Преступление против безопасности рк

О преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка на транспорте за 2015 год и 1 полугодие 2016 года

Согласно Конституции Республики Казахстан человек, его достоинства, неотъемлемые права и свободы представляют собой высшую ценность. Приоритет человека делает необходимым доброжелательные отношения между людьми, заботливое отношение к воспитанию подрастающего поколения. Их нарушение омрачает жизнь людей, мешает им нормально работать, препятствует нормальному воспитанию детей и так далее. Вот почему такие деяния имеют большую степень общественной опасности.

По транспортному региону совершенные преступления против общественной безопасности и общественного порядка за 6 месяцев т.г. составляет 5,5% (5,1%) от общего числа преступлений.

Среднестатистическим правонарушителем является гражданин Республики, безработный в возрасте от 25 до 39 лет, со средним образованием. В основном это мужчины.

Основную долю этих преступлений составляют хулиганство — 41,1% (31,7%), незаконное ношение холодного оружия — 32,3% (26,9%) и незаконное перемещение через госграницу наркотических средств — 17,6% (31,7%), то есть средней тяжести.

К примеру, приговором Уланского районного суда Восточно-Казахстанской области гражданин Б. признан виновным в том, что находясь в пассажирском поезде в состоянии алкогольного опьянения из хулиганских побуждении, нарушая общественный порядок и покой пассажиров, беспричинно разбил стекло на двери тамбура. В итоге Б. был осужден к 2 годам ограничения свободы по ст.293 ч.2 п.4 УК.

Из рассмотренных дел 79,5% осуждены к различным мерам наказания и по 20,5% производства прекращены в связи с примирением сторон и заглаживанием причиненного вреда.

Обеспечение общественной безопасности и общественного порядка является конституционной обязанностью государства и всех ветвей власти, в связи с чем органами транспортной прокуратуры на постоянной основе освещаются тематические ролики, статьи в СМИ, разъясняется об ответственность за совершения таких правонарушений.

www.zakon.kz

Для Казахстана

Отчеты по практике

Предмет: Уголовное право

Тип: Курсовая работа

Объем: 33 стр.

Преступление против общественной безопасности

Содержание
Введение 3
1. Понятие общественной безопасности 5
2. Преступления против общественной безопасности 7
2.1. Терроризм 7
2.2. Захват заложников 17
2.3. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма 21
2.4. Организация незаконного вооруженного формирования 23
2.5. Бандитизм 25
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Введение
На современном этапе развития общества государство признает, что человек, его достоинства, неотъемлемые права и свободы представляют собой высшую ценность. Приоритет человека делает необходимым доброжелательные отношения между людьми, соблюдением правил общежития, заботливое отношение к воспитанию подрастающего поколения, безопасную эксплуатацию и пользование источниками повышенной опасности, создание условий, обеспечивающих здоровое население. Их нарушение омрачает жизнь людей, мешает им нормально работать, проводить досуг и отдыхать, препятствует нормальному воспитанию подростков, ведет к несчастным случаям с детьми, гибели материальных ценностей и так далее. Вот, почему такие деяния имеют большую степень общественной опасности и ряд из них признан преступлениями.
Обеспечение безопасности гражданина РК, ее населения в целом является конституционной обязанностью государства, всех ветвей власти.

Цель работы – раскрыть понятие общественной безопасности, проблемы его законодательного определения. Рассмотреть составы конкретных преступлений под углом зрения установления их объективных (объект, объективная сторона) и субъективных (субъективная сторона, субъект) признаков, а также содержание указанных в законе квалифицирующих (отягчающих) обстоятельств, широко используя при этом обобщения судебной практики. Уделить внимание вопросам борьбы с данными преступлениями.

1. Понятие общественной безопасности
Новый УК рассматривает общественную безопасность в качестве составного элемента большой группы общественных отношений, обеспечивающих не только общественную безопасность в узком смысле, но также общественный порядок, здоровье населения, общественную нравственность, экологическую безопасность, безопасность движения и эксплуатации транспорта. Вся совокупность этих общественных отношений именуется в УК общественной безопасностью (в широком смысле) и общественным порядком, которые выступают в качестве родового объекта преступлений, входящих в раздел УК.

2. Преступления против общественной безопасности
2.1. Терроризм
Терроризм – один из самых опасных преступлений современности, не редко носящих не только национальный, но и международный характер. Опасность терроризма очевидна. Хотелось бы обратить внимание на некоторые моменты.
Терроризм отражает культ насилия и способствует его развитию, давая ему преимущества перед правовыми, социальными методами разрешения конфликтов в обществе.
Терроризм формирует и усиливает в обществе чувство страха и беспомощности, которое подавляет в свою очередь позитивную активность личности. Как и всякое иное действие, направленное на причинение смерти, и даже в большей степени, чем другие действия такого рода, терроризм обесценивает человеческую жизнь.

Объект преступления — общественная безопасность и функции власти в части принятия решений, входящих в их компетенцию.
Объективная сторона преступления состоит:

2.2. Захват заложников
Захват заложников в силу, что он носит часто транснациональных характер, признается преступлением международного характера (в декабре 1979 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла международную конвенцию по борьбе с захватом заложников).
Объект преступления – это общественная безопасность.
В качестве дополнительного непосредственного объекта при квалифицированных видах захвата заложников выступает здоровье и жизнь человека.

2.3. Заведомо ложное сообщение об акте терроризма
Данная статья устанавливает ответственность за заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий.
Опасность этого преступления, по-моему, заключается в том, что распространение даже ложных сообщений о якобы готовящихся актах терроризма могут вызвать панику, перебои в работе транспорта, государственных и иных предприятий и учреждений. соответствующие государственные органы вынуждены проводить организационно-технические мероприятия (подчас дорогостоящие), направленные на предотвращение готовящихся террористических акций.

2.4. Организация незаконного вооруженного формирования
Конституция РК запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действие которых направлены на создание вооруженных формирований. Такие формирования признаются законными лишь при условии, что порядок их организации и деятельности, их подчиненность и подконтрольность определяется законодательством.
Так, например, в законе «об обороне» отмечается, что «создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматриваются прохождение военной службы, положение которых не урегулировано законами, запрещается и преследуется по закону».
Объект преступления – общественная безопасность.
Объективная сторона преступления выражается в создании вооруженного формирования (объединения, отряда, дружины или иной группы), не предусмотренного законом, или в руководстве таким формированием.

2.4. Бандитизм
Бандитизм – организация вооруженных банд с целью нападения на предприятие, учреждение, организации либо на отдельных лиц, а равно участие в таких бандах и в совершаемых ими нападениях.

Заключение
В заключении хочу отметить основные моменты работы.
Общественная безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов общества, то есть совокупность потребителей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможность прогрессивного развития общества.
Особенностью преступлений против общественной безопасности является то, что они объективно вредны для широкого круга общественных отношений (безопасности личности, нормальной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других социальных институтов).
при совершении преступлений против общественной безопасности вред причиняется интересам не конкретного человека, а общественно значимым интересам – безопасным условиям жизни общества в целом.
Видовым объектам преступлений, предусмотренных нормами главы 24 УК, является общественная безопасность в узком смысле слова, то есть совокупность общественных отношений, обеспечивающих безопасные условия жизни каждого члена общества, общественный порядок, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ.
С объективной стороны большинство преступлений против общественной безопасности совершаются путем действия: терроризм, захват заложника, организация преступного сообщества и другие.
Большинство преступлений против общественной безопасности относится к преступлениям с формальным составом: организация незаконного формирования или участия в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации). Составы некоторых преступлений сконструированы как материальные, например, — захват заложника, пиратство и другие.

Итак, преступления против общественной безопасности представляют собой предусмотренные уголовным законом общественно-опасные деяния (действие или бездействие), причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим состояние общественного спокойствия, нормальное функционирование социальных институтов, безопасность личных, общественных или государственных интересов при производстве различного рода работ либо создающие угрозу причинения вреда.

Список использованной литературы
1. Уголовный Кодекс РК, Алматы 1997 год.
2. Гражданский кодекс РК (Общая ч.) (1994, с послед. изм. и доп.).
3. Конституция Республики Казахстан. Алматы «Жетi жаргы» 1998.
4. Конституция РК. Алматы, Издательство » Юридиче¬ская литература «, 1996 г.
5. Криминалистика, издательство «Юр.литература», М.1976 год. под редакцией Б.А.Викторова, Р.С.Белкина.
6. Кудайбергенов К.Б. Уголовное право. Право Казахстанское, право международное. Алматы. Данекер. 1998.
7. Лившиц Р.З. Современная теория права. Краткий очерк. — М., 1992.
8. Сарсембаев К.М. Уголовное право. Право казахстанское. Право межд. Алматы. Дапекер 1998 г.
9. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
10. Уголовно-процессуальный Кодекс РК, Алматы 1997 год.
11. Уголовно-процессуальный кодекс РК (1997)
12. Уголовный кодекс РК (1997).

kontrosha.net

Преступления против мира и безопасности человечества (3)

I Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества 5

II Виды преступлений против мира и безопасности человечества 7

2.1 Преступления против мира 7

2.2 Преступления против человечества 11

2.3 Военные преступления 14

Список использованной литературы 19

Особенная часть Уголовного кодекса Республики Казахстан начинается четвертым разделом «Преступления против мира, бе­зопасности человечества». Данный раз­дел является конкретной реализацией обязательства Казахстана перед мировым сообществом предусмотреть в национальном уголовном законодательстве ответственность за международные преступления, создающие реальную угрозу бе­зопасности существования стран и народов.

Устав ООН, как и Устав Токийского трибунала, документы ООН, принятые в конце II мировой войны и в первые послевоенные годы с активным участием СССР, дали толчок созданию разветвленной системы международно-правовых договоров, призванных противодействовать новым агрессивным войнам, уничтожению населения и природы, другим международным преступлениям. Включение данной главы в УК вытекает из Конституции: «Республика Казахстан уважает принципы и нормы международного права, проводит политику сотрудничества и добрососедских отношений между государствами, их равенства и невмешательства во внутренние дела друг друга, мирного разрешения международных споров, отказывается от применения первой вооруженной силы» 1

Рассматривая данную главу УК, необходимо подчеркнуть, что преступления, описанные в ней носят конвенциальный характер: соответствующие уголовно-правовые запреты вытекают из международно-правовых обязательств страны.

В настоящее время, когда еще не завершена кодификация международного уголовного права относительно преступлений, родовым объектом которых является мирная жизнь и безопасность человечества, основы существования и сотрудничества государств, мирное разрешение межгосударственных конфликтов, определенные трудности при усвоении материала может вызвать рядоположенное использование в литературе двух сходных терминов: «международные преступления» и «преступления международного характера». Для того чтобы избежать эти трудности, надо руководствоваться следующим:

Международные преступления – это деяния такого масштаба и такой тяжести, наступивших или возможных последствий, что они представляют реальную угрозу для судеб человечества в целом либо народов, других значительных групп людей, входящих в его состав: субъектом этих преступлений являются в большинстве случаев высшие представители государственной власти или лица, действующие по их указанию, либо в созданной государственной властью обстановке, поощряющей конкретные преступные действия.

Преступления международного характера – это общеуголовные преступления, но охватывающие территорию двух или нескольких государств и угрожающие не только внутренней безопасности и правопорядку в них, но и нормальным межгосударственным отношениям (экономическим, туристическим и т.д.). Но при всей опасности, например, преступлений международного характера, связанных с терроризмом, международным оборотом наркотиков и оружия и т.д., эти преступления обычно не достигают масштаба, при котором делается возможной угроза безопасности человечества в целом. Эти преступления обычно не инициируются и не поддерживаются государственной властью, которая ведет борьбу с ними. Имеется и формальный разграничительный признак: наличие или отсутствие квалификации соответствующих деяний, как преступлений против мира и безопасности человечества в международно-правовых документах.

Конечно, разграничение названных групп преступлений, не носит абсолютного характера в международной практике борьбы с преступностью, мы встречаемся с фактами обвинения некоторых стран в государственной поддержке терроризма и незаконного оборота наркотиков. И в ряде других случаев названные преступления представляют при их выходе на международный уровень серьезную непосредственную угрозу миру и безопасности, вот почему не исключено появление в рассматриваемой главе новых составов преступлений в соответствии с международно-правовыми документами о борьбе с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков.

I Общая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества

Декларация о праве народов на мир, одобренная резолюци­ей 39/11 Генеральной Ассамблеи ООН от 12 ноября 1984 г., определила, что установление прочного мира на Земле пред­ставляет собой первейшее условие сохранения цивилизации и существования человечества. Декларация торжественно провоз­гласила, что народы нашей планеты имеют священное право на мир, и содействие его реализации является одной из основных обязанностей каждого государства.

Основу миропорядка как объекта преступлений против мира составляют взаимоотношения государств, сориентированные на устранение угрозы войны, прежде всего ядерной, на исключе­ние применения силы в межгосударственных отношениях и раз­решение международных споров мирными средствами на осно­ве Устава Организации Объединенных Наций.

Преступления против мира и безопасности человечества – запрещенные уголовным законом общественно опасные деяния, связанные с подготовкой, развязыванием агрессивной войны, незаконным оборотом оружия массового поражения, действиями, направленными на уничтожение определенного круга лиц, уничтожением растительного мира, наемничеством и совершением иных действий, посягающих на основы мирного сосуществования государств и безопасность человечества.

Основанием для выделения в УК преступлений против мира и безопасности человечества явились предписания статьи 6 Устава международного военного трибунала. Преступления против мира и безопасности человечества могут быть подразделены на три группы:

а) преступления против мира;

б) преступления против человечества;

в) военные преступления.

Объектом рассматриваемых преступлений являются основы добрососедского, взаимовыгодного, мирного соседства и сосуществования государств, безопасность человечества. В качестве дополнительного объекта выступают жизнь и здоровье человека, отношения, обеспечивающие сохранность природы, отношения собственности.

Отдельные преступления в качестве обязательного признака предусматривают предмет — производство или распространение оружия массового поражения. 1

Объективная сторона рассматриваемых преступлений характеризуется деянием в форме активных действий. По конституции рассматриваемые преступления являются в основном формальными составами, считаются оконченными с момента совершения указанных в законе действий. Экоцид 2 является формально-материальным составом преступления.

Субъективная сторона преступлений против мира и безопасности человечества характеризуется виной в форме прямого умысла. Для отдельных преступлений обязательным признаком субъективной стороны является цель: нападение на лиц и учреждения, которые пользуются международной защитой, в целях провокации войны или осложнения международных отношений. 1

Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Отдельные составы преступления в качестве обязательных предусматривают признаки специального субъекта – пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны совершенные с использованием средств массовой информации либо должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность. 2

II Виды преступлений против мира и безопасности человечества

2.1 Преступления против мира

Планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны 1 . В рамках одной нормы УК фактически объединены два состава, объективная сторона одного из которых состоит в подготовительных действиях к агрессивной войне, а второй – в ведении этой войны. Различия в санкциях (часть 1 предусматривает лишение свободы на срок от 7 до 12 лет, а часть 2 – на срок от 10 до 20 лет) понятны. Они связаны с различием тяжести наступивших или возможных последствий. Субъективная сторона данного преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

Ключевое слово при характеристике рассматриваемых составов – агрессивная война. Таким образом, речь идет не о любой войне, как вооруженной борьбе между государствами для достижения определенных целей, а о применении государством вооруженной силы первым в нарушение Устава ООН. Имеется ввиду применение вооруженной силы против суверенитета, территориальной неприкосновенности, политической независимости другого государств. Предполагается, что оценку действий государства как развязывания и ведения агрессивной войны (акта агрессии) дает Совет Безопасности ООН, если достигнуто единогласие его постоянных членов.

Непосредственный объект деяний, предусмотренных рассматриваемой статьей – состояние мира между государствами и безопасность человечества. Субъект – вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла. Применение вооруженной силы для подавления внутреннего мятежа, попыток незаконных вооруженных формирований установить контроль над определенной территорией, даже, если это связано с самопровозглашением независимости, не влечет для государства применившего в соответствии с Конституцией силу защиты своей целостности, оценки его действий, как акта агрессии. Такая оценка применима только к вооруженной борьбе двух или нескольких государств.

Планирование агрессивной войны – это разработка ее политических и стратегических целей, расчеты необходимых людских и материальных ресурсов для осуществления и закрепления результатов агрессии, разработка планов военных операций, перевода народного хозяйства на военные рельсы, мобилизации людей и технических средств; разработка планов управления оккупированными территориями, создания повода для нее и т.д.

Подготовка агрессивной войны – другой вариант объективной стороны состава включает в широком смысле и ее планирование. «Разведение» этих понятий означает, что в качестве самостоятельного варианта выделяются уже не «кабинетные» действия, а реальные – в воинских частях, соединенных и объединенных, в народном хозяйстве, в средствах массовой информации, на местности, прилегающей к будущему театру военных действия и т.д. Речь идет, в частности, о фортификационном и коммуникационном оборудовании исходных позиций, о сосредоточении войск в районах, из которых начнется вторжение, о приведении их в повышенную боевую готовность, об интенсивной разведке определенных территорий, об «обработке» общественного мнения и т.д.

Развязывание агрессивной войны – это предъявление ультиматума, блокада сухопутных, водных, воздушных коммуникаций страны, в отношении которой развязывается война, вторжение ограниченного контингента для разведки боем и захвата опорных пунктов, захват дипломатических представителей, интернирование других граждан страны, на которую осуществляется нападение, захват ее имущества и т.д. Если планирование и подготовка агрессивной войны обычно отделены от ее развязывания достаточно значительным промежутком времени, то действия по развязыванию агрессии немедленно переходят в полномасштабное ведение агрессивной войны 1 . Речь идет о бомбардировке территории или части страны, подвергнувшейся нападению. Агрессивной войной являются и обычные действия, которые развертывают вооруженные силы страны агрессора, уже ранее введенные на территорию какой-либо страны по соглашению с ней для выполнения каких-либо совместных задач (например, по договору о взаимопомощи) если предпринимают военные операции, вопреки условиям соглашения.

Пропаганда и публичные призывы к развязыванию агрессивной войны 2 . Расположение данной статьи указывает, что законодатель по существу рассматривает описанное в ней преступление как элемент подготовки агрессивной войны.

Объективная сторона предполагает обращение в любой форме (устной, письменной, графической и т.д.) к достаточно значительной аудитории (на митинге, собрании, в общественном месте, где находится много людей и т.д.) для того, чтобы убедить ее в необходимости начать агрессивную войну для разрешения, возникшего или прогнозируемого межгосударственного конфликта. Таким образом, непосредственный объект — мир между государствами, и в более отдаленной перспективе — безопасность человечества.

Квалифицированный состав предусматривает усиление наказания в случаях использования средств массовой информации, либо должностным лицом, занимающим ответственную государственную должность 3 .

За обозначенным исключением субъект преступления – любое лицо, достигшее 16 лет. Субъективная сторона – прямой умысел.

Производство или распространение оружия массового поражения 1 . Ключевое слово при характеристике данного состава преступления – массовое поражение. Речь идет не об обычном стрелковом оружии, не об артиллерийских снарядах или авиабомбах даже большой мощности или снабженных устройствами для особо точного прицеливания, а об оружии (боеприпасах к нему), применение которого влечет массовую гибель людей или уничтожение природной среды, не ограниченное полем боя, а охватывающее значительную территорию и не имеющее избирательного характера. Владение и подготовка к использованию оружия массового поражения имеет важное значение планирования и подготовки агрессивной войны, создавая у виновных психологическую уверенность в результативности нападения. Объективная сторона преступления — производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Республики Казахстан 2 .

Иными словами, речь идет о торговле, поставках, иных формах передачи во владение, пользование и распоряжение (в том числе, безвозмездно, в кредит и т.д.), как на межгосударственном, так и на внутригосударственном уровне. Причем, не только государственными структурами, но и частными предприятиями, организациями, учреждениями, отдельными лицами.

С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого преступления является состояние мира между государствами и безопасность человечества. Субъективная сторона — вина в форме прямого умысла.

Субъект деяния общий. Но в большинстве случаев речь идет – за исключением сравнительно немногочисленных попыток изготовления или похищения оружия массового поражения террористами, лицами, действующими из корысти и т.д. – о лицах, связанных с оборотом такого оружия профессионально.

Нападение на лиц или организации, пользующиеся международной защитой 3 . С некоторой долей условности, можно включить данный состав в группу преступных деяний против мира. Несмотря на гораздо более локальный характер, по сравнению с деяниями, предусмотренными статьями 156 и 158, непосредственный объект деяния – по существу тот же (состояние мира между государствами и безопасность человечества). Ведь нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, всегда нарушает или создает угрозу нарушения нормальных отношений между государствами; в ряде случаев такое нападение может явиться провокацией вооруженного конфликта.

Объективная сторона — нападение на таких лиц или учреждения, то есть в применении силы или ее угрозы для захвата людей, помещения, транспортного средства, для причинения вреда здоровью, имуществу, чести и достоинству лиц, пользующихся международной защитой. Круг лиц, защищаемый рассматриваемым составом, достаточно широк. Это дипломатические, консульские, торговые, специальные представители иностранных государств, члены их семей; представители международных (в том числе, региональных) организаций, статус которых предусматривает специальную защиту их прав и законных интересов в государстве пребывания. Речь идет, конечно, и о главах и членах государственных делегаций.

Субъективная сторона – прямой умысел. Лицо нападает, зная, что потерпевший (помещение, транспортное средство) пользуется международно-правовой защитой. Вместе с тем, спорным представляется распространенное в учебной и методической литературе утверждение о необходимости специальной цели: провокации войны или международных осложнений. Содержание рассматриваемой нормы не дает оснований для подобных утверждений. Нельзя смешивать возможные объективные последствия с направленностью конкретного умысла. Виновный может желать этих последствий, а может желать лишь нападения на лицо, пользующееся международной защитой из хулиганских побуждений, из корысти, из стремления выразить протест против тех или иных акций государства (организации), которую потерпевший представляет.

Субъект преступления – общий. Если нападение является составной частью акта терроризма или захвата заложников, представляется необходимой квалификация по совокупности деяний.

2.2 Преступления против человечества

В эту группу преступлений по УК входят геноцид и экоцид. Их непосредственным объектом являются общественные отношения, обеспечивающие безопасные условия жизни народов, этносов, социальных или религиозных групп населения и т.п.

При геноциде преступные действия непосредственно направлены на уничтожение людей или создание таких условий для их жизни, которые рано или поздно приведут к их гибели или к исчезновению данной общности. При экоциде преступные действия направлены на разрушение природной среды, но тем самым и на разрушение жизненных условий населения, проживающего на данной территории.

Геноцид и экоцид могут осуществляться как в ходе войны, иных вооруженных конфликтов, так и в мирное время, в частности, в результате захоронения радиоактивных отходов в условиях заведомо влекущих отравление ими природной среды.

Геноцид. Геноцид — умышленные деяния, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо создания иных жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы 1 .

Непосредственным объектом геноцида является безопас­ность группы людей. Потерпевшими в данном случае будут члены уничтожаемой группы. Критерием выделения такой группы могут выступать принадлежность к определенной расе, национальности, этносу, вероисповедание либо любой иной признак.

Объективная сторона преступления выражается в совер­шении активных действий, направленных на планомерное пол­ное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой, религиозной или иной группы как таковой

Геноцид объявлен международным преступлением против человечности резолюцией ООН 1946 г. В настоящее время действует Конвенция о предупреждении геноцида и наказании за него (1948 г.). Ранее уже упоминалось о двойном смысле понятия «нация». В данном случае речь идет о народе или его части (территориальной, культурной, исторической, психологической общности людей, могущих принадлежать к одному или к разным этносам). Во втором смысле этого термина, то есть к генетической, имеющей общих предков, общности. Расовая группа – это общность людей, выделенная по наследуемым внешним признакам (цвет кожи, разрез глаз, форма головы, структура волос и т.п.). Термин «религиозная группа» не нуждается в расшифровке. Уголовный закон не выделяет специально ответственность за геноцид в отношении социальной группы, хотя Конституция РФ запрещает дискриминацию по признаку принадлежности к такой группе. По видимому имеется в виду, что понятие геноцида в отношении национальной группы охватывает и геноцид по социальному признаку.

Преступление с субъективной стороны характеризуется прямым умыслом, ориентированным на цель полного или частичного уничтожения соответствующей группы населения.

Субъектом рассматриваемого деяния является любой его участник, достигший 16 лет (лица с 14 до 16 лет, участвующие в геноциде, например, из религиозного фанатизма несут ответственность за тяжкие преступления против личности). Вместе с тем, необходима индивидуализация ответственности организаторов, в том числе, высших должностных лиц, исполнителей, пособников. При этом возможна и констатация наличия преступной организации (преступного сообщества).

Экоцид 1 . Что касается экоцида, то его объективная сторона состоит в массовом уничтожении растительного или животного мира, отравлении атмосферы, земельных или водных ресурсов, а также совершение иных действий, вызвавших или способных вызвать экологическую катастрофу. Это преступление также относится к числу особо тяжких.

Объектом данного преступления является безопасность человечества, поскольку разрушение среды обитания людей способно привести к гибели части, и, в конечном счете, к гибе­ли всего человечества.

Речь идет о совершении не только выделенных в законе, но и любых других действий военного, производственного, научного, социально-обслуживающего характера, создающие угрозу экологической катастрофы, то есть разрушения природной среды на значительной территории и превращения условий жизни на ней в опасные для жизни и здоровья людей, нормального существования животного и растительного мира.

Некоторую специфику по сравнению с геноцидом, имеет субъективная сторона экоцида. Здесь возможен как прямой умысел, ориентированный на специальную цель создания экологической катастрофы, так и косвенный умысел. В последнем случае лицо осознает неизбежность или реальную возможность последствий, но относится к ним безразлично. Однако признак заведомости представляется обязательным. При неосторожных формах вины ответственность должна наступать не за преступления против человечества, а за соответствующее экологическое преступление.

Характеристика субъекта преступления сходна с субъектом геноцида — вменяемое физическое лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста. В заключение отметим, что хотя преступление имеет международный характер (в том числе, в связи с угрозой, которая распространяется на соседние страны), понятие экоцид, в отличие от геноцида не кодифицировано в международно-правовом плане. Вместе с тем, содержание его объективной стороны можно вывести из ряда международных конвенций по борьбе с загрязняющим воздействием на окружающую среду.

2.3 Военные преступления

Применение запрещенных средств и методов ведения войны 1 . Данная статья охватывает составы, рассчитанные на применение в условиях уже ведущейся войны или иного вооруженного конфликта. Непосредственный объект здесь – общественные отношения, обеспечивающие минимизацию вреда, причиняемого военными действиями (человеческих потерь, имущественного ущерба, страданий людей, уничтожения историко-культурного потенциала и т.д.).

Запрет жестокого обращения с военнопленными или гражданским населением 2 требует некоторой конкретизации в части круга лиц, защищаемых этим запретом, и в части самого понятия жестокого обращения. Женевская Конвенция 1949 г. относит к числу военнопленных не только личный состав вооруженных сил, но и добровольцев (но не наемников), ополченцев, восставшее против захватчиков население, но при условии открытого ношения оружия и соблюдения законов и обычаев воны. На положении военнопленных должны считаться также экипажи торгового флота и гражданской авиации захваченные неприятелем.

Жестокое обращение – это причинение не вызываемых военной необходимостью физических или нравственных страданий, в том числе пытки, эксперименты на людях, избиение, бесчеловечные условия содержания, унижение чести и достоинства и т.д. Появившиеся в уголовно – правовой литературе утверждения, что отсутствие физического насилия не позволяет применять квалификацию деяний как жестокого обращения, не соответствует интерпретации этого понятия в международно-правовых документах. Даже пытка возможна путем применения психического, а не физического воздействия.

Запрещена под угрозой уголовной ответственности депортация гражданского населения, то есть его высылка с занятой территории, угон при отступлении и т.д. Но от депортации надо отличать:

а) добровольную эвакуацию;

б) действия воюющей стороны, направленные на предотвращение массовых потерь гражданского населения. Например, временное выселение из населенных пунктов, в которых предполагаются крупные боевые действия.

Один из вариантов объективной стороны рассматриваемого состава – разграбление национального имущества на оккупированной территории. Речь идет об организации воюющей стороной на занятой территории противника крупномасштабного изъятия и присвоения «по праву победителя» исторических и культурных ценностей, а равно материальной базы экономики, не зависимо от формы собственности. Под этот запрет не попадают действия, которые:

а) предприняты с целью, временно сохранить ценности от случайных военных действий;

б) предусмотрены мирным договором, например, в связи с репарациями;

в) предусмотрены после безоговорочной капитуляции стороны, развязавшей агрессивную войну решением высшего органа стран – победительниц на оккупированной территории (с последующим решением этого вопроса в мирном договоре).

Вместе с тем, разрешение, которое дает военное или гражданское руководство военнослужащим на захват и вывоз определенного количества имущества, в том числе, «бесхозного», а тем более организация такого захвата и вывоза, несомненно, является формой разграбления имущества в смысле статьи 159 УК.

Часть 2 статьи 159 УК предусматривает ответственность за применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором. Преступление является оконченным с момента запуска ракеты – носителя такого оружия, взлеты воздушного судна с этим оружием, выпуска в сторону противника отравляющих или бактериологических веществ. О понятии оружия массового поражения говорилось при рассмотрении статьи 158 УК.

Субъективная сторона рассматриваемых деяний – прямой умысел за нарушение законов и обычаев войны или иного вооруженного конфликта, минимизирующих их вредные последствия. Мотив не имеет значения для квалификации, но важен для индивидуализации наказания (фанатизм, ложное понимание служебного долга, корысть, месть за погибших и т.д.)

Субъектами рассматриваемых деяний могут быть как лица, отдающие приказы о нарушении законов и обычаев войны, так и лица, организующие их исполнение, а равно совершающие действия, предусмотренные статьей 159 УК по своей инициативе.

Объективная сторона преступления выражается в совер­шении любого из числа альтернативных действий, указанных в диспозиции статьи.

Наемничество 1 . Наемничество относится к группе военных преступлений, так как речь идет о нарушении законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ее ведения). Даже в тех случаях, когда действия, составляющие объективную сторону наемничества, совершаются до начала боевых действий, они целенаправленны и на нарушение законов войны.

Согласно примечанию к статье 162 УК, воспроизводящему международно-правовое определение, наемником признается лицо:

а) действующее в целях получения материального вознаграждения или иной личной выгоды;

б) не являющееся гражданином стороны, участвующей в вооруженном конфликте, не проживающее постоянно на ее территории и не направленное другим государством для выполнения официальных обязанностей;

Объективная сторона деяний многовариантна. Устанавливается ответственность за вербовку, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях 1 . Наказуема вербовка, совершенная любым способом от предложений и обещаний до принуждения. Финансирование или материальное обеспечение также наказуемо, независимо от способов (предоставляется наемнику, или его близким, или лидеру группы для распределения; единовременно или регулярно; в денежной или иной форме и т.д.). Использование в вооруженном конфликте или военных действиях предполагает как непосредственное участие в боевых операциях, так и их обслуживание связью, транспортом и т.д.

Квалифицирующие обстоятельства деяния вербовщика — использование служебного положения или в отношениях несовершеннолетнего 2 . Наряду с ответственностью вербовщика предусматривается ответственность самого нанятого лица (наемника) за участие в вооруженном конфликте или военных действиях 3 . Представляется, что это деяние окончено с момента включения наемника в состав вооруженных сил стороны такого вооруженного конфликта (военных действий).

Субъективная сторона всех форм наемничества квалифицируется прямым умыслом, при наличии квалифицирующих обстоятельств, в том числе связанных с несовершеннолетием вербуемого лица, виновный должен осознавать их наличие и связь с предпринимаемыми им действиями. Мотивация деяний может быть самой разнообразной от корысти до чувства патриотизма – она влияет на индивидуализацию ответственности и наказание. С учетом изложенного, непосредственным объектом рассматриваемого преступления является состояние мира между государствами и безопасность человечества.

Субъектом всех форм наемничества может быть лицо, достигшее 16 лет, действующее как по поручению другого лица, организации, государства, так и по собственной инициативе.

Деяние, предусмотренное основным составом (часть 1 статья 162 УК), является тяжким преступлением: квалифицированный состав (часть 2) – особо тяжким преступлением. Деяние, предусмотренное частью 3, является тяжким преступлением.

Планирование, подготовка, развязывание агрессивной войны в соответствии с общепризнанными нормами международного права являются преступлением против мира, поскольку ведут к нарушению мирного сосуществования народов и государств, предсказуемым человеческим жертвам и неоправданным материальным затратам, неимоверным страданиям мирного населения, в том числе женщин и детей, разрушению или уничтожению народно-хозяйственных объектов, архитектурных памятников и культурных ценностей.

Общественная опасность публичных призывов к развязыванию агрессивной войны заключается в том, что такие действия формируют в обществе и соответствующих структурах государственной власти социально – психологическую атмосферу морального оправдания и готовности к ведению войны, следовательно, создают соответствующую поддержку лицам, занимающим государственные должности государственной службы Республики Казахстан и компетентным принимать решения о начале ведения войны, при принятии ими решений о развязывании агрессивной войны.

Общественная опасность производства и распространения оружия массового поражения заключается в том, что в случаях межгосударственных или внутринациональных конфликтов создается реальная возможность их использования в качестве средства решения конфликта в пользу стороны, обладающей таким оружием, а это создает угрозу массовой гибели людей, заражения или уничтожения животного или растительного мира в регионе конфликта, к иным вредным для общества и окружающей природной среды последствиям.

Общественная опасность действий, заключающихся в применении запрещенных нормами международного права средств и методов ведения войны, состоит в том, что при их применении не только попираются нормы международного права, но главным образом причиняются неоправданные страдания участникам вооруженного конфликта и мирному населению, увеличиваются человеческие жертвы и уничтожаются или разрушаются народно – хозяйственные объекты, обеспечивающие жизнедеятельность людей, уничтожаются безвозвратно культурные и архитектурные памятники как достижения человеческой цивилизации.

Общественная опасность геноцида заключается в том, что в результате совершения составляющих это преступление действий, полностью или частично прекращает или может прекратить существование определенная национальная, этническая, расовая или религиозная группа людей, характеризующаяся самобытностью традиций, образа жизни и культуры, иными особенностями жизнедеятельности. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., провозглашается, что каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, что никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности, что все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона. Опасность экоцида заключается в том, что составляющие этого преступления действия могут нанести, либо наносят огромный вред окружающей природной среде, как естественной основе обитания людей, устойчивому социально – экономическому развитию страны и общества, сохранению генофонда народа, животного и растительного мира.

Общественная опасность наемничества заключается в том, что определенная часть людей, в качестве источника средств к существованию, избирает участие в вооруженных конфликтах или военных действиях на стороне государства, гражданином которого лицо не является и где постоянно не проживает. Такие действия глубоко безнравственны и особо опасны потому, что в человеческом сообществе формируется группа людей, профессиональным занятием которых становятся убийства, причинение тяжкого и иного вреда здоровью лиц, участвующих в вооруженном конфликте или военных действиях, уничтожение или разрушение народно – хозяйственных и иных объектов конфликтующей стороны, разворовывание национального богатства государства и имущества гражданского населения.

Таким образом, подводя итоги, необходимо указать о том, что жизнь миллионов людей на планете всё ещё омрачена насилием. Некоторые государства прекратили своё существование в результате внутренних конфликтов, конфликтов между государствами. Нельзя допускать, чтобы кто-либо пострадал или был, подвергнут опасности в своей собственной стране и за её пределами.

Список использованной литературы

Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РК «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» от 7 октября 1998 г.).

Уголовный кодекс РК от 16 июля 1997 года.

Гагаров А.Н. Экоцид – международное преступление

works.doklad.ru

Популярное:

  • Реклама не соответствующая закону Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 25 декабря 2015 г. № 937/пр “Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка передачи […]
  • Приказ 152 путевые листы Приказ Министерства транспорта РФ от 18 января 2017 г. № 17 "О внесении изменений в обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18 сентября 2008 г. № […]
  • Закон 39-фз об инвестиционной деятельности Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ"Об […]
  • Правила наложения дисциплинарного взыскания рк Правила наложения дисциплинарного взыскания рк В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения […]
  • Приказ о приемной комиссии вуза Приказ о приемной комиссии вуза Подпишитесь на каналы Состав приемной комиссии В соответствии с утвержденным Положением о приемной комиссии ФГБОУ ВПО «АГАО» и приказа № 304 от 31.12. 2015 года включить в состав приемной […]
  • Закон об осаго такси Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках […]
  • Приказ от 25082010 558 министерства культуры российской федерации 8(495)912-63-37 gmc@edu.mos.ru Приказ Минкультуры от 25 августа 2010 года № 558 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности. » МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ […]
  • Применение пониженной ставки налога на прибыль Налоговики разъяснили порядок применения пониженной ставки налога на прибыль в Москве На официальном сайте ФНС России размещена информация о том, в каком порядке компании при реализации инвестиционных приоритетных проектов в столице могут […]