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО.
Стоит отметить, что если раньше все эти планы подлежали экспертизе промышленной безопасности, то сейчас в Федеральном законе № 116-ФЗ исключено понятие «иная документация» и планы более не подлежат экспертизе.
Резюмируя наши рассуждения как итог к вопросу о необходимости разработки ПЛА или ПМЛА приведем ответ генерального директора ЗАО НТЦ ПБ проф., д-р техн. наук Е.В. Кловач (Журнал «Безопасность труда в промышленности» за февраль 2014 г.):
«В соответствии с п. 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» [1] в редакции, вступившей в силу с 1 января 2014 г., мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – объекты) I, II и III классов опасности планируют посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких объектах (далее – планы мероприятий). Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее – Положение), которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации [2].
В Положении определены цели разработки планов мероприятий; сроки их действия и основания пересмотра; субъекты, утверждающие и согласовывающие их; содержание и структура этих планов. Специальные разделы плана мероприятий определяют порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (далее – ФНП).
В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в ФНП [3], где этот документ называется «план локализации и ликвидации последствий аварий». Необходимость документа именно с таким названием установлена также в ФНП [4]. В других ФНП (например, [5]) подобный документ называют «план ликвидации аварий». Существуют нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее – акты), подлежащие до дня вступления в силу соответствующих ФНП обязательному исполнению на основании федерального закона [6], в которых есть требования к составлению документов, имеющих названия «план ликвидации аварий» [7], «план ликвидации аварий и защиты персонала» [8].
Перечисленные выше ФНП не предусматривают необходимость разработки планов мероприятий только для объектов определенных классов опасности и разные сроки действия (пересмотра) планов в зависимости от классов опасности объектов. Содержание планов (с различными наименованиями) в этих ФНП и других актах также не соответствует установленному в Положении.
Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей Положению.Таким образом, организации, эксплуатирующие указанные выше объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют Положению, независимо от наличия у них документов с другими названиями и сроков действия этих документов. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварии на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.»

1) О промышленной безопасности опасных производственных объектов [Электронный ресурс] : федер. закон от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 июня 1997 г. ; в ред. от 13 июля 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/11900785/1/#block_1111
2) Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах : пост. Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 730 // Собрание законодательства РФ. – 2013. – № 35. – Ст. 4516.
3) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 12 марта 2013 г. № 101 ; в ред. от 12 января 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://base.garant.ru/70368570/
4) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств» [Электронный ресурс] : приказ Ростехнадзора от 11 марта 2013 г. № 96 ; в ред. от 26 ноября 2015 г. // Информационно-справочная система «Гарант». – Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70365948:0
5) Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по проведению учебных тревог и учений по плану ликвидации аварий» : приказ Ростехнадзора от 14 февраля 2013 г. № 59 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2013. – № 20.
6) О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»: федер. закон от 19 июля 2011 г. № 248-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 30 (ч. 1). – Ст. 4596.
7) Инструкция по составлению планов ликвидации аварий на угольных шахтах : утв. приказом Ростехнадзора от 1 декабря 2011 г. № 681 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2012. – № 16.
8) Об утверждении «Инструкции по составлению планов ликвидации аварий и защиты персонала на взрывопожароопасных производственных объектах хранения, переработки и использования растительного сырья» : пост. Госгортехнадзора РФ от 19 июня 2003 г. № 96 // Бюл. норматив. актов федер. органов исполн. власти. – 2004. – № 7.

Разработали:
ведущий эксперт, доц., к.т.н. В.В. Жульнев,
ст. преподаватель В.А. Шавернева
АНО ДПО УКЦАСФ
07 апреля 2016 г

uk-cert.ru

Б.10.2. Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом

Б.10.2. Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом. Тестирование по курсу промышленной безопасности.

Самоподготовка по курсу Б 10.2. для руководителей и специалистов работающих на опасном производственном объекте и осуществляющих транспортирование опасных веществ. Билеты по курсу Б 10.2. составлены с учетом требований системы Олимпокс при аттестации в Ростехнадзоре.

Пройти самоподготовку по промышленной безопасности, курс — «Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом«, можно без отрыва от производства — дистанционно, на сайте ТЕСТ 24. Тестирование проводится бесплатно.

Б.10.2. Экзамен онлайн

Аттестация и подготовка руководителей и специалистов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, связанные с транспортированием опасных веществ автомобильным транспортом.

Экзамен онлайн по курсу промышленной безопасности — Б.10.2. Транспортирование опасных веществ автомобильным транспортом, составлен и разработан по вопросам, которые применяются для самоподготовки по системе Олимпокс, при аттестации в Ростехнадзоре.

Применяемая методика формирования вопросов в Олимпокс, основана на генерации случайных пяти вопросов из курса самоподготовки по промбезопасности.

Перечень законодательных, нормативных правовых и правовых актов, устанавливающих общие и специальные требования к руководителям и специалистам организаций:

— Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

— постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств»

— постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом»

— «Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов» (ДОПОГ/ADR) (заключено в г. Женеве 30 сентября 1957 г.)

— приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2012 г. № 781 «Об утверждении Рекомендаций по разработке планов локализации и ликвидации аварий на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах»

— приказ Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору». Зарегистрирован Минюстом России 8 декабря 2014 г., регистрационный № 22520

— «ГОСТ 19433-88. Грузы опасные. Классификация и маркировка» (утвержден постановлением Госстандарта России от 19 августа 1988 г. № 2957)

tests24.su

Особенности работы строителей

Работы в строительстве зачастую сопряжены с вредными, тяжёлыми или опасными условиями труда. В связи с этим работодателям строительной отрасли нужно уделять особое внимание вопросам охраны труда, предоставления персоналу трудовых льгот и компенсаций. В строительстве действуют отраслевые соглашения, которые обеспечивают работникам, занятым в данной сфере, повышенные гарантии по сравнению с общими нормами трудового законодательства.

Правовое регулирование

Трудовые отношения в строительстве регулируются Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами (например, ч. 6 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ), а также нормативными актами, действующими в строительной отрасли (например, Постановлением Правительства РФ № 452 от 15 мая 1998 г., Приказом Минздравсоцразвития России № 243 от 6 апреля 2007 г.).

Кроме того, существует ряд нормативных актов, регулирующих вопросы охраны труда и безопасности при проведении строительных работ. К ним, в частности, относятся:

– Типовые нормы, утверждённые Приказом Минздравсоцразвития России № 1077н от 7 декабря 2010 г., и Типовые нормы, утверждённые Приказом Минздравсоцразвития России № 477 от 16 июля 2007 г. (устанавливают нормы выдачи работникам средств индивидуальной защиты);

– Приказ Минздравсоцразвития России № 302н от 12 апреля 2011 г. (устанавливает перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные медосмотры работников, и порядок их проведения);

– Приказ Минздравсоцразвития России № 46н от 16 февраля 2009 г. (устанавливает нормы выдачи бесплатного лечебно-профилактического питания работникам с особо вредными условиями труда, в т. ч. занятым на строительных работах);

– СП 12-135-2003, СНиП 12-04-2002 (регламентируют вопросы безопасности труда в строительстве).

Отраслевые соглашения в строительстве

Отраслевые соглашения заключают организации одной или нескольких отраслей деятельности. Эти документы регулируют трудовые отношения между организациями и их работниками. Как правило, такие соглашения возлагают на работодателя дополнительные обязанности по сравнению с общими нормами трудового законодательства (в частности, предоставление дополнительных льгот и компенсаций работникам).

В строительной отрасли действуют, в частности, следующие отраслевые соглашения:

– Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011–2013 годы от 20 декабря 2010 г.;

– Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008–2010 годы от 13 марта 2008 г. (действие соглашения продлено на 2011–2013 годы);

– Отраслевое соглашение по организациям Федерального агентства специального строительства на 2011–2013 годы от 7 декабря 2010 г.;

– Отраслевое соглашение по организациям нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства объектов нефтегазового комплекса Российской Федерации на 2011–2013 годы от 7 декабря 2010 г.

С текстами приведённых отраслевых соглашений можно ознакомиться на сайте www.moedelo.org.

Например, Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011–2013 годы от 20 декабря 2010 г. предусматривает следующие дополнительные обязанности для работодателя:

– закрепление в коллективном договоре формы и системы оплаты труда с указанием условий премирования и депремирования работников;

– определение в коллективном договоре условий доставки (перевозки) работников к месту работы и обратно при отсутствии общественного транспорта;

– установление в коллективном договоре ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по случаю потери кормильца (при смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания), ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по инвалидности (при установлении инвалидности в результате трудового увечья или профессионального заболевания) в размере не менее МРОТ (п. 3.21, 5.5, 7.4 указанного соглашения).

Комментарий: Действие отраслевого соглашения распространяется на следующих лиц:

– работодателей, которые являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Если работодатель после заключения соглашения вышел из объединения, это не освобождает его от выполнения условий соглашения, заключённого в период его членства;

– работодателей, которые не являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение, если они уполномочили это объединение на участие в коллективных переговорах и заключение соглашения;

– всех работников, состоящих в трудовых отношениях с перечисленными выше работодателями. Если на работников распространяется действие нескольких отраслевых соглашений, нужно применять то соглашение, условия которого для них наиболее благоприятны (ч. 3, 5, 6 ст. 48 Трудового кодекса РФ).

Кроме того, действие соглашения распространяется на организации определённой отрасли, которые не являются членами объединения работодателей, заключившего соглашение, и не участвовали в его заключении, но не отказались присоединиться к нему.

Если работодатель не желает присоединяться к соглашению, он должен в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению представить в Минздравсоцразвития России (с 22 мая 2012 года – в Минтруд России) мотивированный письменный отказ. При отсутствии отказа соглашение считается распространённым на таких работодателей со дня официального опубликования предложения (ч. 7–8 ст. 48 Трудового кодекса РФ, п. 3, 22 Указа Президента РФ № 636 от 21 мая 2012 г.).

Предложение работодателям о присоединении к федеральному отраслевому соглашению публикуется в «Российской газете» (п. 3 Порядка, утверждённого Приказом Минздравсоцразвития России № 260 от 12 апреля 2007 г.).

Должности и профессии строителей

В определённых случаях наименования должностей (профессий) работников строительных организаций должны строго соответствовать квалификационным справочникам. Это необходимо, если выполнение работы предполагает наличие установленных законодательством льгот или ограничений. Например, для работников строительных организаций, выполняющих работы по должности «производитель работ (прораб)», по профессиям «асфальтобетонщик», «пескоструйщик», предусмотрено досрочное назначение трудовой пенсии по возрасту (по старости) (Список № 2, утверждённый Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26 января 1991 г.).

Это значит, что наименование указанных должности и профессий в штатном расписании, трудовом договоре, трудовой книжке и других кадровых документах должно строго соответствовать квалификационным справочникам, в частности Единому тарифно-квалификационному справочнику, утверждённому Приказом Минздравсоцразвития России № 243 от 6 апреля 2007 г., Квалификационному справочнику, утверждённому Постановлением Минтруда России № 37 от 21 августа 1998 г. Если в кадровых документах будут указаны неправильные наименования таких должностей (профессий, специальностей), то работники строительной организации потеряют право на соответствующие льготы.

Кроме того, указывать должности (профессии) в соответствии с квалификационными справочниками необходимо, если работодатель практикует тарифную систему оплаты труда, проводит тарификацию строительных работ и присваивает работникам тарифные разряды (ст. 143 Трудового кодекса РФ).

Наименования должностей (профессий, специальностей), для которых льгот или ограничений законодательством не предусмотрено или которые не тарифицируются, могут не соответствовать квалификационным справочникам. В отношении таких должностей работодатель вправе вводить в штатное расписание (и соответственно указывать в трудовом договоре с работником, его трудовой книжке и других кадровых документах) любые наименования по своему усмотрению ( абз. 3 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ, Определение Верховного суда РФ № КАС03-90 от 25 марта 2003 г., письмо Роструда № 1357-6-1 от 7 мая 2010 г.).

Ограничения при приёме на работу

Оформляя работника на должность (работу), связанную со строительством, нужно соблюдать предусмотренные законодательством ограничения, касающиеся отдельных категорий персонала.

Так, женщин нельзя привлекать:

– к работе, связанной с подъёмом и перемещением тяжестей вручную (если превышаются предельно допустимые для них нормы нагрузок) (Нормы, утверждённые Постановлением Правительства РФ № 105 от 6 февраля 1993 г.);

– определённым видам строительных работ (например, разборка зданий и сооружений, крепление конструкций и деталей с применением строительно-монтажного пистолета и др.), а также для выполнения работ по отдельным профессиям. Например, кровельщик по стальным кровлям, машинист бульдозера, машинист экскаватора (разд. IV Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 162 от 25 февраля 2000 г.) (ч. 2–3 ст. 253 Трудового кодекса РФ).

Несовершеннолетних работников, не достигших возраста 18 лет, нельзя привлекать:

– к любым работам с вредными и (или) опасными условиями труда, ко всем подземным работам;

– к работе, связанной с подъёмом и перемещением тяжестей вручную (если превышаются предельно допустимые для них нормы нагрузок) (Нормы, утверждённые Постановлением Минтруда России № 7 от 7 апреля 1999 г.);

– к определённым видам строительных работ (например, ко всем видам кессонных работ), а также для выполнения работ по отдельным профессиям. Например, бетонщик, камнетёс, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций (разд. XXIV Перечня, утверждённого Постановлением Правительства РФ № 163 от 25 февраля 2000 г.) (ст. 265 Трудового кодекса РФ).

Вредные и опасные работы в строительстве

Многие работы в строительстве являются вредными (опасными). В частности, таковыми признаются работы (должности, профессии) в сфере строительства, которые включены в разд. XXV Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, утверждённого Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22 от 25 октября 1974 г.

Например, к вредным и опасным должностям (профессиям) относятся:

– машинист укладчика асфальтобетона;

– машинист крана (крановщик);

– машинист бурильно-крановой самоходной машины;

– монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций при работе на высоте (верхолаз) и др.

Комментарий: Следует учесть, что в настоящее время Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день (утверждённый Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС № 298/П-22 от 25 октября 1974 г.), является документом спорной юридической силы. Дело в том, что Определением Верховного суда РФ № АКПИ12-317 от 4 апреля 2012 г. он был признан недействующим как не соответствующий Трудовому кодексу РФ. Однако новый документ, который в полной мере заменял бы данный Список, до сих пор не принят. До его принятия, по мнению Минтруда России, работодатель вправе руководствоваться существующим Списком при определении работ (должностей, профессий), которые являются вредными (опасными), в том числе и в сфере строительства (письмо Роструда № ПГ/4463-6-1 от 19 июня 2012 г., письмо Минздравсоцразвития России № 22-4-3551 от 6 июля 2012 г., Разъяснения Минтруда России от 1 октября 2012 г.).

На сайте www.moedelo.org вы можете оперативно отслеживать изменение позиции законодательства по данному вопросу.

В любом случае, чтобы отнести те или иные работы в строительстве к категории вредных (опасных), нужно провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Эту обязательную для всех работодателей процедуру следует организовать в порядке, утверждённом Приказом Минздравсоцразвития России № 342н от 26 апреля 2011 г. (абз. 10 ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ). По результатам аттестации рабочих мест, в случае признания должностей (профессий, работ) вредными (опасными), работникам нужно предоставлять следующие компенсации:

– сокращённую продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю;

– ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее семи календарных дней;

– повышение оплаты труда – не менее четырёх процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда ( абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 Трудового кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ № 870 от 20 ноября 2008 г.).

Договоры о полной материальной ответственности

Строительство зданий и сооружений предполагает использование строительных и отделочных материалов, которые имеют немалую стоимость. Чтобы обезопасить организацию от необоснованной растраты и неконтролируемого использования материальных ценностей со стороны работников, можно заключить с ними договоры о полной материальной ответственности. Такие договоры работодатель вправе заключать с работниками строительных должностей (профессий), предполагающих непосредственное обслуживание или использование денежных, товарных ценностей, иного имущества. При этом работнику должно быть не менее 18 лет (ч. 1 ст. 244 Трудового кодекса РФ). Например, к материально-ответственным должностям в строительстве относятся:

– начальники (руководители) строительных и монтажных цехов, участков и иных строительно-монтажных подразделений;

– производители работ (прорабы) и мастера (в т. ч. старшие, главные) строительных и монтажных работ (Перечень, утверждённый Постановлением Минтруда России № 85 от 31 декабря 2002 г.).

Возможно заключение договоров о полной индивидуальной или полной коллективной (бригадной) материальной ответственности в зависимости от того, вверяются ли материальные ценности одному работнику или нескольким (ст. 244–245 Трудового кодекса РФ).

Комментарий: По общему правилу при причинении ущерба работодателю работник несёт материальную ответственность только в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 Трудового кодекса РФ). Договор о полной материальной ответственности позволит работодателю взыскать с виновного работника причинённый ущерб в полном размере (п. 2 ч. 1 ст. 243 Трудового кодекса РФ). При этом нужно помнить, что возмещению подлежит только прямой действительный ущерб, но не упущенная выгода. К прямому действительному ущербу можно отнести недостачу денежных средств или имущественных ценностей, порчу материалов и оборудования, расходы на ремонт повреждённого имущества, выплаты за время вынужденного прогула или простоя, суммы уплаченного штрафа, который применён к работодателю по вине работника.

Прямым действительным ущербом признаётся также ущерб, который по вине работника был причинён третьим лицам. Под таким ущербом понимаются все суммы, которые работодатель выплатил третьим лицам в счёт возмещения вреда. При этом работник может нести ответственность только в пределах этих сумм и при условии, что между его виновными действиями (бездействием) и причинением ущерба третьим лицам существует причинно-следственная связь (ст. 238, ч. 1–2 ст. 242 Трудового кодекса РФ, п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ № 52 от 16 ноября 2006 г., письмо Роструда № 1746-6-1 от 19 октября 2006 г.).

Если строитель – иностранец

Для выполнения строительных работ в России зачастую приглашаются граждане из ближнего и дальнего зарубежья. В отношении иностранных граждан, привлекаемых к трудовой деятельности в нашей стране, действует порядок, обязывающий работодателя провести процедуры, необходимые для их трудоустройства. Эти процедуры отличаются в зависимости от категории иностранного работника (например, получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, оформление приглашений на въезд в Россию, разрешений на работу иностранным гражданам и т. п.) (ст. 13–13.3 Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г.). В частности, отдельный порядок привлечения к трудовой деятельности предусмотрен для следующих категорий иностранных работников:

– временно пребывающих (в безвизовом порядке, в визовом порядке);

В отношении отдельных категорий иностранных граждан не применяется действующий в России порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы. Так, гражданам Республики Беларусь и Республики Казахстан не нужно получать разрешения на работу для ведения трудовой деятельности в России, а работодателю не требуется получать в отношении этих граждан разрешение на привлечение иностранных работников (п. 1, 2 Решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России № 4 от 22 июня 1996 г., ст. 7 Договора между Россией и Республикой Беларусь от 25 декабря 1998 г., ст. 3, 4 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено 19 ноября 2010 г. между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Россией).

www.klerk.ru

Популярное:

  • Закон 365 фз Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Закон об осаго такси Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках […]
  • Приказ омс 326 Федеральные законы в сфере ОМС "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на […]
  • Закон о внешэкономбанке Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О банке развития" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ"О банке развития" С изменениями и дополнениями от: 25 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18 […]
  • Приказ 470 по тахографам Приказ Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36 "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и […]
  • Нотариус в городе вологда Нотариусы Вологда Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гисматулина Ольга Рафаиловна Телефон: +7(8172)757686 Адрес: […]
  • Предостережении прокурора Предостережение как правовое средство (В. Панченко, И. Макарчук, "Законность", N 6, июнь 2013 г.) Предостережение как правовое средство Правовые средства представляют собой институциональные явления правовой действительности, воплощающие […]
  • Федерального закона от 2 декабря 2013 г 349-фз Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" Информация об изменениях: Федеральным законом от 31 декабря 1997 г. N 157-ФЗ в название внесены изменения Закон РФ от 27 ноября 1992 г. N […]