Преступление и наказание встреча раскольникова и мармеладова

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой являются одними из важных эпизодов в романе «Преступление и наказание» Достоевского.

Как известно, Раскольников и Соня много раз встречаются в ходе повествования, однако среди этих эпизодов есть три главные встречи, которые заслуживают особого внимания.

В этой статье представлено описание первой встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» (первый визит, посещение). В романе этот эпизод представлен в части 4 главе IV.

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все статьи о Соне Мармеладовой
Все статьи о Раскольникове

Первая встреча Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» (первый визит, посещение)

Когда речь идет о встречах Раскольникова и Сони, нужно понимать, что имееются в виду три встречи героев, происходящие в комнате у Сони Мармеладовой. Именно в эти три встречи герои общаются наедине (до этого они видятся в присутствии других лиц).

Эта первая полноценная встреча героев происходит после поминок Мармеладова, отца Сони. После поминального обеда Раскольников лично наносит визит Соне: он приходит в ее комнату, чтобы поговорит один на один.

В эту встречу между героями происходит важный диалог о Боге. В этом диалоге сталкиваются две правды — правда Сони и правда Раскольникова:

Это было описание первой встречи Раскольникова и Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Достоевского (первый визит, посещение).

www.alldostoevsky.ru

Анализ эпизода встречи Раскольникова и Мармеладова в трактире

Автор: Guru · 02.04.2018

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — это произведение о душевных терзаниях молодого человека до и после страшного поступка — убийства старухи-процентщицы и её сестры Лизаветы. Важную роль в сюжете играет знакомство главного героя Родиона Раскольникова с чиновником Семёном Мармеладовым за стаканом пива в трактире.

Мармеладов выглядел неподобающим образом. Он был неопрятно одет, но при этом выбрит по-чиновничьи, хотя и давно. В ходе разговора выяснилось, что Мармеладов ночевал на улице в течение нескольких дней. Он рассказал Раскольникову о своей жизни: том, как пропил всё, что было; про жену Катерину Ивановну, заболевшую чахоткой от голода, холода и нервного напряжения; о трёх её детях от первого брака, о его родной дочери Соне, вынужденной пойти на панель, чтобы заработать хоть какие-то деньги. Мужчина валялся пьяным, поэтому не смог защитить супругу, когда Лебезятников её избивал, и это при том, что женился скорее не по любви, а из жалости, посчитав, что без него она с ребятами пропадёт. Думаю, от этого решения им всем стало только хуже.

Мармеладов понимал, что поступал дурно, но был слаб духом и не мог избавиться от алкогольной зависимости. Он сказал Раскольникову, что боится не побоев жены (они ему даже приятны), а её осуждающего взгляда, красных от болезни щёк, чахоточного дыхания. Однажды Семён решил начать новую жизнь. Устроился на работу, но продержался там только два дня, а после этого был уволен за пьянство. Родион внимательно слушал Семёна, а позднее отвёл его домой, чтобы тот не свалился где-нибудь по пути. Увидев мужа, жена начала бить Мармеладова, утверждая, что он пропил последние деньги. Несчастные дети находились в углу. Мальчик плакал, девочка его успокаивала, а их младшая сестричка спала. Было ясно, что семья дошла до предела нравственного падения. В этот момент автор показал хорошую черту Раскольникова — готовность бескорыстно помочь. Уходя, молодой человек незаметно оставил нищей семье немного монет. Позже он задумался, правильно ли сделал, ведь ему самому нужны были деньги, но пришёл к утвердительному ответу. На этом эпизод закончился.

Смысл эпизода

В контексте произведения семью Мармеладовых можно охарактеризовать, как типичную для Петербурга середины XIX века. Эти люди, сами того не зная, стали частью теории Раскольникова о тварях дрожащих и право имеющих. При этом они были аргументом в пользу того, что от таких зажиточных людей, как старуха-процентщица, надо избавляться, а деньги поделить между теми, кто нуждается в них. По мнению Родиона, убийство «вредных людей» может облегчить жизнь обществу, но на такой поступок способен не каждый. В связи с теорией, Раскольников хочет проверить, к какой категории относится он. Для того чтобы сделать это, молодой человек убивает старуху и случайно зашедшую Лизавету. Родион не является резко отрицательным или исключительно положительным героем. Он, как и многие жители Петербурга, загнан в тупик, но в отличие от большинства, не мирится с этим, а пытается совершить зло во благо.

literaguru.ru

Преступление и наказание встреча раскольникова и мармеладова

Глава 1. Родион Раскольников, бедный молодой человек, бросил из нищеты университет и жил в Петербурге в убогой каморке, за которую сильно задолжал квартирной хозяйке. От невзгод и одиночества он целиком ушёл в себя. (См. статьи Жизнь Раскольникова до преступления, Путь Раскольникова к преступлению, а также: Достоевский «Преступление и наказание» – читать по главам.)

Однажды в июльский день Раскольников вышел на душную улицу и побрёл к старухе-процентщице Алёне Ивановне. Он собирался заложить у неё отцовские серебряные часы – и вместе с тем сделать пробу предприятию, о котором думал всё последнее время.

Злая, сварливая старушонка Алёна встретила Раскольникова неприветливо. За часы она дала ему лишь грошовую плату. Раскольников внимательно осматривал квартиру процентщицы, а выйдя от неё на улицу, вдруг остановился и произнёс: «Какой ужас мог прийти мне в голову! Как это всё отвратительно и грязно!» От голода и расстройства нервов его потянуло его зайти в распивочную.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Глава 2. С Раскольниковым разговорился сидевший в распивочной оборванный пожилой человек. Он представился бывшим чиновником Мармеладовым и рассказал грустную историю своей жизни. После первого брака Мармеладов взял в супруги Катерину Ивановну, женщину благородного происхождения, но бедную. Семейство вскоре впало в нищету: Мармеладов лишился службы по сокращению штатов, от этого стал пить и не мог найти другого места уже из-за пьянства. Катерина Ивановна заболела чахоткой. Троих её маленьких детей от другого мужа было не на что содержать. В жертву родным поневоле принесла себя Соня, дочь Мармеладова от первой жены: чтобы спасти отца, мачеху и её детей, она пошла в проститутки. Несколько недель назад Мармеладов поступил на службу, но потом опять запил. Стыдясь идти домой, он ночевал среди бродяг, а сегодня ходил на квартиру к Соне просить на похмелье.

Раскольников и Мармеладов. Рисунок М. П. Клодта, 1874

Раскольников отвёл Мармеладова домой. В его жалком жилище он увидел Катерину Ивановну с оборванными детьми и красными, недужными пятнами на щеках. Эта вспыльчивая женщина от отчаяния стала таскать пропившего последние деньги Мармеладова за волосы. В порыве сострадания Раскольников незаметно оставил им на подоконнике милостыню из своих последних медных денег и ушёл.

Глава 3. На следующий день Раскольников проснулся дома голодный. Из жалости ему принесла чаю и щей хозяйкина служанка Настасья.

Она рассказала Раскольникову, что хозяйка хочет донести на него в полицию за долги. Отдала и письмо, пришедшее ему вчера от оставшейся в провинции матери. Мать писала, что по неимению средств почти не может помогать Родиону. Жившая с ней сестра Раскольникова, Дуня, чтобы высылать брату хоть немного денег, поступила гувернанткой в дом местных помещиков – господина Свидригайлова и его жены Марфы Петровны. Свидригайлов стал домогаться красавицы Дуни. Узнав про это, Марфа Петровна ославила её на весь город. Девушка долго была предметом насмешливых сплетен, но потом Марфа Петровна нашла письмо Дуни к Свидригайлову, где та твёрдо отвергала его домогательства – и сама стала восстанавливать её репутацию, читая письмо во всех домах. К Дуне посватался состоятельный родственник Марфы Петровны, Петр Петрович Лужин, 45-летний деловой человек, тяжебщик, «враг предрассудков» и сторонник «убеждений новейших поколений». Лужин намеревался открыть в Петербурге адвокатскую контору и объяснил, что хочет взять за себя девушку честную, но без приданого, чтобы, узнав смолоду бедственное положение, она потом всю жизнь считала мужа за благодетеля.

Мать писала, что Дуня приняла предложение Лужина и мечтает увидеть брата Родиона помощником в его конторе, а может быть и компаньоном. Лужин уже выехал в Петербург, вызвав к себе и невесту с матерью. Они вскоре приедут в столицу, где смогут повидаться и с Родионом, хотя бережливый жених даже не оплатил им дорогу и вряд ли согласится, чтобы после его брака с Дуней мать жила с ними.

Глава 4. Раскольников вышел на улицу, с волнением думая о материнском письме. Он понял: идя за Лужина, Дуня приносит себя в жертву – надеется устроить брату карьеру при помощи будущего супруга. Ради того же на брак соглашается и мать, которая хорошо понимает скупого жениха. Раскольников решил противиться этому замужеству. Однако он понимал, что в ближайшие годы у него не будет способа помочь сестре и матери – и даже если сейчас расстроить сватовство Лужина, то потом Дуне всё равно предстоит ничуть не лучшая участь. «Что же делать? – думал он. – Смириться с жалкой, постыдной участью или побыстрее решиться на что-то смелое

На бульваре Раскольников заметил молоденькую пьяную девушку в разорванном платье, которую выслеживал шедший сзади молодой развратник. Вспомнив про историю собственной сестры со Свидригайловым, Раскольников едва не бросился на уличного фата. Начинавшуюся драку разнял пожилой городовой с добрым, смышлёным лицом. Раскольников отдал городовому последние деньги на наём для девушки извозчика домой, однако это первое душевное движение в следующий момент показалось ему смешным. Оно не совпадало с его новой теорией о праве сильного, по которой выходило: да пусть бы франт и позабавился!

Глава 5. Блуждая, Раскольников добрался до дачных Островов и заснул там под кустом от голодной и нервной слабости. Ему приснился сон, будто гуляя ребёнком с отцом на окраине родного городка, он видит, как пьяный мужик Миколка насажал в большую телегу хмельных друзей и стал вместе с ними хлестать кнутами запряжённую в неё худую кобылёнку, чтобы та пошла вскачь. Слабая лошадка едва трогалась с места. Рассвирепевшие седоки стали сечь её по глазам, потом Миколка начал бить её ломом – и уходил насмерть. Ребёнок Родя, жалостно крича, бросился целовать окровавленную лошадиную морду… (См. Первый сон Раскольникова — о забитой кляче.)

Проснувшись, Раскольников воскликнул: «Боже! Да неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… буду скользить в липкой крови, взламывать замок и дрожать, залитый кровью. » Он молил, чтобы Бог избавил его от «проклятой мечты». Но, идя назад домой через Сенную площадь, Раскольников вдруг увидел младшую сестру процентщицы, Лизавету, которую какой-то мещанин приглашал завтра к себе домой, к семи вечера, по торговому делу. Неожиданное известие, что старуха завтра в семь останется дома одна, показалось ему знаком судьбы!

Глава 6. Раскольникову вспомнилось и ещё одно странное совпадение. Месяца полтора назад, как раз по пути домой после своего первого визита к Алёне Ивановне, он зашёл в трактир и случайно услышал разговор про ту же процентщицу студента и офицера, игравших на бильярде. Студент рассказывал, как скупая, безжалостная Алёна тиранит свою забитую сестру Лизавету, и возмущался: «С одной стороны, глупая, ничтожная, злая старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная… С другой – молодые, свежие силы, тысячами пропадающие вокруг без поддержки. Убей её и возьми её деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству: не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?» Слушая разговор, Раскольников страшно волновался, ибо те же мысли прямо перед этим пришли в голову ему самому… (См. статью Теория Раскольникова.)

…Почти весь следующий день после встречи с Лизаветой на Сенной он проспал, а, пробудившись, увидел, что уже вечер. В возбуждении он вскочил в постели, пришил к одежде изнутри петлю, чтобы незаметно нести топор, смастерил из двух деревяшек «заклад», завернул его в бумагу и перевязал шнурком.

Был уже седьмой час. Раскольников выбежал на улицу. Топор он незаметно своровал внизу, в открытой каморке дворника. По пути к дому процентщицы он, чувствовал, как будто его ведут к эшафоту. На его звонок вначале ответа не было, но потом за дверью послышался лёгкий шорох, и начали снимать запор.

Глава 7. Войдя в квартиру, Раскольников отдал Алёне Ивановне «заклад». Старуха долго путалась в замысловато намотанном вокруг него шнурке. Когда она в досаде сделала движение повернуться в сторону Раскольникова, тот вынул из-под одежды топор и несколько раз ударил её по голове. Старуха рухнула на пол. Раскольников вынул у неё из кармана связку ключей и побежал в спальню. Под кроватью он нашёл сундучок с заложенными вещами, открыл его и стал набивать карманы первым, что попадалось под руку.

Сзади вдруг послышался шорох. Раскольников выбежал из спальни и увидел, что над телом сестры стоит вернувшаяся домой Лизавета. Он бросился на неё, ударил по голове топором – и в ужасе заметил, что входная дверь в квартиру оставалась незапертой!

Иллюстрация к «Преступлению и наказанию» художника Н. Каразина

Второе убийство было непредвиденным. Раскольников торопился уходить, но кто-то стал подниматься снизу по подъездной лестнице. Раскольников едва успел запереть дверь. Неизвестный подошёл к ней, стал настойчиво звонить, дёргать ручку двери и кричать, чтобы старуха открывала. Вскоре подошёл ещё один, по голосу молодой, и заметил, что дверь отстаёт при дёрганьи – значит, она заперта не на замок, а на крючок изнутри! Почему же не открывают?

Оба решили, что дело неладно! Молодой побежал вниз за дворником. Первый вначале остался у двери, но, подождав, тоже спустился к подъезду. Раскольников вышел за ним. Навстречу уже поднимались снизу несколько человек. Раскольников терял надежду ускользнуть незамеченным, но вдруг заметил, что одна квартира, в которой он, идя к старухе, видел красивших рабочих, сейчас распахнута и пуста. Он скользнул в неё, выждал, когда те, другие, прошли наверх и быстро вышел из дома. На своём дворе он подбросил топор на старое место – и забылся дома на диване в полубреду…

rushist.com

Встреча Раскольникова и Мармеладова

Раскольников зашел в Трактир. Среди посетителей обращал на себя внимание человек, похожий на отставного чиновника, который тоже был в не котором волнении. Раскольников почувствовал к этому человеку невольный интерес. Чиновник смотрел на всех со скукой и высокомерным пренебрежением. Лицо его было отекшим от постоянного пьянства, а во взгляде светилась восторженность, были смысл и ум, но в то же время и безумие. Одет он был в старый оборванный черный фрак с единственной оставшейся пуговицей, жилет и запачканную мятую манишку. Он тоже обратил внимание на Раскольникова и подсел к нему. Представившись титулярным советником Семеном Захаровичем Мармеладовым, он вдруг начал рассказывать о себе.

Мол, снимает угол у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель и живет там с женой Катериной Ивановной и ее тремя малолетними детьми. Жена его воспитывалась в губернском дворянском институте, получила золотую медаль и похвальный лист. Ей предсказывали блестящее будущее, но она сбежала с молодым офицером.

Мужа она любила чрезмерно, но тот начал играть в карты, попал под суд, а потом умер. Женщина осталась одна с тремя детьми без средств к существованию, родители от нее отказались, а она была чересчур горда. Вот тогда он, вдовец с четырнадцатилетней дочерью Сонечкой, из сострадания попросил ее руки. Через год он лишился должности и запил. долго они ездили с места на место и вот уже полтора года живут в Петербурге.

Здесь Мармеладов нашел место, а потом опять запил и место потерял. Жить стало совсем не на что. Сонечка ради семьи решила пойти на панель, хотя очень от этого страдала. Хозяйка сказала, что не желает жить под одной крышей с проституткой. и девушке пришлось получить желтый билет и снять себе комнату. К ним она заходит только поздно вечером, дает деньги.
Катерина Ивановна, несмотря на свое благородное воспитание, сама стирает и штопает, только рука у нее тяжелая — достается и ему, когда пьяный, и детям, если вздумают заплакать. А теперь она заболела, кашляет, на щеках появились красные пятна.

Пять недель назад Мармеладову посчастливилось найти место. Жена и дочь справили ему приличный костюм, на цыпочках ходили, когда он спал. Он отработал месяц, получил жалованье и все деньги до копеечки принес жене. Та поверила, что все у них теперь будет хорошо, и даже приласкала его. А на другой день он украл у жены ключ от сундука, где лежали деньги, вынул все, что осталось от жалованья, и пропил. А после пропил и всю новую одежду. Было это пять дней назад. А сегодня он ходил к дочери, просил денег на похмелье, и она дала ему тридцать копеек.

Мармеладов допил водку и попросил Раскольникова помочь ему добраться до дому. Он сказал, что боится домашних, но не побоев, а красных пятен на щеках жены и детского плача. Идти было недалеко. Комната была очень бедная, душная, к тому же проходная; дверь в следующие помещения была приоткрыта и оттуда доносились шум и волны табачного дыма.
Кашляя, Катерина Ивановна ходила взад и вперед, глаза ее блестели, но взгляд был неподвижен. Видно было, что у нее чахотка. Самая маленькая девочка, скорчившись, спала на полу, мальчик годом старше плакал в углу, его утешала старшая девочка в платьице, из которого давно выросла. Мармеладов, войдя в комнату, сразу встал на колени. Жена начала кричать на него, а потом досталось и Раскольникову. Тот поспешил уйти, но оставил на окне немного медных денег.

Идя по улице, он думал, что подлец человек ко всему привыкает, а если не подлец, то все остальное — предрассудки, а человеку нет никаких преград — все дозволено.

info-shkola.ru

Соня Мармеладова и Родион Раскольников в романе «Преступление и наказание»

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова – два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова – нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони – идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения – тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня – высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина – Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание – к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, – она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом – оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, – восклицает Раскольников, – тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! – А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом – любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»:

licey.net

Популярное:

  • Правила рейнджера Антарские рейнджеры Основная информация Основоположник(и) Известные члены Место расположения Историческая информация Дата создания Прочие сведения Принадлежность Антарские рейнджеры или егеря — военизированное формирование, […]
  • Двойное гражданство дума 04.06.2018 Sameta анонсирует усиление практики Судебные споры и банкротство. К команде фирмы в качестве руководителя практики присоединился Александр Епанешников. Подробнее. 17.05.2018 Sameta вошла в IV группу рейтинга литигаторов 2018 […]
  • Ст 3302 ук рф судебная практика Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2000 года (по уголовным делам) (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 11 апреля 2001 г.) Обзор судебной практики Верховного Суда Российской […]
  • Оон правила 96 Оон правила 96 ГОСТ Р 55906-2013(ЕЭК ООН FFV-36:2010) НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Fresh tomatoes. Specifications ОКС 67.080.20ОКП 97 3241 Дата введения 2015-01-01 Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации […]
  • Какой главный закон в российской федерации Какой праздник отмечают в России 4 ноября? Какой праздник отмечают в России 4 ноября? День народного единства – это достаточно молодой праздник, но посвящен он событию, произошедшему более 400 лет назад в период Смутного времени. В этот […]
  • Собственность в семейном праве это Имущественные правоотношения супругов: проблемные положения Семейного кодекса РФ Семейный кодекс является одним из самых стабильных российских кодексов. Более чем за 21 год (кодекс действует с 1 марта 1996 года) в него было внесено всего […]
  • Развод дуэт имени Евдокия значение имени, характер и судьба | Что означает имя Евдокия В этой статье вы найдете сведения о значении имени Евдокия, его происхождении, истории, узнаете о вариантах толкования имени. Значение имени Евдокия: имя Евдокия […]
  • Сроки оплаты налогов по ндс Срок уплаты налогов в 2018 году: таблица для юридических лиц Налог на прибыль Один раз в квартал авансовые платежи по налогу на прибыль перечисляют организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в […]