Проект закона о банковской деятельности

Пояснительная записка к проекту федерального закона N 954176-6 «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (не действует)

Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 954176-6 «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

В целях воспрепятствования утрате документов кредитных организаций, создаваемых в электронном виде, целью которой, как правило, является сокрытие неправомерных действий руководства и собственников кредитных организаций, статьей 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (далее — Федеральный закон) предусмотрена обязанность кредитных организаций отражать все осуществленные операции и иные сделки в электронных базах данных, которые позволяют обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем пять лет с даты включения ее в электронные базы данных на электронных носителях и возможность доступа к такой информации по состоянию на каждый операционный день.

Обеспечение хранения информации, содержащейся в электронных базах данных, осуществляется также путем создания их резервных копий.

Указанной статьей Федерального закона также предусмотрена обязанность Банка России по направлению в кредитную организацию требования о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных исключительно в случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных статьей 20 Федерального закона.

При этом в практике применения статьи 40.1 Федерального закона имеются случаи неисполнения кредитными организациями вышеуказанного требования Банка России, а также случаи непередачи бывшим руководством кредитных организаций электронных баз данных на электронных носителях и их резервных копий временным администрациям по управлению кредитными организациями, у которых отозваны лицензии, и конкурсным управляющим (ликвидаторам) кредитных организаций.

В таких условиях проведение конкурсными управляющими (ликвидаторами) работы по поиску, выявлению и возврату активов ликвидируемых кредитных организаций зачастую затрудняется либо представляется невозможным.

Норма, определяющая, что Банк России направляет в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных исключительно в случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии на осуществление банковских операций, может быть причиной того, что получение кредитной организацией такого требования является своего рода сигналом для осуществления негативных действий, влекущих искажение или уничтожение информации, подлежащей отражению в электронных базах данных и их резервных копиях.

Учитывая изложенное, предлагается внести в статью 40.1 Федерального закона изменение, предусматривающее расширение оснований для направления Банком России в кредитную организацию требования о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий электронных баз данных и предоставление Банку России права направлять такое требование в иных, не связанных с отзывом у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, случаях, а именно принятия в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» решения о введении ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных операций и (или) о введении запрета на осуществление отдельных банковских операций, введения в соответствии со статьей 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц, возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации, установленных статьей 189.10 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», и принятия решения о направлении в кредитную организацию представителей Банка России и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) в целях проведения анализа финансового положения кредитной организации для решения вопроса о целесообразности направления в Агентство предложения Банка России об участии Агентства в осуществлении мер по предупреждению банкротства или предложения об участии в урегулировании обязательств кредитной организации в порядке, предусмотренном статьей 189.47 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Принятие законопроекта позволит снизить вероятность утраты информации, подлежащей отражению кредитными организациями в электронных базах данных на электронных носителях и их резервных копиях, при направлении соответствующего требования Банком России.

Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Реализация Федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.

Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.

Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

Принятие Федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 40.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, необходимых для обеспечения действия его норм.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

base.garant.ru

  • Депутатские запросы
  • Законодательные инициативы
    • Законодательные инициативы Законодательного Собрания Забайкальского края I созыва
    • Законодательные инициативы Законодательного Собрания Забайкальского края II созыва
      • Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 2 и 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
      • Проект федерального закона»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
      • Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 4-1 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
      • Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации»
      • Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 15-1 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
      • Проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
      • Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
      • Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»
      • Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «Об исчислении времени»
      • Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 35 Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации»
      • Право законодательной инициативы
      • Законодательные инициативы депутатов Законодательного Собрания Забайкальского края
      • Межпарламентское сотрудничество
      • Депутатские, публичные слушания
      • Архив видеозаписей заседаний
      • Архив аудиозаписей заседаний
      • Новое в документах

        25 июля 2018 88 Кб

        25 июля 2018 87.5 Кб

        25 июля 2018 88.5 Кб

        25 июля 2018 3269 Кб

        25 июля 2018 93.5 Кб

        Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 29 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»

        Фоторепортажи

      • Январь
      • Февраля
      • Март
      • Апрель
      • Май
      • Июнь
      • Июль
      • Август
      • Сентябрь
      • Октябрь
      • Ноябрь
      • Декабрь
      • `15
      • `16
      • `17
      • `18
      • Опрос Архив опросов

      • Обращения граждан
      • Открытые данные
      • Информация
      • Собрание представителей Агинского Бурятского округа
      • Молодежный парламент
      • Государственные закупки
      • Награды Законодательного Собрания
      • Государственная гражданская служба Забайкальского края
      • Официальный портал Забайкальского края
      • Избирательная комиссия Забайкальского края
      • Общественная палата Забайкальского края
      • Уполномоченный по правам человека в Забайкальском крае
      • Уполномоченный по правам предпринимателей в Забайкальском крае
      • Уполномоченный по правам ребенка в Забайкальском крае
      • Федеральный портал управленческих кадров
      • НПА в РФ
      • Официальный Интернет-портал правовой информации
      • Федеральный портал проектов НПА
      • Государственные услуги МВД России
      • Контрольно-счетная палата Забайкальского края
      • Система ГАС «Законотворчество»
      • Местное самоуправление
      • День российского парламентаризма
      • К А Р Т А С А Й Т А

        • Общая информация
          • Правовая основа деятельности Законодательного Собрания
          • Историческая справка
          • Взаимодействие со СМИ
          • Контакты
          • Экскурсия в Законодательное Собрание
          • Состав и структуpа
            • Руководство
            • Депутаты
            • Комитеты
            • Фракции
            • Структура Законодательного Собрания
            • Совет Законодательного Собрания
            • Аппарат Законодательного Собрания
            • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах .
            • Постоянные комиссии
            • Прием избирателей
            • Адреса, телефоны приемных депутатов
          • Представители
            • В Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
            • Новости от сенаторов
            • Отчеты представителя Забайкальского края в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
            • В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
            • Законодательная деятельность
              • Планирование
              • Повестки заседаний
              • Протоколы заседаний
              • Законодательные инициативы
              • Законодательная карта сайта
              • Информация о посещении заседаний депутатами
              • Итоги работы
              • Документы
                • Проекты постановлений
                • Федеральные законы
                • Перечень законов
                • Проекты Законов
                • Постановления
                • Первое чтение
                • Распоряжения
                • Регламенты
                • Положения
                • Обращения
                • Уставы
                • Законы
                • Разное
                • Бюджет
                • Награды
                  • Награды Законодательного Собрания
                  • Список лиц, награжденных медалью Законодательного Собрания Забайкальского края «Знак Почета»
                  • Гос. служба и кадры
                    • Нормативные правовые акты
                    • Конкурсы
                    • Результаты проведения конкурсов
                    • Перечень документов (для участия в конкурсе)
                    • Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению
                    • Противодействие коррупции
                    • Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах.
                    • Архив (конкурсы)
                    • Местное самоуправление
                      • Совет представительных органов МР и ГО
                      • Информационный бюллетень
                      • Методические рекомендации
                      • Мероприятия
                      • Молодежный парламент
                        • Новости Молодежного парламента
                        • Совет Молодежного парламента
                        • Документы и материалы Молодежного парламента
                        • Деятельность Молодежного парламента
                        • Контакты Молодежного парламента
                        • 1 созыв
                        • 2 созыв
                        • Открытые данные
                          • Общая информация. Условия использования
                          • Реестр открытых данных
                          • Паспорта открытых данных
                          • Запрос на предоставление информации
                          • Паспорт «Общая информация о Законодательном Собрании Забайкальского края»
                          • Паспорт «Депутаты Законодательного Собрания Забайкальского края второго созыва»
                          • Паспорт «Перечень законов Забайкальского края»
                          • Выделите орфографическую ошибку мышью и нажмите Ctrl+Enter

                            Законодательное Собрание Забайкальского края

                            672002, Забайкальский край, г. Чита, ул. Чайковского, 8

                            Тел./факс: (3022) 35-74-89 (приемная)

                            Тел.: (3022) 35-32-36

                            Официальный e-mail Законодательного Собрания Забайкальского края.

                            Адрес электронной почты web-мастера

                            Информация на сайте актуальна на 25.07.2018 г. 11:20 (мест. время)

                            www.zaksobr-chita.ru

                            Проект Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьи 10, 12 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

                            Документ является поправкой к

                            Комментарии Российской Газеты

                            Проект вносится Правительством Российской Федерации

                            Внести в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 5, ст. 410) следующие изменения:

                            1) пункт 3 статьи 835 признать утратившим силу;

                            «2. По договору банковского вклада любого вида банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика, за исключением вкладов, внесенных на иных условиях возврата, предусмотренных договором.

                            По договору банковского вклада любого вида, заключенному с вкладчиком, являющимся гражданином, за исключением вклада до востребования и вклада, заключенного на условиях, не предусматривающих право досрочного востребования суммы вклада или ее части, банк обязан по требованию вкладчика до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада, возвратить сумму вклада или ее часть в срок не позднее семи дней со дня предъявления вкладчиком требования о возврате вклада, а по вкладу, сумма которого превышает предельный размер возмещения по вкладам, в соответствии с законом обязательного страхования вкладов, — в срок не позднее четырнадцати дней со дня предъявления вкладчиком требования о возврате вклада, если более короткий срок не предусмотрен договором .»;

                            б) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

                            «5. При заключении договора банковского вклада на условиях, не предусматривающих право вкладчика, являющегося гражданином, на досрочное востребование суммы вклада или ее части, или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата, банк обязан указать на наличие таких условий в рекламе, в приглашениях делать оферты, в офертах и документах, удостоверяющих заключение договора банковского вклада. В случае неисполнения банком указанной обязанности вкладчик, являющийся гражданином, вправе потребовать возврата суммы вклада досрочно или предъявить к оплате сберегательный (депозитный) сертификат до истечения установленного в нем срока и уплаты процентов, причитающихся вкладчику ко дню предъявления этого требования.».

                            а) пункт 2 дополнить абзацем вторым следующего содержания:

                            «Сберегательные (депозитные) сертификаты могут предусматривать невозможность их предъявления к оплате до истечения установленного в них срока.»; б) пункт 3 после слов «сберегательного (депозитного) сертификата» дополнить словами «, предусматривающего право предъявления к оплате до истечения установленного в нем срока,».

                            Части первую и вторую статьи 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, № 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 6, ст. 492; 2003, № 52 , ст. 5033) изложить в следующей редакции:

                            «Договор банковского вклада в рублях или иностранной валюте с физическим лицом может быть заключен только банком, имеющим такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующим в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящим на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.».

                            Внести в Федеральный закон от 23 декабря 2003 года № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 52, ст. 5029; 2008, № 52, ст. 6225) следующие изменения:

                            1) статью 10 дополнить частью 6 следующего содержания:

                            «6. При обращении в Агентство с требованием о выплате возмещения по вкладу, удостоверенному именным сберегательным сертификатом, вкладчик представляет указанный сертификат.»;

                            2) в частях 3 и 4 статьи 12 слова «частями 4 и 5» заменить словами «частями 4 — 6».

                            Президент Российской Федерации Д. Медведев

                            К проекту федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьи 10, 12 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»

                            Проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и статьи 10, 12 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — законопроект) подготовлен в соответствии с пунктом 17 Плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.07.2009 № 911-р.

                            В соответствии с действующей редакцией пункта 2 статьи 837 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) банк обязан возвратить вкладчику сумму вклада или ее часть по его первому требованию вне зависимости от условий заключенного между ними договора банковского вклада. Таким образом, несмотря на установленные в договоре сроки возврата вклада, данная норма предоставляет вкладчику право в любое время изъять вклад, размещенный на определенный срок, без каких-либо ограничений. Кроме того, условие договора банковского вклада об отказе гражданина от права на получение вклада по первому требованию признается ничтожным.

                            В результате банки не в состоянии четко планировать размещение привлеченных от вкладчиков денежных средств, поскольку всегда существует вероятность досрочного расторжения договора срочного банковского вклада.

                            По своей сути договор банковского вклада служит инструментом трансформации сбережений в инвестиции. Планируя свою инвестиционную и кредитную политику, каждый банк опирается прежде всего на структуру пассивов, т.е. учитывает сроки привлечения вкладов, зафиксированные в договоре банковского вклада. Поэтому любое, не предусмотренное, а тем более одностороннее со стороны вкладчика изменение условий договора банковского вклада влечет нарушение сформированной банком структуры движения средств, целью которой является обеспечение своевременного исполнения обязательств банка. Кроме того, норма о праве вкладчика на досрочное изъятие вклада независимо от вида вклада препятствует качественному планированию банками своей деятельности и заставляет их ограничивать свои активные операции преимущественно краткосрочным кредитованием торговых организаций. В результате из сферы инвестиций отвлекаются крупные денежные средства. С одной стороны, это снижает доходность банковских операций (а значит, и доход вкладчиков), а с другой стороны, создает избыточную массу денежного предложения на краткосрочных и наиболее ликвидных рынках (валютном, государственных облигаций). В таких условиях возможность активного участия банков в инвестиционных и ипотечных проектах существенно снижается, тормозится развитие долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного жилищного строительства, включая ипотечное кредитование. Кроме того, установленная действующим законодательством обязанность банка возвратить вклад по первому требованию вкладчика независимо от условий договора, противоречит групповым интересам вкладчиков, поскольку позволяет одним вкладчикам изъять часть срочных вкладов в любой момент в ущерб интересам остальных вкладчиков банка. Эта угроза становится особенно реальной в условиях кризисов, когда резко увеличивается отток депозитов, отчего снижается ликвидность банков. Известно, что одновременное досрочное изъятие даже части срочных вкладов способно привести к банкротству практически любой банк. В то же время мировой опыт показывает, что так называемый «набег на банки» со стороны вкладчиков, являющийся наиболее распространенной причиной банковских кризисов, в подавляющем большинстве случаев провоцируется лишь страхом, а не объективными экономическими обстоятельствами.

                            События весны — лета 2004 г. на финансовом рынке Российской Федерации показали, что наличие у вкладчика безусловного права на досрочное изъятие вклада имеет еще одну негативную сторону. Она связана с так называемым «эффектом ожидания». Информация о нестабильности отдельных банков (зачастую распространенная недобросовестными конкурентами и не соответствующая действительности), о повышении курса иностранной валюты и, как следствие, обесценивании вкладов, выраженных в валюте Российской Федерации, о задержке в расчетах отдельной кредитной организацией в связи с недостаточностью денежных средств на корреспондентском счете приводят к тому, что вкладчики начинают массовое изъятие вкладов, резко ухудшая финансовое положение банков. При этом вкладчики — физические лица, как правило, не способны проверить и правильно оценить полученную информацию.

                            Массовое истребование вкладчиками своих вкладов до наступления сроков возврата ведет к неисполнению банками иных обязательств перед своими кредиторами. Таким образом, достигается лавинообразный эффект, способный привести к несостоятельности кредитной организации, чье финансовое положение было вполне удовлетворительным.

                            Необходимо отметить, что действующим законодательством предусмотрен механизм защиты интересов вкладчиков банков. Выплаты по вкладам банков, являющихся участниками системы страхования вкладов, в случае отзыва у них банковской лицензии или введения Банком России моратория на удовлетворение требований вкладчиков осуществляются государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство) в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ «О страховании физических лиц в банках Российской Федерации» (далее — Закон о страховании вкладов). Платежи по вкладам граждан в банках, не являющихся участниками системы страхования вкладов, должны осуществляться Банком России в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2004 года N 96-ФЗ «О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

                            Четкость функционирования Агентства продемонстрировала эффективность созданной системы страхования, в связи с чем в настоящее время отпала необходимость в таком способе защиты прав вкладчиков, как закрепление в законе безусловного права на досрочное изъятие вклада для всех видов вкладов.

                            Следует отметить, что в развитом правопорядке достаточно широко распространена категория вкладов, отличных от вкладов до востребования. Общим принципом является необходимость согласования возможностей и условий досрочного закрытия вкладов между банком и вкладчиком. Как правило, вкладчик может потребовать деньги назад до истечения срока вклада, но закон не обязывает банк возвращать вклад досрочно. Так, в Италии, Финляндии, Франции, Германии возможность досрочного изъятия срочных вкладов определяется банком и вкладчиком самостоятельно в тексте договора. Досрочное изъятие срочного вклада в Австрии рассматривается как кредит, за который должен быть уплачен 1 процент от досрочно изъятой суммы за каждый полный месяц, недостающий до наступления срока закрытия вклада. В Великобритании понятие «срочный вклад» не используется, однако законодательство не препятствует договаривающимся сторонам согласовывать любые сроки и условия вкладов, включая штрафы и т.д. Таким образом, все условия и правила должны быть определены и согласованы в каждом отдельном договоре между банком и вкладчиком.

                            На основании изложенного в законопроекте предусматривается, что по договору банковского вклада любого вида, за исключением вклада до востребования и вклада, заключенного на условиях, не предусматривающих право досрочного востребования суммы вклада или ее части, банк обязан по требованию вкладчика до истечения срока либо до наступления иных обстоятельств, указанных в договоре банковского вклада возвратить сумму вклада или ее часть в срок не позднее семи дней со дня предъявления вкладчиком требования о возврате вклада, а по вкладу, сумма которого превышает предельный размер возмещения по вкладам, в соответствии с законом обязательного страхования вкладов, — в срок не позднее четырнадцати дней со дня предъявления вкладчиком требования о возврате вклада, если более короткий срок не предусмотрен договором.

                            Кроме того, законопроектом предусматривается, что банковский вклад любого вида, за исключением вклада до востребования и вклада, заключенного на условиях, не предусматривающих право досрочного востребования суммы вклада или ее части, может быть удостоверен сберегательным (депозитным) сертификатом, предусматривающим невозможность их предъявления к оплате до истечения установленного в нем срока.

                            Преимущество использования сберегательного (депозитного) сертификата, не предусматривающего права предъявления к оплате до истечения установленного в нем срока заключается в универсальности этого инструмента: безотзывный сертификат может стать объектом купли-продажи, залога, быть предметом сделок по купле-продаже на неорганизованных площадках и на фондовых биржах и т.п., т.е. в полной мере реализовать свое свойство ценной бумаги, которой она и является в соответствии со статьей 844 Кодекса. Это способствовало бы развитию еще одного сегмента финансового рынка. В настоящее время сберегательные (депозитные) сертификаты, выдаваемые для удостоверения суммы вклада физических лиц, не получили широкого распространения, поскольку предусматривают возможность их досрочного предъявления и получения гражданином суммы вклада.

                            Модель сберегательного (депозитного) сертификата, которая не предусматривает возможность для физического лица предъявить данный сертификат досрочно и, соответственно, получить сумму вклада по первому требованию (пункт 2 статьи 837 Кодекса), позволяет гражданину этот сертификат, например, продать и получить определенную сумму денежных средств, заложить и т.п.

                            Таким образом, гражданин имеет возможность получить денежные средства по данному сертификату или использовать вытекающие из обладания таким сертификатом права для удовлетворения своих нужд тем или иным способом.

                            Функции длительных срочных сбережений успешно реализуются с помощью депозитных сертификатов на многих рынках. Например, в США, стране с наиболее развитым финансовым рынком, депозитный сертификат покупается на определенный срок, обычно от трех месяцев до пяти лет. По истечении данного срока клиент имеет право продлить сертификат. В течение срока действия депозитного сертификата клиент получает, как правило, фиксированную процентную ставку, хотя в ряде случаев она может быть привязана к какому-либо индексу, к примеру фондовому. Депозитные сертификаты до 100 тыс. долларов США подпадают под американскую систему страхования вкладов, поэтому риск минимален. По сертификатам свыше 100 тыс. долларов, которые называются Jumbo, выплачивается еще более высокий доход, однако сумма выше страхового лимита не страхуется. Проценты по сертификатам физических лиц выше, чем по сертификатам юридических лиц. Эти условия позволяют участникам рынка сбережений гибко управлять процентными рисками банка и самого вкладчика. Данная система формировалась в США не одно десятилетие. Ее отличительной особенностью является гибкость, которая позволяет банкам решать проблему управления ликвидностью путем установления понятной системы процентных ставок и режимов ведения счетов. Указанное подтверждает статистика выпуска данного инструмента в зарубежных странах: например, в США депозитные сертификаты составляют около 1,6 трлн. долларов или 27% всех привлеченных депозитов, в Канаде депозитные сертификаты составляют более 340 млрд. долларов или около 50% всех привлеченных депозитов.

                            Кроме того, статью 837 Кодекса предлагается дополнить нормой, предусматривающей обязанность банка в относящихся к договорам банковского вклада на условиях, не предусматривающих право вкладчика, являющегося гражданином, на досрочное востребование суммы вклада или ее части, или не предусматривающих его права на досрочное предъявление к оплате сберегательного (депозитного) сертификата, указывать на наличие таких условий в рекламе, в приглашениях делать оферты, в офертах и документах, удостоверяющих заключение договора банковского вклада.

                            В условиях существования системы страхования вкладов требуются дополнительные законодательные меры по ограничению риска оттока вкладов граждан из банковской системы, так как исполнение обязательств по страхованию вкладов осуществляется согласно действующему законодательству как за счет фонда обязательного страхования вкладов, так и за счет федерального бюджета. В связи с этим в Закон о страховании вкладов предлагается внести дополнение, предусматривающее представление именного сберегательного сертификата при обращении в Агентство вместе с требованием о выплате возмещения по вкладу.

                            Предлагаемые изменения в статью 837 Кодекса также являются основанием и для внесения соответствующих изменений и дополнений в статьи 10 и 12 Закона о страховании вкладов, статью 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

                            rg.ru

                            Проект закона о банковской деятельности

                            Проект N 100324-5

                            Вносится депутатами Государственной Думы
                            В.М. Резником, А.П. Ковалем,
                            Ю.О. Исаевым, Л.В. Пепеляевой

                            О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»

                            Часть первую статьи 23 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года N 395-1 (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года) 17-ФЗ (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Суда РСФСР, 1990, N 27, ст. 357, Собрание законодательства Российской Федерации,1996, N 6, ст. 492: 2005 N 1, ст. 18) после слов «Банка России.» дополнить предложениями следующего содержания:

                            «Письменное уведомление о начале процедуры, реорганизации с приложением решения о реорганизации направляется кредитной организацией в Банк России в течение трех рабочих дней после принятия решения о реорганизации кредитной организации (принятия решения о реорганизации последней из участвующих в реорганизации кредитной организацией). Банк России размещает данное уведомление на своем сайте в сети Интернет и не позднее одного рабочего дня со дня поступления от кредитной организации уведомления направляет в уполномоченный регистрирующий орган информацию о начале процедуры реорганизации кредитной организации с приложением решения о реорганизации, на основании которых указанный орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе реорганизации.

                            Кредитная организация с даты принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения обязана раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации. Под такими фактами (событиями, действиями) для целей настоящего Федерального закона понимаются:

                            1) реорганизация кредитной организации, ее дочерних и зависимых обществ;

                            2) наступление фактов, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов кредитной организации более чем на 10 процентов, фактов, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков кредитной организации более чем на 10 процентов, совершение кредитной организацией разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10 и более процентов от активов кредитной организации по состоянию на дату заключения сделки;

                            3) появление лица, владеющего не менее чем 5 процентами обыкновенных акций кредитной организации (не менее чем 5 процентами долей кредитной организации), а также любое изменение, в результате которого размер принадлежащих этому лицу таких акций (долей) стал более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций кредитной организации (долей кредитной организации);

                            4) сведения о решениях общих собраний акционеров (участников) кредитной организации;

                            5) сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам кредитной организации в форме акционерного общества (о части чистой прибыли кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, распределяемой между ее участниками);

                            6) поступление кредитной организации в форме открытого акционерного общества в соответствии с главой XI.1 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» добровольного или обязательного предложения (в том числе конкурирующего предложения), уведомления о праве требовать выкупа ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое приобрело более 95 процентов общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций кредитной организации в форме открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с пунктом 5 статьи 32 Федерального закона «Об акционерных обществах», с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

                            Раскрытие информации о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, производится путем ее опубликования в печатном издании, доступном для большинства кредиторов кредитной организации и указанном в сообщении кредитной организации о принятом решении о реорганизации. Такое опубликование осуществляется в срок, не превышающий 5 дней с момента наступления указанных фактов (событий, действий).».

                            Внести в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст. 3301; 1999, N 28, ст. 3471; 2002, N 12, ст. 1093; 2006, N 2, ст. 171, N 3, ст. 282) следующие изменения:

                            1) статью 57 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

                            «5. Преобразование коммерческих организаций в некоммерческие, а равно преобразование некоммерческих организаций в коммерческие не допускается за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом или другими законами.»;

                            2) дополнить статьей 57.1 следующего содержания:

                            «Статья 57.1. Аннулирование правовых последствий реорганизации

                            1. Решение о реорганизации, принятое с нарушением требований настоящего Кодекса, иных законов, может быть признано недействительным по заявлению учредителя (участника) реорганизуемого юридического лица. Такое заявление может быть предъявлено в суд в течение трех месяцев со дня, когда участник (учредитель) узнал или должен был узнать о принятом решении.

                            2. Требования, удовлетворение которых может повлечь аннулирование правовых последствий реорганизации могут, быть предъявлены в суд участниками (учредителями) юридического лица одновременно с требованием о признании решения о реорганизации учредителей (участников), уполномоченного учредительными документами на принятие такого решения органа реорганизуемого юридического лица недействительным

                            3. Признание решения о реорганизации недействительным, удовлетворение иных требований участников (учредителей), которые могут привести к аннулированию правовых последствий реорганизации, не влечет ликвидации юридического лица, равно как аннулирования государственной регистрации юридического лица, а также недействительности сделок совершенных таким юридическим лицом.

                            4. В случае признания решения о реорганизации недействительным орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица не позднее трех месяцев со дня завершения реорганизации.

                            5. Члены совета директоров (наблюдательного совета), единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа, лица, имеющие право давать обязательные для исполнения реорганизуемым юридическим лицом указания или имеющие возможность иным образом определять его действия, равно как и управляющая организация или управляющий реорганизуемой организации несут солидарную ответственность за ущерб, причиненный по их вине юридическому лицу, его участникам и кредиторам в результате реорганизации. При этом не несут ответственности члены совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица, члены коллегиального исполнительного органа организации, голосовавшие против решения, повлекшего причинение убытков.»;

                            а) в пункте 4 слова «разделительным балансом» заменить словами «передаточным актом»;

                            б) в пункте 5 слова «разделительным балансом» заменить словами «передаточным актом»;

                            а) в названии статьи исключить слова «и разделительный баланс»;

                            б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

                            «1. Передаточный акт является документом, подтверждающим правопреемство при реорганизации. Он должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам и иным правоотношениям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты, на которую составлен передаточный акт, в связи с осуществлением деятельности реорганизуемым юридическим лицом. «;

                            в) в пункте 2 первый абзац изложить в следующей редакции:

                            «2. Передаточный акт является частью решения о реорганизации, утверждаемого учредителями (участниками) юридического лица или органом, принимающим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с документами, представляемыми для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.»;

                            5) статью 60 изложить в следующей редакции:

                            «Статья 60. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого юридического лица

                            1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения о его реорганизации обязано письменно сообщить органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. На основании такого сообщения орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

                            Реорганизуемое юридическое лицо после сообщения о начале процедуры реорганизации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц трижды с периодичностью один раз в месяц помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации. В сообщении о реорганизации указываются сведения о каждом из участвующих в реорганизации, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации юридических лиц, форма реорганизации, иные сведения, предусмотренные законом.

                            Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после сообщения о начале процедуры реорганизации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, письменно уведомляет своих кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено законом.

                            Юридическое лицо обязано обеспечить кредиторам доступ к решениям о реорганизации, договорам о слиянии (присоединении), передаточному акту, годовым отчетам и бухгалтерским балансам, иным документам, предусмотренным законом. Порядок и сроки предоставления указанных документов для ознакомления кредиторам устанавливаются законом.

                            2. Кредиторы реорганизуемого юридического лица, требования которых возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, не позднее тридцати дней со дня последней публикации вправе потребовать досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — о прекращении обязательства и возмещении связанных с этим убытков в случае если:

                            реорганизуемое юридическое лицо не докажет, что в результате реорганизации права кредиторов не нарушаются;

                            условиями реорганизации в форме выделения или разделения не предусмотрена солидарная ответственность создаваемых в результате реорганизации (продолжающих существование) юридических лиц по обязательствам реорганизуемого юридического лица;

                            не предоставляется достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

                            3. В случае удовлетворения требований о досрочном исполнении (прекращении) обязательств и возмещении убытков после завершения реорганизации вновь созданные в результате реорганизации (продолжающие существование) юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизуемого юридического лица.

                            4. Исполнение реорганизуемым обществом обязательств перед кредиторами обеспечивается в порядке, установленными настоящим Кодексом.

                            Кредиторы, которые в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица имеют преимущественное перед иными кредиторами удовлетворение требований по обязательствам юридического лица — должника не вправе требовать предоставления обеспечения.

                            5. В случае невозможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица по конкретному обязательству юридические лица — правопреемники, а также юридические лица — правопредшественники (в случае реорганизации в форме выделения), несут солидарную ответственность по данному обязательству реорганизованного юридического лица перед кредиторами.».

                            6) статью 68 изложить в следующей редакции:

                            «Статья 68. Реорганизация хозяйственных товариществ и обществ

                            1. Хозяйственные товарищества и общества могут быть реорганизованы в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными законами.

                            2. Допускается осуществление реорганизации с одновременным участием хозяйственных товариществ и обществ разных видов. В результате осуществления реорганизации хозяйственного общества может создаваться общество иного вида, чем общества, участвующие в реорганизации.

                            В таких случаях решение о реорганизации должно содержать порядок и условия реорганизации, порядок обмена (конвертации) долей (акций, вкладов), в том числе соотношение (коэффициент) такого обмена (конвертации)».

                            3. Хозяйственные товарищества и общества одного вида могут преобразовываться в хозяйственные товарищества и общества другого вида или производственные кооперативы.

                            4. При реорганизации товарищества каждый полный товарищ в течение года с момента завершения реорганизации несет субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам, возникшим до завершения реорганизации. Отчуждение бывшим товарищем принадлежащих ему доле (акций) не освобождает его от такой ответственности. Правила, изложенные в настоящем пункте применяются при преобразовании товарищества в производственный кооператив.».

                            Внести в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3431; 2003, N 26, ст. 2565; 2003, N 50, ст. 4855; 2003, N 52 (ч. 1), ст. 5037; 2004, N 45, ст. 4377) следующие изменения:

                            1) пункт 1 статьи 5 дополнить подпунктом «т» следующего содержания:

                            «сведения о начале процедуры реорганизации юридического лица»;

                            2) название главы V изложить в следующей редакции:

                            «Глава V. Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации. Внесение в единый государственный реестр юридических лиц иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц»;

                            2) дополнить главу V статьей 13_1 следующего содержания:

                            «Статья 13_1. Уведомление о реорганизации юридического лица

                            1. Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после принятия решения о его реорганизации (принятия решения о реорганизации последним из участвующих в реорганизации юридических лиц) обязано письменно сообщить регистрирующему органу с приложением решения о реорганизации о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации. На основании этого сообщения регистрирующий орган в срок не более чем три рабочих дня вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

                            2. Реорганизуемое юридическое лицо после сообщения о начале процедуры реорганизации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц трижды с периодичностью один раз в месяц помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации. В сообщении о реорганизации указываются сведения о каждом из участвующих в реорганизации, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации юридических лиц, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные законом. Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после сообщения о начале процедуры реорганизации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, письменно уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации, если иное не предусмотрено законом.»;

                            абзац 1 изложить в следующей редакции:

                            «1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:»;

                            подпункт «а» изложить в следующей редакции:

                            «а) подписанное заявителем (заявителями — юридическими лицами, участвующими в реорганизации) заявление о государственной регистрации каждого юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что:

                            учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно — правовой формы,

                            сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны,

                            передаточный акт содержит положения о правопреемстве вновь созданного юридического лица по всем обязательствам реорганизуемых юридических лиц в отношении всех их кредиторов,

                            все кредиторы реорганизуемого лица (лиц) уведомлены в соответствии с требованиями действующего законодательством Российской Федерации,

                            в арбитражный суд по месту нахождения каждого участвующего в реорганизации юридического лица требования о признании недействительным решения о реорганизации не заявлено. В случае, если такое требование заявлено либо предъявлен иск, который может привести к признанию недействительным решения о реорганизации, в заявлении подтверждается, что арбитражным судом не выносились акты о принятии обеспечительных мер, запрещающих осуществление государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица), либо соответствующее требование или иск было заявлено по истечении установленного срока либо в законную силу вступило решение арбитражного суда об отказе в удовлетворении такого требования или иска,

                            в установленных законом случаях для проведения реорганизации получены (направлены) необходимые согласования или разрешения.»;

                            подпункт «г» изложить в следующей редакции:

                            «г) договор о слиянии (присоединении);»;

                            в подпункте «д» слова «или разделительный баланс» исключить;

                            дополнить подпунктом «з» следующего содержания:

                            «з) копию опубликованного в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении о реорганизации;»;

                            дополнить подпунктом «и» следующего содержания:

                            «и) в случае создания акционерного общества — уведомление органа, осуществляющего государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, о государственной регистрации выпуска акций акционерного общества и решение о выпуске акций акционерного общества с отметкой органа, осуществляющего государственную регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг, содержащей присвоенный выпуску акций акционерного общества государственный регистрационный номер.».

                            4) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

                            «1_1). Заявление о государственной регистрации каждого юридического лица, создаваемого в результате реорганизации, может быть подано в регистрирующий орган только после принятия решения о реорганизации всеми юридическими лицами, участвующими в такой реорганизации, и по истечении срока, предусмотренного законодательством Российской Федерации для обращения в суд кредитора реорганизуемого юридического лица с иском о досрочном исполнении обязательств реорганизуемым юридическим лицом или защиты прав и законных интересов кредитора в связи с реорганизацией иным способом, предусмотренным федеральным законом. В случае, если в течение указанного срока был предъявлен иск кредитора о досрочном исполнении обязательств реорганизуемым юридическим лицом или заявлено требование о защите прав и законных интересов кредитора в связи с реорганизацией иным способом, предусмотренным федеральным законом, заявление о государственной регистрации может быть подано в регистрирующий орган до вступления в законную силу решения арбитражного суда об отказе в удовлетворении иска лишь при условии, что на момент обращения отсутствует определение арбитражного суда о принятии обеспечительных мер, запрещающих осуществление государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации (государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица).».

                            Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; N 25, ст. 2956; 1999, N 22, ст. 2672; 2001, N 33, ст. 3423; 2002, N 12, ст. 1093; N 45, ст. 4436; 2003, N 9, ст. 805; 2004, N 11, ст. 913; N 15, ст. 1343; N 49, ст. 4852; 2005, N 1, ст. 18; 2006, N 2, ст. 172) следующие изменения:

                            «Наряду с акционерными обществами в реорганизации может участвовать общество с ограниченной ответственностью. В результате осуществления реорганизации акционерного общества может создаваться общество с ограниченной ответственностью.»;

                            б) пункт 5 изложить в следующей редакции:

                            «5. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации общества юридических лиц, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.»;

                            в) пункт 6 признать утратившим силу;

                            2) дополнить статьей 15_1 следующего содержания:

                            «Статья 15_1. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого общества

                            2. Реорганизуемое общество после сообщения о начале процедуры реорганизации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, письменно уведомляет в течение пяти рабочих дней всех известных ему кредиторов о начале реорганизации или трижды с периодичностью один раз в месяц помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации.

                            В сообщении (уведомлении) о реорганизации указывается:

                            1) полное и сокращенное фирменное наименование, сведения о месте нахождения каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц;

                            2) полное и сокращенное фирменное наименование, сведения о месте нахождения каждого из создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации юридических лиц;

                            3) форма реорганизации;

                            4) описание порядка и условий заявления кредиторами каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц своих требований, включая место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также средства связи (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и проч.);

                            5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации;

                            В сообщении (уведомлении) о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения об обществе, участвующем в реорганизации, в частности сведения о кредитных рейтингах общества, а также об их изменении за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если общество осуществляет свою деятельность менее трех лет.

                            В случае, если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц, сообщение о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

                            3. Организация, участвующая в реорганизации, обязана по требованию кредитора предоставить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления следующие документы:

                            2) сведения о существенных сделках, совершенных реорганизуемым обществом за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемое общество осуществляет свою деятельность менее трех лет, размер обязательств по которым составляет не менее 10 процентов балансовой стоимости активов реорганизуемого общества по данным его бухгалтерской отчетности за соответствующий завершенный отчетный период;

                            4) копию договора о слиянии (присоединении), копию решения о реорганизации;

                            5) копию передаточного акта, а в случае, если передаточный акт содержит приложения — обеспечить возможность ознакомления с такими приложениями;

                            6) копии своих годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, а также копии годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов всех организаций, участвующих в реорганизации за три последние завершенные финансовые года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемая организация осуществляет свою деятельность менее трех лет, а также копии квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций за последний завершенный квартал перед датой принятия решения о реорганизации).

                            Общество, участвующее в реорганизации, обязано по требованию кредитора предоставить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления документы, указанные в подпунктах 1-6 настоящего пункта. Указанные документы должны быть предоставлены для ознакомления любому кредитору в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию кредитора предоставить ему копии указанных документов в трехдневный срок с момента обращения, при этом плата, взимаемая организацией за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление.»;

                            а) подпункт 7 пункта 3 изложить в следующей редакции:

                            «7) указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;»;

                            б) в пункте 4 слова «разделительным балансом» заменить словами «передаточным актом»;

                            «7. указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта;»;

                            б) в пункте 4 слова «с разделительным балансом» заменить словами «передаточным актом»;

                            5) пункт 8 статьи 19_1 изложить в следующей редакции:

                            «8. Передаточный акт общества, реорганизуемого в форме выделения или разделения, осуществляемых одновременно со слиянием или присоединением, является документом, в соответствии с которым права и обязанности общества, созданного в результате выделения и разделения, переходят к юридическому лицу, к которому присоединяется такое общество, либо к юридическому лицу, создаваемому в результате слияния такого общества с другим юридическим лицом.».

                            6) пункт 1 статьи 20 изложить в следующей редакции:

                            «1. Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной (дополнительной) ответственностью, в хозяйственное товарищество, некоммерческое партнерство или в производственный кооператив. Преобразование акционерного общества в хозяйственное товарищество, некоммерческое партнерство или в производственный кооператив осуществляется только по единогласному решению всех акционеров общества.»

                            Внести в Федеральный закон от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 7, ст. 785; 1998, N 28, ст. 3261; 1999, N 1, ст. 2; 2002, N 12, ст. 1093; 2005, N 1, ст. 18) следующие изменения:

                            1) в пункте 1 статьи 1 слово «создания» заменить словом «учреждения»;

                            а) дополнить пунктом 2_1 следующего содержания:

                            «Наряду с обществом с ограниченной ответственностью в реорганизации может участвовать акционерное общество. В результате осуществления реорганизации общества с ограниченной ответственностью может создаваться акционерное общество.»;

                            б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

                            «5. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации общества юридических лиц, и внесение записи о прекращении деятельности реорганизованных обществ, а также государственная регистрация изменений в устав осуществляется в порядке, установленном федеральными законами.»;

                            в) пункт 5 признать утратившим силу.

                            2) главу V дополнить статьей 51_1 следующего содержания:

                            «Статья 51_1. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого общества

                            1. В случае реорганизации общества кредиторам предоставляются гарантии, предусмотренные статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

                            5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации.

                            6) сведения о лицах, намеревающихся предоставить обеспечение кредиторам реорганизуемого общества, а также об условиях обеспечения исполнения обязательств по обязательствам реорганизуемого общества (при наличии таких лиц).

                            В сообщении (уведомлении) о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения об обществе, участвующем в реорганизации.

                            3. Реорганизуемое общество обязано по требованию кредитора предоставить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления следующие документы:

                            1) сведения о размере кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого общества за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемое общество осуществляет свою деятельность менее трех лет, в том числе с разбивкой по кредиторам и должникам, размер задолженности которых составляет не менее 10 процентов общего размера кредиторской и дебиторской задолженности, а также сведения о кредиторской и дебиторской задолженности перед аффилированными лицами;

                            6) копии своих годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов, а также копии годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов всех юридических лиц, участвующих в реорганизации за три последние завершенные финансовые года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемое юридическое лицо осуществляет свою деятельность менее трех лет, а также копии квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных юридических лиц за последний завершенный квартал перед датой принятия решения о реорганизации).

                            Общество, участвующее в реорганизации, обязано по требованию кредитора предоставить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления документы, указанные в подпунктах 1-6 настоящего пункта. Указанные документы должны быть предоставлены для ознакомления любому кредитору в помещении исполнительного органа общества. Общество обязано по требованию кредитора предоставить ему копии указанных документов в трехдневный срок с момента обращения, при этом плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление.».

                            а) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

                            «2. Общее собрание участников каждого общества, участвующего в слиянии, принимает решение по вопросу о реорганизации в форме слияния, включающего в себя утверждение договора о слиянии, передаточного акта и устава общества, создаваемого в результате слияния.

                            3. Общества, участвующие в слиянии, заключают договор о слиянии, который должен содержать порядок и условия слияния, порядок обмена долей в уставном капитале каждого общества, участвующего в слиянии на доли (акции) создаваемого общества и соотношение такого обмена, сведения о создании новых юридических лиц, указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта.

                            При слиянии обществ доли в уставном капитале общества, принадлежащие другому участвующему в слиянии обществу, а также принадлежащие участвующему в слиянии обществу собственные доли погашаются.»;

                            б) в пункте 4 первое предложение первого абзаца изложить в следующей редакции:

                            «4. В случае принятия общим собранием участников каждого общества, участвующего в слиянии, решения о такой реорганизации избрание исполнительных органов общества, создаваемого в результате слияния, осуществляется на совместном общем собрании участников обществ, участвующих в слиянии.»;

                            а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

                            «2. Общее собрание участников общества, к которому осуществляется присоединение, принимает решение по вопросу о такой реорганизации, включающее в себя утверждение договора о присоединении. Общее собрание участников присоединяемого общества принимает решение по вопросу о реорганизации в форме присоединения, включающее в себя утверждение договора о присоединении и передаточного акта. Договор о присоединении должен содержать порядок и условия присоединения, порядок обмена долей присоединяемого общества на доли (акции) общества, к которому осуществляется присоединение и соотношение такого обмена.»;

                            б) пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

                            «При присоединении общества подлежат погашению:

                            собственные доли, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение, за исключением долей, на которые обмениваются доли присоединяемого общества;

                            собственные доли, принадлежащие присоединяемому обществу;

                            доли в уставном капитале присоединяемого общества, принадлежащие обществу, к которому осуществляется присоединение;

                            доли в уставном капитале общества, к которому осуществляется присоединение, принадлежащие присоединяемому обществу, за исключением долей, на которые обмениваются доли в уставном капитале присоединяемого общества.»;

                            «2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме разделения, по вопросу о реорганизации общества в форме разделения принимает решение о такой реорганизации, которое должно содержать порядок и условия разделения общества, порядок обмена долей реорганизуемого общества на доли (акции) каждого создаваемого общества и соотношение такого обмена, сведения о создании новых юридических лиц, указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта, указание об утверждении учредительных документов каждого создаваемого юридического лица.»;

                            а) абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:

                            «2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме выделения, по вопросу о реорганизации общества в форме выделения принимает решение о такой реорганизации, которое должно содержать порядок и условия выделения, способ и порядок размещения акций каждого создаваемого общества в случае, если в результате выделения создается акционерное общество, а в случае обмена долей реорганизуемого общества в акции создаваемого общества — соотношение такого обмена, сведения о создании нового юридического лица (новых юридических лиц), указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта, указание об учреждении учредительных документов каждого создаваемого юридического лица, внесение изменений в учредительные документы общества, реорганизуемого в форме выделения, в том числе изменений, связанных с изменением состава участников общества, определением размеров их долей, иные изменения, предусмотренные решением о выделении, а также при необходимости решает иные вопросы, в том числе вопросы об избрании органов общества.»;

                            б) в абзаце втором пункта 2 слова «разделительный баланс» заменить на слова «передаточный акт»;

                            в) в пункте 3 слова «с разделительным балансом» заменить на слова «с передаточным актом»;

                            8) пункты 1 и 2 статьи 56 изложить в следующей редакции:

                            «1. Общество вправе преобразоваться в акционерное общество, в хозяйственное товарищество, некоммерческое партнерство или в производственный кооператив. Преобразование общества в хозяйственное товарищество, некоммерческое партнерство или в производственный кооператив осуществляется только по единогласному решению всех участников общества.

                            2. Общее собрание участников общества, реорганизуемого в форме преобразования, по вопросу о реорганизации общества в форме преобразования принимает решение о такой реорганизации, которое должно содержать порядок и условия предобразования, порядок обмена долей участников общества на акции акционерного общества, вклады в складочном капитале хозяйственного товарищества или паи членов производственного кооператива, указание об утверждении устава создаваемого в результате преобразования акционерного общества или производственного кооператива, а также указание об утверждении передаточного акта с приложением передаточного акта.».

                            Внести в Федеральный закон от 8 мая 1996 г. N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 20, ст. 2321; 2001, N 21, ст. 2062; 2002, N 12, ст. 1093) следующие изменения:

                            а) в пункте 3 слова «или разделительный баланс, содержащие» заменить словами «, содержащий»;

                            б) в пункт 4 слова «или разделительный баланс утверждаются» заменить словами «утверждается», слово «предоставляются» заменить словом «предоставляется»;

                            2) Главу VIII дополнить статьей 26_1:

                            «Статьей 26_1. Гарантии прав кредиторов реорганизуемого общества

                            1. В случае реорганизации общества кредиторам предоставляются гарантии, предусмотренные статьей 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.

                            2. Реорганизуемый кооператив после сообщения о начале процедуры реорганизации органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, письменно уведомляет в течение пяти рабочих дней всех известных ему кредиторов о начале реорганизации или трижды с периодичностью один раз в месяц помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации.

                            1) полное и сокращенное фирменное наименование, сведения о месте нахождения каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц,

                            2) полное и сокращенное фирменное наименование, сведения о месте нахождения каждого из создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации юридических лиц,

                            3) форма реорганизации,

                            4) описание порядка и условий заявления кредиторами каждого из участвующих в реорганизации юридических лиц своих требований, включая место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а также дополнительные адреса, по которым могут быть заявлены такие требования, а также средства связи (номера телефонов, факсов, адреса электронной почты и проч.),

                            5) сведения о лицах, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа, каждого участвующего в реорганизации юридического лица, а также юридических лиц, создаваемых (продолжающих деятельность) в результате реорганизации,

                            В сообщении (уведомлении) о реорганизации могут быть также указаны дополнительные сведения о кооперативе, участвующем в реорганизации.

                            В случае, если в реорганизации участвуют два и более юридических лиц, сообщение о реорганизации публикуется от имени всех участвующих в реорганизации юридических лиц.

                            3. Реорганизуемый кооператив обязан по требованию кредитора предоставить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления следующие документы:

                            1) сведения о размере кредиторской и дебиторской задолженности реорганизуемого кооператива за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемый кооператив осуществляет свою деятельность менее трех лет, в том числе с разбивкой по кредиторам и должникам, размер задолженности которых составляет не менее 10 процентов общего размера кредиторской и дебиторской задолженности, а также сведения о кредиторской и дебиторской задолженности перед аффилированными лицами;

                            2) сведения о существенных сделках, совершенных реорганизуемым кооперативом за три последних завершенных финансовых года или за каждый завершенный финансовый год, если реорганизуемый кооператив осуществляет свою деятельность менее трех лет, размер обязательств по которым составляет не менее 10 процентов балансовой стоимости активов реорганизуемого кооператива по данным его бухгалтерской отчетности за соответствующий завершенный отчетный период;

                            3) расчет стоимости чистых активов по каждому юридическому лицу, участвующему в реорганизации, на последнюю отчетную дату, предшествующую принятию решения о реорганизации;

                            Кооператив, участвующий в реорганизации, обязан по требованию кредитора предоставить в трехдневный срок с момента обращения для ознакомления документы, указанные в подпунктах 1-6 настоящего пункта. Указанные документы должны быть предоставлены для ознакомления любому кредитору в помещении исполнительного органа кооператива. Кооператив обязан по требованию кредитора предоставить ему копии указанных документов в трехдневный срок с момента обращения, при этом плата, взимаемая обществом за предоставление копий, не может превышать затрат на их изготовление.».

                            Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

                            Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации»

                            Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — законопроект) направлен на урегулирование отношений, возникающих по поводу реорганизации коммерческих организаций, а также устранение законодательных пробелов посредством консолидации норм в едином нормативно-правовом акте. Законопроект содержит нормы, распространяющие действие на все коммерческие организации, участвующие в хозяйственном обороте.

                            Реорганизация является важным элементом предпринимательской деятельности, представляя собой способ оптимизации организации предпринимательской деятельности в зависимости от изменений рынка.

                            Анализ действующего законодательства и практики его применения показывает, что действующее законодательство фактически препятствует реорганизации, делая проведение реорганизационных процедур экономически нецелесообразными. Более того, пробелы и противоречия законодательства приводят к невозможности осуществления абсолютно законной реорганизации, сбалансировано учитывающей интересы реорганизуемой коммерческой организации, ее участников и кредиторов, и как следствие создают возможности для оспаривания реорганизации, тем самым, дестабилизируя хозяйственный оборот в целом.

                            Не решенным на законодательном уровне остается вопрос о возможности проведения смешанной реорганизации по организационно-правовым формам хозяйственных обществ. Это, свою очередь, приводит к необходимости проведения реорганизации в несколько этапов (отдельно преобразование плюс одна из указанных четырех форм), что существенно усложняет, а также увеличивает сроки реорганизации, вызывая дополнительные и необоснованные издержки. Целый ряд проблем возникает на практике в связи с изначальной, уже на стадии утверждения, недостоверностью разделительного баланса и передаточного акта и последующей его правоустанавливающей ролью.

                            Действующее гражданское законодательство устанавливает безусловное право кредиторов требовать досрочного выполнения обязательств и, как следствие, ущемляет права реорганизуемой коммерческой организации, ставя ее, по сути, в зависимое от кредиторов положение.

                            Закрепление в Гражданском Кодексе Российской Федерации положений, посвященных принципиальным аспектам реорганизации, позволит единообразно урегулировать отношения, возникающие по поводу реорганизации хозяйственных обществ различных организационно-правовых форм.

                            Законопроектом предлагается уйти от абсолютизации значения передаточных документов для целей установления правопреемства по правам и обязанностям реорганизованного юридического лица. В этой связи законопроектом определяется статус передаточных документов и закрепляется требования к содержанию передаточного акта. Так, передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменениями в имуществе и обязательствах, которые могут возникнуть после даты составления передаточного акта в связи с осуществлением деятельности реорганизуемым юридическим лицом.

                            Предлагается отойти от принципа безусловной защиты кредиторов при реорганизации и предусмотреть более гибкий правовой режим, который бы обеспечивал баланс интересов как кредиторов, так и участников юридического лица. Предлагается распространить на процедуру заявления соответствующих требований кредиторами необходимость оценки судом обоснованности подобных требований: кредиторы вправе требовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков, но только в судебном порядке, при этом суд вправе отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникнет.

                            В качестве правовых средств, гарантирующих интересы кредиторов при реорганизации и компенсирующих отказ от безусловного права требовать досрочного исполнения или прекращения обязательств реорганизуемым лицом, законопроектом закрепляется право кредиторов требовать возложения солидарной ответственности на организации, создаваемые в результате реорганизации (продолжающие существование) по обязательствам реорганизуемой организации. Дополнительно законопроектом закрепляются механизмы обеспечения исполнения реорганизуемой организацией обязательств перед кредиторами, а также механизмы ответственности менеджеров, членов советов директоров за ущерб, причиненный по их вине этой организации, ее участникам и кредиторам в результате реорганизации.

                            Законопроектом предлагается закрепить ряд правовых гарантий, имеющих преимущественно информационную функцию, направленных на создание механизма раскрытия информации о готовящейся реорганизации. Подобные механизмы, не ограничивая волю инвесторов, позволяют создать условия, препятствующие злоупотреблению правом на реорганизацию, в том числе по недобросовестному перераспределению имущества, а также призваны открыть более широкие возможности для реализации соответствующими заинтересованными лицами (миноритарными акционерами, кредиторами) права на защиту, в том числе на судебную.

                            Законопроектом также допускается возможность осуществления «смешанных» реорганизаций по организационно-правовым формам, с участием хозяйственных товариществ и обществ разных видов, для чего законопроект закрепляет соответствующую норму в общих положениях ГК РФ о хозяйственных товариществах и обществах.

                            Электронный текст документа
                            подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
                            рассылка

                            docs.cntd.ru

  • Популярное:

    • Нови закон для патента 2018 Нови закон для патента 2018 Федерер ще пропусне мастърса в Торонто Носителят на 20 титли от Големия шлем Роджър Федерер ще пропусне турнира от сериите "Мастърс" в Торонто. 36-годишният швейцарец обяви, че се оттегля от надпреварата, за […]
    • Приказ 157-н по бюджетному учету 2014г Важная информация 1. В заявках на закупку с НМЦК: - до 1,0 млн. руб. исключить требование об установлении обеспечения заявки;- от 1млн. руб. до 20 млн. руб. устанавливается размер обеспечения от 0,5% до 1%;- более 20 млн. устанавливается […]
    • Приказ фапси n 152 Приказ ФАПСИ от 13 июня 2001 г. N 152 "Об утверждении Инструкции об организации и обеспечении безопасности хранения, обработки и передачи по каналам связи с использованием средств криптографической защиты информации с ограниченным […]
    • Виды групп кратковременного пребывания Виды групп кратковременного пребывания ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 22 июля 2010 года N 91 Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и […]
    • Коллектор 24 ТОРГОВЫЙ ДОМ «ИНЖЕНЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ДОМАШНЯЯ ВЕНТИЛЯЦИЯ БЕЗ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА Solar Fox, S-Wall ТУРБОДЕФЛЕКТОР пятница, 20 июля 2018 г. Влияние вентиляции в доме на здоровье человека Потребность в свежем воздухе - одна из базовых нужд […]
    • Приказ об аттестационной комиссии в колледже Приказ об аттестационной комиссии в колледже МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИХабаровского края от 20 октября 2014 года N 60 О создании аттестационной комиссии для проведения аттестации педагогических работников в целях установления […]
    • Федеральный закон 3185-i Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" С изменениями и дополнениями […]
    • Закон о применении физической силы полиция 1) для пресечения преступлений и административных правонарушений; Комментарий к Ст. 20 федерального закона «О полиции» в РФ 2. В состоянии необходимой обороны они вправе причинить вред здоровью лица, посягающего на совершение […]